Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система практического обучения студентов колледжа в условиях социального партнерства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили следующие идеи и теории: психологические и педагогические работы, ориентированные на рассмотрение формирования профессиональной компетентности специалиста (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Е. А. Климов, И. С. Кон, Н. В. Кузьмина, Т.М. Туркина) — работы в области реформирования профессионального образования (С.Я. Батышев, Ф. Е. Довжко, A.M. Новиков… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование специалиста-экономиста в процессе учебно-профессиональной деятельности
    • 1. 1. Формирование конкурентоспособного специалиста в средних профессиональных учебных заведениях в условиях современного рынка труда
    • 1. 2. Состояние проблемы воспитания профессионально важных качеств личности в процессе социального партнерства
    • 1. 3. Комплексная экономическая подготовка специалиста в условиях СПО как основа организации деловых партнерских отношений с работодателями
  • Глава 2. Содержание и методика взаимодействия учреждения СПО (колледжа) с работодателями по подготовке специалистов экономистов — референтов
    • 2. 1. Системный подход к организации практического обучения и его роль в формировании специалиста
    • 2. 2. Моделирование производственной деятельности на базе учебного бюро
    • 2. 3. Основные результаты педагогического эксперимента

Система практического обучения студентов колледжа в условиях социального партнерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало XXI века ставит перед системой профессионального образования, ориентированной на законы рыночной экономики, серьезные задачи, обусловленные необходимостью сделать эту систему гибкой, адаптивной постоянно изменяющейся ситуации на рынке труда.

В большинстве стран мира профессиональная школа ориентирована не на простое воспроизводство рабочей силы, а напрямую связана с миром труда, сектором экономики и научно — техническим прогрессом. Отрыв профессиональной школы от потребностей экономики превращает её в систему воспроизводства обезличенной рабочей силы, не находящей спроса на рынке труда.

Для обеспечения формирования новой системы практического обучения, ориентированной на рыночного заказчика, она должна ощутить себя неотъемлемой частью экономической системы, одним из её структурных компонентов, который в значительной мере определяется тенденциями развития производства.

В условиях параллельного существования государственного и негосударственного образования складывается конкуренция за качество выпускаемых специалистов, способных занять достойное место на рынке труда. Профессиональная конкурентоспособность выступает сегодня стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста. Требования, предъявляемые к квалификации выпускников профессиональной школы, постоянно меняются. Особенно это стало очевидным в последнее десятилетие, когда специалисты все в большей мере нуждаются в междисциплинарных знаниях и умениях, которые дают им возможность анализировать, моделировать, трансформировать и использовать информацию применительно к разным ситуациям и системам. Профессиональная компетентность специалиста обеспечивается не только реформированием содержания профессионального образования, но и реформированием организационных методик, когда очевидна необходимость формирования устойчивой взаимосвязи образования с производством. Именно эта взаимосвязь позволяет обеспечить развитие среднего профессионального образования, адекватного потребностям производства.

В развитии среднего профессионального образования в настоящее время наблюдаются тенденции, отрицательно сказывающиеся на трудоустройстве специалистов, мотивации к учебе и труду, самопроявлении потенциальных профессиональных возможностей личности. Это обусловлено следующими факторами: юридической непроработанностью договорных отношений между учебными заведениями и работодателямиотсутствием или слабым уровнем прогнозирования потребностей в кадрах как на ведомственном уровне^ так и на уровне предприятий и организацийвозникновением проблемы подготовки специалиста для конкретного рабочего местапротиворечивостью профессиональных и личностных качеств, предъявляемых к выпускникам со стороны работодателейснижением роли структурных подразделений предприятий в организации практической подготовки студентов-практикантовслабым влиянием работодателей на содержание профобразования и отсутствием методик совместной с учебным заведением подготовки специалистов.

В «Рекомендациях Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы взаимодействия среднего профессионального образования и производства», состоявшейся 7−8 июня 2001 г. в г. Тольятти, отмечалось, что не проводится анализ, обобщение форм взаимодействия образовательных учреждений и производства, отсутствуют практические рекомендации по различным формам социального партнерства.

Анализ состояния практического обучения в средних профессиональных учебных заведениях России позволяет сделать вывод о том, что подготовка кадров в них должна быть усовершенствована путем создания для выпускников условий практического обучения, обеспечивающих их востребованность на рынке трудовых ресурсов. Этим определяется актуальность исследования.

В ходе исследования наиболее четко обнаружилось противоречие между требованиями к профессиональной подготовке специалистов со стороны работодателей и отсутствием системного подхода к её организации.

Указанное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в поиске организационных и методических элементов практического обучения студентов колледжа в рамках социального партнерства, отвечающих требованиям современных профессиональных стандартов и требованиям локальных рынков труда.

Закон города Москвы № 44 от 22 октября 1997 года «О социальном партнерстве» дает следующее определение понятия «социальное партнерство»: это основа взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально — трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, опирающаяся на международные нормы, законы Российской Федерации и Москвы и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, в достижении и заключении сторонам соглашений, коллективных договоров и в принятии совместных решений. На актуальность темы социального партнерства указывают и новые документы, принятые в сфере образования: Типовое положение о развитии образовании в г. Москве, Приказ Министра образования России в части, относящейся к Государственной итоговой аттестации.

Под профессиональным образованием мы понимаем процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающейся овладением знаниями, навыками и умениями по конкретным профессиям и специальностям для выполнения определенных трудовых функций.

Под практическим обучением мы понимаем компонент педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении, основной целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в определенной области.

Профессиональную подготовку специалистов мы рассматриваем как процесс овладения знаниями, навыками и умениями, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности и имеющими целью ускоренное приобретение навыков, необходимых для выполнения работы или группы работ, и не предусматривающими повышение образовательного уровня обучающегося.

В условиях переходного периода и социально — экономических преобразований в России доминирующей тенденцией, определяющей развитие и реформирование профессионального образования специалистов среднего звена, стала его стандартизация.

Рассматривая стандарт практического обучения как совокупность требований к уровню, содержанию и качеству обучения и овладения студентами практическими умениями и навыками, которые отобраны на основе минимизации объектов учебно-практической деятельности, можно выделить в нем степень реализации профессиональных функций будущего специалиста. Регионально — отраслевые особенности стандартизации практического обучения в этом случае обусловлены тем, что в нем представлены интересы триады: «учебное заведение — производстворегион». Следовательно, при стандартизации практического обучения необходимо руководствоваться совокупностью целей, обеспечивающих удовлетворение интересов этой системы. Требования и нормы, установленные стандартом практического обучения, должны быть обязательными для исполнения как учебными заведениями, так и структурами, ведущими подготовку и переподготовку кадров на производстве. Для этого должна быть обеспечена двухсторонняя, обоюдовыгодная связь между системой профессионального образования и системой производства.

Таким образом, приведенные условия позволяют конкретизировать и актуализировать следующие направления: выделение основных целей и задач практического обученияразработка его структуры и содержаниявыявление основных параметров, которые характеризуют практическое обучениераскрытие взаимосвязей содержания стандарта практического обучения с содержанием других циклов профессиональной подготовкихарактеристика основных источников, которые должны быть использованы для разработки отраслевого и регионального компонентов стандарта практического образованияминимизация основных видов учебно-производственной деятельности студентов на основе отбора основных приемов и операций в содержании труда специалиста среднего звена на производстве.

Целью исследования является обоснование, разработка и построение организационной и методической системы практического обучения студентов колледжа в рамках социального партнерства.

Объект исследования: практическое обучение в системе среднего профессионального образования.

Предмет исследования: организация, содержание и эффективность практического обучения студентов колледжа в условиях социального партнерства.

Гипотеза исследования: эффективность подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования и соответствие её требованиям работодателей может быть обеспечена созданием системы партнерских отношений учебного заведения с работодателями, которая базируется на совместных организационных мероприятиях по практическому обучению на всех его стадиях: формирования учебного плана и рабочих программ, контроля знаний и умений, курсового и дипломного проектирования, итоговой государственной аттестации, а также применением педагогических технологий моделирования производственной деятельности на базе учебного заведения. Задачи исследования:

1. Разработать систему взаимодействия учебного заведения среднего профессионального образования и работодателей по организации практического обучения.

2. Сформировать и применить методику проектирования содержания практического обучения в колледже на примере подготовки специалиста-экономиста.

3. Разработать педагогическую технологию моделирования деятельности на базе учебного заведения.

4. Экспериментально апробировать систему практического обучения в рамках социального партнерства.

Методологическую основу исследования составили следующие идеи и теории: психологические и педагогические работы, ориентированные на рассмотрение формирования профессиональной компетентности специалиста (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Е. А. Климов, И. С. Кон, Н. В. Кузьмина, Т.М. Туркина) — работы в области реформирования профессионального образования (С.Я. Батышев, Ф. Е. Довжко, A.M. Новиков, И. П. Смирнов, Е.В. Ткаченко) — концепция, методология и принципы разработки Государственных образовательных стандартов профессионального образования (H.J1. Гунявина, Е. А. Корчагин, B.C. Леднев, А. Н. Лейбович, Л. Д. Федотова, И. А. Халиуллин, С.Г. Шаралев) — проблемы развития профессионального образования (В.П. Беспалько, Е. А. Бутко, А. Т. Глазунов, С. А. Днепров, К. Г. Кязимов, А. Н. Лейбович, A.M. Новиков, П. Н. Новиков, И.П. Смирнов) — современные проблемы профессионального образования в России и пути его модернизации (В.И. Байденко, Е. Я. Бутко, А. Т. Глазунов, В. И. Марцинкевич, М. С. Савина, Е. В. Ткаченко, Л. Д. Федотова, О.Б. Читаева) — системное профессиональное обучение (Е.Я. Бутко, Ю. Н. Галагузова, А. Н. Лейбович, Л. Д. Федотова, О. Б. Читаева) — взаимодействие среднего профессионального образования и производства (П.Ф. Анисимов, Н. В. Блохин, А. Н. Лейбович, М. В. Никитин, Е. М. Садыкова, Л.С. Шилова) — адаптация молодежи к рынку труда, конкурентоспособность специалиста, социальное становление личности (Т.И. Бузмакова, Н. А. Колесников, Г. В. Мухаметзянова, А. А. Никифорова, И.Д. Чечель) — эффективность деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования по подготовке специалистов, востребованных рынком труда (В.П. Беспалько, В. Б. Золотарев, А. Н. Лейбович, А. И. Рофе, Е. А. Рыкова, Л. Д. Федотова, О.Б. Читаева) — моделирование и проектирование педагогической деятельности в учебном процессе (Л.В. Лезова, Н. В. Майорова, В. И. Невзорова, Л.Г. Семушина) — сравнительная педагогика и анализ образовательных систем различных государств (С.М. Вишнякова, Б. С. Гершунский, В. С. Леднев, О. Н. Олейникова, Г. А. Федотова).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: аналитические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме, анализ учебно-программной документации, действующей в системе профессионального образования по экономическим специальностяманализ содержания и форм организации практического обучения кадров для экономической сферыизучение и анализ зарубежного опыта взаимодействия профессиональной школы и производстваобобщение опыта и практики адаптации выпускников средних профессиональных учебных заведений в условиях рынка трудаанализ и прогноз результатов исследованиядиагностические: анкетированиетестированиесоциологический опросбеседаэкспертные оценкирейтинговые исследованиястажировки, международные семинарысамооценкаэмпирические: педагогическое наблюдениеконстатирующий, сравнительный и формирующий эксперимент, непосредственное участие в организации процесса практического обучения на базе лаборатории новых технологий (учебного бюро) — формирующие: проектированиеразработка рабочих программ практики предприятиями — социальными партнерамипостроение организационной и методической системы практического обучения в рамках социального партнерства, разработка модели производственной деятельности на базе колледжа.

Исследование проведено в 1993;2002 гг. на базе Московского Коммерческо-банковского колледжа и Экономической школы им. Э. Шпрангера, ФРГ, а также на базе предприятий — социальных партнеров этих учебных заведений по практическому обучению студентов.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап (1993;1995гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике в России, Германии, других странах, нормативные документы, регламентирующие организацию и содержание практической подготовки кадров для экономической сферывыявлялись противоречия развития профессионального образования в условиях развивающихся рыночных отношений, формировалась гипотеза и задачи исследованияразрабатывалась структура практического обучения студентовопределялись социальные партнеры для участия в эксперименте.

II этап (1996;1999гг.) формировалась система требований к специалистам со стороны предприятийпартнеров, создавалась лаборатория моделирования производственной деятельности (учебное бюро) колледжаосуществлялся интенсивный обмен опытом социального партнерства между учебными заведениями и предприятиями-партнерамисоздавались рабочие программы практики членами рабочих групп-участников экспериментаапробировался экспериментальный экзамен по практическому обучениюопределялись принципы построения системы практического обучения в СПО в рамках социального партнерства.

III этап (2000;2002гг.) анализировалось соответствие содержания практического обучения новым профессиональным образовательным стандартам СПО по группе специальностей 0600- разрабатывались рекомендации для работников СПУЗов по организации учебного процесса в области практического обученияизучалась эффективность и результативность организации практического обучения на основе разработанной системы социального партнерствамультипликация опыта на учреждения профессионального образования и в системе повышения квалификации педагогических кадров и руководителей профессиональных учебных заведений.

На защиту выносятся:

1. Система практического обучения в колледже (учреждении среднего профессионального образования) в рамках социального партнерства, основанная на сотрудничестве учебного заведения и работодателей в подготовке специалистов.

2. Организация и технология производственной деятельности студентов колледжа на базе лаборатории новых технологий (учебного бюро).

3. Методика проектирования содержания рабочих программ практической подготовки студентов колледжа, сквозного тематического планирования практического обучения, междисциплинарной координации теоретического и практического обучения, итогового контроля практической подготовки специалистов, востребованности и закрепления выпускников на рабочих местах.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

• Научно обосновано и теоретически доказано, что система практического обучения студентов колледжа в условиях социального партнерства состоит в совместном определении и проектировании содержания, в разработке методики моделирования работы на конкретном рабочем месте, реализации новой функции образовательного учреждения, как элемента профессионального обучения, адаптации и итоговой аттестации студентов.

• Обоснован и реализован системный подход к организации практического обучения в учреждениях СПО, который направлен на выявление многообразных типов связей между учебными заведениями, его партнерами и опирается на совместные коллективные действия учебного заведения и предприятий — работодателей.

• Разработана структурно-содержательная модель взаимодействия социальных партнеров в области практического обучения в учреждениях СПО: определены содержательные компоненты профессионального образования, ориентированные на требования рынка труда, работодателей и образовательные потребности обучаемыхсоздана методика проектирования рабочих программ практики совместно с предприятиями — партнерами, которая позволяет оперативно корректировать выполнение практикантом разделов типовой программы и составлять на её базе индивидуальную программу подготовки специалиста на конкретном предприятии.

• Разработан и внедрен критериальный аппарат эффективности организационно-педагогической деятельности в системе социального партнерства: оценочная шкала профессиональной деятельности практиканта на предприятии, шкала выраженности профессионально важных качеств специалистов-выпускников, прогноз эффективности профессиональной деятельности студентов, и на его основе — индивидуальные алгоритмы модели подготовки специалиста, методика организации итоговой аттестации по практическому обучениюэкзамен по практике при методическом и организационном взаимодействии с предприятиямисоциальными партнерами.

• Обоснована и практически подтверждена эффективность применения в практическом обучении методики моделирования конкретного рабочего места, функций будущего специалиста, должностных обязанностей, ролевого участия студентов в решении управленческих и исполнительных функций.

• Создана и экспериментально апробирована педагогическая технология моделирования производственной деятельности на базе лаборатории новых технологий (учебное бюро) учебного заведения, как инструмента адаптации и универсализации деятельности практиканта и выпускника. Практическая значимость исследования определяется тем, что:

• разработана и апробирована система организации практического обучения студентов колледжа. Данная система внедрена в практику ряда учебных заведений г. Москвы (Россия: ГОУ Коммерческобанковский колледж, ГОУ Кредитный колледж, Банковский институт), г. Гельзенкирхена (Германия: Экономическая школа им. Эдуарда Шпрангера);

• составлена и внедрена программа авторского курса «Практика для получения первичных профессиональных навыков» в Учебном бюро колледжаразработаны и апробированы авторские методические пособия-рекомендации по организации работы в 4 отделах предприятия — модели, которые могут быть использованы в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

• подготовлены и используются в учебном процессе авторские программы: «Практика по профилю специальности» для отдельных видов деятельности практикантовв коммерческом банке, страховой компании, кадровой службе промышленного предприятия, позволяющее выстраивать индивидуальную программу подготовки для каждого студента в целях определения и развития личной и профессиональной перспективы, которые могут использоваться методическими кабинетами образовательных учреждений, а также отделами подготовки персонала предприятий-работодателей;

• апробирована и внедрена в практику методика оценки качества практического обучения специалиста-экзамен по практике с включением социальных партнеров в процесс методической разработки экзаменационных материалов для организации «контроля на выходе». Данная методика может быть использована для разработки стандартов сертификации и квалификации выпускников;

• внедрена методика формирования профессиональной компетентности на основе психолого-оценочных и профессионально важных показателей результативности работы практиканта, которая активно применяется социальными партнерами ГОУ Коммерческо-банковского колледжа — СБ РФ, МНС РФ и другими предприятиями и может быть рекомендована психологическим службам на предприятиях — партнерах учебных заведений для адаптации и ротации кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена источниковой базой, включающей в себя психолого-педагогические работы и нормативно-правовые документы в области профессионального образованияопорой на современные социально-педагогические и психологические исследованиякомплексом теоретических и экспериментальных методов, адекватных целям, задачам и этапам научной работы, сочетанием методов количественного и качественного анализа полученных данных, репрезентативностью экспериментальной базы. Достоверность обеспечивается достаточной длительностью (более восьми лет) и неоднократной повторяемостью опытно-экспериментальной работы, позволяющей провести объективный анализ эффективности системы практического обучения студентов колледжа в рамках социального партнерства и уровня профессиональной подготовки студентов (экономистов-референтов) в системе среднего профессионального образования. Успешное практическое внедрение результатов исследования выражается в международном признании качества подготовки специалистов по предложенной системемультипликацией системы практического обучения и использования новых технологий «Учебное бюро» на учреждения профессионального образования России, в использовании материалов исследования в системе повышения квалификации предприятий социальных партнеров учебных заведений г. Москвы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в ГОУ Коммерческо-банковском колледже (г. Москва), школе им. Э. Шпрангера г. Гельзенкирхена, ФРГ, на предприятияхсоциальных партнерах этих учебных заведений в России и Германии.

Результаты исследования обсуждались и были одобрены: на российско-германских семинарах в рамках модельного проекта для Восточной Европы по программе Федерального Министерства образования, науки, исследований и технологий ФРГ и Министерства образования России (гг. Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Гельзенкирхен, Эссен, Дюссельдорф, Бонн гг. 1993;2002) — на международных конференциях в российской Торгово-промышленной палате (Россия, г. Москва 1995 г.) и в Федеральном институте профессионального образования (BiBB) (ФРГ, г. Берлин, 1994 г.) «Этапы разработки учебного плана и методика работы над программным обеспечением практического обучения по специальности «Экономист-референт», «Аспекты практического обучения экономистов-референтов в рамках Российско-Германского проекта по подготовке кадров по рыночным специальностям» — выступление с докладами. в отзывах на печатные работы, выполненные автором исследования по заказу Федерального института профессионального образования (BiBB), ФРГ: «Описание хода и особенностей преподавания предмета «Технологическая практика» при подготовке специалистов «экономист-референт» — «Значение практической части обучения при подготовке экономистов-референтов» — «Планирование и проведение производственной практики на выбранных предприятиях» — «Совместная работа Торгово-промышленной палаты РФ и Коммерческо-банковского колледжа по разработке и реализации подготовки по специальности «Экономист-референт» (Москва, 1994;1999 гг.) на Международной конференции «Русско-немецкий совместный проект модульного образования в коммерческой области: состояние и перспективы. Методический доклад на тему: «Организация практического обучения по специальности «Экономист-референт». Из опыта двух лет работы», (г. Нижний Новгород, 1995 г.). на Республиканском семинаре ассоциации «АУЗбанк» «Организация подготовки банковских кадров по Государственным образовательным стандартам». Методический доклад на тему «Система практического обучения и её адаптация к Государственному образовательному стандарту (г. Москва, 1997 г.) на Всероссийской научно-практической конференции «Тендениции развития содержания среднего профессионального образования и проблемы обновления Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования». Секция 4 «Образовательные технологии в среднем профессиональном образовании» (г. Москва, 25−26 октября 2001 г.). на заседаниях методического совета зам. директоров по УТТР при методическом кабинете МКО (г. Москва, 1999,2001 гг.) в учебном центре Московского банка сберегательного банка России (г. Москва, 2000 г.).

Результаты исследования внедрены в практику подготовки по специальности 0604 «Банковское дело» (специализация «экономист-референт»), в практику организации работы лабораторий новых технологий «Учебная бухгалтерия» и «Учебный банк» ГОУ Коммерческо-банковского колледжав практику работы учебного центра Сбербанка РФ и Московского Банковского институтав практику подготовки специалистов в экономической школе им. Эдуарда Шпрангера (Германия).

Материалы исследования использованы автором для подготовки печатных работ в журнале «Среднее профессиональное образование» (г. Москва № 1 2000 г.) и газете «Профессиональное образование» (г. Москва № 10(50), 1995).

Диссертация содержит 163 страницы, состоит из двух глав (шести параграфов), содержит 7 таблиц, 3 схемы, 5 диаграмм, 9 приложений, список литературы включает 127 источников.

Выводы по Главе 2.

1. Разработанная методика взаимодействия учебного заведения (колледжа) и предприятий — работодателей способствует организации активных действий с обеих сторон на дидактическом уровне, что позволяет реально оценить качество подготовки специалистов.

2. Процесс внедрения в практическое обучение моделирования производственной деятельности на базе Учебного бюро колледжа и его мультипликация на другие учебные заведения дал значимые результаты, позволяющие говорить об эффективности предложенной и апробированной методики.

3. Внедренные в учебный процесс индивидуальные программы практики для конкретного предприятия, выполненные на основе типовых программ, позволили ликвидировать формальный подход к отработке всех составляющих типовой программы в полном объеме из-за «привязки» практиканта лишь к «узкому» участку работы.

Внедрены и апробированы программы технологической практики, составленные диссертантом совместно с предприятиями — социальными партнерами, что обеспечило индивидуальный подход к каждому практиканту, максимальное выполнение им разделов типовой программы и высокую результативность.

4. Система и формы оценки качества производственной практики несовершенна вследствие одностороннего подхода к оценке только учебным заведением без непосредственного участия предприятия — базы практики. Как отмечено в «Белой книге российского образования», составленной при участии зарубежных экспертов: «Основное правило российских школ — мы учим и сами оцениваем то, чему научили». Внедренная нами методика оценки качества выполнения образовательного стандарта по результатам контроля «на выходе» требует участия предприятий в разработке надежных и эффективных способов оценки. Опыт организации проведения и методика подготовки к итоговому контролю в форме экзамена с участием предприятий — партнеров, апробированный и внедренный нами, повысил объективность оценки, ответственность обучающих сторон — партнеров и самих студентов.

5.

Введение

в практику использования психолого — оценочных и профессионально — важных показателей результативности работы практиканта способствовало ликвидации недостатка объема учебных часов на социально — психологическую подготовку специалиста в рамках Государственного образовательного стандарта по группе специальностей 0600 СПО. Экспериментально проверены и опытно подтверждены быстрая адаптивность, высокая психологическая устойчивость, адекватность самооценки и, как следствие, высокий процент трудоустройства и быстрый карьерный рост выпускников, прошедших дополнительную подготовку по данному направлению.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило решить актуальную задачу, связанную с усовершенствованием практического обучения в средних профессиональных учебных заведениях России путем создания для выпускников условий практического обучения, обеспечивающих их востребованность на рынке трудовых ресурсов.

Целью данного исследования явилось обоснование, разработка и построение организационной и методической системы практического обучения студентов колледжа в рамках социального партнерства.

Для достижения поставленной цели были намечены четыре основных задачи, которые были решены в процессе исследования.

1. Разработана система взаимодействия учебного заведения среднего профессионального образования и работодателей по организации практического обучения, которая обеспечивает: взаимную транспарентность, то есть, просматриваемость проблем и интересов обеих сторонконкретную формулировку общих целей и оперативную их корректировкуцеленаправленное, ориентированное на результат сотрудничество, итоги которого регулярно обсуждаются и анализируютсяфункционирование постоянно действующих рабочих групп, организующих кооперацию со стороны учебных заведений и предприятий.

Внедрение системы организации практического обучения в учебный процесс доказало, что современная система социального партнерства в России выдвигает профессиональные учебные заведения в качестве основной движущей силы, формирующей конкурентоспособного специалиста, что делает возможным придание им статуса основного участника системы социального партнерства.

Сформулирована задача социальных партнеров-учебного заведения и работодателя: создание условий для выработки профессионально важных качеств личности специалиста путем систематизации совместных учебно-производственных мероприятий. Доказано, что эта система наиболее эффективно воздействует на обучаемого, если базируется и выстраивается на непрерывном взаимодействии социальных партнеров на всех этапах обучения.

2. Сформированы и внедрены принципы проектирования содержания практического обучения в колледже.

Установлено, что формирование специалиста в процессе учебно-профессиональной деятельности невозможно без тесной связи учебного заведения с работодателями и другими социальными партнерами. Эта связь служит ориентиром изменений на рынке труда, а, следовательно, побуждает учебные заведения к системному планированию подготовки специалистов, отбору содержания профессионального образования, творческой реализации профессиональных образовательных стандартов.

В ходе диссертационного исследования опытно подтверждены целесообразность компоновки целого ряда учебных дисциплин в отдельные блоки, что позволило логически выстроить модель специалиста-экономиста и сформировать у студентов четкое представление о роли каждой дисциплины в отдельности и их совокупности для реализации полученных знаний в процессе трудовой деятельности.

Проектирование и структурирование этапов практического обучения экономистов — референтов, логически завершенное, методологически от простого к сложному, позволило сформировать не абстрактную модель специалиста, а конкретного участника профессиональной деятельности, способного к быстрой адаптации на конкретном участке работы, к смене вида деятельности в кратчайшие сроки для работы с неменьшей эффективностью.

Создание открытой и развивающейся педагогической среды, системы индивидуализации обучения и воспитания профессионально важных качеств, недостающих или недостаточно развитых в процессе обучения является продуктивной основой для успешного профессионального самоопределения студентов учреждений среднего профессионального образования.

3. Разработана, внедрена в практику и мультиплицирована новая педагогическая технология моделирования профессиональной деятельности на базе учебного заведения. Выявлено, что процесс формирования и воспитания профессионально важных качеств личности специалиста в условиях социального партнерства нуждается в принципиальном изменении: выборе педагогической технологии, которая бы помогла студентам на предприятии-модели в процессе обучения объединить и развить индивидуальные качества в режиме взаимодействияорганизации для студентов такой среды обучения, при которой у них появились бы новые системные качества, способствующие достижению целей не только самой личности, но и предприятия, фирмыповышении роли психолого-профессиональной подготовки специалистов экономического профиля посредством реализации модели формирования профессионально важных качеств студентов с первого года обучения. Решению этих проблем подготовки специалистов способствовала реализация новой для России формы — Учебное бюро, целью которого явилось освоение основных систем внутренних и внешних коммуникационных связей предприятия, его отделов, моделирование и решение реальных производственных ситуаций, выработка навыков взаимодействия с сотрудниками самого предприятия и предприятий-партнеров.

Применение данной педагогической технологии обеспечивает быструю адаптацию студентов на предприятиях, высокую востребованность выпускников на рынке труда, что подтверждается материалами исследования.

4. Проведена апробация системы практического обучения в рамках социального партнерства и её внедрение в практику ГОУ Коммерческо-банковского колледжа г. Москвы и ряда профессиональных учреждений России.

В ходе апробации составлена и активно применяются:

— рабочая программа практики для получения первичных профессиональных навыков в Учебном бюро;

— сквозной тематический план практического обучения студентов на период трехлетнего обучения;

— рабочие программы технологической практики на предприятиях, авторами которых являются представители предприятий — социальных партнеров ГОУ Коммерческо — банковского колледжа;

— внедрена методика организации итоговой аттестации по практическому обучению — экзамен по практике. Подготовка экзаменационных материалов и проведение экзамена проходит при непосредственном активном участии предприятий — социальных партнеров колледжа.

— внедрены в практику использования психолого-оценочные и профессиональныезначимые показатели результативности работы практикантов предприятиями партнерами.

— разработана и внедрена модель формирования профессионально важных качеств студентов ГОУ Коммерческо-банковского колледжа с учетом интересов социальных партнеров;

— проведены исследования по выявлению и развитию психологических и поведенческих особенностей студентов и соответствия их требованиям работодателей. На этой основе составлен прогноз эффективности профессиональной деятельности студентов и сформированы индивидуальные алгоритмы модели подготовки специалиста;

— выявлена закономерность: эффективность функционирования системы практического обучения колледжа в рамках социального партнерства повышается в связи с включением в неё подсистемы комплексной экономической подготовки специалиста.

Полученные результаты позволили заключить, что предложенная нами экспериментальная программа взаимодействия учебного заведения с работодателями высоко эффективна и способствует включению выпускников в активную трудовую деятельность, формирует навыки закрепления на рабочем месте, поиска работы, адаптации в период производственной практики, а также профессионально значимые качества, позволяющие им быть конкурентоспособными.

Таким образом, в результате проведенного исследования были решены все поставленные задачи, подтверждена гипотеза исследования, обоснованы положения, вынесенные на защиту, разработана учебно-программная документация, получившая одобрение на уровне экспертных оценок российских и немецких специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения. М.: Высшая школа, 1987.-176 с.
  2. П.Ф. Среднее профессиональное образование и производство: стратегия взаимодействия.// Среднее профессиональное образование. -2001. № 9-С.9.
  3. П.К. Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности: Сборник работ под ред. П. Анохина. -Горький, 1935.
  4. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992.-№№ 1,2.-с. 6−13.
  5. Ю.К. Педагогика: Учебное пособие.-М.: Просвещение, 1988.-c.41.
  6. А.Г. Дуальная система образования в Федеративной республике Германии. Кёльн.: 2-е издание, Общество им. Карла Дуйсберга, 1991.-c.7−10.
  7. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.296 с.
  8. К.У. Образовательный стандарт как основа разработки новых технологий подготовки специалиста: Автореферат дис. д-ра пед. наук. -СПб., 1997.-30 с.
  9. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1979.-224 с.
  10. С.Я. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», изд.2, 1999-С.203.
  11. С.Я. Теория и методика бригадного обучения. -М.: Ассоциация «Профобразование», 1996.-264 с.
  12. М.А. Экономист-референт востребован рынком.// Профессиональное образование. 1995. — № 10 (50).
  13. Берстенева J1.M. Проектирование процесса формирования профессиональной готовности специалиста в условиях социальной среды: Автореферат дис.канд. пед. наук. М., 2000.-18с.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 1989.-192 с.
  15. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие.-М.: Высшая школа, 1989.-144 с.
  16. Н.В. Формирование профессионально важных навыков в условиях модульного практико-ориентированного обучения: Диссертация. канд. пед. наук. М., 2000.-288 с.
  17. Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика.-1997.-№ 2.-с. 14−20.
  18. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 146 с.
  19. В.П. Технологии подготовки и проведения конкретных ситуаций. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.-45с.
  20. И.Б. Методические основы формирования профессионально-значимых качеств специалиста в условиях колледжа. Диссертация. канд. пед. наук. М., 2000.-169 с.
  21. Т.И. Образовательный стандарт 2001 года. // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 3.- с. 27−30.
  22. Т.И. Формирование готовности к производственной адаптации у студентов средних профессиональных образовательных учреждений в процессе обучения: Диссертация. канд. пед. наук. М, 1999.-163с.
  23. Е.Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования России в условиях перехода к рыночной экономике // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В2 т. т. 1. М., 1999. 0,9 п.л.
  24. Е.Д. Единство воспитания и обучения в процессе трудовой и профессиональной подготовки учащейся молодежи: Сборник научных статей. М.: Высшая школа, 1982. -с.120−124.
  25. Е.Д. Социально-педагогические проблемы и опыт непрерывного профессионального образования: Сборник научных статей. -М:НМЦ ПО, 1993.-72с.
  26. Е.Д. Творческая реализация гуманистических идей и опыта А.С. Макаренко в процессе профессиональной подготовки молодежи: Материалы круглого стола, посвященного 105-й годовщине со дня рождения А. С. Макаренко. -М., 1993 106 с.
  27. С.М. Анализ современного зарубежного опыта подготовки специалистов среднего звена: -М., 1998.-48 с.
  28. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.-М.: НМЦ СПО, 1999.-е. 288,196,318.
  29. Ю.Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов: Автореферат дис. д-ра пед. наук. М., 2001.-47 с.
  30. JI. А. Профобразование и рынок труда // Профессиональное образование.-1996.-№ 1 .-с.8.
  31. .С. Философия образования для XXI века: (в поисках практически ориентированных образовательных концепций) М.: Совершенство, 1998.-607 с.
  32. А.Т. Педагогические технологии и педагогический профессионализм / Сборник научных статей «Новые исследования в профессиональном образовании.» Ноябрьск, 1998.
  33. А.С. Эффективность использования и подготовки специалистов. Минск: Издательство «Университетское», 1984.-200с.
  34. Государственный образовательный стандарт СПО. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0613 «Государственное и муниципальное управление» (базовый уровень СПО) М.: НМЦ СПО, 2001.
  35. Государственный образовательный стандарт СПО. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0601 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовый уровень СПО) М.: НМЦ СПО, 2002.
  36. Государственный образовательный стандарт СПО. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0604 «Банковское дело» (повышенный уровень СПО) М.: НМЦ СПО, 2001.
  37. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования // Классификатор специальностей среднего профессионального образования. -М.: ИПР СПО, 2001. -часть 1.-е. 8−9.
  38. В. Словарь. С-П.: Диамант, 1996.-Т.2, с. 613.
  39. С.А. Педагогический словарь- самоучитель.-Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996.-205 с.
  40. Ф.Е. Исторический опыт реформирования профессионально-технического образования России. М.: Издательский центр Академии профессионального образования 1999.- 61 с.
  41. Ф.Е. Научные основы современных реформ в начальном профессиональном образовании.-М.: Издательский центр Академии профессионального образования, 2000.-е. 25−26,59.
  42. г. Москвы «О социальном партнерстве» М., 1997.
  43. Закон Российской Федерации «Об образовании.» М., 1998.
  44. Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности: Автореферат дис. канд. психол. наук.-М., 1995.-18 с.
  45. В.Б. Эффективность деятельности органов управления начальным профессиональным образованием в регионе. Автореферат дис.канд. пед. наук. М., 1999. -21 с.
  46. И.В., Клочников И. К. Механизм экономического роста транснациональных корпораций: Моногр.: М.: Высш. шк., 1990. 159 с.
  47. А.П. Определение потребности в специалистах и затрат на их подготовку. Ленинград: Издательство Ленинградского Университета, 1984.-110с.
  48. И.А. Методолого теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой профессиональной подготовки. -СПб.: Ин-т ПТО РАО, 1998.-142 с.
  49. К. Японские методы управления качеством: Сопр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предис. Глычев А. В. -М.: Экономика, 1988−215с.
  50. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. -М.: Знание, 1986.-96 с.
  51. Е.С. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. 2-е изд. М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
  52. Н.А., Эйдельнат В. И. Адаптация профессионального образования в рыночных условиях // Специалист. 1997. — № 4.-с. 4−8.
  53. Кон И. С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989.394с.
  54. Е.А., Халиуллин И. А., Шуралев С. Г. Стандартизация профессиональной подготовки среднего звена и её регионально- отраслевые особенности. // Международный психолого-педагогический журнал Magister: СВ.-1997.-с. 58−64.
  55. И.В. Интеграция предметно-содержательной информации педагогических дисциплин на модульной основе.: Автореферат дис. канд. пед. наук. СПб., 1998.-19с.
  56. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989.-с. 145−154.
  57. К.Г. Профессиональная подготовка и переподготовка безработных. М., 1998.-12п.л.
  58. К.Г. Профессиональное обучение и развитие человеческих ресурсов // Профессиональное образование.- 1997.-№ 11.-е. 15.
  59. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М.: Высшая школа, 1991.-224 с.
  60. Л.В. Активные методы обучения как средство профессионального самоопределения студентов УСПО: Автореферат дис.канд. пед. наук.-М., 2001. 19с.
  61. А.Н. Социальное партнерство //Профессиональное образование.-1998.-№ 3.-с. 12.
  62. А.Н. Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования. М., 1996.-228 с.
  63. Г. Социальное партнерство. // Московская правда. -1999. 13 марта.
  64. Т.Ю. Диверсификация профессионального образования. М.:ЦПНО ИТОП РАО, 2000 — 145с.
  65. И.Ю. Проектирование содержания начального профессионального образования на основе профессиональных стандартов: Диссертация. канд. пед. наук. СПб., 2001.-159 с.
  66. Н.В. Имитационное моделирование профессиональных задач и компьютерная технология их решения в процессе подготовки учащихся профессиональных лицеев к экономической деятельности: Автореферат дис.канд. пед наук.-СПб., 1999.-27 с.
  67. В.И. Тенденции развития и роль образования: экономический и социальный аспекты.-М., 1994.
  68. В.И., Соболева И. В. Экономика человека: Учебное пособие для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 1995.-286с.
  69. Т.П., Белякова М. А. Новое во взаимоотношениях колледжа и заказчика на подготовку кадров. // Среднее профессиональное образование. 2000.- № 1.-с.46−48.
  70. Методическая служба профессионального образования в новых социально-педагогических условиях / Бутузова О. Г. и колл. авторов М.: НМЦ профобразования, 1993. — 154 с.
  71. Л. Партнерство ВУЗов и работодателей в подготовке кадров // Человек и труд.-1996.-№ 12.-с.67−69.
  72. Г. В. Формирование конкурентоспособного специалиста для социальной сферы. Казань: ИСПО РАО, 2001.-112с.
  73. В.А. Самоменеджмент в процессе становления будущих специалистов // Специалист.-1999.-№ 8.-с. 14−15.
  74. В.И. Непрерывное профессиональное экономическое образование на основе дистанционных технологий: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 27 с.
  75. А.А. Рынок труда: Занятость и безработица.-М.: Международные отношения, 1991.-180с.
  76. A.M. Принципы демократизации профессионального образования // Педагогика.-2000.- № 1.-е.20−27.
  77. A.M. Профессиональное образование в России / Перспективы развития / М.: ИЦП НПО РАО, 1997.-254с.
  78. П.Н. О новой редакции Концепции профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения в Российской Федерации.// Профессиональное образование.-2000-№ 1 с. 13−15.
  79. П.Н. Опережающее образование. М., 1997−341 с.
  80. О.Н. Национальная система стандартов умений в США // Среднее профессиональное образование. 2001.-№ 10.-е. 42−45.
  81. О.Н. Проблемы финансирования профессионального образования за рубежом // Среднее профессиональное образование. 2001.-№ 3-с. 41−45.
  82. О.Н. Процесс европейской интеграции и его влияние на национальные системы профессионального обучения // Среднее профессиональное образование. 2001. — № 5.-е. 46−48.
  83. О.Н. Роль оценки качества профессионального образования и обучения в Европе // Среднее профессиональное образование. 2001. — № 6 -с.50−54.
  84. О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в Нидерландах //Среднее профессиональное образование. 2000. -№ 6 -с. 52−56.
  85. В.П. Гуманитарная культура как фактор преобразования России : Материалы международной науч.-практич. конф.-С-П.: ГУП, 1997.- с. 211.
  86. Положение о производственной (профессиональной) практике. Приказ Министерства образования России № 1991 от 21.07.1999.
  87. Положение об учебно-методическом совете по группе специальностей среднего профессионального образования. М.: ИПР СПО, 2001.-с. 51−54.
  88. Постановление Правительства г. Москвы № 160. 09.03.99. «О программе содействия занятости населения города Москвы на 1999−2000 годы // Вестник — МЭРИИ Москвы. — 1999. — № 9.
  89. Проблемы взаимодействия среднего профессионального образования и производства: Рекомендации. Всероссийская научно-практическая конф. Тольятти.-7−8 июня. // Среднее профессиональное образование. — 2001. — № 9.-е. 10−11.
  90. Программа развития среднего профессионального образования в России на 2000−2005 годы // Вестник образования. 2000.- № 12.- с.3−17.
  91. Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В 2 т / Под научной редакцией И. П. Смирнова. М.: ИРПО, 1999 — I том — 424 е., II том-816 с.
  92. Е.А. Развитие страхового образования в условиях формирования системы социального партнерства: Диссертация. канд. пед. наук.- М., 1999.-231 с.
  93. В.А. Экономические проблемы определения перспектив подготовки кадров. М.: Наука, 1987.-104с.
  94. Рекомендации по организации деятельности учебно-методической комиссии по специальности среднего профессионального образования. М.: ИПР СПО, 2001. — 3 с.
  95. Рекомендации по разработке Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям СПО (базового уровня). М.: ИПР СПО, 2001. — с. 126−150.
  96. А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда: Учебное пособие.-М.: МИК, 1997.-160с.
  97. Е.А. Профессиональное обучение безработных граждан в системе начального профессионального образования: Автореферат дис. д-ра пед. наук. М., 2001.-35 с.
  98. М.С. Социально-педагогические предпосылки эффективности профессиональной ориентации молодежи: Сборник научных статей/Под ред. Е. Д. Вариаковой. М.: НМЦ ПО, 1993. с. 24−35.
  99. Е.М. Проектирование и реализация системыформирования профессионально важных качеств студентов колледжей наоснове «Я- концепции». Диссертация. канд. пед. наук, Тольятти, 2000.-с.90
  100. С.В. Социокультурные факторы поведения основных субъектов рынка труда в современной России: Автореферат дис.канд. эконом, наук. -СПб., 1998.-19с.
  101. Сборник нормативных и методических документов по разработке Государственных образовательных стандартов СПО нового поколения. М.: ИПР СПО, 2001 — часть 1−125 е., часть II — 187 с.
  102. Сему шина Л. Г. Создание новых технологий обучения как общественная, психическая, педагогическая и методическая проблема // Среднее профессиональное образование.-1998.-№ 2
  103. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие для изучающих экономику труда/ Институт труда Министерства труда РФ.-М: ИНФРА-М, 1996.-336с.
  104. И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М., 1998. — 102 с.
  105. В.В. Проблемы развития учреждений среднего профессионального образования // Профессиональное образование. 2000.-№ 1-с.26−27.
  106. И.Б. Проблема профессионального самоопределения учащейся молодежи // Профессиональное образование. -2000.-№ 1-е.27−28.
  107. М.А. Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 2000.-18с.
  108. Е.В. Основные итоги, проблемы и пути развития Российского образования. М.: Минобразование России, 1996.-161 с.
  109. Т.М. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа в процессе подготовки воспитателей коррекционных дошкольных учреждений: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 2000.-24с.
  110. Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования (опыт ФРГ и России): Автореферат дис. д-ра пед. наук. М., 2002.-32 с.
  111. Л.Д., Читаева О. Б. и др. Профессиональное образование в коммерческой сфере: Монография. М.: ИРПО, 1999.-е. 78−87, с. 88−93.
  112. В. Учебная фирма // Мир путешествий.-1995.-№ 7.с.11.
  113. И.Ф. Педагогика.: Учебное пособие.-М., 1997.-е. 48.
  114. Т.Н. Теория и практика Модульного обучения: Автореферат дис.канд. пед. наук. М., 1994. -18с.
  115. И. Д. Профессиональное самоопределение учащихся инновационных учебных заведений. 4.2. М.: 1995. — 8 п. л.
  116. О.Б. Интеграция содержания профессиональной подготовки учащихся к коммерческой деятельности: Автореферат дис. канд. пед. наук.- СПб., 1995.-18 с.
  117. Т.И. Рыночные отношения и подготовка учащейся молодежи к профессиональному самоопределению // Педагогика. -2000.-№ 6.-с. 12.
  118. В.В. Социальная компетентность и экстрафункциональные качества личности: роль профессиональной школы в их формировании // Проблемы воспитания учащейся молодежи. Тезисы докл. и сообщений / Под ред. Н. А. Лобанова. СПб.-Черкесск, 1995, с. 380−382.
  119. Л.С. Стратегия занятости.-М.: Экономика, 1990.-79с.
  120. А.Ф., Пряхин Г. В., Ефремова Л. М. Пути дальнейшего развития среднего профессионального образования в современных условиях //Среднее профессиональное образование.-2001. № 10. -с. 9.
  121. Энциклопедия профессионального образования т. 1,2,3 под редакцией Батышева С .Я., М., 1998−1999
  122. О.В. Модель согласования целей субъектов педагогического процесса в условиях современной школы: Автореферат дис.канд. пед. наук. СПб., 1999.-19с.
  123. Н.Г., Гунявина Н. Л. О разработке нового поколения образовательного стандарта среднего профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. 2001.-№ 10 -с.2−6.
  124. Educational Policies and New Technologies: National Report Russian Federation. Second International UNESCO Congress «Education and Informatics.» -M, 1996.-29 p.
  125. Beruf Aktuell. Ausgabe 2001/2002. Bundesanstalt fur Arbeit 560 c.
Заполнить форму текущей работой