Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Музыковедение: стиль научного произведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обширна тематика слова о музыке: в ней перекликаются времена, жанры, стили, образы, глубокие тайны, великие личности — словом, все большие и малые проблемы, заключенные и в самой музыке, и в мысли о ней. Музыковедческий текст подобен тому камню, в многослойной структуре которого археолог читает его прошлое и настоящее. Мифы, ритуалы, магические словосочетания и рецептурные формулы — все эти… Читать ещё >

Содержание

  • ПРЕДИСЛОВИЕ Примечания
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • Введение в проблему музыковедческого текста
  • ГЛАВА 1. Научная проза как «литературный факт»
    • 1. 1. «Литература» или «не-литература»?
    • 1. 2. Оправдание стиля
  • Примечания
  • ГЛАВА 2. Идиолект музыковедения
    • 2. 1. 0. некоторых истоках нормативности
    • 2. 2. «Не только наука»: о «художественности» описаний
  • Р в музыковедении
  • Примечания
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ. От текста к произведению
    • ГЛАВА 3. «Предварительный концепт»
    • 3. 1. От мысли к слову
    • 3. 2. «Имя» и тема
    • 3. 3. «Образ жанра»
  • Анализируемые источники
    • 6. Примечания
  • ГЛАВА 4. Риторичность научного высказывания
    • 4. 1. Ключевые слова: понятия
    • 4. 2. Ключевые слова: лейтмотивы
    • 4. 3. Сильные позиции (большая форма)
    • 4. 4. Сильные позиции (малая форма)
  • Анализируемые источники
  • Примечания
  • ГЛАВА 5. Научное произведение: «открытая книга»
    • 5. 1. «Служба понимания»
    • 5. 2. Диалог смыслов
  • Анализируемые источники
  • Примечания

Музыковедение: стиль научного произведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди проблем современного музыковедения, образующих направление науковедческих исследований, научный текст, научное произведение как результат творчества музыковеда до сих пор не являлись предметом специального интереса. Ни в одной из сфер музыковедческого самопознания, к каким традиционно относятся история науки, систематика областей знания, методология и терминолексика, вопросы организации научного описания не только не исследованы, но даже практически не поставлены. Немногочисленные исключения представляют недавно появившиеся работы «Руководство к изучению основ музыковедения» (2004) Н.С.Гуляницкой1 и «О творческом процессе музыковеда» (2004) В. Н. Холоповой, 2 как и ранее вышедшие труды по методологии музыковедения: среди авторов — Л. О. Акопян, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, А. С. Соколов, М. Е. Тараканов, Т. А. Щербакова.3 В них изложен ряд ценных идей, касающихся особенностей научно-литературного творчества музыковеда.

Между тем очевиден и бесспорен факт, что музыковедение воплощается в книге, в высказывании, и каждое такое высказывание уникально по своему содержанию, материалу, риторике, языку.

Вытекая из универсума слова и неся в себе ген литературности, музыковедение одновременно обладает и обратным воздействиемвозможно, даже в большей степени, чем это пока осознается. Такое воздействие присутствует не только в видимых проявлениях междисциплинарности, когда мы отмечаем востребованность музыковедческой тематики, лексики или инструментария. Воздействие ощутимо также и на глубинных уровнях, что неудивительно, если помнить об особом характере нашего предмета.

Однако не внешние успехи музыковедения побудили нас обратиться к изучению его материалов. Объектом нашего интереса стало собственно музыковедческое произведение как носитель своеобразия науки.

Именно научное произведение есть та ключевая единица, которая формирует смысловое пространство музыковедения. Не только совокупность исследований, но даже отдельный труд может обладать огромной порождающей силой, приводя в движение целые научные направления. В самом деле, невозможно отрицать непреходящую потребность в точных, ясных, обстоятельных, мастерски написанных музыковедческих сочинениях. Появление нового значительного труда делает богаче всю науку: перефразируя слова С. И. Савенко, видевшей развитие и прогресс музыковедения в занятиях великой музыкой (см.: Савенко 2001: 105)? отметим не менее ценную школу, получаемую им и в изучении первоклассной теории.

Научное произведение есть также ключевая единица истолкования музыкально-художественного явления, по тонкому определению В. Н. Топорова, — «освободитель смысла», 5 а значит — некая самоценная вещь, в органическом сложении которой можно угадать не заданность «истины», но ее искомость. Наконец, научное произведение предстает как ключевая единица самобытности выражения — от идиолекта науки, столь отличной от других, даже близкородственных гуманитарных дисциплин, до идиостиля ученого как представителя времени, места и своего авторского «ego».

Итак, музыковедческое произведение — это исходный пункт, узел и средоточие, из которого берет начало процесс исследования музыковедческого творчества. Соответственно, и взгляд на такое творчество как нечто самоценное в определенном смысле совпадает со взглядом на творчество художественное, в котором основной единицей осмысления и анализа также является произведение. Исследование стиля музыковедческого произведения как особой формы научного высказывания становится, таким образом, главной проблемой диссертации. Круг входящих в ее состав субпроблем определяет, соответственно, те направления, в которых осуществляется поиск общего и особенного, канонического и индивидуального, чужого и своего, пребывающих в нерасторжимом единстве каждого текста.

Прежде всего: какие особенности музыковедческого произведения делают возможным его рассмотрение в аспекте словесного творчества? Какие творческие методы искусства слова в наибольшей степени способны отразить предельно сложный, с большим трудом поддающийся вербализации музыкальный феномен? Далее: в какой степени музыковедческое произведение является научным продуктом, если иметь в виду устойчивое противостояние рационального и интуитивного, логического и образного, характерное для внутринаучных противоречий «всех времен и народов»? Наконец, переходя от анализа внешних влияний на избранный объект к анализу его внутренней структуры, важно увидеть признаки самобытности, уникальности: ведь только в музыковедении и творится «слово о музыке» — каково же само это слово?

Прежде всего вспомним древность его истории, знавшей времена и небывалого величия, и многовекового отшельничества, вдохновенных озарений и глубокой учености, каждое из которых оставило свою неизгладимую печать. Вспомним также, что слово о музыке оказывалось порой более долговечным, чем она сама: когда эпохи, унесшие с собой свои музыкальные памятники, оставили нам музыкальную теорию, живую и поныне в научных представлениях и научном языке.

Обширна тематика слова о музыке: в ней перекликаются времена, жанры, стили, образы, глубокие тайны, великие личности — словом, все большие и малые проблемы, заключенные и в самой музыке, и в мысли о ней. Музыковедческий текст подобен тому камню, в многослойной структуре которого археолог читает его прошлое и настоящее. Мифы, ритуалы, магические словосочетания и рецептурные формулы — все эти генетические истоки повлияли на те его особенности, которые мы сегодня называем научными представлениями, процедурами, алгоритмами научного выражения, научной дидактикой. В структуре музыковедческого текста читается также история его языка — этого строительного материала науки, превращающего своих пользователей в особую касту с особыми же обычаями и привилегиями. Наконец, в структуре музыковедческого текста пересекается то, что М. М. Бахтин определял как «близкие и далекие контексты», выводящие его в открытое смысловое пространство, придающие ему глубину и многозначностьотсюда проистекает та принципиальная множественность интерпретаций, что отличает музыковедение как науку об искусстве.

Музыковедческое произведение рождается из духа музыки и духа слова: первый определяет глубины его содержания, второй — искусство выражения. Произведение — всегда уникальность, самобытность единичного: музыковедения — в контексте других наук, отдельного высказывания — в контексте других высказываний. Произведение — это целостность: «между структурой текста и структурой воплощенного в нем жизненного мира всегда есть „зазор“, преодолеваемый не заранее готовыми знаниями и теориями, а переходом этих знаний и теорий в здесь и сейчас происходящее понимание и творческое воссоединение всего разделенного» (Гиршман 1990: 111).6.

Как и всякое произведение, научное высказывание проходит естественные стадии возникновения замысла, выбора темы, названия, «гипотезы-оглавления» (У.Эко), нужных фраз и нужных слов, как и механизмов взаимосвязи между ними. Может быть, на стадии своего становления оно испытывает более жесткое давление «чужого слова», во многом определяющего как факты, так и тексты: ведь ориентация в многослойном пространстве неавторских смыслов, называемом школой, культурой, традицией, — первое условие существования науки. При этом вполне понятно и то, что охрана этой традиции — дело коллективное: публичные обсуждения, дискуссии, почти неизбежная критика создают те общепринятые условия открытости и прозрачности, в которых возникает научное произведение. На фоне этой открытости научное творчество, конечно, поступается некоторой частью своей сокровенностии все же именно из того, что так тщательно охраняется, воспитывается полезная привычка к осмотрительности собственных высказываний.

Одновременно из глубин материала, из контекста научного знанияиз всего, что учит отделять собственное слово от слова чужого, так же как и из предвидимого читательского восприятия — возникает то представление о границах музыковедческого творчества, в котором получают свои очертания и границы будущих произведений. Такие границы — не просто линии, условно окаймляющие научные высказываниякаждая из них заключает в себе нечто особенное: «некий особый мир — со своим пространством и временем, со своей системой ценностей, со своими нормами поведения» {Успенский 2000: 225)}.

Отсюда — важность проблемы стиля, понимаемого в работе как выражение живой энергии слова, умеющей сказаться во всей совокупности свойств научного произведения, материальных и нематериальных. Такое понимание подтверждается и словами Д. С. Лихачева: «Стиль — это прежде всего единство художественных особенностей. Единство же ярче всего обнаруживается в одном произведении» {Лихачев 1979: 116−117)?

Взгляд на произведение как на результат научного творчества направлен на выявление глубинной подоплеки стилевого своеобразия. По сути эта проблематика перекликается с изучением «творческого метода» как решающего фактора исследовательской и авторской стратегии. С этим связана и проблема поиска индивидуально-творческого центра, диалектически противостоящего тому, по выражению И. А. Барсовой, «сквозняку истории», который стремится к размыванию границ его единичности и целостности.

Неотчуждаемость стиля" - в противовес «отчуждаемости идей», о чем еще в XVIII веке говорил Ж. Л. Бюффон, 10 делает особо актуальным поиск «человеческого» в стиле: ведь рождение произведения — это акт именно человеческой, авторской воли, результат авторского предпочтения и выбора.

Учитывая динамику стилевой эволюции, отмеченную стремительной сменой «парадигм» творческого мышления, наиболее актуальным нам представляется обращение к «множественным объектам», возникшим в рамках современной теории музыки. В русле научного самоисследования «стиль времени», как известно, представляет особую важность. Исходя из этого мы попытались определить его характерные черты, его целостный образ. В связи с этим сформулируем гипотезу исследования: современное музыковедение обладает собственным стилем, обнаруживает особые закономерности, общие для целого ряда музыкально-теоретических высказываний. Областью претворения этих закономерностей становятся научные произведения крупных и малых форм, в каждом из которых по-своему ставятся и воплощаются актуальные творческие вопросы современности: от поисков смысла художественных творений до индивидуальных конструктивных принципов, лежащих в основе современного творчества — как художественного, так и научно-литературного.

Материал исследования составляют музыковедческие труды, созданные в последнее десятилетие (начало 1990;х — начало 2000;х годов). Мы стремились как можно полнее представить круг музыковедческих исследований, опора на которые способствовала бы созданию целостного представления о современном научном творчестве. С этой целью в работе исследуются монографии и статьи ведущих отечественных музыковедов, среди которых — Л. О. Акопян, М. Г. Арановский, И. А. Барсова, В. Б. Валькова, Е. В. Вязкова, Л. Л. Гервер, Н. С. Гуляницкая, Л. С. Дьячкова, М. И. Катунян, Л. В. Кириллина, Т. Е. Лейе, П. В. Луцкер, В. В. Медушевский,.

Е.В.Назайкинский, М. П. Рахманова, И. М. Ромащук, И. Я. Рыжкин, С. И. Савенко, М.С.Скребкова-Филатова, А. С. Соколов, И. П. Сусидко, Е. Б. Трембовельский, Э. П. Федосова, В. Н. Холопова, Ю. Н. Холопов, Т. В. Цареградская, В. С. Ценова, Е. И. Чигарева, а также многих других ученых. Подчеркнем особую ценность для нашего исследования и «слова композитора" — как пишет Н. С. Гуляницкая, «привлечение композиторского слова, а точнее, композиторского музыковедения, — это значит стремление как можно больше объяснить, с тем чтобы как можно больше понять» (Гуляницкая 2001: 7).11.

Ограничения, связанные с исследуемым материалом, касаются главным образом таких параметров, которые нацелены на выявление стилевой общности. К ним относятся место и время создания, а также жанровая принадлежность исследуемых произведений. Прежде всего в центре исследования оказывается творчество московских музыковедов. Кроме того, в диссертации специально не исследуются музыковедческие труды, созданные в предшествующие — до 90-х годов — десятилетия XX века (хотя при необходимости работы этого времени также затрагиваются), а также труды, созданные в жанре дидактического текста (учебника) и диссертации. Последнее ограничение обусловлено особым нормативным характером этих общенаучных жанров, в определенном смысле затрудняющим выявление в них стилевого своеобразия научного письма.

Теоретическая основа и методология исследования — широкий круг современных музыковедческих, литературоведческих, лингвистических и общенаучных подходов, направленных на постижение многоликого феномена научно-музыкального высказывания. Именно сложностью того, что можно определить как «современное музыковедческое произведение», обусловлено многообразие методологического ряда, включающего стилевой, биографический, сравнительно-исторический и культурно-исторический методы, системный подход и структурный анализ, компаративистику, герменевтику, текстологию, лексикографию. Сферу особого методологического применения представляют в данном исследовании новейшие подходы отечественной и зарубежной науки, созвучные исканиям современного музыковедения. С этими подходами связана заметная и динамично развивающаяся область применения таких понятий, которые в определенной степени актуальны и для нашей работы: дискурс, концепт, интертекст, постструктурализм, постмодернизм и т. д.

Востребованными оказались и базовые аспекты музыкальной теории, в частности те, что связаны с логикой становления музыкальной формы. Многие из них подтверждают свою жизнеспособность и на музыковедческих объектах. В возможности такого методологического сближения обнаруживает себя глубокое родство музыкально-художественного феномена и научного слова о нем.

Научная новизна работы определяется несколькими факторами, среди которых:

• постановка новой генеральной проблемы, разработанной в виде разветвленного древа «субпроблем»;

• особый характер объекта исследования, представленного совокупностью музыковедческих трудов последнего десятилетия с позиции их творческого (стилевого) единства;

• разработка методологического аппарата, впервые целенаправленно и систематически примененного к рассмотрению музыковедческих произведений.

• результаты исследования, полученные на основе изучения разнообразных музыкальных фактов и дающие системное представление о стиле музыковедческих произведений исследуемого периода.

Учитывая ту естественную сложность, что возникла при первоначальном конструировании «образа проблемы», представляется необходимым объяснение структурного решения исследования.

В его двух частях разграничены понятия «текст» и «произведение»: поскольку такое разграничение уже принято в науке, 12 в задачи работы не входило добавление новых соображений к уже имеющимся.

Первая часть представляет «введение в проблему научного текста» и содержит тот необходимый круг «предысторий» и «установок», исходя из которых проблема обретает свой предметный контур.

В первой главе научная проза рассматривается как литературный феноменсквозь призму этого подхода предпринимается попытка подойти к тем основаниям, на которых обретение теорией музыки «статуса суверенной науки» (Л.О.Акопян) получает не только методологическое, но и творческое оправдание.

Во второй главе музыковедческий текст исследуется в аспекте своего «идиолекта»: с одной стороны, рассматриваются общенаучные влияния, нашедшие отражение в его нормативной структуре и связующие его с обширной областью научного письма, с другой — делается попытка определить его собственное «лицо», особенно очевидное в контексте традиции русского музыковедения.

Вторая часть обращена к современному произведению научного творчества, которое изучается как особое стилевое единство. Стиль в своих различных проявлениях предстает в нем как «метод, проступивший наружу"13, как особая «печать», позволяющая выделить музыковедческое высказывание среди иных научных высказываний.

Описание научного произведения в этой части исследования осуществляется в модусе последовательного анализа, с опорой на естественную логику развертывания текста — от первоначального замысла до принципов завершения.

Это особенно актуализирует проблему исследования процессов музыковедческого творчества — по сути, проблему автора: в третьей главе дается попытка осмысления музыковедческого произведения с учетом двух различных аспектов этой проблемы — «автора обдумывающего» и «автора пишущего». Соответственно, и вхождение в текст — «от мысли к слову» -рассматривается как поиск факторов, позволяющих заявить исходное целое — это важнейшее свойство коммуникативной направленности научного высказывания. Отсюда — роль названия («имени» произведения), как и роль жанра: их организующая способность затрагивает не только правила построения целого, но и правила его восприятия.

В четвертой главе музыковедческий стиль рассматривается в аспекте риторичности, акцентирующей энергийно-смысловое значение сильных позиций. Это значение в научном высказывании наиболее ощутимо на его семантическом и ритмико-синтаксическом уровнях. Сильные позиции — это и ключевые слова, которые могут как совпадать с центральными понятиями исследований, так и не совпадать с нимиэто их способность к образованию непрерывных смысловых линийлейтмотивовэто, наконец, риторическая отмеченность границ (начала/концы текста). Все эти факторы проявляют себя как эмблемы стиля или, в другой терминологии, его «доминанты».

Последняя, пятая глава — это попытка вывести анализ музыковедческого произведения в контекст художественной и научной мысли, в открытое пространство актуальных идей. Esse in futuro — ' быть в будущем ' как способ существования науки 14 — сообщает ее текстам потенциальность, принципиальную смысловую незавершенность. Научное произведение — это открытая книга, в которой всегда остаются неисписанные страницы.

В Заключении подводятся итоги исследования: отмечается новое состояние стиля современных музыковедческих описаний, указываются наиболее заметные тенденции в этой области. Подтверждается тезис об особой значимости научного произведения как объекта самопознания науки.

Примечания.

1 Гуляницкая Н. С. Руководство к изучению основ музыковедения. М., 2004 л.

Холопова В.Н. О творческом процессе музыковеда // Процессы музыкального творчества. Вып. 8 / РАМ им. Гнесиных. М., 2004.

Назовем следующие работы упомянутых исследователей: Акопян И. О. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий // Музыкальная академия. 1997. № 1,2- Медушевский В. В. О методе музыковедения // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987; Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М., 1993; Назайкинский Е. В. Понятия и термины в теории музыки // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987; Назайкинский Е. В. Еще раз о музыковедческих терминах и понятиях // Музыковедение началу века: прошлое и настоящее / РАМ им. Гнесиных. М., 2002 (как и более ранние публикации автора: см. Библиографию) — Тараканов М. Е. О методологии анализа музыкального произведения (к проблеме соотношения типологического и индивидуального // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987;

Щербакова ТА. Музыковедческий специальный класс (из опыта работы музыковеда-историка) // Художественное образование XXI века: Преемственность. Методология. Дидактика. Вып. 1. Мн., 1999; Соколов A.C.

Введение

в музыкальную композицию XX века. М., 2004.

4 Савенко С. И. Мир Стравинского. М., 2001.

5 О литературоведческом исследовании как поиске смысла В. Н. Топоров пишет так: «Только ища смысл, учатся самому искусству его поиска. Поиск неизбежно сопряжен с колебаниями, сомнениями <.>. Ни читатель, ни исследователь, ни сам автор, ни даже его текст не являют всю мыслимую полноту смысла, но обоюдное сотрудничество всех их, соединение вокруг смысла позволяет иногда заглянуть и, если не понять, то почувствовать последние его светлые бездны. Но не всякому дано войти в подлинное общение со смыслом, столь необходимое для обеих сторон. Смысл, запертый в тексте и еще не проявленный, томится в ожидании своего освободителя.»: Топоров В. Н. Дорогому Сергею Бочарову // «Литературоведение как литература»: Сборник в честь С. Г. Бочарова. М., 2004. С. 8.

6 Гиришан М. М. От текста к произведению, от данного общества к целостному миру // Вопросы литературы. Май 1990.

7 Многие исследователи отмечают сходство в протекании процессов художественного и научного творчества. «Сближение художественного и научного творчества не является необычным как исследовательский прием, -пишет в связи с этим Н. А. Кузьмина. — Еще А. А. Потебня отмечал, что «поэзия есть деятельность сродни научной, параллельная ей». Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессе эволюции поэтического языка. М., 2004. С. 116. Ср. также: «Поэзия или искусство есть особый способ мышления, который в конце концов приводит к тому же самому, к чему приводит и научное познание, но только другим путем. Искусство отличается от науки только своим методом, то есть способом переживания, то есть психологически». Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968. С. 48.

В музыковедении об этом пишет, в частности, А. И. Ровенко: «Художественное и научное творчество существенно отличаются друг от друга прежде всего своими законченными результатами. Что же касается процесса их протекания, то в этом они более едины и в их логике развития много общего. И хотя главные задачи и цели у художников и ученых специфичны <.>, тем не менее художник нередко проделывает работу, типичную для научного исследования»: Ровенко А. И. О творческой основе взаимодействия искусства и науки // Процессы музыкального творчества / РАМ им. Гнесиных. М., 2000. С. 143.

8 Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 2000.

9 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

10 Имеется в виду знаменитое высказывание Ж.-Л. Бюффона из его «Речи при приеме в Академию»: «Знания, факты, открытия легко отчуждаются и преобразуются, они даже выигрывают от того, что их используют более способные рукиэти вещи — вне человека. Стиль — это сам человек. Стиль не может не отчуждаться, ни передаваться, ни изменяться». Цит. по: Семиотика. М., 1983. С. 613.

11 Гуляницкая Н. С. Предисловие. О современной композиторской музыкологии // Слово композитора (по материалам второй половины XX века) / РАМ им. Гнесиных. М., 2001. С. 7.

12 Разграничение понятий текста и произведения впервые было предпринято Р. Бартом в ряде работ, созданных в конце 60-хначале 70-х годов. Суть позиции ученого заключается в том, что произведение — это центрированное смысловое единство, подчиненное телеологическому смысловому заданию, сознательно структурированный продукт, предназначенный для коммуникации. Текст, напротив, есть недифференцированная и не иерархизированная масса культурных смыслов, впитываемых произведением, но еще не подчинившихся его телеологическому заданиюэто зыбкая смысловая множественность, образованная из «осколков чего-то, что уже было читано, видено, совершено, пережито», и предполагающая 1) переплетение гетерогенных культурных кодов и дискурсов (интертекстуальность текста), 2) непрерывную перекличку социальных голосов (диалогизм текста), 3) подвижные констелляции смыслов (многомерность текста), 4) изменчивость блуждающих в нем «желаний» и «влечений» (фактура текста)": Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М., 2004. С. 44.

В музыковедении эта проблема была исследована М. Г. Арановским. Рассуждая о различии между двумя понятиями, ученый пишет: «Между произведением и текстом существуют отношения разных способов бытия (здесь и далее курсив автора — Т.Н.) одного и того же артефакта. Это два противоположных взгляда на одно и то же явление, два методологически отличающихся друг т друга подхода, которые институируют онтологически разные объекты, находящиеся в сугубо разных пространствах и различных координатах времени. Мы говорим о произведении в случае, если оно уже состоялось, уже существует — и физически, и как представление. Физическикогда мы реально представляем его как книгу, ноты или диск. Как представление — когда мыслим о нем как о свернутом, симультанном образе некогда воспринятого процесса звучания. Напротив, о тексте мы говорим только по отношению к тому, что только еще происходит, протекает во времени. Произведение — это то, что уже естьтекст — то, что еще есть. Они находятся в разном времени: произведение, будучи уже созданным, — в прошлом, а текст, являясь только создающимся, — в настоящем и отчасти в будущем. Произведение развертывается в текст — текст свертывается в произведение». Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М., 1998. С. 24−25.

13 Это определение стиля принадлежит П. В. Палиевскому. См.: Палиевский П. В. Постановка проблемы стиля // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 3. М., 1965. С. 7.

Об этом писал Ч. Пирс, различавший в словесном творчестве способность как обозначать отдельную вещь, так и наделять ее общим значением. Именно последнее свойство и присуще науке, устанавливающей «общие правила», а, соответственно, мыслящей символами. «Все истинно общее относится к неопределенному будущему, потому что прошлое содержит только некоторое множество таких случаев, которые произошли. Прошлое есть действительный факт. Но общее правило не может быть реализовано полностью. Это потенциальностьи его способ существования — Esse in futuro 'быть в будущем'». См: Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика. М., 1983. С. 117.

ЧАСТЬ I.

ВВЕДЕНИЕ

В ПРОБЛЕМУ МУЗЫКОВЕДЧЕСКОГО.

ТЕКСТА.

Наука наша любит утверждать, что устанавливаемые ею законы суть единственный предмет знания.

А. Ф.Лосев.

Бывает так, что изучение научной проблемы обнаруживает существование совершенно противоположных точек зрения. Признание этого факта уже само по себе намекает на живую и динамичную природу научных теорий, которые отнюдь не родятся в готовом и окончательном виде, а проходят долгий путь становления, чреватый и противоречиями, и заблуждениями. Этот кажущийся выпад против общепризнанной (или узурпированной, согласно другому подходу1) «силы» науки как носителя непререкаемой истины и авторитета есть на самом деле попытка отнестись к ней более человечно, чем это обычно принято.

Ученые считают", «ученые доказали» — эти распространенные формулы общественной мифологии обладают огромным воздействием и на саму науку, и на атмосферу вокруг нее. Наука воспринимается как некий метафизический арбитр, «нададресат», который, как писал М. М. Бахтин, в разные эпохи и при разном миропонимании принимал конкретные идеологические выражения (абсолютная истина, суд беспристрастной совести, народ, суд истории, наука и т. п.) (См.: Бахтин 1986: 323).

В самом деле, даже чудовищные ошибки и нелепые заблуждения, неизменно сопровождавшие великие научные открытия, мало отразились на идеальной репутации науки. Ничто, кажется, не способно поколебать этот могучий надличностный авторитет, словно завоеван и оплачен он был на многие века вперед. Вероятно, в этом находит свое отражение некое устройство «мироздания» человеческой мысли, в котором непременно должны быть свои титаны и мудрецы — в противовес тем «простым смертным», что имеют право на страхи и сомнения.

Инерционность общепринятых представлений сужает фокус восприятия науки, не позволяя видеть ее движение иначе, как сквозь призму излагаемых ею сведений.

На этом фоне научный текст естественно воспринимается как сугубо вспомогательный организм, что, вероятно, и объясняет столь очевидно слабую разработанность его проблематики. Ведь даже и внутри самой теории научного стиля, существующей уже несколько десятков лет, научный текст дифференцируется по областям знания, жанрам, структуре лишь в самом общем виде. Более того: само понятие «стиль» применительно к науке до сих пор относится к спорным в том смысле, в каком оно выводит научное произведение за пределы неких предписанных ему канонических правил.

Эти правила подразумеваются как нечто само собой разумеющееся: порой даже тонкие и проницательные аналитики — например, В. М. Жирмунский, — не склонны видеть в стиле научного высказывания ничего иного, кроме аморфности, отсутствия самостоятельных законов построения речевого материала, как и своеобразия отдельного слова и сочетания слов (Жирмунский 1977: 24−25).

Похоже, что литературные нормы научного изложения существуют сами по себе — как некое «среднеарифметическое» всех наук — без учета тех бесспорных индивидуальных достижений, которыми так богата научная история.

Предполагать, что наука рассудочна и бесстрастна, могут только люди, в сущности не занимающиеся наукой, тем более когда предмет изучения — искусство, — отмечал известный литературовед А. В. Чичерин. -Каким сильным чувством светятся страницы ученых трудов Ломоносова! И Буслаев, и Потебня! «Занятие наукой без страсти повреждает память», -писал Леонардо да Винчи" (Чичерин 1980: 235−236).4.

Приходится, однако, признать, что исключительность представлений о науке как о своде знаний все же оказывает известное подавляющее влияние на стиль ее произведений. Создавая свои труды, ученые часто делают вид, что проблема красоты текста их совершенно не интересует. Они даже избегают называть свои исследования произведениями, как будто в этом есть что-то нескромное. Да и сами слова, какими они обычно определяют эти самые произведения: труд, работа и т. п. — своей отчужденностью от эстетики результата кажутся какими-то стыдливыминастоящие провинциалы в мире большой литературы.

Писатель, например, всегда скажет «я пишу», утверждая особую значимость своей деятельности: еще Бартом было подмечено, что для писателя глагол «писать» — непереходный (См.: Барт 1989: 135).5 Даже если данное писательское творчество не представляет никакой художественной ценности, право говорить так, а не иначе — у писателя природное, родовое.

В науке, где слово низведено до уровня скромного служителя мысли, нелитературный характер труда каким-то непостижимым образом связывается с требованиями научного качества, словно неяркость и неброскость изложения уже сами по себе являются признаками глубокомыслия. Знаменитый пушкинский афоризм — «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» — в научной прозе не находит себе оправдания: «В наше время ученый, заботящийся о стиле, может этим подорвать свой авторитет в науке» (Парандовский 1972: 40).6.

Тем не менее нельзя не обратить внимания, что эта неяркая, неброская, аскетичная и суровая проза науки совершенно не персонифицирована не только в расхожих, но даже и в научных представленияхчто она предстает как некий однородный поток словесной деятельности, куда одинаково свободно входят математика, медицина или, например, астрономия. В этом виртуальном пространстве обитает некий «нормативный», «базовый» язык науки — в ряде источников даже перечисляются его типовые признаки — на который надстраивается все своеобразие общенаучной и узкоспециальной терминологии.

Однако правомерно ли этот всеобщий и достаточно абстрактный аскетизм (он обычно растолковывается как ясность, строгость, логичность изложения) принимать за признак научного стиля? Не вернее было бы объявить его общим свойством научности (хотя и это спорно: в каком виде словесной деятельности допускается неясность и нелогичность?), а черты стиля искать на других уровнях своеобразия?

С этой целью мы проводим первичное разграничение — выделяем музыковедение из контекста других видов словесной деятельности, гипотетически объявляя его «литературным фактом»: словосочетание принадлежит, как известно, Ю. Н. Тынянову и понимается как движущееся явление литературы: «Все твердые статистические определения ее сметаются фактом эволюции. Определения литературы, оперирующие с ее «основными» чертами, наталкиваются на живой литературный факт <.> Журналы, альманахи существовали и до нашего времени, но только в наше время они сознаются своеобразным «литературным произведением», «литературным фактом» (Тынянов 1977: 257).7 Об этом позднее писали и другие исследователи: «Для любого текста существует вероятность превращения в литературу» (Структурно-типологические исследования 1962: 154).8.

В любом случае, изучение проблем научного стиля — это осознанная потребность современной науки в авторефлексии: если стиль — это внешнее выражение глубинного, то изучая доступные нам проявления научной мысли, не получаем ли мы возможность лучше понять и ее саму: от зарождения до конечного воплощения в «научном произведении»?

Музыковедческое произведение творится словом: исследование его.

феномена позволяет высказать в связи с этим ряд существенных выводов. Прежде всего — и это показал уже отбор материала, более.

целенаправленный с точки зрения его стиля и менее целенаправленный с.

точки зрения проблематики, а, соответственно, дающий возможность.

погрузиться во все ее сегодняшнее многообразие, — обнаруживается.

глубокая общность путей, характерных для всей совокупности.

современной культуры — художественной и нехудожественной. С одной стороны, это поиск «глубинной координаты» музыкального.

творчества, того метафизического, «мета-акустического», «подкожного».

слоя явлений, о котором говорит А. Губайдулина (как и многие другие.

современные художники). «Не побоюсь сказать, — пишет в связи с этим Л. О. Акопян, — что озабоченность подобными «последними вопросами» ;

признак подлинного, творчески мыслящего музыковеда, а без попыток их.

разрешения теоретизирование о музыке наверняка стало бы скучным.

аутсайдерским занятием" {Акопян 2004: 42)}.

С другой стороны очевидно и обновление формы собственного.

выралсения, формы высказывания, связанное, вероятно, с неким новым.

состоянием научного мышления и языка. Это подтверждается и.

наблюдениями философов: как пишет Б. Раушенбах, «наука и искусство сегодня предстают перед нами как две стороны культуры, коррелирующие.

друг с другом по определенным темам, обогащающие друг друга и вместе.

ищущие все глубже и глубже" (Кузьмина 2004: 5). Не догматизм, но искание: в этом гуманитарная наука действительно.

сближается с подлинным творчеством — эта точка схождения прежде всего.

и обнаруживает себя на самом верхнем уровне вопросов о смысле.

творчества — чужого и своего, об онтологическом (бытийном) его статусе. Точно так же и взятое само по себе, музыковедение интегрируется в.

своих исканиях, не только сводя «начала и концы», но и обращая свой.

взгляд на процессы, аналогично протекающие во множестве других наук. И.

эти науки также обнаруживают волю к сближению: не случайно многие.

методы гуманитарных (и не только гуманитарных) дисциплин так.

органично пересекаются, а многие при их трансплантации на музыкальные.

объекты вообще предстают как «обратный перевод». Оттого и язык, на котором мы сегодня пишем, возвращается к своему.

исходному предназначению — быть «домом Духа»: не случайно в.

музыковедении все чаще звучит мысль о необходимости преодоления его.

жесткой «специализированности». Отсюда — и многосоставность «идиолекта», который, при сохранении.

своей научной основы, заметно индивидуализируется за счет расширения.

круга оригинальных решений, предстающих в ряде ярких и по-настоящему.

самобытных исследований, возникших за последние годы. Что же определяет самобытность современного музыковедческого.

высказывания?

Прежде всего, вероятно, его открытость, готовность к постоянному.

взаимодействию, собеседованию, со-творчеству. Обострение.

исследовательской чуткости, стремление к пониманию — в том высоком.

смысле, какой вкладывал в это слово С. Аверинцев, — стали основой того,.

если можно так выразиться, первого методологического принципа,.

присутствием которого отмечены лучщие образцы научной прозы. Этот.

принцип определяет многое — и внимание к «контексту», и внимание к.

слову творца, слову композитора, и то особое внимание к его творению, за.

которым угадывается установка на «родственный отклик, на кровную сопричастность избранному делу» {Вайман 1999: 183)?

Именно этим и вызвано ощутимое влияние методов самого.

искусства, о необходимости которого не раз писали ведущие методологи.

нашей науки. В самом крупном плане это влияние обнаруживает себя в.

переориентации исследовательского взгляда со всеобщего на единичное, на.

уникальность творческого результата. Сохраняя почтительное отношение к.

авторитетным теориям, исследователи все чаще отказываются от.

обусловливаемых ими априорных ожиданий, не желая сковывать никакими.

схемами то «легкое, крылатое и священное», что, по слову Платона, может.

быть названо музыкой. Таким стремлением отмечены многие труды,.

рассмотренные на страницах нашей работы и убедительно.

демонстрирующие переход к некоему новому состоянию стиля, которое,.

хочется надеяться, системно проявит себя в грядущих исследованиях. То, что позволил выявить анализ конкретных стилевых особенностей.

научных произведений, отмечено тем же стремлением к адекватному.

истолкованию в описании', ведь при таком подходе научное письмо и само.

становится актом творчества, воспринимая глубинный ритм своего.

предмета. О таком свойстве гуманитарной науки хорошо сказал.

В.Н.Топоров: «Если говорящий — поэт своего языка, не только «пользующийся» им, но и творящий в нем, он может пробиться к тайне.

исходного смысла" {Топоров 2004: 7).^.

Подчеркнем в связи с этим особую важность тех многообразно.

выраженных подтекстов, какими отмечены музыковедческие исследования,.

сумевшие не только раскрыть смысл в слове, но и указать на присутствие.

смысла засловесного.

Введение

ключевых слов, лейтмотивов, риторически сильных.

позиций — суть словесные, литературные приемы, каждый раз.

способствующие решению высшей задачиоднако стиль, как известно, не.

сумма приемов, поэтому отметим еще раз огромную важность стоящей за.

ним созидающей силы — человека, творящего текст, передающего ему свою.

мысль и свою энергию. «Без автора нет смысла говорить ни о тексте, ни об энергии», ^ - и это безусловно справедливое суждение снова возвращает.

нас к тому, с чего было начато это исследование: к утверждению особой.

значимости отдельного музыковедческого высказывания. Ведь только в.

нем, в его конкретности, мы и можем наблюдать, как мысль о музыке и.

слово о ней становятся всякий раз новым и самобытным целым — подобно.

самобытному целому всякого подлинного произведения. Только эту самобытность и нельзя подделать, нельзя пересказать.

«своими словами» без риска утраты главного, что образует ее на.

глубинном и на внешнем уровнях: «онтологической вертикали» и того.

неповторимого ощущения стиля, которое действительно не отчуждается от.

произведения. Вот почему произведение, которому удается стать «высщей прозой».

науки, и само становится сильной позицией, в изучении которой.

открываются новые и новые глубины научной мысли. Примечания.

Акопян Л.О. О переменных и постоянных компонентах понятия.

«хорощая музыка» // Музыкальная академия. 2004. № 1.

^ Цит. по: Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции.

поэтического языка. М., 2004.

^ Вайман СТ. Мерцающие смыслы. М. 1999.

'' Топоров В. Н. Дорогому Сергею Бочарову // «Литературоведение как литература». Сборник в честь Г. Бочарова. М., 2004.

^ Карасев Л. В. Вещество литературы. М., 2001. 19.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Форма — Стиль — Выражение. М., 1995. С. 303, 304
  2. A.A. Эстетика и поэтика. М. 1976
  3. См.: Тынянов Ю. Н. Указ. соч
  4. М.М. Указ. соч., с. 9343 Там же, с. 94
  5. Propositio (формулировка задачи)
  6. Expositio (изложение ее условий)
  7. Determinatio (постановка вопроса по чертежу)
  8. Constructio (введение в чертеж дополнительных линий)
  9. Demonstratio (доказательство)26
  10. И.И. Апология текста // Музыкальная академия. 2002. № 4
  11. H.A. Интертекст и его роль в процессах эволюции потического языка. М., 2004
  12. А.Ф. Музыка как предмет логики // Форма Стиль — Выражение. М., 199 517Цит. по: Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. М. 2004
  13. И.Д. Античная наука. М., 1980
  14. См.: Томпсон М. Философия науки. М., 2003. С. 22
  15. В.В., Шомова С. А. Указ. соч. л/См. также: Мордухай-Болтовский Д. Д. Комментарий к книге I // Начала Евклида. Книги I-IV. М.-Л., 1948 С. 255−256
  16. Г. В. Избранные богословские статьи. М., 200 030 Аверинцев С. С. Указ. соч.
  17. П.А. Собр. соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990ллСм.: Копелевич Ю. Х. Возникновение научных академий. Середина XVII середина XVIII вв. Л., 1974. С.25−26
  18. См.: Ученова В. В., Шомова С. А. Указ. соч., с. 251−252
  19. См.: Человек читающий. Homo legens. Писатели XX века о роли книги в жизни человека и общества. М., 1990. С. 47 942 Фейнберг ЕЛ. Указ. соч.
  20. См.: Валькова В. Б. Музыкознание в поисках «вечного»: о понятии «музыкальные архетипы» // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее/ РАМ им. Гнесиных. М., 2002. С. 69
  21. Об этом пишет, в частности, А. П. Милка. См.: Милка А. П. О методологических поисках 70-х годов (музыкальный анализ и судьбы «новых методов») // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987. С. 178
  22. См.: Фейнберг ЕЛ. Указ. соч., с. 50
  23. Судьбы творцов российской науки. М., 2002
  24. В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993
  25. См.: Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М., 2004. С. 108
  26. См.: Категоризация мира: пространство и время. М., 1997. С. 46Акопян Л.О. О переменных и постоянных компонентах понятия «хорошая музыка» // Музыкальная академия. 2004. № 1
  27. С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989 КутинаЛ.Л. Формирование языка русской науки. М.-Л., 1964
  28. М.В. Полное собрание соч. в 8 т. Т. 7. М.-Л., 1952
  29. .В. Русская музыка. Л., 1979
  30. См.: Ровенко А. И. О творческой основе взаимодействия искусства и науки // Процессы музыкального творчества / РАМ им. Гнесиных. М., 2000. С. 139Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988
  31. См. об этом: Куракина Е. В. Из истории русской музыкально-# теоретической науки советского периода: 20-е годы // Весщ Беларускайдзяржаунай акадэми музыки № 1. 2001. 72−7369 Там же, с. 74
  32. А.Ф. Форма Стиль — Выражение. М., 1995. С. 908
  33. ЛЛ. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М., 2001 Чй 75 Лосев А. Ф. Форма Стиль — Выражение. М., 1995П/ГГервер ЛЛ. Указ. соч.
  34. Н.С. Указ. соч.
  35. Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. М., 2000
  36. Об этом пишут, в частности, В. В. Ученова и С. А. Шомова: «Субъективный фактор становится явно или неявно, но неизбежно влияющим на экспериментальные процессы и способы их интерпретации». Ученова В. В., Шомова С. А. Указ соч., с. 260
  37. В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988
  38. A.B. Музыка в истории культуры. М., 1998
  39. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
  40. Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. 1993. № 4
  41. См.: Флоренский П. А. Собр. соч. Т.2. М., 1990. С. 32
  42. С.Т. Мерцающие смыслы. М., 1999
  43. М.Г. Два этюда о творческом процессе // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 1994
  44. См.: Кузьмина H.A. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. М., 2004. С.45- см. также: Князева E.H., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. № 2. С. 116
  45. A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 171−72
  46. Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 19 681Я1. terature Style, а Simposium. Oxford- London- N.Y. 1971. P. 25
  47. E.H., Курдюмов С. П. Указ соч., с. 116Аверинцев С. С. Из духовных стихов // Философская и социологическая мысль. 1990. № 4
  48. Эко У. Как написать дипломную работу. СПб., 2004. С. 163
  49. В.Н. Об «энтропическом» пространстве поэзии (поэт и текст) // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997О (лСм.: Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983. С. 337
  50. См.: Человек читающий. Homo legem. М., 1989. С. 33 632 Вайман С. Т. Указ. соч.
  51. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 1999
  52. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. М., 1955. С. 397
  53. И.Я. Общие особенности поэтического текста. Воронеж, 1987
  54. См.: Растье Ф. Интерпретирующая семантика. Н. Новгород, 2001. С. 286
  55. A.B. Об обозначениях и наименованиях в нотных записях А.Н.Скрябина // Нижегородский скрябинский альманах. № 1. Н. Новгород, 1995
  56. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб., 200 345 Горшков А. И. Указ соч.
  57. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 1999
  58. Д.И., Шевченко Т. В. Творчество-жизнь Виктора Екимовского. М&bdquo- 2003
  59. Е.В. Еще раз о музыковедческих терминах и понятиях // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее / РАМ им. Гнесиных. М., 2002
  60. Эти слова из доклада, сделанного на заседании Научного совета ОЛЯ РАН, цитирует Т. А. Касаткина. См.: Касаткина Т. А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004. С. 132−133
  61. См.: Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М., 1982. С. 297.
  62. А.Ф. Форма Стиль — Выражение. М., 1995
  63. М.В. «Ключевые слова» и перевод поэтического текста // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. № 2. 2002
  64. Л. О. Стравинский в пейзаже эпохи //Музыкальная академия. 2002.№ 2
  65. С.С. Упорядоченность научной теории и языковые метафоры // Метафора в языке и тексте. М., 1988. С. 119
  66. Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры // Теория метафоры. М., 1990
  67. Я. Алхимия слова. М. 1972
  68. С.С. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986
  69. Г. Л. Содержательность художественных форм (Эпос. Лирика. Театр.) М., 1968Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004
  70. .В. Русская музыка. Л., 1979
  71. Ю.Н., Ценова B.C. Эдисон Денисов. М., 19937QРомащук И. М. Гавриил Николаевич Попов. М., 2000олРубцова В. В. Александр Николаевич Скрябин. М., 1989
  72. Партитура в контексте письменности
  73. Партитура в контексте знаковых систем
  74. Вводный раздел, содержащий постановку проблемы и общие, но целенаправленные соображения, касающиеся ее.2. «Тело» работы основной раздел, аккумулирующий музыкальные факты, эмпирические наблюдения и теоретические выводы.
  75. Эко У. Как написать дипломную работу. СПб., 2004. С. 163
  76. Ю.М. Внутри мыслящих миров // Семиосфера. М., 2004
  77. Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989
  78. В.В. Уединенное. М., 1990. С. 62 410 Лотман Ю. М. Указ. соч.
  79. Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М., 1995. С. 812 Там же, с. 8−9
  80. Г. Г. Структура текста как синергетический процесс. М., 2003. С. 39,40, 63, 217 и др.
  81. Н.С. Руководство к изучению основ музыковедения. М., 2004
  82. Г. Г. Указ. соч.
  83. См.: Лотман Ю. М. Указ. соч., с. 189
  84. См.: Карасев Л. В. Указ. соч., с. 23
  85. С.Т. Мерцающие смыслы. М. 1999. С. 192
  86. Н.С. Руководство к изучению основ музыковедения. М., 2004. С. 35
  87. Р. Указ. соч., с. 377
  88. См.: Арнольд И. В. О значении сильной позиции в интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1978. № 4. С. 23
  89. H.B. Вопросы синтаксической стилистики и эстетики речи // Протченко И. Ф., Черемисина Н. В. Лексикология и стилистика в преподавании русского языка как иностранного: динамика, экспрессия, экономия. М., 1986
  90. .А. Поэтика композиции. СПб., 200 030 Лотман Ю. М. Указ. соч.
  91. Л.Я. Человек за письменным столом. Л., 198 940 Кузьмина H.A. Указ. соч.
  92. М.Н. Стилистика русского языка. М., 1977
  93. В.В. Пушкин в жизни. СПб., 1995
  94. К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.1. М., 1997
  95. Ю.Н. Указ. соч., с. 256
  96. Л.О. Стравинский в пейзаже эпохи // Музыкальная академия. № 2. 2002
  97. H.A. Указ. соч., с. 122
  98. В.В. Указ. соч., с. 624
  99. В.Н. Указ. соч., с. 8
  100. Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989 Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004
  101. .М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. М., 1996
  102. Я. Алхимия слова. М., 1972
  103. Цит. по: Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1997. С. 221
  104. Коэ/сина М.Н. О диалогичности письменной научной речи. Пермь, 1986оАрутюнова Н. Д. Диалогическая модальность и явление цитации // Человеческий фактор в языке: Коммуникация. Модальность. Дейксис. М., 1992
  105. H.A. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. М. 2004
  106. A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 331
  107. Ю.Н., Ценова B.C. Эдисон Денисов. М., 1993
  108. Н.С. Предисловие. О современной композиторской музыкологии // Слово композитора (по материалам второй половины XX века): Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 2001
  109. О.В. Композитор как собственный биограф // Двенадцать этюдов о музыке / МГК им. П. И. Чайковского. М., 2001
  110. Я. Указ. соч.17Пустовойт П. Г. Слово и стиль в создании образности // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. № 3. 2002
  111. Н.С. Указ. соч.
  112. Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика. М. 2000
  113. Георгий Эдуардович Конюс: 1862−1933: Материалы, воспоминания, письма / Сост., автор вступ. статьи и прим. Л. А. Кожевникова. М., 1988. С. 33Розенов Э. К Статьи о музыке: Избранное / Сост., вступ. статья и коммент. Н. Н. Соколова. М., 1982. С. 155
  114. См.: Бюллетень ГАХН 1926. С. 44
  115. См.: Лосев А. Ф. Указ. соч., с. 571
  116. Э.В. О «Пении птиц». Интервью // Свет-Добро-Вечность. Памяти Эдисона Денисова. М., 1999. с. 61
  117. Л.С. Анализ художественного произведения как культурологическая проблема // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 1994
  118. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986
  119. Таковы академические издания книг Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, А. А. Потебни, Ю. Н. Тынянова.
  120. БорхесХ.Л. Поэзия //Человек читающий. Homo legens. М., 1990. С. 602АПТопоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 199 549 Там же, с. 255−256
  121. М.Е. Русская опера в поисках новых форм // Русская музыка и XX век. М., 1997
  122. Н.П. Душа Петербурга. Л., 199 052 Топоров В. Н. Указ. соч.
  123. Л.О. О переменных и постоянных компонентах понятия «хорошая музыка» // Музыкальная академия. 2004. № 1
  124. Цит. по: Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. М., 2004
  125. С.Т. Мерцающие смыслы. М. 1999
  126. С.С. Филология // Русский язык: Энциклопедия. М.,
  127. С.С. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986
  128. С.С. Образ античности. СПб., 2004
  129. Л.О. Анализ глубиной структуры музыкального текста. М., 1995
  130. Л.О. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий // Музыкальная академия. 1997. № 1
  131. Л.О. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий // Музыкальная академия. 1997. № 2
  132. Л. О. О возможных точках соприкосновения между теоретическим музыкознанием и глубинной психологией // Муз. Академия. 1999. № 1
  133. Л.О. Стравинский в пейзаже эпохи // Музыкальная академия. 2002. № 2
  134. Л.О. Дмитрий Шостакович: Опыт феноменологии творчества. СПб., 2004
  135. Л.О. О переменных и постоянных компонентах понятия «хорошая музыка» // Музыкальная академия. 2004. № 1
  136. Античные риторики. М., 1978
  137. Н.П. Душа Петербурга. Л., 1990
  138. М.Г. Опыт построения модели творческого процесса композитора // Методологические проблемы современного музыкознания: Сб. тр. М., 1975
  139. М.Г. Синтаксическая структура мелодии. М., 1991
  140. М.Г. Два этюда о творческом процессе // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 1994
  141. М.Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. М., 1998
  142. И.В. О значении сильной позиции в интерпретации художественного текста // Ин. яз. В школе. 1978. № 4
  143. Арнольд Шенберг: вчера, сегодня, завтра: Сб. тр. /МГК им. П. И. Чайковского. М., 2002
  144. .В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971
  145. .В. Русская музыка. Л., 1979
  146. Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М.- Екатеринбург, 2004
  147. И.А. Мифологическая семантика вертикального пространства в оркестре Рихарда Вагнера // Проблемы музыкального романтизма: Сб. тр. / ЛГИТМиК. Л., 1987
  148. И.А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVIII века). М., 1997
  149. Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989
  150. Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999ЪХ.БартР.Ш. М., 2001
  151. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986
  152. O.JI. Курс «Введение в специальность» у музыковедов // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы истории, теории, психологии, методологии: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 1997
  153. Т.С. О понятиях, терминах, определениях современной теории музыки // Критика и музыкознание. JL, 1987
  154. В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М.1978
  155. М.Ш. Введение в музыкознание. М., 2001
  156. Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения «Медного всадника». М., 1981
  157. Ю.Б. Природа стиля и стилистический анализ // Эстетика. М., 1981
  158. Булез 77. Идея, реализация ремесло // Альманах музыкальной психологии. М., 1994
  159. С. Т. Мерцающие смыслы. М., 1999
  160. В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988
  161. А.Н. Историческая поэтика. М., 1989
  162. A.B. Математика и искусство. М., 1992
  163. В.Н. Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995
  164. Вопросы теории музыки Сб. ст. М., 1970
  165. JI.C. Психология искусства. М., 1968
  166. Е.В. Процессы музыкального творчества: сравнительный текстологический анализ: Автореф. дисс. докт. иск. М., 1998
  167. Е.В. О творческом процессе С.И.Танеева (по материалам кантат) // Процессы музыкального творчества: Сб.тр. Вып. 2 / РАМ им. Гнесиных. М., 1994
  168. Е.В. К вопросу типологии творческих процессов // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. Вып. З / РАМ им. Гнесиных. М., 1999
  169. X. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М&bdquo- 1988.
  170. Г. Д. Содержательность художественных форм. (Эпос. Лирика. Театр.) М., 1968
  171. Георгий Эдуардович Конюс: 1862−1933: Материалы, воспоминания, письма/Сост., автор вступ. статьи и прим. Л. А. Кожевникова. М., 1988
  172. Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М., 2001
  173. Е.В. Античное музыкальное мышление. Л., 1986
  174. З.И. Ф.О.Геварт и теория хроматической тональности: Лекция по курсу «Музыкально-теоретические системы» / РАМ им. Гнесиных. М., 1993
  175. З.И. Сольмизация и гамма: Луи Буржуа. «Истинный путь музыки», 1550. М., 2002
  176. А.И. Русская стилистика. М., 2001
  177. В.П. Из прошлого лингвистической поэтики и интерлингвистики. М., 2004
  178. Г. В. О «крылатых терминах» // Музыкальная академия. 2004. № 1
  179. Н.С. Введение в современную гармонию. М., 1984
  180. Н.С. Современная гармония: Теория и практика: Ав-тореф. дисс. докт. иск. М., 1986
  181. Н.С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002
  182. Н.С. Руководство к изучению основ музыковедения. М., 2004
  183. Н.В. Об одной особенности развертывания научного текста // Проблемы функционирования языка и специфики речевых разновидностей. Пермь, 1985
  184. А.И. Введение в музыкознание. Саратов, 2002
  185. А.И. Систематика музыкознания // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее / РАМ им. Гнесиных. М., 2002
  186. А.И. Избранные статьи о музыке. Саратов, 2003
  187. Д.Шостакович. Проблемы стиля: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 2003
  188. ДъячковаЛ.С. Гармония в музыке XX века. М., 1994
  189. Л.С. Модальности гармонических категорий: История и современность: Автореф. дисс. докт. иск. М., 1998
  190. В.А. Автомонография. М., 1997
  191. А.К., Щеглов Ю. К. Математика и искусство (поэтика выразительности). М., 1976
  192. В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. М., 1984
  193. И.И. Апология текста // Музыкальная академия. 2002.4
  194. Ю.Д. Герменевтический текст: «за» и «против» // Весщ Беларускай Дзяржаунай акадэми музыкь 2002. № 2
  195. А.В. Беседы с Альфредом Шнитке. М., 1994
  196. Из наследия отечественных композиторов XX века. Материалы творческих собраний молодых исследователей в Союзе московских композиторов. М., 2004
  197. Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории: Сб.тр. М., 2000
  198. История гармонических стилей: Зарубежная музыка доклассиче-ского периода: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1987
  199. В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2004
  200. Карпов В А. Язык как система. Мн., 1992
  201. Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004
  202. Л.В. Бетховен: неосуществленные творческие замыслы 1820-х годов // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. Вып. 4 / РАМ им. Гнесиных. М., 2000
  203. Г. А. Методологическая роль принципа единства симметрии и асимметрии в построении научных теорий: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1987
  204. М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966
  205. М.Н. Стилистика русского языка. М., 1977
  206. М.Н., Данилевская Н. В. О развитии смысловой структуры в научном тексте посредством развернутых вариативных повторов // Принципы функционирования языка в его речевых разновидностях. Пермь, 1984
  207. Т.Н. Фактура и стиль: Истоки и эволюция. М., 1995
  208. Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004
  209. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 1999
  210. Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. М., 2004
  211. Е.В. Из истории русской музыкально-теоретической науки советского периода: 20-е годы // Весщ Беларускай Дзяржаунай акадэмн музыю. 2001. № 1. С. 72−77
  212. С.А. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. М., 1996
  213. Л.Л. Формирование языка русской науки. М.-Л., 1964
  214. В.А. Интерпретация текста. М., 1988
  215. Т. С. Форма в музыке XVII XX веков. М., 1998
  216. С.Н., Поспелова Р.Л. Musica latina. Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. СПб., 2000
  217. Т.Е. О музыкальном жанре и различных видах «обобщения через жанр» //Вопросы музыковедения: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1972
  218. Т.Е. Принципы работы с тематизмом в сочинениях Шостаковича разных периодов творчества // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии музыкального образования: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 2000
  219. Т.Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. М., 1981
  220. М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М., 1990
  221. М.В. Полное собрание соч. в 8 т. Т. 7. М.-Л., 1952
  222. А. Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982
  223. А.Ф. Диалектика творческого акта краткий очерк) // Контекст. М., 1982
  224. А. Ф. Форма Стиль — Выражение. М. 1 995 125.ЛосевА.Ф. Имя. СПб., 1997
  225. O.B. Композитор как собственный биограф // Двенадцать этюдов о музыке / МГК им. П. И. Чайковского. М., 2001
  226. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970
  227. Ю.М. Семиосфера. СПб., 2004
  228. П.В., Сусидко И. П. Итальянская опера XYIII века. Ч. 1. М., 1998
  229. П.В., Сусидко И. П. Итальянская опера XYIII века. Ч. 2. М., 2004
  230. Magistro Georgio Septuaginta. К 70-летию Юрия Николаевича Холопова. М., 2002
  231. JI.A., Рыжкин И. Я. Очерки по истории теоретического музыкознания. Вып. 2. М., 1934
  232. В.В. О методе музыковедения // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987
  233. В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993
  234. Методологические проблемы музыкознания: Сб. ст. М., 1987
  235. А.Д. Детерминация естественно-научного познания. Л., 1977
  236. A.B. Об обозначениях и наименованиях в нотных записях А.Н.Скрябина // Нижегородский скрябинский альманах. № 1. Ниж-гий Новгород, 1995
  237. A.B. Языки культуры. М., 1997
  238. A.B. Музыка в истории культуры. М., 1998
  239. Г. Г. Структура текста как синергетический процесс. М., 2003
  240. С. Подводя итоги // Избр. произв. В 2-х т. Т. 1. М., 1985
  241. Музыка и незвучащее. М., 2000
  242. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970
  243. Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М., 1973
  244. Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М., 1978
  245. Музыкальный словарь Гроува. М., 2001
  246. Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: Сб тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 2002
  247. . С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи. М., 1985
  248. Е.В. Музыкознание как социальная, гуманитарная наука // Сов. Музыка. 1977. № 10
  249. Е.В. Логика музыкальной композиции. М. 1982
  250. Е.В. О роли музыкознания в современной культуре // Сов. музыка. 1982. № 5.
  251. Е.В. Термины, метафоры, понятия // Сов. Музыка. 1984. № ю
  252. Е.В. Понятия и термины в теории музыки // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987
  253. Е.В. Еще раз о музыковедческих терминах и понятиях // Музыковедение началу века: прошлое и настоящее / РАМ им. Гнесиных. М., 2002
  254. Е.В. Стиль и жанр в музыке. М., 2003
  255. В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989
  256. Т.И. Стиль научного произведения // Муз. Академия. 2001. № 3
  257. Т.И. Стиль научной музыковедческой прозы // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее / РАМ им. Гнесиных. М., 2002
  258. Т.И. Научный текст: введение в проблему музыковедческого исследования // Музыкальное образование в контекстекультуры. Сб. тр. по материалам конф. 26−30 окт. 2004 / РАМ им. Гне-синых. М., 2005
  259. Т.Н. Музыковедение: стиль научного произведения (опыт постановки проблемы). М., 2005
  260. Неизвестный Денисов. Из Записных книжек. М., 1997
  261. Ю.И. Музыковедение // Музыка: Большой энциклопедический словарь. М., 1998
  262. Общее языкознание. Мн., 1983
  263. В.В. Стилистика текста. М., 2004
  264. Ю.Н. О художественных тенденциях в современной русской музыке: поэтика стиля Николая Корндорфа (80−90-е гг.) М., 2001
  265. Я. Алхимия слова. М., 1972
  266. Р.Л. Западная нотация XI XIV веков. М., 2004
  267. A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976
  268. Поэтика музыкальной композиции: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнеси-ных. М., 1991
  269. Поэтика перевода. М., 1988
  270. Проблемы музыки XX века. Горький, 1977
  271. Проблемы музыкознания: Сб. тр. Вып.8 / РИИИ. СПб., 1996
  272. В.И. Очерки по жанровой стилистике текста. М., 2003
  273. П.Г. Слово и стиль в создании образности // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. № 3. 2002
  274. А.И. Российская наука: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы философии. 1995. № 3
  275. Ф. Интерпретирующая семантика. Н. Новгород, 2001
  276. М.П. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М.,
  277. А.И. О творческой основе взаимодействия искусства и науки // Процессы музыкального творчества / РАМ им. Гнесиных. М., 2000
  278. Ю.Н. Теоретическое музыкознание. М., 1983
  279. В.В. Уединенное. М., 1990
  280. Э.К. Закон золотого сечения в поэзии и в музыке // Розе-нов Э. К. Статьи о музыке Избранное. М., 1982
  281. Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998
  282. И.М. Гавриил Николаевич Попов. Творчество. Время. Судьба. М., 2000
  283. Русская музыка и XXвек. М., 1997
  284. Русский авангард и Брянщина. Брянск, 1998
  285. С.И. Заметки о поэтике современной музыки // Современное искусство музыкальной композиции: Сб.тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985
  286. С.И. Мир Стравинского. М., 2001
  287. Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы / МГК им. П. И. Чайковского. М., 1 999 196. Семиотика. М., 1983
  288. КВ. Поэтика мотива. М., 2004
  289. Слово композитора (по материалам второй половины XX века): Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 2001
  290. Д.Н. О тайнах творческого процесса в музыке // Муз. Академия. 2002. № 2
  291. Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века / ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. М., 2003
  292. A.C. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М., 1992
  293. A.C. К проблеме текста и его информационной специфики в современной музыкальной культуре // Проблемы информационной культуры. М., 1994
  294. A.C. Векторы культуры в музыкальной панораме XX века // Двенадцать этюдов о музыке: Сб. тр. / МГК им П. И. Чайковского. М., 2001
  295. A.C. Введение в музыкальную композицию XX века. М., 2004
  296. С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989
  297. A.B. Стиль: его учебные курсы (в порядке обсуждения) // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2002. № 2
  298. СтогнийИ.С. О смыслообразующей роли детали в музыкальном тексте // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 2000
  299. Структурно-типологические исследования. М., 1962
  300. Судьбы творцов российской науки. М., 2002
  301. К.П. Симметрии и пропорции в музыке Клода Дебюсси (24 прелюдии для фортепиано) // Музыкальная конструкция и смысл / РАМ им. Гнесиных. М., 1999
  302. М.Е. О методологии анализа музыкального произведения (к проблеме соотношения типологического и индивидуального // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987
  303. М.Е. Русская опера в поисках новых форм // Русская музыка и XX век. М., 1997
  304. Теоретическое музыкознание на рубеже веков: Сб. тр. / Белорусская гос. академия музыки. Мн., 2002
  305. М. Философия науки. М., 2003
  306. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995
  307. Е.Б. Стиль Мусоргского: лад, гармония, склад. М. 1999
  308. .А. Поэтика композиции. СПб., 2000
  309. У ненова В.В., Шомова С. А. Полифония текстов в культуре. М., 2003
  310. В.Ф. Гуманитарная наука и христианство на пороге третьего тысячелетия // Вестник РГНФ. 2000. № 3
  311. Э.П. Диатонические лады в творчестве Д.Шостаковича. М., 1980
  312. Э.П. Типизация музыкального языка (к вопросу методического прогнозирования) // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методики: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М. 1997
  313. Э.П. Творческий процесс: поиск смысла // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. Вып.2 / РАМ им. Гнесиных. М., 1997
  314. Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. Фрязино, 2003
  315. П.А. Собр. соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990
  316. Г. В. Избранные богословские статьи. М., 2000
  317. Т.В. Полифония А.Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века. М., 2004
  318. Ю.Н. Три предмета три науки //Сов. Музыка. 1990. № 2.
  319. Ю.Н. А.Ф.Лосев как музыкальный ученый // Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Сов. Музыка. 1990. № U.C. 64−74- № 12
  320. Ю.Н. Лосев и советская музыкальная наука //Лосев и культура XX века. Лосевские чтения. М., 1991
  321. Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. 1993. № 4
  322. ХолоповЮ.Н., ЦеноваВ.С. Эдисон Денисов. М., 1993
  323. В.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен. М., 1990
  324. В.Н. О творческом процессе музыковеда // Процессы музыкального творчества. Вып. 7 / РАМ им. Гнесиных. М., 2004
  325. В.Н., Чигарева Е. И. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. М., 1 990 243. Холопова В. Н. Композитор Альфред Шнитке. Челябинск, 2003
  326. Христианская культура: прошлое и настоящее / РАМ им. Гне-синых. М., 2004
  327. Т.В. О числовых моделях в музыке О.Мессиана // Процессы музыкального творчества. Вып. 4 / РАМ им. Гнесиных. М., 2000
  328. Т.В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. М., 2002
  329. М.В. «Ключевые слова» и перевод поэтического текста (на примере стихотворения Марины Цветаевой «Попытка ревности») // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2002. № 2
  330. B.C. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной. М., 2000
  331. Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994
  332. Человек читающий. Homo legens. М., 1989
  333. И.Я. Общие особенности поэтического текста. Воронеж, 1987
  334. Е.И. О семантической целостности творчества Моцарта (К проблеме творческого процесса) // Процессы музыкального творчества. Вып. 1 //РАМ им. Гнесиных. М., 1994
  335. Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность.Семантика. М., 2000
  336. Е.И. Заметки о музыкальной (мотивной) организации повести Ивана Шмелева «Неупиваемая чаша» // Двенадцать этюдов о музыке: Сб. тр. / МГК им П. И. Чайковского. М., 2001
  337. А.В. Идеи и стиль. М., 1968
  338. А.В. Ритм образа. Стилистические проблемы. М., 1980
  339. B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988
  340. Д.И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. М., 1993
  341. Д.И. Признание Эдисона Денисова. М., 1998
  342. Шульгин Д. И, Шевченко Т. В. Творчество-жизнь Виктора Еки-мовского. М., 2003
  343. Т.А. Музыковедческий специальный класс (из опыта работы музыковеда-историка) // Художественное образование XXI века: Преемственность. Методология. Дидактика. Вып. 1. Мн., 1999
  344. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб., 2003
  345. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004
  346. Эко У. Как написать дипломную работу. СПб., 2004
  347. Best S., Kellner D. Postmodern theory: Critical interrogations. Basingstoke etc., 1991
  348. Contemporary literary criticism: Literary and cultural studies. L., N.Y., 1993
  349. C. «Neue Musik» als historische Kategorie // Musica, 1968.3
  350. Eco Umberto. Interpretation and History // Interpretation and Overinterpretation. Cambridge, 1992
  351. Ferrara L. Fenomenologie as a fool for musical analysis // The Musical quarterly. 1984. № 3
  352. Fokkema D. W. The semantic and syntactic organisation of postmodernist texts // Approaching postmodernism / Ed. by Fokkema D.W., Bertens H. Amsterdam- Philadelphia, 1986
  353. Formen der Literatur. Stuttgart, 1991
  354. Freedman W. The Literary Motif // Essentials of the Theory of Fiction. Duke Un. Press, 1996
  355. Harris Z. Discourse Analysis // Language. XXVIII, 1952
  356. Intertextuality. Berlin- N.Y., 1991
  357. Lakoff G. The contemporary theory of metaphor // Metaphor and thougpt. Cambridge (Mass), 1993
  358. Langer S. Problems of art. N.Y., 1957
  359. Literature Style of Simposium. Oxford- London- N.Y., 1971
  360. Method of ling., lit. a. philos. analysis. Berlin, 1982
  361. Peer W. van. Text // Encyclopedia of Language and Linguistics. Vol. 9. Oxford- New York- Seoul- Tokyo, 1994
  362. Poetics: International Review for the Theory of Literature. Vol. 4. Paris, 1972
  363. Sebeok T.A. Style in Language. Cambridge, 1960
  364. SedakE. Some problems in contemporary musical criticism // The International review of music aesthetics and sociology. Zagreb, 1970. Vol. 1., № 2
  365. C. «Notizie dalla crisi: Dove va la critica letteraria?» Torino, 1993
  366. Semiotica. Berlin, N.Y., 1994
  367. Schluter H. Grandkurs der Rhetorik. Munchen, 1977
  368. TompsonS. Motif-Index of Folk Literature. Copenhagen, 1955−1958
  369. Turner M. The Literary mind. N.Y., 1996
  370. What is an author? Manchester, 1993
Заполнить форму текущей работой