Налогообложение религиозных организаций в финансово-экономической системе государственного регулирования
Как экономический субъект религиозная организация не может существовать, не имея определенного бюджета, исчисляемого в деньгах. Если бы бюджет пополнялся только за счет добровольных пожертвований паствы, религиозное объединение не представляло бы для экономистов никакого специального интереса, найдя свое место среди других организаций, чьи средства формируются за счет благотворительности, или… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Налогооблагаемая деятельность религиозных организаций и модели их взаимоотношений с государством
- 1. 1. Налогооблагаемая деятельность религиозных организаций (на примере Русской православной церкви)
- 1. 2. Модели финансово-экономических отношений государства и религиозных организаций
- Глава 2. Повышение социальной значимости 69 налогообложения религиозных организаций в современных условиях
- 2. 1. Финансово-правовые основы налогообложения религиозных организаций
- 2. 2. Основные направления реформирования налогообложения религиозных организаций
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
- Приложение
Налогообложение религиозных организаций в финансово-экономической системе государственного регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена возрастающей ролью как налогообложения, так и религиозных организаций на современном этапе экономического развития России.
Реформы переходного периода свидетельствуют о несостоятельности жестких и однозначных схем преобразований, основанных на альтернативных вариантах — централизованное планирование или рынок, государственная или частная собственность и т. п. При таком подходе религиозные организации, освобождаясь от жесткого контроля государства, попадают в другую крайностьрыночную стихию.
Финансово-экономические взаимоотношения государства и религиозных организаций последнего десятилетия характеризуются отсутствием четко выработанной стратегии. При этом на всех уровнях власти существовала поддержка корпоративных экономических интересов религиозных институтов, заключающаяся, прежде всего, в предоставлении зачастую необоснованных налоговых льгот и широких возможностей осуществления коммерческой деятельности, результаты которой не всегда соответствовали уставным целям и задачам. Как следствие, отдельные религиозные организации были вовлечены в сферу теневой экономики.
В Послании Президента РФ Федеральному собранию (2001 г.) определен стратегический курс, в основе которого положен принцип «прозрачности экономики». В соответствии с ним предстоит разработать и внедрить новые, реалистичные схемы финансово-экономических отношений.
Действующее отечественное законодательство предусматривает право религиозных организаций не представлять расчеты по налогам, бухгалтерские отчеты и балансы при отсутствии объектов налогообложения. Более того, Министерство по налогам и сборам РФ установило для религиозных организаций порядок представления ими в налоговые органы отчетов о суммах, поступивших на благотворительные цели, и их расходовании, только по официальным запросам налоговых органов.
Отсутствие контроля со стороны государства за финансовыми результатами основной деятельности рассматриваемых некоммерческих организаций приводит к невозможности реально отследить финансовые потоки, участниками которых они являются.
Вышесказанное обуславливает необходимость и актуальность исследования процесса финансово-экономической деятельности религиозных организаций и вопросов их налогообложения.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на повышающийся интерес экономистов к проблемам финансово-экономических отношений государства и религиозных организаций, их теоретические исследования, связанные с налогообложением конфессиональных образований, не получили достаточного развития в современной отечественной экономической литературе. Это связано, прежде всего, с формированием модели государственно-конфессиональных отношений в условиях административно-командной экономики, где религиозные организации не рассматривались как один из институтов советского общества, и указанные отношения строились на принципах экспроприации и национализации.
В период реформ с выделением «третьего сектора» в экономике появились работы, которые в той или иной мере затрагивают отдельные аспекты налогообложения религиозных организаций в рамках некоммерческого хозяйствования. Это работы Е. А. Абросимовой, С. Арионеску, Ф. М. Бородкина, А. Бодунгена, А. Вербицкого, И. Городецкой, Л. Демидовой, Е. В. Егорова, Е. Н. Жильцова, 3. Тереньтьева, С. В. Шишкина, И. М. Шеймана., Т. В. Юрьевой, Л. И. Якобсона.
Наибольший вклад в изучение российских религиозных организаций как экономических субъектов сделал коллектив ученых Российского государственного гуманитарного университета (Н. Митрохин, Л. Тимофеев, М. Эдельштейн). В частности, им рассмотрена деятельность Русской православной церкви, как экономического субъекта.
В зарубежной экономической литературе теоретические и практические аспекты налогообложения религиозных организаций исследуются в работах К. Дамлера — США (К. Dummler), М. Эммори (М. Emory) и Л. Зитенак (L. Zetenak) — ФРГ.
Налогообложение религиозных организаций является составной частью государственно-конфессиональных отношений. Поэтому в диссертационном исследовании использованы научные разработки отечественных ученых — религиоведов. В частности, весомый вклад в изучение данного аспекта внес коллектив кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ (Н.А. Трофимчук, Г. М. Керимов, Л. А. Баширов, Р. А. Лопаткин, М. О. Шахов и.
ДР-).
Цель и задачи исследования
Цель настоящего исследования состоит в разработке основных направлений реформирования налогообложения религиозных организаций на основе объективного анализа современной финансово-экономической системы их взаимоотношений с государством.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
— выявить особенности налогооблагаемой деятельности религиозных организаций на примере Русской православной церкви;
— классифицировать и раскрыть существующие модели финансово-экономических отношений государства и религиозных организаций;
— проанализировать современные финансово-правовые основы налогообложения религиозных организаций;
— конкретизировать и унифицировать категориальный аппарат, используемый при налогообложении религиозных организаций;
— раскрыть влияние налогообложения религиозных организаций на их социальную деятельность;
— разработать рекомендации по изменению современной отечественной системы налогообложения в части, касающейся религиозных организаций.
Объектом исследования являются религиозные организации как хозяйствующие субъекты в их взаимосвязи с органами государственной власти.
Предметом научного поиска выступает совокупность отношений государства и религиозных организаций в финансово-экономической системе государственного регулирования и в особенности ее налогооблагаемой составляющей.
Теоретической и методологической базой исследования выступает комплексный подход к анализу налогообложения религиозных организаций в системе финансово-экономических факторов государственного регулирования. Теоретико-методологическое обоснование концептуальных и прикладных аспектов исследуемой проблемы базируется на обобщении положений, выработанных в работах и исследованиях по теории налогов и налогообложения как отечественных, так и зарубежных экономистов, а также, посвященных детальному анализу принципов функционирования и регулирования государством неприбыльного сектора экономики.
В процессе исследования использовались законодательные акты Российской Федерации, Указы Президента РФ, постановления Правительства России и города Москвы, методические и нормативные материалы Министерства по налогам и сборам Российской Федерации.
Эмпирической основой диссертации послужил ряд фактических отчетов некоторых организаций Русской православной церкви, материалы мониторинга средств массовой информации за 1990 — 2001 гг. и результаты экспертного опроса бухгалтеров религиозных организаций. Значительный объем информации получен при использовании сети Интернет, из которой почерпнуты как отдельные материалы прессы, так и представляющие самостоятельную ценность сведения.
Научная новизна диссертационного исследования.
Основные результаты, полученные лично автором в ходе комплексного исследования налогообложения религиозных организаций, разработки важных направлений совершенствования данного процесса и их научная новизна состоят в следующем:
• На основе анализа налогооблагаемой деятельности Русской православной церкви обосновано, что различные ее звенья выступают в рыночной экономике как экономические субъекты и предложены возможные пути развития их внутренних и внешних финансовых отношений, среди которых выделяются два альтернативных варианта. При сохранении существующей финансовой системы внутри Русской православной церкви будет усиливаться негативное отношение к ней со стороны общественности, и ослабляться социальная составляющая ее практической деятельности. Одновременно обеспечение государством прозрачности всех сфер деятельности Церкви и совершенствование механизма ее налогообложения призвано способствовать более равномерному перераспределению финансовых ресурсов среди всех звеньев указанных субъектов и выполнению ими социально-значимых функций.
• В результате обобщения отечественной и зарубежной практики регулирования статуса религиозных организаций проведена классификация основных моделей их финансово-экономических взаимоотношений с государством, содержащая несколько основных типов, складывающихся в ходе развития того или иного общества, а именно: первичная модель финансово-экономических отношений государства и религиозных организаций, модель совместного финансирования приоритетных религиозных организаций, социально-экономическое сотрудничество государства и религиозных организаций, финансовый нейтралитет государства относительно их налогообложения.
• Раскрыто несовершенство финансово-правовых основ налогообложения религиозных организаций в связи с отсутствием прозрачности их основной деятельности. Предложено, в связи с этим, вменить религиозным организациям обязательства по предоставлению отчетности по их основной уставной деятельности и осуществлению расчетов с населением с применением контрольно-кассовых машин.
• Конкретизирован и унифицирован категориальный аппарат, используемый при рассмотрении налогооблагаемой деятельности. А именно, классификация их деятельности проведена по следующим видам: культовая, осуществляемая на безвозмездной основе, культовая, осуществляемая на возмездной основе, внекультовая, осуществляемая на безвозмездной основе, внекультовая, осуществляемая на возмездной основе, финансово-хозяйственная и предпринимательская.
• Обоснована целесообразность стимулирования выполнения социальных функций религиозными организациями посредством льготного налогообложения (на примере осуществления социальных и благотворительных акций Костромской епархией).
• Разработаны предложения по реформированию налогообложения религиозных организаций, основанные на принципах «прозрачности экономики» и стимулировании выполнения ими социальных функций в современных условиях.
Положения, выносимые на защиту:
— налогооблагаемая деятельность религиозных организаций до сих пор осуществляется без должного финансово-правового контролявнутрицерковные финансовые отношения также требуют совершенствования;
— в классификации обобщенных типов финансово-экономических взаимоотношений религиозных организаций с государством в качестве приоритетной выделена модель социально-экономического сотрудничества;
— в совершенствовании налогообложения выдвигается три основных направления: а) налоговое стимулирование социальной и благотворительной деятельности религиозных организацийб) обеспечение прозрачности основных экономических показателей религиозных организацийв) налогообложение религиозных организаций единым налогом на вмененный доход в части их деятельности, денежные расчеты по которой не могут быть учтены органами контроля.
Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования в разработке законодательных инициатив, касающихся налогообложения религиозных организаций, как на Федеральном, так и на уровне субъектов Федерации, что позволит реально оценивать соответствующие финансовые потоки. Ряд положений работы можно рекомендовать для подготовки программ социально-экономического развития регионов России.
Конкретные рекомендации автора содержат предложения по:
• совершенствованию существующих финансово-экономических отношений государства и религиозных организаций в России;
• применению единой терминологии, касающейся налогообложения религиозных организаций;
• разработке основных направлений реформирования налогообложения религиозных организаций, основанных на принципе «прозрачности экономики» и стимулировании выполнения ими социальных функций.
Апробация результатов исследования. Отдельные аспекты диссертации были изложены в выступлении автора на межрегиональной научно-практической конференции «Многонациональный регион: экономика, политика, культура.» в 1999 годуна практических занятиях аспирантов РАГС в форме круглых столов и дискуссий по вопросам финансовой и налоговой политики государства, 1998;1999 гг., а также отражены в его публикациях общим объемом 2 п. л.
Логика и структура работы определяются целью исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Заключение
.
На современном этапе развития хозяйственная система любой развитой страны структурно представляет собой сложное явление — она функционирует как смешенная экономика, в рамках которой, наряду с бизнес сектором, ориентированным исключительно на получение прибыли, существуют и другие сектора экономики, деятельность которых направлена на достижение общественного благосостояния. К ним, помимо государственного, относится и быстро растущий некоммерческий сектор.
Среди некоммерческих организаций, религиозные выделяются посредством ряда признаков, позволяющих говорить о неком особом их статусе. Во-первых, функционирование религиозной организации сегодня подразумевает выполнение ряда экономических функций, которые вписываются в их основную, уставную деятельность Во-вторых, религиозная организация сегодня — это некоммерческая организация, имеющая как горизонтальную, так и вертикальную иерархическую структуру, каждый элемент которой, является и субъектом права, и что особенно важно, субъектом финансово-экономических отношений (по терминологии, принятой в богословии это «видимое тело»).
Как экономический субъект религиозная организация не может существовать, не имея определенного бюджета, исчисляемого в деньгах. Если бы бюджет пополнялся только за счет добровольных пожертвований паствы, религиозное объединение не представляло бы для экономистов никакого специального интереса, найдя свое место среди других организаций, чьи средства формируются за счет благотворительности, или поступают в виде трансфертов. Однако современные религиозные организации в России не только расходуют пожертвованные деньги, но и различными способами пополняют доходную часть своего бюджета за счет разнообразной экономической деятельности. В частности, производятся и продаются определенные услуги и товары, в результате чего религиозная организация получает доход, рассчитывает прибыль. Причем, товарами могут быть не только материальные предметы, необходимые для совершения религиозных обрядов, так и само действо священнослужителей. Но если материальные объекты купли-продажи могут быть привычно описаны в терминах экономической теории, начиная от факторов производства, и, кончая конъюнктурой на рынке, — то услуги религиозного характера являются весьма специфическим товаром.
Там, где речь идет о финансово-экономических отношениях, там всегда присутствует и понятие о большей или меньшей выгоде. Поскольку же все религиозные организации построены по принципу иерархии статусов, то возможно, и каждый уровень этой иерархии, каждый статус рассматривать, с точки зрения экономической выгоды его обладателя, что, в свою очередь позволяет говорить об особенностях отношений между клиром и паствой и об известной коммерциализации внутрицерковных связей.
Современные масштабы финансово-экономической деятельности централизованных религиозных организаций можно оценивать в сотни миллионов долларов, ее размах и относительная стабильность уже сейчас позволяют говорить о выделении института церкви из так называемого экономистами, «третьего сектора экономики».
Налогооблагаемая деятельность Русской православной церкви характеризуется бесконтрольным оборотом денежных средств на каждом уровне церковной иерархии. На сегодняшний день внутри Церкви и вне ее нет силы, заинтересованной в легализации реального денежного оборота. «Затратный сектор» внутри церкви (образовательные, катехизаторские и благотворительные структуры) настолько слаб, что не имеет, да и вряд ли в ближайшие годы будет иметь возможность настаивать на такого рода легализации. Тем более что люди, которые возглавляют эти подразделения, сами активно участвуют в обороте наличных денег. Практически во главе всех общецерковных «затратных» отделов стоят священнослужители, причастные, скорее, не к расходованию, а к заработку средств. Например, правящие архиереи епархий или, на епархиальном уровне, настоятели приходов. Таким образом, церковь не может и не хочет запускать какие-либо механизмы, заставляющие священнослужителей и церковных администраторов отказываться от использования наличных средств.
Государство также не стремится к переводу церковных средств в безналичную форму. Однако к РПЦ, являющейся влиятельной в политическом отношении структурой, налоговые и правоохранительные органы проявляют «уважение», фактически отказываясь рассматривать ее денежные потоки как источник пополнения казны государства. Огромное количество налоговых льгот, не всегда четко обоснованных, тому свидетельство.
Снисходительное отношение правоохранительных и налоговых органов к экономической деятельности духовенства приводит к многочисленным случаям использования последними своего положения при участии в более чем сомнительных финансовых операциях, которые в случае неудачи заканчиваются образованием больших и «безнадежных», для кредиторов, долгов.
Приход и епархия стремятся стать максимально автономными образованиями. Вертикаль власти поддерживается административными средствами, и даже подавляющее большинство официальных документов, циркулирующих между структурами различного уровня, касаются финансов.
При сохранении сложившейся схемы финансовых отношений внутри РПЦ средств для организации общецерковных и общественно значимых проектов не будет. Кроме постепенной изоляции от государства и общества Церковь неизбежно будет двигаться, — и этот процесс уже заметен — по пути регионализации, замыкания в территориально-этнические образования. Кроме того, особый политико-экономический статус РПЦ, уже фактически превратившейся во внутрироссийский оффшор, по мере реального усиления влияния налоговых органов может быть использован для отмывания денег теневым и даже криминальным секторами экономики. И если пока известны лишь единичные подобные случаи, то в недалеком будущем это может превратиться в серьезную проблему.
Процесс развития гражданского общества в России вполне вероятно, повлияет на экономическую деятельность Церкви, что выразится в виде большего уважения к юриспруденции. Разработка принципиально новых схем финансово-экономических отношений государства и религиозных организаций на федеральном и местном уровнях позволят главному религиозному институту страны легализовать свою экономику, сделав ее прозрачной и более эффективной.
В зависимости от места и роли религии в жизни общества формировались различные модели финансово-экономических отношений между государством и религиозными объединениями. Можно выделить следующие модели указанных взаимоотношений:
1. Первичная модель финансово-экономических отношений государства и религиозных объединений.
2. Модель совместного финансирования приоритетных религиозных объединений.
3. Модель финансового нейтралитета.
4. Модель социально-экономического сотрудничества.
Основным инструментом указанных отношений выступает налогообложение. Религиозным организациям предоставлены значительные льготы, учитывающие их некоммерческую сущность, малообеспеченность основной массы верующих, не способных субсидировать их функционирование. Они имеют различные льготы по налогам на землю, на имущество, на прибыль, на добавленную стоимость, получают от государства в собственность или в безвозмездное пользование имущество религиозного назначения и земельные участки.
Государство ставит религиозные организации в особое положение по сравнению с иными некоммерческими и общественными организациями. Для других некоммерческих организаций, например, благотворительных, предоставление льгот прямо увязано с их социально значимой деятельностью, которая компенсирует бюджету убытки от налоговых льгот. В отношении религиозных организаций (как и учреждений культуры) льготы являются выделением доли общественного богатства на удовлетворение духовных потребностей как общества в целом, так и его различных конфессионально ориентированных частей.
В условиях социально-ориентированной экономики, когда религиозные организации становятся субъектами финансово-хозяйственной деятельности и их коммерческая инициатива постоянно растет, этот подход нуждается в серьезном теоретическом осмыслении, связанном с формированием общеприемлемой точки зрения в обществе на эту проблему, а также в поиске оптимальных форм его практического воплощения.
Гражданский кодекс РФ устанавливает четкую альтернативу, разграничивает деятельность религиозных организаций на предпринимательскую и иную (непредпринимательскую).
В большинстве случаев именно предпринимательство является основанием для возникновения обязанностей религиозных объединений по ряду налогов. Безусловно, такие виды, как культовая, благотворительная и образовательная деятельность, вполне однозначно квалифицируются как не относящиеся к предпринимательству в силу прямого указания закона. С экономической точки зрения — это верно в силу того, что осуществление таких видов деятельности не является возмездным, не требует обязательной материальной компенсации или получения выгоды.
Однако остальные виды деятельности, к которым относятся культурно-просветительская, религиозно-туристическая и религиозно-производственная деятельность, могут иметь двоякий статус, причем предпринимательской деятельностью они могут квалифицироваться уже при условии их возмездного осуществления.
Для целей налогообложения религиозных организаций необходимо использовать типологию видов деятельности разработанную теоретиками религиоведения (нерелигиозная, религиозная: культовая и внекультовая), пересмотрев и унифицировав ее с точки зрения финансово-экономической целесообразности. Так, в целях налогообложения, возможно, рассматривать деятельность религиозных организаций:
— предпринимательскую, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, производства и продажи товаров (выполнения работ или оказания услуг);
— финансово-хозяйственную, осуществляемую эпизодически, направленную на удовлетворение хозяйственных нужд, возникающих в процессе иных видов деятельности;
— религиозную внекультовую деятельность, осуществляемую на возмездной основе, прибыль от которой может быть использована не только на достижение уставных целей и задач, (на совместное исповедание и распространение веры).
Такая классификация видов деятельности религиозных организаций позволит усовершенствовать налоговый механизм и обоснованно применять льготы в отношении религиозных организаций.
В рамках действующей налоговой системы России специфика налогообложения религиозных организаций определяется в следующем:
— От религиозных организаций не имеющих объектов обложения налогами, предусмотренных налоговым законодательством не требуется предоставление налоговым органам расчетов налогов, бухгалтерских отчетов и балансов;
— Религиозные организации имеют большее количество льгот по налогообложению в сравнении с другими субъектами налогообложения.
Согласно современной финансово-экономической политики нашего государства, необходимо ставить вопрос о публичной прозрачности бюджета религиозных организаций. Полной прозрачности всех цепочек: кто жертвует, сколько и как расходуются эти средства. Так как все крупные пожертвования — фрагмент чьей-то налогооблагаемой базы.
Важно, чтобы ведение религиозной организацией учета расчетов с населением в рамках своей уставной деятельности предусматривало применение контрольно-кассовых машин. Необходимо, чтобы они представляли отчеты по своей основной деятельности в соответствующие отделения Министерства по налогам и сборам РФ. Это позволит налоговым органам проконтролировать момент возникновения объекта налогообложения. Кроме того, это решит проблему оценки реальных объемов денежных поступлений не только государственными органами, но и будет способствовать налаживанию внутреннего финансового контроля.
Исходя из того, что религиозная организация становится субъектом рыночной экономики, не выходя за рамки своей уставной (религиозной) деятельности, представляется необходимым пересмотреть основные подходы к налогообложению их основной деятельности. На сегодняшний день им предоставляются льготы практически по всем федеральным налогам. Региональными и местными органами власти также предоставляются льготы, не всегда обоснованные и, зачастую, не несущие позитивных результатов в социально-экономическом направлении.
Возможным выходом из данной ситуации введение Положения о включении религиозных организаций в число плательщиков единого налога на вмененный доход, исчисляемого исходя из предполагаемых результатов религиозной деятельности, денежные расчеты по которой не могут быть учтены органами контроля (например осуществление обрядов на дому).
При условии отчетности организаций по всем видам религиозной деятельности, становится возможным вменение льготы по налогу на прибыль, полученную от предпринимательской деятельности, в частности, освобождение от налогообложения части, направленной на выполнение основной деятельности, а также социальные и благотворительные цели.
В условиях многонационального государства, где национальный и религиозный вопрос разрабатывается и осуществляется на уровне государственной политики, политики светского государства, налогообложение религиозных организаций не может осуществляться в зависимости от конфессиональной принадлежности. Все предлагаемые методики изменения налогообложения религиозных организаций носили характер лоббирования интересов, прежде всего, Русской православной церкви. Принятие подобных инициатив на уровне федерального законодательства чревато межнациональными и межрелигиозными конфликтами.
Но современные реалии российской переходной экономики таковы — если протестантские организации и организации новых религиозных культов зачастую финансируются из-за рубежа, то традиционная для России — Русская православная церковь может надеется в этом отношении только на себя и поддержку государства. Привилегированное положение РПЦ, как уже было сказано, может негативно сказаться на политической ситуации. Создание акционерных обществ, собственниками которых являлись бы государство и религиозные организации может стать той позитивной тенденцией, которая ляжет в основу формирования новой схемы финансово-экономических отношений государства и религиозных отношений.
Список литературы
- Амбросимова Е.А. Организационные и юридические основы деятельности благотворительных организаций в Европе и Америке // Помоги ближнему. Благотворительность вчера и сегодня. М., 1994. -С. 89−99.
- Амбросимова Е.А. Современное состояние и тенденции развития благотворительного сектора в Российской Федерации // Помоги ближнему. Благотворительность вчера и сегодня. М., 1994. — С. 128 -140.
- Арионеску С. Третий сектор и его роль в реформировании социальной сферы. Центр социального предпринимательмтва и исследований «COUNTERPART», 1995, — 20с.
- Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. М.: Издательство Московской Патриархии, 1994. — 197 с.
- Беляева Н.И. Правовое регулирование и этические нормы в благотворительном секре // Помоги ближнему. Благотворительность вчера и сегодня, м., 1994. С. 100 — 127.
- Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М.: Ad Marginem 1999. — 431 с.
- Богданова О. А Методологические аспекты исследования взаимодействия экономического и религиозного факторов в развитии современного российского общества // Философско-методологические проблемы экономических наук. Ростов на Дону, 1998. — С. 38 — 42.
- Витюк В.В., Данилевич И. В. Испанская церковь и ее отношения с государством и гражданскими институтами в условиях перехода от авторитаризма к демократии // Гражданское общество: теория, история, современность М., 1999. — С. 116 — 138.
- Выбор пути: дискуссии на полях земельного кодекса России / Общие итоги земельной реформы 1992−1997 гг. (из аналитических материалов ГОСКОМЗЕМА РФ). М.: Наука. 1998. — 337 с.
- П.Гаврилова Н. М., Пономаренко Е. В. Третий сектор: механизм некоммерческого хозяйствования М., 1999. — 137 с.
- Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг М., МГУ. 1991.-85 с.
- З.Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М., МГУ. — 1995. — 185 с.
- Комментарий к части второй Налогового кодекса РФ (вводный). М.: Юрайт-М, 2000. — 232 с
- Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере./ Под ред. Шеймана И. М., Якобсона Л. И. и др. РАН. — ИМЭМО. — М.: Наука, 1995, 156 с.
- Кудрявцев А.И. Вопросы регулирования деятельности религиозных организаций в Российской Федерации М., Кентавр. 1995. — № 2. — С. 147−149.
- Куницин И.А. Правовой статус религиозных организаций в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы М.: Православное дело, 2000. — 464 с.
- Кураев А. Откуда у церкви деньги? В помощь приходским священникам и налоговым инспекторам. Краснодар: Троицкое слово, 1999, — 59 с.
- Лотман Ю.М. «Договор» и «вручение себя» как архетипичные модели культуры // Избранные статьи: В 3 т. Таллин: «Александра», 1993. Т.3.-457 с.
- Макальская М.Л., Пирожкова Н. А. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет, отчетность. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2000. — 816 с.
- Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992. — т1 — 399 е., т.2 — 400 с.
- Маркарьян С.Б. Государственная политика Японии в отношении религии // Японский опыт для российских реформ М., 1998. — С. 49 -57.
- Митрохин Н.А., Тимофеев J1.M.,. Эдельштейн М. Ю. Экономическая деятельность Русской православной церкви и ее теневая составляющая- М.-РГГУ, 2000, — 189 с.
- Никольский Н.М. История Русской церкви. М., 1985. — 118 с.
- Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. -М.: ИНФРА М, 1996. — 192 с.
- Россия 2015: оптимистический сценарий. / Под ред. Абалкина. Л. И.- М.: ММВБ, 1999,-416 с.
- Русская православная церковь и право: комментарий (сборник документов с комментариями) М.: БЕК, 1999. — 557 с.
- Скоробогатов Р. Ю. Религиозный фактор в экономическом развитии региона Южной Азии // Государство Религия Церковь в России и за рубежом Информационно-аналитический бюллетень. № 3 (24). М.: РАГС, 2000. — С. 151 — 163.
- Сомин Н. В Возможен ли «христианский капитализм?"// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. -М., 1998. С. 76−78.
- Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней церкви. -СПб., 1900. С. 30.
- Финансы в системе факторов экономического роста / Под ред. Бачурина А. В., Спицина А. Т. М.: Издательство РАГС, 1998. — 170 с.
- Финансы, налоги и кредит. Учебник / Общ. ред. Емельянов A.M., Мацкуляк И. Д., Пеньков Б. Е. М.: РАГС, 2001. — 546 с.
- Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Даниловский благовестник, 2000. — 192 с.
- Чьюнинг Р., Эби Дж., Роэлс Ш. Бизнес сквозь призму веры: Пер. с англ. М.: Цетр общечеловеческих ценностей, 1993. — 240 с.
- Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X—XIII вв.. М., 1989. — 110 с.
- Юристы некоммерческого сектора России. М.: CAF, Российское представительство, 1996. — 60 с.
- Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 1999. — 429 с.
- Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере М., Экономика. — 1991. — 175 с. 1. Официальные материалы
- Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. 41 .Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Налоговый кодекс Российской Федерации Часть 1.(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 02.01.00. № 13-Ф3) // Российская газета № 148−149 от 06.08.98 г.
- Налоговый кодекс Российской Федерации Часть 2. от 05.08.00 г. № 117 ФЗ. Парламентская газета. № 151−152 от 10.08.00 г.
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. С. 145.
- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3340.
- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4872.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 1 50- 1997. № 47. Ст. 5341.
- Закон Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. //Российская газета. 1992. 10 марта.
- Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. // Российская газета. 1992. 5 марта.
- Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1871.
- Закон Российской Федерации «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1424.
- Закон Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18 октября 1991 г. // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1426.
- Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920.
- Закон Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. // Российская газета. 1993. 2 июля.
- Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» от 20 февраля 1995 г., № 176. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 9. Ст. 734.
- Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» от 8 июня 1995 г., № 33. // Российские вести. 1995. 10 августа.
- Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации «О порядке исчисления и уплат в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 10 августа 1995 г., № 37. // Российские вести. 1995. 12 октября, 19 октября.
- Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» от 11 октября 1995 г., № 39. // Российские вести. 1995. 23 ноября, 30 ноября.
- Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» от 17 апреля 1995 г., № 29. // Российские вести. 1995. 22 июня.
- Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» от 15 мая 1995 г., № 30. // Российские вести. 1995. 29 июня, 2 июля.
- Инструкция «О порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования». // Финансовая газета. 1996. № 46.
- Инструкция «О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование». // САПП Российской Федерации. 1993. № 44. Ст. 4198.
- Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования «О договорах возмездного оказания услуг» от 29 января 1997 г., № 332/81-И. // Экономика и жизнь. 1997. № 14.
- Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. № 20. Ст. 2295.
- Указание Центрального банка России «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами» от 7 октября 1998 г., № 375-У. // Экономика и жизнь. 1998. № 42.
- Разъяснение Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22 мая 1995 г., №ВГ-6−01/286. // Налоговый вестник. 1995. № 7.1. Периодическая печать.
- Афанасьев Э. О некоторых православных принципах формирования рыночной экономики. // Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С.54 -59.
- Афанасьев Э., Кахоун Н., Трофимова И. Христианская этика и православные христиане в деловой жизни России.// Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С. 109 — 112.
- Бабаян Н. Церковь как унитарное предприятие // Новое время. 1998. -№ 50.-С. 37.
- Виленский А. Японские парадоксы.// Вопросы экономики. 1993. — № 8.-С.126- 133.
- Глаголев А. Возрождение церковного хозяйства в России. // Вопросы экономики. 1994. — № 4. — С. 113 -122.7 7. Глаголев А. Христианская экономия в свете насущных задач экономической реформы России.// Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С.60 — 71.
- Глазьев С. О внесении в Государственную Думу России законопроектов об имущественных правах религиозных организаций // Вопросы экономики. 1994. — № 9. — С. 96 — 100.
- Гловели Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения.// Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С. 113 — 125.
- Горбатов. О декрете СНК 1918 г «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви» Кемерово: 1997. — 137 с.
- Горичева Л. Экономические проблемы в национальном самосознании.// Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С.44 — 53.
- Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996. — 252 с.
- Дозорцев П.Н. Генезис отношений государства и церкви: историко-библиографический аспект. М.: Манускрипт, 1998. — 93 с.
- Егоров Ю. Возродятся ли христианские начала в экономической науке? // Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С. 106 — 108.
- Зарубина Н., Хмельницкий А. Духовная основа экономики // Истина и жизнь, 1999,-№ 11.-С. 10−15.
- Игумен Иннокентий (Павлов) Правовой статус церковной собственности согласно церковной традиции и канонам Русской Православной Церкви.// Вопросы экономики. 1994. — № 4. — С. 101 112.
- Калиганов И. И. О роли РПЦ в строительстве новой России // Миссионерское обозрение.- 1998. -№ 9. С. 6 — .
- Комаров Е. Мэрские подарки // Новые известия. 1999. 16 декабря.
- Комаров Е. Наш храм «Отечество» // Новые известия. 1999. 10 сентября.
- Корнеева К. Экскоммуникация по-волгоградски // Религия и право. -1997. -№ 1.-С. 28.
- Коррацциари Г. Этика и экономика: вопрос открыт.// Вопросы экономики. 1993. -№ 8.-С.17−28.
- Ксенофонтова Н. Культурные традиции африканских народов в сфере трудовой.// Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С. 144 — 152.
- Липицкий М.Н. Религиозные основы хозяйственной деятельности (к постановке проблемы) // Политая. 1998. — № 3. — С 58 — 73.
- Логинов А.В., Лукичев Б. М. Хронология основных событий в сфере государственно-церковных отношений в РФ (на федеральном уровне) декабрь 1990 г.- апрель 1998 г.// Политая. 1997/98 — № 4. — С. 95 — 105.
- Макс Вебер. Развитие капиталистического мировоззрения.// Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С.153−159.
- Максимов П. Черненко Д. Налог со свечек отменяется. // Росая. 2001. 6 апреля
- Менделеев М. Большая любовь московского мэра // Экспресс -Хроника. 1999. 10 мая.
- Мирошникова Е.М. К вопросу о церковном налоге // Религия и право. -2000.-№ 4.-С. 14−16.
- Митрохин Н. Русская православная церковь как субъект экономической деятельности. // Вопросы экономики. 2000. — № 8. — С. 54−70.
- Мовсесян А. Огнивцев С. Цивилизованные основы мировой экономики.// Общество и экономика № 3−4 — 2000. — С. 18−35.
- Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. — № 3. — С. 5 — 7.
- Об имущественных правах и хозяйственной деятельности религиозных организаций, их предприятий и учреждений в РФ: Проект закона Российской Федерации // Вопросы экономики. 1994. -№ 9. -С. 134- 145.
- Олсон М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе. // Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С.28 — 31.
- Ольсевич Ю. Хозяйственная система и этнос.// Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С.7 — 16.
- Панфилова Ю., Ячистов К. Ломоносовский фарфор дал трещину// Комерсант. 1999. 2 сентября.
- Папуашвили Т. Государство и религия: опыт Грузии и США // США- Канада: Политика. Культура 1999. — № 5, — С. 70 — 75.
- Платонов Д. Православие в его хозяйственных возможностях (заметки историка-экономиста). // Вопросы экономики. 1993. — № 8. -С.82 — 87.
- Симонов В. Экономические проблемы в Новом Завете.// Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С.72 — 81.
- Соболевская А. Духовные истоки российского предпринимательства. // Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С.88 -96.
- Суперфин Л. Религия в индустриальном и постиндустриальном мире (тенденции западного опыта). // Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С.34 — 43.
- Терлеева Е. Монастыри и предпринимательство // Религия и право. 2000.-№ 3,-С.18- 19.
- Тульский М. Станет ли Русская православная церковь государственной церковью России.// Независимая газета. 2000. 12 декабря.
- Филатов С. Церковь и рейгэномика // Наука и религия 1988. — № 1.-С. 55 -57.
- Холодков В. Православные традиции в российском землевладении.// Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С.97 — 105.
- Чапнин С. Деньги церкви. // Интернет-журнал Соборность. 2000. 16 октября.
- Шведов О. Возрождение религиозным объединениям конфискованных земель (в свете советского и российскогозаконодательства о свободе совести и вероисповедания). // Вопросы экономики, 1994.-№ 4.-С. 123- 131.
- Элбакян Е. Этика и экономика в христианском миросозерцании // Религия и право. 1999, — № 4−5. С. 30 — 31.
- Источники на иностранных языках.
- Dummler К. Wos des Kaiser ist: Auswir kugen der Steuerreform fur die Kirchen // Evangelische Komment. Stuttgart, 1986. — Jg/ 19, № 1. — S. 22 -25.
- Emory M., Zetenak L. The tax exempt status of communitarian religious organizations: An unnecessary controversy? // Cults, culture, and the law -Chico (Cal/), 1985.-P. 177−201.