Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Религиозная идентичность личности как фактор толерантности в межличностных отношениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Религиозная идентичность православного влияет на толерантность в межличностных отношениях: толерантность в межличностных отношениях православных, имеет следующие особенности: увеличение показателей «аффективной толерантности», «межкультурной толерантности», «межличностной толерантности» и уменьшение показателя «негативная агрессивность» — наиболее выражены особенности толерантности у православных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
    • 1. 1. Теоретический анализ проблемы религиозной идентичности личности
    • 1. 2. Психологические характеристики толерантности личности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 3. Теоретическое обоснование взаимосвязи религиозной идентичности личности и толерантности в межличностных отношениях
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В
  • МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
    • 2. 1. Методы и процедура эмпирического исследования
    • 2. 2. Описание результатов эмпирического исследования
    • 2. 3. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
    • 3. 1. Методологический замысел эксперимента по развитию толерантности православного в межличностных отношениях
    • 3. 2. Результаты и анализ результатов ф ормирующего эксперимента

Религиозная идентичность личности как фактор толерантности в межличностных отношениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

С ростом национального, этнокультурного и религиозного самосознания на фоне экономического, политического и морального кризиса, сопровождающегося криминализацией общества, обострились старые и появились новые проблемы в национальных отношениях, сопровождающиеся национализмом, этническим сепаратизмом и религиозным экстремизмом. В этой связи проблема взаимосвязи религиозной идентичности личности и толерантности в межличностных отношениях, обусловленная ростом межнациональных и религиозных конфликтов, не является достаточно разработанной в социальной психологии.

Зарубежные и отечественные ученые в качестве факторов формирования толерантности в межличностных отношениях рассматривают различные социально-психологические и личностные феномены (Х.Тежфел, Т. Адерно, Дж. Келли и др). Одним из наиболее важных факторов формирования толерантности личности в межличностных отношениях является идентификация с социальными группами: возрастными, тендерными, профессиональными, этническими, культурными, религиозными (И.М.Лебедева, Т. Г. Стефаненко, Л. Б. Шнейдер и др.).

Толерантность тесно связана с механизмами и содержанием идентификации индивида. Основой толерантного отношения является социальная идентичность личности, в структуре которой позитивный образ собственной референтной группы сочетается с терпимостью и принятием этнического, культурного, религиозного многообразия современного общества (Т.Г.Стефаненко, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова и др.).

В условиях бурно развивающихся процессов религиозной идентификации в современном российском обществе представляется чрезвычайно важным исследование психологических характеристик и структуры религиозной идентичности, её влияния на толерантность в межличностных отношениях.

Состояние научной разработанности проблемы. Различные аспекты феномена толерантности рассматривались как отечественными, так и зарубежными исследователями. В отечественной психологии изучением проблемы толерантности занимались известные ученые А. Г. Асмолов, Г. Л. Бардиер, В. В. Бойко, С. К. Бондырева, C.JI. Братченко, Г. С. Кожухарь, Д. В. Колесов, Е. Ю. Клепцова, Е. Г. Луковицкая, М. С. Мириманова В.Ф.Петренко, В. С. Собкин и др.

Толерантность, понимаемая как терпимость к инакомыслию, инаковерию (С.К. Бондырева), исследовалась в сфере межэтнических отношений, этнического сознания (Н.М.Лебедева, Т. Г. Стефаненко, А. Н. Татарко, Е. И. Шлягина, В. Ю. Хотинец и др.) — изучение этнокультурной толерантности, вызванное миграцией, конфликтами и социальной напряженностью (Т.Г.Стефаненко, Г. У. Солдатова, Л. Д. Шайгерова и др.), специфики межэтнического и межкультурного взаимодействия, этнических стереотипов с использованием психосемантических методов (В.Ф.Петренко). Теоретическим и практическим проблемам толерантности в межличностных отношениях посвящены исследования зарубежных ученых (Г.Олпорт, Т. Адерно, К. Лоренц, Дж. Келли, М. Уолцер, Б. Э. Риэрдон, П. Маркузе, L. J. Skitka, C.W. Bauman, Е. Mullen, P. Nicholson, Y.Ch. Zarka и др.).

В ряде эмпирических исследований изучалось влияние религиозности личности на толерантность к неблагоприятным воздействиям (П.Венховен, Р. Полнер, М. Аргайл, Ю. П. Тобалов, Л. И. Грошева и др.) — толерантность межгрупповых установок (И.М.Лебедева, Т. Г. Стефаненко, А. Н. Татарко и др.) — толерантность в межличностных отношениях (Т.Адерно, К. Батсон, Г. Олпорт и др.). В отечественной психологии проблема влияния религиозности личности на толерантность в межличностных отношениях изучена недостаточно.

В социальной психологии в качестве одного из ключевых компонентов личности, рассматривается понятие социальной идентичности, формирование 4 идентичности субъекта, на основе так называемой, идентификационной матрицы, в виде множества принадлежностей: общечеловеческая, половая, религиозная, этническая, профессиональная и т. д. (С.Московичи). Указание на иерархическое построение социальной идентичности можно найти в работах С. Московичи, В. АДдова, Г. Б. Мазиловой. Однако вопрос о взаимовлиянии различных социальных идентичностей является открытым.

Понятие «религиозная идентичность» активно используется в философских и социологических работах (А.ИДырин, С. В. Рыжова, М. П. Мчедлов, И. Г. Каргина, Л. Н. Митрохин и др.), в то время как в психологии оно исследовано недостаточно. В эмпирических исследованиях особенности верующего человека изучаются в контексте самосознания личности (И.М.Богдановская, И. М. Ильичева, Т. И. Голованова, Е. В. Перевозникова, Д. М. Двойнин и др.).

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется, с одной стороны, недостаточной теоретической разработанностью понятия «религиозная идентичность», влияния религиозной идентичности на толерантность личности в межличностных отношениях и, с другой стороны, необходимостью создания научно-обоснованных, личностно-ориентированных стратегий помощи верующему человеку и атеисту в разрешении проблем межличностного общения, профилактики терроризма и экстремизма на религиозной почве.

Объект исследования — толерантность в межличностных отношениях.

Предмет исследования — религиозная идентичность личности как фактор толерантности в межличностных отношениях (на примере Православия).

Цель работы — выявление и обоснование взаимосвязи религиозной идентичности личности и толерантности в межличностных отношениях.

Гипотеза исследования состоит в том, что религиозная идентичность личности влияет на толерантность в межличностных отношениях.

Компоненты религиозной идентичности: религиозная самоидентификация, 5 религиозное мировоззрение, религиозная мотивация, религиозное поведение, религиозные чувства могут влиять на толерантность в межличностных отношениях.

Особенности взаимосвязи религиозной идентичности и толерантности определяются уровнем выраженности компонентов религиозной идентичности и особенностями религиозного опыта: наличие религиозного воспитания, возраст, самостоятельность в выборе вероучения, продолжительность исповедования вероучения.

Повышение толерантности в межличностных отношениях возможно с помощью специально разработанной программы социально-психологического тренинга толерантности. Задачи исследования:

1. На основе результатов теоретических исследований в отечественной и зарубежной психологической науке уточнить сущность феномена толерантности в контексте проблемы религиозной идентичности, её влияния на личность.

2. Эмпирическим путем определить компоненты и уровни религиозной идентичности и религиозного опыта православного, позволяющие оценить степень их влияния на толерантность в межличностных отношениях.

3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи компонентов религиозной идентичности православного с различным религиозным опытом и структуры толерантности в межличностных отношениях.

4. Разработать и осуществить экспериментальную проверку эффективности Программы группового социально-психологического тренинга, направленного на развитие толерантности в межличностных отношениях.

5. По результатам исследования разработать рекомендации для практических психологов и работников центров социальной защиты населения.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Исходными теоретико-методологическими основаниями стали принципы, разрабатываемые в отечественной психологии: принципы детерминизма и деятельностной обусловленности психических явлений (C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др.) — принципы развития и системного изучения личности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.), а так же принципы современной социальной психологии: принцип соотношения индивидуального и общественного (Б.Ф.Ломов, К.А.Абульханова-Славская) — основные положения психологии межличностных отношений (В.Н.Мясищев, А. В. Петровский, М.Г.Ярошевский) — диалектико-материалистический подход в отечественной психологии религии (Т.А.Бажан, А. И. Клибанов, Д.М.Угринович) — концепция религиозной идентичности как компонента социальной идентичности личности (С.Московичи) — подходы к исследованию толерантности в межличностных отношениях (А.Г.Асмолов, Г. Л. Бардиер, Е. Ю. Клепцова, Г. У. Солдатова и др.).

Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретический анализ научной литературы, психодиагностические методы, математические методы анализа данных.

Методы исследования.

Для решения задач, поставленных в диссертации, были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследованияэмпирическое исследованиеколичественный и качественный анализ полученных результатов, эксперимент. Психодиагностическими методиками, используемыми в исследовании, были: «Религиозная активность».

Д.О.Смирнова, «ВИКТИ (виды и компоненты толерантности)» Г. Л. Бардиер,.

Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни" Н. Е. Водопьянова, 7.

Личностная агрессивность и конфликтность" Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, «Самооценка эмпатических способностей» Ю. М. Орлова и Ю. Н. Емельянова, «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, а так же авторская анкета «Характеристика религиозного опыта».

Для обработки результатов исследования использовались статистические методы (оценка значимости различий по U-критерию Манна-Уитни, кластерный и факторный анализ на основе компьютерной программы SPSS 13.0 for Windows), а также качественный метод — аналитическое сравнение.

Выборка исследования. В исследовании принимали участие 162 человека, студенты очно-заочной и заочной формы обучения Российского государственного социального университета, обучающиеся по специальностям «психология» и «экономика», подавляющее большинство — женщины (80%). Возраст испытуемых от 18 до 35 лет.

Этапы исследования.

Первый этап (2006 — 2007 г. г.) — теоретико-аналитический — изучение научно-методической литературы по проблеме исследования, определение его концептуального аппарата, формулирование рабочей гипотезы.

Второй этап (2007 — 2008 г. г.) — эмпирический — психологическая диагностика показателей религиозной идентичности личности и толерантности в межличностных отношениях атеистов и православных, обработка диагностических данных.

Третий этап (2008 — 2009 г. г.) — интерпретационный — теоретическое осмысление данных эмпирического исследования, их анализ, обсуждение и обобщение.

Надежность, достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась теоретико-методологической базой исследования, выбором адекватных задачам и целям исследования методических средств, достаточным объемом и репрезентативностью выборки испытуемых, применения методов статистической обработки данных, развернутой интерпретации 8 количественных и качественных результатов.

В ходе исследования решена научная задача, которая состояла в исследовании религиозной идентичности личности как фактора толерантности в межличностных отношениях.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Обобщены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему религиозной идентичности личности как фактора толерантности в межличностных отношениях.

2. Выявлены и исследованы компоненты религиозной идентичности и религиозного опыта православного, влияющие на толерантность в межличностных отношениях: религиозная самоидентификация, религиозное мировоззрения, религиозная мотивация, религиозное поведение, религиозные чувства, возраст, самостоятельность в выборе вероучения.

3. Эмпирически доказано существование взаимосвязи религиозной идентичности личности и толерантности в межличностных отношениях. Характер взаимосвязи религиозной идентичности личности и толерантности в межличностных отношениях определяется уровнем религиозной идентичности (выраженность компонентов: религиозного мировоззрения, религиозной мотивации, религиозного поведения, религиозных чувств) и характеристиками религиозного опыта.

4. Выявлены особенности характеристик и структуры толерантности в межличностных отношениях православных разного уровня религиозной идентичности, с разными характеристиками религиозного опыта.

5. Разработана и экспериментально апробирована Программа социально-психологического тренинга толерантности в межличностных отношениях, оценена степень её эффективности. На основе результатов исследования разработаны рекомендации для практических психологов, работников центров социальной защиты населения.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования вносят вклад в развитие теории толерантности, позволяют раскрыть особенности религиозной идентичности личности и её влияние на толерантность в межличностных отношениях.

На основе анализа отечественных и зарубежных концепций «религиозности» и её влияния на личность конкретизировано понятие религиозной идентичности личности, проанализированы компоненты религиозной идентичности личности, на основе которых возможно исследовать данное психическое явление: религиозная самоидентификация, религиозное мировоззрение, религиозная мотивация, религиозное поведение, религиозные чувства. Анализ работ отечественных психологов позволил определить место религиозной идентичности в структуре социальной идентичности современного верующего.

На основе теоретико-методологического анализа обобщены и систематизированы научные представления о толерантности/интолерантности в межличностных отношениях, механизмах и психических детерминантах толерантности личности в межличностных отношениях. Разработано и теоретически обосновано влияние религиозной идентичности на толерантность в зависимости от уровней компонентов религиозной идентичности и религиозного опыта. Теоретически обоснован арсенал психодиагностических методик, позволяющих выявить компоненты религиозной идентичности, религиозного опыта, толерантности личности в межличностных отношениях.

В научный оборот введены новые эмпирические данные о религиозной идентичности личности как факторе толерантности в межличностных отношениях. Обоснована Программа группового тренинга, направленная на развитие толерантности в межличностных отношениях.

Практическая значимость исследования определяется тем, что создана научная основа для разработки личностно-ориентированных программ развития толерантности личности в межличностных отношениях.

Разработанная и апробированная Программа группового тренинга толерантности, включающая три направления: развитие стратегий «принятия Другого», развития межкультурной и межконфессиональной толерантности, развития тендерной толерантности проявила себя как эффективное средство развития толерантности в межличностных отношениях и может быть рекомендована практическим психологам.

Теоретические результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов лекций, специальных курсов по дисциплинам «Психология религии», «Конфликтология», «Этнопсихология», «Основы социально-психологического консультирования», при подготовки магистров по специальности «Психология эффективных социально-психологических коммуникаций», а так же при разработке программ повышения квалификации специалистов социального профиля.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Религиозная идентичность личности сложное многокомпонентное явление. Понятие «религиозная идентичность» может быть рассмотрено и исследовано на основе компонентов религиозной идентичности личности: самоидентификации, религиозного мировоззрения, религиозной мотивации, религиозного поведения и религиозных чувств.

Толерантность православного в межличностных отношениях обусловлена не столько религиозной идентичностью, сколько этнокультурной идентичностью и стратегиями терпимости в поведении, сформированными под влиянием православной традиции.

2. Существует взаимосвязь компонентов религиозной идентичности, характеристик религиозного опыта личности и толерантности в межличностных отношениях. Характер взаимосвязи религиозной идентичности личности и толерантности определяется уровнем религиозной идентичности — выраженностью религиозного мировоззрения, религиозной мотивации, религиозного поведения и религиозных чувств.

3. Религиозная идентичность православного влияет на толерантность в межличностных отношениях: толерантность в межличностных отношениях православных, имеет следующие особенности: увеличение показателей «аффективной толерантности», «межкультурной толерантности», «межличностной толерантности» и уменьшение показателя «негативная агрессивность" — наиболее выражены особенности толерантности у православных с высоким уровнем религиозной идентичноститолерантность православного в межличностных отношениях определяют характеристики религиозного опыта: возраст и самостоятельность в выборе вероученияструктура толерантности в межличностных отношениях православных имеет следующие особенности: преобладание стратегий «терпимости» над стратегиями «принятия Другого», группоцентрическая направленность толерантности личности, наличие религиозного фактора в структуре толерантноститолерантность православного в межличностных отношениях обусловлена религиозной идентичностью, а так же идентичностью с другими референтными группами и стратегиями терпимости в поведении, сформированными под влиянием православной традиции.

4. Повышение уровня толерантности в межличностных отношениях, посредством социально-психологического тренинга предполагает изменение показателей: тендерная толерантность, межличностная толерантность, межкультурная толерантность, когнитивная толерантность, мотивационная толерантность, аффективная толерантность, деятельностная толерантность, ценностно-ориентационная толерантность, личностно-смысловая толерантность.

5. В работе практического психолога, работников службы социальной защиты населения, при разработке стратегий и программ психокоррекционной работы с верующими и атеистами необходимо учитывать:

— существующие особенности толерантности в межличностных отношениях верующих и атеистов, различия в характеристиках и структуре толерантности верующих разного уровня религиозной идентичности;

— особенности толерантности в межличностных отношениях православного: группоцентрическая направленность толерантности личности, преобладание стратегий «терпимости» над стратегиями «принятия Другого».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Содержание исследовательской части работы представлено в материалах IV Международного социального конгресса (2004 г.) — годичных научных чтений 1−3 февраля 2008 г. «Повышение психологической компетентности специалистов социально-реабилитационного профиля" — VDI Международного социального конгресса 25−26 ноября 2008 г. «Россия в многополярном мире: новые реалии и перспективы развития», на секции № 12 «Психологическая помощь населению как ресурс развития человеческого капитала современной России" — «круглого стола» факультета психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий РГСУ и Международной ассоциации профилактики суицида (JASP), Москва, 10.09. 2008 «Современное состояние суицидологи в России: актуальные проблемы, перспективы развития" — на заседании кафедры общей психологии и психологии труда Российского государственного социального университета.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс факультета психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий Российского государственного социального университета (г. Москва).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 239 наименований, из которых 29 -на иностранном языке, и приложений. Работа содержит 11 таблиц и 4 рисунка.

Выводы по 3 главе:

1. Основными результатами применения специально разработанной программы группового тренинга толерантности в межличностных отношениях являются значимые позитивные сдвиги в показателях:

— тендерная толерантность;

— межличностная толерантность;

— межкультурная толерантность;

— когнитивная толерантность;

— мотивационная толерантность;

— аффективная толерантность;

— деятельностная толерантность;

— ценностно-ориентационная толерантность;

— личностно-смысловая толерантность.

2. Разработанная программа социально-психологического тренинга позволяет эффективно и целенаправленно работать в направлениях: развитие стратегий «принятия Другого», развитие тендерной и межкультурной толерантности.

3.Разработанная программа социально-психологического тренинга может быть рекомендована практическим психологам как эффективное средство развития толерантности в межличностных отношениях верующих и атеистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее диссертационное исследование было посвящено изучению религиозной идентичности личности как фактора толерантности в межличностных отношениях. Проблема толерантности в межличностных отношениях активно изучалась отечественными и зарубежными психологами.

В главе 1 представлен обзор психологических концепций формирования толерантности/интолерантности в межличностных отношениях, исследований форм межличностной толерантности, направленности и личностных детерминант формирования толерантности/интолерантности в межличностных отношениях.

Одним из важных направлений изучения толерантности личности является выявление особенностей толерантности верующего человека. Это обусловлено ростом числа конфликтов, возникающих на религиозной почве, проблемами межличностного общения людей разных конфессий и атеистов. (Толерантность .2004; Боязитова М., о. Вячеслав (Переверзенцев), 2003). Анализ зарубежной литературы показывает, насколько сложной является данная проблема. В отечественной психологии данная проблема изучена мало.

В нашем исследовании ставится цель изучение взаимосвязи религиозной идентичности личности и психологических характеристик толерантности в межличностных отношениях (на примере Православия), выявление личностных факторов толерантности православного в межличностных отношениях. Выбор Православия связан с тем, что подавляющее большинство граждан России соотносят себя с этой религиозной ориентацией (Каргина И.Г., 2004; Мчедлов М. П., 1998).

Теоретический анализ исследований толерантности и «религиозности» позволил нам выделить личностные характеристики, предположительно определяющие особенности толерантности православного человека в межличностных взаимоотношениях. Нами были выделены следующие личностные характеристики: неагрессивность, способность к эмпатии, ощущение субъективного благополучия, эффективная саморегуляция. При помощи опросника «Виды и компоненты толерантности» Г. И. Бардиер предполагалось исследовать особенности направленности и психологических механизмов толерантности православного человека.

Анализ современных представлений о сложной и многоуровневой структуре религиозной идентичности личности, о социально-психологических особенностях формирования религиозного сознания современного россиянина выявил необходимость использования в исследовании опросника Смирнова Д. О. «Религиозная активность» и авторской анкеты, выявляющей некоторые особенности формирования религиозного опыта верующего.

В нашем исследовании приняли участие студенты РГСУ (80% -женщины) в возрасте от 18 до 35 лет. Сравнительный анализ психологических характеристик толерантности в межличностных отношениях атеистов и православных (с использованием U-критерия Манна-Уитни) позволил нам выявить психологические особенности толерантности православного человека: увеличение показателей «аффективной толерантности», «межличностной толерантности», «межкультурной толерантности и уменьшение показателей «негативной агрессивности». Таким образом, потенциал толерантности в межличностных отношениях православных выше, чем у атеистов, особенно в эмоциональной сфере. Результаты наших исследований оказались противоположны результатам, полученным в зарубежной психологии (Тодд Нельсон, 2003). И это закономерно, так как особенности менталитета, идей и традиций конкретного религиозного направления оказывают существенное влияние на психологические характеристики толерантности в межличностных отношениях.

Далее нами были выявлены и проанализированы особенности психологических характеристик толерантности в межличностных.

145 отношениях православных в зависимости от выраженности компонентов религиозной идентичности: «религиозных переживаний», «религиозного мировоззрения», «религиозной мотивации», «религиозных действий».

Наибольший потенциал толерантности в межличностных отношениях был выявлен у испытуемых с высоким уровнем религиозной идентичности (воцерковленные православные). У воцерковленных православных существенно выше по сравнению с атеистами показатели «общей толерантности», «способности к эмпатии», «конативной толерантности», «ценностно-ориентационной толерантности», «идентификационно-групповой толерантности», «межличностной толерантности», «межэтнической толерантности», «межкультурной толерантности» и существенно ниже показатели «негативной агрессивности».

В нашем исследовании были выявлены личностные факторы толерантности в межличностных отношениях православных. Нами были проанализированы черты сходства и различия в факторной структуре толерантности православных с разным уровнем религиозной идентичности. Опираясь на концепцию Б. С. Братуся, можно сделать выводы, что факторная структура православных состоит из факторов группоцентрического, гуманистического и эгоцентрического уровня в структуре личности. Преобладают стратегии группоцентрического (факторы № 1 у православных со средним и высоким уровнем религиозной идентичности и фактор№ 3 у православных с низким уровнем религиозной идентичности) и гуманистического уровня личности.

Важной отличительной особенностью факторной структуры толерантности в межличностных отношениях атеистов является отсутствие в ней фактора «идентификационного». Факторная структура толерантности атеистов построена на факторах гуманистического и эгоцентрического уровня личности (с преобладанием эгоцентрического).

Анализируя современные исследования российского менталитета.

Российский менталитет ., 1997; Абульханова К. А., 1999; Братусь Б. С.,.

1994, Современные проблемы российской ментальности 2005), мы пришли к выводу, что в современной России действительно идет процесс серьезных социально-психологических изменений. В условиях экономических свобод и информационной «открытости» нашего общества происходит формирование страты умных, предприимчивых (как правило, молодых) людей, которые в большей степени разделяют западные идеалы (демократические и эгоцентрические). В этой структуре идеалов нет места Православию. В процессе беседы с некоторыми атеистами мы пришли к выводу, что они, может быть, и верят в Высшие Силы, но конкретная религиозная традиция им чужда.

Большинство же россиян, не столь успешных, у которых в процессе воспитания сформировались определенные личностные характеристики (мы их выявили в нашем исследовании) находят опору в своих национальных и культурных корнях. А идентификация с Православием является неотъемлемой стороной их этнической и культурной идентификации.

Необходимо отметить тот факт, что стратегии толерантности в межличностных отношениях православных построены исключительно на механизме «терпимости» (особенно у воцерковленных православных). Стратегии принятия, «деятельностного» отношения к другим людям отсутствуют (что так же отличает факторную структуру православных от факторной структуры атеистов).

В структуре толерантности православного человека присутствуют факторы, тесно связанные с религиозной идентичностью личности («аффективно-религиозный» у православных с низким уровнем религиозной идентичности и «религиозный» у православных с высоким уровнем религиозной идентичности). В структуре толерантности атеистов религиозный фактор отсутствует.

Основными результатами применения специально разработанной программы группового тренинга толерантности в межличностных отношениях являются значимые позитивные сдвиги в показателя^: тендерная.

147 толерантность, межличностная толерантность, межкультурная толерантность, когнитивная толерантность, мотивационная толерантность, аффективная толерантность, деятельностная толерантность, ценностно-ориентационная толерантность, личностно-смысловая толерантность. Таким образом, Программа тренингов, направленная на развитие толерантности в межличностных отношениях может быть рекомендована практическим психологам и специалистам органов социальной защиты для организации практической помощи в коррекции межличностных отношений.

Диссертационное исследование позволило нам сформулировать некоторые рекомендации по формированию толерантности в межличностных отношениях для практических психологов и работников службы социальной помощи населению:

1. В процессе консультирования, психотерапии, социальной работы необходимо учитывать существующие особенности толерантности в межличностных отношениях верующих и атеистов, различия в характеристиках и структуре толерантности верующих разного уровня религиозной идентичности.

2. При разработке стратегий и программ психокоррекционной работы с верующими и атеистами необходимо учитывать существующие особенности толерантности межличностных отношениях верующих и атеистов, различия в характеристиках и структуре толерантности верующих разного уровня религиозной идентичности.

3. В работе практических психологов и работников центров социальной защиты населения необходимо учитывать особенности толерантности в межличностных отношениях православного: группоцентрическую направленность толерантности, преобладание стратегий «терпимости» над «стратегиями принятия Другого». При психокоррекционной работе с воцерковленными православными высокого уровня религиозной идентичности) актуальными.

148 направлениями развития толерантности являются: развитие стратегий «принятия Другого», гендерной и межконфессиональной толерантности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения// Психологический журнал, 1999, т. 20, № 5, с. 5−14.
  2. АдорноТ., Стенфорд Р. Н., Френкель-Брюнсвик Э., Левинсон Д. Дж. Исследование авторитарной личности.- М., 2001.
  3. Л.А., Ряховский В. В. Православие, протестантизм и стратегия устойчивого развития России в начале XXI в. //Общественные науки и современность, 2004, № 3.
  4. С.Т. Религиозная составляющая этнокультурной идентификации россиян столетие мутационных трансформаций // Религия и идентичность в России.- М., 2003.
  5. А.Г. На пути к толерантному сознанию. — М., 2000.
  6. Д.Г. Формирование установок толерантного сознания: что могут СМИ // Век толерантности (научно-публицистический вестник).- М., 2003, выпуск 5.
  7. Т.А. Проблемы религиозных потребностей Дисс. к.ф.н. Л. 1990.
  8. Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности. М., 1993.
  9. Г. Л. Проблемы толерантности дивиантного поведения в бизнесе // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития.- Спб., 2002.
  10. Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб., 2005.
  11. Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности. Авторефф. дисс. канд. психол. наук. Хабаровск, 2004.
  12. М. Протоирей В. Переверзенцев Опыт работы православного психолога в церковном приходе // Московский психотерапевтический журнал, 2003, № 3.
  13. А. Уолтере Р. Подростковая агрессия. М., 1999. — 512с.
  14. Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль.- М., 2001. 512с.
  15. Р. Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. — 336с.
  16. С.А. Православие и производные от него психотерапевтические парадигмы // Московский психотерапевтический журнал, 2006, № 3.
  17. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М., 1989.
  18. В.М. Объективная психология/ Под ред. В. А. Кольцова.- М., 1991.
  19. .С. Двойное бытие души и возможности христианской психологии // Вопросы психологии, 1998, № 4.
  20. .С. Начала христианской психологии. М. 1995.
  21. .С. Психологический тип личности в русской и советской культурах/ Хрестоматия по психологии и типологии характеров. — Самара, 2002.
  22. СЛ. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. Спб., 1999.
  23. Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? // Вестн. Моск. Унта. Сер. 7. Философия, 1996, № 1.
  24. Ф.Е. Переживание и молитва (опыт психологического исследования).- М., 2005.
  25. Ф. Исповедь и психотерапия // Московский психотерапевтический журнал, 2004, № 4.
  26. Ф. Молитва и переживание в контексте душепопечения // Московский психотерапевтический журнал, 2003, № 3.
  27. А.Б. Глобализация, толерантность и права человека. // Публичная сфера и культура толерантности/ Под ред. Ю. А. Красина.- М., 2002.
  28. Е.Г. Субъектные предпосылки толерантности личности. Авторефф. дисс. канд. психол. наук. Сочи, 2002.
  29. А.А., Красин Ю. А. Россия: Quo Vaduz?- М., 2003.
  30. Ю.А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантности-интолерантности // Идентичность и толерантность.- М., 2002.
  31. P.M. Психология веры.- СПб. Речь, 2004.151
  32. Л.И. Факторы «свой-чужой» при инкультурации и аккультурации личности и культурная идентичность // Филология и культур: Материалы IV Междунар. Научн. Конф. 16−18 апреля 2003 г. Тамбов, 2003.
  33. И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений.- М., 2002.
  34. С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии.-М., 1993.
  35. С., Гроф К. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом.- М., 2000.
  36. Л.Н. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов. Авторефф. дисс. канд психол наук.- М., 2004.
  37. О.А. Индивидуальные особенности членов группы как причина межгрупповых конфликтов// Психологический журнал, 2007, т. 28, № 2.
  38. А.М. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры: авторефф. дисс. канд. психол. наук. — М., 2007.
  39. Е.И. Культура как базис формирования культурной идентичности и толерантности личности в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Монография. — Спб., 2009.
  40. Добротолюбие. В 4-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.
  41. Л. Паин Э. Политический экстремизм и терроризм социальные корни проблемы // Век толерантности (научно-публицистический вестник) -М., 2003, выпуск 5.
  42. У. Многообразие религиозного опыта. М, 1993.
  43. А.И. Идентификация и идентичность как явления им философские категории: характеристика основных функций// Русское православие как основа сохранения национальной идентичности XVI Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2007.
  44. Епископ Варнава. Православие. М., 1993.
  45. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности М., 1994.
  46. В.В. Юнг и религия // К. Г. Юнг и христианство.- Спб., 1999.
  47. В.В. Психология детства.- Екатеринбург, 1995.4 В. Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии// Русская религиозная антропология. Т.2. Антология.- М. 1997, с. 431−463.
  48. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
  49. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии 1998, № 3.
  50. Н.JI. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов//Вопросы психологии, 2003, № 5.
  51. Е.Н. Российская альтернатива «притерпелости» — веротерпимости и толерантность // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютиной.- М., 2004.
  52. Игумен Вениамин (Новик) Актуальные проблемы российского православного церковного сознания/ Вопросы философии 1999 г. № 2
  53. И.М. Введение в психологию духовности.- М., 2006.
  54. И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация// Социологические исследования 2004, № 5, с.45−53.
  55. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М., 1983.
  56. Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М., 2004.
  57. А.И. Религиозное сектантство и современность. М., 1969.
  58. Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии, 2006, № 2.
  59. Кожухарь Г. С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности / Вопросы психологии, 2007, № 2.
  60. Д. В. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему). М., 2003.
  61. Коллоквиум «Семья в России: христианский брак и воспитание детей» // Вопросы психологии, 2000, № 6.
  62. Краткий психологический словарь. М. 1998.
  63. Н.В. Конференция «Творчество, общение, личность» // Вопросы психологии, 1999, № 2, с. 148−152.
  64. В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. -М., 2002.
  65. И.А. Духовно-нравственные ценности Православия как фактор семейного воспитания детей: автореф. дисс. канд. психол. наук. — Спб, 2007.
  66. Дж. Изменяющая облик // Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия. Сост. К. В. Сельченок. — М., 2001.
  67. В.И. Общение с богом или.- М., 1986.
  68. Н.М., Татарко А. Н. Этническая толерантность в политкультурных регионах России. // Психологический журнал. 2003, № 5.
  69. Н.М., Татарко А. Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности // Психологический журнал 2005, № 3.
  70. Н.М.Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко, М. Ю. Мартынова Межкультурный диалог: тренинги этнокультурной компетентности. -М., 2003.
  71. Леви-Строс К. Первобытное мышление.- М., 1994.
  72. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии, 1997, № 11.
  73. Лекции по религиоведению: Учеб. пособие/ Под ред. проф. И. Н. Яблокова. М., 1997.
  74. Д.А. Мировоззрение. Человек: философско-энциклопедический словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2000.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.154
  76. А.Н. Структура и развитие личности // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Под ред. Е. Е. Соколовой. М., 1999.
  77. К.Л., Литвиненко С. В., Откуда возникают внутренние проблемы и как их преодолеть. Взгляд православного психолога. Иваново, 2005.
  78. Дж. Сочинение в трех томах, т. 3, — М., 1988, с. 66 —134.
  79. К. Агрессия (так называемое «зло»).- М., 1994.
  80. Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Спб., 1998.
  81. Л.Г. Христианская модель семьи как основа семейного консультирования // Московский психотерапевтический журнал, 2004, № 4
  82. Г. Б. Динамика социальной идентичности в меняющихся социальных условиях: автореф. дисс. канд. психол. наук.- Ярославль, 2006.
  83. Майкл Аргайл Психология счастья.- Спб., 2003.
  84. Майерс Д. Социальная психология.- Спб., 1999.
  85. . Магия, наука, религия // Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия. Сост. К. В. Сельченок.- М., 2001.
  86. Малкина — Пых И. Г. Тендерная терапия. Справочник практического психолога. — М., 2006.
  87. Ф.М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в политкультурном регионе. Дисс.к. псих.н.- М., 1999.
  88. Марта Девис, Ким Паленг, Патрик Фаннинг Большая книга влияния. Трениг воздействия. Спб., 2008.
  89. А.Г. Дальние пределы психики.- М., 1997.
  90. А.Г. Дальние рубежи человеческой психики. М., 1996.
  91. М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Г. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютиной.- М., 2004.
  92. А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. М., 1994.
  93. JI.B. Психология личности: Психолого-педагогические основы толерантности.- Новосибирск, 2004.
  94. М.С. Конфликтология: Учебник. М., 2003.
  95. М.С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный. — М., 2004.
  96. Митрополит Иерофей (Влахос) Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.
  97. Л.Н. Религиозная ситуация в современной России/ Социологические исследования 1995 г. № 11.
  98. Мониторинг общественного мнения // Экономические и социальные перемены.- М., 2002, № 2.
  99. В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М., 2004.
  100. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. — М., 2001.
  101. В.И. Личностные аспекты саморегуляции личности// Психологический журнал, 2002, № 6.
  102. Н.Л. Психология отношения к ноуменальному (личностные предпосылки религиозного опыта). Дисс. канд. психол. наук.-М., 1993.
  103. М.П. Социологический портрет современного верующего// Сб. докладов IV Международных Рождественских образовательных чтений.- М., 1996.
  104. М.П. О религиозности российской молодежи// Социологические исследования 1998, № 6.
  105. Мчедлов М. П, Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования, 2002, № 7.
  106. М.П. Религиозная идентичность и социальные предпочтения // Социологические исследования, 2003, № 5.
  107. И.Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996, № 6.
  108. А.П. Насилие и терпимость: антропологическая ретроспектива/ Вопросы психологии 2005, № 5.
  109. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. — СПб., 2006. — 392 с.
  110. Н.В. Толерантность в межличностном общении старшекласников. Дисс. .к. псих.н. -М. 2005.
  111. .В. Введение в христианскую психологию. — М.: Школа — пресс, 1996.
  112. В.Г. Идентичность. Культурология. XX век. Словарь. — Спб., 1997.
  113. В.И. Сущности, структура и функции религиозной психологии (атеизм). Дисс. канд. психол. наук. Таллин, 1984.
  114. С.И. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М., 1980.
  115. Г. Личность в психологии. М.- Спб., 1998.
  116. Г. У. Природа предубеждений // Век толерантности (научно-публицистический журнал) М., 2003, выпуск 5.
  117. Е.В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации, дисс. к.психол.н.- М., 2001.
  118. В.Ф., Митина О. В., Бердников К. В., Кравцова Л. Р., Осипова B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М., 2000.
  119. В .А. Толерантность универсальный этический принцип // Известия Санкт — Петербургской лесотехнической академии. — Спб., 1993.
  120. М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление.- М. 1984.
  121. К.К. Человек и религия.- Мн., 1984.
  122. О.А. Этническая идентичность и толерантность якутских подростков с разным уровнем языковой компетентности // Идентичность и толерантность. М., 2002.
  123. М.А. О психологии религии.- М., 1969.
  124. Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. Спб., 2005.
  125. Прот. Фома Хопко Основы Православия. Минск, 1991.
  126. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Под ред Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М. 2003.
  127. Практикум по психологии здоровья / Под ред Г. С. Никифорова. -Спб., 2005.
  128. И.П. Работа психолога с членами новых религиозных движений // Вопросы психологии, 2004, № 4.
  129. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова.-Спб., 2006.
  130. Психология социальной работы: Учебное пособие/Под ред. М. А. Гулиной.- Спб., 2004.
  131. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г. У. Солдатовой. М., 2002.
  132. Психотерапевтическая энциклопедия // Под ред. Б. Д. Карвасарского.-СПб.: Питер, 1998.
  133. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. И доп.- М., 1996.
  134. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт. сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. — М., 2005.
  135. .Э. Толерантность — дорога к миру.- М., 2001.
  136. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики.-М., 1997.
  137. В.И. Особенности развития нравственных предпочтений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ: авторефф. дисс. канд. психол. наук. — Иркутск, 2008.
  138. С.В. Русское самосознание и этничность в православном дискурсе 90-х годов: толерантность и экстремизм // Религия и идентичность в России.-М., 2003.
  139. А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России/Вопросы психологии 2000 г. № 5.
  140. З.В. Русские: образ народа. — СПб, 1998.
  141. Ю.Ю. Атака на РПЦ / Социологические исследования, 2001, № 11.
  142. Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютиной.- М., 2004.
  143. В.И. Психология человека: введение в психологию субъективности.-М., 1995.
  144. Д.О. Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности., дисс. к. психол. н.- Пермь 2001.
  145. Е.Т. Введение в религиозную психологию: Учеб. пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ М», 2003.
  146. Современные проблемы российской ментальности / Материалы Всероссийской научно-практической конференции СПб., 2005.
  147. Г. У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация// Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
  148. Г. У. Толерантность и интолерантность — две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантности. Выпуск № 1, — М. 2001.
  149. Г. У., Шайгерова JI.Д., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2000.
  150. Г. У., Шайгерова Л. Д., Шарова О. Д. Тренинг: учимся толерантности // На пути к толерантному сознанию / Отв. Ред. А. Г. Асмолов. -М., 2000.
  151. В.А. Психология религии: американский опыт / Психологический журнал, 2002, т. 23, № 2, с. 118−127.
  152. Т.Г. Факторы и механизмы восприятия другого в социальном познании // Мир психологии, 1999, № 3.
  153. Т.Г. Психология межэтнических отношений // Этнопсихология. М., 2000.
  154. В.В., священник Е.Левченко Некоторые подходы к построению православной психологии и психотерапии// Московский психотерапевтический журнал, 2006, № 3.
  155. ТищенкоЮ.В. Особенности реагирования на ситуации фрустрации детей 5 — 8 лет из воцерковленных православных и невоцерковленных семей/Вопросы психологии 2001 г. № 6.
  156. Ю.П. Совладание с трудными жизненными ситуациями у верующих., дисс. канд. психол наук, -М., 2004.
  157. Тодд Нельсон Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. Спб., М., 2003.
  158. В.А. Ранние формы религии.- М., 1981.
  159. Толерантность / Под ред. Мчелова.- М., 2004.
  160. Л.В. О возможностях объективного измерения толерантности // Теоретические и эмпирические подходы к изучению толерантных установок сознания и толерантного поведения.- Спб., 2002., с. 32−37.
  161. Д.И. Психология религии. М., 1986.
  162. М. О терпимости. М., 2000.
  163. Философская энциклопедия Т. 1 М., 1960.
  164. Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе. М., 2001.
  165. Т. А. Святоотеческое учение о страстях и психотерапия // Московский психотерапевтический журнал, 2003, № 3.
  166. В.В. О религиозных корнях толерантности И Социологические исследования. 2004. № 1. С. 54−61.
  167. C.JI. О понятиях и задачах философской психологии// Русская религиозная антропология. Т.2. Антология.- М. 1997, с. 344−369.
  168. В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия.- Спб., 2000.
  169. В. От психотерапии к логотерапии // Доктор и душа. -Спб. 1997.
  170. Д. Золотая ветвь.- М., 1985.
  171. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов.- М. 1990.
  172. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. -М., 1989.
  173. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1998.
  174. Э. Дзен-буддизм и психоанализ М., 1995.
  175. Э. Здоровое общество. Догмат о Христе.- М., 2005.
  176. Э. «Иметь» или «быть». -М., 2007.
  177. Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М. 1990.
  178. ФроммЭ. Бегство от свободы. — М., 1990.
  179. X. Мотивация и деятельность. Т. 1.- М., 1986.
  180. М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность // Пределы толерантности в современном обществе / Под ред. И. Л. Перовой, В. В. Козловского. Спб., 2003.
  181. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
  182. Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб., 2000.
  183. С. Христианская психологическая поддержка самореализации личности // Московский психотерапевтический журнал, 2004, № 4.
  184. С.А. Развитие личности и психологическая помощь в свете христианского мировоззрения: Монография СПб., 2007.
  185. И.П. Из лекции по общей психологии // Русская религиозная антропология. Т.2. Антология. М. 1997, с. 335−340.
  186. JI.A. Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции. Автореф. канд. психол. наук, 2002.
  187. Л.Ф. Самооценка, аутентичность и шобовь к себе // Московский психотерапевтический журнал, 2003, № 3.
  188. Л.Ф. Психотерапия и духовная практика христианства: общность и различия // Московский психотерапевтический журнал, 2004, № 4.
  189. Л.Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. -Спб., 2005.
  190. И. Когнитивная сложность как основа толерантного мышления // Век толерантности (научно-публицистический вестник). М., 2003, выпуск5.
  191. Е.И. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред.Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. М., 2004.
  192. Шмелев А.Г.и др. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект // Вопросы психологии — 1993, № 4, с. 101.
  193. Ю.И. Актуальные направления исследования в современной психологии религии //Тезисы докладов 4 Международного социального конгресса. Москва РГСУ 25−26 ноября 2004 г, Т.2. М., 2004, с. 298 — 300.
  194. Ю.И. Психология и педагогика толерантности // Сб. Повышение психологической компетентности специалистов социально-реабилитационного профиля. Материалы годичных научных чтений 1−3 февраля 2008 г. -М.: Изд-во РГСУ, 2008, с. 73−79.
  195. Щербакова Ю. И Проблемы исследования «религиозности» личности в отечественной и зарубежной психологии религии /Аспирантский сборник № 4 (33) М.: Издательство РГСУ, 2008, с. 96−115
  196. Ю.И. Православная психотерапия: проблемы и пути решения
  197. Ю.И. Проблемы и современное состояние православной психотерапии/АШ1 Международный социальный конгресс 25−26 ноября 2008 г. «Россия в многополярном мире: новые реалии и перспективы развития». М., 2008.
  198. Ю.И. Личностные факторы толерантности верующего православной идентификации //Вестник университета. Социология и управление персоналом № 24 М., 2009, с. 122−124.
  199. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М. 1983.
  200. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  201. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
  202. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени.- М., 1994.
  203. Юнг К. Г. Бог и бессознательное.- М., 1998.
  204. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. -М., 1994.
  205. Юнг К. Г. Человек и его символы. Спб., 1996.
  206. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России — М., 1995.
  207. Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. N.Y., 1937.163
  208. Allport G.W. The Nature of prejudice Reading (M A), 1954.
  209. Barron F. Putting Creativity to Work // The Nature of Creativity, Sternberg R.J. (Ed) Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.
  210. Breakwell G.M. Coping with threatened identities.- L.- N.Y.: Methuen, 1986.
  211. Chlewmski 2. Identity and Tolerance. Dep. of experimental Psychology Catholic Univ. of Lublin., 1996.
  212. Conche M. La tolerance francaise et sa signification. 4. 1 Ibid.
  213. Crutchfield R.S. Conformity and creative thinking // Contemporary approaches to creative thinking / H.E. Gruber, G. Terell, M. Wertheimer (Eds) -N.Y.: Atherton Press, 1962.
  214. Folkman S., Lazarus R.S. Vanual for Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto, CA: Consulting Psychologist Press, 1988.
  215. Gardner H. Frames of Mined. N.Y., 1993, Basic Books.
  216. Giddens A. Modernity and self-identity self and society in late modernage. -Cambridge: Polity Press, 1991.
  217. Goleman D. Emotional Intelligence. London Bloomsbury, 1995.
  218. Goleman D. Working with Emotional Intelligence. N.Y. 1998, Bantam Books.
  219. Habermas J. Identitat // Zur Reconstruction des Historischen Materialisms. -Frankfurt, 1976.
  220. Kluckhohn. -C. Values and Value Orientations in the Theory of Action //Toward a General Theory of Action / Ed. by T. Parsons, E. Shils. -Cambridge, 1951.
  221. L. J. Skitka, C.W. Bauman, E. Mullen Political Tolerance and Coming to Psychological Closure Following the September 11, 2001, Terrorist Attacks: An Integrative Approach // Personality and Social Psychology Bulletin, Vol. 30 No. 6, 2004.
  222. Marcia J.E. Identity in adolescence //Handbook of adolescent psychology. -N.Y.: John Wiley, 1980.
  223. Mastain L. The Lived Experience of Spontaneous Altruism: A Phenomenological Study//Journal ofPhenomenological Psychology, 37:1, 2006.
  224. Mayer J.D., Salovey P. The intelligence of Emotional Intelligence. Intelligence.
  225. Moskovici S. Notes towards f description of Social Representation //European Journal of Social Psychology. 1988. -V. 18.
  226. Nicholson P. Toleration as a Moral Ideal // Aspects of Toleration/ Ed. by J. Horton, S. Mendus. London- New York, 1985.
  227. O’Toole. F/ The limits of tolerance // Studies Dublin, 1997.
  228. Rear don B.A. Tolerance the threshold of peace Teachers library. — United Nations Educational Scientific and Cultural Organization, 1997.
  229. Scbaffer В., Schloeder B. Nationalbewustsein als Aspects sozialer Identical // Lei dinger P & Metzler D. (eds.) Geschichte und Geschichte-bewustsein. Muenster, 1990.
  230. Sifneos P. Short-Therm. Psychotherapy and Emotional Crisis. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts.
  231. Sternberg R.J. Successful Intelligence: Practice and Creative Intelligence Determine Success in Life. -N.Y.: Simon & Schuster, 1996.
  232. Tajfel #., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict // Ansinn W.C. Worchel S. (eds.) The social psychology of intergroup relations / Monterey: Brooks Cole, 1986.
  233. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. N. Y., 1982.
  234. Watermann A.S. Identity development from adolescence to adulthood. An extension of theory and a review //Devel. Psychol. 1982. — V 18. — № 3.
Заполнить форму текущей работой