Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии: типология и поэтика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтические жанры как художественная система привлекают внимание многих литературоведов, каждый из которых предполагает свой предмет исследования, свои цели, задачи и методы. Существуют исследования жанрового своеобразия в историческом, теоретическом и историко-теоретическом аспектах. Можно назвать немало отечественных исследований, в которых жанровая традиция показана во всем ее многообразии… Читать ещё >

Содержание

  • 1. глава. Понятие лирического цикла как жанрового образования: вопросы типологии и поэтики
    • 1. 1. Основные жанровые признаки и поэтические особенности лирического цикла
    • 1. 2. Циклы в лирической поэзии. Вопросы типологии и классификации
  • 2. глава. Циклизация стихотворений свободной формы в якутской поэзии
    • 2. 1. Становление лирического цикла в якутской поэзии
    • 2. 2. Лирические циклы, основанные на идейно-тематическом и образном единстве
    • 2. 3. Циклизация в сатирической поэзии
    • 2. 4. Лирические циклы, основанные на обобщенном образе-переживании
  • 3. глава. Циклизация стихотворений канонизированной формы в якутской поэзии
    • 3. 1. Циклы поэтических миниатюр традиционной формы
    • 3. 2. Жанровые циклы
  • 4. глава. Циклы стихотворений эксклюзивной формы в творчестве якутских поэтов
    • 4. 1. Циклы поэтических миниатюр свободной формы
    • 4. 2. Авторские (эксклюзивные) циклы стихотворений как переходная жанровая форма

Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии: типология и поэтика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поэтические жанры как художественная система привлекают внимание многих литературоведов, каждый из которых предполагает свой предмет исследования, свои цели, задачи и методы. Существуют исследования жанрового своеобразия в историческом, теоретическом и историко-теоретическом аспектах. Можно назвать немало отечественных исследований, в которых жанровая традиция показана во всем ее многообразии: работы Д. С. Лихачева, В. В. Кускова о жанрах поэзии древнерусской литературы, В. М. Жирмунского, Ю. Н. Тынянова, Г. А. Гуковского, А. Н. Соколова, Л. Я. Гинзбург, Л. Г. Фризмана, Г. М. Фридлендера о жанрах литературы классицизма, романтизма и реализма. В разработку теории жанров большой вклад внесли М. М. Бахтин, Г. Н. Поспелов. Однако до сих пор литературоведение нуждается в исследованиях, посвященных изучению конкретного жанра: выявлению типологических признаков, проблеме преемственности жанров, рассмотрению поэтики, традиционных и индивидуальных особенностей и т. д. В данном аспекте одной из актуальных проблем, получивших наибольшее развитие в современном литературоведении, является поэтическая циклизация.

Цикл" как литературный термин был впервые использован Аристотелем в его «Риторике» для обозначения ряда эпических поэм, написанных после Гомера для дополнения «Илиады» и «Одиссеи"1. При этом Аристотель писал об «эпическом цикле», имея ввиду тесную связь поэм, входящих в ряд2.

В русской культуре, начиная с 1717 г. термин «цикл» используется преимущественно со значением «круг». О цикле как кругообразном и.

1 Яницкий Л С. Стихотворный цикл. Динамика художественной формы Дисс. канд филол. наук. — Кемерово, 1998 — С 12.

2 Там же. завершенном в себе периоде времени писали в своих работах В. Даль, В. Г. Белинский и др.

В настоящее время в отечественном литературоведении существует дефиниция, что цикл — это несколько художественных произведений, объединенных общими жанровыми признаками, темой, главными героями, единым замыслом, иногда рассказчиком, исторической эпохой (в прозе и драматургии), единым поэтическим настроением, местом действия (в лирике)3. Данное положение, как правило, дополняется различными аспектами. Важно отметить, что цикл как жанровое образование возникает лишь тогда, когда цикличность воспринимается как особая художественная возможность: каждое произведение, входящее в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлеченной из него, теряет часть своей эстетической значимости4. Так как цикл состоит из отдельных произведений, его структура несет широкие возможности развития художественного смысла и допускает многообразие принципов построения. По степени авторского участия циклы традиционно подразделяют на авторские и неавторские: к первым относятся такие формы, состав и последовательность произведений в которых определены автором, ко вторым — произведения, собранные воедино редакторами или исследователями. По истории создания авторские циклы делятся на изначально задуманные как целое, а также на составленные после написания отдельных произведений.

Особой разновидностью цикла как такового является лирический цикл, который, подчиняясь единому субъективно-эмоциональному началу, строится на сложных фабульных, тематических и ассоциативных связях. Вопросы о жанровом своеобразии лирического цикла в литературоведении остаются до i Словарь литературоведческих терминов / Редсост. Л И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974. — С. 456.

4 Литературный энциклопедический словарь / Под общ ред В М. Кожевникова и П А.Николаева. — М.: Сов энциклопедия, 1987.-С. 492. сих пор открытыми. Авторы многих работ стремятся выделить его специфические особенности, выявить жанровые границы.

Проблема цикла в литературоведении возникает в связи с изучением творчества того или иного отдельного писателя или группы писателей. Специальное теоретическое изучение лирического цикла на материале западноевропейской поэзии начали зарубежные ученые. В 1932 г. в Германии появилась обстоятельная статья И. Мюллера «Das Zyklische Prinzip in der Lyrik» («Циклообразующие принципы в лирике» — Пер. наш), в котором структурные принципы лирического цикла были изучены на основе сопоставительного анализа циклов Шекспира, Новалиса, Гете, Браунинга, Рильке5.

В русском литературоведении Л. Я. Гинзбург, З. Г. Минц, Л. К. Долгополов, П. П. Громов, обратившись к материалу блоковских циклов, создали основу для фундаментального изучения поэтики циклических образований. Дальнейшее изучение цикла происходило в плане его исторического существования, вслед за которым последовало теоретическое осмысление данного явления. Интерес критиков, историков, теоретиков литературы к лирическому циклу объясняется его широким распространением в лирике. Обращение к циклу отмечается в разные годы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, В. Брюсова, А. Блока, А. Белого, М. И. Цветаевой, А. Ахматовой, Вяч. Иванова и др.

Первые серьезные попытки теоретического осмысления художественной природы лирического цикла принадлежали самим его творцам В. Я. Брюсову, А. Белому, А.Блоку. Общие черты их теории сводятся в основном к следующим моментам: под лирическим циклом подразумевается определенная совокупная группа произведений (чаще всего стихотворных), выделенная и композиционно расположенная самим автором на основании каких-то общих признаков: тем, мотивов, сквозных образов и т. д. При этом лирический цикл должен представлять собой некую целостность, некий единый концептуальный взгляд.

ЛяпинаЛ.Е. Циклизация в русской литературе XIX века — СПб, 1999.-С. 3. на мир, художественную волю автора6. Таковы основные черты лирического цикла, выдвигаемые его первыми теоретиками.

Наибольший интерес к лирическому циклу как к научной проблеме возрос в 1960;1970;е гг. Причем открывали эту проблему как бы заново. Как писал один из инициаторов изучения лирического цикла: «Проблема циклов в книгах стихов поэтов, начиная от сентименталистов и романтиков, продолжая поэтами „чистого искусства“ середины и второй половины XIX века и кончая символистами и другими поэтами начала XX века, — мало, — чтобы не сказать 7 вовсе, — не изучена в советском литературоведении». С этих лет положение в изучении циклов существенно меняется: продолжается активное аналитическое рассмотрение материала — изучение конкретных произведений цикловой формы отдельных авторов XIX—XX вв.еков.

В теоретическом плане проблема цикла была обозначена В. А. Сапоговым и рассматривалась на материале русской лирики начала XX века, в первую очередь, поэзии Блока. Исследователь приходит к выводу, что «лирический цикл XX века, есть новый жанр, стоящий где-то между тематической п подборкой стихотворений и поэмой». С точки зрения литературоведа, «.несколько лирических стихотворений объединены в единую поэтическую структуру при помощи самых различных конструктивных приемов, главным из которых является единая сквозная тема или, что еще чаще, единая авторская эмоция"9.

6 Цит по. Дарвин М Н Русский лирический цикл, проблемы истории и теории на материале поэзии перв. пол. XIX вКрасноярск, 1988 -C.I3.

7 Берков П Н Итоги, современное состояние и ближайшие задачи изучения творчества В Я Брюсова // Брюсовские чтения 1963. Ереван. 1964.-С. 29.

8 Сапогов В А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла, А Блока // Язык и стиль художественного произведения — М, 1966. — С. 90.

9 Сапогов В. А. Лирический цикл и лирическая поэма в творчестве, А Блока // Русская литература XX века (дооктябрьский период). — Калуга, 1968.-С 182.

Опыт определения лирического цикла по совокупности признаков содержится в работе Л. Димовой10. К числу обязательных для цикла признаков она относит «объединенную публикацию», «общее название», «повторяемость в нескольких изданиях».

В 1980;е гг. лирическая циклизация стала предметом внимания целой плеяды исследователей. Первая в отечественной науке монография о лирической циклизации была издана М. Н. Дарвиным «Проблема цикла в изучении лирики"11, в которой дается анализ лирического цикла с разных сторон: от истории эволюции самого понятия «цикл» в литературоведении до характеристики жанровой природы лирического цикла и путей его становления в русской поэзии. Им впервые была предпринята попытка классификации литературных циклов: первичные и вторичные, авторские и читательские.

Строго научное определение лирического цикла стремился выработать.

И.В.Фоменко. На большом русском (Блок, Пастернак и др.) и зарубежном (Бодлер) материалах он анализирует поэтику лирического цикла: заглавие, общие принципы композиции, жанрообразующую роль лексики.

Историко-литературный анализ циклического творчества был проделан Л.Е.Ляпиной13. Основой этой работы стал сопоставительный анализ произведений. Исследователь определяет лирический цикл по нескольким критериям-признакам: авторская заданность композиции, самостоятельность входящих в цикл произведений, лирический характер их сцепления, центростремительность композиции, лирический тип изображения. Это позволило отграничить собственно лирические циклы от других соседствующих явлений (например, лирической поэмы или книги стихов). Л. Е. Ляпина выделила несколько жанровых модификаций: циклы «сельские», «сезонные», путевые, любовные.

10 Димова Л. К определению лирического цикла // Сб. «Русская филология», IV, Тарту, 1975.

11 Дарвин М Н. Проблема цикла в изучении лирики. — Кемерево, 1983.

12 Фоменко И, В О поэтике лирического цикла — Калинин, 1984.

13 Ляпина Л Е. Циклизация в русской литературе XIX века — СПб, 1999.

Проблема лирической циклизации в настоящее время, благодаря усилиям независимо работающих исследователей, стала приобретать фундаментальный характер в науке. В 1990;е годы началось активное сотрудничество, появились различные центры цикловедения — школы в Кемерове (М.Дарвин), в Томске (А.С.Янушкевич), несколько позже в швейцарском городе Фрибурге (Р. Фигут)14. Следует отметить, что в современных исследованиях решаются проблемы, связанные с теорией жанровой природы цикла, категорией авторства и целостности циклической формы. Цикловеды стремятся выделить основные критерии разграничения собственно циклов от других циклических явлений в лирике (поэтических сборников, книги стихов и т. п.), а также от поэмы. Большинство работ касается общих теоретических вопросов природы лирического цикла.

Явление лирической циклизации, в силу своих специфических особенностей, оказалось наиболее удобным и широко распространенным средством выражения авторской мысли в различных национальных литературах. При этом лирический цикл как самостоятельное жанровое образование, характеризуясь в разных литературных традициях рядом общих черт, обладает и специфическими особенностями, свойственными каждой литературе. В якутском литературоведении в отношении историографических и библиографических аспектов, идейно-тематических особенностей, стиховой организации якутской поэзии проделана значительная работа, в то время как исследование поэтики в плане жанра и различных его проявлений в полной мере не освещено. В связи с этим особый интерес представляет рассмотрение поэтических особенностей лирического цикла, так как он как отдельное литературное явление, существовавшее на протяжении всего развития якутской литературы, до сих пор остается малоизученным.

14 Ляпина Л. Е. Литературная циклизация (к истории изучения) // Русская литература, 1998, № 1. С. 177.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в литературоведении определили выбор темы исследования: «Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии: типология и поэтика».

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

— впервые в якутском литературоведении предпринимается попытка специального изучения эволюции якутского лирического цикла как самостоятельной жанровой формы, на формирование поэтических и типологических особенностей которого повлияли, как социально-исторические явления, так и основные направления развития национальной поэзии;

— уточняются художественные функции и своеобразие лирического начала в поэтических циклах;

— предпринимается классификация якутских лирических циклов на основе их поэтических и жанровых особенностей с учетом выделенных устойчивых циклообразующих критериев;

— выявляются национальные особенности лирических циклов в аспекте изучения их фольклорных истоков и параметров влияния классических форм циклизации на их формообразующие критерии.

В якутском литературоведении лирический цикл как одно из самостоятельных жанровых образований впервые рассматривается П. В. Максимовой в разделе ее монографии «Жанровая типология якутской поэзии"15. При этом автор, анализируя циклы стихотворений якутской лирической поэзии, выделяет для удобства систематизации материала пять основных типов в зависимости от особенностей поэтической формы составляющих их частей:

1. Циклы поэтических миниатюр свободной формы.

2. Циклы поэтических миниатюр традиционной формы.

15 Максимова П В. Циклы стихотворений // Жанровая типология якутской поэзии. — Новосибирск: Наука, 2002. -С. 142−163.

3. Циклы лирических стихотворений, основанные на идейно-тематическом и образном единстве.

4. Жанровые циклы.

5. Авторские (эксклюзивные) циклы стихотворений.

Данная типология является отправной точкой в изучении якутских лирических циклов, так как выделяемые ею типы входят как подтипы под предложенную нами типологию, которая разделяется на циклы стихотворений канонической и произвольной формы. Следует отметить, что типология лирических циклов всегда имеет условный характер и строится по принципу преобладающего единства.

Обзор и анализ конкретного историко-сравнительного и теоретического материала, посвященного изучению лирической циклизации, позволяет выявить ряд важных моментов. Опорным в работе будет определение лирического цикла как художественного целого, части которого объединяются разнохарактерными связями. Лирическое напряжение в цикле создается за счет двойственной роли каждой из его частей и как независимого произведения, и как части большего целого — цикла. Объединение самостоятельных текстов в большее жанровое образование (цикл) представляет процесс циклизации. В данной работе выявляются основные тенденции развития указанного процесса в якутской поэзии. В рамках этого подхода предлагается разделение циклообразующих критериев на обязательные (канонические) и необязательные.

Следует отметить, что лирический цикл как составная структура может сочетать в себе признаки различных жанров. Это наблюдается в тех случаях, когда происходит объединение стихотворений с канонизированной жанровой формой (например, в циклах сонетов, танка, рубай и т. д.). Следует отметить, что в процессе циклизации наиболее выразительнее проявляются их определенные уровни как идейно-тематическая направленность, стиховая и строфическая организация, система образов.

Выдающиеся образцы лирических циклов встречаются в истории мировой поэзии. Например, в западноевропейской литературе в эпоху Возрождения большую популярность приобрели циклы сонетов Вильяма Шекспира, в которых объединяющим принципом выступает классическая канонизированная форма стиха. В восточной литературе по тематической связи и единой поэтической форме составных частей можно выделить циклы рубай персидско-таджикского поэта Омара Хайама. В русской литературе примеры лирических циклов по тематическому принципу объединения встречаются в творчестве А. Пушкина «Подражания Корану», С. Есенина «Персидские мотивы», А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» и др.

В истории якутской литературы истоки цикличности можно обнаружить еще в фольклорных произведениях. Например, в народных песнях о создании Срединного мира и смене времен года «Аан дойду айыллыбыт ырыата» («Песни о мироздании»), «Сайын кэлиитэ» («Наступление лета»), «КуЬун кэлиитэ» («Наступление осени») и т. д.

Развитие якутского лирического цикла как отдельной жанровой формы шло наравне с историческим развитием национальной поэзии. Первые обращения к этому жанру сделаны А. Е. Кулаковским («Саха дьахталларын мэтириэттэрэ» — «Портреты якутских женщин», 1904) и П. А. Ойунским («Эргэ уеткуулэр — сака хоЬооттор» — «Старые танцы — новые песни», 1929). Их произведения определяются как циклы стихотворений, основанные на идейно-тематическом и образном единстве. Следует отметить, что в начале века поэтический цикл носит в основном фольклорный характер. Так, составные части цикла А. Кулаковского сходны с формой народных песен-импровизацийтуойсуу (у А. Кулаковского), П. Ойунского — хороводных песен — осуохай.

Наибольшее распространение циклы лирических стихотворений в якутской поэзии получили с середины XX в. В них прослеживаются традиционные циклообразующие элементы: тематическое, формальное и образное единство составных частей. Наблюдается и обращение к заимствованным жанровым формам лирической поэзии (циклы танка И. Баишева, Н. Герасимова-Айталына, рубай К.Д.Уткина-Нюсюлгэнэ, сонеты И. Гоголева, В. Сивцева и др.), создание сатирических циклов (П.Тобуроков, Р. Багатайский). В современной поэзии в лирических циклах доминирует принцип выведения обобщенного образа-представления или образа-переживания (Н.Харлампьева). Также наблюдается тенденция обращения к фольклорным жанровым формам, стремление к их трансформации и обновлению (О.Корякина-Умсуура). Глобальность и философская глубина идейного замысла обуславливает обращение якутских поэтов к эксклюзивным формам циклизации — циклам поэтических миниатюр свободной формы, авторским (эксклюзивным) циклам, книгам стихов.

Объектом исследования являются авторские циклы стихотворений в якутской поэзии.

Предмет исследования — художественные особенности и эволюционные признаки циклов стихотворений в истории якутской лирической поэзии.

Материалом исследования служат циклы стихотворений.

A.Е.Кулаковского, П. А. Ойунского, К. Урастырова, В. Чиряева, И. Арбиты, И. Чагылгана, М. Тимофеева, И. Артамонова, И. Эртюкова, П. Тобурокова, Р. Ермолаева-Багатайского, Сем. Данилова, И. Гоголева-Кындыла, М. Ефимова,.

B.Сивцева, Н. Харлампьевой, Н. Корякиной-Умсууры, В. Башарина,.

B.Дедюкина, Н. Герасимова-Айталына, И. Баишева, К. Уткина-Нюсюлгэнэ,.

C.Тарасова, А. Старостина-Сиэн Кыната. В рамках диссертации рассмотрено 138 лирических циклов в контексте исторического развития якутской поэзии.

Целью данной работы является выявление особенностей и закономерностей развития циклов лирических стихотворений как самостоятельного жанрового образования в якутской поэзии в аспекте типологического анализа их художественной специфики.

Гипотеза исследования. Выявление жанровых особенностей, типологических свойств и национального своеобразия поэтики якутского лирического цикла возможно только в результате сравнительно-исторического изучения, выявляющего его эволюцию как особого художественного единства, части которого объединены на основе различных циклообразующих критериев.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи исследования: уточнение понятия «лирический цикл» как особой формы поэзии, рассмотрение проблемы классификации и выявление основных циклообразующих компонентов, обеспечивающих его целостностьосвещение проблемы автора в лирическом цикле как условия целостностивыявление типологических особенностей и принципов построения якутского лирического цикласравнительно-типологический анализ поэтики и жанровых особенностей якутских лирических циклов в эволюционном аспектеопределение закономерностей развития и национального своеобразия якутского лирического цикла на основе анализа их поэтических особенностей.

Методологическую основу исследования составили основные теоретические положения о лирической циклизации, сформулированные в работах В. А. Сапогова, Л. Димовой, И. В. Фоменко, М. Н. Дарвина, Л. Е. Ляпиной, О. В. Мирошниковой и др. Теоретической базой послужили труды по макропоэтике и стилистике А. Н. Веселовского, В. М. Жирмунского, Л. И. Тимофеева, В. В. Виноградова, Б. В. Томашевского, Ю. М. Лотмана, работы по теории литературы В. Е. Хализева, Л. В. Чернец и др. А также несомненное значение имели работы якутских литературоведов Н. Н. Тобурокова, П. В. Максимовой, Н. З. Копырина, В. Б. Окороковой, М. Н. Дьячковской, Л. Н. Романовой и др., посвященные изучению якутской поэзии.

Методы исследования. Диссертация выполнена в рамках сравнительно-исторического, историко-литературного и сравнительно-типологического методов.

Отправной точкой в изучении конкретных циклов является методика анализа, предложенная О.В.Мирошниковой16, позволяющая представить комплексную структуру как образно-системное целое. В нее входит несколько аналитических и обобщающих операций: определение типа цикла способом выявления основных принципов соединения и взаимодействия составных частейанализ поэтических особенностей наиболее значимых стихотворений, составляющих мотивный комплекс циклавыявление сквозной коллизии и принципов взаимосвязи отдельных произведений-фрагментов, демонстрирующих развертывание авторской концепции.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут иметь значение для дальнейшей разработки ряда вопросов, касающихся эволюции и жанровой типологии якутской поэзии. Также основные выводы работы могут быть использованы как теоретический и практический материал в лекционных, специальных курсах по истории якутской литературы в целом, при организации практикумов по анализу поэтического текста в высших и средних учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации обсуждалась на заседаниях Центра изучения литературы Якутии Института гуманитарных исследований АН PC (Я). По материалам диссертационной работы сделаны доклады и выступления на научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов ИГИ АН PC (Я) (Якутск, 2003 г.) — в аспирантских чтениях, проведенных в рамках Форума научной молодежи.

16 Мирошникова О В Анализ и интерпретация лирического цикла: «Мефистофель» К. К Случевского Учеб пос — Омск, 2003. С 23−24.

Якутск, 5 февраля 2004 г.) — на республиканской научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения И.М.ГоголеваКындыла (Якутск, 18 января 2005 г.) — научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов ИГИ АН PC (Я) (Якутск, 2006 г.) — Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию Д.К.СивцеваСуоруна Омоллоона (Якутск, 2006). Основные положения и выводы исследования отражены в публикациях диссертанта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Тенденция к циклизации является исконно национальной чертой якутской поэзии в целом. Истоки цикличности обнаруживаются в фольклорных песнях, которым характерен тематический принцип циклообразования.

2) Развитие лирического цикла как жанрового образования непосредственным образом связано с историей развития всей якутской литературы.

3) Циклы А. Кулаковского и П. Ойунского находятся в тесном единстве с фольклорной поэтикой.

4) С появлением авторских циклов стихотворений в творчестве основоположников литературы, в якутской поэзии закрепился тип лирических циклов, основанных на идейно-тематическом и образном единстве.

5) В создании лирических циклов в якутской поэзии наблюдается обращение не только к фольклорным традициям, но и склонность к заимствованию канонических жанровых форм европейской и восточной поэзии.

6) В якутской поэзии наблюдается тяготение лирической циклизации к большим жанровым формам (поэме, книге стихов), что обуславливается глобальностью авторской идеи и темы.

Структура исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, степень разработанности в отечественном и якутском литературоведении, также сформулированы цели и задачи исследования, указаны теоретические и методологические основы, научная новизна и основные положения диссертации, выносимые на защиту.

Первая глава «Понятие лирического цикла как жанрового образования: вопросы типологии и поэтики». Первый параграф «Основные жанровые признаки и поэтические особенности лирического цикла» посвящен обзору литературоведческих представлений о лирическом цикле как своеобразной жанровой формы поэзии, анализу подходов исследователей к объяснению его поэтических особенностей и рассмотрению принципов построения. Во втором параграфе «Циклы в лирической поэзии. Вопросы типологии и классификации» рассматриваются пути типологической классификации циклов в литературоведении для выделения в дальнейшем основных теоретических категорий.

Во второй главе «Циклизация стихотворений свободной формы в якутской поэзии» рассматриваются якутские лирические циклы свободной формы, в которых главным циклообразующим началом выступает смысловая установка автора на развернутое воплощение одной идеи и темы. Анализ поэтических особенностей этих циклов позволяет в работе определить основные тенденции развития циклов стихотворений в якутской поэзии в целом.

В первом параграфе «Становление лирического цикла в якутской поэзии» выявлены истоки становления якутского лирического цикла как жанрового образования, проведен анализ циклов стихотворений основоположников якутской литературы А. Е. Кулаковского, П. А. Ойунского, у которых наблюдаются основные критерии циклообразования как идейно-тематическое, формально-композиционное и образное единство составных частей. В этих циклах сохраняется тесная связь с фольклорным началом в плане формы, поэтики и стиха.

Во втором параграфе «Лирические циклы, основанные на идейно-тематическом и образном единстве», на основе классификации лирических циклов по тематическому признаку (Л.Е.Ляпина), выделяются несколько жанровых модификаций. Тематической разновидностью циклов стихотворений свободной формы выступают сатирические циклы, которые рассмотрены нами в третьем параграфе главы «Циклизация в сатирической поэзии» на примере творчества П. Тобурокова и Р.Багатайского. В четвертом параграфе «Лирические циклы, основанные на обобщенном образе-переживании» рассматриваются изменения в циклах стихотворений свободной формы 19 702 000;х гг., когда тематическая и образная группировка стихотворений начинает уступать место иным принципам циклизации, среди которых основное значение имеет принцип выведения обобщенного образа-переживания. При этом циклизация выступает как показатель своеобразного авторского стиля.

В третьей главе «Циклизация стихотворений канонизированной формы в якутской поэзии» рассматриваются лирические циклы, основанные на единстве поэтической формы составных частей. В первом параграфе «Циклы поэтических миниатюр традиционной формы» исследованы циклы стихотворений, которые представляют собой систематизированные четверостишия и двустишия. По своей жанровой сути они являются авторскими пословицами или афоризмами, перекликающимися непосредственно с особенностями малых жанров фольклора. К данному типу циклов относятся также группы стихотворений с установленной организацией в восемь и более строк. Второй параграф «Жанровые циклы» посвящен циклам стихотворений, составные части которых представляют собой заимствованные жанровые формы, ориентированные на определенный канон: например, сонет, хокку, танка, рубай.

В четвертой главе «Циклы стихотворений эксклюзивной формы в творчестве якутских поэтов» представлены эксклюзивные варианты циклизации. Первый параграф «Циклы поэтических миниатюр свободной формы» посвящен изучению циклов, специфическая черта которых заключается в разнообразии формы или тематики составных частей, что обычно компенсируется наличием единого образа. Во втором параграфе «Авторские (эксклюзивные) циклы стихотворений как переходная жанровая форма» рассматриваются «пограничные проявления» циклизации, которые выделяются как авторский (эксклюзивный) тип циклов. Следует отметить, что при этом основная идея автора в силу своей глобальности и глубины требует большей жанровой формы — цикла лирических стихотворений и поэмы в единстве, или осуществляется в пределах книги стихов.

В заключении в обобщенном виде излагаются основные итоги исследования.

Заключение

.

В основе лирического цикла лежит структура, актуализирующая категорию автора и критерий целостности. Поэтому жанровый статус якутского лирического цикла в каждый момент его исторического развития определяется авторским замыслом и целостностью структуры, основанной на разнохарактерных связях между составными частями. Следует отметить, что в якутской поэзии циклизация является одной из ее исконно национальных черт. Поэтому лирический цикл в творчестве поэтов выделяется не только как отдельная жанровая форма, но и как отличительная черта их особого мироощущения.

Развитие лирического цикла связано со становлением всей якутской литературы, представляющей собой непрерывный историко-литературный процесс. Следовательно, на формирование его поэтических и типологических особенностей повлияли, как социально-исторические явления, так и основные направления развития национальной поэзии. Существенную роль при этом сыграли сначала фольклор, затем традиции классиков и, несомненно, опыт русской и мировой поэзии.

В первых авторских циклах основоположников А. Е. Кулаковского и П. А. Ойунского проявляется тесная связь с фольклором в отношении формальных признаков, поэтических и ритмических особенностей. С появлением их произведений в якутской поэзии закрепился тип лирических циклов, организованных на идейно-тематическом и образном единстве. В дальнейшем идейно-тематический принцип в большинстве рассмотренных циклов является основным критерием объединения независимо от жанровых форм или других формальных признаков.

В 1930;е гг. в лирических циклах тема, образная система, формальные признаки продолжают традиции, заложенные А. Е. Кулаковским и П. А. Ойунским. Однако их проблематика и тематика дополняется публицистическим утверждением нового времени. Они характеризуются выведением типического в выборе темы, системы образов, а также традиционностью способов выражения авторского отношения к окружающему.

В 1940;е гг. основной темой лирических циклов становится Великая Отечественная война, где гражданственность пафоса и реальность отражения действительности передается через образ лирического героя. Военная тема в жанрово-тематическом отношении обогащается обращением к сатирическим циклам. Новым было обращение к фольклорным формам — благословению, загадке, а также в применении аллитерации не только как части ритмической организации, а в качестве основного организующего принципа цикла (например, цикл «Стихотворения на звуки» П. Тобурокова).

В 1950;60-е гг. в циклах стихотворений, основанных на идейно-тематическом единстве, наблюдаются два основных тематических направления: «сельские» и сезонные циклы. В сельских циклах наблюдается взаимодействие двух мотивных линий: пейзажная характеристика и размышления лирического героя о судьбе родного народа. В сезонных лирических циклах структура диктуется законами природного порядка, что объясняется изначально циклическим мироощущением автора как носителя идеи. Данные циклы характеризуются идейно-тематической локальностью (в основном, гражданская и публицистическая тематика). Здесь психологическая характеристика человека или философская оценка события чаще всего отходят на второй план в виде подтекста или объективного фона идеи. В них наблюдается простота языка и стиля. «Сельские» и сезонные циклы характеризуются полиметричной композицией, их общность основана на использовании слоговой аллитерации, как одного из элементов звуковой организации якутского стиха.

В лирических циклах, основанных на идейно-тематическом и образном единстве, начиная с 1970;х гг., принцип выведения авторского «я» усложняется в сторону самоанализа и философского осмысления действительности. При этом происходит конкретизация раздумий лирического героя. Например, жанрообразующими компонентами циклов стихотворений Сем. Данилова являются реальность размышлений лирического героя, сугубо личные, биографически достоверные мотивы. В них отмечается заметный отход от фольклорной поэтики, несмотря на то, что аллитерация остается одним из основных и объединяющих элементов ритмической организации полиметрических компонентов циклов.

В 1970;80-е гг. отдельной жанрово-тематической разновидностью выступают циклы сатирического характера, основная специфическая черта которых — ассоциативность и персонажность. В них происходит объективация авторского начала. Однако каждый персонаж или ассоциативный образ как составной компонент циклической формы выражает в целом авторскую концепцию и идею, его отношение к изображаемому. Эти циклы отличаются органическим сочетанием комического и серьезного, живой связью фольклорных традиций и индивидуальными особенностями авторского стиля (Р.Багатайский, П. Тобуроков).

В современных тематических циклах доминирует принцип выведения обобщенного образа-представления или образа-переживания. При этом определяющую роль играет лирико-психологическое начало. В творчестве Н. Харлампьевой духовный мир лирической героини находит свое полноценное выражение в форме циклизации. В ее любовных циклах наблюдается усложнение внутренней структуры через синтез драматического и фабульного начала.

В современных циклах также усиливается тяготение к поэтике устного народного творчества, трансформация и модификация фольклорных жанров. Например, в цикле О. Корякиной — Умсууры «Возрождение (Шаманский тойук)» публицистическая и философская направленность идеи выражается через синтез современной тематики и фольклорной образности, выраженной в обращении к форме ритуальных песен, мифологическим образам и аллитерационному стиху.

В целом в лирических циклах, основанных на идейно-тематическом и образном единстве, можно наблюдать следующую закономерность их эволюции — от композиции, где рассуждения лирического героя определяются, прежде всего, предметно-объектной сферой, к композиции, основанной на глубоком субъективно-личностном начале.

В середине XX века, наравне с тематической и образной общностью компонентов, одним из распространенных способов объединения выступает формальное сходство составных частей. Обращения к канонизированным формам в создании циклов в якутской поэзии связаны с расширением художественного пространства, тематического репертуара, с поисками новых изобразительно-выразительных средств и жанровых форм. Все это повлекло за собой обращение поэтов к формам, ранее нехарактерным для якутской поэзии.

В якутской поэзии, начиная с 1950;х гг., создаются циклы поэтических миниатюр традиционной формы, в которых преобладает ориентация на национальные художественные нормы. Наибольшее развитие этих циклов приходится в 1980;е гг. Они представляют собой целостный поэтический организм, в котором содержится диалектическая система самостоятельных лирических или философских фрагментов в форме миниатюр. Национальное своеобразие в этих циклах проявляется в систематизации двустиший и четверостиший, в которых наблюдается близость к малым жанрам фольклора не только по ритмике и звуковой организации, но и по образному смыслу. К циклам поэтических миниатюр традиционной формы относятся также группы стихотворений с установленной организацией в восемь и девять строк преимущественно описательного и философского характера. Кроме темы и формы, в данном типе циклов одним из объединяющих критериев служит наличие единого лирического героя, который склонен к анализу окружающей действительности и самоуглублению.

Параллельно с циклами поэтических миниатюр, в основном, фольклорного происхождения и философского характера, создаются жанровые циклы. Это связано с освоением якутскими поэтами классических «твердых форм» мировой лирики в результате их творческих поисков. При заимствовании японских жанровых форм хокку, танка обнаруживается определенное сходство не только в форме, но и в образной сфере, хотя в своих циклах якутские авторы не всегда придерживаются тематических канонов. В циклах рубай не наблюдается соблюдение формального канона, они являются философскими размышлениями в духе восточного миросозерцания, в организации образов которых также обнаруживаются национальные варианты. На основе анализа циклов сонетов можно заключить, что они представляют собой попытки обновления тематического и образного канонов, а также определенной стиховой и строфической организации заимствованной формы на основе национально-поэтических традиций. В целом освоение жанровых форм мировой литературы в их тесной связи с национальной традицией и индивидуальным авторским почерком свидетельствует о самобытности якутской поэзии.

В эти же годы в творческом наследии поэтов наблюдается создание циклов поэтических миниатюр свободной формы, специфика которых заключается в разнообразии формы или тематики составных частей, обычно компенсирующихся наличием единого лирического героя или общностью образов-персонажей. В этих циклах система взаимодействий между стихотворениями разной поэтической формы дает авторам возможность выразить в пределах одного цикла целостное отношение к разным сторонам действительности, со-противопоставить разные чувства. Следовательно, относительная самостоятельность миниатюр позволяет им реализовывать в одном цикле размышления публицистического, сатирического и философского характера, что становится организующим началом цикла. Это свойство отличает их от циклов стихотворений, основанных на идейно-тематическом единстве, где также встречается отсутствие формального единства.

В современный период якутской поэзии в плане расширения лирического переживания за счет его эпизации, размывания жанровых границ дальнейшее развитие получили эксклюзивные авторские варианты циклизации и книги стихов. В произведениях Р. Багатайского «Генерал Правды (Поэма-дума)», И. Гоголева «Песнь о Лене» многомерность, масштабность темы «потребовала» от авторов оригинального композиционного решения — циклизации поэм и лирических стихотворений одновременно. В них глубина идейного содержания непосредственным образом требует усложнения поэтики и разнообразия в целом всей стиховой организации. Книги стихов Р. Багатайского «Быстроногий ветер», С. Тарасова «Неспетые песни», А. Старостина «Скошенная трава» являются одной из сложных форм циклизации, так как состоят из нескольких самостоятельных циклов-частей, за счет обобщения которых автор стремится создать целостный образ современной ему жизни. Таким образом, обращение к эксклюзивным формам циклизации и книге стихов позволяет авторам воплотить в рамках одного произведения целостное воспроизведение окружающего мира в виде особой авторской концепции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Талыллыбыт айымньылар. — Якутск: Як. кн. изд-во, 1958, — 279 с.
  2. А. Тегурук сыл. — Якутск: Кн. изд-во, 1955. — 44 с.
  3. Айталын. Ийэ кутум: ХоЬооннор. — Якутск: Як. кн. изд-во, 1984. — 92 с.
  4. И., Башарин В., Дадаскинов С, о.д.а. ХоЬоон туолбэтэ. — Якутск: Кн. изд-во. 1981.-328 с.
  5. Амма Аччыгыйа. Талыллыбыт айымньылар. В 2 т. — Якутск: Кн. изд-во, 1956. — Т. 1. Кэпсээннэр, сэЬэннэр, хоЬооннор. — 480 с.
  6. И. Кемус курулгэн. Бастакы кинигэ. — Якутск: «Писатель Якутии», 1993.-147 с.
  7. И. Мунурданыы: ХоЬооннор. Иккис кинигэ. — Якутск: «Писатель Якутии», 1993.-158 с.
  8. И. Кетуу. ХоИооннор, поэмалар. — Якутск: Кн. изд-во, 1978. — 272 с.
  9. И. Ыьгырар сулустар (ХоЬооннор, поэмалар). — Якутск: Як. кн. изд-во, 1988.-296 с.Ю.Аярский Вл. Ахтылдан: ХоЬооннор. — Якутск: Бичик, 2000. — 112 с. 11 .Баал Хабырыыс. Туох диирий сурэдим. — Якутск: Кн. изд-во, 1961. — 52 с.
  10. Р. Тигээйи уйата: Угэ-хоЬоон. — Якутск: Бичик, 1996. — 216 с.
  11. Р. ТыЬыынча бытархайдар: Угэ-хоЬоон. — Якутск: Кн. изд-во, 1980.-95 с.И.Багатайский Р. Сыралдан: Угэ-хоЬоон. — Якутск: Кн. изд-во, 1983. — 88 с.
  12. Р. БыЬый тыал: ХоЬооннор. — Якутск: Кн. изд-во, 1986. — 80 с.
  13. И. КиЬи буолуу тердо: Танка цикла // Эркээйи. — Майа. — 1994. — ахсынньы 24 кунэ. — З. П. Баишев И. Танкалар цикллара.// Эдэр коммунист, 1984,28 сентября.
  14. И. Ыраах сулус тырыма (ХоЬооннор). — Якутск: Як. Кн. изд-во. 1 851 985.-24
  15. Бэрияк А. XohooHHOp уонна сэЬэн. — Якутск: Кн. изд-во, 1986. — 288 с. 2О. Васильев Талыллыбыт айымньылар. 2 т, ХоЬооннор, поэмалар. -Якутск: Якуткнигоиздат, 1967. — 256 с.
  16. Венера. Босхолонуу. — Сунтаар: «Сунтаар сонуннара» хаЬыат редакцията, 1993.-62 с.
  17. И. КыЬьнпгы влуенэ. Стихи // Кыым, 1971, 12 сент.
  18. И. Сааскы блуенэ: из ноэмы. // Ленинскэй тэрийээччи (Борогонцы), 1980,19янв.
  19. И. Серебряное стремя: Стихи. Пер. с якут. — М.: Сов. Россия, 1979. -208 с.
  20. И. Таптыыр блуонэм: Стихи. // Ленин суола (Намцы), 1979,4 сент.
  21. И. Тохсунньу харыйата.-Якутск: Кн. изд-во, 1984. — 103 с.
  22. И. Тодус халлаан анныгар. XohooHHop. — Якутск: кн. изд-во, 1970. — 144 с.
  23. И. Туерт садах: ХоИоонунан роман уонна поэмалар. — Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1980. — 352 с.
  24. И. «Элуонэ туИунан кэс тойук» диэн хоЬооннортон. // Эдэр коммунист, 1971, 5 сент.ЗО.Гольдеров В. Кемус куЬуннуун керсуЬуу. — Якутск: Як. кн. изд-во, 1992. -64 с.
  25. Данилов Сем. Айаным аргыстара. — Якутск: Кн. изд-во, 1975. — 207 с.
  26. Данилов Сем. Алаас сулустара. Якутскай: Кн изд-во, 1965. — 96 с. ЗЗ. Данилов Сем. Избранное: Стихи / Пер. с якут. I т. — М.: Худож. лит., 1977.-286 с.
  27. Данилов Сем. Избранное: Стихи / Пер. с якут. II т. — М.: Худож. лит., 1977. -302 с.
  28. Данилов Сем. Снежные цветы: Стихи / Пер. с якут. В. Шаргунова и др.- Сост. А. С. Данилова. — М.: Современник, 1987. — 327 с.186
  29. Данилов Сем. Сэргэлээххэ кемус ардах. — Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 216 с.
  30. Данилов Сем. Талыллыбыт айымньылар. I том. — Якутск: Кн. изд-во, 1977. -439 с.
  31. Данилов Сем. Талыллыбыт айымньылар. II том. — Якутск: Кн. изд-во, 1977. -415с.
  32. Данилов Сем. Эйэлээх куорат. — Якутск: Кн. изд-во, 1958. — 107 с.
  33. М. Киирбэт куннээх дойдуга. — Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1965. — 60 с.
  34. М. Олох ерогейе: ХоЬооннор, ноэмалар, сонеттар. -Якутск: Кн. изд-во, 1986.-96 с.
  35. М. Телкебут туерэр. — Якутск: Бичик, 2002. — 55 с.
  36. А.Е. Песня якута. Стихи и поэмы. Пер. с якут. Владимира Солоухина и Сергея Поделкова. — М.: «Сов. Россия», 1977. — 304 с.
  37. А.Е. Ырыа-хоЬоон: ХоЬооннор, поэмалар. — Якутск: Кн. изд- во, 1978.-296 с.
  38. В. Хаарга ууммут сиибиктэ. — Якутск: Кн. Изд-во, 1984. — 104 с. 46.0йунский П. А. Талыллыбыт айымньылар. В 2 т. — Якутск: Кн. изд-во, 1975.-Т.1.-440С.
  39. ПОПОВ Л. Аман аатталым: ХоЬооннор. — Якутск: Кн. изд-во, 1983. — 88 с.
  40. Руфов Ойуур ортотугар олоробун. — Якутск: Як. кн. изд-во, 1977. — 206 с.
  41. В. Сири истэбин. — Якутск: кн. изд-во, 1988. — 128 с. 5О. Сивцев В. КиЬи санаа хамначчыта: ХоЬооннор, сонеттар. — Якутск: Бичик, 2002. — 64 с.
  42. В. Курулгэн: Сонеттар, сонеттар дьербелере. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. — 464 с.
  43. А. — Сиэн Кынат. Охсуллубут от. Сомодо хоЬооннор.— Як.: Бичик, 1996.-176 с.187
  44. А.И. Ырыа быстыыта хоЬоон. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1996.-398 с.
  45. Таллан Бурэ. блуенэ очуостара. — Якутск: Якуткнигоиздат, 1971. — 352 с. 55, Тарасов Сиинэ тубэтигэр. — Якутск: Бичик, 1999. — 80 с.
  46. Тарасов Ылламматах ырыалар. — Якутск: Бичик, 1994. — 144 с.
  47. М. Кыс хаар, куох от… -Якутск: Кн. изд-во, 1982.-270 с.
  48. М. Урун' кетер. — Дьокуускай: Бичик, 1996. — 160 с.
  49. П. Дойдум дьоллоох туонатыгар. — Якутск: Якуткнигоиздат, 1967.-320 с.бО.Тобуроков П. Оччоттон-баччада. — Якутск: Бичик, 1998. — 208 с.
  50. П. Таас кэлии, тимир содох. — Якутск: Кн. изд-во, 1989. — 128 с.
  51. П. Тыьгырахтаах тыллар. — Якутск: Кн. изд-во, 1976. — 96 с. бЗ. Тобуроков П. Улэ, эйэ дойдутугар. — Якутск: Кн. изд-во, 1953. — 52 с.
  52. П. Б1тардалаах кун. — Якутск: Кн. изд-во, 1974. — 96 с.
  53. П. ЭрэдэЬиннэр. — Якутск: Як. кн. изд-во, 1987. — 288 с. бб. Туярский К. АлаЬа. — Якутск: Як. кн. изд-во, 1975. — 143 с.
  54. Туярский К. Aga алгыЬа. — Якутск: Кн. изд-во, 1986. — 173 с.
  55. Умсуура. Кут кетедуу: ХоЬооннор. -Дьокуускай: Бичик, 1994.-64 с.
  56. К. Талыллыбыт айымньылар. 1 т. — Якутск: Кн. изд-во, 1977. — 440 с.
  57. УТКИН К.Д.-НуЬулгэн. Сулумах сулустар: Лоскуй хоЬооннор. — Дьокуускай: Бичик, 2000. — 159 с.
  58. Н. Дьол кымыЬа. — Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1999. — 286 с.
  59. Н. Дьэ1гкир киэИэ. Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1990. — 96 с.
  60. Н. Красный подснежник: Стихотворения / Пер. Я.Козловского. — М.: Современник, 1988. — 79 с.
  61. Н. Кумыс счастья. — М.: Фонд им. И. Д. Сытина, «Зарницы», 2004.-304 с.
  62. И. Талыллыбыт айымньылар. — Якутск: Як. кн. изд-во, 1972. — 188 376 c.76,Чиряев В. Тыыннаах тыл. — Якутск: Кн. изд-во, 1978. — 112 с.
  63. ЭЛЛЯЙ. Додор сурэр. — Якутск: Кн. изд-во, 1973. — 144 с.
  64. ЭЛЛЯЙ. Умуллубат уот. -Якутск: Якуткнигоиздат, 1969. — 172 с.
  65. ЭртюкоБ И. Сайсары аттыгар. — Якутск: Кн. изд-во, 1962. — 132 с.
  66. Саха народнай ырыалара. Айылда туЬунан ырыалар (Якутские народные песни. Песни о природе. — Якутск, 1976. — 232 с.* * *81 .Аристотель. Поэтика. Риторика. — СПб.: Азбука, 2000. — 346 с.
  67. В.Г. Полное собр. соч.: В 13 т. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955.-Т.6.-799С.
  68. А. Стихотворения и поэмы. — М.-Л.: Сов. писатель, 1966. — 656 с.
  69. И.А. Поэтика классического японского стиха (VIII-XIII вв.). М.:Паука, 1978.-373 с.
  70. И.С. 12 миниатюр: От Рудаки до Джами. — М.: Худож. лит., 1976.-303 с.
  71. В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Худож. лит., 1973. — Т.6. — 652 с.
  72. Г. М. Якутское стихосложение. — Якутск.: Кн. изд-во, 1965. — 125 с.
  73. А. П. Историческая поэтика. — М.: Высш. шк., 1989. — 404 с.
  74. В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. — 255 с.
  75. Гармония противоположностей: Аспекты теории и истории сонета: Сб.статей. -Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1985. — 198 с.189
  76. Г. Национальные образы мира: Курс лекций. — М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 429 с.
  77. Л.Я. О лирике. — М.-Л.: Сов. писатель, 1964. — 382 с.
  78. .П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. — М.: Наука, 1973.-275 с.
  79. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рус.яз., 1882. -Т.4.-683С.
  80. М.Н. Нроблема цикла в изучении лирики. — Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 1983.
  81. М.Н. Русский лирический цикл: проблемы истории и теории. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. — 137 с.
  82. М.Н., Тюпа В. И. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. — Новосибирск: Наука, 2001. -293 с.ЮО.Долгополов Л. К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX — начала XXвека. — М. , Л.: Наука, 1964. — 188 с.
  83. М. Н. Аллитерация и рифма в якутской поэзии.— Новосибирск: Изд-во СО РАН НИЦ ОИГГМ, 1998. — 152 с.
  84. Европейский лирический цикл. Материалы международной научной конференции, 15−17 ноября 2001 г. — М.: Российск. Гос. гуманит. ун-т, 2003.-278 с.
  85. Н.В. Якутские пословицы и поговорки. — Якутск: Кн. изд-во, 1962.-96 с.
  86. Н. 3. Изобразительные средства якутской поэзии.— Якутск, 1997.-174 с.
  87. Н. 3. К новым рубежам. Заметки о якутской поэзии 1955−1975 гг. -Якутск.: Кн. изд-во, 1988. — 88 с.
  88. .О. Лирика и реализм. — Иркутск, 1986.
  89. З.Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов исоискателей ученой степени. — 7-е изд., доп. — М.: Ось-89,2005. — 224 с.
  90. A.M. Автор-образ-читатель. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. — 353 с.
  91. П. В. Жанровая типология якутской поэзии. — Новосибирск: Наука, 2002. — 255 с.
  92. П.В. Якутская поэма. История и типология жанра: уч. пос. — 191Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993.-149 с.
  93. О.В. Анализ и интерпретация лирического цикла: «Мефистофель» К. К. Случевского: Учеб пос. — Омск: Омск. гос. ун-т, 2003.-137 с.
  94. .С. Теория сонетного жанра. — Самарканд: Зарафшон, 1995. -161с.
  95. Д. Якутские народные обрядовые песни: система жанров. — Новосибирск, 1993. — 112 с.
  96. В. Б. Хомодой хоЬоон хотуна: Н. Харлампьева айар улэтэ. — Якутск: Бичик, 2002. — 144 с. 125.0лонхо — духовное наследие народа саха: Сб. ст. — Якутск: ИГИ АНРС (Я), 2000.-197с.
  97. Писатели Земли Олонхо: Биобиблиоф. справочник / Сост.: Д. В. Кириллин, В. Н. Павлова, Д.Шевков. — Якутск: Бичик, 2000.-448 с.
  98. А. А. Теоретическая поэтика. — М.: Высш. щк., 1990. — 342 с.
  99. Л.Н. А.Е.Кулаковский и его современники: Особенности поэтического языка. — Новосибирск: Наука, 2002. — 120 с.192
  100. Русский сонет: XVIII- нач. XX века / Послесловие и примеч. В.С.Совалина- сост. В. С. Совалина и П. О. Великановой. — М.: Моск. Рабочий, 1986.-557 с.
  101. Е.Ю. Итальянская сатирическая поэзия XIX века. — М.: Наука, 1986.-269 с.
  102. Л. И. Теория стиха. — М: Гослитиздат, 1939. — 232 с.
  103. Н. Н. Якутский стих. -Якутск: Кн. изд-во, 1985. — 160 с. ИЗ. Толстов Е. П. Принципы и приемы создания сатирического образа (наматериале творчества Салтыкова-Щедрина и Маяковского) — Ужгород, 1974.-144 с.
  104. . В. Стилистика: Учеб. пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 288 с.
  105. .В. Стилистика и стихосложение. Курс лекций. — Л.: Учпедгиз, Ленингр. отд-ние, 1959. — 535 с.
  106. И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28 т. Сочинения. — М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. — T.V. — 659 с.
  107. О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. — М.: Флинта, 1997.-336 с.193
  108. И. В. Лирический цикл: Становление жанра. Поэтика. — Тверь: ТГУ, 1992.-125С.
  109. И. В. О поэтике лирического цикла. — Калинин, 1984.
  110. В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Учеб. пос. — СПб.: Филол. фак-т СПбГУ- Изд. центр «Академия», 2002. — 208 с.
  111. В.Е. Стиховедение и поэзия. -Л.: ЛГУ, 1991. -256 с.
  112. Н.Ф. Избранные произведения. Л.: Сов. писатель, 1982. Стлб. 530.
  113. Язык, миф, культура народов Сибири. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1988. — 185 с.
  114. Л. К определению лирического цикла. // Сб.: «Русская филология», IV. Тарту, 1975.
  115. П.В. «Аан Алахчын ийэ тылыам! Аан дойдум буоладын миэхэ! (Иван Гоголев айар улэтин туЬунан санаалар)» // Сахаада, сэтинньи 4 кунэ, 1993 с, 8−9.
  116. А.В. «Западно-восточный диван» Гете: смысл и форма // Гете И. В. Западно-восточный диван. — М., 1988. — 639.
  117. М. В мире его поэзии // Молодежь Якутии, N^IO, 19 янв. 1980 г.
  118. Г. Структура лирических циклов Н.П.Огарева // Проблемы творчества Н. П. Огарева. Межвузовский тематический сборник научныхтрудов. — Саранск, 1980.
  119. В. А. К проблеме стихотворной стилистики лирического цикла// Русская советская поэзия и стиховедение. — М., 1969. — 237−243,
  120. В.А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А. Блока // Язык и стиль художественного произведения. — М., 1966.
  121. Н.А. Западное влияние на русский язык в петровскую эпоху // Сб. Отделения рус. яз. и словесности Имп. акад. наук. — СПб., 1910. Т.88.N'22.-C.322.
  122. Н. Романтика чудес // Соц. Якутия, 18 янв. 1980 г., № 15. * * *
  123. О.Н. Поэтика лирического цикла А.А.Ахматовой. Дисс… канд. филол. наук. — Ульяновск, 1997. — 208 с.
  124. Н.В. Поэзия П.Тобурокова (Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики). Автореферат … к. филол. наук. -Якутск, 2005.-25 с.
  125. З.А. Поэтический цикл как особая разновидность художественного текста: Дисс. …канд. филол. наук. — Краснодар: Кубан.гос. ун-т, 2002. — 243 с.
  126. М.Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы: Автореферат дисс. д-ра филол. наук.— Кемерово, 1995. — 43 с.
  127. Г. Т. Поэтика лирического цикла в творчестве М.Цветаевой. — Дисс… к.ф.н. — М., 1994. — 194 с.196
  128. М.П. Основные тенденции развития современной якутской ноэзии (1980−2000 гг.). Автореферат … к. филол. наук. — Якутск, 2004. — 23с.
  129. Е.А. Поэма-цикл в творчестве И.Бродского. Традиции А. Блока, А. Ахматовой в поэме И. Бродского «Части речи». Дисс.. к. филол. наук. -М., 2000.-273 с.
  130. М.В. Поэтические циклы М.Цветаевой (Художественный смысл и поэтика). Дисс… канд. филол. наук. — Иванов, 1994. — 192 с.
  131. ЯНИЦКИЙ Л. С. Стихотворный цикл: Динамика художественной формы: Дисс… канд.филол. наук. — Кемерово, 1998. — 177 с.197
Заполнить форму текущей работой