Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовая социализация личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для создания благоприятных условий правовой социализации личности необходимо: развитие и стабилизация экономикиукрепление государства, его институтов, и развитие эффективной государственной и социальной политикиустановление мер ответственности и стимулов правомерной деятельности государственных и общественных органов управления по защите прав и свобод гражданформирование общей и правовой культуры… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические аспекты правовой социализации личности
    • 1. 1. Понятие и сущность правовой социализации личности
    • 1. 2. Стадии и уровни правовой социализации
    • 1. 3. Факторы, воздействующие на правовую социализацию личности
  • Глава 2. Правовое воспитание в системе правовой социализации личности
    • 2. 1. Правовое воспитание и его роль в правовой социализации личности. Взаимосвязь правового воспитания, правосознания, правовой социализации
    • 2. 2. Содержание, формы, методы и средства правового воспитания личности в системе правовой социализации
  • Глава 3. Правовая социализация курсантов, слушателей в образовательных учреждения МВД России
    • 3. 1. Ценностные ориентации курсантов, слушателей и их значимость в правовой социализации
    • 3. 2. Специфические особенности процесса правовой социализации курсантов, слушателей в образовательных учреждениях МВД России и пути его совершенствования

Правовая социализация личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования объясняется многими факторами, обусловленными политическими, социально-экономическими, идеологическими изменениями, происходящими в России. Наметилось хотя и медленное, но реальное движение по пути демократизации, формирования гражданского общества, когда устанавливаются новые взаимоотношения между личностью и обществом, личностью и государством, провозглашаются высшей ценностью — человек, его права и свободы1.

Однако было бы заблуждением полагать, что реализация провозглашенных принципов зависит только от государства, тем более, если учесть, что в его структурах живучи чиновничья бюрократия, давние российские традиции давления на человека со стороны власти.

В условиях, когда меняются цели, ценности, нормы, образцы поведения, дальнейшее развитие и стабилизация общества, государства, реализация прав и свобод зависят во многом от самого человека, его способности не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и преобразовать отношения между личностью и государством на основе развития права, установления доверия и взаимного уважения, справедливости, законности и тем самым обеспечить будущее России. Справиться с такими задачами возможно, если каждый индивид овладеет социально-правовыми знаниями, навыками реализации своих прав и обязанностей, опытом взаимоотношений между людьми и социальными институтами. Иначе говоря, становление полноправной личности происходит в результате ее формирования и социализации, правовой — в частности.

1 См.: Ст. 2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, внесенными указами Президента РФФедеральным конституционным законом от 25 марта 2004 г.). М.: Юридическая литература, 2005.

Таким образом, исследование правовых аспектов включения личности в систему общественных отношений в новых условиях, ее правовой социализации является весьма актуальным.

В условиях переходного периода, нестабильности, роста преступности, кризиса правосознания возросли требования к правоохранительным органам, в том числе и к органам внутренних дел. Необходимо, чтобы каждый работник органов внутренних дел осознал свою роль и место в обществе, обладал высоким уровнем правосознания, правовой культуры, строго следовал букве Закона, сознательно участвовал в формировании цивилизованного общества. Решение этих задач осуществляется в период профессиональной подготовки кадров. Именно поэтому важно изучить, как осуществляется правовая социализация будущих специалистов в процессе их обучения и воспитания в образовательном учреждении системы МВД России, что позволит придать исследованию конкретную и практическую направленность.

Тема исследования носит комплексный характер, касается ряда сторон таких наук как философия права, социология права, психология, педагогика, теория государства и права, но доминирует — правовой аспект теории и практики социализации. Такой подход становится весьма перспективным в связи с углублением интеграции юридической науки с другими науками (социологией, психологией, философией, педагогикой и др.) о человеке, обществе, государстве, введением в научный оборот новых понятий и категорий. Их взаимное сближение, проникновение, интеграция определяют судьбу науки.

Теоретическая необходимость дальнейшего изучения и разработка конкретных сторон проблемы правовой социализации личности и исключительная практическая значимость ее для формирования гражданского общества, правового государства, правовой социализации курсантов, слушателей в образовательных учреждениях МВД России, отвечающих требованиям, предъявляемым к органам внутренних дел, и обусловили выбор темы исследования.

Степень разработанности темы исследования.

Социологические аспекты социализации личности получили научную разработку в трудах зарубежных ученых Э. Дюркгейма, Г. Тарда, Ж. Пиаже, Дж. Мида, Ч. Кули, М. Вебера, О. Конта, Т. Парсонса, Н. Смелзера и др.

Выдающиеся русские ученые С. С. Алексеев, Н. М. Коркунов, Б. А. Кистяковский, С. А. Муромцев, Н. К. Михайловский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, B.C. Соловьев, П. А. Сорокин, E.H. Трубецкой, Б. Н. Чичерин, Г. Ф. Шершеневич, И. А. Ильин вели свои исследования по проблемам взаимоотношения личности, общества, государства с позиций философии, социологии, права, религиоведения и внесли большой вклад в рассмотрение методологических сторон социализации личности. Их размышления о возрождении духовных, правовых идеалов продолжают оставаться актуальными и в настоящее время.

Авторами исследований, в которых рассматриваются структура личности, ее становление, развитие и роль биологических, психологических, социальных факторов в социализации личности являются Г. М. Андреева, С. С. Батенин, Е. П. Белинская, В. Л. Васильев, Л. С. Выготский, М. И. Еникеев, И. С. Кон, Б. Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн, Х. Ф. Сабиров, Н. С. Слепцов, O.A. Тихомадрицкая, А. К. Уледов, Г. Г. Шиханцов и др.

Те или иные стороны социализации личности в правовом аспекте освещались такими учеными-правоведами, социологами, философами, как П. П. Баранов, C.B. Боботов, А. Б. Венгеров, Ю. И. Гревцов, В. П. Казимирчук, В. Н. Казаков, Д. А. Керимов, В. Н. Кудрявцев, Т. Н. Радько, Е. А. Лукашева, В. П. Малахов, B.C. Нерсесянц, В. В. Оксамытный, В. П. Сальников, Л. К. Синцов, И. П. Левченко, C.B. Облиенко, A.C. Прудников.

Значительно активизировались исследования по данной проблеме в конце XX и в начале XXI вв. в области философии, социологии, юриспруденции с конкретной направленностью. Следует особо отметить авторов: К.В. Рубчевский1 (философский аспект) — Р. Ф. Латыпов, Ф.Р. л.

Сабирзянова (политическая социализация) — И. А. Карелина, A.A. Мальцев, A.B. Ткаченко3 (социализация личности, молодежи — социологический аспект) — В. И. Веремчук, О. Ю. Тарская, В. И. Козырь, М. В Ермаков4 (социализация курсантов высших военно-учебных заведений) — С. А Гаврилин, A.B. Мещерякова, В. А. Братчиков (формирование правосознания, правовой психологии, социальная идентификация курсантов вузов МВД России)5. С позиций формирования правовых качеств личности рассматривает процесс правовой социализации личности С.А. Анохин6.

Непосредственно с правовой стороны исследовали проблему социализации личности и внесли значительный вклад в ее разработку.

1 Рубчевский К. В. Социализация в современных условиях: Социально-философский анализ: Дис. д-ра филос. наук. Красноярск, 2003.

2 Латыпов Р. Ф. Политическая социализация: этнический аспект: Дис.. канд. полит, наук. Уфа, 2003; Сабирзянова Ф. Р. Политическая социализация студенческой молодежи Республики Башкортостан на современном этапе: Дис. канд. полит, наук. Уфа, 2003.

3 Карелина И. А. Социализация студенческой молодежи: состояние и перспективы:

Теоретико-методологический анализ: Дис.канд. социол. наук. Казань, 2005; Мальцев.

A.A. Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы: Дис. канд. социол. наук. М., 2005; Ткаченко A.B. Правовая социализация студентов, получающих высшее юридическое образование: Дис.. канд социол. наук. Ростов н/Дону, 2005.

4 Веремчук В. И. Социализация курсантов в процессе обучения в высшем военно-морском учебном заведении: Дис. .канд. социол. наук М., 1999; Тарская О. Ю. Социализация курсантов военно-учебных заведений (Патриотический и социокультурный аспекты): Дис. канд. социол. наук. Саранск, 2000; Козырь В. И. Правовая социализация учащихся системы высшего военного образования: Дис.. канд. социол. паук. Саратов, 2002; Ермаков М. В. Гражданская социализация курсантов военных вузов: статусно-идентификационные основания. Ростов п/Дону, 2003.

5 Гаврилин С. А. Формирование правосознания слушателей вузов МВД РФ как фактор совершенствования их профессиональной подготовки: Автореф. дис. .социол. наук. М., 2001; Мещерякова A.B. проблемы правовой психологии курсантов вузов МВД России: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Дону, 1999; Братчиков В. А. Социальная идентификация курсантов вузов МВД России: Дис.. канд. социол. наук. Саратов, 2003.

6 См.: Анохин С. А. Правовые качества личности в системе условий правомерного поведения: Дис. канд. юрид наук. М., 2005. авторы О. Г. Шапиева, O.E. Томазова, А.Н. Бабенко1.

Составной частью правовой социализации личности является правовое воспитание, поэтому диссертант уделил этому вопросу большое внимание и изучил ряд работ авторов, посвященных данной проблеме.

Рассмотренные концептуальные подходы указанных выше авторов легли в основу изучения и дальнейшей разработки аспектов правовой социализации личности.

Однако, если в области социологии, психологии проблема социализации сравнительно изучена, то в юридической науке она еще недостаточно разработана и требует дальнейшего анализа, развития, обоснования, разрешения многих ее сторон в новых условиях с целью определения эффективных путей формирования правового сознания, правовой социализации личности.

Объектом исследования являются процессы и средства правовой социализации личности в современном обществе.

Предметом исследования выступает система принципов, средств, методов и конкретных социальных условий, обеспечивающих правовую социализацию личности.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Конечная теоретическая цель исследования — определение специфики правовой социализации в системе форм социализации личности. Конечная практическая цепь исследования — определение наиболее эффективных средств правовой социализации сотрудников органов внутренних дел в условиях образовательной системы МВД России.

В рамках достижения указанных целей ставились и решались следующие теоретические и научно-практические задачи:

1 Шапиева О. Г. Нравственпо-правовая социализация личности: Дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 1997; Томазова O.E. Правовая социализация молодежи в современном российском обществе: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов п/Дону, 2003; Бабенко А. Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей//Государство и право. 2005. № 2. С.104−106.

— изучение, анализ и обобщение результатов исследований по проблеме правовой социализации личности;

— уточнение сущности, содержания и форм правовой социализации личности;

— исследование стадий, уровней, функций правовой социализации;

— раскрытие факторов правовой социализации;

— обоснование значимости правосознания, правовой культуры в правовой социализации личностироли правового воспитания в системе правовой социализации;

— выявление особенностей процесса правовой социализации курсантов, слушателей в образовательных учреждениях МВД России и определение путей его совершенствования.

Методологическая и источииковая база исследования.

В ходе проведения диссертационного исследования использовались различные методы научного познания: диалектический, формальнологический, системно-структурный, исторический, сравнительно-правовой, а также комплексный, междисциплинарный подходы с учетом взглядов представителей различных направлений философской, социологической, психологической и юридической мысли.

Теоретическую базу исследования составили труды ученых и их фундаментальные положения по философии права, социологии права, юридической психологии, теории государства и права, педагогике.

Нормативно-правовая основа исследования — Конституция Российской Федерации, действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации.

На основе разработанного автором инструментария был осуществлен ряд выборочных социологических исследований (анкетирование, опрос). Всего было опрошено 350 курсантов, слушателей Московского университета МВД России и его подразделений, а также изучен и обобщен педагогический опыт ряда образовательных учреждений МВД России. Достоверность полученных результатов подтверждается репрезентативностью выборки и применением математических методов обработки данных.

Автором использовались статистические данные Главного информационно-аналитического центра МВД РФ, материалы прессы по вопросам права, деятельности правоохранительных органов.

Выводы диссертационного исследования основываются также и на личном опыте педагогической, учебно-методической, научной работы автора в образовательных учреждениях МВД России на протяжении почти трех десятков лет.

Научная новизна исследования.

Настоящая диссертация является одной из немногих, в которой социализация личности освещается в теоретико-правовом аспекте.

Научная новизна исследования состоит в следующем: правовая социализация личности рассматривается с учетом кардинальных социально-экономических, политических, нравственно-правовых изменений, происходящих в обществе, и влияния последних на социализацию как факторов-доминантовуточняются и дополняются такие теоретические понятия, как: правовая социализация личности, правовая социализация личности курсанта, слушателя образовательного учреждения МВД России, содержание и средства правовой социализацииопределяются формы, функции, правовой социализации личности, четвертый (наивысший) ее уровеньпредлагается правовой аспект прохождения стадий процесса правовой социализации личностиобосновывается роль правового воспитания и образования в правовой социализации личностивыявляются особенности правовой социализации личности, особенности правовой социализации курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД Россиипредлагается модель правовой социализации личности курсанта, слушателяформулируются конкретные практические рекомендации совершенствования процесса правовой социализации личности.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Правовая социализация представляет собой единство объективного и субъективного, целенаправленного процессов адаптации личности к нормальной правовой жизни в обществе, а потому требует создания или активизации как благоприятных факторов и условий материальной и социальной жизни человека, так и действенной системы воспитательных усилий.

2. С точки зрения структуры правовая социализация личности предстает в единстве процесса освоения правовых ценностей и норм поведения, механизма формирования и развития правовых качеств личности и результата, индикатором которого является адекватное функционирование человека в правовом поле.

3. Правовая социализация личности имеет ряд уровней, высшим из которых является уровень, на котором реализуется способность к социально-правовому творчеству, развитию индивидуальной правовой культуры.

4. Правовая социализация личности осуществляется в трех формах, которые на практике могут иметь разные сочетания. Речь идет об обыденной социализации, ограниченной элементарными представлениями и знаниями, ситуативными правовыми установками на конкретные действияадаптивно-деятельностной, связанной с глубоким пониманием и полным приятием правовых ценностей общества, что закономерно приводит к активной правовой деятельностипрогрессивной, означающей способность личности к самостоятельному развитию, совершенствованию как участника правовой жизни общества, конкретной группы, коллектива.

5. Правовая социализация личности с точки зрения ее целей обеспечивает интеграцию человека в правовую среду, правовые отношенияадаптацию к существующим правовым состояниям, актуальным для человекарегуляцию поведения человекаразвитие правовой активности человека.

6. Правовая социализация личности в условиях образовательных учреждений системы МВД России предполагает функционирование модели, включающей содержание, средства, факторы, механизмы, результаты правовой социализации, и представляется как конкретно-специфический процесс формирования глубоких правовых знаний, профессионального правового сознания, умений и навыков правовой деятельности в результате системной, целенаправленной, организованной учебно-воспитательной и служебной работы профессорско-преподавательского и офицерского состава с учетом индивидуальных качеств курсанта, слушателя, и при их активной включенности в этот процесс.

7. Правовая социализация личности как процесс и механизм представляет собой систему, состоящую из следующих элементов:

— создание социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека;

— централизация усилий государственных органов, общественных организаций, направленных на оказание социальной, психологической, моральной, правовой помощи лицам, которые не могут самостоятельно включиться в процесс ресоциализации;

— разработка программы правовой социализации с учетом региональных, национальных, этнических особенностей, уровня правовой социализированное&tradeконкретных лиц, групп, коллектива;

— развитие сети правовой пропаганды, правового просвещения граждан;

— создание Центров координации правового воспитания и правовой социализации на федеральном и региональном уровнях;

— стимулирование деятельности юристов (теоретиков, практиков) по правовому просвещению, воспитанию гражданусиление воспитательной роли законодательной и правоприменительной практики;

— организация в СМИ специальных передач по освещению актуальных вопросов формирования гражданского общества, комментариев нормативных актов, деятельности органов внутренних дел, судов, прокуратуры, адвокатуры;

— развитие форм участия в правоохранительной практике граждан на общественных началах.

Теоретическое значение исследования определяется тем, что сформулированные в нем положения и выводы имеют общетеоретическое значение для теории государства и права, социологии права. Настоящая работа развивает учение о правовом воспитании в системе правовой социализации личности.

Практическое значение состоит в использовании теоретических положений и социологических данных при изучении курсов по теории права и государства, социологии праваразработке проектов ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел. Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы и предложения могут стать основой для дальнейших научных исследований и практического совершенствования организации повышения уровня правовой социализации, правового воспитания граждан, а также сотрудников правоохранительных органов.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование выполнено и обсуждено на кафедре теории государства и права Московского университета МВД России. Основные аспекты диссертационного исследования изложены в выступлениях на научно-практических межвузовских и международных конференциях. Материалы выступлений опубликованы в научных изданиях, в том числе, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России. Автор имеет 20 публикаций, из них 8 статей посвящены теме диссертации, объемом 4 п. л. Кроме того, отдельные теоретические выводы и социологические данные проведенного исследования используются в учебном процессе в Московском университете МВД России, Российской Академии адвокатуры и в практике организации воспитательной работы с личным составом ОВД по району Фили-Давыдково г. Москвы.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, библиографического списка литературы и приложения. Общий объем диссертации 207 страниц, из них 169 страниц основного текста, библиография включает 230 источников.

Заключение

.

В результате комплексного изучения и анализа концептуальных подходов ученых к проблематике правовой социализации личности можно сделать выводы, которые явились результатом рассмотрения поставленных в исследовании задач.

Систематизированы, уточнены ряд теоретических положений, необходимых для дальнейшего их развития с учетом современности: социализация личности, правовая социализация личности, содержание, средства правовой социализации личности, правовая социализация личности курсанта, слушателя образовательного учреждения МВД России, модель правовой социализации курсанта, слушателя.

Рамки правовой социализации личности расширяются новым аспектом.

— творческое развитие права, создание новых правовых ценностей.

По мнению автора, правовая социализация, ресоциализация и десоциализация — разные процессы и не могут протекать одновременно.

С позиций правосубъектности, правового статуса личности, возрастных ограничений в Российском законодательстве, накопления правовых знаний, социально-правового опыта рассматриваются стадии процесса правовой социализации личности. Процесс правовой социализации личности имеет пять стадий: первичную (ребенок до поступления в школу получает первые представления о правилах поведения) — начальную (субъект усваивает основы знаний о праве и его роли в жизни) — переходную (доминируют физиологическое, психическое развитие и политические, правовые представления могут отличаться неустойчивостью) — базовую (осознанно овладевает правовыми ценностями, руководствуется ими, приобретает навыки активной социально-правовой деятельности) — позднюю продолжающуюся (закрепляются имеющиеся правовые знания, накапливаются новые, личность активно включается в социально-правовую деятельность).

В процессе правовой социализации личность может достигнуть ее наивысшего (четвертого) уровня, при котором она будет обладать способностью, умением творчески позитивно развить право, правовые отношения, создавать новые правовые ценности.

Правовая социализация выполняет такие функции, как: интегрирующая, адаптационная, регулирующая, развивающая (созидательная). Функциональная роль правовой социализации — обеспечить развитие отношений между личностью и обществом, личностью и государством на основе права.

Среди факторов, способствующих успешной правовой социализации, особая роль принадлежит развитию подлинной демократииформированию правового государства, гражданского общества, правовой культуры и правового сознания граждан. Правовая культура, особенно в правоприменительной деятельности оказывает воспитательное, социализирующее влияние на личность. Правосознание, с помощью правовых представлений, знаний, убеждений, чувств, эмоций воздействует на развитие личности в правовом аспекте.

Подробно рассматриваются деструктивные факторы, тормозящие процесс правовой социализации, ведущие к утрате личностью правовых ценностей, девиантному, преступному поведению, а в итоге к обратному процессу — правовой десоциализации личности.

К отличительным особенностям правовой социализации личности в современной России можно отнести: противоречивость объективных условий ее осуществленияпри сохраняющемся кризисе правосознания, наблюдается некоторый рост правовой грамотности и правосознания гражданправовая социализация для большинства граждан еще не носит системный, организованный, централизованный характер со стороны государственных органов и общественных организаций.

Для создания благоприятных условий правовой социализации личности необходимо: развитие и стабилизация экономикиукрепление государства, его институтов, и развитие эффективной государственной и социальной политикиустановление мер ответственности и стимулов правомерной деятельности государственных и общественных органов управления по защите прав и свобод гражданформирование общей и правовой культуры населения, высокого уровня нравственного и правого сознания, уважительного отношения к праву, закону «сверхудонизу», как в верхах власти, так и у рядовых гражданукрепление законности, правопорядка, гарантий прав и свобод, личной безопасности граждансоздание справедливых, правовых законов в интересах граждан, механизмов их реализацииразвитие подлинной демократии, гражданского общества.

Правовая социализация личности осуществляется, как под влиянием широкого круга стихийно воздействующих факторов социальной среды, так и в процессе целенаправленного организованного правового воспитания. Эффективность правовой социализации зависит в огромной степени от правового воспитания, образования, обучения и самообразования личности.

Цели и задачи правового воспитания подчинены целям и задачам правовой социализации личности. Особое значение придается в настоящее время принципу единства правового воспитания с нравственным воспитанием, правовой социализации — с нравственной. Чрезвычайное значение в правовом воспитании и правовой социализации имеет вовлечение граждан в правоохранительную деятельность на общественных началах, а сотрудники правоохранительных органов должны считать своим профессиональным долгом воспитание у граждан уважения к законам, но для этого они сами должны стать образцом для подражания. Их правотворческая, правоисполнительная, правоприменительная деятельность должна носить правовоспитательную значимость.

Правомерное поведение личности выступает качественным результатом ее правовой социализации, правового воспитания.

Научное знание предполагает его использование на практике, поэтому в диссертации показано как теоретические идеи правовой социализации личности претворяются на практике. На примере образовательных учреждений МВД России рассматривается процесс включения курсантов и слушателей в освоение правовых знаний, приобретения навыков не только правового поведения, но и профессиональной (юриспруденция, правоохранительная деятельность) деятельности, общения, формирования высокого правового сознания на уровне профессионального, правовой культуры.

Профессионалы-юристы должны отличаться твердыми устойчивыми знаниями в юриспруденции, юридическим мышлением, умением точно выражать юридические понятия, т. е. владеть юридической терминологией, уметь правильно применять знания на практике, опираясь на научные (теорию) достижения и, наконец, творчески развивать законодательство и его применение. Кроме того, обладать высокими личностными, нравственными качествами (честность, справедливость, долг, достоинство, ответственность, гражданственность, порядочность).

В образовательном учреждении МВД России через правовую социализацию определяется не только модель будущего специалиста правоохранительных органов, но и социально-культурный тип личности, носителя как российских культурных ценностей, так и общецивилизационных.

Правовая социализация личности курсанта, слушателя высшего образовательного учреждения МВД России есть управляемый процесс, посредством организации познавательной, воспитательной, социальноправовой деятельности, общения, формирования и развития самосознания, в частности правосознания, правовой культуры профессорско-преподавательским составом, курсовыми офицерами, руководством образовательного учреждения, при активном включении в эту деятельность самого курсанта, слушателя.

Гражданское общество нуждается в активной социально-правовой, самостоятельной, творческой, предприимчивой личности. Поэтому усилия государственных органов, общественных организаций должны быть направлены на формирование правовых качеств личности. Именно здесь кроются первопричины успехов в борьбе с преступностью. Социализированная в правовом отношении личность является мерилом прогресса общества. Правовая социализация — это путь к интернализации единых для общества ценностей и норм поведения.

Термин «правовая социализация» наряду с такими терминами как «правовое воспитание», «правосознание», «правовая культура» несет в себе смысл согласованности интересов юридической науки с другими науками. В частности, с социологией, психологией, педагогикой, показывая их устойчивое взаимовлияние и взаимосвязь.

Представляются актуальными и требуют дальнейшего исследования следующие аспекты правовой социализации личности: правовая ресоциализацияправовая социализация и поведение личностиправовая социализация и правовой нигилизм в современной Россиипроблемы правового воспитания в современной Россиироль СМИ в правовом просвещении граждан, правовой социализацииправовая социализация личности и преступность, и многие другие стороны указанной проблемы имеют актуальную научную значимость для проведения исследований в научных и образовательных учреждениях системы Министерства образования и науки России, МВД РФ, Минюста РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты и другие официальные документы
  2. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (в редакции федеральных законов от 15 ноября 1997 г. № 140-ФЗ- от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ- от 2 января 2000 г. № 32
  3. ФЗ- от 22 августа 2004 г.№ 122-ФЗ- от 28 декабря 2004 г.//Собрание законодательства Российской Федерации 1996, № 1 Ст. 16- 1997, № 46 -Ст. 5243- 1998, № 26-Ст.3014- 2000, № 2-Ст. 153- 2004, № 35-Ст.3607-
  4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, № 35 Ст. 4135.
  5. РФ от 02 февраля 2004 г. № 03−51−10 ин/14−03)//Вестник образования. 2004.№ 7.
  6. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г.)//Вестник образования. 2004. № 6.
  7. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации/Приказ Министерства внутренних дел России от 19 ноября 1993 г.
  8. Положение о службе в органах внутренних дел РФ/Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992, № 4202−1.
  9. Мы должны расти быстрее, чем остальной мир/Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г.//Парламентская газета. 2004. 27 мая.
  10. Текст выступления Президента РФ Владимира Путина перед депутатами Федерального Собрания в Кремле 25 апреля/Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г.//Российская газета. 2005. 26 апреля.
  11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г.//Российская газета. 2006. 11 мая.
  12. Президент обратился в милицию и потребовал ввести гражданский контроль за правоохранительными органам//Российская газета. 2006. 18 февраля.
  13. О Московской городской народной дружине: Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. № 36.
  14. Об общественных пунктах охраны порядка (Распоряжение Мэра г. Москвы от 03 октября 1996 г. № 357 /1-РМ) (с изм. и доп. от 17 июня, 29 августа 2002 г.) — Положение об общественных пунктах охраны порядка в г. Москве. Приложение № 2.
  15. Примерная программа по правовому образованию. М., 2004. II. Монографии, учебные пособия, учебники
  16. Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. Отв. ред. д-р юрид. наук Е.А. Лукашева- АН СССР, Институт государства и права, — М.: Наука, 1988.
  17. В.Г., Веремеенко И. И., Стрельников С. С. Взаимодействие органов внутренних дел с добровольными народными дружинами. М., 1975.
  18. Г. М. Социальная психология. Учеб. для высших учеб. заведений. М.: Наука, 1994.
  19. .Г. Человек как предмет познания. JL, 1998.
  20. .Г. Проблемы социализации индивида. JI., 1971.
  21. Е.Г., Бусурин C.B. Правовая социализация несовершеннолетних. Лекция. Академия МВД РФ. М., 1995.
  22. П.П. Правосознание и правовое воспитание//Общая теория права. Курс лекций./Под ред. В. Н. Батаева. Н-Новгород, 1993.
  23. П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел (Теоретические проблемы). Учеб. пособие. М., 1991.
  24. С.С. Человек в его истории. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1976.
  25. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
  26. К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982.
  27. C.B. Правовая социализация индивида//Правовая система социализма. Функционирование и развитие. М., 1987. Т.2.
  28. Буш В. В. Памятники старинного русского воспитания (Къ истории древнерусской письменности и культуры). Тип. Кюгельгенъ, КличъиК. Пг., 1918.
  29. B.JI. Юридическая психология. СПб., 2001.
  30. М. О некоторых категориях понимания социологии//Изб. произ. М., 1990.
  31. Н.И. Если бы я знал закон. М., 1976.
  32. КВ. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  33. М.М. Правосознание и правовое воспитание в развитом социалистическом обществе. М.: Мысль. 1973.
  34. Гегель. Избранные произведения. М., 1998.
  35. А.И. Сочинения. В 9-ти т. М.: Гослитиздат. Т.7. 19 551 958.
  36. В.И. Формирование правовой активности личности как составная часть коммунистического воспитания. М.: Высшая школа. 1988.
  37. В. А. Воспитание, нравственность, право. М., 1989.
  38. Г. А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания в социалистическом обществе. М., 1989.
  39. В.В. Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения. Киев.: Наукова думка. 1985.
  40. А.Д. О формировании психологии первичных коллективов. М., 1971.
  41. H.JT. Правосознание и правовое воспитание/Юбщая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 2. Теория права. М.: Изд. Зерцало", 1998.
  42. Р. Избранные произведения. М., 1950.
  43. С.А. Творческая самореализация личности в условиях социо-нормативного регулирования. Монография. Смоленск, 2000.
  44. А.И. Знать и исполнять закон. М.: Юрид. лит. 1987.
  45. А.И. Правовое воспитание молодежи. М.: Знание, 1979.
  46. М.И. Общая и юридическая психология: Учеб. для юрид. вузов, в двух частях 4.1 «Общая психология». М., 1996.
  47. М.И. Общая, социальная, юридическая психология. Учеб. пособие. М., 2002.
  48. Г. И., Ляшенко В. П. Основы философии права. М.: ИНФРА-М. Издательство «Весь Мир», 2001.
  49. И.А. Наши задачи. М., 1992. Т.1.
  50. М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. Монография. М., 1996.
  51. История русской правовой мысли (Биографии, документы, публикации). М., 1998.
  52. В.Н., Казимирчук В. П. Современная социология права: Учеб. для вузов. М:. Юрист, 1995.
  53. В.Н., Малахов В. П. Правосознание и правомерное поведение. Монография. М., 2002.
  54. М.И. Избранные произведения. М., 1975.
  55. И. Критика практического разума//Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1964−1966. Т.4.Ч.1.
  56. . Юридическая социология/Пер. В. А. Туманова. М., 1986.
  57. ДА. Основы философии права. М., 1992.
  58. . А. Очерки по методологии социальных наук права//История русской правовой мысли (Биографии, документы, публикации). М., 1998.
  59. . А. Путь к господству права//История русской правовой мысли (Биографии, документы, публикации). М., 1998.
  60. В.О. Сочинения. М., 1956. Т 1.
  61. Коэ/севников С. Н. Правовая активность граждан: Учеб. пособие//М-во внутренних дел РФ.- Н. Новгород, 1994.
  62. В.В. Правовая активность личности: Монография/МВД РФ. Омский юрид. ин-т МВД РФ. Омск, 1997.
  63. Кон КС. Ребенок и общество. М., 1988.
  64. Кон КС. Открытие Я. М., 1978.
  65. Кон КС. Социология и личность. М., 1967.
  66. Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. •
  67. П.А. Записки революционера. М., 1990.
  68. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  69. Курганов С. К, Кравченко А. И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. М., 2000.
  70. В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 1982.
  71. В.В. Эффективность правоприменительных актов: Вопросы теории. Казань, 1975.
  72. В.В. Социология права/Под ред. академика РАН, д-ра юрид. наук, проф. B.C. Нерсесянца. М., 2000.
  73. И. П., Облиенко С. В. Индивидуальный социально-правовой статус личности: Монография. М.: МосУ МВД РФ, Книжный мир. 2005.
  74. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  75. Е.А. Социалистическое право и личность. М., 1987.
  76. В.П. Философия права: Учеб. пособие для вузов М.: Акад. Проект, 2002
  77. В.П. Основы философии права. М.: Акад. Проект, 2005.
  78. Н.И., Малько А. В. Теория государства и права М., 1997.
  79. В.М. Культура и история. М., 1877.
  80. С.А. Речь председателя Государственной думы, произнесенная в заседании 27 апреля 1906 г.//История русской правовой мысли (Биографии, документы, публикации). М., 1998.
  81. С.А. Наказ Государственной думы//История русской правовой мысли (Биографии, документы, публикации). М., 1998.
  82. О правовой культуре молодежи//Сборник социологических исследований. М., 2003.
  83. В.В. Правовое воспитание важный фактор формирования социально активной личности. Киев, 1979.
  84. Оксамытный ЯЯПравовое воспитание молодежи. Киев, 1985.
  85. А. С. Правовое воспитание. М.: Советская Россия, 1972.
  86. П.Н. Взаимодействие аппаратов уголовного розыска, иных правоохранительных органов и общественности в борьбе с преступность. Омск, 1983.
  87. А.Г. Политическая социализация и ее механизмы/УФеномен политической власти. Тверь, 1993.
  88. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  89. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб, 1910−1911. Т. 1.
  90. ПисаревД.И. Полное собрание сочинений. СПб., 1904. Т.2.
  91. Д.А. Правосознание как особое общественное явление. Киев, 1970.
  92. Правовая культура и вопросы правового воспитания. Сб. научных трудов. М, 1974.
  93. Правовое воспитание и социальная активность населения. Сборник научных трудов. Киев.: Наукова думка, 1979.
  94. Правовоспитательная деятельность советской прокуратуры. Сборник научных трудов. М., 1983.
  95. В.А., Беляев A.M., Пилипонский А. Г. Теоретические концепции социализации в социологии. М., 1999.
  96. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993.
  97. A.C. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  98. Т. Н. Теория государства и права: Хрестоматия/Под общей редакцией И. И. Лизиковой. М.: Академичекий Проект, 2005.
  99. Т.Н. Теория государства и права: Учеб. для вузов. М.: Академический проспект, 2005.
  100. Т.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие. М.: Российская академия адвокатуры, 2001.
  101. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
  102. С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1986.
  103. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. T.II. М., 1989.
  104. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  105. P.K., Баранов В. М., Сальников В. П., Семитко А. П. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. Гл. 17. //Теория государства и права: Учеб. /Под ред. В. К. Бабаева. М., 1999.
  106. И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов н/Дону, 1969.
  107. Х.Ф. Человек как социологическая проблема. Казань, 1972.
  108. В.П. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел//Вопросы массово-политической работы в органах внутренних дел. JI., 1985.
  109. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640−1870). М., 1990.
  110. A.C. Уважение к закону. Проблемы теории и практики его формирования в России. М.: МГИУ, 1999.
  111. Н. Социология: Пер. с анг. М., 1994.
  112. П.А. Система социологии. В 2 т. Пг., 1920.
  113. Социология//"./?. Осипов (руководитель авт. кол.), Ю. П. Коваленко, Н. И. Щипанов, Р. Г. Яновский. М., 1990.
  114. Д.В. Молодежь, правоохранительная система и массовая коммуникация: оптимизация взаимодействия: Монография. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001.
  115. JI.K. Правовая культура работников органов внутренних дел. М.:ВЮЗШ МВД РСФСР. 1991.
  116. Н.М. Правовой нигилизм в России. Краснодар, 1998.
  117. Н.М. Правосознание личности: процесс формирования. Ростов н/Дону, 1998.
  118. Г. Законы подражания: Пер. с французского. СПб., 1892.
  119. Е.В. Правовое воспитание (методология и методика). М., 1990.
  120. С.Н. Методы воспитательной работы со слушателями образовательных учреждений МВД России. Учебно-практическое пособие. М.: МЮИ МВД России, 1998.
  121. JI.B., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия/Под ред. Тихомирова М. Ю. М., 1998.
  122. ЯМ. Полное собрание сочинений. М., 1928. Т. 41.
  123. В. Т. Проблемы оптимизации среды функционирования органов внутренних дел. Горький, 1978.
  124. E.H. Энциклопедия права. МВД России. С.-Петербургский ун-т. СПб.: Лань. Сев.-Зап. Акад. гос. службы, 1998.
  125. Чичерин ЯЯ. Философия права. М.: Наука, 1990.
  126. Г. Г. Юридическая психология. Учеб. для вузов. Ответст. ред. доктор юридических наук, профессор В. А. Томсинов. М., 1998.
  127. Н.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославский ун-т. -Ярославль, 1993.
  128. I. Статьи в научных сборниках, журналах, газетах
  129. М.С. Проблемы формирования правовой культуры современного российского общества/УАктуальные проблемы правосознания в современной России. Сборник научных трудов. Часть I/Под ред. д-ра юрид. наук Г. Х. Ефремовой. М., 2005.
  130. Н.В. Проблемы социализации личности//Социальные исследования. М., 1970. Вып. 3.
  131. А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей//Государство и право. 2005. № 2.
  132. .Г., Киселева Е. А., Калашников М. О. Профессионально-личностные качества сотрудников органов внутренних дел//Известия МЦПО и КНИ. 1996. № 2.
  133. В.М. Правовая культура (к вопросу о понимании)//Правоохранительная деятельность и правовое государство. Сборник трудов адъюнктов и соискателей. Вып. З/Под общей ред. В. П. Сальникова. СПб: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России. 1994.
  134. АД. Методологические и методические вопросы пропаганды права//Вопросы теории и практики правового воспитания. Сборник научных трудов М., 1976.
  135. АД. Некоторые вопросы правового воспитания//Правовая культура и вопросы правового воспитания. Сборник научных трудов. М., 1974.
  136. АД. На пути к правовой культуре//Актуальные проблемы правосознания в современной России. Сборник научных трудов. Часть 1/Под ред. д-ра юрид. наук Г. Х. Ефремовой. М., 2005.
  137. Н.Е., Дмитриев Ю.А Проблема возрастных ограничений в Российском законодательстве//Государство и право. 1999. № 11.
  138. Г. Лед тронулся, господа присяжные заседатели//Российская газета. 2006. 18 мая.
  139. Вопросы теории и практики правового воспитания. Сборник научных трудов. М., 1976.
  140. Вопросы эффективности правового воспитания. Сб. научных трудов. М., 1977.
  141. Генеральное предупреждение. Владимир Устинов назвал главные приоритеты прокуратуры в борьбе с чиновничьим засильем//Российская газета. 2005. 25 января.
  142. В.В. Гриб. Проблемы формирования правосознания молодежи: опыт прошлого, реалии настоящего/ЛОрист. 1998. № 5.
  143. H.JJ. Правосознание и правовая культура/ЛОрист. 1998. № 11/12.
  144. O.JJ. Суд присяжных как институт правовой социализации//Актуальные проблемы правосознания в современной России. Сборник науч. трудов. Часть I/Под ред. д-ра юрид. наук Г. Х. Ефремовой. М., 2005.
  145. Е. Кто нам должен всех прощаем//Российская газета. 2005. 7 декабря.
  146. А.И. Правосознание молодежи и учет его особенностей в процессе правового воспитания//Вопросы теории и практики правового воспитания. Сборник науч. трудов. М., 1976.
  147. И. Лукин подал в суд на милицию. Уполномоченный по правам человека вчинил иск милиционерам за бездействие//Российская газета. 2005. 7 сентября.
  148. Г. Х., Андрианов М. С. Общественное мнение о праве и практике его применения//Актуальные проблемы правосознания в современной России. Сборник научных трудов. Часть Il/Под ред. до-ра юрид. наук Г. Х. Ефремовой. М., 2005.
  149. A.A. Модель подготовки специалиста и учебный план//Известия МЦПО и КНИ. 1996. № 2.
  150. А. Правовой барьер в сознании каждого человека предлагает взять Валерий Зорькин//Российская газета. 2006. 15 марта.
  151. Г. Инфляция коррупции//Известия. 2005. 21 июля.
  152. А.Б. Системный подход к правовому воспитанию мол одежи//В опросы совершенствования правового регулирования и укрепления социалистической законности и правопорядка: Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 1988.
  153. Д.А. Психология и право//Государство и право. 1992.2.
  154. В.Я. Основные вехи развития МВД России//Вестник Московского университета МВД России. 2003. № 1.
  155. В.Я. Место и роль органов МВД в политике Российского государства по обеспечению международной законности и правопорядка//Государство и право. 2004. № 1.
  156. М.С. Теоретический анализ криминогенного комплекса преступности//Юридический мир.2001. № 11.
  157. В.Н. О правопонимании и законности/УГосударство и право. 1994. № 3.
  158. В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России//Социс. 2006. № 1.
  159. Е.А. Совершенствование деятельности государства -необходимое условие обеспечения прав человека//Государство и право 2005. № 5.
  160. В.В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России//Государство и право. 2004. № 1.
  161. Ю.Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции//Социс. 2004. № 2.
  162. Материалы международной конференции «Street law». Санкт-Петербургский институт права имени Принца П. Г. Ольденбургского. Санкт-Петербург, 1999.
  163. A.M. О правоспособности и дееспособности физических лиц//Государство и право. 2001. № 2.
  164. Е. Без крыши//Российская газета. 2005. 2 декабря.
  165. Е.А. Современные подходы юристов к вопросу соотношения дефиниций «правовая культура», «правовое воспитание», «правовое образование»//Основы государства и права. 2002. № 6.
  166. Е.А. Соотношение правовой информации и правосознания/Юсновы государства и права. 2002. № 5.
  167. Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры//Современное право.2003. № 8.
  168. Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы//Государство и право. 2005. № 4.
  169. Э.Л., Лихатина А. Л. Правосознание будущих юристов как фактор профессионального становления//Актуальные проблемы правосознания в современной России. Сборник научных трудов. Часть Il/Под ред. до-ра юрид. наук Г. Х. Ефремовой. М., 2005.
  170. В.П., Казаченко В. Ф. Правовое воспитание и правовая культура в системе органов МВД РФ//Правоведение. 1980. № 1.
  171. И.С., Тишенко В. В. Юридическая наука и правовое воспитание//Советская юстиция. 1973. № 23.
  172. Н.Л. Становление государственной формы системы образования в России//Социс. 1996. № 12.
  173. Н.Л. Образование фактор социализации (исторический ракурс)//Высшая школа. 1997.№ 3.
  174. К. Социальная структура и развитие личности: Введение в теорию социализации//Реф. Журнал. Серия 11. Социология. 1997. № 1.
  175. С.Р. Освобождение, гражданская свобода и современная демократия//Вестник Юридического института МВД России. Вып. 1. Проблемы становления современного гражданского общества и правового государства. М.-Тула, 1997.
  176. И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания//Государство и право. 2005.№ 4.
  177. Человек и общество. Проблемы социализации индивида. JL, 1971. Вып. 9.
  178. C.B. К вопросу правового образования учащихся: обучая правам изучать обязанности/Юсновы государства и права. 2003. № 3.1. Диссертации и авторефераты
  179. A.A. Формирование правосознания работников органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995.
  180. С.А. Правовые качества личности в системе условий правомерного поведения: Дис. канд. юрид. наук. М., 2005.
  181. А.Г. Нравственно-правовая культура и ее формирование у сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. СПб., 1996.
  182. П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних: теоретические и социологические аспекты: Автореф. дис.. доктора юрид. наук. М., 1992.
  183. В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1993.
  184. В.А. Социальная идентификация курсантов вузов МВД России: Дис. канд. социол. Наук. Саратов, 2003.
  185. Н.П. Теоретические вопросы правового воспитания школьников: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1987.
  186. В. И. Социализация курсанта в процессе обучения в высшем военно-морском учебном заведении: Дис.. канд. социол. наук. М., 1999.
  187. ВиссаровА. В. Правопорядок и субъекты его обеспечения (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2003.
  188. Т.Л. Активизация профессионального саморазвития слушателей вузов МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1998.
  189. С.А. Формирование правосознания слушателей вузов МВД РФ как фактор совершенствования их профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2001.
  190. В.И. Правовая культура и ее роль в реализации политических прав и свобод граждан: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  191. И.А. Социализация студенческой молодежи: состояние и перспективы: Теоретико-методологический анализ: Дис.. канд. социол. наук. Казань, 2005.
  192. Н.Ф. Формирование правосознания сотрудников полиции как элемент социально-психологического аспекта управления в органах внутренних дел (По материалам МВД Республики Казахстан): Дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  193. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России: Дис. .доктора пед. наук. СПб, 1998.
  194. С.Н. Социально-правовая активность личности и условия ее действенности: Дис.. доктора юрид наук. М., ВЮЗШ МВД России. 1991.
  195. В.А. Социализация курсантов высшего военного учебного заведения в образовательной, военно-профессиональной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2005.
  196. К.Э. Мотивация учебной деятельности курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России и ее основные детерминанты: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 2000.
  197. И. А. Правовая культура, правовое воспитание и управление воспитательным процессом в современном российском обществе: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов-н/Дону, 1999.
  198. A.A. Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы: Дис.. канд. социол. наук. М. 2005.
  199. A.B. Проблемы правовой психологии курсантов вузов МВД России: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Дону, 1999.
  200. B.C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудников органов внутренних дел России: Автореф. дис.. доктора пед. наук. СПб., 1993.
  201. C.B. Индивидуальный социально-правовой статус личности и механизм его функционирования (общетеоретический аспект): Дис. канд. юрид. наук. М., 1997.
  202. В.Р. Деформация правосознания граждан России: Дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.
  203. К.В. Социализация в современных условиях: Социально-философский анализ: Дис. .доктора фил. наук. Красноярск, 2003.
  204. В.П. Правовая культура: Теоретико-методологический аспект: Автореф. дис. доктора юрид. наук. СПб., 1990.
  205. В.Е. Правовое воспитание молодежи: историко-теоретический аспект: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2001.
  206. JI.K. Социализация личности и ее исторические формы: Автореф. дис. канд. философ, наук. JL, 1986.
  207. О.Ю. Социализация курсантов военно-учебных заведений (Патриотический и социокультурный аспекты): Дис.. канд. социол. наук. Саранск, 2000.
  208. A.B. Правовая социализация студентов, получающих высшее юридическое образование: Дис.. канд. социол. наук. Ростов н/Дону, 2005.
  209. О.Г. Нравственно-правовая социализация личности: Дис. доктора юрид. наук. СПб., 1997.
  210. V. Архивные материалы, справочники ГИАЦ МВД РФ, энциклопедии, словари
  211. Материалы текущего архива отдела по воспитательной работе Омской академии МВД РФ.
  212. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.
  213. Регистрация преступлений в России за январь-декабрь 2001 года. ГИЦМВД РФ М., 2001.
  214. Словарь синонимов русского языка. М., 1975.
  215. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. Четвертое. М., 1988.
  216. Энциклопедический социологический словарь/Общая редакция академика РАН Г. В. Осипова. М., 1995.
  217. Экспресс- информация за 2005 г. ГИАЦ МВД РФ.
Заполнить форму текущей работой