Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности коррекции нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование состояния звукослоговой структуры слова у детей с ЗПР с использованием специфических и лингвистических материалов показало, что у дошкольников с ЗПР действительно имеется как общее, так и особенное в восприятии и воспроизведении звукослоговой структуры слова. Так, в частности, сравнительный анализ ошибок восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей с ЗПР… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Историко-теоретические основы проблемы восприятия, воспроизведения и коррекции звукослоговой структуры слова у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием
    • 1. 1. Восприятие и воспроизведение звукослоговой структуры слова в норме
    • 1. 2. Особенности восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слова при ОНР
    • 1. 3. Особенности речевого развития детей с ЗПР
    • 1. 4. Особенности восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей с ЗПР
    • 1. 5. Литературные данные о специфике коррекции звукослоговой структуры слова у детей с ЗПР
  • Глава II. Исследование особенностей восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития (констатирующий эксперимент)
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Теоретическое обоснование исследования особенностей восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слова
    • 2. 3. Методика исследования звукослоговой структуры слова

    Глава III. Сравнительная характеристика восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слова детьми с нормальным речевым развитием, моторной алалией и ЗПР (результаты констатирующего эксперимента).

    Глава IV. Направления работы по коррекции звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития.

    4.1. Организация и содержание логопедической работы по коррекции звукослоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР.

    4.2. Результаты обучающего эксперимента.

Особенности коррекции нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Интерес специалистов к задержке психического развития (ЗПР) вызван широкой распространённостью данной категории детей, разнообразием проявлений задержанного психического развития и различными подходами к диагностике данного нарушения.

Проблема обучения и воспитания детей с ЗПР освещалась в исследованиях многих авторов (Т.А. Власовой, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, М. Г. Рейдибойма, У. В. Ульенковой, Н. А. Цыпиной, С. Г. Шевченко и других). В своих работах они указывали на сложность и разнообразие картины дефекта у данной категории детей. Большая часть данных исследований касается детей школьного возраста, поскольку зачастую именно в процессе школьного обучения у них обнаруживается недостаточная сформированность как высших психических функций, так и речевой системы в целом. Однако такие авторы как Н. Ю. Борякова, Р. И. Лалаева, И. Ф. Марковская, У. В. Ульенкова и др. отмечают неспособность детей с ЗПР (без специального обучения) усвоить даже программу детского сада.

Дети с ЗПР отстают в развитии как импрессивной, так и экспрессивной речи. У них оказывается нарушенным восприятие тонких оттенков речи, речевых звуков, зачастую они не различают смысл отдельных слов. Кроме того, многие авторы (Н.Ю.Борякова, Р. И. Лалаева, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.) отмечают у детей с ЗПР нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточную сформированность грамматического строя речи, наличие ошибочных грамматических стереотипов, аграмматизмов, снижение речевой активности. Это, в свою очередь, приводит к нарушению формирования языкового анализа и синтеза, а, следовательно, и к нарушениям письменной речи, что затрудняет в последующем усвоение родного языка.

Проблему нарушения и коррекции звукослоговой структуры слова большинство авторов исследуют у детей с моторной алалией (Г.В.Гуровец,.

Л.Б.Есечко, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, О. Н. Усанова и др.). У детей с ЗПР также оказывается нарушенной звукослоговая структура слова, что препятствует усвоению словарного запаса и грамматического строя речи. Однако сведений о целенаправленном исследовании нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР в настоящее время недостаточно.

Нарушение звукослоговой структуры слова, затрудняющее овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью, достаточно стойкое и преодолевается с трудом. В силу того, что звукослоговая структура речи формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием всё более полного овладения ребёнком структурой родного языка, недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям в его коррекции в школе. Эффективность же коррекционно-развивающего процесса зависит, прежде всего, от своевременного его. начала.

Из вышесказанного следует, что вопрос усвоения звукослоговой структуры слова у детей с ЗПР является чрезвычайно значимым и актуальным. В силу этого мы считаем крайне необходимым проведение сравнительного изучения нарушения звукослоговой структуры слов среди дошкольников с ЗПР, моторной алалией и нормально развивающихся сверстников, а также разработку методики коррекционного воздействия с учётом выявленных нарушений и особенностей данной группы детей.

Объект исследования — состояние звукослоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР сравнительно с детьми с моторной алалией и нормально развивающимися сверстниками.

Предмет исследования — нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР.

Проблема исследования — особенности коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР с учетом знаний о данной речевой патологии.

Цель исследования: разработка оптимальных методов и средств коррекции нарушений звукослоговой структуры слова в дошкольных образовательных учреждениях для детей с ЗПР.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ теоретических подходов к решению проблемы нарушения звукослоговой структуры слова у детей с ЗПР и методах их коррекции (по данным литературы).

2. Провести сравнительный анализ состояния звукослоговой структуры слов у дошкольников с ЗПР, моторной алалией и нормальным речевым развитием для выявления у них общих и специфических закономерностей нарушения.

3. Модифицировать имеющиеся методики коррекции нарушения звукослоговой структуры слова на основе использования лингвистического подхода в подборе методического материала.

Гипотеза исследования: учитывая разнообразие речевых расстройств у детей с задержкой психического развития, можно предположить, что успешное преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у данной категории дошкольников возможно, если:

— определены специфические особенности данных нарушений;

— создана и используется модифицированная методика коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, основанная на подборе не только логопедического, но и лингвистического материала.

Научная новизна и теоретическая значимость работы будет заключаться в следующем:

— в целенаправленном обобщении и систематизации исследований ведущих специалистов в области коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР сравнительно с подобными нарушениями у детей с моторной алалией и без речевой патологии;

— в получении дополнительных данных о характере затруднений при воспроизведении слов различной звукослоговой структуры у детей с ЗПР;

— в экспериментальной проверке модифицированной методики коррекци-онно-логопедической работы по преодолению нарушения звукослоговой структуры слова у детей с ЗПР на основе выявленных нами специфических особенностей данного речевого нарушения.

Практическая значимость исследования состоит:

— в подборе методического материала, позволяющего наиболее точно определить наличие нарушений звукослоговой структуры слова,.

— в разработке критериев оценки данного нарушения;

— в выявлении характера и степени выраженности этих нарушений,.

— в разработке наиболее эффективных приемов коррекционной работы с детьми с ЗПР в зависимости от полученных в исследовании данных.

Результаты исследования могут быть использованы в работе логопедов дошкольных образовательных учрежденийв учебном процессе педагогических колледжей и вузов, в лекционных курсах при переподготовке и повышении квалификации педагогических кадровв дальнейшей исследовательской работе по изучению нарушений речи (и звукослоговой структуры слова в частности) у детей с ЗПР.

Методы исследования:

В процессе исследования нами используются следующие методы (по классификации Б.Г.Ананьева):

1. Организационные: комплексный, сравнительный.

2. Эмпирические: изучение и анализ специальных литературных источниковбеседа с детьмиизучение медико-педагогической документацииконстатирующий экспериментформирующий эксперимент, направленный на развитие восприятия и воспроизведения слов различной звукослоговой структурысравнение результатов повторного констатирующего эксперимента контрольных и экспериментальных групп.

3. Интерпретационные: метод логического анализа.

4. Математико-статистический (проверка гипотез о равенстве средних, проверка гипотез о равенстве дисперсии с использованием критерия Стьюден-та).

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается правильно избранной методологией исследования, использованием научно-методических разработок специальной педагогики и психологии, достаточным комплексом современных методов исследования и методов обработки результатов, их соответствием предмету, цели и задачам работы, значительной выборкой исследуемых детей, получением значимых результатов и личным участием автора на всех этапах исследования. Логопедическая работа осуществлялась с опорой на дидактические и специфические принципы и, прежде всего, принцип развития.

Положения, выносимые на защиту:

1. Содержание методики исследования речи у дошкольников с задержкой психического развития и других групп дошкольников с целью объективного выявления у них нарушений звукослоговой структуры слова требует подбора и использования как логопедического, так и лингвистического материала.

2.Симптоматика нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР имеет как специфические, так и общие проявления с данными нарушениями у других групп дошкольников (с моторной алалией, без речевой патологии).

3.Организация целенаправленной логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР с учётом их психолого-педагогических особенностей и проявлений данного нарушения позволяет значительно улучшить результативность совершенствования их речи в целом.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 323 отечественных и 27 зарубежных работ, и приложения, содержащего материалы.

Заключение

.

Изучение специальной литературы показало, что недостаточно исследованным является состояние звукослоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР и особенности коррекции данного нарушения. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что у 90% детей с ЗПР наблюдаются нарушения звукослоговой структуры слова, коррекция которых, как показала наша работа, не всегда оказывается достаточно эффективной. Эти факты послужили основанием для разработки методики исследования состояния звукослоговой структуры слова и коррекции ее нарушения у детей с ЗПР с учетом выявленных в ходе констатирующего эксперимента характерных особенностей данного нарушения.

Анализ полученных в ходе экспериментального обучения данных позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности предложенной модифицированной методики коррекции нарушений звукослоговой структуры слова. Обучающий эксперимент позволил расширить количество и качество методических рекомендаций по организации и содержанию коррекционно-педагогической работы, направленной на преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у детей с ЗПР.

Таким образом, можно отметить следующее:

1. Исследование состояния звукослоговой структуры слова у детей с ЗПР с использованием специфических и лингвистических материалов показало, что у дошкольников с ЗПР действительно имеется как общее, так и особенное в восприятии и воспроизведении звукослоговой структуры слова. Так, в частности, сравнительный анализ ошибок восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей с ЗПР, моторной алалией и нормально говорящими сверстниками показал, что особенности нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР в большей степени характеризуются трудностями усвоения стечений согласных, воспроизведения нужного числа слогов, а также ошибками замен звуков, вызванных различными видами ассимиляций (преимущественно полной регрессивной ассимиляцией), и замен слогов.

Большая часть ошибок приходится на слова со стечением согласных.

Наибольшее число ошибок восприятия и воспроизведения слов различной звукослоговой наполняемости у детей с ЗПР относится к существительным и глаголам, причем, слова малознакомые и обладающие минимальной языковой избыточностью приобретают другое значение.

Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные позволяют условно разделить детей с ЗПР на две группы в зависимости от степени сформированности звукослоговой структуры слова. Так, большая часть детей с ЗПР, имеющих нарушения звукослоговой структуры слова, стремится сохранить слоговой контур слова, пренебрегая при этом звуковой наполняемостью слова. Дети же другой, менее многочисленной группы, идут по так называемому «звуковому направлению».

В результате анализа индивидуальных показателей воспроизведения слов различной звукослоговой структуры была выявлена неоднородность и вариативность нарушений. В связи с этим, в ходе коррекции звукослоговой структуры слова учитывались индивидуальные трудности, с которыми сталкивался каждый ребенок в отдельности.

2. Эффективность коррекционно-развивающего обучения достигается при условии, что оно носит системный характер и осуществляется дифференцированно с учетом характерных специфических нарушений звукослоговой структуры слова.

3. Обучающий эксперимент показал, что существенные результаты у детей с ЗПР достигнуты при воспроизведении всех типов звукослоговых структур (от однодо пятисложных со стечениями согласных и без), причем численность различных видов ошибок значительно снизилась и приблизилась к норме.

Количественные различия численности ошибок у детей контрольной и экспериментальной групп оказались статистически значимыми. Таким образом, экспериментальное исследование подтвердило эффективность предлагаемой методики коррекции звукослоговой структуры слова и правомерность выдвинутых нами на защиту положений.

Задачи исследования решены, а цель его достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.В., Хорга Д. С. Сбалансированные списки слов для речевой аудио-метрии // Труды Лен. НИИ по болезням уха, горла, носа и речи.- Л., 1974.- С. 24−30.
  2. О.П. Учет фактора дополнительной слоговости при обучении русской фонетике // Слух и речь в норме и патологии.- Л., 1982. С. 28- 30.
  3. З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей. СПб., 2001.
  4. Актуальные проблемы диагностики ЗПР / Под. ред. К. С. Лебединской.-М., Педагогика, 1982.
  5. А. Детская речь // Русский филологический вестник.- Варшава, 1983. С. 86−221.
  6. Г. Е., Соколова М. Л. Речетональная диссоциация в процессе слухоречевой реабилитации // Слух и речь в норме и патологии.- Л., 1982.-С. 34−38.
  7. Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания / Под ред. Е. Ф. Тарасова. М., 1985.
  8. Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. -М, 1989.
  9. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с тяжелыми формами недоразвития речи. Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1973.
  10. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников. М., 1969.11 .Белова-Давид Р. А. Клиническая характеристика детей с нарушенным звуко-произношением // Специальная школа. М., 1967.
  11. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М., 1977.
  12. В.И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики // Дефектология.-1977.-№З.С. 3−10.
  13. В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.
  14. В.И. Программа овладения детьми произношением звуков речи // Вопросы психологии. 1979 — № 4. С. 66- 79.
  15. В.И. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология. -1984.-№>3. С. 24−32.
  16. В.И. Роль слухового анализатора в процессе усвоения звуковой стороны речи // Вопросы психологии. М., 1977.-№ 2. С. 105−117.
  17. В.И. Функциональная асимметрия мозга в процессе овладения детьми звуковым (фонемным) строем языка // Дефектология. 1986.-№ 1. С.11- 18.
  18. В.И., Салахова А. Д. Лепет слышащего ребенка // Вопросы психологии. 1973.- № 2. С. 105- 117.
  19. В.М. Автоматическая сегментация слитной речи// Всесоюзная акустическая конференция. М., 1977.
  20. В.М., Светозарова Н. Д. Слоговая фонетика и три фонетики Л.В. Щербы //Теория языка. Методы его исследования и преподавания. Л., 1981. С. 36−40.
  21. Г. А. О соотношении сенсорного и моторного аспектов при овладении звуковой стороной языка // Слух и речь в норме и патологии. Л., 1982. С. 20- 28.
  22. В. Детская речь // Русский филологический вестник. -Варшава, т. XVI. 1886. — № 3. С. 73−101.
  23. Богданов-Березовский М. В. Не говорящие и плохо говорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении. СПб., 1909.
  24. Г. М. Хореическая и ямбическая форма слова как фонетическоесредство в противопоставлении существительных и глаголов в детской речи //Проблемы детской речи -1999. СПб., 1999. — с. 29−30.
  25. В.А. Лекции по общему языковедению. 2-е изд. — Казань, 1915.
  26. Л.В. Акустические характеристики речи // Слух и речь в норме и патологии. Л., 1974, вып.1. С. 9- 25.
  27. Л.В. Звуковая организация высказывания и фонетическая структура слога // Слух и речь в норме и патологии Л., 1982. Вып. 4. С. 3−9.
  28. Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.
  29. Л.В. Слоговая структура речи и дифференциальные признаки фонем. Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Л., 1968.
  30. Л.В. Структура слога и характеристика фонем //Вопросы языкознания. -1967. -№ 1. С. 34−47.
  31. Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. Л., 1981.
  32. Л.В., Вербицкая Л. А., Зиндер Л. Р. Различаемые звуковые единицы русской речи // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков / Под ред. Г. В. Гершуни. М.-Л., 1966. С. 165−179.
  33. Л.В., Вербицкая Л. А., Зиндер Л. Р. и др. Фонетика спонтанной речи. Л., 1988.
  34. Л.В., Зиндер Л. Р., Штерн А. С. Некоторые статистические характеристики русской речи // Слух и речь в норме и патологии. Л., 1977. С. З- 16.
  35. Л.В., Куколыцикова Л. С., Павлова Л. П. и др. О восприятии слогов различных типов //Анализ речевых сигналов человеком. Проблема физиологической акустики. М.-Л., 1971.- Т. 7.
  36. Л.В., Павлова Л. П. О фонетических критериях при определении места слоговой границы // Русский язык за рубежом. -1967.- № 4.- С. 11−20.
  37. P.M. Особенности овладения звуковым составом слова тугоухими детьми // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Учпедгиз, 1953. С. 3−33.
  38. Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6−7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку //Дефектология. 1982. — № 5.
  39. Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. Учебно-методическое пособие для дефекто-логов. Москва, «Гном-Пресс», 1999.
  40. Е.А. Звуки и интонации русской речи. М., 1969.
  41. Буланин J1.A. Фонетика современного русского языка. М., 1970.
  42. Г. А. Опоры для саморегуляции умственной деятельности детьми с ЗПР //Дефектология. 1985. — № 4. — с.3−10.
  43. А. Психическое развитие ребёнка. М., 1967.
  44. Вербицкая J1.A. Звуковые единицы русской речи и их соотношение с оттенками и фонемами. Автореф. дис.. к-та филолог, наук. Л., 1965.
  45. Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой системы речи // Вопросы психологии. 1967.-№ 1, — С. 65−73.
  46. Е.Н. Некоторые системные механизмы артикуляторного прогнозирования в процессе русской речи // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1977.
  47. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.-М.: Просвещение, 1987.
  48. Е.Н., Касевич В. Б. Слоги и фонемы в речевой и речемыслитель-ной деятельности // Физиология человека. Т. 3.- 1977.- № 1.- С. 62−71.
  49. Е.Н., Лепская Н. И., Богомазов Г. М. Бессознательный и сознательный этапы в усвоении звуковой структуры слова (на материале русского языка) // Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 9.-М., 1980. С. 18−29.
  50. Е.Н., Лепская Н. И., Богомазов Г. М. Правила слогоделения и слоговые модели на материале детской речи // Проблемы теоретической и экспериментальной лингвистики. Сборник статей. М., 1977. С. 5−21.
  51. Е.Н., Лепская Н. И., Мурыгина З. М. Нарушения закономерностей коартикуляции при одной из форм экстапирамидной дизартрии //Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. -Л., 1989. С.86−93.
  52. Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР // Дефектология.- 1975.- № 6.- С. 8- 17.
  53. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
  54. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М., 1967.
  55. Вопросы обучения и воспитания детей с ЗПР. Горький, 1977.
  56. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта /Под ред. М. М. Кузьминской. М., 1974.
  57. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
  58. Вопросы ранней диагностики психических заболеваний (Клиника, патогенез и лечение легких форм интеллектуальной недостаточности). Вып. 3. М., 1978.
  59. В.К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М., 1985. С. 80−88.
  60. В.В. Дифференцированный подход при обучении правописанию учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1972.
  61. В.В. Особенности обучения письму учащихся вспомогательной школы //Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1972.
  62. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  63. JI.C. Мышление и речь. М., 1956.
  64. JI.C. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  65. П.Я., Кабыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974.
  66. П.Я. К учению об интериоризации //Вопросы психологии. 1966. -№ 6. С. 25−33.
  67. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. Изд-во Моск. У нив., 1985.
  68. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  69. А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. M.-JL, 1948.
  70. А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. С.-П., 1995.
  71. А.Н. Усвоение ребенком родного языка (опыт изучения по наблюдениям над одним ребенком) /Под ред. А. Н. Рыбникова. М., 1927.
  72. Н.И. Зависимость устойчивости согласных в спонтанной речи от их окружения и позиции в слове //Слух и речь в норме и патологии. JL, 1984. Вып. 5. С. 10−14.
  73. М.Г. Из опыта логопедической работы с детьми, имеющими недостатки произношения // Учебно-воспитательная работа в специальных школах.- 1958 -№ 5. -С. 115- 125.
  74. Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983.
  75. . Статистика и обработка данных //Что такое психология, в 2 -х т., т.2, -М., 1999, с.277−312.
  76. А.Э., Гоер Г. (Дерягина) Первый период языковой деятельности ребенка//Детская речь / Под ред. А. Н. Рыбникова. М., 1927. С. 9−12.
  77. Л.И., Бармин В. В. О синдроме минимальной мозговой дисфункции (обзор) //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1975. Т.75, № 10. С. 1572−1578.
  78. Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР. Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996.
  79. Д.М. Соотношение сукцессивности и симультанности в процессах восприятия и памяти. Автореф. дис.. док. псих. наук. Л., 1971.
  80. .М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов //Нарушения речи и голоса у детей.- М., 1975.- С. 71−80.
  81. Г. В., Маевская С. И. Генез, клиника и основные направления работы при моторной алалии // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой. М., 1985. С. 13−20.
  82. Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., МГПИ, 1968.
  83. Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральными параличами. Л., 1977.
  84. Ю.Г. Клинико-психологическое обследование детей с так называемой ЗПР //Дефектология. XXIII Герценовские чтения. Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1967. С. 24−29.
  85. Н.С. Изучение языкового развития ребенка русской речи.- М.-Л., 1935.
  86. Дети с временными ЗПР / Под ред.Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М., 1971.
  87. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой,
  88. B.И.Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.
  89. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М. С. Певзнер. М., 1966.
  90. Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред.
  91. C.Н.Цейтлин. Л.: ЛГПИ, 1987.
  92. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера,
  93. B.В. Холмовской, М., 1978.
  94. С.А., Пермякова В. А., Насонова В. И. Методы научно-психологических исследований в дефектологии. Иркутск, 1983.
  95. С.А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с ЗПР. //Дефектология. — М. 1977. № 2. С. 1219.
  96. Э.Я., Ястребова А. В. Коррекция общего недоразвития речи у учащихся 1 классов общеобразовательной школы // Дефектология. -1987. -№ 3. С. 47−54.
  97. Н.И. Принципы сегментации речевого потока. М.-Л., 1962.
  98. М. Многомерное шкалирование. М., 1988.
  99. Т.В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР // Дефектология. 1972. -№ 4. С. 16−23.
  100. Л.Б. Формирование правильного слогового состава в произношении детей с ОНР в приготовительном классе // Дефектология.- 1974.- № 3.-С. 32−38.
  101. Л.Б. Опыт формирования слоговой структуры слова у детей с недоразвитие речи // Методы коррекции звуковой стороны речи у детей.- Киев, 1979. С.22−52.
  102. JI.H. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981.
  103. Г. И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции //Дефектология. 1972. -№ 4. С.29−35.
  104. Г. И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с ЗПР в специальной школе //Дефектология. 1981. — № 2. — с.3−8.
  105. Л.Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонетического восприятия у детей дошкольного возраста //Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963.
  106. Н.И. Восприятие ударения в словах русского языка //Известия АПН РСФСР, вып.54, 1954. С. 7- 82.
  107. Н.И. Интеллект, язык и речь //Нарушение речи у дошкольников. -М., 1972. с. 9−31.
  108. Н.И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика. 1954.-№ 6. С. 79−95.
  109. Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
  110. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
  111. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.
  112. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
  113. Р. Психическое развитие ребёнка и влияние среды //Вопросы психологии. 1967. — № 2. — с. 111 -134.
  114. А.В. Развитие мышления //Психология детей дошкольного возраста. -М., 1964. С. 183−246.
  115. М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962.
  116. И.А. К вопросу о восприятии речи. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1961.
  117. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения //Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.
  118. Jl.Р. Общая фонетика. М., Прогресс, 1985.
  119. Л .Р. Русские артикуляционные таблицы // Труды ВКАС.- Л., 1951.
  120. Л.В., Штерн А. С. Принципы отбора тестового материала//Слух и речь в норме и патологии. Л., 1982. Вып. 4. С. 9−15.
  121. Л.В. Фонетическая структура слова в потоке речи. Казань, 1962.
  122. Л.В. Фонетические единицы русской речи. Автореф. дис.. докт.филол.наук. М., 1970.
  123. Л.В., Фролова И. Г., Ленина Е. В. и др. Исследование длительности безударных гласных в зависимости от фразовых условий //Семантические и фонологические проблемы прикладной лингвистики. -М., 1968.
  124. В.И., Калмыкова З. И., Орлова A.M. Об учащихся с замедленным темпом развития //Советская педагогика. 1968. — № 10. — С. 58−69.
  125. А.А. Слуховые вызванные потенциалы на индеферентные и значимые стимулы у детей раннего возраста // Журнал высшей нервной деятельности. -1983 .- Т. ЗЗ, — № 4. С. 632- 638.
  126. С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжёлыми нарушениями произношения. Л., 1984.
  127. Е.С. Временная ЗПР и комплектование школ // Дефектология. XXIII Герценовские чтения. Л., 1970. С. 56−60.
  128. А.Г. О работе логопеда при сенсорной алалии // Вопросы патологии речи. Харьков, 1959.- С. 109−136.
  129. З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития //Дефектология. 1978. — № 3. — с.3−8.
  130. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
  131. С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., 1967.
  132. В.Б. Элементы общей лингвистики. М.: Наука, 1977.
  133. В.Б. Слог в общем и дальневосточном языкознании // Теория языка. Методы его исследования и преподавания. JL, 1981. — С. 141−146.
  134. .П. Об отставании развития речи ребенка //Вопросы дошкольного воспитания. 1913, вып.2. — с. 12−18.
  135. .П. Опыт изучения слоговой элизии в детском языке //Русский филологический вестник / Под ред. Е. Ф. Карского. Варшава, 1913, т.1 XIX, № 1. С. 85−96.
  136. Ю.А. О членении на слова предложений, лишенных лексической информации // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. -М.-Л., 1966.-С. 193−205.
  137. В.В., Кириченко Е. И. К вопросу о динамике речевых и психических нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1979. Вып. 10. С. 1386−1392.
  138. В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.
  139. В.А. Анализ концепций механизма экспрессивной алалии // Изучение аномальных школьников. Л., 1981.
  140. В.А., Демьянов Ю. Г. О речевых нарушениях у детей с ЗПР // Дефектология. XXIII Герценовские чтения. Л., 1967. С.65−67.
  141. В.А. Что такое «алецкет»? К проблеме соотношения нормы и патологии речи //Новости оториноларингологии и логопатопатологии (приложение № 1 1999г.). Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. С-Пб., 1999. — С. 22−24.
  142. В.А. Экспрессивная алалия. Л., 1985.
  143. Е.Г., Никашина B.C. Особенности фонетических нарушений при различных видах речевых расстройств и некоторые методические приемы по их преодолению // Нарушение речи у дошкольников. М., 1969.
  144. А.Н. Клинико-лингвистическая характеристика недоразвития речи у детей // Проблемы патологии речи: Тез. Всесоюзн. симпозиума. М., 1989. С. 104−106.
  145. И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1980.
  146. B.C., Портенко Н. И. и др. Справочник по теории вероятностей и математической статистике. М., 1985.
  147. Т.В. Особенности детей-дошкольников, страдающих сенсорной алалией // Расстройства речи и голоса в детском возрасте / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1973. С.75−83.
  148. Ю.И. Речевые ошибки и процессы речеобразования // Принципы и методы логопедической работы. Л., 1984. С. 23−29.
  149. Ю.И. Структура модели речевого процесса // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. Л., 1989. С. 316.
  150. Н.И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией.- М., 1977.
  151. Е.П. Развитие речевого слуха у глухих /Под ред. Т. А. Власовой. -М., 1983.
  152. Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе //Дефектология. 1981. -№ 6. — с.28−33.
  153. Л.В. Особенности логопедической работы в диагностико-подготовительных классах для детей, страдающих ЗПР //Актуальные проблемы логопедии. М., 1980.
  154. Р.И. Искажения звукослогового состава слова у умственно отсталых школьников // XXIX Герценовские чтения. Л., 1973. С.85- 86.
  155. Р.И. Нарушения речи у детей с ЗПР. СПб.: Образование, 1992.
  156. Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи.-Л.: ЛГПИ, 1990.
  157. Лангмейер Й, Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  158. В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  159. Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей // Специальная школа. -1959. -№ 4. С.86- 90.
  160. Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М.: Учпедгиз, 1951.
  161. Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с нарушениями речи // Вопросы детской и педагогической психологии на XXVIII Междун. конгрессе психологии. М., 1969. С. 242−243.
  162. Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. М., 1966.
  163. Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. -1975. -№ 2. С. 12−16.
  164. Р.Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
  165. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
  166. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
  167. Н.И. Некоторые вопросы изучения структуры слога // Исследования по речевой информации / Под ред. В. А. Звегинцева. М.: изд-во Московского ун-та, 1968, вып. 2. С.121- 131.
  168. Н.И. О «стержневой» и «периферийной» части слова. На материале детской речи // Детская речь как предмет лингвистического изучения / Под ред. С. Н. Цейтлин. Л.: ЛГПИ, 1987.- С.127−138.
  169. Е.А. Дифференцированный подход в логопедической работе по устранению дисграфии у учащихся с задержкой психического развития. Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1992.
  170. В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. — № 4. — С. 10−16.
  171. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. — № 6. — С. 15- 20.
  172. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
  173. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
  174. А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
  175. Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у у детей с задержкой психического развития. Автореф.дис.. канд.пед.наук. -М., 1977.
  176. Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития //Дефектология. 1977. — № 3. С. 1827.
  177. И.Н. Аудирование речевых сообщений в условиях «белого» шума. Автореф. дис.. канд. псих. наук. Л., 1965.
  178. Г. М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей второго и третьего года жизни //Вопросы психологии. — 1958. № 8.
  179. Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития у детей младшего школьного возраста. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1991.
  180. Е.В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР // Дефектология. 1990 -№ 6. — С. 10- 18.
  181. А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Специальная школа, вып. З (102). М., 1961. С. 83- 90.
  182. А.К. Недостатки произношения структуры слова у детей, страдающих алалией // Тезисы докладов 3-ей научной сессии по вопросам дефектологии. М., 1960. С. 13- 15.
  183. А.К. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией //Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школе детей с ТНР. М., 1964. С. 56−58.
  184. А.К. О работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Специальная школа. 1961, вып.4. С.46−53.
  185. А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1963.
  186. А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1961. С. 59−72.
  187. А.К. Соотношение между произношением отдельных звуков и усвоением слогового состава слова у детей, страдающих алалией // Материалы научной сессии по дефектологии. М., 1962. С. 31- 34.
  188. А.К. Соотношение между овладением слоговой структуры слова и лексико-грамматическим развитием детей, страдающих моторной алалией // Доклады АПН РСФСР. 1962. — № 1.
  189. И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза (клинико-психологическая корреляция). Автореф. дис.. канд.мед.наук. Л., 1982.
  190. И.Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития //Дефектология. 1977. — № 6. — с. 3−11.
  191. И.Ф., Лебединский В. В., Никольская О. С. Нейропсихологи-ческая характеристика детей с ЗПР //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1977. LXXVII, вып.12. С. 1858−1862.
  192. Р.И. К вопросу о психическом развитии детей с моторной алалией // Расстройства речи и голоса в детском возрасте / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1973. С. 65−74.
  193. Р.И. Основные расстройства речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972.
  194. Е.М. О расстройствах памяти у детей с нарушениями речи //Дефектология. 1972. — № 5. — С. 12−17.
  195. Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология.- 1981.- № 6.- С. 13−18.
  196. Е.М., Жукова Н. С., Белогурд Л. А. Катамнез детей с нарушениями речи, находившихся в логопедических детских садах // Дефектология. 1972. -№ 2. — С. 19−24.
  197. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с ДДП. М., 1985.
  198. М.И. Современный русский язык. Фонетика. Л., 1970.
  199. Методические рекомендации по диагностике и коррекции ЗПР (для членов МПК и работников специальных школ). Составитель К. С. Лебединская. -М., 1980.
  200. Дж. Психолингвистика: Пер. с англ. Н. Д. Зарубиной и Н. С. Ожеговой. //Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики). М., 1968. С. 245−262.
  201. С.С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме // Резидуальные нервно-психические расстройства у детей. Л., 1968.
  202. B.C. Детская психология. М., 1985.
  203. В.И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с ЗПР. Автореф. дисс.. канд. пси-хол. наук. М., 1979.
  204. В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с ЗПР //Дефектология. 1979. — № 2. -с.17−25.
  205. Недоразвитие и утрата речи. Алалии //Расстройства речи у детей и подростков /Под общей ред. проф. С. С. Ляпидевского. М., 1969. С. 156−176.
  206. Н.А. Педагогическое изучение детей с ЗПР // Дефектология. -1972. -№ 5. С.7−12.
  207. Обучение детей с ЗПР. Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Власовой.-М., 1981.
  208. Обучение и воспитание аномальных детей /Под ред. А. И. Дьячкова. М., 1965.
  209. О диагностике психического развития личности /Под. Ред. В.И. Лубов-ского, В. В. Давыдова и др. Таллин, 1974.
  210. В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте анартриков и моторных алаликов //Развитие мышления и речи у аномальных детей. Л., 1963. С. 271−294.
  211. В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Ученые зап. J1111И им. Герцена. Л., 1946. Т.53. С.44−52.
  212. В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии //Развитие мышления и речи у аномальных детей. Л., 1963. С. 241−269.
  213. В.К. Сравнительный психологический анализ нарушений речи при афазии и алалии. Автореф. дис.. канд. псих. наук. Л., 1960.
  214. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
  215. М.С. Клиническая характеристика детей С ЗПР //Дефектология.-1972,-№ 3. С. 3−9.
  216. Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. Психофизиологическое исследование. М., 1984.
  217. . Речь и мышление ребенка. М.-Л., 1932.
  218. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.:Высшая школа, 1973.
  219. В.Л. Особенности вербальной памяти учащихся IV классов школ для детей с задержкой психического развития //Дефектология. 1988. — № 4. -с. 3−10.
  220. Н.Б. Расчет и измерение разборчивости речи. М., 1962.
  221. В.П. Онтогенетическое развитие артикуляционных навыков // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л., 1987. С. 114 -119.
  222. Психические особенности слабоуспевающих школьников /Под ред. И.Ломшера. М.: Педагогика, 1984. Г
  223. Психолингвистика / Под ред. А. М. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984.
  224. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР (методические рекомендации). Минск, 1982.
  225. Г. Н. Особенности построения предложений в речи младших дошкольников с задержкой психического развития //Дефектология. 1987. -№ 6.
  226. Pay Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей // Дефектология.- 1975.- № 1.- С. 3−12.
  227. М.Г. Задержка психического развития //Дефектология. 1977. — № 2. — с.3−12.
  228. М.Г. Клинико-психологическая характеристика ЗПР. Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1977.
  229. М.Г. Материалы клинического изучения неуспевающих школьников //Дефектология. 1972.- № 3. — с. 15−21.
  230. Речевые тесты и их применение /Под ред. JI.B. Златоустовой.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1986.
  231. Речь. Артикуляция и восприятие / Под ред. В. А. Кожевникова. M.-JL: Наука, 1965.
  232. Т.М. Сопоставление ассоциативных реакций детей разных возрастных групп в условиях нормы и патологии // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин: КГУ, 1983.- С. 133 139.
  233. Розенгарт-Пупко Р. П. Речь и развитие восприятия в раннем детстве. -М., 1948.
  234. Розенгарт -Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  235. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологическойЭтеории //Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 219−234.
  236. А.Д. Первичное обследование речевого развития слабослышащего ребенка // Дефектология.- 1980.- № 4. С. 79- 86.
  237. А.Д. Развитие звуковой стороны речи детей. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972.
  238. Л.В. Введение в психолингвистику. Л.: ЛГУ, 1989.
  239. И.А. О развитии речи детей // Сборник научно-теоретических статей по вопросам общественной психологии, воспитании и нервно-психической гигиены. Киев, 1899, кн.2. С. 144−168.
  240. И.А. Характеристика речи детей с ЗПР //Дефектология. 1974. — № 3. С. 18−25.
  241. JI.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.
  242. Е.С. Исправление речи у детей. Минск, 1983.
  243. Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР //Дефектология. 1981. — № 1. — с. 68−74.
  244. Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии. Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1978.
  245. В.А. Особенности изучения детей с ЗПР //Начальная школа. -1974. № 4.
  246. А.А. Психология запоминания. М., 1948.
  247. И.А. Нарушения звукопроизношения и письма у детей с ЗПР // Изучение аномальных школьников. JL. 1981. С.125−128.
  248. Н.И. К вопросу об изучении темпа русской речи //Вопросы обучения русскому произношению. -М., 1978. С. 24−31.
  249. Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1981. — С.59−97.
  250. Е.Ф. Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. — Л., 1970.
  251. Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. Киев, 1981.
  252. В.М. Язык как системно-структурное образование. М.: Наука, 1977.
  253. X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности //Дефектология. 1972. -№ 3. — с. 21−29.
  254. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. М., 1980.
  255. Л.Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. -М.: Педагогика, 1976.
  256. Т.А. Особенности логического мышления у дошкольников с ЗПР //Дефектология. 1982. — № 4.
  257. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.З. -М., 1965.
  258. Л. Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США //Дефектология. 1975. — № 6. — с. 40−46.
  259. А.Ю. Методологические аспекты использования многомерного шкалирования в системных исследованиях //Системные исследования. Ежегодник. М., 1981.
  260. А.Ю. Многомерное шкалирование в обучении. Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М., 1965.
  261. Т.А. К проблеме нарушения слоговой структуры слов у детей с алалией и дизартрией //Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. Л., 1985. С. 31- 36.
  262. Т.А. О научно-теоретических предпосылках методического исследования звукослоговой структуры слова у детей с ДЦП // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. М., 1990.
  263. Т.А. О подходах к исследованию нарушений фонетической структуры слова у детей с моторной алалией и дизартрией // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987, с.25- 28.
  264. О.А. Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению //Патология речи (учёные записки) /Под ред. С. С. Ляпидевского. -М., 1971.
  265. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.
  266. Р.Д. Готовность учащихся с задержками психического развития к усвоению правил правописания безударных гласных в корне слова //Дефектология. 1975. — № 5, с.66−75.
  267. Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР //Дефектология. 1972. — № 5.
  268. Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с ЗПР в овладении грамматическим строем речи //Дефектология. 1987. — № 5, с. 12−15.
  269. Р.Д. Обучение русскому языку: Обучение письму //Обучение детей с ЗПР. М., 1981.
  270. Р.Д. Ориентировка детей с ЗПР в грамматическом материале //Дефектология. 1981. — № 2, с. 40−49.
  271. Р.Д. Учебно-воспитательная работа в школе для детей с ЗПР. -М., 1977.
  272. Г. А. Методы и приемы работы при ознакомлении со слоговым составом слова //Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991. с. 62−80.
  273. У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.
  274. У.В. Исследование влияния речевых реакций на двигательные у детей с церебростенией //Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М., АПН РСФСР, 1956. Т.2.
  275. У.В. К проблеме ранней компенсации ЗПР //Дефектология. -1980. -№ 1.
  276. У.В. Об особенностях саморегуляции в интеллектуальной деятельности шестилетних детей с ЗПР //Дефектология. — 1982. № 4. — с. 46−51.
  277. У.В. О некоторых особенностях вопросах теории индивидуального подхода к детям с ЗПР (учебное пособие). — Горький, 1980.
  278. У.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990.
  279. О.Н. Анализ персевераций в речи моторных алаликов //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1970. — № 1, 2. С. 188−190.
  280. О.Н. Из опыта логопедической работы по формированию фонетической системы речи у детей с моторной алалией // Дефектология. — 1970.- № 3. С. 59- 64.
  281. О.Н. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей с моторной алалией в дошкольном возрасте . Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1970.
  282. О.Н. Усвоение стечения согласных при моторной алалии // Дефектология. 1969. — № 4. С.32- 37.
  283. З.И., Рудая Г. Е. О влиянии некоторых лингвистических факторов на восприятие речи при тугоухости // Слух и речь в норме и патологии. -Вып.1. Л., — 1974.- С.48−55.
  284. Т.Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. — М., 1999.
  285. Т.Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993.
  286. Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Дисс.. доктора пед. наук в виде научного доклада. М., 2000.
  287. Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М., 1991.
  288. Т. Б. Чирикова Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). -М., 1993.
  289. М.Н. Интегральная деятельность мозга у детей в норме и патологии. -М., 1989.
  290. М.Е. К вопросу о развитии речи у неговорящих детей // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. Т.38. Л., 1940.
  291. Е.Д. К вопросу о роли речи в компенсации двигательных реакций //Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М., АПН РСФСР, 1956. Т.1.
  292. Т.П., Головина Е. Н. К патогенезу центральных механизмов нарушения речевых функций у детей с алалией //Невропатология и психиатрия. 1976. Т.76. Вып. 10.
  293. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М. 1982.
  294. Н.А. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.
  295. Н.А. Ошибки в чтении первоклассников с ЗПР //Дефектология. -1972. № 5.
  296. Н.А. Специальная подготовка детей с ЗПР к усвоению основ наук как важнейший принцип их обучения //Дефектология. 1981. — «2. — с. 49−53.
  297. Н.С. Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5−7 лет. М., 2001.
  298. Г. В. Обследование понимания речи. Обследование звуковой стороны речи //Методы обследования нарушений речи у детей. М., 1982.
  299. Т.Н. Формально-динамические особенности индивидуальности шестилетних детей //Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом развития. — Горький, 1988.
  300. Л.А., Жукова М. Г., Малинникова Т. Г. Имитация и восприятие длительности изолированных гласных // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков / Под ред. Г. В. Гершуни. М.-Л., 1966. с. 128−158.
  301. A.M., Лебединский В. В. К проблеме развития речи в онтогенезе // Проблемы психолингвистики. М.: Наука, 1975.- с. 112−124.
  302. Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве // Известия АПН РСФСР, вып. 13, 1948, — с. 126- 127.
  303. С.Г. Основные задачи и общая характеристика уроков «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» в школе для детей с ЗПР // Дефектология. 1981. — № 3. с. 62−70.
  304. С.Г. Особенности усвоения элементарных общих понятий детей с ЗПР //Дефектология. 1987. — с.№ 5.
  305. А.С. Артикуляторные таблицы (методическая разработка для развития навыка аудирования и тестирования слуховой функции). Л. 1984.
  306. А.С. Влияние лингвистических факторов на восприятие речи. Автореф. дис.. канд.филол. наук. Л., 1981.
  307. Л.В. Фонетика французского языка. М., 1953.
  308. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
  309. Экспериментальная психология /Под ред. С. С. Стивене, т.2. М., 1963.
  310. Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  311. Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
  312. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1974. — № 4. — с. 34−47.
  313. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1959.
  314. Р. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии//Избранные произведения. М., 1985.С. 105- 116.
  315. С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Л. 1988.
  316. Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с ЗПР//Дефектология. 1976. — № 3.
  317. Adams J. Clinical neuropsycology and. study of learnihg disoders. Pediatric Clinics of North America. — 1973. № 20.
  318. Barkley, R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: A Handbook For Diagnosis And Treatment. New York. 1990: Guilford Press. 747pp.
  319. Benda C. Die Oligophrenien // Psychiatrie der Kindersalter Gegenwart. Bd II. Berlin — Heidelberg. — 1960.
  320. Binet A., Simon T. The intelligence of feeble-minded. P., 1916.
  321. Berry M., Eisenson I. Speech Disorders Principlesand Practices of Therapy. N.Y. 1956.
  322. Bowlby J. Attachment and love. L., 1969. V. 1.
  323. Bramer, J.S. Succeeding In College With Attention Deficit Disorders. 1996. FL: Specialty Press. 189 pages.
  324. E. D., & Copps, S.C. Medications for Attention Deficit Disorders and Related Medical Problems: A Comprehensive Handbook. FL: Specialty Press. 1995. 406pp.
  325. Davis K. Extreme social isolation of a child //Amer. J. Sociol. 940. V.45. p. 544−565.
  326. DuPaul, G. J. & Stoner, G. ADHD in the Schools: Assessment and Intervention Strategies. 1994. New York: Guildford Press. 269pp.
  327. Goldstein, S. Managing Attention and Learning Disorders in Late Adolescence and Adulthood: A Guide for Practitioners. 1997. New York: John Wiley & Sons. Hardcover, 496pp.
  328. Jones, С. B. Sourcebook for Children with Attention Deficit Disorder: A Management Guide for Early Childhood Professionals and Parents. Published by COMMUNICATION SKILL BUILDERS (The Psychological Corporation). N.Y., 1997.
  329. Habrell W. A. Factor analysis of mechanical ability tests // Psychometric. -1940. N.5. P. 17−34.
  330. Halle M., Stevens K. Pronanciation and its mechanism // The journal of the acoustical society of America, (Feb, 1964), vol. 30, num.2, 26−31.
  331. Kirk S., Kirk W. Psycholinguistic learning disabilities: Diagnosis and remediation. Urbana, 1971.
  332. Levine, M. Educational Care: A System for Understanding and Helping Children with Learning Problems at Home and in School. L., Cambridge: Educators Publishing Service. 1994. 325pp.
  333. Liberman A.M. Some results of research on speech perception// The journal of the acoustical society of America, (Jan, 1957), vol. 29, num.1, 117−123.
  334. McCamey, S.B. The Attention Deficit Disorders Intervention Manual. Columbia, MO: Hawthorne Educational Services. 1989. 404pp.
  335. Miller F.T. Verbal mediation in the successive and simultaneous discrimination learning of children //J. Experim. Child Psychol. 1968. N.6. P. 510−521.
  336. Nadeau, K. A Comprehensive Guide To Attention Deficit Disorder In Adults. New York: Brunner/Mazel. 1995. 408 pgs.
  337. Paine R.S. Minimal chronic brain syndromes in children // Develop. Med. Child. Neurol., 1962 № 4.
  338. Pfiffner, L. J. All About ADHD: The Complete Practical Guide For Classroom Teachers. Jefferson City, MO: Scholastic Professional Books. 1996. 173 pp.
  339. Schilder P. Contributions to Developmental Neuropsychiatry. N.Y., 1964.
  340. Strauss A.A. Lehtinen L.E. Psychopathology and education of the brain-injured child. N.Y., 1947.
  341. Tarnopol M. Lerning disoders in children. Boston, 1971.
  342. Varrow L. Maternal deprivation: toward an empirical and conceptual re-evaluation // Psychol. Bull. 1961. № 58. P. 459−490.
  343. Vernon P.E. Development of current ideas about intelligence tests // Genetic and environmental factors in humanities. V.2. L., 1966.171
Заполнить форму текущей работой