Формирование психологической готовности у студентов физкультурного вуза к предстоящей профессиональной деятельности
Проблемная ситуация заключатся в следующем. Обучаясь в вузе студенты получают профессиональные знания, умения и навыки, но при выходе на практику они психологически не готовы к профессионально-педагогической деятельности. Поэтому важное значение в ориентации на полную реализацию личностью своих возможностей имеет такой феномен, как психологическая готовность к профессиональной деятельности, что… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы исследования психологической готовности к профессиональной деятельности
- 1. 1. Психологическая готовность к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема. g
- 1. 2. Структура психологической готовности к профессиональной деятельности
- 1. 3. Методические подходы к изучению психологической готовности к профессионально-педагогической деятельности
- 1. 4. Предпосылки и пути формирования психологической готовности к профессионально-педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза
- 1. 5. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту
- Заключение по главе
- Глава II. Задачи, методы и организация исследования
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Организация исследования
- Глава III. Содержание и сформированность психологической готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих преподавателей физической культуры
- 3. 1. Теоретическое обоснование содержания психологической готовности к профессионально-педагогической деятельности
- 3. 2. Исследование сформированности психологической готовности студентов физкультурного вуза к профессионально-педагогической деятельности
Формирование психологической готовности у студентов физкультурного вуза к предстоящей профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АКТУАЛЬНОСТЬ Социально-экономические и политические перемены, происходящие в последние годы, привели к изменению многих сторон жизни нашего общества. Сложилась ситуация негативного влияния психологических, эмоциональных и социальных проблем профессиональной деятельности на жизнедеятельность человека, в том числе и на его здоровье. Это в полной мере касается и специалистов физической культуры, призванных осуществлять реализацию концепции здорового образа жизни нашего общества.
В связи с этим, практика последних лет выявила значительные недостатки в подготовке специалистов физической культуры, недостаточную психологическую готовность выпускников физкультурных вузов к профессиональной деятельности. Несмотря на значимые инновации в сфере содержания и технологии образования, высшие физкультурные учебные заведения не обеспечивают должного уровня личностной и профессиональной готовности специалистов физической культуры к деятельности.
Причину такого положения следует искать как в недостаточном осознании проблемы в практике физического образования, так и в теоретической неразработанности содержания психологической готовности студентов.
Немногочисленные исследователи рассматривают понятие готовности к деятельности у студентов педагогических вузов (35, 42, 49, 81, 98, 142 и др.). В других работах предметом исследований выступают психологические аспекты содержания понятия готовности к профессиональной деятельности (50, 51 и др.). Даже при многофункциональном подходе к определению содержания понятия готовности к профессиональной деятельности исследователи (Л.М.Гура, 1994 и др.) ограничиваются простым перечислением характеристик готовности. Такое положение дел не даёт представления о психологической готовности как целостном феномене.
Психологическая готовность специалистов физической культуры должна формироваться в процессе их подготовки в вузе. Однако анализ работы физкультурных вузов показывает, что в процессе обучения в вузе основной акцент делается на формирование знаний, умений и навыков.
Проблема готовности человека к профессиональной деятельности, в том числе психологической готовности специалистов физической культуры, оказывается неотделимой от проблемы общекультурного развития человека, становления социальной и трудовой активности, творческой инициативы.
Все сказанное позволяет считать проблему формирования психологической готовности к профессиональной деятельности у будущих преподавателей физической культуры актуальной.
Проблемная ситуация заключатся в следующем. Обучаясь в вузе студенты получают профессиональные знания, умения и навыки, но при выходе на практику они психологически не готовы к профессионально-педагогической деятельности. Поэтому важное значение в ориентации на полную реализацию личностью своих возможностей имеет такой феномен, как психологическая готовность к профессиональной деятельности, что непосредственно связано с продуктивностью, удовлетворенностью и состоянием здоровья специалистов физической культуры и занимающихся.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс формирования психологической готовности к профессиональной деятельности будущих преподавателей физической культуры.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — условия, средства и методы формирования психологической готовности студентов физкультурного вуза к профессиональной деятельности.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — разработать методику формирования психологической готовности к профессиональной деятельности у будущих преподавателей физической культуры.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в следующем: — формирование психологической готовности студентов физкультурного вуза к профессиональной деятельности будет осуществляться более успешно при создании специальных педагогических условий, предусматривающих: актуализацию личностных переживаний, обучение моделированию педагогических ситуаций, развитие рефлексии личности в деятельности.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в следующем:
• раскрыто и обосновано содержание компонентов психологической готовности у будущих специалистов физической культуры;
• представлены результаты исследования психологической готовности у студентов к предстоящей профессиональной деятельности;
• обоснованы условия, средства и методы формирования психологической готовности у студентов физкультурного вуза к профессиональной деятельности;
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в дополнении и совершенствовании теории профессиональной подготовки: в частности, изучении формирования психологической готовности у студентов и разработке педагогических условий для ее формирования, включающих: актуализацию личностных переживаний, обучение моделированию педагогических ситуаций, развитие рефлексии личности в деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертационной работы состоит в разработке методики формирования психологической готовности у студентов физкультурного вуза к предстоящей профессиональной деятельности, направленной на повышение качества профессиональной подготовки. Внедрение разработанной методики в учебный процесс, как показали результаты опытно-экспериментальной работы, позволяет повысить потребностно-мотивационный, нравственно-ориентационный и организаторско-коммуникативный компоненты.
Разработанная автором методика формирования психологической готовности у студентов к предстоящей профессиональной деятельности введена в практику учебного процесса СибГАФК.
Диссертационная работа выполнена в соответствии с проблематикой научного плана НИОКР Государственного комитета РФ на 1996;2000гг. (направление 04.01. Разработка новых и совершенствование имеющихся технологий и методов подготовки кадров по физической культуре и спорту).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психологическая готовность студентов к профессионально-педагогической деятельности представляется как сложное личностное новообразование, проявляющееся в отношении к деятельности и включающее следующие компоненты: потребностно-мотивационный, нравственно-ориентационный и организаторско-коммуникативный. Ведущим компонентом является потребностно-мотивационный.
2. Недостаточный уровень сформированности психологической готовности у студентов специальности «Преподаватель физической культуры» к профессиональной деятельности, выражающейся в недостаточном уровне развития профессионального интереса, склонности к педагогической деятельности, коммуникативных и организаторских способностей, коммуникативной компетентности, а также в несоответствии ценностных ориентаций студентов выбранной профессиональной деятельности.
3. Методика формирования психологической готовности у студентов физкультурного вуза к предстоящей профессиональной деятельности, предусматривает создание в учебном процессе следующих педагогических условий: актуализацию личностных переживаний, обучение моделированию педагогических ситуаций, развитие рефлексии личности в деятельности.
ВЫВОДЫ.
Проведенное исследование по изучению и формированию психологической готовности у студентов к предстоящей профессиональной деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1. Психологическая готовность студентов к предстоящей профессиональной деятельности представляется как формирующееся в процессе занятий состояние, включающее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, настроенность на определенную деятельность.
2. Анализ литературных источников и профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту показал, что структурными компонентами психологической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности являются:
— потребностно-мотивационный, включающий профессиональный интерес и склонность к педагогической деятельности;
— нравственно-ориентационный, включающий ценностные ориента ции и нравственную воспитанность;
— организаторско-коммуникативный, включающий коммуникативную компетентность, коммуникативные и организаторские способности.
Ведущим компонентом является потребностно-мотивационный.
3. Выявлено три уровня психологической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности. На выпускном курсе сформи-рованность психологической готовности характеризуется следующим:
— высокий уровень имеют 13,0% студентов;
— средний уровень — 65,4% студентов;
— низкий уровень -22,6% студентов.
Показателями психологической готовности являются:
— профессиональный интерес — 26,2 балла (неустойчивый);
— склонность к педагогической деятельности — 104,1 балла (средний уровень);
— нравственная воспитанность — 36,1 балла (хороший уровень);
— коммуникативная компетентность — 66,0 балла (средний уровень);
— коммуникативные и организаторские способности — 2,0 балла (ниже среднего).
4. Разработана методика формирования психологической готовности у студентов к предстоящей профессионально деятельности, предусматривающая создание специальных педагогических условий: актуализация личностных переживаний, моделирование педагогических ситуаций в, развитие рефлексии личности в деятельности. В основу методики положены психологические тренинги, студии, психотехнические игры, решения педагогических ситуаций.
5. Результаты педагогического эксперимента показали достаточно высокую эффективность предложенной методики формирования психологической готовности у студентов к предстоящей профессиональной деятельности. В процессе педагогического эксперимента на достоверную величину повысились следующие показатели психологической готовности:
— профессиональный интерес — с 26,2 балла (неустойчивый) до 31,0 балла (устойчивый), P < 0,001;
— склонность к педагогической деятельности — со 104,1 балла (средний) до 111,7 балла (высокий), P < 0,05;
— нравственная воспитанность— с 36,1 балла (хороший уровень) до 43,5 балла (хороший уровень), P < 0,01;
— коммуникативная компетентность — с 66,0 балла (средний) до 75,3 балла (высокий), P < 0,01;
— коммуникативные и организаторские способности — с 2,0 балла (ниже среднего) до 3,37 балла (средний), P < 0,001;
— приоритетными терминальными ценностями в экспериментальной группе являются ценности, отражающие ориентацию на себя: здоровье, любовь, материально обеспеченная жизньповысилась значимость профессиональных ценностей: интересная работа, активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, познание, продуктивная жизнь, творчество;
— ведущее место среди инструментальных ценностей занимают: образованность, воспитанность, аккуратность, ответственность, эффективность в делах, терпимость, то есть ценности, отражающие профессиональную направленность личности.
6. Выявлена взаимосвязь психологической готовности студентов с их успеваемостью, для студентов экспериментальной группы с высоким уровнем психологической готовности характерна более высокая успеваемость — 4,6 балла, со среднем уровнем — 4 балла, с низким уровнем 3,8 балла.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Результаты проведенного исследования позволяют предложить ряд рекомендаций по организации работы со студентами специальности «Преподаватель физической культуры» .
1. Изучать условия, влияющие на формирование психологической готовности у студентов к профессиональной деятельности и повышать их уровень. С целью эффективного развития компонентов психологической готовности проводить следующую работу:
— вооружать студентов системой категорий (понятий и представлений), необходимых для психологического анализа свей личности и других людей, для анализа педагогических ситуаций;
— знакомить студентов с работой профессионалов;
— вырабатывать у студентов потребность к конструктивному разрешению конфликтов в общении, педагогических ситуацияхэмоциональной и поведенческой саморегуляции, навыков высокоадаптивного поведения.
2. В процессе учебно-воспитательной работы следует контролировать сформированность составных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности, для чего могут быть использованы предложенные в диссертации анкеты.
3. В условиях учебных занятий создавать ситуации коммуникативного погружения в деятельность, моделировать педагогические ситуации в деятельности и осуществлять рефлексию собственной деятельности, собственных мотивов, нравственных ориентаций, используя разработанную нами методику.
4. Подбор педагогических ситуаций должен осуществляться в соответствии с содержанием учебного материала.
5. Педагогические ситуации могут использоваться как в словесном изложении, так и в виде рисунков. Путь решения может быть программированным или свободным, творческим.
6. В процессе педагогической практики также возможно использование педагогических ситуаций и упражнений для развития навыков межличностного общения, которые возникают непосредственно в педагогической деятельности.
7. В работе со студентами следует делать упор на формирование потребно-сто-мотивационного компонента. Для этого необходимо использовать такие педагогические методы и формы как: тренинг, студии, психотехнические игры, беседы, круглые столы, диспуты, активные индивидуальные выступления, работы в малых группах, творческий анализ педагогических ситуаций, импровизированные выступления, различные соревнования.
Список литературы
- Лболин, Л.М. Соотношение психических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов / Л. М. Аболин // Вопр. психологии. — 1974. -№ 1.-С. 15−21.
- Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова. М., 1973. — 287 с.
- Акушев, Г. М. Формирование готовности будущих учителей ФК к профессиональному самообразованию: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Г. М. Акушев. М., 2000. — 22 с.
- Алаторцев, В.А. Изучение психической готовности спортсмена к соревнованию / В. А. Алаторцев. М., Физкультура и спорт. — 1970. — С. 7−33.
- Алексеева, В.Г. Место ценностных ориентации в построении типологии личности / В. Г. Алексеева // Социологические исследования. 1980. — № 1. — С. 34−44.
- Альхауалда, А. Педагогические условия формирования готовности специалиста в сфере ФК и С к профессиональному самосовершенствованию: Автореф. дис. .канд. пед. наук / А.Альхауалда. М., 2000. — 26 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М., 1998.298 с.
- Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов. М.: Наука, 1980. — 196 с.
- Антипова, Е.И. Профессионально обусловленные требования к классному руководителю / Е. И. Антипова. — Минск, 1973. — С. 52−53.
- Анцыферова, Л.И. Поздний период жизни психологии / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1996. — № 6. — Т. 17. — С. 60−72.
- Асмолов, А.Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 150 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
- Асмолов, А.Г. Ранние этапы развития понятия «установка» / А. Г. Асмолов. В сб.: Психол. иссл-я. Вып 6. -М., 1974. — С. 3−12.
- Аткинсон, Р. Введение в математическую теорию обучения: Пер. с англ. / Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Э.Кротерс. М., 1969. — С.15−18.
- Афиногенова, Е.А. Жизненные приоритеты и ценности молодых / Е. А. Афиногенова // США: Экономика. Политика. Идеология. 1994. — № 1. — С. 97−103.
- Бабушкин, Г. Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов по физической культуре / Г. Д. Бабушкин // Теория и практика физической культуры. — 1991. № 7. — С.16−17.
- Бабушкин, Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Г. Д. Бабушкин. Омск: Б.и., 1990.-186 с.
- Бальсевич, В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 1980. № 1. — С. 31−33.
- Бердяев, H.A. Духовное состояние современного мира / Н. А. Бердяев // Новый мир. 1990.-№ 1.-С. 207−232.
- Береговой, Г. Т. Проблемы психологии в космических полетах / Г. П. Береговой. М., 1977. — С. 258−265.
- Бим-Бад, Б. М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей / Б.М.Бим-Бад. — М., 1988. -С.93−95.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избран, псих, труды / Л. И. Божович. М.: Ин-т практ. психологии: Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
- Вартофский, М. Модели / М.Вартофский. М., 1988. — 506 с.
- Васильева, T.B. Модули самообучения / Т. В. Васильева // Вестник высшей школы. 1987. — № 1. — С. 39−41.
- Василюк, В.Ф. Психология переживания / В. Ф. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984.-200 с.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991.-205 с.
- Вернадский, В.И. Начало и вечность жизни / В. И. Вернадский. — М., 1989. С.71−76.
- Виленский, M .Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Учеб. пособие / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. М.: Высшая школа, 1989.- 158 с.
- Виноградов, М.И. Физиология трудовых процессов / М. И. Виноградов.- М.: Медицина, 1966. 267 с.
- Вульфов, Б.З. Профессиональная рефлексия в непрерывном образовании / Б. З. Вульфов // Гуманизация образования. 1994. — № 2. — С. 43−50.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М., 1991.-480 с.
- Вяткин, Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека (опыт системного исследования) / Б. А. Вяткин // Теория и практика физической культуры.- 1993.-№ 2.-С. 1−5.
- Гагаева, Г. М. Психологическая подготовка спортсменов футболистов к предстоящему соревнованию / Г. М. Гагаева. — М.: Физкультура и спорт, 1962.- С.15−18.
- Ганюшкин, А.Д. К вопросу о взаимосвязи структуры компонентов состояния психической готовности гимнастов к соревнованию / А. Д. Ганюшкин. — Л., 1972.-С. 27−31.
- Гей, Г. М. Формирование готовности будущих учителей к осуществлению нравственного воспитания школьников: Дис. .канд. пед. наук / Г. М. Гей. — Киев, 1980.- 170 с.
- Генкин, A.A. Прогнозирование психофизиологических состояний /
- A.А.Генкин, В. И. Медведев. JI., 1973. — С. 4.
- Генов, Ф. Основные направления научно-исследовательской работы по психологии спорта в Болгарии / Ф. Генов // Теория и практика физической культуры. 1969. — № 2. — С. 7−9.
- Генов, Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф.Генов. — М., 1971. — 245 с.
- Горбов, Ф.Д. К характеристике психологических состояний человека в усложненных условиях деятельности / Ф. Д. Горбов, М. А. Матова, Б. Ш. Розенблат // Вопросы психологии. — 1971. № 2. — С. 88−97.
- Горбунов, Г. Д. Варьирование целеполаганием как способ саморегуляции неблагоприятных предстартовых состояний / Г. Д. Горбунов. — М., 1975. -С. 23−26.
- Гошек, В. Психология и современный спорт / В. Гошек, М. Ванек,
- B.Свобода. М., 1973. — 112 с.
- Григоренко, JI.B. Формирование готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности в процессе самостоятельной работы: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Л. В. Григоренко. Харьков, 1991. — 21 с.
- Григорьянц, И.А. Проблема готовности к соревнованию в спорте / И. А. Григорьянц // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 4. — С. 32.
- Гура, J1.M. Педагогические основы формирования социально-нравственной готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности: Дис. .канд. пед. наук / Л. М. Гура. Хабаровск, 1994. — 209 с.
- Давыдов, В.В. Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности / В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Е. А. Шумилин // Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов. М., 1980. — С. 16−19.
- Двали, Г. М. Некоторые вопросы психологии спортивного соревнования / Г. М. Двали. М., 1965. — 248с.
- Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период / И. В. Дубровина. М., 1987. — С. 20−25.
- Добрович, А.Б. Глаза в глаза / А. Б. Добрович. — М., 1982. 207 с.
- Дурай-Новакова, К. Н. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. .д-ра пед. наук / К.Н.Дурай-Новакова. М., 1983. — 32.
- Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В.А.Понома-ренко.-М., 1985.-206 с.
- Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1978. — 175 с.
- Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.-Минск, 1981. —383 с.
- Егоров, A.C. Установка как фактор работоспособности оператора / А. С. Егоров // Военный медицинский журнал. 1972. — № 8. — С. 63−65.
- Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 167 с.
- Жаринова, Л.Е. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности у будущего социального работника / Л. Е. Жаринова. СПб, 1993. — С. 111−114.
- Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М., 1990. — 104 с.
- Забродин, Ю.М. Регуляция действий в условиях монотонии при подаче экстренных сигналов / Ю. М. Забродин // Психологический журнал. — 1981. -№ 4.-С. 46−54.
- Захаров, А.Д. Формирование состояния психической готовности лыжника-гонщика к соревнованиям: Автореф. дис. .канд. пед. наук / А. Д. Захаров. -М., 1970.-20 с.
- Захарова, С. Активизация учебного процесса по экономическим проблемам / С. Захарова// Высшее образование в России. — 1997. № 2. — С. 94−96.
- Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 1998. — 126 с.
- Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс в спорте / П. Б. Зильберман // Психический стресс в спорте: материалы Всесоюзного симпозиума.-М., 1973.-178с.
- Зинченко, В.П. Живое знание: психологическая педагогика / В.П.Зин-ченко. 2-е изд. доп., перераб. — Самара, 1998. — 296 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-477 с.
- Знаков, В.В. Понимание правды и лжи в русской историко-культурной традиции / В. В. Знаков // Этническая психология и общество. — М., 1997.-С. 119−126.
- Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для ин-тов и фак. физ. культ. / Е. П. Ильин. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 486 с.
- Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания: Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Е. П. Ильин. М., 1983. — 223 с.
- Ильина, Л.Е. Формирование профессионально-педагогического мастерства специалиста по ФК и С: Учебное пособие / Л. Е. Ильина, В. П. Кубаткин. Малаховка: Б.И., 1999. — 115 с.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного подхода) / М. С. Каган. М., 1974. — 328 с.
- Калинин, Е.А. О методах актуализации потребности в достижении успеха у спортсменов-гимнастов / Е. А. Калинин. — М., 1975. С. 21.
- Каргополов, В.П. Профессиональное становление студента гуманитарного вуза: (теоретические аспекты) / В. П. Каргополов. 2-е изд. доп., пере-раб. — Хабаровск, 1996. — 222 с.
- Каргополов, В.П. Ценностные ориентации студенческой молодежи / В. П. Каргополов. Хабаровск, 1994. — 17 с.
- Касьянова, К. О русском национальном характере / К.Касьянова. — М.: Изд-во Института национальной модели экономики, 1994. С.68−71.
- Киселев, Ю.Я. Исследование состояния психической готовности к соревнованию у высококвалифицированных борцов / Ю. Я. Киселев. М.: Физкультура и спорт, 1969. — С. 37.
- Киселев, Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности / Ю. Я. Киселев. М., 1981. — 64 с.
- Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М., 1984. — 159с.
- Ковалев, А.Г. Психология личности: Учеб. пособие для студентов пединститутов / А. Г. Ковалев. М., 1969. — 391 с.
- Козлов, Е.Г. Установка как личностный фактор в регуляции деятельности спортсмена / Е. Г. Козлов, А. В. Родионов. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 168с.
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. Минск, 1976. — 350 с.
- Коломинский, Я.Л. Человек психология / Я. Л. Коломинский. М., 1980.-224 с.
- Кондрашова, Л.В. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте / Л. В. Кондрашова. Киев- Одесса: Выща шк., 1988. — 157 с.
- Кондрашова, Л.В. Воспитание нравственно-психологической готовности к педагогической деятельности / Л. В. Кондрашова // Советская педагогика. — 1984.-№ 5.-С. 75−79.
- Корнилова, Т.Н. Диагностика мотивации и готовности к риску / Т. Н. Корнилова. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997. — 232 с.
- Костихина, Н.М. Общительность как критерий профессиональной пригодности к педагогической деятельности / Н. М. Костихина // Спортсмен как субъект деятельности: Материалы Всерос. симпозиума / ОГИФК. — Омск, 1993. С. 69−70.
- Костихина, Н.М. Проблемные ситуации в процессе обучения: Учеб. пособие / Н. М. Костихина. — Омск, 1980. — 44 с.
- Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. — М., 1991. 152 с.
- Кретти, Б.Д. Психология в современном спорте: Пер. с англ. / Б. Д. Кретти. М., 1978. — 224 с.
- Крутецкий, В.А. Педагогические способности, их структура и условия развития / В. А. Крутецкий // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в пед. ин-те. — М., 1980. — С. 84−86.
- Кудрявцева, Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т. В. Кудрявцева // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 20−30.
- Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
- Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. -Л., 1972.- 127 с.
- Лакин, Г. Ф. Биометрия / Г. ФЛакин. 2-е изд. — М., 1973. — 343 с.
- Лебедева, Н.М. Исследование приемственности культуры у русских на современном этапе развития / Н. М. Лебедева, Е. В. Павел ко // Ежегодник Российского Психологического общества. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1998. — Т. 4., Вып. 1.-С. 99−100.
- Левитов, Н.Д. К психологии формирования авторитета учителя / Н. Д. Левитов // Советская педагогика. — 1946. № 1−2. — С. 76.
- Левченко, М.В. Психологические особенности готовности к учению в педагогическом вузе: Дис. .канд. психол. наук / М. В. Левченко. — Киев, 1976. — 172 с.
- Леонтьев, А.Н. Потребности и мотивы деятельности: Учебник для пединститутов / А. Н. Леонтьев. М., 1962. — С. 373.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — 4-е изд. М.: МГУ, 1981.-583 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев. — М., 1975.-304 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев.-М.: Педагогика, 1983. —Т. 1. —391 с.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М., 1986.- 144 с.
- Локк, Дж. Избранные философские произведения / Дж.Локк. — М., 1960. Т. 1.-731 с.
- Ломов, Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. — 1979. № 6. — С. 34−47.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984. — 448 с.
- Ломов, Б.Ф. Психические процессы и общение / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.-С. 151−164.
- Ломов, Б.Ф. Инженерная психология и повышение боеготовности ВМФ / Б. Ф. Ломов, А. И. Прохоров // «Морской сборник», 1969. № 4.
- Маслоу, А. Самоактуализация: Пер. с анг. / А. Маслоу // Психология личности: Тесты. М., 1982. — 176 с.
- Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.
- Матова, М.А. Исследование изменений почерка как индикатора состояния человека-оператора / М. А. Матова: Материалы VI семинара / Москва-Тюмень, 1972. С. 52.
- Меренков, A.B. Развитие личности как процесс смены качественных состояний / А. В. Меренков // Развитие личности: Проблемы, поиски, решения // Урал. гос. ун-т. Свердловск, 1989. — С. 22−24.
- Монтессори, М. Социальное и нравственное воспитание / М. Монтессори // Проект Метрополис. Монтессори метод. К., 1993. — С. 18.
- Моторная, С.Е. Педагогические условия формирования психологической готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук / С. Е. Моторная. Томск, 1997. — 18 с.
- Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.-224 с.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М., 1995.365 с.
- Мясищев, В.Н. Проблемы способности / В. Н. Мясищев. М., 1962.308 с.
- Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность / Ш. А. Надирашвили. -Тбилиси: Мецниереба, 1987.-361 с.
- Неверкович, С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учебное пособие / С. Д. Неверкович. М.: Высшая школа, 1995. — 207 с.
- Непомнящая, Н.И. Педагогика и логика / Н. И. Непомнящая. — М.: Каталь, 1993.-415 с.
- Нерсесян, JI.C. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям / Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин // Вопросы психологии.- 1969.-№ 5.
- Общая психология: Учебник для ст-в пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1986. — 464 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов.- М., 1989.-923 с. 121. Орховский, В. И. Формирование психологической готовности молодежи к медицинскому труду / В. И. Орховский, И. С. Витенко, Г. П. Кондратенко. Киев, 1989. — 88 с.
- Парыгин, Б.Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы / Б. Д. Парыгин. М., 1987.
- Педагогика и логика / Г. П. Щедровицкий, В. Розин, Н. Алексеев, Н.Непомнящая.-М., 1993.-415 с.
- Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Б.М.Бим-Бад.-М., 1998.-575 с.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 216 с.
- Петровский, A.B. Общая психология / А. В. Петровский. М., 1976.- 479 с.
- Платонов, К.К. Личность как объект социальной психологии / К. К. Платонов // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1972.-С. 72−88.
- Плотникова, H.A. Формирование готовности учащихся колледжа к педагогическому общению: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. А. Плотникова.- Челябинск, 2001. 20 с.
- Подготовка студентов к воспитательной работе в школе / Под ред. Н. И. Болдырева, С. А. Умрейко. Минск, 1973. —С. 140−141.
- Покровская, Г. Н. К вопросу о социальном контексте в игровых видах занятий / Г. Н. Покровская, И. В. Покровский // Вестник высшей школы. — 1987. -№ 3. — С. 43−46.
- Попков, В.Н. Советы аспиранту: Метод, пособие / В. Н. Попков. — Омск: Б.и., 1995.-70 с.
- Почебут, Л.Г. Психология и ценностные ориентации русского народа / Л. Г. Почебут // Этническая психология и общество. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1997.-С. 115−119.
- Прангишвили, A.C. Проблема установки на современном уровне разработки грузинской психологической школы / А. С. Прангишвили. — Тбилиси, 1973.-С. 11.
- Прикладная социальная психология / А. Н. Сухов, А. А. Деркач. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 1998.-688 с.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М. — Воронеж, 1996.- С.56−59.
- Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н. С. Пряжников. — 1997.-352 с.
- Психология физического воспитания: Учебно-методическое пособие / Г. Д. Бабушкин, В. А. Бобровский, Ю. Б. Муравьев, С. М. Толмачев. Омск, 1997. -168 с.
- Пуни, А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованию в спорте: Избр. лекции / А. Ц. Пуни. — М.: Физкультура и спорт, 1973.-31 с.
- Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1969. — С.11−17.
- Пуни, А.Ц. Практические занятия по психологии / А. Ц. Пуни. М., 1977.- 165 с.
- Пушкин, В.Н. Железнодорожная психология / В. Н. Пушкин, Л. С. Нерсесян. — М., 1972.-С.36−38.
- Пырьев, Е.А. Психологическая готовность молодежи к педагогической деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук / Е. А. Пырьев. — СПб., 1993.- 19 с.
- Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х.Ремшмидт. — М., 1994. — 320 с.
- Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. — 1983. № 2. — С. 21−27.
- Роджерс, K.P. Несколько важных открытий / К. Р. Роджерс // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1990. — № 2. — С. 58−65.
- Родионов, A.B. Вербальные средства воздействия на психические состояния спортсмена / А. В. Родионов // Психолого-педагогические воздействия в спортивной деятельности: Сб. науч. ст. — Алма-Ата, 1988. С. 110−116.
- Рокич, М. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / М.Рокич. — М., 1978.
- Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. — М., 1957. —328 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблема общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М., 1976.-416 с.
- Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1959. — 352 с.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия / К.Рудестам. М., 1990. — 143с.
- Рудик, П.А. Понятие, содержание и задачи психологической подготовки спортсменов / П. А. Рудик. — М., 1965. С. 24.
- Сепетлиев, Д. Статистические методы в научных медицинских исследованиях / Д.Сепетлиев. — М., 1968. — 419 с.
- Синявский, В.В. Психолого-педагогические основы профессиональной адаптации учащихся профтехучилищ / В. В. Синявский. Киев, 1985. — 87 с.
- Сластенин, В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя / В. А. Сластенин // Психология труда и личности учителя. J1., 1976. — Вып. 1. — С. 30−46.
- Сластенин, В.А. Профессиональная подготовка учащихся в системе высшего педагогического образования / В. А. Сластенин // Межвузовский сб. научи. трудов. М.: Изд-во МГПИ, 1982. — 180 с.
- Соловьев, B.C. Избранное / В. С. Соловьев. M., 1990. — С. 18−20.
- Страздас, Н.С. Система дидактических игр как средство формирования педагогической умелости и направленности: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Н. С. Страздас. Л., 1980. — 15 с.
- Узнадзе, Д.Н. Основные положения теории установки / Д. Н. Узнадзе. -Тбилиси, 1961.-С. 178.
- Узнадзе, Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1969. — 213 с.
- Ухтомский, A.A. Физиологический покой и лабильность как биологический фактор / А. А. Ухтомский. Л., 1951. — Т. 2. — 289 с.
- Федоров, В.В. Развитие мотивов профессионального самоопределения личности в условиях вуза: Автореф. дис. .канд. психол. наук / В. В. Федоров. Киев, 1982. — 24 с.
- Филимонова, С.И. Формирование готовности специалиста физической культуры к педагогической самореализации: Автореф. дис. .канд. пед. наук / С. И. Филимонова. СПб., 1997. — 24 с.
- Харламов, В.В. Теория нравственного воспитания / В. В. Харламов. — М., 1990. С.73−77.
- Хараш, А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия: Автореф. дис. .канд. психол. наук / А. У. Хараш. — М., 1983.-24 с.
- Хараш, А.У. Личность, сознание и общение: К обоснованию интерсубъектного подхода в исследовании коммуникативных воздействий /
- A.У .Хараш // Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979. — С. 56−59.
- Хащенко, В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экстремальных условиях жизнедеятельности / В. А. Хащенко // Психологический журнал. 1993. — № 3. — С. 38−46.
- Цзен, Н.В. Психотренинг: Игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. М., 1999. — 272 с.
- Чейпи, Дж. Готовность к школе: Пер. с англ. / Дж.Чейпи. М., 1992. — 128 с.
- Человек и его работа. Социологическое исследование / Под ред. А. Г. Здравомыслова и др. — М., 1967. — 392 с.
- Черникова, O.A. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена / О. А. Черникова, О. В. Дашкевич. М., 1971. — 47 с.
- Черникова, O.A. Роль эмоций в волевых действиях спортсмена / О. А. Черникова. М., 1962. — Вып. 2. — С. 17−23.
- Чичикин, В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Т. Чичикин. М.: РГАФК, 1995. — 24 с.
- Шадриков, В.Д. Психологический анализ деятельности /
- B.Д.Шадриков: Ярославль, 1979. 102 с.
- Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н. И. Шевандрин. -М., 1995.-544 с.
- Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. М., 1995.-800 с.
- Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя / А. И. Щербаков. Л., 1967. — 266 с.
- Шестернина, В.И. Совершенствование профессиональной подготовки студентов института физической культуры с учетом компонентов учебной, спортивной деятельности и свойств личности: Автореф. дис. .канд. иед. наук / В. И. Шестернина. Омск, 1986. — 17 с.
- Юрасов, JT.B. Диагностика состояния готовности спортсмена к соревнованию / JI.B.Юрасов, В. И. Иноземцев. М., 1970. — С. 194−230.
- Ядов, В.А. Личность как предмет изучения / В. А. Ядов. — Л., 1987. —238 с.
- Ядов, В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. 2-е изд., перераб. и доп. / В. А. Ядов. — М., 1987. — 246 с.
- Ausubel, D.P. Theory and problems of child development / D.P. Ausubel.-N.Y., 1958.-650 p.
- Allport, G.W. Attitudes-n: «Hadbook of Social Psychology». Ed. ву с. Murchison. / G.W. Allport.- Worcester, 1935. 810 p.
- Brandt, R.M. The readiness issue today / R.M. Brandt // The Record. 1970. Vol. 71. № 3. P. 439−449.
- Bond, M. Chinese values / Ed. M.Bond. Hand book of Chinese Psychology. Hong Kong: Oxford University Press, 1996, P. 142−173.
- Edwards, A. Edwards Personal Preference Schedule. -Manual. / A. Edwards.- N.Y., 1959.-36 p.
- Evans, D.E. Contemporary influences in early childood education. / D.E. Evans.- N.Y.- Chicago- San Francisco- Atlanta- Dallas- Montreal- Toronto- L.- Sydney, 1971.-655 p.
- Gagne, R.M. The Conditions of learning 3-rd ed. / R.M. Gagne .- N.Y.- Chicago- San Francisco- Atlanta- Dallas- Montreal- Toronto- L.- Sydney, 1977. 3391. P
- Hersch, P.L. On the reliability and validity of internal-external control as a personality dimension/ P.L. Hersch, K.E. Scheibe.-J.Consult. Psychol., 1967, V. 31, -P. 609−613.
- Rogers, K.R. A Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Rela-tioships, as Developed in the Client-Centered Framework / K.R. Rogers In: Lindzey G., Hall C. (Ed.) Theories of Personality. N.Y., 1965, — P. 469−477.
- Rokeach, M. The nature of human values / M. Rokeach.- N.Y., 1973, -P.24−46.
- Schwartz, S.H. Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 colentries / S.H. Schwartz, M.P.Zanna. Advances in experimental social psychology. Orlando, FL: Academic. 1992. V. 25. P. 1−65.
- Tyler, F.T. Issues related to readiness to learn / Ed. by E.R.Hilgard. // Theories of learning and instruction: The sixty-third yearbook of the national society for the study of education. Part 1 Chicago, 1964. P. 210−239.