Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие системы социального страхования в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Движение финансовых ресурсов в рамках социального страхования осуществляется преимущественно в фондовой форме. ФСС РФ, Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ТФОМС), а также негосударственные пенсионные и медицинские фонды составляют финансовые институты или финансовую… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
    • 1. 1. Эволюция социального страхования в России
    • 1. 2. Экономическое содержание социального страхования как финансовой категории
    • 1. 3. Принципы и финансовый механизм функционирования системы государственного социального страхования
    • 1. 4. Оценка зарубежного опыта организации системы государственного социального страхования
  • 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
    • 2. 1. Фонд социального страхования: как основная институциональная структура системы государственного социального страхования
    • 2. 2. Проблемы формирования финансовых ресурсов государственного социального страхования
    • 2. 3. Приоритеты финансирования основных видов государственного социального страхования

Становление и развитие системы социального страхования в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования и степень разработанности проблемы. Одна из черт рыночных отношений — наличие различных систем защиты граждан, главной составляющей которой является система обязательного социального страхования. В настоящее время в России она не отвечает новым экономическим условиям, поэтому нуждается в глубокой трансформации, изменении своих методов, приближении их к требованиям рыночной экономики. Государственное социальное страхование должно стать одним из важнейших механизмов развития и регулирования социальных процессов, направленных, в том числе на придание экономике социально-ориентированного характера, который пока только декларируется. В отличие от рыночного развитых стран корпоративное социальное страхование в России находится только в стадии становления, что вызывает необходимость разработки механизмов его ускоренного развития.

Важность этих процессов подчеркивается и тем вниманием, которое уделяется им на самых разных уровнях нашего общества. Иметь социальные гарантии и, как следствие, хотя бы минимальную уверенность в завтрашнем дне в наше не простое время — пожалуй, основное требование подавляющей части населения России. Работодатели, в свою очередь, становятся заинтересованными в предоставлении таких гарантий для привлечения более квалифицированных сотрудников.

Рынок труда постепенно переходит в цивилизованные рамки. Органы государственной власти и общественные организации в лице профсоюзов, работодатели все активно включились в решение вопросов реформирования системы социальной защиты населения и основной ее части — обязательного социального страхования. Однако в условиях экономического и социального реформирования в России возникла необходимость пересмотра традиционных, во многом устаревших, представлений об организации социальной защиты населения.

Социальная сфера является общечеловеческой ценностью. Она призвана поддерживать воспроизводство и обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности основного богатства общества — человека. Государство же должно делать все возможное, чтобы жизнь человека была достойной. Исключительно важное место в решении этой первостепенной задачи отводится системе социального страхования населенияпенсионного, медицинского и социального. Отсутствие стабильной, достаточной финансовой базы и справедливой системы распределения социальных выплат и благ, финансирование выплат пособий по остаточному принципу превращают само понятие социальной защиты в лозунг и не позволяют населению в полной мере реализовать свои конституционные права. Система социального страхования в России продолжает фактически базироваться на устаревших принципах социалистической системы социального обеспечения: на принципе солидарности поколенийна принципе уравнительных отношений ко всем субъектамна принципе «богатый платит за бедного».

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена социальной значимостью и неадекватным состоянием российской системы социального страхования.

Столь актуальная тема исследования не могла остаться без внимания многих экономистов. Проблемами социальной политики и социальной защиты занимаются В. Н. Вьюницкий, М. Дмитриев, Е. В. Егорова, М. Ю. Зурабов, В. Иноземцев, A.A. Козлов, В. Д. Роик, Е. В Тишина, С. Ю. Янова и другие. Вопросы финансового обеспечения, развития финансовых институтов и финансовой политики социальной защиты неоднократно поднимались в специальной литературе такими экономистами, как A.M. Бабич, С. Ю. Водопьянов, C.B. Барулин, Т. М. Ковалева, Е. В. Коломин,.

Ю.В. Пешехонцев, Г. Б. Поляк, Л. Ржаницина, М. В. Романовский, А. К. Соловьев, Т. В. Чубарова, C.B. Шишкина, E.H. Шуняк, А. И. Щербаков и другие.

Оценивая по достоинству научный вклад названных специалистов в разработку данной проблемы, следует обратить внимание на то, что исследованиями, как правило, охватывались лишь отдельные ее аспекты, а не вся система социального страхования населения, включающая в себя государственное и корпоративное, обязательное и добровольное.

Учитывая, что от состояния системы социального страхования в стране зависит социальное благополучие общества, необходимо на основе социально ориентированного рыночного подхода, во-первых, создать разветвленную социальную инфраструктуру, включая корпоративную, позволяющей обеспечить гражданам широкий круг социальных услугво-вторых, повысить личную ответственность каждого человека за страхование собственных социальных рисковв третьих, сократить нагрузку на работодателя по расходам на государственное социальное страхование. Решение данной проблемы требует проведения комплексного теоретического исследования, определяющего методические основы и способы совершенствования формирования и использования финансовых ресурсов системы социального страхования.

Таким образом, актуальность проблемы, недостаточная теоретическая и методологическая разработанность отдельных ее сторон, наличие круга дискуссионных вопросов финансового реформирования системы социального страхования предопределили выбор темы настоящего исследования, цель, задачи и структуру диссертации.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в построение рациональной системы социального страхования на основе разработки ее теоретических основ, методологических подходов и механизмов развития государственного и корпоративного страхования социальных рисков.

Для достижения названной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:

— исследовать историю развития и формирования системы социального страхования в Европе и России для выявления ее особых национальных характеристик;

— раскрыть сущность социального страхования как финансовой категории;

— разработать и классифицировать принципы, на основе которых должна базироваться система социального страхования;

— оценить зарубежный опыт системы социального страхования с позиции возможности применения его в России;

— рассмотреть организационные основы функционирования Фонда социального страхования РФ;

— проанализировать формирование финансовых ресурсов государственного социального страхования;

— определить приоритеты финансирования основных 'видов государственного социального страхования и развития корпоративного социального страхования.

Предметом исследования является система финансовых отношений, возникающих в процессе образования и расходования финансовых ресурсов системы государственного и корпоративного социального страхования.

Объектом исследования является деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и его подразделений по Саратовской области, а также организаций в области негосударственного социального страхования.

Теоретической и методологической основой исследования выступают общая теория финансов, фундаментальные труды отечественных экономистов в области финансового обеспечения социальной защиты населения. В ходе исследования были изучены труды зарубежных и отечественных экономистов, посвященные исследованию экономики социальной сферы, работы по организации и совершенствованию деятельности системы социального страхования. В диссертации использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, субъектов РФ, материалы исполнительных органов власти, рекомендации научных конференций по изучаемой проблеме, материалы периодических изданий.

В диссертационной работе применялись общенаучные методы системного подхода, диалектический метод познания, раскрывающий возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности, метод группировки, обобщения, конкретно-статистического анализа и синтеза, метод функциональной классификации и другие общенаучные и специальные методы и подходы.

Информационной базой служили материалы Госкомстата РФ и Саратовской области, Министерства экономики и Министерства финансов РФ, плановые и отчетные данные Фонда социального страхования Российской Федерации и Саратовской области, а также результаты и данные специальных экономических и социальных исследований, опубликованные в печати и полученные самим автором.

Научная новизна исследования в целом состоит в создании эффективной системы государственного социального страхования в России на основе разработки методологических и организационных подходов и рекомендаций по совершенствованию финансовых институтов и механизмов финансового обеспечения государственного социального страхования.

Наиболее существенные научные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

— уточнены методологические основы (особенности, отличительные черты, сущность, функции) социального страхования в общей системе социальной защиты населения как частной финансовой категории;

— раскрыто содержание общей системы социального страхования в широком и узком ее понимании (в зависимости от характера социальных рисков) — в широком смысле (страхованию подлежат и долгосрочные, и краткосрочные риски) эта система включает два звена: систему государственного обязательного социального страхования (собственно социальное страхование, пенсионное и медицинское страхование), систему негосударственного добровольного социального страхования (корпоративные пенсионные фонды, фонды медицинского страхования, расходы предприятий на социальное страхование своих работников) — в узком смысле (страхуются только краткосрочные риски) система социального страхования включает в себя: собственно государственное социальное страхование (в рамках ФСС РФ) и расходы предприятий на страхование кратковременных социальных рисков;

— сведены в единый комплекс и классифицированы по группам принципы организации системы государственного социального страхования (классические, финансовые, этические и административные);

— в зависимости от степени взаимосвязи с социальными рисками предложено и обосновано деление установленных сейчас социальных расходов (выплат) из ФСС РФ на 3 группы: расходы в форме социальной помощи (пособия не ярко выраженного страхового порядка) — расходы (пособия по временной нетрудоспособности и др.), имеющие явно страховой (рисковый) характеррасходы социально-культурного назначения, приближенные к формам социального льготирования;

— предложено и обосновано передать из ФСС РФ расходы первой и третей групп — пособия и выплаты, имеющие опосредованную связь со страховыми рисками, на прямое бюджетное финансирование из средств федерального бюджета (не исключено создание в его составе специальных целевых бюджетных фондов), а также сформулированы условия, подходы и источники такого финансирования на основе государственных социальных стандартов;

— предложено отказаться от действующего механизма выплаты пособий по временной нетрудоспособности в зависимости от стажа работы и перейти к порядку дифференциации этих пособий в зависимости от количества дней болезни по видам заболеваний (дана авторская градация размеров таких пособий);

— с целью развития добровольного негосударственного социального страхования в России разработан проект Федерального закона «Об основах корпоративного (добровольного) социального страхования» по основным элементам страхового механизма.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования, заключается в уточнении методологических основ системы социального страхования в системе социальной защиты населения и частной финансовой категории, в построении авторской системы социального страхования в России, включающей в себя государственное (обязательное) и негосударственное (добровольное) звенья (элементы). Теоретические результаты, способствуют расширению методологической базы исследования, необходимой для рационализации механизма образования и использования финансовых ресурсов социального страхования.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке рациональной российской системы финансового обеспечения системы социального страхования, включая авторскую систему социальных выплат по линии государственного социального страхования, методы и механизмы формирования и использования финансовых ресурсов учреждений социального страхования, а также пути и механизмы развития негосударственного (корпоративного) добровольного социального страхования.

Апробация результатов исследования. Основные результаты научного исследования по теме диссертации доложены на научно-практических конференциях по итогам НИР за 2002, 2003 и 2004 гг. в Саратовском государственном социально-экономическим университете (Саратов, 2001 г., 2002 г., 2003 г.), а также на международной научно-практической конференции «Финансовый механизм и его правовое регулирование» (Саратов, СГСЭУ, СГАП, 2003 г.).

Ряд практических выводов и рекомендаций, полученных автором, были использованы Саратовским региональным отделением Фонда социального страхования РФ (СРО ФСС РФ) в своей деятельности и при разработке рекомендательных предложений по совершенствованию системы социального страхования в России.

Материалы исследования используются в учебном процессе в Саратовском государственном социально-экономическом университете при изучении и преподавании курсов «Финансы», «Бюджетная система Российской Федерации», «Внебюджетные фонды», «Основы социального страхования», что также подтверждено справкой о внедрении в учебный процесс.

По теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ, общим объемом 2,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав включающих 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 12 таблиц, 6 рисунков, 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование, а также основные идеи, выводы и рекомендации, выносимые на защиту, условно можно разделить на три логически взаимосвязанные группы теоретических, методологических и организационно — прикладных проблем, составляющих в совокупности единый механизм построения рациональной системы социального страхования.

1. Теоретические основы формирования и функционирования системы государственного социального страхования.

Исследование начинается с рассмотрения исторических особенностей становления системы социального страхования в России, теоретическое содержание социального страхования как финансовой категории начинается с рассмотрения традиционных подходов к содержанию категории финансов.

Финансы системы социальной защиты рассматриваются как элементы государственных (централизованных) финансов — социальные внебюджетные фонды, целевые социальные бюджетные фонды, расходы бюджета на социальную инфраструктуру и социальное льготирование, а также как элементы финансов предприятий (корпоративных финансов) -негосударственные пенсионные фонды и фонды медицинского страхования, расходы предприятий на обязательное и добровольное государственное и негосударственное социальное (пенсионное, медицинское, иное) страхование своих работников. При этом приоритетное значение играют элементы государственных (муниципальных) финансов, то есть публично-правовых финансовых институтов, форм, методов и механизмов мобилизации доходов и осуществления расходов. Тем не менее, общая социальная направленность названных финансовых отношений позволяют объединить их в общее понятие финансов сферы социальной защиты населения.

Сущность финансов любого звена их системы не может принципиально отличаться друг от друга. В противном случае — это будут разные категории. Это относится и к совокупности финансовых отношений в страховании. В то же время одним из отличительных признаков (особенностей) этих финансовых отношений является их страховая форма, по крайней мере, в части системы социального страхования, которая накладывает особенности на организацию финансовых отношений в области социального страхования.

Социальное страхование составляет важнейший элемент общей системы социальной защиты. С позиций характера страхуемых социальных рисков (долгосрочных, краткосрочных), система социального страхования рассматривается в широком и узком ее понимании.

В широком понимании общая система социального страхования включает в себя 2 звена: систему государственного обязательного социального страхования, объединяющую собственно социальное, а также пенсионное и медицинское страхование (государственные социальные внебюджетные фонды) — систему негосударственного (корпоративного) добровольного социального страхования, включающую в себя негосударственные пенсионные фонды и фонды медицинского страхования, расходы предприятий на социальное (пенсионное, медицинское, иное) страхование предприятиями своих работников. Эта система направлена на страхование как долгосрочных, так и краткосрочных социальных рисков. В узком смысле к системе социального страхования следует относить собственно государственное обязательное социальное страхование (помимо ФСС РФ) и расходы предприятий на социальное страхование своих работников, связанные с краткосрочными социальными рисками.

Движение финансовых ресурсов в рамках социального страхования осуществляется преимущественно в фондовой форме. ФСС РФ, Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ТФОМС), а также негосударственные пенсионные и медицинские фонды составляют финансовые институты или финансовую институциональную структуру системы социального страхования. Специальные страховые фонды создаются за счет специальных взносов и используются для компенсации социальных рисков. При этом группы с низким уровнем риска субсидируют выплаты группам с высоким уровнем риска. Каждая единица выплаты имеет одну и ту же (среднюю) «цену», основанную на единообразных ставках взносов, независимо от индивидуальной степени риска, следовательно, делает систему социального страхования более выгодной для людей, подверженных высокому риску.

В работе дана авторская классификация принципов организации и финансового механизма функционирования системы государственного социального страхования.

В работе проводится анализ зарубежного опыта, с позиций возможности применения его в России.

2. Организация и совершенствование системы государственного социального страхования в России.

В рамках названной проблемы были рассмотрены основы функционирования и организации деятельности Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ), а также финансовые потоки этого фонда.

Особое внимание уделено анализу эффективности финансовых потоков Фонда социального страхования на примере Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования.

При оценке финансовых потоков Фонда социального страхования использовались показатели соотношения источников финансирования и выплат социальных пособий. Анализ показал, что в условиях рыночной экономики социальные права и гарантии населению, закрепленных Конституцией и другими законодательными актами страны, возможно эффективно обеспечить только на основе страхового метода финансирования в рамках системы обязательного государственного социального страхования.

В основу оценки эффективности было положено сопоставление параметров фактического уровня компенсационных выплат с уровнем социальных гарантий, а именно, сравнение фактических средних и минимальных гарантированных социальных выплат. Изучая источники финансирования ФСС РФ, делается вывод о том, что причинами низкой эффективности формирования финансовой базы ФСС РФ являются: несбалансированность государственных гарантий объему социальных пособий и финансовым ресурсам. В сложившихся условиях, делается вывод о том, что ФСС сочетает в своей деятельности функционально неоднородные направления — страхование социальных рисков и оказание социальной помощи, т. е. он начал трансформироваться в особую форму государственной социальной помощи.

3. Приоритеты реформирования системы социального страхования и механизмы их реализации.

Для построения рациональной системы социального страхования определяются основные приоритеты ее совершенствования, вытекающие из результатов предыдущего исследования.

В реализацию названных приоритетов разработан комплекс авторских мер и финансовых механизмов:

1. Научно обосновывается целесообразность деления установленных сейчас социальных расходов (выплат) из ФСС РФ на 3 группы в зависимости от степени взаимосвязи с социальными рисками: расходы в форме социальной помощи (пособия не ярко выраженного страхового порядка) — расходы (пособия по временной нетрудоспособности и др.), имеющие явно страховой (рисковый) характеррасходы социально-культурного назначения, приближенные к формам социального льготирования. ФСС РФ сочетает в своей деятельности функционально неоднородные направления — страхование социальных рисков и оказание социальной помощи.

2. Взамен предлагается освободить Фонд социального страхования от несвойственных ему расходов, и направить его деятельность на усиление страховых принципов использования финансовых ресурсов, переход первой и третей групп — пособия и выплаты, на прямое бюджетное финансирование из средств федерального бюджета финансирования на основе государственных социальных стандартов.

Необходимость такого шага обусловлена тем, что, с одной стороны, размер этих пособий фиксирован и устанавливается федеральным законодательством, с другой стороны, размер этих пособий как правило не зависит от уровня оплаты труда конкретного работника.

Расходы третьей группы являются в большей степени льготами, нежели страховыми выплатами, и поэтому они должны быть доступны не только тем предприятиям, у которых приличное финансовое состояние, но и тем, кто в них особо нуждается.

3. Поддержана позиция ряда экономистов о необходимости перехода к формированию и исполнению бюджета, включая социальную сферу, от расходов на основе социальных государственных стандартов. Адаптированы к сфере социального страхования условия, подходы и источники реализации государственных федеральных и региональных социальных стандартов. Особое внимание уделяется взаимосвязи предлагаемых механизма финансирования дополнительных расходов в связи с реализацией государственных социальных стандартов и механизма управляемого дефицита бюджета (не более 2% к ВВП) на названные цели. Причем, речь идет не о минимальных, а о научно (экономически) обоснованных стандартах.

4. В работе доказывается, с приведением конкретных цифр, что ссылка на нехватку источников финансирования расходов на обеспечение и поддерживание более высоких социальных стандартов жизни населения России зачастую лишь отговорка или нежелание принципиально перестроить доходную базу, включить в нее все возможные резервы роста. Дополнительные источники финансирования расходов на социальную защиту населения условно разделены на три группы: 1) дополнительные налоговые и неналоговые доходы бюджета- 2) корпоративное финансирование через систему негосударственного добровольного социального страхования.

В качестве дополнительных налоговых и неналоговых доходов бюджета (первая группа источников) выделяются следующие: дополнительные рентные доходы от эксплуатации природных ресурсов (от налога на сверхдоход от добычи углеводородного сырья, от экспортных пошлин на вывоз природного сырья, от продажи прав на доступ к уникальным природным ресурсам, включая радиочастоты и морские биоресурсы) — дополнительные доходы от государственной собственности (арендная плата, доли участия и т. п.) — дополнительные доходы (экономия), полученные в результате перехода от порядка применения ставки НДС 0% по экспортным сырьевым операциям к порядку простого освобождения последних от этого налоганалоги на сверхприбыль «естественных» монополий, их посреднических и транспортных инфраструктурсредства искусственного профицита или управляемого дефицитачасть стабилизационного фонда и валютного резерва Правительства РФ (около 10% его общей величины).

Для развития конкурентного рынка негосударственного социального страхования необходимо создать условия, заинтересовывающие как население, так и частный капитал. В этой связи, предложены по основным концептуально-правовым положениям законопроект федерального закона «Об основах корпоративного (добровольного) социального страхования». Названные положения законопроект подробно описаны в работе. Их внедрение позволит снизить давление расходов на социальное страхование (на государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней). Кроме того, когда страхователь самостоятельно и добровольно оплачивает часть социальных услуг, то у него формируется чувство ответственности за состояние и укрепление своего здоровья и здоровье своих работников.

5. В диссертации научно обосновывается целесообразность замены порядка оплаты временной нетрудоспособности от стажа работы порядок их оплаты на дифференцированной основе в зависимости от количества дней болезни, т.к. львиную долю всех выплат из ФСС составляют пособия по временной нетрудоспособности.

Ни в одной стране мира нет компенсации по больничным листам в размере 100 процентов заработной платы, поскольку считается, что подобная практика во многом способствует развитию социального иждивенчества и не побуждает людей к стремлению заботиться о собственном здоровье и меньше болеть.

С переходом к рыночным отношениям изменился подход со стороны предпринимателей к оплате листа нетрудоспособности. При рыночной экономике рабочая сила является товаром, следовательно, работодатель готов платить только за фактически оказанные услуги и выполненные работы, а не за потенциальную рабочую силу. Поэтому в настоящий момент для найма на работу либо оформляется договор гражданско-правового характера, не предполагающий оплату больничного листа, либо заключается договор о сдельной оплате. Таким образом, значительная категория работников не имеет возможность получать листы временной нетрудоспособности.

Реализация в полном объеме, комплексно предложенных в работе механизмов и мер позволит на деле сформировать в России эффективную систему социального страхования, приближенную к минимальным европейским стандартам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ (12.12.1993 г.)//Рос. газ.- 1993.-25 дек. -25 дек
  2. Трудовой кодекс РФ: федер. закон: принят 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. — № 1 (ч. 1), ст. 3.
  3. Бюджетный кодекс РФ: федер. закон: принят 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. — № 31, ст. 3823.
  4. Налоговый .кодекс РФ (ч. 2): федер. закон: принят 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2000. — № 32, ст. 3340.
  5. О медицинском страховании граждан в РСФСР: закон РФ: принят 28 июня 1991 г. // Рос. газ. 1993.-27 апреля.
  6. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: закон РФ: принят 1 апр. 1996 г. № 27-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996.-№ 14, ст. 1401
  7. О прожиточном минимуме в РФ: закон РФ: принят 24 окт. 1997 г. № 134-ФЗ//Рос. газ. 1997. — 29 окт.
  8. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: закон РФ: принят 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. — № 31, ст. 3803.
  9. Об основах обязательного социального страхования: закон РФ: принят116 июля 1999 г. № 165-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. — № 29, ст. 3686.
  10. Законы РФ о бюджетах фонда социального страхования на 19 982 004гг. // Собр. законодательства РФ. 1999. — № 29, ст. 3685- 1999. — № 18, ст.2209- 2000. — № 2, ст. 45- 2001. — № 7, ст. 612- 2001. — № 23, ст.2281- 2002. № 7, ст. 628.
  11. Адресная социальная поддержка населения: уровень местного самоуправления / под ред. A.C. Пузанова. М.: Фонд «Ин-т экономики города», 1998.-103с.
  12. Д.А. Финансово-кредитная система СССР М.: Наука, 1982.-365с.
  13. Г. А. Методологические аспекты регулирования социального развития как факторы экономического роста в процессе реформирования .экономики России // Вести. Моск. ун-та. Сер.6, Экономика. — 1999. — № 2. — С. 21−35.
  14. В.А. Фонды социального обеспечения в СССР / В. А. Ачаркан, Т. А. Синицина. М.: Финансы, 1977. — 48с.
  15. , A.M. Экономика социального страхования: курс лекций Бабич E.H. Егоров, E.H. Жильцов. М.: ТЕИС, 1998. — 189с.
  16. В.И. Общественные фонды потребления и бюджет. М: Финансы, 1967. — 160с.
  17. Е. Безработица времен гласности //Соц. труд. 1991. -С.31.
  18. A.M. Очерки теории советских финансов. М.: Финансы 1972.-Т.2.- С. 223.
  19. Благотворительность в России. СПб., 1907.
  20. Благотворительность в России: социальные и исторические исследования / Ин-т «Открытое общество». СПб.: Лики России, 2001.-С.845
  21. Т.В. Экономическая политика, структура занятости и безработица в российских регионах / Т. В. Блинова, В. А. Русаковский. -М.: РПЭИ, 2002.- 46с.
  22. С.А. Эконометрика. Минск, 2001.
  23. , Дж. Конституция с человеческим лицом. СПб.: Экон- школа. — 1998.-279с.
  24. Г. М. Право и экономика пенсионного обеспечения / Г. М. Бродский М.Н. Бродский. СПб.: б.и., 1998. — 288с.
  25. Бюджетная система РФ / под ред. Н. В. Романовского. М.: Юрайт, 1999.-621с.
  26. В. Теория порядка и институциональная экономика // Вопросы экономики. 1995.-№ 12. — С.86−95.
  27. Д. Мониторинг в России /Д. Верф, Ф. Ронге. М.: Интердизайн, 1998.-187с.
  28. Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада. М.: Наука, 1993. — 142с.
  29. H.A. «Теория и практика социального страхования. Вып.1. Теоретические основы страхования. М.- Л.: Книга, 1925. — 151с.
  30. H.A. Теория и практика социального страхования. Вып. 2.
  31. Страхование на случай болезни в Западной Европе. М.- Л.: Книга, 1925. — 125с.
  32. H.A. Теория и практика социального страхования. Вып. 3.
  33. Страхование на случай болезни в России. М.- Л.: Книга, 1925. — 209с.
  34. O.A. О роли страховых медицинских организациив реформировании здравоохранения // Страховое дело. 2003. — № 4. -С.52−55.
  35. Э.А. Дискуссионные вопросы теории социалистических финансов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. — 158с.
  36. Э.А. Методологические аспекты анализа сущности финансов. М.: Финансы, 1974. — 128с
  37. Э.А. Некоторые аспекты теории социального страхования и социального обеспечения в странах социализма: Докл. на междунар. конф. Свиштов, 1973.
  38. Вопросы совершенствования социального обеспечения: сб. науч. трудов. М.: НИИ Труда, 1987. 128с.
  39. , Е.Е. Социальное обеспечение трудящихся в России (досоветский период). М., 1988. — Деп. в ИНИОН АН СССР 20.03.89, № 37 226. — 34с.
  40. В.Г. Социальная ориентация экономики в России и в развитых странах Запада. М.: ИНИОН РАН, 1997. — 48с.
  41. А. Об основах институциональной трансформации // Вопросы экономики. -№ 10. 2000. — С. 123−127.
  42. Государство благосостояния и его экономические основы /под ред. Н. П. Кузнецовой, Н. П. Дроздовой. СПб.: Ин-т страхования, 1998. -200с.
  43. Государственное социальное страхование: сб. офиц. материалов. -М.: Профиздат, 1959. 269с.
  44. Н. Социальная составляющая региональной политики на Западе // МЭиМО. -№ 4. 2003. — С.62−67.
  45. С.П. Страхование в нормативных актах РФ и зарубежных странах. М.: Юкис, 1993. — 126с.
  46. А.З. Финансовая система России: учеб, пособие / Задашев Д. Г. Черник. М.: Инфра-М, 1997. — 248с.
  47. .Г. Социальное страхование раньше и теперь. М.: Вопросы труда, 1926. — 159с.
  48. М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблема адаптации // Вопр. экономики. 1999. — № 2. — С.61−67.
  49. A.A. Политическая борьба в Конгрессе США по вопросу о путях реформирования социального страхования в 1977 г. Калуга, 1990. — Деп. ИНИОН АН СССВ29.04.90, № 41 723. — 56с.
  50. A.A. Престарелые США и реформа социального страхования(1977−1980). Калуга, 1987. — Деп. ИНИОН АН СССР 14.07.87, № 30 296.-46с.
  51. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ /под ред. Ю. Е. Федорова М.: Права человека, 1999. — 173с.
  52. В.П. Истории финансов СССР (1917−1950). М.: Наука.
  53. Европейская Социальная Хартия: справ.: пер. с фр. — М.: Международные отношения, 2000. 263с.
  54. E.H. Экономика общественного сектора России: курс лекций. М.:ТЕИС, 1998.- 192с
  55. В.М. Уровень жизни населения: основные категории, характеристики и методы оценки / В. М. Жеребин А.Н. Романов. М: ЮНИТИ, 2002.-375с.
  56. В.М. Экономический рост, занятость и уровень жизни на- селения / В. М. Жеребин, H.A. Ермакова, В. Н. Землянская // Вопр. статистики. 2003.-№ 7. -С.24−36.
  57. A.B. Пенсионный оборотный налог // Финансы. 2003. -№ 4.-С.57−60.
  58. Изменения в области социальной политики: удовлетворение потребностей в 90-х годах. Н.-Й.: ООН, 1990. -136с.
  59. Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России: негосударственные пенсионные фонды / А. З. Астапович и др. -М.:Бюро экон. анализа, 1998. 157с.
  60. Институциональный и структурный аспект реформы. (Мировой опыт и российская ситуация) / подгот. Я. Кузьминов. М.: Ин-т экономики, 1992. -58с.
  61. C.B. Социальная защита населения: учёб, пособие. -М.-РАГС, 1999. -256с.
  62. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Петраза-водск: Петроком, 1993. — 306с.
  63. В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. — 623с.
  64. Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в субъекте Российской Федерации. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001- - 190 с.
  65. В. Анализ динамики трансакционных издержек //Вопр. экономики. 1996. -№ 12. — С.65−71.
  66. Р. Фирма, рынок, право /пер. с англ., ред. Р. Капелюшников. -М.: Дело ЛТД. 193с.
  67. A.B. Пенсионная реформа в России: модель общественного развития.-М.:РПЭИ, 2001. 40с.
  68. В.И. Реформы в России и перераспределение доходов // МЭиМО.-2000.-№ 6.-С.77−85.
  69. Н. О реформировании системы социальных гарантий, выплат и льгот II Человек и труд. 1998. — № 7. — С.11−14.
  70. Л.Ф. США: государство и социальное обеспечение: механизм регулирования. М: Наука, 2000.-141с.
  71. B.C. Институциональные аспекты экономических реформ в России. М.: Высш. школа, 1999. — 110с.
  72. Льготы ветеранам: док. и коммент / Ю. Х. Нежинский и др. М. Соц. защита, 2000. — 120с.
  73. . Социальное страхование в прошлом и настоящем. -Харьков, 1923.- 119с.
  74. K.P. Экономикс / K.P. Макконнелл С. Л., Брю- англ. -М.: Республика, 1993. Т. 1. — 399с.
  75. Е.Е. Право социального обеспечения У Е-Е. Мачульская Ж. А. Горбачева. М.: Кн. мир, 2000. — 287с.
  76. С.Г. Социальные выплаты и льготы в РФ // Вопр. экономики. 1999. — № 2. — С.85−89.
  77. П.С. Социальные параметры России в сопоставлен с европейскими странами // Уровень жизни населения регионов России. -2003. № 2.-С.9−17.
  78. Д.Н. Проблемы социальной защищенности российского общества. СПб.: СПб гос. ун-т экономики и финансов, 2000. — 16с.
  79. Е.В. Финансовая политика правительства лейбористов в Великобритании в 1976г. М., 1999. — Деп. в ИНИОН РАН 6.12.99, № 55 192.-37с.
  80. Д.С. Глобализация и информационно-коммуникационные технологии // Труд за рубежом. 2002. — № 1.
  81. P.P. Эволюционная теория экономических изменений / P.P. Нельсон, С.Дж. Унитер- пер. с англ. М.Я. Каждана- науч. ред. пер. Макаров. М.: Дело, 2002. — 535с.
  82. А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопр. экономики. -1997. № 3.
  83. А.Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход / МЭ и МО. -1997. № 12, 1998. — № 1. -С.25−36.
  84. А.Н. Институциональная экономика. М.: Вопр. экономики, 2000.-415с.
  85. Основные социально-экономические показатели по РФ за 2000 -2003гг. // Вопр. статистики. 2003. — № 6. — С.41−63.
  86. Основные социальные характеристики, предоставленные государством населению РФ по состоянию на 31.05.2002 г. // Уровень жизни населен! регионов России. 2002.-№ 7. — С.35−61.
  87. Пенсионная реформа в России: причины содержания, перспективы / под общ. ред. М. Э. Дмитриева, Д. Я. Травина. СПб.: Норма, 1998. — 253сл
  88. Ю.В. Современные проблемы финансирования социальной сферы / Ю. В. Пешехонов С.Ю. Водопьянов // Финансы. -1998. № С.43−47.
  89. А.П. Государственные финансы царской Росси эпоху империализма. М.: Финансы, 1968. — 167с.
  90. Г. Б. Финансы местных Советов. М.: Финансы и статист 1991.- 149с.
  91. Г. Б. Финансовое обеспечение социальной сферы. М.: Финансы и статистика, 1998. — 189с.
  92. Л.И. Проблемы развития социального обеспечения: автореф. дис. д-ра экон. наук / Изд-во НИИ Труда. М., 1992. — 61с.
  93. В.А. Финансовые регуляторы в системе управления общественным производством (теоретические подходы к совершенствованию финансовой системы) // Финансы СССР. 1991. -№ 5. — С.3−7.
  94. Н.М. Социальное обеспечение в процессе перевод рынку // Народонаселение.2000. № 3. — С.6−20.
  95. В.М. Вопросы сущности и функций советских финансов -М.: Моск. фин. ин-т, 1987.-75с.
  96. ЮО.Роик В. Д. Вопросы актуального обеспечения социального страхования // Страховое дело. 2003. — № 3. — С.8−13.
  97. Ю1.Роик В. Д. Предпосылки формирования культуры социального страхования // Человек и труд. 1999.-№ 2. — С.55−59.
  98. В. Д. Социальное страхование ведущий институт социальной защиты // Человек и труд. — 1998. — № 9.
  99. ЮЗ.Россия-2015: оптимистический сценарий / отв. ред. Л. И. Абалкин. М.:ММВБ, 1999.-413 с.
  100. С.Г. Инвестиционное обеспечение социальной защиты на- селения. СПб.: СПб гос. ун-т экон. и финансов, 2000. — 48с.
  101. М.Л. Социальной обеспечение: учеб, пособие. М.:Изд-во Фин. академии, 1998. — 66с.
  102. С. Социальная политика: новый курс / С. Смирнов, Н. Исаев // Вопр. экономики.-1999.-№ 2.-С.65−76.
  103. JI.И. Проблемы социального обеспечения в странах ЕС. -М.: Наук 1983.-255с.
  104. Социальная защита населения: вопросы теории, методологии и практики / рук. В. Я. Саленко. М.: Акад. труда и соц. отнош., 1998. -352с.
  105. Социальная политика: реформа социального страхования. М.: АОН, 1995.-253с.
  106. Социальное обеспечение: опыт и проблемы трансформации / ред. И. С. Маликов. М.: МТСР РФ, 1998. — 95 с.
  107. Социальное рыночное хозяйство: что оно означает для Германии и России на рубеже столетий: материалы междунар. симпозиума. М.: РНИС и НП, 1998.-99с.
  108. Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. Ростов н/Д: Экспертное бюро, 1997. — 351с.
  109. Н.Е. Российская социальная политика: выбор без альтернативы / Н. Е. Тихонова, О. И. Шкоропат // Социс. 2001. — № 3. -С.21−25.
  110. В. Социальное государство: сущность и генезис // Человек и труд. 1998.-№ 5.
  111. Г. М. Вопросы советских финансов (очерки теории). М.: Госфиниздат, 1962. 148с.
  112. И. Моя работа политэкономия / И. Устиян, Л. Эрхард // Экономист.-2002.-№ 1.
  113. Федеральный бюджет и регионы: структура финансовых потоков, /ред. A.M. Лавров. М.:Моск. центр ин-та «Восток-Запад», 1999.-311с.
  114. Финансы: учеб. / ред. В. М. Родионова. М.: Финансы и статистика, 1993.-398с.
  115. Финансы СССР / под ред. И. Д. Злобина. М.: Финансы, 1971.-375с.
  116. Финансы: учеб. / ред. JI.A. Дробозина. М.: Финансы: ЮНИТИ, 1999.-527С.
  117. Финансы: учеб. / ред. A.M. Ковалева. М.: Финансы и статистика, 1999. -383с.
  118. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / ред. В. К. Санчагов, А. И. Архипова. М.: Проспект, 1999. — 486с.
  119. Финансы России: стат. сб. /Госкомстат. М., 2002. — 378с.
  120. Р. Должна ли государственная пенсионная система быть накопительной? II Труд за рубежом. 2001. -№ 1. — С.80−115.
  121. Г. Г. Взаимодействие финансовой системы и реального производства в современном мире // Вести. Моск. ун-та. Сер. Экономика. -1999.-№ 6.-С.15−19.
  122. E.H. Государственные внебюджетные фонды РФ. М.: ВЗФЭИ, 2002. 235с.
  123. E.H. Финансовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004.
  124. Энциклопедия социальной работы/ пер. с англ., ред. Л. Э. Кунильский. Т. 1,2, 3. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
  125. Л. Благосостояние для всех. М.: Начала-Пресс, 1990.3.
  126. В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: учеб. метод, пособие. Казань: Изд-во КГУ, 1995. — 121 с.
  127. Ю.В. Государственное социальное страхование в России. М.:Профиздат, 1998.-155с.
  128. С.Ю. Организация социальной защиты населения как системы управления социальными рисками // Страх, дело. 2001. — № 8.
  129. С.Ю. Финансовый механизм социального страхования // Страх, дело.-2001.-№ 10.-С.21−25.
  130. Е. Выход из тупика: мнение экспертов / Е. Ясин, С. Алексашенко, И. Липсиц, В. Сосков // Соц. труд. 1991. — № 12. — С.З.
  131. Basic statistics of the Community: Comparison with the principal partner of the Community/ Eurostat Luxenburg: Office for office publ. of the Europ. communities, 1993. — 397p.
  132. Comparative Tables of the social suenrity sistems. Strasburg, 1987. -167p.
  133. Iross R., Rosen., Chinitz D. Evaluating the Asraeli Health Care Reformf Strategy, challengez i lessons // Healhb Policy. Vol 45. — P. 99−117.
  134. Introduction to social secutity. Geneva: ILO, 1984. — 49Ip.
  135. North D. Institutions, Institutional Change and economic Performance. -Cambridge, 1990.-317p.
  136. Preserving and strengthening social security. House of representatives, 106m Congr — Wash.: Gov. print off- 1999. — 108p.
  137. Social insurance and allied services / report by W. Beveridge. -JUpntlohl 1942.
  138. Social market economy: an economic system for developing countries. -Sankt Augustin: Academia Verl. Richarz, 1991. — 218p.
  139. Social policy in Europe: Latest evolution and perspectives for the Mure- ~ Copenhagen: Dan. nat. inst. of social research, 1992. 161 p.
  140. Social Protection of Public Employers / Retirement and Survivor Benefits. -Geneva: ILO, 1998. 353p.
  141. Statistical-abstract of the US. Wash: US. Census bureau, 2000. -999p.
  142. United nations Development program. Human Development Report. Ox- ford, N.Y., 2001, Lable 12.
  143. World Economic Outlook: a survay by the staff of the Intern. Monetary Fund. Wash: IMF, 2001. — 274p.
  144. Valdivia, V.N. The Insurance Role of social security. Working Pi — 97/113.-IMF, 1997. — 63p.
  145. Webster, Bryce, Porry L. Robert The Complete social security. N.Y. Handbook, 1983.-217p.
Заполнить форму текущей работой