Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технология управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогический эксперимент выявил преимущества применения технологии многоуровневого управления в повышении результативности ФОД на всех уровнях управления (индивидуальном, групповом, дошкольного учреждения и образовательного социума). В процессе экспериментальной работы по реализации технологии многоуровневого управления выявлено её позитивное влияние на динамику показателей здоровья: пропуск 1… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    • 1. 1. Определение и сущность понятия «физкультурно-оздоровительная деятельность»
    • 1. 2. Актуальные проблемы и основные направления развития физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях модернизации ^ дошкольного образования
    • 1. 3. Субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности

Технология управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной стратегии развития дошкольного образования здоровье детей определяется одним из главных показателей его качества. Усилия учёных, педагогов, психологов, медицинских работников направлены на разработку и внедрение новых концепций, моделей, технологий воспитания здорового дошкольника. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, масштабный кризис здоровья детей преодолеть не удалось. Статистика неумолимо свидетельствует о том, что показатели здоровья детей в Россииодни из худших в Европе. Пять миллионов детей имеют хроническую патологию, свыше 640 тысяч — инвалиды. По данным областного медицинского информационно-аналитического центра (по Белгородской области) в 2009 году показатель общей заболеваемости детского населения Белгородской области увеличился на 4,5% по сравнению с 2005 годом. В сравнении с 2008 годом произошёл рост общей заболеваемости детей на 3,9%.

Снижение уровня здоровья и физических кондиций детей дошкольного возраста, по данным исследований В. В. Бойко (2007), Л. Н. Волошиной (2005), Т. В. Волосниковой (2011), Л. В. Новоточиной (2009), A.A. Ошкиной (2009), С. И. Филимоновой (2009), A.A. Чекашовой (2011) обусловлено не только генетическими параметрами, социальными проблемами, состоянием среды обучения, развития и воспитания ребёнка, существующей системой содержания и организации образования, педагогическими условиями, но и недостаточной эффективностью физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных учреждениях и семье.

Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена поиском путей повышения результативности физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании. Стихийный характер внедрения инноваций в педагогическую систему, недостаточная компетентность субъектов образовательного процесса в области физкультурно-оздоровительной деятельности ведёт к снижению результативности предпринимаемых мер. Имеет место низкая добровольная физкультурно-оздоровительная активность субъектов образовательного процесса. Очевидно, потенциал совершенствования физкультурно-оздоровительной деятельности заключается в управленческих механизмах.

Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется несоответствием между необходимостью повышения качества и результативности физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и недостаточной разработанностью научно-теоретической базы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью на всех уровнях в дошкольном образовании с учётом компетентностного подхода. Несмотря на то, что дошкольные учреждения рассматриваются как часть общей системы образования, общие теоретические позиции управления физкультурно-оздоровительной деятельностью нельзя перенести в дошкольное образование из-за специфики функционирования дошкольного учреждения. Поэтому возникает необходимость разработки многоуровневой технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью с целью повышения её результативности и активности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения.

Как свидетельствуют научные данные, в современном дошкольном образовании физкультурно-оздоровительная деятельность не удовлетворяет биологическую потребность ребёнка в движении. Ребёнок зачастую остаётся пассивным объектом, инициатором физкультурно-оздоровительной деятельности является взрослый. Недостаточная компетентность ребёнка в области оздоровления и физического развития также является причиной того, что он продолжает оставаться объектом педагогического воздействия. Возникает необходимость организовать физкультурно-оздоровительную деятельность таким образом, чтобы повысить субъектную позицию ребёнка, сориентировать педагога, родителей и ребёнка на постоянное физическое совершенствование.

Актуальность проблемы и темы исследования на научно-методическом уровне определяется противоречием между востребованностью иерархизации управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в ДОУ и отсутствием педагогической технологии обеспечения управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения на разных уровнях (индивидуальном, групповом, уровне дошкольного учреждения и микросоциума).

Таким образом, актуальность исследования обусловлена востребованностью как теоретического обоснования, так и практической разработки технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью не только дошкольного учреждения, но и каждой возрастной группы, каждого ребёнка.

Анализ научных исследований, касающихся проблемы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью (Л.Н. Волошина, 2005; Т. В. Волосникова, 2011; В. И. Жолдак, 1998; В. Г. Камалетдинов, 2009; В. Г. Макаренко, 2012; Л. В. Новоточина, 2009; П. А. Рожкова, 2000; С. И. Филимоновой, 2009) свидетельствуют об устойчивом интересе к данной проблеме. В исследованиях С. И. Филимоновой, Л. В Новоточиной (2009) рассматриваются аспекты создания инновационной системы управления физкультурно-оздоровительной деятельностьюТ.В. Волосникова (2011), Л. Н. Волошина (2005), В. Г. Макаренко (2012) выделяют в своих работах методологические подходы, осуществляющие формирование процесса управления физкультурным образованием дошкольников. Вместе с тем многие аспекты управления физкультурно-оздоровительной деятельностью остаются не до конца изученными. В частности, не нашла развития в научных исследованиях проблема технологизации многоуровневого управления физкультурно-оздоровительной деятельностью дошкольного учреждения.

Необходимость решения названной проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Технология управления физкультурнооздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения».

Проблемой исследования стал поиск педагогических возможностей повышения результативности управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы была поставлена цель исследования: научно обосновать многоуровневую педагогическую технологию управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Объект исследования: процесс управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования — многоуровневая педагогическая технология управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Актуальность проблемы и необходимость поиска путей её решения обусловили выдвижение рабочей гипотезы. Мы полагаем, что результативность физкультурно-оздоровительной деятельности субъектов образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении возможно повысить в условиях технологизации процесса управления на индивидуальном уровне, уровне дошкольной группы, дошкольного учреждения и образовательного социума.

При этом технология многоуровневого управления физкультурно-оздоровительной деятельностью выступает в роли механизма, запускающего развитие субъектности, и включает в себя функции целеполагания, мониторинга, планирования (принятия управленческих решений), организации процесса управления, контроля, регулирования и коррекции. Развитие субъектности в процессе управления физкультурно-оздоровительной деятельностью обеспечивается в совместной проектной деятельности педагогов, детей и родителей при реализации нижеперечисленных условий: мотивации, самостоятельного целеполагания и планирования, организации самоконтроля и самокоррекции.

Вероятно, наличие диагностического сопровождения, обеспечивающего своевременную комплексную информацию о состоянии и результатах физкультурно-оздоровительной деятельности всех субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении, будет способствовать конструктивному поиску решений реальных проблем. Задачи исследования:

1. Определить состояние и направления развития физкультурно-оздоровительной деятельности, выявить проблемы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном образовании в условиях его модернизации.

2. Создать модель педагогической технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении.

3. Разработать диагностический инструментарий и исследовать результативность технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении на всех уровнях управления.

4. Разработать практические рекомендации по организации управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Для выполнения задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ нормативно-правовых документов, должностных инструкций, законодательных актов РФ, регламентирующих деятельность в дошкольном образованиианализ состояния проблемы по данным научно-методической литературыпонятийно-терминологический анализ философской, психолого-педагогической и справочной литературы по проблеме исследованияструктурно-функциональное моделирование процесса управления физкультурно-оздоровительной деятельностьюобобщение передового практического опыта организации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении. Эмпирические: анкетированиепедагогическое наблюдение и оценка уровня сформированности компетентности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения в области физкультурно-оздоровительной деятельностипедагогическое тестирование физического развития и физической подготовленности дошкольниковпедагогический эксперимент по проверке эффективности авторской модели технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью. Методы математической статистики: оценка достоверности различий статистических характеристик проводилась с помощью t — критерия Стьюдента.

Методологической основой исследования явились общенаучные положения о системном, деятельностном, компетентностном, личностно-ориентированном подходах.

Особенности системного подхода (В.Г. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Л. И. Новикова, М. М. Поташник, Э.Г. Юдин) представляются принципиально важными для разработки многоуровневой технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина) позволяет рассматривать физкультурно-оздоровительную деятельность как специфический способ человеческой активности, ориентированный на такую ценность, как здоровье.

Компетентностный подход (В.А. Адольф, А. Г. Гогоберидзе, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, A.B. Хуторской и др.) позволил определить цели и результаты управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовании.

Личносшо-ориентированный подход (H.A. Алексеев, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Ю. И. Турчанинова, И.С.Якиманская) связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребёнка, проявлению его субъектных и личностных качеств, заключается в последовательном отношении педагогов и родителей к ребёнку как субъекту управления, как ответственному субъекту собственного развития. Аксиологический подход (Н.П. Абаскалова, В. Н. Ирхин, Н. К. Смирнов, Л. Г. Татарникова и др.) заключается в признании здоровья одной из главных ценностей человеческой жизни. Теоретические основы исследования базируются:

• на положениях теории управления образовательными системами (М.Альберт, В. Г. Афанасьев, Т. М. Давыденко, Д. У. Дункан, Ю. А. Конаржевский, B.C. Лазарев, Б. Ф. Ломов, М. Мескон, A.M. Моисеев, Г. Н. Пономарёв, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Ф. Хедоури, Т. И. Шамова, Р. Х. Шакуров, В.А. Якунин);

• на идеях и принципах педагогики здоровья (Н.П. Абаскалова, Л. Н. Волошина, В. Н. Ирхин, Н. К. Смирнов, Л. Г. Татарникова и др.);

• на совокупности теоретических положений о физическом воспитании дошкольников как о целостном и многокомпонентном процессе управления развитием ребенка (Е.И. Аркин, И. А. Аршавский, В. В. Гориневский, А. В. Кенеман, Т.И.Осокина);

• на научных положениях о физкультурно-оздоровительной деятельности (Б.А. Ашмарин, В. И. Бондин, А. П. Матвеев, Л. П. Матвеев, Е.П.Ильин) — о роли двигательной активности в развитии ребёнка (В.К. Бальсевич, A.A. Горелов, И. А. Криволапчук, Л. И. Лубышева, Ю.К. Чернышенко) — о системе условий, необходимых для проявления субъектности (К.А. Абульханова-Славская, А. К. Осницкий, В. А. Петровский и др.);

• на ведущих идеях организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (Л.Н. Волошина, A.B. Кенеман, Д. В. Хухлаева,.

Т.И.Осокина, Е. А. Тимофеева, М. А. Рунова, Л.Д. Глазырина) — • результатах исследования состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей (Н.В. Алябьева, Б. А. Ашмарин, Е. Я. Бондаревский, В. Ю. Давыдов, Т. С. Грядкина, С. И. Изаак, Н. А. Ноткина, С.О.Филиппова).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены современные проблемы и подходы к педагогическому управлению физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовании, что послужило основанием для создания педагогической модели технологии многоуровневого управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения;

— впервые разработана и научно обоснована многоуровневая педагогическая технология управления физкультурно — оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения, дополняющая теорию управления образовательными системами;

— предложен диагностический инструментарий оценки результативности управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения, обеспечивающий достоверную и точную информацию о состоянии физкультурно-оздоровительной деятельности, позволяющий конструктивно решать существующие проблемы;

— доказана перспективность использования многоуровневой технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении с позиции повышения результативности физкультурно-оздоровительной деятельности;

— выявлено, что развитие позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у дошкольников, педагогов и родителей обеспечивается в процессе самореализации в совместной проектной деятельности, при условии мотивации, самостоятельного целеполагания и планирования, самоконтроля, самокоррекции.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— введено в научный оборот понятийно-терминологическое сочетание «управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения»;

— полученные результаты расширяют и дополняют современные представления об особенностях и перспективах развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации системного, деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходовспроектирована модель технологии педагогического управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения, которая включает целевой, структурный, содержательный, результативный компоненты. Особенностью модели является её циклическая воспроизводимость и технологическая универсальность;

— данные исследования дополняют систему знаний о повышении компетентности педагогов в процессе консолидированного решения целевых установок, педагогических проблем, образовательных задач.

Практическая значимость обусловлена тем, что результаты, полученные в ходе исследования, используются в практике управления физкультурно-оздоровительной деятельностью дошкольных учреждений и выражаются в том, что:

— положительные результаты апробации технологии в дошкольных учреждениях позволяют рекомендовать её к широкому применению в образовательном процессе;

— предложенная педагогическая технология управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса на различных уровнях может быть полезна при проектировании образовательных программ и годового плана в дошкольных образовательных учреждениях всех типов, а также в профессиональном образовании по направлению подготовки 50 100 Педагогическое образование, магистерской программы «Управление системой дошкольного образования»;

— разработанный диагностический инструментарий может применяться в педагогической практике при мониторинге и оценке реализации содержания образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»;

— применение разработанной технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью и рекомендации для педагогов дошкольного учреждения позволяют позитивно повлиять на результаты физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечить развитие компетентности всех субъектов образовательного процесса в области физкультурно-оздоровительной деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении рассматривается нами как процесс целенаправленного и организованного взаимодействия на всех иерархических уровнях (индивидуальном, групповом, уровне дошкольного учреждения и образовательного социума) субъектов и объектов образовательного процесса, направленный на освоение ценностей физической культуры и культуры здоровья, сохранение оптимального физического состояния, формирование устойчивой потребности в двигательной деятельности, повышение субъектной позиции педагогов, родителей и самого ребёнка в достижении положительных результатов, создание условий для развития компетентности всех субъектов образовательного процесса.

2. Многоуровневая технология управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении — это совокупность процедур, включающая в себя функции целеполагания, мониторинга, планирования (принятия управленческих решений), организации процесса управления, контроля, регулирования и коррекции на индивидуальном уровне, уровне дошкольной группы, уровне дошкольного учреждения и образовательного социума. При этом дети, педагоги и родители являются как объектом, так и субъектом физкультурно-оздоровительной деятельности.

3. Эффективность технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении определяется наличием доступного и мобильного диагностического инструментария по оценке результатов физкультурно-оздоровительной деятельности субъектов образовательного процесса, их компетентности, анализом полученных результатов. Повышение результативности обеспечивается корректировкой выявленных проблем на разных уровнях управления.

4. Мы полагаем, что формированию позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности способствует совместная проектная деятельность педагогов, родителей, детей, в процессе которой осуществляется самостоятельное целеполагание и планирование, контроль и самокоррекция, создаются условия для самореализации, проявления интересов, желаний и убеждений.

5. Верификация разработанной технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в условиях дошкольного образовательного учреждения позволила установить соответствие её целей и результатов, научно доказать эффективность иерархической последовательности организации управленческих действий, зависимость результатов от уровня компетентности субъектов образовательного процесса.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, библиографического списка, 8 приложений. Основная часть работы изложена на 185 листах и содержит 25 таблиц и 39 рисунков. Библиографический список содержит 258 наименований литературных источников, из которых 5 изданы за рубежом, 12 — в электронном виде.

Выводы.

1. Существенное влияние на развитие физкультурно-оздоровительной деятельности оказывают общие тенденции развития дошкольного образования в России, а именно: гуманизация, стандартизация, демократизация, личностно-ориентированная направленность, вариативность.

Содержание и направления развития физкультурно-оздоровительной деятельности на современном этапе определяются федеральными государственными требованиями к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Анализ современных исследований и передового педагогического опыта позволил выявить следующие проблемы в управлении физкультурно-оздоровительной деятельностью: в дошкольных образовательных учреждениях преобладает традиционная линейно-функциональная структура управления, недостаточно изучены и раскрыты возможности технологии многоуровневого управления ФОД. Имеет место недостаточная результативность управления в повышении качества здоровья и физических кондиций ребёнка-дошкольника. Недостаточная результативность ФОД в современном дошкольном образовании вызывает необходимость поиска новых технологий управления ФОД, обеспечивающих целенаправленное и организованное взаимодействие всех субъектов и объектов на индивидуальном, групповом, уровне дошкольного учреждения и социума.

2. Резервом повышения качества ФОД является управление. В своём исследовании мы рассматриваем управление физкультурно-оздоровительной деятельностью как процесс целенаправленного и организованного взаимодействия на всех иерархических уровнях (индивидуальном, групповом, уровне дошкольного учреждения и образовательного социума) субъектов и объектов образовательного процесса, направленный на освоение ценностей физической культуры и культуры здоровья, сохранение оптимального физического состояния, формирование устойчивой потребности в двигательной деятельности, повышение субъектной позиции педагогов, родителей и самого ребёнка в достижении положительных результатов, создание условий для развития компетентности всех субъектов образовательного процесса.

3. В модели педагогической технологии многоуровневого управления ФОД нашли отражение цели её реализациитеоретико-методологическая базасодержательный компонент, включающий следующие технологические блоки: физкультурно-оздоровительный, медико-профилактический, реабилитационно-корригирующий, информационно-научный, психолого-педагогической коррекции, духовно-национальный, ландшафтно-средовой, научно-методический, семейно-поведенческий. Процессуальный компонент технологии представлен процедурами целеполагания, мониторинга, планирования (принятия управленческих решений), организации процесса управления, контроля, регулирования и коррекции. В модели выделены уровни управления (индивидуальный, группового и межгруппового взаимодействия, уровень дошкольного учреждения и образовательного социума), предложен диагностический инструментарий для оценки результативности.

Мониторинг результатов является одним из звеньев технологии управления ФОД. Для оценки эффективности технологии многоуровневого управления ФОД в процессе исследования определены показатели, характеризующие результативность управления. На основе этих показателей осуществляется диагностика освоения детьми содержания образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура», компетентности педагогов и родителей.

4. Педагогический эксперимент выявил преимущества применения технологии многоуровневого управления в повышении результативности ФОД на всех уровнях управления (индивидуальном, групповом, дошкольного учреждения и образовательного социума). В процессе экспериментальной работы по реализации технологии многоуровневого управления выявлено её позитивное влияние на динамику показателей здоровья: пропуск 1 ребёнком по болезни уменьшился с 11,2 до 10,4 дето дняпоказатель часто и длительно болеющих детей в ЭГ снизился до 7,1%. Отмечена устойчивая положительная динамика показателей развития двигательных способностей детей: экспериментальная выпускная группа достоверно (по Iкритерию Стъюдента) по 6 показателям у мальчиков и по 5 — у девочек из 9 превосходила контрольную группу. Темпы прироста на «отлично» по В. И. Усакову получены по всем показателям физической подготовленности у мальчиков и девочек ЭГ, за исключением «подъёма из положения лёжа» у девочек. Объём двигательной активности увеличился в ЭГ на 47,3%. Отмечено увеличение количества детей ЭГ, у которых отсутствуют признаки тревожности и психического напряжения на 16,3%.

5. Решение проблем в управлении ФОД дошкольного учреждения обеспечивалось отношениями в системе «воспитатель-ребёнок-родители» на субъект-субъектной основе, предоставлении всем субъектам образовательного процесса возможности в овладении ФОД с учётом интересов и потребностей, приобщения к ценностям ФОД. Отмечена стойкая тенденция повышения субъектной позиции детей, педагогов и родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности: на 14,1% увеличилось количество детей, чьи предпочтения отданы двигательной деятельности. Увеличилась степень удовлетворённости жизнедеятельностью педагогов в ДОУ (в ЭГ общий показатель удовлетворённости выше на 0,4 балла, чем в КГ) — активизировалась работа по оснащению физкультурно-оздоровительной среды (от 84,0% до 90,0% от программных требований). Возросла активность родителей при организации ФОД и условий для её проведения в семье, на уровне группы и дошкольного учреждения.

6. В ходе эксперимента в результате совместной проектной деятельности, самостоятельного целеполагания и планированияпри организации самоконтроля и самокоррекции наблюдалась положительная динамика повышения компетентности педагогов, родителей и детей в области ФОД. У педагогов значительно возросли показатели в области ФОД когнитивного компонента (на 44,8%), операционального (на 23,8%) и мотивационно-ценностнош (на 24,2%). Отмечен прирост высокого уровня представлений о здоровье и болезни у детей ЭГ на 40,4%. Низкая степень выраженности представлений о здоровье и болезни уменьшилась на 51,4% и составляет 5,5%. Высокий уровень сформированности гигиенической культуры у дошкольников вырос на 13,9% и составляет 41,1%, при этом низкий уровень уменьшился на 14,1%. Отмечен рост информационной, мотивационной, технологической, коммуникативной, рефлексивной компетентности родителей (от 5,3% до 20,1%). Увеличилась на 14,4% удовлетворённость родителей качеством ФОД в ДОУ. 7. Активизировалась позиция экспериментальных дошкольных учреждений, участвующих в экспериментальной работе, в образовательном социуме. Они стали ядром открытого образовательного пространства, способствующего распространению и внедрению инноваций с целью повышения качества ФОД. Увеличилось количество договоров со спортивными школами, физкультурно-оздоровительными комплексами, связи с ними стали более долговременными. В мероприятия с другими учреждениями шире вовлекаются родители.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. А. Теория физической культуры Текст.: курс лекций / Р. А. Абзалов — М-во образования Рос. Федерации, Казан, гос. пед. ун-т. Казань: Матбугат йорты, 2002. — 206 с.
  2. , К. А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта Текст. / К. А. Абульханова // Российский менталитет: вопросы психол. теории и практики / РАН, Ин-т психологии — под ред. К. А. Абульхановой [и др.]. М., 1997. — С. 56−75.
  3. , В. А. Профессиональная компетентность современного учителя : моногр. / В. А. Адольф — Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1998. — 309 с.
  4. , Б. Г. Диалектика духовного и телесного начал в свете нового понимания физической культуры Текст. / Б. Г. Акчурин // Теория и практика физ. культуры. 2002. — № 6. — С. 57−60.
  5. , В. Ю. Часто болеющие дети: клинико-социал. аспекты. Пути оздоровления Текст. / В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986. — 183 с.
  6. , В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении Текст. / В. Г. Алямовская // Дошкольное образование: прил. к газете «Первое сентября». 2006. — 16−31 июля (№ 14).-С. 19.
  7. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1969. — 339 с.
  8. , Г. Л. Медицинская валеология Текст. / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Ростов н/Д: Феник — Киев: Здоровье, 2000. — 248 с.
  9. Аристотель. Никомахова этика Текст. // Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель — ред. А. И. Доватур, Ф. X. Кессиди — АН СССР, Ин-т философии. М., 1984. — Т. 4. — С. 53−295.
  10. , А. А. Педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Артемьев — место защиты: Кузбас. гос. пед. акад. Новокузнецк, 2010. — 23 с.
  11. , А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности: от диагностики отбора к диагностике развития Текст. / А. Г. Асмолов, Г. А. Ягодин // Вопросы психологии. — 1992. — № 1. — С. 6−13.
  12. , В. Г. Человек в управлении обществом Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  13. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения : общедидакт. аспект Текст. / Ю. К. Бабанский — Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1977. -254 с.
  14. , Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности Текст. / Г. Д. Бабушкин. Омск: Омск. гос. ин-т физич. культуры, 1991. — 85 с.
  15. , В. М. Системный подход в управлении инновационными процессами в сельских общеобразовательных школах : дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. М. Бадмаев. Улан-Удэ, 2006. — 168 с.
  16. , В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи Текст.: [разраб. Рос. гос. акад. физ. культуры] / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 1. — С. 23−25.
  17. , А. А. Оценка состояния здоровья детей: новые подходы кпрофилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях Текст.: руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 424 с.
  18. , М. А. Концепция отношений В. Н. Мясшцева и теория психической адаптации личности Текст. / М. А. Беребин // Вестник ЮУрГУ. 2008. — № 33. — С. 18−25.
  19. , Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание Текст.: пер. с англ. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  20. , М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии Текст. / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. М.: Пед. поиск, 2003. — 256 с.
  21. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  22. , Е. Ю. Педагогические условия воспитания у студентов технического университета ответственности как компонента их профессиональной компетентности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. Ю. Богатская. Ростов н/Д, 2005. — 202 с.
  23. , Л. Г. Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Г. Богославец. Барнаул, 1999. — 179 с.
  24. , В. В. Дифференцированный подход в системе физического воспитания дошкольников : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / В. В. Бойко. -Орел, 2007. 174 с.
  25. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. -С. 8−14.
  26. , А. К. Заведующий дошкольным учреждением Текст.: пособие для заведующих дошкольными учреждениями / А. К. Бондаренко, Л. В. Поздняк, В. И. Шкатулла. М.: Просвещение, 1984. — 223 с.
  27. , Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, пед. ун-та, 2000.-351 с.
  28. , К. Я. Управление инновационными процессами в системе образования: концепция, опыт Текст. / К. Я. Вазина, Е. Ю. Копейкина. Н. Новгород: [Волж. инж.-пед. ин-т Минобразования РФ], 1999. — 155 с.
  29. , Ю. А. Исследование субъектности и ее развития в дошкольном возрасте : дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю. А. Варёнова. Калуга, 2001.- 174 с.
  30. , О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установка Текст.: учеб. пособие / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. М.: Академия, 2001. — 343 с.
  31. , Н. Е. Проектная деятельность дошкольников Текст.: пособие для педагогов дошк. учреждений: для работы с детьми 5−7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 112 с.
  32. , М. Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни Текст. / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 9. — С. 9−11.
  33. , О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов.- 2-е изд. М.: Гардарика, 1996. — 416 с.
  34. , А. П. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании у студентов педагогических институтов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. П. Внуков — Моск. гос. пед. ин-т. -М., 1982.- 17 с.
  35. , Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис.. канд. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Е. Н. Волкова. М., 1992 1998. — 22 с.
  36. , Т. В. Физическая культура в системе управления оздоровлением дошкольников в экологических условиях мегаполиса Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Т. В. Волосникова. СПб., 2011. — 44 с.
  37. , Л. Н. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольных учреждений: методология, теория, практика: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Л. Н. Волошина — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. — 46 с.
  38. , Л. Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение -педагогический колледж» : моногр. / Л. Н. Волошина. Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.-С. 355.
  39. , И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении Текст.: метод, пособие / И. М. Воротилкина. -М. :ЭНАС, 2004.- 142 с.
  40. , Р. Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Р. Д. Гаджиев — Южный фед. ун-т. Ростов н/Д, 2007. — 26 с.
  41. , С. Н. Процесс оптимизации системы многоуровневого государственного управления в условиях Российского федерализма : автореф. дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / С. Н. Гараев — Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2008. — 24 с.
  42. , И. О. Педагогические условия реализации семейных традиций в физическом воспитании детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.01 / И. О. Гарипова- [Ин-т развития дошк. образования РАО]. -М., 2005.-22 с.
  43. , А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений Текст.: концепция образования детей старшего дошкол. возраста / А. Г. Гогоберидзе // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. — № 1. — С. 10−19.
  44. , В. В. Физическая культура и здоровье Текст.: посмерт. сб. тр., отд. ст., выступлений / В. В. Гориневский — редкол.: В. Гориневская, Б. А. Ивановский, Б. А. Казмин [и др.]. М.: Физкультура и спорт [и др.], 1945. -128 с.
  45. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2007 году Текст. / М-во здравоохранения РФ, РАМН. М.: Нац. науч.-исслед. ин-т обществ, здравоохранения, 2009. — 153 с.
  46. , О. С. Общие основы педагогики Текст.: учебник для студентов вузов / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. М.: Владос, 2003. — 160 с.
  47. , В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий Текст. / В. В. Гузеев — отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2006. — 191 с.
  48. , Э. Н. Современные образовательные теории Текст.: [учеб.-метод. пособие для вузов] / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанова — Центр, изуч. образоват. политики Моск. высш. шк. социал. и экон. наук. М.: Унив кн., 2004. — 254 с.
  49. , Т. М. Переход от иерархии к равноправию и равнозависимости Текст.: [новая система упр. в гимназии № 9 г. Белгорода] / Т. М. Давыденко, С. Ю. Боруха, А. В. Истомина // Директор школы. 2002. — № 6.-С. 25−30.
  50. , Т. М. Рефлексивное управление школой : теория и практика Текст.: моногр. / Т. М. Давыденко — науч. ред. Т. И. Шамова — Моск. пед. гос. ун-т, Белгород, гос. пед. ун-т. М. — Белгород: БелГУ, 1995. — 251 с.
  51. , Е. В. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Е. В. Давыткина. М., 2003. — 224 с.
  52. , О. В. Модель организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовании Текст. / О. В. Демидович, Л. П.
  53. Кривошей // Современный детский сад. 2008. — № 6. — С. 10−13.
  54. , Л. М. Инновационные технологии в управлении образовательным учреждением : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. М. Денякина. Якутск, 2001. — 163 с.
  55. , С. В. Принципы и методы антропно организованного образовательного обучения двигательным действиям Текст. / С. В. Дмитриев // Физическое воспитание студентов. 2010. — № 1. — С. 24−33.
  56. , У. Д. Основополагающие идеи в менеджменте : уроки основоположников менеджмента и управлен. практики Текст.: пер. с англ. / У. Д. Дункан. М.: Дело, 1996. — 269 с.
  57. , А. П. Управление персоналом Текст.: учебник для студентов вузов / А. П. Егоршин. 4-е изд., испр. — Н. Новгород: Нижегор. ин-т менеджмента и бизнеса, 2003. — 713 с.
  58. , Ю. Ю. Управленческие ситуации : анализ и решения Текст. / Ю. Ю. Екатеринославский. -М.: Экономика, 1988. 191 с.
  59. , П. М. Потребности человека Текст. / П. М. Ершов — науч. ред. Г. В. Таратынова. М.: Мысль, 1990. — 364 с.
  60. , В. И. Социология физической культуры и спорта Текст.: учеб. п особие / Моск. обл. гос. ин-т физ. культуры. пос. Малаховка (Моск. обл.): МОГИФК, 1994.-295 с.
  61. , Т. П. Мониторинг физической подготовленности дошкольников Тюмени: первые результаты, первые обсуждения Текст. / Т. П. Завьялова // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 8. — С. 17−19.
  62. , В. И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова // Методология педагогики. М., 1997. — Ч. 1, вып. 4. — С. 52−59.
  63. , Е. А. Мотивация к физкультурно-оздоровительной деятельности студентов / Е. А. Захарина // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми ф1зичного виховання 1 спорту. 2009. — № 10. — С. 61−64.
  64. Здоровый дошкольник: оздоров. технологии XXI века / авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. М.: Аркти, 2001. — 77 с.
  65. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5−6 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений Текст. / [И. К. Шилова и др.] - науч. ред. М. М. Безруких. Н. Новгород: ВЛАДОС, 2001.-333 с.
  66. , Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер // Образование и наука.2002.-№ 2.-31−50.
  67. , И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования?: теоретико-методол. аспект Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. — № 8. — С. 20−26.
  68. , И. А. Педагогическая оценка результатов базового скрининг-тестирования физического состояния дошкольников : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / И. А. Иванова. Майкоп, 1999. — 163 с.
  69. , Е. П. Психология физического воспитания Текст.: учебник для ин-тов и фак. физ. культуры / Е. П. Ильин — Рос. гос. пед. ун-т. [2-е изд., испр. и доп.]. — СПб.: Изд. РГПУ, 2000. — 486 с.
  70. , В. Н. К вопросу о предмете педагогической валеологии Текст. /
  71. В. Н. Ирхин // Валеологические аспекты образования: тез. докл. межрегион, науч.-практ. конф. Барнаул, 1996. — С. 106−107.
  72. Истоки Текст.: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 4-е изд., перераб. и доп. / [Т. И. Алиева и др. — отв. ред. Л. Е. Курнешова]. — М.: Сфера, 2011. — 320 с.
  73. , Н. И. Основы менеджмента : учебник для студентов вузов / Н. И. Кабушкин. Минск: БГЭУ, 1996. — 284 с.
  74. , А. Г. Современные педагогические технологии Текст. / А. Г. Казакова. М.: ИПК СК, 1994. — 42 с.
  75. , Я. А. Панпедия : искусство обучения мудрости Текст. / Я. А. Коменский — [пер. с латин. М. М. Сокольской — Ун-т Рос. акад. образования]. -М. :УРАО, 2003.-317 с.
  76. , М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы, (социол. аспект) Текст. / М. С. Кветной — Куйбышев, авиац. ин-т им. С. П. Королева. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1974. — 224 с.
  77. , А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Текст.: [учеб. для пед. ин-тов по спец. 2110 «Дошк. педагогика и психология (дошкольная)"]. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 271 с.
  78. , М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ заруб, опыта Текст. / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 75 с.
  79. , В. И. Теория, практика и искусство управления Текст.: учебник для студентов вузов / В. И. Кнорринг. 3-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2009. — 527 с.
  80. , О. Л. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения Текст. / О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Р. Б. Стеркина. -М.: Ьтка-ргеББ, 1998. 71 с.
  81. , В. В. Методология для педагога: теория и практика Текст.: учеб. пособие / В. В. Краевский, В. М. Полонский — под ред. П. И. Пидкасистого — Рос. акад. образования, Волгогр. гос. пед. ун-т. М. — Волгоград: Перемена, 2001.-323 с.
  82. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Текст.: диагност, журн.: подготовит, группа / авт.-сост. Ю. А. Афонькина. Волгоград: Учитель, 2011.- 119 с.
  83. , И. М. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля Текст. / И. М. Кондаков, М. Н. Нилопец // Психологический журнал. 1995. — Т. 16, № 1. — С. 43−51.
  84. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М.: [б. и.], 2002. — 28 с.
  85. Краткий психологический словарь Текст. / [В. В. Абраменкова, В. С. Аванесов, В. С. Агеев и др.] - под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  86. , Е. И. Дополнительный физкультурно-оздоровительный комплекс для ослабленных дошкольников Текст. / Е. И. Кривицкая, Л. А. Соловьёва // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2009.-№ 3.-С. 61−63.
  87. , В. Ю. О некоторых направлениях развития теории управления школой Текст. / В. Ю. Кричевский // Управление в образовании: материалы междунар. семинара. СПб., 1996. — С. 12−14.
  88. , Т. Ю. Физическое воспитание как социальное явление Текст. / Т. Ю. Круцевич, В. В. Петровский // Наука в олимпийском спорте. 2001. — № З.-С. 3−15.
  89. , В. П. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками Текст. / В. П. Кудрявцев // Начальная школа: плюс, минус. 2000. — № 7. — С. 3−8.
  90. , А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике Текст.: моногр. / А. Г. Кузнецова. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001.- 152 с.
  91. , Е. Б. Условия внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения : дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / Е. Б. Кузнецова. М., 2009. — 229 с.
  92. , Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание Текст.: учебник для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. М.: Академия, 1999.-232 с.
  93. , М. Е. Структура потребностей и интересов школьников и трудящихся в занятиях физическими упражнениями и спортом Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / М. Е. Кутепов — ВНИИ физ. культуры. М., 1980. — 25 с.
  94. , В. С. Управление инновациями в школе Текст.: учеб. пособие / В. С. Лазарев. М.: Центр пед. образования, 2008. — 351 с.
  95. , А. Ф. Очерк науки о характерах Текст. / А. Ф. Лазурский — РАН, Ин-т психологии. М.: Наука, 1995. — 271 с.
  96. , О. Е. Компетентностный подход в образовании Текст. / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
  97. , А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 301 с.
  98. , И. А. Становление субъектного опыта ребенка 5−7 лет в условиях развивающей среды образовательного учреждения : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Липчанская. Волгоград, 2003. — 200 с.
  99. , Г. В. Проблема развития развивающей формы обучения Текст. / Г. В. Лобастов // Психология обучения. 2010. — № 8. — С. 12−28.
  100. , Л. И. Социология физической культуры и спорта Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Лубышева. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. — 237 с.
  101. , Г. Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания : дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Г. Г. Лукина. СПб., 2003. — 151 с.
  102. , В. Н. Управление системой открытого и регионального образования: социально-технологический подход Текст.: автореф. дис.. д-ра с.-х. наук: 22.00.08 / В. Н. Лупанов — [С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т]. -СПб, 2009. 43 с.
  103. , В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности Текст. / В. С. Магун — Акад. наук СССР, Ин-т соц.-экон. Проблем — под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1983. — 174 с.
  104. , А. Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. Г. Маджуга — [Стерлитамак. гос. пед. акад. им. 3. Биишевой]. Владимир, 2011. — 45 с.
  105. В.Г. Педагогическое управление физкультурным образованием детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / В. Г. Макаренко.- Челябинск, 2012. 51 с.
  106. , О. Н. Организационно-педагогические условия формирования физической культуры учащихся в целостном образовательном процессе школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Н. Макусев. Н. Новгород, 2008. — 21 с.
  107. , Л. И. Теория и методика воспитания Текст.: учеб. пособие для вузов / Л. И. Маленкова — под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 2004. — 480 с.
  108. , В. М. Развитие системы физкультурно-оздоровительной деятельности сельской школы Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / В. М. Малинин. М., 2009. — 176 с.
  109. , С. В. Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / С. В. Малинина — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2000. — 23 с.
  110. , М. Технология и эффективность социального управления Текст.: пер. с болг. /- под ред. и с предисл. Т. В. Керимовой. М.: Прогресс, 1982. -267 с.
  111. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.: Междунар. гуманитар, фонд «Знание», 1996.-308 с.
  112. , И. М. Влияние физкультурно-оздоровительных мероприятий на физическое состояние детей старшего дошкольного возраста с ослабленным здоровьем Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / И. М. Масло. М., 1998. -148 с.
  113. , А. Психология бытия Текст.: пер. с англ. / А. Маслоу — [пер. О. О. Чистяков]. М.: Рефл-бук — Киев: Ваклер, 1997. — 300 с.
  114. , Л. М. Социальные проблемы повышения влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на здоровье населения Текст.: дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / Л. М. Матвеева. Уфа, 2004. — 165 с.
  115. , М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  116. Менеджмент: управление организационными системами Текст.: учеб. пособие: по специальности «Менеджмент организаций» / П. В. Шеметов, JI. Е. Череднекова, С. В. Петухова. М.: Омега-Л, 2007. — 407 с.
  117. , М. Основы менеджмента Текст.: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2000. — 704 с.
  118. , П. П. Организационно-методические основы физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / П. П. Миненко. 2000. — 150 с.
  119. , И. Моя система для детей Текст.: [физ. развитие детей]. -[репринт, воспроизведение изд. 1928 г.]. М.: Интерграф Сервис, 1991. — 74 с.
  120. , Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? Текст. / Т. С. Назарова // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
  121. , Ю. М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры Текст. / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 4. — С. 16−23.
  122. Новейший философский словарь Текст. / сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. 3-е изд., испр. — Минск: Кн. Дом, 2003. — 1279 с.
  123. , Л. В. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в образовательном учреждении инновационного типа Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Л. В. Новоточина. М., 2009. — 157 с.
  124. Об ответственности родителей за воспитание детей Текст.: закон Белгор. обл. от 31.01.2005 № 167 // Сборник законов, принятых Белгородской областной Думой в 2005 году. Офиц. изд. — Белгород, 2006. — Т. XI. — С. 3−5.
  125. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Текст.: приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655 // Российская газета. 2010. — 5 марта (№ 46).
  126. , С. И. Толковый словарь русского языка Текст.: 80 000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — Рос. акад. наук — Рос. фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1994. — 907 с.
  127. , Т. А. Становление субъектности студента университета Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Ольховая — [место защиты: Оренбург, гос. ун-т]. Оренбург, 2008. — 45 с.
  128. , А. К. Проблемы исследования субъектной активности Текст. / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5−19.
  129. Основы управления персоналом Текст.: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Менеджмент» / Р. И. Архипова, М. И. Бухалков, С. Н. Воронова [и др.] - под ред. Б. М. Генкина. М.: Высш. шк., 1996.-383 с.
  130. , Т. М. Физическая культура в детском саду Текст. / Т. И. Осокина. 3-е изд., перараб. — М.: Просвещение, 1986. — 304 с.
  131. От рождения до школы Текст.: осн. общеобразоват. программа дошк. образования / под ред.: H. Е. Вераксы и др. М.: Мозаика-Синтез, 2010. -303 с.
  132. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста Текст. / сост. Н. А. Ноткина, JI. И. Казьмина, H. Н. Бойнович. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 32 с.
  133. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Пед. о-во России, 1998.-640 с.
  134. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / редкол.: M. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.] - гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. — 528 с.
  135. , Н. Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. Л. Петренкина — [Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. СПб., 2004.-22 с.
  136. , В. А. Феномен субъектности в психологии личности Текст.: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.11 / В. А. Петровский. М., 1993.-76 с.
  137. , Г. Г. Физическое развитие и мониторинг состояния здоровья сельских дошкольников Ставропольского края Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.09 / Г. Г. Петросян — Ставроп. гос. мед. акад. Ставрополь, 2009. — 23 с.
  138. , И. П. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов педвузов / И. П. Подласый — М-во образования РФ. М.: ВЛАДОС: Просвещение, 1996. — 432 с.
  139. , Л. В. Спецкурс «Основы управления дошкольным образовательным учреждением» Текст. / Л. В. Поздняк. М.: Ассоц. «Проф. образование», 1994. — 76 с.
  140. , Н. И. Некоторые аспекты формирования положительного отношения человека к физической культуре Текст. / Н. И. Пономарев, В. М. Рейзин // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 9−10. — С. 9−10.
  141. , М. М. Управление современной школой Текст. / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. М.: Новая шк., 1997. — 352 с.
  142. , М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях Текст.: дис.. д-ра пед. наук 2003: 13.00.04 / М. А. Правдов. Шуя, 2003. -419 с.
  143. , В. В. Болонський процес 1 майбутне вуз1вського ф1зичного виховання Текст. / В. В. Приходько // Теор1я 1 практика ф13ичного виховання. -2004,-№ 2.-С. 31−36.
  144. Проблема субъекта в психологической науке Текст. / [А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова [и др.] - отв. ред. А. В. Брушлинский [и др.] - РАН, Ин-т психологии. М.: Акад. проект, 2000. — 320 с.
  145. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению Текст. / А. А. Горелов, Я. К. Коблев, И. М. Козлов [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 4.-С. 50−53.
  146. Психология Текст.: словарь / сост. JI. А. Карпенко — под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -496 с.
  147. , В. М. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности: теор. аспект Текст. / В. М. Рейзин, Н. И. Пономарев // Теория и практика физической культуры. 1988. -№ 10. — С. 2−4.
  148. Рубинштейн, С. JL Основы общей психологии Текст.: [учебник] / С. JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 712 с.
  149. , JI. С. Технологический подход к процессу обучения в профильных образовательных учреждениях Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. С. Седаева. Ижевск, 2006. — 211 с.
  150. , Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации Электронный ресурс. / Г. К. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. — 255 с.
  151. , В. В. Свойства субъекта и его жизненный цикл Текст. / В. В. Селиванов // Психология индивидуального и группового субъекта / Рос. акад. наук, Ин-т психологии — под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2002.-С. 310−329.
  152. , JI. А. Организационные основы управления мониторингом состояния физического здоровья в образовательных учреждениях Текст. / JI.
  153. A. Семёнов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2004.-№ 1.-С. 22−26, 29.
  154. Семь нот менеджмента Текст.: настольная кн. руководителя / [под ред.
  155. B. Красновой, А. Привалова. 3-е изд., доп. — М.: Эксперт, 1998. — 424с.
  156. Семья в психологической консультации: опыт и пробл. психол. консультирования Текст. / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР — под ред.
  157. A. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  158. , Т. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольниковх Текст.: [из опыта Центра развития ребенка дет. сада № 8 Санкт-Петербурга] / Т. К. Сергиенко // Методист. — 2006. — № Ю. — С. 63−68.
  159. , А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях Текст. / А. М. Сивцова // Методист. 2007. — № 2. — С. 65−68.
  160. , В. А. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов вузов /
  161. B. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина — Междунар. акад. наук пед. образования. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  162. , В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: психол. основы проектирования образования Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. Наук / В. И. Слободчиков — РАО, психол. ин-т. М., 1994. — 78 с.
  163. Современные тенденции семейного и общественного воспитания: материалы регион, науч.-практ. конф., Мурманск, 28−29 апр. 2005 г. Текст. / Мурманск, гос. пед. ун-т — [отв. ред. Н. В. Алябьева]. Мурманск, 2006. — Т. 1. -136 с. — Т. 2.-133 с.
  164. , В. А. Организационное поведение и управление персоналом : учеб. пособие для вузов Текст. / В. А. Спивак. СПб. [и др.]: Питер, 2000.412 с.
  165. , А. Н. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе квалиметрии Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Н. Старков. Магнитогорск, 2007. — 198 с.
  166. , Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Текст.: учеб. пособие для пед. вузов / Э. Я. Степаненкова. -М.: Академия, 2001. 364 с.
  167. , Р. Новое направление программно-методического обеспечения дошкольного образования Текст.: [инструкт.-метод. письмо М-ва общ. и проф. образования Рос. Федерации] / Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. 1998. -№ 5.-С. 5−8.
  168. , М. В. «Трансправительственные сети» в ЕС Электронный ресурс. / М. В. Стрежнева // Международные процессы. 2008. — Т. 6, № 16. -С. 122−134. — Режим доступа: http://www.intertrends.ru/sixteenth/016.htm.
  169. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст.: (психол. основы). / Н. Ф. Талызина. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Изд-во МГУ, 1984. -344 с.
  170. , JI. Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей Текст.: к проблемам пед. валеологии: пособие / J1. Г. Татарникова — С.-Петерб. акад. постдиплом, пед. образования. 3-е изд. — СПб.: СПбАППО, 2004. — 191 с.
  171. Теория и методики физического воспитания Текст.: учебник для студентов фак-тов физич. культуры пед. инт-в / [Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.] - под. ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  172. Теория и методика физической культуры / Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, H. Е. Латышева и др. — под ред. Ю. Ф. Курамшин. М.: Сов. спорт, 2010.-464 с.
  173. Теория управления: учебник для студентов высш. учеб. заведений по спец. «Гос. и муниц. упр.» Текст. / под ред. Ю. В. Васильева [и др.]. 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 606 с.
  174. , Ю. И. Социальная организация физкультурно-оздоровительной деятельности взрослого населения: тендерный аспект Текст.: автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.04: 22.00.08 / Ю. И. Тихонова — Пенз. гос. ун-т. -Пенза, 2005.-28 с.
  175. , Т. Э. Ребенок дошкольного возраста как субъект физкультурно-оздоровительной деятельности Текст. / Т. Э. Токаева // Инструктор по физкультуре. 2010. — № 4. — С. 4−14.
  176. , П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам Текст. / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Сфера, 2007. — 231 с.
  177. , Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат» Текст. / Н. Н. Трубников. М.: Высш. шк., 1968. — 148 с.
  178. , Ю. И. Личностно ориентированное обучение как дидактический феномен Текст. / Ю. И. Турчанинова // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: межвуз. сб. науч. тр. М., 1992. — С. 5−65.
  179. , И. О. Социальная иерархия и её законы Электронный ресурс. / И. О. Тюрина // Элитариум: Центр дистанц. образования / НП «Элитариум»,
  180. ООО «Интернет Технологии». СПб., 2012. — Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2005/12/20/kontaktnajainformacija.html.
  181. Управление персоналом Текст.: учеб. для студентов вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. JI. Еремина. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. — 422 с.
  182. , Г. А. Психолого-педагогическая характеристика как средство изучения ребенка : ист. аспект. [Текст] / Г. А. Урунтаева // Мир образования -образование в мире. 2011. -№ 2. — С. 102−111.
  183. Успех: примерная основ, общеобраз. программа дошк. образования Текст. / [Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.]. М.: Просвещение, 2011. — 303 с.
  184. , Е. А. Особенности формирования медико-экологической ситуации на территории Белгородской области Текст. / Е. А. Фатнева // Проблемы региональной экологии. 2009. — № 2. — С. 174−178.
  185. , Р. М. Технологизация как фактор совершенствования управленческой деятельности менеджеров образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Р. М. Феденева. Оренбург, 2000. — 220 с.
  186. , В. Н. Управление персоналом организации Текст.: учеб. пособие / В. Н. Федосеев, С. Н. Капустин — Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, Высш. шк. Ин-та менеджмента и маркетинга. М.: Экзамен, 2004. — 366 с.
  187. , Д. И. Психология развития человека как личности Текст.: избр. тр.: в 2 т. / Д. И. Фельдштейн — Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. М.: МПСИ — Воронеж: МОДЭК, 2005. — Т. 1. — 566 с. — Т. 2. -455 с.
  188. , С. И. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в Центре образования Текст. / С. И. Филимонова, JI. В. Новоточина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2009. -№ 5. -С. 28−33.
  189. , С. И. Физическая культура и спорт как пространство формирования оптимальной самореализации личности Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.04 / С. И. Филимонова — Всерос. НИИ физ. культуры и спорта. М., 2004. — 48 с.
  190. , С. О. Физическая культура в системе образования дошкольников Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / С. О. Филиппова. -СПб., 2002.-518 с.
  191. Философский словарь Текст. / [Адо A.B. и др.] - под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  192. Философский энциклопедический словарь Текст. / подгот.: А. JI. Грекулова [и др.]. 2-е изд. — М.: Сов. энцикл. — 1989. — 814 с.
  193. , В. Т. Построение процесса обучения на интегрированной основе. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы Текст. / В. Т. Фоменко. Ростов н/Д, 1996. — 130 с.
  194. , А. А. Влияние семьи и детского сада на формирование физической культуры личности дошкольников Текст. / А. А. Фонякин // Проблемы физической культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке. -2001.-Вып. З.-С. 130−133.
  195. , Р. С. Технологический подход как средство индивидуализации обучения в сельской школе Текст.: дис. канд. пед. наук :1300.01 / Р. С. Хайрутдинова. Казань, 2002. — 209 с.
  196. , И. Ю. Диагностика семьи Текст. / И. Ю. Хамитова // Системная семейная терапия: классика и современность / сост. А. В. Черников. -М., 2005.-С. 143−197.
  197. , О. В. Культура и деятельность Текст. / О. В. Ханова — под ред. Т. П. Фокиной. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978. — 75 с.
  198. Худоминский, П В. Государственно-общественная система управления народным образованием Текст.: метод, рекомендации / П. В. Худоминский — Респ. ин-т повышения квалификации работников образования. М.: Класс-сервис, 1991. -43 с.
  199. , Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях Текст.: [учебник для пед. училищ] / Д. В. Хухлаева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  200. , Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: пособие для учителей / Г. А. Цукерман. М.: Интерпракс, 1994. -156 с.
  201. , Н. А. Управление образовательно-оздоровительным процессом в дошкольном учреждении санаторного типа: на примере МДОУ г. Сургута Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Чарыкова. М., 2001 — 173 с.
  202. , А. А. Индивидуально-личностный аспект оздоровления дошкольников средствами физического воспитания Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. А. Чекашова — Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2011.-26 с.
  203. , Е. А. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада Текст.: учеб.-метод, пособие / Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная. М.: Перспектива, 2010. — 240 с.
  204. , Л. А. Мотивационное управление персоналом Текст.: дис.. канд. экон. наук: 05.13.10 / Л. А. Черных. Воронеж, 1999. — 195 с.
  205. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях Текст.: практ. пособие / [авт.-сост. В. Г. Гульчевская и др.]. М.: АРКТИ, 2010.-54 с.
  206. , В. Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии Текст. / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. 1993. -Т. 14, № 5.-С. 3−13.
  207. , Р. X. Социально-психологические основы управления : руководитель и педагогический коллектив Текст. / Р. X. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  208. , Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе Текст. / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко — Центр «Пед. поиск». М.: Пед. поиск, 2001.-384 с.
  209. , Т. И. Управление образовательными системами Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин — под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2002. — 319 с.
  210. , Jl. В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры Текст. / Л. В. Шапкова, С. П. Евсеев // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 1. — С. 8−18.
  211. , С. Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. Текст. / С. Б. Шарманова, О. Г. Бродягина // Управление ДОУ. 2006. — № 4. — С. 40−45.
  212. , В. Н. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности Текст. / В. Н. Шебеко // Дошкольное воспитание. 2011. — № 5. — С. 28−33.
  213. , В. Н. Физическое воспитание дошкольников Текст.: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. 4-е изд., испр. — М.: Academia, 2000. — 171 с.
  214. , П. В. Менеджмент: управление организационными системами Текст.: учеб. пособие / П. В. Шеметов, Л. Е. Чередникова, С. В. Петухова. -М.: Омега-Л, 2007. 407 с.
  215. , Г. Н. Исследование систем управления в образовании Текст.: учеб. пособие / Г. Н. Шибанова — Череповец, гос. ун-т, Ин-т педагогики и психологии. Череповец: ЧТУ, 2005. — 77 с.
  216. , О. А. Формирование ответственности как профессионально значимого качества у студентов вуза: на материале технического университета) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Шушерина. Красноярск, 1999.-238 с.
  217. , Т. Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Т. Н. Щербакова. -Ростов н/Д, 1994. 193 с.
  218. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст.: кн. для учителя / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
  219. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности : методол. пробл. соврем, науки Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  220. , Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду Текст.: пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 142 с.
  221. , И. С. Методология личностно-ориентированного образования Текст. / И. С. Якиманская // Построение модели личностно-ориентированной школы. М., 2001. — С. 13−18.
  222. , Г. В. Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. В. Яковлева- [Челяб. гос. ун-т]. Челябинск, 2003. — 21 с.
  223. , В. А. Обучение как процесс управления : психол. аспекты: Текст. / В. А. Якунин — Ленингр. гос. ун-т. Л.: ЛГУ, 1988. — 160 с.
  224. , Ю. А. Региональное разнообразие и стандартизированная оценка физического развития детей и подростков Текст. / Ю. А. Ямпольская // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2005. — № 6. — С. 73−76.
  225. A problem-based approach for management education: preparing managers for action Text. / by P. Hallinger, E. M. Bridges — with contributions by K. Snidvongs. [et al.]. Dordrecht: Springer, 2007. — 334 p.
  226. Wang Y. Education and Educational Technology Text. / Y. Wang. Berlin: Springer, 2011.-800 p.
  227. Technology management Text. / ed. B. Hubbard. Maidenhead: Pergamon Infotech Limited. — 355 p.
  228. Monaghan, С. H. Communities of Practice: A Learning Strategy for Management Education Text. / С. H. Monaghan // Journal of Management Education. 2011. — Vol. 35, № 3. — P. 428−453.
Заполнить форму текущей работой