Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инвестиционный механизм системы организации воздушного движения Российской Федерации и пути повышения эффективности его функционирования в условиях перехода к рынку: Теория и практика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В системе рычагов экономического обеспечения жизнедеятельности любого государства экономическая наука всегда отводила инвестициям одно из важнейших мест. Исследованиям, касающимся этого вопроса, уделяют пристальное внимание представители самых разных направлений экономической мысли. И это вполне естественно. От правильного решения проблем инвестиционной политики и тактики капиталовложений… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Статус организации воздушного движения в единой системе Гражданской авиации РФ
  • 2. Основные теоретические подходы к исследованию инвестиционной деятельности
    • 2. 1. Кризис инвестиционной деятельности в Российской Федерации и пути его преодоления в гражданской авиации
    • 2. 2. Основные концепции развития инвестиционной деятельности
    • 2. 3. Сущность инвестиций и их экономическое значение
  • 3. Финансирование инвестиционной деятельности: организация и оценка эффективности
    • 3. 1. Организация финансирования инвестиционных проектов программ)
    • 3. 2. Методики оценки эффективности инвестиционных проектов
  • 4. Инвестиционная деятельность в системе ОВД РФ: экономические механизмы и нормативное регулирование
  • 5. Активизация инвестиционной деятельности в области ОВД РФ на основе лизинга
    • 5. 1. Потребность в лизинговых инвестициях
    • 5. 2. Методика сравнительной оценки различных вариантов инвестиций
    • 5. 3. Исследование эффективности лизинговых операций в системе ОВД

Инвестиционный механизм системы организации воздушного движения Российской Федерации и пути повышения эффективности его функционирования в условиях перехода к рынку: Теория и практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление новых экономических отношений в Российской Федерации настоятельно требует поиска и применения новых методов и подходов к регулированию экономики. Одной из сфер, нуждающих.

• ся в кардинальной перестройке, является инвестиционная сфера.

В системе рычагов экономического обеспечения жизнедеятельности любого государства экономическая наука всегда отводила инвестициям одно из важнейших мест. Исследованиям, касающимся этого вопроса, уделяют пристальное внимание представители самых разных направлений экономической мысли. И это вполне естественно. От правильного решения проблем инвестиционной политики и тактики капиталовложений в огромной мере зависит состояние рынка, рычагов экономического роста, реальные темпы и пропорции хозяйственного развития, процесс общественного воспроизводства, качество государственного регулирования, хозяйственная жизнь общества.

Именно поэтому тема диссертационной работы, направленная на совершенствование инвестиционного механизма в системе организации воздушного движения Российской Федерации (ОВД РФ), является крайне актуальной.

Целью работы является повышение эффективности функционирования системы ОВД РФ за счет совершенствования инвестиционного механизма.

Поставленная цель достигается путем решения следующих основных задач:

— изложения теоретических основ инвестиционной деятельности применительно к условиям Российской Федерации;

— анализа причин отставания и перспектив развития инвестиционной деятельности в отечественной гражданской авиации вообще и в системе ОВД РФ в частности;

— разработки предложений к основополагающим документам инвестиционной деятельности в области гражданской авиации РФ (Инвестиционной программе, предложений к Указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, приказам Директора ГС ГА РФ и др.);

— обоснования предложений для создания инвестиционного фонда, предназначенного для финансирования развития системы ОВД РФ за счет использования части средств за аэронавигационное обслуживание (АНО) полетов воздушных судов (ВС);

— научного обоснования задач и направлений использования инвестиционного фонда;

— исследования других видов финансирования инвестиционной деятельности в интересах системы ОВД РФ (кредитования под государственные гарантии, приобретения оборудования в лизинг);

— разработки конкретных мероприятий, направленных через совершенствование инвестиционного механизма на повышение эффективной работы системы ОВД РФ (подробный перечень таких мероприятий приведен в диссертации).

Объектом исследования является система ОВД РФ, в которой реализованы разработанные и обоснованные в диссертации предложения по улучшению инвестиционной деятельности.

Предметом исследования выбран механизм осуществления инвестиционной деятельности в системе ОВД РФ.

Теоретическую и методологическую основы диссертационного исследования составили научные труды зарубежных и отечественных авторов в области инвестиционной деятельности предприятий. Среди зарубежных публикаций здесь следует прежде всего выделить работы.

Р. Брейля и С. Майерса, Р. Холта, У. Шарпа, Г. Александера и Дж. Бейкли, а также исследования Я. Хонко, Г. Райфа, Р. Кини, А. Бриля. Среди российских публикаций — работы В. В. Шеремета, В. Д. Шапиро, И. В. Липсица и В. В. Коссова, А. Б. Идрисова и др. Непосредственно в области гражданской авиации — работы Б. В. Артамонова, Н.К. Зайна-шева, В. Н. Казакова, Б. Е. Лужанского, О. В. Репиной, А. А. Фридлянда и др. В области ОВД РФ — основополагающие работы В. Я. Галкина.

Кроме того, в своих исследованиях автором диссертации использованы труды по общей экономической теории.

Информационной базой исследования послужили публикации в научных и отраслевых изданиях, информационно-аналитические материалы Государственной службы гражданской авиации и ее предшественников — Федеральной службы воздушного транспорта и Федеральной авиационной службы Российской Федерации, открытые статистические данные системы ОВД РФ, ФУП «Госкорпорация по ОВД» и ее дочерних предприятий.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней:

— систематизированы и выделены применительно к условиям экономики России вообще и функционирования системы ОВД РФ в частности основные теоретические положения о развитии инвестиционной деятельности в условиях перехода к рынку;

— дан критический анализ инвестиционной деятельности в системе ОВД РФ, сформулированы и обоснованы предложения, позволяющие (и позволившие уже) повысить эффективность функционирования системы ОВД РФ в целом;

— обоснованы положения принятой инвестиционной программы и созданного Инвестиционного фонда в интересах развития системы ОВД РФ;

— исследованы вопросы кредитования в интересах развития и модернизации системы ОВД, а также приобретения оборудования в лизинг;

— предложена методика определения эффективности лизинговых Ш операций;

— обоснованы и сформулированы конкретные мероприятия по совершенствованию инвестиционного механизма функционирования системы ОВД и дана оценка эффективности их реализации.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты диссертационного исследования позволяют принимать экономически обоснованные решения при организации инвестиционной деятельности в системе ОВД РФ.

Основные результаты работы опубликованы в 4-х научных «статьях и в тезисах докладов Юбилейной НТК МГТУ ГА. Они также обсуждались на семинарах кафедры оптимального управления МГУ, секции «Проблемы воздушного транспорта России» Научного Совета РАН, семинарах кафедры «Финансы ГА» МГТУ ГА. Результаты диссертации, кроме того, докладывались на международной экономической конференции по коммерциализации технологий (май 2000 г., Санкт-Петербург).

Автор диссертации в силу своих функциональных обязанностей имела возможность реализовать все предложенные и обоснованные в # работе результаты и рекомендации в системе ОВД РФ, что подтверждено, в частности, соответствующими актами о внедрении.

Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, приложений, списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе описано становление, развитие и дальнейшее совершенствование инвестиционного механизма системы организации воздушного движения Российской Федерации в период перехода к рынку и частично работы в нем. Прослежен путь развития инвестиционной деятельности в области ОВД РФ, начиная с кризисного ее состояния в начале и середине 90-х годов и заканчивая периодом становления и начала эффективного развития в 1999;2001 годах.

В работе показано, что существенную часть инвестиций в систему ОВД РФ составляют поступления финансовых средств за счет платы за аэронавигационные сборы, снижения эксплуатационных издержек, использования лизинга и других форм кредитования, в частности, кредитования под государственные гарантии.

Эти средства направляются не только на внедрение новейших технологий, но (что не менее важно на современном этапе развития системы ОВД) и на поддержку исследований по продлению ресурсов безопасной эксплуатации технических средств системы.

Автор диссертации в силу своей служебной деятельности имела возможность, используя современные разработки в области инвестиционной деятельности, предложенные и обоснованные свои положения, проверять их на практике и внедрять наиболее эффективные из них в действующих инструкциях, распоряжениях и других основополагающих документах (в инвестиционной программе, в положении об инвестиционном фонде и др.), учитывающих специфику инвестиционной деятельности в России.

В диссертации показано, что в системе ОВД четко проявляются тенденции естественной монополии, хотя на государственном уровне в Федеральном Законе «О естественных монополиях» система ОВД РФ еще не отнесена к естественной монополии.

Эти тенденции следующие: ограниченность воздушных коридоров и авиамаршрутов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов на аэродромах, инженерно-технических сетей.

Неопределенность статуса системы ОВД РФ является некоторым юридическим препятствием в более эффективном развитии системы в условиях рыночной экономики.

В диссертации показано, что развитие системы ОВД РФ должно обеспечить:

— требуемую пропускную способность, соответствующую изменяющимся потребностям пользователей воздушного пространства;

— безопасность воздушного движения в соответствии с международными требованиями;

— экономичность полетов;

— совместимость с мировой аэронавигационной инфраструктурой;

— содействие эффективному решению задач обороны страны.

В диссертации целый раздел посвящен основным теоретическим подходам к исследованию инвестиционной деятельности вообще (анализируется общая функциональная схема инвестиционной деятельности) и инвестиционной деятельности в условиях специфического развития экономики России. Так, до 1998 года сохранялся крайне низкий уровень инвестиций в основные фонды авиапредприятий и организаций гражданской авиации (в силу низкой концентрации производства услуг в области воздушных перевозок, отсутствия у авиакомпаний финансовых ресурсов для модернизации основных фондов).

В диссертации предложено подробное описание процедуры финансирования инвестиционной деятельности вообще и в системе ОВД.

РФ, в частности, дан сравнительный анализ методик оценок эффективности инвестиционных проектов.

В диссертации предложены и обоснованы следующие принципы финансового обеспечения инвестиционного механизма единой системы ОВД РФ:

— концентрация средств на наиболее выгодных для системы в целом направлениях развития;

— финансовая и хозяйственная самостоятельность системы в целом;

— централизация средств по всем статьям, в том числе по амортизационным отчислениям;

— комплексное использование ведомственных средств;

— централизованный заказ и поставка оборудования;

— формирование стабильного финансово-хозяйственного механизма сбора оплаты за предоставление аэронавигационных услуг;

— совершенствование тарифной политики;

— использование для целей ОВД местных бюджетов регионов;

— участие в международных проектах по внедрению новой техники и технологий;

— создание условий для активного применения отечественных и иностранных инвестиций и кредитов;

— активная поддержка отечественных предприятий;

— финансирование на развитие ресурсосберегающих технологий;

— использование лизинга при приобретении оборудования.

Проведенные в диссертации исследования позволили приступить к дальнейшему совершенствованию экономического механизма обеспечения инвестиционной деятельности в системе ОВД РФ.

Приведенные в диссертации результаты использования доходов на инвестиции в системе ОВД в 1996;2001 годах свидетельствуют о наличии положительной динамики. Так, общий рост инвестиций в систему ОВД возрос от 8% в 1996 году до 31% в 2000 году, а за первую половину 2001 года вырос на 21%.

В заключение диссертации указаны и обоснованы пути активизации инвестиционной деятельности в системе ОВД за счет использования лизинга. Приведена типовая методика определения лизинговых операций и реальные лизинговые проекты в интересах развития системы ОВД РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть П от 26.0.1996 г.
  3. Закон РСФСР № 1488/1 от 26.06.1991 г. «Об инновационной деятельности в Российской Федерации».
  4. Постановление Правительства РФ № 1470 от 22.11.1997 г. «Об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов».
  5. Приказ Минэкономики РФ № 118 от 01.10.1997 г. «Методические рекомендации по разработке инвестиционной политики предприятия».
  6. Инвестиционная политика России. М.: ИМЭМО РАН, 1997.
  7. Л.И. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов. М., 1997.
  8. В.В. Инвестиционный проект. М., 1997.
  9. Е.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. М., 1997.
  10. Д. Принятие инвестиционных решений. -ЮНИТИ, 1997.
  11. Положение об отраслевом фонде инвестиций ФАС России по модернизации и развитию системы организации воздушного движения РФ. М., 1998.
  12. Регламент функционирования отраслевого фонда инвестиций ФАС России по модернизации и развитию системы организации воздушного движения РФ. М., 1998.
  13. И.В. Экономические основы развития системы организации воздушного движения в Российской Федерации. Дисс. на соиск. уч. ст. к.э.н. М., МГУ, 2000.
  14. О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 605.
  15. Проект модернизации системы ОВД Дальневосточного региона России. Прогноз и методика прогнозирования воздушного движения и сборов за аэронавигационное обслуживание. Отчетные документы N 10 и 11. БузАлен энд Хамильтон, 1999 г.
  16. Обоснование эффективности инвестиций I этапа проекта модернизации системы ОВД Дальневосточного региона России с привлечением кредита ЕБРР. М., 2ООО г.
  17. Кроссполярные маршруты. Технико-экономическое исследование. Итоговый отчет. М., 2000 г.
  18. Концепция развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г.
  19. Концепция модернизации иразвития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. N 144.
  20. О совершенствовании функционирования и развития системы организации воздушного движения в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N424.
  21. Федеральная программа модернизации ЕС ОВД Российской Федерации на период до 2005 года. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 r. N 368
  22. Е.И. Сравнительный анализ налоговых систем в России и в США на федеральных уровнях. Тезисы МНТК. М., МГТУ ГА, май 2000.
  23. Е.И. Отраслевая наука и инвестиционная экономика.- М., Научн. вестник МГТУ ГА № 44, 2000.
  24. В.Я. Совершенствование финансово-экономического механизма в системе организации воздушного движения в Российской Федерации. М., МГУ. 1998.
  25. В.Я., Гайноченко Л. М., Иванова Е. И. О новых подходах к финансированию системы ОВД РФ. М., Научн. вестник МГТУ ГА № 44, 2000.
  26. В.Я., Гайноченко Л. М., Иванова Е. И. О формировании облика АСУ в гражданской авиации. Киев, КИИГА, Тр. НТК, 1979.
  27. Е.Ю. Совершенствование финансового механизма и оптимизация эксплуатационных расходов на модернизацию системы организации воздушного движения Российской Федерации в условиях перехода к рынку. Дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. М., МГТУ ГА, 2000.
  28. Е.И. и др. Требования к предприятиям о порядке выделения служб УВД из состава авиапредприятий (Договор № 2090/94 230 000−1 эт. 2), отчет. — М&bdquo- 1994.
  29. Е.И. и др. Проект положения о порядке взимания аэронавигационных сборов. Договор № 2090/94 023 — 0000 — Г эт. 4, отчет. — М., 1994.
  30. Е.И. и др. Классификация предприятий и организаций системы ОВД (Договор № 2090/94 -023 0000 Г, эт. 3), отчет. -М., 1994.
  31. Е.И. и др. Концепция построения и функционирования системы ОВД РФ (Договор № 2090/94 023 — 0000 Г эт.1), отчет. — М., 1994.
  32. Е.И. и др. Технология функционирования, создания и внедрения программно-аппаратного комплекса автоматизированной системы расчета аэронавигационных сборов. Дог. 2090/94- 022 0000 Г, эт. 5, отчет. — М., 1994.
  33. Е.И. и др. Положение о порядке финансирования системы ОВД Российской Федерации. М., 1994.
  34. Е.И. Соглашение об аэронавигационном обслуживании Пользователя воздушного пространства Российской Федерации. Дог. 1975/94 023 — 0000. Г. — М., 1994.
  35. Е.И. и др. Процедуры проведения тендера № 3/95 от 02.01.95 г. -М., 1995.
  36. Е.И. и др. Рассмотрение и подготовка заключений по инвестиционным проектам Росаэронавигации. Дог. № 1975/94- 023 0000 Гр. эт. 7, отчет по НИР ГосНИИ «Аэронавигация». -М., 1994.
  37. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 1996 г, отчет. М., 1995.
  38. Е.И. и др. Аналитические материалы по результатам деятельности предприятий по ИВП и УВД за 1994 г. по дог. № 6/95 от 1.04.98 г., отчет. М., 1995.
  39. Е.И. и др. Технико-экономическое обоснование реорганизации системы ОВД Российской Федерации. Дог. № 2318/95 023 — 0000 Гр, эт. 12, аннотация. — М., 1995.
  40. Е.И. и др. Анализ существующего состояния системы ОВД РФ и возможных организационно-правовых форм функционирования системы ОВД РФ. Дог. 2343/95 023 — 0000 Гр. эт. 1, 4. Отчет по НИР. — М., ГосНИИ, Аэронавигация, 1996.
  41. Иванова ЕИ и др. Рекомендации по возможным формам функционирования государственных предприятий системы ОВД РФ, к дог. № 18 5/95 эт. 2, отчет. — М., 1995.
  42. Е.И. и др. Анализ существующего состояния организации, управления государственными предприятиями в системе ОВД РФ, к дог. № 18 5/95 эт. 1, отчет. — М., 1996.
  43. А.И. О компьютерной системе поддержки принятия решений в задачах управления предприятием. Вопросы теории к практики автоматизированной экономической информации. 1993, № 2.
  44. А.И. Принципы и подходы к формированию устойчивости предприятия в рыночной среде. Вестник машиностроения, 1997, № 2.
  45. Ю.П., Лотов А. В. Математические модели в экономике. М., Наука, 1979.
  46. Л.В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М., Академиздат, 1959.
  47. С.В. Региональные проблемы планирования инвестиционной деятельности предприятий. Уфа., ИЭ Уро РАН, 1998.
  48. И.С., Червоный А. А. Экономико-математическое моделирование и оптимизация производственных процессов гражданской авиации. М., МИИГА, 1979.
  49. А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия. -М., Финансы и статистика, 1991.
  50. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М., Финансы и статистика, 1995.
  51. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. М., ЮНИТИД997.
  52. П.П. О прогнозировании обновления парка оборудования в условиях рыночной экономики. Л., 1991.
  53. Совершенствование инвестиционного механизма системы ОВД РФ. Отчет по НИР, НП «Инновационное агентство», отв. исп. Барзилович Е. Ю. М., 1999.
  54. В.И., Сластников А. Д. Равновесная модель перехода от централизованной экономики к конкурентному рынку. Экономика и математические методы. 1994, т. 30, № 3.
  55. Отчет о НИР. Анализ состояния безопасности полетов при УВД за последние 10 лет и разработка рекомендаций по совершенствованию ОВД. М., ГосНИИ «Аэронавигация», 1999.
  56. Н.К. Экономико-математические модели управления производственной деятельностью авиатранспортных предприятий. М., МГТУ ГА, дис. на соиск. уч. ст. доктора эконом, наук, 1999.
  57. Д.А. Методология и методы обеспечения эффективного функционирования и развития производства в условиях нестабильной макроэкономики. С. — Петербург, ГИЭА, 1999.
  58. А.А. Модели перехода к рыночной экономике и благосостояние потребителей. Экономика и математические методы, 1994, № 4.
  59. Н.В., Новоселов A.JI. Экономика и экология. Развитие и катастрофы. М., Наука, 1996.
  60. Е.М., Калихман И. Л. Вероятность и статистика. Финансы и статистика. М., 1982.
  61. .Я., Цехановский В. В. Автоматизированное управление современным предприятием. Л., Машиностроение, 1988.
  62. Д.М. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., Финансы и статистика, 1992.
  63. Ю.А., Матин А. В. Стохастические экономические модели адаптивного оптимального планирования и проблемы их координации. М., Наука, 1989.
  64. С., Голд Б., Сезан Ю. Система показателей эффективности производства. М., Экономика, 1980.
  65. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М., Финансы и статистика, 1989.
  66. Развитие рыночных отношений в России: итоги и прогнозируемые варианты. РЭФ, 1994, № 2.
  67. В.Ф. Модель поведения предприятия. М., Наука, 1991.
  68. B.C. Информационная модель для системного управления предприятием. Проблемы теории и практики управления, 1993, № 4.
  69. С.Ю. Управление предприятиями в условиях рынка. Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика, 1992, № 3.
  70. И.М. Применение экономико-математических методов для повышения загрузки производственных мощностей. Технология и организация производства, 1992, № 2.
  71. А.А. Экономика. Модели. Вычислительный эксперимент. М., Наука, 1996.
  72. В.А. Финансовые проблемы стабилизации российской экономики. Российская экономика, 1997, № 1.
  73. И.Н., Киреев А. В. Основы формирования производственно-финансовой устойчивости предприятия. Изв. ВУЗов.-М., 1996, № 4.
Заполнить форму текущей работой