Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие методов оценки качества стратегического управления: на примере предприятий стекольной промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены возможности и особенности использования различных форм аудита и самооценки для оценки качества стратегического управления. Так, выявлено, что оценку качества стратегического управления наиболее целесообразно проводить в форме внешнего аудита и самооценки. Вместе с тем отсутствие общепризнанных нормативных требований к системам стратегического управления и дефицит специалистов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы развития стратегического управления на промышленных предприятиях
    • 1. 1. Сущность и содержание стратегического управления
    • 1. 2. Развитие модели стратегического управления
    • 1. 3. Предназначение оценки качества стратегического управления
  • Глава 2. Методические основы оценки качества стратегического управления
    • 2. 1. Виды оценки качества стратегического управления
    • 2. 2. Анализ методик оценки качества стратегического управления
    • 2. 3. Анализ развития систем стратегического управления на предприятиях стекольной промышленности
  • Глава 3. Совершенствование методических подходов оценки качества стратегического управления
    • 3. 1. Методический подход к комплексной оценке качества стратегического управления
    • 3. 2. Апробация комплексной оценки качества стратегического управления на примере предприятий стекольной промышленности

Развитие методов оценки качества стратегического управления: на примере предприятий стекольной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. За последние несколько лет российский рынок стекольной промышленности подвергается серьезным изменениям. Причинами этого является выход на российский рынок конкурентов как путем импорта продукции, так и через строительство на территории' России новых заводов. Уже сейчас около 20% от общего объема потребления листового стекла в России обеспечивается за счет импорта, к тому же более 20% на рынке листового стекла в 2006 году заняли построенные за последние годы несколько новых предприятий. Ужесточение конкуренции заставляет предприятия все больше внимания уделять вопросам цены и качества производимой продукции. В этой связи важными становятся не только проблемы технологического совершенства и производительности, но и более глобальные вопросы: развивать ли предприятия в направлении создания вертикально интегрированных структур и каков должен быть уровень специализации.

Стекольная промышленность России обладает достаточным потенциалом, который можно эффективно использовать для динамичного экономического и социального развития страны. Объём российского рынка в 2006 году составил 161 млн. кв.м. стекла, в том числе 136 млн. кв.м. произведено российскими стекольными заводами. Это значит, что остальная часть торгового оборота занята не российскими предприятиями, а, следовательно, возможности для развития производства в отрасли есть.

Положительная динамика роста спроса на продукцию стекольной промышленности обуславливает актуальность наращивания производственных мощностей, а также определяет проблему поиска высококвалифицированных кадров. В то же время наблюдается изменение структуры потребителей. Так, вместо прямых поставок на стройки и в розничную торговлю, сегодня основная часть листового стекла (примерно 70%) идет на вторичную переработку: нанесение покрытий, закалку, изготовление стеклопакетов и т. д.

Все это подчеркивает нестабильность внешней среды. В такой ситуации очевидна необходимость более тщательно, более обстоятельно и взвешенно подходить к вопросам разработки стратегии, учитывая множество разнонаправлено влияющих на предприятие факторов и точек зрения лиц, участвующих в разработке стратегии.

От того, насколько хорошо поставлено стратегическое управление будет зависеть не только текущая результативность и эффективность самого предприятия, но, исходя из отмеченных выше тенденций развития отрасти, его существование в будущем. Подобная ситуация обуславливают особую актуальность процессов стратегического управления, однако на практике функционирование систем стратегического управления на отечественных промышленных предприятиях еще далеко от совершенства и требует постоянного развития.

Для определения узких мест и направлений совершенствования в системе стратегического управления, прежде всего, требуется оценка его текущего состояния, однако на современном этапе отсутствуют общепризнанные методические подходы, способные решать задачу оценки качества стратегического управления. Причем успешное решение данной задачи способствует не столько возможности отыскать недостатки в процессах стратегического управления, сколько предопределяет возможность разработки эффективной стратегии и создания условий для ее успешной реализации.

Внедрение оценки качества стратегического управления позволит предприятиям вскрыть недостатки разработанной стратегии, обозначить симптомы возникающих проблем в ходе ее реализации, а также оценить условия и возможности принятия и реализации успешных стратегий.

Все вышесказанное обусловило актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ современной литературы по изучаемой проблеме позволяет сделать вывод, что теоретико-методологические основы и методические подходы до настоящего времени находятся на этапе становления.

Вопросы теории и практики стратегического управления предприятиями, его оценки, нашли отражение в работах как отечественных, так и зарубежных ученых.

Существенный вклад в разработку понятийного аппарата, принципов и подходов стратегического управления внесли зарубежные ученые: И. Ансофф, П. Друкер, Р. Каплан, М. Мескон, Г. Минцберг, Д. Нортон, М. Портер, А.Дж. Стрикленд, А. Томпсон, А. Чандлер, К. Эндрюс и др. Зарубежная практика показывает, что работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли те организации, которые осуществляют стратегическое управление. В нашей стране вопросы стратегического управления на микроуровне нашли свое отражение в трудах О. С. Виханского, A.JI. Гапоненко, И. Б. Гуркова, А. Т. Зуб, B.C. Катькало, Г. Б. Клейнера, С. А. Кузнецовой, В. А Лапидуса, А. Е. Либермана, В. Д. Марковой, Б. З. Мильнера,.

A.П. Панкрухина, А. Н. Петрова, С. А. Попова и других.

Особое внимание раскрытию содержания такой категории как качество управления уделяется в работах таких ученых как В. В. Брагин, А. Винокуров,.

B. Винокуров, Т. Конти, С. В. Михеева, Б. А. Райзберг, М. З. Свиткин, Р. А. Фатхутдинов, О. С. Щукин. В работах некоторых из них &bdquo-освещаются методологические основы оценки качества управления.

Методические подходы и методики к оценке качества именно стратегического управления предлагаются отечественными и зарубежными специалистами, среди которых можно выделить А. И. Агеева, Т. М. Ахтямова, Д. Б. Мельничука, Р. Мэтьюза, В. Д. Шкардуна. В то же время, предлагаемые указанными специалистами решения проблемы оценки не охватывают всех аспектов рассматриваемой области исследования. Первопричина по нашему мнению кроется в том, что до сихпор остается однозначно не определенными понятийный аппарат, процессы и принципы стратегического управления.

Большинство исследований по стратегическому управлению в основном касаются аналитических механизмов разработки стратегии, в минимальной степени затрагивают вопросы организации и совершенствования самого процесса стратегического управления. Вопросы совершенствования стратегического управления сопряжены с оценкой его текущего состояния, т. е. оценкой качества управления, однако раскрытию сущности данной категории и методическим подходам к комплексной оценке качества стратегического управления посвящены единицы работ. Кроме того, в настоящее время все еще открытым остается вопрос об особенностях видов оценивания качества стратегического управления.

Недостаточная исследованность этих вопросов, их большая значимость для отечественных промышленных предприятий определили формулирование цели и задач диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является научное обоснование и развитие методического аппарата оценки качества стратегического управления для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий.

В соответствии с поставленной целью в работе был обозначен следующий комплекс задач:

• Раскрыть содержание категории «качество стратегического управления» и функциональное назначение его оценки;

• Исследовать возможности применения самооценки и аудита для оценивания качества стратегического управления;

• Изучить методические подходы к оценке качества стратегического управления промышленных предприятий;

• Выработать универсальную систему критериев оценки качества стратегического управления адекватную особенностям стратегического управления на предприятиях стекольной промышленности;

• Разработать и апробировать на предприятиях стекольной промышленности методический подход к оценке качества стратегического управления;

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступают предприятия стекольной промышленности.

Предмет исследования. Качество стратегического управления и развитие методических подходов к его оценке на промышленных предприятиях.

Научная новизна диссертационного исследования. В целом научная новизна исследования заключается в развитии теоретико-методического аппарата и разработке рекомендаций по оценке качества стратегического управления на промышленных предприятиях.

В результате проведенного исследования в диссертационной работе сформулированы и обоснованы следующие научные положения:

1. Построена процессно-объектная модель стратегического управления, в которой отражается общий для подавляющего большинства существующих моделей стратегического управления набор процессов, связанных потоками информационных данных, и указывается минимальный набор объектов стратегического управления, выступающих в совокупности институтами качествообразования.

2. Предложен подход к пониманию категории «качество стратегического управления», согласно которому оно трактуется как уровень соответствия результатов и процессов стратегического управления, организованных необходимым образом и обеспеченных необходимыми ресурсами, соответствующим требованиям. В предложенной дефиниции сочетаются два подхода, раскрывающих содержание категории «качество управления», согласно которым о качестве управления судят либо на основе результата деятельности объекта управления, либо на основе создания условий и возможностей получения результата, т. е. на основе процессов формирования и содержания управленческих воздействий.

3. Определены возможности и особенности использования различных форм аудита и самооценки для оценки качества стратегического управления. Так, выявлено, что оценку качества стратегического управления наиболее целесообразно проводить в форме внешнего аудита и самооценки. Вместе с тем отсутствие общепризнанных нормативных требований к системам стратегического управления и дефицит специалистов, способных выступать в роли внешних аудиторов систем стратегического управления, в силу крайне не распространенной практики проведения подобных оценок, приводят к тому, что на современном этапе самооценку следует признать как более универсальную и простую форму проведения оценки качества стратегического управления.

4. Выявлено, что главным недостатком существующих методических подходов к оценке качества стратегического управления является отсутствие одновременного сочетания возможности использовать количественные критерии наряду с качественными, осуществлять оценку всей системы стратегического управления или ее части, а также включенности в систему оценки критериев для оценивания условий разработки эффективной стратегии и ее соответствующей реализации, самой стратегии и текущих результатов деятельности предприятия.

5. Разработан и апробирован методический подход к оценке качества стратегического управления развивающий такой инструмент повышения качества как самооценка, предполагающий сочетание процессного и ситуационного подходов. Предложенные направления оценки в рамках методического подхода позволяют выявить как симптомы, так причины проблем, которые могут иметь место в стратегическом управлении на предприятии. Для этого предлагается использование, с одной стороны, критериев оценки содержания процессов стратегического анализа и планирования, таких как организация процессов, интегрированность методических подходов в работу, профессионализм участников процессов, а также критериев оценки содержания процессов реализации и контроля стратегии, обеспечивающих качествообразование желаемых результатов в данной системе (нацеленность на стратегию, согласованность системы стимулирования со стратегией, пересмотр и актуализация стратегии, собственнический контроль и т. д.). С другой стороны, для поиска симптомов возникающих проблем предложено включить критерии оценки содержания стратегии (качество исходной информации, обоснованность стратегии, нацеленность на результат, программность и проектность, оформленность стратеги и т. п.) и результатов хода реализации стратегии, учитывающие индивидуальную систему стратегических целей предприятий.

6. Предложена модель оценки качества стратегического управления, включающая анализ текущего состояния системы стратегического управления и оценку выбора направлений развития, позволяющая автоматически формировать итоговые результаты оценки качества и обеспечивать их наглядное представление для принятия управленческих решений.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют теоретические положения и научные разработки отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам управления качеством и развития стратегического управления предприятием, диалектические методы познания, системный анализ, методы статистики и экспертных оценок, экономический анализ, контент-анализ. В качестве правовой базы в процессе исследования использовались законы и нормативно-правовые' акты РФ, а также материалы научных и научно-практических конференций.

Информационной основой исследования послужили официальные статистические данные Госкомстата Российской Федерации, информационно-аналитических агентств, материалы научных изданий и средств массовой информации, законодательные и нормативные документы РФ, отечественные и зарубежные публикации, представленные в печатных изданиях и в компьютерной сети «Интернет». В качестве информационной базы были также приняты ежегодные и квартальные отчеты российских. стекольных предприятий, результаты анкетных опросов и интервьюирования руководителей предприятий стекольной промышленности Саратовской области, а также результаты специальных исследований предприятий рассматриваемой отрасли.

Практическая значимость работы состоит в том, что расширены теоретические и методические положения по оценке качества стратегического управления и поиску направлений его совершенствования.

Основные положения и подходы, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть использованы в качестве учебного материала по курсам «Управление качеством», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», а также могут использоваться в практической деятельности предприятиями стекольной промышленности.

Апробация работы. Модели, методики, положения, предложенные в работе, прошли практическую апробацию и нашли применение на одном из ведущих предприятий стекольной промышленности — ОАО «Саратовстройстекло». Применение результатов диссертационного исследования подтверждается справками о внедрении.

Основные положения работы также получили апробацию на различных российских и международных научно-практических конференциях, прошедших в 2006;2007 гг. в гг. Саратове, Камышине и Невинномысске, на которых автор выступал с докладами и сообщениями.

Публикации результатов исследования: По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 2.75 п.л., в .том числе одна статья, в рекомендуемом ВАК научном издании.

Структура и объем диссертации

Диссертационное работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографического списка, включающего 122 наименования. Работа изложена на 194 страницах, включает 7 таблиц, 19 рисунков, 3 приложения.

Заключение

.

Проведенное в данной работе исследование показало, что развитие системы стратегического управления на основе оценки ее качества является многогранным процессом, который обусловлен целями различных заинтересованных сторон и деловыми ситуациями, в которые попадает предприятие. Сама по себе оценка качества стратегического управления не является самоцелью. Подобная оценка предназначена для поиска и определения направлений совершенствования практики стратегического управления на промышленных предприятиях.

Оценка качества стратегического управления должна дать ответ о соответствии результатов и процессов стратегического управления, организованных необходимым образом и обеспеченных необходимыми ресурсами, соответствующим требованиям. Подобный подход ставит своей задачей объединить в рамках оценки качества стратегического" управления существующие подходы к сущностному пониманию категории «качество управления», которые сводятся к двум вариантам. В рамках одного из подходов о качестве управления судят на основе результата деятельности, объекта управления, в рамках другого — на основе создания условий и возможностей получения высокого результата, т. е. содержания процессов управления.

Глубина анализа, характер направлений совершенствования и широта решаемых оценкой задач зависят от вида оценки — аудита или самооценки. Так, выявлено, что оценку качества стратегического управления наиболее целесообразно проводить в форме внешнего аудита и самооценки. Вместе с тем, отсутствие общепризнанных нормативных требований к системам стратегического управления и дефицит специалистов, способных выступать в роли внешних аудиторов систем стратегического управления, в силу крайне не распространенной практики проведения подобных оценок, приводят к тому, что на современном этапе самооценку следует признать как более универсальную и простую форму проведения оценки* качества стратегического" управления.

Исследование особенностей построения: систем: стратегического управленияг на предприятиях стекольнойпромышленности, производящих листовое стекло, показало отсутствие единого научно обоснованного подходам по оценке качества стратегического управленияи принятия решений по его совершенствованию.- Такие общие длявсех, предприятий. особенности, как акционерная форма, собственности, высокая концентрациякапитала, ограниченное количество: собственников, неразвитость института независимых директоров и принадлежность всех предприятий стекольной промышленности к категории крупных, доказывают возможность разработки универсального методического подхода к оценке качества стратегического управлениякак способа поиска направлений его совершенствования:

Анализ ранее разработанных методик оценки: качества^ стратегического управления показал, что наряду с их общими недостатками, не всё ихможно использовать в разных деловых ситуациях. В-этой связи разработан авторский' подход к комплексной оценке: качества стратегического .^управления, позволяющий оценивать процессы стратегического управления ирезультаты-(как непосредственные, так и косвенные), основанныйна использованииколичественных и качественных критериев. Используемые в рамках' оценки критерии отражают содержание принципов стратегического управления.

Разработанный методический подход позволяет в зависимости? от решаемой оцениванием, задачи в качестве объекта: оценки рассматривать часть или все процессы и результаты стратегического управления.

Вметодическом подходе' нашли свое отражение принципы ситуационного подхода. В силу уникальности реализуемых предприятиями стратегий оценку результатов стратегического управления целесообразней проводить по перечню показателей, отражающих стоящие перед стратегией' задачи. Ситуационный подход проявляется в том1, что в стандартном перечне критериев ряд показателей оценки для каждой компании должен быть индивидуальным.

Для более удобного анализа текущего состояния системы стратегического управления и выбора направлений совершенствования была разработана компьютерная модель на базе электронных таблиц Microsoft Excel, благодаря которой автоматически формируются итоговые результаты оценивания и обеспечивается их наглядное представление.

Результаты использования авторского методического подхода к оценке стратегического управления были показаны на примере ОАО «Саратовстройстекло».

Надеемся, что результаты представленного диссертационного исследования станут полезными при проведении дальнейших научных исследований в сфере развития стратегического управления и практике деятельности российских предприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
  2. ГОСТ Р ИСО 9000−2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»
  3. ГОСТ Р ИСО 19 011−2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» (принят постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. N 432-ст)
  4. Методика оценки результативности стратегического планирования в городах России СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2001
  5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. N ВК 477)
  6. Премия Правительства Российской Федерации в области качества. Руководство для-организаций-участников конкурса 2007 года. www.vniis.ru
  7. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. N 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке»
  8. А., Громбалл П. Стратегии, инновации, модели//Экономические стратегии. № 5−6. — 2007. — с. 58−65.
  9. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985 -328с.
  10. М.М. Планирование деятельности фирмы Учебно-метод.пособие/Финансовая акад. при правительстве РФ. М.: «Финансы и статистика», 1997. — 248 с.
  11. В.В. Корпоративный менеджмент в современных экономических отношениях. — М.: Экономика. — 2003. — 479 с.
  12. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 519с.
  13. А., Лоббек Дж. Аудит. М.: Финансы и статистика, 2003. — 560с.
  14. А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. В 2-х кн.: Кн.1.:/Под ред. Абалкина/Отд. экономики АН СССР. Ин-т экономики АН СССР. М.:Экономика, 1989 — 304с.
  15. Ф. Наступление независимых //http://www.e-xe.ru/directorsadvices/article3837/
  16. Дж. Г., Бойетт Дж. Т. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления. Пер с англ. М: Олимп-Бизнес, — 2004. — 368 с.
  17. К. Основы стратегического менеджмента // Пер. с англ. / Под ред Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997." - 175 с.
  18. В.В. Совершенствование управления основа повышения конкурентоспособности организации // Стандарты и качество. — 2004. — № 8. -с.64−67
  19. А.В. Эффективный менеджмент: учебник для вузов. — М.: Финпресс. 2000. — 1056 с.
  20. В.В. Стратегическое управление. М.: Проспект, 2006. -328 с.
  21. В.Р. Менеджмент. М.: Проспект. — 2004. — 504 с.
  22. С.Л. Стратегическое управление в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 296 с.
  23. В., Винокуров А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия//Стандарты и качество, 2005 № 12. — с. 68−73
  24. О.С. Стратегическое управление: учебник. М.: Экономисты -2003. -296с.
  25. Внедрение системы сбалансированных показателей -М.: Альпина бизнес букс, 2005,-478с.
  26. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / под ред. Глудкина О. П. М.: Горячая линия-Телеком. — 2001. — 600 с.
  27. А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: менеджмент. М.:Омега-Л, 2004. — 472 с.
  28. И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 2004. — 500 с.
  29. А.В. Постоянное улучшение. Подходы, методы и приемы // Методы менеджмента качества. — 2003 — № 2. — С. 30−36
  30. И.И. Оценка эффективности системы управления инвестиционными проектами//Менеджмент в России и за рубежом, 2006. № 3. -с. 53−60
  31. А.В., Чистякова С. В., Голодаева Н. А. Повышение эффективности менеджмента качества на промышленном предприятии. Саратов: Изд. центр СГСЭУ. — 2004. — 88 с.
  32. И.Б. Стратегия и структура корпорации: учеб пособие — М.: Дело, 2006. 320 с.
  33. Драшкович В. Дилемма стратегического управления //Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 3 — с. 98−103
  34. П. Практика управления. СПб.: Вильяме, 2002 — 398 с.
  35. П. Эффективный управляющий. М.: Совместное предприятие «Бук Чембэр Интернэшнл». — 1994., .
  36. Л.И. Уровни американского менеджмента/М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента/ Пер. с англ. М.: Дело, 1992
  37. И. Практика работы совета директоров- http://www.e-xecutive.ru/discussions/forum20756/msgl 1812/
  38. Л.Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент. Учебник. М.: Юристъ, 2002.-416 с.
  39. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. с. 416
  40. М.И. Основные принципы взаимосвязи стратегического и оперативного управления производством. http://iti04.pfo-perm.ru/Data/kazanc/kazanc.htm
  41. Р.С., Нортон Д. П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 512 с.
  42. Д., Грачева М. Корпоративное управление: основные понятия и результаты исследовательской практики. http://www.e-xe.ru/publications/aspccts/article 2138/
  43. B.C. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка//Российский журнал менеджмента. 2003. — № 1.
  44. B.C. Эволюция теории стратегического управления: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Санкт-Петербург, 2007
  45. Г. Б. Реинжиниринг стратегических процессов.//Проблемы теории и практики управления. — 2005. — № 4. — с. 11−21
  46. Г. Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика. — 1997.
  47. Кодекс корпоративного поведения. М.: «Экономика», 2003. — 274 с.
  48. Т. Возможности и риски использования моделей делового совершенства // Стандарты и качество. -, 2003. № 1. — с. 76−81 ,
  49. Т. Самооценка в организациях. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.-328 с.
  50. Ф. Маркетинг-менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер. — 2002.
  51. JI. Модель управления по целям и результатам//Проблемы теории и практики управления, 2005 № 4
  52. С. Самооценка и ее роль в развитии и совершенствовании менеджмента качества//Стандарты и качество. 2002. — № 10. — с. 61−63
  53. В.А. Проактивная компания. Модели менеджмента. Модель 1 -менеджмента роста. Сборник «Созвездие качества 2003». — Киев: Украинская ассоциация качества. — 2003.
  54. В. М. Русинов Ф.М., Петросян Д. С. Кадровые проблемы современного менеджмента: Под. ред. Германа И. М. Саратов: Изд. центр СГЭА.- 1996, — 166с.
  55. В.М., Немцев А. Д., Лапина Н. В. Качество и конкурентоспособность продукции. Под общ. ред- Ларина В. М. Саратов: Изд. центр СГСЭУ.- 2004. -240 с. «V ¦
  56. А.Е. Проблемы повышения эффективности стратегического управления промышленным, предприятием / Под ред. Н. С. Яшина: Саратов:
  57. Изд. Центр СГСЭУ, 2001. 45 с.
  58. И.В. Коммерческое ценообразование. М.: БЕК, 1997 — 368 с.
  59. .Г. Экспертные технологии в управлении. М.: Дело, 2004. -400с.
  60. Т. В. Формирование организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием (на материалах стекольной промышленности): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Саратов, 2006
  61. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 288с.
  62. Д., Белокоровин Э. Премии в области качества: награда за победу в конкурсе или инструмент управления? // Управление компанией. 2004. -№ 6. — с. 17−20
  63. Международные стандарты. Управление качеством. ИСО 9000−9004. — М.: ИПК «Издательство стандартов», 1989. 322 с.
  64. Д.Б. Механизм оценки состояния системы стратегического управления предприятием// Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 2. -с. 41−45
  65. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 2000.-704 с.
  66. Методология составления рейтингов (Экономические стратегии).-http://rating.rbc.ru/
  67. .З. Теория организации: Учебник. 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2002,-558с.
  68. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб.: Питер. -2001.
  69. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Спб.: Питер, 2001.-688с.
  70. С.В. Некоторые аспекты оценки качества управления // Стандарты и качество, 2003. № 3. — с 29−31
  71. М., Стил Р. Реализация стратегии. http://www.v-ratio.ru/content.php?Id=28&articleid=90
  72. Р. Разумная стратегия // Экономические стратегии. 2000. — № 5. -С. 63−66
  73. О методологии рейтингов стратегичности. — http://www.russtrategy.ru/rates/metod/
  74. В.В. Управление качеством: Учебник для ВУЗов- СПб: ОАО «Издательство «Наука», 2000. 912с.
  75. И.И. Сущность понятия качества//Стандарты и качество. 2002. — № 8. — с. 62−63.
  76. Пирамида роста: система управления успешной компании. Опыт компаний // www.ibs.ru
  77. С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. -М.: ИНФРА-М, 2000. 304с.
  78. М. Конкуренция. СПб.- М.- Киев: Вильяме. — 2002. — 495 с.
  79. Портрет Совета директоров российской компании как отражение концентрированной структуры собственности компаний и препятствий на пути развития корпоративного управления. Март 2007. — www.siandardandpoors.ru
  80. Производство листового стекла и структура рынка-http://www.rusglass.ru/newsview.php3?page=7&-id=231
  81. B.C. Жернакова М. Б. Управленческий аудит и аудит-менеджмент как особый.род деятельности менеджера // Менеджмент в России и за рубежом. -2005-№ 2 с. 16−20
  82. В.О. О менеджменте качества и качестве менеджмента// Стандарты и качество. — 2003. № 1. — с. 56−59.
  83. .А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. Учебник— М.:
  84. ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. — 784 с.
  85. Рейтинги и сертификация http://www.inesnet.ru/cris/
  86. В.А. Аудит качества (внутренние проверки). -http://www.iskozh.com/articles/art5.html
  87. М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность // Стандарты и качество. 2000. — № 4 — с. 18−22
  88. М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса // Стандарты и качество. 2004. — № 1. — с. 74−79
  89. Система самодиагностики для малых и средних предприятий. -http://www.dist-cons.ru/testself/section6.html
  90. Система самодиагностики для малых и средних предприятий. -http://www.dist-cons.ru/testself/section5.html
  91. А.Р. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США: опыт развития и новые явления. М.: Наука. — 1990. — 198 с.
  92. Стратегический менеджмент/ Под ред. Петрова А. Н. -СПб.: Питер, 2006, -496 с.
  93. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
  94. Стратегическое управление. Аудит. — http://www.intalev.ru/index.php?id=22 021 &type=98
  95. Стратегическое управление: регион, город, предприятие./Под. ред. Львова А. Г., Гринберга А. Г., Егоршина А. П. М.: Экономика. — 2004. -603 с.
  96. В. Тектология А. Богданова и неоклассическая теория организаций- предвестники эры реинжиниринга // Проблемы теории и практики управления- 1998.-№ 4.-с. 70., .
  97. Технология внедрения стратегического плана: от благих пожеланий к реальному внедрению-http://www.vlasnasprava.info/ru/businessaz/howtogrow/managment.html?m=pu blications&t=rec&id=746
  98. А. А., Стрикленд А.Дж. III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов: Пер. с 9-го англ. изд. М.': ИНФРА-М, 2001.-412с.
  99. ЮЗ.Трейси М., Вирсема Ф. Маркетинг ведущих компаний.- СПб.: Вильяме, 2007 293 с.
  100. А. Проведение самооценки на ОАО «ЧМЗ»//Стандарты и качество. 2002. — № 10-с. 67−69
  101. Управление качеством: Учебное пособие. http://www.dist-cons.ru/modules/qualmanage/introduction.html
  102. А.А. Стратегическая конкурентоспособность. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005−504 с.
  103. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М. — 2000. — 312 с.
  104. Р.А. Стратегический менеджмент. М.: Дело, 2002. — 448 с.
  105. Г., Прахалад К. К. Кокурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. — 288 с.
  106. ПО.Хонгрен Ч. Т., Страттон Дж.Л. Введение в управленческий аудит. М., 1999.
  107. Д., Хаттен А. Стратегическое управление. М: Гардарики. — 1998. -с. 162.
  108. В. Д., Ахтямов Т. М. Оценка готовности предприятия к реализации маркетинговой стратегии //Марктинг. 2001. -№ 3. — с. 79−83.
  109. Л.А. Как научиться мыслить как настоящий руководитель. Искусство управления перспективой. http://www.e-xe.ru/publications/aspects/article992/
  110. О.С. Генезис категории «качество» в методологии самооценки организации. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2005. 184 с.
  111. К. Концепция корпоративной стратегии / Стратегический процесс: пер. с англ. СПб.: Питер. — 2001.
  112. Эффект обезьяньей лапки//Экономические стратегии. 2003 — № 3- с. 1825
  113. Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методология, оценка, регулирование. Саратов: Изд. центр СГСЭА. — 1997. -248 с.
  114. Chandler A. D. Strategy and Structure: Chapters in the History of American Enterprise, MIT Press: Cambridge, MA 1962
  115. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard: Translating Startegy into Action. // Harward Business School Press. Boston (Ma., USA), 1996.
  116. Wheelen Т., Hunger J. Strategic management and business policy. N.Y.: Addison — Wesley Publishing Company. — 1992.
  117. Годовой отчет ОАО «Борский стекольный завод» за 2006 год
  118. Годовой отчет ОАО «Салаватстекло» за 2006 год
Заполнить форму текущей работой