Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сохранение и формирование национально-культурной идентичности у молодёжи Российского Зарубежья в 1920-1930-е годы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Савицкий П. Н. Континент Евразия М., 1997. С. 41, 99. Шахматов М. В. Подвиг власти (Опыт по истории государственных идеалов в России) //Евразийский временник. Кн. 3. Берлин, 1923. С. 72- Казем-Бек А. Судьба Сталина в руках штабс-капитанов, но. советских // Бодрость! Париж, 1938. 20 мартаУстрялов Н. В. Национал-большевизм. М., 2003, С. 373- Солоневич И. Л. Нашим кружкам // Наша газета. София… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Условия и поиск новых форм сохранения национально-культурной идентичности в Российском Зарубежье в 20-х—30-х годах XX века
    • 1. 1. Социально-политические условия сохранения национально-культурной идентичности в Российском Зарубежье 1920-Х-1930-х годов
    • 1. 2. Пореволюционные идеологические течения молодежи в эмиграции
    • 1. 3. Проблема соотношения этнической и национальной идентичности в воззрениях русских мыслителей эмиграции «первой волны»
    • 1. 4. Национально-культурные основы сохранения и формирования идентичности у молодежи в условиях эмиграции первой волны
  • Глава 2. Практика сохранения национально-культурной идентичности у молодежи Российского Зарубежья
    • 2. 1. Воспитание патриотизма в общеобразовательных школах Российского Зарубежья как средство национальной идентификации
    • 2. 2. Кадетские корпуса как центры хранения национальных традиций
    • 2. 3. Образовательная и воспитательная роль культурно-просветительных и религиозных учреждений
    • 2. 4. Сохранение национально-культурной идентичности в молодежных организациях Российского Зарубежья

Сохранение и формирование национально-культурной идентичности у молодёжи Российского Зарубежья в 1920-1930-е годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования предопределена наличием острых дискуссионных вопросов отечественной истории, связанных с отношением к проблемам социально-политического феномена Российского Зарубежья.

За пределами России складывалась и саморазвивалась система сохранения и формирования национально-культурной идентичности, со своими культурно-образовательными и социально-политическими институтами. В условиях инокультурной и инонациональной среды общественными структурами, мыслителями и организаторами школьного дела проводилась целенаправленная работа по обучению и воспитанию подрастающего поколения, сохранению национальных качеств русскоязычной диаспоры. По выражению академика Е. П. Челышева, «задача состоит в том, чтобы сделать достоянием широкой общественности России все то лучшее, что было создано нашими соотечественниками в эмиграции"1.

В результате геополитической катастрофы 90-х годов XX столетия около 25 миллионов граждан бывшего СССР оказались за пределами своей исторической Родины. Вопрос этнокультурного выживания, сохранения и формирования национально-культурной идентичности вновь встал во весь рост. Опыт российской эмиграции «первой волны» в деле сохранения языка, культуры, традиций, действенных механизмов предотвращения денационализации приобрел весомое значение.

Современная система сохранения и формирования национально-культурной идентичности нуждается в использовании опыта реализации интегрированности разных форм и направлений работы с молодежью для сохранения национальной культуры среди русскоязычных эмигрантов в Ближнем Зарубежье и других государствах, где в последние два десятилетия.

1 Челышев Е. П. Предисловие // Культурное наследие российской эмиграции. 1917— 1940. М., 1994. Т. 1.С. 11. возникли русские анклавы.

Кроме того, изменения, произошедшие в социально-политической и культурно-образовательной сферах современной России, вызвали условия для пересмотра и создания интегрированной модели молодежной политики в контексте национальной идеи. В результате роста интереса к вопросам своеобразия национальных культур в XXI веке и в связи с кризисом восприятия молодежью идентичности культуры России, а также неопределённостью её самоопределения и самопозиционирования, поисками новых путей национального самовыражения, появилась необходимость в актуализации проблемы её культурно-национальной идентичности у современной российской молодежи. Назрела необходимость целостного исследования проблемы, что представляет одну из важных тем современной отечественной истории.

Объект исследования — молодежь Российского Зарубежья 19 201 930;х годов.

Предметом исследования стало выявление теоретических и практических мер, предпринятых научными и общественными деятелями эмиграции по сохранению и формированию национально-культурной идентичности у российской молодежи в странах расселения.

Географические рамки исследования охватывают страны Восточной и Центральной Европы: Чехию, Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославию), Болгарию, Грецию, Турцию, Францию и др., а также Китай, что определялось направлением миграционных потоков беженцев после гражданской войны.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом 1920 -30-х годов, т. е. тем временем, которое принято называть «первой волной» русской эмиграции.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема истории развития общественно-политической, учебно-образовательной и религиозной деятельности по сохранению национальнокультурной идентичности российской молодежью в эмиграции 1920;1930;х гг. подвергалась изучению как отечественными, так и зарубежными исследователями на протяжении значительного периода времени — в 19 202 000;е годы. В истории же изучения Российского Зарубежья явно прослеживаются различные этапы, в свете которых охарактеризована историография нашей темы. В Советской России активное изучение белой эмиграции и отчасти положения молодежи как ее составной части началось в первой половине 1920;х гг. При этом среди авторов были как профессиональные историки, так и репатрианты, стремившиеся реабилитировать себя перед большевистским режимом1.

Авторы, работавшие в СССР, обычно исследовали эмиграцию с точки зрения ее «антисоветской деятельности», уделяя основное внимание идеологической направленности данной темы, что в значительной степени лишало их научной объективности. Уже в 1920;х гг. в СССР появились посвященные этой тематике публикации Н. Алексеева, А. Белова, A.B. Бобрищева-Пушкина, H.JI. Мещерякова" и др. Проблема положения молодежи в условиях эмиграции и средства сохранения ею национально.

1 Бицилли П. М. Язык и народность // Труды V съезда русской академической организации за границей. Ч. I. София, 1932; Вышеславцев Б. П. Христианство и социальный вопрос. Париж, 1929, (2-е изд. 1962) — Зеньковский В. В. О национальном воспитании / Бюллетень Религиозно-педагогического кабинета. 1929, 1930, 1931. №№ 8−11- Зеньковский В. В. Политика и мораль. / Вестник РСХД. 1937. № 9- Воспоминания 500 русских детей. С предисловием проф. В. В. Зеньковского // Бюллетень Педагогического Бюро по делам средней и низшей школы за границей. Прага, 1924. № 4- Бем A.JI. Школа и дети в эмиграции // Свободная Россия. Прага, 1924. Кн. 3- Дехтерев А. П. Школьный год (дневник воспитателя) // РШРЗ. Прага, 1927;1928. Кн. 25- Долгоруков П. Д. О мерах против денационализации беженских детей // БПБ. Прага, 1924. № 6. С. 86−89- Долгоруков П. Д. Организация школ различного типа и средства на их содержание // РШРЗ. Прага, 1923. Кн. 1.С. 67- Русская беженская школа // РШЗР. Прага, 1923. Кн. 1- Ильин И. А. Русская мысль. Прага, 1923. Кн. 6−8- Ильин И. А. Спутник Русского Христианского Националиста. Женева, 1937; Лосев А. Ф. О методах религиозного воспитания // Вестник РСХД. Прага, 1925; Милюков П. Н. Национальный вопрос: Происхождение национальностей и национальные вопросы в России. Прага, 1928; Цуриков Н. Дети эмиграции. Прага, 1925; Сорокин П. А. «Современное состояние России» (Прага, 1922, М.: Нов. мир, 1992, № 4−5) — Трубецкой Н. С. «Европа и человечество», София, 1920.

2 Алексеев Н. На службе у империалистов. М., 1923; Белов В. Белое похмелье. Русская эмиграция на распутье. М.- Пг., 1923; Бобрищев-Пушкин A.B. Война без перчаток. Л., 1925; Мещеряков Н. Л. На переломе (Из настроений белогвардейской эмиграции). М., 1922. культурной идентичности не затрагивалась.

С конца 20-х гг. XX века объективное изучение русского зарубежья стало практически невозможным. Задачей историков объявляется не изучение исторического процесса, а уничтожение «вражеской идеологии», как элемент, которой воспринималась и идеология российского эмигрантского молодежного движения, направленная на подготовку будущих специалистов для постбольшевистской России.

Эмигрантская историография того периода также была крайне ангажированным и необъективным явлением. В работах В. Х. Даватца, H.H. Львова1 и других подводились итоги Гражданской войны с антисоветских позиций, рассказывалось о первых годах существования русской военной диаспоры. Однако эмигранты располагали непосредственной и обширной информацией о состоянии зарубежья, и в, некоторых из работ приводился ценный фактический материал, давался интересный анализ ситуации в эмигрантской среде (труды Г. Н. Пио-Ульского, л.

H.H. Чебышева и др.). В сфере образования молодежи к этому времени накопился достаточно обширный материал. В ряду авторов работ следует назвать, прежде всего тех, кто стоял у истоков организации образования — В. В. Руднева, В. В. Зеньковского, А. М. Бема и др., писавших о русской школеа также Н. В. Быстрова, Вл. Рудинского и др., которые освещали молодежную жизнь в эмиграции3.

1 Даватц В. Х. Годы: Очерки пятилетней борьбы. Белград, 1926; Львов H.H. Русские в Галлиполи. Берлин, 1923.

2 Пио-Ульский Г. Н. Русская эмиграция и ее значение в культурной жизни других народов. Белград, 1939; Чебышев H.H. Близкая даль. Париж, 1933.

3 Зарубежная русская школа (1920;1924) / Сост. В. В. Руднев. Париж, 1924; Бем А. Школа и дети в эмиграции // Свободная Россия. Париж, 1924. № 3. С. 168−173- Словцов Р. Школа в изгнании // Последние новости. Париж, 1924. 4 апреляРусский учитель в эмиграции. Прага, 1927; Русские в Праге. 1918;1928 гг. Прага, 1928; Ковалевский Е. П. Проблема просвещения русского юношества // Труды IV съезда Русских академических организации за границей. 4.1. Белград, 1929; Русский альманах / Под ред. В. А. Оболенского и Б. М. Сарача. Париж, 1930; Первая русско-сербская гимназия в Белграде. 1920;1930. Белград, 1930; Руднев В. В. Судьбы эмигрантской школы. Прага, 1930; Русский народный университет. Обзор деятельности за первые 10 лет существования. Париж, 1931; Юбилейный сборник. Союз русских студентов в Брно. 1921;1931. Брно, 1932;

В 1950;е и в период 1960;х гг. научная тематика, касающаяся проблем национально-культурной идентичности у молодежи в эмиграции, практически не разрабатывалась. Можно отметить лишь издания Р. Гуля «Я унес Россию» и B.C. Варшавского «Незамеченное поколение"1, которые содержат не только аналитический материал о жизни русской эмиграции и молодежи, русских вузах, молодых ученых в частности, но и личные впечатления и переживания. Варшавский определил свою книгу как «опыт рассуждения о судьбе эмигрантских сыновей», особенно тех из них, «кто при более благоприятных условиях мог бы стать продолжателями «ордена русской интеллигенции», о духе русской молодежи.

В 1970;е — середине 1980;х годов тема Российского Зарубежья становится популярной, появляется ряд работ, которые носят тенденциозно выраженный, политизированный «классово-партийный характер», соответствующий духу данного времени. В то же время в данных работах упоминаются имена, ранее запрещенные в научных исследованиях, появляются ссылки на названия источников и литературных произведений, ранее не публиковавшихся в СССР .

Как в отечественной исторической науке, так и в зарубежной, в этот период появляется ряд работ, освещающих вопросы духовной жизни эмиграции. В этом аспекте, в частности, в работах С. А. Федюкина и В. В. Костикова, освещаются вопросы социальной адаптации молодежи3. Но.

Шабельский Г. Н. Русская школа в Болгарии // Труды V съезда Русских академических организаций за границей. Ч. I. София, 1932; и др.

1 Варшавский B.C. Незамеченное поколение. Нью-Йорк, 1956 (М., 1992) — Гуль Р. Я унес Россию: Антология эмиграции. Нью-Йорк, 1981;1989. (М., 2001). Т.1−3. Т. 1. Россия в Германии. 1981. Т. 2. Россия во Франции. 1984. Т. 3. Россия в Америке. 1989.

2 Исаев И. А. О политической идеологии праворадикальных группировок в русской эмиграции 20−30-х гг. В кн.: Великий Октябрь и непролетарские партии. М, 1982; Мухачев Ю. В. Идейно-политическое банкротство планов буржуазного реставраторства в СССР. М., 1982; Федюкин С. А. Борьба с буржуазной идеологией в условиях перехода к нэпу. М., 1977; Непролетарские партии России: Урок истории. М., 1984.

3 Костиков В. «Не будем проклинать изгнанье.» Пути и судьбы русской эмиграции. М, 1990; Партия и интеллигенция / С. А. Федюкин М. Политиздат 1983. целостной картины освещения положения и деятельности молодежи в условиях эмиграции не было.

Отдельные аспекты национального образования освещаются в трудах JI. К. Шкаренкова «Агония белой эмиграции» (о научных школах), А. Афанасьева «Полынь в чужих полях"1. Типичным является высказывание Афанасьева, что белоэмигранты, поступившие на службу к империализму (например, занявшие кафедры в университетах капиталистических стран), быстро теряли свои духовные связи с русской национальной культурой, становились перерожденцами во всех смыслах слова. Опираясь на эмигрантскую статистику, автор констатировал, что далеко не всем детям удавалось учиться.

Многие вопросы историко-культурной, общественной и идейно-политической жизни российской эмигрантской молодежи получили отражение в работах В. В. Комина, A.B. Квакина и др." .

С 1990;х годов происходит всплеск интереса к истории российского зарубежья, в том числе и к теме историко-культурной и общественно-политической жизни российской эмигрантской молодежи3.

Проблема политического активизма эмигрантской молодежной среды получила отражение в научных работах отечественных историков. В 1990;е годы выходит в свет ряд публикаций, посвященных данной теме, в которых.

1 Шкаренков JI. К. Агония белой эмиграции. М, 1987; Афанасьев А. Полынь в чужих полях. М., 1987.

2 Комин В. В. Крах российской контрреволюции за рубежом. Калинин, 1977; Квакин A.B. Влияние победы советского народа над белогвардейцами и интервентами на возникновение «сменовеховства». В кн.: Из истории интервенции и гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. 1917;1922. Новосибирск, 1985.

3 Денисов C.B. Белая Россия: Альбом. СПб., 1991; Коваленко Ю. И. Москва — Париж. Очерки о русской эмиграции. М., 1991; Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры. М., 1993; Тарле Г. Я. Российское зарубежье и Родина. М., 1993; Российская эмиграция в Турции, Юго-Восточной и Центральной Европе 20-х годов (гражданские беженцы, армия, учебные заведения) / Под ред. Е. И. Пивовара. М., 1994; Тимонин Е. И. Национальная культура русского зарубежья (1920;1930 гг.). Омск, 1997; Бочарова З. С. Судьбы российской эмиграции: 1917;1930;е годы. Уфа, 1998; Россия в изгнании. Судьбы российских эмигрантов за рубежом. М., 1999; Сабенникова И. В. Российская эмиграция (1917—1939): сравнительно-типологическое исследование. Тверь, 2002; Ипполитов С. С. Российская эмиграция и Европа: несостоявшийся альянс. М., 2004; и др. предпринимается попытка раскрыть сущность данного явления, его особенности и причины возникновения. Так, феномен русского фашизма и политического экстремизма, проявившийся на Дальнем Востоке, получил научное освещение в работах Г. В. Мелихова, C.B. Онегиной и др.1. В данных исследованиях изучается характер русского фашизма как одной из форм молодежного экстремизма, показывается степень участия в нем политизированной молодежи, формирование экстремистской идеологии, причины маргинализации и т. п.

В период второй половины 1990;X-2010 гг. в работах отечественных исследователей получили отражение самые различные аспекты повседневной политической, социальной, историко-культурной жизни российской эмигрантской молодежи 1920—1930;х гг.2. Существенный вклад в исследование проблемы внесли работы A.B. Окорокова «Молодежные организации русской эмиграции (1920;1945 гг.)» и «Русская эмиграция. Политические, военно-политические и воинские организации. 1920;1990;е гг."3. В них автор исследует политическую идеологию эмигрантского движения, касается и организационных моментов молодежных течений.

1 Мелихов Г. В. Маньчжурия далекая и близкая. М., 1991; Он же. Российская эмиграция в Китае (1917;1924 гг.). М., 1997; Онегина C.B. Крах расчетов и иллюзий («Внутрисоюзная» работа Всероссийской фашистской партии в Маньчжурии) // Кентавр. 1995. № 5- Она же. Российский фашистский союз в Маньчжурии и его зарубежные связи // Вопросы истории. 1997. № 6.

2 Борейко A.M. Идеология Русского Общевоинского союза. В кн.: Из истории оперативной деятельности отечественных органов государственной безопасности. М.: Академия ФСБ России, 2002; Голдин В .И. Армия в изгнании. Страницы истории Русского Обще-Воинского Союза. Архангельск, 2002; Ершов В. Ф. Российская эмиграция: старое восприятие в новых условиях (1920;1930;е гг.). В кн.: Человек в российской повседневности. Сборник научных статей. М., 2001; Чистяков К. А. Убить за Россию! Из истории русского эмигрантского «активизма». 1918;1939 гг. М., 2000; Русские без отечества: очерки антибольшевистской эмиграции 20−40-х годов / Алексеева Е. В., Демина ЛИ., Евсеева E.H. и др. М., 2000; и др.

3 Окороков A.B. Молодежные организации русской эмиграции (1920;1945 гг.). М., 2000; Он же. Русская эмиграция. Политические, военно-политические и воинские организации. 1920;1990. М., 2002; и др.

Достаточно широко положение молодежи, в частности студенчества, в эмиграции представлено в работах Е. С. Постникова в книге «Русские без Отечества"1.

В последние годы вышло немало диссертационных исследований, в той или иной мере затрагивающих заявленную тематику работы. В работе П. Н. Базанова «Издательская деятельность политических организаций русской эмиграции: 1917;1988 гг.», нас привлек комплексный подход в освещении периодики русского зарубежья. Не ангажированность анализа политических дискуссий эмигрантской диаспоры придает работе конкретику и систематичность. Но при всем этом, в работе отсутствует акцент на молодежной периодике, на наш взгляд это серьезное упущение, так как известно, что видные политические деятели зарубежья уделяли этой проблеме значительное внимание2.

В работе Т. В. Ревякиной «Проблемы адаптации и сохранения национальной идентичности российской эмиграции в Китае: Начало 1920;середина 1940;х гг."3 достаточно спорно звучит утверждение о доминировании корпоративности и замкнутости в сохранении национальной идентичности эмигрантов. По нашему мнению, данная мысль верна относительно старшего поколения эмигрантов, молодежь была более открыта к интегрированности в инородную среду. Мы поддерживаем автора в утверждении о первостепенности значения религии и церкви, школ и вузов, периодической печати, издательств, библиотек, а также эмигрантских организаций в деле сохранения национальной идентичности эмигрантов.

Дычко С. Н. анализирует основы процесса военного формирования диаспоры в институциональной российской Югославии в 1920;1945 гг.,.

1 Постников Е. С. «Федоровский комитет» и эмигрантское студенчество 20-х годов. // Культура — цивилизация — образование. Тверь, 1995. С. 86−95- Постников Е. С. Студенчество Россиии проблемы получения высшего образования в эмиграции // Российское зарубежье: история и современность. М., 1998. С.92−102- и др.

2 Базанов П. Н. Издательская деятельность политических организаций русской эмиграции: 1917;1988 гг. СПб., 2005.

3 Ревякина Т. В. «Проблемы адаптации и сохранения национальной идентичности российской эмиграции в Китае: Начало 1920;середина 1940;х гг.» М., 2005. показывает многосторонний процесс деятельности активистских воинских структур, союзов и организаций, и научных молодежных центров. Автор рассматривает молодежный активизм как следствие идеологического целенаправленного воздействия военно-политической диаспоры Югославии. Аналитические рассуждения, на наш взгляд, были бы более объективными, если бы использовался для типологического сравнения материал по другим регионам Европы1.

В работе М. А. Сурайкина нас привлек комплексный подход при анализе организации молодежного движения в Российском Зарубежье. Использование разнообразных методологических приемов позволило выявить специфические особенности эмигрантской образовательной модели в обучении и воспитании молодого поколения. К сожалению, в работе очень мало внимания уделяется социально-политическим условиям деятельности молодежи в эмиграции в 1920;е 1930;е гг. Недостаточно четко выявлены дефиниции понятия «молодежь», подчас автор отождествляет «юношество» и «молодежь». Мы считаем, что «молодежь» более четкое определение социально-профессиональной страты эмигрантской диаспоры, которое включает в себя и понятие «юношество» .

В работе A.B. Сурина «Формирование и деятельность национальных образовательных центров в российском зарубежье: 1920;е годы» достаточно справедливо, на наш взгляд, звучит утверждение о том, что учебные заведения разных уровней в эмиграции сохраняли преемственность и являлись образовательной системой, хотя и учитывали местные условия и требования властей. Также мы согласны с автором, что денационализация приводит к утрате подрастающим поколением личностных установок на сохранение национальной идентичности, языка, культуры, знаний отечественной истории и литературы и принятие под давлением условий.

1 Дычко С. Н. Российская военная эмиграция в Югославии в 1920;1945 гг.: институционализация и деятельность. М., 2006.

• 2 Сурайкина М. А. Молодёжные движения и организации Российского Зарубежья в 1920;е-1930;е годы. М., 2003. социальной среды социокультурных ценностей страны проживания, вне пределов Родины. В то же время, в диссертационном исследовании недостаточно четко освещена идеологическая составляющая деятельности национальных образовательных центров. Мы считаем, что пропагандистская роль центров была не менее значительной в сохранении национальной идентичности, чем образовательная1.

Значительный вклад в пропаганду русской культуры за рубежом внесла деятельность музеев. Мелентьева Е. В. вполне справедливо отметила, что становление музеев русского зарубежья обусловлено историческими и социально-культурными предпосылками: исторические предпосылки — социально-политический контекст, определявший положение русских эмигрантов, экономическое положение и особенности интеграции в социально-экономическую инфраструктуру стран, принявших русских изгнанниковсоциально-культурные предпосылки — высокая потребность русских эмигрантов в сохранении исторического наследия России в условиях эмиграции, потребность в социально-психологической консолидации отдельных групп эмигрантов (представителей разных сословий, бывших военных, научной и творческой интеллигенции и др.) — потребность в преодолении денационализации россиян, оказавшихся в эмиграцииисторико-культурная традиция внешкольного образования, которая предусматривала включение музеев в процессе культурно-просветительной л работы. К сожалению, в работе недостаточно четко прослеживается преемственность развития музейного дела в дореволюционной России и российского зарубежья. В контексте нашего исследования это важно в понимании сохранения и формирования национально-культурной идентичности у молодежи, в частности, в деятельности кадетских корпусов.

Механизм самоидентификации русской диаспоры в условиях.

1 Сурин A.B. Формирование и деятельность национальных образовательных центров в российском зарубежье: 1920;е годы. М., 2005.

2 Мелентьева Е. В. Культурно-просветительная деятельность музеев русского зарубежья: историко-педагогический анализ. М., 2008. инокультурной среды представлен в работе Ситниченко К. Е. «Русское Зарубежье „первой волны“: феномен культурной диаспоры в аспекте самоидентификации». Автор выделяет следующие условия: ситуация изгнания, «балансирование» между культурой — «метрополией» и культурой — стран принимающей сторонырегулятивы самоидентификации — Православная вера, Церковь, община, образовательная сфера, творческие союзыфакторы, способствующие самоидентификации диаспоры — социально-политические (бесправное положение эмигрантов), экономические (проблема выживания), национально-культурные (языковый барьер как фактор, мешающий* «врастанию» в чужую культуру, традиции, праздники, своеобразие повседневной культуры, связующие с культурой — «донором»). О процессе самоидентификации молодежи в работе имеются лишь отрывочные фрагменты, и только в культурологическом аспекте1.

Справедливой, на наш взгляд, является мысль A.B. Семченко о приоритетности культурнопросветительной деятельности русских эмигрантских организаций, национальных общественных объединений во внеучебной и внешкольной среде перед воспитательной деятельностью школ. Автор не уточняет причин, способствующих этому явлению, но очевидно, что только включение национального компонента содержания образования, не могли заменить активного, заинтересованного сотрудничества русской молодежи в форме летних лагерей, молодежных движений, политической деятельности2.

Обоснованным служит утверждение М. И. Косоруковой о необходимости наличия национальной идеи, сплачивающей людей, оказавшихся вне страны проживания3. Идеалом для русской молодежи являлась идея возвращения на родину, которая со временем.

1 Ситниченко К. Е. Русское Зарубежье «первой волны»: феномен культурной диаспоры в аспекте самоидентификации. Екатеринбург. 2008.

Семченко А. В. Внешкольное образование в педагогике российского зарубежья. Тамбов. 2002.

Косорукова М. И. Национальная идея и ее роль в развитии русской культуры за рубежами России: 20−30-е г. г. XX века. М., 2004. детерминировалась в чувство любви к Родине. Автор справедливо замечает о необходимости разработки национальной идеи, отвечающей требованиям нового витка исторического развития России.

Проблемам консолидации соотечественников за рубежом посвящено исследование A.B. Чепурина «Проблемы консолидации зарубежной российской общины». В работе практически отсутствует анализ положения молодежи в эмиграции, их правам и этнокультурным интересам1.

Изучение темы активно идет в рамках исследований эмиграции по странам-реципиентам и не только в России, но и за рубежом. В таких работах затрагивается общественная2, культурно-просветительная3, научная4, образовательная деятельность5 и адаптационные возможности1 российской.

1 Чепурин. A.B. Проблемы консолидации зарубежной российской общины. М.,.

2009.

2 Фуре М. В. История движения российских скаутов. 1909;1923 гг. Автореф. дисс. канд ист. наук. М., 1996; Кудряшов Ю. В. Российское скаутское движение (1909;1997 гг.). Автореф. дисс. д. ист. наук. М., 1997; Йованович М. Поколение чужбины. Дети русских эмигрантов на Балканах в 1920;1940;е годы // Родина. М., 2002. № 3. С. 76−78- Кишкнн J1. С. О русской эмигрантской молодежи в Праге (1920;1930;е годы) // Славяноведение. М., 1993. № 4. С. 95−98- Серапионова Е. П. Российская эмиграция в Чехословацкой республике (20−30-е годы). М., 1995; Белецкий И. Задачи сокольства // Русский сокольский вестник. Прага, 1937. № 3(38) — Волошин Г. Активизм на каждый день // За Россию: Сборник НСРМ. София, 1930. № 1- Злобин Ф. З. Национальный союз русской молодежи за рубежом (История и идеология) // За Россию: Сборник НСРМ. София, 1930. № 1- Памятка витязя. Париж, 1970; Предпосылки младоросской идеологии // Младоросс: Ежемесячник. Париж, 1931. № 11- Доронченков А. И. Эмиграция «первой волны» о национальных проблемах и судьбе России. М., 2001; Русский исход / Отв. ред. Е. М. Миронова. СПб., 2004.

3 Косик В. И. Русская Югославия: фрагменты истории, 1919;1944 // Славяноведение. 1992. № 4. С. 20−32- Косик В. И., Тесемников В. А. Вклад русской эмиграции в культуру Югославии // Педагогика. М., 1994. № 5- Ипполитов С. С, Недбаевский В. М., Руденцова Ю. И. Три столицы изгнания. Константинополь. Берлин. Париж. Центры зарубежной России 1920;х-1930;х гг. М., 1999; Бойчевский И. В. Культурно-просветительная деятельность российской эмиграции во Франции в 1920;1930;е годы: Дисс. канд. истор. наук. М., 2006; Сабурова JI.H. Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Чехословакии (1920;1930;е гг.): Дисс. канд. истор. наук. М., 2006; Сафронова Т. Н. Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Югославии в 1920;1930;е гг.: Дисс.канд. истор. наук. М., 2005. 4 Сабенникова И. В. Русская эмиграция в Чехословакии: образование, наука, просвещение // Педагогика. М., 1995. № 3. С. 51−55- Бирман М. А. (Израиль), Горяинов А.Н." Российские интеллектуалы-эмигранты в Болгарии 1920;1930;х годов // Новая и новейшая история. М., 2002. № I.C. 173−193- и др.

5 Постников Е. С. Источники и историография по истории российского студенчества в Чехословакии (1920;е годы) // Источники по истории адаптации российских эмигрантов в Х1Х-ХХ вв. Сб. ст. М., 1997. С. 120−129- Социальноэмигрантском молодежи.

Таким образом, отдельные аспекты темы нашли достойное отражение в историографии. Накоплен, введен в научный оборот большой пласт фактического, в том числе архивного, материала. Однако целостного, обобщенного, системного исследования о сохранении и формировании национально-культурной идентичности у молодежи в эмиграции нет. Проблема организации сохранения национально-культурной идентичности молодежи в Российском Зарубежье как комплексная историографическая задача не ставилась.

Целью исследования, исходя из степени изученности проблемы, ее актуальности, социальной и научной значимости и имеющейся источниковой базы, является комплексное рассмотрение многообразной деятельности общественно-политических, образовательных и культурных учреждений Российского Зарубежья, направленных на сохранение и формирование национально-культурной идентичности у российской молодежи в 1920;1930;е годы.

Для достижения цели диссертант поставил следующие задачи:

1. Выявить социально-политические условия сохранения национально-культурной идентичности в Российском Зарубежье 1920;х-1930;х годов;

2. Конкретизировать в связи с целью исследования соотношение понятий «национальная идентичность» и «этническая идентичность» в условиях эмиграции;

3. Рассмотреть основные виды деятельности российской колонии в странах расселения, направленные, как на интеграцию в местное общество, так и сохранение своей национально-культурной идентичности: экономическая адаптация российских эмигрантов (конец Х1Х-ХХ в.): Сб. статей. М., 1999; и др.

Адаптация российских эмигрантов (конец Х1Х-ХХ в.): Исторические очерки. М., 2006; Бочарова З. С. «. не принявший иного подданства»: Проблемы социально-правовой адаптации российской эмиграции в 1920;1930;е гг. СПб., 2005; Она же. Социально-правовая адаптация российской эмиграции 1920;1930;х годов: Исторический анализ: Дисс. д-ра истор. наук. М., 2005; Она же. История российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов в Х1Х-ХХ вв. Сб. ст. М., 1996. хозяйственную, научную, духовно-религиозную, образовательную, книжную, издательскую, библиотечную, культурную и др.;

4. Проследить реализацию национальной идеи по сохранению и формированию национально-культурной идентичности в общеобразовательных школах Российского Зарубежья;

5. Проанализировать деятельность молодежных движений за рубежом (скаутизм, сокольство, младоросство, младохристианство) по сохранению и формированию национально-культурной идентичности в условиях эмиграции;

6. Исследовать сохраняющие актуальность методы и формы передачи национальных традиций в военном образовании Российского Зарубежья.

Источниковая база исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных в нем задач, был использован довольно широкий круг источников.

Архивные материалы представлены документами фондов Русского Заграничного Исторического Архива (РЗИА), собранными усилиями самих эмигрантов и составляющими в настоящее время основу архивохранилища коллекций документов по истории Белого движения и эмиграции Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), куда они были переданы на хранение после Второй мировой войны. Число фондов, непосредственно относящихся к теме диссертации невелико, а данные многих из них уже были использованы прежними исследователями или опубликованы в различных изданиях. Тем не менее, были найдены те, что представляют большой интерес для данной работы. Отметим документы фонда Русского Народного (Свободного) университета в Праге (Ф.5899), содержащего информацию о научной и культурно-просветительской деятельности русской молодежной эмигрантской среды в Чехословакии. В процессе изучения деятельности русской зарубежной школы были использованы материалы фонда Педагогического бюро по делам низшей и средней школы за границей в городе Прага (Ф.5785). При анализе социальнополитического положения молодежи в эмиграции были задействованы документы, относящиеся к фондам управления лагерями Русских беженцев в Гарце (Ф.5817), архивным материалам Лампе Фон Алексея Александровича, генерал-майора, генерал-квартирмейстера штаба 8-й армии, представителя главнокомандующего вооруженными силами юга России при союзном командовании в Константинополе (1920г.), Русский военный представитель в Будапеште (1921г.) (Ф.5853).

Использованы материалы уполномоченного Российского Общества Красного Креста (РОКК) в лагерях для русских беженцев в Германии. Альтенау [1920;1923](Ф.6008).

Много фактического материала было почерпнуто из изданной молодежными организациями нормативной документации.

Важным видом источников явилась периодическая печать исследуемого периода: газета НСНП «За Россию" — издания младороссов («Младоросс», «Младоросская искра», «Бодрость»), а также другие эмигрантские издания — газеты «Возрождение» и «Последние новости», журналы «Часовой» и «Знамя России" — периодическая печать СССР, например — «Красная новь» и др. Анализ материалов периодической печати позволяет проследить тенденции сохранения и формирования национально-культурной идентичности у молодежи в эмиграции. Особое значение имеют воспоминания участников событий, опубликованные в многочисленных эмигрантских периодических изданиях («Русская школа за рубежом», Прага, 1923—1931 гг., «Бюллетень Педагогического Бюро по делам средней и низшей школы за границей» Прага, 1923;1927 гг., «Вестник Педагогического Бюро», Прага, 1927;1931 гг., «Вестник Союза русских педагогов в КСХС», Белград, 1925 г., «Военная быль», Сан-Франциско, 1918;1972 гг. и др.). Полемические размышления эмигрантов о будущем России, статистические данные, образы быта и повседневной жизни эмигрантской молодежи дополняли общую аналитическую картину исследования1.

При анализе молодежных движений активно использовались документы видных общественно-политических деятелей эмиграции2.

Методология. Диссертационное исследование основывается на синтезе методов и принципов, оптимально необходимых для максимально полного, свободного от конъюнктурных идеологических штампов исторического анализа. Для обеспечения этой методологической установки диссертант руководствовался принципами объективности, историзма, комплексности, системности изучения явлений общественной жизни.

Основополагающим методологическим принципом научного мышления для диссертанта стал историзм, позволивший проследить, как.

1 Раев М. Россия за рубежом. История культуры российской эмиграции (19 191 939). М.: Прогресс-Академия. 1994. С. 38- Руднев В. Несколько цифр // Дети эмиграции: Воспоминания. М., 2001. С. 37- Эренбург И. Г. Люди, годы, жизнь // Собр. соч. в 9 т. Т. 8. М., 1966. С. 407- Ковалевский П. И. Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа Русского Зарубежья за полвека (1920;1970). Париж, 1971. С. 217- Долгоруков П. Д. Чувство родины // Литература Русского Зарубежья. Антология. М., 1990. ТЛ.Кн.1. С. 256- Что делать русской эмиграции? // Голос России. Журнал, посвященный культурным, правовым в экономическим интересам русской эмиграции. Берлин, 20 апреля 1921 г. № 1. С. 6−7- Гиппиус З. Н. Земля и Свобода // Последние новости. Париж, 8 июня 1926 г.- Маклецов А. К вопросу о судьбах подрастающего поколения // РШРЗ. Прага, 1923. Кн. 1. С. 60−68- Малинин И. М. Общие соображения по вопросу о возможности и о формах воспитывающего влияния школы на учащихся // БПБ. Прага, 1924. № 5. С. 83−91- Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской-Армии и Флота. Нью-Йорк, 1954. С. 67- Эфруси Е. Летняя детская площадка // РШЗР. Прага, 1931. Кн. 34. С. 453—460- Левитский В. У последней черты // Дети эмиграции. Прага, 1925. С. 228−229- Варшавский B.C. Незамеченное поколение. Репринт, воспроизв. изд. Нью-Йорк, 1956. М., 1992. С. 45- Екатерина Гауг. «Штабс-капитанам и штабс-капитаншам» // Русский голос. Львов, 1939. 19 марта.

2 Савицкий П. Н. Континент Евразия М., 1997. С. 41, 99. Шахматов М. В. Подвиг власти (Опыт по истории государственных идеалов в России) //Евразийский временник. Кн. 3. Берлин, 1923. С. 72- Казем-Бек А. Судьба Сталина в руках штабс-капитанов, но. советских // Бодрость! Париж, 1938. 20 мартаУстрялов Н. В. Национал-большевизм. М., 2003, С. 373- Солоневич И. Л. Нашим кружкам // Наша газета. София, 1938. 14 декабряСолоневич И. Л. Годовой баланс // Голос России. Белград, 1938. 4 январяСтруве П. Б. Национальная культура и историческая память // День русской культуры. Краткий отчет о праздновании в 1928 году. Сост. H.A. Цуриков. Прага, 1929. С. 18- Трубецкой Н. С. Блюдите культуру // Возрождение. Париж, 7 марта 1926 г. № 278- Богданович П. Н. Пути работы // Часовой. Прага, 1933 г. № 114 115. С. 30- Карцевский С. Национализм в школе./Русская школа за рубежом. Прага. 1926. Кн. 21−22. С. 240- Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея. М., 1993. С. 57- Краинский Н. В. Без будущего. Очерки по психологии революции и эмиграции. Белград, 1931. С. 103- Петрович Р. Младороссы. London, Ontario, Canada. 1973. С. 7−9. происходило сохранение и формирование национально-культурной идентичности у молодежи Российского Зарубежья в 1920;1930;е годы. Принцип историзма — традиционный принцип исторического исследования, который требует конкретного изучения общественных явлений в их развитии и изменении, всестороннего изучения взаимосвязи каждого из этих элементов друг с другом.

Принцип объективности предполагает максимальное выявление всей совокупности самых разнообразных точек зрения и тенденций, в том числе и взаимоисключавших, и их непредвзятое исследование и аргументированную критическую оценку. Данный принцип позволил понять основные ценности и мотивы деятельности видных представителей Российского Зарубежья, особенности возникавших идейных споров, характер и стиль дискуссий на страницах периодики и в больших монографических трудах. В конечном итоге, принцип объективности дал возможность рассмотреть и проанализировать позитивные и негативные явления исторического процесса XX века, связанные с процессом адаптации молодежи в инокультурную среду.

В диссертационном исследовании исторические факты рассматриваются в неразрывной связи с конкретно-исторической ситуацией, что предполагает применение метода сравнительно-сопоставительного анализа. Сравнение как принцип в исследовании используется в нескольких ракурсах: как сравнение — подтверждение, как сравнение — отрицание и, наконец, как сравнение-контраст, дающее возможность использовать в анализе неоднозначности и противоречивости многих идейных построений русской эмиграции, провести прямое сопоставление зачастую прямо противоположных концепций.

Использование системного подхода позволило рассмотреть деятельность по сохранению и формированию национально-культурной идентичности в Российском Зарубежье как целостный социокультурный феномен. В своей совокупности представленных последовательными связями взаимосвязанных и взаимодействовавших элементов. Вычленить отдельные направления идейных и организационных мер, определить их границы, критерии отличий друг от друга, параметры для системного сравнения различных концепций и выявления их общих и специфических характеристик.

Системный подход потребовал максимального использования факторного анализа для выявления всей совокупности сложных, многоуровневых и взаимозависимых причинно-следственных связей, влияющих на эволюцию составных частей данного феномена.

Принцип актуализации истории играет значительную роль в оценке востребованности и применимости рассматриваемых идейно-мировоззренческих концептов в современных условиях.

В качестве базовой методологии историко-философского анализа общественно-политической мысли Российского Зарубежья, осмысления особенностей содержания, выявления главных тенденций эволюции и концептуализации ее основных направлений выступает использование исторического, проблемно-хронологического, компаративного и нормативного подходов.

Научная новизна диссертационного исследования связана, прежде всего, с обращением автора к целому комплексу адаптационных проблем российской эмигрантской молодежи, что ранее не являлось предметом специальной разработки. Привлечение к работе опубликованных архивных и библиотечных материалов, включая эмигрантскую прессу, публицистику, мемуары, позволило диссертанту рассмотреть процесс вживания молодежи в инокультурную среду в двух плоскостях: с точки зрения их интеграции в местный уклад жизни, и в то же время — сохранения своей национально-культурной идентичности. Эти две слагающие адаптации находились для российской молодежи в таком сбалансированном соотношении, которое позволило ей развиваться в условиях иной среды, адаптируясь к социально-экономическим условиям стран-репатриантов, при этом сохраняя собственную культурную идентичность. Научная новизна работы, как представляется, состоит также в следующем:

1. Показаны социально-культурные и общественно-политические условия способствовавшие созданию действенных механизмов развития системы сохранения и формирования национально-культурной идентичности у молодежи в эмиграции.

2. Выявлены соответствия, в которых находились этническая и национальная идентичности в условиях эмиграции «первой волны»:

2.1 Отождествления. В общественно-политической сфере это отождествление выражалось стремлением сохранить социально-культурную общность через передачу молодежи нравственных устоев и традиций. В культуре эмиграции «первой волны» происходило отождествление русской этнической культуры с культурой всей России.

2.2 Различия. В общественно-политической сфере это выражалось в создании гражданской общности. Руководители военных подразделений, лидеры общественно-политических объединений, интеллигенция, признавали необходимость сохранения единого гражданского поля. В эмигрантской культуре происходило различение национальной и этнической культур, при этом первая была шире второй. Национальная культура объединяла этнические культуры, входящие в ее состав, и именно они придавали российской эмиграции колоритность. В общественном массовом сознании происходило сознательное интегрирование двух типов идентичности: по происхождению и по гражданству.

3. Дана характеристика общественно-политических молодежных эмигрантских организаций, показана их ключевая роль в процессе адаптации российской эмигрантской молодежи.

4. Проанализированы общественно-экономические и социокультурные факторы, под влиянием которых сохранялась и формировалась национально-культурная идентичность у молодежи в русской национальной школе.

5. Доказано, что характерными особенностями сохранения и формирования национально-культурной идентичности у молодежи в эмиграции являлись усиление роли православной Церкви и ориентация на сохранение национального самосознания в условиях этнокультурной самоидентичности.

6. Раскрыто значение национальной культуры для российской эмигрантской молодежи как главного системообразующего фактора, консолидировавшего их в единую этнокультурную общность на основе традиций, религии и языка.

Положения, выносимые на защиту.

1. Несмотря на противоречивость процесса формирования Российского Зарубежья «первой волны», обусловленную различием пространственно-временных рамок эмиграции и разнородностью её социального состава, а также политико-идеологических установок эмигрантов, национальными и возрастными различиями, у них формировалось некое «сознание» как единство в осознании необходимости сохранения и воспроизводства за рубежом основ русской духовности у молодежи, существенными составляющими которой стали: Православная вера, а также философские идеи всеединства, соборности, общинности, духовной свободы и творчества, представленные в изгнании в ключе отечественной традиции понимания «Русской идеи».

2. В эмиграции воспроизводилась социально-культурная жизнь, культуросозидающими центрами которой являлись Русская Православная Церковь, община, система народного образования, профессиональные, политические, общественные и другие молодежные объединения эмигрантов. «Культурные центры» имели особую регулятивную значимость в самоидентификации молодежи в русской эмиграции 20−30-х годов XX века.

3. Идея сохранения и формирования национально-культурной идентичности в русской национальной школе возникла и развивалась под влиянием общественно-экономических и социокультурных факторов, действующих в российском эмигрантском обществе в 20−30-х гг. XX века. Противоречивого сочетания двух процессов — проблемы адаптации к условиям страны проживания, освоения культурных достижений западной цивилизации и сохранения самобытной русской культуры, роста национального самосознания. В новых условиях происходит обращение к идее сохранения и формирования национально-культурной идентичности как консолидирующей основе российской эмиграции.

4. Механизм самоидентификации молодежной диаспоры в инокультурной среде может быть представлен следующими составляющими: условия самоидентификации — ситуация изгнания, «балансирование» между культурой — «метрополией» и культурой — стран принимающей сторонырегулятивы самоидентификации — Православная вера, Церковь, община, образовательная сфера, творческие союзыфакторы, способствующие самоидентификации молодежной диаспоры — социально-политические (бесправное положение эмигрантов), экономические (проблема выживания), национально-культурные (языковый барьер как фактор, мешающий «врастанию» в чужую культуру, традиции, праздники, своеобразие повседневной культуры, связующие с культурой — «донором»).

5. В образовательной практике Российского Зарубежья комплексное применение апробированных форм и средств сохранения и формирования национально-культурной идентичности у молодежи позволило в сложных инокультурных условиях успешно бороться с денационализацией, воспитать несколько поколений молодежи на чужбине в деятельной любви к Отечеству.

Практическая значимость диссертации. Исследование позволяет обогатить историческое знание теоретическими идеями и представлениями русской эмиграции минувшего века о стратегии и тактике сохранения «своей» культуры у молодежи в условиях зарубежного местопребывания, сегодня особенно актуальными. Исследование способствует также постижению процессов самоидентификации современных эмигрантских молодежных сообществ.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, в изучении истории Российского Зарубежья, проблем Отечественной истории 20−30-х гг. XX века, при подготовке учебных спецкурсов по истории, философии, культурологии и политологии.

Апробация исследования осуществлялась в форме выступлений соискателя с докладами и сообщениями на 9 международных, 2 всероссийских и 1 региональной научных конференциях. Основные идеи и положения диссертации отражены в научных статьях (общий объем — 58,03 п.л.), в том числе в 5 статьях в научных журналах из перечня ВАК. В процессе работы ее промежуточные и итоговые результаты обсуждались на теоретических семинарах кафедры истории и права Ставропольского государственного педагогического института, заседаниях кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета.

Автором разработан учебно-методический комплекс1, который успешно реализуется на базе филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки.

1 Щупленков О. В. Патриотическое воспитание в Русском Зарубежье: истоки, история, современные проблемы: учебное пособие / Под ред. В. В. Колпачева. Ставрополь: СГПИ, 2009; История образования и педагогической мысли в первой трети XX в. (зарубежный и отечественный опыт): учебное пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям / О. В. Щупленков. Ставрополь: СГПИ, 2009.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная социально-политическая ситуация во многих странах мира характеризуется противоречивой тенденцией. С одной стороны общество охвачено процессами глобализации и интернационализации, с другой, все большее внимание уделяется на развитие национального самосознания этносов. Эти два взаимоисключающих процесса повлекли изменения в образовательно-воспитательной деятельности, как ключевой в формировании личности.

К сожалению надо признать, что в России наблюдается негативная тенденция утраты патриотизма и национального самосознания, как ценностных характеристик современной российской молодежи. На наш взгляд необходимо кардинально изменить образовательно-воспитательный процесс в школах, сделав акцент не на образовании, а придав приоритеты воспитательным средствам. Российское образование нуждается в поиске новых методов, средств, путей воспитания чувства национальной гордости, гордости за историческое прошлое, уважение к национальной культуре (не только русской, но и народов населяющих нашу страну).

Проблема воспитания гражданской позиции, патриотизма наиболее актуальна сейчас, когда в динамике ценностных ориентаций российского общества, остро встал вопрос укрепления российской государственности, реформирования российской армии.

Перед ученым и общественным сообществом встает потребность создания системы сохранения и формирования национально-культурной идентичности у молодежи, сохранившая бы одновременно традиции прошлого и учитывала современные реалии. Российское военное образование, в лице военных училищ и кадетских корпусов, молодежные организации могут и должны принять самое активное участие в этой программе. И опыт работы, накопленный в эмиграции «первой волны» сегодня востребован как никогда.

Думается решение поставленной задачи можно найти в историческом недалеком прошлом. Развитие национальной школы, проблема воспитания патриотизма была актуальна в Российском Зарубежье. Для истории как науки важна эволюционная составляющая. Идеи, концепции претерпевают количественные и качественные изменения во времени. Сравнительный анализ особенностей развития воспитательных концепций, позволяет проследить динамику преобразования в самой науке. Опыт воспитательной работы Русского Зарубежья позволяет выяснить суть феномена выживания русской диаспоры.

Исследование показало, что духовный опыт эмиграции «первой волны» всецело был обращен на родину. На протяжении мировой истории неоднократно многие народы подвергались вынужденному рассеянию — полному или частичному. Население покидало родные пределы под воздействием внешних или внутренних катаклизмов. Если изгнанникам удавалось сохранить общность культуры, языка, исторического и национального самосознания, т. е. духовное единство, будучи лишенными единства территориального, то сам этот факт приобретал огромное нравственное значение для их сограждан на родине. Зарубежье в этом случае становится носителем некоего альтернативного пути развития. Оно становится также в какой-то мере гарантом устойчивости национальной культуры, сохраняя в качестве «неприкосновенного запаса» тот культурный потенциал, который был отвергнут страной на определенном этапе ее развития.

Можно выделить три этапа, за которые эмигрантское сообщество не только сложилось формационно, но также выработало свои общественно-политические концепции и очень тесно связанные с ними патриотические воззрения.

1-й этап (1917—1922 тт.). Начало исхода, формирование зарубежной диаспоры и её основных политических полюсов.

2-й этап (1922 — начало 1930;х гп). Период, отмеченный весьма серьёзными сдвигами в политической жизни всего мира. Это и полоса признаний советской власти западными демократиями, и утверждение в Италии и Германии фашистских режимов. Всё это оказывало большое влияние на Российское Зарубежье, на его общественно-политическую жизнь, на те патриотические идеи, которые вызревали в эмиграции.

3-й этап (2-я половина 1930;х гг., канун Второй Мировой войны). Период, когда различные представления эмигрантов о патриотизме приобретают необратимую форму открытого, нередко вооружённого противостояния сторонников тех или иных идей.

Историческая катастрофа русской революции, разметавшая по миру миллионы соотечественников, вызвала к жизни, в противовес ее взрывному центробежному импульсу, колоссальный подъем центростремительных духовных сил. В этом ее значительное отличие от предшествующих и последующих эмиграционных волн. Исход так называемой белой эмиграции был следствием подвига нравственного противостояния многих русских людей неприемлемой для них новой революционной реальности. Революция ломала традиционную для России структурообразующую мотивацию. Белая эмиграция вывезла с собой из красной России воинские части и учебные заведения, ученых и культурных деятелей, целые министерские отделы и общественные организации (Земгор, Красный Крест и др.). В большинстве своем они были движимы идеей возвращения к той ценности иерархии, на основе которой сформировались русская национальная общинность, — идеей сохранения духа православной государственности, культуры и жизни.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы. Российская эмиграция «первой волны» существенным образом отличается от всех предшествующих. Прежде всего, своей массовостью, организацией, прессой, политическими пристрастиями. Источники и существующая литература о российской эмиграции 20−30-х годов XX века отмечает крайне неоднородный социальный состав российских беженцев. Это был конгломерат социальных слоев дореволюционной России: генералитет и офицерство, казачество, деятели монархических и националистических партий, интеллигенция, молодежь.

Социально-политические условия эмиграции «первой волны» способствовали появлению доселе неизвестному мировому сообществу феномену «Российское Зарубежье». Самобытность данного явления заключалось в первую очередь в особом отношении эмигрантов к подрастающему поколению. Патриотизм, сохранение национальной культуры и языка являлись результатом целенаправленной деятельности семьи, школы и других воспитательных институтов российской эмиграции. В сохранении и формировании национально-культурной идентичности у молодежи крайне велика была деятельность Земгора, военных институтов, создавших благоприятные условия для сохранения и развития патриотических качеств. Эти условия по отношению к процессу сохранения и формирования национально-культурной идентичности подразделяются на объективные и субъективные, внешние и внутренние.

К внешним, объективным по отношению к процессу сохранения и формирования национально-культурной идентичности у молодежи отнесены: а) соответствие политики государства размещения эмигрантов (Чехословакия, Франция, Германия, Болгария, Королевство сербов, хорватов и словенцев) — б) поддержка общественно-политических структур эмиграции, осуществлявших материальную и идеологическую поддержкув) наличие интеллектуального и духовного ресурсаг) направленность образовательно-воспитательной политики и др.

Основными институтами сохранения и формирования национально-культурной идентичности у молодежи являлись эвакуированные из России и вновь созданные кадетские корпуса, гимназии, женские институты, культурно-просветительские центры, юношеские и молодежные организации. Условиями, способствовавшими сохранению и формированию национально-культурной идентичности у молодежи в Российском Зарубежье, стали сочетание национального и общечеловеческого в патриотическом воспитании, что предотвратило «узкость» национального образования и сделало его поистине мировым, комплексность использования форм и средств патриотического воспитания, разработанных педагогической мыслью эмиграции, которые позволили создать неповторимый феномен социокультурного пространства, где процесс сохранения и формирования национально-культурной идентичности охватил большую часть молодежи.

Процесс адаптации молодежи усугублялся случаями отторжения со стороны западного общества, устойчивым российским менталитетом, желанием, сохранения культурного своеобразия и стремлением вернуться в Россию. У значительной части молодежи утрата Родины, семьи, школы наблюдалась нравственная деградация, выражавшаяся в потере ценностных ориентаций, в снижении уровня культуры и, в конечном итоге в «денационализации» личности, сопровождавшейся забвением родного языка, религиозных традиций и т. п. К специфическим чертам русской эмиграции необходимо отнести устойчивую преемственную связь всех «волн» по сохранению и развитию национальной культуры, а также открытость к культурам стран проживания и свободное взаимодействие с ними. В совокупности своей они обусловливали приверженность эмигрантов к корням, оставленным в России, их самоощущение органической частью национальной культуры и, следовательно, взаимодействие регионов расселения, давшее возможность не утратить духовно-культурную целостность.

Чтобы сохранять российские уникальные культурные и бытовые традиции, необходимо было русской диаспоре создавать «свой» хозяйственный уклад или «свой» собственный способ добывать себе «хлеб насущный». В этом случае мы можем говорить о национальном самосознании, подразумевая этническое. Устойчивая память о характере «своего народа» и о психологических особенностях соседей была непременным атрибутом национального самосознания. Родной язык, религиозные традиции, православная вера создавали историческую преемственность национального менталитета.

Национальная идентичность связано с выработкой определенного «стиля» усвоения достижений общечеловеческой культуры, основанием которого является любовь к своей стране, своему народу, своей культуре, соединенная с пониманием ценностей и смысла всечеловеческой жизни. Культурное единство, включающее религию, язык, систему нравственных понятий, общность быта, искусства, является венцом государственного и формируется в процессе исторической эволюции народа.

Преобладающей идеей среди мыслителей-эмигрантов была идея межнациональной интеграции культур, ее взаимопроникновения и взаимообогащения. Ключевой идеей, ставшей основой концепции сохранения и формирования национально-культурной идентичности у молодежи в эмиграции было сохранение национальной самоидентичности.

В эмиграции сложилась определенная система внешкольного образования, которое ставило довольно широкий и разнообразный круг задач: во-первых, создание культурно-просветительной национальной среды, микросоциумаво-вторых, содействие завершению общего образования молодежи, прерванного революцией и гражданской войнойв-третьих, обеспечение профессионального образованияв-четвертых, реализацию культурно образовательных потребностей российской эмиграциив-пятых, воспитание у молодого поколения любви к Отечеству.

Формами работы по сохранению и формированию национально-культурной идентичности у молодежи становятся театральные, литературные и музыкальные кружки, групповые чтения, дискуссии, встречи с* историками, философами, военноначальниками, деятелями искусства, литературные и музыкальные вечера, балы, организация библиотек, музеев и архивов, проведение дней «Русской культуры» и многое другое. Героико-воспитательная направленность была характерна для деятельности созданных эмигрантами Русских народных университетов, «Русских Домов», культурно-просветительных центров, библиотек, действующих за границей православных приходов, различных курсов. В содержательном плане в их деятельности преобладало развитие интереса к прошлому России, к ее историческому предназначению, к отечественной литературе и культуре, к современным проблемам россиян. Эффективными воспитательными институтами в условиях эмиграции зарекомендовали себя юношеские и молодежные организации скаутов, Русских соколов, младороссов, младохристиан и др., способствующие интеграции своих членов в новую культурную среду при одновременном сохранении национальной самобытности. Различаясь по целям и идеалам движений, детско-юношеские и молодежные объединения были едины в стремлении сохранить у участников движений чувство любви к Родине, воспитать их настоящими патриотами. Основными направлениями работы молодежных организаций являлось национальное воспитание своих членов путем знакомства с историей и географией России, религиозно-нравственное совершенствования, создания национально-ориентированной среды для личностного развития. Внешкольные образовательные и культурно-просветительные учреждения в совокупности с молодежными организациями составляли систему внешкольного воспитания Русского Зарубежья.

Одним из главных системообразующих факторов российской военной эмиграции «первой волны» стала воссозданная в Российском Зарубежье система военного образования, которая, с одной стороны, явилась продолжением лучших традиций довоенных учебных заведений дореволюционной России, а с другой, создала в инокультурном окружении действенную педагогиче скую среду для развития патриотизма у русских изгнанников. Анализ источников позволяет утверждать, что именно организованная педагогическая среда рассматривалась как основное условие национального, патриотического и нравственного воспитания в эмигрантской философско-педагогической литературе 20 — 40-х годов XX века. Российская эмигрантская военная школа продолжала традиции русской дореволюционной военной школы, воспроизводя ее военно-историческую преемственность, опору на православие, прежнюю иерархическую структуру и знаки отличия, дополнив их новейшими военно-теоретическими достижениями зарубежной научной мысли.

Необходимость адаптации русских эмигрантов к условиям зарубежной жизни привела к созданию различных курсов, которые помогли оказавшимся без средств к существованию людям овладеть — теми или иными профессиональными навыками. Основными организаторами курсов по разнообразным отраслям теоретического и практического знания являлись Земгор и Всероссийский Союз городов. Курсы открывались практически в каждой стране проживания русской эмиграции.

В Болгарии Всероссийским Союзом городов были организованы курсы кройки и шитья, машинописи, стенографии, рисования, виноградарства, курсы-мастерские по ремонту и пошиву обуви и плетению корзин.

Земгором в Чехословакии были открыты различные курсы и школы, обеспечивающие русских эмигрантов элементами профессионального и технического образования (автомобильно-тракторная школа, железнодорожное училище и др.). Курсы такого рода существовали при народных университетах: автомобильные (готовили шоферов такси), механиков автомобильного дела, электротехнические, слесарно-токарные, прикладного искусства (раскраска материй), курсы, чертежные курсы, курсы мыловарения, полировки по дереву, стенографии, бухгалтерии и др.

Понятие «Российское Зарубежье», используемое в современной как научной, так и мемуарной литературе, представляется нам многоплановым и исторически сложным. Это не только политический, географический и этнический феномен XX века, хронологически представленный несколькими «волнами» российской эмиграции, но и, как считают исследователи, «уникальное культурно-образовательное пространство, составляющее часть российской культуры, науки, искусства, литературы, национальной жизни в целом».

Эмигранты стремились «удержать живую связь с духовной и культурной традицией русского прошлого, из которой вырастает и свободное творчество будущего, и помочь как-то русскому народу, находящемуся там, в его усилиях эту жизненную связь сохранить и оживить». Российская эмиграция считала себя полноправным членом российской культуры и искренне верила, что «воды этого отдельного, текущего за рубежом России потока, пожалуй, больше будут содействовать обогащению этого общего русла, чем воды внутренние».

Во многом благодаря эмиграции русская культура стала восприниматься как составная и значимая часть мировой культуры. При этом яркие представители российской культуры и науки, оставаясь россиянами по духу и языку, внесли особый вклад в культуру, искусство и науку приютивших их стран.

Свою роль в формировании у молодого поколения современной России любви к Родине призваны сыграть объединения и союзы молодежи, военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и спортивные клубы и объединения, различные кружки и секции. Очевидно, что их деятельность потребует координации со стороны соответствующих министерств и ведомств. Необходима согласованность действий молодежных структур ведущих политических партий страны.

Особая роль в национальном самосознании принадлежит средствам массовой информации, призванным освещать проблемы молодежи с позиций ее единения во благо Отечества, пропагандировать ценности гражданского общества, преодолевать сложившиеся стереотипы и комплексы негативного плана. Позитивной оценки в данном плане заслуживает деятельность редакции недавно появившегося на телевидении канала «Звезда». И наоборот, принципиальной оценки заслуживают как открытые попытки дискредитации с экранов телевизоров патриотической идеи, так и завуалированная антиреклама патриотизма в форме порочащих нашу историю и действительность передач и заказных фильмов. В данной связи укажем, что настало время создания нормативно-правовой базы сохранения и формирования национально-культурной идентичности у современной молодежи, определяющей его социально-правовой статус, задачи, функции и ответственность каждого задействованного в воспитательном процессе органа.

Научно-теоретическое осмысление и технологическая разработка проблем сохранения и формирования национально-культурной идентичности у молодежи нуждается в материальной поддержке. Такая поддержка может быть осуществлена в форме конкурсного отбора и финансирования заслуживающих внимания проектов, введения специальных грантов, проведения конкурсов работ на героико-патриотические темы, организация научно-практических конференций по проблемам патриотического и гражданского воспитания и т. п.

К концу XX века, времени нравственно-этического императива выживания, путь к нравственности стал более сложным по сравнению с предшествующими эпохами. Распространение образования и увеличение объема знаний сами по себе не дают надежных ориентиров в моральном пространстве. Человечество продвинулось в познании, но все больше теряет в мудрости жизни и воспитания. В такой ситуации речь идет о новой педагогике и новой образовательной парадигме, в основе которой лежит нравственно-ориентирующая, ценностно-смысловая этическая доминанта, в отличие от нормативно-регулятивной, определявшей традиционную педагогику.

История педагогической мысли эмиграции — проблема в равной степени историческая и политическая. Именно вторая составляющая является, в нашем представлении, своего рода ключом к изучению и пониманию патриотической составляющей воспитания молодежи эмиграции.

Внешней «перестройки» сознания здесь недостаточно. И для советских историков, имевших чёткие идеологические установки, и для современных учёных, обладающих, казалось бы, абсолютной свободой.

257 «трактовки тех или иных событий, русская эмиграция остаётся чуждым феноменом, потому что чужими и враждебными для многих представляются истинные цели эмигрантов, сам смысл их существования.

На смену презрительным, необъективным, псевдонаучным оценкам советской поры в наши дни им на смену пришла неопределённая позиция по отношению к Белой эмиграции.

Эмиграция объединяла в своих рядах выходцев из всех сословий и сторонников почти всех политических движений от крайне правых до самых левых. Всё это бесчисленное множество людей, оказавшихся внезапно за пределами Родины, было вынуждено выживать в беспощадной борьбе за существование, не гнушаясь любой чёрной работы. Это море человеческих судеб было далеко не спокойным, выплескивающим на страницы основанных за рубежом сотен газет и журналов свои взгляды, надежды и разочарования. Белая эмиграция оставила обширное идейно-педагогическое наследие/хотя при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что представления о многообразии политических воззрений эмигрантов, как говорится, несколько преувеличены. Если строго подходить к предмету и исключить некоторые маргинальные группы, не имевшие сколько-нибудь значительного влияния в эмигрантской среде, то весь эмигрантский политический спектр можно разделить на два лагеря: либеральный и правый, консервативный в истинном значении этого слова (а не в том, какое этот термин приобрёл в нашей стране за последнее десятилетие, когда «правыми» назвали себя люди, не имеющие к этому званию ровным счётом никакого отношения).

Сложившиеся в зарубежной России формы и средства сохранения и формирования национально-культурной идентичности у молодежи могут и должны быть востребованы в современной России. И чем раньше это произойдет, тем быстрее общество оправится от пережитого кризиса, тем увереннее наш народ будет смотреть в будущее.

Данное исследование, безусловно, не претендует на абсолютную полноту, и дальнейшее изучение заявленной проблемы представляется нам перспективным по нескольким направлениям: 1) сравнительный историко-культурный анализ эмигрантской и советской систем по сохранению и формированию национально-культурной идентичности у молодежи с целью синтезирования и обобщения лучших достижений отечественной истории- 2) анализ влияния историко-мемуарной и периодической печати на развитие национальной идеи в Российском Зарубежье- 3) разработка методических рекомендаций по использованию опыта по сохранению и формированию национально-культурной идентичности у молодежи Российского Зарубежья. Это может оказаться плодотворным и перспективным в становлении и формировании национально-культурной идентичности у молодежи в современной России- 4) изучение взаимовлияния принципов межкультурного диалога, особенно в ракурсе «национально-культурная идентичность» и «этническая идентичность" — 5) развитие национальной идеи в Китае, США, Латинской Америке и других регионах, куда эмигрировало русскоязычное население.

Показать весь текст

Список литературы

  1. -1 Государственный архив Российской Федерации
  2. Ф. Р-5764: Объединение Российских Земских и Городских Деятелей в Чехословацкой Республике (ЗЕМГОР). Прага. 1921−1935. — Оп. 1. — Д. 89.
  3. Ф. Р-5771: Представительство Объединения Русских Земских и Городских Деятелей в Белграде (ЗЕМГОР). 1920−1941- — Оп. 2. -Д. 19.
  4. Ф. Р-5772: Объединение русских учительских организаций за границей. Прага. 1923−1931. —Оп. 1. —Д. 45.
  5. Ф: Р-5772: Объединение русских учительских организаций за границей. Прага. 1923−1931. — Оп. 1.— Д. 108.
  6. Ф. Р-5785: Педагогическое бюро по делам средней и низшей школы за границей. Прага. 1923−19??. — Оп.1. — Д, 1., Ф. Р-5785: Педагогическое бюро по делам средней и низшей школы за границей. Прага. 1923−19??.— Оп.1. — Д- 11.
  7. Ф. Р-5785: Педагогическое бюро по делам средней и низшей школы за границей. Прага. 1923−19??. —Оп.1. — Д. 47.
  8. Ф. Р-5785: Педагогическое бюро по делам средней и низшей школы за границей. Прага. 1923−19??. — Оп.2. —Д. 9.
  9. Ф. Р-5785: Педагогическое бюро по делам средней и низшей школы за границей. Прага. 1923−19??. — Оп.2. — Д. 48.
  10. Ф. Р-5814: Русский попечительский Комитет об эмигрантах в Польше. Варшава. 1921−19??. —Оп.1. —Д. 11.
  11. Ф. Р-5817: Управление лагерей русских беженцев в Гарце. 1920−19??. — Оп. 1. -Д. 9.
  12. Ф. Р-5826: Русский общевоинский союз (РОВС). гг. Сремски-Карловцы, Париж. 1924−1937. — Оп. 1. — Д. 4 (2).
  13. Ф. Р-5826: Русский общевоинский союз (РОВС). гг. Сремски-Карловцы, Париж. 1924−1937- Оп. 1. — Д. 7.
  14. Ф. Р-5899: Русский народный (свободный) университет в Праге. 192 319??. —Оп. 1.—Д. 12.
  15. Ф. Р-5930: Оберучев Константин Михайлович, полковник, 1-й секретарь Центрального Комитета помощи Российским гражданам, застигнутым войной за границей, член партии социалистов-революционеров. 1864−1929. — Оп. 1. — Д. 81.
  16. Ф. Р-6008: Уполномоченный Российского Общества Красного Креста (РОКК) в лагерях для русских беженцев в Германии. Альтенау. 1920−1923. — Оп. 1. —Д. 16.
  17. Ф. Р-6008: Уполномоченный Российского Общества Красного Креста (РОКК) в лагерях для русских беженцев в Германии. Альтенау. 1920−1923. — Оп. 1. —Д. 21.
  18. Ф. Р-6011: Лагерь русских беженцев. Альтенау. 1920−1922. — Оп. 1. — Д.
  19. Ф. Р-6011: Лагерь русских беженцев. Альтенау. 1920−1922. — Оп. 1. — Д.
  20. Ф. Р-6427: Фатеев Аркадий Николаевич, профессор права Харьковского университета (до 1920 г.). 1871−1952. — Оп. 1. — Д. 83.
  21. Ф. Р-6792: Управление делами русской эмиграции в Сербии. Белград. 1920−1944. — Оп. 2. — Д. 87.
  22. Ф. Р-6899: Походный штаб донского атамана. София. 1920−1923. — Оп. 1. -Д. 4.
Заполнить форму текущей работой