Совершенствование регулирования производственной деятельности региональных предприятий
Установлены основные тенденции в развитии теории регулирования производственной деятельности электротехнических предприятий различных форм собственности с точки зрения решения проблемы их устойчивого развития. Предложено расширенное определение термина «производственная программа предприятия» для условий региональной экономики. Показано, что узкое понимание термина не позволяет сформировать… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и методологические основы регулирования производственной деятельности региональных предприятий
- 1. 1. Объективная необходимость регулирования производственной. деятельности предприятий на региональном уровне
- 1. 2. Производственная программа как основа регулирования деятельности региональных предприятий
- 1. 3. Методические подходы к формированию производственной программы региональных предприятий
- Глава 2. Анализ регулирования производственной деятельности регионального электротехнического предприятия и оценка его эффективности
- 2. 1. Обоснование уровня организации и планирования производства
- 2. 2. Классификация готовой продукции по методу ABC XYZ
- 2. 3. Оценка внешних факторов и предпосылок формирования производственной программы
- 2. 4. Методические подходы к оценке эффективности производственной деятельности ОАО «Электроприбор»
- Глава 3. Совершенствование инструментария регулирования производственной деятельности регионального электротехнического предприятия
- 3. 1. Вероятностная модель прогнозирования спроса
- 3. 2. Разработка модели формирования производственной программы регионального электротехнического предприятия
- 3. 3. Система контроля за реализацией производственной программы электротехнического предприятия
- 3. 4. Информатизация процесса организации, планирования производства и движения заказов на региональном электротехническом предприятии
Совершенствование регулирования производственной деятельности региональных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Для современного этапа развития рыночной экономики одним из главных условий стабильности и надежности предприятия становится устойчивое положение на рынке, возможность успешно существовать и развиваться в условиях изменений внешней и внутренней среды. Большинство исследователей связывают устойчивость предприятия с равновесием его внутренней системы с внешней средой, а управление устойчивостью — с максимизацией прибыли, обеспечением роста конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия. Предлагаемые методы регулирования производственной деятельности предприятия ориентированы на достижение определенного уровня финансовых показателей и рентабельности. Они предполагают адаптационный характер управления преимущественно внутренними показателями деятельности предприятия.
В современной научной литературе в изучении региональной экономики в последние годы акцент делается на проблемах кризисного положения предприятий всех отраслей, а вопросы регулирования их производственной деятельности трансформировались в проблемы выживания, восстановления платежеспособности и преодоления кризисной ситуации на предприятиях. Однако, именно внутренняя устойчивость предприятия, как в стабильных макроэкономических условиях, так и в условиях мирового кризиса является прочной основой его производственной деятельности, что приобретает в современных условиях особую актуальность.
Понимание устойчивости как достижения стабильности и равновесия предполагает использование новых, более совершенных форм и методов регулирования производственной деятельности предприятия. Поэтому обоснование уровня организации, планирования деятельности любого предприятия требует разработки научно обоснованных производственных программ, с учетом региональной специфики. Достижение этой задачи невозможно без совершенствования инструментов регулирования производственной деятельности предприятий, таких как программирование, прогнозирование, моделирование и т. д. К сожалению, в научной литературе эти вопросы проработаны недостаточно, как в теоретическом, так и в методологическом плане. Также не нашла отражения региональная специфика в управлении предприятиями во всех отраслях, особенно в электротехнической промышленности.
Приведенные выше аргументы определили выбор темы исследования и ее актуальность.
Степень изученности научной проблемы. В теории управления наиболее разработанными являются вопросы оценки и управления различными сферами деятельности предприятия, существует значительное количество моделей оценки и управления финансовым состоянием предприятия. Общие методологические вопросы управления предприятиями представлены в работах Р. Акоффа, И. Ансоффа, М. Багиевой, К. Балацкого, А. Берлина, Л. Белых, И. Бланка, О. Бодрова, В. Гопчарук, А. Градова, В. Долгого, Т. Долгонятовой, П. Зубанова, А. Истомина, А Карлика, А. Крутика, И. Ларионова, Р. Лоскутова, Г. Лузина, А. Потаповой, Н. Савинской, В. Семина, А. Смолкина, В Гимирясова, А. Тутунджяна, М. Федотовой, Я. Фомина, А. Шеремета и др.
В то же время проблемы регулирования производственной деятельности предприятия, определения резервов и направлений повышения эффективности производства, обеспечения стратегического развития предприятия, в последние годы отошли на задний план. Дискуссионными являются вопросы о содержании попятия «производственная программа», о составе факторов, влияющих на конечные результаты, о показателях и нормативах сбалансированного состояния производства на предприятии. Особенно это важно для предприятий имеющих многономенклатурпое производство, к которым относятся предприятия электротехнической промышленности.
Значительный вклад в разработку теоретических и методологических положений развития региональной экономики внесли работы ученых.
А.А.Адамеску, А. И. Гаврилова, С. Ю. Глазьева, А. Г. Гранберга, Л. П. Кураков, Д. С. Львова, А. А. Румянцева, А. И. Татаркина, А. Е. Яковлева и др.
Однако авторами многих исследований различные аспекты функционирования региональных промышленных предприятий и комплексов исследуются в основном в контексте решения частных проблем. Методы формирования и выбора оптимальной производственной программы продукции промышленных предприятий, отвечающие рыночному спросу и отражающие их ресурсные возможности, проработаны недостаточно полно. Недостаточно полно отражены методы, обеспечивающие реализацию научных подходов к решению всей совокупности проблем планирования, оптимизации и обеспечения производственной программы промышленного предприятия региона по различным продуктовым линиям.
В связи с этим возрастает значимость таких проблем, как обоснование и выбор эффективной производственной программы региональных промышленных предприятий обоснование и формирование методов оптимизации производственных программ на уровне региона.
Целью диссертационного исследования является разработка методических подходов по регулированию производственной деятельности на предприятиях регионального промышленного комплекса на основе формирования рациональной производственной программы.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Исследовать объективную основу регулирования производственной деятельности предприятия на региональном уровне.
2.Оцепить внешние факторы и предпосылки развития регионального предприятия.
3. Обосновать уровень организации и планирования производства на региональном электротехническом предприятии.
4. Разработать модель формирования производственной программы регионального электротехнического предприятия.
5. Обосновать методические подходы к оценке эффективности производственной деятельности регионального промышленного предприятия.
Объектом исследования являются предприятия региональной экономической системы (Чувашской республики).
Предметом исследования — экономические отношения, возникающие в процессе регулирования производственной деятельности региональных предприятий.
Область исследования соответствует п. 5.18 — «Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионах-.» и п. 5.19 — «Эффективность использования факторов производстваорганизация и управление производством на предприятиях, отраслях и комплексах в регионах-.» паспорта ВАК РФ (экономические науки) специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика).
Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные положения экономической теории, региональной экономики, теории современного менеджмента, государственного управления, теории конкуренции, а также труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные анализу экономического поведения хозяйствующих систем в рыночной экономике региона.
Методологическую основу исследования составили: экономико-математическое моделирование, статистический анализ, системный анализ, методы сравнения и группировок, метод экспертных оценок и имитационного моделирования и др.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные документы федерального и регионального уровня в сфере государственного управленияоценки и выводы экспертов, характеризующих реформирование промышленностирезультаты исследований академических и отраслевых институтовданные государственной статистики.
Научная новизна исследования заключается в разработке методических подходов по регулированию производственной деятельности электротехнических предприятий, формированию системы инструментов, учитывающих производственные возможности предприятий в рыночной экономике региона. Наиболее значимыми из них являются следующие:
1. Установлено, что способность рыночной экономики к саморегулированию в наибольшей степени ограничена рамками региональной экономической системы. Это объясняется тем, что в регионах еще не сформировалась рыночная и институциональная инфраструктура, однако, в то же время, предприятия региона функционируют в условиях действия рыночных законов и усиления конкуренции, которые диктуют объемы и номенклатуру производимых товаров, что, в свою очередь, определяет объективность и необходимость регулирования производственной деятельности предприятия региона.
2. Выявлено, что основными параметрами регулирования производственной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики являются объем производства и цена, которые определяются действием группы внешних факторов и внутренних его возможностей. К числу первых относятся: объем спроса на производимую продукцию, возможности конкурентов по удовлетворению спроса на данную продукцию, надежность хозяйственных связей с поставщиками, региональная рыночная среда и др., ко вторымтехнологический уровень, финансовая обеспеченность, эффективный менеджмент.
3. Обоснован уровень организации и планирования производства на региональном предприятии на основе обеспечения нормативных сроков отгрузки продукции, по полученным заказам, при оптимальных затратах на ее производство определяется вариант планирования и организации производства.
4. Разработана модель формирования производственной программы региональных предприятий на основе определения потребности в выпуске продукции и обеспечения оптимальной загрузки их производственных мощностей. Это позволяет предприятиям формировать структуру продуктового портфеля, который обеспечивает устойчивое развитие предприятия, тем самым способствует стабильному развитию региональной экономики.
5. Обоснованы методические подходы к оценке экономической эффективности производственной деятельности регионального промышленного предприятия, которые основаны на определении конечного результата исходя из фактической реализации плана по сбыту продукции с учетом совокупных затрат предприятия.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы по следующим направлениям:
— использование региональными органами исполнительной власти и предприятиями предложений автора по формированию рациональной производственной программы региона в целях достижения оптимальных отношений между предприятиями и потребителями продукции на региональных рынках;
— управление ассортиментом продукции в программах по развитию регионального промышленного комплекса с учетом потенциальных ожиданий потребителей продукцииреализация предложенного инструментария при разработке рациональной производственной программы региона, обеспечивающей рациональную загрузку мощностей промышленных предприятий и потребности рынка в конкурентоспособной продукции;
— использование в учебном процессе по дисциплинам «Производственный менеджмент», «Стратегическое управление», «Региональная экономика» на экономических факультетах вузов.
Предложенные в диссертации методические разработки могут быть использованы при разработке инвестиционной и инновационной стратегий развития конкретного промышленного комплекса в регионе.
Апробация результатов исследования проведена в нескольких направлениях:
1. В научной сфере: теоретические и практические положения диссертации были использованы на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях в 2007 — 2008 годах.
2. В ходе практического эксперимента по внедрению предложенного механизма формирования производственной программы для ОАО «Электроприбор» (2006;2008гг.).
3. Материалы диссертационной работы использовались в учебном процессе Чувашского государственного университета.
Публикации. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования раскрыты и отражены в 7 публикациях общим объемом 2.1 п. л.
Структура и объем диссертации
Предмет, цель и задачи исследования определили структуру и объем диссертационной работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, приложений, списка литературы. Диссертация изложена на 165 страницах машинописного текста, включает 20 таблиц, 23 рисунка, библиографию из 156 наименований.
Заключение
.
Исследование, проведенное в диссертации, позволило нам сформировать следующее заключение.
Формирование производственных программ региональных предприятий не нашло в научной литературе достойного отражения. В исследованиях, посвященных формированию производственного портфеля электротехнических предприятий, раскрыты лишь отдельные аспекты этой достаточно сложной проблемы, и авторы не увязывают их решения с возможным развитием и использованием новейших методов и механизмов, востребованных национальной и региональной экономикой, позволяющих учитывать интересы не только производителей, но и потребителей конкурентоспособной продукции.
Формируя полный конкурентоспособный хозяйственный портфель продукции, не концентрируясь только на выпуске отдельных видов продуктов, предприятие выигрывает, по крайней мере, по четырем направлениям: постоянно наращивать свое производство, оптимально использовать имеющиеся ресурсы, закрепить свою позицию на рынке и в полной мере воспользоваться резервами, скрытыми в жизненном цикле продукции.
Практика показывает, что во многих случаях при формировании производственной программы не учитывается возможность оптимизации структуры выпускаемой продукции связанной с производственными мощностями, рыночным спросом, рациональным сочетанием цены и объемов реализации, прогнозом покупательских реакций. Это приводит к диспропорциям в использовании производственных мощностей, неполном удовлетворении потребительского спроса, получении запланированной нормы прибыли, показателями рисков и др.
В то же время анализ исследование показало, что до настоящего времени отсутствует целостная методологическая база, позволяющая принимать экономически обоснованные решения по формированию производственной программы региональных электротехнических предприятий в условиях неопределенности. Новизна решаемых отечественными экономическими субъектами задач требует обобщения и использования практического опыта формирования производственной программы электротехнических предприятий на базе новейших экономико-математических моделей и методов, учитывающих потребности рынка, ценовые факторы и факторы риска. На наш взгляд, эффективность формирования производственной программы электротехнических предприятий должна оцениваться системой экономических показателей (доходы, расходы, финансовый результат, прибыль, рентабельность) и показателями риска. Подобная постановка вопроса несколько шире стандартной постановки задачи оптимизации плановых решений, поскольку включает в себя необходимость и возможность использования как формализованных (математических), так и неформализованных (качественных) методов анализа и принятия решений.
В связи с этим возникла необходимость более глубокого исследования, дальнейшего развития методов разработки и формирования производственного портфеля промышленных предприятий для условий региональной экономики. Это связано с общеизвестным фактом, что на процесс формирования оптимальной структуры, объема выпуска и продаж электротехнической продукции, наряду с другими факторами, активно влияет, помимо других, ценовая политика электротехнического предприятия. Одновременно, в большинстве своем, основной целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, и здесь приходится решать вопрос о том, в каком объёме производить и по каким ценам реализовать разные виды продукции на рынках при условии максимизации получаемой нормы прибыли.
В связи с этим в диссертации, по результатам проведенных соискателем исследований, обоснован и предложен соответствующий механизм регулирования производственной деятельности для электротехнических предприятий, в основе которого лежит разработка и использование методов экономико-математического, вероятностного моделирования прогнозирования спроса учитывающих спрос и конъюнктуру рыночных цен в расчетном периоде.
Предложенный механизм формирования оптимальной производственной программы регионального промышленного предприятия включает в себя:
1. Процедуру предварительного структурирования производственной программы промышленного предприятия с учетом диагностирования наличия в продуктовых линиях потенциальных ключевых факторов рыночного успеха.
2. Выявление направлений дальнейшего развития продуктового портфеля.
3. Экономико-математические модели формирования и оптимизации альтернативных вариантов производственной программы па расчетный период.
4. Формирование окончательного варианта производственной программы на расчетный период.
5. Контроль за реализацией утвержденной производственной программы промышленного предприятия в расчетном периоде.
К другим элементам научной новизны выполненного диссертационного исследования можно отнести следующее:
1. Установлены основные тенденции в развитии теории регулирования производственной деятельности электротехнических предприятий различных форм собственности с точки зрения решения проблемы их устойчивого развития. Предложено расширенное определение термина «производственная программа предприятия» для условий региональной экономики. Показано, что узкое понимание термина не позволяет сформировать сбалансированную производственную программу предприятия, выделить в ее составе отдельные группы ключевых продуктов, позволяющих в будущем обеспечить необходимую финансовую устойчивость предприятия при одновременном удовлетворении потребительского спроса. Определено, что под термином «производственная программа» следует понимать совокупность продуктов, сформированных на предприятии и обладающих различным уровнем рентабельности, находящихся на различных этапах жизненного цикла и имеющих различные перспективы на рынке. Такая формулировка позволяет существенно расширить круг поиска эффективных вариантов производственной программы и с учетом рыночного спроса и предложенной в диссертации экономико-математической модели оптимизировать альтернативные варианты производственной программы, позволяющих повысить экономическую устойчивость электротехнического предприятия.
2. Предложена аналитическая процедура формирования производственной программы предприятия по основным видам продукции при условии получения гарантированного маржинального дохода. С этой целью автор рекомендует использовать предложенную экономико-математическую модель формирования оптимальной производственной программы или использование имитационной модели для решения той же задачи при ограниченном времени на сбор и подготовку необходимой для расчетов исходной информации.
3. Предложенные в диссертации экономико-математические модели формирования и оптимизации производственной программы для региональных электротехнических предприятий успешно внедрены на ряде предприятий Чувашской республики, обеспечили соответствующую оптимальную загрузку имеющихся производственных мощностей предприятий при получении запланированных показателей рентабельности продаж.
Использование предложенного в диссертационной работе выводов и рекомендаций по регулированию производственной деятельности, в практической деятельности может существенно повысить экономическую устойчивость предприятий электротехнической промышленности региона.
Список литературы
- Абовский, В.П. Территориально-производсивенные комплексы: опыт и проблемы формирования / В. П. Абовский, Н. Т. Агафонов, А. А. Адамеску. JL: Наука, 1990.-211 с.
- Авдулов, П.В. Методы анализа и обоснования решений в управлении экономикой /П.В.Авдулов, Э. И. Гойзман, А. М. Жандармов. М.: АНХ, 1989.-176 с.
- Авдулов, П.В. Моделирование формирования организационных структур управления/П.В.Авдулов, А. Б. Баскаков. М.: АНХ, 1986. — 89 с.
- Адамеску, А.А. Научный центр размещения производительных сил СССР 1960−1990 гг. /А.А.Адамеску, Ф. В. Дьяконов, В. В. Кистанов. М.: СОПС СССР, 1996.-99 с.
- Адамов, В.Е. Экономика и статистика фирм /В.Е.Адамов, С. Д. Ильенков. -М.: Финансы и статистика, 1998. 239с.
- Алгазин, Г. И. Формирование оперативных производственных программ на основе моделирования процесса согласования решений: Автореф.дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. /Г.И.Алгазин. М., 1989. — 28 с.
- Ансофф, И. Стратегическое управление /И.Ансофф, Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989.-519с.
- Араб-Оглы, Э. А. Рабочая книга по прогнозированию /Э.А.Араб-Оглы, Н. Ф. Гаврилов, И.В.Бестужев-Л ада. М.: Мысль, 1982. — 430 с.
- Афанасьев, Э.В. Информационное обоснование процессов принятия управленческих решений в отрасли /Э.В.Афанасьев. М.: Б.и., 1987. -54 с.
- Ю.Баззел, Р. Информация и риск в маркетинге /Р.Баззел, Д. Кокс, Р.Браун. -М.: Финстатинформ, 1993. 93 с. 11 .Балынский, А. В. Маркетинг товаров народного потребления: Автореф.дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. /А.В.Балынский. Л.: 1989. -16 с.
- Баумоль, У. Экономическая теория и исследование операций /У. Баумоль. М.: Прогресс, 1965. — ч.2. — 496с.
- Бахметьев, М.М. Усовершенствованная модель оптимального текущего планирования подотрасли приборостроения /М.М.Бахметьев, А. А. Блюсин, Е. Н. Голубкова, JI.M. Дудкин // Автоматика и телемеханика.- 1979. -№ 12.-С. 117−124.
- М.Бешелев, С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок /С.Д.Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Статистика, 1980. — 263 с.
- Благоев, В. Маркетинг в определениях и примерах /В.Благоев. СПб: «Два Три», 1993.-251с.
- Бокс, Дж. Анализ временных рядов, прогноз и управление /Дж.Бокс, Г. Дженкинс. М: Мир, 1974. — 200с.
- Варкуев, Б.Л. Математические методы анализа экономики /Б.Л.Варкуев, М. В. Грачева, Е. Н. Лукаш. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 79 с.
- Видяпин, В.И. Предпринимательство: маркетинг и цены. Учебное пособие /В.И.Видяпин, Т. П. Данько, В. А. Слепов. М.: Из-во Рос. Эконом, акад., 1992, — 130 с.
- Вихров, К.С. Обеспечение адаптивности вероятностной модели управления запасами.// Инновации, инвестиции, 2008 № 3.
- Вихров, К.С., Романова Е. В. Оптимизация запасов готовой продукции промышленного предприятия. // Вестник Чувашского университета, 2008- № 4. С. 370−374.
- Вихров, К.С. Предпосылки оптимизации товарных запасов // Инновация как объективный фактор развития национальной экономики: материалы всерос. науч.-практ.конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. — С. 305−310.
- Вихров, К.С., Новожилова Т. Н. Информационные технологии как фактор развития логистики современного предприятия // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. — Вып.4. — С. 41−48.
- Волевич, Р.П. Спрос, предложение и их учёт при планировании цен /Р.П.Волевич. Минск: Наука и техника, 1979. — 270 с.
- Ворст, И. Экономика фирмы /И.Ворст, П.Ривентлоу. М.: Высшая школа, 1994.-362с.
- Вяткин, В.Н. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом: концепции, задачи, ситуации: Учебник /В.Н. Вяткин, Д. Д. Хэмптон, А. Ю. Казак. Москва-Екатеринбург: ЗАО «Издательский дом «Ява», 1998. -255 с.
- Гаврилов, Д. А. Управление производством на базе стандарта MRP И. Изд-во «Питер», 2002.
- Гармаш, И.И. Некоторые вопросы ценообразования и налогообложения /И.И.Гармаш //Потребительская кооперация и предпринимательство в условиях рыночных отношений. Белгород: БКАПК, 1995. — С. 45−48.
- Герасименко, В.В. Управление ценовой политикой компании: Учебное пособие /В.В.Герасименко. М.: Эксмо, 2006. — 687 с.
- Герчикова, И.Н. Организация управления в капиталистических формах /И.Н.Герчикова. М.: МГИМО, 1979. — 101 с.
- Глазьев, СЮ. Экономическая теория технического развития /С.Ю.Глазьев, Д. С. Львов. М.: Наука, 1990. — 230 с.
- Глудкин, О.П. Всеобщее управление качеством = Total quality management (TQM) /О.П.Глудкин. M.: Лаб. Базовых знаний, 2001. — 599 с.
- Голубков, Е.П. Маркетинг. Выбор лучшего решения /Е.П.Голубков, Е. Н. Голубкова, В. Д. Секерин. — М.: Экономика, 1993. 224 с.
- Голубкова, Е.Н. Маркетинговые коммуникации /Е.Н.Голубкова. М.: Финпресс, 2003.-303 с.
- Голубкова, Е.Н. Модель прогнозирования реализации часовых изделий. Повышение эффективности часового производства /Е.Н.Голубкова, Л. Н. Лабженова //Труды ННИчаспрома. М.: 1978. — С. 95−98.
- Горемыкин, В.А. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие /В.А.Горемыкин, А. Ю. Богомолов. -М.: ИНФРА-М, 1997.- 333 с.
- Грамп, Е.А. Маркетинг в системе управления зарубежными фирмами /Е.А.Грамп. М.: ИНФРА, 1989. — 40 с.
- Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики /А.Г.Грапберг. М.: Гос. ун-т-Высш. шк. экономики, 2003. — 492 с.
- Грачев, М.В. Капиталистическое управление: уроки 80-х /М.В.Грачев,
- A.А.Соболевская, Д. В. Кузин. М.: Экономика, 1991. — 125 с.
- Грищенко, О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие /О.В.Грищенко. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.- 112 с.
- Дамари, Р. Финансы и предпринимательство /Р.Дамари. Ярославль: Елень, 1993.-223 с.
- Дихтль, Е. Практический маркетинг /Е.Дихтль, Х.Хершген. М.: ИНФРА-М, 1996.-254 с.
- Евенко, Л.И. Математические методы в планировании отраслей и предприятий /Л.И.Евенко, И. Г. Попов. М.: Экономика, 1981. — 335 с.
- Евенко, Л.И. Управление региональными программами в США и Канаде /Л.И.Евенко, В. Н. Моргачев, А. А. Володин. М.: Наука, 1983. — 279 с.
- Евланов, Л.Г. Экспертные оценки в управлении /Л.Г.Евланов,
- B.А.Кутузов.- М.: Экономика, 1978. 324 с.
- Елисеева, И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: учебник. М.: Финансы и статистика, 1995, — 368 с.
- Жданова, Л. А. Организация и управление капиталистической промышленной фирмой /Л.А.Жданова. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1987.-209 с.
- Замков, О.О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике: Учебник. 2-е изд. М.: МГУ им. Ломоносова, Издательство «Дело и сервис», 1999. — 368 с.
- Ивахник, Д.Е. Оптимизация производственной программы предприятия в условиях рыночных отношений /Д.Е.Ивахник, В. З. Григорьева //Маркетинг в России и за рубежом. -1999. -№ 1 .-С. 18−25.
- Ижорский, А.С. Организация и методы исследования спроса и рынков сбыта в современных условиях /А.С.Ижорский. М.: ИНИОН, 1991. — 45 с.
- Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Ю. М. Черкасова. М.: ИНФРА-М, 2001. — 216 с. — (Серия «Высшее образование»).
- Исследование операций в экономике: учебное пособие для вузов / под ред. Проф. Н. Ш. Кремера. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 407 с.
- Каплан, Р. Организация, ориентированная на стратегию /Р.Каплан, Д.Нортон. М.: Олимп-Бизнес, 2005. — 392 с.
- Каплан, Р. Функционально-стоимостной анализ: практическое применение/Р.Каплан, Р.Купер. М.: Вильяме, 2008. — 344 с.
- Капустина, Н.Е. Теория и практика маркетинга в США /Н.Е.Капустина. -М.: Экономика, 1981. 159 с.
- Карасев, А.И. Математика в экономике /А.И.Карасев. М.: Финстатинформ, 1999. — 94 с.
- Карасёв, А.И. Математические методы и модели в планировании /А.И.Карасев, Н. Ш. Кремер, Т. И. Савельева. М.: Экономика, 1987. — 239 с.
- Кирюшкина, СВ. Экономико-математические методы анализа потребительского спроса: Автореф.дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. /С.В.Кирюшкина. М.: Моск. коммерч. ун-т., 1993. — 26 с.
- Ковалев, В.В. Финансовый анализ : методы и процедуры /В.В.Ковалев. -М.: Финансы и статистика, 2006. 512 с.
- Ковалев, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности /В.В.Ковалев. М.: Финансы и статистика, 2000. — 502 с.
- Козлова, К.Б. Теория цены /К.Б.Козлова, Р. М. Энтов. М.: Мысль, 1972. -238 с.
- Корчагин, Ю. А. Региональная финансовая политика и экономика: учебное пособие / Ю. А. Корчагин. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 284 с.
- Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс /Ф.Котлер, К. Келлер. М.: Питер, 2007. — 479 с.
- Крутиков, Ф. Маркетинг и управление производством /Ф.Крутиков //Экономист. 1991. — № 4. — с. 45−55.
- Кураков, Л.П. Курс экономической теории /Л.П.Кураков, Г. ЕЛковлев. -Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2001. 596 с.
- Кураков, Л.П. Современная экономика. Приоритет качества /Л.П.Кураков, Г. А. Иванов. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 176 с.
- Кураков, Л.П. Трансакционные издержки в современной рыночной экономике /Л.П.Кураков, Г. Е. Яковлев, Е. В. Ягин. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2006. — 123 с.
- Лавров, С.Н. Основы маркетинга промышленных объектов /С.Н.Лавров, С. Ю. Злобин. М.: Внешторгиздат, 1990. — 214 с.
- Ламбен, Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива /Ж.Ж.Ламбен. СПб: Наука, 1996. — 589 с.
- Левшин, Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг /Ф.М.Левшин. М.: Международные отношения, 1993. — 259 с.
- Лимитовский, М.А. Методы оценки коммерческих идей, предложений, инвестиционных проектов /М.А.Лемитовский. М.: Дело, 1995. — 127 с.
- Львов, Д.С. Стратегическое управление: Регион. Город. Предприятие /Д.С.Львов. М.: Экономика, 2005. — 602 с.
- Львов, Д.С. Экономика развития /Д.С.Львов. М.: Экзамен, 2002. — 511 с.
- Львов, Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса /Ю.А.Львов.-СПб: ГМП «Формика», 1992. 382 с.
- Майер, Э. Контролинг как система мышления и управления /Э.Майер. -М.: Финансы и статистика, 1993. 92 с.
- Макконнелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика /К.Р.Макконнел, С. Л. Брю. М.: Республика, 1993.-400 с.
- Маркетинг /Ред. А. Н. Романов. М.: Банки и биржи, 1995. — 558 с.
- Маркова, В.Д. Маркетинг и менеджмент /В.Д.Маркова. Новосибирск: Редакционный издательский центр НГУ, 2005. — 51с.
- Маркова, В.Д. Методические вопросы планирования производства на основе маркетинга /В.Д.Маркова //Маркетинг. 1998. — № 5. — С. 43−50.
- Миллер, Р.В. ПЕРТ система управления /Р.Миллер. — М.: Экономика, 1966, — 202 с.
- Мильнер, Б.З. Системный подход к организации управления /Б.З.Мильнер, Л. И. Евенко, В. С. Раппорт. М.: Экономика, 1983. — 224 с.
- Модин, А.А. Организация и управление производственным процессом на промышленном предприятии /А.А.Модин, Е. Г. Яковенко. М.: Наука, 1972.-270 с.
- Монден, Я. «Тойета». Методы эффективного управления /Я.Монден. -М.: Экономика, 1989.-287 с.
- Морозова, Г. А. Система маркетинга /Г.А.Морозова. Н. Новгород: ВВКИ, 1992, — 162 с.
- Мубаков, Г. Н. Статистические методы прогнозирования себестоимости изделий /Г.Н.Мубаков //Вопросы ценообразования. Вып. 4 М.: НИИ цен, 1972. -с. 22−25.
- Никитина, Т. А. Алгоритмы конкурентоспособности. Анализ и планирование товарной политики предприятия /Т.А.Никитина //Маркетолог. -2003. № 3. — С. 25−29.
- Никифорова-Денисова, С. Н. Всеобщее управление качеством /С.Н.Никифорова-Денисова. -М.: МИЭТ., 2007. 156 с.
- Николаева, С.А. Особенности учёта затрат в условиях рынка: система «директ-костинг» /С.А.Николаева. М.: Финансы и статистика, 1993. -123 с. 98,Обэр Крие, Джейн. Управление предприятием: классика менеджмента /Джейн Обер-Крие. — М.: Сирин, 1998. — 256 с.
- Одинцова, Е.В. Формирование ассортиментной политики //сайт Энциклопедия маркетинга //http:www//marketing.spb.ru/lib-mm/prising/assortiment-policy 1 .htm
- Оливер У., Уайт. Управление производством и материальными запасами в век ЭВМ. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978.
- Организация производства на промышленных предприятиях США. М.: Прогресс, 1969. — 416 с.
- Орлов, А.В. Управление спросом и предложением /А.В.Орлов. М.: Экономика, 1985. — 207 с.
- Павлова, О.В. Анализ и экономическое стимулирование обновления ассортимента мебели: Автореф. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. /О.В.Павлова. -Л., 1990.-24 с.
- Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для ВУЗов /Ф.Г.Панкратов. М.: Дашков и К, 2008. — 499 с.
- Первозванский, А. А. Оперативное управление непрерывным производством: Задачи, методы, модели /А.А.Первозванский, Э. Л. Ицкович, Л. Р. Соркин. М.: Наука, 1989. — 154 с.
- Первозванская, Т.Н. Элементы теории управления запасами /Т.Н.Первозванская, А. А. Первозванский. Л.: ЛГУ, 1983. — 109 с.
- Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость /М.Портер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-714 с.
- Проблемы планирования и управления. Опыт системных исследований / Ред. Е. П. Голубков, А. М. Жандаров. М.: Экономика, 1987.- 205 с.
- Пугачёв, B.C. Теория случайных функций и её применение к задачам автоматического управления /В.С.Пугачев. М.: Физматгиз, 1962. — 884 с.
- Пунин, Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях (в условиях рыночной экономики) /Е.И.Пунин. М.: Международные отношения, 1993. — 109 с.
- Ребрин, Ю.И. Основы экономики и управления производством: Конспект лекций /Ю.Н.Ребрин. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. — 145 с.
- Региональная экономика: учебник для высших учебных заведений / общ. ред. В. И. Видяпин, общ. ред. М. В. Степанов. М.: ИНФРА-М, 2008. — 665 с.
- Региональная экономика: учебник для ВУЗов / ред. Т. Г. Морозова.- 4-е изд., перераб. и дон. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 526 с.
- Ронова, Г. Н. Финансовый менеджмент: Учебно-методический комплекс /Т.Н.Ропова, Л. А. Ронова. М.: Евразийский открытый институт, 2008. — 170 с.
- Румянцев, А.А. Региональные проблемы научно-инновационной деятельности /А.А.Румянцев. СПб.: ИРЭ РАН, 2000. — 82 с.
- Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. М: ИНФРА-М, 2009.- 703 с.
- Самигулин, А.А. Моделирование в системе управленческого учёта /А.А.Самигулин //Бухгалтерский учёт. 1995. — № 5. — С. 43−45.
- Самуэльсон, П. Основания экономического анализа /П.Самуэльсон. -СПб.: Экон.шк., 2002. 604 с.
- Сетевые графики в планировании. М.: Высшая школа, 1981. — 168 с.
- Силаков, А.В. Выбор структуры товарного портфеля предприятия на основе сбалансированности /А.В.Силаков, Н. С. Иващенко //Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 6 (44). — С. 71.
- Синк, Д.С. Управление производительностью : планирование, измерение и оценка, контроль и повышение /Д.С.Синк. М.: Прогресс, 1989. — 528 с.
- Слепов, В.А. Основы теории рыночного ценообразования: Учебное пособие /В.А.Слепов, Б. В. Попов. М.: Издательство Рос. Экон. Акад., 1991. -78с.
- Смирнова, Г. Н. и др. Проектирование экономических информационных систем: Учебник/ Г. Н. Смирнова, А. А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов- Под ред. Ю. Ф. Тельнова. М.: Финансы и статистика, 2001. -512 с: ил.
- Соловьев, Б.А. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе /Б.А.Соловьев, Ю. А. Цыпкин. М.: Банки и биржи, 1998.-260 с.
- Справочник по математике для экономистов /Ред. В. И. Ермаков. -М.: Высшая школа, 1987. 432с.
- Стар, М. Управление производством /М.Стар. М.: Наука, 1968. -560 с.
- Стерлин, А.Р. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США /А.Р.Стерлин, И. В. Тулин. М.: Наука, 1990. — 480 с.
- Сухов, В. Д. Управление товарным ассортиментом на промышленном предприятии /В.Д.Сухов, Ю. Е. Кислова, Д. М. Пешкова //Маркетинг. 2005. — № 4 (83).-С. 40.
- Суходоева, Л.Ф. Основы маркетинга. Учебное пособие /Л.Ф.Суходоева. -Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 1994. 296 с.
- Татаркин, А.И. Ресурсы хозрасчетного предприятия. Механизм управления/А.И.Татаркин. М.: Экономика, 1989. — 94 с.
- Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. Пособие для экон. спец. вузов / В. А. Колемаев, О. В. Староверов, В.Б. Турундаевский- под ред. В. А. Колемаева. М.: Высш.шк., 1991. — 400с.
- Теория и практика маркетинга в США. М.: Экономика, 1981. -560с.
- Терехов, Л.Л. Кибернетика для экономистов /Л.Л.Терехов. М.: Финансы и статистика, 1983. — 258с.
- Терехов, Л.Л. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении /Л.Л.Терехов, В. А. Куценко, С. П. Сиднев. -Киев: Вища школа, 1984. 231 с.
- Тихомиров, Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынка /Н.Г.Тихомиров. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1991. — 456с.
- Томпсон, А. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа /А.Томпсон, А.Дж. Стрикленд. М.: Вильяме, 2007. — 924 с.
- Тюленев, Л.В. Организация и планирование машиностроительного производства: Учебное пособие.-СПб. :Издательский дом «Бизнесс-пресса», 2001.-304 с
- Уткин, Э.А. Справочник финансиста /Э.А. Уткин. М.: Изд-во ЭКМОС, 1998.-494 с.
- Федосеев, В.В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге/В.В.Федосеев. М.: Финстатинформ, 1996. — 110 с.
- Финансы предприятий: Учебник /Ред. М. В. Романовский. СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. — 528 с.
- Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление : учебник / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. М.: ИНФРА-М, 2008. — 416 с.
- Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие для вузов / ред. В. Г. Глушкова, ред. Ю. А. Симагин. М.: КноРус, 2009. — 347 с.
- Ховард, К. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе /К.Ховард, Н.Эриашвили. М.: Банки и биржа, 1998. — 254 с.
- Хомяков, Д.М., Хомяков П. М. Основы системного анализа / предисловие М. Я. Лемешева. М.: Издательство механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. — 108 с.
- Ценообразование и рынок //Под ред. Е. И. Пунина, СБ. Рычкова. -М.: Прогресс, 1992. 459с.
- Цены и ценообразование в рыночной экономике //Ред. В. М. Гальперин, В. Е. Есипов. СПб: Из-во СПб Университета экономики и финансов, 1992. -345с.
- Черкасов, Ю.М., Арефьева И. Ю., Акатова Н. А. и др. Информационные технологии управления: Учебное пособие / под ред. Ю. М. Черкасова. М.: ИНФРА-М, 2001. — 216 с. — (Серия «Высшее образование»).
- Швец, А. А. Анализ ассортиментной политики предприятия /А.А.Швец, М. Ю. Швец //Маркетинг. 2007. — № 2 (93). — С.З.
- Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа /А.Д.Шеремет, Р. С. Сайфулин. М.: ИНФРА-М, 1996. — 172 с.
- Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций /Л.Д.Шеремет, Е. В. Негашев. М.: ИНФРА-М, 2003.-235 с.
- Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа предприятия /Л.Д.Шеремет, Р. С. Сайфулин, Е. В. Негашев. М.: ЮНИ — ГЛОБ: ИПО «Московская правда», 2001. — 207 с.
- Шонбергер, Р. Японские методы управления производством /Р.Шонбергер. М.: Экономика, 1988. — 456с.
- Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов /Ред. В. Я. Горфинкель, Е. М. Купряков. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996 — 367 с.
- Яковлев, А.Е. Научно-технический прогресс и инновации в современной экономике /А.Е.Яковлев, А. В. Плеханов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2003.-223 с.
- Яковлев, А.Е. Региональная экологическая политика на современной этапе /А.Е.Яковлев. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 1999. — 523 с.
- Ясин, Е.Г. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ /Е.Г.Ясин. М.: Высшая школа, 2002. — 435 с. Уfl6s)I