Эволюция лирического героя в поэзии М. Турсун-заде
Этот герой — патриот, гуманист и интернационалист — не отделяет понятие «Родина» как места рождения от его расширенного толкования как необъятной советской страны. Будучи участником всех больших и малых событий жизни своей страны, он несет в себе то радость и гордость (когда речь идет о достижениях народа), то гнев и ярость (когда речь идет о врагах), утверждая свою убежденность в торжестве… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Эволюция лирического героя в разрезе гражданской поэзии
- Преамбула
- 1. 1. Тема Родины и становление лирического героя
- 1. 2. Военный период и его роль в развитии лирического героя
- 1. 3. Расширение диапазона патриотизма лирического героя — малая и большая Родина
- 1. 4. Международная тема — новый уровень в мировоззрении лирического героя
- Глава 2. Особенности психологии зрелости лирического героя
- 2. 1. Философское осмысление — особенность зрелой поэзии
- 2. 2. Теория тендера и его отражение в литературе
- 2. 3. Отношение к женщине — основной индикатор тендерных отношений лирического героя
- Глава 3. Влияние развитие лирического героя на поэтику творчества М. Турсун-заде
- 3. 1. Внутренний мир лирического героя и его отражение в жанрах
- 3. 2. Соотношение эмоционального состояние лирического героя и выбора ритма стихов
- З.З.Отражение духовного состояния лирического героя и взаимная связь с художественными тропами
Эволюция лирического героя в поэзии М. Турсун-заде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мирзо Турсун-заде одна из виднейших фигур в истории таджикского народа XX века. Его деятельность достаточно многогранна: он служил своему народу и как общественный, и как политический деятель, он представлял таджикский народ на мировой арене и в пространстве великой страны Советов. Свое видение и впечатления М. Турсун-заде выражал в своем творчестве, которое включает, а себя публицистику,литературную критику, драматургию и поэзию. И с этой точки зрения, творчество М. Турсун-заде является целой вехой таджикской современной литературы. И хотя его публицистика и драматургия занимали достойное место в его творчестве и играли большую роль в формирование жанров таджикской литературы, но все же поэзия была основой его популярности.
М.Турсун-заде как поэт еще при жизни был признан классиком и одним из столпов таджикской поэзии. Его творчеству был посвящен целый ряд фундаментальных исследований и статей. Среди исследователей творчества М. Турсун-заде следует выделить таких литературоведов, как Ю. Бобоев, А. Сайфуллоев, З. Османова, В. Огнев, М. Шукуров, X. Шарифов, А. Кучаров, Дж. Саидзода, Ш. Джумаев и другие. Особое место в этом ряду занимают труды Ю. Бобоева и А.Сайфуллоева. Ю. Бобоев посвятил изучению жизни и творчества М. Турсун-заде свои книги: «Мирзо Турсун-заде» (1961), «Сипа^солори назм» (1971), «Певец солнечных вершин» (1978). В них автор рассматривает жизнь и творчество великого поэта, исследует истоки его вдохновения и отмечает особенности его творчества, созданного, с одной стороны, на основе метода социалистического реализма, с другой же сохранившегося верность традициям таджикской классической поэзии и национальный колорит. В трудах другого исследователя творчества М. Турсун-заде А. Сайфуллаева — «Мирзо Турсунзоде» (1961), «Меридианы поэзии» (1971), «Мирзо Турсунзода» (1983) — так же полно и целостно рассматриваются разные аспекты творчества поэта. Между работами этих авторов немало общего. Они исследуют творчество М. Турсун-заде с точки зрения тематики, связывая её с фактами его биографии, реалиями жизни и духом времени. В работах других исследователей творчества поэта, таких, как 3. Османова, В. Огнев, X. Шарифов и др., исследуются отдельные произведения поэта или конкретные особенности его творчества. Еще одно исследование, которое необходимо упомянуть — это диссертация Ш. Джумаева «Литературно-критические взгляды М. Турсун-заде», где автор исследует взгляды поэта на роль и миссию литературы на основе его статей и выступлений, что, несомненно, имеет важное значение и при изучении его поэзии. Кроме работ, в которых специально исследуется творчество поэта, есть немало других исследований, где разные аспекты творчества М. Турсун-заде соотносятся с творчеством других поэтов в процессе исследования таджикской современной литературы. Среди таких трудов следует отметить работы М. Шукурова, С. Табарова, А. Саъдуллаева и др.
Необходимо отметить и то, что если исследователи в советское время были в основном единогласны в оценке творчества М. Турсун-заде, то в работах последних лет, на фоне политических и социальных изменений, позиции литературоведов также претерпели изменения и стали причиной возникновения споров в этом вопросе, что более подробно будет представлено в диссертации. Кроме того, более позднее работы литературоведов А. Кучарова, Дж. Саидзода, Рустами Ваххоб и др. отличаются более детальным исследованием различных аспектов творчества поэта.
Несмотря на все это, все же нельзя считать творчество М. Турсун-заде полностью исследованным. И это, в первую очередь, в особенности касается проблемы связанных с лирическим героем, с аспектами его выражения, факторами эволюции и другими сторонами данного вопроса. Между тем, необходимо сказать, что данная тема обладает особой важностью и актуальностью для творчества М. Турсун-заде, ибо отличительной и самой яркой чертой его поэзии является ее лирический настрой, благодаря чему лирический герой поэта зримо присутствует во всей его поэзии. Подробное исследование развития лирического героя, взаимосвязь между ним и личностью поэта, реалиями жизни, способами выражения сущности характера этого героя даст нам яркую картину становления и развития М. Турсун-заде как поэта, откроет причины и факторы его гения, уникальности поэзии. Более того учитывая, что на примере его жизни и поэзии выросло целое поколение поэтов, которые и продолжили эстафету и создали новую ступень таджикской современной поэзии, изучение творчества этого великого поэта даёт возможность проследить процесс развитие всей таджикской современной литературы.
Источниками исследования стали поэтические произведения М. Турсун-заде, как стихи, так и поэмы. Автор пользовался всеми изданными сборниками поэта, начиная с 1932 года и заканчивая последними сборниками, опубликованными посмертно. При сравнительном анализе были использованы произведения других авторов, как современников поэта, так и его предшественников.
Цель настоящей работы — целостно-системное исследование эволюции лирического героя таджикской современной поэзии советского периода на примере творчества М. Турсун-заде, прослеживание взаимосвязей духовного развития этого героя с тематикой творчества поэта, эпохой, а также поэтикой его лирики.
Для достижения данной цели, были определены следующие задачи:
— классифицировать поэзию М. Турсун-заде по тематике и проанализировать эволюцию его лирического героя в этом разрезе;
— при необходимости в преамбулах дать историю изучения определенной темы;
— определить вехи развития лирического героя и выявить взаимовлияние этого процесса с развитием самого поэта и ходом историивыявить личностные и индивидуальные особенности характера лирического героя вгендерном разрезе;
— изучить лабораторию творчества М. Турсун-заде и выявить художественные средства, которые обеспечили уникальность выражения духовного мира лирического героя.
Научная новизна.
Новизна исследования обусловлена поставленными в нем задачами. Впервые в таджикском литературоведении фундаментально и целостно изучается процесс развития лирического героя и эволюция его духовного мира, а также устанавливается взаимосвязь личности и общества. Глубокое исследование отражения тендерных отношений в творчестве одного конкретного поэта так же ранее в таджикском литературоведении не имело аналога. Кроме того, в диссертации впервые выявлены особенности творческой индивидуальности поэта, всесторонне рассмотрена взаимосвязь формы и содержания в поэзии М. Турсун-заде, а также подробно изучена творческая мастерская поэта и поэтика его произведений.
Методология. Методологически работа построена на сравнительном анализе, и типологическом, при которых каждое положение рассматривалось на основе историко-культурной школы, в связи с конкретной ситуацией. Теоретической базой послужили исследования современных таджикских, а также русских ученых, таких как Ю. Бобоев, А. Сайфуллоев, А. Афсахзод, М. Шукуров, Х. Отахонова, А. Хаким, X. Шарифов, Р. Мусулмониен, С. Давронов, Т. Зехни, Л. Тимофеев, 3. Османова, Л. Гинзбург, В. Огнев, Г. Поспелов и др.
Теоретическое и практическое значение.
Результаты работы могут быть использованы в написании истории современной таджикской литературыв вузах при чтении курса лекций по теории и истории таджикской литературыв работе спецсеминаров и спецкурсов, посвященных как творчеству М. Турсун-заде, так и проблемам развития современной поэзиив школе — при изучении творчества поэта в старших классах и на факультативных занятиях.
Апробация работы.
По теме диссертации автором опубликован ряд научных статей, научных изданиях и размещено в сайте. В частности опубликованы статьи по вопросам жанров и художественных средств поэтического наследия М. Турсун-заде, отражение тендерных отношений в его поэзии. Положения диссертации изложены так же в докладах, сделанных на научно-теоретических и научно-практических семинарах.
Объем и структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проблема лирического героя в творчестве поэтов, причины и факторы становления, изменения и развития его характера, способы и средства выражения этих факторов являются актуальными проблемами литературоведения. Предметом нашего исследования явилось рассмотрение различных аспектов этой проблемы в творчестве М. Турсун-заде как одного из ярких представителей таджикской советской литературы, выявление важнейших особенностей характера и психологии человека нового времени на примере анализа творчества М. Турсун-заде, в котором основное место занимает лирика.
В историю таджикской советской литературы М. Турсун-заде вошел вместе со вторым поколением литераторов и за 45 лет своего творческого пути обогатил сокровищницу таджикской поэзии новой высокой лирикой. Лирический герой поэта воплотил в себе лучшие черты характера своих современников.
Этот герой — патриот, гуманист и интернационалист — не отделяет понятие «Родина» как места рождения от его расширенного толкования как необъятной советской страны. Будучи участником всех больших и малых событий жизни своей страны, он несет в себе то радость и гордость (когда речь идет о достижениях народа), то гнев и ярость (когда речь идет о врагах), утверждая свою убежденность в торжестве высоких идеалов коммунизма. В произведениях все эти качества лирического героя представлены четко и ясно. В них выражается его беззаветная преданность народу, Родине и особенно ярко — в период Великой Отечественной войны. Война открыла в лирическом герое и нечто новое — склонность к философским размышлениям, свидетельствующую о его зрелости. Закаленный в трудностях военный поры лирический герой стал решительным, значительно окрепла в нем любовь к Родине, своему народу.
Единство лирического героя с Родиной, его убежденность в победе добра над злом, в силе дружбы народов, которая в военное время усилилась и углубилась, стала той платформой, с которой он увидел жизнь угнетенных народов Индии. Поездка в Индию еще более расширила его мировоззрение, подняла как личность на еще большую высоту. Как справедливо подчеркнул В. Ф. Огнев, «таджикский советский поэт был подготовлен к тому, чтобы стать поэтом Азии, голосом пробуждающегося Востока» [89−550].
Об этом свидетельствуют его порою диаметрально противоположные чувствам о наблюдения, о жизни народов зарубежного Востока. Лирический герой поэзии, посвященной международной тематике — это гуманист и интернационалист.
Успехи и достижения народов других стран составляют основу радости и гордости лирического героя в цикле индийских стихов и цикле «Я с Востока свободного». Болью отзывается в его душе тяжелая жизнь угнетенных народов Востока, рождая в нем гнев и ненависть по отношению к эксплуататорам.
Таким образом, поездка в Индию как бы дополняет все то, что духовный мир лирического героя приобрел во время Великой Отечественной войны и все это сыграло большую роль в ускорении процесса его духовной зрелости.
При анализе произведений, посвященных теме любви, в творчестве М. Турсун-заде была раскрыта другая сторона характера его лирического героя. Исследование этой темы в выявлении отношения лирического героя к женщине помогло выявить воздействие времени и среды на формирование и развитие характера лирического героя, постепенно обогащая и углубляя его духовный мир. Именно новый общественный строй, который дал женщине освобождение, и возможность стать огромной общественной силой, позволил поэту изобразить в поэзии эту освобожденную женщину, воспеть ее образ во всей его многогранности и красоте. Лирический герой стал смотреть на женщину с точки зрения человека нового времени, что позволило ему воспевать в ее образе не только красоту и женственность, материнскую любовь и нежность, одаренность и талант, которые на протяжении многих веков были предметом поэзии, но и ее патриотизм и гуманизм, трудолюбие и интернационализм, которые еще больше возвысили в глазах поэта женщин. Если лирический герой в раннем периоде творчества М. Турсун-заде гордится тем, что женщина участвует в общественном труде, стала свободной, образованной, то позднее он восхищается женской душой и огромной общественной силой женщины. Духовная зрелость лирического героя в отношении к женщине приходит постепенно и тех скачков, которые отмечались нами при рассмотрении гражданской лирики поэта, здесь не наблюдается. Влюбленный юноша, ласковый муж, заботливый отец, преданный брат и сын — все эти ипостаси делают его образ многогранным и глубоким.
Прекрасные черты характера человека, воплощенного в образе лирического героя М. Турсун-заде, дают основание утверждать, что это умная и мыслящая личность. Именно это определяет лирического героя поэзии М. Турсун-заде 60-х — 70-х годов. Он постигает смысл жизни, видя его в борьбе на благо человечества. Лирический герой, осознавая силу и возможности человека, считает себя ответственным не только за свою семью, край, всю советскую страну, но и за всю планету, за судьбу всего человечества, он ощущает между всем этим неразрывную связь. Поэтому в поэзии М. Турсун-заде этого периода, почти не встречается изображения отдельных эпизодов из жизни, не передаются отрывочные, сиюминутные ощущения, напротив, герой подытоживает человеческую жизнь, размышляет.
Огромную роль в выражении чувств, впечатлений в воплощении размышлений и всего духовного мира его лирического героя играет высокое художественное мастерство поэта, творческое использование им поэтических форм, стихотворных размеров, ритма и рифмы.
Система художественных средств в творчестве поэта тесно связана с особенностями характера лирического героя, его настроением и поведением, его чувствами. В различные периоды творчества поэта по-разному используются автором поэтические формы таджикской поэзии, в частности, месневи, газель, мусамматы и т. д. Одним из достоинств его поэзии можно считать мастерское использование возможностей жанра месневи для выражения состояния и чувства лирического героя, а также сочетание в пределах одного произведения самых разных жанров в зависимости от состояния и настроения лирического героя. Для раскрытия характера лирического героя широко используются в поэзии М. Турсун-заде тазод, такрор, ташбех, мачоз, тавсиф и т. д.
Из наиболее распространенных стихотворных размеров поэт чаще использует такие размеры таджикского аруза, как хазач, рамал, рачаз, особенности которых позволяют ему выражать самые различные состояния лирического героя — радость и веселье, гнев и ярость, торжество и гордость, а также передавать его размышления.
Таким образом, мы рассмотрели факторы становления, формирования и развития характера лирического героя. Изучение творчества М. Турсун-заде позволяет сделать следующие выводы:
1. Лирический герой развивается и совершенствуется вместе со своими современниками, воплощая в себе лучшие качества советского человека. Великие события эпохи оказали воздействие на гражданскую лирику поэта в плане развития лирического героя. В этом отношении одним из средств и факторов формирования и развития характера лирического героя является развитие личности самого автора.
Если лирический герой М. Турсун-заде в первый период его творчества был растворен в массе, не проявляя свое «я», грандиозные события времени оттеснили от его взора жизнь отдельных людей, то трагичность военного период как бы развеяла те иллюзии лирического героя, которые делали поэзию М. Турсун-заде несколько поверхностной. Для лирического героя жизнь отдельных людей, их судьбы становятся более значимынаряду с этим проясняются индивидуальные черты характера самого лирического героя, его «я». Теперь это «я» не растворено в массе, а является ее частицей. Лирического героя теперь одинаково охватывает общее и частное, всеобщие проблемы не отодвигают на второй план его восприятие отдельных судеб, так как он осознает, что народ состоит из отдельных людей и любые свершения достигаются, благодаря труду и отваге каждого отдельного человека. Постепенно личность лирического героя проявляется все ярче, и в поэзии М. Турсун-заде, начиная с 50-х годов, появляются отдельные черты героя-мыслителя, философски осмысляющего все происходящее.
В творчестве М. Турсун-заде тесно переплетаются темы мира и дружбы народов с темой Родины, что стало возможным в результате общественной и государственной деятельности поэта и что оказало непосредственное влияние на характер лирического героя.
4. Фактором, повлиявшим на отношение лирического героя к женщине способствующим процессу его расцвета и зрелости, стала эпоха и сформировавшийся тип нового человека.
С первого периода творчества М. Турсун-заде его лирический герой воспринимал освобождение женщины и приобщение ее к общественной жизни как одну из самых больших побед новой эпохи. Но вначале основным в его представлениях были именно трудовые успехи женщины, что вообще характерно для советской поэзии 20−30-х годов. Постепенно это явление становится обыденным, и внимание лирического героя привлекает уже сама женщина, женщина как человек. Лирический герой возвращается к классическим канонам воспевания женщины, но уже обогащенный пафосом и идеями нового времени.
5. В стихах 50−60-х годов М. Турсун-заде нет первых впечатлений лирического героя, констатации фактов, а все происходящее сначала как бы обрабатывается в его духовной лаборатории, всесторонне и глубоко осмысливается и только тогда приобретает поэтическую форму и предлагается читателю.
6. В поэзии М. Турсун-заде 60−70-х годов эти два фактора тесно связаны друг с другом и проявляются в неразделимом единстве. Время, эпоха способствовали формированию лирического героя, который воплотил в себе лучшие человеческие черты как мудрой, одаренной и мыслящей личности.
Эволюция лирического героя наблюдается и в поэтической системе творчества М. Турсун-заде. У каждого художника имеются наиболее распространенные средства художественного изображения, что определяет индивидуальный стиль данного автора. Но способы использования этих средств могут варьироваться, что объясняется настроением, ощущениями и мировосприятием его лирического героя. У М. Турсун-заде любимыми тропами являлись тазод, такрор, ташбех, маджоз, тавсиф и т. д. Но соответственно эволюции лирического героя использование жанров и художественно-изобразительных средств в разные периоды его творчества различно. Это наблюдается особенно ярко в жанре газель, который в зависимости от настроя лирического героя и благодаря их особенностям в первый и последний период творчества М. Турсун-заде занимал более заметное место, чем на втором этапе развития его лирического героя. Использование различных форм жанра мураббаъ также указывает на эволюцию лирического героя. Если в первых периодах творчества М. Турсун-заде преимущественно используется мураббаъ в размерах и с рифмами, более соответствующими маршу, что отвечает настроению его лирического героя, то в последние годы более заметное место занимают классические формы мураббаъ. То же самое наблюдается в использовании троп. Если тропы, использованные в первом периоде творчества М. Турсун-заде, были просты, отчетливы и нередко создавались в подражании классикам, то в дальнейшем они становятся сложнее. Творческое мастерство и талант поэта позволили ему в соответствующих жанрах и стихотворных формах воплотить все стороны характера лирического героя, передать его настроение и состояние и наоборот, характер, чувства и настроение лирического героя сыграли важную роль при использовании художественно-изобразительных средств.
Список литературы
- Акбаров Ю. Талабиаёт ва к-исмати адабиёт. -Душанбе: Ирфон, 1977.- 128 с.
- Акбаров Ю. К^исмати инсон ва к-исмати шеър. Душанбе: Дониш. 1980. -197с.
- Акбаров Ю. Нигохе ба шеъри точикии нимаи дуюми асри бист. //Садои Шарк. 2011.-№ 1.-С. 88−114.
- Амонов Р. Шарорах, ои ме^р. Душанбе: Ирфон, 1983. — 432 с.
- Асозода X. Суханварони бародархонд. // Адабиёти форсй ва се шохаи он. -Душанбе:Маориф. 1991. — С. 109−119.
- Асозода X. Шеъри дорой эх, сосоти баланд.//Чех, рах, о. Душанбе: Адиб. -1996. — С.147−156.
- Асозода X. Мирзо Турсунзода//Адабиёти точик дар садаи XX. -Душанбе:Маориф. -1999. С.281−311.
- Асозода X. Ч, ойи устод Турсунзода холист.//Вок-еият, сиёсат ва С.Айнй. -Душанбе: Шучоиён. 2010.- С. 153−166.
- Байзоев А. Масоили гендерй дар забон ва адабиёт. Душанбе. 2008. — 125 с.
- Бекназарова Г. Культурный ресурс конструирования национальной идентичности и трансляция тендерного порядка нам примере «Шах-наме» и «Повести временных лет»: дисс. канд.фил.наук. Душанбе, 2007. — 162 с.
- Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова. Полн. собр. соч. т. IV. -М.: 1954.-С. 479−549.
- Белинский В. Г. Разделение на роды и виды. //Полн. собр. соч. т. V. М.: 1954.- С. 7−9.
- Бечка И. Достони советии точик ва Мирзо Турсунзода. // Садои Шарк. -1978.-№ 2.- С. 113−126.
- Бобоев Ю. И. М. Турсун-заде. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1961. 136с.
- Бобоев Ю. И. Сипах, солори назм. Душанбе: Ирфон, 1971. — 288 е.
- Бобоев Ю. И. Мукдддимаи адабиётшиноей. Душанбе: Ирфон, 1974 -240 с.
- Бобоев Ю. И. Певец солнечных вершин. Душанбе: Ирфон, 1978. — 328с.
- Бобоев Ю. И. Назарияи адабиёт. Душанбе.: Ирфон, 1987. — 320с.
- Бузник В. В. Лирика и время. М.- Л.: Наука, 1964. — 130 с.
- Ваадоб Р. Шоиронагии шеъри Мирзо Турсунзода. //Адабиёт ва санъат. -2011, 7 апрел.
- Венгров Н. По мандату долга. // Новый мир. -1948. -№ 6. С. 294−299
- Веневитинов Д. В. Избранное. И.: Гослиздат, 1956. — 259 с.
- Гамзатов Р. Мой Дагестан. М.: Молодая гвардия, 1972. — 423 с.
- Гегель. Соч. т. 14. -М.: Худ. лит. 1958. С. 157−325
- Гинзбург Л. Я. О лирике. М.: Советский писатель, 1964. — 408 с.
- Гончаров Б. П. Поэтика Маяковского. М.: Наука, 1983. — 352 с.
- Гринберг И. Оружие лирики. //Знамя. 1954. — № 8. — С. 171−185
- Гринберг И. Творчество Николая Тихонова. М.: Наука, 1972. — 480 с.
- Грибачев Н. Степь и человек. // Новый мир. 1956. -№ 4. — С. 257−258
- Гусев В. И. В середине века: О лирической поэзии 50-х годов. М.: Советский писатель, 1967. — 299 с.
- Давлатов М. Газал ва анъанаи он дар эч, одиёти устод Абулкосим Лохутй. -Душанбе: Дониш, 1973. 190 с.
- Давлатов М. Тихонов ва Турсунзода. //Садои Шарк-. 1976. С.67−75.
- Давронов С. Вазни ашъори Абулкосим Лохутй. Душанбе: Дониш, 1974. -164 с.
- Давронов С. Сохти шеъри точикй. Душанбе: Ирфон, 1976. — 28 с.
- Добролюбов Н. А. Полн. Собр. Соч. т. 1. М.: Гослитиздат, 1935. — С. 190−248
- Дудин М. Поле притяжения. Л.: Советский писатель, 1981. — 351 с.
- Зех, нй Т. Санъати сухан. Душанбе: Ирфон, 1967. — 304 с.
- Кайковус У. К^обуснома. Душанбе: Маориф, 1979. — 192 с.
- Камоли Хуч-андй. Девон. Иборат аз ду чилд. Т. I. Душанбе: Ирфон, 1983.-560с.
- КамбарбаеваГ. М. Лирика Абая. Автореф. канд.фил.наук.- Алма-ата, 1974. -20 с.
- Караев А. Лирический герой современной туркменской поэзии. Дисс. канд.фил.наук. -Ашхабад, 1966. 21 с.
- Карпов А. С. Стих и время. Проблемы стихотворного развития в русской советской поэзии 20-х годов. М.: Наука, 1966. — 404 с.
- Корман Б. О. Лирика Некрасова. Воронеж: ВГУ, 1964. — 390 с.
- Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. — 110 с.
- Кошечкин С. П. К вопросу о мастерстве Сергея Есенина.//Проблемы социалистического реализма. М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1959. -С. 363−418.
- Кузьмичев И. К. Гений и народ. М.: Современник, 1973. — 336 с.
- Кульчицкий В. С. Русская советская философская лирика 1960-х годов. Проблемы поэтики. Дисс. канд.фил.наук. Фрунзе, 1982. — 203 с.
- К)^аров А. Турсунзода. Садокдт ва мах, орат. Душанбе:3инат, 2011. 191с.
- Кдноат М. Осори мунтахаб. Иборат аз ду чилд. Т.2. Душанбе: Ирфон, 1982.- 192 с.
- Леонов Б. А. Лирика Полонского. Автореф. канд. фил.наук. -М, 1964. 19 с.
- Лохутй А. Шуъла ва шамшер. Душанбе: Ирфон, 1974. — 360 с.
- Лубянская Г. М. Лирическая поэзия в борьбе за человека коммунизма. Автореф. канд.фил.наук. -М, 1963. 18 с.
- Маймин Е. А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры. А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев. М.: Наука, 1976. — 190 с.
- Маъсумй Н. Ч^ахонбийи ва майорат. Душанбе: Ирфон, 1966. — 266 с.
- Маъсумй Н. Асарх, ои мунтахаб. Т. 1 Душанбе: Ирфон, 1977. — 365 с.
- Маяковский В. В. Как делать стихи. // Поли. Собр. Соч. т. 12. М.: Худ. Лит., 1961, — С. 81−112.
- Маяковский В. В. Разговор с тов. Лениным. Т. 10. С. 17.
- Межелайтис Э. Полуночная передышка.// Собр. соч. в 3-х т. М.: Худ. Лит. Т.З. 1978.- С. 324−366.
- Метченко А. Творчество Маяковского 1917−1924гг. М.: Советский писатель, 1954. — 540 с.
- Метченко А. Кровное завоевание. М.: Советский писатель, 1971 —472с.
- Мирзозода X. Мавзуи революция ва хдёти советй дар назми солх, ои бистум. // Масъалах, ои адабиёти муосири точ-ик. Душанбе: Ирфон, 1971. — С. 113−137.
- Михайлов А. А. Поэт и лирический герой. Архангельское Книжное издательство, 1960. — 136 с.
- Михайлов А. А. Лирика сердца и разума. М.: Советский писатель, 1965. -396 с.
- Мусулмонкулов Р. Фурути шеъри ч-онпарвар. Душанбе: Ирфон, 1984. -224 с.
- Мушфик-й. Мунтахабот.- Сталинобод: Нашриёти давлатии Точ, икистон, 1958.-294 с.
- Назаренко В. О. О так называемом «лирическом герое». //Звезда. 1960.-№ 10.-С. 54−62.
- Палкин М. А. Лирика как искусство стихотворного слова. Минск: Высшая школа, 1986. — 271 с.
- Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10 т-х. Т.6 М.: — 281с.
- ЮО.Реджепов Р. Лирическое содержание и искусство стиха: Автореф. докт.фил.наук Ашхабад, 1969. — 87 с.
- Рунин Б. Спор необходимо продолжить.// Новый мир.- 1960. № 11.- С. 195−220.
- Саидзода Ч,. Шеъри Турсунзодаву ин обшорон зинда бод. -Душанбе:Адиб, 2010.- 183 с.
- Сайфуллаев А. Мирзо Турсунзода. Сталинобод: Ч, амъияти пахдкунандаи донишх, ои сиёсй ва илмии РСС Точ-икистон, 1961. — 39 с.
- Сайфуллоев А. Меридианы поэзии. Душанбе: Ирфон, 1971 — 135 с. Юб. Сайфуллоев А. Мирзо Турсунзода. -Душанбе: Ирфон, 1983. — 463 с.
- Саъдии ШерозШ. Чанд варак- аз Гулистон. Душанбе: Ирфон, 1974 — 112с.
- Саъдуллаев А. Современность и проблемы развития таджикской советской публицистики: Автореф. канд.фил.наук Душанбе, 1978. — 20 с.
- Сирус Б. Арузи точ-икй. Душанбе: Нашриёти давлатии Точикистон, 1963. -281 с.
- Субботин А. С. О поэзии и поэтике. Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1979. — 192 с.
- Табаров С. Образи В. И. Ленин дар назми советии точ-ик. Сталинобод: Наршдавточ-. 1961 -95 с.
- Табаров С. Пайрав Сулаймонй. Душанбе: ТГУ, 1962. — 92 с. 1 Іб.Табаров С. Дар васфи Октябрь. — Душанбе: Ирфон, 1967. — 193 с.
- Табаров С. Симои човидонии пешво дар адабиёти точ-ик. Душанбе: Ирфон, 1970. — 263 с.
- Табаров С. Масъалахри анъана ва навоварй дар Ленинномаи точик. -Душанбе: Ч, амъияти «Дониш», 1975. 22 с.
- Таърихи адабиёти советии тоШик. Т. 4. Душанбе: Ирфон, 1984. — 356 с.
- Тимофеев Л. И. Очерки теории и истории русского стиха. М.: 1958. ~с.
- Тимофеев Л. И. Творчество А. Блока. М: АН СССР, 1963.- 199 с.
- Тимофеев Л. И. Слово о стихе. М.: Советский писатель, 1987. — 424 с.
- Тихонов Н. С. Асар^ои мунтахаб. Душанбе: Ирфон, 1976. — 272 с.
- Турсунзода М. Байрок-и зафар. Сталинобод: Таджикгосиздат, 1932. — 31с.
- Турсунзода М. Хазон ва бах, ор. Сталинобод: Л.: Таджикгосиздат, 1937. -22с.
- Турсунзода М. Шеърх, о. Сталинобод — Самарканд: Таджикгосиздат, 1939.-43 с.
- Турсунзода М. Куллиёт.Т.1 Душанбе: Ирфон, 1971. — 327 с.
- Турсунзода М. Куллиёт. Т.2 Душанбе: Ирфон, 1971. — 335 с.
- Турсунзода М. Куллиёт. Т. 3. Душанбе: Ирфон, 1979. — 431 с.
- Турсунзода М. Куллиёт. Т. 4. Душанбе: Ирфон, 1985. — 352 с.
- Турсунзода М. Библиографический указатель. Душанбе: Дониш, 1981. -324 с.
- Турсунзода М. Осори мунтахаб. Т.1 Душанбе: Ирфон, 1981.- 320 с.
- Турсунзода М. Осори мунтахаб. Т.2. Душанбе: Ирфон, 1981. — 328 с.
- Турсунзода М. Барои назми пешкдцам. //Шарк-и Сурх.- 1954.- № 12. С/. 90−108.
- Усок М. Е. Проблема личности в лирике Лермонтова 1836−1841гг.: Автореф. канд.фил.наук. М., 1964. — 19 с.
- Х, акимов А. Аз газал то шеъри озод.// Садои Шарк-. 1975. — № 12. — С. 123−137.
- Х, акимов А. Шеър ва замон. Душанбе: Ирфон, 1978. — 252 с.
- Х, акимов А. Муфради гиной дар ашъори М. Турсунзода. // Ифтихори миллат. Мач-муаи гузориш ва маколах, о аз Конфронси байналмилалй ва мач, лиси тантанавй ба ифтихори ч-ашни 90-солагии устод Мирзо Турсунзода -Душанбе. 2002. С.24−32.
- Хаким А. Бозтоби муфради гиной.// Садои Шарк, 2010. № 12. — С. 123−139.
- Хусензода Ш. Анъанаи В. В. Маяковский дар назми советии то^ик. // Адабиёти советии точ-ик. Сталинобод: Таджгосиздат, 1954. — 251−275 с.
- Числов М. М. Время зрелости пора поэмы. Современное состояние жанра, проблема тенденции. — М.: Советский писатель, 1982. — 256 с.
- Ч/эмй. Еазалиёт. Душанбе: Ирфон, 1984. 506 с.
- Шарифов X. Анъана ва сабки сухани шоир. //Мах, орати эч-одии Мирзо
- Турсунзода. Душанбе: ТГУ, 1981. — С. 79−91.
- Шарифов X. Озурдагон ва умедворон. //Озурдагон ва умедворон. Душанбе: Сино, 2001.- С. 78−90.
- Шарифов X. Инсон дар марзх, ои шеъру шоирй. //Садои Шарк. -2009. -№ 1.-С 28 -46.
- Шикалова К. А. Поэтика цикла Заболоцкого «Последняя любовь». // Из истории русской и зарубежной литераторы Х1Х-ХХ вв. Кемерово. 1973.
- Шодик-улов X. Хусусиятх, ои миллй ва умумиинсонии назми Турсунзода. // Цашнномаи Мирзо Турсунзода. Душанбе: Дониш, 1971.-С.71−91.
- Шукуров М. Анъана, халк-ият ва мах, орат. Душанбе: Таджикгосиздат, 1964. -246 с.
- Шакурй М. Нигох, е ба адабиёти точ-икии садаи бист. Душанбе: Пайванд, 2006.-456 с.
- Эфендиева Т. Е. Поэзия жизни. Нальчик: Эльбрус, 1977. — 256 с.
- Юдкевич Л. Г. Лирический герой Есенина. Казань: ЮГУ, 1971. — 209 с.-486 с.