Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методическая система обучения математике и информатике в условиях реализации межпредметных связей в педагогическом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение межпредметных связей позволяет не только раскрыть сущность изучаемого предмета, но и показать его практическую значимость, связь с другими предметами. А это, в свою очередь, позволяет формировать в процессе обучения систематизированные, обобщенные знания и умения межпредметного характера, что приводит к более высокому уровню умственного развития и расширению кругозора обучающихся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
    • 1. 1. Исторический аспект, психолого-педагогические и теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения студентов
    • 1. 2. Межпредметные связи как необходимое условие профессиональной подготовки студентов по математике и информатике в педагогическом вузе
    • 1. 3. Теоретические основы трех составляющих в процессе обучения математике и информатике в условиях реализации межпредметных связей
    • 1. 4. Построение методической системы обучения математике и информатике в условиях реализации межпредметных связей
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКИ" И
  • КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ" В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

2.1. Методические рекомендации построения методической системы обучения дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование» в условиях реализации межпредметных связей.

2.2. Учебно-методическое обеспечение для дисциплины «Элементы теории вероятностей и статистики» по теме «Случайные величины».

2.3. Учебно-методическое обеспечение для дисциплины «Компьютерное моделирование» по теме «Решение задач вероятностного характера».

2.4. Педагогический эксперимент.

ВЫВОДЫ.

Методическая система обучения математике и информатике в условиях реализации межпредметных связей в педагогическом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современные тенденции интеллектуального развития общества как социума стимулируют устойчивую потребность в грамотных, инициативных и творческих специалистах в области образования и образовательных технологий, готовых к быстрым и стремительным, переменам в общественном развитии, принимающих четкие и обоснованные решения. А, значит, учитель в школе и преподаватель в вузе должны стремиться воспитать обучающихся так, чтобы те четко осознавали свое место в обществе и были способны к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.

Повышение качества обучения и воспитания в школе и в вузе во<�многом зависит от подготовки педагогических кадров. Современный учитель должен быть специалистом высокого класса по своему предмету, иметь глубокие знания в рамках учебной программы и за ее пределами, уметь их применять на практике, то есть обладать профессиональной компетентностью. Для подготовки и обучения таких специалистов необходима взаимосвязанная система знаний, учитывающая динамику процессов перестроения общества. Тре-/ бование такой системы знаний, которая будет отражать взаимосвязь в содержании учебных дисциплин, возникло не случайно, оно происходит из-за естественной взаимосвязи между явлениями окружающего нас мира. Это отмечали еще выдающиеся педагоги прошлого, как зарубежные — Я. А. Коменский [61], И. Ф. Песталоцци [95], Д. Локк [75], Ж. Ж. Руссо [105], И. Ф. Гербарт [26], А. Дистерверг [38], О. Вильман [22], Дж. Брунер [11], А. Клаус [94], Питере [94] и др., так и русские: М. В. Ломоносов [76], П. Ф. Каптерев [53], А. И. Герцен [27], В. Ф. Одоевский [89], К. Д. Ушинский [120] и др.

Применение межпредметных связей позволяет не только раскрыть сущность изучаемого предмета, но и показать его практическую значимость, связь с другими предметами. А это, в свою очередь, позволяет формировать в процессе обучения систематизированные, обобщенные знания и умения межпредметного характера, что приводит к более высокому уровню умственного развития и расширению кругозора обучающихся. Значит, можно утверждать, что межпредметные связи являются эффективным средством повышения научного уровня образования, оптимизации учебно-воспитательного процесса. Таким образом, вопрос об их использовании является одним из важных в процессе обучения, одной из прогрессивных методических и педагогических концепций.

Идея о межпредметных связях получила развитие в трудах отечественных ученых XX века: В. А. Далингера [35], Е. Н. Кабановой-Меллер [50, 51], В. Н. Келбакиани [55], П. Г. Кулагина [68], Н. А. Лошкаревой [77], В. Н. Максимовой [80], В. Н. Ретюнского [102], Г. Ф. Федорца [121], В. Н. Федоровой [132, 133], Н. М. Черкес-Заде [129], — в которых были раскрыты методические, дидактические и психологические аспекты. В работах А. Н. Колмогорова [59], Ю. М. Колягина, Г. Л. Луканкина [60], А. Г. Мордковича [86] обозначены проблемы по данной тематике.

Попытки раскрыть содержательную часть межпредметных связей были предприняты многими современными исследователями, в частности: И. Б. Богатовым [7], А. В. Дюндиным [40], В. С. Елагиной [41], И. Д. Еремеевской [42], А. Н. Качановой [54], И. И. Кириченко [56], О. Е. Кириченко [57], Ю. А. Коноваловой [62], А. А. Коротченковой [64], А. М. Магомедгаджиевой [79], И. И. Масалидой [81], О. Г. Павловым [91], О. В. Павловой [92], О. П. Панкратовой [93], О. А. Чернояровой [131].

Исследованиями отмечено, в частности, что процесс обучения студентов педагогических вузов в условиях реализации межпредметных связей повышает уровень их умственного развития и расширяет кругозор, помогает систематизировать и обобщать знания, а также формирует навыки и умения межпредметного характера, что в итоге способствует повышению' профессиональной компетентности будущих педагогов.

Эффективность реализации межпредметных связей напрямую зависит от использования целостной системы методических средств. Необходимо учитывать, что отдельно взятая дисциплина воздействует на систему знаний обучающихся не только своим содержанием, но и методами, применение которых в обучении другой тематически связанной дисциплине влияет на повышение интегральной эффективности учебного процесса. Однако, математика по праву занимает самое важное место в системе обучения, именно, в математике создан универсальный аппарат для разнообразных вычислений и расчетов, возникающих в различных областях знаний, именно, она находится во взаимной связи как с описательными, так и с экспериментальными науками.

Лавинообразное внедрение информационных технологий в областях профессиональной деятельности специалистов любого профиля (в том числе, учителей математики и информатики) требует применения компьютеров в учебном процессе, как основы для совершенствования профессиональной подготовки, информационной и коммуникационной компетентности. Современные аппаратные и программные средства позволяют достичь наибольшего эффекта при решении математических задач, связанных с привлечением знаний из курсов других предметов. В тоже время содержание курса математики определяет характер материала, изучаемого в курсе информатики, и, наоборот, курс информатики может сочетать в себе знания из всех разделов курса математики. Вместе с тем, система понятий информатики и язык влияют на курс математики. В этом случае информатика может быть использована в роли средства обучения математике.

При сочетании алгоритмизированного обучения на уроках математики и курса информатики решается проблема формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, которые становятся основой для строитель5 ства внутрипредметных и межпредметных связей курсов математики и основ информатики.

Совершенствование методической системы обучения дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование» в условиях реализации межпредметных связей для подготовки будущих учителей математики и информатики, владеющих навыками комплексного применения своих знаний и компьютера в процессе преподавания профильной дисциплины является необходимым условием повышения их профессиональной компетентности,.

Таким образом, проблема обучения студентов педагогических вузов по специальности учитель математики и информатики дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование» в условиях реализации межпредметных связей является актуальной.

Межпредметные связи курсов математики и информатики в педагогическом вузе хорошо иллюстрируются на примере преподавания дисциплин «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование».

Анализ современной научно-методической литературы по рассматриваемымпредметам показал, что методическая система обучения вышеуказанным дисциплинам в условиях реализации межпредметных связей в педагогическом вузе разработана недостаточно.

Возникает ряд противоречий методического характера между:

— необходимостью повышения эффективности процесса профессиональной подготовки студентов педагогических вузов по дисциплинам «элементы теории вероятностей и статистики» и «компьютерное моделирование» и недостаточным1 уровнем разработанности методики реализации межпредметных связей;

— необходимостью формирования у студентов глубоких и устойчивых знаний и умений в> процессе обучения «элементам теории вероятностей и статисти6 ки» и отсутствием системных знаний начального (базового) уровня по данной дисциплине, либо их фрагментарностью;

— неограниченными возможностями использования для расчетов и визуализации математических моделей персонального компьютера в процессе обучения «элементам теории вероятностей и статистики» — как средства обучения, с одной стороны, теории и практических задач по «элементам теории вероятностей и статистики» — как дидактический материал в процессе обучения «компьютерному моделированию», с другой стороны, и не разработанностью методической системы, позволяющей-осуществлять такую взаимосвязь;

— необходимостью повышения профессиональной компетентности будущих педагогов в информационнокоммуникативной области и отсутствием соответствующих методик диагностирования компетенции по дисциплине «Компьютерное моделирование».

Вышеперечисленные противоречия' определили выбор темы и содержание проблемы исследования.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью реализации межпредметных связей в методической системе обучения дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование», повышающей профессиональную компетентность будущих учителей, и неразработанностью такой системы обучения.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки учителей в педагогическом вузе.

Предмет исследования — методическая система обучения дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование» в условиях реализации межпредметных связей.

Цель исследования: определение и теоретическое обоснование условий, обеспечивающих реализацию межпредметных связей между дисциплинами* «Элементы теории’вероятностей и статистики» и «Компьютерное мо7 делирование», проектирование методической системы обучения данным дисциплинам, повышающей профессиональный уровень и компетентность будущих учителей математики и информатики.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс профессиональной подготовки студентовв педагогическом вузе будет более эффективным, если построить методическую систему обучения дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование» в условиях реализации межпредметных связей, учитывающую теоретическую и практические составляющие процесса обучения данным дисциплинам.

Задачи исследования:

— Оценить состояние процесса обучения студентов в педагогическом вузе математике и информатике.

— Обосновать необходимость использования межпредметных связей в процессе обучения математике и информатике студентов в педагогическом вузе.

— Выделить базовые составляющие процесса обучения математике и информатике и определить их роль в реализации межпредметных связей.

— Построить методическую систему обучения студентов педагогических вузов дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование» с учетом реализации межпредметных связей, повышающую профессиональную компетентность будущих учителей математики и информатики в информационнокоммуникативной области.

— Разработать учебно-методические обеспечения для дисциплин «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование».

— Экспериментально проверить эффективность разработанной методической системы обучения студентов педагогических вузов дисциплинам 8.

Элементы теории вероятностей и статистики" и «Компьютерное моделирование».

Методологической основой исследования являются: работы психологов по проблеме ассоциаций (авторы — И. П. Павлов, Л. С. Выгодский, Ю. А. Самарин и др.) — результаты исследований по общим проблемам межпредметных связей в обучении (авторы — Г. И. Батурина, В. А. Далингер, И. Д. Зверев, Д. М. Кирюшкин, Н. А. Лошкарева, В. Н. Максимова, Н М. Скаткин, Г. Ф. Федорец, В. Н. Федорова, А. В. Усова и др.) — работы в области методики обучения математике (авторы — В. А. Далингер, А. П. Колмогоров, Ю. М. Коля-гин, Г. Л. Луканкин, А. Г. Мордкович и др.) — концепция деятельностного подхода к обучению, концепция основ профессиональной подготовки компетентных учителей в педагогических вузах, основы алгоритмического подхода к обучению математике, заложенные В. А. Далингером, М. П. Лапчиком, Л. М. Фридманом и др.- методическая система обучения математике, предложенная А. М. Пышкалометодическая система обучения информатике, предложенная И. Н. Антиповым.

В процессе работы над диссертационным исследованием применялись следующие методы исследования:

— содержательный и теоретический анализ (историографический, сравнительно-сопоставительный) — -педагогическая диагностика (наблюдение) — -социологические методы в педагогике (опрос, беседа) — -экспериментальные методы (эксперимент констатирующий, поисковый, сравнительный) — -статистические методы обработки результатов эксперимента.

Научная новизна заключается в том, что выделены и теоретически обоснованы три составляющие (теоретическая, практически-аналитическая, практически-экспериментальная) процесса обучения математике и информатике, как основное условие реализации межпредметных связейпредложен 9 способ построения методической системы обучения дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование», которая реализует межпредметные связи и повышает профессиональную компетентность будущих учителей математики и информатики.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в проектирование методической системы обучения дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование», которая базируется на трех составляющих процесса обучения математике и информатике, и реализует межпредметные связи.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и апробации учебно — методических обеспечений для дисциплин «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование" — разработанная методическая система способствует повышению профессиональной компетентности будущих учителей в информационнокоммуникативной областиподтверждена эффективностьусловия реализации межпредметных связей в учебно-образовательном процессе. На защиту выносятся: -методический подход к формированию условий и системы обучения в педагогическом вузе дисциплинам «Элементы теории, вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование», основанный на выделение трех составляющих процесса обучения математике и информатике, позволяющий реализовать межпредметные связи и обеспечивающий повышение уровня профессиональной подготовки и компетентности будущих учителей- -процесс проектирования методической системы обучения дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование», реализующий межпредметные связи- -учебно-методические обеспечения для дисциплин «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование».

Достоверность полученных результатов и обоснованность научных выводов обеспечиваются использованием теоретических положений психолого-педагогической и методической науки по теме исследованияадекватностью методов исследования используемых в работерезультатами педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной проверки знаний в процессе обучения студентов дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование» в условиях реализации межпредметных связей на физико-математическом факультете Московского государственного областного университета в период 2007 — 2009 г. г. Основные теоретические положения, материалы и результаты докладывались на кафедре «Вычислительная математика и методика преподавания информатики», на ежегодных научно-практических конференциях в Московском государственном областном университете в 2007 г., 2008 г., 2009 г., на конференции «Молодежь в науке» (Липецк, 2008 г.) и опубликованы в форме научных статей в журналах «Вестник МГОУ» и «Гуманитарные науки».

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Объем диссертации составляет 197 страниц машинописного текста, включает 11 таблиц, 26 рисунков, 6 диаграмм, 8 приложений. Библиография содержит 137 наименований.

выводы.

Построена методическая система обучения дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование» в условиях реализации межпредметных связей, а, именно, определены цели и задачи, основные направления в содержании, рассмотрены методы и формы обучения, в качестве основного средства обучения предусмотрено применение персонального компьютера.

2.Разработано учебно-методическое обеспечение для дисциплины «Элементы теории вероятностей и статистики», которое содержит курс лекций и практических занятий.

3 .Разработано учебно-методическое обеспечение для дисциплины «Компьютерное моделирование», которое содержит курс лекций и лабораторные работы.

4.Проведен педагогический эксперимент по проверке методической системы обучения студентов педагогических вузов дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование» в условиях реализации межпредметных связей. Эксперимент показал эффективность этой системы. Установлено, что данная методическая система способствует более глубокому пониманию и усвоению обеих дисциплин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Выполнен анализ состояния процесса обучения математике и информатике студентов педагогического вуза в условиях реализации межпредметных связей. Обоснована целесообразность реализации межпредметных связей в процессе обучения математике и информатике студентов в педагогическом вузе для повышения профессиональной компетентности.

2. Установлено, что в процессе обучения дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование» межпредметные связи используются недостаточно. Для устранения выявленного недостатка необходимо сформировать определенную методическую систему обучения этим дисциплинам, которая повысит профессиональную компетентность будущих учителей.

3. Выделены три составляющие (теоретическая, практически-аналитическая, практически-экспериментальная) процесса обучения математике и информатике как основа реализации межпредметных связей, обосновано их применение при построении методической системы обучения дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование».

4. Предложена методическая система обучения дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование», повышающая профессиональную компетентность будущих учителей.

5. Проведен педагогический эксперимент по проверке методической системы обучения студентов педагогических вузов дисциплинам «Элементы теории вероятностей и статистики» и «Компьютерное моделирование» в условиях реализации межпредметных связей. Эксперимент показал эффективность предложенной методическая системы, так как было установлено, что такая система позволяет овладеть знаниями, умениями и навыками не только.

196 по отдельно взятой дисциплине, но и в комплексе, а, значит, позволяет повысить уровень профессиональной компетентности будущего учителя. В результате эксперимента подтвердилась гипотеза исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Н. Содержание и методы обучения программированию в средних учебных заведениях: Диссертация на соиск. уч. степени докт. пед. наук. — М., 1981. — 300с. — В надзач НИИ содержания и мтодов обучения АППСССР.
  2. Н.С. Интегративная функция обучения / Современные проблемы методики преподавания математики. М., 1985. — с. 25 — 38.
  3. Г. И. О сущности и видах межпредметных связей // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. Сборник научных трудов. М.: Изд — во АПН СССР, 1982. — 88 с.
  4. В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-288 с.
  5. П.П. Школьные программы и мысли детей. Избранныепедагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т.1 / Сост. М. Г. Данильченко, А.А. Никольская- Под ред. Петровского. М.: Педагогика, 1979.-304 с.
  6. И. Б. Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления : На примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08, Тольятти, 2004, 205 с. ил.
  7. Д. И. Психология усвоения знаний в школе / Д. И. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М.: АПН СССР, 1959. — 348 с.
  8. Д. И. Формирование приемов умственной работы уч-ся как путь развития приемов мышления и активности учащихся.// Вопросы психологии. — 1962. № 4. — с.74−82.
  9. Дж. Психология познания / Дж.Брунер. М.: Прогресс, 1977. -412 с.
  10. А. Л. Моделирование. Проблемы выбора и реализации. М.: МГОУ, 2008. — 74 с.
  11. Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. — 721 с.
  12. Е.А. Основы статистики и вероятность. 5−9 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Е. А. Бунимович, В. А. Булычев, М.: Дрофа, 2004. — 288 е.: ил. — (Темы школьного курса).
  13. Д.Д. Методические особенности исследования вероятности обнаружения шарика в ящике с использованием компьютера // Современные гуманитарные исследования. № 6(25). — 2008. — М.: Изд-во Компания Спутник +. — с. 195−199.
  14. Д.Д. Методические особенности применение компьютерных моделей при изучении основ теории вероятностей в школе // Современные 1уманитарные исследования. № 2(27). — 2008. — М.: Изд-во Компания Спутник +. — с. 149−153.
  15. Д.Д. Особенности компьютерной реализации задач вероятностного характера // Вестник МГОУ. Серия «Физика-Математика». № 3−4. — 2008. — М.: Изд-во МГОУ. — с. 51−54.
  16. Е.С. Теория вероятностей. 4-е изд. — М.: Наука, 1969. -576 с. ил.
  17. Н.Я., Потапов В. Г. Задачник-практикум по теории вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики -М.?Просвещение, 1979. 108 с. ил.
  18. О. Дидактика как теория образования в ее отношениях к социологии и истории образования. Пер. с нем. проф. казанск. Духовной акад. свящ. А. Дружинина. Т.2. М. Тип. Г. Лисснера и А. Гешел. 1908. -708 с.
  19. В.И. Изб. пед. соч. / (Сост., авт. вст. ст., с. 6 30 и коммент. B.C. Аранский) АПН СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 474 с.
  20. JI. С. Избранные пед. произв. М.: изд-во АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  21. П. Я. Формирования знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Изд. МГУ, 1968. — 135 с.
  22. И.Ф. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1940. — 289 с.
  23. А.И., Огарев Н. Р. О воспитании и образовании: Сборник. / Сост. и авт. коммент. В. И. Ширяев. М.: Педагогика, 1990. — 303 с.
  24. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов / В. Е. Гмурман. 9-е изд., стер. — М.: Высш.шк., 2003.- 368 с. ил.
  25. Е.Я. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе. // Актуальные проблемы индивидуализации обучения: Материалы научного симпозиума в Тарту 12−14 октября 1969 г. Тарту, 1970.-80 с.
  26. .А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 96 с.
  27. М. И., Краснянская К. Л. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1977. 134 с.
  28. В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 80 с.
  29. В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации межпредметных связей. Ом. обл. ин-т. повышения квалификации работников образования- Омск, 1993. -323 с.
  30. М.А. Дидактика. М.: Изд-во Академии пед. наук., 1957. — 518 с.
  31. А. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  32. H.A. Избр. пед. соч. М., Изд-во АПН РСФСР, 1952. 191 с.
  33. A.B. Педагогические условия развития познавательного стиля учащихся с использованием межпредметных связей : диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.01, Смоленск, 2006. 174 с.
  34. И.Д. Послевузовская подготовка учителя к реализации межпредметных связей на основе способа диалектического обучения : диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08, Красноярск, 2004, 189 с. ил.
  35. А.П. Введение в теоретическое программирование: учебное пособие. -М.: Наука, 1977.-288 с.
  36. Есипов Б. П. Основы дидактики. М.:Просвещение, 1967. — 415 с.
  37. И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы межпредметных связей // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. М., 1973.
  38. Т.М. Моделирование как одна из форм познания реального мира // Сб. Актуальные вопросы совершенствования преподавания математики в педвузе Минск: МПИ, 1987.
  39. Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  40. Кабанова-Меллер E.H. Приемы учебной работы. М.: Педагогика, 1980. -198 с.
  41. Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков. М.: Педагогика, 1982.
  42. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  43. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. -288 с
  44. Калмыкова 3. И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979.-48 с.
  45. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. М., 1982.-397 с.
  46. А. Н. Межпредметные связи в процессе преподавания информатики в туристском ВУЗе : диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08, Москва, 2003.- 105 с. ил.
  47. В.Н. Межпредметные связи в естественно-математической и педагогической подготовке учителей. Тбилиси: Гаматлеба, 1987. 292 с.
  48. И.И. Межпредметные связи как фактор повышения качества профессионально-педагогической подготовки студентов вузов: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08, Магнитогорск, 2004. 167 с. ил.
  49. O.E. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе связи как средство профессиональнойподготовки студентов : диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.02, Орел, 2003. 170 с. ил.
  50. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С.14−21.
  51. А.Н. Математика в ее историческом развитии/ под ред. В. А. Успенского. М.: Наука, 1991. 221 с.
  52. Ю.М., Луканкин Г. Л. Основные понятия современного курса математики. -М.: Просвщение, 1974. 382 с.
  53. Я.А. Изб. пед. соч. -М.: Учпедгиз, 1955. 652 с.
  54. Ю.А. Реализация межпредметных связей курсов алгебры и физики основной школы в условиях дифференцированного обучения : диссертация.. кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Моск. пед. гос. ун-т. Москва, 2004. 170 с.
  55. К.П. Проблема межпредметных связей в профессионально-техническом образовании // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе.- 41.- М., 1973. -234 с.
  56. А.Л. Межпредметные связи математики и информатики при подготовке специалистов экономического профиля : диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.02, Орел, 2000. 155 с.
  57. А.Н. Роль моделирования в процессе познания // Некоторые закономерности научного познания (Сб. статей. Ред. коллегия проф. д.-р. философ, наук И. И. Матвенков (отв. ред) и др.) Новосибирск, 1964.
  58. Н.К. Пед. соч.: В 6 т. М., 1980. — т.5. — 597 с.
  59. Э.И., Сорокина О. М. Основы информатики и вычислительной техники: Эксперим. учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений. /Под общ. ред. Э. И. Кузнецова. М.:Машиностроение 1993.-189с., ил.
  60. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. Сборник статей, Пенза, 1971. 96 с.
  61. П.Г. Принцип обучения в высшей школе. Метод, указ. Для преподавателей — слушателей фак. повышения квалификации. М.: MB А, 1981.-26 с.
  62. П.Г. Развитие идеи межпредметных связей в педагогике. Метод. Указания по реализации взаимосвязей в обучении студентов. — М.: МВА, 1981. 40 с.
  63. М.П. Вычисление, алгоритмизация, программирование: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  64. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. — 185 с.
  65. И.Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования. В кн.: Вопросы методов педагогических исследований / Под ред. М. Н. Скаткин. М., 1973.-40−55 с
  66. И. Программы как метод моделирования процессов учения и мышления // Теоретические проблемы управления познавательной деятельности человека. М., 1978.
  67. Дж. Пед. сочинения: В 3-х т. Т.1. — М., 1939.
  68. М.В. Избранные произведения. Л.: 1986. — 127 с
  69. Н.А. О понятиях и видах межпредметных связей // Советская педагогика. 1972. № 6. — С.49.
  70. Г. Л., Ваулина Д. Д. О содержании обучения стохастики учащихся профильной школы // Вестник МГОУ. Серия «Физика-Математика» № 2. — 2006. — М.: Изд-во МГОУ. — с.63−65.
  71. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. Л., 1979. — 92 с.
  72. И.И. Методика осуществления межпредметных связей физики с математикой в условиях комплексной технологии обучения студентов педвуза : диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.02, Горно Алтайск, 2004. — 261 с.
  73. Н. А. Мышление в процессе обучения. В кн.: Исследование мышления в советской психологии. — М.: Наука, 1966, с. 215−264.
  74. Методика и технология обучения математике. Курс лекций- пособие для вузов / под научн. ред. Н. Л. Стефановой, Н. С. Подходовой. М.: Дрофа, 2005.-416 с.: ил.
  75. Е.Е. Роль учителя в организации межпредметных связей // Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск, 1982. — с. 20 — 29.
  76. Э.И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. -М.: Знание, 1986.-78 с.
  77. А.Г. О профессионально педагогической направленности математической подготовки будущих учителей математики. // Математика в школе. — 1984. — № 6. — с. 42 — 45.
  78. Наглядность и технические средства обучения в преподавании общественных наук. Вып.2. 1975 -1980 (Сост. Е. В. Киселева и др.), 1981.
  79. И.Т., Шимберев П. Н. Педагогика. Учебник для пед. ин-тов. М.: Учпедгиз, 1954. 129 с.
  80. В.Ф. Избр. пед. соч.- М.: Учпедгиз, 1955. 368 с.
  81. И.П. Избр. произведения /Под общ. Ред. Х. С. Коштоянца. М.: Госполитиздат, 1951. — 583 с.
  82. О. Г. Межпредметные связи в профессиональной подготовке менеджеров туризма (на примере колледжа): диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08, Москва, 2002, 174 с. ил.
  83. О.В. Развитие интегрированных умений учащихся профессионального лицея на основе взаимосвязи общетехнических и специальных предметов : диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08, Санкт-Петербург, 2003, 230 с.
  84. О. П. Проектирование междисциплинарной технологии обучения студентов в условиях информатизации образовательного процесса вуза : диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08, Ставрополь, 2004, 157с. ил.
  85. Педагогика и народное образование в зарубежных странах. М., 1959.
  86. И.Ф. Избр. пед. произв. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1963. -563 с.
  87. Г. Г. Ситуативные задачи в педагогике. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Минск: Университетское, 1990. -223 с.
  88. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
  89. A.A. Математическая модель в системе межпредметных связей / Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей. Сб. статей под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. — 207 с.
  90. Проблемы педагогики и школы в капиталистических странах. М., 1974.
  91. A.M., Разумовская М. М., Беленький Г. И. Совершенствование содержания образования в школе. М.: Педагогика, 1985. — 272 с.
  92. А. Письма о вероятности/ Пер. с венг. — М.: Мир, 1970. 54. с.
  93. В.Н. Реализация межпредметных связей при формировании понятия о стандартном виде числа / В. Н. Ретюнский (и др.) // Математика в школе. 1979. —№ 2. — с. 31.
  94. К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. 1984.
  95. Роль МПС в проф.-методической подготовке учителя: Межвуз. сб. науч. тр. / Новосиб. гос. пед. ин-т (Редкол. Д. Х. Рубинштейн (отв. ред.) и др.) -Новосибирск, НГПИ, 1984.
  96. .Ж. Избранные педагогические сочинения. -М., 1981. 653 с.
  97. Ю. А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-504 с.
  98. Д.Д. Избранные педагогические сочинения. М. ИАПН РСФСР, 1953 г.-404 с.
  99. М.Н. Проблемы современной дидактики. -М., 1984. 95 с.
  100. М.Н., Батурина Г. И. Межпредметные связи, их роль и место в процессе обучения // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе.- 41.- М., 1973. -234 с.
  101. К.А. Мысль в действии (Психология мышления). М., Политиздат., 1968. 208 с.
  102. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки, Моск. гос. заоч. пед. ин-т. М.: Просвещение, 1976. -22 с.
  103. А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.- 423 с.
  104. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. 400 с.
  105. Соколенко A.JI. Microsoft Office Exel 2003. Просто как дважды два. M.: Изд-во Эксмо, 2007. 256 е., ил
  106. H.A. Дидактическое значение МПС. // Советская педагогика. -1971,-№ 8.-с. 53 -60.
  107. В. Я. Избранные педагогические сочинения. — М.?Педагогика, 1991.-367 с.
  108. Н. Ф.Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд. МГУ, 1977.-237 с.
  109. Технические средства и моделирование учебного процесса: Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. Ленина, (Отв. ред. Ю. О. Овакимян). М.: МГПИ, 1980.
  110. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 188 с.
  111. К.Д. Собрание сочинений. Т. З. Педагогические статьи 18 621 870 гг. -М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 776 с.
  112. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: Учебное пособие. Ленинград: J И’НИ, 1983.- 88с.
  113. В.Н. Межпредметные связи естественно математических дисциплин. / Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей. Сб. статей под ред. В. Н. Федоровой. -М.: Просвещение, 1980. — 207 с.
  114. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. На материале естественно-научных дисциплин средней школы. М.: Педагогика, 1972. 152 с.
  115. В., Введение в теорию вероятностей и её приложение (Дискретные распределения), пер. с англ., 2 изд., т. 1, М., 1967.•125. Фридман JIM. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.
  116. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман. М.: Знание, 1984. 80 с.
  117. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  118. Черкес-Заде Н. М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса // Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Вып. 1. Ред. коллегия A.B. Усова (олтв. ред), Челябинск, 1973.
  119. В.И. Дидактика высшей школы. История и современные проблемы. -М.: ВУЗ кн., 2002. 135 с.
  120. O.A. Межпредметные связи в системе подготовки будущих учителей физической культуры : На примере дисциплин базовых физкультурно-спортивных видов: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08, Чебоксары, 2001, 199 ст. ил.
  121. Н.Г. Избранные произведения. Минск Учпедгиз БССР, 1954.-452 с.
  122. Л.В. Теоретические основы технологий учебно-познавательной деятельности будущего учителя математики в процессе математической подготовки в педвузе. Красноярск, 1999.
  123. О.Ю. Жизнь и деятельность, М., 1959. ^
  124. К., Эдерер X. Компьютеры. Применение в химии: Пер. с нем. -М.: Мир, 1988.-416 е., ил.
  125. Г. К. Форма связи между учебными предметами о природе / Советская педагогика, 1954. № 4, с. 50.
  126. В.Н. О межпредметных связях в процессе преподавания основ наук. // Советская педагогика, 1968. № 3. — с.37−44.
Заполнить форму текущей работой