Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Компромисс как способ разрешения социально-трудовых конфликтов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высказанная автором идея о том, что компромисс представляет собой целерациональное социально-экономическое действие, была также положена в основу эмпирического исследования, для целей которого была разработана методика социологического анализа поведения субъектов социально-трудовых конфликтов, возникающих в современных российских компаниях. В рамках данного исследования диссертантом была… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы социологического анализа компромисса
    • 1. 1. О понятии «компромисс»
    • 1. 2. Концепции компромисса зарубежных и отечественных исследователей
    • 1. 3. Компромисс как форма социально-экономического действия
  • Глава 2. Компромиссы в условиях социально-трудовых конфликтов
    • 2. 1. Социально-трудовые конфликты и методы их разрешения
    • 2. 2. Компромисс как стратегия разрешения социально-трудовых конфликтов
    • 2. 3. Социологический анализ компромиссного поведения в условиях социально-трудового конфликта
    • 2. 4. Практические приемы компромиссного разрешения социально-трудовых конфликтов

Компромисс как способ разрешения социально-трудовых конфликтов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Общественная жизнь России последних десятилетий характеризуется, высоким уровнем социальной напряженности и нестабильности, что определяет наличие большого количества неразрешенных противоречий и как следствие — приводит к возникновению конфликтов. Конфликт как способ взаимодействияиндивидов и групп при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов — свойственен всем сферам жизни человека, и социально-трудовые отношенияв этом смысле также не являются исключением., ,.

Как показывает анализ многочисленных социологических опросов, проводимых исследовательскими, центрами — различного рода конфликтычастое явление, и возникают они в повседневной практике любой. современной российской компании. Несмотря' на то, что последствия конфликтов могут быть различными, как правило,. они ведут к ухудшению1 социально-психологического климата, падению трудовой мотивации, снижению качества5 выполнения работы, и, как следствие, ее эффективности как. среди отдельных сотрудников, так и коллектива в целом. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с конструктивным и своевременным разрешением конфликтов, поиском оптимального способа, выхода из ситуации противоборства, поэтому изучение данной проблематики представляет не только научный, но и практический: интерес, так как, от этого .в немалой степени зависит обеспечение социальнойстабильности как. конкретной компании, так и общества в целом.

Все это обуславливает тот факт, что в последнее время понятию «компромисс» уделяется все больше внимания зарубежными и отечественными исследователями в рамках социологии, конфликтологии, управления персоналом, социальной философии. Современные ученые рассматривают компромисс в качестве классического, т. е. образцового или универсального способа разрешения конфликтов, который при глобальном рассмотрении становится фундаментальным звеном всей социальной конструкции, основой для преодоления противоречий. Компромисс свидетельствует о настрое на победу всех сторон, сближении с оппонентом, осознании необходимости идти на уступки, используя конструктивные модели взаимодействия, позволяет оппонентам выйти из ситуации противоборства, т. е. является средством поворота процесса противостояния в русло эволюционного развития, что и определяет целесообразность его использования для разрешения социально-трудовых конфликтов.

Тем* не менее, несмотря на осознание значимости компромисса как одного из способов взаимодействия индивидов и групп в условиях конфликтов, проблема во* многом остается неразрешенной. Объясняется это тем, что на данный момент сложилось явное противоречие, связанное с разрывом между потребностью общественной практики" в, эффективной системе преодоления* возникающих в социально-трудовых отношениях конфликтов" на основе применения компромисса, с одной стороны, и отсутствием научно обоснованных и апробированных методик — с другой. Именноэто обстоятельство обуславливает актуальность выбранной темы исследования, направленной на обобщение и систематизацию знаний в области компромисса как способа разрешения социально-трудовых конфликтов.

Степень разработанности проблемы.

Изучению компромисса в научной литературе уделялось много внимания, однако единого подхода так и не сложилось.

Социологические аспекты исследования проблемы компромисса связаны с анализом его различных сторон в работах зарубежных ученых, таких как О. Конт1, Э. Дюркгейм2, М. Вебер1- К.Р. Поппер2, Л. Козер3 и др.4, а также отечественных социологов — В.Н. Кузнецова5, А.К. Зайцева6.

КонтО. Курс положительной философии// Западноевропейская социология XIX века: тексты/ под ред. В. И. Добренькова. М., 1996.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда// Западноевропейская социология XIX — начала XX веков/ под ред. В. И. Добренькова. М., 1996. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М, 1991.

Моделированием компромисса в рамках теории игр занимались зарубежные и отечественные ученые: В. Парето7, Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн8, Дж. Нэш9, Т. Шеллинг10, H.H. Моисеев11, Ю. Б. Гермейер, И.А. Ватель12, В.А. Лефевр13.

Анализу стратегий разрешения конфликтов посвящены труды Р. Блейка и Д. Мьютона14, К. Томаса, Р. Х. Килменна, Дж. Скотт15, М. Дойча16, Дж. Рубина,.

17 18.

Д. Пруйта, Ким Хе Сунг и др .

С изучением компромисса в процессе делового общения связаны работы.

10 ОП 1 9.

JI.A. Муравьева, И. С. Клециной, Е. В. Буртовой, B.C. Кукушкина, O.A. Добриной3, В.Н. Шаленко4, Р. Фишера, У. Юри5, Дж. Кэмпа6, Дж. Хэллоуэлла7.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. T. 1, 2.

3Козер Л. Завершение конфликта// Американская социологическая мысль/ под ред. В. И. Добренькова. М., 1996. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

4 См., например: Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Птг., 1923. Растоу Д. Демократизация-согласие-пакт. Переход к демократии: попытки динамической модели// Полис. 1996. № 5. С. 5−15. Роулс Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. Lipset S. Consensus and conflict. Essays in Political sociology. New Brunswick, 1985. Дарендорф P. Современный социальный конфликт. M., 2002.

5Кузнецов В. Н. Социология компромисса. М., 2007., Кузнецов В. Н. Теория компромисса. М., 2010.

6 Зайцев А. К. Социальный конфликт. М., 2001.

7Подиновский В. В., Ногин В. Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М., 1982.

8Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1970.

9Нэш Дж. Некооперативные игры. (Nash, J. Non-Cooperative Games. Ph.D. dissertation in Mathematics, Princeton University, 1950.).

10Шеллинг Т. Стратегия конфликта. M., 2007.

Моисеев H.H. Восхождение к Разуму: Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М., 1993. Моисеев H.H. Коллективные решения и институты согласия// Конфликтология. Хрестоматия/ составители В. Н. Рябцев, М. А. Шитив. Ростов-на-Дону, 2001. Моисеев H.H. Можно ли говорить сегодня о контурах будущего?// Полис. 1991. № 3. С. 27−38.

12Гермейер Ю. Б. Игры с непротивоположными интересами. Теория принятия решения при полном единстве. М., 1972. Гермейер Ю. Б., Ватель И. А. и др. Игры с непротивоположными интересами// Труды всесоюзной школы-семинара по управлению большими системами. Тбилиси, 1973. С. 88−136.

13Лефевр В. А. Алгебра совести. М., 2002.

14 Blake R.R., Mouton J.S. Managing intergroup conflict in industry. Houston, 1964.

15Скотт Д. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991. Скотт Д. Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор — составитель Д. Я. Райгородский. Самара, 2007.

16Дойч М. Разрешение конфликта// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор — составитель Д. Я. Райгородский. Самара, 2007.

17Рубин Дж, Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. СПб., 2001.

18Хрящева Н. Ю. Менеджмент и конфликты// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редакторсоставитель Д. Я. Райгородский. Самара, 2007. Шейнов В. Как возникают конфликтыКонфликты в организацияхРазрешение конкретных конфликтов// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор — составитель Д. Я. Райгородский. Самара, 2007. Мелибруда Е. Поведение в ситуации конфликта// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия / редактор — составитель Д. Я. Райгородский. Самара, 2007;

Муравьев А. Компромисс как тактика и стратегия победы// Отечественные записки. 2003. № 1. С. 51−72.

20Клецина И. С. Тендерный подход и равновесие в межличностных отношениях// Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвященной теории и истории женского движения. СПб., 2001.

Социально-психологические аспекты управления и разрешения.

8 9 конфликтов отражены в публикациях Д. Дэна, В. Зигерта, Л. Ланга, X. Корнелиуса, Ш. Фейра10 и др.

Отечественные ученые — Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк 11, А.Г. Здравомыслов12, Н.В. Гришина13, Д.П. Зеркин14, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов!5- научные коллективы: Е. М. Ботвина, О. И. Кашник, Н. В. Силкина, Е.А. Федосихина16 — И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров и др. 17 -исследуют специфику современных трудовых конфликтовв организациях, а также разрабатывают технологии эффективного управления.

Однако, несмотря на достаточно обширный и разноплановый материал в области изучения конфликтов и основных способов их разрешения, в том числе в социально-трудовых отношениях, в* современной научной традиции наблюдается недостаточное внимание проблематике1 компромисса. Это обуславливает необходимость его социологического осмысления^ в рамках теории' экономической социологии и подразумевает более глубокое рассмотрение специфики компромисса как сложного и комплексного феномена,.

Буртовая Е. В. Конфликтология. Учебное пособие. М., 2002. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/unknownkonflictions/.

2Кукушкин B.C. Психология делового общения. М., 2003.

3Добрина O.A. Практическая психология конфликта: современные психотехнологии. Новосибирск, 2004.

4Шаленко B.H. Трудовые конфликты: методология, теория и управление. М., 2008. Шаленко В. Н. Социальные конфликты в трудовых организациях// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор — составитель Д. Я. Райгородский. Самара, 2007.

5Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992.

6Кэмп Дж. Нет. Лучшая стратегия ведения переговоров. М., 2009.

7Хэллоуэлл Д. Моральные основы демократии. М., 1993.

8 Дэна Д. Четырехшаговый метод улучшения взаимоотношений// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия / редактор — составитель Д. Я. Райгородский. Самара, 2007.

93игерт В. Ланг Л. Конфликт// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор — составитель Д Я. Райгородский. Самара, 2007.

10Корнелиус X., Фейр Ш. Конфликт// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор — составитель Д. Я. Райгородский. Самара, 2007.

Бородкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! М., 1983.

2Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. M., 1995. Здавомыслов.

А.Г. Проблема конфликта в социологической теории// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор — составитель Д. Я. Райгородский. Самара, 2007. «Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2008.

143еркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998.

15Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 2001.

16 Ботвина Е. М., Кашник О. И., Силкина Н. В., Федосихина Е. А. Управление конфликтами в организациях. Новосибирск, 2000.

17 Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Конфликтология: Учебник/ под ред. А. Я. Кибанова М., 2009. выявление его социально-экономической сущности, особенностей применения для разрешения социально-трудовых конфликтов.

Объект исследования — компромисс как социальный феномен. Предмет исследования — компромисс как способ разрешения социально-трудовых конфликтов в современных российских компаниях.

Цель данной работы состоит в исследовании компромисса как способа разрешения социально-трудовых конфликтов в современных российских компаниях и разработке на этой основе рекомендаций по эффективному его применению.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

• Раскрыть сущность компромисса как социального феномена и показать его отличие от таких понятий, как договор, диалог, толерантность, согласие, консенсус и т. п.;

• На основе анализа социологических концепций компромисса зарубежных и отечественных исследователей" обосновать положение о том, что компромисс представляет собой вид целерационального социально-экономического действия;

• Проанализировать существующие в науке подходы к пониманию компромисса в рамках деловых отношений;

• Исследовать специфику социально-трудовых конфликтов и компромисса как способа их разрешения в современных российских компаниях, изучить мнение экспертоввыявить причины, мешающие эффективности взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений в процессе разрешения конфликтов, а также разработать соответствующие рекомендации по ее повышению;

• Определить стадии компромисса, которые можно рассматривать в качестве практических приемов компромиссного разрешения социально-трудовых конфликтов в современных российских компаниях;

• Обобщить и систематизировать основные характеристики, «оптимального компромисса», т. е. компромисса, в котором максимально учтены интересы всех участников конфликта, а значит, его можно считать наиболее эффективным и устойчивым;

• Определить социально-экономические результаты применения компромисса для разрешения социально-трудовых конфликтов в современных российских компаниях.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Данная, диссертационная' работа носит комплексный" междисциплинарный" характер, основой являются положения социологической теории, теории управления, управления персоналом, конфликтологии, экономической социологии, экономической теории, теории ¡-рационального выбора, теории игр, отраженные в трудах отечественных и зарубежных исследователей, изучающих конфликты, специфику их разрешения, а также компромисс как стратегию поведения индивидов и групп в ситуации противоборства. Исследование опирается, напринципы историзма и< детерминизма. Широко используются такие общенаучные методы, как наблюдение, анализ, сравнение, метод научной абстракции, формализация, системныйподход, измерениеа также методы социологии: анализ документов, контент-анализ, опрос, методы статистической' обработки данных.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили результаты проведенного автором социологического опроса (апрель-май 2010 г.) сотрудников различных компаний Москвы и Московской области. Объем выборочной совокупности составил 306 респондентов. Вторичному анализу подверглись результаты социологических опросов исследовательских центров1, а также научные публикации в периодических и электронных изданиях2, интервью, экспертные заключения, статистические сборники, материалы диссертационных исследований за последние десять лет.

Научная новизна диссертационной} работы.

1. Уточнено определение понятия «компромисс» в рамках социально-трудовых отношений как структурированного процесса согласования мнений социальных субъектов, составляющих трудовой коллектив.

2. Предложены стадии компромисса (предкомпромисснаяоценочнаястадия предварительной подготовки оппонентовподготовительнаяпланово-креативнаяпрелиминарнаястадия переговоров по поводу конкретного соглашениястадия планирования реализации компромиссастадия получения обратной связистадия формирования компромисса и достижения и закрепления соглашения- (а также имплементационно-контрольная), которые можно рассматривать в качестве практических приемов компромиссного разрешения социально-трудовых конфликтов.

3. Выявлены основные характеристики «оптимальногокомпромисса», т. е. компромисса, в котором максимально учтены интересы всех его субъектов, что позволяет считать его эффективным и устойчивым.

4. Сформулированысоциальные (обеспечение соблюдения этических норм взаимодействияобеспечение своевременного выявления* проблем в групповых и индивидуальныхвзаимоотношенияхобеспечение возможности принятия решений в" случаях, когда необходим поиск компромиссов и т. д.) и экономические (сокращение цикла обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений, связанных с разрешением возникающих социально-трудовых конфликтовсокращение.

ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр, Институт социологии РАН.

2 Журнал «Социологические исследования», экспериментальный проект Л. Н. Цой и С. С. Сергеева «Конфликтменеджмент», ИСИТО, научно-практический журнал «Конфликтология и жизнь», журнал «Человек и труд», журнал «Труд и занятость в России». потерь рабочего времени при* выработке и реализации управленческих решений, связанных с разрешением конфликтовповышение эффективности функционирования отдельных сотрудников, подразделений и компании в целом и т. д.) результаты использования компромисса как. способа разрешения социально-трудовых конфликтов в современных российских компаниях, обуславливающие необходимость его применения.

Теоретическая и практическая значимость исследования'.

Теоретическая^ значимость работы заключается в систематизации и адаптации ^ социологического материала по проблеме компромисса как одного из способов разрешение конфликтовв том числе и в сфере социально-трудовых отношений, что позволяет существенно расширить область применения социологической теории.

Практическое значение исследования заключается' в том, что его результаты могут быть положены в основу:

1. дальнейшего совершенствования учеными в области социологии труда, экономической социологии, социологии организации, конфликтологии, управления персоналом и др. теории и методологии компромисса, а также специфики его применения как способа разрешения социально-трудовых конфликтов;

2. разработки методического инструментария исследования компромисса в условиях социально-трудового конфликта;

3. предупреждения социально-трудовых конфликтов руководством компанийвнедрения руководителями различного уровня методов компромиссного разрешения конфликтов;

4. преподавания учебного курса по социологии труда, экономической социологии, социологии организации, конфликтологии, управлению персоналом в высших учебных заведенияхподготовки учебников, учебных пособий и курсов для системы повышения квалификации п с специалистов и руководителей различных уровней управления как государственных, так и частных компаний.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (социологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009), XVII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (социологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2010), XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (социологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011), X межвузовской. научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Социальный потенциал модернизации России» (кафедра государственной службы и кадровой политики РАГС, 2010), VI Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (социологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2010), II Всероссийском Межвузовском Кадровом Форуме «Инновационное управление персоналом» (кафедра управления персоналом ГУУ, 2011).

По результатам исследования опубликовано 18 печатных работ общим объемом 6.5 п.л.

Структура и содержание диссертации обусловлены целью и задачами настоящего исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, а также приложений.

Выводы:

1. Описаны основные стратегии поведения индивидов и групп в конфликтах, выявлены их сущностные характеристики, отличия, условия эффективности использования, достоинства и недостаткиа также проанализированы существующие в науке основные точки зрения на компромисс в рамках делового общения.

Заключение

.

Подводя итог данной диссертационной работы, следует отметить, что инновационная сущность исследования компромисса как способа разрешения социально-трудовых конфликтов в современных российских компаниях характеризуется следующими положениями:

1. Уточнено определение понятия «компромисс» в рамках социально-трудовых отношений как структурированного процесса, согласования мнений социальных субъектов, составляющих трудовой коллектив.

Анализ зарубежных и отечественных концепций компромисса, проведенный автором в рамках диссертационного^ исследования, позволил установить, что' на данный момент среди ученых отсутствует единое понимание, данного феномена. Разнообразие точек зрения на понятие «компромисс» обусловлено ¿-.рядом объективных и субъективных факторов, что существенно осложняет изучение его сущности, свойств, установление, четких границ, отделяющих его от родственных понятий, таких как договордиалог, толерантность, согласие, консенсус, сотрудничество, партнерство. и т. п.. .

Как удалось выяснить в ходе обобщения теоретического материала, многие исследователи понимают под компромиссом, некоторый договорсвязанный с урегулированием разногласий между кем-либо в конфликте (споре) путем взаимных уступок участвующих в нем сторон, то есть компромисс рассматривается имикак результат взаимодействия субъектов, зафиксированное соглашение участников конфликта, связанное с его окончательным разрешением.

Однако, с точки зрения автора, подобный подход не всегда является продуктивным, поскольку компромисс представляет собой один из наиболее цивилизованных способов разрешения конфликтов^ наилучшим образом характеризующий сущность мирного урегулирования возникших противоречий, ориентированный на исключение насильственных форм взаимодействия, на снижение интенсивности противоборства за счет снятия напряженности, перевода конфликтного взаимодействия в конструктивное.

140 русло, создания предпосылок для диалога, обсуждения позиций сторон с целью выработки такого решения, которое максимально удовлетворяло бы интересам и потребностям всех участников конфликта. Являясь гармонизирующей стратегией поведения в ситуации противоборства, компромисс, таким образом, представляет собой один из способов согласования текущих интересов и предполагает выработку взаимовыгодного решения, а, значит, его необходимо рассматривать как процесс, то есть совокупность конкретных действий, существенными признаками которых являетсясогласие, нацеленность на получение взаимовыгодного результата на основе взаимных уступок. Рассмотрение компромисса вранном контексте, то есть как процесса, связано с j 2 3 представлениями В. Н. Кузнецова, А. К. Зайцева, Н. И. Маковеева., Я:-КЬ Яниной4, O.A. Васильевой5.

Таким образом, на основе проведенного в рамках данного диссертационного исследования анализа существующих в науке представлений о компромиссе, а также рассмотрения, компромисса как способа разрешения социально-трудовых конфликтов, автор уточнил определение понятия «компромисс» как структурированного процесса согласования мнений социальных субъектов, составляющих трудовой коллектив. 2. Доказано, что компромисс представляет собой вид целерационального социально-экономического действия, направленного на разрешение социально-трудовых конфликтов.

Компромисс представляет собой специфический способ диалектического взаимодействия индивидов и групп в ситуации конфликта, обоюдные усилия социальных субъектов как «разумных существ», направленные на разрешение возникших противоречий, что позволяет считать его социальным действием,.

Кузнецов В. Н. Социология компромисса. С. 233. 23айцев А. К. Социальный конфликт. С. 195 — 196.

3 Маковеев Н. И. Компромисс как политико-культурный феномен: дис.. канд. филос. наук: 23.00.03. Екатеринбург, 2000. С. 98−99.

4Янина Я Ю. Теоретические и практические аспекты применения компромиссов для разрешения конфликтов предварительного следствия: дис. канд. юрид. наук: 12.00.09. Калининград, 2007. С. 119−120. 5Васильева O.A. Разработка технологии формирования компромисса при проектировании образовательных стандартов: дис.. канд. техн. наук: 05.13.10. М., 2005. С. 72−73.

141 т. е. поведением, с которым действующий индивид или индивиды связывают определенный смысл, соотнося с действиями других людей.

С точки зрения автора, рассмотрение «компромисса как социального действия возможно потому, что важной его особенностью как способа разрешения конфликтов выступает соотнесенность действий каждой из сторон с действиями других, в постоянном «ожидании», что другие также будут соотносить свои действия друг с другом через взаимные уступки, попытку разрешения возникших противоречий. При этом поведение индивида, направленное на поиск компромисса при разрешении конфликта — всегда преднамеренный комплекс поступков, связанный с выбором средств и направленный на достижение определенной цели — изменения поведения, установок или мнений оппонентов относительно предмета конфликта, путей выхода из ситуации противоборства. Это в свою очередь, как было обосновано в диссертационном исследовании, позволяет считать компромисс цглграциональным действием, для которого характерно ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться (то есть существует определенная цель) и какие средства для этого наиболее эффективны.

Целерациональное действие по своей природе ближе всего к чисто экономическому, то есть такому действию, которое связано с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Экономическое действие принадлежит к общему классу рационального поведения и является таковым, если оно подразумевает мирный способ контролирования индивидом ресурсов (средств), с помощью которых он намеревается достичь своих целей.

Компромисс, принимаемый участниками конфликтного взаимодействия в качестве основной стратегии поведения, с точки зрения диссертанта, является рациональным действием, поскольку, выбирая для разрешения конфликта именно компромисс, субъекты стремятся получить выгоду и одновременно минимизировать возможные расходы или издержки. Под выгодой в данном случае автором понимается снятие напряженности, позволяющее перейти к.

142 конструктивному диалогу, получение дополнительного времени, что дает возможность произвести более детальный анализ ситуации, необходимый для достижения взаимовыгодного результата, собственно разрешение конфликта, являющееся главной целью использования компромисса. К издержкам, связанным с возникновением конфликта, невниманием к его разрешению и как следствие — затяжному характеру противостояния, можно отнести ухудшение взаимоотношений, социально-психологического климата, падение мотивации, снижение эффективности взаимодействия и прочие отрицательные последствия.

Рациональное экономическое действие предполагает рациональную инструментальность, т. е. оно должно быть четко спланированным, а не спонтанным. Данная характеристика является одной из основных для понимания компромисса, поскольку его разработка представляет собой сложный процесс, и именно детальный анализ ситуации, подготовка и проработка компромисса, планирование его реализации — позволяют выработать максимально удовлетворяющее стороны конфликта решение, которое будет устойчивым, а значит, в результате позволит полностью разрешить конфликт.

Высказанная автором идея о том, что компромисс представляет собой целерациональное социально-экономическое действие, была также положена в основу эмпирического исследования, для целей которого была разработана методика социологического анализа поведения субъектов социально-трудовых конфликтов, возникающих в современных российских компаниях. В рамках данного исследования диссертантом была реализована проверка выдвинутой гипотезы о том, что компромисс представляет собой вид целерационального социального действия и является приоритетным способом разрешения социально-трудовых конфликтов, поскольку позволяет выработать взаимоприемлемое решение, удовлетворяющее все стороны, а значит достигнуть социальной стабильности, которая нашла свое подтверждение. основное отличие предложенных ими моделей состоит в том, что данные исследователи видят в теории компромисса проблему верного формулирования и решения математической задачи, то есть формализации.

Однако, по мнению автора, такой подход не всегда продуктивен по нескольким причинам. Во-первых, он не учитывает проблем осуществления и реализации компромисса, важность которых объясняется тем, что на практике при разрешении конфликтов часто возникают сложности оценки адекватности стратегии на переговорах интересам и целям субъектов, а также возможности убедить другую сторону в получении взаимной выгоды от использования компромисса. Во-вторых, как показывает проведенный автором анализ теоретического и практического материала, зачастую в процессе разработки компромисса возникает ситуация, при которой полученное решение не является оптимальным, выгодным для всех сторон, то есть эффективным, а значит его нельзя считать устойчивым, так как такой компромисс не позволяет полностью преодолеть существующие противоречия, и как результат — окончательно разрешить конфликт.

Для решения данной проблемы автором были выявлены и систематизированы основные характеристики «оптимально компромисса», сформулированные на основе обобщения представлений о компромиссе как способе разрешения конфликтов, а также результатов разработок специалистов в области моделирования компромисса. Под оптимальным в данном случае понимается компромисс, в котором максимально учтены интересы всех его субъектов, а значит, есть основания полагать, что он будет устойчивым. В отличие от компромисса одностороннего, формального, оптимальный и устойчивый компромисс складывается, как правило, в условиях добровольности, обоюдных шагов навстречу равных по силе и равноправных партнеров. Сущность оптимального компромисса состоит в разрешении эволюционизму и его приложениям. M., 1993. Моисеев H.H. Коллективные решения и институты согласия// Конфликтология. Хрестоматия/ составители В. Н. Рябцев, М. Л. Шитив. Ростов-на-Дону, 2001. Гермейер Ю. Б. Игры с непротивоположными интересами. Теория принятия решения при полном единстве. М., 1972.

146 противоречий путем согласования позиций сторон по спорным вопросам, при котором максимально учитываются интересы всех его участников.

По мнению автора, для разработки «оптимального компромисса» необходимо выделить основные характеристики условий формирования компромисса, собственно компромисса, а также результатов компромисса, совокупность которых позволит выработать такое решение, которое будет максимально удовлетворять всех участников, а значит, может рассматриваться как окончательный вариант разрешения конфликта.

Теоретическая значимость предложенного автором подхода заключается в обобщении и систематизации основных характеристик компромисса, которые способны обеспечить сторонам взаимодействия’абсолютно неулучшаемый, то есть оптимальный, эффективный и устойчивый результат, практическая же польза подобной конструкции состоит в том, что она позволяет оценить отклонения от нее реального * компромисса, и как результат — разработать шаги по его совершенствованию.

5. Сформулированы социально-экономические результаты использования компромисса как способа разрешения социально-трудовых конфликтов в современных российских компаниях, обуславливающие необходимость его.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.Н. Трудовые конфликты в СССР. М.: Вопросы труда, 1928.
  2. В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань: Фирма «СКАМ», 1992. — 142 с.
  3. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001.-551 с.
  4. Атмосфера на работе. Конфликты на работе// Фонд Общественное Мнение. Доминанты № 37. 17.09.2009. — С. 25−28.
  5. М.В., Аржакова Н. В. Информационная технология поиска компромисса на переговорах// Инвестиционный вестник Регион. 2007. -№ 1. — С. 59−62.
  6. Р. Демократия и тоталитаризм/ пер. с фр. Г. И. Семенова. М.: Текст, 1993.-303 с.
  7. Р. Этапы развития социологической мысли/ общ. ред. П. С. Гуревича. М.: «Прогресс» — «Политика», 1992. — 608 с.
  8. A.A. Институциональная экономика. Электронный ресурс. М., 2006. — Режим доступа: http://arhivknig.com/obrazovanie/98 126-institucionalnaj a-j ekonomika. html
  9. Е.М. Основы конфликтологии. Минск: Вектор, 1997. — 182 с.
  10. A.C. Менеджмент. Краткий курс. СПб.: Питер, 2000. — 160 с.
  11. A.C., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций: Учеб. пособие. — М.: Прогресс, 2001. 182 с.
  12. Большая Советская Энциклопедия. М., 1938. Т. 33.
  13. Большая Энциклопедия/ под ред. С. Н. Южакова. СПб., 1903. Т.П.
  14. И.И. К вопросу о типологии (классификации) социальных конфликтов// Социальный конфликт. — 2000. — № 3. С. 33−41.
  15. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! — М.: Наука, 1983. — 186 с.
  16. Е.М., Кашник О. И., Силкина Н. В., Федосихина< Е.А. Управление конфликтами в организациях. — Новосибирск: «Сибирский Хронограф», 2000.
  17. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. М.: Терра, 1991. Т. 30.
  18. Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ- 2002.
  19. O.A. Разработка" технологии формирования компромисса при проектировании* образовательных стандартов: дис.. канд. техн. наук: 05.13.10.-М., 2005.- 165 с.
  20. А.Е., Варшавский Т. Е. Конфликты на глобальном и локальном уровнях: экономико-математические методы и модели исследования" стабильности/ отв. ред. B.JI. Макаров. М.: РАН, ЦЭМИ, 1995.-55 с.
  21. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  22. М.С. Конфликтология: конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 64 с.
  23. A.B. Конфликтология: курс лекций. Электронный ресурс. -М., 2003. Режим доступа: URL: http://www.humanities.edu.ru/
  24. Э.Н. Конфликтология: учеб. пособие для студентов всех спец. -Кемерово: Кузбас. гос. техн. ун-т, 1997. 75 с.
  25. А.М., Тронова П. С. Конфликтология. Формирование установок толерантного сознания и поведения. Казань: изд-во КФЭИ, 2001. — 288 с.151
  26. Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 528 с.
  27. Ю.Б. Игры с непротивоположными интересами. Теория принятия решения при полном единстве. — М.: МГУ, 1972. — 183 с.
  28. Ю.Б., Ватель И. А., Ерешко Ф. И., Кононенко А. Ф. Игры с неротивоположными интересами// Труды всесоюзной школы-семинара по управлению большими системами. — Тбилиси, 1973. — С. 88−136.
  29. Ф. Конфликт-менеджмент: настольная книга руководителя. — Калуга: Духовное познание, 2002. 516 с.
  30. A.B. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 280 с.
  31. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. — 533 с.
  32. Громова О. Н: Конфликтология: курс лекций. М.: ЭКМОС, 2000. — 320 с.
  33. И.В. Тендерные особенности конфликтности на предприятиях в организациях// Социологические исследования. 2007. — № 6. — С. 122−130.
  34. Р. Современный социальный конфликт. М.: РОССПЭН- 2002. -288 с.
  35. И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1976.
  36. Ю. (Юделевский Я. Л.). Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории. СПб.: Общественная польза, 1910. — 387 с.
  37. И.К., Суарев В. А. Социальные конфликты: учеб. пособие. М.: МГУП- 2001. — 58 с.
  38. Дипломатический словарь. Т. 1. М., 1971.
  39. A.B. Конфликтология: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гардарики, 2002. 320 с.
  40. В.И., Кравченко А. И. Социология. Учебник. М: ИНФРА-М, 2001.-624 с.
  41. O.A. Практическая психология конфликта: современные психотехнологии. Новосибирск: НИПКиПРо, 2004. — 208 с.
  42. М. Разрешение конфликта// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. — С. 706−719.
  43. Д. Четырехшаговый метод улучшения взаимоотношений// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор — составитель Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2007. — С. 723 — 762.
  44. Э. О разделении общественного труда// Западноевропейская социология XIX — начала XX веков/ под ред. В. И. Добренькова. М., 1996.
  45. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука, 1991.
  46. С.М. Практикум по конфликтологии: учеб. пособие для вузов. -СПб.: Питер, 2001. 400 с.
  47. С.М. Управление конфликтами в организации. — М.: Авалон, Азбука-классика, 2006. 256 с.
  48. А.К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2001. — 464 с.
  49. А.К. Управление конфликтом// Социальный конфликт. — 2000. № 2.-С. 3−45.
  50. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1995. — 253с.
  51. А.Г. Проблема конфликта в социологической теории// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. — С. 3−38.
  52. А.Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами. М.: изд-во РУДН, 2001.- 543 с.
  53. Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 171 с.
  54. В., Ланг JI. Конфликт// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. — С. 327−350.
  55. Г. Конфликт современной’культуры- — Птг.: Начатки, знаний, 1923. -672 с. ,
  56. A.M. Социально-трудовые конфликты в современной России, истоки, проблемы и особенности/ отв. ред. П. М. Кудюкин. СПб.: Летний сад, 2002.-200 с.
  57. Кибанов* А.Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Конфликтология: Учебник/ под ред. А. Я. Кибанова. М-: ИНФРА-М, 2009. -304 с. '. ' У
  58. , М.М. Социология: Соч.- в 2 т./ отв. ред. А. О. Бороноев. -СПб. :Алетсйя, 1997.
  59. Л. А. Функции социального- конфликта/ пер! с англ. О. Назаровой/ под общ. ред. Л. Г. Ионина. М.: Идея-пресс, 2000. — 295 с.
  60. Л. Завершение, конфликта// Американская социологическая мысль/ под ред. В. И. Добренькова. М. 1996. — С. 546−555.
  61. О. Курс положительной философии// Западноевропейская социология ЖХ века: тексть1/под ред. ВМ. Добренькова. Mi, 1996.
  62. Конфликтология: учебник/ под-ред. A.C. Кармина. СПб.: изд. Лань, 1999. -448 с.
  63. Конфликтология: учеб. для вузов/ под ред. В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-512 с.
  64. Конфликтология: хрестоматия/ сост. Т. В'. Черняк. — Новосибирск: СибАГС, 2000.- 171 с.
  65. X., Фейр Ш. Конфликт// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор — составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. С. 230−279.
  66. А.И. Социология Макса Вебера. Труд и экономика. М.: На Воробьевых, 1997. -208 с.
  67. Т.Ф. Управление энергией конфликта: как превратить работу в творчество. М.: РЕФЛ-бук, 2000. — 283 с.
  68. Краткий словарь иностранных слов. — М., 1952.
  69. И. Латинско-российский лексикон. М., 1819.
  70. В.Н. Компромисс// Социологическая энциклопедия. Т.1. М., 2003.
  71. В.Н. Социология компромисса. — М.: Книга и Бизнес, 2007. 608 с.
  72. В.Н. Теория компромисса. — М.: Книга и бизнес, 2010. 588 с.
  73. В.С. Психология делового общения. Ростов-на-Дону: Феникс: МарТ, 2010.-364 с.
  74. Дж. Нет: Лучшая стратегия ведения переговоров. М.: Добрая книга, 2009. — 370 с.
  75. М.М. Отечественные исследования процесса ведения переговоров: история развития и перспективы// Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2000. — № 1. — С. 154−165.
  76. М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, 1999. — 271 с.
  77. К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: изд-во Речь, 2000. -408 с.
  78. В.А. Конфликтующие структуры. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. — 136 с.
  79. Э.Э. Контакты и конфликты: общение в работе руководителя. М.: Экономика, 2000. — 286 с.
  80. О.Ф. Гармонизация отношений социальных групп через согласование их интересов: дис.. канд. философских наук: 09.00.11. — МГСУ.-М., 1995.-155 с.
  81. И.П. О методике лингвокультурологического описания поликультурного общения// Русский язык как иностранный. Теория. Исследования. Практика. -2004. Выпуск 7. — С. 131−135.
  82. Н.И. Компромисс как политико-культурный феномен: дис.. канд. филос. наук: 23.00.03. Екатеринбург, 2000. — 192 с.
  83. Г. Н. Справочник по конфликтологии, общению, менеджменту. -СПб.: Альфа, 2000. 174 с.
  84. Е. Поведение в ситуации конфликта// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор составитель Д. Я. Райгородский. -Самара: Бахрах-М, 2007. — С. 529−538.
  85. Л. Социализм. Экономический и социологический анализ. М.: Catalaxy, 1994.-414 с.
  86. Г. Я. Введение в историю российской социологии. — Минск: Экономпресс, 2000. 343 с.
  87. Н.К. Герои и толпа: Избранные труды по социологии в 2-х томах. Т. 1.-СП6., 1998.
  88. И.М., Модель Б. С. Власть и гражданское сообщество в России: от социального взаимодействия к социальному партнерству. -Екатеринбург: Уро РАН, 1998.
  89. H.H. Восхождение к Разуму: Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М.: «ИздАТ», 1993. — 175 с.
  90. H.H. Коллективные решения и институты согласия// Конфликтология. Хрестоматия/ составители — В. Н. Рябцев, М. А. Шитив. -Ростов-на-Дону, 2001. С. 4−10.
  91. H.H. Можно ли говорить сегодня о контурах будущего?//. Полис. 1991.-№ 3.-С. 27−38.
  92. Н.Б. Восхождение к конфликтологической компетентности. — М.: АПК и ПРО, 2001. 89 с.
  93. А. Компромисс как тактика и стратегия победы// Отечественные записки.-2003. -№ 1.-С. 51−72.
  94. Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. -М.: Наука, 1970. 707 с.
  95. С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. Электронный ресурс. Воронеж, 2000. — Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Sociolog/Novik/index.php
  96. Нэш Дж. Некооперативные игры. (Nash, J. Non-Cooperative Games. Ph.D. dissertation in Mathematics, Princeton University, 1950.)
  97. A.A. Трудовые конфликты и методы их разрешения// Конференция Ломоносов 2004. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.lib.socio.msu.ru
  98. В.В., Ногин- В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. — М.: Наука, 1982.
  99. Политология. Энциклопедический словарь. -М., 1993.
  100. К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1,2.
  101. С. Социальный конфликт в трудах российских социологов начала XX века// Социологические исследования. — 2007. № 12. — С. 7391.
  102. В.В. Экономическая социология. — М.: Аспект Пресс, 1997. 368 с.
  103. Д. Демократизация-согласие-пакт. Переход к демократии: попытки динамической модели// Полис. 1996. — № 5. — С. 5−15.
  104. Дж. Теория справедливости. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995.-535 с.
  105. Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. СПб.: Прайм Еврознак, 2001. — 352 с.
  106. Г. И. Теория рационального выбора и границы ее применения в социально-гуманитарном познании// Вопросы философии. 2003. — № 5. — С.57−70.
  107. ИЗ. Рузавин Г. И. Эпистемологические проблемы принятия решений в социально-экономической деятельности// Вопросы философии. 2001. — № 12.-С. 87−100.
  108. Г. А. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении//Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1995.
  109. Д. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991. — 304 с.
  110. С.В. Социальная конфликтология: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 327 с.
  111. Социологический словарь. Минск, 1991.
  112. Социологический энциклопедический словарь/ редактор-координатор Г. В. Осипов. М.: Норма-ИнфраМ, 2000. — 488 с.
  113. В. Конфликтология для каждого и на каждый день. — М.: Рус. новь, 2002.-352с.
  114. В.М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа// Социс. 1994. -№ 4. — С. 141−142.
  115. Т.С. Социальная работа конструктивное разрешение конфликтов. -М.: Институт практической психологии, 1997. 171с.
  116. В.В. Конфликт. Сотрудничество. Независимость: системное взаимодействие в структурно-параметрическом представлении. М.: Моск. акад. экон. и права, 1999. — 151 с.
  117. A.JI. Традиции и инновации в трудовой культуре рабочих частных предприятий постсоветской России// Мониторинг общественного мнения 2004. — № 2 (70).
  118. B.C. Конфликт как феномен языка и речи// Проблемы образования, науки и культуры. 2004. — № 14. — С. 36−52.
  119. Управление организацией: энциклопедический словарь// под ред. А. Г. Поршнева, А .Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2001. — 822 с.
  120. Ю.Ю. Приближенные методы и прикладные задачи дискретного программирования. М.: Наука, 1976. — 88 с.
  121. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. — М.: Наука, 1992.-158 с.
  122. В.М. История римского права. М., 1917.
  123. Н.Ю. Менеджмент и конфликты// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. — С. 38−66.
  124. Д. Моральные основы демократии. — М., 1993. 142 с.
  125. Дж. С., Кини PJL, Райфа Г. Равноценный обмен: рациональный подход к достижению компромисса// Эффективное принятие решений. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. С. 27−48.
  126. П.А. Теория международных отношений: Хрестоматия/ сост., науч. ред. и коммент. П. А. Цыганков. М., 2002.
  127. А.Н. Управление конфликтами. — М., 1995.
  128. А.Ю. Политический диалог как средство разрешения этнических конфликтов// Социально-политический журнал. — 1996. № 2. — С. 218−223.
  129. В.Н. Социальные конфликты в трудовых организациях// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. — С. 66 — 81.
  130. В.Н. Трудовые конфликты: методология, теория и управление. -М.: Academia, 2008. 322 с.
  131. В. Как возникают конфликты// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. — С. 112−132.
  132. В. Конфликты в организациях// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор — составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. С. 132−145.
  133. В. Разрешение конкретных конфликтов// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор — составитель Д. Я. Райгородский. -Самара: Бахрах-М, 2007. С. 145−149.
  134. Т. Стратегия конфликта. М.: ИРИСЭН, 2007. — 368 с.
  135. Экономическая ситуация в отрасли и на предприятии// Фонд Общественное Мнение. Доминанты № 40. 08.10.2009.
  136. Экономическая социология: Учебное пособие для вузов/ под ред. В. И. Верховина. М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2006. — 736 с.
  137. Этимологический словарь русского языка. М., 1982. Т 3.
  138. Я.Ю. Теоретические и практические аспекты применения компромиссов для разрешения конфликтов предварительного следствия: дис.. канд. юридических наук: 12.00.09. Калининград, 2007. — 194 с.
  139. Bercovich J. Social conflicts and Third parties: Strategies of conflict resolution. -Boulder, USA: WesviewPress, 1984.
  140. Blake R.R., Mouton J.S. Managing intergroup conflict in industry. Houston, Texas: Gulf, 1964.
  141. Boulding K.E. Conflict and Defense. -N.Y., 1988.
  142. Boulding K.E. The role of conflict in the dynamics of society// Current research on peace and violence. 1986. — № 3. — pp. 98−102.
  143. Burton J. Conflict: resolution and prevention. London: Macmillan, 1990.
  144. Coser L.A. The studies of social conflict. N.Y., 1956. — 326 p.
  145. DarendorfR. Class and class conflict in industrial society. London, 1972.
  146. Lipset S. Consensus and conflict. Essays in Political sociology. New Brunswick, 1985.
  147. Mitchell C.R. Classifying conflicts: asymmetry and resolution. USA, 1991.
  148. Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology. -Berkeley, 1978.
Заполнить форму текущей работой