Оценка финансово-экономического состояния хозяйственной деятельности предприятия
Анализ хозяйственной деятельности базируется на разнообразных подходах к оценке деятельности предприятия. Например, эффективность хозяйственной деятельности может быть проанализирована с помощью таких показателей, как производство продукции в натуральном и стоимостном выражении, темпы роста производительности труда, фондоотдача, материалоемкость, прибыль, а также многих других. Анализ этих… Читать ещё >
Оценка финансово-экономического состояния хозяйственной деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
оценка финансово-экономического состояния хозяйственной деятельности предприятия План
1. Сущность оценки финансово-экономического состояния предприятия.
2. Оценка активов и пассивов предприятия.
3. Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия.
4. Оценка финансовой устойчивости предприятия.
5. Оценка прибыльности и деловой активности предприятия.
1. Сущность оценки финансово-экономического состояния предприятия
Анализ хозяйственной деятельности базируется на разнообразных подходах к оценке деятельности предприятия. Например, эффективность хозяйственной деятельности может быть проанализирована с помощью таких показателей, как производство продукции в натуральном и стоимостном выражении, темпы роста производительности труда, фондоотдача, материалоемкость, прибыль, а также многих других. Анализ этих показателей имеет важное значение при оценке результатов деятельности предприятия. Однако современное предприятие, функционируя в рыночной экономике как субъект предпринимательской деятельности, должно обеспечивать такое состояние своих финансовых ресурсов, при котором оно стабильно сохраняло бы способность бесперебойно выполнять свои финансовые обязательства перед деловыми партнерами, государством, собственниками, наемными работниками.
Финансово-экономическое состояние предприятия — это сложная, интегрированная по многим показателям характеристика качества его деятельности. Финансово-экономическое состояние предприятия можно определить как меру обеспеченности предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и степень рациональности их размещения для осуществления эффективной хозяйственной деятельности и своевременного проведения денежных расчетов по своим обязательствам.
Для анализа финансово-экономического состояния предприятия необходимы следующие источники информации: форма № 1 — «Баланс предприятия», форма № 2 — «Отчет о финансовых результатах», форма № 3 — «Отчет о движении денежного средства», форма № 4 — «Отчет о собственном капитале».
Перечень наиболее важных показателей деятельности предприятий приведен на рисунке 1.
На основании этих показателей формируются задачи анализа финансово-экономического состояния предприятия:
— оценка динамики, состава и структуры активов и пассивов предприятия;
— выявления динамики негативных статей баланса;
— анализ ликвидности и платежеспособности предприятия;
— оценка финансовой устойчивости предприятия;
— анализ прибыльности (рентабельности) деятельности предприятия;
— анализ деловой активности;
— поиск направлений улучшения и стабилизации финансово-экономического состояния предприятия.
2. Оценка активов и пассивов предприятия
Этот анализ проводится на основании формирования сравнительного аналитического баланса в виде объединения нескольких однородных элементов статей баланса, т. е. выделяются итоги разделов актива и пассива. В процессе анализа оценивают динамику валюты баланса и выявляют изменения в составе имущества и источников его формирования. Как исследовательский прием используют вертикальный и горизонтальный анализ.
Вертикальный анализ — это определение удельного веса отдельных статей актива и пассива баланса в общей сумме (валюте) баланса и расчет отклонений в структуре отчетного и базисного периодов.
Горизонтальной анализ — это анализ динамики изменения статей баланса за несколько периодов анализа (2−5 лет).
Показателями «нормальной валюты» баланса являются:
— возрастание валюты баланса в конце отчетного периода по сравнению с началом;
— темпы прироста оборотных активов должны быть выше темпов прироста необоротных активов;
— собственный капитал предприятия должен превышать заемный и темпы его роста должны быть выше, чем темпы роста заемного капитала;
— темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности уравновешивают друг друга.
3. Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия
Ликвидность и платежеспособность — это способность предприятия своевременно и в полном объеме рассчитаться по краткосрочным обязательствам.
Ликвидность — это способность предприятия превратить свои активы в денежные средства для покрытия всех необходимых краткосрочных обязательств. Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств перед всеми контрагентами и государством.
Для характеристики финансовой устойчивости предприятия важно определить его готовность постоянно (ежедневно) выполнять свои финансовые обязательства по платежам, срок уплаты которых настал. Мера такой готовности называется платежеспособностью.
Платежеспособность — это возможность предприятия своевременно погасить платежные обязательства. Главными признаками платежеспособности являются: наличие в достаточном объеме денежных средств на расчетном счете и отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
В финансово-экономическом анализе показатели платежеспособности имеют иную аналитическую нагрузку, чем показатель ликвидности: если ликвидность характеризует предприятие с точки зрения возможности рассчитаться по своим обязательствам за определенное время с помощью преобразования своих активов в денежные средства, то под платежеспособностью понимают способность предприятия рассчитаться с кредиторами немедленно, в день наступления срока платежей, то есть речь идет о постоянном наличии у предприятия в необходимом объеме платежных средств или активов, которые могут немедленно быть превращены в платежные средства (например, ликвидные ценные бумаги).
В отечественной и зарубежной литературе, которая освещает вопрос финансового анализа деятельности предприятий, и в аналитической практике ликвидность рассматривается как в широком значении этого термина, так и в более узком. Первый из этих подходов к определению ликвидности предусматривает анализ способности предприятия выполнить все без исключения взятые на себя обязательства, которые вытекают из устава и других учредительских документов, включая, в частности, защиту имущественных интересов всех собственников. Второй подход (а именно он наиболее распространен, более того, многие авторы считают его единственно правильным подходом к определению и анализу ликвидности) трактует ликвидность лишь как способность предприятия рассчитаться по своим текущим финансовым обязательствам путем преобразования активов в деньги. В данном случае речь идет о так называемых «ликвидных» активах, то есть таких, которые могут быть превращены в деньги на протяжении сравнительно короткого времени, которое соответствует сроку погашения финансовых обязательств. При этом активы предприятий, которые не могут быть быстро реализованы, остаются за пределами самого понятия «ликвидные активы».
Существует подход, предусматривающий дифференциацию всех активов предприятия по степени ликвидности, то есть по скорости их возможного преобразования в деньги. В этом случае все активы предприятия можно разделить на группы:
- наиболее ликвидные активы (А1) — денежные средства предприятия на расчетном, валютном и других счетах, в кассе, финансовые вложения в краткосрочные ценные бумаги (С. 220… С. 240 (Ф. 1));
— быстрореализуемые активы (А2) — дебиторская задолженность, которая будет погашена по условиям договоров (С. 150… С. 210 (Ф.1));
— медленно реализуемые активы (А3) — производственные запасы и прочие материальные ценности, незавершенное производство, готовая продукция, товары, другие оборотные активы, в частности дебиторская задолженность, срок оплаты которой истек (С. 100… С. 140, С. 250 (Ф.1));
— трудно реализуемые активы (А4) — необоротные активы, стоимость которых отраженна в І разделе бухгалтерского баланса (срок эксплуатации которых превышает 1 год) (С. 080 (Ф.1));
— неликвидные активы — материальные ценности, которые не могут быть проданы и превращены в деньги, а также безнадежные долги.
В свою очередь, весь капитал предприятия также подразделяется на группы, дифференцируемые по срокам, на которые соответствующие финансовые ресурсы поступили в распоряжение предприятия, то есть по срокам выполнения предприятием своих финансовых обязательств:
— наиболее срочные пассивы (П1) — кредиторская задолженность за товары, работы, услуги, текущие обязательства по счетам (С. 530… С. 610 (Ф.1));
— краткосрочные пассивы (П2) — краткосрочные кредиты и заемные средства (С. 500… С. 520 (Ф.1));
— долгосрочные пассивы (П3) — долгосрочные обязательства (С. 480 (Ф.1));
— постоянные (устойчивые) пассивы (П4) — обязательства перед собственниками по формированию собственного капитала (С. 380, С. 430 (Ф1)).
Если все активы предприятия и все его обязательства (пассивы) сгруппированные таким образом, то о возможности предприятия полностью рассчитаться по своим обязательствам за счет имеющихся активов можно судить, сопоставив между собою группы активов и пассивов. Сопоставления групп активов и пассивов по степени их ликвидности и срочности называется анализом ликвидности баланса в абсолютных показателях.
Баланс считается абсолютно ликвидным при выполнении следующих соотношений:
А1 П1, А2 П2, А3 П3, П4 А4.
Если хотя бы одно из неравенств не выполняется, баланс предприятия считается неликвидным.
В практике финансово-экономического анализа деятельности предприятия, кроме абсолютных показателей, для оценки ликвидности и платежеспособности используют относительные показатели. К относительным показателям оценки ликвидности предприятия относятся.
Коэффициент общей ликвидности (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент покрытия текущих обязательств) — характеризует способность оборотных средств покрыть краткосрочные обязательства (долги).
(1)
где ОА — оборотные активы предприятия;
КО — краткосрочные обязательства предприятия.
Кло = С. 260 / С. 620 (Ф.1);
Кло = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2).
Показатель ликвидности, рассчитанный по вышеприведенной формуле, отвечает на вопрос, способно ли предприятие рассчитаться по своим текущим обязательствам перед всеми кредиторами имеющимися ликвидными оборотными активами. Состояние текущей ликвидности предприятия считается целиком удовлетворительным, если показатель Кло достигает или приближается к 2. Смысл именно такого подхода вытекает из необходимости сохранения предприятием финансовой автономии: оно не должно создавать активы лишь за счет заемного капитала, часть активов обязательно должна формироваться за счет собственного капитала. С другой стороны, превращение любых активов в деньги для покрытия обязательств всегда носит вероятностный характер, поэтому предприятие должно обеспечиваться такой суммой активов, которая больше, чем сумма обязательств. Также считается, что если показатель Кло < 1, предприятие находится в кризисном состоянии относительно своей текущей ликвидности.
Коэффициент срочной ликвидности (коэффициент быстрой ликвидности, промежуточный коэффициент покрытия) — показывает, какая часть краткосрочных (текущих) обязательств может быть погашена не только за счет денежных средств, но и за счет ожидаемых финансовых поступлений, в частности дебиторской задолженности.
(2)
где АЛ — абсолютно ликвидные активы предприятия, к которым относятся денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;
ДЗ — дебиторская задолженность;
З — запасы.
Клс = (С. 260 — (С. 100 + … + С. 140)) / С. 620 (Ф.1);
Клс = (А1 + А2) / (П1 + П2).
Предприятие для поддержания своей платежеспособности должно так строить свои платежные отношения с кредиторами и свои платежные календари, чтобы этот показатель постоянно находился на уровне 0,7−0,8. Если показатель Клс < 0,5, это означает, что платежеспособность предприятия очень низкая.
Коэффициент абсолютной ликвидности — характеризует способность предприятия немедленно погасить краткосрочные обязательства.
(3)
КЛА = (С. 220 + …+ С. 240) / С. 620 (Ф.1);
КЛА = А1 / (П1 + П2).
Рекомендуемая нижняя граница показателя — 0,2−0,3. Некоторые экономисты считают, что слишком высокое значение коэффициента абсолютной ликвидности свидетельствует о том, что предприятие неэффективно использует свои средства.
Из методики расчета коэффициентов вытекает, что улучшение их значений в динамике может быть достигнуто как за счет сокращения кредиторской задолженности, так и за счет опережающего возрастания текущих активов (оборотных средств). Но само по себе уменьшение кредиторской задолженности невозможно, поскольку оно всегда сопровождается пропорциональным сокращением оборотных средств. Поэтому реальным способом восстановления платежеспособности является увеличение оборотных средств предприятия с одновременным увеличением статьи «Нераспределенная прибыль» в пассиве баланса. Таким образом, критерием восстановления платежеспособности является получение в будущем периоде прибыли такого размера, который необходим для обеспечения двукратного превышения текущих активов над текущими обязательствами.
4. Оценка финансовой устойчивости предприятия
Экономической сущностью финансовой устойчивости предприятия является обеспеченность его запасов и затрат источниками их формирования.
Финансовая устойчивость оценивается соотношением собственного и заемного капитала. Устойчивость финансового состояния предприятия характеризуется системой финансовых коэффициентов.
Одним из наиболее важных показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, его независимость от заемного капитала является коэффициент автономии.
Коэффициент автономии (коэффициент концентрации собственного капитала) характеризует долю средств, вложенных собственниками предприятия в общую стоимость имущества:
(4)
где СК — собственный капитал предприятия;
В — общий итог (валюта) баланса (общая сумма финансирования).
КА = С. 380 / С. 640 (Ф.1)
Считается, что чем больше часть собственных средств (капитала), тем больше шансов у предприятия преодолеть непредвиденные обстоятельства, возникающие во внешней среде функционирования предприятия.
Минимальное предельное значение коэффициента автономии оценивается на уровне 0,5. Такое значение показателя дает основания предполагать, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами. Уровень автономии интересует не только само предприятие, но и его кредиторов. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличение финансовой независимости, повышении гарантии погашения предприятием своих обязательств и расширяет возможность привлечения средств у внешних инвесторов.
Взаимодополняющим показателем является коэффициент концентрации заемного капитала (коэффициент задолженности), который представляет собой долю заемных средств в валюте баланса.
(5)
КЗ = (С. 480 + С. 620) / С. 640 (Ф.1)
Рекомендуемое значение КЗ < 0,5.
Показателем, обратным коэффициенту автономии, является коэффициент финансовой зависимости. Рост этого показателя означает увеличение доли заемного капитала и утрату финансовой независимости.
Коэффициентом соотношения заемных и собственных средств (коэффициент финансирования) — показывает, сколько заемных средств предприятие привлекло на одну денежную единицу собственных средств, вложенных в активы.
(6)
где ЗК — заемный капитал.
КЗ/С = (С. 480 + С. 620) / С. 380 (Ф.1)
Нормальной считается величина КЗ/С < 1, то есть соотношение заемных и собственных средств соотносится, как 1:2. Если полученное соотношение превышает нормальное, то оно считается высоким (например, 3:1). А если данное соотношение окажется ниже предельного, то оно считается низким (1:3).
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств — наиболее нестабильный из всех показателей финансовой устойчивости. Расчет его по состоянию на определенную дату недостаточен для оценки финансовой независимости предприятия. Необходимо дополнительно к расчету коэффициента определить скорость оборота материальных оборотных средств и дебиторской задолженности за анализируемый период. При высокой оборачиваемости материальных оборотных средств и еще более высокой оборачиваемости дебиторской задолженности коэффициент соотношения заемных и собственных средств может значительно превышать единицу.
Важной характеристикой устойчивости финансового состояния является коэффициент маневренности — показывает долю собственных средств, вложенных в оборотные средства предприятия. Величина собственных оборотных средств (СОС) рассчитывается как разность между суммой собственного капитала и стоимостью необоротных активов и показывает часть собственного капитала, которая направлена на формирование оборотных активов.
(7)
где СОС — собственные оборотные средства.
Км = (С. 380 + С. 430 — С. 080) / С. 380 (Ф1)
Коэффициент показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, что позволяет более менее свободно маневрировать этими средствами. Низкое значение этого показателя означает, что значительная часть собственных средств предприятия закреплена в ценностях иммобильного характера, которые являются менее ликвидными, то есть не могут достаточно быстро быть превращены в деньги.
С финансовой точки зрения повышение коэффициента маневренности и его высокий уровень всегда положительно характеризуют предприятие: собственные средства при этом мобильны, большая часть их вложена не в основные средства и другие необоротные активы, а в оборотные средства.
Как оптимальная величина коэффициент маневренности может быть принят на уровне 0,2.
5. Оценка прибыльности и деловой активности предприятия
Прибыльность предприятия измеряется двумя показателями — прибылью и рентабельностью. Прибыль выражает абсолютный эффект без учета использованных ресурсов. Поэтому для анализа его дополняют показателем рентабельности.
Деловая активность предприятия является довольно широким понятием и включает практически все аспекты его работы. Специфическими показателями здесь выступают оборачиваемость активов и товарно-материальных запасов, величины дебиторской и кредиторской задолженности.
Безубыточность работы предприятия зависит от многих факторов, в том числе от выбора оптимального объема производства и целесообразных темпов развития предприятия. Для анализа безубыточности необходимо уметь определять точку безубыточности (самоокупаемости) предприятия.
Точка безубыточности (критический объем производства (продаж)) — это такой объем реализации, при котором полученный доход обеспечивает возмещение всех затрат, но не дает возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равняется нулю.
Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:
1 Критический (граничный) объем реализации (штук):
финансовый экономический платежеспособность ликвидность
(8)
где ЗПОСТ — постоянные затраты на объем реализации, грн.;
Ц/ - цена на единицу продукции, грн.;
З/ПЕР — средние переменные затраты на единицу продукции, грн.
2 Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает и прибыли (гривен):
. (9)
3 Запас финансовой прочности — это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибыли (гривен):
(10)
где В — выручка от реализации, грн.
4 Маржа безопасности (штук):
(11)
где N — объем реализации, шт.
5 Валовая маржа:
(12)
где ОП — операционная прибыль.
Последние два показателя оценивают, как далеко предприятие находится от точки безубыточности. Это влияет на приоритет управленческих решений. Если предприятие приближается к точке безубыточности, то возрастает проблема управления постоянными затратами, так как их часть в стоимости увеличивается. Условно-постоянные затраты — это амортизационные отчисления, управленческие и ремонтные затраты, арендная плата, проценты за кредит, налоги, которые относят на себестоимость продукции.
Приведем расчет точки безубыточности на примере данных таблицы 1 и отобразим его на рисунке 2.
Таблица 1 — Данные для расчета точки безубыточности
Показатели | Сума | |
Выручка от реализации, млн. грн. | ||
Переменные затраты на единицу, тыс. грн. | ||
Постоянные затраты, млн. грн. | ||
Прибыль, млн. грн. | ||
Цена за штуку, тыс. грн. | ||
Объем реализации, шт. | ||
Критический объем реализации = 100 000 / (386 — 251) / шт. = 740 шт.
Порог рентабельности = 740 · 386 = 285,7 млн. грн.
Запас финансовой прочности = 386 — 285,7 = 100,3 млн. грн.
Маржа безопасности = 1000 — 740 = 260 шт.
Таким образом, при объеме реализации (продажи) 740 шт. и выручке от реализации 285,7 млн. грн. предприятие возмещает все затраты, при этом прибыль предприятия равна нулю. Запас финансовой прочности при этом составляет 100,3 млн. грн. Чем больше разность между фактическим объемом производства и критическим, тем выше «финансовая прочность» предприятия, а так же и его финансовая устойчивость.
На величину критического объема реализации и порога рентабельности влияют изменение суммы постоянных затрат, величина средних переменных затрат и уровень цены. Так, предприятие с незначительной частью постоянных затрат может изготавливать меньше продукции, чем предприятие с большей частью постоянных затрат, чтобы обеспечить безубыточность и безопасность своего производства.
Запас финансовой прочности у такого предприятия выше, чем у предприятия с большей частью постоянных затрат.
Финансовые результаты предприятия с низким уровнем постоянных затрат в меньшей степени зависят от изменения физического объема производства. Предприятию с высокой частью постоянных затрат надо в значительно большей мере опасаться снижения объема производства.
Оборачиваемость активов — это показатель количества оборотов активов предприятия за определенный период (преимущественно за год).
(13)
где ВР — выручка от всех видов деятельности предприятия за определенный период времени;
А — средняя величина активов за один и тот же период.
При этих условиях средняя продолжительность одного оборота будет составлять:
(14)
где ДК — количество календарных дней в периоде.
1. Новицкий Н. И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 208с.
2. Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент): Учебник / К. А. Грачева, М. К. Захарова, Л. А. Одинцова и др.; Под ред. Ю. В. Скворцова, Л. А. Некрасова. — М.:Высш. шк., 2009. 470 с.
3. Предпринимательство. Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. — М.:ИНФРА-М, 2007. — 520с.
4. Хунгуреева И. П., Шабыкова Н. Э., Унгаева И. Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. — Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004. — 240 с.
5. Экономика и статистика предприятия. / Под ред. Ильенкова С. Д., Сиротиной Т. П., Москва, — 2008.
6. Экономика предприятия М. С. Мокий Л.Г. Скамай, М. И. Трубочкина Москва, 2007.
7. Экономика предприятия О. И. Волкова М Инфра — М, 2009 г.
8. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. -3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -718с.
9. Экономика предприятия: Учебник/Под ред.А. Е. Карлика, М. Л. Шухгалтера. — М.: ИНФРА. — М., 2007.
10. Экономический анализ в торговле: учеб. пособ. / под ред. М. И. Баканова. — М.: Финансы и статистика, 2009.
11. Яковлев Н. Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Маркетинг» , — 2008.
12. Янковский К. П., Мухарь И. Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. — СПб: Питер, 2007.