Изучение мотивов учебной деятельности
Наиболее значимой для учащихся с нарушением слуха младших классов является мотивация, связанная с получением высоких оценок. На втором месте по степени выраженности у данных детей находится престижная мотивация — «хочу учиться лучше всех». Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места в системе мотивации учебной деятельности как у учащихся с нарушениями слуха, так и у слышащих — они… Читать ещё >
Изучение мотивов учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учение, которое не обеспечивает развитие познавательного интереса, недостаточно способствует развитию личности ребенка. Главным условием формирования стойкого интереса к учению может быть направленность деятельности ученика на освоение теоретических знаний. Предметом усвоения должна быть система понятий и вытекающие из них способы практических действий. С самого начала действия ребенка должны быть ориентированы на существенные свойства и отношения предметов, на их внутреннюю структуру, составляющую содержание теоретических знаний о предмете. Как показывают материалы экспериментальных исследований (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.), в результате такого обучения познавательные интересы становятся личностными качествами учащихся. Поэтому исследование вопроса об отношении учащихся к занятиям может дать также сведения об общей постановке учебно-воспитательной работе в классе. Для выявления мотивов учения учащихся II—IV классов можно предложить написать сочинение на тему: «Как я учусь и зачем» по следующему плану:
- 1. Для чего ты учишься?
- 2. Что тебе больше всего нравится в учебе и что больше всего не нравится? Почему?
- 3. Любишь ли ты учиться или нет и почему?
- 4. Какие предметы ты любишь, а какие не любишь? Почему?
- 5. Что такое, по-твоему, хороший ученик, плохой, примерный, дисциплинированный?
- 6. Какой ты ученик? Почему?
При анализе результатов можно ориентироваться на следующие группы осознаваемых мотивов учения:
- 1. «Смыслообразующие» мотивы (по Л. И. Божович):
- — будущая профессия;
- — ответственность, долг;
- — стремление к образованию.
Вышеперечисленные мотивы характеризуют общественную направленность личности;
- — узколичный мотив — учиться для себя, чтобы в будущем использовать знания.
- 2. «Непосредственно побуждающие» мотивы:
- — требования взрослых;
- — успех в учебе;
- — групповой интерес;
- — познавательный интерес.
- 3. Личностное отношение к учению, т. е. у ученика имеется своя самостоятельная точка зрения на учение. Например, «Я люблю учиться, потому что мне очень интересно узнавать новое».
Для изучения мотивов учебной деятельности можно использовать методику М. В. Матюхиной в модификации Е. Г. Речицкой (2017).
Например, методику готового перечня мотивов, создание педагогических ситуаций, полупроективные методики типа «закончи предложение» и некоторые другие. При этом мы исходим из положения, что мотивация — многоуровневая система, в которой одни побуждения осознаются лучше, другие хуже или вообще не осознаются. Возможно расхождение понимаемых и реально действующих мотивов. Вопросы осознанного и неосознанного в мотивации учения глухих и слабослышащих школьников и вопросы соотношения понимаемых и реально действующих мотивов могут быть предметом отдельного изучения.
Выбирая методику «готового перечня мотивов» следует ориентироваться на то, что готовый перечень мотивов как бы санкционирует выбор любого из данных, в том числе плохо осознаваемого или маскируемого. Методика требует выполнения знакомого для глухих и слабослышащих детей действия — выбора из данного. Каждый мотив, предлагаемый вниманию детей, пишется на отдельной карточке в виде суждения (см. табл. 5). Детям с нарушением слуха работа по этой методике позволяет сосредоточить внимание на осознании и выборе соответствующих мотивов, а не думать о лексически и грамматически правильном построении высказывания. Предъявляемые ребенку высказывания охватывают все группы реально действующих побуждений к учебной деятельности. Суждения 1—2 направлены на выявление мотивов долга и ответственности; 3—4 — самоопределения и самосовершенствования; 5—6 — благополучия; 7 — престижная мотивация; 8—9 — мотивация избегания неприятностей; 10 — мотивация содержанием УД; 11 — мотивация процессом; 12 — мотивация результатом УД. Эти мотивы можно классифицировать по двум основным группам: суждения 1—9 направлены на выявление социальных мотивов, а 10—12 — на выяснение мотивов, заложенных в самой учебной деятельности. По сравнению с методикой М. В. Матюхиной нами были адаптированы формулировки суждений, сокращено их общее количество (от 21 до 12) и введено дополнительное суждение на выявление отношения к результату деятельности. Исследование проводится тремя сериями:
- 1. Из всех карточек выбираются те, которые имеют для ребенка важное значение.
- 2. Из их числа выбираются пять карточек, имеющих главное значение.
- 3. Из последних отбираются только три карточки, имеющих самое главное значение для ребенка.
В целях исключения ошибок из-за недостаточно полного понимания суждений работа проводится индивидуально с каждым учеником.
Для сравнения можно ориентироваться на результаты экспериментальной работы, полученные Е. Г. Речицкой, 2009, 2017, (табл. 5).
Мотивы учения глухих и слабослышащих школьников
МОТИВЫ. | КЛАССЫ. | |||||
1—2. | 3—4. | 1—4. | ||||
колво указаний,. %. | ранговое место. | колво указаний,. %. | ранговое место. | колво указаний,. %. | ранговое место. | |
1. Знаю, что надо хорошо учиться. | 46 (35). | 2(2). | 26 (38). |
| 33 (37). | 4—5 (2). |
2. Хочу быстро и правильно выполнять задания учителя. | 36 (26). |
| 32 (35). | 4—5 (4). | 33 (31). | 4—5 (4). |
3. Хочу после школы учиться дальше. | 11 (26). |
| 23 (15). |
| 19 (20). | 9(10). |
4. Хочу все знать. | 29 (22). | 6(10). | 26 (42). | 6—7 (1). | 27 (33). | 6(3). |
5. Хочу получать хорошие отметки. | 82 (48). | 1 (1). | 47 (38). | 1 (2−3). | 59 (43). | 1 (1). |
6. Хочу, чтобы меня хвалили учителя и родители. | 14 (26). | 8 (4—9). | 19 (15). |
| 17 (23). | Ю (11). |
7. Хочу учиться лучше всех. | 43 (33). | 3(3). | 36 (19). | 2(3). | 38 (27). | 2 (5—6). |
8. Не хочу, чтобы меня ругали родители и учителя. | 4(4). | 12 (12). | 6(12). | 12 (12). | 5 (8). | 12 (12). |
9. Не хочу получать хорошие отметки. | 11 (9). |
| И (15). | 11 (9— И). | И (12). | И (И). |
Окончание табл. 5
мотивы. | КЛАССЫ. | |||||
1—2. | 3—4. | 1—4. | ||||
колво указаний,. %. | ранговое место. | колво указаний,. %. | ранговое место. | колво указаний,. %. | ранговое место. | |
10. Мне нравится, когда учитель рассказывает интересное. | 11 (26). |
| 32 (23). | 4—5 (6—7). | 25 (24). | 7 (7—8). |
11. Люблю выполнять разные задания. | 25 (26). | 6 (4—9). | 20 (23). | 9 (6—8). | 22 (24). | 7 (7—8). |
12. Хочу научиться хорошо писать, читать, решать задачи. | 36 (26). |
| 35 (27). | 3 (5). | 35 (27). | 3 (5—6). |
Примечание: В скобках представлены данные по слабослышащим учащимся. Каждый мотив принимается за 100%.
Наиболее значимой для учащихся с нарушением слуха младших классов является мотивация, связанная с получением высоких оценок. На втором месте по степени выраженности у данных детей находится престижная мотивация — «хочу учиться лучше всех». Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места в системе мотивации учебной деятельности как у учащихся с нарушениями слуха, так и у слышащих — они оказываются на 3—8-м месте. При этом у школьников вначале появляется интерес к результатам учебной деятельности, к выполненным заданиям, решенным задачам, после этого возникает интерес к процессу, а лишь затем — к содержанию учения. Под влиянием обучения происходит возрастание роли учебно-познавательной мотивации: у младших школьников с нарушениями слуха к 3—4 классу она занимает второе ранговое место.