Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновационные подходы в стратегическом управлении развитием наукоградов в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование деятельности и развития Наукоградов показало, что в последнее время (начиная с 1990 г.) в стране значительно возросло количество научных и технологических парков, инкубаторов бизнеса и подобных им структур. Таким образом, появились технопарки, организуемые не при университетах, а на базе крупных научных центров (ГНЦ), в академгородках, Наукоградах, в ранее закрытых поселениях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические особенности управления развитием научно-ориентированных муниципальных образований
    • 1. 1. Ретроспектива формирования и развития муниципальных образований в России и зарубежных странах
    • 1. 2. Специфика научно-производственных-территориальных муниципальных образований — «Наукоградов» как объектов стратегического управления
    • 1. 3. Исследование перспектив развития структуры управления
  • Наукоградов на примере г. Обнинска
  • Глава 2. Стратегические предпосылки развития Наукоградов
    • 2. 1. Реформирование градообразующей производственной инфраструктуры
    • 2. 2. Создание инфраструктуры инновационной деятельности
    • 2. 3. Развитие социального компонента Наукоградов. Проблемы обеспечения интеграции Наукоградов с внешней средой
  • Глава 3. Формирование механизма целевого стратегического развития Наукограда г. Обнинска
    • 3. 1. Предпосылки создания комплекса целевого управления (КЦУ)
    • 3. 2. Механизм интеграции КЦУ с системой управления Наукоградом. Роль технопарков в развитии Наукограда
    • 3. 3. Обеспечение информационной, кадровой и общественной безопасности Наукограда

Инновационные подходы в стратегическом управлении развитием наукоградов в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сложность современной социально-экономической обстановки, ее нестабильность, сочетающаяся с торможением экономических реформ, а также значительные потери интеллектуального потенциала страны существенно влияют на развитие муниципальных образований. Высшие приоритеты государства — безопасность, управляемость и конкурентоспособность национальной экономики, физическое и духовное здоровье нации, и, в конечном итоге, политическая и экономическая независимость России могут быть обеспечены за счет вклада Наукоградов в развитие национальной науки и образования. Именно поэтому на современном этапе развития российского общества требуется особое отношение государства к Наукоградам. В связи с этим наиболее актуальными представляется решение проблем: разработки и реализации системы мер по обеспечению гарантированного государственного заказа и финансирования наукиразвития нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование научно-производственных комплексов Наукоградов и их роли в новых экономических условияхразвития рыночной инфраструктуры в инновационной сфере и социально-экономическом развитии Наукоградовпроведения целенаправленной политики по подготовке и закреплению кадров в научно-производственных комплексах Наукоградов и развития сферы образования на основе создания в них исследовательских университетовобеспечения социальных гарантий работникам научных учреждений и организаций Наукоградов и т. д.

Состояние разработки проблемы. Основные теоретические и практические проблемы стратегического управления муниципальными образованиями в разное время исследовали Аткинсон И. Б., Ашлей П., Ламперт X., Ойкен В., Стиглиц Дж.Э., Стрикленд А.Дж., Томпсон А., Хейне П., Акройд С., Девенпорт Т. X., Гобард Дж., Кемп P. JL, Риз J1.A., Смит П., Морре П. и др. Среди отечественных авторов в этом направлении работали Айдаев Г. А.,.

Афанасьев В.Г., Белых А. К., Буров А. Н., Воронин А. Г., Градовский А. Д., Детятин И. И., Забелин П. В., Иванов В. В., Коробова А. Н., Колесников В. И., Лазаревский Н. И., Лапин В-А., Лукьянов В. А., Маннапов Р. Г., Морозова Т. Г., Норкин К. Б., Ореховский П. А., Пертцик В. А., Плиско А., Рохчин В. Е., Сорокин Д. П., Сычев Н. Г., Рябов В. М., Швецов А. Н., Широков А. Н. и многие другие. Их публикации посвящены как изучению и анализу зарубежного опыта стратегического управления муниципальными образованиями, так и дальнейшему развитию различных теоретических и прикладных аспектов стратегического управления и самоуправления.

Однако проблемы стратегического управления именно Наукоградами в условиях транзитивной отечественной экономики не нашли должного отражения в литературе, а наличие многих дискуссионных и нерешенных вопросов, их теоретическая и практическая значимость, их актуальность обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является теоретическая разработка и обоснование комплекса мер по совершенствованию механизма стратегического управления развитием Наукоградов в современных российских условиях.

В соответствии с целью в диссертации поставлены и решены следующие задачи теоретического и прикладного характера:

• рассмотрено становление и развитие муниципальных образований в России, проведен сравнительный анализ особенностей управления развитием отечественных и зарубежных научно-ориентированных муниципальных образований;

• уточнено понятие Наукограда и показано его значение для отечественной экономики;

• сформулированы особенности подходов к интегральной оценке инвестиционной привлекательности Наукоградов;

• исследованы стратегические предпосылки и приоритетные направления развития Наукоградов;

• выявлены перспективы развития Наукоградов на примере г. Обнинска;

• разработана концепция целевого стратегического управления развитием Наукограда г. Обнинска;

• обоснована необходимость интеграции отечественных Наукоградов в мировое пространство и международного сотрудничества, с целью реализации научно-технического потенциала г. Обнинска.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступает Наукоград.

Предметом исследования является бюджетирование и финансовое обеспечение функционирования и развития Наукограда.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам стратегического управления научно-ориентированным муниципальным образованием (Наукоградом), законодательство Российской Федерации по поддержке развития Наукоградов. Информационной основой явились официальные материалы Госкомстата Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации.

В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: диалектический подход, принцип логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа.

Научная новизна диссертационного исследования.

В ходе работы были получены следующие научные результаты.

1) Сформулирована и доказана целесообразность ускоренного развития Наукоградов, как одного из приоритетных факторов экономического и политического роста Страны:

• создание научно-технической базы для развития промышленного (потенциала) производства;

• создание предпосылок развития интеллектуального потенциала за счет возможности непрерывного профессионального образования и подготовки производственных и научных кадров;

• обеспечение технологической и научной конкурентоспособности Страны в геополитическом пространстве.

2) Разработана концепция формирования экономической политики Наукоградов. Сутью концепции является повышение эффективности инновационной деятельности, осуществляемой как в рамках государственных оборонных заказов, так и финансирования из внебюджетных (венчурных и предпринимательских) источников, содействующих развитию прикладной научной деятельности в области новых технологий широкого назначения:

• научные разработки, направленные как на прямое выполнение оборонного заказа, так и на формирование основы для конверсии инноваций в социальной сфере;

• научные результаты, не нашедшие применения в оборонной сфере, но применимые в социальной области;

• технологии оборонной сферы, адаптированные к промышленному производству (примеры);

• научно-практические разработки по венчурным и предпринимательским проектам.

3) Доказана необходимость изменения приоритетов управления развитием Наукоградов с целью обеспечения непрерывности цепочки «наука — инновации — социальная сфера» .

4) Определена система приоритетов управления развитием Наукоградов:

• создание условий для развития научно-ориентированных предприятий:

— оборудованные технопарковые зоны;

— наличие инфраструктуры консалтингового сопровождения инвестиционных проектов;

— бизнес-инкубаторы;

— страховые фонды, содействующие венчурным предприятиям в страховании рисков;

• обеспечение условий получения профессионального образования всех уровней (фундаментального, технического, делового);

• создание условий опережающего развития социальной сферы.

5) Сформулированы критерии инвестиционной привлекательности Наукоградов:

• экономическая и социально-политическая стабильность;

• географическое положение и обеспеченность природными ресурсами;

• научно-профессиональный потенциал кадров;

• информационные и коммуникационные возможности;

• состояние и развитие инфраструктуры рынка;

• условия безопасности деятельности.

6) Впервые предложен алгоритм формирования механизма целевого стратегического управления развитием Наукоградов (на примере города Обнинска) путем создания дополнительного комплекса целевого управления (КЦУ). В отличие от существующих, разработанная модель стратегического управления позволяет перераспределить ресурсы для реализации мегапроекта развития Наукограда при сохранении существующей управленческой структуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут найти применение в научно-исследовательских работах по изучению проблем специфических муниципальных образований, определению мер по совершенствованию нормативно базы их функционирования.

Практическая значимость работы. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационной работе, могут быть использованы при разработке стратегии управления Наукоградами.

Отдельные положения диссертационного исследования могут быть использованы для совершенствования преподавания таких учебных дисциплин как: «Основы предпринимательства», «Инновационный менеджмент», «Маркетинг», «Управление персоналом».

Реализация и апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на семинарах кафедры «Банковского менеджмента и маркетинга». По теме диссертации опубликованы три научных статьи, общим объемом 1.1 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Проведенное в диссертации исследование позволяет сформулировать следующие выводы и предложения.

1. Муниципальное образование представляет собой сложную систему, существующую в, условиях нестабильности внешней среды. Сложность управления МО заключается в многообразии объектов муниципального управления, с одной стороны, функциональные подсистемы самой администрации (кадровая, финансовая, информационная) — субъекты, а с другой (полностью или частично, в зависимости от формы собственности) -объекты здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительные органы, предприятия жизнеобеспечения (ЖКХ), городского пассажирского транспорта, малого бизнеса, кредитные и страховые учреждения и другие организации. Следовательно, определение целей и многие другие проблемы развития муниципального образования, как системы, требуют использования научного, интеллектуального и творческого опыта различных специалистов.

2. В диссертационном исследовании обобщены и систематизированы основные проблемы, стоящие перед управленческим аппаратом города, решение которых возможно с помощью создания технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов — т. е. бюджетирования.

3. Анализ зарубежного опыта управления развитием МО показал, что планирование и оценка программ местного экономического развития являются современной тенденцией, новым инструментом достижения целей муниципального управления. Стратегическое планирование, в отличие от традиционного, ориентируется на активные действия, является долгосрочным, активизирует внимание, на максимально эффективном удовлетворении потребностей местного сообщества, содействуя достижению общественного согласия. С другой стороны, стратегическое планирование повышает конкурентоспособность МО и является важным фактором привлечения инвестора. В муниципальных структурах применяются следующие алгоритмы стратегического планирования: алгоритм принятия управленческого решения, алгоритм многоступенчатого планирования, алгоритм Р. Бейли (США), модель К. Мейерсона (США) иметодология метрополитенского планирования Ф. Хейвуда (Канада), сравнительный анализ которых показал, что они тесно коррелируют и, в целом, отражают этапы принятия управленческого решения.

4. В контексте проводимого в данной диссертации исследования, большое внимание было уделено решению проблем интегральной оценки инвестиционной привлекательности муниципального образования (города). В связи с этим, была определена роль инвестиций в развитии Наукоградовсформулированы основные причины неблагоприятного инвестиционного климата, подчеркнута актуальность и необходимость интегральной оценки инвестиционной привлекательности МО.

Оценивание инвестиционной привлекательности города, как территории с находящимся на ней потенциалом, позволяет учитывать основные макроэкономические характеристики: ресурсно-сырьевые, трудовые, производственные, инновационный, институциональный, финансовый, потребительский, инвестиционный риск.

На наш взгляд, более универсальным и менее затратным является метод расчета привлекательности МО как степени благоприятности экономических условий развития инвестиционной деятельности предприятий, основанный на анализе динамики основных показателей хозяйственной деятельности города. Однако, он позволяет проводить лишь первичную оценку её текущего состояния без достаточного анализа причин и обоснованной разработки механизмов tee улучшения, а также не отображает объективные связи фактора инвестиций с другими ресурсными факторами развития хозяйственных систем.

Факторный метод оценки инвестиционной привлекательности города наиболее соответствует большинству методологических требований, так как: позволяет учесть взаимодействие многих факторов-ресурсов и многоуровневую конструкцию национальной экономической системы. Он базируется на использовании статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок, дифференцирует подход к различным уровням экономики, регионам при определении инвестиционной привлекательности, позволяет рассмотреть применение большого спектра статистических методов: для решения задачи оценивания инвестиционной привлекательности города, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.

5. Факторный метод оценки инвестиционной привлекательности города наиболее соответствует большинству методологических требований, так как: позволяет учесть взаимодействие многих факторов-ресурсов, учитывает многоуровневую конструкцию национальной экономической системы, базируется на использовании статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок, дифференцирует подход к различным уровням экономики, регионам при определении инвестиционной привлекательности, позволяет рассмотреть применение большого спектра статистических методов для задачи оценивания инвестиционной привлекательности города., связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.

6. Для выявления перспектив развития Наукоградов (на примере г. Обнинск) в диссертации был проведен анализ не только организационного, государственного и международного компонентов их деятельности (с детализацией структуры, целей, задач и функций каждого^ подразделения и департамента), но и обоснована финансовая политика и алгоритм стратегического планирования развития муниципального образования, а также разработана концепция формирования и реализации местной экономической политики.

7. Логистика широко ориентирована на потребителя, и ее основной целью является своевременная доставка продукции при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку, благодаря чему значительно улучшаются условия функционирования всей экономики. Реализуется главная цель логистики путем решения большого комплекса задач, которые можно классифицировать на следующие основные группы: глобальные, общие и частные.

8. Исследование инфраструктуры Наукограда (на примере г. Обнинска) показало, что наиболее актуальным является реформирование производственной, инновационной и социально-экономической сферы деятельности города и его интеграции в мировое пространство. Следовательно, научно обоснованные стратегии управления, реформирования и развития перечисленных направлений являются необходимым условием успешного развития экономики Наукограда в целом.

9. В диссертационной работе подчеркнуто, что комплексное развитие всех компонентов сформирует необходимую базу для эффективного менеджмента и выработки оптимальной стратегии международного сотрудничества.

10. Исследование исторического развития города Обнинска позволило сделать вывод, что вот уже 45 лет это монофункциональный город науки, выполняющий целевые научно-технические государственные программы, обеспечивающие мировой приоритет страны в фундаментальных областях ядерной физики, в сфере использования атомной энергии для укрепления обороноспособности страны, а также ее использования в мирных целях. Высокий уровень исследований обнинских ученых характеризуется долговременными научными связями с международными организациями и центрами. С начала 90-х годов в городе активно формируются инновационная среда в сфере науки и наукоемкого производства и структуры, координирующие научно-техническую деятельность на уровне города. Таким образом, экономика города регулируется рыночными механизмами и ее структура адекватна современным требованиям рынка. В диссертационной работе также подчеркнуто, что резкое снижение финансирования градообразующей сферы (научно-исследовательских институтов), прекращение целевого финансирования социально-экономического развития города из федерального бюджета, недостаточная квота налоговых отчислений в городской бюджет — все эти факторы обусловливают недостаточное использование и возможность утраты научно-технического потенциала г. Обнинска. На наш взгляд, это вызовет крайне негативные последствия для экономики городаснижение уровня жизнеобеспечения, хронический дефицит городского бюджета, безработицу.

11. Раскрытые особенности принципов и методов формирования системы местного самоуправления, обеспечивающие достижение генеральной цели — концепции развития города Обнинска на среднесрочную перспективу: формирование многофункциональности города с приоритетностью1 направлений его развития, ориентированных на задачи активизации инновационного процесса и образования цивилизованной инфраструктуры предпринимательства. При этом сложность разработки и реализации данной концепции заключается не только в том, что у г. Обнинска, в отличие от других претендентов на статус Наукограда, не было аналогов моделей экономического развития, но и отсутствие опыта перехода от бюджетно-ориентированной экономики к рыночной на уровне города.

12: Исследование инновационной сферы Наукограда показало, что инновационная инфраструктура является одной из самых важных задач коммерциализации научных результатов, и в конечном итоге призвана обеспечить. создание и функционирование полноценной городской рыночной научной инфраструктуры, а, следовательно, и сделать науку одним из основных средств социально-экономического развития Наукограда.

13. Важнейшим фактором выполнения Программы развития г. Обнинска как Наукограда является привлечение в регион внешних инвестиций как для создания и становления инновационных предприятий на базе существующих высоких технологий, так и для проведения новых НИОКР.

14.Исследование показало, что социально-экономическое развитие Наукограда — задача самостоятельная, однако ее решение прямо зависит от степени реализации задач развития научно-производственной сферы города, и, наоборот — без создания необходимого уровня жизни в городе (жилищных, культурных, бытовых и прочих социальных условий) достижение целш создания продуктивного Наукограда невозможно. Таким образом, целью социально-экономического развития Наукограда является развитие непроизводственной сферы города, то есть решение комплекса: социально-экономических проблем города, закладывающих базу длядальнейшего бездотационного развития города. Для достижения поставленной цели, был разработан комплекс мероприятий и модель стратегического управления, направленные на эффективное развитие Наукограда и его интеграцию с внешней средой.

15. В результате диссертационного исследования было выявлено, что в большинстве случаев, именно функция сохранения существующей системы и поддержания режима ее функционирования, побеждает необходимость реализации долгосрочных программ и целей, потому что реализация этих программ и целей сопряжена с болезненной перестройкой самого механизма функционирования системы. А так как поддержание режима ее функционирования является имманентным свойством управляющей подсистемы — она начинает сопротивляться (в подавляющем большинстве случаев неосознанно) процессу реструктуризации. Следовательно, радикальное изменение любой управляемой системы, связанной с необходимостью создания не просто механизма реструктуризации, но и подсистемы управления, которая бы целиком и полностью существовала ради именно реализации долгосрочных программ и целей, противодействовала другой подсистеме, связанной с поддержанием режима ее функционирования. Таким образом, для решения этих двух видов задач представляется очевидным необходимость создания самостоятельной организационной структуры в классе структуры управления муниципальным образованием, существование которой целиком и полностью была направлена на реализацию долгосрочных программ и целей.

16. Так как структура администрации г. Обнинска представляет собой достаточно традиционную схему, с четко определенными задачами и функциями, подробно рассмотренными в диссертации, но она не учитывает необходимость реализации ряда долгосрочных мегапроектов. В связи с этим автором предложено, не меняя существующую структуру управления, создать комплекс целевого управления реализации долгосрочных программ и проектов Наукограда. В то же время автором подчеркнуто, что он собой не заменяет существующую систему управления или вернее подсистему управления, а дополняет ее, и, прежде всего, направлен не на изменение этой системы по управлению функционирования муниципального образования, а именно на то, что не свойственно рассматриваемой подсистеме — на реализацию мегапроекта.

17.'В'связи, с тем, что методы управления проектами в значительной степени зависят от масштаба (размера) проекта, сроков реализации, качестваограниченности ресурсов, места и условий реализации, в работе рассмотрены основные виды так называемых специальных проектов — мегапроектов, мультипроектов и монопроектов — в которых один из перечисленных факторов? играет доминирующую роль и требует к себе особого внимания, а влияние остальных факторов нейтрализуется с помощью стандартных процедур контроля. В работе также подробно исследованы жизненный цикл каждого проекта, особенности их реализации и необходимые для этого условия. В результате анализа всего вышеизложенного, была предложена амбивалентная система управления городом, которая применительно к управлению муниципальным образованием использовалась впервые.

18.Исследование реинжиниринга бизнес-процессов (Business Process Reengineering), как создания принципиально новых бизнес-процессов, резко повышающих эффективность деятельности всего предприятия, позволило сформулировать принципиальные положения реинжиниринга бизнеспроцессов, к которым, на наш взгляд, относятся: 1) перестройка бизнес-процессов должна осуществляться как бы с чистого листа, т. е. без учета всего предыдущего опыта- 2) В PR ставит под сомнение общепринятые предположения, которые делаются относительно множества вещей и явлений- 3) реинжиниринг требует значительного объема творчества- 4) радикальные изменения осуществляются с помощью и на основе применения современных информационных технологий.

Также в работе показано, что реинжиниринг бизнес-процессов вырос из общей методологии процессного управления и базируется на ней. В этом смысле BPR имеет схожие черты с некоторыми методами улучшения процессов и/или качества, таких, как «Методология всеобщего управления» (Total Quality Management), CPI (Continuous Process Improvement), BPI (Business Process Improvement), BPM (Business Process Management), PQM (Process Quality Management) и другими. Но в отличие от этих методов реинжиниринг предполагает кардинальное изменение процессов, а не постепенное их улучшение. Также в диссертации подробно рассмотрены основные принципы реинжиниринга бизнес-процессов, на основании которых предложена структура КЦУ, и последствия применения его методов.

19. Исследование деятельности и развития Наукоградов показало, что в последнее время (начиная с 1990 г.) в стране значительно возросло количество научных и технологических парков, инкубаторов бизнеса и подобных им структур. Таким образом, появились технопарки, организуемые не при университетах, а на базе крупных научных центров (ГНЦ), в академгородках, Наукоградах, в ранее закрытых поселениях (московские технопарки «Технопарк-Центр», «Аэрокон», технопарки в подмосковных Наукоградах Троицке, Дубне, Обнинске). По мнению автора, их предназначение и главная функция заключается в том, чтобы, начиная от научной идеи, изобретения, ноу-хау через развитие довести до создания вполне устойчивой малой инновационной структуры, имеющей свое лицо и готовой к жесткой конкурентной борьбе. Таким образом, технопарк — это современная организационная форма экономического развития города, региона, доказавшая свою эффективность во многих странах мира.

20. Вместе с тем для успешного развития технопарка необходим целый ряд условий, которым Обнинск соответствует в полной мере. К ним следует отнести удобное географическое расположение, хорошее транспортное сообщение, развитые телекоммуникационные средства, высокий научно-технический потенциал и необходимый ресурс высококвалифицированной рабочей силы, полный комплект высших и среднетехнических образовательных учреждений, ориентация местной власти на рыночное экономическое развитие. Плюс такой немаловажный фактор, как повышенной внимание федеральных органов власти к первому Наукограду. В работе детально представлена структура обнинского технопарка, дан анализ основной концепции его деятельности и выявлены основные тенденции его развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Управление социально-экономическим развитием города. Улан-Удэ: Бурят. Кн. Изд-во, 2000, 160с.
  2. И.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник/Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1995, 832 с.
  3. В.Г. Научное управление обществом. М., 1971, 392 с.
  4. П. Местное и центральное управление. Сравнительный обзор учреждений Ангии, Франции, Пруссии и Соединенных Штатов. -СПб., 1910.-XII, 296 с.
  5. А.А. Основы городского хозяйства. М.: Наука, 1996, 480 с.
  6. А.К. Управление и самоуправление. Л., 1972, 208 с.
  7. С.Н. Философия хозяйства М., 1990
  8. А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. Ростов н/Дону, 2000, 223с.
  9. Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. В 2 ч., — М.-Л.: ГИЗ, 1928, 467 с.
  10. Ю.Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: МОНФ, 1979, 152 с.
  11. А.Д. История местного управления в России//Сбор. Соч. -СПб., 1899, Т.2,492 с.
  12. Государственно-правовой эксперимент по отработке норм и принципов организации местного самоуправления. Обнинск, 1995
  13. А. Бери, но с возвратом//Поиск, № 33−34 (587−588), 25 августа 2000 г.
  14. И.И. Городское самоуправление в России. Ярославль, 1877, 555с.
  15. А. Наукограды России//НГ-Наука, № 8 (33), 20 сентября 2000 г.
  16. Е.В. Социально-экономические основы механизма хозяйствования в социально-культурной сфере (вопросы теории и практики). Автореф. дис. докт .экон. наук, М., 1994
  17. Г. Общее учение о государстве. Изд. 2-е, испр. и доп. по второму нем. изд. Гессеном С. И. — СПб., 1908, 598 с.
  18. Г. Н. Механизм взаимодействия форм собственности в системе местного самоуправления: Автореф. дис. канд. экон. наук, М., 1992
  19. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 1995, 184 с.
  20. Е.Н., Восколович Н. А., Казаков В. Н. Экономика платных услуг. Казань, 1996,204 с.
  21. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
  22. А. Условие развития Наукограда/Юбнинск. № 71−71 от 18 апреля 1998 г.
  23. В.В. Банковский практикум: Учебное пособие. — М.: Международный Университет (в Москве), 1999.
  24. Инновационный менеджмент. Учебник. / Под ред. Проф. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, 583 с.
  25. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1997−1998 годы. // Эксперт. 1998. № 39. С. 20.
  26. Информация о выездном совещании делегации Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации в г. Обнинске 2001 г.
  27. В.Л. Очерки советского административного права. -Харьков, 1924, 258 с.
  28. JI., Разин В. Советы общенародного государства. М., 1964, 166 с.
  29. В.И., Рожков Ю. В., Михайлова Е. В. Финансово-кредитный механизм в системе хозрасчета города. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1990
  30. Е.И. О праве муниципальной собственности//Журнал Российского права, 1997, № 9, с. 115−133
  31. Н.М. Русское государственное право. СПб., 1903, Т.2., 596с.
  32. Ф. Основы маркетинга. М.: Росинтер, 1996, 704 с.
  33. Королеву быть Наукоградом//Калининградская правда", № 79−80 (15 629−15 630), 27 апреля 2000г
  34. Т.Л. Исследование систем управления: Учебное пособие. М.: МИЭТ, 1998
  35. В.И. Реформы в России и перераспределение доходов//Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 6, с. 72−86
  36. О.Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. М-, 1982
  37. Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1910,-т.2., 243 с.
  38. Н.И. Ответственность за убытки, причиненные должностными лицами: Догматическое исследование. СПб., 1905. -XV, 712 с.
  39. Н.И. Самоуправление // Мелкая земская единица: Сб. ст. СПб., 1902.-Вып. 1.-С.1−61
  40. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь/Пер. с нем. М.: Дело, 1993,224 с.
  41. В.Н., Швецов А. Н. Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов: правовое и финансовое решение. М.: УРСС, 2000,254 с.
  42. И.А., Сидоров Н. А. Муниципальная собственность и ее место в общей структуре собственности/Юсновы муниципальной экономики. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1994
  43. В.А. Управление социально-экономическим развитием муниципальных образованиями как экономическими системами. Автореф. дис. канд. экон. наук, М., 2001
  44. В.А., Букин А. В. К вопросу о реформе жилищно-коммунального хозяйства города. Деп. ВИМИ, ДО-8866, М., 14.08.2000
  45. В.А., Букин А. В. Особенности управления объектами муниципальеной собственности. Деп. ВИМИ, ДО-8865, М., 14.08.2000
  46. В.А., Букин А. В. Структурная и социальная характеристика муниципальной собственности. Деп. ВИМИ, ДО-8862, М., 14.08.2000
  47. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. T.I. М.: Республика, 1992
  48. P.F., Рябов В. М. Современный механизм муниципального управления. Самара: Самарский дом печати, 1998, 264 с.
  49. Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: Фундаментальный анализ. -М.: Перспектива, 1996
  50. В.И. Основы самостоятельности и сбалансированности местных бюджетов//Финансы, 2000, № 3, с.7−9
  51. ., Чистяков Е. Роль экономики Москвы в социально-экономическом развитии страны//Экономист, 2000, № 7, с.43−49
  52. Местное самоуправление. Основы системного подхода. Под ред. А. Е. Когута, В .А. Гневко. СПб.: ИСЭПРАН, 1997, 578 с.
  53. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западно-европейского опыта. Под ред. Гринчелл Б. М. СПб., Евроград, 1996, 295 с.
  54. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. М., РИЦ «Муниципальная власть», 2000, 183 с.
  55. Д.С. Основания политической экономии с некоторыми из их применений к общественной философии. т.2- - СПб., 1865. — XII, 507 с.116
  56. Г. С. Энциклопедия государства и права. М, 1925, 464 с.
  57. С.В. Структура общественной собственности. Казань: Изд-во КГУ, 1991
  58. Муниципальная собственность в России: проблемы становления и развития / Максимов В. А., Игнатова С. И. и др. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1994
  59. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления. Материалы научно-практической конференции. — Екатеринбург, 1998
  60. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства/Под ред. В. П. Белянского, А. Г. Воронина, Б. Т. Пономаренко. М.: Логос, 2001,392 с.
  61. Муниципальный мир/ М. А. Мень, вице-губернатор Московской области 2000, № 2
  62. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие/ Иванов В. В., Коробова А. Н. М.: ИНФРА-М, 2002. — XVIII, 718 с.
  63. Муниципальный менеджмент: Учебное пособие для вузов/ Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997
  64. Наукограды России прорыв в третье тысячелетие/ Интервью с президентом Союза развития Наукоградов России Анатолием Долголаптевым//"Российская Федерация", № 2 (48), январь 1998 г.
  65. Новые организационные технологии в управлении российскими и западноевропейскими городами. Краткий конспект научно-информационных материалов. СПб.: Евроград XXI, 1998, 54с.
  66. К.Б. Рыночная экономика большого города: Учебное пособие. М.: Новая экономическая политика, 1996, 255 с.
  67. Обнинск может стать зоной научной// Контакт. 2003, № 1 (585).
  68. В. Основы национальной экономики/Пер. с нем. М.: Экономика, 1996, 351 с.
  69. П.А. Муниципальный менеджмент. М: МОНФ, 1999. с.7−8.
  70. В.А. Депутат организатор местного самоуправления. — Иркутск, 1963, 63 с.
  71. В.А. Проблемы местного самоуправления в СССР. Иркутск, 1963,306 с.
  72. H.JI. Муниципальная финансовая система Российской Федерации. М., 2000, 442 с.
  73. Н.Н. Исследование рынка: Учебное пособие. М.: МИЭТ, 1997
  74. А. Скрытые возможности Наукограда//Экономика и жизнь, апрель 1998, № 14
  75. .П. Первоначальное накопление капитала тенденции и проблемы.//"Экономист", 2000, № 8, с. 27.
  76. Л.И. О налоговых доходах местных бюджетов во второй части налогового кодекса Российской Федерации//Финансы, 2000, № 9, с.22−25
  77. Л.И. Совершенствование межбюджетных отношений -гарантия укрепления местного самоуправления//Финансы, 2000, № 5, с. 16−21
  78. В.Г., Кашо B.C. Органы территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления/ЛГосударство и право, 1992, № 7, с.46−53
  79. Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления: Учебное пособие//Под общ. Ред. Э. Маркварта. М.: РИЦ «Муниципальная власть». 2000
  80. Региональный аспект привлечения инвестиций и проблемы региональных банков.//Организационно-экономические проблемы инновационного менеджмента.: Сборник статей /Под редакцией проф., д.э.н. П. А. Нечаева. М.: Звездопад, 2000, с. 173
  81. И. Английское местное управление. Изложение внутреннего управления Англии в его историческом развитии и современном состоянии. СПб., 1908. Т.2. — IV, 462 с.
  82. Реструктуризация предприятий и компаний/ И. И. Мазур, В. Д. Шапиро и др. Справочное пособие/ Под ред. И. И. Мазура. М.: Высшая школа, 2000.-587 с.
  83. Н.Н. Рекомендации по использованию жилищных сберегательных программ в практике работы банков. М.: Фонд «Институт экономики города», 1996
  84. Российский статистический ежегодник: статистический сборник Госкомстат России. М., 2000, 642 с.
  85. В.Е. Стратегический выбор города: научное обоснование. СПб., 1999, 182 с.
  86. В.Е. Структурная перестройка промышленности крупного города. СПб., 1998, 183 с.
  87. Т.В. Городское самоуправление: российский и зарубежный опыт. Федерализм, региональное управление и местноесамоуправление. Местное управление и самоуправление в России и за рубежом. М.: ИНИОН РАН, 2000, 296 с.
  88. Р.А. Реформа местного самоуправления в России//Вестник международного университета, 2000, № 4, с.7−9
  89. М.И. Основы и пределы самоуправления. Очерк критического разбора основных вопросов местного самоуправления в законодательстве важнейших европейских государств. СПб., 1882, XXXIV, 228, 296 с.
  90. Д.Д. Городское самоуправление: Очерки и опыты. СПб., 1901. -IV, 389 с.
  91. А. Верьте нам, инвесторы//Поиск, № 33−34 (587−588), 25 августа 2000 г.
  92. Д.П. Наукоград: есть концепция будущего/Юбнинск, 2003, № 18−19(2111−2112)95. «Социальное измерение программы развития Наукограда"// По Ярославке, № 28 (65), 2−8 августа 2000г
  93. Социальный менеджмент/Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 1998
  94. Социально ориентированное местное самоуправление: опыт городов Германии и России. СПб., 1999, 288 с.
  95. В.Н. Экономика инфраструктуры общественного производства: Учебное пособие. Ростов н/Дону: РИНХ, 1989, 130 с.
  96. ТАСИС: Рекомендации по разработке комплексной программы маркетинга города и привлечения инвестиций. СПб.: Евроград, 1996
  97. Тихомирова ЮЛ Механизм управления в развитии социалистического общества. М., 1978, 336 с.
  98. JI.B. Финансовые аспекты развития территории//Вестник международного университета, 2000, № 3, с.30−33
  99. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  100. Управление инвестициями: Т. 1. / В. В. Шеремет, В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро и др. -М.: Высшая школа, 1998,416 с.
  101. Управление проектами. Учебное пособие/В.В. Володин. М.: ММИЭИФП, 2002, 122 с.
  102. Т. Что в статусе тебе моем//"Вы и Мы», 1996, № 101
  103. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: ЭКМОС, 2001, 304 с.
  104. Ф.А. Не все зависит от льгот//Экономика и жизнь, 1999, № 24
  105. Участие горожан в формировании стратегии экономического развития города. Опыт проекта. Под общ. ред. А. Э. Яновского. Обнинск, 2000
  106. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник. М.: Дело, 2000, 264 с. 111. «Финансовая поддержка Наукограда"// Калининградская правда, № 135−136 (15 685−15 686), 20 июля 2000 г.
  107. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований/ Под ред. д.э.н., проф. Н. Г. Сычева и д.э.н., проф. К. И. Таксира М.: Финансы и статистика, 2002, 704 с.
  108. А.Н., Ревазов В. Г. Экономические основы федерализации в России: инвестиционные факторы развития регионов//Экономика региона, 1999. с. 59.
  109. П. Экономический образ мышления/Пер. с англ. М.: Новости, 1991, 704 с.
  110. С. Инвестиции в России: ожидание оттепели//Рынок ценных бумаг, 1988, № 6. с. 105- Управление инвестициями. Т.1., М., 1998. с. 66.
  111. М.В. Теория социалистической демократии. Киев, 1986, 147с.
  112. Д.Г., Черник И. Д. Самоуправление и финансы города: исторический аспект. М., 1993, 48 с.
  113. М.А. Муниципальная экономика: логистическая концепция. Ростов-н/Дону, 1998,229 с.
  114. М.А., Новиков О. А. Инфраструктура мегаполиса: Логистический подход. Ростов-н/Дону: РГУ, 1995, 144 с.
  115. .Н. О народном представительстве. М., 1866. XII, 553 с.
  116. М.Л. Опыты изучения общественного хозяйства и управления городов. М., 1882, ч.Г. — 417 с.
  117. И.А. Воспроизводство рабочей силы при социализме. М.: Мысль, 1979, 230 с.
  118. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Аспект пресс, 1996
  119. Ackroyd S. From public administration to public sector management.//Intern. J. ofpubl. sector management. Bradford, 1995
  120. Davenport Т. H. Business Innovation, Reengineering Work through Information Technology, Boston, Harvard Business School Press, 1993.
  121. Gobard J. Le developpment durable et le devenir des villes//Futuribles.-P., 1996-Vol.14, № 2
  122. Kemp R.L. Cities in the year 2000//Futurist. Wash., 1990
  123. Reese L.A. The use of planning methodologies in local economic development decision making// Environment a. Planning. C. Government a. Police. L. 1997. — Vol. 15, № 3.
Заполнить форму текущей работой