Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка состояния и перспектив развития регионального рынка туристических услуг: на примере Тверской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационная база исследования. В качестве информационной базы использовались данные Федеральной службы государственной статистики и Территориального управления Росстата по Тверской области, материалы Законодательного Собрания, Комитета по туризму, курортам и внешнеэкономическим связям Тверской области, других органов областной администрации и администраций муниципальных образований области… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основы исследования регионального рынка туристических услуг
    • 1. 1. Категориальный аппарат
    • 1. 2. Виды рынков туристических услуг
    • 1. 3. Классификация туристических услуг
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Становление рынка туристических услуг Тверской области
    • 2. 1. Предпосылки и процесс формирования рынка
    • 2. 2. Динамика и современное состояние рынка
    • 2. 3. Специфика проблем рынка туристических услуг Тверской области
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Перспективы развития рынка туристических услуг Тверской области
    • 3. 1. Прогнозирование развития регионального рынка туристических услуг
    • 3. 2. Программирование в сфере туризма и его совершенствование
    • 3. 3. Методика исследования рынка туристических услуг
  • Выводы по главе

Оценка состояния и перспектив развития регионального рынка туристических услуг: на примере Тверской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В масштабах мирового хозяйства крупнейшей и наиболее динамичной сферой услуг стал туризм. Во многих странах это ведущая отрасль, привлекающая наибольшие объемы инвестиций и генерирующая большую часть новых рабочих мест.

В России сектор туристических услуг развит сравнительно слабо. Реальные возможности ускорения его роста используются далеко не в полной мере. Общие представления о факторах, мешающие развитию в данной сфере, выработаны. Однако проблемные аспекты конкретных рынков туристических услуг изучены недостаточно, что негативно сказывается на эффективности мер по развитию туризма, осуществляемых властями.

Региональные рынки, занимающие в рыночной иерархии промежуточное положение между национальными и местными рынками, играют ключевую роль в современной экономике. В России, при ее колоссальной территории и огромных различиях между регионами в уровнях социально-экономического развития, состоянием региональных рынков во многом определяется качество инвестиционного климата и темп экономического роста.

Российские региональные рынки туристических услуг проходят процесс становления. Это уже реальные, работающие механизмы. Однако они весьма специфичны в сравнении с рынками развитых стран. Требуют изучения вопросы о критериях развитости рынков такого рода, перспективах достижения ими качественно нового, развитого состояния.

Важным условием эффективной хозяйственной деятельности в современных условиях является точный экономический расчет. Инструментом, обеспечивающим исследование рынков, исходя из интересов конкретных бизнес-структур, стал маркетинг. Однако инструментарий для целостной, системной оценки состояния и перспектив региональных рынков услуг, в том числе туристических, еще не разработан.

Очевидно, благоприятные условия для развития туризма имеются во многих субъектах Российской Федерации. К числу наиболее перспективных регионов в этом плане традиционно относится Тверская область. Однако, имея крайне выгодное расположение, богатый природный потенциал, сложившиеся центры привлечения туристов, область многие годы находилась в глубокой депрессии и не могла ни генерировать, ни привлекать инвестиции в туризм. Нынешнее руководство области признало туризм одним из региональных приоритетов. Но при крайней ограниченности финансовых ресурсов, которыми располагает регион для стимулирования деятельности в этой сфере, особенно важна количественная оценка предполагаемых достижений. Без такой оценки областные программы развития туризма едва ли могут быть достаточно обоснованными и эффективными.

Таким образом, исследование проблем развития региональных рынков туристических услуг, разработка вопросов оценки их состояния и перспектив представляет большую практическую значимость и научный интерес.

Степень разработанности проблемы. Общетеоретические подходы к исследованию туризма и рынка туристических услуг представлены в<�работах Г. А. Ахинова, И. Т. Балабанова, С. А. Быстрова, М. Г. Воронцовой, В. Г. Гуляева, М. В. Ефремовой, А. Б. Здорова, А. А. Клеймана, М. М. Маринина,.

A.Д. Чудновского, Д. Боуэна, К. Купера, Д. Флетчера, и других отечественных и зарубежных авторов. Многие авторы, среди которых особо следует отметить Г. А. Ахинова, Е. В. Егорова, Е. Н. Жильцова, Л. И. Якобсона, Э. А. Ярных, исследуют специфику рынков услуг, играющих все большую роль в условиях постиндустриализации.

Вопросы методологии исследования региональных рынков получили развитие в публикациях А. О. Блинова, В. Н. Видяпина, А. И. Гаврилова, Е. В. Горшениной, Я. М. Кестера, А. С. Новоселова, М. В. Степанова, И. Н. Шапкина,.

B. Кристалл ера, А. Лёша, Г. Мюрдаля, Ф. Перру. Положения, касающиеся региональных аспектов развития туризма, разработаны М. Б. Биржаковым, Е. И. Богдановым, Е. И. Ильиной, Д. К. Исмаевым, В. А. Квартальновым, С. А. Севастьяновой.

Однако монографические исследования проблеми перспектив развития' конкретных региональных рынков туристических услуг, с учетом реалий современной России, пока что отсутствуют.

Цель и задачи исследования

Цель работы состоит в разработке методологических основ исследования регионального рынка туристических услуг (на примере Тверской области), выработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию прогнозирования и программирования в сфере туризма региона, методики оценки состояния и перспектив развития регионального рынка.

Реализация поставленной цели диссертационного исследования предопределила решение следующих задач:

1) систематизировать категориальный аппарат, необходимый для£ изучения проблем регионального рынка туристических услуг;

2) выявить и проанализировать виды рынков туристических услуг и основные классификации туристических услуг;

3). исследовать предпосылкии процесс формирования рынка туристических услуг в Тверской области;

4) исследовать динамику и современное состояние регионального рынка туристических услуг Тверской области, раскрыть специфику проблем его развития;

5) проанализировать процесс прогнозирования рынка туристических услуг Тверской области, сформулировать общие выводы о темпах и характере его развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу;

6) исследовать состояние регионального программирования в сфере туризма Тверской области, изучить его влияние на развитие рынка туристических услуг области;

7) разработать принципиальную схему исследования регионального рынка туристических услуг, предложить и апробировать (с использованием данных по Тверской области) систему показателей для оценки состояния регионального рынка туристических услуг, его проблем и перспектив развития.

Объект исследования — региональный рынок туристических услуг на примере Тверской области.

Предмет исследования — состояние, проблемы и перспективы развития данного регионального рынка.

Методология исследования. Методологической базой исследования послужили положения системного подхода,'диалектического метода познания экономических явлений, экономической теории, маркетинга, менеджмента по вопросам анализа состояния и перспектив развития рынка, представленные в работах отечественных и зарубежных ученых. В процессе исследования применялись приемы эмпирического и теоретического характера: обобщение полученных сведений, сравнение и уточнение данных статистики, сравнительного и ситуационного анализа.

Информационная база исследования. В качестве информационной базы использовались данные Федеральной службы государственной статистики и Территориального управления Росстата по Тверской области, материалы Законодательного Собрания, Комитета по туризму, курортам и внешнеэкономическим связям Тверской области, других органов областной администрации и администраций муниципальных образований области. Были использованы также положения Концепции социально-экономического развития Центрального федерального округа [11], проанализированы областные и муниципальные целевые программы развития туризма и смежных отраслей, проекты целевых программ, информационные материалы Туристского информационного центра Тверской области. Учтены результаты исследований развития туризма и рынков в регионе, проведенные Центром политических технологий [28] и Высшей школой экономики [21]. Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ, законы Тверской области, постановления областной администрации, акты органов местного самоуправления в сфере туризма.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается: использованием теоретических и методологических положений, разработанных ведущими отечественными и зарубежными учеными по проблемам развития туризма;

— анализом содержания федеральных и региональных законов, концепций, программ и научно-практических разработок в сфере туризма Российской Федерации и Тверской области;

— применением системного подхода, экономико-математических методов, сопоставлением и критической оценкой статистических данных;

— отражением результатов исследования в публикациях, а также их представлением на научно-практических конференциях.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что разработаны концептуальные и методические положения для комплексного изучения проблем регионального рынка туристических услуг, оценки его состояния и перспектив развития.

К научным результатам, определяющим новизну исследования, относятся:

1. Систематизация понятий «туризм», «туристические услуги», «туристский продукт», «рынок туристических услуг», в результате которой уточнены виды рынков туристических услуг, выделены особые категории туристических услуг, которые необходимо учитывать при оценке перспектив развития данного рынка.

2. Уточнение представлений о механизме функционирования рынка туристических услуг, особенностей спроса на эти услуги на российском рынке.

3. Методические положения по вопросу об исследовании регионального рынка туристических услуг, включая выделение этапов развития рынка, анализ показателей его динамики и основных проблем.

4. Методика оценки состояния и перспектив развития регионального рынка туристических услуг (применительно к рынкам, находящимся в процессе становления).

5. Рекомендации по • совершенствованию прогнозирования и программирования в сфере туризма региона.

6. Оценка перспектив развития регионального рынка туристических услуг.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретические положения, характеризующие сущность и формы рынка туристических услуг, виды туристических услуг.

2. Методические положения по вопросу об исследовании регионального рынка туристических услуг.

3. Методика оценки состояния и перспектив развития рынка туристических услуг Тверской области.

4. Рекомендации по совершенствованию системы прогнозирования* и программирования в сфере туризма-Тверской области.

5. Оценка перспектив развития рынка туристических услуг в Тверской области.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы при разработке региональных концепций и программ, в управлении развитием туристско-рекреационным комплексом на региональном уровне.

По результатам исследования подготовлены «Методические рекомендации по исследованию регионального рынка туристических услуг (на примере Тверской области)», которые обсуждались на теоретико-практическом семинаре, получили положительную оценку сотрудников Комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области и были приняты к внедрению.

Практическая значимость методических рекомендаций, содержащихся в диссертации, результатов работы автора в области исследования спроса на региональном рынке туристических услуг отмечена также специалистами туристического центра «Музей тур» (структурного подразделения Тверского объединенного музея), также предполагающего использовать результаты исследования.

Апробация и публикация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлялись на трех научных конференциях: двух всероссийских (г. Пенза, 2006 и 2007 гг.), одной межрегиональной (г. Тверь, 2008 г.). Автор имеет семь научных работ по теме исследования (в том числе 2 публикации в изданиях, включенных в перечень рекомендованных ВАК рецензируемых научных журналов и изданий) общим объемом 3.55 пл., вклад автора — 3.25 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Объем работы составляет 213 листов (с приложениями). Работа содержит 7 таблиц, 34 рисунка. Библиография включает 124 наименования.

Выводы по главе.

1. Прогнозирование в сфере туризма Тверской области в настоящее время имеет следующие недостатки: весьма приблизительный, оценочный характеродновариантный характер прогнозовотсутствие прогнозных оценок долгосрочного характераотсутствие прогноза туристского баланса региона.

2. Систему прогнозирования регионального рынка туристических услуг, по мнению автора, целесообразно откорректировать следующим образом: достаточно полно определить перечень организаций, оказывающих туристические услуги, и показателей, характеризующих масштабы их деятельностиразработать методические рекомендации для ведения муниципальных баз данных о туристических ресурсах, результатах их использования и прогнозах развития туризма на различные периоды (от 1 до 15 лет) — предусматривать в прогнозах три варианта развития (оптимистический, средний, пессимистический), в зависимости от которых должны модифицироваться прогнозируемые показателифокусировать внимание на процессах развития туристских центров региона, для чего группировать данные по муниципальным образованиям с повышенной концентрацией организаций туробслуживанияпрогнозировать динамику туристского баланса региона, для получения необходимых данных использовать социологические опросыпрогноз развития регионального рынка туристических услуг должен содержать четкое представление о спросе, предложении и приближении или удалении рынка от равновесного состояния.

3. На основании построенных моделей" трендов по ключевым показателям развития рынка туристических услуг региона получены следующие прогнозы на 2006;2008 гг.: темпы роста объема платных услуг, реализованных на рынке туристических услуг Тверской области, составят около 12−16% в годв ближайшие три года будет наблюдаться незначительное увеличение единовременной вместимости в коллективных средствах размещения при одновременном сокращении числа номеров. Очевидно, это будет происходить под влиянием рынка, заставляя продавцов увеличивать единовременную.

149 вместимость за счет увеличения количества многоместных номеров, ориентируясь на семейный отдых. Однако общее число номером при этом будет уменьшаться, в основном за счет не пользующихся большим спросом одноместных номеров.

4. Равновесие регионального рынка туруслуг в краткосрочном плане будет оставаться нарушенным. Турфирмы и организации туробслуживания смогут использовать быстрый рост спроса не только для повышения цен, но и для их завышения относительно равновесного уровня. Изъятие ими потребительского излишка будет оставаться фактором повышения нормы прибыли в сфере туризма, следствием этого в среднесрочной перспективе, очевидно, должно стать увеличение притока инвестиций в туриндустрию региона, а также внедрение сетевых структур, для которых Тверская область станет достаточно привлекательной.

5. Система программирования в сфере туризма Тверской области в настоящее время включает: областные целевые программы развития туризма (пока что годовые, с перспективой перехода к трехлетним программам) — муниципальные концепции и программы развития туризмаинвестиционные проекты и мероприятия программ развития отдельных и смежных отраслей и сфер (транспорта, культуры, физкультуры и спорта и др.), способствующие развитию туризма и рынка туристических услуг.

6. На основании проведенного исследования систему программирования в сфере туризма Тверской области целесообразно усовершенствовать следующим образом: включить в программы технологические новациидополнить целевые установки программ оценками качества оказываемых туристических услуг в соответствии с принятыми стандартами и возможно, рейтинговыми оценкамиприменить методы экономического стимулированияулучшить структуру программ, выделить в них подпрограммы по конкретным направлениям (внедрения прогрессивных технологий, развития туристских центров и др.) — разработать и внедрить межмуниципальные и межрегиональные программы кооперации Тверской области с соседними субъектами Федерации в целях обеспечения высокого качества обслуживания на всем пути следования туриста.

7. Проведенное исследование позволяет, по мнению автора, представить принципиальную схему и последовательность исследования регионального рынка туристических услуг. Комплексное исследование данного рынка целесообразно проводить в три этапа: а) собственно исследования регионального рынкаб) выявления проблем и перспектив развития регионального туристического рынкав) анализа федеральных, региональных и муниципальных программ развития туризма в регионе.

8. Анализ рынка предполагается по трем основным направлениям (спрос, предложение, современное состояние рынка), соответствующим особенностям рынка как исследуемого явления. Работы по каждому направлению могут проводиться как независимо, так и в рамках комплексного исследования регионального рынка туристических услуг. В рамках каждого направления выделяются блоки показателей, непосредственно используемых для анализа.

9. В ходе исследования должен проводиться количественный и качественный анализ. Качественный анализ предполагает обобщение результатов количественного (конкретных показателей привлекательности региона для туристов, объема реализации туристических услуг, ресурсного потенциала развития рынка) определенными выводами о перспективах и проблемах регионального рынка туристических услуг. Синтез данных аналитических форм завершается анализом целевых программ — практики целевого воздействия властей на процесс развития данного рынка.

10. Схема исследования может быть конкретизирована в виде таблицы показателей (бальных экспертных оценок, относительных и динамических), на основе которых могут быть рассчитаны коэффициенты, характеризующие состояние рынка, выражены его проблемы и перспективы.

11. Коэффициент состояния рынка туристических услуг Тверской области (произведение темпа роста объема рынка на наполняемость средств размещения и на долю организованных туристов в их общей численности) по состоянию на 2007 г. превысил 1, что отражает нормальное, улучшающееся состояние регионального рынка.

12. Коэффициент негативного воздействия экологической проблемы на развитие рынка (рассчитывается на основании коэффициентов загрязнения и неорганизованности) с 2003 г. увеличился с 0,25 (исходного значения) до 0,2985 в связи с повышением доли неорганизованных туристов.

13. Коэффициент проблемы инвестиций по сравнению с исходным значением (0,25) снизился почти в полтора раза (до 0,1845), что отражает снижение степени негативное влияние проблемы инвестиций на развитие регионального рынка туристических услуг. Снижение данного индекса произошло в связи с некоторым улучшением финансового состояния турбизнеса региона, смягчением условий кредитования и осуществлением ряда проектов новыми стратегическими инвесторами.

14. Коэффициент проблемы конкуренции для рынка туристических услуг региона незначительно увеличился (с 0,25 до 0,2564), что показывает некоторое обострение данной проблемы.

15. Коэффициент проблемы информатизации регионального рынка туристических услуг, несмотря на определенные сдвиги в сфере информатизации, в последние годы не изменился. Ни один существенный вопрос в данной сфере пока еще не снят.

16. Суммарный, общий коэффициент проблем данного рынка снизился (до 0,9437) по сравнению с исходной величиной (1). Это означает, что развитие рынка стало менее проблематичным. Произошло небольшое (в пределах 6%) ослабление факторов, мешающих развитию.

17. Коэффициент развития регионального рынка для трехлетнего периода с 2007 г. составил 1,0597. Такое значение коэффициента показывает высокую вероятность ускорения темпа роста рынка за трехлетний период по сравнению с предшествующим трехлетием, обусловленного внутренними тенденциями развития. Очевидно, темп роста рынка будет ускоряться за трехлетний период не менее чем на 6 процентов в связи с еще более быстрым ростом спроса на туристические услуги региона. Такое ускорение развития рынка открывает перспективу превращения Тверской области через 10−12 лет (к 2020 г.) в регион развитого туризма, что целесообразно учесть в экономической стратегии развития области.

Заключение

.

В результате проведенного исследования решена научная задача, состоящая в разработке методологических основ исследования регионального рынка туристических услуг (на примере Тверской области), выработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию прогнозирования и программирования в сфере туризма региона, методики оценки состояния и перспектив развития регионального рынка.

Конкретный вклад автора в проведенное исследование состоит в следующем:

1. В диссертации предлагается авторская концепция развития регионального рынка туристических услуг как сложного процесса, включающего стихийные и регулируемые, количественные и качественные изменения в спросе, предложении, ценах, характере конкурентных отношений. Концепция отражает специфику российских регионов-субъектов Федерации, рынки которых проходят стадию становления, и актуальные моменты, такие как возрастание значения факторов новизны услуг, информатизации и др.

2. В процессе анализа рынка конкретного региона (Тверской области) автором отработан комплекс положений методологического характера для системного исследования рынков такого рода, с учетом их проблем, позволяющих рассчитывать показатели их состояния и перспектив развития.

3. Разработаны методические рекомендации по исследованию регионального рынка туристических услуг, рассчитанные на применение при подготовке региональных и муниципальных целевых программ развития туризма.

4. По результатам исследования процессов прогнозирования и программирования в сфере туризма Тверской области предложены меры методического, организационного, экономического характера для повышения действенности этих форм государственного регулирования в данной сфере. Реализация этих мер позволит ускорить превращение области в регион развитого туризма.

5. Проведенная оценка перспектив рынка туристических услуг в Тверской области показывает, что этот рынок будет развиваться с ускорением, всё сильнее опережая развитие региональной экономики в целом. Это может служить основанием для дальнейшего увеличения инвестиций и государственной поддержки развития туризма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Новая Волна, 1996. 511, с.
  2. Доклад о достижении стратегических целей комитета по туризму Тверской области на 2006−2008 годы. Тверь: Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области, 2006 г. 11 с.
  3. Закон Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29 апр. 1998 г. № 9−03−2 // Тверские ведомости. 1998. — № 39. — С. 4−5.
  4. Каталог-справочник туристской инфраструктуры Тверской области. — Тверь: Администрация Тверской области, 2007. 63 с.
  5. Концептуальные основы программы развития туристской деятельности на территории Торопецкого района на 2001−2005 года: сб. материалов // Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области- вып. 2. Тверь, 2002. — С. 26−29.
  6. Концепция развития туристического бизнеса в Лесном районе: сб. материалов // Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области- вып. 2. — Тверь, 2002. — С. 30−32.
  7. Мониторинг состояния туризма в Российской Федерации / Тверь: Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области. -Международная туристская академия, 2007. 62 с.
  8. Отраслевой анализ экономики Тверской области // Администрация Тверской области Электронный ресурс. — Электрон, дан. — [Б.м.], 2007. — Режим доступа: http://www.region.tver.ru/economics/str/html. Загл. с экрана.
  9. Санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха в 2006 году. Срочная информация. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики. 21.06.2007 г. № 3. — 13 с.
  10. Стратегия экономического прорыва Тверской области. Центр политических технологий // Администрация Тверской области Электронный ресурс. Электрон. дан. — [Б.м.], 2007. — Режим доступа: http://www.region.tver.ru/economics. — Загл. с экрана.
  11. Тверская область в цифрах в 2005 году: стат. ежегодник. — Тверь: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области, 2006. 291 с.
  12. Туризм в России: стат. сб. — М.: Госкомстат России, 2000. — 164 с.
  13. Туризм в Тверской области. Июль 2005: стат. сб. Тверь: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области, 2005. — 56 с.
  14. Туризм в Тверской области. Ноябрь 2006: стат.сб. — Тверь: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области, 2006. 55 с.
  15. Туризм и отдых в Тверской области. Итоги единовременного обследования населения по потребительским предпочтениям в области туризмаи отдыха: информ. бюллетень. Тверь: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики, 2005 г. — 62 с.
  16. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Тверской области на 1998−2005 годы»: (постановление Правительства Рос. Федерации от 8 января 1998 г. № 22) // Российская газета. 1998. — -№ 22.- С. 9.
  17. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: по состоянию на 1 марта 2007 г. Включая изменения, вступившие в силу с 1 июня 2007 года. Новосибирск: Университетское издательство, 2007. — 31 с.
  18. Абрамова Т.В. XXI век станет веком туризма / Т. В. Абрамова, Ю. А. Барзыкин, В. Н. Шарафутдинов // ЭКО. 2005. — № 9. — С. 46−58.
  19. С. Зубцовский рай для инвестора /С. Авдеев // Бизнес журнал.- 2007. № 8 (40). — С. 2−3.
  20. Е.Б. К вопросу об унификации и стандартизации понятийного аппарата в сфере туризма / Е. Б. Антипина, А. А. Терещенко // Туризм: право и экономика. 2004. — № 3. — С. 5−9.
  21. Г. А. Экономика общественного сектора / Г. А. Ахинов, Е. Н. Жильцов. М.:Инфра-М, 2008. — 345 с.
  22. A.M. Экономика социального страхования: Курс лекций / A.M. Бабич, Е. Н. Егоров, Е. Н. Жильцов. М.: ТЭИС, 1998. — 189 с.
  23. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов. — М.: Финансы статистика, 2001. 173с.
  24. Ю.А. Актуальные правовые вопросы государственной поддержки инвестиционной деятельности в сфере туризма в РФ / Ю. А. Барзыкин // Вестн. национальной академии туризма. — 2006. — № 1 ноябрь. — С. 10−13.
  25. Ю.А. Целевые программы как инструмент развития туризма в России / Ю. А. Барзыкин, Т. В. Абрамцева // Туризм: право и экономика.2004. № 3. — С.9−13.
  26. А. Гости из прошлого / А. Белых // Бизнес журнал. 2007. —№ 11.- С. 54−59.
  27. А. Синдром уставшего маклера / А. Белых // Бизнес журнал. — 2007.-№ 11.-С. 61−65.
  28. И. Всем миром сохраним / И. Березин // Федеральная Тверь.2005.-№ 1 (1).-С. 20−21.
  29. М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. М.-СПб.: Герда: Невский Фонд, 2002. — 320 с.
  30. М.Б. Индустрия туризма: Перевозки / М. Б. Биржаков, В. И. Никифоров. М.-СПб.: Герда: Невский Фонд, 2003. — 400 с.
  31. А.О. Управление региональными рынками / А. О. Блинов, В. Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 1. — С. 19−26.
  32. Большая советская энциклопедия: В 30 т. Т 27. / гл. ред. А. М. Прохоров.- М.: Сов. энцикл., 1970−1981. 624 е.: ил.
  33. И. Рынок туристских услуг инструмент развития регионов / И. Бухтоярова, А. Корсакова // Федерализм. — 2004. — № 1. — С. 201−223.
  34. И.В. Статистический анализ рынка туристских услуг в России: дис.. канд. экон. наук / Ирина Вячеславовна Бухтоярова- науч. рук. А.А. Корсакова- Московский гос. университет экономики, статистики и информатики. -М., 2003. 185 с.
  35. С.А. Туризм: макроэкономика и микроэкономика / С. А. Быстров, М. Г. Воронцова. СПб.: Издательский дом Герда, 2007. — 464 с.
  36. В.Н. Региональная экономика / В. Н. Видяпин, М. В. Степанов М. М.: Инфра-М, 2003. — 686 с.
  37. Вокруг бизнеса // Бизнес журнал. 2007. — № 11(43). — С. 92.
  38. А.И. Региональная экономика и управление / А. И. Гаврилов. -М.:Экономика, 2003. 239 с.
  39. Е.В. Механизмы рыночных преобразований в промышленно-аграрном регионе субъекте РФ / Е. В. Горшенина // Рыночные преобразования в переходной экономике: Сб. науч. тр. / Под ред. В. А. Петрищева. — Тверь: Твер. гос. ун-т. — 2005. — С. 122−131.
  40. Е.В. Моделирование экономики региона / Е. В. Горшенина // Вестн. Твер. Гос. ун-т. Серия «Прикладная математика». 2007. — № 5. -С. 123−135.
  41. Е.В. Система основных социально-экономических индикаторов уровня жизни в регионе / Е. В. Горшенина // Вопросы статистики. 1999.-№ 4.-С. 47−55.
  42. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. Проф. Чудновского А. Д. М., Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998.-325 с.
  43. В.В. Роль базовых научных исследований по экономике туризма в формировании стратегии развития приграничного региона (на примере Республики Карелия) / В. В. Громов // Вестн. национальной академии туризма. -2006. -№ 1 ноябрь.-С. 51−56.
  44. В.Г. Организация туристской деятельности / В. Г. Гуляев М.: Финансы и статистика, 2000. — 186 с.
  45. Е.А. Экономические аспекты развития туристско-рекреационного комплекса / Е. А. Джанджугазова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2005. -№ 3. — С.66−75.
  46. М. Эффективность коммуникационных процессов в сфере туризма / М. Ефремова // Маркетинг. 2004. — № 2. — С. 88−102.
  47. А. С. Стратегический маркетинг в туризме: Теория и практика / А. С. Запесоцкий. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов, 2003. — 352 с.
  48. А.Б. Экономика туризма: учебник для вузов/ А. Б. Здоров. М.: Финансы и статистика, 2004. — 268 с.
  49. И.В. Энциклопедия туризма / И. В. Зорин. М.: Финансы и статистика, 2001. — 364 с.
  50. Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебное пособие для вузов / Е. Н. Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 256 с.
  51. Д.К. Маркетинг гостиничных услуг в России: Учебное пособие / Д. К. Исмаев. -Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1999. 76 с.
  52. Кадры для туриндустрии на местном уровне // Верхневолжье: туризм и отдых. Тверская область, Зима-лето 2006. — С. 33.
  53. А.Д. Организация сферы туризма: учеб. пособие / А. Д. Каурова. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательский дом Герда, 2006. — 320 с.
  54. В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления / В. А. Квартальнов, М.: Финансы и статистика, 1999. -496 с.
  55. В.А. Туризм: история и современность. Т. 1. Кн. 3-я: Иностранный туризм / В. А. Квартальнов // Избр. произведения: в 4 т. М.: Финансы и статистика, 2003. — Т. 1. Кн. 3-я: Иностранный туризм. — 512 с.
  56. В.А. Туризм: учебник / В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2004. — 320 с.
  57. В.М. Туристская рента: Методические рекомендации / В. М. Козырев. -М.: Финансы и статистика, 1998. 79 с.
  58. Т.В. Управленческий учет в туризме / Т. В. Козырева. М.: Финансы и статистика, 2005. — 160 с.
  59. Д.А. Развитие туризма в России: проблемы и перспективы/ Д. А. Ковалев // Внешнеэкономический бюллетень 2004. — № 12. — С.45−52.
  60. Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн., Дж. Мейкенз / Пер. с англ. Под. Ред. Р.Б. ноздревой. -М.: ЮНИТИ, 1998. 787с.
  61. Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. М.- СПб.- К.: Издат. дом «Вильяме», 1999. — 1152 с.
  62. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. — М.: «Ростинтэр», 1996. -704 с.
  63. С.Ю. Методологические подходы к формированию и управлению цепями туристских предприятий в рамках туристско-рекреационной системы региона // Вестн. Национальной академии туризма. — 2007. № 4 октябрь-декабрь. — С. 14−16.
  64. Курорт Селигер. Туристический паспорт. — Тверь: АТОС, 2007. — 79 с.
  65. М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме / М. М. Маринин. М.: Финансы и статистика, 2002. — 144 с.
  66. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Ф. Котлер и др.- под ред. Р.Б.Ноздревой- пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998. — 763 с.
  67. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник / И. В. Зорин, А. И. Зорин, Т. А. Ирисова и др. М.: Финансы и статистика, 2002. — 272 с.
  68. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд- науч. ред. В. Т. Борисович и др.- сокр. пер. с англ. — М.: «Экономика»: «Дело», 1992. — 510 с.
  69. Мировая экономика: учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова. М.: Экономист, 2005. — 734 с.
  70. В.А. Основы построения интеллектуальных информационных систем для прогнозирования, предупреждения и ликвидации торфяных пожаров / А. В. Миронов, Б. В. Палюх, А. Н. Ветров. Тверь: ТГТУ, 2004. — 101 с.
  71. В.А. Мы любим вас.за отдых. Программно-целевой подход и обоснование перспектив развития индустрии туризма / В. А. Морозов // Российское предпринимательство. 2004. — № 8. — С. 91−97.
  72. А.С. Теория региональных рынков / А. С. Новоселов. -Ростов н/Д: Феникс, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 448 с.
  73. Новые маркетинговые возможности продвижения регионов на рынках туризма: опыт Санкт-Петербурга и северо-запада России // Вестн. национальной академии туризма. — 2007. — № 4 октябрь-декабрь. — С. 22−24.
  74. Особенности роста и развития, региональных социально-экономических систем: сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГСХА, 2006. — 315 с.
  75. Я.Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» / Я. Е. Парций. — М.: Фонд «Правовая культура», 1998. 208 с.
  76. Планирование на предприятии туризма: Учеб. пособие для студентов / Е. И. Богданов, О. Н. Кострюкова, В. П. Орловская, П.М. Фенин- Под ред. Богданова Е. И. СПб.: Бизнес-пресса, 2003. — 288 с.
  77. JI. Ю. Туризм как экономический приоритет / Л. Ю. Проурзин. М.: Новый век, 2003. — 218 с.
  78. К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Константин Сергеевич Свиридов. СПб., 2003. — 12 с.
  79. С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие / С. А. Севастьянова. М.: КНОРУС, 2007.-255 с.
  80. Е.А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение: учеб. пособие / Е. А. Соболева. М.: Финансы и статистика, 2004. — 160 с.
  81. Стандартизация и сертификация в сфере услуг: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. В. Ракова. М.: Мастерство, 2002. -208 с.
  82. Д.П. Понятие международного туризма / Д. П. Стригунова // Современное право. 2005. — № 7. — С.61−65.
  83. Л.С. Статистическая оценка туристской деятельности региона на основе сателлитного счета туризма: автореф. дис.. канд. экон. наук / Павел Сергеевич Трехлеб. М., 2002. — 24 с.
  84. Туринформцентр начинает и выигрывает! // Туристский альманах «Тверская область — истоки России» журнала «Тверь и Тверская область». -2007.-№ 6.-С. 2.
  85. Дж.Р. Введение в гостеприимство: учебник / Дж.Р. Уокер- пер. с англ. -М.: ЮНИТИ, 1999. 463 с.
  86. В.П. Региональное программирование в переходной экономике / В. П. Федоров. Тверь: Издательство ГУПТО, 2003. — 216 с.
  87. Г. Стимулирование международного туризма в XXI веке / Г. Харрис- под ред. В.А. Квартальнова- пер. с англ. Е. В. Мошняга. — М.: Финансы и статистика, 2000. 240 с.
  88. В.Н. О смысловой нагрузке понятия «Туризм» / В. Н. Шарафутдинов // Туризм: право и экономика. — 2005. № 2. — С. 18−24.
  89. Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг / Е. Д. Шешенин // Гражданское право и сфера обслуживания: межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1984. — С. 42−44.
  90. С.П. Туризм и разделение труда / С. П. Шпилько // Вестн. Национальной академии туризма. — 2006. — № 1 ноябрь. — С. 14−19.
  91. Экономическая география России. / Под ред. Видяпина В. И., Степанова М. В. М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2002. -354 с.
  92. Экономическая школа: Т. 1- вып. 1. Экономическая школа. — ноябрь -декабрь 1991.-239 с.
  93. Р.А. Анализ современного состояния российского рынка туристских услуг / Р. А. Юрик // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. — № 2. С.67−76.
  94. Администрация Кимрского района Электронный ресурс. / Официальный сайт. Электрон, дан. — [Б.м.], 2007. — Режим доступа: http://www.kimrytver.ru/
  95. Администрация Тверской области Электронный ресурс. / Официальный сайт. Электрон, дан. — [Б.м.], 2007. — Режим доступа: http://www.region.tver .ги/
  96. Дом журналиста Электронный ресурс. / Официальный сайт. -Электрон, дан. [Б.м.], 2007. — Режим доступа: http://www.domjour.ru/
  97. Законодательное собрание Тверской области Электронный ресурс. / Официальный сайт. — Электрон, дан. — [Б.м.], 2007. Режим доступа: http://zsto.ru/
  98. Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области Электронный ресурс. / Официальный сайт. Электрон, дан. -[Б.м.], 2007. — Режим доступа: http://tverturizm.rbchost.ru/
  99. Современное состояние рынка туристических услуг региона1. Группа Оценка Примечания
  100. Инвестиции в региональный рынок туристических услуг1. Группа Оценка Примечания
  101. Финансовое состояние предприятий туриндустрии региона1. Группа Оценка Примечания
  102. Институциональные преобразования регионального туристического рынка1. Группа Оценка Примечания
  103. Формы собственности в сфере общественного питания34.4 Структура форм собственности в сфере общественного питания Динамика изменения структуры форм собственности в сфере общественного питания по количеству предприятий Показатели динамики
  104. Коэффициенты, отражающие состояние регионального рынка туристических услуг1. Группа Оценка Примечания1. Экологическая проблема
  105. Коэффициент загрязнения (Кзагр) Пропорционален количеству загрязняющих веществ, выбрасываемых в окружающую среду
  106. Коэффициент неорганизованности (Кнеорг) Тем больше, чем меньше доля организованных туристов В сумме с коэффициентом организованности (Корг) он равен 11. Проблема инвестиций
  107. Коэффициент проблематичности реинвестирования прибыли (Кпрп) Теоретически может быть рассчитан в виде дефлированного соотношения сумм чистой прибыли, полученной крупнейшими структурами, занимающимися приемом и размещением туристов
  108. Коэффициент проблематичности кредитования инвестиций в турбизнес региона (Кпки) Должен рассчитываться в качестве величины, обратно пропорциональной уровню процентных ставок по долгосрочному кредиту для организаций данной сферы
  109. Коэффициент проблематичности новых крупных внешних вложений (Кпнв) Может быть рассчитан путем деления дефлированного объема таких инвестиций за последний период (год) на объем инвестиций за базовый период
  110. I. Проблема информатизации
  111. Коэффициент недостаточности мощностей по размещению туристов (Кнмр) Пропорционален изменению количества мест в коллективных средствах размещения туристов
  112. Коэффициент отсутствия выбора турфирмы (Ковф) Пропорционален изменению количества турфирм в районах области
  113. Коэффициента отсутствия выбора места размещения (Ковмр) Пропорционален изменению количества муниципальных районов области, где имеется не менее двух гостиничных структур
  114. V. Общий Коэффициент проблем (Кп) 4*4^(Кпэ*Кпи*Кпк*Кпинф) Снижение Кп по сравнению с исходной величиной (0,25×4 = 1) означает, что развитие рынка стало менее проблематичным
  115. Выбросы вредных веществ в Тверской области*
  116. Выбросы вредных веществ 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 11.2.2 Выбросы вредных веществ от стационарных источников, тыс. тонн 279,7 191,5 82,3 74,3 70,3 65,2 62,6
  117. Темпы роста, % к 1990 г. 100,00 68,47 29,42 26,56 25,13 23,31 22,38
  118. Темпы роста, % к 2003 г. 92,75 89,04
  119. Темпы роста, % к предыдущему году 68,47 42,98 90,28 94,62 92,75 96,01
  120. Цепной абсолютный прирост по годам, тыс. тонн -88,20 -109,20 -8,00 -4,00 -5,10 -2,6011.2.3 Выбросы вредных веществ в атмосферу, тыс. тонн 147,5 75,4 42,3 49,7 50,7 46,4 43,4
  121. Темпы роста, % к 1990 г. 100,00 51,12 28,68 33,69 34,37 31,46 29,42
  122. Темпы роста, % к предыдущему году 51,12 56,10 117,49 102,01 91,52 93,53
  123. Цепной абсолютный прирост по годам, тыс. тонн -72,10 -33,10 7,40 1,00 -4,30 -3,00
  124. Расходы домашних хозяйств Тверской области на различные виды туристических услуг*
  125. Доходы населения 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 12.1 Средняя поминальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. 2343 3307 4268 5386 6486
  126. Темпы роста, % к 2001 г. 100,00 141,14 129,06 162,87 196,13
  127. Темпы роста, % к предыдущему году 141,14 129,06 126,19 120,42
  128. Цепной абсолютный прирост по годам, руб. 964,00 961,00 1118,00 1100,0012.2.1 Расходы домашних хозяйств па санаторно-оздоровнтельпые услуги, руб (в среднем на 1 члена семьи) 14,3 21,2 19,8 100,2 289,5
  129. Темпы роста, % к 2001 г. 100,00 148,25 93,40 472,64 1365,57
  130. Темпы роста, % к предыдущему году 148,25 93,40 506,06 288,92
  131. Цепной абсолютный прирост по годам, руб. 6,90 -1,40 80,40 189,3012.2.2 Расходы домашних хозяйств па экскурсионные услуги услугн, руб (в среднем на 1 члена семьи) 10,3 10,8 43,4 63,6 288,2
  132. Темпы роста, % к 2001 г. 100,00 104,85 401,85 588,89 2668,52
  133. Темпы роста, % к предыдущему году 104,85 401,85 146,54 453,14
  134. Цепной абсолютный прирост по годам, руб. 0,50 32,60 20,20 224,6012.2.3 Расходы домашних хозяйств на услуги учреждений культуры, руб (в среднем на 1 члена семьи) 72,1 89,1 156 218,4 548
  135. Темпы роста, % к 2001 г. 100,00 123,58 175,08 245,12 615,04
  136. Темпы роста, % к предыдущему году 123,58 175,08 140,00 250,92
  137. Расходы домашних хозяйств Тверской области на туристические услуги по уровню дохода*12.4 Расходы домашних хозяйств на санаторно-оздоровительные, экскурсионные услуги и услуги учреждений культуры по группам с различным уровнем доходов 2004 г. 2005 г.
  138. Первая группа (с наименьшими располагаемыми ресурсами), % 5,6 6,5
  139. Темпы роста, % к предыдущему году 100 116,07
  140. Цепной абсолютный прирост по годам, % 0,901. Вторая группа,% 10,4 10,5
  141. Темпы роста, % к предыдущему году 100 100,96
  142. Цепной абсолютный прирост по годам, % 0,101. Третья группа, % 16 16,5
  143. Темпы роста, % к предыдущему году 100 103,13
  144. Цепной абсолютный прирост по годам, % 0,50
  145. Четвертая группа, % 27,4 24
  146. Темпы роста, % к предыдущему году 87,59
  147. Цепной абсолютный прирост по годам, млн.руб. Пятая группа (с наибольшими ресурсами), % -3,4040,6 42,5
  148. Темпы роста, % к предыдущему году 104,68
  149. Цепной абсолютный прирост по годам, % 1,90
  150. Источники оплаты туристических путевок в Тверской области*
  151. Источники приобретения путевок приобретенных до проведения опроса Источники приобретения путевок планируемого отдыха12.5 Источники оплаты туристических путевок
  152. Льготная путевка (100% оплата фирмой, предпрятием и т. п.), % 8,9 6,6
  153. Темпы роста, % к предыдущему году 74,16
  154. Цепной абсолютный прирост по годам, % -2,30
  155. Льготная путевка (частичная оплата фирмой, предпрятием и т. п.), % 16,6 11,8
  156. Темпы роста, % к предыдущему году 71,08
  157. Цепной абсолютный прирост по годам, % -4,80
  158. Путевка с полной оплатой отдыхающего, % 45,8 63,7
  159. Темпы роста, % к предыдущему году 139,08
  160. Цепной абсолютный прирост по годам, % 17,901. Другое, % 17,1 19
  161. Темпы роста, % к предыдущему году 111,11
  162. Цепной абсолютный прирост по годам, % 1,90
  163. Потребительские предпочтения жителей Тверской области в выборе места и вида отдыха*
  164. Критерии выбора места отдыха жителей Тверской области*
  165. Платные услуги, реализованные на рынке туристических услуг Тверской области в 2001—2005 гг..млн. руб., в ценах соответствующих лет)*
  166. Виды услуг 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 21.1.1 Туристские 84 111 109 104 107
  167. Темпы роста, % к 2001 г. 100 132,14 129,76 123,81 127,38
  168. Абсолютный прирост по годам, млн.руб. 27 -2 -5 321.1.2 Саиаторно-оздоровнтсльныс 271 303 321 402 500
  169. Темпы роста, % к 2001 г. 100 111,81 118,45 148,34 184,5
  170. Абсолютный прирост по годам, млн.руб. 32 18 81 9821.1.3 Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения 71 81 175 204 311
  171. Темпы роста, % к 2001 г. 100 114,08 246,48 287,32 438,03
  172. Абсолютный прирост по годам, млн.руб. 10 94 29 10 721.1.4 Услуги физической культуры и спорта 13 14 17 20 40
  173. Темпы роста, % к 2001 г. 100 107,69 130,77 153,85 307,69
  174. Абсолютный прирост по годам, млн.руб. 1 3 3 2021.1.5 Услуги культуры 42 55 109 181 219
  175. Темпы роста, % к 2001 г. 100 130,95 259,52 430,95 521,43
  176. Абсолютный прирост по годам, млн.руб. 13 54 72 3821.1.6 Все указанные виды услуг 481 564 731 911 1177
  177. Темпы роста, % к 2001 г. 100 117,26 151,98 189,4 244,7
  178. Абсолютный прирост по годам, млн.руб. 83 167 180 266
Заполнить форму текущей работой