Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проверка материалов и выводов исследования осуществлялась: на заседаниях лаборатории изобразительного искусства (2000 г.) и лаборатории пластических искусств (2003, 2004, 2005 гг.) Института художественного образования РАОна ежегодной международной научно-практической конференции «Традиционное декоративно — прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние и перспективы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исторические и педагогические основы профессионального образования в лаковой миниатюрной живописи
    • 1. 1. Исторический аспект обучения искусству лаковой миниатюры
    • 1. 2. Теоретические предпосылки развития образования в области лаковой миниатюрной живописи
  • Выводы
  • Глава 2. Лаковая миниатюрная живопись в системе современного образования
    • 2. 1. Содержание современного обучения лаковой миниатюрной живописи в системе профессионального образования
    • 2. 2. Взаимосвязь мастерства и композиции как основа профессионального образования в области лаковой миниатюрной живописи
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических инноваций в профессиональном обучении лаковой миниатюрной живописи
  • Выводы

Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении всей истории человечества народное искусство было существенной частью национальной и мировой культуры. Вопрос о художественной ценности народного искусства, его истинной сущности и значении как многовекового опыта народа в художественном освоении действительности, хранящего национальные особенности, традиции и культуру, поднимался и рассматривался неоднократно.

Главными задачами на сегодняшний день в сфере народной прикладной культуры являются возрождение, сохранение и перспективы развития традиционного прикладного искусства, как неотделимой части духовного наследия России и приобщение современного человека к культурному наследию прошлого своего народа, своей страны, а значит сохранение и дальнейшее развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства. В связи с этим, и сегодня актуальными в традиционном прикладном искусстве являются вопросы профессионального обучения и воспитания, реализация которых будет служить процветанию отечественной культуры, всемирному росту творческого потенциала страны, так как сохранение и развитие этого искусства невозможно отделить от образования в этой области. И здесь имеет место характерная особенность: если художественное образование в целом (кроме народного искусства) интегрировано в двух пространствах — образовательном и художественно-творческом, то в традиционном искусстве присутствует ещё и национально-традиционный компонент, являющийся определяющим для каждого из видов народных художественных промыслов, а значит и для профессионального образования. Художественное образование — это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования человека как гармоничной личности, его духовности, творческой индивидуальности. Концепция художественного образования определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения. Реализация данной концепции станет основой для духовного возрождения России, утверждения её статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая её социально-культурную и творческую стороны. Модернизация российского образования затрагивает и профессиональную подготовку специалиста в каждом направлении традиционного прикладного искусства. Образовательное пространство XXI века настоятельно требует разработки и внедрения современных форм и методов преподавания художественных и специальных дисциплин с целью не просто глубокого изучения, а погружения в сущность народного искусства и, как результат, возрождения и развития различных видов традиционного прикладного искусства. Одним из наиболее распространённых направлений самобытного народного прикладного искусства России является лаковая миниатюрная живопись, имеющая свою историю возникновения и развития, а также свои истоки профессиональной подготовки художников-миниатюристов. Образование в народном прикладном искусстве, в том числе и в области лаковой миниатюрной живописи, приносит прекрасные творческие результаты, способствующие развитию не только личности самого художника, но и зрителя. Для этого необходим осознанный подход к реализации конечной цели профессионального образования в каждой конкретной области. И здесь имеет место особенность образования в декоративно-прикладном искусстве: художественное образование в целом (кроме народного искусства) интегрировано в двух пространствах — образовательном и художественно-творческом, а в традиционном искусстве присутствует ещё национально-традиционный компонент, являющийся определяющим для каждого из видов народных художественных промыслов, а значит и для профессионального образования в этой области.

Искусство русских художественных лаков представляет собой один из самых уникальных видов декоративно-прикладного искусства. Каждый из существующих веками центров палехской, мстёрской, федоскинской и холуйской миниатюры имеет собственный художественный язык, который определяет особенности взаимосвязи композиции и технологических и технических приёмов, характерные только для конкретного центра лаковой миниатюры. Именно это и является определяющим в подготовке художников-миниатюристов, где для каждого из перечисленных видов лаковой миниатюрной живописи составляются индивидуальные уникальные учебные программы по таким предметам как «мастерство» и «композиция». А поскольку из числа преподавателей, ведущих «мастерство» и «композицию», только 31% имеют высшее образование, то и содержание образования не всегда адекватно его задачам. Поэтому одним из основных аспектов должно быть внимание к взаимосвязи «мастерства» и «композиции» как основы обучения, разработки и внедрения современных форм и методов преподавания дисциплин с целью не просто глубокого изучения, а погружения в сущность народного искусства. В процессе творческой деятельности современными художниками учитываются художественные свойства материала, технологические приемы обработки формы, прикладной характер изделий и сложившиеся приемы трактовки образов. Таким образом, для выведения на высокий профессиональный уровень подготовки художников по лаковой миниатюре обучение только технологическим и техническим приёмам росписи изделий на занятиях предмета «мастерство» недостаточно. Так как именно работа студентов по предмету «композиция» способствует формированию и пробуждению творческого начала личности, нестандартного подхода в решении художественного образа. И наоборот, высокий творческий потенциал, формируемый через уроки композиции не будет реализован без высокой техники исполнения работы. Поэтому в профессиональном обучении лаковой миниатюрной живописи, на наш взгляд, актуальным является вопрос взаимосвязи учебных предметов «Мастерство» и «Композиция». Актуальность исследования подтверждается также существующей проблемой необходимости формирования интереса и приобщения подростков к лаковой миниатюрной живописи как одному из видов национальной художественной культуры, которая зависит от профессионализма художников лаковой миниатюры, степени интеграции в их работах креативности и высокой техничности на основе вековых художественных традиций. Однако теоретических работ по взаимосвязи обучения мастерству и композиции в прикладном искусстве вообще, и в частности в области лаковой миниатюрной живописи не выявлено, а практика профессионального образования в этой области практически сведена к обучению только в средних профессиональных учебных заведениях, поскольку профильное (по конкретному виду лаковой миниатюры) высшее образование в России отсутствует.

Поэтому необходим переход художественного профессионального образования на новое содержание, ориентированное на подготовку квалифицированных специалистов, способных к созданию высокохудожественных произведений, не только задуманных, но и выполненных собственными руками, что требует совершенствования системы обучения, создания современных учебных программ с учетом взаимосвязи двух ведущих предметов, ориентированных на профессиональную подготовку по мастерству и композиции.

Поскольку проблема сложна и многогранна, поиск методов и приемов обучения, обеспечивающих одновременно активное развитие творческого композиционного мышления и высокий художественный и технический (имеется в виду техника исполнения) уровень работ, остается одной из самых сложных и основных задач художественной педагогики в области традиционного прикладного искусства.

Тесная связь между обучением композиционным законам и правилам и обучением мастерству требует педагогически обоснованного осуществления связи между теорией и практикой в процессе учебной деятельности. Обучение данным предметам подразумевает применение студентами в процессе работы знаний, усвоенных на занятиях по композиции, а затем дальнейшее обогащение и углубление знаний и навыков в ходе непосредственной работы над изделием в материале. Сегодня возросли требования к традиционному прикладному искусству, а значит и к профессиональному обучению, к уровню подготовки будущих художников. Нетрудно представить, каким развитым воображением, творческими возможностями, мастерством должен обладать современный художник традиционного прикладного искусства, чтобы его произведения отражали такие особенности народных художественных промыслов как коллективный характер творчества, сохранение и передачу художественных и технологических традиций, преемственность поколений и при этом были бы интересны не только взрослому населению, но и подросткам, выросшим в современном мире — мире компьютерных технологий, высокой моды, свободы выбора интересов. Ведь именно этих подростков необходимо приобщать к национальной культуре своего народа, своей страны, помогать им в выборе собственного будущего. Всё это определяет необходимость соответствующей профессиональной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства, развития их творческого мышления и творческих способностей, воображения, формирования необходимых знаний, умений и навыков.

В последние годы многие искусствоведы, занимающиеся изучением народного прикладного искусства, и учёные — педагоги, какую бы область этого направления они не изучали, неизбежно приходят к необходимости решения проблем в художественном профессиональном образовании. К их числу относятся И. Я. Богуславская, Н. М. Ведерникова, В. М. Вишневская, Г. Л. Дайн, Н. Р. Казанская, Н. Н. Мамонтова, В. Ф. Максимович, М. А. Некрасова, Е. С. Потапова, Л. Я. Супрун, А. И. Скворцов, Н. В. Черкасова и другие.

Решение этих проблем во многом зависит от содержания, форм и методов подготовки художника лаковой миниатюрной живописи, от правильной постановки и путей реализации задач креативности в учебном процессе. Система взаимосвязи — сложный педагогический процесс, который имеет свое содержание, логику, вытекающие из сути учебных специальных предметов. Необходимость взаимосвязи, рассматриваемых нами специальных дисциплин, определяется характером и целями обучения будущих художников-миниатюристов. Она обеспечивает согласованную деятельность преподавателей различных художественных предметов.

Техника решение изобразительной задачи, то есть исполнительское мастерство, определяется сложностью творческого замысла. Следовательно, художественный уровень изделия в материале определяется сложностью решения композиции, во-первых, потому что перед студентом ставятся задачи, которые необходимо решать, чтобы помогать развитию мастерства, во-вторых, от степени владения мастерством зависит адекватность условий решения композиционно-исследовательских задач. Таким образом, проблема взаимосвязи мастерства и композиции является актуальной, поскольку от её решения зависит профессионально — художественный уровень подготовки обучающихся, воспитание творческой и всесторонне развитой личности, являющейся носителем этнокультуры.

Не менее важным является актуальность проблемы содержания образования в области традиционного прикладного искусства в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования, поскольку многое зависит от профессионализма художников этого профиля, в том числе и в области лаковой миниатюрной живописи. Всё это является причиной для научного осмысления эстетической, этической и нравственной ценности лаковой миниатюрной живописи.

Разработанность проблемы.

Традиционное прикладное искусство интегрировано в трех пространствах-образовательном, художественном, национально — традиционном. И поэтому мы исследовали разработанность данной проблемы в этом взаимодействии. Однако исследование показало, что комплексных работ, дающих целостное представление о развитии лаковой миниатюрной живописи как одного из направлений традиционного прикладного искусства во взаимодействии с современным профессионально — художественным образованием практически не имеется.

Некоторые вопросы образования, связанные с творчеством конкретного художника или историей возникновения многовековых народных художественных промыслов России, отражены в работах Н. Л. Адаскиной, В. И. Авериной, Б. И. Арватова, А. В. Бакушинского, В. А. Барадулина, В. М. Василенко,.

Н.М.Ведерниковой, В. М. Вишневской, В. С. Воронова, Л. Н. Гончаровой, Б. В. Графова, Т. Д. Зубовой, В. М. Ковригиной, Б. И. Коромыслова, А. С. Канцедикаса, В. Н. Лешкова, Д. С. Лихачёва, А. И. Некрасова, М. А. Некрасовой, Б. В. Павловского, Т. М. Разиной, А. Б. Салтыкова, С. М. Темерина, Г. В. Яловенко и других.

Следует отметить, что в большинстве проанализированных работ направление деятельности учебных заведений, анализ противоречий и тенденций в образовании в традиционном декоративно-прикладном искусстве, перспективные наработки остаются недостаточно изученными. Это подтверждает, что теория образования в исследуемой области остаётся неразработанной. На устранение названных пробелов в отечественной педагогике в определённой мере и направлено данное исследование. Отдельные теоретические и методические рекомендации и указания по вопросу композиции различных видов и жанров изобразительного искусства содержатся в работах Г. В. Беды, Н. Н. Волкова, А. Д. Гончарова, Б. А. Дехтерёва, Н. Г. Козлова, А. С. Пучкова, А. Н, Поплавного, Е. В. Шорохова и других авторов. Для становления современных методов преподавания композиции большое значение имеет опыт педагогической деятельности известных художников-педагогов: П. П. Чистякова, Д. Н. Кардовского, Е. А. Кибрика, В. А. Фаворского, К. Ф. Юона, считавших главной целью обучения развитие гибкости композиционного мышления. Проблемы развития творческих способностей студентов на занятиях по композиции касается в своей диссертации С. Н. Данилушкина.

Наибольший интерес в области нашего исследования представляет исследование, связанное с формированием профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания (работы Н. Р. Казанской, В. Е. Чахоянц, Н. К. Шабанова, Э. В. Шачковой.) Изучением межпредметных модулей обучения в процессе подготовки в учебных заведениях профессионального образования занимались Л. А. Детяткина, И. В. Кошкина, В. Н. Соколов. Однако данные исследования не касались ни лаковой миниатюрной живописи, ни традиционного прикладного искусства в целом. В то же время имеются работы, отражающие отдельные вопросы в образовании в области изобразительного искусства. Так, в исследованиях С. Г. Ажгихина сделан акцент на формирование живописных умений и навыков у студентов в процессе теоретического и практического обучения технологии и технике многослойной масляной живописи при обучении студентов художественно-графического факультета.

Однако, проблемы обучения именно миниатюрной живописи не остались полностью вне внимания исследователей. Ими занимались, например, Н. И. Уткина «Миниатюрная живопись в системе профессиональной подготовки студентов ХГФ педагогического института», Э. В. Шачкова «Формирование изобразительных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе обучения миниатюре», но содержание данных работ определялось задачами подготовки преподавателей изобразительного искусства через частичное обучение лаковой миниатюрной живописи, не преследуя задач подготовки профессиональных художников лаковой миниатюрной живописи. В своих исследованиях они делают упор на развитие будущей художественно-педагогической деятельности студентов посредством определенного рода заданий — упражнений по миниатюрной живописи и не более. На наш взгляд, данные задания по композиции направлены на декоративную переработку изобразительных форм в технике темперной живописи, характерной по технологии для Палехского, Мстёрского и Холуйского центров народных художественных промыслов, однако достаточно удаленных от композиционных особенностей каждого из этих промыслов.

Кроме того, пока еще не достаточно отражены вопросы системного подхода в процессе освоения лаковой миниатюрной живописи. В работе Э. В. Шачковой исследуется методика преподавания композиции с помощью оригинальных, нетрадиционных декоративных приемов, однако в ней говорится в основном о выполнении миниатюрной росписи в акварельной технике, не имеющей ничего общего с русскими художественными лаками.

Философско-эстетический уровень рассмотрения исследуемой проблемы (В.И. Андреев, А. В. Бакушинский, Н. А. Бердяев, Б. М. Бернштейн, Ю. В. Бромлей, Э. В. Ильенков, В. А. Лекторский, В. А. Разумный и другие) дал возможность обосновать нам концептуальные положения художественного образования в свете основных законов развития природы, общества, мышления. Рассмотрение в диссертации психолого-педагогических и дидактических аспектов проблемы, где основное место отведено становлению человеческой личности, основывалось на работах А. В. Брушлинского, J1.C. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, В. С. Щербакова, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсона и др.

Особое место заняли исследования, посвященные непосредственно проблемам теории и практики художественного образования (Б. Андреевич, Д.

Аугсбург, А. В. Бакушинский, М. Д. Бернштейн, З. А. Богатеева, B.C. Воронов, В. М. Василенко, J1.H. Гончарова, Н. Р. Казанская, B.C. Кузин, В. М. Логинов, А. Д. Мамедов, Н. Н. Мамонтова, В. Ф. Максимович, Б. М. Неменский, И. Н. Уханова, П. П. Хворостов, Т. Я. Шпикалова, B.C. Щербаков, А. В. Щербаков, Б. П. Юсов и др.), что позволило нам обосновать систему профессионального обучения лаковой миниатюрной живописи во взаимосвязи обучения мастерству и композиции с духовным возрождением человека и выявить, что просто высококлассное мастерство, доведённое до автоматизма, ещё не является главным критерием оценки профессионального образования в традиционном прикладном искусстве.

В результате поиск взаимосвязи интегрированного обучения мастерству и композиции в профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи явился основанием появления данной научной работы.

Объект исследования — профессиональное образование будущих художников в лаковой миниатюрной живописи.

Предмет исследования — процесс обучения студентов лаковой миниатюрной живописи во взаимосвязи учебных предметов «мастерство» и «композиция».

Цель исследования — определить сущность, содержание и педагогические условия взаимосвязи учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать исторические и педагогические основы профессионального образования в лаковой миниатюрной живописи.

2. Выявить теоретические предпосылки развития образования в исследуемой области традиционного прикладного искусства.

3. Разработать учебные программы по мастерству и композиции и систему творческих заданий, основанных на взаимосвязи этих дисциплин.

4. На основе опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических инноваций в профессиональном обучении лаковой миниатюрной живописи выявить эффективность сформированной модели.

Гипотеза исследования: Педагогическая взаимосвязь предметов «мастерство» и «композиция» как необходимое условие подготовки высокообразованного специалиста в области лаковой миниатюрной живописи будет достигнута, если:

— проанализирован и учтён философско-теоретический уровень осмысления проблем традиционного прикладного искусства в современной жизни, а также опыт становления, развития и особенности содержания образования в исследуемой областиобразование в области овладения лаковой миниатюрной живописью осуществляется как единый процесс «мастерства» и «композиции», носящий предваряющий характер, как творческий поиск в единстве интеллектуального, эмоционально-образного начала при высокохудожественном техническом исполнении;

— учебно-образовательный процесс будет осуществляться в соответствии с разработанными учебными программами, в которых творческие задания по одному предмету находят непосредственное отражение данных учебных заданий в другом предмете.

Методологической основой исследования явились :

— научные труды философов, психологов, искусствоведов (Н.А.Бердяев, Л. С. Выготский, В. А. Лекторский, В. В. Давыдов и другие);

— концепция воспитания личности средствами искусства (Д. С. Лихачёв, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, В. С. Щербаков, Б. П. Юсов и другие), утверждающая приоритет духовного совершенствования личности в процессе занятий искусствомтеоретические основы народного искусства и обучения в области декоративно-прикладного искусства (Б.И.Арватов, А. В. Бакушинский, И. Я. Богуславская, В. М. Василенко, В. С. Воронов, Е. Г. Вакуленко, Л. Н. Гончарова, В. МЛогинов, Б. И. Коромыслов, В. Ф. Максимович, А. И. Некрасов, М. А. Некрасова, И. А. Пронина, Т. М. Разина и др.).

Методы исследования:

— исторический анализ научной литературы и публикаций по философии, психологии, педагогике, методологии, методикам обучения художественным дисциплинам, художественному проектированиюанализ учебных планов всех уровней профессионального образования в области традиционного прикладного искусства и учебных программ по специализации «Лаковая миниатюрная живопись»;

— наблюдение и анализ учебного процесса, обобщение педагогического опыта преподавателей лаковой миниатюрной живописи профессиональных учебных заведений традиционного искусства, изучение учебной деятельности студентов на уроках мастерства и композиции по лаковой миниатюрной живописи, метод диагностирующих контрольных работ.

— опрос, анкетирование обучающихся и преподавателей профессиональных учебных заведений лаковой миниатюрной живописи, проведение педагогического эксперимента;

— анализ многолетней педагогической работы автора в качестве преподавателя лаковой миниатюрной живописи.

Научная новизна:

1. Разработана экспериментальная образовательная модель, включающая характеристику учебного содержания (учебных программ по мастерству и композиции) и систему творческих заданий, основанных на взаимосвязи предметов мастерства и композиции, и направленная на сохранение и возрождение лаковой миниатюрной живописи.

2. Раскрыто значение понятия педагогической взаимосвязи мастерства и композиции лаковой миниатюрной живописи, понимаемое как совокупность предметов в учебном процессе, без которого невозможна реализация конечной цели образования.

Теоретическая значимость:

1. Впервые проанализировано содержание профессионального образования в лаковой миниатюрной живописи — одном из основных направлений прикладного искусства, поставлена и решена проблема педагогической взаимосвязи обучения мастерству и композиции в профессиональном образовании.

2. Разработаны теоретические основания, лежащие в основе содержания авторских учебных программ по мастерству и композиции лаковой миниатюрной живописи, построенные на основе педагогической взаимосвязи мастерства и композиции для средних и высших профессиональных учебных заведений.

3. Сформулированы педагогические условия подготовки художника лаковой миниатюрной живописи, соотносимые с особенностями самого традиционного прикладного искусства, интегрированного в образовательном, художественно-творческом и национально-традиционном пространстве.

4. Педагогический процесс основывается на современных дидактических принципах обучения и способствует одновременно творческому развитию обучающихся в движении от духовной сущности традиционного прикладного искусства к художественным формам её выражения, то есть от создания представления о предмете изображения через творческое представление изображения этого предмета до реализации творческой задачи в материале.

Практическая значимость:

1. Определён комплекс творческих заданий, направленных на совершенствование профессионального художественного образования, предполагающих обеспечение развития познавательной деятельности студента и способствующих гармоничному развитию личности, самостоятельной исполнительской и творческой работе.

2. Сформулированы методические рекомендации, использование которых позволит обогатить педагогический процесс обучения в таком направлении как русские лаки, повысит эффективность образования. В то же время существует возможность применения их во всех художественно-образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой не только миниатюристов, но и художников других направлений традиционного прикладного искусства.

3. Предоставлена возможность использования полученных результатов и выводов в дальнейшей разработке как данной проблемы, так и исследований других направлений традиционного прикладного искусства.

4. Создана возможность организованной, целенаправленной подготовки не только художника лаковой миниатюрной живописи, но и художника-педагога при интеграции разработанных программ по мастерству и композиции и таких предметов как «Основы педагогики», «Методика преподавания».

5. Внедрены учебные программы, позволяющие обучать лаковой миниатюрной живописи в учебных заведениях не только в местах бытования народного искусства, но и в удалённых от промысловых центров.

Достоверность исследования обусловлена методологическим подходом к изучению проблемы, применением методов исследования, адекватных целям и задачам, реализацией комплексной методики исследования, опытом работы автора в Московской школе художественных ремёсел, Московском государственном Университете культуры и искусств.

Этапы исследования:

На первом этапе (1997;1999) изучались необходимые теоретические и исторические источники, современное состояние преподавания художественных дисциплин мастерства и композиции, проводился анализ состояния данного вопроса.

На втором этапе (1999;2001) обосновывалась актуальность исследования, формулировалась гипотеза, были сформулированы цели и определены задачи и методы исследования.

На третьем этапе (2002;2004) анализировалась и обобщалась экспериментальная работа по взаимосвязи мастерства и композиции как условия формирования гармоничной, всесторонне развитой личности и специалиста в традиционном прикладном искусстве. Систематизировались результаты исследования.

Апробация результатов исследования проводилась в процессе подготовки художников-мастеров и художников лаковой миниатюрной живописи в Московской Школе художественных ремесел, Палехском и Холуйском художественных училищах лаковой миниатюрной живописи, в НижнеТагильском училище прикладного искусства, на кафедре декоративноприкладного искусства и народных промыслов Московского государственного университета культуры и искусств.

Проверка материалов и выводов исследования осуществлялась: на заседаниях лаборатории изобразительного искусства (2000 г.) и лаборатории пластических искусств (2003, 2004, 2005 гг.) Института художественного образования РАОна ежегодной международной научно-практической конференции «Традиционное декоративно — прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития» (г. Москва-1997, 1998,2001, 2002, 2003 гг., г. Санкт-Петербург-2004 г.) — в многочисленных выставках студенческих работ по лаковой миниатюрной живописи («Молодые дарования"-Москва-1999, 2001, 2003,2004, 2005 гг.- «Профессиональное образование в народных художественных промыслах" — г. Подольск Московской области — 2002;2003 гг.- «Народные художественные промыслы России» -Австрия, г. Вена — 1998, 1999, 2000, 2001,2002,2003 гг., Венгрия, г. Будапешт — 2003, 2004 гг.) и т. д.- в публикациях автора, а также в выставках собственных творческих работ по лаковой миниатюрной живописи — 1997, 1998, 1999,2001,2003 гг.

Опытно — экспериментальная база. Результаты исследования внедрены в педагогический процесс Московской Школы художественных ремесел, Палехского художественного училища лаковой миниатюрной живописи, Холуйского художественного училища, Мстёрского художественного училища лаковой миниатюрной живописи, Нижне-Тагильского училища прикладного искусства, Московского государственного университета культуры и искусств, а также стали основой обучения лаковой миниатюрной живописи во вновь созданном в России в 2003 году государственном высшем учебном заведении — Высшей школе народных искусств (институте) в г. С.-Петербурге.

Разработанная методика педагогической системы взаимосвязи специальных дисциплин может быть использована на всех уровнях профессионального образования (начальном, среднем и высшем) по всем существующим направлениям традиционного прикладного искусства (художественная вышивка, художественная роспись ткани, кружевоплетение, ювелирное искусство, художественная роспись по металлу и дереву, косторезное искусство и т. д.), а также в системе общего, дополнительного и художественнопедагогического образования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1.Содержание современной подготовки художников лаковой миниатюрной живописи представляет собой педагогический процесс, основанный на философско-эстетических положениях и историческом опыте как самого традиционного прикладного искусства — коллективном характере творческого труда в народном искусстве, преемственности поколений, сохранении и передаче вековых традиций обучающимся, так и образования в исследуемой области.

2.Главным аспектом профессионального образования в лаковой миниатюрной живописи как уникальном виде народных художественных промыслов при формировании и развитии у студентов художественного мышления и высокохудожественного исполнения является педагогическая взаимосвязь обучения мастерству и композиции как процесс постижения, реализации художественной мысли и воплощения её в материале.

3. Творческий поиск интеграции композиции и мастерства позволяет разработать педагогические условия обеспечения самостоятельной, познавательной и исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных качеств обучающихся лаковой миниатюрной живописи.

4. Педагогическими условиями осуществления действенной взаимосвязи мастерства и композиции являются дидактические принципы обучения и структурная организация учебного процесса, учебно-интегрированых форм заданий и тем, что лежит в основе определения сущности педагогической взаимосвязи предметов «мастерство» и «композиция».

5.Реализация на практике экспериментально подтверждённой необходимости взаимосвязи предметов «мастерство» и «композиция» осуществляется наиболее эффективно через включение интегрированных учебных программ и систему творческих заданий, позволяющих осуществить переход от традиционных форм и методов к современным методам обучения, обеспечивающих высокохудожественную подготовку в области традиционного прикладного искусства.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Библиография включает в себя 187 источников.

Заключение

.

Вопросы обучения и воспитания в традиционном прикладном искусстве являются наиболее актуальными на сегодняшний день. Это относится к профессиональному образованию в любом направлении традиционного прикладного искусства — разработка и внедрение новых современных методик преподавания художественных специальных дисциплин, в частности, с целью выявления сущности народного искусства, возрождения, сохранения и развития уникальных видов, являющихся отечественным достоянием культуры. Русская лаковая миниатюрная живопись не составляет исключение, а наоборот, призвана обратить на себя внимание.

Очень важен вопрос о преемственности художественных традиций, о приобщении студента к народной художественной культуре в процессе обучения. Народное искусство — это живое явление культуры, отражающее историю народа, красоту и многообразие окружающего мира. Говоря о народном искусстве, Б. А. Рыбаков замечает: «В этом изучении должны быть слиты этнография и фольклористика, искусствоведение, археология и история религии. Только такое изучение откроет перед нами тот богатый мир исчезнувших представлений, который так бережно сохранён многообразным, устойчивым и глубоким по своему содержанию народным искусством.» .

Вопросы, касающиеся художественно-творческого подхода к преподаванию изобразительного искусства в целом были обоснованы многими, в том числе и такими современными педагогами, как: В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Л. Г. Савенкова, А. В. Щербаков, Б. П. Юсов и др. Проблем в области лаковой миниатюрной живописи касались, и не раз, многие известные искусствоведы и деятели науки. Что касается научных работ по вопросу связанных с системой образования в области освоения лаковой миниатюрной живописи, то наиболее значимым для нас учёным, занимавшимся исследованием в этой области, является А. В. Бакушинский.

Но вопросы системного подхода в преподавании предметов учебного цикла в этой области, являющиеся на сегодняшний день актуальными, до сих пор не подвергались научно-педагогическим исследованиям. На наш взгляд, необходимость разработки методики преподавания и подготовки художников декоративно-прикладного искусства в области художественных лаков остаётся особенно актуальной. Ведь подрастающее поколение нужно приобщать к национальной культуре своего народа, своей страны, помогать в выборе будущего, приумножать богатства нашей великой Родины, не забывать о её истоках, корнях. Всё это явилось причиной для науччого осмысления эстетической, этической и нравственной ценности лаковой миниатюрной живописи.

Содержание подготовки художника лаковой миниатюрной живописи представляет собой педагогический процесс, основанный на коллективном характере творческого труда, преемственности поколений, сохранении и передаче вековых традиций обучающимся. Где главным аспектом художественного и художественно-педагогического образования явилась педагогическая взаимосвязь обучения предметов специального цикла. Педагогические условия осуществления действенной взаимосвязи строятся на принципах развивающего обучения и позволяют достичь не только высокого профессионально-художественного образования в области лаковой миниатюрной живописи, но и духовного самосовершенствования студента.

Полученные результаты исследования работы позволяют сделать следующие выводы:

1. На основании теоретического анализа литературы, изучения опыта истории становления и развития лаковой миниатюрной живописи, а также особенностей содержания образования в исследуемой области раскрыто и обосновано педагогическое значение и место лаковой миниатюрной живописи в системе профессионального художественного образования. Подчёркивается исключительность и значимость лаковой миниатюрной живописи как эстетической основы интеграции высокопрофессионального технического исполнения и авторского творчества художника традиционного прикладного искусства.

2. В исследовании доказана необходимость рассмотрения педагогической взаимосвязи предметов «мастерство» и «композиция» как основы профессионального образования, что обусловлено уникальностью лаковой миниатюрной живописи, содержанием образования и целей обучения, направленных не только на формальную художественную подготовку студента, но и на воспитание высокообразованной, творческой личности — носителя этой культуры.

3. В ходе исследования было выявлено, что до настоящего времени в профессиональном образовании в лаковой миниатюрной живописи отсутствует логически выстроенная и научно обоснованная система взаимосвязи в преподавании таких предметов как «мастерство» и «композиция». В результате была определена сущность педагогической взаимосвязи предметов мастерство и композиция, в т. ч. разработаны содержание, формы и методы занятий со студентами на основе интегрированных учебных программ, позволяющих наиболее полно раскрыть творческие способности обучающихся.

4. Образование в области лаковой миниатюрной живописи рассматривается как творческий поиск единства интеллектуального, эмоционально-образного и высокохудожественного технического исполнения, что позволило разработать педагогические условия обеспечения дальнейшей самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование индивидуальных качеств будущего художника лаковой миниатюрной живописи.

5. Экспериментально подтверждено и практически доказано, что учебные программы по предметам «мастерство» и «композиция» будут эффективны, если они имеют, во-первых, продуктивно формирующее содержание, способствующее развитию у обучающихся теоретического мышления и, во-вторых, позволяют студенту в творческом процессе воплотить в материале задуманный художественный образ с учётом технологичности и практической значимости выполняемой работы.

Проведённое исследование вносит определённый вклад в решение проблемы совершенствования профессиональной подготовки художника лаковой миниатюрной живописи и художника-педагога в данной области. Выполненная работа не исчерпывает до конца всех проблем обучения в этой области прикладного искусства.

Разработанные нами педагогические условия и система взаимосвязи двух предметов специализации: «Мастерство» и «Композиция» могут являться основанием для продолжения и дальнейшего исследования проблемы подготовки художника и художника-педагога не только в лаковой миниатюрной живописи, но и в других областях традиционного прикладного искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.С. Русский лак. //- М. 1921.
  2. Ю., Левидова М. Цвет и линия. М.: Советский художник, 1986. -326 с.
  3. С.Г. Формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники масляной живописи. Диссертация кандидата педагогических наук.-М. 1996.
  4. Е.Я. Художественное образование в России . -М.: Б.и., 1998.-239с.
  5. Е.Я. Становление и развитие системы художественного образования в России. XVIII начало XX века. -М.: НТЦ «Консерватория, 1997.-138 с.
  6. .И. Искусство и производство. Сборник статей. М.:Пролеткульт, 1926.-132С.
  7. Д. Искусство бытовой вещи. Очерки новейшей художественной промышленности. М.- Л. 1932. 171 с.
  8. А.И. Воспитание творчеством.-М.: Просвещение, 1986.-158 с.
  9. Н.И. Поиск плюс мастерство. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1980.
  10. Т.А. Проблемы развития народных художественных промыслов на современном этапе.-М.: НИИХП, 1989.
  11. А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Культура и просвещение. 1922.-66 с.
  12. А.В. Роспись по дереву, бересте и папье-маше. М. 1933.-8 с.
  13. А.В. Искусство Мстёры.-М.:КОИЗ., 1934,-102 с.
  14. А.В. Искусство Палеха.-М.: тип. Госзнак, 1934.-266 с.
  15. А.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник. 1981.- 283 с.
  16. А.В. Русские художественные лаки. М.: Высшая школа. 1986.-300 с.
  17. В.А., Танкус О. В. Основы художественного ремесла -М.:
  18. Просвещение, 1979.- 224 с.
  19. А.П., Лялин И. В. Основы композиции. М. 1951.-191 с.
  20. Г. Отзыв Гёте о русских иконах.// Русский архив, 1901, № 10, кн. 3, с. 251.
  21. И.И. Привилегия и устав императорской Академии трёх знатнейших художеств. СПб.-1764.
  22. В. Кустарная промышленность России. СПб., 1913.
  23. Е.К. Валентин Ходов. Альбом-каталог. М.: Молодая гвардия, 1992.-80 с.
  24. В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ в.в. М.: Советский художник, 1974.-294 с.
  25. В.М., Артамонов М. Д. Федоскино: 1910−1935. М.-Л., 1935.-28 с.
  26. Н.М. Особенности развития современного русского народного искусства. М., 1991.
  27. Н.М. Народное искусство Ивановской области. М., 1992.
  28. Е.Ф. Родники. М., 1984.-400 с.
  29. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1979. 288 с.
  30. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов (из опыта работы НИИХП). Сб. научн. Трудов НИИ художественной промышленности под ред. Черкасовой Н.В.- М.: НИИХП, 1985.-167 с.
  31. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1950. — 508 с.
  32. Временные правила для школы и художественно-промышленного музея, состоящих при обществе поощрения художников. СПб. 1872.-16 с.
  33. Л.С. Психология искусства. Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  34. Л.С. Педагогическая психология.- М.: 1991.- 468 с.
  35. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М.: Изд -воМГУ, 1985.-45 с.
  36. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: 1968.
  37. Г. Д. Творчество, жизнь, искусство. М.: Дет. Лит., 1980. — 143 с.
  38. Л.Н. Проблема подготовки кадров для народныххудожественных промыслов. // Декоративно-прикладное искусство СССР. -1982, № 8.
  39. Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991.-159 с.
  40. В.В. Теория развивающего обучения. -М.: ИНТОР, 1996.-541 с.
  41. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогическое общество России, 2000.-480 с.
  42. С.Н. Развитие творческих способностей студентов художественного факультета педагогических вузов на занятиях по композиции. Диссертация кандидата педагогических наук.- Алма-Ата. 1999. 216с.
  43. С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М.: «Просвещение», 1974.-527 с.
  44. Г. Лаки.// Искусство. М. 1947. № 2. с. 33−36.
  45. С.Г., Ремизова И. В. Русские художественные лаки XVIII—XX вв..в. -М.:-36 с.
  46. Закономерности развития искусства народных художественных промыслов.//Сборник научных трудов НИИХП. М., 1991.-230 с.
  47. В.П. Психологические основы педагогики. -М.: Гардарики, 2002. -431 с.
  48. Идейно-творческая направленность искусства народных художественных промыслов на современном этапе. Сборник научных трудов НИИХП под ред. Н. В. Черкасовой. М.:НИИХП, 1984.-163 с.
  49. Изделия народных художественных промыслов в современном жилом и общественном интерьере.//Сб. трудов НИИ художественной промышленности под ред. Н. В. Черкасовой. М.: НИИХП, 1989.-243 с.
  50. А.А. Промыслы Московской губернии. Т 2. М.: 1876.
  51. Искусство лаковой миниатюры и декоративной росписи по металлу. Сборник трудов НИИ художественной промышленности под ред. Н. В. Черкасовой. М.: НИИХП, 1990.-197 с.
  52. Искусство холуйской миниатюрной живописи. Каталог выставки. Всупительная статья Л. К. Розовой. -М., 1965.
  53. Искусство холуйской миниатюрной живописи. Сост. Л. К. Розова. Л. 1970. 57 с.
  54. Искусство Холуя. Каталог выставки. Вступительная статья Л. Л. Пироговой. -М., 1986. -39 с.
  55. Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных учреждениях народных художественных промыслов. Автореферат. Диссертация кандидата педагогическтх наук. М. 2000. -20 с.
  56. Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных учреждениях народных художественных промыслов. Диссертация кандидата педагогических наук. М. 2000.
  57. Л.П. Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства. М.: ИНИОН РАН. 2004. -22 с.
  58. А.С. Искусство и ремесло: к вопросу о природе народного искусства. -М. 1977. -87 с.
  59. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Л. 1960. -304 с.
  60. Коллективное и индивидуальное в творчестве мастеров НХП. Сборник научных трудов НИИ художественной промышленности. Сост. Т. М. Разина. -М. 1986.-162 с.
  61. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблема формирования личности. -М.: Просвещение, 1979.-175 с.
  62. Кон И. С. Психология старшеклассника. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.-191 с.
  63. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.-207 с.
  64. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.-254 с.
  65. Концепция художественного образования в Российской Федерации. // Музыка в шк. 2001.-№ 3.с. 9−14.
  66. Концепция художественного образования Российской Федерации. Культура. Искусство. Образование. М.: Министерство Культуры России, 2002. — 87 с.
  67. Концепция модернизации. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования.1. М.: ГАИ, 2002. 520 с.
  68. .И. О художественной направленности Федоскинской лаковой миниатюры. (Доклад к учёному Совету научно-исследовательского института художественной промышленности). М., 1959.
  69. С. Фарфор и бумага в искусстве Китая. M-JL 1956. -91 с.
  70. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: СамГПИ, 1994.-164 с.
  71. И.А. Производство в Китае художественных изделий из дерева с резьбой, росписью и инкрустацией по лаку. Информационный листок. М.: КОИЗ, 1957. -3 с.
  72. B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1982. -256 с.
  73. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464 с.
  74. Кустарная промышленность России. (Очерк В. Боруцкого). М. 1913 .
  75. Г. В. Работы на папье-маше. Игрушка, маска, театральная бутафория и наглядные пособия для школ. М.: Работник просвещения.-1927.
  76. Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России. -М.: Издательский Дом «Форум», 1998.- 584 с.
  77. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985.-175 с.
  78. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1998.-464 с.
  79. Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. — М.: Искусство, 1992. -408 с.
  80. А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.-128 с.
  81. Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983 -159 с.
  82. В.Ф. Народные художественные промыслы(Научно-методическое пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений культуры и искусств). М., 1999.-64 с.
  83. В.Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов. Диссертация кандидата педагогических наук. М., 1989.-163 с.
  84. В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование. Исторический аспект, современное состояние и путиобновления. -М.: Флинта, 2000. -200 с.
  85. В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования(на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства). М.: Флинта, 2000.
  86. А.С. Подготовка художников в горнозаводской школе росписи по металлу в конце 18 начале 19 века. — М., 1990.
  87. А.С. Народные промыслы. Встречи с самобытными мастерами. -М. 1994.-297 с.
  88. Н.М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М.: Искусство. 1956.-519 с.
  89. Музей барона Штиглица. Прошлое и настоящее. СПб.: Сезар, 1994. -200 с.
  90. Народное искусство СССР в художественных промыслах. -M.-JL: НИИХП, 1940.-74 с.
  91. Народные мастера. Традиции, школы. (Академия художеств СССР. НИИ теории т истории изобразительного искусства.) Под ред. Некрасовой М. А. -М.: Изобразительное искусство, 1985.-295 с.
  92. Народные художественные промыслы: теория и практика. (Сборник научных трудов к 50-летию НИИ художественной промышленности). Под ред. Н. В. Черкасовой. М.: НИИХП. 1982.-168 с.
  93. НХП РСФСР. История и современность. Под ред. Н. В. Черкасовой. М.: НИИХП. 1991.-178 с.
  94. М.А. Народное искусство как часть культуры. М. 1983.-345 с.
  95. .М. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1987.-255 с.
  96. .М. Культура — Искусство Образование. — М.: Центр ХКО, 1993.-79 с.
  97. Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 608 с.
  98. ЮО.Никитенков С. А. Композиционное мышление как фактор творческого развития студентов художественно-графического факультета. Автореферат.- Липецк. 2000. -23 с.
  99. Н.С. Декоративные росписи Японии 16−18 веков: от Капо Эйтоку до Огата Корина. М. 1989 -289 с. 1020 специфике современного этапа развития искусства НХП РСФСР. Сб. научн. Тр. Н. В. Черкасова. М.: НИИХП. 1989. -132 с.
  100. Ю.М. Перо Жар-птицы. (Лаковые изделия). М.: Советская Россия, 1963.-191 с.
  101. Л. Художественная и кустарная промышленность СССР 1917—1927 г. -Л. 1927. -82 с.
  102. .В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М.: Искусство, 1975. -132 с.
  103. Юб.Паласс П. С. Путешествие по разным провинциям Российской Империи. -СПб. 1870.
  104. Ю7.Палех: Искусство древних традиций. Сост. М. А. Некрасова. -М. 1990. -128 с.
  105. Персидская живопись и рисунок XV—XIX вв. Каталог выставки. СПб: АО Славия, 1996. -376 с.
  106. К.К., Адаскин Б. И. Об изучении формировании личности учащегося. М.: Высшая школа, 1966. -224 с.
  107. ПО.Подласый И. П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение, 1996.- 432 с.
  108. Портретная миниатюра в России XVIII—XIX вв.еков из собрания Государственного Исторического музея. Л.: Художник РСФСР, 1988. -360 с.
  109. Портретная миниатюра в собрании Русского музея. Каталог выставки. -СПб.: Государственный Русский музей, 1996. -25 с.
  110. Привилегия и устав Императорской Академии трёх знатнейших художеств, живописи, скульптуры и архитектуры, с воспитательным при оной Академии училищем. -СП6.-1765.
  111. М.Привелегия, уставы и штаты императорской Академии художеств с 1764 по 1840 год.-СПб. 1843.
  112. Проблемы взаимодействия национальных культур в СССР и современных народных художественных промыслов. Под редакцией Н. В. Черкасовой. -М.: НИИХП. 1984.-176 с.
  113. Проблемы развития декоративно-прикладного искусства и промышленногоискусства в художественном вузе. J1. 1982.
  114. Проблемы композиции. Под ред. В. В. Ванслова. М.: Изобразительное искусство, 2000. -292 с.
  115. И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. М. 1963.225 с.
  116. И.А. Декоративное искусство в академии художеств: Из истории русской художественной школы XVIII первой половины XIX века. — М.: Изобразительное искусство. 1983. -312 с.
  117. Психология. Под ред. А. А. Крылова, Е. М. Гриженко. М.: ПБОЮЛ, 2000. -584 с.
  118. Т.М. О профессионализме народного искусства: Специфика прикладного искусства. М. 1985 -190 с.
  119. Т.М. Прикладное искусство в русской культуре XVIII—XIX вв.. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 160 с.
  120. А.П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. М.: Современник, 1978. -303 с.
  121. Л.К. Искусство холуйской миниатюрной живописи. Л., 1975. -126 с.
  122. Роспись по дереву, бересте и папье-маше. М. 1933.-8 с.
  123. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.
  124. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 1998.-25 с.
  125. С.Л. Проблемы общей психологии. М. 1976. -245 с.
  126. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питерком, 1999. -720 с.
  127. Русская лаковая миниатюра. М. 1997.-126.
  128. Русская лаковая миниатюра: Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй. (Сост. М.А.Некрасова). М. 1994.
  129. Русские художественные лаки. М.: Всекохудожник, 1933. -64 с.
  130. Русские артели Палех, Мстёра, Федоскино. М. 1933.-54 с.
  131. Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX—XX вв. М.: Наука, 1965.-267 с.
  132. Русские художественные промыслы XIX—XX вв. и город. Под ред. Т. М. Разиной. М.: НИИХП, 1983.-168 с.
  133. Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры. М.: ООО Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 288 с.
  134. А.Б. Использование народных традиций в развитии советского прикладного искусства. М. 1956. -47 с.
  135. А.Б. Самое близкое искусство. — М.: Просвещение, 1968. 296 с.
  136. Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001. -460 с.
  137. НО.Семёновский Д. Н. Мстёра. М. 1939. -208 с.
  138. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. -М.: Мастерство, 2001. -272 с.
  139. Л.Н. Искусство лаковой миниатюры 1970 1980 годов (Федоскино, Мстёра, Холуй). — М.: НИИХП, 1989. — 112 с.
  140. Л.Н. Холуй. Лаковая миниатюрная живопись.: Интербук, 1991. -240 с.
  141. Д. О рисовании в России. Отдельный оттиск из журнала «Русское образование». 829−853 с. М. 1878.
  142. Л.Я. Лаковая миниатюра. Федоскино. М.: Легпромбытиздат, 1987.-320 с.
  143. Л.Я. Опыт передачи мастерства старейшими художниками Жостова. М.: НИИХП. 1990.
  144. Л .Я. Предпосылки возникновения холуйской лаковой миниатюры и проблемы её дальнейшего развития. М.: НИИХП. — 1990. -135 с.
  145. Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. -287 с.
  146. Творческие проблемы современных НХП. Л, 1981. 374 с.
  147. В.И. Эстетическое воспитание. М.: Высшая школа, 1979. — 288 с. 151 .Традиционное искусство и современные промыслы народов Севера,
  148. Сибири и Дальнего Востока. М.: НИИХП, 1981. -118 с.
  149. С.Н. О лукутинских табакерках. // Среди коллекционеров. 1922.№ 3.
  150. Н.И. Миниатюрная живопись в системе профессиональной подготовки студента художественно-графического факультета педагогических институтов.: Автореферат. Диссертация кандидата педагогических наук. М. 1989. -15 с.
  151. Н.И. Миниатюрная живопись в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультетапедагогических институтов. Диссертация кандидата педагогических наук. -М. 1989. 191 с.
  152. И.Н. Русские лаки в собрании Эрмитажа. JI. 1964.-96 с.
  153. И.Н. Брумкорст петербургский мастер лакового дела (Из истории «лакирного» искусства в России первой четверти XVIII века). В кн.: Культура и искусство петровского времени. — JI. 1977.
  154. И.Н. Лаковая живопись в России XVIII—XIX вв.еков. СПб.: Искусство-СПб, 1995. -208 с.
  155. И.Н., Малченко М. Д. Русские лаки. К 200-летнему юбилею фабрики Лукутиных. Каталог выставки. СПб.: АО Славия, 1995. -120 с.
  156. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч.-попул. Под ред. Г. Г. Аракелова. М.: Высшая шк., 1990. -304 с.
  157. Федоскино. М.: Изобразительное искусство, 1984. -168 с.
  158. Федоскино. Сост. Л. Пирогова. Калининград.: Янтарный сказ, 1996. -160 с.
  159. О.В. Миниатюрная лаковая живопись. Художественная роспись по папье-маше. Программа курса мастерства по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». М.: Педагогика, 2003.
  160. О.В. Проектирование и моделирование художественных изделий из папье-маше. Программа курса композиции по специальности. -М.: Педагогика, 2003.
  161. О.В. Исторические основы профессионального образования в области лаковой миниатюрной живописи. Методическое пособие по курсу «Русские художественные лаки». -М.: Педагогика, 2004.
  162. О.В. «Технология изготовления изделий из папье-маше». Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Декоративно прикладное искусство и народные промыслы». -М.: ООО Педагогика, 2004.
  163. Н.Н. Организация художественного воспитания в России 20−30-х гг.// Эстетическое воспитание. 2001. № 2. с. 9−16.
  164. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. Сб. трудов НИИ художественной промышленности под ред. Н. В. Черкасовой. М.: НИИХП, 1990. -147 с.
  165. И.Ф. Педагогика. М.: Юрист, 1997. — 512 с.
  166. Холуйское художественное училище имени Н. Н. Харламова. Каталог.: «Формула цвета». 2003.- 32 с.
  167. Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии. -304 с.
  168. Художественное образование и эстетическое воспитание: проблемы и перспективы (В.С.Собкин, В. АЛевин- Врем. Науч .- исслед коллектив «Школа»). М.: ВНИК «Школа», 1989 -27 с.
  169. Художественные промыслы России: теория и практика. Сб. научн. тр.(НИИХП). Под ред. Т. А. Бадяева. М. 1992.-231 с.
  170. М.С. Среди миниатюристов. Л.: Художник РСФСР, 1982. 263 с.
  171. А.К. Искусство в быту. М. 1961. -71 с.
  172. Э.В. Формирование изобразительных (живописно-графических) умений и навыков у студентов художественно-графического факультета в процессе обучения миниатюре. Диссертация кандидата педагогических наук.-М. 1995.- 188 с.
  173. B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1969. -272 с.
  174. А.В. Педагогические проблемы изображения действительности в художественном творчестве подростков. М.: Просвещение, 1974.
  175. А.В. Искусство и художественное творчество детей.- М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1991.-144 с.
  176. Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
  177. Юон К. Ф. Об искусстве. М.: Советский художник, 1959. — 286 с.
  178. .П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. Магнитогорск: МаГУ, 2002. -283 с.
  179. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966.
  180. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Знание, 1971.48 с.
  181. Г. В. Художественные лаки мира. М.: НИИХП Роспромсовета, 1958.-111 с.
  182. Г. В. Русские художественные лаки. М.: КОИЗ, 1959.-68 с.
  183. Проект композиции миниатюрного панно на тему «Букет» студент ! курса И. Кошкин
  184. Проект композиции натюрморта на объемной форме студент 1 курса И. Кошкин
  185. Проект композиции миниатюрного панно на тему «Натюрморт» студент 1 курса Т. Зеленова.
  186. Проект композиции пейзажного мотива студент С.Ситников.
  187. Проектирование композиции архитектурного пейзажа студент 2 курса И.Кошкин.
  188. Проект композиции на тему «Исторический портрет» студент М. ГТростакова «В.Нижинский».
Заполнить форму текущей работой