Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система энантиоморфизма в творчестве В.В. Набокова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Творчество В. В. Набокова наполнено различными оптическими образами, зеркалами и зеркальностью как символически и метафорически наполненными предметами интерьера, которые становятся в нем тематическими и структурными узлами. Зеркало может появляться в произведениях и в его вещной форме, и как другие оптические образы. Это зеркало памяти, сна, воображения, зеркало воды, стекло, окно, фотография… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Оптическая образность
    • 1. 1. Зеркало и другие оптические образы в истории культуры
    • 1. 2. Оптическая образность в творчестве В.В.Набокова
  • Глава II. Система энантиоморфизма на сюжетно-композицонном уровне
    • 2. 1. Двоемирие как симметрично-асимметричная оппозиционность
      • 2. 1. 1. Временная модель двоемирия в романе В. В. Набокова «Машенька»
      • 2. 1. 2. Пространственная модель двоемирия в романах В. В. Набокова «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Камера обскура»
    • 2. 2. Двойничество в зеркальном мире В.В.Набокова
    • 2. 3. Энантиоморфизм как композиционно-повествовательный принцип
  • Глава III. Языковая структура творчества В. В. Набокова в рамках системы энантиоморфизма

Система энантиоморфизма в творчестве В.В. Набокова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель искусства в понимании В. В. Набокова сводится к поискам такого зеркала, отражаясь в котором «непонятный и уродливый предмет» превращался бы в прекрасный, стройный образ: «. бывают, знаете, удивительные уловки. в моде были. такие штуки, назывались «нетки». у вас было такое вот дикое зеркало и целая коллекция разных неток, то есть абсолютно нелепых предметов: всякие такие бесформенные, пестрые, в дырках, в пятнах, рябые, шишковатые штуки, вроде каких-то ископаемых, -но зеркало, которое обыкновенные предметы абсолютно искажало, теперь, значит, получало настоящую пищу, то есть, когда вы такой непонятный и уродливый предмет ставили так, что он отражался в непонятном и уродливом зеркале, получалось замечательнонет на нет давало да, все восстанавливалось, все было хорошо, — и вот из бесформенной пестряди получался в зеркале чудный образ: цветы, корабль, фигура, какой-нибудь пейзаж"1.

Настоящее исследование посвящено зеркальной симметрии-асимметрии, энантиоморфизму (от греч. enantios — находящийся напротив, противоположный и morphe — форма). Это своего рода ключ к более глубокому пониманию творчества В. В. Набокова («Можно было — на заказ-даже собственный портрет, то есть вам давали какую-то кошмарную кашу. А это и были вы, но ключ от вас был у зеркала»). Такое понятие, как энантиоморфизм, никогда не употреблялось писателем и исследователями его творчества, но выделение его представляется не только возможным, но и необходимым. Только оно в полном объеме раскрывает сложную систему симметричной и асимметричной оппозиционности в произведениях писателя, дает возможность из различных осколков составить представление об.

Набоков В. В. Приглашение на казнь.- С.128−129. Здесь и далее цит. по: Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений в 5 тт. — Т.4. — СПб., 2002.

2 Там же. — С. 129. удивительном набоковском мире, понять и осмыслить его. Тяга В. В. Набокова ко всякому проявлению в своем творчестве энантиоморфизма, на наш взгляд, уходит корнями в детство писателя: к зеркальным поверхностям Оредежи и Невы, к зеркально-круглым колесам велосипеда, двуязычию (как минимум), энтомологии (зеркальная форма бабочки), шахматам, к словесным играм.

Энантиоморфизм еще не является хорошо изученной темой и в других науках, но необходимость ее выделения ощущается уже многими учеными.

Понятие «энантиоморфизм» можно найти в различных научных дисциплинах: в химии (кристаллохимии: на учении о симметрии в основном.

1 2 базируется описание строения кристаллов), биологии, физике (кристаллофизике: принцип Неймана и принцип Кюри)3, медицине4 и в семиотике5. «Наиболее простым и одновременно распространенным случаем соединения структурного тождества и различия является энантиоморфизм, зеркальная симметрия, при которой обе части зеркально равны, но неравны при наложении, т. е. относятся друг к другу как правое и левое."6. Зеркальные отражения имеют двойственную основу: с одной стороны, это отражаемый предмет, с другой — нечто прямо (и не совсем прямо) противоположное. Это и тождество, синонимия, с одной стороны, и различие, перевернутость, противопоставление, антитеза, с другой.

В «Российском энциклопедическом словаре» дается следующее определение энантиоморфизма: ЭНАНТИОМОРФИЗМ (от греч. enantios.

1 Зоркий П. М. Симметрия молекул и кристаллических структур. — М., 1986.

Харгиттаи И., Харгиттаи М. Симметрия глазами химика. — М., 1989.

2 Гуреева М. А. Энантиоморфизм в дроблении бескишечных турбеллярий (Turbellaria, Аф1а)/Гуреева М.А.//Докл. АН СССР, 1985. — Т.281, N2. — С.429−431.

3 Сиротин Ю. М. Шаскольская М.П. Основы кристаллографии. — М., 1979.

Переломова Н. В. Ташева М.М. Задачник по кристаллофизике. — М., 1972.

4 Глотов В. А. Принцип симметрии Кюри и конфигурации микрососудистых узлов, их симметрия и асимметрия, энантиоморфизм микрососудистых сетей // http://www.smolensk.ru.

5 Лотман Ю. М. Семиотика культуры // Лотман Ю. М, Избранные статьи: В 3 тт. -Т. 1. — Таллинн, 1992.

6 Там же. — С.21. противоположный и morphe — форма), свойство некоторых кристаллов существовать в модификациях, являющихся зеркальными отражениями друг друга (правая и левая модификации). Энантиоморфизм возможен в кристаллах, не имеющих центра симметрии, плоскостей и зеркальных осей симметрии. Пример — кварц1.

Все творчество В. В. Набокова наполнено подобными кристаллами, симметричной и асимметричной оппозиционностью. Мир произведений писателя дробится на мельчайшие осколки: он теряется в собственных бликах и отблесках.

Актуальность исследования.

Критическое переосмысление сложившейся метафизической традиции, в которой принцип зеркального отражения используется для описания онтологических и гносеологических отношений между различными родами сущего, является одной из актуальных задач не только современной философии, но и литературоведения.

Возникает необходимость уточнить значение энантиоморфизма, зеркальной симметрии-асимметрии, установить границы его применимости в литературе, и в частности, в творчестве В. В. Набокова. Такое явление еще мало изучено и разработано. Это и оптическая образность, и двоемирие (константа, постоянно присутствующая в произведениях писателя: посюсторонность и потусторонность, реальность2 — ирреальность, некое http://encyclop.by.ru.

2 Для В. В. Набокова «реальность» — вещь весьма субъективная. «Я могу определить ее только как своего рода постепенное накопление сведений и как специализацию. Если мы возьмем, например, лилию или какой-нибудь другой природный объект, то для натуралиста лилия более реальна, чем для обычного человека. Но она куда более реальна для ботаника. А еще одного уровня реальности достигает тот ботаник, который специализируется по лилиям. Можно, так сказать, подбираться к реальности все ближе и ближено все будет недостаточно близко, потому что реальность — это бесконечная последовательность ступеней, уровней восприятия, двойных донышек, и потому она неиссякаема и недостижима. Вы можете узнавать все больше о конкретной вещи, но вы никогда не сможете узнать о ней всего: это безнадежно. Стало быть, мы живем в окружении более или менее призрачных предметов — взять хоть вот эту машинку. Для.

Зазеркалье, вывернутый наизнанку мир, сон и явь, жизнь и смерть), оппозиция «герой и окружение», тема двойничества, палиндромы и другие зеркальные преображения слов, рассматриваемые нами в рамках энантиоморфизма. И поэтому мы не ошибемся, если скажем: зеркальная симметрия-асимметрия (энантиоморфизм) — основа творчества В. В. Набокова. Но все вышеперечисленные элементы взаимосвязаны, они не существуют в художественном мире сами по себе, а образуют некое целое, и следовательно, речь в работе пойдет о системе1, конкретнее, системе энантиоморфизма.

Данное исследование, на наш взгляд, также позволит показать необходимость спекулятивного опыта в литературе.

Целью исследования является многоаспектное раскрытие энантиоморфизма в творчестве В. В. Набокова. Поставленная цель потребовала решения следующих задач: выявление и анализ оптических образов, наиболее часто встречающихся в творчестве В. В. Набоковаизучение системы энантиоморфизма в творчестве В. В. Набокова, во-первых, на образном, во-вторых, на сюжетно-композиционном, в-третьих, на языковом уровняхменя это совершенное привидение — я ничего в ней не понимаю и, ну то есть, для меня она — тайна, такая же тайна, какой была бы для лорда Байрона" (Набоков В. В. Интервью телевидению Би-Би-Си, 1962 г.// Набоков В. В. Американский период. Собрание сочинений в 5 гг. — Т.2. — СПб., 1999. — С.568).

1 СИСТЕМА (от греч. systema — целое, составленное из частейсоединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Выделяют материальные и абстрактные системы. Первые разделяются на системы неорганической природы (физические, геологические, химические и др.) и живые системы (простейшие биологические системы, организмы, популяции, виды, экосистемы) — особый класс материальных живых систем — социальные системы (от простейших социальных объединений до социально-экономической структуры общества). Абстрактные системы — понятия, гипотезы, теории, научные знания о системах, лингвистические (языковые), формализованные, логические системы и др. В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, различных специальных теорий систем, в кибернетике, системотехнике, системном анализе и т. д. (http://encyclop.by.ru). исследование различных произведений В. В. Набокова в рамках системы энантиоморфизмарассмотрение системы энантиоморфизма как основы мировосприятия В. В. Набокова, главного элемента его творчества.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в работе впервые: творчество В. В. Набокова рассматривается в рамках энантиоморфизма, хотя отдельные составляющие этого явления исследовались в отечественном и зарубежном набоковедениипрослеживаются разные уровни системы энантиоморфизма в творчестве В. В. Набоковаоптическая образность в творчестве В. В. Набокова рассматривается в контексте мировой культуры.

Энантиоморфизм представляется весьма перспективной темой. Она позволяет наметить и выделить более частные грани изучения творчества писателя: двоемирие, двойничество, сны, шахматы, тема смерти, творчества, языковая структура, принцип игры, пародия как одно из средств достижения структурной и тематической двойственности в произведениях писателя, цветопись (белый и черный как два начала, символизирующие добро и зло) и многие другие.

Предметом исследования послужили романы В. В. Набокова, как русскоязычного, так и англоязычного периода, наиболее полно отражающие представления писателя о зеркальной симметрии-асимметрии. Это -«Машенька», «Защита Лужина», «Камера обскура», «Приглашение на казнь», «Под знаком незаконнорожденных», «Отчаяние», «Бледное пламя». В работе упоминаются и другие произведения писателя, отбор которых определялся внутренними связями, на наш взгляд, существующими между ними: тематического, структурного, жанрового свойства. Однако следует отметить, что каждый из романов В. В. Набокова уникален по своему художественному воплощению, оригинален по сюжетному и композиционному решению. Каждый построен по особой модели, определяющей его структуру и проецирующей дальше, в приемы, в тропы, обусловливает организацию образов (зеркала, воды, солнца, луны, круга, картины, сна, тени и мн.др.), подчиняет себе сложную систему аллюзий в тексте. Но все же набоковское творчество — это своего рода макротекст, в нем нет ничего лишнего или случайного, все его произведения друг с другом соотносятся и перекликаются, одно в другое переходят, и потому должны рассматриваться как относительно художественное целое, что в общем характерно для каждого большого художника. Целесообразность подобного прочтения состоит еще и в том, что оно открывает возможность обнаружить соответствия между произведениями, на первый взгляд ничего не имеющими общего между собой.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют:

1. Труды, посвященные приему зеркальности: работы М. М. Бахтина, ученых тартуской школы (Ю.И.Левина, Л. Н. Столовича, Б. А. Успенского, Ю. М. Лотмана, З. Г. Минц и Г. В.Обатнина), Е. К. Созиной и др. Названные исследователи систематизируют различные значения зеркала, определяют набор функций, которые оно может выполнять, а также рассматривают способы их реализации в конкретных художественных текстах;

2. Работы крупнейших отечественных и зарубежных набоковедов: В. Е. Александрова, С. С. Давыдова, Н. Букс, С. Ильина, Б. Бойда, Д. Б. Джонсона, О. В. Сконечной, И. П. Смирнова, А. М. Люксембург, В. П. Старк, А. В. Леденева и др—.

3. Диссертационные исследования, учебные пособия кафедры русской литературы XX века Московского педагогического государственного.

12 3 университета, а именно О. В. Дефье, В. А. Славиной, Л. А. Трубиной, Е.В.Кургановой4, Н.Е.Назаровой5, А.А.Пимкиной6.

Методы исследования. В работе использованы:

1. Историко-генетический метод, так как мы исследуем явления и образы, имеющие генетическую связь в их развитии;

2. Структурно-типологический метод, с помощью которого сложный образ исследования, энантиоморфизм, описывается через более простые, оптические;

3. Системный анализ текста — принцип целостности: материал дается не как механическое множество отдельных элементов, связей, зависимостей, а как органичная совокупность этих структурных составляющих, как внутренне связанное и функционирующее целое, как система.

Практическое значение работы. Теоретические положения диссертационного исследования, конкретный литературоведческий подход могут быть использованы при разработке проблем истории и теории русской литературы, включены в программу по литературе средней школы для классов с углубленным гуманитарным обучением (можно предложить спецкурс или факультатив). Результаты и выводы данной работы также могут применяться при построении лекционных, практических курсов,.

1 Дефье О. В. Концепция художника в русской прозе первой трети XX века: Типология, традиции, способы образного воплощения: Дис.. д-ра филол. наук/Моск.пед.гос.ун-т. -М., 1999.

2 Славина В. А. Русская литература. XX век. Учебное пособие для студентов-филологов, учащихся средних учебных заведений гуманитарного профиля. — М., 2000.

3 Трубина JI.A. Историческое сознание в русской литературе первой трети XX века: ТипологияПоэтика: Дис.. д-ра филол. наук/Моск.пед.гос.ун-т. -М., 1999.

4 Курганова Е. В. Особенности комического в творчестве В. В. Набокова 20−30-х годов: Дис.. канд.филол.наук/Моск.пед.гос.ун-т. -М., 2001.

5 Назарова Н. Е. Лейтмотивы в произведениях В. В. Набокова («Машенька», «Лолита», «Ада, или Страсть»): Дис.. канд.филол.наук/Моск.пед.гос.ун-т. -М., 1999.

6 ПимкинаА.А. Принцип игры в творчестве В. В. Набокова: Дис.. канд.филол.наук/Моск.пед.гос.ун-т. — М., 1999. спецкурсов и спецсеминаров по русской литературе XX века в высших учебных заведениях.

Структура работы: Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение. Библиография содержит 220 наименований.

ВЫВОДЫ.

Языковая картина набоковского творчества демонстрирует игру своих «оптических» свойств. Она играет огромную роль в понимании творчества писателя. Приемы, словесные игры, украшения, связанные системой энантиоморфизма, не живут в творчестве В. В. Набокова сами по себе, а служат определенным целям писателя: создают образы, раскрывают смысл некоторых событий, определяют будущие действия, поступки героев.

Языковая игра начинается уже с заглавия и проходит сквозь весь узор произведения, в котором встречаются неологизмы, спунеризмы, «фразеологический тмезис», также много анаграмм, искаженных отражений, каламбуров, а часто все это скрещивается. Посредством вышеперечисленных приемов часто зашифровано в тексте само имя автора.

Перестановка слогов, некое отражение в кривом зеркале, — один из примеров словесной игры. Читатель должен проследить ее. Игра слов, ввод их в контекст произведения, наделение их новыми, яркими значениями — все это меняет существующий порядок языка, вносит в него новые элементы, конструкции, которые не только отражают свободу творческого замысла, но и вовлекают читателя в сотворчество, так как понимание этого замысла теперь целиком зависит от него самого. Внимательно вчитываясь в каждый абзац, в каждую строчку, в каждое слово, можно заранее определить исход многих событий.

Прямые зеркальные прочтения, так называемые палиндромы, слова-перевертыши, — любимый набоковский прием. Набоковскому читателю просто необходим талант видеть слово целиком, уметь прочитать его не только слева направо, но и наоборот. Прием зеркального прочтения важен для понимания произведений В. В. Набокова, так как постичь их глубинный смысл, не учитывая зеркальных отражений, невозможно.

В.В.Набоков демонстрирует навыки своего мастерства в конструировании и на сюжетном уровне, и на словесном, и даже на буквенном (зеркальная буква «О», например).

В произведениях писателя активно могут сосуществовать несколько языков: русский, английский, французский, немецкий, сканлинавские. Все они взаимодействуют, дополняют, поясняют друг друга, зеркально отражаясь один в другом. Гибридизация языков (куранианский в «Под знаком незаконнорожденных» и земблянский в «Бледном пламени»), гибридизация имен, названий, понятий — еще один важный элемент языковой картины набоковского творчества.

Постепенно из простого развлечения языковая игра переросла в один из основных приемов творчества В. В. Набокова. Он как будто цитирует барочную поэтику (перестановка знаков, позволяющая игру сходством и различием).

Языковую структуру нельзя назвать только вспомогательным материалом — это существенная часть авторской мысли, авторского замысла, на которой строится эстетика В. В. Набокова. Языковые загадки подчеркивают и усиливают сюжетные, что придает целостность произведению, многоплановость и глубину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мастерство В. В. Набокова проявляется и на образном уровне, и в построении сюжетно-композиционных ходов, и в конструировании языковых единиц. И все эти уровни (образы, сюжет, композиция, система персонажей, язык) тесно связаны между собой. Мир писателя — это особая сфера, игра, мир, полный разных смыслов, интерпретаций, где все друг друга дополняет, поясняет, отражает, но в то же время каждый элемент самоценен и неповторим, таит в себе массу смыслов и значений.

Творчество В. В. Набокова наполнено различными оптическими образами, зеркалами и зеркальностью как символически и метафорически наполненными предметами интерьера, которые становятся в нем тематическими и структурными узлами. Зеркало может появляться в произведениях и в его вещной форме, и как другие оптические образы. Это зеркало памяти, сна, воображения, зеркало воды, стекло, окно, фотография, портрет как зеркало, зеркало текста. Среди прочих разновидностей зеркала представляет интерес кривое зеркало. Зеркало организует все возможные отношения между человеком и миром в текстах В. В. Набокова. В этой организации проявляются противоположные свойства зеркала: разделение, которое организует расколотый мир героя как противопоставление духовного и телесного, внешнего и внутреннего, и соединение, определяющее характер восприятия героем мира как единства, связи тысячи предметов и явлений. Представление о мире как расколе и как связи одновременно не является противоречивым. Первое порождает второе, ощущение героем своей расколотости ведет к стремлению ее преодолеть через нахождение связей в окружающем мире.

Отличительной чертой набоковского творчества является богатая вариативность его приемов, подвижность их художественных функций, непрерывная перекодировка смыслов, символов в системе каждого романа. С ходом времени В. В. Набоков варьирует смысл терминов, понятий, образов.

Часто значение слова меняется или наполняется многообразными оттенками. Некоторые темы, образы постоянны, они кочуют из книги в книгу, из произведения в произведение, развиваясь по мере развития мировоззрения, убеждений, привязанностей, верований писателя.

Мир творчества В. В. Набокова состоит из двух или более миров, каждый из которых включает в себя предыдущий и обусловлен высшим, реальнейшим, миром (принцип «картина в картине»). За видимым посюсторонним миром существует другой, более реальный и идеальный. И лишь искусство способно отразить истину этого мира, находящегося за видимым миром теней и призраков. Низший мир, окружающий героя, — это всего лишь отражение высшего мира автора-повествователя, который, в свою очередь, является ступенью к более высшему миру самого В. В. Набокова.

Переход из одной реальности в другую происходит в произведениях писателя через те предметы, явления, события, которые способны как к внешним, так и к внутренним изменениям, к деформации обычных измерений, то есть через оптические образы.

Зазеркалье в творчестве В. В. Набокова не однозначно. Оно не связано жестко только с негативной семантикой, хотя давняя традиция восприятия его как мира зла явно звучит в творчестве писателя. В отношениях человека и зеркала присутствует страх встречи с инобытием, с другим как чужим и даже чуждым, но это чужое не всегда зло. Другой в зеркале может быть если и не идеальным изображением в ценностном смысле, то отражением сути, скрытой от человека до определенной поры.

Почти все главные герои романов В. В. Набокова, независимо от формы смерти, уходят в иной мир, но уходят, символически или фактически обретя в последний момент самих себя. Двоемирие, да и система энантиоморфизма в целом, накладывает отпечаток на своеобразие главного героя Набокова, которому доступны оба мира: сакральный, истинный, куда он устремлен, и другой — мир зла, лжи и фальши. Для перехода в иной мир ему необходимо пройти несколько этапов, ведь известно, выйти из Зазеркалья гораздо труднее, чем войти в него:

1. Понимание, что мир, в котором он живет, далеко не идеален.

2. Акт творчества. Герой — всегда творческая личность: Лужиншахматист, Кречмар — знаток живописи, Цинциннат — писатель. Творчествопроводник в потусторонность и в то же время ее воплощение.

3. Самый главный этаптак называемая смерть, которая интересует В. В. Набокова именно потому, что она лишь грань, за которой различимы контуры истинно значительного мира, и человек, умирая, не уходит в некое царство смерти, а лишь пересекает границу. Смерть кажется простым завершением жизни, но это лишь обман ракурса. Она дверь, ведущая в мир иной, это уэллсова «калитка в стене», за которой не тупик, не каменный мешок, а некоторая чудесная реальность, и смерть есть рождение, начало.

Конфликт духовного и телесного присущ главным и любимым героям Набокова (Лужин, Цинциннат, Круг). Герои причастны трансцендентальной реальности. Им противопоставлены либо все остальные персонажи романа, либо большая их часть, которая не чувствует раздвоенности мира. Они живут в мире грубо посюстороннем, это куклы, манекены.

Зеркальность реализуется в творчестве В. В. Набокова не столько через зеркала, оптические образы, отдельные элементы, сколько через выдержанную автором систему зеркальной симметрии — энантиоморфизма.

Система энантиоморфизма находит свое отражение и на образном, и на сюжетно-композиционном уровне: двоемирие (временная и пространственная модели), двойничество (двойники, раздвоение личности, распад личности, взаимозаменяемость и др.), композиция (кольцевая композиция, сюжетные повторы и др.), и на языковом. Она прослеживается на всех уровнях организации текста: повторяются, сопрягаясь, предметы, образы, сюжетные ситуации, текстовые фрагменты. Все это позволяет говорить о зеркальной композиции романов, хотя собственно зеркала могут и не актуализироваться в их контексте. Их присутствие часто просто заявлено среди прочих вещей. В. В. Набоков с помощью композиции подчеркивает, что основное пространство художественного мира произведений — пространство, живущее по законам зеркальной симметрии-асимметрии.

Каждое произведение строится как роман отражений, и их структура, в свою очередь, является отражением общей структуры творчества В. В. Набокова, то есть можно говорить не только о зеркальности «внутренних» текстов, но и зеркальности «внешней».

Языковую структуру произведений В. В. Набокова нельзя назвать только вспомогательным материалом — это существенная часть авторской мысли, авторского замысла, на которой строится эстетика писателя. Языковые загадки подчеркивают и усиливают сюжетные, что придает целостность произведению, многоплановость и глубину.

Существует тесная связь между темой, сюжетом, содержанием, композицией, лингвистическими и стилистическими приемами в произведениях В. В. Набокова, чье творчество все построено на загадках, и сюжетного, событийного характера, и языковых, словесных, напоминающих крестословицу, «словесный гольф» с «зеркальными» словами. Ответы на них есть некий ключ к пониманию основных и очень важных тем, мотивов творчества писателя. Осмысление всякого рода аллюзий, реминисценций, словесных игр помогает нам как можно глубже проникнуть в удивительный мир, мир набоковских произведений, выявить их основные идеи. А оптическая образность в истории культуры дает возможность разобраться в сложной системе зеркальной образности творчества В. В. Набокова, так как писатель, возможно и подсознательно, вобрал в себя и переосмыслил опыт предшествующих культур.

В свете сказанного становится понятно, что система энантиоморфизма пронизывает все творчество В. В. Набокова, прослеживается на всех уровнях организации текста, определяет все возможные связи в художественной системе писателя: вещь и человек, вещь и вещь, человек и человек.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Набоков и набоковиана// В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  2. Г. Владимир Набоков (из книги «Одиночество и свобода») В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  3. Г. Рецензия на Современные записки. Последние новости. 15 мая, 1930. 42// 4.
  4. Ю. Силуэты русских писателей: В 2 тт. М., 1998. и потусторонность: метафизика, Александров В. Е. Набоков этика, эстетика. СПб., 1999. 6.
  5. Альберти Л.-Б. Анастасьев Н. Девять книг о зодчестве. М., 1
  6. Владимир Набоков. Одинокий Король. М., 2002.
  7. Н. Апресян Ю. Феномен Набокова. М., 1
  8. Аристофан Арьев А. Комедии: В 2 тт. М 1
  9. Баку сев В. К. Г. Юнг: парадоксы жизни и творчества// Юнг К. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М., 1994. Ь
  10. БарабашЮ. Набоков и Гоголь (Мастер и Гений): Заметки на полях кн. В. Набоков и Н. Гоголь Москва. 1989. 1. 16.
  11. Г. Барабтарло Г. Бирюк в чепце Звезда. 1996.
  12. Очерк особенностей устройства двигателя в «Приглашении на казнь» В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997. 18.
  13. Г. Бахтин М. М. Призрак из первого акта Звезда. 1996.
  14. А. Берберова Н. Битов А. Петербург. М., 1
  15. Ясность бессмертия. Смерть как текст// творчества Достоевского. М., В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997. im
  16. П. В.Сирин. «Приглашение на казнь». Его же. «Соглядатай». Париж, 1938 В.В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997. 24. 25.
  17. А. Блок А. Блок А. Десять поэтических книг. М., 1
  18. Незнакомка Блок А. Собрание сочинений: В 8 тт. Т.4. М., 1963.
  19. . Владимир Набоков. Русские годы. Биография. СПб., 2001.
  20. Большой Советский Энциклопедический словарь. М., 1987.
  21. БуйдаЮ.В. Букс Нора Буренина О. Д. Страшный сон Иностранная 1990. №
  22. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах Владимира Набокова. М., 1998. «Отчаяние» как олакрез русского символизма: Федор Сологуб и Владимир Набоков" http://www.diss.sense.uni-konstanz.de.
  23. Г. Сирин. «Отчаяние» В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1
  24. Исторический материализм. Изложение и критика марксистского миросозерцания. Ч. Ш, Гл. 2, п.З. Теория зеркального отражения. СПб., 1901.
  25. Вопросы Иоанна на тайной трапезе Царя Небесного Наука и религия. 1992. №
  26. К.С., Долгополова О. Л. Краткий французско-русский и русскофранцузский словарь: 23 000 слов. М., 1985. 38.
  27. В.А. Два: Расследования. М., 2002. Из кн. «Годы изгнания: Жизненный отчет» Звезда. 1996.
  28. Принцип симметрии Кюри и конфигурации микрососудистых узлов, их симметрия и асимметрия, энантиоморфизм
  29. Мертвые души: Поэма. М., 1
  30. Шинель Гоголь Н. В. Избранные 43. 44. сочинения. М., 1985.
  31. Дж. Метаморфозы «Дара» В.В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997. 46.
  32. Н. Гурболикова О. Гуревич П. В огненном столпе. М., 1
  33. Тайна В.Набокова. М., 1
  34. Видный мыслитель XX столетия Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
  35. М.А. Энантиоморфизм в дроблении бескишечных турбеллярий (Turbellaria, Acjtla) Ir 48. /Гуреева М.А. //Докл. АН СССР, 1985. Т.281, Хо2.
  36. Давыдов «Гносеологическая Метафизика и гнусность поэтика В. Набокова: в романе «Приглашение на казнь» В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  37. Давыдове. Набоков: герой, автор, текст В. В. Набоков: pro et contra. Том 2. СПб., 2001.
  38. Давыдов «Пушкинские весы» Владимира Набокова// Искусство Ленинграда. 1990. 6.
  39. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1−4. М 1978−1980.
  40. О. Загадка Сирина: Примечания Набоков В. В. Собрание сочинений: В 4 тт. Т. 1. М., 1990.
  41. ДефьеО.В. Концепция художника в русской прозе первой трети XX века: Типология, традиции, способы
  42. Дионисий Ареопагит Долинин А. О небесной иерархии. III, 2. СПб., 1997. Две заметки о романе «Дар"// Звезда. 1996. И.
  43. А. Комментарии к «Дару» Набоков В.В. Избранное. М., 1990.
  44. А. После Сирина// Набоков В. В. Романы.- М., 1991.
  45. А. Цветная спираль Набокова// Набоков В. В. Рассказы. Приглашение на казнь. Роман. Эссе, интервью, рецензии. М., 1989.
  46. Ф.М. Братья Карамазовы// Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В Ютт. Т.10. М., 1959. 62. (М Звезда. 1996.
  47. Звезда. 1999. 4 Зверев A.M. Зоркий П. М. Набоков. М., 2
  48. Симметрия молекул и кристаллических 63. 64. 65. структур. М., 1986.
  49. Ерофеев Вик. Русская проза Владимира Набокова// Набоков В. В. Собрание сочинений: В 4 тт. Т 1 М 1990.
  50. Ю. «Евгений Онегин» Владимира Набокова Наше наследие. 1989. 3. 70. 1> 71.
  51. Ф. Кантор М. Бремя памяти (о Сирине) В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1
  52. Собрание сочинений: В 4 тт. СПб., 1
  53. А. «Двоемирие» В.Набокова Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Филология, журналистика. 1994. 1.
  54. Козлова Гносеология отрезанной головы и утопия истины в «Приглашении на казнь», «Ultima Thule» и «Bend Sinister» В. В. Набокова В.В.Набоков: pro et contra. Том 2. СПб., 2001.
  55. Козлова Утопия истины и гносеология отрезанной головы в «Приглашении на казнь» Звезда. tH 1999. 4
  56. Дж. «Terra incognita» и «Приглашение на казнь» Набокова: борьба за свободу воображения В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  57. Л. Владимир Набоков: Я тот, который жив среди вас Гороскоп. 1998. 4.
  58. В. «Мне снились полевые дали…"// Нева. 1989. № 4. 79. К семиотике зеркальности Зеркало. Семиотика зеркальности ун-та. Вып. 831. (Учен.зап.Тарт.гос. по знаковым Труды системам). Тарту, 1988.
  59. П. Утопия одиночества (Владимир Набоков и метафизика) Новый мир. 1992. 10.
  60. Е.В. Особенности В.В.Набокова комического 20−30-х в годов: творчестве Дис. М., канд.филол.наук 2001.
  61. Л. Приключения Моск.пед.гос.ун-т. Алисы Стране чудес. Набоков В. Аня в стране чудес. Повестьсказка. На англ. и русск.яз. М., 1992. 83. i? Левинтон Г. The Importance of Being Russian или Les allusions perdues В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  62. Ю.И. Зеркало как потенциальный объект// Зеркало. Семиотика семиотический зеркальности (Учен.зап.Тарт.гос.ун-та. Вып.
  63. Труды по знаковым системам). Тарту, 1988.
  64. Г. В. Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 4 тт. М., 1982−1989. Сон («В полдневный жар в долине Дагестана») Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 2 т т Т 1 М 1988.
  65. В. За что же все-таки казнили Цинцинната Ц.? Октябрь. 1993. 1 2
  66. М. Эпилог русского философия Модернизма творчества pro в et (Художественная «Даре» Набокова) В. В. Набоков:
  67. Некоторые замечания о поэзии и поэтике Ф.К.Годунова-Чердынцева// В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  68. Ю.М. Семиотика культуры Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 тт. Т 1 Таллинн, 1992. 93.
  69. Ю. М. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1
  70. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики) Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 тт. Т.З.- Таллинн, 1993.
  71. А. Тень русской ветки на мраморе руки (О Владимире Набокове) Владимир Набоков. ii*. Серия «Всемирная библиотека поэзии». Ростов-на-Дону, 1998.
  72. М. «Первое стихотворение» Набокова В.В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997. 97.
  73. Н. Медарич М. Состояние сна. М., 1
  74. Владимир Набоков и роман XX столетия В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  75. Г. Сонник: Подробное толкование 10 000 снов. М., 1998.
  76. А.С. Постигая Набокова. М., 1
  77. Русская проза Владимира 1997.
  78. В.К. Англо-русский словарь. М 1
  79. Предисловие к сборнику: В.Набоков. Стихи Набокова. М., Ь>
  80. В.В. (1979) В.В.Набоков: pro et contra. СПб., 1
  81. Беседа Владимира Набокова с Пьером
  82. В.В. Домергом Звезда. 1996.
  83. Бледное пламя Набоков В. В. Американский
  84. В.В. период. Собрание сочинений в 5 тт. Т.З. СПб., 1997.
  85. В.В. Голос скрипки в пустоте. М., 1997. Дар Набоков В. В. Русский период. Собрание НО. Набоков В. В. сочинений в 5 тт. Т.4. СПб., 2
  86. Другие берега Набоков В. В. Русский период.
  87. В.В. Собрание сочинений в 5 тт. Т.З. СПб., 2
  88. Загцита Лужина Набоков В. В. Русский
  89. В.В. период. Собрание сочинений в 5 тт. Т.2. СПб., 1999.
  90. В.В. Из переписки с Эдмундом Уилсоном Звезда. 1996. 12.
  91. В.В. Интервью в журнале «Playboy», 1964 г.// Набоков В. В. Американский период. Собрание сочинений в 5 тт. Т.З. СПб., 1997.
  92. В.В. Интервью Альфреду Аппелю, сентябрь 1966 г// Набоков В. В. Американский период. Собрание сочинений в 5 тт. Т.З. СПб., 1997. 1
  93. В.В. Интервью телевидению Би-Би-Си, 1962 г. Набоков В. В. Американский период. Собрание сочинений в 5 тт. Т.2. СПб., 1999.
  94. В.В. Камера обскура Набоков В.В. Русский период. Собрание сочинений в 5 тт. Т.З. if
  95. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». СПб., 1998.
  96. В.В. Король, дама, валет Набоков В.В. Русский период. Собрание сочинений в 5 тт. Т.2. СПб., 1999.
  97. Машенька// Набоков В. В. Русский период.
  98. В.В. Собрание сочинений в 5 тт. Т.2. СПб., 1999.
  99. В.В. Николай Гоголь Набоков В.В. Американский период. Собрание сочинений в 5 тт. Т. 1. СПб., 1999.
  100. В.В. Отчаяние Набоков В.В. Русский период. Собрание сочинений в 5 тт. Т.З. СПб., 2000.
  101. В.В. Подвиг Набоков В.В. Русский период. Собрание сочинений в 5 тт. Т.З. СПб., 2000.
  102. В.В. Под знаком незаконнорожденных Набоков В.В. Американский период. Собрание сочинений в 5 тт. Т. 1. СПб., 1999.
  103. В.В. Под знаком незаконнорожденных. Предисловие к 3-му американскому изданию романа// Набоков В. В. Американский период. с- Собрание сочинений в 5 тт. Т. 1. СПб., 1999.
  104. В.В. Подлинная жизнь Себастьяна Найта Набоков В.В. Американский период. Собрание сочинений в 5 тт. Т. 1. СПб., 1999.
  105. В.В. Предисловие к английскому переводу рассказов «Ultima Thule» и «Solus Rex» В.В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  106. В.В. Предисловие к английскому переводу романа «Дар» («The Gift») В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  107. В.В. Предисловие к английскому переводу романа «Защита Лужина» («The Defense») В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  108. В.В. 11* Предисловие к английскому переводу романа «Приглашение на казнь» («Invitation to, а Beheading») В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  109. В.В. Предисловие к английскому переводу романа «Соглядатай» («The Eye») В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  110. В.В. Предисловие к «Герою нашего времени» Набоков В.В. Романы. Рассказы. Эссе. СПб., 1993.
  111. В.В. Приглашение на казнь Набоков В.В. Русский период. Собрание сочинений в 5 тт. Т.4. СПб., 2002.
  112. В.В. Смотри на арлекинов! Набоков В.В. Американский период. Собрание сочинений в 5 тт. Т.5. СПб., 1999.
  113. В.В. 0S Собрание сочинений: В 4 тт. М., 1
  114. Соглядатай Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений в 5 тт. Т.З. СПб., 2000.
  115. В.В. Стихотворения и поэмы. М., 1991. Что всякий должен знать// Набоков В. В. Романы. Рассказы. Эссе. СПб., 1
  116. Юбилей Набоков В. В. Романы. Рассказы. if
  117. В.В. Эссе.-СПб., 1
  118. Ultima Thule Набоков В. В. Русский период.
  119. В.В. Собрание сочинений в 5 тт. Т.З. СПб., 2
  120. Набоков о Набокове и прочем: Интервью, 143. рецензии, эссе. М., 2
  121. Набоковский вестник. СПб., 2000. Вып.5: 144.
  122. Юбилейный. Набоковский вестник. СПб., 2001. Вып.6: Набоков и Серебряный век.
  123. Н.Е. Лейтмотивы в произведениях В.В.Набокова («Машенька», «Лолита», «Ада, или Страсть»): Дис. М., 1999. 147. 148.
  124. . канд.филол.наук/Моск.пед.гос.ун-т. Независимая газета. 16 января 1999 года. Немецко-русский словарь. М 1966. Мир и дар В. Набокова: первая русская биография писателя. СПб, 1995.
  125. ПаперноИ. Как сделан «Дар» Набокова В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  126. Паскаль Блез Мысли.-СПб., 1995.
  127. Н.В. Ташева М.М.
  128. ПимкинаА.А. Задачник по кристаллофизике. М., 1
  129. Принцип игры в творчестве В. В. Набокова: Дис. М., 1999.
  130. ПолищукВ. Соч.: В 3 тт. Т. З, ч.1. М., 1
  131. Цветные сны Набокова Кодры. 1989.
  132. Жизнь приема у Набокова// В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  133. В. «Колыбель качается над бездной», или Тайна В.Набокова// Набоков В. В. Круг: канд.филол.наук/Моск.пед.гос.ун-т.- fr,. Стихотворения, повесть, рассказы. М., 1991.
  134. . М., 1998. Й< Популярная энциклопедия. 160.
  135. А. Пушкин А. С. Набоков и Евтерпа Новый мир. 1993.
  136. Евгений Онегин Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 19 тт. Т.6. М., 1995.
  137. А. Чуть-чуть о философии В.Набокова// В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  138. РортиР. Философия и Зеркало Природы. газета. 21.04.
  139. Д. Руднев В. Высокая вода венецианцев Знамя. 2000.
  140. Сновидение и реальность Малкольм Н. Состояние сна. М., 1993.
  141. О. Автор герой романе pro «Отчаяние» et contra. В. Набокова// В. В. Набоков: Том 2.-СПб., 2001.
  142. Г. Кукольные мотивы в творчестве Набокова// В. В. Набокова: pro et contra. Том 2. СПб., 2001.
  143. Ю. М. Шаскольская М.П. Основы кристаллографии. М., 1979.
  144. О. Черно-белый калейдоскоп: А. Белый отражениях В. Набокова// В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  145. О. Люди лунного света в русской прозе Набокова Звезда. 1996. 11.
  146. Т. Словарь русского языка: В 4 тт. М., 1
  147. Роман Набокова «Приглашение на казнь» В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  148. В. Стихи Набокова// Владимир Набоков. Стихотворения. М., 1991. 176. Сны и сновидения Сонник. Гадания. М., 1993. 177.
  149. Е.К. Современные записки. Париж, 1
  150. Зеркальная символика как явление стиля русской поэзии рубежа веков. Свердловск, 1998.
  151. СтаркВ. Владимир Набоков комментатор «Евгения Онегина» Набоков В. В. Комментарий к
  152. Стендаль Пушкин в творчестве Набокова В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1
  153. Красное и черное Стендаль. Собрание сочинений: В 5 тт. Т. 1. М 1993.
  154. ТаммиП. Сухих И. Поэт в зеркалах (1937−1938. «Дар» В. Набокова) Звезда. 1999.
  155. Заметки о полигенетичности в прозе Набокова// В. В. Набоков: pro et contra.- СПб., 1997.
  156. ТелетоваН. Владимир Набоков и его предшественники В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  157. А. О Владимире Набокове Набоков В.В. (К
  158. И. Стихотворения. Рассказы. Л., 1
  159. Владимир Дмитриевич, Николай Степанович, Николай Гаврилович Звезда. 1996. 11.
  160. И. Ходасевич в Кончееве В.В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
  161. А. Набоковский Пушкин Современная драматургия. 1991. 4.
  162. В.Н. Метафора зеркала при исследовании межъязыковых и этнокультурных контактов Славяноведение. 1997. 1.
  163. Круг кругов, или набоковское Зазеркалье Набоков В. В. Избранное. М., 1998.
  164. П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб, 1993. О.
  165. Бред сны «Градиве» В. Иенсена// Художник и фантазирование. М., 1995. 196.
  166. ФридЯ.В. Толкование сновидений. СПб., 1
  167. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1969.
  168. Забытый язык Душа человека. М., 1
  169. Работы и размышления разных лет. М., 1
  170. И., Харгиттаи М. Симметрия глазами химика. М., 1
  171. Собрание сочинений: В 4 тт. М., 1996. О Сирине В. В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997. 201. 202.
  172. В. Ходасевич В. Ходасевич В. Рецензия //Возрождение. 1934, 3 мая, № 3256. В. В. Набоков в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и
  173. Л.Н. колледжей. 2-е изд. М., 2002.
  174. В. В поисках Набокова. Отражения. М., 1
  175. Полное собрание сочинений: В 14 тт. М., 1992−1996. (Ж 208.
  176. М. ЭкоУ. Набоков, писатель: Манифест. М., 1
  177. Зеркала Метафизические исследования. Выпуск П С П б 1999. 210. 211. 212. Юнг К. Г. Юнг К.Г. Дух Меркурий. М., 1
  178. Психология бессознательного. М., 1
  179. Complete works of William Shakespeare. о. Glasgow, 1994.
  180. Davy do V S. Tersty-matreski Vladimira Nabokova. Miinchen, 1982.
  181. Field А. Nabokov: His Life in Art, a critical narrative. Boston, 1967.
  182. Johnson D. Barton Worlds in Regression: some Novels of Vladimir Nabokov. Ann Arbor, MI, 1985.
  183. LubinP. Kickshaws and Motley// Nabokov: Criticism, Reminiscences, Evanston, 1970. 217. 218. 219.
  184. Lylli M. Nabokov V. Nabokov: Homo Ludens. Paris, 1
  185. Poems and Problems. New York, Toronto, 1971. http://www.dic.academic.ru http ://encyclop.by .ru Translations and Tributes. л.
Заполнить форму текущей работой