Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика русской постмодернистской литературы: культурологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разумеется, ученые, сумевшие привнести в науку нечто новое, и сами должны были обладать необычным складом ума. Такими были Р. Барт, Ж. Деррида, М.Фуко. Барт, литературовед по образованию и душевному складу, смог обновить представления человека о сущности художественного текста. Последний представился ему не в виде четко иерархизированного единства слов, предложений и более крупных единиц… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ ИСКУССТВО: СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
    • 1. 1. Постмодернистская эстетико-философская картина мира как основа существования художественного произведения
    • 1. 2. Новые принципы организации литературного произведения в неклассическом искусстве
    • 1. 3. Некоторые особенности русской постмодернистской литературы в контексте культуры XX века
  • ГЛАВА 2. НОВЫЕ МОДЕЛИ МЫШЛЕНИЯ В РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 2. 1. Особенности литературных приемов Т. Толстой
    • 2. 2. Категория «времени» в прозе А. Битова
    • 2. 3. Негативные аспекты русского национального характера (С.Довлатов, Вик. Ерофеев)
    • 2. 4. Искаженное видение мира в русской постмодернистской литературе
    • 2. 5. Категория неопределенности и эллиптические конструкции (А.Битов, В. Набоков и Саша Соколов)
    • 2. 6. Карнавализированная советская историография, антикаллизм и шизоана-лиз (на материале произведений В. Сорокина «Голубое сало», «Лед» и Саши Соколова «Палисандрия»)

Динамика русской постмодернистской литературы: культурологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в научной литературе часто употребляются такие понятия, как «постмодерн» и «постмодернизм». Не становятся ли они банальными и лишенными первоначального смысла, так как порой их употребляют даже тогда, когда речь идет о явлениях, с постмодернизмом не связанных или связанных лишь косвенно, а следовательно, и значение этих понятий становится расплывчатым?

Специализированные справочные издания не всегда дают точные определения вышеупомянутых терминов. Происходит их экстраполяция в работах философов, искусствоведов, литературных критиков и т. д., а значит, они воспринимаются читающим лишь на уровне интуиции, т. е. приблизительно. Кроме того, постмодернизм намеренно стремится к двусмысленности и недоговоренности, усложняя тем самым возможность получения точного смысла подразумеваемого. В этом проявляется «ускользание и уклонение» от раз и навсегда установленного понимания феномена постмодерна (следует заметить, что в данном исследовании автор использует понятия «постмодерн» и «постмодернизм» как равнозаменяемые).

Причина такого ускользания кроется в том, что процесс постмодернизации мышления еще не завершился. Он находится в стадии развития, дополняется новыми смыслами, затрагивает все новые сферы мыслительной и культурной деятельности. Поэтому возникает необходимость выделить основные характеристики феноменов постмодерна, чтобы попытаться зафиксировать хотя бы то, что уже успела воспринять современная наука, занимающаяся данной проблематикой. Более того, можно смело сказать, что порой незавершенность какого-либо процесса — явное свидетельство того, что он актуален.

Несколько десятилетий, завершивших хронологические рамки XX века, стали своего рода этапными для человечества. Они стали причиной того, что современная реальность, социальная и культурологическая, претерпели большие перемены. Конец столетия был отмечен интенсивным вхождением в жизнь новейших информационных технологий, что было вызвано гигантскими прорывами в мире электронной техники. Сформировались и соответствующие современной реальности мышление и восприятие мира. В качестве последнего выступает постмодернизм.

Еще в 60-х годах XX века одной из главных тем, обсуждавшихся лингвистами, социологами и философами (Р.Барт, Ф. Гваттари, Ж. Делёз, Ж. Деррида и др.), было осознание факта вступления развитых стран в новую эпоху, переход в другую стадию развития, которую назвали постиндустриальным обществом. Представителями ушедшего столетия эта эпоха воспринималась главным образом как информационная эра с доминирующей ролью новых технологий передачи, обработки и хранения разнообразных данных. Многие исследователи не предполагали, что развитие техники может быть столь быстрым, поскольку речь шла о далеком будущем, а выдвинутые предположения воспринимались не иначе как футурологические прогнозы.

Многие предсказания социологов сбылись, но кроме того, что произошло из числа ожидаемых событий, случилось немало никем не предсказанного. Переоценив роль телевидения в конце столетия, исследователи не приняли в расчет тот факт, что телевещание, возможно, станет вторым элементом информационной иерархии. Главенствующее же место займут компьютерные сети, для которых телевещание предстанет как вспомогательная (и включающая первую) возможность передачи данных. По большому счету многие прогнозы обрели реальное воплощение.

Сейчас трудно представить себе жизнь без персональных компьютеров, особенно в больших городах, где на электронном формате хранения данных держится вся инфраструктура. Прорыв произошел, когда компьютеры стали объединяться в сети, поначалу небольшие, локальные, но постепенно разрастающиеся и становящиеся особой сферой коммуникативной деятельности.

Совершенствование электронной техники сделали возможным практически мгновенный доступ к необходимой информации, из какой бы точки земного шара не поступил электронный сигнал-запрос.

Глобальные информационные сети, технология виртуальной реальности — это лишь малая часть тех технологических инноваций, свидетелем которых стало человечество в настоящее время. Совокупность всех возможностей, предоставляемых техникой, перевернуло жизнь общества, функционирующего отныне лишь благодаря тому, что в работе стали использоваться системы, которые контролируют производство, обеспечивают передачу, обработку и хранение информации.

Естественно, что современный мир и осмысливать необходимо в рамках характеристик, учитывающих произошедшие изменения. Налицо сложная трансформация, объектом которой стала планета.

Немаловажным фактом можно считать и то, что информационные технологии не являются лишь элементами сфер деятельности, относящихся к производственному процессу, поскольку они проникли в жизнь общества и отдельных его представителей. Термины, которые употреблялись специалистами узкого плана, стали частью речевого багажа культурологов, социологов, литературоведов и историков.

Для того чтобы рассмотреть и изучить произошедшие изменения, необходим особый тип мышления — а именно тот, который предоставляет постмодернистское мировосприятие. Последнее благодаря деконструкции многих главных категорий, бывших в обиходе у большинства представителей европейской науки в прошлые годы, стало основой для создания новых мировоззренческих принципов, соответствующих мироощущению, доминирующему сейчас.

Однако в данном исследовании все же рассматривается русская постмодернистская литература, насчитывающая к настоящему времени тридцатилетнюю историю. Об этом культурном феномене уже написано множество работ, однако в полном объеме постмодернистская литература, созданная в этот период, все еще остается предметом внимательного изучения. Причин этому несколько: во-первых, обширность массива текстового материала, долгое время лишенного возможности быть опубликованным (а значит и исследование текстов широким кругом литературоведов было задачей затруднительной, если не невозможной). Во-вторых, количество произведений регулярно пополняется, что усложняет выполнение исследовательской задачи.

Несмотря на то, что нельзя говорить об интенсивном внедрении в жизнь русского общества идей, возникших в сфере постструктурализма, де-конструктивизма и постмодернизма, эти направления в философии несомненно нашли свое отражение в произведениях отечественных авторов.

Актуальность данного исследования заключается и в том, что в нем рассматриваются не только многие современные понятия (такие как «хаос», «интертекстуальность», «плюралистичность мышления», «пустота» и т. д.), но и процессы их осмысления, без которых невозможно в полной мере оценить состояние эпохи постмодерна. Сложность их восприятия в том, что зачастую они наполняются смыслами, выходящими за рамки наук, ограничивавших их использование.

Степень научной разработанности проблемы. Существует довольно обширный массив научных работ по проблемам, связанным с постмодернизмом, которые освещаются с разных точек зрения. Это позволяет рассмотреть различные аспекты явления, возникшего под влиянием постструктурализма и деконструктивизма.

При работе над исследованием автором использовались:

Работы по теории культуры М. Кагана, Г. Кнабе, Н. Когана, Ю. Лотмана, Ю. Тынянова, В. Шкловского и др., а также исследователей истории культуры: М. Бахтина, П. Гуревича, Н. Данилевского, В. Розанова и Э. Соловьева др.

Труды, представляющие собой теоретическую основу постструктурализма, деконструктивизма и постмодернизма: Р. Барта, Ж. Бодрийяра, В. Велыпа, Ф. Гваттари, Ж. Делёза, Ж. Деррида, Ф. Джеймисона, П. Клоссовски, Ж.-Ф.Лиотара, Ж. Липовецки, У. Эко и др.

Научные работы отечественных исследователей данной проблемы: Ю. Борев, В. Бычков, П. Гуревич, С. Зенкин, И. Ильин, Е. Красильникова, М. Можейко, В. Руднев, И. Скоропанова и др.

Литературоведческие и лингвистические работы Р. Барта, Ж. Деррида, Э. По, И. Рат-Вега, У. Эко и Ю. Лотмана, Н. Маньковской, В. Руднева, И. Шайтанова и др.

Культурологические и философские работы Н. Ворониной, И. Ильина, Ж.-Ф.Лиотара, М. Лотмана, М. Маклюэна, И. Шайтанова и др.

В качестве материала для данного исследования использовались произведения русских писателей-постмодернистов, написанные с конца 1960;х по 1990;е гг.: произведения А. Битова: «Птицы, или Новые сведения о человеке», «Что было, что есть, что будет», «Человек в пейзаже» и др., «Бесконечный тупик» Д. Галковского, рассказы и повести С. Довлатова: «Зона», «Заповедник» и др., произведения Т. Толстой: «Кысь», «Сюжет» и др., роман «Энциклопедия русской души» Вик. Ерофеева и др.

Объект исследования. Культура русского постмодерна и литература 1970 — 1990;х гг. в контексте постиндустриального общества.

Предмет исследования. Динамика русской постмодернистской литературы: культурологический аспект.

Цели и задачи исследования обусловлены необходимостью изучения особенностей русской постмодернистской литературы в контексте культуры XX века.

Автор исследования ставит следующие основные задачи:

1. Рассмотреть понятие постмодернизма, выявив его основное философское содержание и обозначить основополагающие характеристики, связывающие его с русской литературой второй половины XX века.

2. Рассмотреть специфику информационных технологий на постмодернистском этапе и показать ее роль в утверждении идей плюрализма и расширении стилистических возможностей ядра русского языка.

3. Определить особенности постмодернистского текста, его роль в литературном процессе и рассмотреть свойственные постмодернистской литературе модели мышления, тесно связанные с новыми социокультурными установками (эклектичность и ненасилие).

4. Аргументировать необходимость появления новых принципов организации литературного произведения.

5. Изучить особенности русской постмодернистской литературы на материале разных авторов.

Научная гипотеза основывается на предположении, что русская постмодернистская литература является самостоятельным эстетико-культурным направлением, имеющим свои специфические особенности, малопонятные представителям постмодернистской литературы запада в силу использования русскими авторами узкоспециальных тем. Они связаны с бытовыми особенностями жизни в СССР (до 1991 года) и в России (с 1991 года). Представители западной постмодернистской литературы и ее теоретики оказали на русских писателей второй половины XX века в основном косвенное влияние. Творчество таких авторов, как А. Битов, Вен. Ерофеев, Вик. Ерофеев, Саша Соколов и др. развивалось (по крайней мере, на раннем этапе) стихийно, а динамика развития этого процесса становится важной при исследовании культурно-эстетической реальности литературного творчества и его восприятия.

Методологическая база исследования. В настоящем исследовании нельзя не сопоставить появление в культуре такого феномена, как постмодернизм и распространение новых информационных технологий. Они имеют некоторое генетическое родство, анализ которого возможен лишь с помощью понятий, являющихся инструментом постмодернистской философии. Для этого в работе использовались: метод семантического анализа, способствующий выявлению такого свойства русской постмодернистской литературы, как языковая игра. Большинство русских постмодернистских авторов являются виртуозными маетерами по созданию необычных лексических гибридов: «ломтевоз» (В.Сорокин), «сепаратности» и «плоскоступность» (Вен. Ерофеев), «конес-лон» (Саша Соколов) и др. Понять эти термины можно лишь благодаря семантическому аспекту исследования русской постмодернистской литературыметод интерпретации, способствующий выявлению таких ключевых положений постмодернистской философии, как множественность истины и множественность интерпретации. Последнее представляет собой несколько вариантов видения предмета, которые составляют в совокупности общее мнение о данном предметесравнительно-исторический метод, на базе которого можно проследить на протяжении тридцати лет развития такие особенности русской постмодернистской литературы, как связь с соцреализмом и частое внедрение в современные тексты эпизодов (часто в завуалированной форме), основанных на советских реалиях. Это дает новое, иногда карнавализированное, представление о советских реалиях, доказывающее специфичность русской постмодернистской литературы в контексте общемировой культурыинтегративный метод, дающий возможность использовать методы разнообразных наук для разрешения проблем, сформулированных в начале данного исследования.

Научная новизна исследования заключается в изучении свойственных современной социокультурной реальности типов мышления, утвердившихся в русской литературе благодаря косвенному влиянию теоретических работ французских основателей и последователей постструктурализма, де-конструктивизма и постмодернизма. Эти типы мышления помогают выработать новый взгляд на реальность, человека, общества, культуру и историю. В связи с этим:

— доказывается зависимость появления новых принципов организации литературного произведения от внедрения новых, ризоматических моделей мышления, свойственных второй половине XX века;

— аргументируется утверждение, что появление русской постмодернистской литературы было явлением, противопоставившим себя соцреализму;

— утверждается, что русская постмодернистская литература и на раннем этапе была полноценным явлением в отечественной культуре XX века, несмотря на то, что главные его представители не имели официального статуса;

— в работе рассмотрены узкоспециальные темы (категория «времени» в постмодернистской прозе А. Битова, особенности письма Т. Толстой и др.);

— доказана важность роли антропологического аспекта при изучении постмодернистских произведений С. Довлатова и Вик. Ерофеева.

Все это позволяет сформулировать положения, выносимые на защиту:

1. Русская постмодернистская литература на сегодняшний день выражает изменения, которым в XX веке подверглась эстетико-философская картина мира, чем обусловлено появление новых принципов организации литературного произведения: плюралистичность и множественность истины, категория неопределенности, эллиптические конструкции, симулякры, пастиш, а также метод шизоанализа.

2. Изучение произведений представителей русской постмодернистской литературы дает возможность выявить разнообразие, свойственное культуре на данном этапе, а также проследить динамику ее развития: от структурализма к постструктурализму и от линейного к нелинейному и неортодоксальному типу мышления.

3. Появление новых информационных технологий оказало огромное влияние на культуру и привело к тому, что особенностями русской постмодернистской литературы на современном этапе в основном являются: жанровая полистилистика, антикаллизм и стремление к явлению супраординатно-сти, т. е. максимальной приближенности персонажа к чертам, свойственным реальному человеку.

4. Основываясь на необходимости выразить свое понимание картины мира, русские постмодернистские писатели внесли в русскую литературу новый нелинейный, фрагментированный тип письма, сделали возможным разнообразить литературу стилистически и в жанровом отношении путем привлечения необычных моделей творчества, образцом чего могут служить «примечания к примечаниям к примечаниям к тексту, вынесенному за рамки издания» Д.Галковского.

Практическая ценность исследования.

Актуальность темы

исследования позволяет использовать материалы и выводы диссертации в общих и специальных курсах культурологии, истории и теории культуры, философии культуры и литературоведения.

Апробация работы. Основные идеи и результаты настоящего исследования были использованы в выступлениях на конференциях молодых ученых (Саранск, 2002 — 2006), на Огаревских чтениях (Саранск, 2003 — 2005), что отражено в 11 публикациях автора.

Структура работы. Диссертация изложена на 169 страницах, состоит из введения, двух глав и заключения. Библиографический список включает 200 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, в современной научной литературе часто встречаются упоминания таких терминов, как «постмодерн», «постмодернизм», «постмодерный» или «постмодернистский». Когда говорят о постмодерне, то имеют в виду научное название эпохи, в которую живет человечество в последние 35−40 лет. Термин «постмодерный» или «постмодернистский» применяется для обозначения различных течений в общественно-культурной жизни данного периода.

Теоретическая база постмодернистского течения в культуре сформировалась во французской университетской среде в середине XX века. Часто можно читать о том, что ученых, разрабатывавших концепцию постмодернистской эстетики, называют не иначе как представителями некоего «Французского котла». Его ярчайшие представители: Л. Альтюссер, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж. Делёз, Ж. Деррида, М. Фуко и др. Употребление этого необычного названия правомерно, поскольку вышеупомянутые ученые, вращаясь в бурлящей интеллектуальной среде, действительно с поразительной регулярностью вызывали к жизни множество оригинальных идей, изменивших представления о некоторых явлениях культуры и науки.

Разумеется, ученые, сумевшие привнести в науку нечто новое, и сами должны были обладать необычным складом ума. Такими были Р. Барт, Ж. Деррида, М.Фуко. Барт, литературовед по образованию и душевному складу, смог обновить представления человека о сущности художественного текста. Последний представился ему не в виде четко иерархизированного единства слов, предложений и более крупных единиц структуры, а в виде необычного скопления различных знаков, живущих собственной жизнью и способных перестраиваться в зависимости от склада мышления читающего. Деррида внес в науку необычный стиль — метафорическое эссе, соединяющее в себе элементы поэтики и научного стиля. В этом отношении он, вероятно, может быть назван новатором. Однако для большинства его книг все же свойственен традиционный строгий стиль. М. Фуко в книге «Рождение клиники» дал свое понимание современного человеческого общества через описание разных уровней медицинского обслуживания. Последнее (включая форму и функциональность инструментов) является своего рода показателем той степени развитости, которой достигло человеческое общество к середине XX столетия.

Художников" (если употреблять это слово в общем смысле) в какой-то степени можно разделить на две категории. Всегда существовали творческие личности, пытавшиеся в своих работах исповедовать экспериментальные подходы. К другой категории относились те, которые следовали уже проложенными путями, продолжали определенные традиции: например авторы исторических полотен, портретов, выдержанных в классическом стиле. В литературе к первой категории относят экспериментаторов, тех, кто способен создать свой особый стиль письма. Ко второй категории, вероятно, можно отнести авторов исторических романов и документально-публицистических произведений. К творческому методу этих авторов вполне применим термин «творческая патриархальность». Такая патриархальность свойственна провинциальной жизни, которая представляется для экспериментатора не вполне подходящей средой для развития взглядов. Сторонников эксперимента всегда тянет к объединению в различные кружки, либо же просто к общению (пусть даже нерегулярному) с такими же экспериментаторами. Мегаполисы в этом отношении всегда выступали в роли огромного культурного пространства, способного объединить на своей территории множество ячеек, идейно основанных на каких-либо художественных вкусах и искусствоведческих принципах.

Постмодернистская литература — по большому счету литература, характеризующаяся необычным взглядом на описываемое, в чем-то экспериментальная, в большей или меньшей степени. Итак, можно выделить два литературных жанра, которые, в основном, не подвержены разного рода новомодным течениям, веяниям времени. Это, во-первых, жанр исторического романаво-вторых, жанр документально-публицистической прозы. Эти два направления имеют свои законы, выработанные до мельчайших подробностей. Разумеется, и тут бывают исключения, когда под ширмой научной работы подсовывают откровенную ложь, как, например, случалось с публикацией прижизненных «авторизованных» биографий Л. Берии или И.Сталина.

Можно сказать, что не вся русская литература, созданная в эпоху постмодерна, является постмодернистской. Нельзя забывать об особенностях многих периодов в истории искусства. Огромное число писателей начала XX века, творивших в модернистский период, не имели отношения к модернистской эстетике (А.Конан Дойл, Ю.А.Стриндберг). Также обстоят дела и со многими представителями эпохи постмодерна. К примеру, А. Солженицын, живущий и работающий над новыми книгами в современном мире, близок скорее к традициям, заложенным Ф. Достоевским с его остросоциальными романами и документально-публицистическими произведениями (вроде «Дневника писателя») или к А. Чехову с его известным сочинением «Остров Сахалин» о жизни каторжников.

Автор полагает, что русской постмодернистской литературы в ее динамичном аспекте свойственно:

1. Стремление в той или иной форме выйти за границы жанра, совмещение многих стилистических приемов для достижения некоей жанровой полистилистики (А.Битов, Д. Галковский).

2. Антикаллизм. Желание удивить читателя или в какой-то степени его шокировать, пусть даже в незначительном масштабе (В.Сорокин, Вик. Ерофеев).

3. Стремление к изображению супраординатного человека, т. е. человека неидеализированного — такого, каким он является в реальной жизни (со всеми своими положительными и отрицательными сторонами), а не такого, каким он считает себя, заблуждаясь насчет собственных достоинств и недостатков (Т.Толстая, Л. Улицкая).

Пытаясь приложить эти три пункта к творчеству какого-либо писателя, можно с большой долей вероятности определить, является ли он представителем литературы постмодерна, хотя следует заметить, что в определенном смысле каждый из этих трех пунктов в отдельности вполне возможно проследить в творчестве писателей и других эпох, но нельзя забывать и о хронологических рамках постмодернистской литературы. Она ограничивается периодом, начинающимся приблизительно с 1960;х годов, и продолжается в настоящее время.

Необычны по построению книги Д. Гапковского «Бесконечный тупик», В. Набокова «Бледный огонь». Отличаются жанровой полистилистикой книги.

A.Битова, Вен. Ерофеева, Т.Толстой. Элементы антикаллизма, т. е. намеренной тенденции к изумлению или некоему шокированию читателя, и стремление к описанию супраординатности присутствуют в творчестве Л. Улицкой,.

B.Сорокина, Саши Соколова. Но, как уже было сказано, при рассмотрении этих пунктов необходимо учитывать их в совокупности, не забывая о хронологических рамках постмодернистской литературы, поскольку жанровая полистилистика, антикаплизм и стремление к супраординатности в зачаточном состоянии в какой-то степени могут быть отмечены в литературе разных периодов.

По словам Н. Ворониной, Россия сегодня «переживает настоящий „бум“ в искусстве, демонстрируя новое художественное мышление» ([30, с. 5]). Несмотря на резкий скачок, который осуществило человечество благодаря появлению и распространению постмодернистской модели мышления, интеллектуальная и духовная сферы существования цивилизации в настоящее время находятся в неопределенном состоянии. Действительно, в сфере мышления современного человека произошли большие изменения. По большому счету, мир постепенно становится более восприимчивым к таким понятиям, как «терпимость», «уравновешенное отношение к чужой точке зрения», и в то же время мы порой становимся свидетелями необъяснимых по своей силе проявлений ксенофобии, что для начала XXI века с его возросшим уровнем образованности недопустимо.

Постмодернистское мировоззрение несет в себе освобождение от гнета ненависти (все еще сковывающего мысль в некоторых регионах планеты), а также учит человека с сочувствием относится к точкам зрения, отличающимся от его собственной. Разумеется, постмодернизм не принуждает всех принимать чужие убеждения, отбрасывая свои собственные. Дело в другом — в возможности выслушать оппонента и попытаться понять, почему он думает так, а не иначе, вместо того, чтобы слепо называть его учение враждебным своему.

На современном этапе развития общества можно сформулировать три проблемы, которые представляют собой обратную, негативную сторону постмодернистского мировоззрения:

• проблема сложности выбора в мире идей, позиционирующем себя как средоточие равнозначных точек зрения.

• проблема, связанная с нахождением необходимых точек опоры в мире, воспринимаемом как фрагментарное и гетерогенное явление.

• проблема поиска возможностей для использования новейших информационных технологий в целях их гармоничного внедрения в сферу общегуманистических ценностей.

Появление данных проблем вызвано неоднозначностью и двойственным характером принципа плюрализма, положенного в основу постмодернистской идеологии (если, конечно, этот термин подходит для определения современного способа мышления). Его положительная сторона проявляет себя в первую очередь в том, что обеспечивает человека свободой выбора, хотя в то же время связывает его безграничностью представляющихся возможностей, причем в довольно сложный период развития цивилизации, характеризующийся быстрым расширением границ возможностей, предоставляемых новейшими информационными технологиями: интенсивность их развития намного превышает скорость, с которой происходит в настоящее время накопление духовного багажа человечества.

Но выход из возникшей ситуации возможен. По мнению писателя М. Шишкина, человечеству следует отказаться от искушений бесконтрольного развенчания мифов (в том числе социалистических), т. е. полного разрушения (деконструкции), и обратить больше внимания на гуманистические и духовные традиции. Постмодернизм должен вернуть людям гуманистическую составляющую, но не в форме дискредитирующего себя диктаторскими свойствами учения, а облаченную в иное одеяние, не отмеченное печатью дидактического свода правил, определяющих модель поведения в современном обществе.

Как это ни парадоксально звучит, но сегодня человек находится в определенном смысле на краю бездны. При столь интенсивном использовании высоких технологий в жизни общества, все чаще возникает угроза технологических катастроф, которые способны в несколько дней парализовать функционирование множества объектов современных городов. А поскольку полный отказ от техники представляется совершенно невозможным, человек, привыкший пользоваться новинками в безбрежном мире аппаратуры, может оказаться практически беспомощным, стоит лишь произойти небольшому сбою в работе инфраструктуры. Таким образом, все ярче высвечивается необходимость уравновесить скорость совершенствования техники со столь же эффективным развитием гуманистических аспектов жизни общества.

Автору кажется возможным говорить о том, что современные писатели в своих произведениях пытаются выработать четкую картину мира и по возможности разграничить уровень отрицательных сторон нового, постмодернистского способа существования, и те положительные возможности, которые он способен предоставить человечеству.

Пока же данная задача не является выполненной. Именно это и мешает постмодернистскому типу мышления стать универсальным орудием, с помощью которого общество сможет самосовершенствоваться, используя предоставляемые техническими достижениями возможности в позитивных целях, а не для разрушения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Художник конца XX века: проблема ценностных ориентаций // М. М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Т. II. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. С. 3 — 7.
  2. Г. А. Динамика культуры (или культурная динамика) // Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. — С. 174 — 175.
  3. Н.С. Деррида и Грамматология // Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. — С. 7 — 107.
  4. Н.С. Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи». С. 6−26.
  5. Т.В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. — 527 с.
  6. Активность и пассивность // Психоаналитические термины и понятия. Словарь (под ред. Борнесса Э. Мура, Д. Фанна). М.: Независимая фирма «Класс», 2000. С. 25 — 26.
  7. М.В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1990.304 с.
  8. А. История рассказчика // Довлатов С. Д. Соб. соч.: в 4-х тт. т. 1. СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 5 — 32.
  9. А. Делёз. «Шум бытия». М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры" — изд-во «Логос-Альтера» / «Ессе homo», 2004. — 184 с.
  10. А. Море-океан. М.: Изд-во «Иностранка», 2004. — 288 с.
  11. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Изд-ская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 615 с.
  12. Барт P. S/Z. М.: РЖ «Культура" — «Ad Marginem», 1994. — 303 с.
  13. М.М. Некоторые замечания // Странник, 2002, № 1. С. 153 — 155.
  14. C.B. Жена писателя. М.: Советская Россия, 1986. — 208 с.
  15. А. Пушкинский дом: I. Призрак романа: II. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1999. — 560 с.
  16. А. Статьи из романа. М.: Советский писатель, 1986. — 320с.
  17. А.Г. Человек в пейзаже. Повести и рассказы. М.: Советский писатель, 1988. — 464 с.
  18. . Система вещей. М.: Рудомино, 2001. — 224 с.
  19. Ю.Б. Эстетика. В 2-х тт. Т. 1. 576 с. Т. 2. — 640 с. — Смоленск: Русич, 1997.
  20. Р.Я. Секретная папка Иосифа Сталина. Скрытая жизнь. -М.: Весь мир- Ювента, 2004. 548 с.
  21. Бульвер-Литтон Э. Пелэм, или приключения джентльмена // Буль-вер-Литтон Э. Последние дни Помпей- Пелэм, или приключения джентльмена. М.: Правда, 1988. — С. 280 — 737.
  22. В.В., Бычков О. Искусство // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века (под ред. В.В.Бычкова). М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — С. 208 — 219.
  23. В.В. Художественная культура XX века // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века (под ред. В.В.Бычкова). М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.-С. 483 -484.
  24. В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
  25. В. «Постмодерн»: Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь, 1992, № 1. С. 109 — 136.
  26. Д.А. Ленин (политический портрет). В 2-х кн. Кн. 1 (серия «Вожди»). М.: «Фирма «Издательство ACT"" — АО «Изд-во «Новости»», 1999.-480 с.
  27. Н.И. Лики провинциальной культуры. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2004. — 232 с.
  28. Н.И. Теоретическая культурология. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001.-210 с.
  29. Н.И. Звуковое пространство: диалог «различных духовных вселенных» // М. М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Т. II. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. С. 24 — 27.
  30. A.A. аннотация к книге стихов К.А.Тангалычева. // Танга-лычев К. А. Дорога в Казань. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2002. — С. 4.
  31. A.A. Космо-, Психо-, Логос Н.И.Ворониной // Воронина Н. И. Лики провинциальной культуры. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2004.-С. 204−230.
  32. Д. Бесконечный тупик. М.: Самиздат, 1997. — 697 с.
  33. И.Р. Стилистические пометы // Большой англо-русский словарь (под ред. И.Р.Гальперина) в 2-х томах. Т. 1. М.: Русский язык, 1979. -С. 15−17.
  34. Г. Д. Бердяев // Гачев Г. Д. Русская дума (портреты русских мыслителей). М.: Новости, 1991. — С. 193 — 219.
  35. Г. Д. Космософия России // Гачев Г. Д. Русская дума (портреты русских мыслителей). М.: Новости, 1991. — С. 141 — 144.
  36. Г. Д. Русская дума (портреты русских мыслителей). М.: Новости, 1991.-272 с.
  37. Г. Д. Русь жертва России // Гачев Г. Д. Русская дума (портреты русских мыслителей). — М.: Новости, 1991. — С. 145 — 165.
  38. H.B. Мертвые души // Собр. соч.: в 9 томах. Т. 5. М.: «Русская книга», 1994. — С. 7 — 474.
  39. А. Жизни Джона Леннона ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2004.-610 с.
  40. И.А. Обломов // Собр. соч.: в 4 томах. Т. 4. М.: Худ. лит., 1979.-С. 7−500.
  41. A.A. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма // Пост-модернизм (энциклопедия) // сост. и науч. ред.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпрессервис- Книжный дом, 2001.-С. 604−609.
  42. Гостева A.C. Travel агнец: Дочь самурая. Travel агнец. Повести. -СПб.: Амфора, 2001.-204 с.
  43. Д.А. Иду на грозу. Л.: Советский писатель. 1979. — 368 с.
  44. A.B. «Великий памятник культуры» // Н. М. Карамзин. История государства Российского. М.: Наука, 1989. — С 460 — 480.
  45. A.B. Кант ЖЗЛ. -М.: Молодая гвардия, 1981. 304 с.
  46. П.С. Культурология. М.: Гардарики, 2003. — 280 с.
  47. . Кино. М.: Ад Маргинем, 2004. — 623 с.
  48. ., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. -М.: ИНИОН, 1990.- 107 с.
  49. ., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии- СПб: Алетейя, 1998. — 288 с.
  50. А. Бегущая строка памяти. Автобиографическая проза. -М.: Эксмо-пресс, 2000. 512 с.
  51. . Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М.: РЖ «Культура», 1993. 208 с.
  52. . О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000 — 511 с.
  53. . Позиции. Киев: Д.Л., 1996. — 192 с.
  54. . Письмо японскому другу // Вопросы философии, 1992, № 4.-С. 53−57.
  55. С.Д. Собр. Соч. в 4-х тт. СПб.: Азбука-классика, 2003.
  56. А.К. Этюд в багровых тонах // Дойль А. К. Собр. соч.: в 8-ми томах. Т. 1. М.: Библиотека «Огонек" — изд-во «Правда», 1966. — С. 35 — 148.
  57. .Ф. Биография души // Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1998. — С 5 — 10.
  58. В.В. (Венедикт Васильевич). Бесполезное ископаемое. Из записных книжек. М.: Вагриус, 2003. — 174 с.
  59. В.В. (Венедикт Васильевич). Вальпургиева ночь, или Шаги командора. Пьеса и проза. М.: Вагриус, 2001. — 190 с.
  60. В.В. (Венедикт Васильевич). Москва Петушки: Поэма. -М.: СПб., «Интербук», 1990. — 128 с.
  61. В.В. (Виктор Владимирович). Энциклопедия русской души: Роман с энциклопедией. М.: Подкова, Декоыт +, 1999. — 348 с.
  62. Е.Г. Прагматика текста // Пост-модернизм (энциклопедия) // сост. и науч. ред.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпрес-сервис- Книжный дом, 2001. — С. 622.
  63. А.М. Набоков ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2004. — 454 с.
  64. С.Н. О первой книге Жана Бодрийяра // Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. — С. 3 — 6.
  65. А.Ф. Современная западная философия. М.: Высшая школа, 2005.-781 с.
  66. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. — 256 с.
  67. И.П. Постструктурализм. Декоиструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. — 255 с.
  68. Н.Ф. Основы психоанализа (серия «Образовательная библиотека»). М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001. — 352 с.
  69. А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1989. — С.222 — 318.
  70. В.А. Философия. -М.: Изд-во «Логос». 272 с.
  71. М.И. Структура нарратива с двумя трикстерами // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. 2005. — С. 58 — 61.
  72. H.JI. Постмодернистская социология // Пост-модернизм (энциклопедия) // сост. и науч. ред.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Ин-терпрессервис- Книжный дом, 2001. — С. 609 — 612.
  73. Кацук H. JL, Белоус И. А. Постмодернистское состояние: доклад о знании // Пост-модернизм (энциклопедия) // сост. и иауч. ред.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпрессервис- Книжный дом, 2001. — С. 615 -617.
  74. Р.А. Послесловие к 9-му тому соч. В. О. Ключевского. // Ключевский В. О. Сочинения в 9 тт. Т. 9. С. 447 — 462.
  75. В.О. Афоризмы и мысли об истории // Ключевский В. О. Собр. соч.: в 9 тт. Т. 9. С. 363 — 446.
  76. Е.Г. Поглощение реальности знаком: «предпо-стмодернистские» тексты // Красильникова Е. Г. Пос тмодернистский дискурс русского романа 1970-х годов. Пенза, 2005. С. 37 — 77.
  77. Е.Г. Философско-теоретические основания постмодернистского искусства // Красильникова Е. Г. Постмодернистский дискурс русского романа 1970-х годов. Пенза, 2005. С. 10−36.
  78. Крахт К. Faserland. М.: Ad Marginem, 2001. — 238 с.
  79. . Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. М.: Гнозис / Логос, 1999. — 520 с.
  80. . Телевидение. М.: ИТДК «Гнозис», Изд-во «Логос», 2000. -160 с.
  81. А. Здравствуйте, Эмиль Золя! М.: «Терра» — «Terra», 1997.496 с.
  82. В.И. Краткая биография авторы не указаны. -М.: Гос. изд. полит, лит-ры, 1955. 312 с.
  83. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии- СПб: Алетейя, 1998. — 160 с.
  84. . Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме.- СПб. Изд-во «Владимир Даль», 2001. 331 с.
  85. М.Н. Русский постмодернизм (очерки исторической поэтики). Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-тет, 1997. — 317 с.
  86. М.В. Выразительность молчания как проблема эстетической онтологии. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2003. — 168 с.
  87. Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — СПб.: Искусство — СПБ, 1994. -399 с.
  88. Ю.М. Выход из Лабиринта // Эко У. Имя розы. М.: Книжная палата, 1989. — С. 468 — 481.
  89. Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПб», 2000. — 704с.
  90. Ю.М. Сотворение Карамзина ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1998.-384 с.
  91. М.Г. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр, 2003. — 432 с.
  92. М.Г. Понимание медиа: Внешние расширения человека.- М.: Жуковский, «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.
  93. Менегетти Антонио. Кино. Театр, бессознательное. Т. 1. ННБФ, «Онтопсихология», 2001. 384 с.
  94. Н.Б. Мессидж // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века (под ред. В.В.Бычкова). М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — С. 294.
  95. Н.Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). -М.: ИФРАН, 1995. 220 с.
  96. Н.Б. Постмодернизм // Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. — С. 129−131.
  97. Н.Б. Симулякр // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века (под ред. В.В.Бычкова). М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — С. 408.
  98. Н.Б. Шизоанализ // Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 2. СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. — С. 355 -356.
  99. Д.С. Асфодели и ромашка // Мережковский Д. С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991.-С. 49−56.
  100. Д.С. В обезьяньих лапах (о Леониде Андрееве) II Мережковский Д. С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991.-С. 12−39.
  101. М.А. Постистория // Пост-модернизм (энциклопедия) // сост. и науч. ред.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпрессервис- Книжный дом, 2001. — С. 594 — 597.
  102. М.А. Постмодернизм // История философии. Энциклопедия (сост. и гл. науч. ред. А.А.Грицанов). Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2002. — С. 811 — 814.
  103. М.А. Постмодернизм // Пост-модернизм (энциклопедия) // сост. и науч. ред.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпрессер-вис- Книжный дом, 2001. — С. 600 — 604.
  104. М.А. Постмодернистская чувствительность // История философии. Энциклопедия (сост. и гл. науч. ред. А.А.Грицанов). Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2002. — С. 814 — 816.
  105. М.А. Постмодернистский империализм // Постмодернизм (энциклопедия) // сост. и науч. ред.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпрессервис- Книжный дом, 2001. — С. 614 -615.
  106. М.А. Поэтическое мышление // История философии. Энциклопедия (сост. и гл. науч. ред. А.А.Грицанов). Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2002. — С. 823 — 826.
  107. М.А. Проблематизация // Пост-модернизм (энциклопедия) // сост. и науч. ред.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпрессервис- Книжный дом, 2001. — С. 631 — 632.
  108. М.А. Смерть автора // История философии. Энциклопедия (сост. и гл. науч. ред. А.А.Грицанов). Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2002. — С. 985 — 987.
  109. В.В. Защита Лужина. М.: Современник, 1989. — 128 с.
  110. В.В. Лолита. -М.: Водолей, 1991.-320 с.
  111. В.В. Приглашение на казнь // Набоков В. В. Лолита. М.: Эксмо-пресс, 1998. — С. 257 — 406.
  112. В.В. О книге, озаглавленной «Лолита» // Набоков В. В. Лолита. -М.: Эксмо-пресс, 1998. С. 776 — 784.
  113. В.В. Постскриптум к русскому изданию // Набоков В. В. Лолита. М.: Эксмо-пресс, 1998. — С. 785 — 788.
  114. А. Послесловие к романам Э. Бульвер-Литтона. // Буль-вер-Литтон Э. Последние дни Помпей / Пелэм, или приключения джентльмена. М.: Правда, 1988. — С. 738 — 748.
  115. А. Эдгар Алан По // По Э А.Рассказы. Ижевск: Издательство «Удмуртия», 1979. — С. 5 — 18.
  116. Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства // Сумерки богов. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1989. — С. 17−93.
  117. Ф. Воля к власти. Посмертные афоризмы. Мн.: Попурри, 1999.-464 с.
  118. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-586 с.
  119. В.А. «Я для себя эстетически нереален». Прав ли Бахтин? // М. М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Т. II. Саранск: Изд-во Мордов. ун-тета, 1995. С. 128 — 131.
  120. Р. Ленин. Жизнь и смерть ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2005.-672 с.
  121. По Э. А. Собр. соч.: в 2-х тт. Т. 2. СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1995.
  122. Психоаналитические термины и понятия. Словарь (под ред. Борнесса Э. Мура, Д. Фанна). М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 304 с.
  123. Пятьдесят знаменитых английских романов (справочник) /под ред. Абрахама Г. Ласса. Челябинск: Урал LTD, 1997. — 496 с.
  124. Рат-Вег И. Комедия книги. М.: Книга, 1982. — 544 с.
  125. Е.В. Интертекстуальность // Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. -С. 266 — 267.
  126. В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990. — 544 с.
  127. Р. Рабиндранат Тагор // Тагор Р. Четыре. Л.: Гос. изд-во «Типография ПЕЧАТНЫЙ ДВОР», 1925. — С. 5 — 10.
  128. В.П. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. -М: Независимая фирма «Класс», 2001. 272 с.
  129. Салтыков-Щедрин М. Е. Губернские очерки // Собр. Соч.: в 10 томах. Т. 1. М.: Правда, 1988. С. 27 — 520.
  130. Салтыков-Щедрин М. Е. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. Соч.: в 10 тт. Т. 8. М.: Правда, 1988.-С. 317−324.
  131. В.И. Эстетическая культура // Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998.-С. 400−402.
  132. .П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. -М.: Изд-во полит, лит-ры, 1989. — С.319 — 344.
  133. Ю.И. Достоевский ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2004. -512 с.
  134. Д. Открывая сознание заново. — М.: Идея-пресс, 2002. — 256с.
  135. Д. Письмо // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века (под ред. В.В.Бычкова). М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — С. 336 — 338.
  136. Соколов Саша. Палисандрия // Саша Соколов. Палисандрия. Эссе. Выступления. СПб.: Симпозиум, 1999. — С. 5 — 354.
  137. Соколов Саша. Школа для дураков. Между собакой и волком. -СПб.: Симпозиум, 1999. 350 с.
  138. В.Г. Голубое сало. М.: Ad Marginem, 2002. — 352 с.
  139. В.Г. Лёд. М.: Ad Marginem, 2002. — 318 с.
  140. И.В. Краткая биография сост.: Александров Г. Ф., Галактионов М. Р., Кружков B.C., Митин М. Б., Мочалов В. Д., Поспелов П. Н. -М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1950. 244 с.
  141. И.В. Об основах ленинизма. К вопросам ленинизма. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1950. — 408 с.
  142. И.В. Политический отчет Центрального Комитета XIV съезду ВКП(б). М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1950. — 292 с.
  143. И.В. Политический отчет Центрального Комитета XVI съезду ВКП(б). -М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1952. 339 с.
  144. Р. Четыре. JL: Гос. изд-во «Типография ПЕЧАТНЫЙ ДВОР», 1925.- 111 с.
  145. К.А. Ближняя деревня. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001.-96 с.
  146. К.А. Грядущая земля. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2000. — 224 с.
  147. К.А. Лунная мастерская. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1999. — 240 с.
  148. Т.Н. Кысь. -М.: Эксмо, 2003. 368 с.
  149. Т.Н. Круг (рассказы). М.: Подкова, Эксмо, 2003. — 348с.
  150. Т.Н., Толстая H.H. Двое: разное. М., Подкова, 2001.480 с.
  151. Ю.Н. Смерть Вазир-Мухтара. М.: Правда, 1983. — 496с.
  152. JI.E. Дар нерукотворный // Улицкая JI.E. Сонечка. Повести и рассказы. -М.: Эксмо, 2002. С. 295 — 310.
  153. А.Р. Постструктурализм // Пост-модернизм (энциклопедия) // составители и научные редакторы: А. А. Грицанов, М. А. Можейко. -Минск: Интерпрессервис- Книжный дом, 2001. С. 617 — 619.
  154. Е. Стиль // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века (под ред. В.В.Бычкова). М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — С. 420 — 422.
  155. А.Л. Поп-арт в культуре постмодерна // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. 2005. — С. 67 — 69.
  156. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1989. — С. 94 — 142.
  157. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
  158. Фрейд 3. Страх // Фрейд 3. Сновидения (избранные лекции). М.: Водолей, 1991.-С 131 -147.
  159. Фрейд 3. Страх и жизнь влечений (этюд) // Фрейд 3. Сновидения (избранные лекции). М.: Водолей, 1991. — С. 148 — 157.
  160. Э. Анатомия человеческой деструктивности. Мн.: Попурри, 1999. — 624 с.
  161. Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1989. — С. 143 — 221.
  162. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 416 с.
  163. M. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002. — 384 с.
  164. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб.: A-cad, 1994.-406 с.
  165. В.Н. Архетип // История философии. Энциклопедия (сост. и главн. науч. ред. А.А.Грицанов). Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2002. — С. 66 — 67.
  166. М. Работы и размышления разных лет / Сост., пер. и вступит, ст., прим. А. В. Михайлова. -М.: Гнозис, 1993. 464 с.
  167. A.C. О старом и новом // Хомяков A.C. Сочинения в 2-х тт. Т. 1. Работы по историософии. М.: Московский философский фонд- издательство «Медиум», 1994. — С. 456 — 470.
  168. С. Мария Стюарт. Саранск: Морд. Книжн. Изд-во, 1987.344 с.
  169. А. Уроки Меркатора // Соколов Саша. Школа для дураков. Между собакой и волком. СПб.: Симпозиум, 1999. — С. 5 — 16.
  170. Э. Альтюссер и Деррида мои учителя беседа писателя с Константином Мильчиным. // Книжное обозрение, № 50, 2005. С. 3.
  171. П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. М.: Книга, 1987. — 576с.
  172. Эко У. Заметки на полях имени розы // Имя розы. М.: Книжн. палата, 1989. — С. 425 — 467.
  173. Эко У. Имя розы. М.: Книжн. палата, 1989. — 496 с.
  174. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. М.: Книжн. дом «Университет», 2003. — 240 с.
  175. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, М.: Порт-Рояль -Совершенство, 1997. — 384 с.
  176. Юнг К. Г. Психологические типы. Мн.: Попурри, 1998. — 656 с.
  177. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1996. — 320с.
  178. A.A. Предисловие <�к книге «Сумерки богов»> // Сумерки богов сб. атеистических статей- сост. и общ. ред. А. А. Яковлевой. -М.: Изд-во полит, лит-ры, 1989. С. 5 — 16.
  179. М.Г. Зигмунд Фрейд выдающийся исследователь психической жизни человека // Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989. — С. 3 — 28.1. СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
  180. Словарь русского языка С. И. Ожегова. -М.: Русский язык, 1990. 924 с.
  181. Словарь иностранных слов. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей под ред. И. В. Лёхина и Ф. Н. Петрова., 1949. — 805 с.
  182. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык под ред. Е. Н. Захаренко и Т. А. Пичугина. — 1988. — 608 с.
  183. Советский энциклопедический словарь под ред. А. М. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1984. 1600 с.
Заполнить форму текущей работой