Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов: На примере лозоплетения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема приобщения школьников к народному творчеству довольно активно разрабатывается. М. Н. Скаткин предложил методику изучения темы «Местные промыслы» при работе с детьми в деревенской школе. В ряде исследований отмечается влияние обучения школьников основам народноприкладного творчества на развитие их творческой активности, способствующей возрождению художественных промыслов (Е.И.Абакумова… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНО — ПРИКЛАДНО ГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. История развития народно-прикладного творчества и художественных промыслов
    • 1. 2. Традиции в обучении школьников народно-прикладному творчеству
    • 1. 3. Развитие творческой активности школьников для возрождения художественных промыслов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ ЛОЗОПЛЕТЕНИЯ)
    • 2. 1. Отбор содержания обучения школьников народно-прикладному творчеству
    • 2. 2. Формы и методы развития народно-прикладного творчества школьников
    • 2. 3. Учебно-методическое пособие и программа «Художественное плетение изделий из лозы»
    • 2. 4. Содержание и результаты экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов: На примере лозоплетения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика исследования.

Актуальность исследования. В своём историческом и культурном развитии человечество всегда опиралось на опыт народно-прикладного творчества и художественных промыслов прошлых поколений.

Народно-прикладное творчество — источник народных художественных промыслов, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры. В соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 года № 7-ФЗхудожественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию изделий утилитарного и декоративного назначения, осуществляемая на основе освоения и преемственного развития традиций определенной местности в процессе творческого ручного или механизированного труда.

Творчество рассматривается как деятельность, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека.

Возрождение художественных промыслов неразрывно связано с развитием у подрастающего поколения народно-прикладного творчества, основанного на творческой активности. Развитие народно-прикладного творчества сопровождается положительными эмоциями и осознанием цели деятельности.

Наше исследование по развитию народно-прикладного творчества учащихся основной школы осуществлялось на примере изготовления изделий из лозы: хлебницы, фруктовницы, панно и т. д.

Лозоплетение является древнейшим видом народно-прикладного творчества. Многочисленные исследования доказывают, что плетение изделий из лозы возникло раньше других видов промыслов (ткачества, керамики, гончарного ремесла и др.). В старинных манускриптах отмечается, что в.

Египте, на Дальнем Востоке, в Древнем Риме использовались изделия из прутьев ивы. Плетеные изделия найдены в гробнице Тутанхамона.

Из истории развития народных промыслов в Древней Руси известно, что изготовление изделий из лозы возникло в районах рек и озер, где, с одной стороны, было много природного материала, а с другой стороны, была велика потребность в плетеных изделиях (предметы домашнего обихода, рыболовные снасти, ловушки для зверей и птиц и др.). Лозоплетением занимались семьямивзрослые и дети.

В средние XIX века Европа была законодателем мод по плетению изделий из лозы. Поэтому такие меценаты, как С. Т. Морозов, С. И. Мамонтов и другие финансировали обучение мастеров лозоплетения за границей. И. В. Цингер, А. И. Березовский, М. А. Махаев и другие мастера-плетельщики открывали в разных местах России свои школы, в' которых обучали детей старше 12 лет плетению изделий из лозы.

Предметом активного научного познания в этот период становится сохранение преемственности традиций мастерства от отца к сыну, от мастера к ученику и развитие этой преемственности, как основы культуры.

Многовековые традиции народных умельцев, а также опыт народной педагогики свидетельствует о влиянии лозоплетения на воспитание активных, самостоятельных, способных к творческой деятельности учащихся, понимающих и сохраняющих культуру своего народа. Именно овладение подрастающим поколением основами народно-прикладного творчества способствует развитию народных промыслов. Поэтому необходимо приобщение школьников к возрождению забытых народных промыслов, которые являются национальной культурой нашего народа.

Проблема приобщения школьников к народному творчеству довольно активно разрабатывается. М. Н. Скаткин предложил методику изучения темы «Местные промыслы» при работе с детьми в деревенской школе. В ряде исследований отмечается влияние обучения школьников основам народноприкладного творчества на развитие их творческой активности, способствующей возрождению художественных промыслов (Е.И.Абакумова, Г. И. Гумерова, Т. А. Крючкова, В. Ф. Максимович, Е. А. Филиппова и др.). Отдельные исследования раскрывают значение использования художественного плетения изделий из лозы в трудовом воспитании и профориентации школьников (И.В.Алексеева, В.А.Барадулин). Но достаточного освещения возможностей обучения детей лозоплетению для развития их творческой активности и возрождения художественных промыслов они не дают.

Включению учащихся в практическую творческую деятельность посвящены работы П. Н. Андрианова, А. В. Бычкова, И. П. Волкова, В. А. Горского, В. М. Казакевича, В. Д. Путилина и других ученых.

Ориентация учащихся на творческие профессии рассматривается в работах П. Р. Атутова, А. К. Бешенкова, В. Ф. Максимович, Л. Н. Михеевой, В. А. Полякова, И. А. Сасовой, В. Д. Симоненко, С. Н. Чистяковой и др.

Содержание и методы обучения школьников народно-прикладным видам труда представлены в работах Е. И. Абакумовой, С. Э. Маркуцкой, Н. К. Невзоровой и др.

Исследования по развитию личности учащихся на народно — трудовых традициях обобщены в работах Т. Я. Шпикаловой, Н. М. Конышевой и др.

Анализ литературных источников свидетельствует, что практически все авторы указывают на необходимость дальнейшей разработки процесса развития народно-прикладного творчества подрастающего поколения как условия возрождения местных художественных промыслов и сохранения национальных традиций. В известных нам работах отмечается, что проблема развития народно-прикладного творчества' учащихся относится в числу мало разработанных. Это приводит к возникновению противоречий между:

— необходимостью возрождения художественных промыслов в России и непроработанностью данной проблемы в педагогической науке и практике;

— значительным исторически сложившимся опытом формирования народно-прикладного творчества подрастающего поколения и недостаточностью методических разработок его развития в современных образовательных учреждениях.

Указанные противоречия не могут быть разрешены в рамках только педагогической практики. Они требуют научных исследований. На сегодня особую актуальность приобретают работы, связанные с развитием народно-прикладного творчества подрастающего поколения, заинтересованного и подготовленного к возрождению художественных промыслов.

Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возровдения художественных промыслов». (На примере лозоплетения).

Выбор возрастных границ обучения обоснован физическими и психологическими особенностями учащихся 5−9 классов, способных создавать изделия из лозы.

Цель исследования: разработать методические основы развития народно-прикладного творчества учащихся основной школы, как одного из факторов возрождения художественных промыслов (на примере’лозоплетения).

Объект исследования: развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы.

Предмет исследования: содержание, формы и методы развития народно-прикладного творчества учащихся 5−9 классов в рамках образовательной области «Технология» (на примере изготовления изделий из лозы).

Гипотеза исследования. Развитие народно-прикладного творчества учащихся 5−9 классов, способствующее возрождению художественных промыслов, будет успешным, если:

— обоснована с учетом исторического опыта необходимость развития творческой активности и народно-прикладного творчества подрастающего поколения и доказана их значимость для возрождения художественных промыслов;

— выявлены и обоснованы критерии отбора содержания обучения народному промыслу для развития народно-прикладного творчества учащихся;

— определены формы и методы развития народно-прикладного творчества школьников;

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены основные задачи исследования:

1. Проанализировать исторический опыт развития народно-прикладного творчества и творческой активности учащихся и доказать их значимость для возрождения художественных промыслов.

2. Выявить и обосновать критерии отбора содержания обучения учащихся 5−9 классов для развития народно-прикладного творчества.

3. Определить формы развития народно-прикладного творчества школьников, сочетающие индивидуальную и групповую деятельность с участием членов семьи, народных умельцев, организаторов народных промыслов.

4. Обосновать и использовать методы, ориентированные на переход от репродуктивной к творчески активной деятельности школьников с учетом их возрастных и физических возможностей участия в народно-прикладном творчестве.

5. Разработать учебно-методический комплект, включающий программу, рекомендации для учителей, материалы для оценки уровней развития народно-прикладного творчества школьников и участия их в экономической деятельности, характерной для художественных промыслов в условиях рыночной экономики.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения о природе и сущности человеческой деятельностиее целесообразном и творческом характерео роли народного творчества в воспитании личности школьниковнаучные исследования по психолого-педагогическим аспектам развития творческой активности учащихсянаучно-теоретические основы обучения народно-прикладному творчеству и художественным промысламтруды историков, этнографов, искусствоведов о народных традициях по лозоплетению.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: аналитические (изучение и анализ научной, методической и технической литературыизучение народного прикладного творчествалозоплетения) — диагностические (анкетирование, беседы, выявление умений, знаний и навыков изготовления художественных изделий народного прикладного творчества) — формирующие (составление модуля программы по «Технологии» с учетом специфики местных народноприкладных видов труда, * способствующих организации творческой деятельности учащихся) — статистические (обработка материалов исследования).

Этапы исследования.

Первый этап (1995;1997г.г.) посвящен изучению теоретических и научно-методических работ по проблеме исследования, выявлению противоречий между потребностями общества в формировании творчески активной личности и состоянием проблемы в образовании, определению современных подходов к преподаванию основ лозоплетения, анализу учебных программ, изучению передового опыта, разработке плана и методики исследования.

На этом этапе были определены тема, цель, предмет, основные задачи и рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (1997;2000г.г.) — опытно-эксперименгальный — направлен на проведение констатирующего эксперимента, разработку авторской программы, выявление и апробацию комплекса педагогических технологий по изучению народного прикладного творчества — лозоплетения как средства развития творческой активности и народно-прикладного творчества учащихся, обоснование методической организации формирующего эксперимента.

Третий этап (2000;2005г.г.) — обобщающий — посвящен анализу результатов экспериментальной работы и ее оформлению, формулированию выводов, совершенствованию и публикации программы и методики организации работ по лозоплетению, внедрению результатов исследования в практику работы образовательных учреждений.

Экспериментальной базой были: Варежская основная общеобразовательная школа, Тумботинская средняя школа № 1, Ново-Щербиненская основная общеобразовательная школа (Павловский район, Нижегородская область), школа-интернат г. Павлово.

Внедрение программы «Художественное плетение изделий из лозы» осуществлялось: МУК г. Первомайска, Сосновской средней школой № 1.р.п. Сосновское, Тепляевской средней школой Дальне-Константиновского района Нижегородской обл., интернатом неслышащих детей г. Нижний Новгород, школой мастеров № 173, г. Зеленогорска Красноярского края, школой искусств г. Талдома Московской области, Нижегородским институтом развития образования, Нижегородским государственным педагогическим университетом, Московским педагогическим университетом, Брянским педагогическим университетом.

Научная новизна исследования.

— обобщен и проанализирован исторический опыт развития творческой активности подрастающего поколения как фактора возрождения художественных промыслов, выявлены традиции, способствующие развитию народно-прикладного творчества учащихся (преемственность традиций мастерства от родителей к детям, от мастера к ученику и развитие этой преемственности как основы формирования творческой активности учащихся);

— определены критерии отбора содержания обучения школьников в образовательной области «Технология» как одного из направлений развития народно-прикладного творчества, отражающего специфику художественного промысла (возможность удовлетворения интересов учащихся в создании художественных изделий из лозы утилитарного или декоративного назначениядоступность усвоения знаний и умений по лозоплетению для учащихся 5−9 классовотражение национальных и региональных особенностей лозоплетениясоответствие материально-технической базы выполнению работ по обработке сырья из различных пород ивы и изготовлению качественных изделий из лозывозможность реализации изделий из лозы, изготовленных учащимися);

— обоснованы содержание (отбор объектов труда с учетом возрастных и физических возможностей школьников, разработка содержания творческих заданий и др.), формы (урокфакультативные занятия, экскурсии на предприятия художественных промыслов и в музеи, викторины, конкурсы мастерства, встречи с народными умельцами и предпринимателями, занимающимися изготовлением и реализацией продукции художественных промыслов, совместная работа членов семьи и школьников, ярмарки художественно-прикладных изделий и др.) и методы (проектов, исследовательский, стимулирования и мотивации творчества, контроля и самоконтроля деятельности и качества изготовленных изделий из лозы), развивающие народно-прикладное творчество школьников при изготовлении утилитарных и декоративных изделий из лозы.

Теоретическая значимость исследования:

Обоснована необходимость развития народно^прикладного творчества школьников и доказана её значимость для возрождения художественных промыслов (овладение предшествующим опытом, накопление, закрепление и совершенствование способов воплощения идей в материальную формуразработка творческих проектов создания изделий утилитарного и декоративного назначения, реализуемых на ярмаркахсовместная деятельность народных умельцев, членов семьи школьников, предпринимателей, организаторов народных промыслов в создании оригинальных продуктов труда).

Практическая значимость результатов исследования:

Результаты исследования могут быть использованы в учебных учреждениях, осуществляющих работу по развитию народно-прикладного творчества учащихся и подготовки их к возрождению художественных промыслов.

Разработан учебно-методический комплект, включающий: программу «Художественнее плетение изделий из лозы» как модуль к курсу «Технология" — рекомендации для учителя по методике развития творческих способностей учащихся разных возрастов, подготовке их к труду в художественных промыслахсредства контроля за развитием народно-прикладного творчества школьников.

Обоснован отбор и систематизация объектов художественно-прикладных работ и изделий народных промыслов, развивающих творческие способности учащихся основной школы.

Показана возможность совместной работы детей и их родителей, позволяющая формировать трудолюбие, ответственность, творческую активность и способствующая созданию продукции, имеющей потребительную стоимость.

Предложены варианты включения школьников в деятельность, характерную для художественных промыслов в условиях рыночной экономики (определение себестоимости изделий, их цены, конкурентоспособности на рынке и т. п.).

На защиту выносятся следующие положения:

1.Развитие народно-прикладного творчества школьников осуществляется на основе освоения опыта исторических традиций художественных промыслов определенной местности и предусматривает использование инновационных форм и методов, обеспечивающих переход от простой передачи сложившихся ценностей народных промыслов к развитию творческой индивидуальности детей.

2. Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы, способствующее возрождению художественных промыслов, представляет собой сложный процесс, содержащий:

• Обоснование критериев отбора и использования содержания, форм и методов обучения, соответствующих художественным промыслам, местным традициям и возможностям детей, национальным и региональным особенностямориентированных на переход от репродуктивной к творческой деятельности учащихся по развитию народно-прикладного творчества.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования, применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, сочетанием качественного и количественного анализа, длительным характером экспериментальной работы, динамикой уровня развития народно-прикладного творчества учащихся экспериментальных классов, воспроизводимостью результатов, сопоставлением результатов с массовым педагогическим экспериментом.

Апробация работы Основные положения диссертации и результаты исследования докладывались, обсуждались и одобрены на: VII Международной конференции «Преподавание технологии в школе», Москва, 28−30 октября 2001 годаМеждународной конференции «Тенденции развития технологического образования», Нижний Новгород, 10−13 июля 2002 годаМеждународной конференции «Человек в мире современной техники и технологии», Москва-Н. Новгород, 15−18 октября 2003 годаНаучно-практической конференции учителей технологии «Инновации в технологическом образовании школьников», Н.-Новгород, 2002 год.

Основные результаты работы были представлены и одобрены при чтении лекций и проведении практических занятий в Нижегородском государственном педагогическом университете, Брянском педагогическом университете, Московском педагогическом университете, Нижегородском институте развития образования. Результаты экспериментальной работы получили высокую оценку на семинарах для учителей, Всероссийских ярмарках народно-прикладного творчества.

Внедрение результатов исследования проводилось в Варежской общеобразовательной школе, Тумботинской средней школе № 1 (коррекционные классы), в Ново-Щербиненской общеобразовательной школе (Павловский район, Нижегородская область), в школе-интернате г. Павлово, в МУК г. Первомайска, в Сосновской средней школе № 1.п. Сосновское, в Тепляевской средней школе Дальне-Константиновского района Нижегородской обл., в интернате неслышащих детей г. Нижний Новгород, в школе мастеров № 173 г. Зеленогорска Красноярского края, в школе искусств г. Талдома.

Московской области, в Нижегородском институте развития образования, в Нижегородском, Московском, Брянском педагогических университетах.

Выводы по второй главе.

Проведенное исследование по развитию народно-прикладного творчества учащихся 5−9 классов позволило нам:

1. Определить критерии отбора содержания обучения школьников, способствующие возрождению художественных промыслов. При отборе содержания обучения были использованы как общедидактические принципы (культуросообразность, наглядность, доступность, научность и др.), так и специфические (этнокультурные, эстетические, политические, экономические, профориентационные и др.). Учитывались требования Государственного образовательного стандарта образовательной области «Технология». Построение содержания соотносилось со ступенями среднего общего образования с учётом дифференциации видов труда и индивидуализации обучения лозоплетению. Разработанное содержание отражало национальные и региональные особенности жизненной среды учащихся и современной уровень знаний о народных традициях.

Предлагаемое содержание обучения характеризуется следующими основными преимуществами:

— изготовление изделий из лозы является традиционным народным промыслом многих народов России и мира;

— для организации такого учебного процесса достаточно элементарной, имеющейся материально-технической базы школьных мастерских;

— решаема проблема обеспечения сырьём;

— возможен широкий творческий простор в подборе объектов труда;

— творческий, развивающий, воспитывающий, политехнический характер;

— лозоплетение является хорошим методом трудовой терапии, снимающей стрессы, удовлетворяющей потребности человека к художественно-эстетическому созидательному труду;

— возможность реализации (продажи) изготовленных изделий.

Выделены и обоснованы критерии отбора содержания обучения.

2. Разработать учебно-методическое пособие и программу «Художественное плетение изделий из лозы» как блока по курсу «Технология».

Основная цель учебно-методического пособия и программыформирование знаний, умений и навыков в области лозоплетения, воспитание творчески думающей личности, способной возродить народные промыслы. Программа содержит базовый компонент (организация труда учащихся, планирование работ, технику работы с лозой, технологию изготовления изделий, определение их качества, проведение маркетинговых исследований по выявлению потенциальных потребностей изделий и др.) и вариативный компонент (ознакомление школьников с местными художественными промыслами, природными ресурсами, общими технологическими процессами изготовления изделий из природных материалов и др.).

3. Выявить формы и методы обучения, предусматривающие сочетание индивидуальной и групповой деятельности школьников с участием членов их семьи, народных умельцев, организаторов художественных промыслов в данной местности. Они обеспечивали: формирование технико-технологических знаний и практических умений, необходимых при выполнении прикладных художественных видов работ (плетению изделий из лозы) — знакомство с историей художественных промыслов Россииразвитие творческого художественного мышленияформирование национального самосознания и воспитание трудолюбия на основе народных традиций.

Основными формами обучения были: уроки, факультативные занятия, экскурсии на предприятия художественных промыслов и в музеи, встречи с народными умельцами, деловые игры, викторины, ярмарки, конкурсы.

Основными методами обучения были: организация и осуществление учебно-познавательной деятельностистимулирование и мотивации творчестваконтроль и самоконтроль деятельностикомпьютерная поддержкаметод проектов. Все они предусматривали организацию творческих народно-прикладных видов труда.

Использованные формы и методы создавали ситуацию успеха за счёт: презентации результатов трудадемонстрации лучших изделий, выполненных школьникамианализ результатов продажи изделий на ярмаркахучастие в конференциях, деловых играх и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования, позволившие подтвердить основные положения выдвинутой гипотезы и решить поставленные задачи.

Установлено, что лозоплетение является древнейшим видом ремесленной деятельности, возникшее раньше, чем ткачество, гончарное дело и др. Самые древние плетёные изделия найдены археологами в Египте и на Древнем Востоке. Показано развитие лозоплетения в Италии, Франции, Германии, Англии, Польше, Венгрии, Болгарии и в других странах.

Проанализированы исторически сложившиеся местные традиции художественных промыслов в России. Раскрыта роль развития лозоплетения как специфического вида народно-прикладного творчества, обеспечивающего потребности общества.

Теоретический анализ трудов педагогов-мыслителей России XIX в. и психолого-педагогических исследований в более поздний период развития образования позволил установить, что обучение учащихся основам народно-прикладных видов труда было всегда в системе трудового, нравственного, эстетического образования и воспитания.

Выявлены традиции в обучении подрастающего поколения народно-прикладным видам деятельности (использование исторических и местных особенностей, сохранение традиций и принципов работы местных мастеров, развитие интереса к труду мастеров, творческая направленность обучения, эстетические начала в обучении, единство учебного познания и жизнедеятельности школьников, сочетание индивидуального и коллективного труда). Проведён опрос, подтвердивший интерес школьников и их родителей к историческим традициям местного народно-прикладного творчества.

Установлено, что сегодня художественные промыслы (в частности лозоплетение) переживают глубокий кризис: прерваны связи поколенийнарушены традиции городской и сельской жизнизакрылись некогда процветающие предприятия, выпускающие изделия народно-прикладного творчествауменьшается число мастеров, владеющих лозоплетениемнизкий уровень подготовки учителей к обучению школьников народно-прикладным видам труда.

Определено, что главными задачами учителя при обучении основам народно-прикладного творчества являются: обеспечение становления и развития творческой личности школьниковформирование желания у них I трудиться с использованием местных традицийоказание помощи в приобретении знаний и умений при изучении народно-прикладных видов трудаобучение школьников использованию проектной деятельности в возрождении народных промыслов.

Рассмотрены научные педагогические и психологические подходы к проблеме развития творческой активности школьников. Источником развития I активности личности служат противоречия между новыми потребностями, стремлениями, запросами и уровнем средств их удовлетворения. Установлено, что развитие творческой активности предусматривает наличие двух составляющих: потребности и мотива.

Выявлены возможности народно-прикладных видов труда и художественных промыслов в развитии творческой активности школьников (удовлетворение художественных и эстетических потребностей, основанных на гармонии и красотеиндивидуальный подход в обучении школьников, развивающий способности и потребности личностиреализация интересов учащихсядостижение высших положительных эмоций, связанных с процессом и результатом деятельности).

Представлено структурирование народно-прикладного творчества: связь с этническим и социально-бытовым укладамидеятельность народных мастеров, сохранивших индивидуальный опытстихийный народный художественный промысел, дополняющийся и развивающийся коллективнодеятельность мастеров в мастерских художественных промыслов.

В результате комплексной диагностики отношения учащихся 5−9 классов и учителей технологии к народно-прикладному творчеству и возрождению художественных промыслов выявлена необходимость разработки методических основ творческой деятельности школьников при изучении художественного промысла — лозоплетения, а также разработке содержания, форм и методов обучения учащихся 5−9 классов народно-прикладным видам труда, типичным для данной местности.

I Разработано учебно-методическое пособие и программа обучения школьников «Художественному плетению изделий из лозы». В его основу положен дифференцированный подход (в зависимости от возрастного уровня и способностей учащихся) к выбору учебного материала (объектов, природных материалов, средств и орудий труда) и поэтапного развития творческой деятельности школьников. Работа с природным материалом (лозой) I рассматривается как содержательная основа методики. Определены базовый и вариативный компоненты содержания.

Определено содержание обучения учащихся 5−9 классов основам народно-прикладного творчества, как фактора возрождения художественных промыслов, отражающего национальные и региональные особенности жизненной среды школьников. Разработанное содержание обучения характеризуется следующими основными преимуществами: изготовление изделий из лозы является традиционным художественным промыслом многих народов России и мирадля организации такого учебного процесса достаточно элементарной материально-технической базы школьных мастерскихрешаема проблема обеспечения сырьёмширокий творческий простор в подборе объектов трудатворческий, политехнический характер трудахороший метод трудовой терапии, снимающий стрессы, удовлетворяющий потребности человека в художественно-эстетическом созидательном трудепоявляется возможность реализации (продажи) изготовленных изделий.

Разработаны критерии и проведён отбор объектов труда по лозоплетению с учётом возрастных особенностей учащихся и межпредметных связей. Предусмотрено ознакомление школьников с определением себестоимости изготовленных изделий и их возможной цены при сбыте продукции.

Выявлены эффективные формы (уроки, учебные экскурсии на предприятия народных промыслов, посещение музеев, выставок, ярмарок, производительный труд во внеурочное время, кружковая работа, работа учащихся с членами их семей, встречи с мастерами лозоплетения, участие в конкурсах и выставках и др.) и методы, сочетающие словесные и практические приёмы (определение потребностей людей в изделиях народно-прикладного творчества — проблемно-поисковый метод, частично-поисковый метод, метод проектов, коллективное исследование проблемы, разбор конкретных ситуаций, метод компьютерной поддержки и др.) обучения школьников народно-прикладным видам труда.

Определены возможности приобщения детей с ограниченными возможностями к овладению народно-прикладными видами труда (лозоплетением). Экспериментальная работа позволила спланировать и реализовать содержание профильной подготовки детей с учётом коррекционно-реабилитирующей работы. Установлено, что плетение изделий из лозы помогает детям обрести моральное осознание своей нужности, получить некоторую материальную независимость.

Установлено, что совместная работа школьников и членов их семей позволяет решить ряд социальных проблем (взаимоотношения детей и родителей, приобщение членов семьи к работе школы, устранения частичной безработицы в сельской местности, осознание особенностей рыночных отношений, пополнение материального достатка семьи и др.).

Доказано, что включение в технологическое обучение школьников компонентов, связанных с народно-прикладными видами труда оказывает эффективное воздействие на раскрытие творческого потенциала личности, активизацию предметно-преобразующей деятельности, формирование таких значимых качеств личности как самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к труду и окружающей действительности, бережное отношение к духовным и культурным ценностям общества и художественными промыслами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.И. Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народно-художественных промыслов: Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук.- М. 1998. — 172с.
  2. И.В. Развитие творческой активности студентов на занятиях художественным плетением: Диссертация на соискание учёной степени канд.пед.наук.- Ростов., 1996.- 161с.
  3. Г. С., Верткин И. М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. 4.1 и П, Кишинев, 1990. 310с.
  4. П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис. .доктора пед.наук. М., 1985.-31с.
  5. Г. И. Разведение ивы на прут. М., 1970. 20с.
  6. А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986. -158с.
  7. Э. Использование традиционных народных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. -Чарджоу, 1993. -17 с.
  8. П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды: В 2 т./ Под ред. д.п.н., проф.Г. Н. Никольской. М., 2001.-389с.
  9. П.Р. Политехнический аспект межпредметных связей общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1977. — С. 91−95.
  10. Ю.Атутов П. Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986.-175 с.
  11. П.Р. и др. Связь трудового обучения с основами наук. -М.: Просвещение, 1983. -128 с.
  12. П.Р., Бабкин Н. Н. Концепция системы политехнической подготовки // Системы политехнической подготовки школьников: Рекомендации и материалы для проведения исследований. М., 1989. -С.З-15.
  13. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. -128 с.
  14. М.Атутов П. Р., Поляков В. А. Трудовое обучение, воспитание, перспективы и условия перехода ко всеобщему профессиональному образованию молодежи // Советская педагогика. -1987. № 12. — С. 98−105.
  15. П.Р., Поляков В. А. Формировать у молодежи трудовой образ жизни // Советская педагогика. -1989. № 3. — С. 3−10.
  16. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1982.-189 с.
  18. К.А. Содержание и методы обучения учащихся 5−7 классов художественной обработке материалов на уроках труда(на примере художественных ремесел Казахстана): Автореф. дис. канд.пед. наук. -М., 1995.-18 с.
  19. А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1995.-190с.
  20. В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М.: Просвещение, 1979. — 112с.
  21. В.А., Сидоренко В. Т. Подсобные художественные промыслы России.-М., 1983. 1 11с.
  22. В.А., Танкус О. В. Основы художественного ремесла: Т.2-М.: Просвещение, 1978.-254с.
  23. Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли). М.: Высшая школа. -1986.- 319 с.
  24. Е.А. Содержание, формы и методы реализации национально-регионального компонента в трудовой подготовке младших школьников. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М.:РАО, 2004. — 17с.
  25. А.А. Художественное плетение из ивового прута. М., 1985.-64с.
  26. А.К. Дидактические основы трудового обучения учащихся 1−7 классов (технический труд): Дис. .д-ра пед. наук в форме науч. докл. — М., 1990.-42с.
  27. А.К. Трудовое обучение в школьных мастерских. Из опыта работы в 5−7 классах. М.: Учпедгиз, 1963. 188с.
  28. Биология. Программа 6−9 кл. М.: Просвещение, 1996 г. 25с. В. С. Кугменко.
  29. И.Я. Русское народное искусство. М.: Искусство, 1971. -201с.
  30. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975.
  31. А.В. Обучение учащихся IX X классов городских школ художественно-прикладным видам труда // Школа и производство. -1982. № 8.
  32. А.В. Примерное тематическое планирование занятий по художественно-прикладным видам труда в IX классе // Школа и производство. 1982. № 9.
  33. К.К. Корзиночное производство и культура корзиночной ивы. -Спб., 1992.- 155с.
  34. Е.И. Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М.:РАО, 2003.- 18с.
  35. И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 136с.
  36. Вопросы психологии творчества. /Под ред. Страхова И. В. М.:-1982.-81с.
  37. Воспитание трудовой активности подростка на занятиях в школьных мастерских в книге «Содержание трудового воспитания школьников» под ред. Журкиной А. Я., Зарецкой И. И. М., Педагогика, 1989. С.3−4. Соавторы Вишневский В. П. и др.
  38. Выборы методов обучения в средней школе/ Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.:Педагогика, 1981.-176с.
  39. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя.-3-е изд.-М.:Просвещение, 1991. —93с.
  40. JI.C. Психология искусства. М., 1986.-572с.
  41. География. Программа 6−9кл., Москва «Дрофа», 1999. В. И. Сиротин.
  42. В.А. Становление и социальное самоопределение личности в системе дополнительного образования/В.А.Горский // Преподаватель. -2001. -№ 5.-с.38−41.
  43. Е.С. Природа художественного творчества.-М., 1986. -249с.
  44. В.А. Сохранение традиций народных художественных промыслов.// Школа и производство. 1976. — № 1. — с.55−57.
  45. Г. С. Диссертация на соискание учёной степени К.П. Н. Методические основы введения элементов национальной культуры в трудовом обучении учащихся. М., 1999. — 158с.
  46. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1./ Под ред. П. Р. Атутова. Москва: ИОСО РАО, 1997. — 203с.
  47. Х.М. Возрождение народных промыслов и ремёсел. М.: 1997. -47с.
  48. Домашние ремёсла: Сборник./Сост. Е. Н. Семашко. -М., 1993. -256с.
  49. Е., Рачков П. Плетение из лозы и лыка. 2-е изд. М., 1994.-208с.
  50. В.М. 32 урока плетения из лозы. М., 1993. — 200с.
  51. В.М., Логинов В. В. Плетение из ивового прута.- М., 1990. -180с.
  52. Е.С. У вяземских корзиночников. М., 1929. — 42с.
  53. В.М. и др. Основы методики трудового обучения/ Под ред. В. А. Полякова.-М.: Просвещение, 1988. 192с.
  54. С.А. Плетёные изделия. М., 1992. — 207с.
  55. Э.Э. Ива, её значение, разведение и употребление. 6-е изд. перераб.-Л., 1926.- 152с.
  56. В.Н. Плетение из ивового прута. М., 1994. — 352с.
  57. А.Н. Плетение. К., 1989. — 54с.
  58. Н.М. Секреты мастеров: (Ремёсла древ, и соврем.): Учеб. по трудовому обучению для учащихся 4кл. четырёхлет. нач.шк./Н.М.Конышева. 3-е изд. — М.: Ассоц. XXI век: Моск.учеб., 2000.- 128с.
  59. С. В. Плетение из лозы и болотных растений. Ижевск.: Алфавит, 1995.- 144с.
  60. Н.В. Теория и практика использования ручного труда в педагогических целях в русской школе 19−20 вв. М., 1997.-34 с.
  61. Г. И. Как обучать технологии:(0 методах обучения и проверки знаний) // Шк. и пр-во. 1998. — № 6. — с.53−57.
  62. Т.А. Народные традиции Урала, как фактор трудового воспитания младших школьников. Диссертация на соискание учёной степени К.П. Н. Курган, 1996. — 168с.
  63. В.В. Среда влияет, природа определяет. // Нар. образование. -1998.-№ 7−8.-с.190−192.
  64. B.C. Содержание образования. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989.-360с.
  65. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд.-М., 1981.-584с.
  66. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, -1983.- 128с.
  67. А.В. и др. Силуэты: политические портреты. -М.: Политиздат, 1991. 463с.
  68. А.С. Избр. пед.соч. В 2-х т. М., 1977.
  69. Ю.В. Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5−7лет (На материале детского декоративно-прикладного творчества): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1969.- 17с.
  70. З.Н. Народное творчество в эстетическом и трудовом воспитании детей// Школа и производство. 1992. — № 2 — с.50−52.
  71. В.Ф. Народные художественные промыслы: Науч.-метод. пособие для преподавателей и студентов высш. и сред. учеб. заведений культуры и искусства. М.: Флинта. 1999. — 61с.
  72. Н. Плетение корзины из Звенигородского уезда (Х1Х-ХХвв.)// Декоративное искусства СССР.-1977.-№ 7−46−47с.
  73. А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.- 192с.
  74. С.Э. Методические основы обучения учащихся 5−7 классов прикладным художественным работам в образовательной области «Технология» Автореф. Дис., канд.пед.наук. М., 1998.
  75. С.Э. Обучение учащихся 5−7 классов прикладным художественным работам// Трудовая подготовка и профессиональное самоопределение школьников. Сборник научных сообщений молодых учёных.-М.: «Прометей», 1995.-с. 15−18.
  76. Материалы V международной конференции «Проблемы формирования технологической культуры и социально-трудовая адаптация школьников». -М.: 1999.
  77. Материалы VII международной конференции «Преподавания технологии в школе». М.: 2001.
  78. Материалы I международной конференции «Тенденции развития технологического образования». — Н. Новгород, 2002.- 170с.
  79. Материалы научно-практической конференции учителей технологии. Н. Новгород НГПУ., 2002. 190с.
  80. Ф.Н. Выделка изделий из ивы и камыша. СПб., 19Ю.-70с.
  81. . Плетение. (Пер. с англ.). М., 1981. — 64с.
  82. JI.H. Русский народный праздник. (Обряды, обычаи, промыслы). Книга для внеклассного чтения, 1−4 класс. М.: Дрофа, 2006 г. — 160с.
  83. JI.H. В мире народных промыслов (спецкурс для студентов Гос. академии славянской культуры). М.: ГАСК, 2006 г. — 140с.
  84. Народные художественные промыслы: Материалы и документы. М., 1967.-27с.
  85. Народные художественные промыслы: Советское декоративное искусство. Материалы и документы. — 1917−1932. -М.: Искусство, 1986. -с.7−8.
  86. Народный мастер и некоторые вопросы его творчества. В сб.: А. С. Данченко. Проблемы народного искусства. С.94−101.
  87. В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии.// Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С.13−26.
  88. Н.К. Дизайн как основное условие эстетического воспитания и художественного образования в школе/ Н.К.Невзорова// Учебно-воспитательный процесс в сельской малокомплектной школе. Бийск, 1998. — с.32−35.
  89. Н.К. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по художественно-прикладным видам работ в процессе трудового обучения в 4−6 классах: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1985.-16с.
  90. М.А. Современное народное искусство. Л., 1980. 175с.
  91. М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983. 115с.
  92. Ф.М. Плетёные изделия.- М., 1982.- 162с.
  93. A.M. Как работать над диссертацией (Пособие для начинающего педагога-исследователя). 4-е изд. — М.: Издательство «Эгвес», 2003.-104с.
  94. С. И. Словарь русского языка: 70 000слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой.-21-е изд., перераб. и доп. М.: Рус.яз., 1989. -924с.
  95. Н.С. Народные традиции и современные проблемы воспиткания. Советская педагогика.-1989.-№ 7.-с. 106−107
  96. Основы производства. Выбор профессии. Проб. учеб. пособие для учащихся 7−8кл. сред. шк. В 2 ч. 42. выбор профессии/ Е. А. Климов, С.Н. Чистякова- Под общ. Ред. П. Р. Артутова, В. А. Полякова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 64 с.
  97. Основы художественного ремесла./Под ред.В. А. Барадулина: Ч.2.-М., 1987.-271с.
  98. М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. (под ред. Сасовой И.А.). Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003. 296с.
  99. Плакидин В. И «Лозоплетение в сельской школе»./ Школа и производство 1998. — № 2. -С.51−52.
  100. В. И. и С. Н. Авторская программа «Художественное плетение изделий из лозы» // Школа и производство. 2000, — № 6. С.9−12.
  101. В.И. Организация и содержание обучения школьников народным промыслам: Методическое пособие для учителя по курсу «Технология"/ Под ред. И. А. Сасовой.-Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003.-186с.
  102. Поляков В.А./отв.ред./, Величкин В. Е., Калюга С. У. и др. Трудовая подготовка учащихся: проблемы и перспективы. М.: АПН СССР, 1989. -79с.
  103. О.С. Народные художественные промыслы. М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984. — 324с.
  104. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5−11 классов. М.: Просвещение, 1992.- 161с.
  105. В.Д. Тенденции развития инновационных процессов в системе непрерывного образования стран СНГ и Ближнего Зарубежья/ В.Д.Путилин// Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего зарубежья. М., 1993. — с.45−70.
  106. Р.Н. Народные художественные промыслы школа.//Школа и производство.-1976.-№ 1 .-с.49−54.
  107. Развитие содержания общего среднего образования: М.: ИОСО РАО, 1997.-c.65.
  108. Развитие творческой активности школьников. Под ред. Матюшкина A.M.-М.: Педагогика, 1991.- 155с.
  109. Развитие художественных интересов сельских школьников./Под ред. Е. В. Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина.-М.: 1979.-128с.
  110. Ром Н. К. Кустарные ремёсла. / По Н. К. Рому изд. 2-е испр. и доп. под ред. инж.-техн. А. А. Пресса. СПб., 1896. — 34с.
  111. Романели Паола. Плетение из прутьев. ООО «Мир книги» М.: 2002.-80с.
  112. Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя.-М.: 1984.-142с.
  113. .А. Ремесло Древней Руси. М. — 1948. — 792с.
  114. А.Б. Самое близкое искусство. -М.: Просвещение, 1968. С.56−57.
  115. И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки/ И.А.Сасова- Рос.акад.образования, Ассоц. «Проф.образование». М.:АПО, 1996. — 64с.
  116. И.А. Технология: 5−8кл.: программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. М.: Вентана — Граф, 2005. — 92с.
  117. В. Д. Основы предпринимательства: Учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. Брянск: Издательство БГПУ, 1999.- 190с.
  118. М.Н. Материалы и рекомендации для проведения научно-исследовательской работы. М., 1970.
  119. М.Н. О школе будущего. Серия «Педагогика и психология» М.: «Знание», 1974.
  120. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд.-М.: Педагогика, 1984.-96с.
  121. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980.- 144с.
  122. М.Н. С.Т. Шацкий о всестороннем развитии детей. М., 1977.-64с.
  123. Д.М. Изучение народно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей. Диссертация КПН. М.: 1990.- 178с.
  124. В.Г. Изучение искусства родного края как проблема и как средство эстетического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1977. -26с.
  125. А.Ф. Изготовление плетёных изделий. 2-е изд., перераб. и доп.-К., 1995.-288с.
  126. О. Материал-лоза.// Декоративное искусство СССР.-1985.-№ 10.-18−20с.
  127. Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983.- 120с.
  128. Л.Я. Традиционное и самодеятельное.// Декоративное искусство СССР. 1976. — № 4. — с.38−40.
  129. В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. М.: Педагогика. -1990. 206с.
  130. В.М. Плетёные изделия. М.: 1978.- 67с.
  131. В.В. Педагогические условия формирования творческой личности учащегося технического лицея. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996.- 181с.
  132. Технология 5−9 кл. О. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. «Просвещение» Трудовое обучение. Москва, 2000. 182с.
  133. Ф. Ф. Плетение ивового прута и бересты. М.: Нива России, 1995.- 192с.
  134. Трудовое обучение в школе. В. А. Кальней. «Сельский дом и семья» 5−9, Москва «Просвещение», 2001.
  135. П.И., Королёв Н. С. Народные художественные промыслы. -М. Высшая школа.: 1992.- 159с.
  136. К.Д. Избранные произведения в 2-х томах. М.: Просвещение. 1983. — 303с.
  137. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании». -4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2001. -53 с.
  138. Е.А. Художественно-прикладное творчество учащихся как средство подготовки их к труду: Диссертация на соискание учёной степени канд.пед.наук. -М., 1999.- 162с.
  139. А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.- 175с.
  140. А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Автореф.дис.. докт. пед.н.-М.: 1983.-32с.
  141. Д.А. Методические основы обучения учащихся технологии художественной обработке материалов в сельской школе. Дис. Канд.пед.наук. М. 1995. — 174с.
  142. К.Ю. Педагогический ручной труд как средство художественного воспитания. М., 1986. — 92с.
  143. А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М., 1962. -40с.
  144. Н.Г. Избранные сочинения. М.: Худож. лит., 1989. -527с.
  145. Г. А. Производство плетёных изделий. М., 1961.-52с.
  146. В.И. производство плетёных корзин, мебели и игрушек. -М., 1948.-56с.
  147. С.Н. Подготовка сельских школьников к профессиональному выбору в условиях социальных перемен: Метод. пособие/ С. Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев- Рос.акад.образования, Ин-т педагогики соц.работы.- М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. 64с.
  148. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208с.
  149. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-хт./Под ред.Н. П. Кузина и др. -М.: Педагогика, 1980, т. 1. -304с.- т.2. -414с.
  150. JI.B. Дети и народное творчество. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.- 128с.
  151. Н.Н. Белорусские художественные промыслы: изделия из соломки и лозы.-Мн., 1985.- 160с.
  152. Т.Я. Значение народного декоративно-прикладного искусства в теории и практике эстетического воспитания школьников// Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников. -М.: АПН РСФСР, 1981.- с.42−60.
  153. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного искусства: Пособие для учителей.- М., 1979.- 192с.
  154. Т.Я. Народное творчество в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательнойшколе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути её реализации: Автореф. дисс.. докт. пед. н.-32с.
  155. Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства. Дис. канд.пед.наук. М.- 1965. -151с.
  156. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -46с.
Заполнить форму текущей работой