Наглядность в обучении иностранным языкам
Познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Познавательные процессы: восприятие, внимание, выражение, память, мышление — являются составной частью любой человеческой деятельности. Они тесно взаимосвязаны между собой и в чистом виде не существуют. Говоря об общих способностях личности, имеют в виду и уровень развития и характерные особенности его… Читать ещё >
Наглядность в обучении иностранным языкам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Познавательные процессы и наглядность
Познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Познавательные процессы: восприятие, внимание, выражение, память, мышление — являются составной частью любой человеческой деятельности. Они тесно взаимосвязаны между собой и в чистом виде не существуют. Говоря об общих способностях личности, имеют в виду и уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов. Чем лучше развиты эти процессы, тем более способен и большими возможностями обладает человек. Познавательные процессы развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности. Так в результате практического манипулирования с предметами ребенок обучается воспринимать и оценивать формы; в результате осуществления соответствующих действий и операций (структурирование, осмысление, ассоциирование материала и т. п.) запоминает материал.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Интериоризированными психическими процессами являются познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. [10,с. 110−141].
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы.
Воображение также связано с деятельностью. Человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности. [2, с.134].
Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности. Оно играет огромную роль в познании действительности. Мышление расширяет до бесконечности границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятий. Оно перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а в результате мыслительной работы проверяются и применяются на практике.
Память является основой психической жизни личности. Все остальные психические процессы невозможны вне процессов памяти. С помощью памяти мы запоминаем, сохраняем и потом воспроизводим полученный нами опыт.
Внимание не является самостоятельным видом психической деятельности. Это направленность и сосредоточенность сознания в отношении определенной деятельности. [11, с.117−156].
Для развития всех познавательных процессов в обучении, а в особенности иностранному языку, необходимо использовать принцип наглядности. Он играет важную роль при обучении иностранному языку. С его помощью учащиеся лучше овладевают устной иноязычной речью. Помогает, как отмечалось выше, развитию всех психических процессов, необходимых для любой деятельности. Постоянное использование наглядности вызывает интерес к предмету, а соответственно повышается успеваемость учащихся по иностранному языку. Наглядность позволяет активизировать всех учащихся на уроке, создает условия для осознанного и прочного овладения навыками говорения на иностранном языке.