Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показывает анализ литературы, сложившаяся методическая система обучения умственно отсталых старшеклассников русскому языку ориентирована преимущественно на расширение словаря, исправление недостатков ' грамматического строя речи, на овладение навыками связной устной и письменной речи. Несомненно, это важно, но недостаточно для того, чтобы сформировать у старшеклассников навыки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования коммуникативной функции речи в психолого-педагогической литературе
    • 1. 1. Общение как вид деятельности. Коммуникативная функция
    • 1. 2. Вербальные и невербальные способы общения. Диалог как один из главных способов общения
    • 1. 3. Основные закономерности онтогенеза общения при нормальном и нарушенном психическом развитии
      • 1. 3. 1. Закономерности онтогенеза общения при нормальном психическом развитии
      • 1. 3. 2. Закономерности онтогенеза общения при нарушенном психическом развитии
  • Глава 2. Исследование сформированности коммуникативных умений у умственно отсталых старшеклассников
    • 2. 1. Методика изучения коммуникативных умений умственно отсталых старшеклассников
    • 2. 2. Изучение навыков диалогической речи умственно отсталых старшеклассников
    • 2. 3. Изучение состояния диалогической речи умственно отсталых старшеклассников в специально организованной ситуации на уроке литературного чтения
  • Глава 3. Методика развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения
    • 3. 1. Основные принципы и направления коррекционной работы
    • 3. 2. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках литературного чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы
    • 3. 3. Оценка эффективности экспериментального обучения

Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях динамичных процессов, происходящих в системе образования России, для современного этапа развития общества характерна смена образовательных парадигм, переход к новым педагогическим технологиям, ориентированным на инновационные процессы и корректировку профессиональной деятельности педагога.

Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта, их речевая инактивность, осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников. Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к организации педагогической работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей умственно отсталых школьников с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни.

О важности речевого развития ребенка, о речи как способе общения, о развитии ее коммуникативной функции говорилось во многих работах различных авторов (А.А. Бодалев, А. А. Брудный, Л. П. Буева, JI.C. Выготский, Г. В. Колшанский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина и др.).

В исследованиях дефектологов также обосновывается необходимость формирования речи и, в частности, ее коммуникативной функции у умственно отсталых учащихся (А.К. Аксенова, Л. С. Вавина, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Е. А. Гордиенко, С. Ю. Ильина, Р. И. Лалаева, Р. К. Луцкина, В. Г. Петрова, Т. А. Процко, М. П. Феофанов и др.).

Большая часть специальных исследований, в которых изучались особенности речевого развития учащихся с нарушениями интеллекта, посвящена вопросам логико-содержательной стороны устной и письменной речи (В.Я. Василевская, М. Ф. Гнездилов, Е. А. Гордиенко, Р. И. Лалаева, В.Г. Петрова) — выявлению и формированию ее лексической стороны (Г.И. Данилкина, Г. М. Дульнев, З. Н. Смирнова, Т.К. Ульянова) — определению путей коррекции грамматического строя речи (М.Ф. Гнездилов, К. Г. Ермилова, Г. В. Савельева, М.П. Феофанов) — методике совершенствования навыков связной устной и письменной речи (А.К. Аксенова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, С. Ю. Ильина, И.Ю. Свиридович).

В опубликованных работах указывается на’низкий уровень владения умственно отсталыми учащимися всеми сторонами речи. При этом отмечается, что возрастание сложности нарушений идет параллельно повышению уровневой и психологической характеристики речевых единиц. Все психологи и методисты, занимающиеся проблемой речи умственно отсталых детей, едины во мнении: требуется специальная коррекционная работа в целях формирования у данной категории учащихся средств речевого общения и умения практического их использования.

Исследования в области коммуникативных умений умственно отсталых школьников немногочисленны. Мы располагаем данными, приведенными в работах Е. И. Разуван, рассматривавшей вопросы делового общения старшеклассников в связи с тематикой уроков социально-бытовой ориентировкиД.И. Бойкова, занимавшегося проблемами речевой коммуникации и межличностного взаимодействия умственно отсталых учащихся младших классов в процессе совместной деятельностиO.K. Агавеляна, изучавшего особенности межличностного бытового общения детей с нарушенным интеллектом. В приведенных исследованиях рассматриваются отдельные стороны процесса общения умственно отсталых школьников, однако специфика кор-рекционно-развивающего воздействия на коммуникативные способности данной категории учащихся в процессе их целенаправленного обучения раскрыта недостаточно.

Что же касается вопросов формирования коммуникативной функции речи в процессе усвоения учебного материала на уроках по общеобразовательным предметам, то эти проблемы остаются в целом малоизученными. Мы находим некоторые методические рекомендации к организации учебного общения на уроках русского языка для учащихся младших классов в работах А. К. Аксеновой, М. Ф. Гнездилова, А. Н. Корнева.

Как показывает анализ литературы, сложившаяся методическая система обучения умственно отсталых старшеклассников русскому языку ориентирована преимущественно на расширение словаря, исправление недостатков ' грамматического строя речи, на овладение навыками связной устной и письменной речи. Несомненно, это важно, но недостаточно для того, чтобы сформировать у старшеклассников навыки коммуникативного общения и межличностного взаимодействия в процессе их обучения. Вопросы развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников, в том числе в рамках учебного диалога, остаются малоизученными. В результате возникает противоречие между потребностью практики и отсутствием научных разработок по данной теме" .

Учитывая значимость развития навыков общения умственно отсталых детей в процессе обучения в школе для их речевой и социальной адаптации и незначительное количество специальных исследований в этой области, приоритетным направлением работы мы выбрали изучение и развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения. Именно эти уроки дают учителю наибольшие возможности в подборе различных заданий для речевого развития умственно отсталых школьников, создают условия для общения учеников, как с учителем, так и с одноклассниками, в процессе обсуждения и анализа литературного произведения.

Проблемой исследования являлось теоретическое обоснование и разработка практико-ориентированной методики развития коммуникативной функции речи старшеклассников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на уроках литературного чтения. Решение этой проблемы и составило цель нашего исследования.

Объект исследования — процесс развития коммуникативной функции речи умственно отсталых учащихся старших классов.

Предмет исследования — развитие коммуникативной функции речи учащихся старших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на уроках литературного чтения.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что успешное развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников может быть обеспечено за счет создания специальных психолого-педагогических условий (приближение изучения художественного произведения к процессу естественного общенияучет уровня сформированности коммуникативных умений учащихсяиспользование принципа поступательного расширения смысловой программы речевых ситуаций и диалогов на основе литературного текстаиспользование вопросов и заданий, направленных на мотивацию коммуникативной деятельности учащихся* сохранение положительного эмоционального настроя во время всего урока) и внедрением системы определенных методических приемов для моделирования речевых ситуаций и организации общения учащихся на уроках литературного чтения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

— охарактеризовать исходные теоретические предпосылки исследования на основе анализа психолого-педагогической, психолингвистической и методической литературы по проблеме исследования;

— определить степень сформированности коммуникативных умений у умственно отсталых старшеклассников, обучающихся в современной специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, и дифференцировать их по уровням развития данных умений;

— разработать и апробировать систему приемов и речевых ситуаций (практико-ориентированная методика), стимулирующих развитие коммуникативных умений у старшеклассников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на уроках литературного чтения;

— оценить по разработанным критериям эффективность предложенной практико-ориентированной методики развития коммуникативной функции .речи умственно отсталых старшеклассников в ходе экспериментального обучения.

Методологической основой исследования явились теоретические положения об общении как виде речевой деятельности (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев и др.), о развитии речи в процессе общения (Л.С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн), о методике развития коммуникативной функции речи на уроках русского языка (О.М. Казарцева, В. И. Капинос, Т.А.-Ладыженская, Н. Н. Сергеева, Л. Ф. Желтовская и др.), о положительных результатах в речевом развитии умственно отсталых детей при целенаправленной системе работы (А.К. Аксенова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев, С. Ю. Ильина, Р. И. Лалаева, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова и ДР-).

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, анкетирование, педагогическое наблюдение, констатирующий и обучающий педагогические эксперименты, обобщение собственного опыта работы, математическая обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— в ходе экспериментального изучения определены уровни сформиро-ванности коммуникативных умений умственно отсталых учащихся старших классов — достаточный, приближенный к достаточному, недостаточный;

— определена взаимосвязь различных коррелирующих между собой компонентов коммуникации, проявленных умственно отсталыми старшеклассниками в учебном диалоге (сохранение интереса к заданиюэмоциональность ведения диалогаактивность и инициатива в постановке вопросаправомерность и логическая последовательность задаваемых вопросовправильность грамматического оформления высказыванияумение слушать и др-);

— сформулированы и применены специальные психолого-педагогические условия повышения эффективности работы по развитию коммуникативных умений умственно отсталых старшеклассников в процессе изучения художественного произведения;

— разработана и апробирована практико-ориентированная методика, обеспечивающая развитие коммуникативной функции речи учащихся с нарушенным интеллектом на уроках литературного чтения.

Теоретическая значимость исследования. Получены новые данные о' возможностях старшеклассников с нарушениями интеллекта вступать в общение, основой которого является обсуждение художественного произведения, что дополняет современные представления об основных принципах коммуникативного обучения и позволяет расширить теоретические основы специальной методики обучения русскому языку.

Практическая значимость исследования. Прошедшая опытно-экспериментальную проверку практико-ориентированная методика развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения может быть использована педагогами-предметниками в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида. Технологичность данной методики позволяет изменять ее практическое наполнение с учетом фабулы и жанра произведения, в соответствии с целями и задачами обучения в процессе анализа того или иного литературного текста. Предлагаемая методика может найти применение при чтении лекций по специальной методике русского языка в педагогических учебных заведениях, на курсах повышения квалификации учителей, при подготовке методических пособий для педагогов. Полученные в исследовании данные об особенностях общения умственно отсталых старшеклассников могут использоваться при преподавании курса психологии умственно отсталых детей.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, совокупностью методов исследования, адекватных их задаче и логике, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были опубликованы в статье и двух тезисах по теме исследования. Практико-ориентированная методика, разработанная в ходе исследования, была использована при написании учебника по чтению для 9-го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Выводы и рекомендации, сформулированные в исследовании, доложены на научной конференции и заседаниях кафедры олигофренопедагогики МГОПУ им. М. А. Шолохова, включены в цикл лекций для студентов МГОПУ им. М. А. Шолохова и слушателей курсов повышения квалификации МИОО, используются педагогами-дефектологами специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида ЮАО г. Москвы.

Организация исследования. Базой для проведения исследования являлись специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 991 и школа-интернат VIII вида № 67 г. Москвы. На различных этапах экспериментальной проверки участвовало 183 школьника старших классов.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1996 — 1999) — поисковый. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, сделан анализ ведущих тенденций в образовании, анализ имеющейся литературы, программно-методической документации, учебных планов, индивидуальных разработок. В результате были определены основные параметры исследования, его предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка и апробация отдельных методических компонентов преподавания предмета литературного чтения, направленных на развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников.

Второй этап (1999 — 2002) — опытно-экспериментальный. В ходе констатирующей и формирующей частей эксперимента была подвергнута проверке общая гипотеза исследования, моделировался и апробировался практико-ориентированный курс, который совершенствовался в процессе работы с умственно отсталыми старшеклассниками на уроках литературного чтения. На этом же этапе проводилась проверка эффективности разработанной практико-ориентированной методики проведения уроков литературного чтения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Умственно отсталые учащиеся старших классов представляют собой неоднородную группу по уровню развития коммуникативных умений. При этом большинство из них испытывают значительные трудности при ведении учебного диалога на основе литературного текста. Особую трудность у старшеклассников вызывают инициирующие высказывания, требующие определенных умений управления диалогом — четко ставить вопрос, слышать ответ и быстро реагировать на него, в случае необходимости перестраивать формулировку вопроса. Недостаточность развития коммуникативных умений связана, в первую очередь, со сложностью для умственно отсталых старшеклассников в определении смысловой программы коммуникативного действия.

2. Повышение уровня сформированности коммуникативных умений умственно отсталых старшеклассников может быть достигнуто в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения за счет систематической работы по решению проблемных задач, создания ситуаций, в которых учащиеся могли бы максимально проявить свои коммуникативные способности.

3. Для повышения эффективности работы по развитию коммуникативных умений умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения необходимо максимально приблизить работу над художественным произведением к естественному общению и создать специальные психолого-педагогических условия.

4. Разработанная на основе проведенного исследования практико-ориентированная методика проведения уроков литературного чтения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида включает такие методические приемы, как построение учебного диалога по типу «ученик — ученик» и «учитель — ученик" — использование подстановочных таблиц, проблемных вопросов, алгоритмов построения вопроса, ответа на вопрос, рассужденияигры с пословицамиработа с толковым словаремдраматизация отрывков произведения. Апробация методики в ходе экспериментального обучения показала, что она способствует эффективному развитию коммуникативной функции речи умственно отсталых учащихся.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных литературных источников и приложения. Общий объем диссертации составляет 187 страниц, включает 35 таблиц, 7 диаграмм.

Список использованных источников

составляет 250 наименований.

Заключение

.

Выполненное исследование проводилось с целью теоретического обоснования и разработки практико-ориентированной методики развития коммуникативной функции речи старшеклассников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на уроках литературного чтения.

Теоретические предпосылки исследования базировалось на анализе психолого-педагогической, психолингвистической и методической литературы по проблеме исследования, который позволил сделать вывод о том, что, несмотря на серьезные недостатки, речь умственно отсталого ребенка представляет широкие возможности для ее коррекции и развития. Это доказывает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной функции речи умственно отсталых детей в процессе школьного обучения.

С целью определения степени сформированности коммуникативных умений умственно отсталых старшеклассников, обучающихся в современной специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, а также дифференциации учащиеся по уровням развития данных умений, был проведен констатирующий эксперимент, включавший:

— анкетирование умственно отсталых старшеклассников с целью изучения их мнения о своих коммуникативных умениях, а также интервьюирование учителей с целью оценки объективности высказанных учащимися суждений;

— исследование диалогической речи умственно отсталых старшеклассников с целью выявления умения прогнозировать следующую или предыдущую реплику в диалоге и умения корректировать свое высказывание в случае неверного ответа;

— изучение особенностей учебного диалога умственно отсталых старшеклассников на основе литературного текста (организация диалогов по типам «учитель — ученик» и «ученик — ученик»).

В ходе экспериментального изучения выявлены следующие особенности коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников:

— учащиеся специальной школы VIII вида, в большинстве своем, не могут реально оценивать собственный уровень коммуникативных умений. При этом самооценка у многих старшеклассников, как правило, оказывается завышенной;

— в пределах бытового диалога старшеклассники с нарушением интеллекта в основном используют минимум лексических средств и наиболее простую структуру предложения (подлежащее и сказуемое) для формулирования высказывания. Для умственно отсталых учащихся характерно аграм-матичное построение ответа и неадекватное использование лексики в бытовом диалоге, которое становится более распространенной ошибкой при усложнении высказывания;

— основная сложность в ведении диалога связана с определением смысловой программы коммуникативного действия, являющегося составной частью коммуникативного цикла. При этом особую трудность у старшеклассников вызывают инициирующие высказывания, требующие от коммуниканта активности в развитии диалога, умения предвидеть хотя бы два коммуникативных акта для продолжения разговора;

— наибольшие трудности у учащихся вызывает учебный диалог с учителем и учениками на основе литературного текста. Участвовать в таком диалоге в состоянии менее половины старшеклассников. При этом общение, как правило, ограничивается организацией беседы с использованием вопросов и реплик информационного, а не смыслового содержания.

По результатам констатирующего эксперимента выделены три уровня сформированности коммуникативных умений умственно отсталых учащихся:

— лишь 14% старшеклассников обладали достаточными базовыми умениями для общения в процессе учебной деятельности на основе художественного произведения;

— уровень коммуникативных умений 30% школьников можно охарактеризовать как приближенный к достаточному — они смогли сформулировать вопросы, касающиеся только предметного плана произведения и задать их классу, используя при этом помощь учителя;

— большинство умственно отсталых старшеклассников (56%) имели недостаточный уровень коммуникативных умений — не смогли вступить в общение в процессе изучения художественного произведения.

На основе выдвинутой гипотезы исследования, анализа литературных источников и результатов констатирующего эксперимента была разработана и апробирована система приемов и речевых ситуаций (практико-ориентированная методика), стимулирующих развитие коммуникативных умений у старшеклассников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на уроках литературного чтения.

Разработка методики базировалась на ряде общепризнанных методологических принципов:

— принципе связи речи с другими сторонами психического развития;

— принципе дифференцированного и индивидуального подхода;

— принципе деятельностного подхода;

— принципе^ичностно-ориентированного подхода.

Практико-ориентированная методика была разработана применительно к изучению художественного произведения на уроках литературного чтения. Для эффективного применения методики, для побуждения школьников к взаимодействию друг с другом и с учителем на основе работы с литературным текстом были созданы специальные психолого-педагогические условия:

— изучение художественного произведения было максимально приближено к процессу естественного общения;

— задания подбирались с учетом уровней сформированности коммуникативных умений умственно отсталых старшеклассников;

— применялся принцип поступательного расширения смысловой программы речевых ситуаций и диалогов на основе литературного текста;

— использовались вопросы и задания, направленные на мотивацию коммуникативной деятельности учащихся, на побуждение их к активному диалогу друг с другом и с учителем, способствующие сохранению положительного эмоционального настроя на протяжении всего урока.

В процессе апробации практико-ориентированной методики отрабатывалась система приемов по каждому этапу работы с художественным произведением, моделировались и поддерживались ситуации естественного общения учащихся.

Ключевым моментом развития коммуникативных умений являлась работа над смысловой и семантической сторонами текста. Переход к диалогу становился возможным после осознания предметного плана каждой ситуации, раскрываемой в произведении, установления логики развития событий и характеров персонажей. Работа с текстом в этом аспекте обеспечивала в дальнейшем некоторый выход за пределы только информационного коммуникативного акта.

Для обеспечения условий анализа произведения, приближенных к естественным, организовывалась работа в парах, широко использовался прием «маленького учителя», когда школьники попеременно должны были вести диалог с классом.

Повышение коммуникативной потребности и появления более устойчивого мотива для участия в беседе осуществлялись за счет постановки проблемных вопросов и заданий, выполнение которых затрагивало не только содержание текста, но и некоторый жизненный опыт учащихся.

Для поддержания пролонгированного интереса к работе с произведением вводились творческие задания: драматизация отрывков произведения, обсуждение утверждения учителя (верного либо неверного), ведение диспутов, игры с пословицами и т. д.

С целью отработки грамматически правильного построения высказывания и накопления специальных языковых средств для ведения диалога использовались алгоритмы ответов, вопросов и рассужденийподстановочные таблицы со словами и выражениями, которые должны были включаться в диалогработа с толковым словарем.

Использование различных приемов коррекционного воздействия осуществлялось с учетом выделенных уровней сформированности коммуникативных умений учащихся за счет подбора специальных заданий, конкретизации и детализации содержания разбираемых событий, включения учащихся в диалог в качестве коммуникатора или реципиента.

После завершения экспериментального обучения был проведен контрольный срез, который позволил определить, насколько эффективной была работа по предложенной нами методике.

Контрольный срез включал в себя задания, аналогичные третьей серии констатирующего эксперимента (учебные диалоги, организованные по схеме «учитель — ученик» и «ученик — ученик»).

В результате проведения контрольного среза были получены данные об изменение состава групп, отражающих уровни сформированности коммуникативных умений учащихся. Эти данные использовались для определения эффективности предлагаемой методики обучения. С этой был рассчитан индекс сформированности коммуникативных умений умственно отсталых старшеклассников по результатам констатирующего эксперимента и коно • трольного среза, отдельно для экспериментальной и контрольной групп учащихся.

Результаты экспериментального обучения и контрольного среза показали эффективность практико-ориентированной методики. Индекс сформированности коммуникативных умений экспериментальной группы старшеклассников, обучавшихся по предложенной методике, вырос на 25,9%. Это позволяет говорить о том, что внедрение разработанной методики в практическую работу на уроках литературного чтения будет способствовать улучшению коммуникативных умений школьников.

Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации. Это умение реально оценивать свои речевые навыки, проявлять инициативу при ведении диалога, активно и эмоционально участвовать в диалоге, внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы, грамматически правильно оформлять свои высказывания.

Проведенное исследование не исчерпывает многих сложных вопросов, относящихся к проблеме коммуникативного и речевого развития учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида на уроках литературного чтения. Тем не менее, оно позволяет на основе обозначенных особенностей развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников определить методы и приемы работы над ее дальнейшим совершенствованием на уроках литературного чтения.

Разработанная методика важна для учителей в рамках самоанализа и оценки своей коррекционно-педагогической и практической работы. Пользуясь предложенной методикой, педагог имеет возможность реально оценивать каждого ребенка и координировать свою работу в соответствии с индивидуальными речевыми особенностями ученика.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис. докт. психол. наук / O.K. Агавелян. -М., 1989. -24 с.
  2. А.А. Жесты и мимика в русской речи (лингвострановедческий словарь) / А. А. Акишина, Т. Е. Акишина, X. Канно. М.: Русский язык, 1991.- 145 с.
  3. А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксенова. М.: Владос, 1999. — 320 с.
  4. А.К. Развитие связной устной речи умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская // Дефектология. 1987. — № 6. — С. 32 — 37.
  5. Л.И. Динамика речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи: Дис. канд. пед. наук. / А. К. Алексина. -М., 1977.- 183 с.
  6. .Г. К теории внутренней речи в психологии. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. М.: АПН РСФСР, 1960. — с. 49 — 62.
  7. Т. Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы. Учебное пособие для вузов. / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.
  8. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
  9. А.Г. Речь и речевое общение детей 3−7 лет. Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2002. -272 с.
  10. Д.Й. Речевое общение у умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д. Й. Аугене // Дефектология. 1987. -№ 4.-С. 76−81.
  11. Т.В. Нейролингвистический анализ диалогической афазии / Т. В. Ахутина. -М.: МГУ, 1975. 143 с.
  12. В.Н. Онтологические проблемы языкознания XX века: актуальные гипотезы о динамическом представлении синхронной системы // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы: Тез. междунар. конф. Т. 1.М., 1995.-С. 38−51.
  13. В.Н. Сумерки лингвистики: Из истории отечественного языкознания: Антология / В. Н. Базылев, В. П. Нерознак. М.: Академия, 2001.-575 с.
  14. А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: Дис. канд. психол. наук / А. Р. Балаян. М., 1971. — 179 с.
  15. .Х. Психолингвистические проблемы речевого общения (личностное и социальное ориентирование речевого общения): Дис. канд. психол. наук/Б.Х. Бгажноков. М., 1973.- 185 с. л *
  16. И.М. Психология умственно отсталого школьника / И. М. Бгажнокова. М.: Просвещение, 1987. — 93 с.
  17. Э.С. Величина отдаленного объекта в восприятии умственно отсталых глухонемых школьников / Э. С. Бейн. Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей: Сб. ст. М.: Учпедгиз, 1940. — С. 41 -49. •
  18. О.А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. Ярославль.: Академия и К, 1998. — 240 с.
  19. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Э. Берн. СПб., 1992. — 186 с.
  20. Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Т. П. Бесонова, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. М.: Аркти, 1996. — 176 с.
  21. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т.1. -304 с.-Т.2.-400 с.
  22. Н.Н. Основы социально-психологической теории. Учебное пособие / Под ред. А. А. Бодалева. М.: МПА, 1995. — 421 с.
  23. А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: МПА, 1995. -328 с.
  24. Д.И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школ интернатов: Дис. канд. психол. наук / Д. И. Бойков. СПб., 1994. — 198 с.
  25. A.M. Методика развития речи детей / A.M. Бородич. М.: Просвещение, 1974.-288 с.
  26. Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф. М. Бородкин. — Новосибирск: Наука, 1989.- 190 с.
  27. Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н. Ю. Борякова. М.: Гном и Д, 2000. — 64 с. л *
  28. P.M. Глухие и слабослышащие дети / P.M. Боскис. М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.
  29. А.А. Мир общения / А. А. Брудный, Э. Шакуров. Фрунзе: Кыргызстан, 1977. — 72 с.
  30. А.А. Понимание и общение / А. А. Брудный. М.: Знание, 1989.-63 с.
  31. Дж. Онтогенез речевых актов. Психолингвистика / Дж. Брунер. -М., 1984.-367 с.
  32. JI.П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  33. JI.C. Развитие связной письменной речи учащихся старших классов вспомогательной школы на основе специально организованного практического опыта: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. В. Вавина. -М., 1968.- 17 с.
  34. В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы / В. Я. Василевская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -119 с.
  35. И.И. Психологические особенности диалога: Дис. канд. психол. наук / И. И. Васильева. М., 1984. — 197 с.
  36. В.П. Основы новой педагогики. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / В. П. Вахтеров. —
  37. М.: Педагогика, 1990. 600 с."
  38. Л.А. Психология / Л. А. Венгер, B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1988.-336 с.
  39. Взаимосвязное обучение видам речевой деятельности / Под ред. И. А. Зимней. -М.: Русский язык, 1985. — 116 с.
  40. В.В. Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка / В. В. Виноградов // Вопросы синтаксиса современного русского языка. — М., 1950. С. 75- 127.
  41. Г. О. Культура языка / Г. О. Винокур. М., 1930.-335 с.
  42. Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. -М.: Наука, 1993.- 171 с.
  43. JI.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей / Л. С. Волкова. Л., 1991. — 44 с.
  44. Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. -М.: МГУ, 1967. 160 с.
  45. В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В. В. Воронкова. М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
  46. В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 4 классах вспомогательной школы / В. В. Воронкова. -М.: Школа-Пресс, 1995. — 128 с.
  47. Л.С. / Сост. А. А. Леонтьев М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1996.-224 с.
  48. Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ, 1934.-333 с.
  49. Л.С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1995.-527 с.
  50. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1983. — Т.2. — 504 с. — Т.З. — 368 с.
  51. В.А. Особенности личных взаимоотношений учащихся старших классов вспомогательной школы: Дис. канд. пед. наук / В. А. Вярянен. -М., 1971.- 189 с.
  52. О.П. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий / О.П. Гаврилушки-на, Л. Я. Головчиц, М. А. Егорова // Психологическая наука и образование.-2001.- № i.c. 79−88.
  53. П.Я. К вопросу о внутренней речи / П. Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. 1957. — № 4. — С. 55−60.
  54. А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М., 1961.-471 с.
  55. В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. М., 1996.- 143 с.
  56. М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. -М.: УЧПЕДГИЗ, 1944. 195 с.
  57. М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы / М. Ф. Гнездилов. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961.- 199 с.
  58. М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников / М. Ф. Гнездилов. M.-JI.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1947. — 135 с.
  59. А.Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н.И. Ли-финцева, Н. В. Ялпаева. М.: Академия, 1999. — 280 с.
  60. Е.А. Научно педагогические основы обучения аномальных школьников связной речи / Е. А. Гордиенко. — Ташкент, 1985. — 100 с.
  61. Е.А. Развитие связной письменной речи учащихся 5−8 классов вспомогательной школы в процессе написания сочинения по картинкам: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. А. Гордиенко. М., 1971. — 12 с.
  62. . И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. -М.: Наука, 1980. 103 с.
  63. И.Н. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. -М.: Лабиринт, 1998. 256 с.
  64. И.Н. Умеете ли Вы общаться? / И. Н. Горелов, В. Ф. Житников, М. В. Зюзько, Л. А. Шкатова. -М.: Просвещение, 1991. 144 с.
  65. О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. 1995. — № 6. — С. 7 — 15.
  66. Ф.К. Основы развития речи (пособие для учителя) / Ф. К. Гужва. -Киев: Радянська школа, 1989. 223 с.
  67. В. Избранные труды по языкознанию / Под ред. Г. В. Рами-швили. М.: Прогресс, 2ООО. — 399 с.
  68. К.Е. Восприятие межличностных предпочтений в малой группе / К. Е. Данилин // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой. М., 1987.-С. 124−142.
  69. Г. И. Работа по развитию речи в 1 классе вспомогательной школы: Дисс. канд. пед. наук /Г.И. Данилкина. JL, 1967. — 200 с.
  70. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Новая школа, 1996. — 80 с.
  71. Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: Монография / Е. Е. Дмитриева. Н. Новгород: НГПУ, 2004. — 259 с.
  72. Й.Ц. Некоторые структурно-функциональные характеристики диалога: Автореф. дисс. канд. психол. наук / Й. Ц. Драганов. М., 1977. -16 с.
  73. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии / Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1984.-272 с.
  74. Т.М. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. М.: Высшая школа, 1980.-224 с.
  75. Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981. -176 с.
  76. Н.П. Психология общения. Пособие для студентов психологов / Н. П. Ерастов. Ярославль: Изд-во Яр. Универ, 1979. — 96 с.
  77. К.Г. Особенности построения предложений в устной речи младших школьников с отклонениями в развитии: Автореф. дис. канд. пед. наук / К. Г. Ермилова. М., 1979. — 20 с.
  78. Л.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. -М.: Просвещение, 1970. 124 с.
  79. Л.Я. Программа коммуникативно ориентированного курса русского (родного) языка для II IV классов четырехлетней начальной школы / Л. Я. Желтовская, А. Ю. Купалова // Начальная школа. — 1997. -№ 8.-С. 63−76.
  80. Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982.- 155 с.
  81. Н.И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. М.: Лабиринт, 1998.-368 с.
  82. Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. Практическое пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, Р. В. Растянников. -Киров: Энном, мГ МГУ, 1991. — 96 с.
  83. Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. М.: Просвещение, 1973.-222 с.
  84. С.Д. Псйхолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей / С. Д. Забрамная. М., 1995. — 112 с.
  85. Х.С. Умственно отсталые дети / Х. С. Замский. М.: НПО Образование, 1995. — 400 с.
  86. Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка / Л.В. Зан-ков. М.: Учпедгиз, 1935. — 284 с.
  87. А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (кор-рекционных) школ / А. Г. Зикеев. М.: Академия. — 2002. — 176 с.
  88. И.А. К вопросу о восприятии речи: Дис. канд. психол. наук / И. А. Зимняя.-М., 1961.-207 с.
  89. М.А. О речевом общении глухих младших школьников / М. А. Зыкова // Дефектология. 2001. — № 3. — С. 35 — 44.
  90. Т.С. Новый подход к организации учебного процесса в младших классах школ для глухих детей / Т. С. Зыкова // Дефектология. 2003. -№ 1.-С. 8−15.
  91. Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова М.: Педагогика, 1988. — 472 с.
  92. С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку / С. Ю. Ильина // Дефектология. 2003. — № 5 — С. 58 — 63.
  93. О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения (учебное пособие) / О. М. Казарцева. М.: Флинта — Наука, 1999. -496 с.
  94. В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Линна-Пресс, 1994. — 196 с.
  95. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М., 1982. — 704 с.
  96. Н.И. Формирование интеллектуально-речевых умений на уроках чтения / Н. И. Капырина // Начальная школа. 1988. — № 10. — С. 27 — 32.
  97. В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ: Автореф. дис. док. пед. наук / В. Ю. Карвялис. М., 1987. — 20 с.
  98. А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. М.: Владос, 1998. — 208 с.
  99. Н.В. Учим детей общению (характер, коммуникабельность) / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль: Академия развития, 1997. -240 с.
  100. H.JI. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / H.JI. Коломинский. Киев: Радянська школа, 1978. — 87 с.
  101. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский. М., 1984. — 175 с.
  102. Г. В. Паралингвистика / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1974.-79 с.
  103. С.Н. Коррекционная роль обучения умственно отсталых школьников старших классов пониманию и использованию образных сравнений: Автореф. дис. канд. пед. наук / С. Н. Комская. М., 1972. — 17 с.
  104. Кон И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М., 1978. — 367 с.
  105. С.В. Психолого-педагогические проблемы общения / С. В. Кондратьева. Гродно, 1982. — 65 с.
  106. А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Диагностика, коррекция, предупреждение / А. Н. Корнев. СПб.: ИД МиМ, 1997. — 286 с.
  107. К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку / К. Г. Коровин. М.: Педагогика, 1976.-225 с.
  108. Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение / Е. В. Коротаева. М.: КСП, 1997. — 224 с.
  109. Ю.С. Грамматика общения / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. СПб: Питер, 2005. — 288 с.
  110. Е.С. Основы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. ЛГУ, 1967.- 193 с.
  111. Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяева. М.: Норма — Инфра, 2000. — 560 с.
  112. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю. Курганова. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  113. Г. М. Психологическая практика: проблемы и перспективы / Г. М. Кучинский, С. В. Сивуха, Ю. Г. Фролова. -*М.: Европейский гуманитарный университет, 2002. 220 с.
  114. В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. Учебное пособие для вузов / В. А. Лабунская. -М.: Академия, 2001. 288 с.
  115. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. М.: Педагогика, 1974. — 264 с.
  116. Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения (учебное пособие) / Т. А. Ладыженская. М.: Флинта — Наука, 1998. — 136 с.
  117. Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для вузов / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. М.: Владос, 2003. — 304 с.
  118. Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. СПб.: Союз, 2002. — 222 с.
  119. Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы / Р. И. Лалаева. М., 1978. — 88 с.
  120. К.С. Ранний детский аутизм // Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Л. М. Шипицына. -СПб.: Дидактика Плюс, 2001. С. 66 — 77.
  121. Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. М.: АПН РСФСР, 1961. — 310 с.
  122. Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии: В 2-х. т., Т.2 / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М.: Владос, 1997. — С. 375.
  123. К.М. Культура педагогического общения / К. М. Левитан. — Иркутск, 1985.- 100 с.
  124. И.Ю. Патопсихология: теория и практика / И. Ю. Левченко. -М.: Академия, 2000. 232 с.
  125. И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с ДЦП / И. Ю. Левченко. М.: Альфа, 2002. — 285 с.
  126. К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. Ростов н/Д: Феникс, 2000.-544 с.
  127. А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-287 с.
  128. А.А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М.: Знание, 1979.-45 с.
  129. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1969. — 308 с.
  130. А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-365 с
  131. А.Н. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Наука, 1973. — 368 с.
  132. А.Н. Проблемы развития психики. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-воМГУ, 1981.-584 с.
  133. А.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения / А. И. Липкина, М. И. Оморокова. М.: Просвещение, 1967. — 81 с.
  134. М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. М.: МПСИ, 1997.-384 с.
  135. М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Просвещение, 1986, — 142 с.
  136. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 432 с.
  137. .Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 204 с.
  138. В.И. Динамика развития детей-олигофренов / В.И. Лубов-ский, М. С. Певзнер. М.: АПН РСФСР, 1963. — 223 с.
  139. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 253 с.
  140. А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. -М.: АПН РСФСР, 1956. 94 с.
  141. Р.К. Коррекция речевого и умственного развития учащихся вспомогательной школы в процессе специального обучения (учебное пособие) / Р. К. Луцкина. Алма-Ата: КазПИ, 1989. — 87 с.
  142. Р.К. Особенности развития устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук / Р. К. Луцкина. -М., 1974. 17 с.
  143. Р.К. Развитие устной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения (пособие для учителя) / Р. К^. Луцкина. Алма-Ата: Мектеп, 1984.-55 с.
  144. М.Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. М.: Академия, 2000. -248 с.
  145. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. -М.: Просвещение, 1975. 176 с.
  146. М.Р. Риторика в начальной школе / М. Р. Львов // Начальная школа. 1994. -№ 9. — С. 56−61.
  147. Е.В. Недостатки речи у детей с ЗПР младшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук/ Е. В. Мальцева. -М.: 1991. 204 с.
  148. А.К. Психология усвоения языка как" средства общения / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1974. — 255 с.
  149. Мастюкова Е.М.. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
  150. А.И. Исправление речи учащихся / А. И. Миртов // Родной язык в школе. Кн. 1. -М: Работник, Просвещение, 1927. С. 294 — 308.
  151. М.Л. Из наблюдений над синтаксисом диалогической речи / М. Л. Михлина. М., 1955.- 117 с.
  152. Дж. Соцометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Дж. Морено. М.: Академический Проект, 2004. — 320 с.
  153. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. / А.В. Муд-рик. -М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  154. А.В. Формирование личности школьника в процессе общения / А. В. Мудрик.-М.: АПН СССР, 1987.-21 с.
  155. В.Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.-425 с.
  156. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995. — 356 с.
  157. Т.М. Письменная речь и специфика ее изучения / Т. М. Николаева // Вопросы языкознания. — 1961. —№ 3 — С. 9 — 17.
  158. О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. JT.M. Шипи-цына.-СПб.: Дидактика Плюс, 2001.-С. 181 -200.
  159. Н.Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. -Киев: Лыбидь, 1990. 120 с.
  160. Л.Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М., 1999. — 442 с.
  161. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисинрй. М.: Педагогика, 1985. — 207 с.
  162. Д.И. Некоторые особенности звукового анализа у учащихся вспомогательной школы / Д. И. Орлова // Специальная школа. 1967. -Вып. 1(4).-С. 45−53.
  163. М.Н. О характере соотношения вопроса и ответа в диалогической речи // Вопросы синтаксиса русского языка / Под ред. И.П. Распо-пова. Уфа, 1968. — С. 61−87.
  164. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. — 340 с.
  165. Н.В. Формирование функционально-семантической стороны качественной лексики младших школьников с нарушениями интеллекта: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. В. Павлова. М., 2002. — 23 с.
  166. О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук / О. С. Павлова. М., 1998. — 16 с.
  167. .Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Пары-гин. М.: Мысль, 1971.-351 с.
  168. Е.И. Основы коммуникативной педагогики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
  169. М.С. Дети-олигофрены / М. С. Певзнер. М.: АПН РСФСР, 1959.-486 с.
  170. Н.В. Диалог как способ обучения чтению / Н. В. Перцева // Начальная школа. 1997. — № 7. — С. 54 — 57.
  171. В.Г. Развитие речи и познавательной деятельности умственно отсталых школьников: Дис. докт. психол. наук / В. Г. Петрова. М., 1975.-386 с.
  172. В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. -М.: Педагогика, 1977.-200 с.
  173. JI.A. Компетентность в общении: социально психологический тренинг / J1.А. Петровская. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  174. . Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. М., Педагогика-Пресс, 1994. — 528 с.
  175. .И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б. И. Пинский. М.: АПН РСФСР, 1969. — 319 с.
  176. Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения / Л. И. Плаксина. М.: Город, 1998.-263 с.
  177. Познание и общение / Под ред. А. В. Беляевой, М. Коула, Б. Ф. Ломова. -М.: Наука, 1988.-208 с.
  178. Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н.И. Поли-това. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
  179. .Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. М.: Наука, 1979.-232 с.
  180. Проблемы организации речевого общения / Под ред. Е. Ф. Тарасова. — М., 1981.-502 с.
  181. Т.А. Особенности мыслительной деятельности умственно отсталых школьников при решении словесно-образных задач: Автореф. дис. канд. пед. наук / Т. А. Процко. М., 1980. — 21 с.
  182. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984 — 223 с.
  183. Е.И. Формирование умений делового общения у учащихсястарших классов вспомогательной школы (на материале социально-бытовой ориентировки): Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Н. Разуван. -М., 1988.- 17 с.
  184. Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы / Е. И. Разуван // Дефектология. 1989. — № 3. — С. 36 — 40.
  185. А.И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся / Под ред. Х. С. Замского. Кишинев: Штинца, 1982.-212 с. '
  186. . Т. Проявление общего недоразвития речи у детей 6-летнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения / Ж. Т. Рахимова // Дефектология. 1988. — № 1. — С. 80 — 84.
  187. Речевое общение: проблемы и перспективы (сборник научно-аналитических обзоров) / Под ред. Ф. М. Березина, В. Г. Садур, Е. Ф. Тарасова. М., 1983. — 223 с.
  188. Речевые уроки / Под ред. Т. А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1994. — 160 с.
  189. Н.С. О языке и речи в начальном обучении / Н. С. Рождественский // Начальная школа. 1992. — № 9. — С. 9 — 13.
  190. Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т. В. Розанова. М.: Педагогика, 1978. -231 с.
  191. СЛ. К психологии речи / C.JI. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973.-С. 116−131.
  192. СЛ. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  193. Русская речь (сборник статей) / Под ред. JI.B. Щербы Петроград, 1923.-296 с.
  194. Н.Э. Моделирование речи для совершенствования речевой деятельности / Н. Э. Руссу // Начальная школа. 1990. — № 10. — С. 47 — 52.
  195. Н.А. Методы изучения речевых реакций ребенка // ДетскаяIречь / Под ред. Н. А. Рыбникова. М.: Книжн. ф-ка Центриздата народов СССР, 1927.- С. 7−22.
  196. C.JI. Диалог за партой / C.JI. Рябцева. М.: Просвещение, 1989.-96 с.
  197. Г. В. Совершенствование структуры простого предложения у умственно отсталого учащегося младших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г. В. Савельева. М., 1987. — 20 с.
  198. И.Ю. Формирование устной монологической речи у учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис. пед. наук / И. Ю. Свиридович. Минск, 1999. — 20 с.
  199. И.П. О некоторых особенностях синтаксиса диалогической речи в современном русском языке / И. П. Святогор. Калуга, 1960. — 97 с.
  200. И.П. Типы диалогических реплик в современном русском языке / И. П. Святогор. М., 1967. — 65 с.
  201. К.Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности. Грамматический и прагматический аспекты / К. Ф. Седов. — Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. 111 с.
  202. Е.С. Особенности активной речи дошкольников отстающих в развитии: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. С. Слепович. М., 1978. -21 с.
  203. О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О. А. Слинько // Дефектология. -1992. № 1.-С. 62−66.
  204. З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога / 3.С. Смелкова. М.: Флинта, Наука, 1999. — 227 с.
  205. З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного / З. Н. Смирнова. -М., 1971.-83 с.
  206. В.М. О природе человеческого общения / В. М. Соковнин. -М.: Менатеп, 1974. 145 с. *
  207. А.Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н. Соколов. М., 1968. -259 с.
  208. В.В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. М.: Просвещение, 1995. — 192 с.
  209. Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / Н. Д. Соколова. М.: Просвещение, 1985. — 72 с.
  210. Н.М. На уроках родного языка. / Н. М. Соколов, Г. Г. Тумим. -Петроград: Типогр. тов-ва А. С. Суворина «Новое время», 1917. 214 с.
  211. Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л. И. Солнцева. М.: Полиграфсервис, 1997. — 124 с.
  212. Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. 1996. — № 1.- С. 62−66.
  213. Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности / Г. Л. Соловьева // Дефектология. 1996. — № 6. — С. 67 — 71.
  214. О.И. Усвоение детьми родного языка / О. И. Соловьева. М.: Учпедгиз, 1951, — 115 с.
  215. Н.В. Организация речевого общения дошкольников с нарушениями интеллекта на занятиях по развитию речи / Н. В. Сорокина // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 63 — 65.
  216. Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 39 — 43.
  217. Т.Г. Этнопсихология. Учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. М.: Аспект Пресс. — 2003. — 368 с.
  218. Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-672 с.
  219. Е.В. Ребенок открывает мир / Е.В., Субботский. М.: Просвещение, 1991. -207 с.
  220. Е.Ф. Психологические и психолингвистические проблемы речевого воздействия. Речевое воздействие / Е. Ф. Тарасов. М., 1986. — 166 с.
  221. Теория речевой деятельности (проблемы психолингвистики) / Под ред. А. А. Леонтьева. -М.: Наука, 1968.-271 с.
  222. Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
  223. Т.К. Речевое развитие учащихся младших классов вспомогательной школы в связи с изучением предметов окружающей действительности: Лвтореф. дис. канд пед. наук / Т. К. Ульянова. М., 1966. — 20 с.
  224. Л.И. Организаторские способности и их развитие / Л.И. Уман-ский // Ученые записки Курского пединститута. Курск, 1967. — Вып. 21.-233 с.
  225. О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей / О. Н. Усанова. — М., 1990. 201 с.
  226. Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. К. Усольцева. М., 1996. — 19 с.
  227. Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы / Т. Н. Ушакова. М.: Наука, 1973. — 247 с.
  228. В.Г. Формирование коммуникативных умениий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. Г. Федосеева.-М., 1999.- 16 с.
  229. М.П. Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы / М. П. Феофанов. М.: АПН РСФСР, 1955. — 126 с.
  230. Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография / Т. Б. Филичева. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001.-350 с.
  231. Философские проблемы психологии общения / Под ред. А. А. Брудного. Фрунзе: Илим, 1976. — 176 с.
  232. А.У. Принципы деятельности в исследовании межличностного восприятия / А. У. Хараш // Вопросы психологии. 1980. № 3. — с. 20 — 31.
  233. Н. Язык и мышление / Под ред В. В. Раскина. Вып. 2. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1972. — 122 с.
  234. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С. Н. Цейтлин. -СПб.: Изд-во МиМ, 1997. 198 с.
  235. М.Т. Три трактата об ораторском искусстве / М. Т. Цицерон. -М.: Наука, 1972.-472 с.
  236. Г. И. Виды общения в обучении / Г. М. Цукермап. М., 1994. -268 с.
  237. A.M. Общая психолингвистика / A.M. Шахнарович. М.: УРА О, 1995.-96 с.
  238. Т. Социальная психология / Т. Шибутани. М.: Прогресс, 1969.-535 с.
  239. А.И. Обучение слушанию на уроках русского языка / А. И. Шпунтов // Начальная школа. 1995. — № 9. — С. 12−18.
  240. А.И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка / А. И. Шпунтов // Начальная школа. — 1990. -№ 10.-С. 10−16.
  241. Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. -М.: Прогресс, 1969. 240 с.
  242. В.П. Лингвостилистическая и функционально-коммуникативная характеристика текста: Дис. канд. филол. наук / В. П. Щерба. М., 1981.-181 с.
  243. Д.Б. Избранные психологические тр^ды. / Д. Е. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  244. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Ин-т практич. психол., 1995. 416 с.
  245. Я.Г. О речи как функции общения / Я. Г. Юдилевич // Дефектология. 1975. — № 3. — С. 52 — 56.
  246. Л.П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. -С. 17−58.
  247. М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива / М. Г. Ярошевский // Вопросы психологии. — 1978. -№ 3.-С. 40−53.
Заполнить форму текущей работой