Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическая безопасность внешнеторговой деятельности Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Криминальная обстановка в сфере внешней торговли характеризуется ростом налоговой и экономической преступности, усложнением применяемых способов нарушения и использования несовершенства действующего законодательства, регламентирующего торгово-экономические отношения. Появляются новые виды экономических угроз, связанные с глобализацией мировой экономики, развитием экономической интеграции, а также… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 9 БЕЗОПАСНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Тенденции развития мирохозяйственных связей и 9 экономическая безопасность
    • 1. 2. Сущность экономической безопасности 39 внешнеторговой деятельности
    • 1. 3. Классификация экономических угроз в сфере 50 внешнеторговой деятельности
  • ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЭКСПОРТНО ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Анализ экспортно-импортных операций России со 72 странами СНГ и остального мира
    • 2. 2. Оценка состояния экономической безопасности, угроз 84 и рисков в сфере внешнеторговой деятельности Российской Федерации
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Стратегия развития внешнеторговой деятельности 106 России
    • 3. 2. Совершенствование правового обеспечения 123 внешнеторговой деятельности России
    • 3. 3. Меры по повышению экономической безопасности 138 внешнеторговой деятельности

Экономическая безопасность внешнеторговой деятельности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В процессе либерализации внешнеэкономической деятельности возникли новые вызовы и угрозы экономическому развитию России, усилились тенденции сырьевой ориентации в экспорте российских товаров, прежде всего, продукции топливно-энергетического комплекса, а также импортной зависимости страны, особенно в отношении продовольственных товаров и высоких технологий. В настоящее время не решены вопросы вступления России в ВТО с позиции экономической безопасности государства. В этих условиях особое место занимает проблема своевременного выявления вызовов и угроз и повышения экономической безопасности внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

В настоящее время ведется поиск новых концептуальных подходов по защите экономических интересов сферы государственной и предпринимательской деятельности во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Однако еще не сложилась система экономической безопасности со свойственными ей институтами и механизмами предупреждения новых вызовов и экономических угроз безопасности внешнеторговой деятельности.

Криминальная обстановка в сфере внешней торговли характеризуется ростом налоговой и экономической преступности, усложнением применяемых способов нарушения и использования несовершенства действующего законодательства, регламентирующего торгово-экономические отношения. Появляются новые виды экономических угроз, связанные с глобализацией мировой экономики, развитием экономической интеграции, а также с влиянием центров мировой торговли, прежде всего, Всемирной торговой организации, на порядок проведения экспортно-импортных операций. В настоящее время исследования, проводимые в области экономической безопасности внешнеэкономической деятельности, имеют односторонний характер, не способствуют принятию управленческих решений и применению правоохранительных механизмов по защите экономических интересов российских товаропроизводителей в сфере внутренней и внешней торговли.

В связи с этим назрела необходимость в решении проблемы повышения экономической безопасности внешнеторговой деятельности и разработки практических рекомендаций по защите экономических интересов российских товаропроизводителей на внутренних и мировых рынках товаров и услуг. Актуальность и недостаточная изученность указанных вопросов предопределили выбор темы диссертации.

Состояние изученности проблемы. Различные аспекты экономической безопасности исследовались многими учеными, среди которых Л. И. Абалкин, А. В. Возжеников, А. Е. Городецкий, С. Ю. Глазьев, А. Н. Прохожев, В. К. Сенчагов и другие. Обеспечению экономической безопасности правоохранительными органами в основных сферах экономики посвящены работы В. Н. Анищенко, И. Я. Богданова, В. А. Зайцева,.

A.Е. Городецкого, А. В. Возженикова, Р. В. Илюхиной, А. В. Молчанова, Ю. Ф. Нардюжева, В. В. Наумова, С. В. Степашина, А. В. Шестакова и других. В научных трудах экономическая безопасность рассматривается с позиций обеспечения устойчивого развития экономики в условиях внутренних и внешних угроз, а также отношений противодействия непредсказуемым факторам, создающих угрозу экономическому развитию.

Проблема внешнеэкономической деятельности раскрыта в научных трудах И. Н. Герчиковой, С. Жемен, Р. В. Илюхиной, JL Лакура,.

B.И. Назаренко, В. В. Наумова, П. Х. Линдерта, В. А. Орешкина, А. Г. Папцова, Г. В. Турбан, О. В. Фроловой, В. В. Чернышева и других. Экономическая безопасность внешнеторговой деятельности слабо изучена, несмотря на то, что эта сфера экономики России относится к наиболее криминогенным сферам, так как в условиях открытой экономики и интеграции в мировое хозяйство наиболее подвержена влиянию внутренних и внешних угроз.

Применительно к современному этапу недостаточно изучены внешнеэкономические экономико-правовые аспекты, составляющие основу экономической безопасности, защищенности российских товаропроизводителей в сфере внешнеторговой деятельности, а также механизмы повышения конкурентоспособности российских товаров на внутренних и внешних рынках товаров и услуг. Все вышесказанное послужило основанием для выбора темы исследования.

Целью исследования является уточнение теоретических основ и разработка практических рекомендаций по формированию и дальнейшему совершенствованию экономико-правовых основ и организационно-управленческих механизмов по повышению экономической безопасности внешнеторговой деятельности Российской Федерации в условиях глобализации и интеграции мирового хозяйства.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:

— исследованы и уточнены теоретические положения экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности, включая внешнеторговую деятельность и сферу экспортно-импортных операций;

— определены сложившиеся вызовы и угрозы развитию внешнеторговой деятельности в современных условиях;

— проанализировано состояние экспортного и импортного потенциалов российских товаропроизводителей, дана оценка торгово-экономическим отношениям со странами ближнего и дальнего зарубежья;

— дана оценка экономико-правовых основ, регламентирующих внешнюю торговлю Российской Федерации;

— разработаны предложения по формированию механизмов повышения экономической безопасности в сфере внешней торговли, включая экспортно-импортные операции.

Объектом исследования является экономическая безопасность внешнеторговой деятельности, включая экспортно-импортные операции российских товаропроизводителей.

Предметом исследования избраны экономико-правовые отношения, возникающие при экспорте и импорте товаров и услуг, механизмы защиты экономических интересов российских товаропроизводителей, основные направления государственной политики в области экономической безопасности внешнеторговой деятельности.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области теории управления, экономической безопасности, внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, результаты научных исследований Института экономики РАН, Академии экономической безопасности МВД России, Российской таможенной академии и ряда других институтов по вопросам экономической безопасности, внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности.

Исходными материалами послужили данные Федеральной службы статистики РФ (Госкомстата России), репрезентативные информационные и статистические материалы правоохранительных и контрольных органов, Таможенной службы Российской Федерации, публикации в экономических изданиях, информация, размещенная по теме в сети Интернет.

При проведении исследования была использована система общенаучных методов диалектического познания, системного и факторного анализа экономической безопасности и внешнеторговой деятельности. При решении конкретных задач использовались элементы теории управления, методы исследования операций, экономико-статистические методы, метод экспертных оценок.

Научная новизна исследования состоит в комплексном исследовании проблемы и систематизации угроз экономической безопасности внешнеторговой деятельности, разработке концептуальных основ и механизмов повышения экономической безопасности внешнеторговой деятельности.

Основные научные результаты исследования, полученные лично автором и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

— уточнена сущность экономической безопасности внешнеторговой деятельности, а также механизмов защиты экономических интересов российских товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках;

— обоснованы факторы, оказывающие существенное влияние на состояние экономической безопасности внешнеторговой деятельности, которые подразделяются на макроэкономические, криминальные, нормативно-правовые, институциональные, социально-экономические;

— систематизированы угрозы экономической безопасности в сфере внешнеторговой деятельности, основными из которых являются: либерализация внешней торговли, сырьевая ориентация российского экспорта, правонарушения при импорте товаров, недостатки правового регламентирования внешней торговли, криминализация экспортно-импортных операций, усиление влияния транснациональных корпораций и международных экономических институтов на структуру и развитие российского рынка товаров и услуг;

— дана оценка и разработаны предложения по совершенствованию экономико-правового регламентирования внешнеторговой деятельности, включая поддержку и стимулирование экспорта, адресные льготы, помощь в стандартизации и патентовании, антидемпинговое регулирование, институциональные преобразования, совершенствование правового обеспечения внешнеторговой деятельности, страхование экспортных кредитов и операций, формирование транснационального предпринимательства, противодействие экономической преступности и дискриминации во внешней и внутренней торговле;

— обоснованы концептуальные положения по развитию сферы экспортно-импортных операций в новых экономических условиях функционирования мировой экономики и с учетом влияния угроз экономической безопасности торговой сфере России;

— разработаны рекомендации по обеспечению экономической безопасности экспорта продукции топливно-энергетического комплекса, включая предупреждение, выявление, противодействие правонарушений и преступлений при трансфертном ценообразовании, возмещении налога на добавленную стоимость, в условиях договоров замещения, хранении газа за пределами России;

— предложен алгоритм управления таможенными рисками в качестве механизма обеспечения экономической безопасности российских товаропроизводителей во внешней торговле.

Практическая значимость и апробация результатов исследования. Практическое значение работы состоит в разработке организационно-управленческих и экономико-правовых основ повышения экономической безопасности в сфере внешнеторговой деятельности, прежде всего, при осуществлении экспортно-импортных операций российскими товаропроизводителями.

Результаты работы докладывались на научно-практических конференциях, а также применяются в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности Академии экономической безопасности МВД России.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Тенденции развития мирохозяйственных связей характеризуются возрастанием глобализации и углублением интеграции мирового хозяйства, интернационализацией экономической деятельности, расширением масштабов и географическим распространением международных финансовых рынков, возрастанием экономической мощи и влияния транснациональных корпораций.

Мировые финансовые институты влияют на институциональные изменения в странах с сырьевой ориентацией экономики, на экономическую политику, применяя при этом финансовые и экономические инструменты. Исходя из этого, экономическая безопасность становится той сферой государственной деятельности, которая определяет независимость и устойчивое развитие не только экономики, но и общества в целом.

Экономическая безопасность внешнеторговой деятельности представляет собой экономико-правовые отношения, позволяющие защитить интересы государства и его субъектов-партнеров во внешней торговле от негативного влияния внешних и внутренних угроз, связанных с нарушениями российского законодательства, таможенных процедур, с криминализацией экспортно-импортных операций и создающих угрозу национальной и экономической безопасности государства.

2. Сущность экономической безопасности в сфере внешнеторговой деятельности и механизмы защиты экономических интересов российских товаропроизводителей на мировом и внутреннем рынках определяются тем, что внешнеторговые связи России до настоящего времени устанавливались на принципах либерализации внешнеэкономической деятельности, снижения воздействия государства на экспорт и импорт товаров и услуг. Оценка современного состояния российской экономики и тенденций развития мирохозяйственных связей позволила выявить положительные факторы, связанные с ростом профицита бюджета, объемов экспортно-импортных операций. В то же время, не преодолена криминализация внешнеторговой деятельности, коммерческие структуры криминальной направленности извлекают неконтролируемую государством валютную выручку, укрывают доходы от налогообложения, размещают их в иностранных банках, в ряде случаев входят в организованные транснациональные сообщества, осуществляют финансирование терроризма.

3. Анализ деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности показывает, что на сферу экономической безопасности государства на протяжении ряда лет оказывает существенное влияние ряд факторов, которые могут быть условно распределены по следующим основным группам: макроэкономические (собираемость налогов и сборов, масштабы теневой экономики, внешний государственный долг) — криминальные (уровень налоговой и экономической преступности, нелегальные и полулегальные схем ухода от налогов, оффшорный бизнес, нарушения таможенных правил, контрабанда) — нормативно-правовые (недостатки в налоговой и экономической политике, особенностями законодательства других стран и так называемой «оффшорной» юрисдикции) — институциональные (зависимость государственного бюджета и экономики от экспортно-ориентированных отраслей, крупнейших финансово-промышленных групп и естественных монополий, реформирование правоохранительной системы) — социально-экономические (правовой нигилизм населения и представителей предпринимательских структур, низкий уровень социального обеспечения населения и сотрудников контрольных и правоохранительных структур). Указанные факторы тесно взаимосвязаны между собой и во многом предопределяют состояние экономической безопасности внешнеторговой деятельности.

4. Систематизация экономических угроз в сфере внешнеторговой деятельности в работе проведена на основе обоснования факторов, создающих угрозы экономической безопасности внешнеторговой деятельности России. Основными угрозами являются: либерализация внешней торговли, сырьевая ориентация российского экспорта, правонарушения при импорте товаров, недостатки правового регламентирования внешней торговли, криминализация экспортно-импортных операций, усиление влияния транснациональных корпораций и международных экономических институтов на структуру и развитие российского рынка товаров и услуг.

Исходя из глобализации мирового хозяйства и предстоящего вступления в ВТО и вызовов постиндустриального развития, определены угрозы российской экономике.

5. Состояние экономической безопасности целесообразно оценивать системой параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Практика показала, что за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминалитета, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства страны.

Анализ экспорта и импорта Российской Федерации позволил отметить тенденцию роста экспортно-импортных операций. За 1995;2004 гг. экспорт российских товаров и услуг увеличился в 2,3 раза, импорт из других стран — в 1,6 раза. Российские партнеры ведут активную торговлю со странами СНГ, остального мира, что характеризуют данные прироста экспорта и импорта. Необходимо отметить, что в 2003;2004 гг. наблюдался наибольший прирост экспортно-импортных операций по сравнению с 2001;2002 гг.

6. Кроме оценки состояния экономической безопасности в сфере внешнеторговой деятельности в целях построения комплексной стратегии борьбы с преступностью экономической направленности целесообразно определять динамику криминальных ситуаций, структуру преступлений, выявлять на основе данных правоохранительных органов наиболее криминогенные виды преступной деятельности в сфере торговли России. При этом следует учитывать принципы единства внешнеторговой деятельности и внутреннего рынка России, организованности преступных групп, их интеграции в теневой сектор мировой торговли.

Оценка состояния экономической безопасности во внешнеторговой деятельности позволяет отметить снижение соотношения внешнеторгового оборота в ВВП с 1,9% в 2000 г. до 1,5% в 2004 г., отношения экспорта к ВВП с 1,4% до 1,1%, соотношение экспорта и импорта с 304% до 240%.

В 2005 г. в сфере внешнеэкономической деятельности выявлено 9,1 тыс. преступлений, их число увеличилось по сравнению с 2004 г. на 2,6%. В 2005 г по сравнению с 2004 г. увеличились на 10% преступления, связанные с контрабандой. В рамках операции по декриминализации ТЭК проведены доследственные проверки и выявлены свыше 28 тыс. преступлений экономической направленности. В ходе мероприятий, проведенных органами внутренних дел, выявлены в ТЭК преступления в составе организованных групп и преступных сообществ.

7. Оценка экономических эффектов и ущербов от вступления России в ВТО тесно связана с решением задач обеспечения экономической безопасности внешнеторговой деятельности, особенно в сфере экспортно-импортных операций. Это обусловлено как низким уровнем развития российской экономики, так и высокой степенью криминализации внешнеэкономической деятельности.

С 2003 г. Россия входит в пятерку крупнейших розничных рынков Европы. На потребительском рынке ежегодно реализуется товаров и услуг на сумму свыше 302 млрд руб. В бюджете России потребительский рынок занимает 22,3% ВВП, что превышает поступления от сельского хозяйства, транспорта, связи и строительства. Поэтому защита безопасности российского потребительского рынка должна находиться в сфере внимания правоохранительных структур по обеспечению экономической безопасности.

8. При формировании внешнеторговой политики целесообразно учитывать два основных подхода к проблеме государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

К первому подходу относится протекционизм, который необходимо рассматривать как курс на использование различного рода ограничений, затрудняющих доступ иностранных товаров на внутренний рынок и, как следствие, снижающий конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке.

Ко второму подходу относится свобода торговли (фритредерство), отражающая курс на устранение ограничений в международной торговле с целью активизации внешнеторгового оборота и международных экономических отношений.

9. В процессе исследования определены основные направления стратегии развития внешнеторговых связей России. Исходя из того, что мировая экономика вступила в полосу торможения и нестабильной динамики длительного порядка, ориентация России на сохранение экспортно-сырьевой модели экономики не способствует обеспечению в ближайшие годы темпов экономического роста, вхождения России в «высшую лигу» мировых экономических лидеров. Кроме того, данная модель сопряжена с огромным риском зависимости от колебаний конъюнктуры мировых сырьевых рынков.

В этих условиях предлагается формировать систему защиты от поглощения иностранными компаниями стратегически важных и потенциально конкурентоспособных отраслей и секторов внутреннего рынка, а также механизмы стимулирования импорта капитала и технологий, проведение государственной агрессивной промышленной политики, установить максимально льготный режим постепенного вступления в ВТО.

В дальнейшем целесообразно проводить либерализацию доступа иностранных товаров и производителей на внутренний рынок России (одновременно со снятием всех ограничений доступа российских товаров на зарубежные рынки). При этом отечественные компании секторов с высокой добавленной стоимостью должны вступать в открытую международную конкуренцию вне и внутри России. В работе предлагается системный подход к выбору стратегических целей и средств развития внешнеторговой деятельности России.

10. При наличии современной и эффективной системы экспортных гарантий в условиях ограниченности бюджетных средств, государственная поддержка должна осуществляться не только по линии льготного государственного кредитования, но также по линии привлечения частных коммерческих кредитов под государственные гарантии, способствующих улучшению условий кредитования и снижения кредитных рисков.

Вексельная схема, в соответствии с приоритетами государственной промышленной политики, должна применяться в первую очередь для машиностроительных предприятий, что позволит повысить удельный вес экспорта продукции с высокой степенью обработки.

11. Адресные льготы необходимо применять для стимулирования экспорта и структурных преобразований промышленности. Учитывая входящие в стоимость экспортной продукции значительные транспортные затраты, которые зачастую превышают аналогичные показатели в других странах и приводят к снижению конкурентоспособности российского экспорта, целесообразно предусмотреть льготную тарифную систему для таких перевозок с компенсацией этих скидок за счет снижения налоговых платежей, осуществляемых транспортными предприятиями.

Стимулирование экспорта продукции может осуществляться за счет сокращения бюрократических барьеров в государственном регулировании экспортных операций. Особенно это относится к экспорту небольших объемов партий товара, поступающих из сферы малого и среднего предпринимательства.

12. Если в отношении экспорта ряда товаров действуют таможенные ограничения, то в отношении импорта таких барьеров практически нет. Попытки российского государства применить высокие таможенные пошлины в отношении ряда товаров сопровождаются появлением различных криминальных схем во внешнеторговой сфере. Исследования показали, что в перспективе Россия будет занимать серьезные конкурентные позиции в производстве и экспорте топливно-энергетических, минеральных и других ресурсов, а также связанной с ней продукцией низкой степени переработки. Однако, учитывая депрессивность этих секторов, уровень насыщенности мировых рынков, приоритеты в экспортных операциях необходимо ориентировать на наращивание качественной продукции более высоких переделов, отвечающей мировым стандартам.

13. Помощь в стандартизации и патентовании заключается в оказании содействия предприятиям в сертификации продукции и патентовании новых разработок за рубежом. Патентование за рубежом разработок российских исследовательских и научных организаций затруднено из-за отсутствия средств, что приводит к значительным потерям российской экономики от внешнеторговой деятельности.

Антидемпинговое регулирование активно используется странами-членами ВТО для борьбы не только с экспансией дешевого импорта, но и для решения своих внутренних проблем за счет других стран (ограничение конкуренции для национальных производителей).

14. Институциональные преобразования связаны с развитием конкурентоспособности российских предприятий на внешних рынках, зависят от становления рыночных механизмов и институтов эффективной трансформации сбережений в инвестиции, а также от деятельности контрольных и правоохранительных структур по обеспечению экономической безопасности.

Для поддержания и расширения экспортного потенциала необходимы структурные преобразования в промышленности, регулирующиеся с помощью бюджетной, кредитной, налоговой, торговой и научно-технической политики, системы государственных заказов, а также через управление государственной собственностью.

15. Анализ показал, что реформирование внешнеторгового законодательства Российской Федерации направлено на формирование более действенного правового механизма реализации внешнеторговой политики на основе действующих принципов и правил международной торговли, с учетом требований Всемирной торговой организации.

Кроме того, необходимо адаптировать внешнеторговое законодательство к новым экономическим реалиям, обусловленным процессами глобализации и интеграции, а также расширением внешнеэкономических связей регионов России.

16. Для экспортно-импортных операций целесообразно устанавливать ограничения и контрольные меры, предусмотренные законодательством, такие как количественные ограничения, лицензирование, осуществление валютного контроля, статистические услуги, подтверждение соответствия продукции обязательным требованиям, экспертиза и инспекция, карантин, санитарная служба и фумигации. Одной из составляющих системы содействия и поддержки экспорта является страхование экспортных кредитов от коммерческих (банковских) и политических рисков для обеспечения защиты отечественных экспортеров, а также страхование экспортных операций по освоению зарубежных рынков.

17. Основными сферами деятельности правоохранительных структур по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений при экспорте нефти и нефтепродуктов являются трансфертное ценообразование, возврат экспортного налога на добавленную стоимость. Применение трансфертных цен на практике дополняется использованием зон льготного налогообложения, «фирм-однодневок», вексельными, кредитными, лизинговыми, давальческими схемами, направленными на сокращение декларируемой прибыли. Сокрытые таким образом средства используются не на инвестиции, а для личного обогащения руководителей холдингов и предприятий. Предлагается более активно применять нормы Уголовного права, что позволит снизить ущерб от внешнеторговой деятельности организаций-экспортеров нефти и в 1,5−2 раза увеличить сбор налогов.

В целях выявления, предупреждения и пресечения правонарушений при экспорте природного газа целесообразно контролировать поставки газа по договорам замещения в страны СНГ, реализацию природного газа, размещенного для хранения за пределами Российской Федерации. Основной задачей контрольных и правоохранительных структур при экспорте электроэнергии в страны СНГ является преодоление неплатежей. Анализ имеющейся информации показывает, что значительные денежные средства при экспорте угля выводятся из-под налогообложения при расчетах через посреднические организации с применением трансфертного ценообразования. Повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности требует принятия целого ряда организационно-управленческих решений, направленных на координацию работы правоохранительных, государственных органов исполнительной власти, и мер законодательного, административного характера.

18. Повышение эффективности экономической безопасности в сфере внешнеторговой деятельности предлагается осуществлять на основе управления таможенными рисками, основные принципы которого разработаны на основе Руководства по управлению таможенными рисками Всемирной таможенной организации. Сущность такого управления заключается в обеспечении доступа таможенных органов к информации и оперативным данным по лицам и грузам, а также к коммерческой информации через посредство основных связей с импортерами, экспортерами, таможенными брокерами, перевозчиками и другими задействованными сторонами в целях анализа и последующего управлениями рисками. Целесообразно процесс управления рисками рассматривать как установку контекста управления рисками, определение рисков, их анализ и оценку, принятие мер по рискам, а также мониторинг и проверку процесса управления при сопоставлении сценариев сложившейся ситуации с оптимальными моделями.

19. При реализации мер по противодействию распространения экономической преступности в сфере внешней торговли России со странами СНГ предлагается применять разработанный в рамках Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ (КСОНР) «Порядок организации взаимного информирования членов КСОНР внешнеэкономических связей».

В основу взаимного информирования о заключенных крупных контрактах по линии внешнеэкономических связей заложены законодательства применяющих его государств, международных договоров, Устава, нормативных документов и рекомендаций КСОНР.

Исследования показали, что повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений в сфере внешнеторговой деятельности требует принятия целого ряда организационно-управленческих решений, направленных на координацию работы правоохранительных, государственных органов исполнительной власти, и мер законодательного, административного характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательно-нормативные документы
  2. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.- М., 1994.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2, 3 /от 26 ноября 2001, № 146-ФЗ.
  4. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446 «О безопасности».
  5. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026−1 «О милиции» (с изменениями от 18 февраля и 1 июля 1993 года).
  6. Закон Российской Федерации от 13 марта 1992 года № 2506−1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».
  7. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3181−1 «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации „Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации“.
  8. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3615−1 „О валютном регулировании и валютном контроле“.
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ „О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“.
  10. Федеральный закон от 7 января 1999 г. № 4-ФЗ „О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ“.
  11. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ „Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ „О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации“.
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ „Налоговый кодекс Российской Федерации“.1. Научные издания
  14. Н.Абалкин Л. И. Современная ситуация и назревшие перемены в стратегии экономической реформы. В кн. Реформы глазами американских и российских ученых.//Российский экономический журнал.- М., 1996.
  15. Л.И. Россия: оптимистический сценарий. М.: ИЭ РАН ММВБ, 1999.
  16. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение.//Вопросы экономики, 1994, № 12.
  17. Е.Ф. Международные экономические отношения. Уч. Пос.-М.: Маркетинг, 2004.
  18. Актуальные проблемы развития внешнеэкономических связей России. М.: ИВЭИ РАН- 1997.- 124 с.
  19. И. Стратегическое управление. М.: Экономика., 1989.-516 с.
  20. А., Гунько В., Соколов И. Обналичивание или оффшорный бизнес в схемах// Закон и практика/ Под ред. Е. Строганова СПб. Литер, 2002.
  21. А.Ю. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов//Экономический вестник РГУ. 2003.Т. 1, № 3.
  22. А.Ю., Черковец О. В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов. Ростов-на-Дону: ЕНИКС, 2005 188 с.
  23. И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учебн. Пособие. М.: Финансы и статистика, 1998.
  24. Г. Современное состояние и перспективы рыночных отношений //Достижения науки и техники АПК. 1997.- № 5.
  25. А.П. Способы обеспечения исполнения обязательств во внешнеторговых сделках. М.: Совинтерюр, 1992.
  26. Безопасность России (правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты). М.: МГФ „Знание“, 2005.- 510 с.
  27. Л.С., Кротов М. И. Структурные реформы и экономическая интеграция: опыт и проблемы СНГ. СПбГУ, 1996. — 288 с.
  28. Т.В., Константинов Ю. А. Концептуальные основы формирования в СНГ платежного союза и перехода к валютному союзу. М.: 1998.- 128 с.
  29. А.В., Прохожев А. А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содежание, классификация, механизм согласования и формирования: Учебное пособие. М.: изд-во РАГС, 1998.
  30. А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М.: ЗАО „Эдас Пак“, 2000 345 с.
  31. Вестник академии налоговой полиции, вып. № 1, М.: РИО АНП ФСНП России, 2000 -232 с.
  32. Вестник академии налоговой полиции, вып. № 2, М.: РИО АНП ФСНП России, 2001 -278 с.
  33. Вестник академии налоговой полиции, вып. № 3, М.: РИО АНП ФСНП России, 2002−514 с.
  34. Вестник академии экономической безопасности. № 4, М.: РИО АЭБ МВД России, 2005.
  35. Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств 20 022 003 гг. М.: Межгосударственный статистический комитет СНГ, 2004.
  36. В.Ф., Мельников А. Б., Эриашвили Н. Д. Финансово-правовые особенности криминализации холдинговых корпораций. М.: Юнити, 2003.
  37. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: Внешторгиздат, 1990.
  38. С. Основа обеспечения экономической безопасности страны -альтернативный реформаторский курс. //Российский экономический журнал, № 1, 1997, № 2. С. 3−8.
  39. А.Р. Налоговое планирование и создание компаний за рубежом. / Под ред. Осипова В. И. М.: Изд. фирма „Анкил“. 2000 г.
  40. Д. Общее пространство внешней безопасности России и ЕС: амбиции и реальность. //Мировая экономика и международные отношения. 2005, № 2.- С. 35−47.
  41. Т.П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны: Учеб. пособие/ Рос. экон. Академия им. Г. В. Плеханова. М.: ИНФРА-М, 1997.
  42. С.И. Глобализация экономики. М.:Экономика, 1998.
  43. С., Лакур Л. Торговое право. М.: Международные отношения, 1993.46.3агашвили В. Ф. Экономическая безопасность России. М.: Юристь, 1997.- 240 с.
  44. В.В., Самойлова Л. Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России./Учеб. пособие. Калининград 1999 г.
  45. А.В. Показатели экономической безопасности по методике С. Глазьева.//Вопросы экономики, 1998, № 10.
  46. Р.В., Хатаев А. Ц. Становление механизмов взаимодействия органов налоговых (финансовых) расследований.М.: РИО АНП ФСНП России, 2002.- 63 с.
  47. А. Международная экономика. М.: Междунар. отношения, 1997.
  48. Концепция экономического интеграционного развития СНГ.//Информационный бюллетень МЭКа, № 3, 1997.
  49. И.М. Экономический союз суверенных государств: стратегия и тактика становления. С.-Пб., 1995 -128 с.
  50. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991.
  51. Курс переходной экономики./Под ред. акад. Л. И. Абалкина. М.: ЗАО Финстаинформ., 1997.- 640 с.
  52. И.И. Налоги и криминал. Историко-правовой анализ. М.: 2000. -С. 13.
  53. В. Злоупотребления в сфере банковского кредитования. Методика их предупреждения.- М.: ЮрИнфор, 1997.
  54. В., Бембетов А. Налоговые преступления. М.: Экзамен, 2001.
  55. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс, 1992.
  56. A.M. Налоговая составляющая экономической безопасности России.// Российский экономический журнал. 1998. С. 21.
  57. Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы 1994−1997.-М.:Фонд, 1997.
  58. В.В. Внешнеэкономическая деятельность //Лекции для студентов 4 курса. Академии налоговой полиции ФСНП РФ М., 1999.
  59. А. Процесс глобализации и выбор странами СНГ сценариев социально-экономического развития. //"Общество и экономика». 2002. № 2. 67.0вчинников К. П. Международное разделение труда: М. 207 с.
  60. А.Г. Некоторые аспекты налогообложения в сельском хозяйстве за рубежом. М.: ВНИТЭИ АПК, 2000.- 58 с.
  61. М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.: Прогресс, 1990.
  62. Политико-экономические проблемы всемирного хозяйства /под ред. Седова В. И. М.: Экономика, 1988.- 285с.
  63. А.А. Общая теория национальной безопасности. М.: Изд. РАГС, 2005.- 338 с.
  64. Регионы России: социально-экономические показатели. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2004.
  65. Россия в цифрах. /Сборник Федеральной службы государственной статистики. М.: ФСГС, 2004.- 431 с.
  66. В.К. Экономическая безопасность, финансы, банки. М., 1998.
  67. В.К. Экономическая безопасность России: тенденции, методология, организация.- М., 2000.
  68. С.С. Интеграционные процессы в странах СНГ и их влияние на развитие экономики РФ. М.: ГД РФ: Известия, 1997.
  69. С.А., Богомолов О. Т. Проблемы реинтеграции и формирования Экономического союза стран СНГ. М.:Реформы, 1994.- 278с.
  70. М.П. Зарубежная и криминальная полиция и их оперативно-розыскная деятельность. М.: ЧеРо, 2000 574 с.
  71. П.С. Национальная безопасность: вопросы торговой политики. М.: изд. Дом «Экономическая газета», 2001.- 494 с.
  72. Содружество Независимых Государств за 1994−2000гг. Статистические ежегодники. М.: Статкомитет СНГ, 1994−2000 гг.
  73. Т.А. Моделирование некоторых аспектов экономической интеграции. Опыт исследования экономической интеграции. Нальчик: Эль-фа, 1998.
  74. К. В. Основные направления и принципы информационно-аналитической работы в налоговой полиции. /Сборник статей. «Тенденции становления и развития информационного бизнеса в России». Часть I. — Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 1998.
  75. Состояние и перспективы развития экономики России и республики Беларусь в рамках Союзного государства. Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2001.-535 с.
  76. С.В. Экономическая безопасность Российской Федерации.-М.: Спб. Издательство «Лань», 2001.
  77. В. Л. Объект экономической безопасности России. //Вопросы экономики. 1994. № 12 С. 45−53.
  78. Торговля в России. М.: Госкомстат России, 2003.
  79. Г. В. Внешнеэкономическая деятельность. Минск.: «Вышэйшая школа», 1997. -202 с.
  80. Уголовный Кодекс Российской Федерации (введен в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-Ф3).
  81. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации (утвержден Верховным Советом РСФСР от 27 октября 1960 года).
  82. А., Эмерсон Г., Телор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство.-М.: 1992.
  83. О.В. Внешнеэкономические связи стран Восточной Европы и СНГ в АПК.-М., 1993.
  84. А.Ц. Обеспечение экономической безопасности. //Президентский контроль, № 4, 2003. С. 29−36.
  85. О.В. Мировая экономика: проблемы интеграции. М.: ВИУ, 1995.
  86. В.В. Основные тенденции борьбы с финансовыми преступлениями в зарубежных странах. /Вестник академии налоговой полиции. Вып. 3, М.: ИО АНП ФСНП России, 2003.- с. 180−190.
  87. В.А. Кадровый потенциал системы управления. -М.: 1985.
  88. Р. Имитационное моделирование систем. Искусство и наука. -М.: 1978.
  89. Ю1.Шестаков А. А. Теневая экономика. М.: АНП ФСНП России, 1999. 102. Шиханов А. В. Классификация и определение надежности оффшорных зон по методу групповой однородности. //Финансы и кредит.- 2001- № 13 (85).
  90. Экономика и право. Энциклопедический словарь. М.: книжный мир, 2000.
  91. Экономика налоговой политики. М.: Филинъ, 2002, — 323 с.
  92. Экономика СНГ. М.: 1996−2005 гг.
  93. Экономическая энциклопедия (под ред. Абалкина JI.).M.: 1999 938 с.
  94. А.В. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  95. Электронные средства массовой информации
  96. Руководство по «Международной Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур» («International Convention on the simplification and harmonization of Customs procedures»), с изменениями, Брюссель, июнь 1999 г.
  97. ВТО — Руководство по оценке, профилированию и целевому обнаружению рисков (Risk assessment, profiling and targeting), Документ 40.118
  98. ВТО, Партнерские отношения с бизнес сектором (Business Partnership).
  99. ВТО Оценка, профилирование и целевое обнаружение рисков, 1996 г.
  100. ВТО Техника контроля коммерческого мошенничества (Commercial Fraud Enforcement Techniques), 2001 г.
  101. BTO Руководство по обучению: Оценка, профилирование и избирательность рисков (Training Manual: Risk Assessment, Profiling & Selectivity)
  102. Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АПЕК), Отчет о состоянии: Техника управления рисками (Status Report: Risk Management Techniques), 1999 г.
  103. АПЕК, Систематизированный подход к управлению рисками: АПЕК -Миссия во Вьетнам по изучению управления рисками (A Systemic Approach to Risk Management: APEC- Risk Management Study Mission to Vietnam), 200 lr.
  104. АПЕК, Теория управления рисками: АПЕК Миссия во Вьетнам по изучению управления рисками (Risk Management Theory: APEC- Risk Management Study Mission to Vietnam), 200lr.
  105. Таможенная служба США, Процесс управления рисками по обеспечению соблюдения требований торговыми предприятиями (Trade Compliance Risk Management Process), 1999 г. (включая CD-ROM).
  106. А. Государственное регулирование экономики. Обзор 14, ч. первая. Опубликовано в Полит.Ру. 19.03.2001. Документ: http://www/polit.ru
  107. Правительство должно позаботиться об экономической безопасности России. 09.07.02. (www.strana.ru).
  108. Материалы к докладу на международной научной конференции «Финансовая экономика: концепция, структуры, менеджмент». М.: МГУ, апрель 2000.
  109. Россия и международные экономические организации: Материалы «круглого стола», прошедшего на экономическом факультете МГУ.- М.: МГУ, ТЕИС, 1999.
Заполнить форму текущей работой