Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессионально значимых ориентаций будущих педагогов-лингвистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

З. В качестве критериальной' основы сформированности профессионально значимых ориентаций будущих педагогов-лингвистов выступает познавательная самостоятельность. Ориентацию на ценность можно считать сформированной в том случае, если она подтверждается наличием устойчивых индикаторов активного самостоятельного усвоения знаний. Познавательная самостоятельность как аксиологический императив личности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки изучения профессионально значимых ориентаций студентов педагогического вуза
    • 1. 1. Современные подходы к изучению личности профессионала
    • 1. 2. Профессионально значимые ориентации педагогов лингвистов как предмет исследования
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Опытно — экспериментальная работа по формированию профессионально значимых ориентаций будущих педагоговлингвистов
    • 2. 1. Концепция аксиологизации педагогического образования студентов-лингвистов
    • 2. 2. Решение педагогических задач как основа развития ориентации студентов на творчество
    • 2. 3. Развитие ориентации студентов на иноязычную коммуникацию в условиях проектирования усложняющихся ситуаций
    • 2. 4. Познавательная самостоятельность — критерий сформированности ориентации студента на познание как ценность
  • Выводы

Формирование профессионально значимых ориентаций будущих педагогов-лингвистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время особое внимание уделяется модернизации содержания отечественного образования, его ориентации на новые подходы к общеобразовательной и профессиональной подготовке. Концепция модернизации педагогического образования определяет задачи становления и развития личности будущего учителя с учетом радикально изменившихся условий социума, в связи с интеграцией России в европейское образовательное сообщество.

Новые требования к педагогу-профессионалу ведут к необходимости изучения научных предпосылок формирования личности современного учителя с учетом реалий сегодняшнего дня и накопленного наукой знания о процессе формирования личности учителя.

В последние десятилетия наметилось отчуждение учителя от школы и ценностных свойств педагогической деятельности как особого вида духовного производства и воспроизводства высочайшей из существующих ценностей человека, что усилило актуальность проблемы формирования профессионально значимых ориентаций будущих педагогов-лингвистов, которая обусловлена рядом противоречий:

— между возрастающей востребованностью иностранных языков в современной общественной жизни России и падением престижа профессии учителямежду потребностью школьной практики в учителях иностранных языков, владеющих современными методами преподавания, и традиционными формами подготовки педагогов-лингвистов;

— между расширяющимися возможностями самореализации личности учителя в процессе изучения иностранного языка и стремлением будущих педагогов-лингвистов избежать работы в школе.

Педагогическая деятельность по своему содержанию и характеру глубоко личностно значима. Ценностями педагогической профессии являются те ее особенности, которые позволяют реализовать потребности в самореализации личности в познании, общении и творчестве, служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей.

Процесс ориентации будущего учителя на профессионально значимые ценности предусматривает воспитание индивидуальности, содействие раскрытию творческих способностей личности, развитию ценностного отношения к профессии.

На современном этапе развития педагогики актуален аксиологический подход в подготовке учителя, который позволяет выявить не только объективно значимые личностные качества педагога, но и обратиться к субъективным значимым ориентирам профессиональной деятельности. Аксиологизация педагогического образования может быть рассмотрена в общем контексте обновления содержания подготовки будущего учителя.

Анализ изученной литературы, состояния проблемы становления и развития ценностных ориентаций студентов позволил констатировать, что различные аспекты университетского образования к настоящему времени в педагогике изучались достаточно интенсивносуществуют различные методы модернизации образования, в науке накоплен фонд на создание теоретико-методологической базы для проведения специального исследования по формированию профессионально значимых ориентаций будущих педагогов-лингвистов с учетом современных требований изменившегося социума. Данное исследование опирается на:

— фундаментальные труды в области становления личности (А.Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.И., Фельдштейн) — исследования различных аспектов профессионального образования (А.Н. Беляев, Г. Д. Бухарова, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, В. В. Кузнецов, Г. В. Мухаметзянова, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко);

— работы, посвященные становлению и развитию личности будущего учителя (В.И. Андреев, Е. П. Белозерцев, Е. И. Бондаревская, З. И. Васильева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. А. Орлов, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков);

— общие подходы к вопросам профессиональной компетентности (В.И. Загвязинский, Н. А. Каргопольцева, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской, П.И. Чернецов);

— аксиологический подход (А.В. Кирьякова, Г. А. Мелекесов, А. А. Полякова, P.P. Насретдинова) — креативное образование, развитие творчества учителя (С.М. Каргапольцев, Н. В. Назаров, В. Г. Рындак, В.А. Сухомлинский);

— коммуникативные основы обучения иностранному языку (Т.М. Балыхина, А. Н. Ксенофонтова, С.Г. Тер-Минасова, И.И.Халеева) — исследования профессиональной подготовки учителя иностранного языка (И.А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, А. А. Миролюбов, Е. И. Пассов, Н. С. Сахарова, В.Л.Темкина).

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования профессионально значимых ориентаций будущего педагогалингвиста.

Объект исследования — педагогическое образование педагоговлингвистов.

Предмет исследования — ценностные ориентации студентовлингвистов на творчество, коммуникацию и познание.

Цель, объект, предмет обусловили следующую гипотезу исследования. Базисными профессионально значимыми ориентациями будущих педагогов-лингвистов выступают ориентации на познание, коммуникацию и творчество как ценности педагогической профессии, формирование которых будет успешно, если: в образовательном процессе педагогического вуза обеспечивается актуализация аксиологического потенциала содержания занятий на основе привлечения профессионально ориентированных материалов по лингвострановедению, искусствуконструируются коммуникативные ситуации педагогической направленностипроектируются усложняющиеся педагогические задачикритерием сформированное&tradeвыступает познавательная самостоятельность, направленная на педагогическую практику будущих педагогов-лингвистов. используются ценностно ориентированные технологии обучения иностранным языкам.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, определены следующие задачи исследования:

— провести анализ современных подходов к формированию личности учителя;

— определить круг профессионально значимых ориентации педагога — лингвиста;

— провести диагностику развития профессионально значимых ориентаций студентов;

— выявить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующих развитию профессионально значимых ориентацийопираясь на результаты исследования, разработать и апробировать методические рекомендации.

Решение поставленных задач обусловило выбор следующих методов:

— теоретического исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической и учебной литературы, синтез теоретического и эмпирического материала, изучение и обобщение передового педагогического опыта;

— эмпирического исследования: интервьюирование, беседы, анкетирование, тестирование, наблюдение, апробация учебнометодических материалованализ результатов опытноэкспериментальной деятельности.

Теоретике — методологическую основу исследования составили философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие закономерности подготовки специалистов: теория ценностей (A.M. Анисимов, В. П. Бездухов, Е. В. Бондаревская, Г. П. Выжлецов, М. С. Каган, А. В. Кирьякова, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, Н.С. Розов) — теория развития личности (К.А. Абульханова — Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Т.К. Ахаян) — психологическая теория развития в деятельности (JI.B. Выготский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев,

A.M. Маркова, С.Л. Рубинштейн) — теория проектирования и организации процесса обучения (Е.С. ЗаирБек, И. А. Зимняя, П. И. Пидкасистый, В. В. Сериков. А. П. Тряпицына, А.В. Усова) — теория профессионального образования (С.В. Вершловский, А. А. Деркач,

B.И.Земцова, В.Г. Рындак) — коммуникативный подход к обучению иностранному языку (И.А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, Е.И. Пассов).

База исследования: факультет иностранных языков Оренбургского педагогического университета, факультет филологии Оренбургского государственного университета. В эксперименте участвовало 320 студентовлингвистов.

Этапы исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа, которые были определены, исходя из задач, решаемых на каждом этапе, в три систематизированных блока: поисково-теоретический, опытноэкспериментальный и диагностико-оценочный.

Первый этап (1999;2000) — изучены научно — педагогические аспекты проблемы исследования, обобщен опыт работы в педвузе, связанный с ценностно-ориентированным обучением иностранному языку, определена методологическая основа исследования, выделена область достоверных знаний, на базе которых проводилось исследование, сформирована проблема, цель и рабочая гипотеза исследования, разрабатывались задачи и пути исследования. Проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (2000;2003) — уточнена гипотеза, проведена проверка основных положений формирующего эксперимента, а также проверка эффективности предложенного комплекса педагогических условий, обеспечивающих активизирующее влияние на формирование профессионально значимых ориентаций.

Третий этап (2004) — проведены анализ и обобщение результатов опытно — экспериментальной работы. Разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающий формирование профессионально значимых ориентаций студентов в процессе обучения иностранному языку, осуществлено внедрение результатов работы в образовательный процесс, осмысление полученных результатов исследования.

Научная новизна исследования:

— определен круг профессионально значимых ориентаций педагога — лингвиста;

— проведена диагностика развития профессионально значимых ориентаций студентов;

— выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, способствующих развитию профессионально значимых ориентаций;

— разработаны и апробированы методические рекомендации, основанные на результатах исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости реализации аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей иностранного языка, который позволяет раскрыть личностный аспект профессионального образования студентов и обосновать новые возможности интенсификации обучения иностранному языку на основе развития познавательной самостоятельности.

Практическая значимость исследования: определены педагогические условия формирования профессионально значимых ориентаций будущих педагоговлингвистов;

— разработан практический вариант аксиологизации подготовки будущих педагогов;

— разработаны и апробированы рабочие программы и программа спецкурса, способствующие формированию профессионально значимых ориентации будущих педагогов-лингвистовдана аксиологическая классификация педагогических иноязычных задач, которая может служить основой конструирования образовательного процесса, нацеленного на формирование ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности

Обоснование и достоверность результатов исследования обеспечивались: сочетанием количественного и качественного анализа результатов экспериментаприменением комплекса методов исследования, адекватного объекту, цели и задачам исследованиярепрезентативностью материала и разнообразием источников информацииопытно — экспериментальным подтверждением выводов.

Подтверждая положения выдвинутой гипотезы и развивая в процессе проведенного исследования теоретико — практические аспекты изучаемого явления, мы вынесли на защиту следующие положения:

1 Профессионально значимыми ориентациями будущих педагогов-лингвистов выступают ориентации на познание, коммуникацию и творчество.

Сущность ориентации будущих учителей на познание как ценность педагогической деятельности состоит в том, что она отражает главную профессиональную функцию педагога, направленную на приобретение и передачу школьникам знаний, и предполагает наличие у будущих педагогов постоянного стремления к обогащению собственного лингвистического тезауруса, развитие информационных умений (включая Интернет) и самостоятельную работу над лингвострановедческим материалом, необходимым для постоянного профессионального роста.

Ориентация будущих педагогов-лингвистов на коммуникацию как ценность обусловлена необходимостью учета в школьной практике обучения иностранным языкам особенностей современного мира и возросшей интенсивности межкультурной коммуникации.

Коммуникативные умения учителя обеспечивают высший уровень взаимодействия учитель — ученик и активизирует позицию ученика в ситуациях диалога.

Ориентация будущих учителей иностранных языков на творчество как ценность предполагает наличие ценностного отношения к педагогической деятельности. Каждый школьный урок, являясь и единицей учебного процесса, одновременно представляет собой ситуацию решения стандартных и нестандартных педагогических задач. Педагогическое творчество является непременным компонентом продуктивно работающего учителя. Специфика состоит в том, что творчески работающий педагог стимулирует творческую деятельность учащихся. Педагогическое творчество реализуется в индивидуальном подходе учителя к учебному материалу, организации учебного времени, в использовании приемов и технологий, в восхождении к ценностям детства, умении возбудить и поддерживать познавательный интерес учеников к изучению иностранных языков.

2 Педагогическими условиями, способствующими формированию профессионально значимых ориентаций будущих педагогов-лингвистов являются:

— включение студентов в ценностно значимую профессиональную деятельность на основе развития познавательной самостоятельности в информативном чтении, основными видами которого являются информативно-оценочное, информативно-присваивающее, информативно-создающеереализация коммуникативной направленности обучения иностранным языкам на основе построения педагогически ориентированных коммуникативных ситуаций (ролевые игры, диалоги и др.);

— развитие креативности студентов базируется на основе решения усложняющихся иноязычных педагогических задач.

З.В качестве критериальной' основы сформированности профессионально значимых ориентаций будущих педагогов-лингвистов выступает познавательная самостоятельность. Ориентацию на ценность можно считать сформированной в том случае, если она подтверждается наличием устойчивых индикаторов активного самостоятельного усвоения знаний. Познавательная самостоятельность как аксиологический императив личности служит предпосылкой развития и роста студентов — будущих педагогов-лингвистов в движении к новому состоянию — профессиональной деятельности.

4.Успешность студентов в иноязычных коммуникативных ситуациях педагогической направленности является необходимым средством формирования профессиональной готовности студентов к школе и фактором формирования профессионально значимых ориентаций.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на Всероссийских научно — практических конференциях в Оренбурге и Красноярске, на международной научнопрактической конференции в Оренбурге, а также посредством публикаций в печати.

Основные результаты исследования внедрены в практику образовательного процесса факультета иностранных языков Оренбургского государственного педагогического университета, факультета филологии Оренбургского государственного университета.

Личный вклад автора состоит:

— в осуществлении научно — теоретического анализа проблемы формирования профессионально значимых ориентаций будущих педагоговлингвистоворганизации и проведении экспериментальной работы, систематизации полученных данных;

— в обосновании педагогических условий, которые позволяют формировать базисные профессионально значимые ориентации будущих учителей иностранного языка.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Выводы

Ориентация в мире ценностей педагогической профессии есть своеобразная деятельность будущего педагога, требующая от него личной активности и напряжения духовных сил. Процесс подготовки учителя иностранного языка в этом смысле есть специально организованная деятельность, способствующая формированию системы отношений к учительскому труду. В процессе познания, общения, труда человек определяет для себя ценность объектов, с которыми он выступает во взаимодействие. Ценностный подход педагога вуза при этом будет заключаться в создании соответствующих педагогических условий и выборе путей реализации своей программы. Эти условия предполагают создания ситуаций, где педагогическая деятельность, в которую включен студент, способствует самовыражению и самоутверждению личности и сопровождается эмоциональными переживаниями.

Для осуществления этапов формирования ценностных ориентаций следует ориентироваться на те условия, при которых возможно решение проблем аксиологического характера: свободное развитие позитивно значимой ценностной ориентации;

— глубокое осмысление осознаваемой ценностной ориентации;

— широкое соотнесение ценностной ориентации с системой ценностей;

— перенос значимых ценностных ориентаций на различные жизненные и профессиональные ситуации;

— самостоятельный поиск новых профессионально и личностно привлекательных ценностей;

— выявление аксиологических тенденций в образовании;

— поиск механизмов перевода личности из состояния «Я» ~ реальное в «Я» — идеальное и др.

Заключение

Актуальность темы

определяется изменением статуса иностранных языков в условиях глобализации современного мира с одной стороны и повышением востребованности педагогов лингвистов в образовательной практике школы и вуза — с другой. Следовательно, необходимо совершенствование подготовки будущих педагогов — лингвистов с позиции теоретического осмысления вузовской системы педагогического образования и с позиции адекватности образовательных технологий новым задачам. С точки зрения формирования готовности будущих педагогов-лингвистов к практической работе в школе и поиска педагогических условий модернизации университетского образования в современном социуме.

Проведенное диссертационное исследование по проблеме формирования профессионально значимых ориентаций будущих педагогов-лингвистов показало:

L Специфика педагогической деятельности будущего учителя иностранных языков предполагает наличие ориентаций на познание коммуникацию и творчество.

Познание как ценность педагогической деятельности отражая главную профессиональную функцию педагога направленную на приобретение и передачу знаний, предполагает наличие у будущих педагогов-лингвистов постоянное стремление к обогащению собственного лингвистического тезауруса, развитие информационных умений (включая Интернет) и самостоятельную работу над лингвострановедческим материалом, помогающим транслировать знания в жизнедеятельность школьного сообщества.

2. Ориентация будущего учителя иностранных языков на творчество как ценность предполагает наличие ценностного отношения it педагогической деятельности в которой школьный урок являясь единицей учебного процесса представляет собой ситуацию решения стандартных и нестандартных педагогических задач. Педагогическое творчество учителя непременный компонент его индивидуальной продуктивной деятельности.

Педагогическое творчество реализуется в индивидуальном подходе к материалу, организации урока, содержании учебного труда в восхождении к ценностям детства умение возбудить и поддерживать познавательный интерес учеников и изучению иностранных языков.

Ориентация на творчество как ценность в педагогической деятельности будет развиваться в том случае если студенту — будущему педагогу-лингвисту предоставляется определенная свобода выбора темы, уровня сложности педагогической задачи, равно как и выбора содержания занятий, характера деятельности на педпрактике. Если студенту предлагается совокупность усложняющихся педагогических задач поисково творческого характера и коммуникативной направленности курируется педагогом.

3. Ориентация будущего педагога-лингвиста на коммуникацию обусловлена необходимостью усиления в школьной практике обучения иностранным языкам учета особенностей современного мира и возросшей интенсивности межкультурной коммуникации.

Коммуникативные умения учителя обеспечивают высокий уровень взаимодействия «учитель-ученик» и активизирует позицию ученика в ситуациях диалога.

4. Профессионально значимые ориентации будущего педагога-лингвиста в общей системе ценностных ориентаций личности обеспечивают самоопределение специалиста.

Базисные педагогические ориентации на познание коммуникацию и творчество могут стать основанием для профессионального выбора в том случае если студенту в процессе обучения были обеспечены условия самореализации и ситуация успеха в ситуациях иноязычной коммуникативной деятельности педагогической направленности.

Педагогическими условиями, способствующими формированию профессионально значимых ориентаций будущих педагогов-лингвистов являются:

— включение студентов в ценностно значимую профессиональную деятельность на основе развития познавательной самостоятельности в самообразовательном информативном чтенииосновными видами которого являются: информативно — оценочное, информативно-присваивающее, информативно-создающее;

— коммуникативная направленность обучения иностранным языкам реализуется на основе построения педагогически ориентированных коммуникативных ситуациях. Ролевые игры, диалоги, строятся с учетом интенсификации межкультурных связей и востребованности лингвострановедческого материала.

— развитие креативности студентов базируется на основе решения иноязычных усложняющихся педагогических задач,

Показано, что профессиональная направленность личности учителя может быть определена как система его ценностных ориентаций, определяющая главные и относительные постоянные отношения педагога к основным сферам материальной и духовной жизни общества, к профессии, к людям и самому себе. Совокупность этих отношений, задаваемая ценностными ориентациями, образует адекватную этим ориентациям профессионально-педагогическую позицию, реализуемую деятельности и общении, что обеспечивает единство направленности и позиции.

Преобразующая функция ценности проявляется в ее созидательной силе, в проявление на ее основе новых личностных новообразований: «Я-концепции» и «образа будущего». По мере присвоения ценностей общества человек выстраивает свою иерархическую систему ценностных ориентаций. Он начинает осознавать себя носителем общечеловеческих ценностей, дорожит чем-то больше, чем-то меньше в своей жизни. Продуктивность его самопознания определяется мерой ценностного отношения к миру, себе другим людям.

Это состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной сферы, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте, и в соответствии с конкретными условиями постоянного меняющейся ситуации.

На этом этапе возникает самосознание в собственном смысле слова. Этот уровень сознания порождает потребность познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это в свою очередь вызывает стремление к самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к самоопределению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общая педагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. 204с.
  2. З.П. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: Автореф.дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 1994.С.17.
  3. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. — 335с.
  4. В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Дисс. .док. пед. наук. -М., 1998.
  5. Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1985. 488с.
  6. В.Г. Преподаватель и студент (Вопросы обучения)// Высшее образование в России, 1997, № 1.С. 87−95
  7. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. Т. 5, № 5. 1984. С. 63−70.
  8. Ш. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. С. 11−12. (208с.).
  9. .П. О проблемах современного человекознания — СПб: Питер, 2001- 272с.
  10. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань. 2000.-с.356.
  11. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. -391с.
  12. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.
  13. И.С. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
  14. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001 — 416с.
  15. Ю.В. Оптимизация учебно- воспитательного процесса:/ Метод. Основы/. М., 1982. 192с.
  16. И.Д. Формирование у будущего учителя ценностного отношения к педагогической теории (на материале курса истории педагогики в пед. ин-те) Автореф. дисс. канд. пед. наук. JL, 1976. -13 с.
  17. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986.-424с.
  18. В.П., Бездухов А. В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента будущего учителя. -Самара, 2000. — 184с.
  19. В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: М.: Владос, 2004 357с.
  20. Е.В. Содержание и способы формирования методологической культуры будущих учителей в процессе преподавания педагогики: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1995, 20с.
  21. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика, 1994. № 5. — с. 21−25.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  23. М.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник РПФ, № 1, 1996. с. 137−145.
  24. А.В. Система работы пединститута по подготовке будущих учителей к воспитательной работе в школе //Подготовка будущего учителя к воспитательной работе. Гродно, 1977.
  25. JI.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна М.: Междунар. пед. академия
  26. Е.В. Теория и практика личностно -ориентированного образования. Издательство Ростовского педагогического университета, 2000 352с.
  27. Т.В. Ориентация учащихся на познание как ценность: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1997.- 19с.
  28. Боровикова Е. Е. Формирование межкультурных коммуникаций умений будущих учителей.- Челябинск, 1996. Автореф. канд. дисс.
  29. Введение в педагогическую культуру: Ростов — ан Дону: РГПУ, 1995- 172с.
  30. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. — 207с.
  31. О.Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога (в подготовке к педагогической деятельности): Дисс.канд. психол. Наук/РГПУ. СПб., 1993. 146с.
  32. С.Г., Дж. Хазард. Ценностные ориентации советских и американских учителей // Педагогика 1992. № 3,4. С. 102−106
  33. A.M. Ценности: проблема обоснования: Дисс. канд. филос. наук. М., 1994. 143 с.
  34. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: 1995. 220 с.
  35. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -479с.
  36. Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал, 1995. № 6. с. 61−74.
  37. P.P. Аксиологические императивы образования. -Уфа: БИРО, 1999−86с.
  38. П.Я. Опыт систематического определения основ понятий психологии// Вопросы психологии. -1973. № 2
  39. А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М.: Наука, 2003 256с.
  40. С.И. Основы педагогики. Ведение в прикладную философию. М.: «Школа Пресс», 1995 -448с.
  41. В.И. Место и функции аксиологического знания в структуре профессионально педагогической деятельности // Педагогическое образование для 21 века: Материалы международн. Научно — практ. конф. -М.: Магистр, 1994. — 188с.
  42. Э.А. Социально экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. Ростов — на -Дону, 1970.258с.
  43. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003 — 415с.
  44. Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2000 — 352с.
  45. Гусинский Э. Н, Турчанинова Ю. И. Ведение в философию образования М.: Издательская корпорация «Логос», 2002 — 224с.
  46. А.А., ЗазыкинВ.Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003 — 256с.
  47. Дурай Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М., 1983.52с.
  48. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192с.
  49. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб.: Образование, 1995.
  50. А.С. Образование: философия, культурология, политика.- М.:Наука, 2002. 456с.
  51. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат 1986. С. 163.
  52. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос. 2000. — 382с.
  53. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение. 1991. 222с.
  54. Е.Н. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004 509с
  55. Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе. Монография.- Ростов н/Д: Рост. Гос. ун-т путей сообщения. 2003. -312с.
  56. Кабанова Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.'Знание, 1981. -96с.
  57. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.-204с.
  58. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе: Учебное пособие к спецкурсу. Л., 1989. 85с.
  59. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 140с.
  60. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЕдиториалУРСС, 2004 264с.
  61. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, Южный Урал, 1996. 188с.
  62. А.В., Мелекесов Г. А. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении: М.: Компания спутник+, 2004 -104с.
  63. Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. 190 с.
  64. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
  65. .И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989.-158с.
  66. Н.Г. Интенсификация как тенденция развития современного образовательного процесса Педагогическая мысль и образование XXI века: Материалы международной научно -практической конференции. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. — С.46−49.
  67. Н.Г. Развитие ориентации на творчество в условиях проектирования усложняющихся ситуаций педагогической креативности. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. № 4: Изд-во ОГПУ, 2001. -С. 150 157.
  68. Н.Г. Старинные университеты западной Европы. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета № 3: Изд-во ОГПУ, 2003. С. 289 -299.
  69. Н.Г. Коммуникация и творчество учителя иностранного языка. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2003.- 48с.
  70. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя, Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ин-та. 1994. 165с.
  71. Крупенин A. JL, Крохина И. М. Эффективный учитель. Ростов на Дону. Изд-во Феникс, 1995.477с.
  72. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. -255с.
  73. Т.В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. — 303с.
  74. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. — 117с.
  75. С.Г. Лингвострановедение как фактор развития аксиологического потенциала личности студента университета: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Оренбург, 1997. — 18с.
  76. Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя.- Самара: Издательство СамГПУ, 2002−400с.
  77. Курс «Педагогика». Научн. ред. Н. К. Сергеев.- Волгогдад: Перемена, 2003 -223с.
  78. А.Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе. Учебное пособие к спецкурсу.- Оренбург, 1995.
  79. К.Н. Педагогическая деонтология. Екатеринбург. Издательство «Деловая книга», 1999 -272с.
  80. А.А. Деятельность и общение. // Вопросы философии. 1979. № 1 С.128- 132.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 303с.
  82. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  83. .Ф. Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.С.З
  84. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: Фан, 1986. — 95с.
  85. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127с.
  86. Л.Х. Управление процессом развития профессионально ценностных ориентаций будущих учителей. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1990. 21с.
  87. Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников // Ценностные ориентации и познавательные интересы школьников: Сб. науч. тр. М.: НИИОП, 1983. С. 8−19.
  88. В.И. Теоретические основы исследовательской деятельности преподавателей педагогического вуза: Дисс.докт. пед. наук. Ростов н/ Д, 1999. -294с.
  89. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.-479с.
  90. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Педагогика, 1977.-239с.
  91. Г. А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: становление и развитие: Монография. М.: МПГУ, 2002−288с.
  92. Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации.- Волгоград: Перемена, 2003 -311с.
  93. JI.M. Формирование профессионального самосознания учителей //Вопр.психологии. 1990. — № 3. — С.58−64.
  94. А.В. Общение как предмет педагогического исследования// Проблема общения и воспитания. Тарту 1973, ч.1, С. 39.
  95. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологи отношений человека /В кн. Психологическая наука в СССр. -М., 1960.-с. 113.
  96. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Каз. ун — та, 1975. — 302с.
  97. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. -М.: МИРОС, 1997. 144 с.
  98. О.Н. Ценностные ориентации молодежи, избравшей профессию педагога. Автореф. канд. социол. наук. Красноярск. 1994. 19с.
  99. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: под ред. Полат Е. С. М.: Издательский центр «Академия», 2001 — 272с.
  100. Новые ценности образования. Выпуск 1−7. Под ред. Крыловой Н.Б.
  101. А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность// Педагогика. 1995. — № 6- С. 63−68
  102. Н. Гуманистические ориентации учителя: пересмотр целей и поиск технологий //Альма матер. 1991. — № 12. — С.30−35.
  103. Е. И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка: М.: Просвещение, 1993. С. 115−122.
  104. JI.A. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. 216с.
  105. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.
  106. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. -112с.
  107. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание//Педагогика. 1995.№ 4 — С. 59−63
  108. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. — С. 72−73.
  109. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 279с.
  110. В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы. М.: Академия, 2001. 136с.
  111. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Екатеринбург.: Изд-во Рос. гос. проф пед. ун-та, 2004 — 404с.
  112. А. Математическое творчество //Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. — С.135−145.
  113. Л.В. Развитие и формирование ценностных ориентаций у студентов педвуза. Авт. дисс.канд. психол. Наук. М., 1990. 16с.
  114. В.Г. Развитие творческих особенностей учащихся в процессе обучения физике: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1993.- 193с.
  115. К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Изд — во ЭКСМО — Пресс, 2000 — 416с
  116. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов 1992. 155с.
  117. C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-432с.
  118. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423с.
  119. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя. М., Педагогический вестник, 1997. 242с.
  120. Н.С. Иноязычная компетенция студентов университета: Теория и диагностика. Челябинск, 2002 — 189с.
  121. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 240с.
  122. Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М., 1989.
  123. JI.A. Формирование профессионального образа педагога у студентов университетов: Автореф. дисс.канд.пед.наук, Л. 1984. 16с.
  124. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. -272с.
  125. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: 1965. — 48 с.
  126. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192
  127. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М.: «Школа — пресс», 1995 -384с.
  128. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304с.
  129. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1981. 30с.
  130. В.А. Избранные педагогические сочинения. -М., 1979. Т.1−3
  131. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343с. Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. — М.: 1965. — 48 с.
  132. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная компетенция. М.: Слово/Slovo, 2000- 624с.
  133. Л.Н. //Собр. Соч: В 12ч. М., Т.9 С.259−286
  134. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности учащихся. Л., 1989, 91 с.
  135. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., Изд-во ЛГУ, 1960.
  136. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 173 с.
  137. К.Д. Пед. сочинения. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1990.
  138. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: NB Магистр, 1992.
  139. X. Мотивация и деятельность. В. 2-х т. М.: Прогресс, 1986.
  140. Ценностные ориентации в подготовке специалистов. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Уфа: БГПИ
  141. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.: «Экспедитор», 1996. -288с.
  142. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208с.
  143. Г. Я. Теория и практика формирования познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Личностно ориентированный аспект: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.- Челябинск, 1997.- 38с.
  144. Е.Н. Формирование мотивационно ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1987.17с.
  145. А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Ленинград 1968. С. 36.
  146. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 180с.
  147. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208с.
  148. В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
  149. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317с.
  150. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. -№ 4 -С.20−27.
  151. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. 2 nd ed. New-York, 1975.
  152. Bruner J.S. The Process of Education. Harvard University Press, 1960.
  153. Coombs P.H. The World Crisis in Education: The View from the Eighties. New-York: Oxford University Press, 1985 .
  154. Cowell F.R. Values in human society. The contribution of Pitirim Sorokin to sociology. Boston. 1970. p. 49.
  155. Ehlers, Henry Crucial Issues in Education, 7 th ed. Holt, 1981.
  156. Gillett, Margaret and Laska, J.A. Foundation Studies in Education: Justifications and New Directions. Scarecrow, 1973.
  157. Maslow A.H. Forward a Personality of Being. NY, Toronto-London, 1982.-310 p.
  158. Maslow A.H. Motivation and Personality. NY. 1954. — 400 p.
  159. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. NY, 1954. 4001. P
  160. Mayer, Frederik. Creative Universities. New College University Press, 1961.
  161. Perry R.B. General Theory of Value.-Cambridge, 1950.
  162. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. San-Francisko, 1 968. -463p.
  163. Schultz T.P. Integrated Approaches to Human Resource Development, World Bank Washington, D.C., 1994.
Заполнить форму текущей работой