Введение римского христианства в Польше
Итак, к началу XII в. христианство успело утвердиться более или менее прочно в землях, подвластных чешскому королю и польскому князю. В остальных западнославянских землях большею частью держалось еще язычество. Что же нового внесло христианство в жизнь западных славян? Славянское богослужение, распространившееся из Моравии в южных частях Польши, с течением времени исчезло, и на всем пространстве… Читать ещё >
Введение римского христианства в Польше (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Иначе обстояло дело в то время в Польше. И в Польше, как и в других славянских землях, христианство насаждалось сверху, но насаждалось своею туземною сильною властью. Первый исторически известный князь Польши Метко I женился на дочери чешского князя Болеслава I Дубровке и по ее настоянию в 966 г. принял крещение. Вскоре после того по представлению императора Оттона I Мешко учредил епископскую кафедру в Познани, для нужд новообразующейся церкви и дальнейшего распространения христианства в Польше; новая епархия поставлена была в зависимость от архиепископа Магдебургского. Преемник Мешко I Болеслав Храбрый, воспользовавшись пребыванием в Гнезно императора Оттона III в 1000 г., выхлопотал у него освобождение молодой Польской церкви от подчинения магдебургскому архиепископу. С разрешения императора Болеслав основал в Гнезно кафедру для собственного польского архиепископа, которому подчинил как познанского епископа, так и других, в то время назначенных. Новые архиерейские кафедры были учреждены Болеславом в Кракове, Вроцлаве в Силезии и Колобреге на Поморье. Учреждение новых епископств было одним из средств распространения христианства, ибо главнейшею обязанностью новых епископов была проповедь среди язычников, устроение церквей и клира, наставление новообращаемых в вере. К таким средствам принадлежало и устройство монастырей в Мезкиречье, Тынце и на Лысой горе, в которых Болеслав поселял бенедиктинцев, и посылка миссионеров в завоевываемые края. Болеслав всеми зависящими от него мерами помогал духовным властям насаждать христианство и сурово карал своих подданных за нарушение их предписаний в приверженность к язычеству. Неудивительно поэтому, что через какой-нибудь десяток лет после его смерти (1* 1025) в княжение его внуков простой народ чуть не поголовно восстал против княжеских урядников, рыцарства и духовенства, пожег церкви и монастыри и вернулся к язычеству. Казимиру Обновителю удалось усмирять восстание хлопов и восстановить христианство в стране. Польская церковь организовалась вполне по западному образцу, в ней заведено было то же иерархическое устройство и то же богослужение, как и в других церквах Запада, подчиненных римскому папе.
Славянское богослужение, распространившееся из Моравии в южных частях Польши, с течением времени исчезло, и на всем пространстве Польши стал господствовать безраздельно западный обряд и латинский богослужебный язык.
При содействий польской государственной власти распространилось христианство и на Поморье. Болеславу Кривоустому в первой четверти XII в. удалось подчинить себе поморских князей. Под его охраною и покровительством отправился на Поморье проповедовать христианство епископ бамбергский Оттон. Проповедь имела успех, и Болеслав Кривоустый основал новое епископство в Волине, которое стало точкою опоры при дальнейшем распространении христианства на Поморье.
Итак, к началу XII в. христианство успело утвердиться более или менее прочно в землях, подвластных чешскому королю и польскому князю. В остальных западнославянских землях большею частью держалось еще язычество. Что же нового внесло христианство в жизнь западных славян?