Формирование образа полета у летного состава
В процессе целенаправленной деятельности как сигналы, так и эн-граммы используются в виде оперативных единиц информации. Оперативная единица — это такое информационное образование, которое воспринимается, актуализируется или запоминается симультанно. В зависимости от цели и условий выполнения действий оперативные единицы могут быть разными по внутреннему составу. В одну оперативную единицу… Читать ещё >
Содержание
- I. Образ полета (психический образ) в профессиональной деятельности летчика
- 1. 1. Структура, содержание и функции образа полета, представленность психического образа сознанию летчика
- 1. 2. Соотношение и взаимообусловленность психических процессов участвующих в формировании психического образа полета
- 1. 3. Формирование психического образа полета как процесс принятия решения на перцептивно-опознавательном и речемыслительном уровнях
- II. Экспериментально — психологическое исследование психического образа полета как процесса принятия решения адекватного реагирования
- 2. 1. Динамика процесса формирования образа полета и его активного использования для регуляции вербального ответа
- 2. 2. Анализ соотношения перцептивной и интелектуальной составляющих процесса формирования образа полета
- 2. 3. Влияние психических свойств личности летчика на процесс формирования психического образа полета
- III. Применение психологической теории формирования психического образа полета при обучении и подготовке летного состава
- 3. 1. Теоретический анализ существующих методик формирования образа полета
- 3. 2. Методика формирования образа полета с помощью технических средств как средство оптимизации деятельности летного состава
- 3. 3. Методики развития психических познавательных процессов активно участвующих в процессе формирования психического образа полета
Формирование образа полета у летного состава (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Количественное сокращение Вооруженных Сил, и авиации в частности, с особой остротой ставит вопрос о повышении качества подготовки военных специалистов. Прежде всего это относится к наиболее сложным видам профессиональной деятельности, к которым с полным основанием может быть отнесена летная .
Актуальность проблемы. Психологическое обеспечение летной деятельности, обучения и подготовки человека к профессиональной деятельности в особо сложных условиях, определяемых своеобразными законами взаимодействия человека и техники в полете, является объективной необходимостью. Установление этих законов и закономерностей в трудах Геллерштейна С. Г.,(1948) — Платонова К. К. (1960, 1972) — Заваловой Н. Д., Ломова Б. Ф., Пономаренко В. А., (1976, 1986) — Бодрова В. А., (1984,1985) — Дьяченко М. И., Кандыбовича Л. А., Пономаренко В. А. (1985) — Корчемного П. А., (1986) — Покровского Б. Л.,(1964) — Бара-банщикова А.В., Феденко Н. Ф., (1967) — Зараковского Г. М.,(1986) — Джам-гарова Т.Т.,(1971) — Юсова В. Т., (1980) — Вороны А. А.,(1995) — Гандера Д. В.,(1997)., и других ученых позволило сформулировать современные концепции летной деятельности и обучения, создало необходимые научные предпосылки для внедрения военно-авиационной психологии в практику.
Актуальность внедрения военно-авиационной психологии в летную деятельность в современных условиях объясняется рядом причин:
— резким возрастанием (более чем в 2−3 раза) интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок на летчика в связи с многообразием и усложнением условий и тактических приемов боевого применения авиации (в СМУ, ночью, на предельно малых высотах, с применением нескольких средств поражения в одной атаке и т. п.), внедрением многофункциональных средств отображения информации и органов управления, агрессивностью воздействия факторов профессиональной деятельности;
— функционированием психики в условиях ранее не встречавшихся и стойких искажениях пространственного восприятия при сочетании воздействия на организм нормальных и боковых перегрузок современных летательных аппаратов.
— резким увеличением тяжести нагрузок на психическую сферу человека, осуществляющую регуляцию деятельности и физиологических функций организма;
— изменением социального статуса летчика, проявившемся в падении престижности профессии, в резком уменьшении налета как показателя профессионализма и личной безопасности в особых условиях деятельности, требующих постоянной натренированности и психологической адаптивности, в появлении серьезных материальных затруднений и лишений.
Усиливается необходимость создания психологических предпосылок успешной деятельности летного состава, нейтрализации действия неблагоприятных факторов профессиональной деятельности и социальной среды. Возрастает роль включения в учебно-боевую деятельность, процесс теоретических положений, выводов и рекомендаций военно-авиационной психологии.
Объект исследования — летный состава в период подготовки и проведения полетов.
Предмет исследования — образ полета как система психологического регулирования деятельности летного состава в период подготовки и проведения полетов.
Цель исследования — разработка теоретической модели формирования психического образа полета, как системы опосредствующих и регулирующих действий летного состава по пилотированию.
Задачи исследования:
Разработать теоретическую модель образа полета, как систему опосредствующих и регулирующих действий летного состава по пилотированию, позволяющей экспериментально исследовать зарождение и «оформление» психического акта отражения, стадийность формирования образа.
2.С помощью представленной теоретической модели проследить связи и отношения между уровнями отражения сенсорно-перцептивным и понятийного мышления.
3.Изучить влияние психических свойств летного состава на формирование психического образа полета.
4.Проанализировать процесс формирования, функционирования образных механизмов регуляции деятельности в интересах выявления психологических затруднений у летного состава .
5.Обобщить результаты проведенного исследования, разработать методику моделирования образа полета, методики развития психических познавательных процессов активно участвующих в формировании образа полета.
Гипотеза исследования: Формирование образа полета предстает как процесс принятия решения летчиком на перцептивно-опознавательном и речемыслительном уровнях приема и переработки информации .
То есть формирования образа полета можно представить как непрерывный, разворачивающийся во времени, процесс решения задач поиска летчиком адекватной реакции на поступающую информацию, или как определенным образом организованную систему перцептивных действий, выполняющих ориентировочные или исследовательские функции, обеспечивающие создание образа полета, его опознание и выполнение на его основе целенаправленного действия.
Методология и методика исследования.
Методологию исследования составляют деятельностный, системный подход, теория психического образа и развивающейся психики, теория летных способностей, концепция опасной профессии, психологической подготовки, эргатической системы изложенные в трудах Абульха-новой К.А., Анцыферовой Л. И., Барабанщикова, А .В., Батышева С .Я., Блауберга И. В., Бодрова В. А., Гальперина П. Я., Гандера В. Д., Дьяченко М. И., Заваловой Н. Д., Зараковского Г. М., Корчемного П. А., Кузьмина В. П., Ломова Б. Ф., Леонтьева А. Н., Платонова К. К ., По-номаренко В.А., Решетовой 3. А., Рубинштейна С. Л., Талызиной Н. Ф., ФеденкоН.Ф., Юдина Э. Г., Юсова В. Т. и др.
В работе использованы методы теоретического исследования, констатирующий и формирующий эксперимент как при проведении наземной подготовки, так и в ходе экспериментальных полетов на вертолетах.
Теоретическая и экспериментальная разработка проблемы формирования психического образа полета как системы принятия решения выполнена в три этапа с 1994 по 1998 год и включала: — первый этап (1994;1995 гг.) — изучение литературы по проблеме, анализ структуры, содержания и функций образа полета, разработки анкет, проведение в войсковых частях сбора и анализа эмпирических данных по проблеме формирования образа полета, влиянии свойств летного состава на изучаемый процесс.
— второй этап (1995;1996 гг.) — дальнейший анализ литературы по проблеме образа полета, проведение констатирующего эксперимента с использованием хронометрического анализа процесса формирования образа для регуляции вербального ответа, проведение констатирующего эксперимента направленного на определение соотношения двух уровней образа полета и возможности количественной оценки активности летного состава в этих уровнях .
— на третьем этапе (1996;1997 гг.) — анализировались полученные результаты в ходе констатирующего эксперимента, разрабатывалась методика поэтапного моделирования образа полета. Проводился формирующий эксперимент по выработанной методике, экспериментальные полеты на вертолетах Ми — 8мт и Ми — 26, вырабатывались практические рекомендации для командиров и войсковых психологов .
По предложенным методикам обследовано 140 человек летного состава. Положения выносимые на защиту :
1) Регулятором деятельности летного состава является образ мира, базовым компонентом профессиональной деятельности которого выступает образ полета, сформированный в процессе обучения и профессиональной практики летного состава.
2) Формирование образа полета есть процесс начальным звеном которого в функциональном плане является система познавательных гипотез непрерывно генерируемых летным составом относительно внешнего окружения .
3) Формирование образа полета есть процесс принятия решения на перцептивно-опознавательном и речемыслительном уровне. В общем виде он включает формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования некоторой исходной информации.
4) Формирования образа полета можно представить как непрерывный, разворачивающийся во времени, процесс решения задач поиска адекватной реакции на поступающую информацию, или как определенным образом организованная система перцептивных действий, выполняющих ориентировочные или исследовательские функции, обеспечивающие создание образа, его опознание и выполнение на его основе целенаправленного действия. Новизна исследования состоит в том .что:
— разработана теоретическая модель образа полета, как системы опосредствующих и регулирующих действий летного состава по пилотированию, позволяющей экспериментально исследовать зарождение и «оформление» психического акта отражения, стадийность формирования образа.
— разработаны психологически обоснованные рекомендации командирам и психологам авиационных полков по подготовке летного состава к конкретному виду полета.
— с помощью представленной теоретической модели выявлены связи и отношения между уровнями отражения: сенсорно-перцептивным и понятийного мышления.
— изучено влияние психических свойств летного состава на формирование психического образа полета.
— проанализирован процесс формирования, функционирования образных механизмов регуляции деятельности в интересах выявления психологических затруднений у летного состава .
— разработана методика моделирования образа полета, методики развития психических познавательных процессов активно участвующих в формировании образа полета.
Теоретическая и практическая значимость работы:
— состоит в разработке теоретической модели образа полета включающей последовательность целесообразных действий по достижению цели на основе преобразования некоторой исходной информации .
— разработан методического аппарата и практических рекомендаций для командиров и психологов, летного состава полка по изучению психологических особенностей предстоящей деятельности, летному составу и их использованию в период общей, предварительной и предполетной подготовки к конкретному виду полета .
Апробация исследования: ¦ ¦ II т я Ьи II II ¦ ¦ л т т.
Метод поэтапного моделирования образа полета на фоне звуковой модели, представленный в работе, прошел апробацию в войсковых частях CABO и ТурКВО. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Военного университета, конференции Международной академии человека в аэрокосмических системах. Основные результаты диссертации отражены в учебно-методическом пособии и научной статье, общим объемом 3 печатных листа. Структура диссертации:
Диссертация включает введение, три главы, выводы, список литературы и приложение. Глава 1. — Образ полета (психический образ) в профессиональной деятельности летчика. Глава 2. Экспериментально.
Вывод :
1. Долгое время летное обучение строилось преимущественно на операциональном подходе, в основе которого лежит процесс формирования знаний, умений и навыков, оставляя в стороне психологическую сущность профессиональной подготовки летного состава .
2. В настоящее время, когда регулирующая роль психического образа в предметной деятельности летчика теоретически и экспериментально исследована и при этом доказана зависимость эффективности и надежности действий оператора от содержания его концептуальной модели и оперативных образов (51,58,101,155), не вызывает сомнения необходимость направленности обучения летчиков на осознанное формирование образа полета, предполагающее развитие трех его составляющих :
— наглядных образов положения и движения самолета на траектории полета.
— целостных образов показаний приборов, в которых индицируется пространственное перемещение в воздухе.
— чувственных образов неинструментальных сигналов, лежащих в основе летного чувства.
3.2.Методика Формирования образа полета с помощью технических средств как средство оптимизации деятельности летного состава .
Для ориентировки в пространстве летчик должен целенаправленно отбирать информацию, активно использовать предшествующий опыт визуальных полетов, осознанно формировать образы пространственного положения. Это — важнейшая специфическая особенность восприятия и мышления в полете, означающая, что летчик, решая сложную саму по себе задачу управления самолетом, одновременно выполняет целенаправленное действие — пространственную ориентировку. На земле она осуществляется автоматически, а в полете совершенно невозможна без осознанного формирования наглядного образа — базового компонента образа полета. Именно этот компонент выполняет познавательную функцию, обеспечивая общее представление об основных параметрах полета, об этапе полета, о степени достижения цели. Адекватность предметного содержания этого компонента образа сохраняется через преодоление противоречивости поступающих к летчиков сигналов при рассогласовании непосредственных ощущений положения тела с приборной информацией (50). Для ведения пространственной ориентировки летчик должен обладать также развитым оперативным и предвосхищающим мышлением. Оперативное мышление является не только основным звеном переработки неполной информации, с чем при формировании образа летчик сталкивается постоянно.
Таким образом, дидактическая задача сводится к формированию образов пространственных положений, то есть представлений о положении самолета и параметрах на траектории полета, процессов предвосхищения пространственно-траекторных перемещений самолета Традиционно она решается обучением в полете. Понятно, что в таких условиях, быстро меняющейся обстановки анализ ситуации отстает от полетной ситуации, многое оказывается вне поля внимания. На земле такое обучение дополняется характерной для летчиков жестикуляцией или манипулированием моделью самолета для воспроизведения фрагментов полета с дополнительными объяснениями.
Все это означает, что ориентировка в пространстве требует от летчика активно направленного сознания на постоянную интеллектуальную оценку воспринимаемого потока информации относительно своего движения в пространстве поставленной задаче. Достигается это благодаря представлениям о пространственном положении самолета. Формирование образа пространственного положения протекает осознанно и выступает как построение концептуальной модели. В процессе подготовки летчик должен «наработать» наглядные образы, которые актуализируются в процессе пилотирования, то есть центр тяжести в подготовке летчиков необходимо переносить в наземные условия.
С тем, чтобы при подготовке к полетам формировать у летчиков пространственные представления, адекватные задачам пилотирования, выполнения учебно-боевых задач, была разработана и использована методика поэтапного моделирования образа полета с помощью технических средств.
Методика позволяет решить следующие задачи:
1 .Формировать представления о положении летательного аппарата на траектории полета и знания соответствующих значений параметров полета.
2.Вырабатывать навыки предвосхищающих умственных действий, необходимых для ведения пространственной ориентировки.
3.Формировать представления о характерных ошибках в технике пилотирования на маршруте полета и происходящих при этом траекторных отклонениях летательного аппарата.
4.Обеспечивать самоконтроль подготовки летчика к полету.
Методика обеспечивает не только целостность восприятия полетного задания, но и формирование пространственно-временных представлений. Это условие включает динамику траекторных и отображение пространственных перемещений в реальном масштабе времени. В соответствии с разрабатываемой концепцией методика строилась таким образом, чтобы траектория воспринималась не как константная величина, а как динамический образ, отражающий изменения положения летательного аппарата в воздушном пространстве в каждый конкретный момент времени.
В методике обеспечивается наглядность причинно-следственных связей в цепочке «ошибка — отклонение траектории-положение самолета на тра-ектории-соответствующие траекторному положению пилотажно-навигационные параметры». Это дает, во-первых, возможность сравнения траектории полета, с траекторией эталоном, во-вторых, возможность увидеть траекторные и параметрические последствия отклонений.
В методике предусмотрено включение элементов адаптивного обучения — реализуется индивидуальным учетом степени сложности выполняемых упражнений и переключением, то есть возможностью возврата обучаемого в процессе работы с этапа самоконтроля на этап подготовки в случае, если он не усвоил и не запомнил параметров полета.
Очень важно, что наземная подготовка по предложенной методике, за счет формирования эталонных образов полетных ситуаций, обеспечивает замену психического процесса познания процессом опознания, для осуществления которого хватает долей секунды. Таким образом сокращается перцептивно-опознавательный уровень, позволяя дать больше времени на процесс обработки информации и принятия решения в зависимости от полетного задания.
Обучающая эффективность предложенной методики целенаправленного моделирования образа полета оценивалась во время выполнения учебно-боевых полетов на бомбометание (упражнение № 3,143), полетах на стрельбу неуправляемыми ракетами по наземным целям (упражнение № 1,141), полетах на стрельбу из стрелково-пушечного оружия по наземным целям (упражнения № 2,142 КБП АСВ-93). (приложение № 10).
Целью проведения наземной подготовки по методике поэтапного моделирования образа полета (ПМОП) является формирование, на основе изучения техники пилотирования и распределения внимания на траектории полета, четких понятий и представлений о положении летательного аппарата в пространстве и характере ощущений и восприятий различных неиструмеентальных сигналов, а также умению переводить закодированную в показаниях приборов информацию в наглядный образ пространственного положения летательного аппарата.
В сознании летчика выполнение полетного задания отражается в виде цели, для достижения которой он будет выполнять свои управляющие воздействия. Места на траектории полета, где происходит контроль достижения предыдущей цели и переход к достижению последующей, получили условное наименование «оперативные единицы «.
Различают релевантные сигналы, несущие информацию, относящуюся к данной цели деятельности, и иррелевантные сигналы", несущие всю другую информацию. Совокупность сигналов, несущих информацию о каком-либо предмете или явлении, называют сообщением. Между сигналами и энграммами существуют отношения как между объектом и его моделью, т. е. отношения гомоморфности.
Сигналы могут быть естественными (вид реальных предметов, явлений) и искусственными (код, символ, знак, отображающий реальность). Применительно к ЭС всю организованную определенным образом совокупность искусственных сигналов, предназначенных для работы человека-оператора, называют информационной модельюорганизованную совокупность энграмм — концептуальной моделью человека-оператора, а всю совокупность информации, хранящейся в долговременной памяти летчика, тезаурусом.
В процессе целенаправленной деятельности как сигналы, так и эн-граммы используются в виде оперативных единиц информации. Оперативная единица — это такое информационное образование, которое воспринимается, актуализируется или запоминается симультанно. В зависимости от цели и условий выполнения действий оперативные единицы могут быть разными по внутреннему составу. В одну оперативную единицу (сокращенно — опен) могут сливаться несколько более элементарных энграмм или сигналов. И наоборот, в определенных условиях сложный по составу опен может декомпонироваться на более мелкие опены или элементарные сигналы (энграммы). Опены, естественно, могут образовывать комплексы как блоки информационной или концептуальной модели. По содержанию энграммы могут быть целями, наименованиями, образами, понятиями, программами (планами).
Под образами будем понимать только «наглядные» представления (зрительные, слуховые, моторные, тактильные), т. е. осознаваемые «картины «. Все остальные сложные информационные образования будем называть комплексами, композициями или структурами. На уровне подсознания аналогом программы является стереотип (или навык).
Еще одним важным свойством, по которому различаются между собой сигналы (энграммы), является потенциал. Речь идет об уровне «возбужденности» информационного материала, определяющем легкость выполнения таких операций, как перевод (актуализация) энграммы из долговременной памяти в оперативную, выделение полезного сигнала из «шумов», переключение внимания с одной задачи на другую и т. п, Потенциал зависит от вероятности сигнала, его значимости и физической силы. Соотношение значений потенциалов энграмм и сигналов при восприятии определяет интенсивность (проявляющуюся, в частности, в длительности латентного периода) «отклика» энграммы, соответствующей данному сигналу.
Из простых действий формируются сложные действия. Они должны быть охарактеризованы функциональной организацией. Обычно говорят об алгоритмах сложных действий. Алгоритм деятельности оператора представляет собой логическую организацию деятельности человека из совокупности действий и оперативных единиц информации. Структура деятельности — это пространственно-временная организация выполнения деятельности.
Следует различать предписанные и реализованные алгоритмы. Естественно, при проектировании ЭС необходимо стремиться, чтобы предписанные и реализуемые алгоритмы были возможно ближе. Трудности достижения полной идентичности обоих видов алгоритмов обусловлены, во-первых, недостаточной изученностью внутренней организации простыхдействий, что затрудняет идентификацию действий, во-вторых, тем, что человек в определенных пределах может изменять способ достижения цели в зависимости от различных условий. Поэтому есть попытки классифицировать алгоритмы выполнения сложных действий по критерию некоторых условий .
При любых классификациях суть проблемы заключается в рас-скрытии внутренней (на психофизиологическом уровне) функциональной организации простых действий. Приведенная выше функциональная модель простого действия не более чем схема. Реальное ее содержание в каждом конкретном случае раскрывается с помощью различных методов выявления психофизиологической сущности и функциональной организации действий.
В оперативной единице летчик оценивает полетную информацию, принимает решение и начинает выполнять действие по его реализации. То есть, каждой оперативной единице соответствует некоторая область пространства, в которой происходит движение летательного аппарата в течении определенного периода времени. Оперативная единица фиксирована на траектории полета. Поэтому каждая из них характеризуется определенным пространственным положением Л, А, а также показаниями приборов и специфическими неинструментальными сигналами, которые образуют информационную картину оперативной единицы.
Наличие информационных признаков оперативных единиц позволяет по единой методике объяснить, показать и проконтролировать понимание летчиками задач пилотирования по этапам полета и сформировать у них умение использовать различную информацию для регуляции своих действий, то есть сделать процесс формирования образа полета целенаправленным и управляемым.
При проведении наземной подготовки по методу ПМОП необходимо использовать:
— диапроекторы, экраны.
— слайды с изображением района полетов.
— слайды с изображениеме показаний приборов.
— слайды с изображением целей.
— запись шумов возникающих в процессе полета.
— запись диалога экипажа с группой руководства полетами.
Необходимо придерживаться следующей последовательности проведения наземной подготовки. Вначале следует создать каталог слайдов по району полетов, с отснятием в районе характерных ориентиров с различных направлений, каталог слайдов приборной доски. Слайды создаются отснятием местности из кабины ЛА с охватом 260 градусов по курсу полета.
В процессе наземной подготовки летному составу, с помощью диапроектора, высвечиваются слайды маршрута полета, этапами которого являются характерные ориентиры на местности (оперативные единицы). Летчики изучают места оперативных единиц на траектории полета, характер положения и движения ЛА по отношению к оперативной единицы, их информационные признаки и вытекающую отсюда оптимальную схему распределения и переключения внимания при выполнении полетного задания. Данная методика проводится в составе экипажа, на фоне звуковой модели полета. В процессе проведения наземной подготовки целесообразно придерживаться следующей последовательности:
— изучение предстоящего маршрута по карте.
— в строгой последовательности, с момента взлета до цели и обратно, предъявить слайды с изображением этапов полета, в оперативных единицах показания приборов и информационные признаки характерных ориентиров.
— в оперативных единицах рассказывается порядок распределения и переключения внимания, обратив особое внимание на характер и возможность использования для регуляции действий неинструментальной информации.
— принять зачет, обратив особое внимание на знание мест (оперативных единиц) опорных ориентиров, их информационные признаки и соответствующее пространственное положение ЛА.
— при необходимости повторить проецирование оперативных единиц, с разных направлений.
Результаты применения метода поэтапного моделирования образа полета.
Проверка эффективности метода поэтапного моделирования образа полета на фоне звуковой модели осуществлялась в процессе учебно-боевой подготовки летчиков отдельного вертолетного транспортно-боевого полка (вертолеты Ми-8мт, Ми-26). Для анализа полученных результатов использовались данные объективного контроля (САРПП), данные группы руководства полетами, самоотчеты летного состава. Обучающая эффективность предложенной методики целенаправленного моделирования образа полета оценивалась во время выполнения учебно-боевых полетов на бомбометание (упражнение № 43, 143), полетах на стрельбу неуправляемыми ракетами по наземным целям (упражнение № 41,141), полетах на стрельбу из стрелково-пушечного оружия по наземным целям (упражнения № 42, 142 КБП АСВ-93).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исследуя проблему формирования образа полета и его роли в регуляции профессиональной деятельности летчика, мы опирались на теорию психического отражения, разработанную в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, A.A. Смирнов, Б. Т. Теплов, и др.).
В исследовании мы попытались показать, что многие проблемы могут быть сняты, если рассматривать процесс формирования образа полета не как начинающийся с воздействия внешней стимуляции на органы чувств летчика, а как такой процесс, начальным звеном которого в функциональном плане является система познавательных гипотез, непрерывно генерируемых субъектом относительно внешнего окружения. Целостная система таких гипотез, строящихся на разных уровнях, и составляет образ мира человека, который вносит главный вклад в процесс формирования образа любого предмета или явления, выступая в качестве исходного пункта и результата отдельного познавательного акта. Такие функции образа делают его участие в процессе психического отражения реальности наиболее важной формой проявления познавательной активности субъекта, превращающие высшие уровни психического отражения в подлинную предметную деятельность .
Анализ деятельности летчика в разных ситуациях показывает, как может работать фундаментальное понятие «психический образ «и соответствующая ему теоретическая концепция, когда они используется в прикладных исследованиях, Попытки же решать практические задачи без опоры на теорию, т. е. на пути «чистого «эмпиризма, нередко приводят к результату, прямо противоположному тому, ради которого они предпринимались .
Основным итогом данного исследования явилось подтверждение основных теоретических положений являющихся для нас исходными. Прежде всего, что образ полета — сложный феномен отражения, включающий несколько взаимосвязанных компонентов. При этом в разных условиях деятельности соотношения между этими компонентами складывается по-разному. Формируясь в процессе предметно-практической деятельности летчика, образ обладает высокой степенью целостности, дифференциро-ванности, панорамности и адекватен отражаемой объективной реальности, именно поэтому он и выступает в качестве регулятора действий. Вместе с тем, как показало исследование, образ полета конечно субъективен, но не в смысле интроспекционистской психологии (как феномен, доступный лишь внутреннему наблюдению), а в том плане что он формируется на базе опыта (в нашем случае профессионального) субъекта деятельности, развивается с накоплением этого опыта. В образе проявляется индивидуальность летчика, связанная с его потребностями, мотивами, отношениями, установками и.т.д. Образ развивается в направлении все более полного и адекватного отражения действительности, раскрывающего все новые и новые грани. Вместе с тем в нем все более проявляются особенности субъекта — в нашем исследовании характерологические проявления, влияющие на восприятие и оценку событий .
В общей теории психологии сформулировано положение о том, что образ не является просто некоторым фиксированным результатом отражения, застывшей субъективной картиной объекта. Это процесс, в ходе которого он непрестанно трансформируется: результат одной стадии процесса становится предпосылкой новой стадии и включается в эту стадию и.т.д (166,168). Приведенное положение обосновывается данными лабораторных экспериментов, в которых преимущественно исследовался процесс перцептивного образа в микроинтервалах времени. Данные полученные в этих исследованиях подтверждаются и нашими данными. Однако исследование динамики образа полета в реальных условиях деятельности требует использование иного масштаба времени и переход к этому масштабу позволяет выявит другие стадии или этапы развития образа. Здесь она включена в развертывающуюся целесообразную деятельность и в значительной мере определяется требованиями, а также условиями этой деятельности. Каждое актуальное действие регулируется оперативным образом, в котором на перцептивно-опознавательном уровне отражается конкретная ситуация. Но оперативный образ не просто повторяет текущие изменения непосредственных воздействий на органы чувств. Он вместе с тем выступает как определенный этап развертывания концептуальной модели, процесс перехода от одного оперативного образа к другому регулируется этой моделью В результате исследования можно сделать следующие выводы :
1) то, что в авиации называют образом полета, сопоставимо с понятием концептуальная модель — базовый компонент психического отражения, сформированный в процессе обучения и профессиональной практики. Образ полета включает задачи и цели, стоящие перед летчиком, систему знаний об объекте управления, систему двигательных программ, реализуемых в полете.
2) осознание летчиком актуальной значимости образа пространственного положения — одно из необходимых условий сохранения надежности действий в любой ситуации пилотирования.
3) одной из наиболее специфических особенностей сенсорно-перцептивного уровня отражения у летчика является то, что соответствующие этому уровню процессы (ощущения и восприятия) протекает в необычных по сравнению с привычными земными условиями.
4) экспериментально установлено, что задача опознания, как правило, решается с большей эффективностью, чем задача воспроизведения, познания, в результате обобщенного узнавания, формирование «схемы» объекта сокращается число альтернатив и происходит отсев избыточных признаков, что обеспечивает возможность перехода к оперированию другим рабочим алфавитом (например моторным). Испытуемые выделяют наиболее информативные признаки стимула, соответствующие стоящей перед ними задаче, и оперируют лишь этими признаками. Новый рабочий алфавит является более рациональным, поскольку он связан с разгрузкой кратковременной памяти и обеспечивает большую точность воспроизведения образов.
5) процесс формирования образа полета можно представить как непрерывный, разворачивающийся во времени, процесс принятия решения и поиска адекватной реакции на поступающую информацию, или как определенным образом организованная система перцептивных действий, выполняющих ориентировочные или исследовательские функции, обеспечивающие создание образа, его опознание и выполнение на его основе целенаправленного действия.
6) многие проблемы процесса формирования образа полета можно снять, если рассматривать процесс построения образа не как начинающийся с воздействия внешней стимуляции на органы чувств человека, а как такой процесс, начальным звеном которого в функциональном плане является система познавательных гипотез, непрерывно генерируемых субъектом относительно внешнего окружения.
7) соотношение перцептивно-опозновательного и речемыслительного уровней, в процессе летной деятельности, зависит от специфических психологических особенностей выполнения полетов на данном типе вертолета и особенностей каждого конкретного полетного задания, содержания и психологических особенностей каждого необходимого элемента полета (выруливания со стоянки на старт, взлета и набора высоты, полета, захода на посадку, посадки, заруливания на стоянку).
8) существует обратная корреляция признака полнота образа от признака педантичность, это может быть объяснено тем, что в обычной профессиональной деятельности стойкий стереотип, как основа автоматизированных навыков способствует сноровке и легкости осуществления операций, то при изменении условий, ситуации он тормозит переключение внимания с режима репродуктивного функционирования на продуктивный, т. е. осознание новой информации, принятие нового решения .
9) констатирующий эксперимент показывает, что определенное сочетание свойств темперамента и характера, проявляющееся в познавательных процессах, определяет индивидуальный стиль деятельности который, как показывает дисперсионный и факторный анализ, определяется приобретаемыми в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальные свойства нервной системы летчика. Личность летчика и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств .
10) методика поэтапного моделирования образа полета раскрывает в подготовке летного состава принципиально новые возможности, сущностная сторона которых наиболее адекватна процессу формирования образов пространственного положения и механизмов предвосхищения про-странственно-траекторных перемещений, а технические средства обучения имеющиеся в полку позволяют проводить данную методику. Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать практические рекомендации по подготовке летного состава, формирования специальных летных навыков в контексте предлагаемой в работе концепции :
— вычленяемая для самостоятельного упражнения часть деятельности должна состоять из действий, идентичных по своей психологической структуре совершаемым в реальной трудовой обстановке. В период самостоятельной подготовки летного состава необходимо тренировать особенности внимания, восприятия, памяти и мышления в процессе выполнения действия по предложенным методикам, а также движения, посредством которых это действие реализуется .
— подготовка должна опираться на физическое и психологическое моделирование реальных условий деятельности. Избранную модель надо строить так, чтобы она психологически соответствовала той, с которой человек будет работать в реальной обстановке. Целесообразно применять предложенную методику поэтапного моделирования образа полета в период предварительной и предполетной подготовки.
— задача тренажа — формирование не только автоматизированных актов, но и тех психофизиологических механизмов, которые способствует активации свойств психики, позволяющих адаптироваться к любой вариативности раздражителя .
— целесообразно внедрение в систему подготовки и обучения летного состава современных технических средств. на базе вычислительной техники, для формирования умственных эвристических программ — адаптивное обучение оперативному мышлению при решении проблемных ситуаций .
— методологически обучение с помощью технических средств должно идти на трех уровнях с использованием: на первом уровне — персональных компьютеров (развиваются психические качества и индивидуальные свойства личности, определяющие успех освоения летного дела — обобщение, абстрактное мышление, глазомер, чувство усилия, времени, пространственные представления и пр) — на втором уровне — модульных тренажеров (отрабатываются навыки выполнения отдельных блоков действий: навигация, пилотаж в том числе и на фоне психофизических помех) — на третьем уровне — компьютерного тренажера (отрабатываются профессиональные навыки решения задач различной сложности и автоматизированной оценки уровня готовности к конкретному полетному заданию).
— в предварительной подготовке летного состава к выполнению различных полетных заданий использовать приемы и упражнения, включающие действия, по своей психологической структуре одинаковые с действиями в реальном полете: введение в упражнения подготовки и контроля готовности к полету непредвиденных препятствий и неожиданностей — упражнения в сопоставлении и классификации отдельных целей, целей своей деятельности по важности, сложности, срокам выполнения — создание проблемных и конфликтных ситуаций, когда при выполнении тренировок на тренажерах подаются ложные аварийные сигналы или вводятся отказы без включения сигнализации — введение психологических помех, подача ложных сигналов — подача ложных речевых команд, вызывающих особые затруднения в принятии решения;
— в период подготовки к выполнению полетных заданий проводить тренировки включающие выработку предвосхищающих процессов путем активного введения в поле сознания неинструментальных признаков ожидаемой полетной ситуации и различных отказов авиационной техники.
— активно использовать моделирование, с помощью технических средств, предстоящее полетное задание, психологически напряженных трудных ситуаций деятельности .
— включить в программу курса психологии и педагогики курсантов летных училищ курс «Психологический практикум» в котором использовать методики развития психических познавательных процессов активно участвующих в формировании образа полета .
— в Военном университете внедрить в программу подготовки войсковых психологов курс «Авиационная психология», на базе тактических групп слушателей военно-психологического факультета.
Направление дальнейших исследований проблемы :
— проблемы информационного обеспечения проектирования взаимодействия операторов существующих и перспективных систем «человек-машина.» .
— изучение условий операторской деятельности, ситуативных сочетаний этих условий, концептуальных возможностей информационного обеспечения групповой операторской деятельности.
— обоснование требований к техническим средствам и организации информационного обеспечения операторской деятельности.