Эволюция концепции гражданского воспитания в России
В конце 1990;х годов министерством образования была поставлена задача введения гражданского образования в современной России. При этом проект министерства предусматривал реализацию поставленной задачи в контексте всего комплекса общеобразовательных дисциплин при одновременном включении курса «граждановедение». Это можно рассматривать как осознанную реакцию на деидеологизацию школы и одновременно… Читать ещё >
Эволюция концепции гражданского воспитания в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Интерес к гражданственности появился в Перестройку из-за потребности политической практики про-демократического устройства. Объявленная М. С. Горбачевым «реформа школы» обозначила требования к формированию «нового гражданина». Предполагалось осуществить демократизацию системы школьного образования и внешкольной деятельности (появились педагоги-новаторы и легитимизировалось альтернативное коммунарское движение) [Лацис, 1995, c. 160]. Принятый 12 апреля 1984 года документ «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [Постановление., 1984] акцентирует внимание на методы формирования и развития общественно-политических взглядов учеников, повышение квалификации преподавателей, разнообразие учебно-методических материалов, расширение внеучебной работы.
Политика отказа от конфронтационной модели привела к развитию международного сотрудничества. В 1989 году подписано «Соглашение между Правительством СССР и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры о создании и функционировании Бюро ЮНЕСКО в СССР» [Соглашение., 1989], направленное на расширение её влияния, обеспечение сотрудничества и развитие контактов с неправительственными научными, культурными, образовательными организациями СССР (Россия — ЮНЕСКО).
Новая Конституция 1993 г. включала элементы Декларации прав человека и гражданина и утверждала факт, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [Конституция РФ, 1993]. В условиях деклараций о движении к правовому государству в течение 90-х гг. Россия интегрировалась в глобальное и европейское ценностное пространство, становясь участником международного сообщества и европейских саммитов, продвигавших «непрерывное образование» в качестве программы действий гражданского общества. В образовательную реальность включились надгосударственные акторы. Вступление в Совет Европы открыло возможности для развития политики, направленной на гражданское образованию. В 1993 г. была образована Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, которая в 1996 г. подготовила проект «Федеральной программы действий в области прав человека» (рабочая группа С. А. Ковалева и В. И. Бахмина), а в 1999 г. проект «Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека» (рабочая группа В. А. Карташкина) [Федеральная концепция., 2000, c. 96]. Хотя оба документа не были приняты, однако они определили основные направления действий, в том числе и по образованию и просвещению в области прав человека. На основе Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Государственной Думой в 1998 г. был назначен первый омбудсмен России О. О. Миронов. Средствами, указанными в законе, Уполномоченный способствует правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты [Образование., 2008, c. 25].
В конце 1990;х годов министерством образования была поставлена задача введения гражданского образования в современной России. При этом проект министерства предусматривал реализацию поставленной задачи в контексте всего комплекса общеобразовательных дисциплин при одновременном включении курса «граждановедение». Это можно рассматривать как осознанную реакцию на деидеологизацию школы и одновременно как ответ на потребность в другой, некоммунистической перспективе социализации личности. Концепция образовательных стандартов «граждановедения» включала три ступени, начиная с 5-го класса. Целью первой ступени было освоение ребенком моральных ценностей, «формирование личности, которая осознает себя частью общества и гражданином своего Отечества»; целью и задачей второй — освоение комплекса знаний и умений, необходимых для будущей самостоятельной жизни в обществе. И третьей — формирование гражданской позиции и социальнополитической ориентации, нацеленных на «умение защищать свои права и права других граждан, строить индивидуальную и коллективную деятельность». При этом впервые в истории страны компонент гражданского образования вводился с 5-го класса с акцентом на совмещение когнитивного подхода с практиками социальной активности [Бинеева, 2012, с. 23].
В 2000;01 гг. были приняты документы («Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»), направленные на формирование гражданственности, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Роль образования России, согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», определялась задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, а также к рыночной экономике. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности, которая представляет собой совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе [Информационно-методическое., 2003]. Движущей силой в гражданском образовании провозглашалось государственно-общественное партнерство.
Важным событием стало создание в 2002 году Общественного экспертного совета по гражданскому образованию и образованию в области прав человека (далее — Экспертный совет), в состав которого вошли известные ученые, представители государственных структур, международных и общественных организаций — А. В. Шишлов, А. Ю. Сунгуров, А. Я. Азаров, Т. В. Болотина, И. Г. Димова, В. Н. Пронькин, Н. И. Элиасберг Н. А. Яковлева. Основная цель Экспертного совета — консолидация усилий представителей образовательных и научных, государственных и неправительственных организаций для развития в России системы гражданского образования. Основными направлениями деятельности Экспертного совета стали: анализ и систематизация имеющихся проектов и инициатив в области гражданского образования и образования в области прав человека; разработка федеральной целевой программы гражданского образования, включая правовое просвещение и образование в области прав человека; развитие исследований в области прав человека и гражданского образования; подготовка рекомендаций для Министерства образования РФ и других структур исполнительной власти и др.
В 2003;2005 гг. при участии Экспертного совета по гражданскому образованию Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия» был разработан проект Федеральной государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005;2008 годы» [Проект., 2005]. Гражданское образование понимается в программе как «общественно-государственная, социально — ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства» [Проект., 2005]. Среди целей программы — формирование и осуществление государственной политики в области гражданского образования населения РФ, способствующей становлению гражданской и правовой культуры населения; создание эффективной системы гражданского образования. Составными частями гражданского образования, обозначенными в программе, являются:
- * Обучение правам человека
- * Обучение культуре мира
- * Воспитание толерантности
- * Развитие межсекторного социального партнерства
- *Менеджмент самоуправляющихся ассоциаций граждан (НКО) [Проект., 2005].
Необходимо отметить, что в проекте уделяется особое место патриотизму среди важных гражданских ценностей. Важнейшей задачей является преодоление искусственно созданного отрыва патриотизма от демократических ценностей, искажения его сущности и содержания, противодействие ксенофобии, расовой и национальной нетерпимости. Таким образом, подлинный патриотизм предполагает уважительное отношение к другим людям, народам и культурам. В процессе формирования гражданских компетентностей и ценностей особенно важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков [Проект., 2005].
Изучение данного документа позволяет сделать вывод о том, что его содержание полностью соответствует рекомендациям международных организаций ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, направленных на поддержку воспитания демократической гражданственности, образования в области прав человека. В отличие от предыдущих проектов развития гражданского образования, направленных, в основном на учащихся, особенностью данной программы является распространение гражданского образования на все социальные слои и возрастные группы населения в рамках концепции «образование в течение всей жизни».
Проект программы был представлен Президенту России В. В. Путину, который направил его в Правительство РФ. Итоговое заключение вынесло Минобразования России. Зам. министра А. Г. Свинаренко письмом № АС-457/03 от 4 мая 2006 г., возражая против программы «Гражданское образование…», отвечал: «Мероприятия в рамках предложенной программы отвечают основным положениям государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006;2010 годы» [Азарова, Яницкий, 2008, c. 27−28], содержание и тематика мероприятий которой (создание военно-патриотических объединений, конкурс на лучшее знание государственной символики России, развитие интернет сайта «Патриоты России» проведение спортивно-оздоровительных игр «Президентские соревнования» и т. д.) позволяет сделать вывод о том, что гражданское образование интерпретируется как патриотическое и военнопатриотического воспитание.
В 2010 году была вновь утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011;2015 годы», включающая комплекс мероприятий, «направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции» [Государственная программа., 2010]. Негуманистический и недемократический про-милитаристский характер носит «Концепция патриотического (военно-патриотического) воспитания молодежи в Общероссийской общественно-государственной организации „Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России“ (ДОСААФ) на период до 2020 года».
Таким образом, Министерство образования России всю широкую деятельность по гражданскому образованию и образованию в области прав человека свело к государственной символике и патриотическому воспитанию, которое, в свою очередь, фактически является военно-патриотическим воспитанием.
Неоднозначную реакцию вызвало и принятие «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанной «…на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации» [Концепция., 2009]. Документ объявлен методологической основой разработки федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Понятийный справочник., 2011]. Акценты в нем расставлены на: «особую роль православия и верховной власти».
Несмотря на трансформацию интерпретации гражданского воспитания на федеральном уровне, в рассматриваемый период, отмечается активная работа по разработке и принятию программ развития гражданско-правового образования в регионах. Первым опытом применения в России инновационных системных технологий в области политического просвещения стала «Областная целевая программа развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002; 2006 гг.».
В 2003 г. по инициативе Центра гражданского образования и прав человека и Центра гражданского образования Пермского госуниверситета был создан Общественный совет по гражданскому образованию при департаменте образования Пермской области. Основной его целью является содействие развитию гражданского образования в Пермской области. В состав Совета входят представители гражданских организаций, организаций культуры и образования, включая государственный и педагогический университеты, а также Уполномоченный по правам человека в Пермском крае. Именно в рамках этого совета были разработаны и обсуждены основные направления целевой программы «Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007;2011 гг.», ставшей примером разработки целевой программы на основе гражданского заказа некоммерческих организаций. Задачи Программы, в рамках системы образования, были направлены на:
- · повышение у населения региона уровня доверия к институтам власти, формирование и развитие политической компетентности, навыков конструктивного участия в политической жизни;
- · профилактику политического экстремизма;
- · активизацию информационно-аналитического обеспечения образовательных учреждений, по вопросам развития политической ситуации, политической и правовой культуры;
- · формирование информационного пространства развития гражданского образования и политической культуры гражданского участия;
- · поддержку деятельности средств массовой информации по развитию политической и правовой культуры [Краевая целевая программа., 2006].
Оптимальный вариант региональной модели системы гражданского воспитания, как отмечает профессор НИУ ВШЭ в СанктПетербурге А. Ю. Сунгуров, осуществляется при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса, при этом важным условием является понимание важности комплексного подхода главой субъекта РФ и руководством исполнительной власти [Сунгуров, 2003]. Примерами подобного взаимодействия являются программы и проекты в области гражданского образования в ряде субъектов РФ (проект «Права человека, гражданское общество и общественные коммуникации» в Ставропольском Крае, «Программа национальной политики на 2006;2010 годы» в Оренбургской области, «Москва многонациональная: формирование атмосферы межэтнической солидарности, культуры мира и ненасилия в столичном мегаполисе (2005;2007 гг.)», программа «Формирование установок толерантного сознания (2002;2005 годы)» в Чувашской Республике и др.), которые реализовывались как государственными структурами, так и институтами гражданского общества в лице НКО. По инициативе Уполномоченного по правам человека в Брянской области была принята целевая программа «Развитие гражданско-правового образования в Брянской области на 2006;2010 годы», целью которой являлось «формирование демократической культуры личности как условия становления гражданского общества и правового государства» [Областная целевая программа., 2005].
Вспышки насилия по отношению к лицам иной национальности стали одной из причин подготовки и реализации «Городской программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006;2010 годы (Программа „Толерантность“)», к работе, над концепцией которой была привлечена группа преподавателей университетов и институтов РАН. Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с Институтом развития образования Республики разработана республиканская программа «Гражданское образование населения республики Татарстан на 2007;2010 годы. Цикл передач правовой направленности на местных телеканалах — особенность просвещения населения в рамках программы «Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009; 2012 годы».
Исходя из «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденных в 2011 году президентом Д. А. Медведевым, в рамках тесного взаимодействия органов государственной власти со структурами гражданского общества предполагалось создание условий развития правовой грамотности и правосознания граждан. Относительно среднего образования предусматривалось поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий [Основы государственной политики., 2011].
Необходимо отметить партнерский характер взаимодействия государственных образовательных институтов и институтов гражданского общества, однако, усилия неправительственного сектора дали примеры систематического гражданского образования, но лишь в неформальном измерении. Позиции государства характеризуются выборочностью реализации международной нормативной базы, так как содержание и направленность гражданского образования зачастую расходится с демократической концепцией воспитания демократической гражданственности.