Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования вспомогательных производств предприятий водного транспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время перед руководителями предприятий стоит задача поиска и внедрения в практику таких форм и методов управления, использование которых не позволяло бы доводить дело до кризисного состояния предприятия. На современном этапе все большее внимание уделяется вопросам реструктуризации предприятий, цель еесовершенствование организационной структуры, выбор наиболее эффективного варианта… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ 22 ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА 1.1 Характеристика и значение вспомогательных производств 22 предприятий внутреннего водного транспорта

1.2. Современные тенденции развития вспомогательных производств 37 предприятий водного транспорта

1.3. Исследование особенностей формирования затрат 46 вспомогательных производств предприятий внутреннего водного транспорта

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ 55 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

2.1. Анализ научных и методических работ по проблеме повышения 55 эффективности функционирования вспомогательных производств предприятий внутреннего водного транспорта

2.2. Организационно-экономический механизм развития системы 71 вспомогательных производств предприятий водного транспорта.

2.3. Система показателей эффективности функционирования 98 вспомогательных производств предприятий водного транспорта при их реструктуризации

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕН- 112 ДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

3.1. Обоснование совершенствования системы управления 112 вспомогательными производствами предприятий водного транспорта на основе реструктуризации

3.2. Направления совершенствования управления вспомогательными 124 производствами предприятий водного транспорта

3.3. Оценка экономической эффективности реструктуризации 135 вспомогательных производств предприятий водного транспорта

Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования вспомогательных производств предприятий водного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В динамично изменяющихся рыночных условиях предприятия транспорта для выживания и обеспечения конкурентоспособности должны вносить изменения в производственно-хозяйственную и финансовую деятельность. Отказ от прежних структур предприятия и курс на постоянное обновление и преобразование, потребность в изменениях стратегии, производстве, управлении — в этом суть современного менеджмента. Требуются энергичные преобразования отдельных структурных подразделений и предприятий внутреннего водного транспорта. Преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм, изменить формы и способы хозяйственной деятельности, провести реструктуризацию и добиться радикального улучшения деятельности — в этом направлении должен совершенствоваться организационно-экономический механизм предприятий внутреннего водного транспорта.

На наш взгляд, необходимо переосмысление и радикальная перестройка в управлении в целях улучшения таких важных показателей, как издержки, тарифы, прибыль, качество транспортных услуг. И начинать надо как бы с «чистого листа» — реинжиниринга каждого предприятия. Жизненно необходимы радикальные управленческие действия. Следует провести инвентаризацию основных фондов предприятий отрасли, их оценку, составить перечень всех видов производств каждого предприятия, определить эффективность их деятельности и начать реструктуризацию предприятий отрасли. Чтобы изыскать финансовые средства для реструктуризации требуется внедрение жесточайшего режима экономии, неуклонное проведение политики снижения издержек.

Необходимы программы оздоровления предприятий отрасли. Одним из способов сохранить предприятия, выпускающие уникальную продукцию судостроения и судоремонта, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров и перегрузочные работы, является смена менеджмента. Предстоит тщательно изучить отечественный и зарубежный опыт деятельности по предотвращению кризисных ситуаций, по оптимальному использованию всех возможностей бизнеса для скорейшего и с наименьшими потерями выхода из любой ситуации, для финансового оздоровления предприятий отрасли. Конечно, единых программ, стандартных схем и методик нет, необходимо учитывать потенциалы и резервы каждого конкретного предприятия, все реалии сложившейся хозяйственной ситуации.

В условиях рыночных отношений эффективность работы предприятий зависит от организации производства и управления, от постановки аналитической работы и прогнозирования, достоверности и своевременности управленческого учета, от эффективности контроля.

Совершенствование организационных форм предприятий и их структурных подразделений, повышение эффективности функционирования организационно-экономического механизма предприятий и подразделений, усиление роли учета, анализа и контроля в управлении являются задачами научного и практического значения.

За рубежом изучению данных проблем посвящены исследования ученых: Р. Каплана, Д. Нортона, Ж. Рой, X. Виссемы, Дж. Чампи и др.- среди теоретических разработок отечественных ученых видное место занимают труды Балабанова И. Т., Белых Л. П., Родионовой Н. В., Ковалева В. В., Шеремета А.Д.

Над решением проблем экономики, управления предприятиями внутреннего водного транспорта работали ученые: A.A. Белодворцев, Ш. М. Гуревич, С. И. Шмерлина. Значительный вклад в совершенствование экономики и управления водным транспортом внесли труды ученых: Г. В. Веселова, В. И. Жмачинского, В. Н. Захарова, В. П. Зачесова, И. П. Каравашкина, В. И. Кожухаря, В. Н. Кострова, А. Д. Краснощекова,.

В.А. Кутыркина, В. П. Левитина, Е. А. Лаврентьевой, А. Г. Малышкина, В. И. Минеева, В. И. Олюнина, В. А. Персианова, С. М. Пьяных, Л. М. Рыжова, Н. В. Сивоволова, И. П. Скобелевой, В. Ф. Юрова и других.

В области управления и экономики на речном транспорте накоплен практический опыт, а теоретическое обобщение его ведется недостаточно. Учет затрат и вопросы управления ими в отрасли рассматривались в основном применительно к эксплуатационной деятельности [8, 39, 40, 7 2, 105]. Изучение действующей практики управления вспомогательными производствами предприятий водного транспорта показало, что многие вопросы остаются мало разработанными. Нет единства в методологии ведения учета вспомогательных производств: вопросы состава, классификации, роли и влияния вспомогательных производств на основную деятельность не рассматривались.

Необходимость рассмотрения этих проблем вызвана переходом к рыночным отношениям. По этой причине диссертационное исследование предполагает изучение возможностей применения современных разработок по организации управления предприятиями с учетом специфики отрасли, сложившихся исторических особенностей и современных условий.

По действующей «Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте» [64] все затраты вспомогательных производств списываются на расходы по обычным видам деятельности или как ее называют на транспорте основную (эксплуатационную) деятельность, поскольку она связана с эксплуатацией транспорта, перемещающего людей и грузы. В условиях рынка эксплуатационные расходы — один из важнейших показателей эффективности деятельности транспортного предприятия, необходимо минимизировать, так как они являются основой построения тарифов и цен, а в конкурентной среде цены должны быть привлекательными.

Вопросы снижения эксплуатационных расходов внутреннего водного транспорта, в основном связанные с перевозками, рассматривались такими авторами, как Гуревич Ш. М., Малышкин А. Г., Минеев В. И., Олюнин В. И., Сивоволов Н. В., Скобелева И. П., Шмерлина С. И. Но лишь в нескольких статьях [49, 73, 113] затрагивались вопросы планирования и повышения эффективности работы вспомогательных производств предприятий внутреннего водного транспорта.

Рыночные условия требуют принципиально иного по сравнению с централизованной регулируемой экономикой «поведения» предприятий, прежде всего в области управления ресурсами, структурными подразделениями, рационализации и повышения эффективности деятельности.

В условиях децентрализации государственного сектора общенародная собственность, созданная трудом всего народа, функционирующая на водном транспорте, приватизируется, продается за бесценок, что снижает эффективность деятельности предприятия и нередко приводит к банкротству. В первую очередь предприятия стараются избавиться от вспомогательных и обслуживающих производств, так называемых непрофильных активов. В условиях изменения структуры собственности, приватизации следует учитывать и отраслевой аспект. Для внутреннего водного транспорта характерно наличие «естественной» монополии. Это требует разработки и применения особых схем преобразования и приватизации, включая определение границ и создание на транспорте регулируемых монополий с выведением из среды государственного регулирования конкурентноспособных областей деятельности транспорта. На наш взгляд, многие виды вспомогательных производств речного транспорта могли бы стать самостоятельными, конкурентоспособными экономическими субъектами на рынке транспортных, промышленных, торговых, строительных и иных услуг.

Названные вопросы являются актуальными, однако не имеют адекватного теоретического и практического решения. Развитие рынка и конкуренции требуют от предприятий усиления внимания к проблемам управления деятельностью предприятий, к совершенствованию механизма управления в целях повышения эффективности деятельности. На водном транспорте вопросы совершенствования организационных структур, формирования механизма управления вспомогательными производствами не получили достаточно полного и системного отражения в научной литературе, а практическая деятельность требует нового инструментария оценки (измерения) и управления эффективностью. Актуальность рассмотрения указанных проблем в условиях сложившихся рыночных отношений и различных форм собственности обусловила выбор темы и легла в основу исследований данной диссертационной работы.

Акционирование предприятий внутреннего водного транспорта вызвало необходимость перестройки всей экономической деятельности пароходств, портов, флота и самого Министерства. Министерство речного флота РСФСР было преобразовано в концерн «Росречфлот», в 1992 году главным органом управления речным транспортом становится департамент речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, преобразованный затем в Федеральную службу речного транспорта России, а затем в Федеральное агентство морского и речного транспорта. Большая самостоятельность делегируется судоходным компаниям и пароходствам, которые в свою очередь делегируют часть своих прав портам и промышленным предприятиям. Отрасль ищет пути выхода из кризиса на пути постепенного создания рынка транспортных услуг.

С 1999 г. после многолетнего спада в объемах перевозок и промышленной деятельности на речном транспорте Российской Федерации обеспечивается стабильный рост. Цепные темпы роста объема перевозок составляют 5−6%, объема промышленного производства — 13%, внешнеторговые перевозки в 2001 г. возросли на 26%. Ежегодно перевозится около 30 млн. пассажиров, производится промышленной продукции предприятиями отрасли на сумму более 2,5 млрд руб., объем грузовых перевозок составляет свыше 130 млн. тонн. Доходы предприятий отрасли составили в 2003 г. 28 млрд руб. Сокращается количество убыточных предприятий. Разработана и представлена правительству концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, которой определена главная цель развития ВВТ — превращение его в современную высокоэффективную, обладающую потенциалом саморазвития отрасль транспортного комплекса страны, полностью удовлетворяющую платежеспособный спрос на перевозки грузов и пассажиров.

В настоящее время ВВТ на специфических сегментах рынка занимает важное положение:

• доминирующая роль в завозе грузов на Крайний Север -81%;

• существенная роль в перевозках минерально-строительных грузов-27,1% и лесных грузов — 14,7%;

• возрастают объемы пассажирских перевозок по туристическим маршрутам: в 2002 г.- на 16% [77].

Акционерные общества, созданные на базе бывшего Минречфлота, в настоящее время выполняют 90% всех перевозок грузов и 76% перевозок пассажиров. Достигать таких показателей в дальнейшем невозможно без пополнения парка флота новыми судами. Средний возраст транспортного флота внутреннего плавания превысил 26 лет, загранплавания — 22 года. Тенденция сокращения флота носит устойчиывый характер, из года в год судовладельцы вынуждены все больше списывать флот. За 2002 г. из рабочего состояния выбыло 1314 судов суммарной грузоподьемностью 3,2 млн. т и пассажировместимостыо 12 тыс. чел. Требуется обновление и реконструкция основных фондов внутреннего водного транспорта. Большой резерв и мощности для развития судостроения и судоремонта имеют промышленные предприятия отрасли. Однако необходимо снижать себестоимость и как следствие — стоимость работ, тогда судоходные компании будут строить и ремонтировать суда на заводах отрасли. Востребованная часть судов поддерживается за счет его ремонта, переоборудования и модернизации. Эксплуатационный ресурс транспортных судов продлевается за счет реновации и конверсии. Финансовое состояние судоходных компаний позволяет строить новые суда.

Эти, на первый взгляд, организационные изменения влекут за собой коренные изменения в менеджменте, методике и организации учета и контроля.

В доходах от основной эксплуатационной деятельности предприятий внутреннего водного транспорта 75% составляют доходы от перевозок грузов. Эксплуатационные расходы предприятий отрасли в 2003 г. составили 27,6 млрд руб. Темпы роста расходов превышают рост доходов. Основной причиной является повышение цен на энергоносители и повышение расходов на ремонт. Как повысить доходность предприятий отрасли, как снизить расходы, как улучшить финансовое состояние — над этими вопросами работают предприятия отрасли. Резервы снижения затрат и увеличения доходности имеются и в структурных подразделенияхвспомогательных производствах предприятий водного транспорта, отличающихся своей многочисленностью и многоотраслевым характером.

Актуальность темы

исследования определяется тем, что реализация общегосударственной задачи увеличения объема ВВП в два раза ставит перед предприятиями задачи роста объемов производства и услуг при возмещении всех затрат. В этих условиях усиливается государственный интерес к повышению эффективности деятельности транспортных предприятий. 17% объема ВВП в производстве услуг — это продукция транспорта и связи, и роль транспорта в экономическом потенциале страны значительна.

При формировании рынка транспортных услуг в условиях экономической состязательности и многообразия форм собственности появились новые организационно-правовые формы предпринимательства: акционерные общества, частные судоходные кампании, общества с ограниченной ответственностью, широко применяется аренда и передача судов в доверительное управление. В условиях институциональных преобразований анализ экономических отношений между хозяйствующими субъектами водного транспорта, совершенствование организационно-экономического механизма функционирования структурных подразделений, экономических взаимоотношений между ними в целях обеспечения эффективности деятельности каждого производства, предприятия и в целом водного транспорта и разработка подходов к экономической оценке функционирования вспомогательных подразделений обуславливают актуальность темы диссертационного исследования.

Создание и внедрение эффективной управленческой системы, соответствующей современным требованиям управления собственностью, требует раскрытия в более глубоком методическом плане вопросов развития и управления предприятиями, что является задачей научного и практического значения.

Предприятия водного транспорта отличает высокая фондоемкость производства. Требуется обновление и реконструкция основных фондов. Значительные внутренние резервы для развития судостроения и судоремонта имеют промышленные предприятия, большой производственный потенциал у ремонтных мастерских речных портов. Но необходимо снижать себестоимость и, как следствие, — стоимость работ, тогда судоходные компании будут строить и ремонтировать суда на предприятиях отрасли. и.

Организационные изменения влекут за собой коренные изменения в управлении и экономике отрасли.

Наименее исследованную сферу экономической деятельности предприятий водного транспорта представляют вспомогательные и обслуживающие производства. Выполненный анализ производственнофинансовой деятельности предприятий отрасли показывает, что вспомогательным производствам не уделяется должного внимания: нет единства в методологии их учета, вопросы состава, классификации, роли и влияния их на основную деятельность не рассматривались. Основная часть затрат вспомогательных производств относится на себестоимость основной деятельности и влияет на формирование финансового результата. Вспомогательные производства речного транспорта многочисленны: свыше 20 различных видов промышленных и непромышленных производств.

Внимание к совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования вспомогательных производств и обеспечению эффективности их деятельности обуславливается тем, что доля показателей деятельности вспомогательных производств в показателях деятельности предприятий водного транспорта значительна (табл.1).

Таблица 1.

Доля показателей вспомогательных производств в результатах деятельности предприятий водного транспорта.

Показатели Удельный вес, %.

В стоимости основных фондов до 18.

В среднесписочной численности работников 20−35.

В расходах до 35.

В доходах до 10.

В снижении прибыли 10−15.

Выборочное непосредственное и документальное наблюдение проведенное в 6 портах Волжского бассейна, на 3 предприятиях ОАО.

Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер» и по формам статистической отчетности ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» показало, что вспомогательные производства занимают на предприятиях водного транспорта значительный удельный вес в стоимости основных фондов (12−18%), в среднесписочной численности работников (20−35%), в расходах (до 35%), а доля их в доходах не более 10%. Убыточность многих видов вспомогательных производств снижает финансовый результат предприятий водного транспорта на 10−15% и отрицательно сказывается на финансовом состоянии отрасли. Более низкий уровень заработной платы работников вспомогательных производств по сравнению с заработной платой работников основной деятельности способствует оттоку квалифицированных специалистов.

При помощи статистического пакета SPSS 12.0 для Windows выполнен корреляционно-регрессионный анализ наличия и тесноты связи между показателями вспомогательных производств и показателями основной деятельности. Коэффициент корреляции между доходами вспомогательных производств и доходами от эксплуатационной деятельности равен 0,926 (значим), что указывает на положительное влияние, оказываемое вспомогательными производствами на доходы от обычной деятельности. Корреляция между показателями расходы вспомогательных производств, финансовый результат деятельности вспомогательной деятельности и показателями доходов, расходов основной деятельности значима (больше 0,9).

В условиях перевода предприятий с учета по отраслевому признаку на учет по ОКВЭД правильность отнесения предприятий и показателей их деятельности по видам экономической деятельности имеет государственное значение и повышает актуальность данного исследования. Вспомогательные производства организаций внутреннего водного транспорта с введением ОКВЭД отнесены в раздел 1 «Транспорт и связь» в подкласс 63.2 «Прочая вспомогательная транспортная деятельность». В отчете о прибылях и убытках организации внутреннего водного транспорта отражают доходы и расходы по основной деятельности в качестве самостоятельного сегмента отдельно от доходов и расходов по другим видам деятельности. В отраслевой Инструкции по учету доходов и расходов прочая транспортная деятельность не расшифрована по видам производств. Данное обстоятельство вызывает опасение, что это приведет к разночтению Инструкции на различных предприятиях отрасли и как следствие к искажению себестоимости продукции, работ и услуг и недостоверности отчетности по отдельным видам деятельности.

Если поступления от каждого другого вида деятельности предприятия не превышают пяти процентов общей суммы выручки, то показатели по этим видам деятельности могут отражаться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности в суммарном выражении. Положения данной Инструкции применяются при калькуляции себестоимости отдельных видов транспортных услуг в целях экономического анализа, финансового планирования, ценообразования и решения других управленческих задач. При такой постановке учета вспомогательные производства «выпадут» из статистической и бухгалтерской отчетности и показатели их деятельности окажутся бесконтрольны.

В настоящее время перед руководителями предприятий стоит задача поиска и внедрения в практику таких форм и методов управления, использование которых не позволяло бы доводить дело до кризисного состояния предприятия. На современном этапе все большее внимание уделяется вопросам реструктуризации предприятий, цель еесовершенствование организационной структуры, выбор наиболее эффективного варианта развития. Необходимость упрощения структуры предприятий речного транспорта и снижения ее внутренней самозависимости, создание рынка услуг, делающего возможным существование в массовом масштабе независимых специализированных производств, необходимость устранения излишнего уровня диверсификации производства, экономическая важность повышения конкурентоспособности, рентабельности и инвестиционной привлекательности предприятий речного транспорта. Эти обстоятельства и обусловили выбор темы диссертационной работы, предопределили ее актуальность и практический интерес к результатам исследования.

Значение совершенствования системы управления для достижения снижения затрат и увеличения объемов производства, доходов и ликвидации убыточности, необходимость оценки и обоснование критериев эффективности деятельностивспомогательных производств, отличающихся своей многочисленностью и многоотраслевым характером, в динамично изменяющихся рыночных условиях повышается.

Проведенное исследование соответствует п. 15.83 «Экономическое обоснование систем управления на транспорте» и п. 15.89 «Планирование и анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий транспорта» Паспорта специальностей ВАК РФ (Экономические науки), специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» р. 15 «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (транспорт)».

Цель и задачи исследования

.

Цель диссертационного исследования заключается в определении роли и значения вспомогательных производств в общих результатах деятельности предприятий водного транспорта, в разработке на основе обобщения теоретических положений и практики работы предприятий водного транспорта методики реструктуризации предприятий отрасли, создании системы сбалансированных показателей их деятельности, определении направлений повышения эффективности функционирования.

Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

— исследовать роль и место вспомогательных производств предприятий водного транспорта, выполнить комплексный анализ их современного состояния, выявить тенденции и перспективы развития организационных структур вспомогательной деятельности предприятий отрасли;

— определить состав и величину затрат вспомогательных производств речных портов в современных условиях, выполнить их анализ и выявить тенденции и закономерности их воздействия на повышение эффективности деятельности;

— разработать методику управления затратами вспомогательных производств в условиях преобразования их в центры финансовой ответственности;

— теоретически сформулировать и обосновать необходимость и принципы реструктуризации предприятий внутреннего водного транспорта на примере вспомогательных производств с учетом отраслевых особенностей;

— предложить методику анализа и оценки целесообразности и эффективности выделения непрофильных производств на самостоятельный баланс и разработать план-график осуществления данного процесса на транспортном предприятии;

— разработать комплексную систему показателей эффективности деятельности вспомогательных производств в условиях реструктуризации предприятий внутреннего водного транспорта (принципы построения, состав и методы расчета).

Предмет исследования.

Предметом исследования является организационно-экономический механизм функционирования вспомогательных производств водного транспорта и повышения эффективности их деятельности.

Объект исследования.

Объектом исследования является производственно-хозяйственная деятельность вспомогательных производств речных портов и промышленных предприятий. В работе использовались материалы непосредственного и документального наблюдения производственно-хозяйственной деятельности 6 речных портов Волжского бассейна и 3 промышленных предприятий ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер», статистические отчеты ОАО «Ленское объединенное речное пароходство».

Были использованы исследования по четырем научно-исследовательским темам, выполненные кафедрой учета, анализа и аудита и кафедрой управления транспортом Волжской государственной академии водного транспорта при непосредственном участии диссертанта (по одной из них-в качестве ответственного исполнителя).

Теоретическая и методологическая основа исследования.

В процессе исследования изучались труды зарубежных зарубежных ученых: Р. Каплана, Д. Нортона, Ж. Рой, X. Виссемыотечественных ученых: Балабанова И. Т., Белых Л. П., Родионовой Н. В., Ковалева В. В., Шеремета А.Д.- ученых и специалистов в области организации, управления и экономики транспорта: Белодворцева A.A., Быкова Г. С., Веселова Г. В., Гуревича Ш. М., Жмачинского В. И., Захарова В. Н., Зачесова В. П., Каравашкина И. П., Кожухаря В. И., Кострова В. Н., Лаврентьевой Е. А., Малышкина А. Г., Минеева В. И., Олюнина В. И., Персианова В. А., Пьяных.

С.М., Платова Ю. И., Рыжова Л. М., Сивоволова Н. В., Скобелевой И. П., Юрова В. Ф. В работе использовались методические и инструктивные материалы, материалы научно-практических конференций и научно-исследовательских тем, эксплуатационные и бухгалтерские отчеты предприятий отрасли.

В ходе исследования и разработки рекомендаций применялись следующие статистические и экономико-математические методы: сплошных и выборочных наблюдений, группировок, сравнений, обобщений, индексный метод, показатели динамики, экстраполяция, корреляционно-регрессионный и кластерный анализ, методы экономического и системного анализа, комплексный подход. При обработке аналитического материала применялись пакеты прикладных программ Microsoft Excel, SPSS.

Научная новизна исследования заключается в том, что всесторонне изучена наименее исследованная сфера деятельности предприятий водного транспорта-вспомогательные производства, выявлены особенности и проблемы и предложены пути повышения эффективности их деятельности, а именно: выполнен анализ и дана оценка современного состояния вспомогательных производств, исследована динамика показателей их деятельности за длительный динамический ряд, выявлены тенденции и закономерности их влияния на результаты основной деятельности, рассмотрены перспективы развития вспомогательной деятельностиразработана классификация видов вспомогательных производств водного транспорта, позволяющая организовать управление по центрам финансовой ответственности (самостоятельным бизнес-единицам) — ЦФОпредложена классификация затрат для отдельных видов вспомогательных производств, позволяющая повысить аналитичность информации о затратахвыполнено обоснование возможности применения нового метода управления затратами вспомогательных производств водного транспорта-АВСразработана и апробирована методика оперативного контроля за использованием материальных и трудовых ресурсов на судоремонтеразработаны положения стратегии реструктуризации на водном транспорте и предложена методика проведения реструктуризации, адекватная отраслевым особенностям и особенностям различных видов вспомогательных производств для эффективного управления предприятием в целом и отдельными производствами в частности в современных условияхразработана методика построения и предложена система показателей эффективности, отражающая различные аналитические аспекты деятельности предприятия в рыночной экономике и включающая характеристики эффективности различных видов производствпредложено несколько механизмов управления эффективностью: модель взаимосвязи показателей эффективностимодель зависимости рентабельности имущества от рентабельности объема продаж и оборачиваемости активов, аддитивная модель анализа эффективности деятельности вспомогательных и обслуживающих производствдля выявления стратегии развития различных видов вспомогательных производств на водном транспорте применен метод кластерного анализа, позволивший выявить конкурентные сферы деятельности и точки роста.

Практическая значимость работы заключается в проведении комплексного анализа вспомогательных производств речного транспорта, выявлении особенностей, недостатков, резервов и перспектив их развития. Некоторые разработанные теоретические положения доведены до методических и практических рекомендаций. Результаты исследования позволят повысить конкурентоспособность и эффективность функционирования предприятий и подразделений водного транспорта, направлены на совершенствование экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, в том числе непрофильными активами. Рекомендации и предложения приняты и практически используются на предприятиях ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер» и речных портах Волжского бассейна, что подтверждено справками о внедрении: разработана и апробирована Методика оперативного контроля за использованием материальных и трудовых ресурсов на судоремонтеМетодика контроля за использованием фонда заработной платы. (Приложения 4, 5).

Разработанные теоретические положения и методики определения экономической оценки деятельности вспомогательных производств, реструктуризации позволят более полно и объективно оценивать доходы и расходы, снизить убыточность их деятельности и улучшить финансовый результат предприятий водного транспорта не менее чем на 15%. Полученные результаты исследования используются в учебном процессе на экономическом факультете Волжской государственной академии водного транспорта и на факультетах экономики и управления, менеджмента, переподготовки и повышения квалификации в Нижегородском филиале Государственного университета — Высшая школа экономики.

Апробация и внедрение результатов исследования.

По проблемам исследуемым в работе сделаны доклады: на Поволжской региональной конференции в Самарском экономическом институте (1992 г.) — на научно-практической конференции, посвященной 150-летию Волжского пароходства в Волжской государственной академии водного транспорта (1993 г.) — на научно-практических конференциях профессорскопреподавательского состава Волжской государственной академии водного транспорта (1993 — 2003 г. г.) — на международной научно-практической конференции «Теория и практика антикризисного менеджмента» (г. Пенза, 2003 г.) — на международном научно-промышленном форуме-конгрессе «Великие реки» в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете и Волжской государственной академии водного транспорта (Н. Новгород, 2003 г., 2004 г, 2006 г.) — на IV Всероссийской научно-практической конференции в Волжской государственной инженерно-педагогической академии (Н. Новгород, 2003 г.).

Результаты исследования нашли отражение в четырех отчетах по научно-исследовательским работам, выполненных по заявкам предприятий отрасли и внедренных в практику деятельности предприятий внутреннего водного транспорта при непосредственном участии автора: «Разработать рекомендации по повышению эффективности вспомогательных производств портов ВОРПа» (1988 г.) — «Разработать комплексную экономико-математическую модель функционирования пароходства „Волготанкер“ как сложной производственно-экономической системы» (1989 г.) — «Разработать рекомендации по совершенствованию экономических взаимоотношений управления пароходства „Волготанкер“ с РЭБ (СРЗ) в условиях передачи флота на баланс предприятий» (1990 г.) — «Провести анализ перевозок и разработать ситуационный план использования флота ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (2004 г.).

Основные положения, выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в сборниках научных трудов, статьях, учебно-методических пособиях, в том числе: «Сборник задач по статистике водного транспорта» (1996 г.), «Комплекс учебно-методических материалов по курсу «Статистика» (1998 г.), «Статистика» (гриф Министерства транспорта, 2000 г.), «Контроль и ревизия» (2000 г., 2003 г.) — «Особенности бухгалтерского учета на водном транспорте» (2004 г.), «Статистика» (2006 г.) — всего-в 17 учебно-методических пособиях общим объемом 52,8 печатных листов, в том числе 38,4 печатных листа, написанных лично автором.

По теме диссертации опубликовано 10 научных работ общим объемом 2,1 печатных листа, в т. ч. 1,8 п.л. авторских.

Автор полагает, что проведенный анализ состояния и функционирования вспомогательных производств предприятий водного транспорта, рекомендации по повышению эффективности их деятельности могут быть использованы в научно-практических исследованиях вспомогательной деятельности других видов транспорта, предприятий различных видов экономической деятельности, различных организационно-правовых форм, органами государственной власти при определении транспортной и промышленной стратегии развития регионов страны.

Объем и структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающей 115 работ, содержит 16 В страниц текста, отпечатанного на компьютере, 15 рисунков, 24 таблицы, 5 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Распад социалистического планового хозяйства привел к фундаментальным изменениям в структуре и характеристиках функционирования экономики России в целом и отдельных отраслей. Локомотивом развития экономики страны выступают сырьевые отрасли, но занять достойное место в экономическом потенциале страны должен и транспорт. Необходимое условие этого — развитие транспортных предприятий, повышение эффективности и конкурентоспособности российских предприятий.

Но структуру предприятий, оставшуюся с советских времен нельзя назвать термином «современное предприятие», скорее подходит термин «натуральное хозяйство». Практически все процессы, отвечающие за производство продукции, включены в структуру компаний.

В рамках становления «современных предприятий» многие руководители предприятий поняли, что, например, наличие собственного транспортного, ремонтного, литейного цеха достаточно часто не выгодно для развития их бизнеса. Более того, в некоторых случаях отвлекает ценные ресурсы, которые могут быть направлены на укрепление своих позиций за счет инвестиций в развитие и модернизацию основного производства. В последние годы очевидны изменения относительно принципов производства. Российские компании все чаще стремятся к реструктуризации, используют аутсорсинг в производстве, в котором видят определенные выгоды. Пока такие примеры немногочисленны, но убедительны. Определяющим фактором развертывания процессов реструктуризации на предприятии выступает наличие заинтересованности в реформировании транспортного предприятия со стороны его руководителей, акционеров или собственников.

Руководителям предприятия важно понимать, что успешное воплощение концепции бизнес-единицы будет зависеть в первую очередь успешных качеств тех руководителей, которым будет поручено руководство. Это должны быть квалифицированные люди с высоким уровнем личной мотивации. При подборе кандидатов первостепенное внимание следует уделять нескольким качествам: компетентности в рамках занимаемой должности, стремлению к обучению, заинтересованности в проведении преобразований на предприятии и лидерским качествам.

Важно также, чтобы директора бизнес-единиц осознавали и тот факт, что свою должность необходимо постоянно оправдывать эффективностью своей деятельности, что и в будущем им нужно поддерживать эти результаты на высоком уровне. Так же предлагается больше не называть руководителей, подчиненных директору, заместителями, а называть эти должности непосредственно директорами бизнес-единиц. Важно, чтобы руководители были способны полагаться на собственные результаты и решать проблемы самостоятельно.

Вспомогательные производства — важное и необходимое звено в деятельности предприятия, т.к. современный инструментальный цех, развитая ремонтная служба, четко действующее транспортное хозяйство, регулярная подача энергии, пара, кислорода — залог ритмичной и качественной работы всего предприятия.

Стратегия развития предприятий водного транспорта должна предусматривать реструктуризацию, которая приведет к созданию специализированных предприятий. В рамках реструктуризации возможна продажа некоторых производств и объединение активов. При проведении реструктуризации следует основываться с одной стороны, на критериях стратегической важности активов для отрасли, а с другой — на экономической эффективности производства.

По результатам проведенного анализа динамики развития и современного состояния вспомогательных производств водного транспорта сформулированы выводы и разработаны предложения и рекомендации, а именно:

1) следует провести инвентаризацию основных фондов предприятий отрасли, дать оценку их реальной рыночной стоимости, составить перечень всех видов производств каждого предприятия, определить эффективность их деятельности и начать реструктуризацию предприятий отрасли;

2) предложена новая классификация вспомогательных и обслуживающих производств предприятий водного транспорта;

3) в работе определен статус вспомогательных производств на речном транспорте, дается экономическая оценка влияния их деятельности на результаты работы речных портов, прогнозируются перспективы их развития;

4) выполнен корреляционно-регрессионный анализ и определена теснота связи между объемом работ и численностью работников, снижением затрат и повышением доходности, производительностью труда и заработной платой;

5) обоснована необходимость проведения реструктуризации предприятий водного транспорта;

6) разработаны положения реструктуризации адекватные отраслевым особенностям и особенностям деятельности различных вспомогательных производств;

7) выполнен кластерный анализ стратегии вспомогательных производств и построены матрицы аутсорсинга для различных видов производств;

8) разработана система показателей эффективности функционирования вспомогательных производств и построена модель эффективности;

9) разработаны и внедрены на предприятиях водного транспорта: Методика контроля за использованием фонда заработной платы, Методика оперативного контроля за использованием материальных и трудовых ресурсов на судоремонте.

Разработанные теоретические положения и методики проведения реструктуризации и оперативного управления вспомогательной деятельностью, определения экономической эффективности деятельности вспомогательных производств позволят более полно и объективно оценивать доходы и расходы, снизить убыточность деятельности вспомогательных производств и улучшить финансовый результат предприятий водного транспорта не менее чем на 15%.

Создание и развитие вспомогательных производств по оказанию нетрадиционных для речников услуг по лову и переработке рыбы, лесообрабатывающих производств, ремонту теле и радиоаппаратуры (на базе ЭРНК) позволят увеличить доходность и устойчивость функционирования предприятий речного транспорта на транспортном рынке.

Поскольку вопрос о необходимости исчисления себестоимости по видам работ и услуг в разрезе статей расходов все еще остается дискуссионным, то вряд ли целесообразно вести учет расходов по видам работ и услуг, оказываемых вспомогательными производствами предприятий внутреннего водного транспорта в рыночных условиях хозяйствования. Важным, на наш взгляд, является обеспечение самоокупаемости и дальнейшего развития любого хозяйственного подразделения: будь то ремонтно-механическая мастерская, автохозяйство или любое звено из группы «прочих» производств. Мы считаем, что применительно к предприятиям внутреннего водного транспорта учет затрат следует вести по местам возникновения затрат. Центрами ответственности могут быть суда, службы, грузовые районы, каждое из видов вспомогательных производств. Необходимо рассчитывать ожидаемые издержки и сопоставлять их с нормативными, предельными издержками. Управленческие работники должны не констатировать факты, а прогнозировать и определять пути сокращения издержек производства, подсчитывать разницу между стандартными и фактическими затратами. Поиск получения более объективной информации о затратах приводит к применению для учета затрат вспомогательных производств предприятий водного транспорта нового метода — ABC. В работе обосновывается возможность и преимущества применения данного метода. Вспомогательные подразделения должны быть ответственны за показатели своей деятельности.

Выполненный кластерный анализ конкретных видов вспомогательных производств позволил определить целесообразность их вывода на самостоятельный баланс или оставить в структуре предприятия исходя из критериев их эффективности, конкурентоспособности и стратегической важности данных активов для предприятий водного транспорта.

В работе разработаны и предложены новые показатели эффективности деятельности вспомогательных производств водного транспорта (глава 2, параграф 3).

Разработанные предложения по результатам проведенного исследования позволят, по нашим подсчетам, снизить убыточность вспомогательной деятельности предприятий водного транспорта, повысить финансовый результат (прибыль) не менее, чем на 15% и улучшат управляемость предприятий отрасли и повысят устойчивость финансового состояния.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Экономика и жизнь. -1992.-№ 10.-С. 14−15.
  2. Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208 — ФЗ.
  3. , М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М. С. Абрютина, A.B. Грачев // Учебно-практическое пособие. -М.: Дело и Сервис, 2000. 256 с.
  4. , А.Ф. Внутрихозяйственный расчет: ответственность и оценка результатов / А. Ф. Аксененко, В. В. Новиков, С. И. Полякова. М.: Экономика, 1988.-239 с.
  5. , Г. Е. Организация и оплата труда на речном транспорте / Г. Е. Алексеев, В. Г. Шеин. М.: Транспорт, 1988. — 160 с.
  6. , И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 2 001 208 с.
  7. , Л.Е. Теория экономического анализа / Л. Е. Басовский. М.: Инфра-М, 2001.- 222 с.
  8. , A.A. Интенсивное развитие экономики речного транспорта / А. А. Белодворцев. Н. Новгород: ГИИВТ, 1990. — 76 с.
  9. , Л.П. Реструктуризация предприятия: учебное пособие для вузов. / Л. П. Белых, М. А. Федотова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 399 с.
  10. , Л.П. Финансовый анализ в оценке инвестиционной привлекательности предприятия /Л.П. Белых // Бухгалтерский учет. 1999. № 10.
  11. , И.А. Финансовый менеджмент / И. А. Бланк. Киев: Ника-Центр, Эльга, 2001. — 528 с.
  12. , Ш. П. Экономика внутреннего водного транспорта / Ш. П. Бланк, A.A. Митаишвилли, В. А. Легостаев. М.: Транспорт, 1983. — 362 с.
  13. , A.M. Управление дебиторской задолженностью на современном предприятии / A.M. Богомолов // ФБК. 1999. — № 11. — С. 69.
  14. , А. Прогнозирование развития системы платных услуг /А. Боков, А. Шмаров // Экономические науки. 1985. — № 10. — С. 14−21.
  15. , Ю. Финансовый менеджмент / Ю. Бригхем, Л. Гпенски, пер. с англ. под ред. В. В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 1997. Т.2.-669 с.
  16. , А.И. Учет и анализ распределения косвенных затрат в промышленности / А. И. Васильков, А. И. Миневский. М.: Финансы и статистика, 1985. — 176 с.
  17. , Дж. Управление производством/Дж. Вильям, У. Стивенсон. -М: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. 153 с.
  18. Внутрихозяйственный расчет-и экономический анализ / под ред. А. Д. Шеремета. М.: МГУ, 1983. — 156 с.
  19. , И.О. Экономика предприятий: учебник для вузов / И. О. Волкова.-М.:ИНФРА-М, 1998.-312 с.
  20. , М.Е. Бухгалтерский учет на речном транспорте / М. Е. Гольдман, С. И. Шмерлина. М.: Транспорт, 1985. — 256 с.
  21. , Г. Конкурентоспобность или банкротство / Г. Глушков, В. Ириков, С. Ильдеменов // Экономика и жизнь. 1996. — № 26. — С. 7.
  22. , Ю.А. Рентабельность предприятия и проблемы совершенствования отчетности / Ю. А. Григорьев // Консультант. 1999. — № 21. -С. 83.
  23. , С.П. Экономика водного транспорта / С. П. Давыдов, H.H. Селезнева. М.: Транспорт, 1991. — 254 с.
  24. , A.A. Чтобы был точен расчет себестоимости / А. А. Додонов // Экономическая газета. 1984. — № 21. — С. 7.
  25. , И.В. Некоторые аспекты экономического анализа в период антикризисного управления / И. В. Дягилева // Юридический мир. 2000. — № 3. -С. 40.
  26. , JI.B. Анализ бухгалтерской отчетности / Л. В. Донцова, H.A. Никифорова М.: Дело и Сервис, 1998. — 174 с.
  27. , A.M. Компонентный анализ и эффективность в экономике / A.M. Дубов. М.: Финансы и статистика, 2000. — 352 с.
  28. , О.В. Анализ оборотных активов организации / О. В. Ефимова // Бухгалтерский учет. 2000. — № 10. — С. 47.
  29. , О.В. Финансовый анализ / О. В. Ефимова. М.: Бухгалтерский учет, 1999. — 352 с.
  30. , О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия: практическое пособие / О. В. Ефимова. М.:Бизнес-школа, 1994. — • 457 с.
  31. , С. Реструктуризация промышленных предприятий /С. Елекоев, Г. Зондхоф, X. Кролл // Вопросы экономики. 1997.- № 9. -С. 28 — 30.
  32. , А. Как улучшить методику выявления неплатежеспособности предприятий? / А. Зарнадзе, М. Аксенова // Российский экономический журнал. 1997. — № 10. — С.42.
  33. , В. Спасение утопающих дело рук самих утопающих. Технологии и опыт использования внутренних резервов предприятия / В. Ириков, С. Ильдеменов // Экономика и жизнь, — 1996.- № 23. — С. 29.
  34. , А.Г. Управление дебиторской задолженностью организации / А. Г. Каратуев // ФБК. 2000. — № 12. — С. 63.
  35. , Г. Ю. Отчетность / Г. Ю. Касьянова // Российский налоговый курьер. 2000. — № 4. — С. 10.
  36. , В. Нужны плавучие гостиницы / В. Комаров // Речной транспорт. 1990. — № 6. — С.5.37. «Концепция формирования отраслевых программ реструктуризации» Постановление Минэкономики РФ № 118 от 12.03.1997 г.
  37. , А.Н. Справочник финансиста предприятия / А.Н. Жилкина-М.: ИНФРА-М, 1999. 559 с.
  38. , H.A. Планирование в речных пароходствах в условиях полного хозяйственного рсчета и самофинансирования / H.A. Иванов, В. Ф. Пронин, В. Ш. Сулаберидзе. М.: Транспорт, 1989. — 306 с.
  39. , А.П. Организация и планирование работы речных портов: учебник для институтов водного транспорта / А. П. Казаков, И. П. Фадеев. М.: Транспорт, 1989.-247 с.
  40. Калькуляция себестоимости в промышленности: учебник. / под ред. А. Ш. Маргулиса. М.: Финансы, 1980. — 288 с.
  41. , В.Э. Современные системы и методы учета и анализа затрат в коммерческих организациях / В. Э. Керимов. М.:Эксмо, 2005. -144 с.
  42. , В.В. Введение в финансовый менеджмент / В. В. Ковалев. -М.: Финансы и статистика, 2001. 768 с.
  43. , В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. М.: Проспект, 2001. — 424 с.
  44. , В.Я. Бухгалтерский учет. Прогнозирование финансового результата: учебно-методическое пособие / В. Я. Кожинов. М.: Экзамен, 1999. — 559 с.
  45. Коупленд. Реструктуризация это переговоры и баланс интересов / Коупленд // Эксперт. — 1998. — № 4. — С. 36 — 39.
  46. , В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности / В. Е. Ластовецкий. М.: Финансы и статистика, 1988 — 165 с.
  47. , B.C. Контроль издержек производства в условиях нормативного учета / B.C. Левин. М.: Финансы и статистика, 1990. — 159 с.
  48. , В.П. Совершенствование экономических методов управления на речном транспорте / В. П. Левитин. М.: Транспорт, 1983.-78 с.
  49. , В.А. Анализ хозяйственной деятельности речного транспорта / В. А. Легостаев. М.: Транспорт, 1976. — 126 с.
  50. , Н. Решение проблемы неплатежей в реальном секторе (методологический аспект) /Н.Лисициан// Вопросы экономики-2000.-№ 9-С.83.
  51. , М.В. Анализ эффективности вспомогательного • производства / М. В. Макаренко. М.: Финансы, 1977. — 128 с.
  52. , С. Умеем ли мы оценивать финансовую устойчивость предприятия / С. Масютин // ЭКО. — 1997. — № 5. — С. 105.
  53. , Е.А. Нормативный учет себестоимости продукции вспомогательных производств / Е. А. Мизиковский. М.: Финансы и статистика, 1987. — 199с.
  54. , В.П. Пути повышения эффективности работы речного транспорта / В. П. Миронов. М.: Знание, 1984. — 48 с.
  55. , Я. Как работают японские предприятия. / Я. Мондена, Р. Сибакова. М.: Экономика, 1989. — 260 с.
  56. , В.Б. Учет вспомогательных производств / В.Б. • Новодворский. М.: Финансы, 1974. — 189 с.
  57. Оценка бизнеса /под ред. Грязновой А. Г., Федотовой М. А. М.: Финансы и статистика, 1999. — 347 с.
  58. , В.Ф. Учет и хозрасчет вспомогательного производства / В. Ф. Палий. М.: Финансы, 1973. — 112 с.
  59. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации», Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г., № 32 Н.
  60. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации», Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г., № 33 Н.
  61. , Ш. П. Оценка бизнеса. Анализ и оценка закрытых компаний / Ш. П. Пратт. М.: Ин-т экон. развития Всемирного Банка, 1994. — 312 с.
  62. Приказ Минфина Российской Федерации от 13.01.2000 г. № 4-Н «О формах бухгалтерской отчетности организации».
  63. Приказ Министерства транспорта РФ от 30.09.2003 г. № 194 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте».
  64. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие /под ред. Т. Г. Морозовой, A.B. Пикулькиной.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-402с.
  65. Проблемы совершенствования хозяйственного механизма / под ред. Г. А. Егиазаряна. М.:Изд-во Моск. Гос. ун-та, 1986. — 154с.
  66. Проблемы планирования, стимулирования и хозрасчетных взаимоотношений на речном транспорте. Труды ЦНИИЭВТа, вып. 107, с. 54.
  67. , Б.А. Управление экономикой: учебник / Б. А. Райзберг, P.A. Фатхутдинов М.: Бизнес-школа, Интер-Синтез, 1999. — с.285.
  68. , Н.В. Антикризисный менеджмент / Н. В. Родионова М.: Юнити, 2001.-223 с.
  69. , В.М. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции / В. М. Родионова, М. А. Федотова. М.: Перспектива, 1995. — 301 с.
  70. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд. / Г. В. Савицкая. Минск: Новое издание, 2001. — 208 с.
  71. , H.H., Оценка влияния факторов на показатели эффективности работы транспорта / Н. Н. Селезнева, И. П. Скобелева // Бухгалтерский учет. 1987. — № 2. — С. 27−31.
  72. , Ю. Финансовое состояние и финансовая политика производственных предприятий / Ю. Семачев // Российский экономический журнал.- 1997.-№ 8.-С. 33.
  73. , И.В. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов вузов / И. В. Сергеев. М.: Финансы и статистика, 2001. — 398 с.
  74. , П.П. Основы экономики транспорта / П. П. Сидоров, E.H. Ломов. М.: Транспорт, 1985. — 158 с.
  75. , Н.Г. Речные порты в координатах Программы модернизации транспортной системы России. Проблемы и перспективы. // Материалы научно практической конференции «Морские и речные порты России. Экономика и управление», 2005.
  76. Совершенствование методологиии бухгалтерского учета и экономического анализа / под ред. В. И. Петровой, Р.Барица. М.: Финансы и статистика, 1985. — 239с.
  77. Совершенствование системы хозрасчета важный фактор повышения эффективности работы портов.-М.: Труды ЦНИИЭВТа, вып. 143.-61с.
  78. Современные пути повышения производительности труда на флоте и в портах.: Сб. научн. трудов ЛИВТа. Л.: Транспорт, 1984. — 145с.
  79. , В.В. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в промышленности / В. В. Сопко, А. Н. Патрик. Киев: Тэхника, 1988. — 112 с.
  80. , С.А. Система производственного учета и контроля / С. А. Стуков. М.: Финансы и статистика, 1988. — 223 с.
  81. , В.П. Внутрипроизводственный контроль / В. П. Суйц. М.: Финансы и статистика, 1987. — 126 с.
  82. Теория и практика антикризисного управления: учебник / под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. М.: ЮНИТИ, 1996.
  83. , И.Е. Совершенствование показателей эффективности вспомогательного производства и их учета /в кн. Бухгалтерский учет, финансы, кредит и статистика. Республ. межвед. сб., вып. 14 / И. Е. Тишков. Минск, Вышэйшая школа, 1983. — С.5−8.
  84. , И.Е. Учет и калькулирование себестоимости продукции вспомогательных производств / И. Е. Тишков. М.: Финансы, 1980. — 112 с.
  85. Трудовые ресурсы: формирование и использование / под ред. В. Е. Касимовского. М.: Экономика, 1975. — 254 с.
  86. , Э.А. Антикризисное управление / Э. А. Уткин. М.: Акалис, 1997.- 192 с.
  87. , Э.А. Аудит и управление несостоятельным предприятием / Э. А. Уткин, А. Э. Бинецкий. М.: ЭКМОС, 2000. — 384 с.
  88. , Э. Методы корреляционного и регрессионного анализа / Э. Ферстер, В. Ренц. М.: Финансы и статистика, 1983. — 302 с.
  89. Финансовый менеджмент: Теория и практика: учебник / под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 1996. — 405с.
  90. Финансы в управлении предприятием / под ред. A.M. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 1997. — 160 с.
  91. Финансы: учебное пособие / под ред. A.M. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2000. — 384 с.
  92. , Э. Техника финансового анализа /пер. с англ./ под ред. Л. П. Белых. М.: ЮНИТИ. — 1996. — 3 86 с.
  93. , Д. В. Матрица аутсорсинга / Д. В. Хлебников. М.: Стратегии, ноябрь 2005.
  94. Хозрасчет, учет и экономический анализ в новых условиях хозяйствования / под ред. А. Д. Шеремета, А. Ф. Аксененко. М.: Изд-во МГУ, 1989.-224 с.
  95. , П.Ф. Хозяйственный расчет на речном транспорте / П. Ф. Целыковский, JI. П. Суворова. М.: Транспорт, 1983. — 125 с.
  96. Чедвик, J1. Основы финансового учета. / Л. Чедвик, пер. с англ. под ред. В. А. Микрюкова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 252 с.
  97. , Ю.Г. Анализ эффективности производства и финансового состояния предприятия: учебное пособие/ Ю. Г. Чернышова. -Ростов-на Дону: РГЭА, 1999. 167 с.
  98. Ю1.Шелухин, И. Развитие промышленного аутсорсинга в России. Где крупный бизнес может заработать на малом /И. Шелухин // КОМПАС промышленной реструктуризации. 2003. — № 3.
  99. , Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. Ростов-на-Дону, 2000.
  100. , А.Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. М.: Инфра-М, 1999. — 208 с.
  101. , А.Д. Финансы предприятий / А. Д. Шеремет. М.: ИНФРА-М, 1999.-343с.
  102. , С.И. Учет затрат на перевозки в предприятиях речного транспорта / С. И. Шмерлина. Горький: ГИИВТ, 1983. 67 с.
  103. Экономика и организация вспомогательного производства на предприятиях и объединениях: Материалы семинара / под ред. A.B. Ахумова. -JL: ЛДНТП, 1979.-80 с.
  104. Экономика предприятий: учебник / под ред. Волкова О. И. 2-е изд., перераб. и доп., М.: ИНФРА-М, 2001. — 214 с.
  105. Экономика предприятия и отрасли промышленности: учебное пособие / под ред. A.C. Пелиха. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 289 с.
  106. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. Горфинкеля В. Я., проф. Швандара В. А. M.: ЮНИТИ-ДАРА, 2001. — 718 с.
  107. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: учебное пособие / под ред. М. И. Баканова, А. Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика, 2001. -656 с.
  108. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений: учебник / под ред. С. Б. Барнгольц. М.: Финансы и статистика, 1998.-543 с.
  109. , Р. Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Рональд Дж. Эренберг, Роберт С. Смит. М.: изд-воННГУ, 1996.-436 с.
  110. ПЗ.Юров, В. Ф. Финансы водного транспорта: учебник для вузов водного транспорта / Юров В. Ф. М.: Транспорт, 1986.
  111. , Е.Г. Модернизация российской экономики: что в повестке дня? / Е. Г. Ясин // Общество и экономика. 2000. — № ¾. — С. 3−29.
  112. , А. Управленческий учет (Management accounting). Опыт экономически развитых стран /А. Яругова. М.: Финансы и статистика, 1991. -238 с.
  113. Структурная схема подчиненности и контроля подразделений и отделов портов внутреннего водного транспорта1. Ревизионная комиссия
  114. Собрание акционерного общества1. Аудит1. Совет дипестчшов1. ГО. Спецотдел1. Юридический отдел
  115. Заместитель генерального директора пп йечппягнпрти1. Генеоальный дипектоп1. Пюавление ОАО
  116. Заместитель генерального директорапо финансовым и экономическим вопоосам1. Служба безопасности1. АХО1. Главный инженер
  117. Заместитель генерального директора1. ПО ЮП-ГГУЯТЯИИИ
  118. Заместитель генерального директора по коммепческгой пяйпте1. I I I I Iяе- >СС1. С Есч>
Заполнить форму текущей работой