Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурная идентичность российских немцев-лютеран в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автореферат дис. канд. культурологии. — М., 1999. — 17 с. Залесский C.B. Культурное многообразие человечества1 в условиях глобализации: дис. канд. культурологических наук. — Москва, 2006. — 165 с. Мазаева, Т. А. Инновационная динамика в этнокультурной среде. Автореф. дис. докт. филос. наук. — Р н/Д. 2007. — 42 с. Цынгуева. Д. Д. Эволюция традиционных культурных ценное ieii бурятского эшоса… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
    • 1. 1. Традиционная культура как объект культурологического анализа
    • 1. 2. Культур-философская рефлексия культурной идентичности как феномена традиционной культуры
    • 1. 3. Проблемы утраты и восстановления культурной идентичности в условиях глобализации
  • ГЛАВА 11. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ-ЛЮТЕРАН
    • 2. 1. Состояние и развитие традиционной культуры немцев-лютеран в современных условиях
    • 2. 2. Историко-культурологический анализ процессов восстановления идентичности немцев-лютеран в культурном пространстве России
    • 2. 3. Особенности культурной идентичности немцев-лютеран в
  • Красноярском крае

Культурная идентичность российских немцев-лютеран в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Культурная идентичность приобретает все большую значимость в условиях глобализации, которая способствует размыванию этнических границ. Многие этносы оказываются перед непростым выбором: либо постепенно отказаться от своей традиционной культуры, либо адаптировать ее к происходящим изменениям.

На протяжении последних столетий немцы были активными колонистами, они одними из первых народов включились в процессы глобализации. Традиционная культура немцев, поселившихся в России, была адаптирована к новым условиям, а культурная идентичность обновлена на ее основе. Изучение механизмов адаптации, позволяющих обновлять культурную идентичность, представляет особый научный интерес.

Традиционная культура немцев уже давно стала частью национальной культуры России. История российского общества переплетается с немцами — женами русских царей, военными, чиновниками, учеными, поэтами и простыми тружениками. Поэтому рассмотрение их идентичности является вкладом в сохранение и приумножение культурного наследия России.

Для большинства российских немцев лютеранство было и остается ключевым идентификационным маркером их традиционной культуры. Но в XX веке она была в значительной степени утрачена.

Сегодня российские немцы-лютеране проходят через один из поворотных периодов своей истории. Он связан с поиском новых путей развития их культуры и обновлением культурной идентичности. Изучение таких культурных поворотов позволяет вскрыть проблемы утраты и-восстановления идентичности, выявить факторы, влияющие на идентификацию, расширить методологический инструментарий культурологии.

В современном мире возрастает потребность в региональных исследованиях традиционных культур, в том числе, в изучении регионально-территориального аспекта культурной идентичности российских немцев-лютеран. В Красноярском крае российские немцы являются четвертой по численности национальностью (после русских, украинцев и татар), большинство — лютеране, но их культурная идентичность еще не была охарактеризована.

Таким образом, необходимость осмысления культурной идентичности российских немцев-лютеран обуславливает актуальность исследования.

Степень разработанности проблемы.

Теоретическое исследование традиционной культуры и культурной идентичности связано с различными областями социо-гуманитарного знания.

Многие подходы к интерпретации традиционной культуры были заложены еще философами XVIII — первой половины XX веков (И. Г. Гердером, В. Дильтеем и другими). Философская мысль этого периода выясняла сущность и функции традиционной культуры через нахождение ее противоположности (традиция — культура, традиционная — индустриальная), постепенно двигаясь к уяснению ее ценности для человечества.

Существенный сдвиг в интерпретации традиционной культуры произошел во второй половине XX века. Философы культуры этого периода (П. Бьюкенен, Р. Гарг, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, Ф. Фукуяма, Т. Фридман и др.) осмысляли ее судьбу в условиях глобализации (локальное — универсальное), пытаясь спрогнозировать пути развития культурной идентичности человечества. Результатом множества дискуссий с гало обращение к региональным исследованиям культурной идентичности (преимущественно, ее национального и цивилизационного аспектов)1. Некоторые из авторов анализировали проблему идентичности в антропологическом аспекте, внеся вклад в разработку понятий «кризис идентичности» и «восстановление идентичности"2.

Но в философских работах существует тенденция к статичному рассмотрению культурной идентичности: в большинстве случаев она предстает как нечто уже свершившееся, законченное, либо как нечто грядущее, только начинающееся.

Психологами (3. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, С. Томкинс, Т. Сарбин, Г. Теджфел, Дж. Тернер, С. С. Учадзе и др.) был внесен значительный вклад в теоретическую разработку идентичности — они создали основной понятийный аппарат, связанный с ее исследованием, изучили механизм идентификации3.

Однако ученые исходят, как правило, из принятого в данной науке деления идентичности на две основные формы — личностную и социальную, поэтому культурная идентичность в ее культурологическом понимании не являлась самостоятельным предметом их изучения.

В рамках социологии анализу подвергся характер культурной идентификации в обществе в контексте решения проблем социальной адаптации в глобальном мире. Значимым результатом работы социологов стало появление понятия «территориально-региональной идентичности»,.

1 Быокенен, П.Дж. Смерть Запада. / П.Дж. Бьюкенен. — М., ACT, Terra Fantastica, 2003. — 448 с. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. / С. Хантингтон. — М.: ACT, 2003. — 603 с. Фридман, Т. Плоский мир: Краткая история XXI века. — М.: ACT, 2006. — 608 с. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. — М.: ООО Издательство ACT: ЗАО НПП Ермак. 2004. — 588 с. Хобсбаум, Э. Нации и национализм после 1780 г. / Э. Хобсбаум.

— Спб.: Алегейя. 1998. — 305 с. Хюбнер. К. Нация. От забвения к возрождению / К. Хюбнер.

— М.: Канон+. 2001. — 400 с.

2, Хёсле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. / В. Хёсле // Вопросы философии. — 1994. -№ 10. — С. 112−123.

3 Учадзе, С.С. Рефлексивно-психологический особенности самоопределения кризисной личности: дис.. канд. психол. Наук. / С. С. Учадзе. — Сочи, 2002. — 195 с. Фрейд, 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». / 3. Фрейд. // Фрейд. 3. «Я» и «Оно». ЬСн. 1. — Тбилиси: Мерзни. 1991. — С. 71−138. Фромм. '3. Психоанализ и религия: Искусство любитьИметь или быть? — Киев: Пика-Центр, 1998. — 400 с. исследование ментальности, маргинальности, транзитивности, рефлексивности и т. п. Эти проблемы нашли отражение в работах У. Бека, П. Бергера, Т. Лумана, Э. Гидденса, А. О. Бороноева, М. К. Горшкова, И. Г. Картиной и др.1, а также материалах Третьего Всероссийского социологического конгресса (2008).

Большую значимость для исследования культурной идентичности российских немцев-лютеран имеют научные труды российских социологов: «Калининградский социум в европейском пространстве» (2002), «Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона» (2007), «Сибирский характер как ценность» (2004;2009)2. В них раскрываются регионально-территориальная идентичность и ментальные особенности жителей различных регионов. Таким образом, социологи занимаются теоретической разработкой культурной идентичности на региональном уровне. Но идентификация немцев-лютеран не попадала в поле их зрения.

Этнографами (Э. Геллнер, Б. Андерсон, Э. Смит, Э. Хобсбаум, К. Хюбнер, С. Широкогоров, Ю. Бромлей, Л. Н. Гумилев, В. А. Тишков, А. Здравомыслов, Д. В. Ушаков и др.) проанализированы базовые понятия «нация» и «этнос», предприняты попытки разграничения понятий национальной и этнической идентичностей, характеризующих разные уровни культурной идентичности. Центрами изучения традиционной культуры российских немцев в этнографии являются Москва, Саратов, Омск, Новосибирск, Барнаул3. Отдельные ученые.

1 Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну. / У. Бек. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с. Бороноев, А. О. Сибирская идентичность: становление и содержание. / А. О. Бороноев. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 2004. — № 3. — С. 152 159. Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. / Э. Гидденс. -М.: Весь мир, 2004. — 120 с. Горшков, М. К. Российский менталитет в социологическом измерении / М. К. Горшков. // Социологические исследования. — 2008. — № 6. — С. 100−114.

2 Калиншп радский социум в европейском кон тексте. Сборник научных трудов. -Калининград: Калининградский государственный университет. 2002.: Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона [Текст] / под ред. А. О. Бороноева. — СПб.: Астерион, 2007. — 321 е.- Сибирский характер как ценность: кол. монография / Под общ. ред. М. И. Шиловой. — Красноярск, 2004. — Вып. 1. — 264 е.- Сибирский характер как ценность: кол. монография / Под общ. ред. М. И. Шиловой. -Красноярск. 2007. — Вып. 2. — 296 е.: Сибирский характер как ценность: кол. монография / Под общ. ред. М И Шиловой — Красноярск. 2009. — Вып. 3. — 324 с.

Смирнова. I. Б. Эшическая история немецкой диаспоры в трудах сибирских ученых изучают немецкую культуру и в других городах: в Красноярске — силами Л. Н. Евменова, Е. Л. Зберовская, Л. Н. Славина и др.- в Улан-Удэ — Ю. А. Ихисонов и др. Во внимание исследователей при изучении традиционной культуры российских немцев обычно попадают их история (преимущественно в дореволюционный и советский периоды)1, язык2, фольклор и обряды3, образование', семья5, демография6, хозяйство7.

Последние годы были отмечены появлением новой проблематики в этнографии. В частности, в поле зрения этнографов попала культурная идентичность российских немцев. Пока изучением данного вопроса занимается незначительное число ученых.

Особо следует отметить исследование этнической идентичности российских немцев в Западной Сибири, проведенное Т.Б. Смирновой8, языковой и религиозной идентичности И.В. Черказьяновой9. Однако их культурная.

Текст] / Т. Б Смирнова. — // Гумани гарные науки в Сибири. — 2008. — № 3. — С. 63−68.

1 Вибе, П. П. Немцы Сибири в условиях революции и гражданской войны. 1917;1919: процесс национальной самоорганизации / П. П. Вибе // Немцы в Сибири: история, язык, культура: Тез. междунар. науч. конф., г. Красноярск, 13−16 октября 2004 г. Красноярск: ГГПУ, 2004. С.21−27.

2 Москалюк, Л. И. Явления интерференции в лексико-семантической системе островных говоров. / Л. И. Москалюк // Немцы Сибири: история и культура: Сб. Резюме докл. Четвертой междунар. Науч.-практ. Конференции. — Омск: 2002. — С. 167−170.

3 Рублевская, С. А. Календарная обрядность немцев Западной Сибири: дис.. к.и.н. — Омск, 1996.

4 Черказьянова, И.В. Учителя-немцы, работавшие в немецких школах Омской области в 1900;е — 1930;е гг. / И. В. Черказьянова // Известия ОГИК музея. — Омск, 2003. — № 10. -С. 233−246.

5 Шайдуров, В.Н. Семейно-брачные отношения немцев Сибири: конец XIX — начало XX в. //Сибирский плавильный котел: социально-демографические процессы в Северной Азии XVI — начала XX века. Сборник научных статей. / Отв. ред. Д. Я. Резун. Новосибирск, Сибирский Хронограф. 2004. [электронный ресурс]. («ЬЦр: //Ь1 я! о г у. п яс. 1 и/к ар 1 Га 1/рго | ее 1/к о 1е 1 /014.html) Славина. Л.Н. Социально-демографические последствия депортации и жизни народов в условиях спецноселения (на примере немцев красноярского края). / Л. Н. Славина // Гуманитарные науки в Сибири. — 2004. — № 2. — С. 34−39.

7 Вибе П. П. Немецкие колонии в Сибири: социально-экономический аспект. — Омск: Издательский дом «Наука», 2007. — 368 с.

8 Смирнова, Т. Б. Этнический состав немцев Сибири. / Т. Б. Смирнова //История. — 2009. — 5 мая. — С. 86−87. Черказьянова И В. Ссыльные .по1еране в Сибири в XIX в.: проблема сохранения языковой и релшиозной идегппчносш. / II.В. Черказьянова // Гуманитарные науки в идентичность рассматривается многими этнографами лишь в отдельных аспектах и, чаще всего, без учета влияния на нее процессов глобализации. Трудов обобщающего характера по религиозной идентичности российских немцев мало. Наиболее значимыми для нашего исследования оказались монографии О.В. Курило1 и O.A. Лиценбергер2. Оба исследования с разных сторон раскрывают религиозный фактор в традиционной культуре российских немцев. О. В. Курило значительное внимание уделяет исследованию нескольких национальных традиций в российском лютеранстве (финской, немецкой, эстонской), а O.A. Лиценбергер рассматривает историю Евангелическо-лютеранской церкви России, основными прихожанами которой являются российские немцы.

Отдельные аспекты этнической идентичности российских немцев рассматривались на международных конференциях этнографов в Москве («Немцы России: исторический опыт и современные проблемы самоорганизации», 2007), Красноярске (Немцы в Сибири: история, язык, культура, 2004) и Омске («Немцы Сибири: история и культура», 2002). Анализируя традиционную культуру российских немцев этнографы сосредотачивают свое внимание в основном на истории и культуре немцев в крупных городах, Поволжье и Западной Сибири. Особенно много полевых исследований проведено в Западной Сибири. Но без исследования культуры российских немцев в Восточной Сибири картина российских немцев в Сибири является неполной.

Таким образом, традиционная культура российских немцев в Сибири исследована неравномерно. На сегодняшний день появилась необходимость в расширении исследовательского поля российских немцев за счет включения в него российских немцев, в Восточной, Сибири. В связи с этим актуализируется.

Сибири. — Санкт-Петербург: Издательство Сибирского отделения РАН, 2007.

1 Курило, О. Лютеране в России (XVI-XX вв.). — М.: Фонд «Лютеранское наследие», 2002. -400 с.

2 Лиценбергер. O.A. Нвангелическо-лююранская церковь в Российском исюрии (XVI-XX вв.). — М.: Фонд «Лютеранское наследие». 2003. — 544 с. проведение исследований их культурной идентичности и традиционной культуры в Восточной Сибири. Культурная идентичность изучена частично и не полностью, многие материалы еще не переосмыслены в этом ключе.

Филологами (В.А. Дятловой и др.)1 исследована лексика, существующих в среде российских немцев, диалектов. Изучение немецкого языка в данной области, как правило, не связано с решением проблем культурной и денти фикации.

Традиционная культура рассматривается в работах зарубежных и отечественных культурологов (К. Гирц, Э. С. Маркарян, В. Д. Бабуева, Л. В. Санжеева, A.C. Тимощук, C.B. Зотов и др.).

Разработка понятийного аппарата, функций и признаков традиционной культуры была начата еще в советский период и продолжена в дальнейшем. Были изучены такие аспекты традиционной культуры, как обычай, обряд, ритуал и др.2 Обращение к религиозной проблематике в культурологии привело к переосмыслению критериев традиционности и нетрадиционности культуры3.

В последние годы наблюдается тенденция к рассмотрению традиционной культуры в динамике4, но пока она мало отражена в прикладных исследованиях.

Традиционная культура российских немцев редко становилась объектом культурологического осмысления. Первым культурологическим исследованием.

Дятлова, В. А. Программа комплексного исследования диалектов российских немцев на территории Красноярского края. / В. А. Дятлова // Немцы Сибири: история, язык, культура: международная, науч. конф. — Красноярск: 2005. — С. 166.

2 Бабуева, В. Д. Традиционная народная культура бурят: дис.. канд. культурологических наук. — Улан-Удэ, 2006. — 170 с.

1 Тимощук, A.C. Традиционная культура: сущность и существование: дис.. докт. филос. наук. — Нижний Новгород, 2007. — 402 с.

1 Вам сева. Л. И. Динамика культуры коренных народов Севера в контексте i локализации (на примере Ханты-Мансийского автономного округа). Автореф. канд. культурологии. -Челябинск, 2006. — 24 с. Гемечу K.M. Традиционнаякультура: генезис и эволюция.

Автореферат дис. канд. культурологии. — М., 1999. — 17 с. Залесский C.B. Культурное многообразие человечества1 в условиях глобализации: дис.. канд. культурологических наук. — Москва, 2006. — 165 с. Мазаева, Т. А. Инновационная динамика в этнокультурной среде. Автореф. дис.. докт. филос. наук. — Р н/Д. 2007. — 42 с. Цынгуева. Д. Д. Эволюция традиционных культурных ценное ieii бурятского эшоса. — Автореф. дис. канд. кулыуроло! ии. — Чита, 2004. в данной области стала монография JLH. Евменовой «Вклад немцев в развитие культуры Сибири"1. В данном труде предпринимается попытка обобщения данных исследователей культуры российских немцев. Работа посвящена исследованию межкультурной коммуникации российских немцев и русских на территории Приенисейской Сибири, и процессы культурной идентификации среди российских немцев в ней специально не исследуются. Хронологически второй труд по традиционной культуре российских немцев принадлежит И.П. Ивановой2.

В последние годы в отечественной культурологии предметом специального изучения стали различные аспекты культурной идентичности: ее понятие, механизмы, маркеры, уровни и т. д. Их теоретической разработке посвящены работы A.C. Ахиезера, А .Г. Васильева, Н. С. Галушиной, B.C. Жидкова, И .Я. Мурзиной, АЛ. Флиера и др.

Проблематика культурной идентичности обсуждалась на двух Российских культурологических конгрессах (Спб., 2006, 2008), нашла отражение в периодических изданиях («Аналитика культурологии» и др.), материалах конференций («Культурные трансформации в информационном обществе» (2006) и др.), диссертационных исследованиях последних пяти лет3. Так, например, в работе K.JI. Япринцевой феномен культурной идентичности осмысляется через призму феноменологического подхода.

Усилия авторов сосредоточены на проблеме разграничения понятий.

1 Евменова, Л. Н. Вклад немцев в развитие культуры Сибири. — Красноярск: СФУ, 2009. — 285 с.

2 Иванова, И. П. Культурное взаимодействие этнических групп немцев и прибалтов на среднем Енисее: Автореферат дис.. канд. культурологии. — Кемерово, 2009.

Бесчаева. Э. Ш. Проблемы идентификации личности в этнокультуре: дис. канд. филос. наук. — Р н/Д. 2009. — 32 с. Ишмуратова. И. Р. Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций. Автореф. дис.. канд. культурологии. — Казань, 2006. -22 с. Малыгина, И. В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика. Автореф. дис.. докт. филос. наук. — М., 2005. — 41 с. Шарапова, С. М. Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры коми (зырян) XX века: дис.. канд. культурологических наук: 24.00.01. — СПб. 2005. — 219 с. Яиринцева. КЛ. Феномен кулырнои идентичное! и в иространове культуры Авюреф. дис.. канд. культурологии. — Челябинск, 2006. — 26 с. и культурная идентичность", «этническая идентичность», «этнокультурная идентичность» и др. Актуальным вопросом для отечественной культурологии остается изучение культурной идентичности на региональном уровне, а также ее изучение у конкретных социальных групп1. Таким образом, для отечественной культурологии проблемы культурной идентичности являются сравнительно новой темой для научных изысканий.

Итак, проведенный выше анализ научных трудов показывает недостаточную изученность культурной идентичности российских немцев-лютеран, а также актуальность ее специального культурологического рассмотрения.

Объект исследования: традиционная культура российских немцев-лютеран.

Предмет: культурная идентичность российских немцев-лютеран в условиях глобализации.

Цель исследования: выявить содержание и специфику культурной идентичности российских немцев-лютеран в условиях глобализации.

Задачи исследования:

1. Исследовать традиционную культуру российских немцев-лютеран как объект культурологического анализа.

2. Рассмотреть культурную идентичность в рамках культур-философской рефлексии.

3. Выявить проблемы утраты и восстановления культурной идентичности в условиях глобализации.

4. Охарактеризовать современное состояние и развитие традиционной.

1 Жимбаева, Ц. Ч. Подростковая субкультура: специфика идентичности (на примере культуры агинских бурят). Автореф. дис.. канд. культурологии. — Чита- 2004. — 20 с. Чебоненко. О.В. Культурно-символический потенциал региона как фактор формирования кулыурной идентичное! и молодежи. Авюреф. дис.. канд. культ уролопш. — Спб. 2007. -21 с. * культуры российских немцев-лютеран.

5. Дать историко-культурологический анализ процессов восстановления идентичности-немцев-лютеран в России.

6. Показать особенности культурной идентичности немцев-лютеран в Красноярском крае.

Методологические основы исследования. В основу настоящей работы положен проблемно-логический метод (Е.Я. Александрова, И. М. Быховская и др.), благодаря которому выявлены проблемы утраты и восстановления культурной идентичности в условиях глобализации, раскрыта динамика и закономерности культурной идентификации на региональном уровне.

Наряду с ним использовался культурологический подход (A.C. Ахиезер, C.B. Лурье и др.), особенностью которого являются системность и междисциплинарность. Историко-культурологический анализ помог обобщить и осмыслить в культурологическом аспекте материалы этнографических и социологических исследований, а также показать, культурное своеобразие российских немцев-лютеран.

Исследование опирается на методологические установки ценностного (Н.З. Чавчавадзе, В. П. Большаков, Г. П. Выжлецов и др.), деятельностного (Э.С. Маркарян, В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов и др.), системного (И.В. Блауберг, М1С. Каган, К. Б. Соколов и др.) подходов:

Специфика объекта и предмета потребовала включения социологического метода (М. Адлер, Ф. Тенбрук, Л.Г. Ионин), который позволяет рассмотреть традиционную культуру российских немцев-лютеран в качестве «репрезентативной». Привлечение структурно-социологического метода (Т. Парсонс, Р. Мертон, А. О. Бороноев и др.) было обусловлено маргинальным характером культуры российских немцев-лютеран на современном этапе. Также используются частные методы социологии (анкетирование) и этнографии (описание, наблюдение).

Анализ культурной идентичности российских немцев-лютеран строится на трудах зарубежных и отечественных философов, психологов, социологов и культурологов, в которых определены общетеоретические подходы к культурной идентичности в условиях глобализации (С. Хантингтон, В. Хёсле, Д. Хелд, Т. Фридман, Э. Эриксон, A.C. Ахиезер и др.), определению традиционной культуры (Э.С. Маркарян, М. С. Каган, A.C. Тимощук и др.), региональной культуры (И.Я. Мурзина и др.), регионально-территориальной идентичности (А.О. Бороноев и др.), культурного пространства (B.JI. Кургузов и др.).

Научная новизна исследования.

1. Традиционная культура раскрывается как основа культурной идентичности.

2. Кризис идентичности рассматривается как необходимый этап на пути обновления культурной идентичности. Формулируется понятие «восстановление идентичности».

3. Показаны проблемы, связанные с утратой и восстановлением культурной идентичности в условиях глобализации: культурная маргинализация социумаобострение противоречий между национальной, этнической, социальной и регионально-территориальной идентичностью.

4. Раскрыто современное состояние и развитие традиционной культуры российских немцев-лютеран во взаимосвязи с их культурной идентичностью.

5. Дан историко-культурологический анализ культурной идентичности российских немцев-лютеран. Выявлено влияние российского культурного пространства на их этническую и регионально-территориальную-идентичность. Показано решающее значение религии (лютеранства) для восстановления их культурной идентичности.

6. Впервые предметом специального культурологического рассмотрения стали особенности культурной идентичности российских немцев-лютеран в Красноярском крае.

Теоретическая и практическая значимость настоящей работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы:

— учеными-культурологами для изучения проблем культурной идентичности в современном мире;

— высшими учебными заведениями при подготовке бакалавров и магистров культурологии, музееведения, религиоведения, а также при разработке специальных курсов, учебников и методических пособий по краеведению;

— общеобразовательными школами в ходе преподавания «Основ религиозных культур и светской этики»;

— средствами массовой информации при подготовке фильмов и телепередач по этноконфессиональной тематике;

— философами, психологами, социологами, при изучении традиционных культур в условиях глобализации.

Кроме того, материалы диссертации могут быть полезны городским, районным и краевым (областным) администрациям при разработке социальных и культурных проектов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Важнейшим маркером традиционной культуры российских немцев является религия. Именно она служит главным основанием для проведения границы между разными этническими группами немцев.

2. Под влиянием глобализации традиционные культуры актуализируют свою культурную идентичность. Кризис и> восстановление их идентичности являются взаимосвязанными процессами.

3. «Негативная идентификация», этническая идентичность, религиозная принадлежность являются способами противодействия маргинализации социума, происходящей в результате развития процессов глобализации.

4. Традиционная культура российских немцев-лютеран была частично утрачена в советский период. Ее восстановление было связано, в том числе, с активным включением в процессы глобализации.

5. Развитие традиционной культуры российских немцев-лютеран определяется спецификой культурных пространств России и Германии.

6. Для культурной идентичности российских немцев-лютеран в Красноярском крае характерны такие особенности, как консерватизм и тесное межкультурное взаимодействие с другими этническими лютеранами (финнами, латышами).

Апробация полученных результатов. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на региональных научных и научно-практических конференциях «Музей как социальный институт в истории города» (Красноярск, 2003), «Молодежь и наука — третье тысячелетие» (Красноярск, 2003), «Красноярский край: исторические этапы развития» (Красноярск, 2006), «Глинские чтения» (Красноярск, 2007), «Власть и общество» (Красноярск, 2007), на международной научно-практической конференции «300 лет в составе России» (Минусинск, 2007) и всероссийской научно-практической конференции «Проблемы административной и социальной консолидации Байкальской Сибири» (Иркутск, 2008).

Отдельные выводы диссертации отражены в авторских публикациях, в том числе статье, опубликованной в «Журнале Сибирского федерального университета» (серия «Гуманитарные науки»), включенном в перечень журналов ВАК.

Структура настоящего исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Немцы стали массово переселяться в Россию во второй половине XVIII' в. В дореволюционный период она развивалась по пути постепенного* формирования «российской идентичности». Активное включение в жизнь страны в XX веке привело к культурному сближению с другими народами страны. При этом попытки развития своей традиционной культуры в советский период не имели особого успеха. Поэтому значительная часть традиционной культуры в это период была утрачена, но лютеранство к концу столетия восстановило свою значимость для российских немцев в качестве ключевого маркера культурной идентичности.

Исходя из целей и задач исследования обосновывается тезис о влиянии культурного пространства России и ее социальных реалий на особенности культурной идентичности российских немцев-лютеран. В частности, отмечено, что для российских немцев-лютеран характерно заимствование некоторых, элементов православной культуры и стремление к «ортодоксальности» в религии.

Методологический подход, избранный для изучения предмета исследования, позволил выявить и показать, что значительную роль в культурной идентификации российских немцев-лютеран на' разных этапах их истории оказывала регионально-территориальная идентичность. При этом диссертант пришел к выводу, что поскольку большинство российских немцев-лютеран проживают в Сибири, то содержание их идентичности будет определяться влиянием этого региона.

Анализ тенденций и закономерностей в культурной индентификации российских немцев-лютеран позволяет сделать вывод о том, что процессы восстановления идентичности не приводят у них к полной идентификации с первичной «материнской культурой». Для них характерно наличие нескольких альтернативных кулыурных идентичностей: «немцы в России», «немецкие русские», русские немцы". Это предполагает несколько возможных вариантов для их традиционной культуры: во-первых, постепенное стирание культурных различием с немцами Германииво-вторых, сохранение своей «нетождественности» и дальнейшее развитие своей самобытной культурыв-третьих, принятие русской культуры (в том числе, религии) и ассимиляция.

Анализируя развитие традиционной культуры и культурной идентичности российских немцев-лютеран диссертант сформулировал некоторые рекомендации, адресованные ораганам муниципальных образований субъектов РФ и научно-исследовательских центров: требуется государственная поддержка и общественных организаций российских немцев, создаваемых на региональном уровне, а также широкомасштабных исследований по изучению культурных процессов среди российских немцев.

Требуется проведение дополнительных социологических опросов немецкого населения в сельской и городской местности, с учетом материалов данной работы. Важным является проведение конференций по обсуждению различных аспектов культурной идентичности и издание монографий по данной теме.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н., Хилл, С., Тернер, Б. С. Социологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С. А. Ерофеева. — М.: Экономика, 2004. — 620 с.
  2. , H.A. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России. / H.A. Алексахина // Социологические исследования. 1998. -№ 2. — С. 49−52.
  3. , Б. Национализм, идентичность и логика серийности. / Б. Андерсон // Логос. 2006. — № 2. — С. 84−93.
  4. , Л.А. Процесс рехристианизации в секуляризованном российском обществе. / Л. А. Андреева // Социологические исследования. -2008. № 8.-С. 67−73.
  5. , Н.В., Гаврилина, Л.М. Инкультурация личности в условиях калининградского социума. / Н. В. Андрейчук, Л. М. Гаврилина // Калининградский социум в европейском контексте. Калининград: Калининградский государственный университет, 2002. — С. 41−49.
  6. Атлас современной религиозной жизни России. / Отв. редакторы М. Бурдо, С. Филатов. Т. 1. — М.: Летний сад, 2005. — 621 с.
  7. , Ж. На пороге нового тысячелетия. / Ж. Аттали М.: Международные отношения, 1993. — 135 с.
  8. , H.A. Российские немцы Западной Сибири: актуальная социолингвистическая ситуация. / H.A. Афанасьева //Немцы в Сибири: история, язык, культура: Тезисы международной научной конференции. Красноярск: 2004.-С. 129.
  9. , A.C. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). Т. II. Теория и методология. Словарь / A.C. Ахиезер. -Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. 600 с.
  10. , В.Д. Традиционная народная культура бурят: дис.. канд. культурологических наук. Улан-Удэ, 2006. — 170 с.
  11. , А.З. Роль глобализации культур в трансформации менталитета. /
  12. A.З. Баглиева //Система ценностей современного общества. Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. — 266 с. — С. 135−139.
  13. , О.В. Вариативность языка немецких поселенцев в условиях иноязычного окружения. //Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. — № 35 (173). — Вып. 37. -С. 14−19.
  14. , Э.Р. Региональные этносоциологические исследования: методологические предпосылки организации и координации / Э. Р. Барбашина // Российские немцы. Проблемы истории, языка и современного положения. М.: Готика, 1996. — С. 493−509.
  15. , Ф.И., Кутузова, Д.А. Представления об идентичности в рамках нарративного подхода. / Ф. И. Барский, Д. А. Кутузова // Мир психологии. 2004. — № 2. — С. 68−72.
  16. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну. / У. Бек / Пер. с нем.
  17. B. Сидельникова и Н. Федоровой- Поел. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.
  18. Бек, У. Пятидесятилетняя незнакомка. / У. Бек // Internationale Politik.2008. №. 4 (июль-август). — С.14−25.
  19. , П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. / П. Бергер, Т. Лукман М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  20. , А. Творческая эволюция / пер с фр. В. А. Флеровой. М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. — 486 с.
  21. , Э.Ш. Проблемы идентификации личности в этнокультуре: дис. канд. филос. наук. Р н/Д, 2009. — 32 с.: 28−29.
  22. , Р. Два года в Красноярске. / Р. Блюмке // Der Bote/Бестник. -1997. Октябрь. Электронный ресурс. («http://www.augie.edu/related/OSL/2years.html). Проверено 10.06.2009.
  23. , O.A. Региональная фрагментация политической культуры населения Украины : дис.. канд. полит, наук: 23.00.02. Краснодар, 2006.
  24. , А.О. Сибирская идентичность: становление и содержание. / А. О. Бороноев // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2004. -№ 3. — С. 152−159.
  25. , А.О. Сибирский менталитет: содержание и актуальность исследования. / А. О:-Бороноев // Проблемы сибирской ментальности / Под общ. ред. А. О. Бороноева. СПб.: Астерион, 2004.
  26. , Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе. / Ю. В. Бромлей // Вопросы философии. 1988.- № 6.- С.34−48.
  27. , А. «Постиндустриальное общество» тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. 2002. — № 5. — С. 26−43.
  28. , П.Дж. Смерть Запада. / П.Дж. Бьюкенен М.: ACT, Terra Fantastica, 2003. — 448 с.
  29. , О.И. Русские за рубежами России // Электронная версия газеты «География». 2001. — № 11. Электронный ресурс. (http://geo. 1 september.ru/articlef.php?ID=200 101 108). Проверено 10.06.2009.
  30. , П.П. Немецкие колонии в Сибири: социально-экономический аспект. Монография. Омск: Издательский дом Наука, 2007. — 368 с. Электронный ресурс. (http://history.nsc.ru/kapital/proiect/wiebe/index.html).Проверено 10.06.2009.
  31. Виль, Ю. А. Ценностные ориентации в структуре этнического самосознания в контексте проблемы образа жизни немецкого населения
  32. Западной Сибири. / Ю. А. Виль // Немцы Сибири: история и культура: Сборник резюме докладов Четвертой международной научно-практической конференции. Омск: 2002. — С. 119−120.
  33. , Г. Г. Российские немцы: у последней черты? / Г. Вормсбехер // Общественные науки и современность. 1999. — № 2. — С. 75−84.
  34. Всероссийская перепись населения 2002 г. о распределении населения по национальностям. Красноярск: Красноярскстат, 2004.
  35. П. К. Воспоминания. Быт немцев-колонистов в 60-х годах XIX ст. / П. К. Галлер Саратов, 1927.
  36. , Н.С. Проблема идентичности в мультикультурном мире. / Н. С. Галушина // Культурные трансформации в информационном обществе: Сб. науч. статей. М.: Изд-во МосГУ. — 2006. — С. 237−244.
  37. , Б. Бизнес со скоростью мысли. / Б. Гейтс М.: Эксмо-Пресс, 2001. -299 с.
  38. , Э. Нация и национализм. / Э. Геллнер М.: Прогресс, 1991. — 319 с.
  39. , И. Идеи к философии истории человечества. / И. Гердер — М.: Наука, 1977. 705 с.
  40. A.A., Плеве И. Р. Немцы Поволжья. Краткий исторический очерк: Учебное пособие. / A.A. Герман, И. Р. Плеве Саратов: Изд-во СГУ, 2002. — 144 с.
  41. , Э. Последствия модернити. / Э. Гидденс //Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. / Под ред. B.JI. Иноземцева. -М.: Academia, 1999. 640 с.
  42. , Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. / Э. Гидденс М.: Весь мир, 2004. — 120 с.
  43. , А. Г. Модернити и Россия. // Вопросы философии. 2007. -№ 6. — С. 38−56.
  44. Глобализация и моделирование социальной динамики: Сборник статей. / Э. Р. Григорьян, М. А. Сафонова, М. А. Мунтян — М.: Институт социальных наук, 2001.-237 с.
  45. , М.К. Российский менталитет в социологическом измерении. / М. К. Горшков // Социологические исследования. 2008. — № 6. — С. 100−114.
  46. , В.Г. Положение русских в Украине и проблемы их идентичности. / В. Г. Городяненко // Социологические исследования. 2009. -№ 1. — С. 89−96.
  47. , В.Г. Проблемы консолидации украинского общества на современном этапе. / В. Г. Городяненко // Социологические исследования. -2007.- № 2. -С. 15−20.
  48. , Л.И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейшихнетрадиционных религиозных объединений / Л. И. Григорьева. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. — 408 с.
  49. Гумилев, J1.1L О термине «этнос». / Л. Н. Гумилев // Доклады, Географического общества СССР. Л.: 1967. — Вып. 3. — С. 3−17.
  50. , П. Фундаментализм и модернизм’как культурные ориентации. / П. Гуревич // Общественные науки и современность. 1995. — № 4. — С. 154−162.
  51. , В.Е. Культурная идентичность немцев России в XVIII н. XX вв. / В. Е. Данилова // Social science / Общественные науки. — 2010. — № 4. — С. 257−264.
  52. , В.Е. Методологические аспекты проблемы самоидентификации в отечественных социально-гуманитарных науках. / В. Е. Данилова // Власть и общество. Материалы конференции. Красноярск: 2007. — С. 45−50.
  53. , В.Е. Проблемы христианства в контексте плюрализма философских воззрений на современном этапе. / В. Е. Данилова // Актуальные проблемы философии. Красноярск: СибГТУ, 2006. — С. 67−74.
  54. , Е., Ядов, В. Контекстуально-лабильная идентичность — норма современных динамичных обществ. / Е. Данилова, В. Ядов // Социологические исследования. 2004. — № 10. — С. 1−10.
  55. С. Народ, не потерявший веру, сохранит себя. // Красноярский рабочий. 2003.- 26 декабря. Электронный ресурс. http://www.krasrab.com/archive/2003/12/26/12/view article) Проверено:1006.2009.
  56. , В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических построениях. / В. Дильтей // Культурология XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.-703 е.-С. 213−255.
  57. , В.А. Программа комплексного исследования диалектов российских немцев на территории Красноярского края. / В. А. Дятлова // Немцы Сибири: история, язык, культура: международная, науч. конф. Красноярск: 2005.-С. 166.
  58. , JI.H. Вклад немцев в развитие культуры Сибири. / J1.H. Евменова. Красноярск: СФУ, 2009. — 285 с.
  59. Есть куда вернуться. В Новосибирской области строится поселок для российских немцев. Электронный ресурс. (http://www.ornis-press.ru/index.php? article id=621&goback=44). Проверено: 10.06.2009.
  60. , B.C. Культурная идентичность в глобальном мире. //Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов. -СПб: Эйдос, 2006. С. 148−149.
  61. , Ц.Ч. Подростковая субкультура: специфика идентичности (на примере культуры агинских бурят). Автореф. дис.. канд. культур о л оги и. -Чита, 2004. 20 с.
  62. , C.B. Культурное многообразие человечества в условиях глобализации : дис.. канд. культурологических наук. / C.B. Залесский -Москва, 2006. 165 с.
  63. , E.JI. Немцы в Красноярском крае в 1950-х начале 1970-х гг.: миграционные процессы. / Е. Л. Зберовская // Люди и судьбы. XX век: тез. докл. и сообщ. науч. конф. — Красноярск, 30 октября 2003. — Красноярск, 2003. — С. 105−108.
  64. , А. О национальном самосознании россиян. / А. Здравомыслов // Мониторинг общественного мнения. 2001. — № 1(51) январь-февраль. — С. 50−55.
  65. , А. Релятивистская теория наций и рефлексивная политика. / А. Здравомыслов //Общественные науки и современность. 1997. — № 4. — С. 115−122.
  66. , А. Глобальный человейник. / А. Зиновьев М.: Эксмо, 2003. -448 с.
  67. , C.B. Традиции как константные субстанции национальных культур. / C.B. Зотов // Аналитика культурологии. 2006. — № 1 (5). Электронный ресурс., (http://analiculturolog.ru/). Проверено: 10.06.2009.
  68. , Д. Эволюция концепции глобализации / Д. Иванов // Проблемы теоретической социологии. Выпуск 4. СПб.: НИИХ СПбГУ, 2003.
  69. , И.П. Культурное взаимодействие этнических групп немцев и прибалтов на среднем Енисее: Автореферат дис.. канд. культурологии. -Кемерово, 2009.
  70. , С.А. Ереси и расколы в раннем лютеранстве. / С. А. Исаев СПб.: Светоч, 2000.
  71. , Ю.А. Концепции этнической идентичности российских немцев. / Ю. А. Ихисонов // Вестник Бурятского государственного университета. 2007. — № 9. — С.51−54.
  72. , И.Г. О динамике развития христианских конфессий. / И. Г. Каргина // Социологические исследования. 1998. — № 6. — С. 111−118.
  73. , С.Г. Опыт использования методики неоконченных предложений в социологическом исследовании. / С. Г. Климова // Социология: 4M. 1995. — № 5−6. — С. 49−64.
  74. , O.A. Проблема и смысл культурной идентичности. / O.A. Козина // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов. СПб: Эйдос, 2006. — С. 212−213.
  75. , М.Э. Немецкие районы Юга Украины как национальные административно-территориальные единицы 20−30-х гг. XX столетия в оценках coBeicKoro государства и немецкого населения. / М. Э. Козырева // Немцы
  76. Конфессиональная карта Красноярского края. Статистические данные. // Красноярский край. Официальный портал. Электронный ресурс. (http.7/www.krskstate.ai/society/religions).npOBepeHO 10.06.2009.
  77. , В. Начало и завершение или. снова начало? Вывоз немцев в Россию и выезд в Германию. // МИГ. Городская, газета (г. Волгоград). 14 декабря 1992. Электронный ресурс. («http://wolgadeutsche.net/bibliothek/mig/mig 14 12 1992.htm)
  78. , В.А. Социально-экономическое развитие немецкой переселенческой деревни Казахстана (дореволюционный период). Дис.. канд. ист. Наук. / В. А. Кригер Алма-Ата, 1991. — 166 с.
  79. , Г. В. Проблема идентичности калининградцев. / Г. В. Кретинин //Калининградский социум в европейском контексте. Калининград: Калининградский государственный университет, 2002. — С. 50- 93.
  80. , В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. / В. Г. Крысько. Спб.: Питер, 2003. — 416 с.
  81. , О. Лютеране в России (XVI-XX вв.). / О. Курило М.: Фонд
  82. Лютеранское наследие», 2002. 400 с.
  83. , O.E. Российское гражданство. Монография. / O.E. Кутафин- М.: Юристь, 2004. 587 с.
  84. , O.A. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (XVI-XX вв.). / O.A. Лиценбергер М.: Фонд «Лютеранское наследие», 2003. — 544 с. — С. 94−95.
  85. , C.B. Немецкая колонизация Новороссии в конце XVIII — начале XIX веков. / C.B. Локов // Культура народов Причерноморья. 1999. — Т. 6. Проблемы материальной культуры. — С. 150−156.
  86. , М.Ю. Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме (социально-философский аспект): автореф. дис.. канд. филос. наук: защищена 1.03.2007 / М. Ю. Локова. М.: 2007. — 1,5 п.л.
  87. , С.Я. Историческая этнология. / С. Я. Лурье. М.: Академический Проект, 2004. — 624 с.
  88. , И.В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика. Автореф. дис.. докт. филос. наук. М., 2005. — 41 с.
  89. , Э.С. Теория культуры и современная наука. / Э. С. Маркарян -М: Мысль, 1983.-284 с.
  90. , К. Идеология и утопия. Гл.З. п. 7. Три пути социологии знания. Электронный ресурс. (http://www.vuzlib.net/beta3/html/l/24 806/). Проверено: 10.06.2009.
  91. Мартин, Г.-П., Шуманн, X. Западня глобализации: Атака на процветание и демократию. М.: Альпина, 2001. — 163 с.
  92. , Н.Э. Кочевая цивилизация казахов (основы жизнедеятельности номадного общества). Алма-Ата-Москва: 1995. — 318 с.
  93. , Н. Не надо комплексовать из-за своей истории! / Н. Масанов //Начнём с понедельника. 23.06.2006.
  94. , П. Отдавая «родине» должное: опыт этносимволического анализа случая турок-месхетинцев Центральной России. / П. Мейлахс // Ab Imperio. 2006. — № 2. — С. 1−41.
  95. Между происхождением и рождением: что определяет идентичность российских немцев? / Russlanddeutsche Identitat. // InfoDienst. 2003. — № 44. — С. 12.
  96. , K.P. Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном обществе. / K.P. Минасова // Социологические исследования. 2002. — № 8. — С.49−56.
  97. Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М.: Аспект Пресс, 2004. — 739 с.
  98. , В. Землячество русских немцев в Висбадене отмечает 50-летний юбилей. // Карьера. 2009. — август. — № 42. Электронный ресурс. (http://www.rusverlag.de/index.php). Проверено: 10.06.2009.
  99. , Л.И. Явления интерференции в лексико-семантической системе островных говоров. // Немцы Сибири: история и культура: Сб. резюме докл. Четвертой междунар. науч.-практ. конфер. Омск: 2002. — С. 167−170.
  100. , И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры / И .Я. Мурзина // Социология культуры. 2004. — 60−65. 126. Мустафаев, Н., Римейк политизации этничности в Казахстане. / Н. Мустафаев // «Правила игры». — 2008. — Июль. — С. 21−25.
  101. , Н. Казахстанский путь. / Н. Назарбаев. Караганда: 2006. — 372 с.
  102. Народы Красноярского края. Статистические данные переписи населения 2002 года. // Красноярский край. Официальный портал. Электронный ресурс. (http://www.krskstate.ru/society/nation). Проверено 10.06.2009.
  103. , A.A. Немцы в русской деревне: «свои» или «чужие»? / A.A. Новоселова // Немцы Сибири: история и культура: Сборник резюме докладов Четвертой международной научно-практической конференции Омск, 2002. -С. 125.
  104. , А. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств / A.C. Панарин // Вопросы философии. 2003. — № 6. — С. 16−36.
  105. , A.C. Искушение глобализмом. / A.C. Панарин. М.: Эксмо-Пресс, 2002. -416 с.
  106. , В. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. / В. Пантин. М.: 2003.
  107. , Г. В. Германский империализм-в Закавказье в 1910—1918 гг.. М.: Наука, Главвостлит, 1968. -224 с:
  108. Религии народов современной России: Словарь / Редкол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика, 2002. — 624 с.
  109. , Э. Что такое нация? / Э. Ренан // Ренан Э. Собрание сочинений в 12-ти томах. Т.6. Киев: 1902. — С. 87−101.
  110. , С.А., Смирнова, Т.Б. К характеристике основных элементов зимней календарной обрядности немцев Западной Сибири. / С. А. Рублевская, Т. Б. Смирнова // Народы Сибири и сопредельных территорий. Томск, 1995. -С. 239−246.
  111. , В.А. Глобализация и цивилизационные перспективы человечества / В. А. Рюмин // Глобализация в социально-философском измерении. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С.63−65.
  112. , Р. Вера и святость. Лютеранско-православный диалог 19 592 002 гг. М.: ББИ, 2003. — 398 с.
  113. , Л.В. Модель мира в традиционной культуре бурят XIX—XX вв..: дис. докт. культурологических наук. М.: 2006. — 292 с.
  114. , Е. Общество потребления в странах Запада / Е. Сапожников // Вопросы философии. 2007. — № 10. — С. 53−63.
  115. , Н.В. Исследование региональной идентичности: исторический аспект // Социология и социальная антропология: межвузовский сборник к 60-летию со дня рожд. проф. А. О. Бороноева. Спб., 1997. — С. 321 329.
  116. , Ю.И. К определению понятия «нация». / Ю. И. Семенов //Народы Азии и Африки. 1967. — № 4. — С. 86−102.
  117. , Ю.И. Этнос, нация, диаспора. / Ю. И. Семенов // Этнографическое обозрение. 2000. — № 2. — С. 64 -73.
  118. Сибирский характер как ценность: кол. монография / Под общ. ред. М. И. Шиловой. Красноярск, 2004. — Вып. 1. — 264 с.
  119. Сибирский характер как ценность: кол. монография / Под общ. ред. М. И. Шиловой. Красноярск, 2007. — Вып. 2. — 296 с.
  120. Сибирский характер как ценность: кол. монография / Под общ. ред. М. И. Шиловой. Красноярск, 2009. — Вып. 3. — 324 с.
  121. Сибирь. Проблемы сибирской идентичности / Под ред. А. О. Бороноева. -СПб.: Астерион, 2003. 273 с.
  122. , О. Елена Шишкина: «Говорить о том, что немецкая культура в России находится на спаде, — некорректно». / О. Силантьева. Электронный ресурс. (http://www.rusdeutsch.ru/?news=2172&date b=16.07.2010&z0=&zl=). Проверено: 10.09.2010.
  123. , Ю.Ю. Изменение религиозности населения России: Православные и мусульмане, суеверное поведение россиян. / Ю. Ю. Синелина. -М.: Наука, 2006. 191 с.
  124. , Е.В. Проблема национальной самоидентификации австрийских немцев в середине XIX начале XX в.: дис.. канд. ист. наук / Е. В. Сироткина. — Тамбов, 2005. — 210 с.
  125. , O.E. «Немецкий вопрос» в Поволжье (1941−1993-гг.): автореф.. канд. ист. наук: защищена 17.12.2008 / O.E. Скучаева. Саратов: Техно-Декор, 2008. — 29 с.
  126. Славина, J1.H. Сельское население Восточной Сибири (1960−1980-е годы). / Л. Н. Славина. Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева, 2007. — 472 с.
  127. , Т.Б. Динамика современных этнических процессов у немцев Западной Сибири. / Т. Б. Смирнова // Немцы Сибири: история и культура: Материалы IV международной научно-практической конференции. Новосибирск: 2003. С. 126−128.
  128. , Т.Б. Этнический состав немцев Сибири / Т. Б. Смирнова //История. 2009. — 5 мая. — С. 86−87.
  129. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. T. II. / Отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. М.: Логос, 2003. — 480 с.
  130. , Е.Т. Проективные методы исследования личности. / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 174 с.
  131. Социология: Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов. Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
  132. Статистический справочник ЕЛЦ (проект). СПб.: 2005.
  133. , А. Российское лютеранство в поисках идентичности. / А. Степина // Русское ревью. 2008. — № 28,29 (апрель-май). — С. 6.
  134. , Г. Т. Религиозная идентификация населения и религиозная ситуация в республике Казахстан. / Г. Т. Телебаев // Социологические исследования. 2003. — № 3. — С. 101−106.
  135. , A.C. Традиционная культура: сущность и существование: дис.. докт. философ, наук. Нижний Новгород, 2007. — 402 с.
  136. , В. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. / В. Тишков. М.: Наука, 2003. — 544 с.
  137. , В.А. Российский народ и национальная идентичность. / В. А. Тишков // Россия в глобальной политике. 2008. — № 4. — Июль-август — С. 132 142.
  138. , A.A. Преемственность этнокультурных традиций в глобализующемся мире. / A.A. Тлюняева // Аналитика культурологии. 2006. -№ 2 (6). — Электронный ресурс., (http://analiculturolog.ru/). Проверено: 10.06.2009.
  139. , И. Венок праздников: Традиции немецких крестьян в России // Серия: История и этнография российских немцев. М.: Готика, 1997. — 48 с.
  140. , И.Я. История сельских лютеранских общин Омской области. / И. Я. Требтау // Немцы Сибири: история и культура: Сб. резюме докл. Четвертой междунар. науч.-практ. конфер. Омск: 2002. — С. 59−61.
  141. , М.С. Мобильная социология Джона Урри. / М. С. Тысячнюк // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. — Т. 7. — № 4. — С. 200 208.
  142. С.С. Рефлексивно-психологические особенности самоопределения кризисной личности : Дис.. канд. психол. наук / С. С. Учадзе Сочи, 2002. -195 с.
  143. , Д.В. Воспроизводство этничности в системе этнокультурных взаимодействий: теоретическая модель. / Д. В. Ушаков // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник. Новосибирск: 2004. — С.52−57.
  144. , Д.В. Роль семьи в воспроизводстве этничности народов республики Алтай. / Д. В. Ушаков // Социологические исследования. 2009. -№ 3.-С. 101−108.
  145. , С., Степина, А. Российское лютеранство. / С. Филатов, А. Степина // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. /Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. М.: СПб.: Летний сад, 2002. — 488 с.
  146. , А.Я. Страсти по глобализации / А. Я Флиер // Общественные науки и современность. 2003. — № 4. — С. 159−165.
  147. , Дж. Неизведанное Я. М.: Издательская группа «Прогресс», 1998.-246 с.
  148. , И., Шпильман, О. Старая новая история Варенбурга. // В поиске следов. Лицом к лицу с нашей историей на Волге. Сборник статей об истории немцев Поволжья с фотографиями. М.: Готика, 2002. 236 с. — С. 25−26.
  149. Фрейд, 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». / 3. Фрейд // Фрейд 3. «Я» и «Оно». Кн. 1. Тбилиси: Мерзни, 1991. — С. 71−138.
  150. , Т. Плоский мир: Краткая история XXI века. М.: ACT, 2006. -608 с.
  151. , Э. Психоанализ и религия- Искусство любить- Иметь или быть?: Пер. с англ. Киев: Ника-Центр, 1998. — 400 с.
  152. , Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма- Пер. с англ. МБ. Левина. М.: ООО Издательство ACT: ЗАО НПП Ермак, 2004. — 588 с.
  153. , Ю. Политические работы. / Ю. Хабермас. М.: Праксис, 2005. -368 с.
  154. , С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. / С. Хантингтон. М.: ACT, Транзиткнига, 2004. — 636 с.
  155. , С. Столкновение цивилизаций. / С. Хантингтон. М.: ACT, 2003. — 603 с.
  156. , Д., Гольдблатт, Д., Макгрю, Э., Перратон, Д. Глобальные трансформации. / Д. Хелд, Д. Голбдблатт, Э. Макгрю, Д. Перратон М.: Праксис, 2004.
  157. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 1994. — № 10. — С. 112−123.
  158. , Д.Л. Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурно-языковых факторов: Автореф. дис.. докт. социол. наук. Улан-Удэ: 2007.
  159. , В.Е., Оксамитная, С.Н. Русско-украинская биэтническая идентичность и лингво-этническая гетерогенность в Украине. // Материалы III
  160. , Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание. /Ю. Хотинец //Социологические исследования. 1999. — № 9. — С. 73.
  161. , К. Истина мифа. / К. Хюбнер. М.: Республика, 1996. — 448 с.
  162. , К. Нация. От забвения к возрождения. / К. Хюбнер. М.: Канон+, 2001.-400 с.
  163. , О.В. Культурно-символический потенциал региона как фактор формирования культурной идентичности молодежи. Автореф. дис.. канд. культурологии. Спб., 2007. — 21 с.
  164. И.В. Учителя-немцы, работавшие в немецких школах Омской области в 1900-е 1930-е гг. / И. В. Черказьянова // Известия ОГИК музея. — Омск, 2003. — № 10. — С. 233−246.
  165. И.В. Школьное образование российских немцев: проблема взаимодействия государства, церкви и общества в XIX в. Специальность 07.00.02 — Отечественная история. Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. — Спб.: 2008.
  166. , И.Н. Консолидирующие функции религии в традиционной культуре немцев Западной Сибири. / И. Н. Чернова // Культурология традиционных сообществ: Конкурсные работы молодых ученых / Отв. ред.
  167. MJI. Бережнова. Омск: Изд-во Омск, педагогическ. ун-та, 2002. — С. 172−180.
  168. , Е.В. Социально-психологические детерминанты эффективности управления кризисной организацией : Дис.. канд. психол. Наук / Е. В. Чистяков Москва, 2003. — 161 с.
  169. , В.Н. Российские немцы: сто лет в условиях национального конфликта. Электронный ресурс. (http://new.hist.asu.ru/german/pub 1 .html)
  170. , С.М. Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры коми (зырян) XX века: Дис.. канд. культурологических наук: 24.00.01. СПб., 2005. — 219 с.
  171. , С.М. Место этнографии среди наук и классификация этносов. / С. М. Широкогоров. // Личность. Культура. Общество. 2000. — Т.2. -Вып. 4 (6). Электронный ресурс. (http://reznik-um.ru/lko/iur shirokogorov 2 4 00. htm). Проверено: 10.09.2010.
  172. , B.B. Кухня российских немцев: традиции и обычаи. / В. В. Шмидт // Немцы в Сибири: история, язык, культура: Тезисы международной научной конференции. Красноярск: 2004. — С. 120.
  173. , Г. Между стульев: к трагической судьбе российских немцев. / Г. Штрикер // Лютеране в Сибири: Сборник научных статей. Омск — Эрланген: Изд-во Омского гос. тех. ун-та, 2000. — 328 с. — С. 114- 145.
  174. , Э. Идентичность: юность и кризис. / Э. Эриксон / Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. 2-е изд. — М.: Флинта, 2006. 341 с.
  175. Этническая история народов Красноярского края. Библиографический указатель. Красноярск: 2006. — 208 с.
  176. Этнические группы и социальные границы: Социальная организация культурных различий: Сборник статей / Под ред. Ф. Барта- пер. с англ. М.: Новое издательство, 2006. 200 с.
  177. Этноатлас. Народы и народности, населяющие Красноярский край. Электронный ресурс. (http://www.kxskstate.rU/societv/nations/etnoatlas/Q/etno id/13). Проверено 10.09.2010.
  178. Cesari, J. European Muslims and the Secular State. / J. Cesari. Ashgate, 2005.
  179. Chavez, H. Untitled Speech. Latino Pastoral Action Center. Bronx: New York City. September 17, 2005.
  180. Danilova, V.Y. Processes of Restoration of Religious-National Identity and Globalization in the Modern World. / V.Y. Danilova // Journal of Siberian Federal University.'- 2008 (2). pp. 151−162.
  181. Europe in Figures. Eurostat yearbook. 2008. — 575 p.
  182. Garg, R. Americanization versus Globalization. Garg, R. C. (2004). Americanization Versus Globalization. Global Business Trends: Contemporary Readings Cumberland. P. 1. // http://www.emich.edu/public/cob/pec/documents/rameshgarq.pdf
  183. Gellner, E. Nations and Nationalism. / E. Gellner. 1996. — 2 (3). — pp. 357−370.
  184. Levitt, T. The Globalization of Markets // Harvard Business Review, 1983. № 61(3). P. 92−101.
  185. Petrella, I. Se puede sei* religioso y progresista. Los intelectuales y el pais de hoy. // La Nacion. July 16, 2008.
  186. Roy, O. Secularism Confronts Islam. / O. Roy. New York Chichester, West Sussex: Cambridge University Press, 2007. — XIII.
  187. Sarbin, T.R. The poetics of my identities. / T.R. Sarbin. In G. Yancy, & S. Hadley (Eds.), // Narrative identities: Psychologists engaged in self-construction. Philadelphia, PA: Jessica Kingsley Publishers, 2005. pp. 13−35.
  188. Smith, A.D. National Identity. / A.D. Smith. Penguin: Harmondsworth, 1991. — chs. 1, 4.
  189. Special Eurobarometer 225. «Social values, Science&Technology». European commission, 2005.
Заполнить форму текущей работой