Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования игровой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако нерешенные кардинальные вопросы методического характера приводят к тому, что игра в педаю1ических разработках рассматривается достаточно узко, как своеобразное средство, меюд и форма физическою воспитания детей старшего дошкольного возраста. Роль игры как ведущего вида деятельности, имеющего непреходящее значение для психического и двигательного развития дошкольников, и возможность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолсн о-неда1 огические основания развития двигательных способностей в игровой деятельности
    • 1. 1. Развитие двш ательных способностей дегей старше о дошкольного возраста
    • 1. 2. Игра — ведущая дея гельность детей дошкольно1 о возраста
    • 1. 3. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Разработка и обоснование инновационных педагогических средств развития двигательных способностей в старшем дошкольном возрасте является одной из кардинальных проблем теории и методики физической культуры и обусловливает модернизацию системы физического воспитания.

Особую актуальность проблеме развития двигательных способностей старших дошкольников придает то, что ее изучение связано с разработкой фундаментальных вопросов психологии и педагогики: связи обучения и развития ребенка и психологической теории способностей.

Результаты исследований В. К. Бальсевича, В. И. Ляха, Т. И. Осокиной, Ю. К. Чернышенко свидетельствуют о необходимости целенаправленного развитии двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания [10, 38, 75, 94, 146]. Внутреннее противоречие этого процесса, согласно А. Н. Леонтьеву, Д. Б. Эльконину, заключается в том, что двигательная деятельность, в которой происходит развитие двигательных способностей, в старшем дошкольном возрасте не сформирована. У ребенка, с одной стороны, есть потребность в двигательной деятельности, с другой стороны, отсутствуют психологические механизмы ее осуществления: мотивы, навыки, умения и т. п. [71, 156].

Современный уровень психологической и педагогической науки позволяет говорить о том, что противоречие между потребностью в движении и возможностью ее реализации в двигательной деятельности разрешается в игре — ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста. Именно в игре происходит развитие психологических механизмов двигательной деятельности, в том числе и способностей [41,42, 71, 156].

Преимущество подхода игрового моделирования занятий по физическому воспитанию перед традиционным построением занятия заключается в том, что развитие двигательной функции ребенка проходит в специфической, свойственной дошкольникам игровой деятельности, активизирующей ею познавательную и двшагельную активность.

Однако нерешенные кардинальные вопросы методического характера приводят к тому, что игра в педаю1ических разработках рассматривается достаточно узко, как своеобразное средство, меюд и форма физическою воспитания детей старшего дошкольного возраста [14, 86]. Роль игры как ведущего вида деятельности, имеющего непреходящее значение для психического и двигательного развития дошкольников, и возможность моделирования игровой деятельности на занятиях по физическому воспитанию в теории и методике физической культуры изучено недостаточно. Это в значительной степени сужает развивающую функцию занятий физическими упражнениями в старшем дошкольном возрасте и обусловливает необходимость теоретического и экспериментального обоснования модели развития двигательных способностей старших дошкольников на основе моделирования шровой деятельности на занятиях по физической культуре.

С этих позиций предпринятое комплексное исследование является актуальным с теоретической и практической точек зрения.

Основное противоречие, которое мы пытались разрешить в нашей работе заключатся в необходимости разработки научно-обоснованных педагогических моделей развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста, позволяющих органически ввести в различные виды игры разнообразные формы двигательной активности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике физического воспитания, с другой стороны.

Цель исследования. Теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую модель развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования игровой деятельности на занятиях по физическому воспитанию.

Объект исследования — процесс развития двшательных способностей детей 5−7 лет в различных режимах двигательной активности.

Предмет исследования — педа1 oi ические условия реализации метода игровою моделирования занятий по физическому воспитанию де1ей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что развитие двигательных способностей детей старшею дошкольного возраста может происходить более эффективно при условии моделирования па физкультурных занятиях игровой деятельности, обеспечивающей опосредованный характер овладения движениями, творческое решение двигательных задач и необходимость подчинения результата двигательного поведения ребенка игровому мотиву.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

1. Теория деятельности, разработанная отечественными психологами B.C. Выготским, А. Н. Леонтьевым, СЛ. Рубинштейном.

2. Психологическая теория способностей, разработанная в трудах СЛ. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Н. С. Лейтеса.

3. Теория двигательных способностей Л. П. Матвеева, В. ИЛяха, B.C. Фарфеля.

4. Теория игровой деятельности, разработанная Л. С. Выготским,.

A.Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным.

5. Современные представления о развитии двш ательных способностей детей старшего дошкольного возраста (В.К. Бальсевич, Т. Н. Осокина,.

B.И. Лях, Л. Т. Майорова, Е. Н. Вавилова, С. Н. Михайлова, Н. В. Панфилова, Э. Я. Стеианенкова, Ю.К. Чернышенко).

Опора при проведении исследования на основные положения деятельпостного подхода к обучению и теории способностей позволила представить процесс развития двигательных способностей как результат активного деятельностного овладения детьми ценностями физической культуры, выявить видовые особенности двигательных способностей человека. Использование в качестве методологической основы теории игровой деятельности способствовало теоретическому обоснованию непреходящею значения игры в двигательном развитии ребенка. Анализ сложившихся представлений о развитии двигательных способностей детей старшею дошкольного возраста позволил определить педагогические средства, формы, методы сгимульною двигательного развития ребенка.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— автором впервые теоретически разработаны, экспериментально обоснованы и внедрены в практику на региональном уровне инновационный педагогический подход к обучению и содержание игровою моделирования занятий для развития двигательных способностей детей 5−7 лег, существенно повышающие эффективность процесса физическою воспитания дошкольников;

— теоретически разработано содержание педагогической модели развития двигательных способностей детей 5−7 лет «Волшебный мир движений», реализация которой позволила значительно расширить использование разнообразных форм двигательной активности в игровой деятельности ребенка, существенно повысить уровень развития его скоростных, скоростно-силовых и двигательно-коордипационных способностей;

— доказано стимулирующее влияние игровою моделирования физкультурных занятий па психомоторику и психическое развитие детей 5−7 лет, что повышает уровень физического и психическою здоровья и адаптивные возможности дошкольников.

Теоретическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования доказывают целесообразность развития двигательных способностей в процессе моделирования игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию.

Практическая значимость. Разработанная педагогическая модель повышает эффективность процесса физического воспитания детей 5−7 лет и может быть использована:

— при разработке программно-меюдичеекот обеспечения физическою воспитания дошкольников;

— в практической деятельности инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений;

— на курсах повышения квалификации инструкторов по физическому воспитанию дошкольных образовательных учреждений;

— при подютовке специалистов физического воспитания в высших и средних специальных учебных заведениях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие двигательных способностей старших дошкольников в условиях игровою моделирования физкультурных занятий, включенных в единый воспитательный процесс, в котором игра органично вводит ребенка в ситуацию организованного присвоения ценностей духовной и физической культуры в форме обучения, создает условия для реализации приобретенных умений, навыков и способностей в игровой деятельности.

2. Осуществление процесса физического воспитания в соответствии с возрастными закономерностями развития, согласно которым опережающий характер развития игровой деятельности, по сравнению с развитием двигательных возможностей детей 5−7 лег, способствует эффективному овладению различными видами двигательной активности, стимулирует формирование психофизиологических механизмов осуществления двигательной деятельности: умений, навыков, способностей, мотивов.

3. Основу развития двигательных способностей у старших дошкольников в условиях моделирования игровой деятельности на занятиях по физическому воспитанию составляют следующие компоненты:

— модульное построение педагогически о процесса;

— преимущественное использование сюжетно-ролевой игры;

— включение в содержание игрового модуля двигательных действий, обеспечивающих наилучшее выполнение роли ребенком.

Апробация и внедрение результатов в практику. Разработанная педагогическая модель «Волшебный мир движений» внедрена в процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраст муниципального дошкольного образовательною учреждения № 174 г. Тулы. Материалы исследования внедрены в процесс обучения студентов факультета физической культуры Тульскою государственного педагогического университета имени JI.II. Толстою, используются на курсах повышения квалификации и переподготовки работников образования Тульской области. Основные положения и материалы исследования докладывались на международных (Тула, 2002; Могилев, 2003; Москва, 2005) и межрегиональных (Ставрополь, 2002; Оренбург, 2004) научно-практических конференциях по проблемам оздоровления человека, развития физической культуры, педагогики и психологии детства, на ежеюдных научно-практических конференциях аспирантов и соискателей в ТГПУ имени J1.H. Толстою. По результатам исследования опубликовано 10 работ.

Объем и структура диссертации. Диссертация выполнена на 128 страницах. Она состоит из введения, трех глав, заключений, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка литературы, приложения. Текст диссертации иллюстрирован 17 таблицами и 14 рисунками.

Выводы.

1. Анализ научно-методической литературы и результаты собственных исследований свидетельствуют, что игра является ведущим видом деятельности и определяет развитие двигательных способностей ребенка на этапе дошкольного детства. Это актуализирует необходимость поиска новых форм и педагогических технологий, ориентированных на моделирование игровой деятельности ребенка в процессе физического воспитания для формирования психомоторики, физического и психического здоровья. Условием развития двигательных способностей в игре является развернутость игровых действий, операциональным содержанием которых выступают движения детей.

2. Педагогическими условиями развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования игровой деятельности являются:

— целостная реализация процесса физического воспитания, основанного на оздоровлении, воспитании и обучении детей;

— построение процесса физического воспитания в соответствии с закономерностями развития игровой деятельности детей 5−7 лет;

— модульное построение педагогического процесса, согласно которому программный материал распределен по игровым темам, в рамках которого преимущественно решаются задачи физического воспитания старших дошкольников;

— соответствие тематики игрового модуля и отдельного занятия возрастным возможностям и интересам детей;

— разработка содержания занятий с учетом опережающего характера развития игровой деятельности по сравнению с наличными двигательными возможностями ребенка;

— включение в содержание игрового модуля не только разнообразных игр и игровых упражнений, но и двигательных действий, которые обеспечивают наилучшее выполнение игровой роли ребенком;

— использование при разучивании движений игрового метода в сочетании со строго регламентируемым и вариативным методом обучения;

— этапное построение игрового модуля, в соответствии с которым на первом этапе дети совместно с педагогом разрабатывают игровой сюжет, распределяют ролина втором этапе — происходит разучивание роли, в том числе и осваиваются необходимые для этого движения, на третьем этапе разыгрывается сама игра;

— преимущественное использование игровой формы проведения занятий, обеспечивающей вместе со словесными и наглядными методами обучения и воспитания создание воображаемой игровой ситуации, как одного из компонентов игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры);

— осуществление совместной игровой деятельности со сверстниками и взрослым;

— поддержание на занятиях достаточной активности всех детей, обеспечение необходимой длительности и моторной гглотности игровых занятий, в соответствии с требованиями современных программ по физическому воспитанию дошкольников, использование педагогом основных способов регуляции объема и интенсивности физической нагрузки: время проведения игрычередование игр и игровых упражнений различной интенсивностииндивидуальный подход в соответствии с состоянием здоровья и физическими возможностями ребенка.

3. Моделирование игровой деятельности на занятиях по физической культуре существенно повысило эффективность процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Развивающий эффект игрового моделирования занятий физической культурой обусловлен творческим решением задач, заключенных в игровом сюжете, а также подчинением двигательной активности ребёнка мотиву лучшего выполнения игрового действия. В ходе эксперимента убедительно доказано преимущество модульного построения игровых занятий, которое позволяет органично ввести в игровую деятельность ребенка разнообразные виды двигательной активности, способствует формированию психологических механизмов двигательной деятельности старших дошкольников: умений, навыков, способностей.

4. Результаты формирующего эксперимента выявили высокую эффективность экспериментальной модели физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Занятия, осуществляемые по педагогической модели «Волшебный мир движений», существенно повысили уровень развития скоростных, скоростно-силовых и двигательно-координационных способностей старших дошкольников. У мальчиков экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы зафиксирован высокий прирост результатов в следующих тестах: в беге 30 и 15 метров с высокого старта, беге на 10 метров с ходу, прыжке в длину с места, силе сжатия кисти правой и левой руки, метании в цель правой рукой, челночном беге 3×5 метров, статическом равновесии, беге к пронумерованным мячам, перешагивании через гимнастическую палку (р 5 0,05). Девочки экспериментальной группы демонстрировали более высокие результаты, чем их сверстницы из контрольной группы в беге на 15 метров с высокого старта, беге 10 метров с ходу, прыжке в длину с места, силе сжатия кисти правой и левой руки, метании в цель правой рукой, челночном беге 3×5 метров, статическом равновесии, беге к пронумерованным мячам (р < 0,05). Наибольшие сдвиги в результатах детей экспериментальной группы зафиксированы на втором году педагогического эксперимента, что свидетельствует об отсроченном развивающем эффекте педагогической модели «Волшебный мир движений».

Развивающий эффект экспериментальной модели проявился в статистически более высоких приростах показателей детей экспериментальной группы в тестах, характеризующих развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, образно-логического мышления (р < 0,05).

5. Результаты формирующего педагогического эксперимента позволяют характеризовать модель физического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир движений» как развивающую. Содержание игровых занятий составило обучение основным видам движений человека: ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанию, а также упражнениям с мячами, элементам спортивных упражнений и игр, овладение которыми способствовало комплексному решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Соответствие содержания экспериментальной модели физического воспитания «Волшебный мир движений» возрастным возможностям старших дошкольников и наличие информативного диагностического инструментария, обеспечивающего объективную оценку эффективности педагогических воздействий, позволяет рекомендовать ее в качестве методического обеспечения физического воспитания детей 5−7 лет.

Результаты проведенного исследования позволили предложить ряд рекомендаций в практику физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Они наиболее полно представлены в модели физического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир движений». Основными из них являются следующие.

В соответствии с закономерностями развития детской игры программный материал следует распределять по темам, в рамках которых преимущественно решаются задачи развития тех или иных двигательных способностей дошкольников. Каждый игровой модуль должен включать три этапа. Основной задачей первого этапа является знакомство с игровой темой. Решение ее предполагает: постановку педагогических задач игрового модуляпредварительную подготовку педагога, заключающуюся в разработке плана игрового сюжета, совместное с детьми обсуждение и разработка сценария игры, планирование игры и распределение ролейподготовку необходимого инвентаря и оборудования, наглядного материала необходимого для реализации игры.

В рамках второго этапа происходит разучивание ролей, освоение необходимых двигательных действий. Педагогическое руководство заключается в разумном подборе педагогических средств, методов и форм физического воспитания дошкольников. Основными средствами реализации данного этапа являются разнообразные физические упражнения, подвижные игры, игровые задания, обеспечивающие выполнение ребенком взятой на себя роли (ролей). Основными методами — игровой метод в сочетании со строго-регламентируемым и вариативным методом обучения с опорой на игровой сюжет. Основными формами организации детей на занятиях: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Обязательным условием игрового моделирования физкультурных занятий является создание воображаемой игровой ситуации. Это достигается использованием наглядных и словесных методов.

Высокая моторная плотность игровых занятий, достаточная двигательная активность должна обеспечиваться за счет использования различных форм организации детей на занятиях по физическому воспитанию: фронтальной, групповой, индивидуальной. Объем и интенсивность физической нагрузки на занятиях необходимо регулировать по времени проведения игровых упражнений и игр, а так же чередуя различные по интенсивности упражнения.

Третий этап — игра. Этот этап предусматривает: во-первых, непосредственное проведение игры в различных организационных формах (вечера развлечений, спортивные праздники, занятия по физической культуре, прогулка и др.). Во-вторых, создание ситуации сопереживания игровому поведению детей наиболее значимыми для них людьми, придание тем самым игровой деятельности дошкольников социальной значимости. Это достигается приглашением на заключительные занятие родителей и других членов семьи в качестве зрителей и активных участников.

Заключение

.

1. Результаты формирующего педагогического эксперимента подтверждают одно из фундаментальных положений дошкольной педагогики о том, что развитие движений детей 5−7 лет происходит в игре — ведущей деятельности детей дошкольного возраста. Осуществление игровой деятельности вызывает качественные изменения в развитии двигательной сферы ребенка. Она разрешает противоречие между желаниями, потребностями детей дошкольного возраста в двигательной деятельности и несформированностью психологических механизмов ее осуществления, поскольку мотив игры заключен не в конечном результате действия, а в самом игровом действии, операционную основу которого составляют движения ребенка.

Являясь одной из побочных линий развития, двигательная сфера, если можно так выразиться, испытывает на себе влияние ведущей игровой деятельности. Результатом этого влияния является не только приобретение ребенком новых свойств личности, но и овладение разнообразными общественно выработанными в той или иной культуре способами осуществления двигательной деятельности в виде двигательных эталонов умений, навыков, человеческих способностей. Условием формирования психологических механизмов двигательного поведения (умений, навыков, способностей) является развернутость игровых действий ребенка, предметным содержанием которых выступают двигательные действия. Все это обусловливает непреходящее значение игровой деятельности в развитии двигательной функции ребенка в дошкольном возрасте.

2. Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что моделирование игровой деятельности в процессе физического воспитания оказало положительное влияние на развитие скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Наибольшее стимулирующее воздействие на двигательную сферу детей наблюдалось на втором году педагогического эксперимента. Последний факт свидетельствует об отставленном кумулятивном эффекте игровых занятий на развитие психомоторики ребенка. Это означает, что в процессе овладения разнообразными видами двигательной активности в игровой деятельности у детей вначале формировалась психологическая функция обеспечения движений, а затем на этой основе психологические механизмы ее реализации в разнообразных, постоянно меняющихся игровых условиях. Суммируя сказанное можно утверждать, что экспериментальная модель физического воспитания детей старшего дошкольного возраста имеет развивающий характер, поскольку она направлена на созревающие психологические процессы, обеспечивающие становление двигательной функции, выражаясь словами J1. C Выготского, педагогические воздействия ориентированы на зону ближайшего развития ребенка.

3. В ходе формирующего педагогического эксперимента нашло подтверждение кардинальное положение теории игры Д. Б. Эльконина о том, что старшие дошкольники способны разыгрывать единый игровой сюжет в течение ряда занятий, в ходе которого наблюдается развитие самой детской игры.

Детская игра представляет собой сложное структурное образование. В ней отчетливо выделяются три основных этапа развития: знакомство с игрой, подготовка к игре и непосредственно игра. Распределение программного материала по игровым модулям в соответствии с закономерностями развития детской игры позволило достаточно эффективно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи физического воспитания детей 5−7 лет.

4. Высокая динамика показателей детей экспериментальной группы по сравнению с результатами их сверстников из контрольной группы позволяет говорить о том, что двигательные способности представляют собой разновидность психических образований, позволяющих достаточно эффективно решать разнообразные двигательные задачи. Следовательно, формирование двигательных способностей педагогическими средствами должно осуществляться в соответствии с психическими закономерностями развития дошкольников. Особенности нервнопсихического развития детей обусловливают достаточно равномерное развитие двигательных способностей, для которых старший дошкольный возраст является сенситивным периодом. Мальчики 5−7 лет имеют некоторые преимущества перед своими сверстницами в развитии скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей. Девочки лучше справляются с заданиями на гибкость и координацию движения.

5. В ходе эксперимента не выявлено влияние занятий по экспериментальной модели на развитие специфических координационных способностей старших дошкольников. Результаты детей экспериментальной группы не отличаются статистически значимо от показателей их сверстников из контрольной группы в тестах на точность воспроизведения временного и пространственного параметров движения. Это является основанием утверждать, что для развития специфических способностей в старшем дошкольном возрасте, следует использовать специальные двигательно-координационные упражнения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамян, J1.A. Игра дошкольника Текст. / JI.A. Абрамян, Т. В. Антонова, JI.B. Артемова. М.: Просвещение, 1989. — 286 с.
  2. , Э.Й. Баскетбол для дошкольников Текст. / Э. Й. Адашкявичене. М.: Просвещение, 1983. — 79 с.
  3. , Э.И. Формирование двигательных действий у старших дошкольников (на примере обучения действиям с мячом) Текст.: Дис. канд. пед. наук /Э.И. Адашкявичене. -М., 1982.- 139 с.
  4. , В.П. Развитие двигательных способностей старших дошкольников Текст.: учебное пособие / В. П. Аксенов, Ю. И. Родин. -Тула: изд-во ТГПУ им. J1.II. Толстого, 1999. 120 с.
  5. , Е.В. Возрастное влияние координационных способностей на формирование основных двигательных умений и навыков детей 4−6 лет Текст.: Дис.канд. пед. наук / Е. В. Алпацкая. Смоленск, 2004. -132с.
  6. , В.Г. Как воспитать здорового ребенка Текст.: Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения № 199 г. Нижний Новгород / В. Г. Алямовская. М.: Linka-Press, 1993. -112 с.
  7. , М.В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста Текст. / М. В. Антропова, М. М. Кольцова. М.: Педагогика, 1983. -С. 6−28.
  8. , И.В. Как определить тренированность спортсмена Текст. / И. В. Аулик. М.: Физическая культура и спорт, 1977. — 102 с.
  9. , В.К. Онтогенез локомоторных функций человека Текст. // Вопросы биомеханических физических упражнений / В. К. Бальсевич. -Омск: ОГИФК, 2000. С. 7−15.
  10. Ю.Бальсевич, В. К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет Текст. / В. К. Бальсевич, М. Н. Королева, JI.T. Майорова // Теория и практика физической культуры. 1986. -№ Ю. — С.21.
  11. И.Басов, М. Я. Избранные психологические произведения Текст. / М. Я. Басов. М.: МГУ, 1972. — 575 с.
  12. , Н.А. О ловкости и ее развитии Текст. / Н. А. Бернштейн. -М.: Физическая культура и спорт, 1991. 288 с.
  13. , Н.А. Физиология движений и активность Текст. / Н. А. Бернштейн. М.: Наука, 1990. — 495 с.
  14. , Е.В. Опыт построения психолого-педагогической концепции / Е. В. Бодров, В. В. Давыдов, В. Н. Петровский, Р. Б. Стеркина // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 22−31.
  15. , В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека Текст. / В. В. Бойко. М.: Физкультура и спорт, 1987. -С. 5−40.
  16. , Л.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям Текст. / Л. И. Быкова. М.: Учпедгиз, 1961. — 152 с.
  17. , Е.Н. Воспитание некоторых двигательных качеств Текст. // Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. Н. Вавилова. -М.: Педагогика, 1978. С. 49.
  18. , Е.Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук/Е.Н. Вавилова.-М., 1971.- 15 с.
  19. , Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу и выносливость Текст.: пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова.-М.: Просвещение, 1981.-96 с.
  20. , Е.П. Контрольные упражнения и измерительные приспособления для определения гибкости Текст. / Е. П. Васильев // Теория и практика физического воспитания. М., 1958 — Т. — 21. -№ 10.-с. 782−784.
  21. Введение в научное исследование по педагогике Текст.: учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред.
  22. B.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  23. , A.JI. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина Текст. / А. Л. Венгер, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1988. -№ 3. — С. 20−29.
  24. , Э.С. Развитие двигательной функции у детей Текст. / Э. С. Вильчковский. Киев: Здоровье, 1983. — 208 с.
  25. , В.Я. Творческие игры старших дошкольников Текст.: пособие для воспитателя детского сада / В. Я. Воронова. -М.: Просвещение, 1981. 80 с.
  26. Выготский, J1.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. / JI.C. Выготский // Вопросы психологии, 1966. № 61. C. 62−76.
  27. Выготский, J1.C. Психология развития ребенка Текст. / JI.C. Выготский. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.
  28. , А.С. Игры которые лечат Текст. / А. С. Галанов. -М.: Педагогическое общество России, 2005. 96 с.
  29. , Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста Текст.: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. М.: ВЛАДОС, 2000. — 176 с.
  30. , В.В. Вариативность и двигательная одаренность в спорте (теоретические и методологические аспекты) Текст. / В. В. Гожин. -М.: МНПИ, 1998.- 176 с.
  31. , Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении Текст. / Н. С. Голицина. -М.: «Скрипторий 2003», 2005. 72с.
  32. ЗКГрядкина, Т. С. Педагогические условия оптимизации обучения детей шестого года жизни основным движениям в детском саду (прыжки, метание, лазание) Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. С. Грядкина. Д., 1991. — 19 с.
  33. , В.А. Методика физической подготовки детей 4−6 лет на основе воспитания основных двигательных качеств Текст.: Автореф. дис. .канд. пед. наук / В. А. Гуляйкин. Омск., 1986.-21 с.
  34. , В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности Текст. / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 2003. -№ 2.-С. 42−49.
  35. , В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  36. , Д.Д. Законы движений в спорте Текст. / Д. Д. Донской. -М.:ФиС, 1968.- 178 с.
  37. , К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка Текст. / К. П. Дорожнова. М: Медицина, 1983. -С. 3−21.
  38. , Т.Н. Игра в дошкольном возрасте Текст.: пособие для воспитателей детских садов / Т. И. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьев. М.: Изд-во «Воспитание дошкольника», 2002. — 128 с.
  39. , А.С. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3−6 лет средствами физического воспитания Текст. / А. С. Дворкин, Ю. К. Чернышенко // Физическая культура. М., 1997. -С. 32−34.
  40. , Г. В. Развитие координационных движений у детей 3−6 лет с использованием легкоатлетических упражнений Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук/Г.В. Дьяченко. СПб., 1986.-19 с.
  41. , Б.В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека Текст. / Б. В. Естафьев // Теория и практика физической культуры. 1986. -№ 4.-С. 49−52.
  42. , А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников Текст. / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1972. — № 4. -С. 37−42.
  43. , А.В. Развитие произвольных движений Текст. /
  44. A.В. Запорожец. -М.: Физкультура и спорт, 1979. 152 с.
  45. , В.М. Двигательные качества спортсменов (исследование по теории и методике воспитания) Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. М. Зациорский. М., 1969. — 72 с.
  46. , В.М. Физические качества спортсмена Текст. /
  47. , В.А. О комплексном развитии физических качеств у детей 3−7 лет в режиме детского сада Текст. / В. А. Иванов // Физическая культура. 1998. -№ 4. — С. 52−62.
  48. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Текст. / Т. И. Бабаева [и др.]: под ред.
  49. Т.Н. Бабаевой, З. А. Михайловой. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. -192 с.
  50. , Е.П. Дифференциальная психология Текст. / Е. П. Ильин. -Спб.: Питер, 2001.-С. 375−381.51 .Иссурин, В. Б. Потенциальные и актуальные двигательные способности Текст. / В. Б. Иссурин // Теория и практика физической культуры. -1986.-№ 6. -С. 96−97.
  51. , JI.B. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада Текст. / J1.B. Карманова. Минск: Нар. асвета, 1980. -127 с.
  52. , М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6−7 лет Текст. / М. Ю. Картушина. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 128 с.
  53. , Г. М. Влияние физических упражнений разной направленности на развитие и психику детей 3−7 лет Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г. М. Касаткина. М., 1982. — 16 с.
  54. , А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. -М.: Просвещение, 1972.-271 с.
  55. , Э.А. Становление и развитие двигательных действий ребенка Текст.: Дис.. доктора психологических наук / Э. Я. Колидзей. М., 2002. — 325 с.
  56. , Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста Текст.: книга для учителя / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  57. , Б.Б. Теоретические и прикладные проблемы психологии двигательного развития Текст. / Б. Б. Косов, Н. П. Локалова, Т. А. Ратанова // Психологические проблемы физического воспитания школьников. -М, 1989.-С. 12.
  58. , А.И. Основы гармоничного базового физического воспитания детей раннего и дошкольного возрастов Текст. / А. И. Кравчук // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 11 — С. 15−18.
  59. , В.А. Проблемы формирования и развития способностей Текст. / В. А. Крутецкий // Вопросы психологии. 1972. — № 2. -С. 2−13.
  60. , В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) Текст.: программно-методическое пособие / В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. М.: Линка-Пресс, 2000. — 293 с.
  61. , В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития Текст. / В. Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. 1997.-№ 10.-С. 114−121.
  62. , М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях Текст.: пособие для медработников и воспитателей / М. Н. Кузнецова. М.: АРКТИ, 2000. — С.52−55.
  63. Леви-Гориневская, Е. Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста Текст. / Е.Г. Леви-Гориневская. М.: АПН РСФСР, 1955.-С. 98−128.
  64. Леви-Гориневская, Е. Г. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст. / Е.Г. Леви-Гориневская. -М.: Медгиз, 1963.-С. 3−20.
  65. , А.А. Деятельный ум (Деятельность, знак, личность) Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2001. — 392 с.
  66. , А.Н. Теплов, Б.М. Дискуссия и проблеме способностей (1953) Текст. / А. Н. Леонтьев, Б. М. Телов // Вопросы психологии. -2003.-№ 2.-С. 4−49.
  67. , А.Н. Избранные психологические произведения Текст. /
  68. A.Н. Леонтьев // Собр. соч.: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. I. — 392 с.
  69. , А.Н. О формировании способностей Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1960. № 1. — С. 18−26.
  70. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: МГУ, 1972.-575 с.
  71. , Г. П. Оценка физической подготовленности дошкольников Текст. / Г. П. Лескова, Н. А. Ноткина // Дошкольное воспитание. 1989. -№ 11-С. 35−46.
  72. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования Текст. / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1995.-№ 11.-С. 16−23.
  73. Лях, В. И. Координационные способности школьников Текст. /
  74. B.И. Лях. Минск: Полымя, 1989. — 159 с.
  75. Лях, В.И. О классификации координационных способностей Текст. /
  76. B.И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 7.1. C. 28−30.
  77. Лях, В. И. Силовые способности школьников: основы тестирования и методики развития Текст. / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1997.-№ 1.-С. 6−13.
  78. Лях, В. И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития Текст. / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1997.-№ 3.-С. 2−8.
  79. , Л.Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет) Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Л. Т. Майорова. Омск, 1988. — 170 с.
  80. , О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: спортивно игровые проекты для первого класса Текст.: пособие для учителя физической культуры / О. С. Макарова. -М.: Школьная Пресса, 2002. 64 с.
  81. , Л.П. Основы спортивной тренировки Текст.: учебное пособие для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев. -М.:ФиС, 1977.-С. 139−155.
  82. , Л.П. Теория и методика физической культуры Текст.: учебное пособие для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, 1991.-543 с.
  83. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния детей и подростков при массовых врачебных осмотрах Текст. -Днепропетровск, 1988. 30 с.
  84. , Н. Формирование сюжетной игры у детей шестого года жизни Текст. / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. 1989. — № 8. — С. 9−17.
  85. , Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре Текст. / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. 1993. -№ 3. -С. 6−13.
  86. , В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст Текст.: пособие для воспитателей и родителей / В. А. Недоспасова. М.: Просвещение, 2003. — 94 с.
  87. , Р.С. Психология Текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3. — 640 с.
  88. Общая психология Текст.: учебное пособие для студентов пед. ин-ов. / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко [и др.]- под ред.
  89. A.В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 464 с. 92.0зеров, В. П. Психомоторные способности человека Текст. /
  90. , Н.В. Развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям детей 4−6 лет в связи с особенностями двигательной асимметрии Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Н. В. Панфилова. М., 1992. — 200 с.
  91. , Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. И. Пензулаева. М., 1973. — 20 с.
  92. , Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5−7 лет Текст. / Л. И. Пензулаева. М.: ВЛАДОС, 2001. — 112 с.
  93. , Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5−7 лет Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук Е. А. Пимонова. -М., 1990.-23 с.
  94. ЮО.Пономорев, С. А. Растите малышей здоровыми Текст. / С. А. Пономарев. М.: Старт, 1992. — С. 54.
  95. ЮЬПотехина, И. В. Обучение основным движениям в подвижных играх детей 6−7-го года жизни Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Потехина. М., 1972. — 22 с.
  96. Ю2.Правдов, М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в ДОУ Текст.: Дис. доктора пед. наук / М. А. Правдов. Шуя, 2003. — 419 с.
  97. Практикум по возрастной психологии Текст. / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. — С. 117−119.
  98. Примерная образовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста Текст. / Под ред. Л. А. Парамоновой. М.: Карапуз-Дидактика, 2004. — 208 с.
  99. Программа обучения и воспитания в детском саду Текст. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. — 208 с.
  100. Развитие движений дошкольников Текст. / Под ред. М. И. Фонарева. -М.: Просвещение, 1975.-С. 127−190.
  101. , Ю.И. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством формирования разнообразных двигательных умений и навыков Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Ю. И. Родин.-Тула., 1998.-177 с.
  102. , Ю.И. Программа по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Текст. / Ю. И. Родин, В. П. Аксенов. -Тула: Изд-во ТГПУ им. JI.H. Толстого, 1998. 50 с.
  103. , Ю.И. Определение и оценка физического и двигательного развития детей дошкольного возраста Текст.: методические рекомендации / Ю. И. Родин, Е. А. Родина. Тула: Изд. центр Тульского государственного университета, 2004. — 41 с.
  104. , В.М. Природа и генезис игры (опыт методологического изучения) Текст. / В. М. Розин // Вопросы психологии. 1999. -№ 6. -С. 27−36.
  105. Ш. Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии Текст. / СЛ. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2005. — 713 с.
  106. Рубинштейн, C. J1. Проблема способностей и вопросы психологической теории Текст. / СЛ. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1960.-№ 3.-С. 3−15.
  107. ПЗ.Рунова, М. А. Педагогические условия оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Рунова. М., 1988. -24 с.
  108. , Е.Е. Психология развития человека Текст.: учебное пособие / Е. Е. Сапогова. М.: Аспект Пресс, 2001. — 460 с.
  109. , Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст Текст. / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.-Спб.: Речь, 2005.-С. 175−177.
  110. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. Спб.: ООО «Речь», 2002. — 350 с.
  111. , А.О. Методология и теория спортивных способностей Текст. / А. О. Сиротин // Теория и практика физической культуры. -2000. -№ 4.-С. 60−62.
  112. , Я. Методология и методы педагогического исследования Текст. / Я. Скалкова [и др.]. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  113. , Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников Текст. / Е. О. Смирнова, О. В. Гундарева // Вопросы психологии. -2004.-№ 1 С. 91−103.
  114. , Е.О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития Текст. / Е. О. Смирнова, О. В. Гундарева // Дошкольное воспитание. 2003. — № 10 — С. 63−71- 2004. — № 4 -С. 69−74.
  115. , И.В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5−7 лет в процессе физического воспитания Текст.: Дис.. канд. пед. наук / И. В. Стародубцева. Тюмень, 2004. -141 с.
  116. , Э.Я. Пространственная ориентировка в подвижных играх Текст. / Э. Я. Степаненкова // Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиях в школе М.: Просвещение, 1980. — С. 32−48.
  117. , Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Текст. / Э. Я. Степаненкова. М.: Академия, 1996. -288 с.
  118. , Э.Я. Формирование ориентировки в пространстве у детей шестого и седьмого года жизни в подвижных играх и упражнениях Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. Я. Степаненкова. М., 1973. — 25 с.
  119. , О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе Текст. / О. А. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 144 с.
  120. Страковская, B. J1. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет Текст. / B. J1. Стаковская. М.: Новая школа, 1994. — 288 с.
  121. Теория и методика физического воспитания Текст.: учебн. для студентов фак. физ. культ, пед. ин-тов по специальности 03.03 «Физич. культ» / Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — С. 121
  122. , Б.М. Избранные труды Текст.: в 2 т / Б. М. Теплов. -М.: Педагогика, 1985. Т. I. — 329 с.
  123. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. М.: АПН РСФСР, 1961. — 535 с.
  124. , Е.А. Развитие основных движений детей младшего дошкольного возраста в подвижных играх Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Тимофеева. М., 1976. — 23 с.
  125. , И.М. Структура психофизической подготовленности учащейся молодежи Текст.: учебное пособие для студентов педагогических вузов по специальности 0303 «Физическая культура» / И. М. Туревский. Тула: ТППО, 1993.- 149 с.
  126. , И.М. Зигзаги ловкости Текст. / И. М. Туревский, В. П. Филин, JI.B. Кофман. Тула: Приокское книжное изд-во, 1992. -208 с.
  127. , Г. А. Дошкольная психология Текст.: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1997. — 336 с.
  128. , А.П. Роль игры в воспитании детей Текст. / А.П. Усова- под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. — 96 с.
  129. , B.C. Двигательные способности Текст. / B.C. Фарфель // Теория и практика физической культуры. 1977. -№ 12. — С. 27−30.
  130. , B.C. Развитие движений у детей школьного возраста Текст. / B.C. Фарфель. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 67 с.
  131. , Л.И. Игра в обучении Текст.: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Л. И. Федорова. -Смоленск: СМОЛГУ, 2006. 220 с.
  132. Физическая культура в детском саду Текст.: типовая программа. -М.:ФиС, 1984.-48 с.
  133. , В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости Текст. / В. И. Филлинович // Теория и практика физической культуры. 1980. — № 2. — С. 49−52.
  134. , А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду Текст.: пособие для воспитателя подготовительной к школе группы / А. И. Фомина. М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
  135. , В.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста Текст.: пособие для воспитателей детского сада / В. П. Фролов, Г. П. Юрко. М.: Просвещение, 1983. — 191 с.
  136. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Академия, 2002. — 480 с.
  137. , Ю.К. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. / Ю. К. Чернышенко [и др.] // Теория и практика физической культуры. -1999.-№ 5.-С. 54−58.
  138. , Н.Н. Роль дидактической игры в развитии саморегуляции поведения старших дошкольников Текст.: Автореф. дис.. на соискание ученой степени канд. нед. наук / H.II. Шерешик. С-Пб., 2006.-20 с.
  139. , В.А. Движение + движения Текст.: книга для воспитателя детского сада / В. А. Шишкина. М.: Просвещение, 1992. — 96 с.
  140. , С.А. Игры учащихся феномен культуры Текст. / С. А. Шмаков. — М.: Новая школа, 1994. — 240 с.
  141. , В.Д. Введение в психологию способностей человека Текст. / В. Д. Щадриков. М.: Логос, 2002. — 160 с.
  142. , В.Д. Деятельность способности Текст. / В. Д. Щадриков. -М., 1994.-317 с.
  143. , В.Д. Психологический анализ деятельности: Систематический подход Текст.: учебное пособие / В. Д. Щадриков. -Ярославль: ЯРГУ, 1979.-91 с.
  144. , Е.И. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма Текст.: пособие для школьных психологов / Е. И. Щебланова, Е. С. Аверина. М.: ИНТОР, 1995. — 48 с.
  145. , В.И. О некоторых дискуссионных вопросах определения понятий «физические качества» и «способности» человека Текст. / В. И. Элашвили // Теория и практика физической культуры. 1969. -№ 42.-С. 50−53.
  146. , Б.Д. Действие как единица развития Текст. / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 2004. — № 1. — С. 35−49.
  147. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  148. , Д.Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: ВЛАДОС, 1999.-360 с.
  149. , Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры Текст. / Л. И. Эльконинова // Вопросы психологии. 2004. — № 1. — С. 68−79.
  150. , Л.И. Особенности предвидения изменений предметов и явлений у дошкольников Текст.: Автореф. дис.. на соискание ученой степени канд. псих, наук / Л. И. Эльконинова. М., 1986. — 24 с.
  151. , Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3−7 лет Текст.: пособие для педагогов дошкольных учреждений: В 3 ч. / Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина М.: ВЛАДОС, 2003. — Ч. 1. — 320 с.
  152. , Р.Х. Физические способности человека как генетически и социально обусловленные различия в проявлении его физических свойств Текст. / Р. Х. Яруллин // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С. 39−40.
  153. Carolin, Е.Т. Sport in a Philosophic Context Text. / E.T. Carolin. -United States of America, 1983. 225 p.
  154. Holding, D.H. Human skills Text. / D.H. Holding. Chichester etc.: Wiley, 1989.-334 p.
  155. Fleishman, E.A. Taxonomies of human performance: The description of human tasks Text. / E.A. Fleishman, Marilyn K. Quaintance. Orlando etc.: Acad, press, 1984−514 p.
  156. Henri F.M. Specificity vs. Generality in leaning motor skill Text. / F.M. Henri Englewood Cliffs, NJ: Prentice — Hall, 1968. — p. 331−340.
  157. Keele, S.W. Exploration differences relevant to high level skill Text. / S.W. Keele, H.L. Hawkins // Journal of Motor Behavior. 1982. -№ 14. -p. 3−23.
  158. Mekota, K. Fesbattrie zur Diagnostik koordinativer Fahigkeiten Text. / K. Mekota // Theorie und Praxis der Korperkultur. 1984. — № 2. -S. 118−122.
  159. Rew, R.W. Toward a process oriented theory of skilled performance Text. / R.W. Rew // Journal of Motor Behavior. 1970. — № 2. — p. 8−24.1. Длина тела (см) 122 1201. Доэксперимента1. После I года эксперимента
  160. После II года эксперимента1. Масса тела (кг)1. До эксперимента1. После I года эксперимента
  161. После II года эксперимента
  162. Окружность грудной 605 клетки 60 (см)1. Доэксперимента1. После I года эксперимента
  163. После II года эксперимента1. ЖЁЛ (мл)1400 1200 1000 800 600 400 200 0
Заполнить форму текущей работой