Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Семантическая классификация вводных конструкций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из способов выражения модальных значений является использование модальных слов, ядро которых составляют вводные конструкции. Синтаксисты считают их средством осложнения предложения, грамматически с ним несвязанным и соотносимым со всем предложением или его частью (некоторые ученые называют такое осложнение парантезой). Все исследователи выделяют группу вводных конструкций, которые выражают… Читать ещё >

Семантическая классификация вводных конструкций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основная функция вводных конструкций — передача модального значения. Однако трактовка вводных конструкций как показателей субъективной модальности появилась преимущественно в середине XX в., после выхода в свет работ В. В. Виноградова. До этого вводные конструкции выделялись по значению. Например, А. М. Пешковский указывал следующие разряды вводных конструкций:

  • § показывающие отношение говорящего к какой-либо мысли,
  • § указывающие на источник информации,
  • § показывающие логику и порядок изложения Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. 8-е изд. М., 2001. С.409−410.

В.В. Виноградов определял вводные слова и словосочетания как «вводные синтагмы» и считал, что выражаемая ими модальность иная, чем модальность, включенная в форму предиката, так как вводные конструкции лишь вносят дополнительные оттенки смысла в предложение и накладываются на уже существующую грамматическую основу. В. В. Виноградов выделяет четыре разряда вводных синтагм по функции выражения эмоционально-оценочные значения. Вводные конструкции одного из разрядов передают выражение отношения мысли к действительности, то есть оценивают мысль по критериям «достоверно — сомнительно» (верно, бесспорно, и др.). Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Виноградов В. В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 53−87.

Н. Ю. Шведова вслед за В. В. Виноградовым акцентирует внимание на функции характеристики вводными конструкциями сообщаемого с точки зрения говорящего и выражения его отношения к какому-либо факту. Н. Ю. Шведова выделяет 7 групп вводных конструкций, среди которых группа, передающая значение эмоциональных реакций, интеллектуальных оценок говорящего. В эту группу входят вводные конструкции со значением оценки сообщаемого с точки зрения достоверности (наверное, пожалуй, кажется, думается, по-видимому, по всей вероятности и др.) и допущения (предположим, допустим, пожалуй, возможно и др.). Русская грамматика. Т 2. Синтаксис. М., 1980. С. 229−231.

В.В. Бабайцева тоже выделяет семь классов вводных конструкций по значению выражения субъективной модальности. В отдельную группу выделено значение «уверенность» (конечно, разумеется, правда, действительно, бесспорно и др.) и «неуверенность» (наверное, кажется, очевидно, видно, возможно, верно, может быть и др.). Современный русский язык. Учебник. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация/ В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. М., 1987. С. 163.

В отличие от поддерживаемой многими исследователями точки зрения, идущей от работ В. В. Виноградова, что функции вводных конструкций зависят от значений категории субъективной модальности, некоторые ученые классифицируют их, не опираясь на эту категорию. Интересными представляются следующие классификации:

  • 1) выделение функционально-семантических групп в зависимости от функций. Этой идеи придерживается Н. С. Валгина и к одному из разрядов относит вводные, выражающие оценку говорящим степени достоверности высказывания, обобщая в этой группе вводные со значением и уверенности, и неуверенности (возможно, конечно и др.); Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.
  • 2) по характеру отвлеченного грамматического значения, так как вводные конструкции в составе предложения теряют лексическую конкретность. Так вводные конструкции классифицирует П. А. Лекант и выделяет разряд вводных конструкций, которые являются показателями персуазивности, т. е. достоверности / недостоверности сообщаемого (конечно, несомненно, вероятно, видимо, может быть и др.). Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004. С. 214−217.

Все классификации базируются на значениях и / или функциях вводных конструкций. Можно заметить, что, хотя авторы двух последних классификаций не упоминают о категории субъективной модальности, провести чёткую границу между их классификациями и классификацией Н. Ю. Шведовой и более обобщенной В. В. Виноградова достаточно сложно. Поэтому в данной работе мы будем считать, что вводные конструкции передают определенные модальные смыслы и будем ориентироваться на представленную в одном из современных учебников по синтаксису русского языка группу вводных со значением выражения уверенности/неуверенности в сказанном (конечно, несомненно, без сомнения, вероятно, думаю и др.). Синтаксис современного русского языка: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. С. В. Вяткиной. СПб, М. 2009. С. 169.

Выводы

Оценку достоверности содержания высказывания как отражение эпистемической модальности можно классифицировать по двум степеням уверенности говорящего (значения категорической и проблематической достоверности в терминах «Коммуникативной грамматики русского языка»).

Одним из способов выражения модальных значений является использование модальных слов, ядро которых составляют вводные конструкции. Синтаксисты считают их средством осложнения предложения, грамматически с ним несвязанным и соотносимым со всем предложением или его частью (некоторые ученые называют такое осложнение парантезой). Все исследователи выделяют группу вводных конструкций, которые выражают степень уверенности говорящего в сообщаемом.

Вводные конструкции в данной работе будут рассматриваться не только как вид осложнения предложения, но и как один из основных способов выражения модальности речевого произведения, смысл которых раскрывается при целостном восприятии нескольких предложений, абзацев или коммуникативных блоков текста, а также языковых единиц разных уровней, в первую очередь лексического и синтаксического.

Во второй главе будут классифицированы и проанализированы в зависимости от контекста следующие вводные конструкции:

  • 1) с семантикой уверенности: без сомнения, безусловно, бесспорно, в самом деле, действительно, конечно, несомненно, разумеется, само собой разумеется;
  • 2) с семантикой неуверенности: быть может, верно, вероятно, возможно, кажется, казалось, как видно, может быть, наверное, очевидно, по всей вероятности, по всей видимости, по-видимому, пожалуй.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой