Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка инструментария стратегического развития промышленного предприятия на основе стратификации его структуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предприятиям, развивающимся в условиях перехода к инновационной экономике, требуется новая модель стратегического развития, обладающая принципами динамичности и комплексности. Выделяемые в рамках теории менеджмента и описанные структурно-логическим языком модели организации не соответствуют требованиям инновационного процесса. Они характеризуют фрагментарное состояние предприятия и не позволяют… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Концептуальные основы инновационного стратегического развития промышленного предприятия
    • 1. 1. Системный подход к развитию промышленного предприятия
    • 1. 2. Исторический анализ трансформации модели стратегического развития промышленного предприятия
    • 1. 3. Модель стратегического развития предприятия в инновационной экономике
  • 2. Развитие методических основ управления стратегическим развитием промышленного предприятия
    • 2. 1. Теоретико-методологический базис бизнес-моделирования предприятий промышленности
    • 2. 2. Стратификация структуры промышленного предприятия как управленческий инструмент
    • 2. 3. Формирование концепции стратегического развития промышленного предприятия на основе выделения страт
  • 3. Инструментарное обеспечение модели стратегического развития промышленного предприятия на основе стратификационного подхода
    • 3. 1. Разработка технологии создания и внедрения элементов управления стратами
    • 3. 2. Стратификационный подход к стратегическому управлению инновациями
    • 3. 3. Разработка и апробация механизмов и инструментов обеспечения долгосрочного развития промышленного предприятия

Разработка инструментария стратегического развития промышленного предприятия на основе стратификации его структуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основы рыночного успеха промышленного предприятия в современных условиях существенно трансформируются: на смену концепции обеспечения стабильности и предельной рационализации бизнес-процессов приходит концепция гибкого инновационного развития, связанного с постоянным (непрерывным) обновлением целевой ориентации, структуры и особенностей функционирования предприятия.

Одновременно практика показывает, что предприятию недостаточно быть просто инновационно активным: реализации инноваций важно иметь стратегический прицел, основанный на максимальном учете изменений* во внешней среде и прогнозировании их тенденций на долгосрочную перспективу. В этой связи в условиях перехода к инновационной экономике актуально формирование новых основ управления стратегическим развитием промышленного предприятия, связанных с решением проблемы эффективного ведения инновационной деятельности в динамично изменяющейся внешней среде.

Особенно актуальна такая постановка вопроса* для промышленных предприятий, развивающихся по инновационному сценарию и осуществляющих деятельность на всех этапах инновационной цепочки (исследования — разработки — опытное производство * - коммерциализация), постоянно диверсифицирующих производство и реструктурирующих бизнес-проекты в соответствии с требованиями рынка.

Важным направлением решения управленческой задачи обеспечения стратегического успеха промышленным предприятиям является формирование соответствующей модели развития, отвечающей требованиям развития производственно-экономических систем в инновационной экономике. В связи с этим высока научная и практическая актуальность исследования и совершенствования инструментарного аппарата стратегического развития промышленного предприятия, определения новых механизмов и методик формирования модели стратегического развития промышленного предприятия на основе принципов комплексного и динамического подхода к проектированию, в качестве которого мы предлагаем использовать стратификационный подход.

Общей теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды экономистов, описывающие особенности управления развитием экономических систем, среди которых зарубежные ученые: У. Баумоль, Дж. Гэлбрейт, П. Друкер, Ф.- Котлер, Р. Коуз, П. Самуэльсон, Ж. Сапир, М. Хаммер, Дж. Хикс, Дж. Чампи, Й. Шумпетер и отечественные: Л. И. Абалкин, А. И. Анчишкин, А. А. Богданов, В. Н. Волкова, С. Ю. Глазьев, А. А. Денисов, С. Д. Ильенкова, Р. А. Фатхутдинов, А. Ю. Юданов и другие авторы.

Проблематика обеспечения долгосрочного развития предприятий рассмотрена в трудах исследователей школы управления и теории организации (Ч. Барнард, А. А. Богданов, В. А. Бородин, Ml Вебер, F. Гант,.

A.К. Гастев, Р. Лайкерт, Б. З. Мильнер, В. Парето, Ф. У. Тейлор, А. Файоль,.

B.В.Цыганов, Г. Эмерсон и др.) — исследователей в области стратегического управления (Ю.П. Адлер, И. Ансофф, П. Друкер, И. И. Мазур, И. В. Мишурова, А.Дж. Стрикленд, А. А. Томпсон, В. Д. Шапиро, и др.) — исследователей организационной культуры и самоорганизации экономических систем (К.Е. Вейк, П. В. Кутелев, Т. Парсонс, А. И. Пригожин, П. Ж. Фрост, Г. Хакен,.

3. Шейн и др.).

Формированию динамических моделей развития предприятия посвящены работы таких известных ученых, как И. Адизес, И. Ансофф,.

4. Линдбол, Дж. Куинн, К.Дж. Марч, Г. Минцберг, А. Нонака, К. Прахалад, Р. Стейси, Г. Хэмел. В частности, И. Ансофф предложил считаться с фактом изменчивости внешней среды и предпринял попытку интеграции в модель развития предприятия элемента динамического окруженияГ. Минцберг предложил рассматривать развитие предприятия как динамичный процесс аккумулирования, роста и усложнения знанийА. Нонака и Р. Стейси предложили рассматривать организации как динамические системы и держать их в постоянном состоянии дисбалансаИ. Адизес ввел в модель развития предприятия принцип стадийности и разработал типичный жизненный цикл предприятия.

Термин «страты» предложен известным ученым-социологом российского происхождения М. Месаровичем, который определил его как уровень абстрагирования, описывающий поведение системы с позиции той или иной модели, для которой характерны свои особенности, законы и принципы. Аналогичные представления многоуровневых иерархических структур предлагались Ю. И. Черняком и Ф. Е. Темниковым.

В целом сегодня исследованию теоретических и методологических основ формирования моделей развития экономических систем, уделяется повышенное внимание. Однако, признавая значимость отечественных и зарубежных исследований* по этой проблематике, следует отметить, что современный уровень ее ¦ разработкиособеннов отношении инновационно активных промышленных предприятий, недостаточен и сталкивается с рядом проблем при реализации на практике, что в сочетании с актуальностью темы определило цель и постановку задач диссертационного исследования;

Целью диссертационного исследования является теоретико-методическое обоснование, формирование и инструментальное наполнение модели стратегического развития инновационно активных промышленных предприятий на основе стратификационного подхода.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:

— исследовать современные тенденции трансформации основных условий деятельности промышленных предприятий и сформулировать ключевые характеристики, определяющие их стратегический успех в конкурентной борьбе;

— определить теоретико-методологический базис формирования модели промышленного предприятия на основе исторического и логического методов анализа организационного моделирования;

— исследовать механизм стратификации структуры предприятия, выделить важнейшие страты промышленного предприятия, описать их роль и задачи в обеспечении стратегического развития предприятия;

— разработать концепцию модели стратегического развития инновационно активного промышленного предприятия на основе его стратифицированного представления, описать порядок и результаты ее внедрения в практической деятельности;

— разработать алгоритмы и инструменты стратегического, управления инновационной активностью промышленных предприятий с использованием возможностей управления стратами;

— определить основные условия и, принципы обеспечения долгосрочного развития промышленного предприятия в: разрезе управления стратами.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили положения экономической теории, теории экономического роста и развития, организации, инновационного менеджмента и стратегического управления, а также иные подходы, концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе и посвященные теме развития промышленных предприятий.

Инструментарно-методический аппарат исследованияВ работе использован ряд специфических методов и приемов, взаимно дополняющих друг друга и позволяющих в полной мере раскрыть сущность исследуемой проблемы, а именно: сравнительного сопоставления, анализа и синтеза, индукции и дедукции, группировки и систематизации теоретического материала, экономико-статистического анализа, прогнозных и экспертных оценок, графической интерпретации экономических явлений.

В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы ' монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, материалы научно-практических конференций, информационные ресурсы всемирной сети Интернет, данные отчетности российских промышленных предприятий, а также результаты собственных наблюдений и исследований автора.

Объектом исследования являются инновационно-активные промышленные предприятия, ориентированные на стратегическое развитие.

Предмет исследования — совокупность организационно-экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе разработки и внедрения модели стратегического развития промышленного предприятия.

Положения, выносимые на защиту.

1. Предприятиям, развивающимся в условиях перехода к инновационной экономике, требуется новая модель стратегического развития, обладающая свойствами динамичности и комплексности. Выделяемые в рамках теории менеджмента и описанные структурно-логическим языком модели организации не всегда соответствуют требованиям инновационного процесса. Они характеризуют фрагментарное состояние предприятия и не позволяют в полной мере обеспечить комплексное управление его развитием. Признавая практическую значимость таких моделей и степень их научной обоснованности, предлагается провести их усовершенствование на основе внедрения новых теоретико-методологических подходов, обеспечивающих недостающий динамизм и комплексность.

2. Поскольку развитие современного промышленного предприятия неотделимо от трансформационных процессов, происходящих в мировой экономике, теоретико-методологические основы формирования оптимальной модели стратегического развития промышленного предприятия должны интегрировать решения, обеспечивающие выполнение требований рыночного успеха в новых условиях, связанных с постоянным непрерывным) обновлением целевой ориентации, структуры и особенностей функционирования предприятия.

3. Проблема динамизма и комплексности модели стратегического развития предприятия может быть решена посредством механизма стратификации его организационной структуры, заключающегося в ее системной декомпозиции на отдельные слои (страты), описывающие поведение предприятия на определенном уровне абстрагирования. Тогда развитие может быть представлено как последовательное взаимодействие страт. Комплексность достигается в выделении максимального спектра страт, а динамичность — посредством постоянной дестабилизации баланса страт.

4. Важнейшая задача обеспечения долгосрочного развития промышленного предприятия может быть решена согласно стратификационного подхода к организации деятельности: в рамках интеллектуальной страты в процессе формирования бизнес-идеипосредством создания продукта, имеющего высокую интегрирующую стоимость для многих заинтересованных агентов хозяйствованияв рамках финансово-инвестиционной страты в процессе обоснования бизнес-идеипосредством нахождения стратегических выгодв рамках производственно-технологической страты в процессе описания технологии реализации бизнес-идеи — посредством создания клиенто-ориентированной сети процессовв рамках организационно-управленческой страты в процессе внедрения и мониторинга реализации бизнес-идеи — посредством формирования внугриорганюацио! того единства и поддержки внутренней готовности элементов к изменению.

5. Ввиду тесной взаимосвязанности и взаимозависимости внутренних факторов промышленного предприятия не всегда удается точно определить помеху, создающую проблемы в каждой конкретной ситуации. Интеграция идей стратификации с известными положениями процессного подхода к управлению и концепцией сбалансированных показателей может дополнить модель стратегического развития контрольно-измерительной системой мониторинга, позволяющей понять, насколько эффективно реализуется потенциал той или иной страты, в которой из них лежат помехи развитию и имеются резервы к росту.

6. В целях решения проблемы множественности целей, присущей системе сбалансированных показателей, предлагается определение приоритетной цели для всего промышленного предприятия, в качестве которой, основываясь на положения теории максимизации стоимости, можно принять создание и увеличение стоимости предприятия как хозяйственной единицы в целом. Следовательно, механизм управления в разрезе страт промышленного предприятия может быть основан на приоритетном совершенствовании тех базовых показателей, вклад которых в достижение общей цели максимизации стоимости предприятия наиболее существенен.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методических положений и практических предложений по формированию и внедрению модели стратегического развития промышленного предприятия с использованием стратификационного подхода. К конкретным результатам исследования, обладающим элементами научной новизны, относятся следующие.

1. Разработан методический подход к формированию организационной модели промышленного предприятия, заключающийся в том, что в зависимости от приоритетности объекта управленческих воздействий (активы, технология, информация, организационные роли), преобладающего типа организационной модели (органический или механистический) и типа связей (горизонтальный или вертикальный) менеджмент может использовать функциональный, проектный или процессный подход к организации деятельности, что может быть реализовано как при организации новых, так и при реструктуризации имеющихся промышленных производств.

2. Обосновано применение механизма стратификации организационной структуры промышленного предприятия, определены важнейшие страты промышленного предприятия, включая интеллектуальную, финансово-инвестиционную, производственно-технологическую и организационно-управленческую страты, на основе взаимодействия которых происходит развитие предприятия как движение к постоянно меняющимся целям, что может быть предпосылкой к формированию динамических моделей стратегического развития предприятия.

3. Сформирована концепция стратегического развития инновационно активного промышленного предприятия на основе его стратифицированного представления, предусматривающая непрерывную последовательность: поиск инновационной бизнес-идеи, финансово-инвестиционное обоснование бизнес-идеи, технологическое проектирование ее реализации (по сетевому принципу) и организационно-управленческое закрепление технологии, что позволяет согласованно и упорядоченно реализовывать инновационные процессы, ведущие к постоянному обновлению производственной системы.

4. Разработаны элементы механизма управления промышленным предприятием в разрезе страт, а именно: цели, задачи, средства их достижения для каждой страты, контрольно-измерительная система мониторинга и служба стратегического развития, за которой предложено организационное закрепление функций по управлению стратами, что позволяет на практике реализовать новые возможности стратификационного подхода в обеспечении долгосрочного развития промышленного предприятия.

5. Предложены и апробированы управленческие инструменты обоснования стратегии промышленного предприятия для реализации новых возможностей стратификационного подхода, в числе которых: матрица определения доминантной страты в стратегии развития промышленного предприятия, стратегическое управление стратами в рамках производственной и товарной политик, матрица определения инновационной стратегии промышленного предприятия в зависимости от специфики его стратифицированной структуры, которые позволяют продлить жизненный цикл продукта и обеспечить своевременную смену технологии производства.

6. Определены основные условия и направления диверсификации деятельности стратифицированного промышленного предприятия по принципу прогнозируемого и управляемого перехода инвестиционного приоритета от развития бизнес-проектов к совершенствованию инфраструктуры предприятия, что позволяет своевременно провести реинжиниринг и реструктуризацию промышленного предприятия и обеспечить его устойчивое стратегическое развитие.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в разработке теоретико-методических положений системы организации стратегического развития предприятия и особого стратификационного подхода к анализу, оценке и управлению хозяйственными образованиями промышленности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке действенного инструментария управления стратегическим развитием промышленного предприятия при реализации инновационных идей, а именно: схема модели развития предприятия, матрицы принятия решений, управленческие алгоритмы и технологии реализации их на практике.

Работа состоит из введения, 3 глав, содержащих 9 разделов, заключения, списка использованных источников (121) и пяти приложений. Работа проиллюстрирована 39 рисунками и 15 таблицами.

Первая глава связана с определением теоретических основ инновационного стратегического развития предприятия в современных условиях. В ней обоснована необходимость формирования динамической модели промышленного предприятия, описывающей процесс его стратегического развития, соответствующей новым требованиям, как инструмента для стратегического управления инновационно-активным предприятием.

Вторая глава посвящена развитию методического комплекса к решению проблемы управления стратегическим развитием промышленного предприятия. В том числе, построена теоретическая платформа к формированию организационной модели промышленного предприятия, обосновано применение механизма стратификации его организационной структуры, определены его важнейшие страты и предложена концепция модели стратегического развития инновационно-активного промышленного предприятия.

Третья глава затрагивает практико-методическое применение авторского инструментария к решению проблемы обеспечения стратегического развития инновационно-активного промышленного предприятия. В ней предложены и апробированы управленческие инструменты обоснования стратегии промышленного предприятия для реализации новых возможностей стратификационного подхода. Разработан методический подход к планированию долгосрочного развития промышленного предприятия с отложенными стадиями спада и ликвидации по принципу управляемого перехода инвестиционного приоритета от развития бизнес-проектов к совершенствованию его инфраструктуры и другие инструменты.

Основные выводы диаграммы Парето: 1) текущая стоимость предприятия сформирована на 52% посредством эффекта работы технологической страты- 2) максимальные резервы к совершенствованию лежат в интеллектуальной страте (рост +22%) — 3) максимальная стоимость предприятия на 67% определяется эффектом работы производственно-технологической и интеллектуальной страт, которым следует уделять первостепенное внимание в системе принятия решений.

Главное преимущество диаграммы Парето — это простота и наглядность. Диаграмма характеризует фрагментарное состояние дел, периодическое ее использование позволяет управлять причинами в динамике.

Предлагаемая модель развития предприятия пульсирует, преобразуя бизнес-систему, изменяя портфель ее бизнес-проектов, развивая собственную инфраструктуру, интегрируясь с различными контрагентами и постоянно обновляясь. При этом накапливаются знания рынка, знания внутренней структуры предприятия и укрепляется опыт реализации перемен, что обогащает предприятие, делает его более мощным, подготовленным, а развитие устойчивым и перспективным.

Выход на высокий уровень развития. Инновационно-активное предприятие с развитой научно-технологической и опытной базой вполне может диверсифицировать свой инвестиционный потенциал, в том числе за счет непрерывного создания эффективных бизнес-моделей, с последующей их продажей, передачей по договору франчайзи, выделением в отдельную структуру (например, ОАО с определенной долей участия материнского капитала), выступая, таким образом, в роли инкубатора. Создание эффективной бизнес-модели имеет следующую траекторию в координатах «объем продаж — время» (рисунок 3.10). Начинающему бизнесу изначально необходимо уделить время на самоорганизацию деятельности, самоопределение ключевых факторов успеха, предоставить ему доступ к имеющемуся опыту и достижениям головной компании. Ориентируясь на них, менеджмент ищет наиболее оптимальные методы и способы, позволяющие бизнесу приспосабливаться к специфике внешней среды и увеличивать объем продаж. В дальнейшем удачные находки регламентируются и применяются в хозяйственной деятельности в качестве нормы. В итоге детальному нормированному описанию подвергаются всплошную все производственные и обслуживающие процессы, формируется стандарт ведения бизнеса, позволяющий оптимизировать издержки и получать максимум прибыли. g о — в s V.

А О О.

Механизм.

Организм.

Время.

Рисунок ЗЛО — Становление эффективной бизнес-модели.

Стандартизированная бизнес-модель, способная аккумулировать достаточный объем прибыли, может быть востребованной на различных региональных рынках. Яркий пример — отрасль автомобилестроения. Крупные компании, придерживаясь стратегии роста за счет географического расширения, возводят заводы на развивающихся рынках и организуют на них работу в соответствии с технологическим процессом современных материнских аналогов. Ориентируясь при этом на национальные особенности того или иного региона, они переносят в них стандарты учета денежных средств, стандарты кадровой политики, управления, контроля качества и многие другие стандарты, формировавшиеся долгими годами и доказавшие свою универсальную эффективность на реальных примерах. Вновь созданное предприятие имеет значительный запас уверенности в том, что будет функционировать результативно, поэтому вхождение в партнерство с подобными холдинговыми структурами является для региональных представителей бизнеса очень привлекательным направлением. Ввиду чего между ними существует реальная конкурентная борьба, главным залогом победы в которой является инвестиционный климат самого региона предполагаемого размещения производства (уровень государственного вмешательства, прозрачность ведения бизнеса, количество проверок, время на согласование проектно-сметной документации и другие факторы).

Современный бизнес, безусловно, должен быть развивающимся. Однако частые смены бизнес-моделей и стратегий подозрительны, рынок и контрагенты могут быть не готовы к стремительным изменениям, тем более, радикальным. Поэтому для предприятия, развивающегося по инновационному сценарию, важно смотреть глобально и стратегически: объективно оценивать свои возможности, трезво прогнозировать мировые колебания рыночной конъюнктуры, технологические тренды и занимать обдуманную стратегическую позицию, анализируя при этом различные возможные комбинации стратегий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предприятиям, развивающимся в условиях перехода к инновационной экономике, требуется новая модель стратегического развития, обладающая принципами динамичности и комплексности. Выделяемые в рамках теории менеджмента и описанные структурно-логическим языком модели организации не соответствуют требованиям инновационного процесса. Они характеризуют фрагментарное состояние предприятия и не позволяют в полной мере осуществлять организацию и управление развитием предприятия, а не отдельными его структурными элементами. Признавая практическую значимость таких моделей и степень их научной обоснованности, предлагается провести их усовершенствование на основе внедрения новых теоретико-методологических подходов, обеспечивающих динамизм и комплексность.

Учитывая ряд трансформационных явлений, происходящих на наших глазах, и сформировавших новые требования к характеристике предприятия, нацеленного на долгосрочный успех, к разработке новой модели нами предлагается стратификационный подход.

В процессе реализации поставленной цели в исследовании выделены три укрупненных блока задач, результаты решения которых имеют определенную степень научной новизны.

Первый блок задач связан с определением теоретических основ стратегического развития предприятия в современных условиях. Получены результаты:

1. На основе изучения принципов системного подхода выделены наиболее важные системные условия для возможности осуществления долгосрочного развития промышленного предприятия — это:

• наличие у системы цели, достижение которой позиционировано как средство достижения более глобальных задач;

• максимальная открытость системы, налаженная обратная связь со всей внешней средой, имеющей к ней отношение;

• хорошая управляемость системы на основе организационного единства и внутренней готовности ее элементов к изменениям;

• наличие у системы альтернативы выбора приоритетной надсистемной ориентации на любом отрезке ее жизненного пути;

• активное взаимодействие системы как с приоритетной системой, так и с системами, с которыми существуют взаимные интересы;

• достижение соответствия структуры системы структуре его приоритетной надсистемы на основе механизмов приспособления и взаимного влияния;

• противодействие деструктивному влиянию неприоритетных надсистем.

2. На основе исторического анализа трансформации организационной модели промышленного предприятия выделены и охарактеризованы 6 форм её эволюции:

Форма 1. Классическая модель научной организации производства.

Форма 2. Классическая модель управления.

Форма 3. Бюрократическая модель организации.

Форма 4. Модель социального взаимодействия.

Форма 5. Математическая модель предприятия.

Форма 6. Органическая модель предприятия.

3. На основе исследования современных тенденций трансформации мировой бизнес-среды, сформированы ключевые характеристики (или образ) современного промышленного предприятия, определяющие долгосрочный успех в инновационной экономике, в числе которых: четкий ориентир в развитии на инновационный сценариймаксимальное соответствие приоритетным внешним системам, органическое включение предприятия во внешнее поле стратегических интересовблагоприятный психологический климат в коллективе, атмосфера сотрудничества, готовность коллектива к групповому взаимодействию, взаимопомощи, его желание к постоянному обмену знаниями и навыками внутри организации и другие характеристики.

Исходя из полученных результатов в рамках первого блока задач, в работе обоснована необходимость формирования динамической организационной модели предприятия, описывающей процесс его стратегического развития, соответствующей новым требованиям, как инструмента для стратегического управления инновационно-активным предприятием.

Второй блок вопросов посвящен развитию методологического комплекса к решению проблемы управления организационным развитием промышленного предприятия в новой экономике. Получены результаты:

1. Построена теоретическая платформа к формированию организационной модели промышленного предприятия. Определены и исследованы 1) объекты управленческих воздействий или «атомы» предприятия, в числе которых выделены активы, информация, технология и организационные роли 2) связи между элементами (вертикальные и горизонтальные), 3) управленческие подходы к формированию организационной модели (функциональный, процессный, проектный и ситуационный). Построена схема совместимости анализируемых компонент, составляющая новый концептуально-структурный подход к формированию организационной модели промышленного предприятия.

2. Обосновано применение механизма стратификации организационной структуры предприятия в целях решения проблемы статичности организационной модели и перехода к формированию динамических моделей стратегического развития. Определены важнейшие страты промышленного предприятия, включая интеллектуальную, финансово-инвестиционную, производственно-технологическую и организационно-управленческую страты. Каждая из выделенных страт является важной для предприятия и играет свою значимую роль в обеспечении долгосрочного целевого развития.

3. Развитие предприятия как движение к постоянно меняющимся целям, трансформирующее его структурные связи в соответствии с обновляющейся надсистемной ориентацией, может быть представлено как последовательное взаимодействие страт. На основе стратифицированного представления предложена концепция модели стратегического развития инновационно-активного промышленного предприятия, реализуемая в последовательности:

1) генерация инновационной бизнес-идеи;

2) финансово-инвестиционное обоснование реализации бизнес-идеи;

3) технологическое проектирование реализации бизнес-плана;

4) организационно-управленческое закрепление технологии.

Согласно авторской концепции, последовательность действий постоянно повторяется, что обеспечивает непрерывную пульсацию взаимодействия страт, посредством которого происходит обновление бизнес-системы, изменение портфеля ее бизнес-проектов и совершенствование инфраструктуры.

Третий блок вопросов затрагивает практико-методическое применение авторского инструментария к решению проблемы обеспечения стратегического развития инновационно-активного промышленного предприятия. Получены следующие результаты:

1. Разработана технология создания и внедрения организационной модели предприятия с элементами стратификации его структуры как в случае создания бизнеса с нуля, так и в случае перепроектирования существующей структуры бизнеса, включающая мероприятия стратегического проектирования, организационной подготовки предприятия и перехода на управление стратами.

2. Разработаны управленческие инструменты и алгоритмы товарной и производственной политики промышленного предприятия с использованием новых возможностей стратификационного подхода к организации его деятельности.

Динамичность модели стратегического развития промышленного предприятия выражена в постоянной дестабилизации баланса его страт. Жизненный цикл продукта, технический прогресс, изменения в конкурентной борьбе, потребительских предпочтениях и другие флуктуации заставляют постоянно регулировать этот баланс. В этом отношении важно идентифицировать ключевые факторы, определяющие успех предприятия сегодня, предвидеть в них сдвиги, которые произведут новую расстановку сил завтра, и обеспечить своевременный и эффективный переход влияния от одной страты к другой.

3. Разработан подход к планированию долгосрочного развития промышленного предприятия с отложенными стадиями спада и ликвидации по принципу управляемого перехода инвестиционного приоритета от развития бизнес-проектов к совершенствованию его инфраструктуры.

Сформулированы принципы обеспечения долгосрочного развития в рамках каждой из страт:

— для интеллектуальной страты в процессе формирования бизнес-идеи — это создание продукта, имеющего высокую интегрирующую стоимость для многих заинтересованных агентов хозяйствования;

— для финансово-инвестиционной страты в процессе нахождения формулы прибыли — это расчет стратегического эффекта (то есть превалирование стратегических успехов над кратковременными выгодами);

— для производственно-технологической страты в процессе описания технологии — это создание клиент-ориентированной сети процессов (предполагается расширенное понимание «клиента» организации);

— для организационно-управленческой страты в процессе создания бизнес-системы — это формирование внутриорганизационного единства и поддержки внутренней готовности элементов к изменению.

Жизненный цикл в соответствии с этим подходом должен быть трансформирован в следующую последовательность этапов: 1) зарождение- 2) рост- 3) трансформация- 4) прогрессивный рост- 5) долгосрочное развитие.

Мы считаем, что ключевое значение при реинжиниринге бизнеса промышленного предприятия должно быть уделено его инфраструктуре (социальной и производственной). Необходим фундаментальный пересмотр роли инфраструктуры от обслуживающего придатка производства к производственной оболочке, обладающей способностью к инкубации и эффективной реализации новых видов бизнеса.

4. Разработана и апробирована система контроллинга эффективности работы страт, основой которой послужила концепция системы сбалансированных показателей, предложенная РХапланом и ДНортоном.

Ввиду тесной взаимосвязанности и взаимозависимости внутренних факторов предприятия, не всегда удается точно определить помеху, создающую проблемы в каждой конкретной ситуации. Используя механизм стратификации в совокупности с системой сбалансированных показателей, можно сузить горизонт определения проблемы до четырех.

Для решения проблемы множественности целей предлагается определение приоритетной цели для всего предприятия или целевой функции вида: V = f (INT, FIN, TEH, DEV), которая объединяет эффекты принятия решений по всем стратам (обозначенным INT — интеллектуальная страта, FIN — финансово-инвестиционная страта, ТЕН — производственно-технологическая страта, DEV — организационно-управленческая страта). Основываясь на положениях теории максимизации стоимости, в качестве V предлагается принять концепцию создания стоимости как оценочного показателя.

Следовательно, механизм управления в разрезе страт промышленного предприятия может быть основан на приоритетном совершенствовании тех базовых показателей, вклад которых в достижение общей цели максимизации стоимости предприятия наиболее существенен.

Полученные результаты исследования имеют практический прицел, могут быть внедрены в хозяйственной деятельности промышленных предприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.И. История экономических учений: учеб. пособие М.: Экономистъ, 2007. — 285с.-
  2. И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с англ. под науч. ред. А .Г. Сеферяна. Спб.: Питер, 2007. — 384с.-
  3. Ю.П., Щепетнова С. Е. «Что нам стоит процесс построить?» / Методы менеджмента качества № 6, 2002 г. с. 4−8-
  4. Т.А. Теория организации: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 367с. (Серия «Профессиональные учебники.: Менеджмент») —
  5. В.Г. Теория организации: Уч. для вузов / Минобразования РФ- под общей ред. В. Г. Алиева 3-е изд., стереотип. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика» 2005. — 443с.-
  6. О.И. Структура экономико-теоретического знания. Методологический анализ / О.И. Ананьин- М.: Институт экономики. 2005. -244с. (Экономическая теория и стратегия развития) —
  7. . Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. 272с.: ил. (Серия «Практический менеджмент») —
  8. Ю. Планирование и контроллинг. М.: Омега-Л, 2003.280с.-
  9. И. Стратегическое управление/ Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Калтуревского. СПб: Питер, 1999. — 416с.-
  10. B.C. и др. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / B.C. Анфилатов, А. А. Емельянов, А.А. Кукушкин- Под ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368с: ил.-
  11. П.Атаманчук Г. Управление фактор развития. — М.: Экономика, 2002. — 567с.-
  12. С.А. История экономических учений: Учебник. М.: Экономистъ, 2004. -456с.-
  13. У. Чего не знал Альфред Маршал: вклад XX столетия в экономическую теорию / У. Баумоль. Вопросы экономики № 2, 2001. с.73−108-
  14. В. Новый менеджмент. Решение проблем управления. Повышение в десятки раз темпов роста капитала. Изд. 2-е, доп. и перераб. М: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 362с.-
  15. А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х кн.-М., 1989. -Кн.1.- 303 с.-Кн.2.-350с.-
  16. А.С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика — Спб.: Питер, 2002. 416с.: ил. (Серия «Теория и практика менеджмента») —
  17. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). Гл. ред. A.M. Прохоров, Изд. 3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1976. (Т.24 — 608с.) —
  18. А.А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства: учебное пособие. -Мн.: Современная школа, 2006. 192с.-
  19. Браун Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / Марк Грэм Браун- Пер. с англ. М.: Альпина бизнес букс, 2005. -226с.-
  20. У.И., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 504с. — (Серия «Менеджмент для лидера») —
  21. А.В. Эффективный менеджмент: Учебник М.: Издательство «Финпресс», 2000. — 1056с. — (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом) —
  22. А. Организационные структуры управления. М.: Олма-Пресс, 2003.-233с.-
  23. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник 3-е изд. — М.: Гардарини, 2002. — 528с.-
  24. В.Н., Денисов JI.JI. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов. Изд. 3-е, перераб и дополн. СПб.: Издательство СИбГПУ. 2003. — 520с.-
  25. В. И. Управление качеством (2-е издание). М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 400с. (Серия «Экономика и управление») —
  26. В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. -Мн.: Мисанта, 2003.624с.-
  27. В. Алгоритмы преобразований в бизнесе. М.: Дело, 2001.-296с.-
  28. Гуиняр Франсис Ж., Келли Джеймс Н. Преобразование организаций. М.: Дело, 2000. — 360с.-
  29. С., Лазарева О., Рачинский А., Цухло С. Корпоративное управление в российской промышленности. М.: ИЭПП, 2004. — 92с.-
  30. Р. Менеджмент 6-е изд. Перн с англ. СПб.: Питер, 2004. -864с.: ил. (Серия «Классика MB А») —
  31. Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. / Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. -480с.-
  32. В.А., Долятовская В. И. Исследование систем управления: Учебно-практическое пособие. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 256 с. (Серия «Новые технологии») —
  33. Друкер, Питер, Ф. Энциклопедия менеджмента.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. 432с.: ил. — Парал. тит. англ.-
  34. П.Ф. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М.: Гранд ФАИР-ПРЕСС, 1998. -285с.-
  35. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. -М.: Дело, 1996.-272с.-
  36. В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: Учебник. М.:ИНФРА-М, 2004. — 319с. (Учебники для программы МВА) —
  37. В. Г., Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес процессов. М.:РИА «Стандарты и качество», 2004. -408с.: ил. (Серия «Практический менеджмент») —
  38. Е.П., Бродский Б. Е. Антикризисное управление: Учебник. -М.: Омега-Л, 2004. 336с. (Серия «Успешный менеджмент») —
  39. О.А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / науч. редактор А. А. Радугин. -М.: Центр, 1998. 432с.: ил.-
  40. Т.Ю., Приходько В. И. Теория организации. Спб.: Питер, 2004. — 269с.: ил. (Серия «Учебное пособие») —
  41. Имаи Масааки Кайдзен: ключ к успеху японских компаний- Пер. с англ. М.:"Альпина Бизнес Букс», 2004. — 274с. — (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций») —
  42. Исикава Каору. Японские методы управления качеством: Сокр. Пер. с англ. / Научн. Ред. И авт. Предисл. А. В. Гличев. М.: Экономика, 1998.-215с.-
  43. Исследования по общей теории систем: Сб. переводов / Под ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М: Прогресс, 1969. — 520с.-
  44. История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д. В. Валового. -М.: ИНФРА-М, 1997. 171с.-
  45. Г. Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов. -М.: СИНТЕГ, 2000. 212с.-
  46. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. — 416с.: илл.-
  47. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп Бизнес», 2005. — 320с.:ил.-
  48. А.Е. Книга 1. «Бюджетирование как инструмент управления» (2-е издание) М.: Результат и качество, 2005. — 400с.: ил. (Серия «100% практического бюджетирования») —
  49. А.Е. Книга 2. «Регламент системы бюджетирования» — М.: Результат и качество, 2004. 464с.: ил. (Серия «100% практического бюджетирования») —
  50. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. -608с.-
  51. В.В., Скипетрова Т. В. Теория организации: Учебное пособие для вузов — М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. — 144с. («Gaudeamus») —
  52. В.М. Основы теории организации: Учебное пособие 2-е изд. — М.: Издательство — торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 184с.-
  53. М.В. Экономическая история мира. М.: Дашков и Ко, 3 тома. 1 том: 2004. 636с., 2 том: 2005. — 636с., 3 том: 2005. — 352с.-
  54. Котлер Филипп Основы маркетинга. Краткий курс: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. 656с.: ил. — Парал. тит. англ.-
  55. А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. 5-е изд. — М.: Академический Проект: Трикста, 2005. — 560с.-
  56. С. Ключевые идеи менеджмента. М.: ЮНИТИ-Дана, 2002,-311с.-
  57. Н.В., Клеппер Е. В. История мирового менеджмента: Учебное пособие М.: МГУКН, 2002. — 96с.-
  58. П.В., Мишурова И. В. Технология реинжиниринга бизнеса: учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. — 176с.-
  59. А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта / Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001. 279с.-
  60. Дж. К. Теория организации: учебное пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 416с.-
  61. .Г. Экспертные технологии в управлении: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2004. — 400с.-
  62. И. П., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний. / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро и др. Справочное пособие / Под. Ред. и.И. Мазура. М.: Высшая школа, 2000. — 587с.: ил.-
  63. И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2003. — 438с.-
  64. Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. 2-е изд., испр. и доп. -М.: «Дело», 2000. — 560с.-
  65. А.С., Мухин В. И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. М.: ГУДСИЭ., 2002. — 400с.-
  66. В.И. История управленческой мысли. М.: Инфра — М, 2005.-731с.-
  67. Н. Управление развитием организации. М.: ЦэиМ, 2002. — 304с.-
  68. В.П., Понуждаев Э. А. Теория организации: учебно-методологический комплекс / В. П. Медведев, Э. А. Понуждаев М.: Экономистъ, 2007. — 231с.-
  69. Менеджмент: Учебн. Пособие для вузов / Под ред. В. И. Подлесных — СПб.: Издательский дом. «Бизнес-пресса», 2002. 472с.-
  70. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. — Москва: «Дело», 2000. — 704с.-
  71. С.Е., Храмцов К. В. Экономическая безопасность предприятия (противодействие неправовому перехвату корпоративного контроля) / Учебное пособие, ОМСК, 2006. (Электронный учебник) —
  72. .З. Теория организации: Учебник 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 720с.-
  73. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента — СПб.: Питер, 2002. 336с.-
  74. И.В., Новосельская Н. Ф. Технологии корпоративного менеджмента: Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 544с. (Серия «Новые технологии») —
  75. В.И. Исследование систем управления: Учебник. / Под ред. В. И. Мухина М.: Экзамен, 2002. — 384с.-
  76. Р. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002. — 536с.-
  77. Ник Оболенски. Практический реинжиниринг. Инструменты и методы для эффективного изменения. Пер. И. Савельевой. Издательство «ЛОРИ», 2004.-368с.-
  78. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса. М.: Финансы и статистика. 1997.
  79. А. Стратегия нападения и тактика защиты. Концепция системы корпоративной безопасности акционерного общества / Доступно по адресу: интернет-сайт: http://kriz.spb.ru/
  80. М.П., Шайденко Н. А., Басовский А. Е. Менеджмент: Учебник. / Под общ. ред. проф. М. П. Переверзева. М.: ИНФРА-М, 2006. -288с.-
  81. В.И. Теория организации: Учебник для вузов. 2-е изд., исправл. Спб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2006. — 336с.-
  82. А.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление / А. И. Пригожин. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 402с.-
  83. А. Бизнес-моделирование: задачи и инструменты / статья // Доступно по адресу: интернет-сайт: http://citcitv.ru/13 972.
  84. . Оптимизация управленческих решений. М.: Теис, 2001.-364с.-
  85. Реинжиниринг производства: учебное пособие / JI.H. Оголева, Е. В. Чернецова, В.М. Радиковский- под ред. д.э.н., проф. JI.H. Оголевой. М.: КНОРУС, 2005.-304с.-
  86. Россия и страны члены Европейского союза. 2007.: Стат.сб./ Росстат. — М., 2007. (электронный вид) —
  87. Г., Марш Дж. Административное поведение: Пер. с англ. -М.: Мир, 1974.
  88. Т.А., Ватолкина Н. Ш. История управления качеством: Учеб. Пособие. М.: Кнорус, 2005. — 256с.-
  89. Седрик Берджер, Серж Гийяр Графическое описание процессов. Методика и технические средства. Пер. с франц. К.ф.н. К. В. Чайка/ науч. Редакт. К.т.н А. В. Глазунов, В. Б. Михейкин. Нижний Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2003. — 250с.-
  90. П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.-408с.
  91. П. Робине, Мэри Коултер. Менеджмент. 6-е изд. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильянс», 2002. — 880с.-
  92. Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология (2-е изд., перераб. и доп). М.: Финансы и статистика, 2004. -320с.-
  93. Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере): Учебное пособие / Под ред. В. А. Абчука. Спб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 551с.-
  94. Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд III, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2006. 928с.: ил. — Парал. тит. англ.-
  95. Э. Адаптивная корпорация. Сб. Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999 г.-
  96. Н.Н. Стратегическое управление. М.: Издательство ПРИОР, 2000.-288с.
  97. Управление инновационной деятельностью предприятия: учеб. пособие / В. М. Джуха, А. А. Юрков, К. Н. Мищенко, С. С. Цикавый, Р. Р. Погосян, В.С.Королев- под ред. В. М. Джухи / РГЭУ «РИНХ». Ростов н/Д, 2009. -192с.-
  98. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 от 26 октября 2002-
  99. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. -М.: Гардарики, 2004. 830с.-
  100. Философский экономический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Советская Энциклопедия, 1983.-c.657-
  101. Д., Эсселинг К. С., Нимвеген Х. В. Оптимизация бизнес-процессов. Санкт-Петербург, издательство «Азбука, 2001-
  102. М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе Майкл Хаммер, Джеймс Чампи- пер. с анг. Ю. Е. Корнилович — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. 287с.-
  103. Ф.П. Менеджмент. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2002. — 224с.-
  104. Холл Ричард. Организации: структуры, процессы, результаты. -Спб.: Питер, 2001. 512с.: ил.-
  105. А.Г. История экономических учений: (современный этап): Учебник / Под общ. ред. А. Г. Худокормова. М/.ИНФРА-М, 1998. -733с. (серия «Высшее образование) —
  106. В.А. Динамические модели экономических систем. Статья / Сборник научных трудов. Приложение к журналу «Аудит и финансовый анализ» № 2, 2005. — с. 118−139-
  107. С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. -Спб.: Питер, 2004. 239с.: ил.-
  108. Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер с англ. Под ред. В. А. Спивака СПб.: Питер, 2002. — 336с.-
  109. Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. Под ред. В. А. Спивака. Спб.: Питер, 2001. — 352с.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента») —
  110. А. «Некоторые аспекты практической реализации процессного подхода» / Стандарты и Качество № 6, 2003 г. с. 52−56-
  111. И. Технологический маркетинг. М.: Янус-К, 2003.478с.-
  112. И. История экономического анализа: В 3-х томах / Пер. с англ. Под ред. B.C. Автономова. Спб.: Экономическая школа, 2001. -(ТЗ +678с.)-v> о
  113. , И. А. Теория экономического развития / И. А. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982.-
  114. Jacobson I., Ericsson М., Jacobson A. The Object Advantage: Business Process Reengineering with Object Technology. ACM Press, Addison-Wesley Publishing, 1995.-
  115. Интернет-сайт: www.gks.ru (госкомсат РФ)
  116. Интернет-сайт: www.glossary.ru (Служба тематических толковых словарей свободной энциклопедии «Глоссарий»).
Заполнить форму текущей работой