Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как открытая полистилевая жанровая система

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов работы. Результаты исследования обсуждались на кафедре народного пения и фольклора Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова. Основные положения и выводы излагались автором на третьей международной конференции памяти А. В. Рудневой «Фольклор: современность и традиция» (Проблемы стилистики погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья), Москва, 2001; опубликованы… Читать ещё >

Содержание

  • Степень изученности проблемы
  • Глава I. Философско-эстетический аспект проблемы смерти
    • 1. Отношение к смерти в различных культурах
    • 2. Проблема смерти в русской народной культуре
  • Глава II. Погребальный обряд русских Саратовского Поволжья
    • 1. Структура погребального ритуала
  • Приготовление в последний путь
  • Последний путь
  • Поминовение
    • 2. Символика погребального обряда
    • 3. Музыкальное наполнение обряда
    • 4. Тематическая характеристика поэтических текстов погребальных духовных стихов
    • 5. Истоки функциональной принадлежности ДС к погребальному обрядовому комплексу
  • Глава III. Стилистическая открытость погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья как синтез песенных жанровых традиций
    • 1. Проявление стилистической неоднородности в поэтических текстах погребальных духовных стихов
    • 2. Типологические свойства музыкальной системы погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья
      • 2. 1. Типология ритмической организации
      • 2. 2. Звуковысотные параметры интонирования
      • 2. 3. Типология композиционной организации
    • 3. Стилевые особенности исполнения погребальных духовных стихов

Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как открытая полистилевая жанровая система (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Народное духовное певческое искусство всё чаще становится предметом изучения отечественной фольклористики. Значительный интерес приобретают некогда «запретные», а потому малоизученные жанры, в числе которых погребальные духовные стихи.

Однако их значение и смысл не легко открываются современному человеку. Жанр погребального духовного стиха стоит особняком как от традиционного фольклора, так и от культовой духовной музыки, представляя собой особый пласт устного народного творчества. До сих пор мы не имеем исследований, рассмотревших данную тему с позиций современного научного музыкознания.

Автором представленной диссертации на протяжении двух десятков лет проводилась работа по аудиои видеозаписям фольклора, в том числе и музыки погребального обряда, что дало возможность выявить жанровые и стилистические особенности погребальных духовных стихов, их национальное своеобразие.

Предшествующие этнографические описания погребального обряда не выработали единого подхода к изучению его типологии. Даже современные исследования погребальной обрядности не являются комплексными, в них ставятся и решаются проблемы вне анализа музыкально-поэтического аспекта обряданет сопоставления с типологическими особенностями музыкальных и поэтических текстов, входящих в погребальный обряд. При современном состоянии изученности погребального обряда в пределах всего национального материала особое значение приобретает региональное исследование.

Решению перечисленных актуальных проблем посвящается данная работа, представляющая собой опыт типологического рассмотрения региональной песенной погребальной традиции. Кроме того, погребальный обрядовый комплекс русских Саратовской области до сих пор был вне поля зрения учёных (нам не известно ни одно исследование на эту тему).

Изучение народной духовной музыки в свете современного музыкознания как подлинно духовного творчества народа даст возможность «реабилитировать» значительный пласт фольклора в глазах человека XXI века, выявить его роль в отображении духовных и эстетических идеалов наших предков и современников, определить круг музыкально-выразительных средств, вскрыть подлинно народную сущность.

Памятники народного певческого искусства, сохранившие в музыкально-поэтических образах философско-религиозные идеалы народа и не утратившие за столетия эстетической и этической ценности, требуют глубоко научного изучения и обобщения. В этом мы видим актуальность представленной диссертации.

Объект изучения — погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья.

Предмет изучения — открытая полистилевая жанровая система функционирования погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья.

Цель настоящей работы — выявление и исследование жанрово-стилистической типологии погребальных народных песнопений, характеризующихся общностью образно-эмоционального содержания.

В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования'.

1. рассмотреть эстетические основания погребальной народной музыки в русской культуре, как особого феномена религиозно-философского, художественно-эстетического сознания русского народа;

2. определить структуру и степень музыкального наполнения погребального ритуала;

3. выявить истоки принадлежности духовных стихов к погребальному обряду;

4. провести классификацию поэтических текстов погребальных духовных стихов;

5. проанализировать типологические свойства музыкальной системы погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья;

6. рассмотреть проявление стилистической неоднородности в поэтических текстах погребальных духовных стихов;

7. раскрыть стилевые особенности исполнения погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья;

8. обосновать понятие стилистической открытости погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья как синтеза песенных жанровых традиций.

В этой связи возникла необходимость показать исторически объективный характер возникновения и развития народной духовной музыки погребального обряда, её народную духовную сущность и национально-специфический принцип формообразования.

В соответствии с задачами определяется материал исследования.

В работе описывается и анализируется погребальный комплекс Саратовского Поволжья, каким он сложился к XX веку и сохранился до настоящего времени. Региональный погребальный обряд представляет собой многоплановое действо, насыщенное различными жанрами (каноническими молитвами, духовными стихами, причитаниями), однако в связи с утратой в обрядовом комплексе жанра похоронного причитания, основным объектом исследования становятся погребальные духовные стихи.

Основу музыкально-стилевого анализа составляют, прежде всего, нотации звукозаписей погребальной музыки Саратовского Поволжья, сделанные диссертантом в 1987 — 2002 гг., авторские нотации аудиозаписей учеников — студентов кафедры народного пения и фольклора Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова и некоторые публикации музыкальных записей других авторов. В диссертации исследуются погребальные духовные стихи православных христиан Саратовского Поволжья как открытая полистилевая жанровая система, объединяющая вербальный и музыкальный компоненты, отличающаяся особенностью функционирования.

Методологическую ocfioey диссертации составляют труды московской школы фольклористов (К. Квитки, Е. Гиппиуса, А. Рудневой, А. Банина, Б. Ефименковой и др.), в том числе исследования В. Щурова по проблеме стиля в русской народной музыке, в которых автор разрабатывает и уточняет определение стиля применительно к фольклору, устанавливает исходные методологические принципы и классифицирует стилистику народной музыки как местную, жанровую и историко-возрастную.

В качестве метода исследования используется системный подход, предполагающий последовательное изучение как погребальной музыки, с многочисленными взаимовлияниями с другими музыкальными явлениями русской культуры, так и самого погребального обряда от его истоков до современных форм бытования. Использование трудов по истории России, русской православной церкви, истории русской музыки и фольклора обусловило историко-типологический подход в исследовании данной темы.

В связи с полистиличностью погребальных духовных стихов предпринята попытка применения к ним методов различных искусствоведческих и музыковедческих отраслей: классической теории музыки (вопросы анализа вокальных жанров), стиховедческого анализа (рассмотрение поэтической организации), этномузыковедения (изучение ритмических и ладовых свойств в работах А. Банина, Е. Гиппиуса, В. Гошовского, Б. Ефименковой, И. Земцовского, К. Квитки, А. Рудневой, В. Щурова).

Положения, выносимые на защиту:

1. Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжьяжанровая система, объединённая на основе идейно-тематического единства, религиозно-философского содержания и особого функционального статуса духовных стихов в качестве обязательного атрибута погребально-обрядовых отношений.

2. Важнейшим принципом формирования открытой музыкально-поэтической системы религиозно-философского содержанияпогребальных духовных стихов Саратовского Поволжья — является полистиличность.

3.Основополагающими составляющими определения полистилевая жанровая система" являются: синтез различных продуцирующих культурных традиций, политематизм вербального компонента погребального комплекса, разнообразие композиционных структур, архитектонических конструкций и принципов ритмизации общего интонационного потока.

Научная новизна. В настоящей работе впервые рассматривается одна из традиций погребального духовного стиха, а именно традиция Саратовского Поволжья. Бытование погребального обряда в этом регионе не изучалось до настоящего времени. Диссертация является первым опытом исследования локальной традиции в отечественном музыкознании, выявляющим музыкально-стилистические особенности и глубоко национальную основу музыки погребального обряда Саратовского Поволжья.

Впервые предметом самостоятельного исследования становится музыка погребального обряда, а именно погребальные духовные стихи. Они рассматриваются в контексте русского певческого искусства как результат творческих исканий народа и неотъемлемая часть обрядового действа, как певческая традиция.

Впервые:

— в научную работу вводится неизвестный учёным музыкально-этнографический материал, дающий новые представления о духовных стихах;

— выявляются истоки функциональной принадлежности духовных стихов к погребальному обрядовому комплексухарактеризуется тематика поэтических текстов погребальных духовных стихов;

— структурируется погребальный ритуал;

— анализируется степень музыкального наполнения обряда погребения;

— рассматривается проблема новообразований в музыке погребального обряда;

— расширяется жанровая классификация погребальной народной музыки;

— устанавливаются основные музыкально-ритмические типы погребальных духовных стихов;

— исследуются закономерности ритмической, звуковысотной и композиционной организации;

— анализируются стилевые особенности исполнения погребальных духовных стиховопределяется статус погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья как открытой полистилевой жанровой системы.

Практическая значимость диссертации. Идеи и материалы диссертации легли в основу читаемой автором лекции «Погребальный обряд русских» в рамках курса по народному творчеству в Саратовской консерватории. Основные результаты исследования применялись в исполнительской практике в курсах «Хоровой класс», «Ансамблевое пение», «Постановка голоса», «Педагогическая практика». Образцы духовных стихов саратовской коллекции диссертанта включены в репертуар курсовых ансамблей и хора кафедры народного пения и фольклора Саратовской консерватории имени J1. В. Собинова, а также фольклорных любительских и профессиональных коллективов Саратовского Поволжья.

Результаты исследования могут использоваться в дальнейших научных изысканиях, посвященных изучению региональных традиций народного духовного пения и погребальной обрядности. Материал диссертации может применяться в курсах «Истории отечественной музыки», «Музыкального народного творчества», «Областных песенных стилей», «Этнографии».

Апробация результатов работы. Результаты исследования обсуждались на кафедре народного пения и фольклора Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова. Основные положения и выводы излагались автором на третьей международной конференции памяти А. В. Рудневой «Фольклор: современность и традиция» (Проблемы стилистики погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья), Москва, 2001; опубликованы по итогам всероссийской научно-практической конференции «Традиционный фольклор юга России» (К проблеме изучения музыкальной драматургии погребального обряда Саратовского Поволжья), Ставрополь, 2001; всероссийской научно-практической конференции «Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития» (Стилистическая открытость погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья как синтез песенных жанровых традиций), Тамбов, 2002; международной научно-практической конференции.

Культура и искусство Поволжья на рубеже тысячелетия" (Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как стилистически открытая музыкально-поэтическая система), Саратов, 2002; региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство» (К проблеме новообразований в жанровой системе погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья), Саратов, 2003; международной конференции «Славянская традиционная культура и современный мир. Фольклор и культурная традиция» (Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как полистилевая жанровая система), Москва, 2003; всероссийской научно-практической конференции «Фольклор народов России» (Духовные стихи Саратовского Поволжья и их сценическое воплощение), Астрахань, 2003; в сборнике научных статей «Молодые учёные — Саратовской области» (Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья и культура старообрядчества), Саратов, 2003; в журнале «Народное творчество» № 5 (Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья), Москва, ГРЦРФ, 2003; в сборнике материалов научной конференции «Славянская традиционная культура и современный мир» № 8 (Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как открытая полистилевая жанровая система), Москва, ГРЦРФ, 2005; в сборнике материалов научной конференции «Славянская традиционная культура и современный мир» № 10 (Погребальный обряд Саратовского Поволжья в контексте русской народной культуры), Москва, ГРЦРФ, 2006.

Структура и объём диссертации определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, библиографии и двух приложений. Список литературных источников представлен 148 работами отечественных и зарубежных авторов.

Заключение

.

На основании данных, полученных в результате проведённого исследования региональной погребальной традиции, мы с полным основанием моэ/сем утверждать, что погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья представляют собой открытую полистилевую жанровую систему.

Культурологический аспект, предлагаемый современными исследователями духовного стиха, дал возможность выявить проявление разных культурных пластов в жанровой системе погребальной народной музыки Саратовского Поволжья.

Влияние «верхнего» пласта средневековой русской культуры, а именно древнерусского певческого искусства, в значительной мере выражено в погребальной народной музыке Саратовского Поволжья, и проявляется в ПДС, тематически связанных с покаянными песнопениями и песнопениями-плачами. Своё наиболее яркое выражение оно находит в лексической конструкции и композиционной структуре погребальных песнопений.

Исследование погребальных духовных стихов саратовской коллекции позволило также выявить образцы, сформировавшиеся под влиянием народного пласта средневековой русской культуры с опорой на былинно-сказовую традицию, которое ярко проявляется на уровне ритмической структуры и выражено наиболее характерными формулами музыкально-слогового ритма восточнославянского фольклора.

Очевидна и роль субкультуры старообрядчества в формировании жанровой системы ПДС Саратовского Поволжья — одного из оплотов старообрядческого движения в России. Волжские старообрядцы, сохранявшие не только религиозную дореформенную обрядность, но и национально-бытовой уклад, культивировали традиционные образцы духовного творчества, в том числе и ДС. Однако изменение среды бытования последних в Саратовском Поволжье способствовало их повсеместному распространению как фольклорного произведения. В качестве погребальных духовных стихов диссертантом были зафиксированы как стихи старшей традиции, так и более поздние по происхождению образцы, созданные после 17 века, функционирующие в православной среде в малоизмененном виде, что свидетельствует об определённой закреплённости напева за текстом стиха. К влиянию старообрядческой культовой музыки мы относим также использование огласовок, вставных гласных и асемантических слогообразований, присущих традиции знаменного пения.

Наряду с обозначенными выше проявлениями различных пластов средневековой русской культуры, в ПДС саратовской коллекции, с преобладанием поздних образцов духовных погребальных песнопений, наиболее яркое проявление получил культурный пласт лирической песенности и романса.

Романсовая лирика, обладающая значительным влиянием в фольклорной среде Саратовского Поволжья, способствовала формированию в погребальной народной музыке особого песенного пласта. В исследуемом локусе он репрезентируется погребенными духовными песнями (ПДП). Значительному влиянию городской песенной культуры подверглось интонирование поэтической строки ПДП, которое выразилось в значительном звуковом объёме и пластичности мелодических фраз, что не характерно для ранних ДСв опоре мелодического каркаса ПДП на простейшие гармонические функциив преобладании терцового двухи трёхголосия гармонического складав доминировании постоянных метров и частой опоры на трёхдольность, как в ПДП с трёхсложной, так и с двухсложной метрической организацией стихав использовании параллельно-переменного лада как излюбленного колористического приёма.

Следует, однако, отметить крайне редкое использование гармонического и мелодического минора в ладовой организации ПДП, столь типичных для городской песенной культуры, и преобладание хоть и широко объемных, но натуральных ладов, что свойственно крестьянской песенной традиции.

Проведённое в работе исследование новообразований в жанровой системе погребальной народной музыки позволяет охарактеризовать погребенные духовные песни Саратовского Поволжья как явление универсальное, сочетающее в себе музыкальную стилистику городской культуры XVIII — XIX вв., силлабо-тоническую организацию стиха, характерную для профессиональной литературы того времени и высокодуховное содержание, присущее ДС в целом. По-видимому, можно говорить о существовании в жанровой системе духовного стиха его поздней разновидности, сформировавшейся в конце XVIII — XIX веках, — жанре погребенной духовной песни, обладающей определённым набором характерных признаков.

Анализ вербального компонента погребальной народной музыки подтвердил стилистическую неоднородность погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья, проявившую себя в смешении диалектного произношения и литературного текста, норм литургического и народного языка.

Литургическая стилистика представлена в поэтических текстах ПДС особым типом стихосложения, построенным на чередовании речевых волн, сближающими их с богослужебными песнопениями, а также речевой стилизацией, уходящая своими корнями в литургическую поэзию.

Преобладание фольклорной стилистики и лексики репрезентируется в поэтических текстах ПДС простонародными выражениями, диалектическими ударениями, применением междометий и словообрывов, отсутствием согласованности по родам между существительным и зависимым прилагательным, изобилием морфологических особенностей, использованием характерных для народной поэзии фигур повторения типа анафоры и анадиплосиса.

Поэтические тексты поздних духовных стихов погребальной традиции обладают иным лексическим составом, опирающимся на литературный языкизобилуют красочными эпитетами, аллегориями, яркими драматическими образами. Силлабо-тонический принцип стихосложения сочетается в них с урегулированным чередованием слогов, константными ударениями, перекрёстной, реже смежной рифмой.

В целом, вербальный компонент погребальных народных песнопений саратовской коллекции сочетает в себе влияние как архаических фольклорных пластов и элементов Богослужебного пения, так и более поздних фольклорных явлений, в частности, лирической песенности и романса, подчёркивая стилистическую неоднородность погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья.

Рассмотрение принципов ритмизации общего интонационного потока ПДС дало возможность выделить следующие типы временной организации: тонический силлабический, силлабо-тонический (стопный), характерные как для архаических, так и для более поздних фольклорных пластов.

Не менее разнообразны и композиционные структуры вербального компонента ПДС. Проведённый анализ позволил выявить такие архитектонические конструкции, как тирадная, стиховая, строфическая, характеризующиеся развёрнутой системой стандартных ритмоинтонаций. В исследуемых образцах погребальных песнопений они проявляются на двух уровнях: в виде типичных формул реального музыкального ритма (начальные разделы композиций) и типизированных моделей слогового ритма. Последние функционируют в виде типовой модели, основанной на принципе постоянной трансляции симметрии, характерной для архаических слоговиков-пятисложников, и второго типа модели с концевым долгим окончанием, зафиксированной в поздних ПДС с пеонической организацией стиха.

Звуковысотные типовые модели, разделённые на шесть групп с учётом диапазона попевки и способов её заполнения, репрезентируются значительным количеством разновидностей, представляющих как традиционные для глубинного исторического пласта фольклора мелодические образования (восходящие и нисходящие трихорды в кварте), так и характеризующее поздний песенный пласт мелодическое развитие в амбитусе сексты (нисходящее движение к главной опоре, восходящий секстовый скачок от субкварты с поступенным движением к главной опоре).

Частота использования как тех, так и других мелодических попевок позволяет отнести их к стереотипным оборотам, насыщающим начальные (восходящие трихорды в кварте) и завершающие (мелодические формулы с субквартой) части формы.

Значительным многообразием отличаются ладовые структуры ПДС саратовской коллекции, представленные как ранними олиготонными ладовыми образованиями, так и полной семиступенной диатоникой, характерной для поздних погребенных духовных песен. При всей самобытности звуковой организации ПДС и многообразии её проявлений, обусловленной функциональной переменностью тонов в рамках ладовой конструкции, нам удалось выявить наличие значительного количества характерных музыкальных интонаций, составляющих типовой музыкальный «словарь» региональной жанровой системы.

Перечисленные выше характеристики музыкального компонента обряда погребения также подчёркивают стилистическую неоднородность народной духовной музыки Саратовского Поволжья.

Существование в народной терминологии уточняющих характеристик интонирования различных по стилевой принадлежности погребальных песнопений, многообразие эмоциональных оттенков и значительное различие в манере исполнения духовных стихов объясняется, как интуитивное ощущение народными исполнителями полистилевой природы музыкального компонента погребального обряда.

Проведённый анализ погребальных народных песнопений позволяет сделать следующие выводы. Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья представляют собой синтез ряда культурных традиций: древнерусского певческого искусствнародного пласта средневековой русской культуры с опорой на былинно-сказовую традициюсубкультуры старообрядчествапозднего культурного пласта лирической песенности и романса, послужившего основой для формирования в XIX—XX вв. в жанровой системе духовного стиха его поздней разновидности — погребенной духовной песни, обладающей определённым набором характерных признаков.

Проявление различных стилистических характеристик в рамках жанровой системы ПДС подчеркивает отсутствие собственной стилистики жанра погребального духовного стиха, при этом не разрушая целостности и органичности музыкального компонента погребального ритуала. Представленные выводы в значительной степени подтверждают предположения современных исследователей народных духовных песнопений о невозможности характеризовать традицию духовного стиха как целостное, последовательное и преемственное явление. Проведённое исследование позволяет охарактеризовать погребальный духовный стих Саратовского Поволжья как специфическую полистилевую музыкально-поэтическую форму проявлений духовной творчества народа, его нравственных и религиозных устремлений.

В целом, в диссертации предпринята попытка изучения как самого погребального обряда, так и музыкального компонента ритуала: введение в научную практику ранее неизвестного музыкально-этнографического материалаосвещение проблемы новообразований в музыке погребального обряда, расширение жанровой классификации народной погребальной музыкиопределение основных музыкально-ритмических типов погребальных духовных стихов исследуемого региона, анализ закономерностей ладовой, ритмической, звуковысотной и композиционной организациивыявление регламентирующих параметров интонирования внекультовых духовных песнопенийхарактеристика особенностей исполнения погребальной духовной музыки и определение статуса погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья как открытой полистилевой жанровой системы.

В качестве перспективы дальнейшего изучения погребальной народной музыки видится соотнесение ПДС разных регионов Поволжья с целью выяснения распространения стилистических свойств погребальных песнопений.

Надеемся, что данная работа, снабжённая значительным нотным приложением, будет представлять не только научный, но практический интерес, способствуя сохранению и возрождению народной духовной музыки Саратовского Поволжья.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .В. О народной музыке Текст, ноты. / Б. В. Асафьев // Сборник статей / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. — Л.: Музыка, 1987.-248 е.
  2. В.П. Русское народное поэтическое творчество Текст.: учеб. пособие / В. П. Аникин, Ю. Г. Круглов М.: Просвещение, 1993. -415 с.
  3. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифологическими сказаниями других родственных народов Текст. / А. Н. Афанасьев.- М., 1865−1869.- В 3-х т.
  4. И.В. Жечься или в земле тлеть? Текст. / И. В. Баженов // Епархиальные ведомости. Кострома, Костромская епархия, 1909. — 38 с.
  5. Д. Русская свадьба Текст, ноты. / Д. Балашов, Ю. Марченко, Н. Калмыкова. М.: Современник, 1985. — 390 с.
  6. Балто-славянские этнокультурные и археологические древности. Погребальный обряд Текст. // Тезисы конференции М.: Наука, 1985. -134 с.
  7. А. Свадебные песни Новгородской области Текст, ноты. / А. Банин, А. Вадакария, В. Жекулина // Расшифр., сост. и комм. А. А. Банина. Л.: Музыка, 1974. — 125 с.
  8. П.Е. Материалы о похоронно-поминальном обряде русского населения Среднего Приобья в конце 19 первой четверти 20 веков Текст. / П. Е. Бардина // Обряды народов Западной Сибири. -Томск, 1990.-С.166−178.
  9. Н.И. Духовные стихи (роспевцы) секты людей Божьих Текст. / Н. И. Барсов // Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. СПб., 1870. -Т. IV.-С. 1−154.
  10. И. Белов В. Лад Текст. / В. Белов // Очерки о народной эстетике. -М.: Молодая гвардия, 1989. 365 с.
  11. Бестужев-Рюмин К. Н. Русская история Текст. / К.Н. Бестужев-Рюмин. СПб., 1874. — Т. 1. — С. 24.
  12. Библия Текст. // Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. -М.: Российское библейское общество, 1999. 310 с.
  13. В. Письмо в ответ на вопрос Текст. / В. Брюсов // Вселенское дело. Вып.1,3. М., 1968.
  14. В.К. Древнерусская духовная лирика Текст. / В. К. Былинин. М.: Прометей, 1990. — С.54−99.
  15. В. Некоторые проблемы музыкальной эстетики в ранней патристике Текст. / В. Бычков // Музыкальная культура Средневековья. -М&bdquo- 1992. Вып.2. — С. 110−112.
  16. В. Сборник русских духовных стихов Текст. / В. Варенцов. СПб., тип. Кожачникова, 1860. — 251 с.
  17. И.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов Текст. / И. Н. Велецкая. М.: Наука, 1972. — С.203−204.
  18. А.Н. Разыскания в области русских духовных стихов Текст. А. Н. Веселовский // Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб.: тип. Имп. Академии наук, 1879−1891. — Выпуски 1−10.
  19. Вечныя загробныя тайны Текст. / Сост. Игумен Антоний. М.: Типография И. Ефимова, 1908 .- 220с.
  20. Т.Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусства: Автореф. дис. .канд. Искусствоведения. М., 1976. — 24 с.
  21. В. Двухтысячелетие христианства и его распространения на Руси Текст. / В. Власов // Культура и религия. М., 1992. — С.98.
  22. Я. Русские народные представления о загробной жизни на основании заплачек, причитаний, духовных стихов и т.п. Текст. / Я. Генерозов. Саратов: тополит. Киммель и К, 1883. — 48с.
  23. Е. Музыкальная культура поздней Византии Текст. / Е. Герцман // Культура Византии. ХШ-1 пол. XV в. М., 1991. — С.534.
  24. А. История балтийских славян Текст. /
  25. A. Гильфердинг. СПб., 1874. — С. 153.
  26. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI—XIX вв. Текст. / Сост. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошин. М.: Моск. рабочий, 1991.-352с.
  27. Н. Слово жизни в духовных стихах, избранных для любителей духовного пения Текст. / Собрал и составил Митрофорный протоиерей Николай Гурьянов. М., Остров Залит, 1994. — 315 с.
  28. В.Н. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: T. I IV. — СПб.- М.: Типография Вольфа, 1882. — IV т. — с. 233−234.
  29. Давид-Неэль Д. Мистики и маги Тибета Текст. / Д. Давид-Неэль. -М, 1991.-265 с.
  30. Добровольский Б. М Былины Текст, ноты. / Б. М. Добровольский,
  31. B.В. Коргузалов // Русский музыкальный эпос. М.: СК, 1980. — 615с.
  32. Духовная культура русских Среднего Поволжья Текст. // Материалы полевых исследований. Ульяновск: ДНТ, 2001.- Вып. 3. -110с.
  33. В.П. Отражение погребального обряда тувинцев в фольклоре Текст. / В. П. Дьяконова // Фольклорная этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Ред. Б. Н. Путилов. Л.: Наука, 1974. — С. 47.
  34. .Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора Текст, ноты.: учеб.- метод, пособие / Б. Б. Ефименкова. -М.: Композитор, 2001. 256с.
  35. .Б. Ритмика русских традиционных песен Текст, ноты.: учебное пособие / Б. Б. Ефименкова. М.: Изд-во МГИК, 1993. -151 с.
  36. .Б. Севернорусская причеть Текст, ноты. / Б. Б. Ефименкова. М.: СК, 1980. — 392 с.
  37. Живописный альбом «Народы России» Текст. СПб.: Изд-е картографического заведения А. Ильина, 1880. — 572с.
  38. Журнал «Народное творчество» Текст, ноты. / Ред. коллегия: А. С. Каргин и др.- Москва: ГРЦРФ, 2003. № 5.
  39. М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия Текст. / М. Забылин. М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880.- С. 347−358.
  40. А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.) Текст. / А. Ф. Замалеев. Л., Наука, 1987. — С. 61.
  41. Записки об исследовании собственно-русских курганных древностей Текст.- М.: Императорское Русское Археологическое Общество, 1900. -437 с.
  42. В. В., Топоров В. И. Исследования в области славянских древностей Текст. М.: Наука, 1974. — С. 49.
  43. История Старообрядческой церкви Текст.: Краткий очерк. М.: Изд. Митрополии Московской и Всея Руси, 1991. — 253 с.
  44. И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси Текст. / И. П. Калинский // Записки Русского Географического общества. СПб.: 1877.-Т. VII.-С. 308−309.
  45. С. Исторический обзор поминальных дней у древних и новых народов Текст. / С. Карпов. Тамбов, 1873. — 177 с.
  46. Келдыш 10. Очерки и исследования по истории русской музыки Текст. / Ю. Келдыш. М., 1978. — 510 с.
  47. И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время Текст. / И. С. Клочков. М, 1983. — С. 138.
  48. А.А. Народная Русь Текст. / А. А. Коринфский. -Самара: ОЦНТ, 1901.- 558 с.
  49. Н.И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XII и XVII столетиях Текст. / Н. И. Клстомаров. Киев, 1847. — С. 58.
  50. И.В. Русская духовная музыка в 2-х кн. Текст.: Кн. 1: История, Стили. Жанры. / И. В. Кошмина. М.: Владос, 2001. — 222 с.
  51. В.М. Эволюция погребального обряда в архаическом обществе: социальный и этнический аспекты Текст. / В. М. Крюков // Этническая культура: динамика основных элементов. М., 1984. — С. 115 124.
  52. JI. Песня: её язык, структура, судьбы Текст, ноты. / JI. Кулаковский. М.: СК, 1962. — 342 е.: нот.
  53. Культура и искусство Поволжья на рубеже тысячелетия Текст. / E.JI. Сверлова // М-лы международной научно-практическойконференции / Ред. коллегия: Д. И. Варламов и др. Саратов, СГК им. Л. В. Собинова, 2002. — С. 110−118.
  54. Г. Духовные стихотворения и переложения стихов разных церковных Текст, ноты. / Г. Левицкий. СПб., Гос. Публ. библ., 1863.- 164 с.
  55. Леон-Портилья М. Философия Нагуа Текст. / М. Леон-Портилья. -М.: Наука, 1961.-С.215.
  56. А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Наука, 1957. — С.425.
  57. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Наука, 1976. — 349 с.
  58. Л.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методики анализа малых форм Текст.: учеб. для вузов / Л. А. Мазель, В. А. Цукерман.- М.: Музыка, 1967. 749 с.
  59. С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила Текст. / С. В. Максимов. СПб., 1903. — С. 231.
  60. Мельников-Печерский П.И. В лесах. Текст. / П.И. Мельников-Печерский // Полное собрание сочинений. Т.2. СПб.: 1909. — 554 с.
  61. А.Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии. Собраны в 1861 1888г.г. Текст. / А. Н. Минх. — Саратов: ОНМЦ, 1994. — С. 85.
  62. Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времён и до наших дней Текст. / Сост. В. И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1996. -С. 28.
  63. Мифы народов мира Текст. М., Наука, 1982. — Т. II. — С. 495−521.
  64. А. Систематическое оглавление духовных стихов Текст. / А. Можаровский // Этнографическое обозрение. СПб., 1906. -С. 248−302.
  65. А. Мёртвым покой, живым — забота Текст. / А. Морщин, В. Лобачёв. — М.: Совершенно секретно, 2002. — 256 с.
  66. А.Н. К вопросу о погребальном обряде древнерусского населения Среднего и Верхнего Дона Текст. / А. Н. Москаленко // Материалы исследования по археологии СССР. № 176. М.: АН СССР, 1970. — С.108−110.
  67. Молодые учёные Саратовской области Текст. / Е. Л. Сверлова // Сборник статей. / Ред коллегия: С. Р. Ахмеров и др. — Саратов: ПАКС им. П. Столыпина, 2003. — С. 188−192.
  68. Музыкальная культура Средневековья Текст, ноты. // Сборник статей. -М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1992. 222 с.
  69. Н. С. Духовные стихи // Музыкальная культура Сибири Текст, ноты. / Н. С. Мурашова. -Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 1997.-T.I-C. 128−154.
  70. Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития Текст. / Е. Л. Сверлова // Материалы научно-практической конференции. / Науч. ред.В. В. Козляков. Тамбов: ТГУ им. Г. Ф. Державина, 2002. — С. 143−147.
  71. М.Г. Хронологические различия в погребальном обряде вятичей Текст. / М. Г. Недошивина // История и культура Восточной Европы по археологическим данным. М.: АН СССР, 1971. -С.182−196.
  72. A.M. Причитания Текст. / A.M. Новикова // Русское народное поэтическое творчество. М., 1978. — С. 93−96.
  73. Ю.А. К вопросу эволюции духовных стихов Текст. / Ю. А. Новиков // Из истории русской народной поэзии. Русский фольклор. Вып. 12. Л.: Наука, 1971. — С. 208−220.
  74. Г. А. Язычество в православии Текст. / Г. А. Носова. М., Наука, 1975.
  75. Обрядовая поэзия Текст.: учеб. для вузов / Сост. В. И. Жекулина, А. Н. Розова. М.: Современник, 1989.
  76. О существенных и второстепенных признаках народности могильных насыпей Текст. // Записки Императорского русского географического общества. -М.: Синодальная типография, 1873. 186 с.
  77. Периферия в культуре Текст. // Материалы международной конференции. Новосибирск: 2004. — 385 с.
  78. Платон. Апология Сократа Текст. / Платон // Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1994.-Т. 1.С. 95−96.
  79. Платон. Парменид Текст. / Платон // Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1993.-Т. 2.-С. 17.
  80. Повесть временных лет Текст. // Полное собрание древнерусских летописей. / Ред. Е. Ф. Карского. М.: Изд-во АН СССР, 1962. — С. 236.
  81. Н.В. Рукописные песенники XVII—XVIII вв.. Текст. / Н. В. Позднеев // Из истории песенной силлабической поэзии. РАН. М.: Наука, 1996. -445с.
  82. С.И. Песни предсмертныя и надгробныя: перевод со славянского Текст. / С. И. Пономерёв. М.: Из-во «Троицкий цветок», 1890.- 38 с.
  83. Прокопий из Кесарии. Война с готами Текст. / Прокопий из Кесарии.-М., 1950.-С. 297.
  84. И.С. Духовные песни, составленные из сборников «Гусли», «Песни христианина», «Тимпаны» и др. Текст, ноты. / И. С. Проханов. М.: Тип. «Коминтерн» Центриздата народов СССР, 1927.- 543 с.
  85. И.С. Песни первых христиан // Сборник духовных песен, сочинённых И. С. Прохановым Текс, ноты. / И. С. Проханов. М.: Тип. «Коминтерн» Центриздата народов СССР, 1927. — 137 с.
  86. Псалтырь в русской поэзии XVII—XX вв.еков Текст. / Сост. Б. Н. Романова. М.: Из-во «Ключ», Сергиев Посад, 1995. — 381с.
  87. М.П. Духовный стих. Взаимодействие устной и письменной традиций Текст. / М. П. Рахманова // Музыкальная культура Средневековья: Тезисы и доклады конференции. Вып.2. М.: Мин. культ. СССР, 1992. — С. 126−127.
  88. В.М. Представления о смерти в разных культурах и типах сознания Текст. / В. М. Розин // Идея смерти в российском менталитете. СПб: Издательство русского христианского гуманитарного института, 1999. -С. 9−29.
  89. Ф. Основы ладового строения русских народных песен Текст. / Ф. Рубцов // Статьи по музыкальному фольклору. Л., М., 1973. -С. 8−81.
  90. А.В. Курские танки и карагоды Текст, ноты. / А. В. Руднева // Таночные и карагодные песни и инструментальные пьесы. М.: Сов. Композитор, 1975. — 309 с.
  91. Рукописи Императорской Публичной библиотеки Текст, ноты. -0.XIV, № 128.
  92. Рукописный сборник Виленской Публичной библиотеки Текст, ноты. Малорусская скоропись, № 223, 1740. — 468 с.
  93. Русская мысль о музыкальном фольклоре Текст. / Материалы и документы. М.: Музыка, 1979. — 295 с.
  94. . А. Радз1м1ч1 Текст. / Б. А. Рыбаков. Минск, 1932. — С. 123.
  95. . А. Язычество Древней Руси Текст. / Б. А. Рыбаков. -М.: Наука, 1987.-С.452.
  96. . А. Язычество древних славян Текст. / Б. А. Рыбаков. -М.: Наука, 1981.- С. 267−284.
  97. Н. Историческое формирование старообрядчества в Самаро-Саратовском Заволжье Текст. / Н. Ряжев. Куйбышев: ОНМЦ, 1988. -56 с.
  98. Сборник стихов, молитв и псалмов религиозного общества последователей братца Иоанна Чурикова Текст, ноты. / И. Чуриков. -СПб: Глаголъ, 1994. 397 с.
  99. М. Толковый типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением Текст, ноты. / М. Скабалланович.-М., 1993.-С.31−34.
  100. Т.З. Плач и покаяние в древнерусских песнопениях: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. СПб., 1993. — 24 с.
  101. Славянская традиционная культура и современный мир. Фольклор и культурная традиция Текст. / E. JL Сверлова // Материалы международной научно-практической конференции. / Ред. кол.: А. С. Каргин и др. Вып. 5. М.: ГРЦРФ, 2003. — 225 с.
  102. Славянская мифология Текст. // Энциклопедический словарь./ Науч. ред. В. Я. Петрухин, Т. А. Агапкина, JT.H. Виноградова, С. М. Толстая. М., 1995.
  103. П.П. Духовные стихи, записанные в Тульской губернии в июле 1845 года Павлом Смирновым Текст. / П. П. Смирнов. М.: Императорское общество истории и древностей российских при Московском университете, 1908. — 16с.
  104. А. Церковно-славянские стихотворения конца IX-начала X веков Текст. / А. Соболевский // Журнал «Библиограф» Н. М. Лисовского. СПб., 1892. — 12с.
  105. А. Описание сборников псалмов, кантов и песен Текст. / А. Соболевский, В. Перетц // Из истории русской песни. М., 1900.-364 с.
  106. А. Н. Загробный мир по древнерусским представлениям Текст. / А. Н. Соболев. -М.: Сергиев Посад, 1913. 157 с.
  107. Ю.М. Русский фольклор Текст. / Ю. М. Соколов. М., 1941.
  108. Н. С. Раскол в Саратовском крае Текст. / Н. С. Соколов // Опыт исследования по неизданным материалам. Саратов, 1888. — 210 с.
  109. Л. К проблеме типологии традиций русских духовных стихов Текст. / Л. Солощенко // Музыкальная культура Средневековья: Тезисы и доклады конференции. М.: 1992. — Вып.2. С. 131−134.
  110. Стихи духовные Текст, ноты. // Сборник / Сост. Ф. М. Селиванова. М.: Сов. Россия, 1991. — 333 с.
  111. Стихи духовные. Вступительная статья Е. А. Ляцкого Текст. / Е. А. Ляцкий. СПб.: Издание товарищества «Огни», 1912. — 192 с. 117. Стоглав Текст. СПб, 1863.
  112. К. Основные задачи статистического изучения славянского стиха Текст. / К. Тарановский // Poetic. Poetica. Поэтика. T.I. Warszawa, 1966. — С. 173−196.
  113. Э. Примитивная культура Текст. / Э. Тейлор. М., 1939. -С. 259−301.
  114. Тибетская книга мертвых Текст. М.: Амфора, 1999. — 215с.
  115. С.А. Календарные обычаи и обряды. Исторические корни и развитие обычаев Текст. / С. А. Токарев. М.: Наука, 1983. — 236 с.
  116. Н.И. Заметки по славянскому язычеству. Вызывание дождя в Полесье Текст. / Н. И. Толстой, С. М. Толстая // Сборник: Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1978, — С. 97.
  117. Традиционный фольклор юга России Текст. / E.JI. Сверлова // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь: КДНТ, 2001. С. 41−46.
  118. Н.Д. Древнерусское певческое искусство Текст, ноты. /Н.Д. Успенский. М., 1971.-354 с.
  119. Т.Г. Певческая культура старообрядцев Сибири. Богослужебное пение Текст. / Т. Г. Федоренко, Б. А. Шиндин // Музыкальная культура Сибири. Т.1. — Новосибирск: 1997. — С.92−127.
  120. Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовных стихам Текст. / Г. Федотов. М., 1991. — 192 с.
  121. В.А. Погребальный обряд времён катакомбной культуры юго-востока Текст. / В. А. Фисенко // Археологический сборник. -Саратов, СГУ, 1966. С. 63 — 83.
  122. Фольклор народов России Текст. / E.JI. Сверлова // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Астрахань: ГФЦ «Астраханская песня», 2003. — С. 137 — 143.
  123. Фольклор: современность и традиция Текст. // Материалы международной конференции памяти А. В. Рудневой. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2001.-214 с.
  124. М. Герменевтика субъекта Текст. / М. Фуко. М.: Социологов 1991.-С. 258.
  125. Хен Ю. В. Современные мифы о смерти Текст. / Ю. В. Хен // Идея смерти в российском менталитете. С.-П.: Издательство русского христианского гуманитарного института, 1999. — С. 63−64.
  126. Ю. Понятие лада в связи с ладовой спецификой русской монодии Текст. / Ю. Холопов // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2.М., МГК им. П. И. Чайковского, 1992.
  127. К. Истина мифа Текст. / К. Хюбнер. М., 1996. — С. 97, 212.
  128. JI.JI. Ладовая интонационность русской народной песни Текст, ноты. / Л. Л. Христиансен. М.: СК, 1976. — 389 с.
  129. К.В. Русская причеть Текст, ноты. / К. В. Чистов // Причитания. Библиотека поэта. Л., 1960. — С.38 — 39.
  130. В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI—XIX вв.. Текст. / В. И. Чичеров. М., 1957. -С. 57.
  131. А.А. Повесть временных лет Текст. / А. А. Шахматова.- СПб.: Археол. Комис., 1916. С. 13.
  132. Т. Выхождение в день Текст. / Т. Шеркова // Архетип. -М., 1996. № 1.-С. 66.
  133. Е.Н. Идея смерти в миропонимании русского народа Текст. / Е. Н. Шульга // Идея смерти в российском менталитете. СПб.: РХГИ, 1999.-С. 220−238.
  134. И.С. Избранное Текст. / И. С. Шмелёв. М.: Правда, 1989.- 686 с.
  135. В.М. Стилевые основы русской народной музыки Текст, ноты. / В. М. Щуров. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1998. — 464 е.: нот.
  136. Kibort J. Wierzinia ludove w okolicach Krywisz w poviece Wilejskim.- Wisla, 1899.-397 s.
  137. Moczynski K. Kultura ludowa slawian. W., cz.2, 1879. — 529 s.
  138. A.M., Марозау А. У., Салавей Л. М., 1вахненко Т.A. М1фалопя. Духоуныя верш // Беларуск! фальклор. Жанры, В1ды, паэтика.- М1нск, Беларуская наука, 2003. 470 с.
  139. Пахаванш. Памшкк Галашенш. Мшск, 1986. — 187 с. 146. nicHi слобщско! Украши. Харьюв, 1996. — 188 с.
  140. Шахов1ч M. Дэмашчныя постащ i зявы у народным вераванш на стыку польскай i беларускай культур // Мост праз стагоддзк 36. Навук. Прац. Белосток, 1989. 354 с.
  141. Zienkiewiez R. Piozenki gminne Ludu Pinskiego. Kovno, 1851. -392 s.1. Примечания:
  142. Покаянные стихи сформировались в монастырской среде во второй половине 15 века. Тексты покаянных были связаны с византийской гимнографией, а напевы создавались в интонационной системе знаменного осмогласия (7,с. 129).
  143. В конце 17 начале 18 веков территория Ветки находилась за пределами Российского государства, в Польше. Ныне это территория Гомельской области Белоруссии
  144. Лица и фиты мелодические формулы, обозначающиеся условно сокращённой комбинацией знаков знаменной нотации.
  145. Это название происходит от выражения «петь на он», т. е. на букву «о», поскольку звук О. часто вставляется между гласными.
  146. Произношение слов в пении не противопоставлялось произношению в чтении (петь «на речь», т. е. как говорить).
  147. Аненайки одни из древнейших асемантических музыкально-слоговых вставок. Использовались при распевании текста.
  148. Хабувы — подача певческого звука с использованием гортанного «х» или вставки в слова гласных звуков с подачи гортанного «х».
Заполнить форму текущей работой