Стратегия формирования системы экономической безопасности региона в условиях глобализации
Определеньь угрозы экономической безопасности Ставропольского края в продовольственной, производственной, инфраструктурной, финансовой, социальной и инновационной сферах экономики региона, среди которых, помимо угроз, характерны для Российской^ Федерации в целомвыявлены специфические для края угрозы: экстремизмистощение природно-ресурсного потенциаланецивилизованное перераспределение… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические основы изучения экономической безопасности региона в условиях глобализации
- 1. 1. Эволюция понятия «безопасность»
- 1. 2. Взаимосвязь экономической безопасности региона и его конкурентоспособности. Факторы региональной экономической безопасности
- 1. 3. Индикаторы экономической безопасности региона
- 2. Анализ экономической безопасности региона
- 2. 1. Основные тенденции социально-экономического развития Ставропольского края и индикаторы его экономической безопасности
- 2. 2. Угрозы экономической безопасности Ставропольского края
- 2. 3. Структурно-функциональный анализ системы обеспечения экономической безопасности Ставропольского края
- 3. Формирование экономической безопасности региона
- 3. 1. Выявление «точек роста» региона как основа разработки стратегии экономической безопасности
- 3. 2. Методы реализации стратегии экономической безопасности региона
- 3. 3. Мониторинг экономической безопасности: методы, анализ, обобщения
Стратегия формирования системы экономической безопасности региона в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследованияВ современных условиях экономическая^ безопасность России приобретает первостепенное значение вследствие того, что именно она" дает основные ориентиры, дляпринятия-, системных социально-экономических решений. Обеспечение экономическойбезопасности Российской' Федерации ! и ее приоритетов1 являетсяосновой интеграции России в мировую: экономику. Только при взвешенной! и обоснованнойвыработке и реализации стратегии экономической безопасности, наша страна может, занять, достойное место в системе глобального экономического пространства. Данное положение определяет основные: направленияизложенные в Концепции национальной безопасности, утвержденной указом президента РФ 10.01.2001 года.
В проблеме экономической безопасности страны ключевую роль играет региональный уровень, что исходит из реализации идеи национального единства, недопущения сепаратизма врегионах, интеграционных, экономических процессов как внутристраны, таки с ее стратегическими союзниками. Вэтих условияхважной, — задачей является разработка стратегии экономической безопасности региона, исходя из его национально-культурных, социально-демографических, природно-климатических, экономических, и исторических особенностей формированияи развития субъектов РоссийскойФедерации. Правильное концептуальное обоснование стратегии безопасности региона — это не только важнейший элемент политики, но и фактор консолидации регионовСтратегия обеспечения экономической безопасности регионаявляется" важным инструментом в руках политической, духовной, экономической элиты, основанием для стратегического и тактического управления. Экономический инструментарий достижения региональной безопасности не идентичен с подходами странового уровняПоэтому в задаче обеспечения экономической безопасности страны безопасность регионов является самостоятельной задачей.
Важность и актуальность проблемы обусловили выбор темы, исследования, которая* предполагает системное рассмотрение экономической^ безопасности региона в контексте мировых и общероссийских тенденций с учетом взаимосвязи ее различных элементов.
Степень разработанности проблемы. На уровне государства основы комплексной теорииэкономической безопасности сформулированы такими" отечественными" и зарубежными исследователями, как Абалкин Л. И., Бурцев В. В., Илларионов, А., Олейников Е. А., Сенчагов В. К., Фетисов Г. Г., Коржов Г. В., Донская Г. М., Кидуэлл Д., Петерсон Р., Блэкуэлл Д. и*другие.
Вопросам зависимости экономической безопасности от взаимодействия экономических процессовв тесной? связи с институциональными1 структурами посвящены труды Архипова А., Белоусова Р1, Герасименко В, Глазьева С., Капканщикова С., Ноздрань Н., Овсиенко КХ, Шибалкина О.
Глобализация мировой экономики оказывает существенное влияние на обеспечение экономической безопасности, что особенно касается финансовой политики государства. Такие проблемы рассматриваются в работах Болдырева Г., Горелик В., Лаврова В., Левчук И., Никольского’П., Озерова И., Павлова В., Родионова В., Семеновой Г., Сычева Н., Шерменевой М.
Теоретические основы экономической" безопасности России и ее регионов были отражены в трудах Богомолова В., Вечканова Г., Кочергиной Т. и др. Однако, до сих пор не сформировано единое понятие экономической безопасности государства и регионов, не выработаны четкие критерии и пороговые значения индикаторов экономической безопасности страны и, особенно, регионов, не определены основные факторы, влияющие на экономическую безопасность. Особенно слабо проработанными являются вопросы региональной безопасности. Разработка стратегии экономической безопасности регионов — не только важнейший элемент государственной политики, но и фактор консолидации регионов, что и обусловило актуальность выбранной темы исследования.
Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономическая безопасность в соответствии с паспортом специальностей п. 11.5 «Пороговые значения экономической безопасности и методы их определения», п. 11.6 «Концептуальные и стратегические направления повышения экономической безопасности, критерии экономической безопасности».
Объектом исследования является экономическая безопасность региона в условиях глобализации.
Предметом — совокупность организационно-экономических отношений по обеспечению экономической безопасности.
Целью диссертационной работы является усовершенствование теоретических и практических аспектов разработки стратегии обеспечения экономической безопасности региона в условиях глобализационных процессов. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
— уточнить содержание понятия «экономическая безопасность региона»;
— раскрыть взаимосвязь экономической безопасности региона и его конкурентоспособности. Выявить факторы региональной экономической безопасностиусовершенствовать систему индикаторов экономической безопасности региона с их пороговыми значениями;
— проанализировать основные тенденции социально-экономического развития Ставропольского края, состояние его экономической безопасности и превалирующие угрозыосуществить структурно-функциональный анализ системы обеспечения экономической безопасности краяопределить методический подход к разработке стратегии экономической безопасности региона на основе выделения «точек роста»;
— научно обосновать методы реализации стратегии экономической безопасности региона;
— разработать механизм организациисистемы мониторинга социально-экономическогоразвития края^ в1 системе обеспечения1 его экономической безопасности.
Методологическая* ш теоретическая основа исследования.
Методологической базот проводимых исследований^ явились критически осмысленные и творчески воспринятые методологические приемыши подходы представителей' различных научных школ отечественных и зарубежных ученых. В процессе исследования автором' использовались методы научного4 познания: системный, исторический, графический, индексный, аналитическийстатистический, методы сравнительного и контентанализа.
Информационной и эмпирической базой исследования явились данные Федеральной службы государственной, статистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, Концепция и Государственная стратегия экономической^ безопасности Российской Федерации, законы Российской* Федерации и Ставропольского края-, Указьь Президента' России, постановления и распоряжения Правительства России, аналитические данные отечественной и зарубежной справочной и научной"литературы.
Рабочая гипотеза основывается на теоретических положениях и научной позиции^ автора, согласно которым экономическая безопасность региона, его действенное включение в мирохозяйственные сетевые взаимодействия могут быть обеспечены на основе разработки определенной стратегии, основанной на адекватных усилиях в административно-регулятивной, территориально-маркетинговой и институциональной сферах, включая систему стимулирующих методов воздействия на «точки роста» социально-экономической сферы региона и имманентные угрозам организационно-экономические механизмы управления и мониторинга.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В условиях глрбализации и соответствующего структурирования мезоэкономическогр пространства понятие экономической безопасности региона должно имманентно актуализироваться. На данной стадии эволюции эта категория должна быть скорректирована, с позиций рыночного рискового характера экономической деятельности и приоритета информационной составляющей, в следующем контексте: экономическая безопасность региона это такое положение продовольственной, производственной, инфраструктурной, финансовой, социальной и инновационной сфер экономики региона, при котором они защищены от инвестиционных, финансовых, политических, срциальных, экологических, криминальных и законодательных рисков.
2. Видение особой мезоэкономической детерминанты региона как активного участника конкурентных и глобализационных процессов верифицирует необходимость выделения основных факторов его экономической безопасности, в число которых входят человеческийтехнико-технологическийприродно-ресурсныйинституциональныйорганизационныйинформационныйгеостратегическийцивилизационныйэтносоциальныйполитическийинновационныйспециализацииоткрытости экономики.
3. Экономическая безопасность региона представляет собой сложное и многогранное явление, требующее всестороннего исследования различных сфер региональной экономики, что обусловливает необходимость обоснования системы показателей безопасности. Применение разработанной нами системы индикаторов безопасности с их пороговыми значениями позволит выявить точки повышенного риска в продовольственной, производственной, инфраструктурной, финансовой, социальной и инновационной сферах экономики региона, за гранями которых возникает угроза нарушения равновесия и развития составных элементов региональной системы с последующим наступлением кризисных явлений.
4. На экономическую безопасность Ставропольского края оказывают влияние угрозы безопасности Российской Федерации в целом. Однако’в крае существует целый ряд специфический региональных угроз, значительно снижающих его экономическую безопасность. К ним, относятся угрозы в продовольственной, производственной, инфраструктурной, финансовой, социальной’и инновационной сферах. Формируя неблагоприятную’среду для развития региона, они являются катализатором снижения^ доходов и роста расходов краевого бюджета, замедления темпов роста экономики, усиления^ дифференциации дрходов населения и снижения уровня^ жизни, разрушения социальной инфраструктуры в сельской* местности, значительного технологического1 отставания и снижения конкурентоспособности региональных товаропроизводителей.
5. Отсутствие программно-целевого механизма реализации экономической безопасности на территории Ставропольского края4 может привести к развитию целого ряда негативных тенденций в экономической и социальной сферах края, во взаимодействии органов государственной власти и институтов гражданского общества, к снижению уровня участия' этнических, национально-культурных и религиозных организаций в" реализации общественно значимых социальных программ и,-как результат, их неадекватному реагирование на проявления экстремизма, национальной* нетерпимости, ксенофобии.
6. Основой разработки стратегии экономической безопасности Ставропольского края являются выделенные на основе определенных нами принципов следующие направления: развитие научно-технического потенциалаинновационное развитие химической промышленности путем организации химического кластераорганизация инновационного кластера стекольного производстваформирование инновационного кластера промышленности по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования на основе концерна «Энергомера" — формирование инновационного, кластера пищевой и перерабатывающейпромышленностиформирование кластерамашиностроения-: развитие. краевого-потребительского рынкаструктурное преобразование агропромышленного комплекса:
7. Системообразующим элементом в использованииразличных, методов реализации стратегии экономической безопасности региона является кластерная политика. Алгоритм формирования кластерной политики должен заключать в себенесколько этапов: 1) выделение «точек роста" — 2) анализ информационных ресурсов- 3) выделение1 связанных отраслейи- предприятий- 4) разработка системы стимулирования и информационной поддержки— 5) производство и продвижение ключевых товаров и услуг. .
Научная новизна диссертационного исследования заключается в углублении и: совершенствовании теоретических ипрактических аспектов становления и реализации стратегии экономической безопасности региона.
Конкретно элементы научной новизны состоят в следующем:
— уточнено, с позиций-влияния глобализации как доминантного фактора-развития мировых и региональных систем, понятие экономическойбезопасности региона, которое позволяет его* четко структурировать в диалектической взаимосвязи рисков и сфер деятельности, создавая предпосылки для выстраивания системы индикаторов безопасности;
— выделены и обоснованы факторы экономической безопасности региона, продуцируемые глобализацией развития мировой экономическойсистемы, к которым относятся: человеческийтехнико-технологическийприродно-ресурсныйинституциональныйорганизационныйинформационныйгеостратегическийцивилизационныйэтносоциальныйполитическийинновационный-, специализацииоткрытости экономикидоказана сопряженность, процессов повышения конкурентоспособности и экономической безопасности регионов как субъектов хозяйствования;
— разработана и обоснована система индикаторов экономической безопасностирегиона и их пороговых значений, позволяющая всесторонне оценить уровень развития продовольственной, производственной, инфраструктурной, финансовой, социальной и инновационной* сфер экономики региона, выявить критические звенья, препятствующие эффективному осуществлению воспроизводственного процесса и ведущие к разрушению системы экономической безопасности региона;
— определеньь угрозы экономической безопасности Ставропольского края в продовольственной, производственной, инфраструктурной, финансовой, социальной и инновационной сферах экономики региона, среди которых, помимо угроз, характерны для Российской^ Федерации в целомвыявлены специфические для края угрозы: экстремизмистощение природно-ресурсного потенциаланецивилизованное перераспределение собственностисокращение налогового потенциаларазрушение регионального АПКдеградация пахотных земельнизкая конкурентоспособность перерабатывающих отраслейразрушение социальной^ инфраструктуры в сельской местностирост цен и тарифов, превышающий рост доходов населениявозрастание дифференциации доходов населения и уровня его бедностивысокий уровень безработицыснижение материально-технических и финансовых возможностей предприятий по внедрению технологических процессов" и по освоению нововведенийотток кадров из региона, свертывание отраслевых секторов, наукиснижение финансирования из всех источников-, падение эффективности НИОКРсистематическое сужение внутренних рынков инновацийнеразвитость инновационной инфраструктурысохранение высоких инвестиционных рисковнизкая эффективность реализуемых научно-технических программ и проектов;
— верифицирована (на основе проведения структурно-функционального анализа системы обеспечения экономической безопасности Ставропольского края) необходимость разработки дополнительных рычагов по созданию механизма функционирования системы экономической безопасности, который позволит рбъединить отдельные разрозненные элементы в, единую региональную систему обеспечения экономической безопасности! Ставропольского края;
— определены принципы выделения, «точек роста» (влияние: на индикаторы экономической безопасности по основным сферам социально-экономического: комплексаопора на тенденции социально-экономического развитияучет причин долговременного* характера, снижающие адаптационные возможности края к нестабильной рыночной^ экономике-, соответствие. определенным: отраслевым признакам) являющихся основой разработки Стратегии экономической, безопасности региона, на базе которых выявлены «точки роста», к которым относятся: развитие научно-технического потенциалаинновационное: развитие химической промышленностипутем организации химическогокластера-, организация: инновационного кластера стекольного, производстваформирование инновационного кластера промышленности. по производству электрооборудованияэлектронного и оптического оборудования на основе концерна «Энергомера" — формирование инновационного кластера пищевой и перерабатывающей/. промышленностиформирование кластера машиностроенияразвитие: краевого потребительского: рынкаструктурное преобразование агропромышленного комплекса;
— разработан неформализованный алгоритм кластерной: региональной политики, реализация, которого позволит организовать на территории Ставропольского края следующие инновационные кластеры: химический, стекольный, промышленности по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудованияна основе концерна «Энергомера», пищевой и перерабатывающей промышленности, машиностроения;
— доказано: что организация мониторинга экономической безопасности края: будет эффективной только в том случае, если он будет осуществляться, во-первых, как составная часть общего мониторинга социально-экономических процессов, во-вторых, в системе автоматизированной информационно-аналитической поддержки-. Разработаны"модель и алгоритм, системы мониторинга социально-экономических процессов!
Теоретическая^ и практическая^ значимость результатов4 исследования заключаетсяв решении поставленных диссертантом задач1, разработке практических предложений" по формированию и реализации стратегшьэкономической, безопасности региона.
Теоретические идеи1 и положения работьь могут быть применены в процессе преподавания, в вузах курсов порегиональной экономической безопасности, стратегическому менеджменту региона, мониторингу социально-экономического состояния региона и пр, а также использоваться1 в дальнейших диссертационных^ исследованиях по проблемам экономической безопасности.
Выдвинутые в диссертационном исследовании* практически предложения могут стать основой разработки и реализации Стратегии экономической безопасности Ставропольского края для работников органов управления.
Апробация, ивнедрение результатов исследования. Основные* результаты, диссертационного^ исследования Н. И. Красникова внедряются^ в деятельность. Министерства экономического развития, Ставропольского краяс 2009 года.
В работе Министерства были использованы предложения автора по выбору приоритетов регионального развития" для обеспечения&tradeего экономической безопасности. Выделенные Красниковым Н. И. «точки роста» учитываются при*разработке Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края.
Кроме того, при определении' механизмов реализации Стратегии используется предложенный автором алгоритм формирования инновационных кластеров на территории края, опирающихся на «точки роста» экономики.
Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных конференциях: Международной' научно-практической конференции «Экономико-правовые аспекты стратегии, модернизации России: механизмы обеспечения, конкурентоспособности и качественного экономического роста (г. Сочи- 2010), Международной! научно-практической конференции «Проблемы функционирования и развития экономики регионов Северного Кавказа и ЮФО: вызовы и решения» (г. Нальчик — г. Краснодар, 2010 г.), Международной научно-практической конференции «Стратегия обеспечения экономической безопасности России» (Краснодар, 2009 г.), VIII Всероссийской научно-практической' конференции с международным, участием «Актуальные вопросы экономических наук» (Новосибирск, 2009 г.) — 54-й научно-методической конференции «Университетская' наукарегиону» «Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство» (Ставрополь, 2009 г.), Региональной научно-практической конференции «Развитие инновационно-инвестиционного потенциала Ставрополья: проблемы, поиски и решения» (Ставрополь, 26−28 ноября, 2008 г.) Диссертационное исследование подготовлено в рамках плана научно-исследовательской работы Ставропольского государственного университета и научной* школы «Устойчивое развитие региона в условиях интеграции России в мировое хозяйство», Научно-образовательного центра «Социально-экономическая и политическая безопасность региона».
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 17 печатных работ, в том числе 5 — в журналах из перечня ВАК, общим объемом 10,4 п.л., в том числе авторских — 6,4 п.л.
Структура" диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных.