Становление и развитие информационной экономики в регионе: На примере Республики Татарстан
В. Л. Макаров, Л. Э. Миндели, Э. Роберте, Н. Розенберг и др. Различным вопросам экономики информационного производства, преимущественно прикладного характера, таким как ценообразование на научно-техническую информацию, ее практическое применение в производственных процессах, инновационная деятельность предприятий, государственное регулирование информационного производства и пр. посвятили свои… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕГИОНЕ
- 1. 1. Понятие, сущность и цели информационной экономики в регионе
- 1. 2. Информация как основной ресурс информационной экономики, информационный потенциал региона и пути его развития
- 1. 3. Методы оценки и классификации показателей развития информационной экономики в регионе
- ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСТАНА)
- 2. 1. Сравнительный анализ структурно-информационных типов регионов
- 2. 2. Анализ региональных особенностей и проблем становления информационной экономики в Республике Татарстан
- 2. 3. Организационные изменения структуры хозяйства региона под влиянием становления информационного сектора экономики
- 2. 4. Предпосылки и условия создания сетевых предприятий как ключевых субъектов информационной экономики Татарстана
- ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕГИОНЕ
- 3. 1. Институционально-правовые условия и сдерживающие факторы становления информационной экономики в регионе
- 3. 2. Государственное стимулирование инвестиций как основной фактор становления информационной экономики
- 3. 3. Перспективы социально-экономического развития Республики Татарстан на основе информационного сектора экономики
Становление и развитие информационной экономики в регионе: На примере Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В настоящее время, когда глобализация экономики приобретает общемировой характер, ужесточаются требования к конкурентоспособности регионов. В этой связи возрастает значение ориентации регионов на устойчивое развитие на базе инноваций, включая новейшие информационные технологии. Данная проблема является одной из ключевых и относительно новых для российских регионов в силу их малой инновационной направленности и недостаточно активной, по сравнению с Западом, динамикой развития. Действительно, в экономически развитых странах курс на становление и развитие экономики, базирующейся на информации и знаниях и создаваемых на их основе инновациях, давно стал составной частью социально-экономической политики в регионах, обеспечившей соответствующие структурные преобразования и уход от сырьевой направленности, так как растущее потребление сырья ставит серьезный вопрос о необходимости поиска альтернативных источников ресурсов. А как показывает практика, на сегодняшний день неисчерпаемым является только один источник — информация и знания. Эта же проблема является ключевой, как для экономики России в целом, так и для экономики ее регионов.
С точки зрения экономической науки категории «информационные ресурсы», «информационный рынок», «информационная экономика» и ряд других являются на сегодняшний день и теоретически и практически недостаточно разработанными. Отсутствует единый подход к пониманию и трактовке самого понятия «информационная экономика», что является причиной фрагментарности исследования данного сложного комплексного явления. Вместе с тем на региональном уровне практическая реализация мероприятий, направленных на становление информационной экономики, зачастую сводится к выполнению соответствующих федеральных целевых программ и технической «лоскутной автоматизации», а исследование степени ее развития ограничивается, как правило, анализом развития средств связи. Важно отметить и тот факт, что на сегодняшний день в условиях глубокой социально-экономической асимметрии в территориальном развитии особенности становления информационной экономики в регионах практически не изучены. Кроме этого, специфичность российских условий требует определенной адаптации к ним достижений и опыта мировой науки и практики по исследуемой проблеме. В связи с этим накопленные теоретические знания и практические навыки нуждаются в глубоком изучении, систематизации и комплексном анализе, что будет способствовать выработке оптимальной схемы преобразований экономики регионов на принципиально новой основе научно-обоснованных положений по совершенствованию стратегии и тактики активизации регионального развития в направлении достижения устойчивости. Актуальность проблемы формирования информационной экономики в регионах, её недостаточная разработанность в экономическом, правовом и организационном аспектах определили выбор темы данного диссертационного исследования, определили логику и внутреннюю структуру работы.
Степень разработанности проблемы. Как в зарубежной, так и отечественной науке и практике отдельным механизмам, проблемам и аспектам становления и развития информационной экономики в рыночных условиях уделяется достаточно много внимания. Так, первоначальная постановка ряда важных проблем и попытки осознать возможные пути их решения нашли отражение в работах таких основоположников теории информационной экономики, как Д. Белл, Д. Левирс, У. Дайзард, М. Кастельс, Е. Масуда, Э. Мэнсфилд, Р. Нельсон, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер, Й. Шумпетер, а в нашей странеА.И.Анчишкин, Л. Л. Вегер, Л. М. Гатовский, Л. С. Глязер, В. Я. Ельмеев, Г. И. Жильцов, А. С. Консон, А. Б. Николаев, С. В. Пирогов, В. А. Трапезников. Накопление и систематизация данных, касающихся количественных параметров экономики информационного производства были осуществлены в работах М. Абрамовича, М. Брауна, Э. Дэнисона, Дж. Кендрика, Д. Сахала, А. Фасфельда и др. Исследованием вопросов экономической эффективности производства информации занимались В. М. Глушков, Г. Р. Громов, Ю. М. Каныгин, Р. Н. Лерер,.
В.Л.Макаров, Л. Э. Миндели, Э. Роберте, Н. Розенберг и др. Различным вопросам экономики информационного производства, преимущественно прикладного характера, таким как ценообразование на научно-техническую информацию, ее практическое применение в производственных процессах, инновационная деятельность предприятий, государственное регулирование информационного производства и пр. посвятили свои работы Л. С. Бляхман, В. И. Кушлин, В. П. Логинов, Г. Поппель, Б. М. Рудзицкий, Дж. Стиглиц, В. Л. Тамбовцев, Ш. Тацуно. Ряд других ученых проявили интерес к цикличности экономической динамики, связанной с характером и темпами обновления применяемой в производстве научно-технической информации и моделированию технико-экономических систем (Т.Вашко, С. Ю. Глазьев, С. В. Казанцева, Д. С. Львов, Г. Менш, С. М. Меньшиков, Н. Накиценович, И. Николов, Ш. Перес, Г. Г. Фетисов, К. Фримен, Ю. В. Яковец и др.). В последнее десятилетие происходит обобщение и переосмысление разработанных ранее методологических вопросов информационной экономики применительно к современным экономическим системам. Значительный вклад в решение этих проблем внесли С. В. Валдайцев, Г. Г. Воробьев,.
A.А.Дынкин, С. А. Дятлов, В. Л. Иноземцев, В. И. Маевский, Т. П. Николаева,.
B.П.Рассохин, Л. С. Рожнева, В. В. Чекмарев, С. Ю. Глазьев, Л. Е. Варакин, P.P. Толстяков, И. С. Мелюхин, С. И. Паринов, A.B. Бузгалин, A.C. Нариньяни, И. К. Харрамова и др. Однако, многие аспекты комплексного исследования этих проблем, в частности, в условиях трансформационных процессов, которые переживает наша экономика, остаются за пределами научных исследований. Например, уделяется недостаточное внимание изучению информации как производственного ресурса, не изучены особенности создания и функционирования сетевых предприятий как ключевых субъектов информационной экономики. До сих пор нет единого мнения по вопросам классификации показателей и методикам оценки уровня информационного развития экономики региона. В целом процесс становления информационной экономики в российских регионах и его особенности и в настоящее время мало изучены.
В то же время развитие российской экономической системы и ее региональных подсистем постоянно обогащают предмет исследования. Все это требует новых научных обобщений и выводов. Требуется доработка и существующих методологических подходов к оценке готовности региональных хозяйственных систем к становлению информационной экономики с учетом специфики российских условий и усиливающихся различий в развитии регионов.
В соответствии с этим были сформулированы цели и задачи исследования.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является формирование системы понятий, отражающих сущность информационной экономики, классификация и определение совокупности критериев и показателей, характеризующих информационную экономику в регионе и уточнение методических приемов комплексной оценки уровня ее развития, а также выработка практических рекомендаций по развитию информационного сектора в региональной хозяйственной системе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить и обобщить существующие понятия и категории информационной экономики и систематизировать основные характеристики информации и знаний как новой производительной силы общества, важного фактора регионального развития;
— сформировать основные подходы к изучению информационного потенциала региона, раскрыть его значение в обеспечении устойчивого развития региона, а также определить основные направления его совершенствования;
— рассмотреть основные методы и показатели оценки информационной экономики в регионе и определить наиболее приемлемую методику комплексной оценки уровня развития информационной экономики в региональной системе жизнедеятельности населения региона;
— изучить организационно-правовые основы становления информационной экономики на уровне регионов и выявить пути совершенствования законодательства федерального и регионального уровней в этой сфере;
— рассмотреть процесс формирования сетевых предприятий в экономике региона и выявить региональные особенности этого процесса в условиях становления информационной экономики в Республике Татарстан, а также определить наиболее эффективные факторы ускорения этого процессаопределить роль государства в выборе и реализации научно-технических приоритетов информационной экономики и ее современных форм и сформулировать ряд предложений по совершенствованию социально-экономической политики в регионе.
Предмет и объект исследования. Объектом исследования является региональная хозяйственная система с учетом всего многообразия её укладов и внутренних связей. В качестве предмета исследования выступают социально-экономические и организационно-экономические отношения, возникающие в ходе становления в регионе информационно-сетевой экономики, а также факторы, условия и причины, влияющие на их формирование.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики и информатизации, статьи в научной периодической литературе, ресурсы глобальной информационной сети «Интернет», основополагающие законодательные и нормативные акты правовой системы «Гарант», регулирующие становление информационной экономики и информатизацию на территории Российской Федерации и Республики Татарстан. Процесс исследования также опирался на применение общенаучных методов познания, таких, как анализ и синтез, метод экспертных оценок, теоретико-методологические положения комплексного экономического анализа, статистического анализа, абстракции, метода многомерных векторных пространств и многомерного факторного анализа, а также методов системного, сравнительного, приемов группировки и обобщения.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан, а также данные Госкомстата РФ и РТ, информация в периодических специализированных изданиях, материалы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, ЦЭСИ РТ, Международной академии связи, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства связи РТ, обобщение их собственного опыта работы, материалы глобальной информационной сети «Интернет».
Научная новизна исследования состоит в уточнении и формировании совокупности понятий и характеристик информационной экономики применительно к региональным хозяйственным системам, в классификации критериев оценки и разработке методики комплексной оценки уровня развития информационной экономики в регионе, а также в выработке рекомендаций по управлению процессами становления и развития информационного сектора региональной экономики.
К числу основных результатов, определяющих научную новизну диссертационного исследования, относятся следующие положения:
— обобщены и уточнены существующие подходы к сущностной характеристике категории «информационная экономика», содержание которой раскрыто через совокупность таких понятий, как «информация», «информационное пространство», «технологический уклад», «информационное общество», «сетевые технологии», «индикаторы развития информационного общества»;
— выявлены и исследованы институционально-правовые условия и факторы, сдерживающие процесс становления информационной экономики в регионе, а именно, несовершенство законодательной базы, недостаточная правовая защита интеллектуальной собственности, несовершенство коммуникационных технологий в области передачи информации, устаревшие стереотипы хозяйственного мышления, начинающийся кризис в области трудовых ресурсов для сектора информационных технологий;
— предложена система показателей для количественной и качественной оценки уровня развития информационной экономики в регионе и математический инструментарий, позволяющий определить положение региона в национальной и мировой системе координат, прежде всего, математический метод определения региональных индикаторов развития, основанный на решении многопараметрических задач с использованием методологии многомерных пространств;
— обосновано, что на основе анализа модели трехсекторной экономики (аграрный, промышленный и сектор услуг) с использованием трехмерного пространства трех параметров (долей каждого сектора в РВВП) при отождествлении постиндустриальной и информационной экономики, можно определить не только региональный индикатор информационного развития, но и региональный угол отклонения от информационного общества;
— обобщены основные закономерности и выявлены региональные особенности процесса становления информационной экономики в Татарстане и на этой основе предложен ряд показателей, характеризующих степень развития информационной экономики, которые могут быть включены в систему индикативного планирования и управления Республики Татарстан: количество персональных компьютеров на душу населения (домохозяйство, единицу рабочей силы), расходы на программное обеспечение, доля персональных компьютеров, подключенных к Интернету, количество широкополосных пользователей, международный телефонный трафик региона, стоимость доступа в Интернет, коэффициенты приема в высшие и средние учебные заведения;
— выявлено, что региональные сетевые организационные структуры (кластеры) являются ключевыми субъектами информационной экономики в регионе, при этом в отраслевой структуре экономики РТ выделены отрасли, обладающие наибольшим потенциалом «кластеризации» (топливная, химическая и нефтехимическая отрасли, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и сектор информационных технологий, промышленность строительных материалов), и предложен уточненный алгоритм формирования кластеров в регионе;
— предложена группа показателей, характеризующих информационный потенциал региона и позволяющих дополнить применяемую в настоящее время систему оценки инвестиционной привлекательности территорий, а также более точно оценить степень и дифференциацшо инвестиционного климата в регионах и на этой основе разработаны рекомендации по совершенствованию системы государственного стимулирования процесса привлечения инвестиций в отрасли, определяющие информационный характер экономики (совершенствование институционально-правового поля, расширение сферы государственных гарантий под кредитование информационного сектора, развитие инфоком-муникационной инфраструктуры, повышение роли муниципальной администрации по инвестированию процесса развития микрокластеров);
— разработаны и предложены меры государственного регулирования, ориентированные на стимулирование процесса становления информационной экономики в регионе, включая интеграцию промышленности с наукой и механизмы запуска процессов внедрения информационных систем управления предприятиями.
Конкретное личное участие автора в получении научных результатов. Предлагаемая диссертационная работа продолжает исследования процессов становления и развития информационной экономики в российских регионах. В отличие от опубликованных работ при анализе малоизученных аспектов поставленной проблемы автором сделано следующее:
— при определении понятия «информационная экономика» обращается внимание на ее многоукладность с одновременным превалированием в ней одного конкретного, информационного технологического уклада и электронно-информационных средств связи;
— в рамках проведенного сравнительного анализа регионов России по компонентам инвестиционного потенциала предложено дополнение имеющегося интегрального показателя группой дополнительных показателей, характеризующих «информационный потенциал», позволяющей инвесторам получить более точную и достоверную информацию об инвестиционной привлекательности регионов;
— сформулировано и обосновано положение, в соответствии с которым и вследствие высокой важности получения объективной информации о деятельности бюджетообразующих предприятий республики необходимо внедрение автоматизированных систем управления этими предприятиями на базе новейших информационных технологий, что позволит в перспективе повысить эффективность деятельности этих предприятий и прозрачность экономики республики;
— исследованы процессы, протекающие на информационном рынке Татарстана и предложен ряд показателей, позволяющих оценить степень развития этого рынка, таких как, количество персональных компьютеров на сто жителей, количество Интернет-хостов на сто жителей, количество пользователей Интернета на сто жителей, доход телекоммуникационной отрасли, расходы на инфо-коммуникационные технологии в процентах от ВРИ, также предложено дополнить этими показателями функционирующую в настоящее время систему индикативного управления региональной экономикой республики;
— в рамках реализации предложенного автором процессного подхода при анализе воздействия тех или иных управленческих решений на экономику региона сформулировано утверждение о необходимости анализа эффективности ключевых кластеров (вследствие того, что цепочки добавленной стоимости «проходят» через несколько секторов (отраслей) экономики, а анализ эффективности отдельных отраслей в рамках применяемой системы индикативного мониторинга и планирования уже не дает исчерпывающего представления об эффективности экономики региона в целом);
— построена схема последовательных действий по кластеризации экономики региона (анализ концентрации подотраслей промышленности в регионе, выделение ключевых подотраслей, выделение ключевых отраслевых кластеров, разработка схем ключевых кластеров, анализ субъектов ключевых кластеров, анализ связей субъектов ключевых кластеров, выделение недостающих элементов ключевых кластеров и выявление проблем, анализ имеющихся ресурсов, анализ бизнес-климата, составление программ действий по решению проблем в ключевых кластеров и созданию новых кластеров, реализация этих программ и контроль), созданию новых кластеров в отраслях с высоким потенциалом кластеризации и дополнению уже существующих кластеров новыми недостающими элементами;
— автором предложено при сравнении российских регионов на предмет их информационного развития использовать метод многомерных векторных пространств, разработанный Международной академией связи, который позволит ранжировать регионы по одному показателю (степень информационного развития);
— в рамках проведенного анализа модели трехсекторной экономики предложено отождествлять постиндустриальную экономику с информационной и на основании этого определен региональный индикатор информационного развития и региональный угол отклонения от информационного общества;
— построена и исследована многоуровневая схема нормативно-правового регулирования сферы информационно-коммуникационных технологий и выявлено, что имеющаяся несогласованность в федеральных и региональных нормативно-правовых актах, несовершенство региональной законодательной базы развития коммуникационных технологий в области передачи информации, устаревшие формально закрепленные стереотипы хозяйственного мышления, значительно сдерживают развитие информационного сектора в Республике Татарстан.
Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы при определении стратегических приоритетов в государственном регулировании региональной экономики, при формировании инвестиционной политики, направленной на качественное изменение экономики региона, при разработке программ социально-экономического развития региона, для устранения диспропорций структуры промышленности и обеспечения конкурентоспособности отдельных отраслей и экономики в целом, в ходе дальнейших научных исследований и разработок по данному направлению. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов «Региональная экономика», «Макроэкономика», «Менеджмент», «Экономика отраслей промышленности», «Государственное регулирование экономики». Содержащиеся в диссертационной работе общие теоретические и методологические разработки доведены до уровня конкретизации, который позволяет широко их использовать не только в татарстанском регионе, но и в других регионах РФ.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались автором и получили положительную оценку на 12 международных, всероссийских, республиканских и межвузовских конференциях и научных семинарах.
Основное содержание диссертации отражено в 11 печатных работах.
Объем и структура диссертации. Выбор темы, цель и методы исследования определили логическую структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную, или информационную, является сложным и противоречивым процессом, испытывающим влияние множества факторов. Однако, грамотное управленческое воздействие на эти факторы на разных уровнях — от уровня федеральной власти до уровня предприятий — позволяет значительно ускорить этот процесс. Для его ускорения в первую очередь необходима разработка и реализация системы мероприятий, направленных на включение республики в глобальное информационное сообщество в качестве полноправного партнера.
Проведенные изучение проблемы и анализ процессов трансформации предприятий на уровне регионов позволяют сделать следующие выводы.
1. В настоящее время в Татарстане, как и в других регионах России увеличивается доля информационного уклада в экономике. Данный процесс является многогранным и происходит параллельно по нескольким направлениям — через распространение различного рода сетевых и телекоммуникационных технологий, перенос в Интернет различных видом социально-экономической деятельности и отношений (трудовых, финансовых, торговых и др.), включая «электронное правительство», преобразование традиционных иерархических организация в сетевые структуры и создание сетевых вертикальных и горизонтальных связей между участниками таких структур.
2. Понятийный аппарат информационной экономики только формируется. В этой связи необходимо четкое определение ключевых понятий в данной сфере и разграничение некоторых из них. В частности, под информационной экономикой нами понимается экономика, основанная на знаниях, в которой большая часть ВВП (ВРП) обеспечивается деятельностью по автоматизированной генерации, обработке, хранению и распространению информации и знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых, а ведущую роль в экономике играют электронно-информационные технические средства связи. Аналогично тому, как экономика является одним из составляющих жизни общества, так и информационная экономика является одним из компонентов информационного общества.
3. Аналогично в стадии становления находится и нормативно-правовая база по исследуемым вопросам. Необходимо обеспечить постоянное информирование о ходе этого процесса и привлечение к нему всех участников-интересантов.
4. Вследствие структурной перестройки экономики, требуется дополнение уже сложившейся системы индикаторов оценки уровня социально-экономического развития региона (в Татарстане — системы индикативного планирования и управления экономикой) новыми индикаторами, отражающими не только уровень информатизации и связи, но и потенциальные возможности реализации потребностей в образовании и информации субъектов хозяйственной деятельности региона.
5. Процесс становления информационной экономики начался на Западе гораздо раньше и был обусловлен в первую очередь опережающим развитием информационных технологий в этих странах, начиная с 70-х гг. XX в. Пик развития информационных технологий в России приходится на последнее десятилетие, поэтому использование западного опыта позволит российским регионам, во-первых, избежать многих ошибок и, во-вторых, пройти этот путь значительно быстрее. Так, разработка и внедрение информационных систем управления предприятиями (ЕЯР-систем) были начаты в США, Англии, Японии в 60-х гг. XX в. и, если на Западе ЕЯР-системы малого, среднего и крупного уровней внедрены уже на большинстве предприятий независимо от их принадлежности, в российских регионах доля предприятий, внедривших ЕЯР-системы, по различным причинам пока недостаточна. Данный фактор сказывается не только на прозрачности и управляемости отдельными компаниями, но и на управляемости экономикой отдельных регионов и федерации в целом. Поэтому в условиях глубокого системного кризиса, затронувшего экономику России, необходимо активное участие государства в экономике, включая содействие автоматизации деятельности системообразующих предприятий, улучшение из бизнес-процессов и разработку направленной на это системы дополнительных стимулов.
6. В этой связи важным является правильная расстановка приоритетов федеральной и региональной промышленной политики, выделение ключевых промышленных и инновационных кластеров, которые могут стать «точками роста» для других отраслей. Результатом такой расстановки приоритетов в соответствии с выбранной моделью инновационного процесса должны стать программы развития ключевых кластеров экономики региона, создания и развития недостающих «звеньев» кластеров, стимулирования инвестиций в приоритетные отрасли и кластеры. Все эти вопросы должны учитывать такой важнейший аспект, как информационная безопасность, включая проблему защиты интеллектуальной собственности, которая должна решатся прежде всего экономическими методами.
7. Одной из важнейших проблем настоящего момента является формирование «прослойки» между фундаментальной наукой, где наблюдается острый дефицит финансирования, и промышленностью, где наблюдается столь же острый дефицит инноваций. «Инновационный прорыв для современной России — это реальное слагаемое быстрой модернизации страны. Путь повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики. Инновационная политика должна быть одним из наших самых приоритетных национальных проектов» [116]. В Татарстане план реализации инновационного развития региона сформулирован в «Республиканской программе развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004;2010 годы».
8. Анализ состояния и динамики хозяйственной системы Татарстана показал, что тенденции ее развития во многом совпадают с тенденциями развития других регионов. В частности, имеет место и медленными темпами нарастает межотраслевая асимметрия в сторону сырьевых отраслей, что не согласуется с направлениями развития стран-лидеров международного разделения труда, предполагающими значительное ресурсосбережение. Следствием такой асимметрии является нарастание социальной напряженности в обществе и снижение уровня жизни отдельных регионов, районов и городов.
9. Межотраслевая асимметрия обусловливает и информационную асимметрию, означающую несправедливый (неравный) потенциальный доступ к одной и той же информации различных субъектов рынка.
Ю.Применяемая в настоящее время система рейтинговой оценки потенциала российских регионов не учитывает различия в количестве и качестве информационных ресурсов регионов, производимых и используемых ими информационных продуктов и услуг, а также в средствах, методах и организациях, занимающихся их созданием, коммерциализацией, предоставлением и поддержкой, то есть дифференциацию в информационном потенциале регионов. Поэтому используемая система оценки инвестиционной привлекательности регионов должна быть дополнена новой группой показателей «информационный потенциал», характеризующей уровень и потенциал развития информационных ресурсов, продуктов и услуг в регионе.
Список литературы
- ГЛОССАРИЙ.ги http://glossary.ru/cgi-bin/glsch2.cgi?RIt (uwsg.outtg9!qutusoqg
- Е.Ю. Иванов «Информация как категория экономической теории» http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/ivanov/ivanovl.htm
- Е. Майминас «Информационное общество и парадигма экономической теории» // Вопросы экономики. 1997.- № 11. стр. 86
- А.А. Силин «Информация — третья составляющая картины Мира» // Вестник РАН.— 1992 .— № 8.
- А.А. Румянцев «Предмет и задачи информационной экономики» // Российский экономический журнал. 1997. -№ 2.
- К.К. Колин «Информационная революция и фундаментальная экономика"//Проблемы информатизации. 2001. — № 2.
- Скляренко Роман Петрович. Информационная экономика: от теории к практике. Дата публикации: 12 августа 2003. Источник: SciTecLibrary.ru http://www.sciteclibrary.com/rus/catalog/pages/5808.html
- OR http://www.pipa.ru/mtsl8.html
- Нижегородцев P.M. Информационная экономика и методологические основы технико-экономического прогнозирования современной экономики России. Вестник МГУ.Сер.6: Экономика 1997 N3.-C.3−20.14. http://homepages.tversu.ru/~p000114/inform/ch l2. html
- Sakaiya Т. The Knowledge Value Revolution, or A History of the Future. Tokyo, 1991. P. 270.• 17. Hammer M. Beyond Reengineering. How the Process-Centered Organization
- Changing Our Work and Our Lives. N.Y., 1996. P. 92.
- Drucker P.F. The Changing World of the Executive. Oxford. 1995. P. 178.
- Radin M.J. Reinterpreting Property. Chicago L., 1993. P. 40−41, 48, 19 620,21.22,23.24,25,2627,28,2932