Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Изучение мотивов учебной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее значимой для учащихся с нарушением слуха младших классов является мотивация, связанная с получением высоких оценок. На втором месте по степени выраженности у данных детей находится престижная мотивация — «хочу учиться лучше всех». Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места в системе мотивации учебной деятельности как у учащихся с нарушениями слуха, так и у слышащих — они… Читать ещё >

Изучение мотивов учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учение, которое не обеспечивает развитие познавательного интереса, недостаточно способствует развитию личности ребенка. Главным условием формирования стойкого интереса к учению может быть направленность деятельности ученика на освоение теоретических знаний. Предметом усвоения должна быть система понятий и вытекающие из них способы практических действий. С самого начала действия ребенка должны быть ориентированы на существенные свойства и отношения предметов, на их внутреннюю структуру, составляющую содержание теоретических знаний о предмете. Как показывают материалы экспериментальных исследований (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.), в результате такого обучения познавательные интересы становятся личностными качествами учащихся. Поэтому исследование вопроса об отношении учащихся к занятиям может дать также сведения об общей постановке учебно-воспитательной работе в классе. Для выявления мотивов учения учащихся II—IV классов можно предложить написать сочинение на тему: «Как я учусь и зачем» по следующему плану:

  • 1. Для чего ты учишься?
  • 2. Что тебе больше всего нравится в учебе и что больше всего не нравится? Почему?
  • 3. Любишь ли ты учиться или нет и почему?
  • 4. Какие предметы ты любишь, а какие не любишь? Почему?
  • 5. Что такое, по-твоему, хороший ученик, плохой, примерный, дисциплинированный?
  • 6. Какой ты ученик? Почему?

При анализе результатов можно ориентироваться на следующие группы осознаваемых мотивов учения:

  • 1. «Смыслообразующие» мотивы (по Л. И. Божович):
    • — будущая профессия;
    • — ответственность, долг;
    • — стремление к образованию.

Вышеперечисленные мотивы характеризуют общественную направленность личности;

  • — узколичный мотив — учиться для себя, чтобы в будущем использовать знания.
  • 2. «Непосредственно побуждающие» мотивы:
    • — требования взрослых;
    • — успех в учебе;
    • — групповой интерес;
    • — познавательный интерес.
  • 3. Личностное отношение к учению, т. е. у ученика имеется своя самостоятельная точка зрения на учение. Например, «Я люблю учиться, потому что мне очень интересно узнавать новое».

Для изучения мотивов учебной деятельности можно использовать методику М. В. Матюхиной в модификации Е. Г. Речицкой (2017).

Например, методику готового перечня мотивов, создание педагогических ситуаций, полупроективные методики типа «закончи предложение» и некоторые другие. При этом мы исходим из положения, что мотивация — многоуровневая система, в которой одни побуждения осознаются лучше, другие хуже или вообще не осознаются. Возможно расхождение понимаемых и реально действующих мотивов. Вопросы осознанного и неосознанного в мотивации учения глухих и слабослышащих школьников и вопросы соотношения понимаемых и реально действующих мотивов могут быть предметом отдельного изучения.

Выбирая методику «готового перечня мотивов» следует ориентироваться на то, что готовый перечень мотивов как бы санкционирует выбор любого из данных, в том числе плохо осознаваемого или маскируемого. Методика требует выполнения знакомого для глухих и слабослышащих детей действия — выбора из данного. Каждый мотив, предлагаемый вниманию детей, пишется на отдельной карточке в виде суждения (см. табл. 5). Детям с нарушением слуха работа по этой методике позволяет сосредоточить внимание на осознании и выборе соответствующих мотивов, а не думать о лексически и грамматически правильном построении высказывания. Предъявляемые ребенку высказывания охватывают все группы реально действующих побуждений к учебной деятельности. Суждения 1—2 направлены на выявление мотивов долга и ответственности; 3—4 — самоопределения и самосовершенствования; 5—6 — благополучия; 7 — престижная мотивация; 8—9 — мотивация избегания неприятностей; 10 — мотивация содержанием УД; 11 — мотивация процессом; 12 — мотивация результатом УД. Эти мотивы можно классифицировать по двум основным группам: суждения 1—9 направлены на выявление социальных мотивов, а 10—12 — на выяснение мотивов, заложенных в самой учебной деятельности. По сравнению с методикой М. В. Матюхиной нами были адаптированы формулировки суждений, сокращено их общее количество (от 21 до 12) и введено дополнительное суждение на выявление отношения к результату деятельности. Исследование проводится тремя сериями:

  • 1. Из всех карточек выбираются те, которые имеют для ребенка важное значение.
  • 2. Из их числа выбираются пять карточек, имеющих главное значение.
  • 3. Из последних отбираются только три карточки, имеющих самое главное значение для ребенка.

В целях исключения ошибок из-за недостаточно полного понимания суждений работа проводится индивидуально с каждым учеником.

Для сравнения можно ориентироваться на результаты экспериментальной работы, полученные Е. Г. Речицкой, 2009, 2017, (табл. 5).

Мотивы учения глухих и слабослышащих школьников

МОТИВЫ.

КЛАССЫ.

1—2.

3—4.

1—4.

колво указаний,.

%.

ранговое место.

колво указаний,.

%.

ранговое место.

колво указаний,.

%.

ранговое место.

1. Знаю, что надо хорошо учиться.

46 (35).

2(2).

26 (38).

  • 6—7
  • (2−3)

33 (37).

4—5 (2).

2. Хочу быстро и правильно выполнять задания учителя.

36 (26).

  • 4—5
  • (4−9)

32 (35).

4—5 (4).

33 (31).

4—5 (4).

3. Хочу после школы учиться дальше.

11 (26).

  • 9—11
  • (4—9)

23 (15).

  • 8
  • (9−11)

19 (20).

9(10).

4. Хочу все знать.

29 (22).

6(10).

26 (42).

6—7 (1).

27 (33).

6(3).

5. Хочу получать хорошие отметки.

82 (48).

1 (1).

47 (38).

1 (2−3).

59 (43).

1 (1).

6. Хочу, чтобы меня хвалили учителя и родители.

14 (26).

8 (4—9).

19 (15).

  • 10
  • (9−11)

17 (23).

Ю (11).

7. Хочу учиться лучше всех.

43 (33).

3(3).

36 (19).

2(3).

38 (27).

2 (5—6).

8. Не хочу, чтобы меня ругали родители и учителя.

4(4).

12 (12).

6(12).

12 (12).

5 (8).

12 (12).

9. Не хочу получать хорошие отметки.

11 (9).

  • 9—11
  • (И)

И (15).

11 (9— И).

И (12).

И (И).

Окончание табл. 5

мотивы.

КЛАССЫ.

1—2.

3—4.

1—4.

колво указаний,.

%.

ранговое место.

колво указаний,.

%.

ранговое место.

колво указаний,.

%.

ранговое место.

10. Мне нравится, когда учитель рассказывает интересное.

11 (26).

  • 9—11
  • (4—9)

32 (23).

4—5 (6—7).

25 (24).

7 (7—8).

11. Люблю выполнять разные задания.

25 (26).

6 (4—9).

20 (23).

9 (6—8).

22 (24).

7 (7—8).

12. Хочу научиться хорошо писать, читать, решать задачи.

36 (26).

  • 4—5
  • (4−9)

35 (27).

3 (5).

35 (27).

3 (5—6).

Примечание: В скобках представлены данные по слабослышащим учащимся. Каждый мотив принимается за 100%.

Наиболее значимой для учащихся с нарушением слуха младших классов является мотивация, связанная с получением высоких оценок. На втором месте по степени выраженности у данных детей находится престижная мотивация — «хочу учиться лучше всех». Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места в системе мотивации учебной деятельности как у учащихся с нарушениями слуха, так и у слышащих — они оказываются на 3—8-м месте. При этом у школьников вначале появляется интерес к результатам учебной деятельности, к выполненным заданиям, решенным задачам, после этого возникает интерес к процессу, а лишь затем — к содержанию учения. Под влиянием обучения происходит возрастание роли учебно-познавательной мотивации: у младших школьников с нарушениями слуха к 3—4 классу она занимает второе ранговое место.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой