Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами: На материале студентов инженерных и спортивных специальностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследованиях И. С. Якиманской рассмотрены уровни реализации визуального оперирования («представливания») и задачи, основанные на оперировании пространственными образами. Оптико-геометрические представления как формы реализации оперативного образа исследованы Д. А. Ошаниным. Способы визуального оперирования в структуре зрительного опыта рассмотрены И. В. Блинниковой. Широкий диапазон функций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологические особенности профессиональной подготовки инженерно-технического и спортивного профиля
    • 1. 1. 1. Психологические аспекты изучения профессиональной деятельности
    • 1. 1. 2. Особенности профессиональной подготовки инженерно-технического профиля

    1.1.3. Особенности профессиональной подготовки спортивного профиля. 29 1.2. Визуальное оперирование графическими объектами в структуре профессиональной подготовки инженерно-технического и спортивного профиля. 40 1.2.1. Теоретический анализ визуального оперирования графическими объектами в исследованиях отечественных психологов.

    1.2.2 Проблема визуального оперирования в исследованиях западных психологов

    1.2.3. Активация полушарий головного мозга и визуальное оперирование графическими объектами.

    Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей визуального оперирования графическими объектами представителей различных специальностей инженерно-технического и спортивного профиля обучения

    2.1.1. Методологические основы экспериментального исследования.

    2.1.2. Описание основной части эксперимента.

    2.2.1. Исследование характеристик визуального оперирования графическими объектами представителей инженерно-технического профиля профессиональной подготовки.

    2.2.2. Исследование характеристик визуального оперирования графическими объектами представителей спортивного профиля профессиональной подготовки на уровне начальных и высших спортивных разрядов.

    2.2.3. Сравнительный анализ характеристик визуального оперирования графическими объектами представителей инженерно-технического и спортивного профиля профессиональной подготовки.

Влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами: На материале студентов инженерных и спортивных специальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе профессиональной подготовки традиционно выделяется объём знаний, умений и навыков, необходимых для её успешного осуществления. Решая профессиональные задачи, специалист инженернотехнического профиля представляет себе образы, связанные с его деятельностью и формируемые за счёт работы всей структуры психики. Это особого рода внутренние ориентиры, отражающие предметы и средства деятельности. Использование карт различных масштабов, схем с разной степенью детализации, характерное для деятельности инженеров, операторов, архитекторов, требует развития умственных операций, таких как сжатие и растяжение образа, повороты в плоскости или пространстве, различные сдвиги. Перечисленные операции формируют специфический тип мышления, где важен образный компонент, дающий возможность рационально использовать большие объёмы информации и специфические способы её оценки. Работа с различными знаковыми системами, использование мнемосхем и специализированных средств труда — это всегда преобразование графической информации. Пространственные характеристики внешней среды имеют различное влияние на содержание профессиональной деятельности. Визуальное оперирование графическими объектами, как процесс трансформации образов, может отражать характер профессиональной деятельности специалиста, особенности, заложенные профессиональной подготовкой. Формирование профессиональных способностей, знаний, умений, навыков — это сложная задача, предполагающая соответствующую организацию познавательной деятельности. Теории профессиональной подготовки Габдреева Р. В., Зеер Э. Ф., Ивановой Е. М., Климова Е. А., Марковой А. К., Стрелкова Ю. К. указывают значимость процесса организации профессиональной подготовки и рассматривают его как сочетание в освоении профессиональной деятельности теоретических основ и практических навыков. В работах Габдреева Р. В. и его учеников (Афанасьевой Е.А.,.

Новикова C.B., Пучковой И.М.) экспериментально подтверждено влияние содержания профессиональной подготовки на эффективность деятельности и формирование профессионально важных качеств. Приобретение или формирование этих качеств не является целью учебного процесса, но в результате реальных потребностей при решении профессиональных задач их развитие часто происходит независимо от задач профессиональной подготовки, ставившихся преподавателями в процессе работы.

Одним из условий достижения субъектом инженерно-технической подготовки высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности является развитие пространственного мышления и овладение навыками визуального оперирования, как мысленного манипулирования образами графических объектов. Профессиональная подготовка спортивного профиля, хотя и не основана на чтении чертежей технических объектов, связана с мысленным вращением объектов и перемещениями в пространстве субъекта спортивной деятельности. Значимость визуального оперирования в структуре профессиональной подготовки спортивного профиля отмечена в работах В.Б. Коренбер-га, В. М. Шадрина, Е. П. Ильина. Спортсмены в процессе игрового взаимодействия ориентируются на пространственные характеристики: наглядные схемы, используемые тренером для распределения, объяснения игровых функций и комбинацийрасположение своей команды и команды противника, положение мяча, расстояние до корзины. Игроку, владеющему мячом, приходится мысленно перебирать многочисленные варианты передачи, маскировки, дриблинга, предусматривать и анализировать возможные блокировки. Именно визуальное оперирование в этом случае является основным средством достижения задач игровой деятельности. Реализации визуального оперирования может зависеть от игрового опыта, индивидуальных особенностей игрока, «класса игры», опосредованного творческой инициативой.

Вопросам исследования визуального оперирования, как функции пространственного мышления, посвящены работы В. А. Барабанщикова, А. Д. Логвиненко, Б. М. Величковского, Р. Шепарда, Дж. Метцлера, JI. Купера и пр.

В исследованиях И. С. Якиманской рассмотрены уровни реализации визуального оперирования («представливания») и задачи, основанные на оперировании пространственными образами. Оптико-геометрические представления как формы реализации оперативного образа исследованы Д. А. Ошаниным. Способы визуального оперирования в структуре зрительного опыта рассмотрены И. В. Блинниковой. Широкий диапазон функций пространственного мышления, представленный в данных исследованиях, позволяет выделить признаки, характерные для визуального оперирования графическими объектами. Этот процесс связан с организацией перцептивной сферы и с трансформацией внутренних образов посредством реализации особых психических механизмов. В данных исследованиях не рассматривалось влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами, не исследована динамика эффективности визуального оперирования в процессе профессиональной подготовки. Изучение особенностей визуального оперирования как показателя содержания профессиональной подготовки позволяет выявить и оценить навык визуального оперирования графическими объектами (скорость, точность, использование рационального способа оперирования). Способ визуального оперирования может отражать особенности профессиональной подготовки, обусловленные специализацией будущей профессиональной деятельности, профилем обучения, условиями и структурой профессиональной деятельности или индивидуальными особенностями, обусловленными психофизиологическими механизмами (функциональная ассиметрия, активация полушарий головного мозга). Ряд современных западных авторов [172, 177, 188, 190, 206] связывают визуальное оперирование с врожденной психофизиологической организацией перцептивной сферы. В связи с этим правомерно рассмотрение активации полушарий головного мозга как фактора, влияющего на индивидуальные приёмы реализации этого навыка и детерминирующего эффективность визуального оперирования графическими объектами.

Актуальность исследования обусловлена отсутствием учёта в процессе профессиональной подготовки внутренних операций, обеспечивающих формирование профессионально важных навыков. Характеристики визуального оперирования отражают особенности профессиональной подготовки субъекта, обусловленные специализацией будущей профессиональной деятельности, профилем обучения, условиями и структурой профессиональной деятельности и профессиональной подготовки.

Цель исследования: выявить и изучить влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами и выяснить, может ли визуальное оперирование быть характеристикой, формирующейся в процессе профессиональной подготовки (на материале испытуемых различных специальностей инженерно-технического и спортивного профиля).

Объектом исследования являются особенности пространственного мышления в условиях профессиональной подготовки инженерно-технического и спортивного профиля на разных этапах профессиональной подготовки.

Предмет исследования: влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами на разных этапах профессиональной подготовки.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ структуры и содержания профессиональной подготовки инженерно-технического и спортивного профиля, описать психологические компоненты, определяющие успешность визуального оперирования графическими объектами.

2. Осуществить теоретический анализ проблемы визуального оперирования и определить роль визуального оперирования в структуре профессионально важных качеств представителей инженерно-технического и спортивного профиля.

3. Разработать программу экспериментального исследования, модифицировать методику Шепарда «Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий» и провести её системную апробацию с целью улучшения эксплуатационных характеристик методики.

4. Экспериментально выявить влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами на разных этапах профессиональной подготовки и проанализировать показатели, связанные с успешностью профессиональной деятельности и влияющие на эффективность визуального оперирования графическими объектами.

Гипотеза исследования:

Визуальное оперирование графическими объектами является компонентом профессионально важных качеств представителей инженерно-технической и спортивной подготовки. Эффективность визуального оперирования обусловлена этапом, профилем обучения, условиями и особенностями профессиональной деятельности и профессиональной подготовки.

Методологическую основу исследования составляют:

— принцип субъекта деятельности, понимаемый как источник активности субъекта, определяющий качество деятельности;

— принцип детерминизма, реализующийся во взаимовлиянии и соответствии индивидуальных особенностей личности содержанию деятельности;

— субъектно-деятельностный подход (А.В.Брушлинский);

— системно-деятельностный подход (Б.Ф.Ломов);

— концепция динамики зрительного восприятия В. А. Барабанщикова;

— теория визуальных трансформаций зрительных представлений Р. Шепарда, Дж. Метцлера, Л. Купера;

— структурно-информационная теория Х.Буффарта.

Методы исследования:

— теоретические — обзорно-аналитические,.

— эмпирические — наблюдение, беседа, эксперимент;

— статистические — количественный, качественный анализ, методы математической обработки экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что визуальное оперирование графическими объектами рассматривается как функция пространственного мышления и навык, формируемый в процессе обучения, профессиональной подготовки и профессиональной деятельности инженерно-технического и спортивного профиля. Также визуальное оперирование можно рассматривать как показатель успешности профессиональной деятельности инженерно-технического и спортивного профиля.

Научная новизна исследования отражена в следующих результатах:

— раскрыты психологические компоненты структуры и содержания профессиональной подготовки инженерно-технического и спортивного профиля, определяющие успешность визуального оперирования графическими объектами;

— обосновано положение о функциональном значении визуального оперирования графическими объектами в реализации профессиональной подготовки и деятельности инженерно-технического и спортивного профиля;

— зафиксированы особенности визуального оперирования графическими объектами, характерные для инженерно-технического и спортивного профиля профессиональной подготовки;

— выделены профессионально обусловленные способы визуального оперирования графическими объектами, обозначена динамика эффективности визуального оперирования графическими объектами в процессе профессиональной подготовки.

Теоретическое значение:

Проведен теоретический анализ проблемы визуального оперирования по материалам отечественных и западных исследователей, выявивший необходимость анализа визуального оперирования как функции пространственного мышления и компонента профессиональной деятельности. Определены психологические особенности профессиональной подготовки и роль визуального оперирования графическими объектами в структуре профессионально важных качеств представителей инженерно-технического и спортивного профиля на разных этапах профессиональной подготовки. Конкретизированы некоторые аспекты аналоговой гипотезы Шепарда, являющейся фундаментом многих работ в области исследования визуального оперирования, что позволило выявить профессиональную обусловленность способа визуального оперирования.

Практическое значение:

Выявленные особенности профессиональной подготовки, влияющие на характеристики визуального оперирования графическими объектами, могут быть использованы для создания учебных программ профессиональной подготовки и переподготовки. Сформированный в ходе исследования методический аппарат, включающий компьютерную модификацию методики Шепарда «Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий», является эффективным инструментом диагностики характеристик визуального оперирования графическими объектами. Материалы исследования могут быть использованы в рамках профессиональной психодиагностики, профессионального отбора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Различия характеристик визуального оперирования графическими объектами у представителей инженерно-технического и спортивного профиля обусловлены следующими особенностями профессиональной подготовки и заложенными в её структуру компонентами:

— учебные дисциплины проектно-конструкторского профиля, образующие репертуарную часть профессиональной подготовки инженерно-технического профиля, влияют на формирование эффективных способов визуального оперирования графическими объектами;

— центральным компонентом профессиональной подготовки спортивного профиля является визуальное оперирование схематизированными образами решения двигательных задач на основе графического материала и базового навыка вращательного движения тела — комбинации статических положений и динамических приёмов, характерных для любого вида спорта, использование наглядного материала, схематизирующего упражнение (гимнастика) и маневрирование, игровую комбинацию (баскетбол);

2. Специфика визуального оперирования графическими объектами представителей инженерно-технического и спортивного профиля связана с условиями и особенностями будущей профессиональной деятельности, реализуемыми в процессе профессиональной подготовки:

— функциональное значение визуального оперирования дифференцируется в соответствии со специализацией профессиональной подготовки инженерно-технического профиля (конструкторский профиль — мысленное освоение статических, динамических и кинематических свойств объектов, эксплуатационный профиль — высокая алгоритмизация процесса визуального оперирования);

— реализация спортивных задач предполагает сочетание высокой скорости и точности исполнения, определяемое внешними (пространственные компоненты) и внутренними детерминантами (внутренняя генерация вращательного импульса, на основе которого происходит формирование навыков мысленного вращения).

3. Способы визуального оперирования графическими объектами («мысленное вращение», сравнение, подсчет элементов) характерны для определенного типа активации, поэтому тип и уровень активации являются факторами, влияющими на эффективность визуального оперирования.

4. Визуальное оперирование графическими объектами в ходе профессиональной подготовки становится компонентом профессионально важных качеств и продуктивным способом реализации профессиональных задач, формирующим резерв профессионального развития специалиста инженерно-технического и спортивного профиля.

Апробация результатов:

Отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры инженерной психологии и педагогики Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. Материалы диссертации, основные положения и выводы представлены на всероссийских, межрегиональных научно — практических конференциях (Пермь, 2001; Пермь, 2002; Казань, 2003; Шадринск, 2003; Санкт-Петербург, 2003; Екатеринбург, 2004; Ярославль, 2004).

Достоверность исследования определяется использованием валидных методик, адекватными методами математической обработки экспериментальных данных и объёмом выборки испытуемых.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (206 источников) и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

:

В процессе теоретического анализа раскрыты психологические компоненты структуры и содержания профессиональной подготовки инженерно-технического и спортивного профиля, определяющие успешность визуального оперирования графическими объектами, определены психологические особенности профессиональной подготовки и роль визуального оперирования графическими объектами в структуре профессионально важных качеств представителей инженерно-технического и спортивного профиля.

Теоретический анализ литературы по проблеме визуального оперирования графическими объектами позволил выделить следующие особенности:

• Визуальное оперирование графическими объектами обеспечивает выделение и идентификацию свойств объектов, оперативную и долговременную ориентацию, формирование детализированных и систематизированных свойств воспринимаемых объектов, точность, скорость и безошибочность исполнения действия;

• Визуальное оперирование графическими объектами может быть детерминировано врожденными особенностями субъекта (активация, функциональная ассиметрия полушарий) или профессионально обусловленными компонентами (профиль, этап профессиональной подготовки, условия будущей профессиональной деятельности);

• Реализация визуального оперирования как индивидуального стиля деятельности характерна для высоко алгоритмизированной профессиональной деятельности (например, спортивная, соревновательная деятельность). В результате инженерно-технической подготовки навыки визуального оперирования способствуют формированию стиля мышления, (а не стиля деятельности) соответствующего профессиональным задачам.

В ходе разработки программы экспериментального исследования модифицирована методика Шепарда «Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий» и проведена её системная апробация.

В результате экспериментального исследования зафиксированы особенности визуального оперирования графическими объектами, характерные для инженерно-технического и спортивного профиля профессиональной подготовкивыделены профессионально обусловленные способы визуального оперирования графическими объектамиобозначена динамика эффективности визуального оперирования графическими • объектами в процессе профессиональной подготовки и освоения профессиональной деятельностиконкретизированы положения аналоговой гипотезы Шепарда, являющейся фундаментом многих работ в области исследования визуального оперирования, в аспекте профессиональной обусловленности способов визуального оперирования графическими объектами. Основные выводы исследования:

1. Поскольку испытуемые технического профиля в процессе профессиональной подготовки осваивают дисциплины проектно-конструкторского профиля, у них формируются эффективные приёмы визуального оперирования графическими объектами, обусловленные специализацией профессиональной подготовки.

2. Эффективность визуального оперирования графическими объектами испытуемых спортивного профиля обусловлена опытом преобразования зрительной информации на основе пространственных характеристик среды (баскетбол) и идеомоторных актов (гимнастика), формирующим высоко автоматизированный навык визуального оперирования. Реализация спортивных задач предполагает сочетание высокой скорости и точности исполнения, определяемое внешними (пространственные компоненты) и внутренними детерминантами (внутренняя генерация вращательного импульса), на основе которых происходит формирование навыков визуального оперирования и мысленного вращения.

3. Выявленный высокий уровень показателей экспериментальной деятельности гимнастов и испытуемых специальности «авиа и ракетостроение» обусловлен сходными компонентами в их профессиональной подготовке, а именно, мысленным освоением статических, динамических, кинематических свойств объектов (технический профиль) и исполнительским уровнем динамических и статических элементов гимнастических упражнений.

4. Эффект стабилизации, описанный на материале испытуемых технического и спортивного профиля профессиональной подготовки, говорит о сходстве профессиональной подготовки, условий будущей профессиональной деятельности у испытуемых технического и спортивного профиля.

5. Показатели уровня пространственного мышления, технических способностей и оперирования пространственными представлениями, связанные с успешностью профессиональной деятельности и влияющие на эффективность визуального оперирования графическими объектами, различны для представителей технического, спортивного профиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-333 С.
  2. Г. Универсальные тесты профессора Айзенка. Спб.: «Стелла», 1996.-144 С.
  3. Акробатика. Учебник для институтов физкультуры. Под общ. ред. Е. Г. Соколова. М., 1965. — 196 С.
  4. Актуальные вопросы инженерной графики: межвузовский сборник под ред. И. Г. Виницкого. Йошкар-Ола: МарГУ, 1984. — 184 С.
  5. A.M. Записки баскетболиста. М.: «Физкультура и спорт», 1965.- 126 С.
  6. М.Е. Тактика волейбола (Тактика игры и методика её совершенствования в команде высшего разряда). М., 1962. — 164 С.
  7. Е.А. О достоинствах нетрадиционного метода изучения последовательного образа// Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. Т.1, Спб., 2003. — С.: 134 -139
  8. Антология современной психологии конца XX века. Под ред. Габдреева Р.В.-Казань, 2001. 378 С.
  9. В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. Т.З. -8-е изд. перераб. и доп. под ред. И. Н. Жестковой. М.: Машиностроение, 2001. — 846 С.
  10. Ю.Арустамов Х. А. Сборник задач по начертательной геометрии. М., 1965 С.: 13−19
  11. П.Афанасьева Е. А. Психологические особенности профессионального восприятия (специалистов машиностроительного профиля). Автореф. канд. дис. Казань, 1988. — 20 С.
  12. Н.Д. Фактор времени в восприятии человека. Д.: Наука, 1980. 96 С.
  13. Г. С., Ребеко Т. А. Ментальная репрезентация глаголов действия у билингвов. // Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. Т.1, -Спб., 2003.-С.: 266 -268
  14. A.B. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие № 2115. -М.: Просвещение, 1988. С.: 97−113
  15. В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990.-С: 49−123
  16. В.А. Элементарный акт зрительного восприятия. // Образ в регуляции деятельности. М.: РПО, 1997. С.: 113−121
  17. Баскетбол: учебник для институтов физической культуры. Под ред. доцента Н. В. Семашко 2-е изд. доп. с перераб. — М.: «Физкультура и спорт», 1976. — 264 С.
  18. С.Г. Уроки по баскетболу. Учебное пособие. М.: «Физкультура и спорт», 1965. 184 С.
  19. Н.В. Некоторые вопросы теории Функциональной асси-метрии головного мозга.// Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. Т.1. Спб., 2003, С.: 403 -407
  20. .И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С.: 73
  21. Би К., Нортон К. Упражнения в баскетболе. М.-«Физкультура и спорт». — 1972, 104 С.
  22. И.В. Роль зрительного опыта в репрезентации зрительного пространства.// Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: «ИП РАН», 1998.- С.: 101−132
  23. П.П. Память и мышление. Спб.: Питер, 2001. — 288 С.
  24. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества.//Вопросы психологии, 1976. С.: 72−74
  25. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. — 320 С.
  26. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 С.
  27. Е.И. Механизмы умственной деятельности. М.: Педагогика, 1976.-248 С.
  28. Е.М. Современные тенденции развития психодиагностики.// Прикладная психология М.: Магистр, 1997, С.: 64−71
  29. Дж. Психология познания. М.: Прогресс. 1977. — 412 С.
  30. A.B. Мышление как процесс и проблема деятельности.// Вопросы психологии, 1982, № 2. С.: 28−40
  31. A.B., Сергиенко Е. П. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии. // Ментальная репрезентация: динамика и струюура. М.:"ИП РАН", 1998. — С.: 5−23
  32. A.B. Начертательная геометрия. М.: Высшая школа, 1973. -С.: 33−38
  33. Н.В., Лунц Я. Л., Маркин Д. Р. Курс теоретической механики. -М.: «Наука», 1985. 240 С.
  34. Г. А. Парные гимнастические упражнения. М., 1972. 112 С.
  35. .М. Микроструктурный анализ индуцированного движения.// Эргономика. Исследование механизмов визуального восприятия. Вып. 5. М. 1973. — С.: 5−17
  36. .М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1982. — С.: 97
  37. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ 1973 С.: 59−90
  38. М. Продуктивное мышление: Пер с англ. Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987.-336 С.
  39. Н.Д. Математическое моделирование на основе конструирования: начертательная геометрия. Иркутск: ИЛИ, 1993. — 130 С.
  40. И.Г. Начертательная геометрия: учеб. для строительных специальностей вузов. М., 1975. — 280 С.
  41. В.Н. Начертательная геометрия: Учеб. для студентов художественно-графических факультетов пед.институтов. М.: Просвещение, 1989.-239 С.
  42. Волейбол. Сокр. пер. с нем. Л.Микулина. М.:"Физкультура и спорт", 1972.-214 С.
  43. А.Н., Дружинин В. Н. Психологический анализ учебной деятельности: исследование значимости учебных предметов и принятия учебных целей.// Психологический анализ учебной деятельности. Сб. науч. тр. -М.: ИПРАН, 1991.-С.: 126−137
  44. Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М.: Наука, 2001. — 167 С.
  45. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1983 — 108 С.
  46. Р.В. Психологические аспекты профессиональной диагностики // Психологические резервы инженерной подготовки. Тез. докл. науч.- практич. конф. Казань, 1987. — С.: 28−29.
  47. Р.В., Тугушев Р. Х. Системные исследования когнитивных процессов субъекта деятельности. Саратов- Казань, 1999. — 100 С.
  48. Р.В., Фукин А. И. Психологические механизмы овладения профессиональной деятельностью. Набережные Челны,'2000. — 143 С.
  49. Г. М. Психология футбола. М., 1969. — 215 С.
  50. С.Г. «Чувство времени» и скорость двигательной реакции. -М., 1958-С.: 50−5351 .Гимнастика: учебник для институтов физической культуры. М., 1971. -351 С.
  51. Гимнастическое многоборье: мужские виды. Под ред. Гавердовского Ю.К.-М., 1987.-480 С.
  52. . Что такое психология: В 2-х т. Т.1.: Пер. с франц.- М.: Мир, 1992.-С.: 416
  53. В.А. Волейбол. М.: «Физкультура и спорт», 1954. — 155 С.
  54. В.О., Иванов Ю. Б., Солнцева Т. Е. Сборник задач по курсу начертательной геометрии. М.: Высшая школа, 1998. С.: 37−40
  55. В.О., Семенов-Огиевский М.А. Курс начертательной геометрии. М.: Высшая школа, 1998. С.: 14−19
  56. A.A., Дружинин В. Н., Дрынков A.B. Проблемы психологии образа. /Психол. журнал. 1984. Т.5, № 2. С.: 124 128
  57. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. С.: 22
  58. А. Специальные упражнения баскетболистов. М.: «Физкультура и спорт», 1967.- 112 С.
  59. К. Пальке X., Хемно X. Техническая и тактическая подготовка футболистов. М.: «Физкультура и спорт», 1976. 252 С.
  60. Т.И., Фарапонова Э. А. О комплексном подходе к политехническому трудовому обучению в школе./ Вопросы психологии, 1978 № 6, С.: 12−24
  61. Дитрих Я, Проектирование и конструирование: Системный подход. Пер. с польск. М.: Мир, 1981.-456 С.
  62. М.А., Крылов A.A., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. JL: Изд-во ЛГУ, 1979. — 220 С.
  63. В.Н. Способности и жизнедеятельность.// Индивидуализация и способности. Сб. науч. тр. М.: ИП РАН, 1994. — С.: 71−81
  64. .А. Индустриально-педагогическая психология (труд, организация, управление): учебное пособие. М.: Просвещение, 1981. — 208 С.
  65. .А., Смирнов Б. А., Терехов В. А. Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности (при проектировании систем «человек-машина»): Учеб. пособ. -М.: Высш. Шк., 1990. -271 С.
  66. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1978.-320 С.
  67. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб: «Братство», 1994. -364 С. С.: 202
  68. Ю.С. Компьютерная диагностика креативности. // Психология созидания, Т.7., вып. 2. Казань, 2002. — С.: 17−18
  69. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М., 1987
  70. И.Р. Взаимодействие полушарий мозга у человека. Установка, обработка информации, память. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1989. -168 С.
  71. Инженерная и профессиональная психология. М.: «Академия», 2001. -360 С.
  72. A.B. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 1988
  73. B.C., Тышлер Д. А. Тренировка фехтовальщиков. М., 1972. -182 С.
  74. Ю.Н. и др. Тактическая подготовка волейболистов. М.: «Физкультура и спорт», 1968. — 120 С.
  75. Е.А. Введение в психологию труда. М.: ЮНИТИ, 1998. -350 С.
  76. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. К.: Изд-во КГУ, 1969. — 278 С.
  77. Е.А. Общая психология: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999−511 С.
  78. Когнитивная психология. Учебник для вузов. Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 С.
  79. З.Я. Тренировка ловкости и быстроты баскетболистов. Специальные упражнения. М.:"Физкультура и спорт", 1971. — 96 С.
  80. Д.В. Коммуникативный аспект визуального моделирования при разработке программного обеспечения.// Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. Т.4. Спб., 2003. — С.: 303 — 308
  81. В.И., Климин В. П. Подготовка хоккеистов. Техника, тактика. -М, 1981.-200 С.
  82. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980. С.: 60
  83. В.Б. Надежность исполнения в гимнастике. М., 1970. 192 С.
  84. В.Б. Решение задачи: умение, навык.// Вопросы психологии. 1993, Вып.З. — С.: 80 — 85
  85. Ю.К. Проблемы психологии практического интеллекта.// Проблема субъекта в психологической науке. М.: «Академ Проект»., 2000. 320 С. С.: 150−164
  86. И.М. Подвижные игры в занятиях спортом (Гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол). М.: «Физкультура и спорт», 1971. -120 С.
  87. Н.К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. -М.: МГУ, 1988. 49 С.
  88. A.A. Теоретическая механика и современная техника. Изд 2-е доп. М.: «Просвещение», 1975. — 248 С.
  89. КотеловаЮ.В. Очерки по психологии труда. М.: Изд-во МГУ, 1986
  90. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.- 304 С.
  91. А.Н. Диагностика интеллектуальной одаренности по электроэнцефалограмме.// Психологическое обозрение. Вып.1. (4), 1997. 74 С. С.: 34−38
  92. Ф. Баскетбол: игра и обучение. М.: «Физкультура и спорт», 1971.-279 С.
  93. А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: МГУ, 1981. — С: 75−96, 178 — 197
  94. А.Д. Психология восприятия: Учеб.-метод. пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.: 37 — 38
  95. Локтев О. В Краткий курс начертательной геометрии: Учеб. для втузов. 3-е изд., испр. — М.: Высш. Шк., 1999. — 136 С.
  96. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984
  97. .Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды. Под ред. В. А. Барабанщикова., Д. Н. Завалишиной и В. А. Пономаренко. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1996. — 384 С.
  98. .Ф. Человек и техника. Л.: ИЛУ, 1963. — 256 С.
  99. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. — 162 С.
  100. C.B. Психологические механизмы теоретического мышления: теория в науке и учебной деятельности: Монография, Map. Гос. ун-т. Йошкар-Ола. — 2001. — 260 С.
  101. А.П. Теоретическая механика. М., 1990. — 416 С.
  102. A.M. Мышление, обучение, творчество. М., 2003. -720 С.
  103. М.И. Теории решения изобретательских задач. -Минск: Харвест, 2003. 428 С.
  104. Ментальная репрезентация: динамика и структура.- М.: Институт психологии РАН, 1998. С.: 8−9
  105. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986
  106. М. П. Тышлер Д.А. Психологическая подготовка фехтовальщика. М., 1969. — 128 С.
  107. В.А. Психология конструкторской деятельности. М.: Машиностроение. 1983. — 134 С.
  108. В., Зинченко В., Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. М.: Логос, 2001
  109. Н.И. Курс аналитической геометрии. М.: ОГИЗ Гос. тех. издат., 1947
  110. Новиков .C.B. Профессионально-важные качества, значимые решении задач повышенного уровня трудности (на материале машиностроительных специальностей). Автореф. канд. дис. М, 1996
  111. Образ в регуляции деятельности. Под ред. Н. Л. Мориной, В. И. Козлова. М.: РПО, 1997.-218 с.
  112. Общая психология. Учебное пособие для студентов. М.: «Просвещение», 1976. — 479 С. С.: 353
  113. В.А., Сунгуров М. С. Волейбол. М.: «Физкультура и спорт», 1961. — 269 С.
  114. Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии. // Инженерная психология: Теория, методология, научное применение. Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1977. — С.: 134−149
  115. Д.А. Предметные действия и оперативный образ. М.: «Модек», 1999. — 512 С.
  116. Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений. М., 1973.- 164 С.
  117. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970
  118. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. — 309 С.
  119. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -254 С.
  120. Подготовка юных волейболистов. М.: «Физкультура и спорт», 1962.-312 С.
  121. Познавательные психические процессы. Сост. и общая редакция А. Г. Маклакова. Спб: Питер, 2001. — 480 С.
  122. А.И. Законы строения и развития техники. Волгоград, 1985.-202 С.
  123. А.И. Основы инженерного творчества: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Машиностроение, 1988. — 368 С.
  124. А.М. Основы теории надежности. М.: Наука, 1964
  125. N 134. Пономаренко В. А. Авиация белое и черное. — М., 1995. — С.: 174 187
  126. Л.М. Инициатива и общение в творчестве. Казань: Изд-воКГУ, 1983.-С: 12
  127. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Под общей ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1987. — 256 С.
  128. Психологический словарь. М., 1983. — С.: 359
  129. Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996. — 440 С. С.: 122
  130. Психология ощущений и восприятия. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. М.: «ЧеРо», 2002. — 610 С.
  131. И.М. Профессионально важные качества пользователя компьютера и подходы к профессиональной подготовке.// Новационные процессы в системе профессионального образования. Казань: Мастер — Лайн, 2000. — 100 С. С.: 83−90
  132. И.М. Психологические аспекты подготовки к использованию компьютера в профессиональной деятельности. // Теория и технология компьютеризированного обучения. Вып.З. К., 1998. — 98 С. С.: 92−97
  133. В.Л., Мингазетдинов И. Х., Газизуллин K.M., Демин A.B., Аузяк А. Г. Анализ надежности систем «Человек-машина-среда»: Учебное пособие. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2001. — С.: 33−41
  134. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. -М.: Выш. шк., 1984. 176 С.
  135. С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2002. — 720 С.
  136. И.М. Элементы мысли. Спб.: Питер, 2001. — 413 С.
  137. A.B. Наглядный образ в структуре познания. М., 1971
  138. К.А. Мысль в действии. М., 1968. — С.: 46−63
  139. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985. — 232 С.
  140. Спортивная гимнастика. М., 1971. — 304 С.
  141. Спортивная гимнастика: учебно-методическое пособие. М., 1969.- 93 С.
  142. Справочник по инженерной психологии. М., 1968
  143. Ф. Волейбол. М.: «Физкультура и спорт», 1980. — 223 С.
  144. С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов. М., «Физкультура и спорт», 1967. — 120 С.
  145. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 2001. — 360 С.
  146. Ю.К. Структуры временного опыта. // Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. Т.7. Спб., 2003. — С.: 373 -379
  147. Ступени мастерства фехтовальщика. М., 1975. — 294 С.
  148. Г. А. Психология деятельности. Учеб. пособие. М.: ПЕР СЕ, 2003. — 176 С.
  149. Г. В. Введение в математическую теорию деятельности. Спб.: Изд-во Спб. ун-та, 1998. — 220 С.
  150. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 259 С.
  151. Г. Стратегия баскетбола. М., 1968. — 120 С.
  152. П. Наука и искусство проектирования. М.: Мир, 1973. -262 С.
  153. В.В. Психология трудового обучения. М.: Высш. школы, 1983. — 239 С.
  154. Н.М. Графическое и аналитическое моделирование геометрических объектов (линий и поверхностей): Учеб. пособ. Харьков: ХАИ, 1982. — 82 С.
  155. Н.Ф. Проективная геометрия. М., 1953
  156. В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. Спб.: Речь, 2003. — 176 С.
  157. В.Д. Психологические основы формирования сенсорных навыков в процессе производственного обучения. // «Вестник Ярославского университета». 1972, № 3. — С.: 13
  158. Г. П. Количественная оценка деятельности человека в системах «человек-техника». М.: Машиностроение, 1988
  159. Эргономика: Исследование механизмов визуального восприятия. Труды ВНИИТЭ. Вып. 5. М., 1973. — 204 С.
  160. Эргономика: Исследование перцептивной и мнемической деятельности. Труды ВНИИТЭ. Вып. 3. М., 1972. — 165 С.
  161. И.С. Продуктивные компоненты пространственного мышления. // Экспериментальное исследование продуктивных творческих процессов мышления. Материалы симпозиума. Составители Д. Н. Завалишина, А. Н. Матюшкин. М.: «Знание», 1973. — 252 С. С.: 6064
  162. И.С. Развивающее обучение. М., 1979
  163. Berla Е.Р. Tactile scanning and memory for a spatial display by blind student. // Journal of Special Education, 15, 1981. P.: 341−350
  164. Blakemore S. J. Central cancellation of self-produced tickle sensation. P.: 631−640
  165. Braly K. W. The influence of past experience in visual perception.// Journal of Experimental Psychology, 16, 1933. P.: 613−643
  166. Buffart H., Leewenberg E., Restle F. Modern Issues in perception. -1987.-P.: 48−74
  167. Cai R.H., Pouget A., Schlag-Rey M., Schlag J. Perceived geometrical relationships affected by eye-movement signals.// Nature, 1997. P.: 601 604
  168. Carpenter P.A., Eisenberg P. Mental rotation and frame of reference in blind and sighted individuals.// Perception and psychophysics: Vol. 23. -1978.-P.: 117−124
  169. Clancey W.J. Situated cognition: How representations are created and given meaning. In: R. Lewis and P. Mendelsohn, (Eds) Lessons from Learning, Amsterdam: North-Holland. P.: 231 -242
  170. Eskandar E.N., Assad J.A. Dissociation of visual, motor and predictive signals in parietal cortex during visual guidance. // Nature Neurosci. -1999.-P.: 88−93
  171. Freyd J.J. Dynamic mental representation.// Psycol. Rev. 1994. — P.: 427−438
  172. Goldstone R. Influences of categorization on perceptual discrimination.//Journal of Experimental Psychology. 1994. — P.: 178−200.
  173. Intraub H. Conceptual Masking: the Effects of Subsequent Visual Events on Memory for Pictures. // Journal of Experimental Psychology. -1984.-P.: 115−125
  174. Intraub H. Rapid conceptual identification of sequentially presented pictures.// Journal of Experimental Psychology. 1981. — P.: 604−610
  175. Kalmus M., Bachmann T. Perceptual microgenesis of visual pattern: comparison of methods and possible implications for future studies.// Актуальные проблемы психологии труда. Tartu, 1980. — P.: 135−156
  176. Koffka К. An introduction to the Gestalt-theory.// Psychology Bulletin, 19.-1922.-P.: 531 -585
  177. Krech D., Crutchfield R and Livson N. Elements of psychology. -N.Y., 1969. P.: 223
  178. Lamm C. Functional Neuroanatomy of Dynamic Visio-Spatial Imagery. PhD thesis, Psychology, University of Vienna, 2001
  179. Marmor G.S., Zaback L.A. Mental rotation by the blind: does mental rotation depend on visual imagery? // Journal of Experimental Psychology
  180. Hum. Perception & Perform.: vol. 2. 1976. — P.: 515−521
  181. Martin K.E., Marshall J.A. Unsmearing visual motion: Development of long-range horizontal intrinsic connections. 1993. — P.: 117−121
  182. Millar S. Spatial representation by blind and sighted children. I I Journal of Experimental Child Psychology, 21. 1976. — P.: 460−489
  183. O’Keefe J., Recce M.L. Phase relationship between hippocampal place units and the EEG theta rhythm. // Hippocampus, 3. 1993. — P.: 317−330
  184. Potter M. Meaning in visual search.// Science. 1975. — P.: 965−966
  185. Roberts D. D. The existential graphs of Charles S. Peirce. Mouton, The Hague, 1973
  186. Shepard R.N. The mental image. // Am. Psych., V. 33. P.: 161 -194
  187. Shepard R.N., Metzler J. Mental rotation of three dimensional objects.// Science. 1971, vol.171. — P.: 101−103
  188. Soeching J.F., Flanders M. Sensorimotor representations for pointing to targets in three dimensional space.// J. Neurophys. 62, 1989. P.: 582−594
  189. Sperry R.W. Neural basis of the spontaneous optokinetic response produced by visual inversion. //J. Comp. Phisiol. Psychol. 43. 1950. — P.: 482 489
  190. Steinbach M.J., Held R. Eye tracking of observer-generated target movements.// Science. 1968. — P.: 187−188
  191. , P. & Shelley, C. Abductive reasoning: Logic, visual thinking, and coherence. Dordrecht: Kluwer, 1997. p.413−427.
  192. L.L. «Primary mental abilities», Psychometric Monographs. 193 8
  193. Thurstone L.L. The differential growth of mental abilities. Chapel Hill, N.C., Psychometric Laboratory, University of North Carolina, 1955.
  194. Ungar S., Blades M., Spencer C., Mental rotation of a tactile layout young visually impaired children// Perception: 24, 1995
  195. Velmans M. When perception becomes conscious.// British Journal of Psychology, 1999, p.543−566
  196. Wexler M. Movement prediction and movement production. 1999
  197. Wexler M., Kosslyn S.M., Berthoz A. Motor processes in mental rotation. I I Cognition. 1998, P.: 77−94
  198. Winn W. Learning from maps and diagrams.// Educational Psycology Review, 3,1991, p.211−247
Заполнить форму текущей работой