Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей
Современная художественная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировочного процесса, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных технических навыков (Н.И. Царькова, 1980; И. А. Винер, 2003; И. В. Цепелевич, 2005; Е. С. Николаева, 2006; К. В. Гобузева, 2006 и др.). В связи… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Координационные способности, их место в системе спортивного отбора
- 1. 1. Проблема и аспекты спортивного отбора
- 1. 2. Цели, задачи, функции и этапы отбора
- 1. 3. Понятие координационных способностей, виды и классификация
- 1. 4. Критерии контроля и оценки координационных способностей
- 1. 5. Художественная гимнастика как сложно-координационным вид спорта
- Глава 2. Методы и организация исследования
- 2. 1. Методы исследования
- 2. 2. Организация и база исследования
- Глава 3. Отбор и оценка перспективности в художествен нон гимнастике на основе показателей развития координационных способностей
- 3. 1. Координационные способности в системе факторов результативности соревновательной деятельности в художественной гимнастике
- 3. 2. Взаимосвязь и влияние координационных способностей на технико-тактическую подготовленность гимнасток на различных этапах спортивной подготовки
- 3. 3. Обоснование целесообразности и методические приемы совершенствования системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей координационных способностей
- Выводы
Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Успехи российских гимнасток на Олимпийских играх и других международных соревнованиях предопределили высокую популярность данного вида спорта в нашей стране. Наверное, это один из немногих видов спорта, где еще существует конкурс при отборе в спортивную школу. Красота, ч | грация, высокая эстетика движении, музыкальность — вот, чем привлекает к себе художественная гимнастика. С другой стороны, за красивым фасадом этого истинно женского вида спорта скрывается титанический труд, травмы и другие сопутствующие спорту высших достижений проблемы.
Современная художественная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировочного процесса, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных технических навыков (Н.И. Царькова, 1980; И. А. Винер, 2003; И. В. Цепелевич, 2005; Е. С. Николаева, 2006; К. В. Гобузева, 2006 и др.). В связи с этим в значительной степени повышается значение контроля и оценки физической и в первую очередь координационной подготовленности на различных этапах спортивного совершенствования.
Специфика двигательной деятельности в художественной гимнастике обусловливает неодинаковые требования к развитию различных двигательных качеств. Для оптимального построения тренировочного процесса в художественной гимнастике необходимо уже на начальном этапе предвидеть те ведущие факторы, которые обеспечат высокий и стабильный результат в спорте высших достижений. Изучению факторной структуры функциональной и двигательной подготовленности гимнасток был посвящен ряд исследований (Е.Б. Соловьева, 1975; Н. И. Царькова, 1980; Ж. А. Белокопытова, 1982; И. А. Павлова, 1988; М. В. Тактак, 1992; И. Ю. Степанова, 2000; В. Е. Горохова, 2002, 2004; Ф. Р Сибгатулм-па, 2004; И. В. Цепелевич, 2005 и др.).
Среди значимых факторов в первую очередь называются такие, как: ловкость, гибкость, точность мышечных ощущений, динамическое равновесие, прыгучесть (С.Н. Станенко, 1981; Э. Х. Мамедова, 1989; Л. Д. Назаренко, 2001; Л. А. Карпенко, 1998, 2003; И. А. Винер, 2003 и др.).
Анализ специальной литературы и программ детских спортивных школ показал, что тренеры специалисты достаточно информированы и снабжены материалом, позволяющим на довольно высоком уровне проводить отбор и оценку перспективности юных спортсменок. Это оценка и контроль показателей гибкости, прыгучести и других способностей. В тоже время налги не обнаружено методических материалов, позволяющих объективно оценивать уровень развития координационных способностей и осуществлять контроль над ним. С другой стороны, в работах многих исследователей определены те координационные способности, которые в первую очередь значимы для художественной гимнастики, это способность к равновесию, к ритму, темпу движения, ориентированию в пространстве, дифференцированию временных, силовых и просфап-ственных параметров движения, согласованию и соподчинению движений, способности к расслаблению мышц. Возникает вопрос: как и какими двигательными, «моторными» или лабораторными тестами можно оценить данные способности?
Актуальность проблемы спортивного отбора на современном этапе развития спорта не только не снижается, а возрастает с новой силой. Это связано с тем, что существующая практика отбора в спорте пока не может быть оценена как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям стремительно развивающегося спорта высших достижений (В.Г. Бауэр, 1994; В. Н. Платонов, В. А. Запорожанов, 1994; К.ГТ. Сахновский, 1990; В. М. Волков, В. П. Филин, 1983; В. П. Губа, М. Вольф, В. Г. Никитушкин, 1998; В. П. Губа, 2003, В. А Сальников, 2002; Л. П. Матвеев, 2005).
Остроту данной проблеме придает необходимость достижения максимального социально-гуманистического эффекта от развития как массового юношеского, так и резервного спорта. Решение вопросов спортивного отбора призвано способствовать более эффективному разделению этих направлений, их автономному развитию с учетом специфических задач каждого.
Потребность в создании эффективной научно обоснованной системы спортивного отбора обусловлена комплексом факторов: социально-экономических, педагогических и медико-биологических (А.Г. Дембо, Э. В. Земцовский, 1989; И. Ю. Соколик, 1998; К. П. Сахновский, 1990; В. Н. Селуянов, М. П. Шсстаков, 2000; В. К. Бальсевич, 2000; В. И. Лях, 3. Витковски, В. Жмуда, 2002; В. П. Губа, 2003; Л. А. Семенов, 2005).
Очевидно, что успех спортивного отбора в современных условиях во многом будет зависеть от того, насколько мы сумеем направить лучшие идеи и возможности научно-технического прогресса на диагностику природных способностей, определяющих успешность спортивной специализации в том пли ином виде спорта.
В решении этой непростой задачи очень важно, с нашей точки зрения, осмыслить большой путь, пройденный учеными в области физического воспитания, спортивной физиологии, психологии и генетики.
В настоящее время использование наиболее рациональных идей должно воплотиться в современных автоматизированных технологиях, созданных на основе эффективных методов диагностики предрасположенности детей к занятиям определенным видом спорта.
Одним из путей решения проблемы диагностики и отбора являются современные компьютерные технологии, позволяющие на достаточно высоком научном уровне диагностировать большинство из известных координационных способностей. По нашему глубокому убеждению, это одна из возможностей постановки проблемы спортивного отбора и диагностики спортивной одаренности на современные научные рельсы.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что в теории и практике спортивного отбора обнаружились следующие противоречии:
— с одной стороны, объективно существующей потребностью совершенствования системы спортивного отбора на всех этапах многолетней подготовки, с другой, отсутствием в этой системе критериев контроля за показателями развития координационных способностей, ориентации ее, в основном, на оценку кондиционных способностей;
— значимостью координационных способностей как фактора, повышающего эффективность соревновательной деятельности в художественной гимнастике, и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по оценке и контролю уровня развития данных способностей;
— наличием достаточного количества современного диагностического оборудования и отсутствием методических рекомендаций по внедрению этих технологий в систему спортивного отбора.
Охарактеризованные выше противоречия, позволяют сформулировать проблему, требующую научно-методического разрешения: — это совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике, на основе показателей развития координационных способностей и возможности практического внедрения результатов научных исследований в учебно-тренировочный процесс.
Цель исследования — теоретико-методическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности проведения спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей.
Объект исследования — процесс совершенствования системы спортивного отбора в художественной гимнастике.
Предмет исследования — координационные способности и их место в совершенствовании системы спортивного отбора в художественной гимнастике.
Гипотеза. Предполагалось, что внедрение в систему спортивного отбора в художественной гимнастике показателей координационных способностей позволит значительно повысить его качество и эффективность, если:
— определены те специфические координационные способности, уровень развития которых в значительной степени определяет эффективность соревновательной деятельности в художественной гимнастике;
— на базе современных аппаратурных и инструментальных технологий разработаны информативные, надежные тестовые испытания, позволяющие на различных этапах спортивной подготовки осуществлять контроль и оценку развития координационных способностей;
— определены исходный уровень, темпы прироста изучаемых координационных способностей и их взаимосвязь с технической подготовленностью на различных этапах многолетней подготовки.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и специфику процесса совершенствования системы спортивного отбора в художественной гимнастике.
2. Определить структуру координационной подготовленности в художественной гимнастике.
3. Провести метрологическое обоснование тестов контроля и оценки координационных способностей в художественной гимнастике.
4. Определить взаимосвязь координационных способностей и технической подготовленности гимнасток на различных этапах спортивной подготовки.
5. Экспериментально подтвердить эффективность, использования показателей развития координационных способностей в совершенствовании системы спортивного отбора.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на общих закономерностях и принципах спортивной подготовки:
— теория спортивного отбора (В.П. Филин, В. М. Волков, Н. Ж. Булгакова, М. С. Бриль, В. К. Бальсевич, В. П. Губа и др.);
— теория H.A. Бернштейна о многоуровневой, иерархической системе построения движений;
— теория спортивных способностей (Б.М. Теплов, Е. П. Ильин и др.);
— теория и методика педагогических исследований (Б.А. Ашмарин, Ю.Д. Железняк).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— теоретический анализ и обобщение литературных источников;
— педагогическое наблюдение;
— педагогическое тестирование;
— анкетирование и экспертный опрос;
— аппаратурные методы исследования;
— педагогический эксперимент;
— методы математической статистики.
Организация и база исследования.
Исследование проводилось на базе СК «Факел», МОУ СОШ № 32 и ДЮСШ № 3 г. Сургут. В исследовании принимали участие как спортсмены высокой квалификации KMC — МС, так и юные гимнастки, стаж занятий художественной гимнастикой у которых не превышает 2 года.
На первом этапе (2004 — 2005 гг.) определялось общее направление исследования, проводилось теоретическое изучение состояния исследуемой проблемы в научно-методической литературе, определялась рабочая гипотеза, цель, уточнялись задачи исследования, подбирались адекватные задачам методы исследования. Решались организационные и методические проблемы, связанные с проведением экспериментального раздела исследований. Определялась надежность, информативность и эквивалентность тестовой батареи контроля и оценки координационной подготовленности юных гимнасток.
На втором этапе (2005 — 2007 гг.) был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлялась проверка эффективности системы спортивного отбора юных спортсменок на основе показателей развития координационных способностей.
На третьем этапе (2007 — 2008 гг.) проводился анализ полученных экспериментальных данных, уточнялись методические положения, оформлялся текст диссертационной работы и внедрялись в практику полученные результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— определена структура координационной подготовленности в художественной гимнастике;
— выявлено влияние координационных способностей на успешность спортивной специализации и результативность соревновательной деятельности в художественной гимнастике;
— разработан и метрологически обоснован комплекс двигательно-моторных, компьютерных и лабораторно-диагностических тестов контроля и оценки координационных способностей в художественной гимнастике;
— определена взаимосвязь координационных способностей с показателями технической подготовленности на различных этапах спортивного совершенствования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что уточненная структура координационной подготовленности в художественной гимнастике, выявленная взаимосвязь координационных способностей с результативностью соревновательной деятельности в художественной гимнастике, разработанный комплекс двигательно-моторных, компьютерных и лабораторно-диагностических тестов контроля и оценки координационных способностей в художественной гимнастике вносят вклад в теорию и методику физического воспитания, спортивной тренировки, теорию и методику подготовки спортивного резерва.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы:
— для непосредственного внедрения в практику организации и проведения отбора в художественную гимнастику на основе показателей координационных способностей;
— для текущего или этапного контроля за уровнем двигательно-координационной подготовленности спортсменок на различных этапах многолетней подготовки;
— для определения индивидуального профиля координационной подготовленности, как предпосылки эффективного спортивного совершенствования в художественной гимнастике;
— в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по художественной гимнастике.
Надёжность и достоверность результатов диссертационного исследования обеспечиваются:
— методологической обоснованностью исходных позиций;
— использованием компьютерно-диагностического оборудования и специально разработанных аппаратурных методик;
— использованием методов исследования, адекватных целям и задачам работы, объемом и репрезентативностью выборки испытуемых для применения этих методов;
— статистической значимостью полученных данных;
Апробация и внедрение результатов исследования.
Теоретические положения и результаты исследования отражены в 10 публикациях: две статьи в журналах, рекомендованных ВАК (научно-методический журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», РАО. — 2006. — № 5- журнал «Вестник спортивной науки», ВНИИФК. -2008. — № 2) — 8 публикаций в рецензируемых сборниках научно-практических конференций. Материалы исследования были представлены на IX Отчетной научно-практической конференции преподавателей СурГПИ «Проблемы качества научных исследований в СурГПИ: поиски и решения» (г. Сургут, 2005) — окружной научно-практической конференции «VII Знаменские чтения» (г. Сургут, 2007) — Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы физической культуры и здорового образа жизни» (г. Сургут, 2007) — Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровления различных категорий населения» (г. Сургут, 2007) — Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы физической культуры и здорового образа жизни» (г. Сургут, 2008).
Положения, выносимые на защиту:
1. Структуру координационной подготовленности в художественной гимнастике определяют интегральные показатели способностей к реагированию, ориентированию, согласованию, равновесию, статокинетической устойчивости, дифференцированию и темпо-ритмовой способности.
2. Эффективность контроля и оценки координационной подготовленности в художественной гимнастике определяется наличием современной диагностической базы и метрологической надежностью координационных тестов;
3. Взаимосвязь координационных способностей с показателями технической подготовленности просматривается на всех этапах спортивной подготовки.
4. Высокая степень исходных показателей и темпы прироста исследуемых координационных способностей являются наиболее значимым фактором в совершенствовании системы спортивной отбора в художественной гимнастике.
Структура и объем диссертации
.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений, изложена на 143 страницах машинописного текста. В диссертации содержится 7 рисунков, 15 таблиц, 3 приложения.
Список литературы
содержит 188 источников, из них 12 на иностранном языке.
ВЫВОДЫ.
1. Анализ научно-методической и специальной литературы позволяет сказать, что существующая система отбора в спорте и в частности в художественной гимнастике (на этапе начальной и специализированной базовой подготовки) не отвечает требованиям динамично развивающегося спорта высших достижений. Не учитываются новые тенденции развития спорта, его узкая и ранняя специализация, техническая сложность выполняемых элементов, объемы работ необходимые для освоения этих элементов. Только физически одаренные и здоровые спортсмены, способны добиваться высоких результатов на международной арене.
2. Среди значительного комплекса показателей, лимитирующих результативность соревновательной деятельности в художественной гимнастике, важное место занимают координационные способности. Высокая генетическая обусловленностью данных показателей дает основание специалистам принимать их во внимание в качестве достаточно существенных критериев спортивного отбора и оценки перспективности юных спортсменов.
3. Структуру координационной подготовленности в художественной гимнастике составляют:
— способность к реагированию;
— способность к ориентированию;
— способность к согласованию;
— способность к равновесию;
— кинестетическая способность;
— темпо-ритмовая способность;
— статокинстнческая устойчивость.
4. Проведенное метрологическое обоснование координационных тестов показало их высокую, надежность (0,74<г<0,93), стабильность (0,36<г<0,96) и информативность (0,33<г<0,86). Высокой информативностью обладают как двигательно-моторные тесты, так и тесты с использованием современной диагностической аппаратуры (ИВПС, Нейрософт, Стабилометрия и др).
5. Наиболее высокая прогностическая информативное гь выявлена в интегральных показателях способностей к согласованию, ориентированию и дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, соответственно — 0,81, 0,74, 0,74. В тоже время среди отдельных координационных способностей, обнаружены коэффициенты корреляции не отражающие наличие достоверной взаимосвязи необходимой для установления прогностической информативности, т. е. коэффициент корреляции < 0,6.
6. Выявлена взаимосвязь показателей координационных способностей с технической подготовленностью на различных этапах спортивной подготовки. Стаж занятий, квалификация спортсмена определяют количество достоверных взаимосвязей. Наибольший процент (80%) высоких взаимосвязей обнаружен у гимнасток УТГ-3 года обучения, у гимнасток УТГ-2 и УТГ-1 процент достоверных взаимосвязей 70% и 47,5% соответственно.
7. Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей координационных способностей показало свою эффективность и рациональность, что отражено в итоговом педагогическом эксперименте. Гимнастки с высокими исходными показателями развития координационных способностей и высокими темпами прироста этих показателей, значительно опережают своих сверстниц по показателям технической подготовленности и спортивному результату (Р<0,05, Р<0,01).
Практические рекомендации.
Проведенное исследование и полученные результаты позволяют предложить тренерам специалистам, занимающимся проблемой спортивного отбора следующие практические рекомендации:
1. Оценка координационной подготовленности на любом этапе спортивной подготовки, должна носить комплексный характер, необходимо использовать блок тестовых заданий, на основе которых можно судить о сформированное&tradeвсей координационно-двигательной сферы юного и квалифицированного спортсмена.
2. На этапе начальной подготовки следует использовать простые, доступные тестовые задания:
— передвижение в упоре сзади;
— перешагивание через гимнастическую палку;
— перекладывание мячей;
— падающая линейка;
— поза «Фламинго»;
— поза «Ромберга» (равновесие без зрительного контроля);
— способность воспроизводить и дифференцировать положение углов в суставах (кинематометр «Жуковского»);
— прыжки смена положения ног под метроном (воспроизведение);
— прыжок с вращением «Староста».
3. На учебно-тренировочном этапе двигательно-моторные задания (тесты) усложняются, возрастает роль упражнений основанных на проприорецеп гивной чувствительности, показателях сенсомоторики, перцептивных и интеллект)-альных функциях. В программу тестирования координационной подготовленности, помимо выше перечисленных, необходимо включать следующие контрольные задания:
— бросок мяча без зрительного контроля на расстояние 50% от максимального результата;
— минимальное увеличение дальности броска от 50% результата;
— прыжок в верх (по Абалакову) без взмаха и со взмахом рук;
— отношение длины прыжка с места, стоя спиной к длине прыжка с места, стоя лицом к месту приземления;
— 5 вращений на платформе и остановка;
— прыжок с вращением без зрительного контроля на указанное место;
— повороты на гимнастической скамейке;
— бег по разметкам (обручам);
— воспроизведение длины отрезка правой и левой рукой;
— прыжки к цели (без зрительного контроля);
— прыжки смена положения ног под метроном (воспроизведение);
— прыжки со сменой положения ног (минимально быстрее);
— ходьба по прямой после вращения на платформе.
4. С ростом спортивной квалификации часть двигательно-моторных тестов может исключаться из программы тестирования, другие незначительно модифицироваться и усложняться. Необходимо использовать на этом этапе и компьютерно-диагностическое оборудование.
В качестве компьютерно-диагностического оборудования целесообразно использовать программу «Методика исследования временных и пространственных свойств человека», автор Коряги на Ю.В.
5. Сочетание результатов двигательно-моторных тестов и компьютерных программ позволит наиболее точно и дифференцированно оценить динамику координационной подготовленности спортсмена, спрогнозировать его перспективность.
Список литературы
- Аркаев, JT. Я. О модели построения многолетней спортивной тренировки в художественной гимнастике / JI. Я. Аркаев, Н. И. Кузьмина. М.: Госкомстат СССР, 1989. — 20 с.
- Архипова, Ю. И. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: дис.. канд. пед. наук / Ю. И. Архипова. СПб., 1998.-С. 8−30.
- Ахмедзянов, М. Н. Организация комплексного отбора в ДЮСШ по фигурному катанию / М. Н. Ахмедзянов и др. // Научные основы отбора и тренировки юных спортсменов: сб. науч. тр. Челябинск: ЧГИФК, 1983. -С. 105−107.
- Ашмарип, Б. А. Теории и методика педагогических исследований в физическом воспитании : учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры. / Б. А Ашмарин. М.: ФиС, 1978. — 223 с.
- Баландин, В. И. Прогнозирование в спорте / В. И. Баландин, Ю. М. Блу-дов, В. А. Плахтиенко. М.: ФиС, 1986. — 192 с.
- Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
- Бальсевич, В. К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1980. — № 1. — С. 31−33.
- Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. Киев: Здоров’я, 1987. — 224 с.
- Бауэр, В. Г. Научно-организационные основы системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Г. Бауэр. М., 1994. — 25 с.
- Бернштсйн, Н. А. Координация движений / Н. А. Бернштейн // Физиология человека / под ред. М. Я. Маршака. М.: Физкультура и спорт, 1946. — С. 115−348.
- Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Берншгейн. М.: Мед-гиз, 1947.-225 с.
- Бернштейн, Н. А. Очерки о физиологии движения и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
- Бирюкова, 3. И. Высшая нервная деятельность спортсменов / 3. И. Бирюкова. М.: ФиС, 1961. — 291 с.
- Бирюкова, Н. В. О методических подходах измерения точности воспроизведения пространственных параметров движений / Н. В. Бирюкова // Психомоторика: сб. науч. тр. / ЛГПИ. Ленинград, 1976. С. 69−77.
- Бирючкова, В. И. Влияние вращений тела на пространственную точность движений юных гимнастов : автореф. дис. .канд. пед. наук / В. И. Би-рючкова. М., 1971. — 26 с.
- Боброва, Г. А. Художественная гимнастика в школе / Г. А. Боброва. -М.: ФиС, 1978. С. 11−18.
- Бойко, В. В. Целенапрвленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. М.: Физкультура и спорт, 1987. — С. 3−8.
- Бриль, М. С. Отбор в спортивных играх / М. С. Бриль. М.: ФиС, 1980. -127 с.
- Бриль, М. С. Принципы и методологические основы активного отбора для спортивного совершенствования : автореф. дис.. докт. пед. наук / М. С. Бриль.-М., 1983.-46 с.
- Бриль, М. С. Исследование индивидуальных особенностей детей с целью отбора в детско-юношеские спортивные школы (на материале баскетбола): автореф. дис.. канд. пед. наук / М. С. Бриль. М., 1968. — 24 с.
- Брянкин, С. В. Спортивный отбор и ориентация / С. В. Брянкин, Н. Л. Жданов, Б. Н. Шустин. Смоленск: СГИФК, 1977. — 28 с.
- Брянкин, С. В. Организация отбора в современном спорте / С. В. Брянкин, А. Е. Константинов. М.: ФиС, 1982. — 56 с.
- Булгакова, Н. Ж. Проблема отбора в процессе многолетней подготовки : автореф. дис.. докт. пед. наук / Н. Ж. Булгакова. М., 1977. — 64 с.
- Булгакова, Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н. Ж. Булгакова, В. А. Румянцева. М.: ФиС, 1978.- 192 с.
- Булгакова, П. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов/ Н. Ж. Булгакова. -М.: Физкультура и спорт, 1978. 152 с.
- Вайцеховский, С. М. Книга тренера / С. М. Вайцеховский. М.: Физкультура и спорт, 1971. — С. 13, 193, 236.
- Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовленности спортсменов / Ю. В. Верхошанский. М.: ФиС, 1988. — 331 с.
- Винер, И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : дис.. канд. пед. наук / И. А. Винер. М.: ПроСофт-М, 2003. — 120 с.32:Волков, В. М. Спортивный отбор / В. М. Волков, В. П. Филин. М.: ФиС, 1983.- 175 с.
- Волков, JI. В. Физические способности детей и подростков / JT. В. Волков. — Киев: Здоров’я, 1981. 117 с.
- Вяткин, Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях/Б. А. Вяткин. М.: ФиС, 1981. — 112 с.
- Гобузева, К. В. Модельные характеристики гимнасток-художниц с уровнем спортивной квалификации 1-го взрослого разряда : дис.. канд. пед. наук / К. В. Гобузева. М.: ПроСофт-М, 2006. — 191 с.
- Годик, М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. М.: ФиС, 1980. — 136 с.
- Годик, М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. М.: ФиС, 1980. — 136 с.
- Годик, М. А. Спортивная метрология / М. А. Годик. М.: ФиС, 1988. -135 с.
- Горохова, В. Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серий из элементов повышенной трудности : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Е. Горохова — Рос. гос. акад. физ.культуры.- М., 2002. -26 с.
- Горшенков, С. С. Прогнозирование при отборе детей в спортивные школы / С. С. Горшенков // Теория и практика физической культуры. 1968. -№ 2.-С. 58−60.
- Губа, В.П. Современные проблемы ранней спортивной ориентации / В. П. Губа, М. Вольф, В. Г. Никитушкин. М.: ИКА, 1998. — 68 с.
- Губа, В. П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике : учеб. пособие для вузов физ. культуры. / В. П. Губа [и др.]. 2-е изд. — М.: ФиС, 2006. — 220 с.
- Губа, В. П. Основы распознавания раннего спортивного таланта : учеб. пособие для высших учебных заведений физ. культуры. / В. П. Губа. N4.: Терра — Спорт, 2003. — 208 с.
- Гужаловский, А. А. Проблемы теории спортивного отбора / А. А. Гужа-ловский // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 8. — С. 24−25.
- Дорохов, Р. Н. Методика раннего отбора и ориентации в спорте / Р. Н. Дорохов, В. 11. Губа, В. Г. Петрухин. Смоленск: СГИФК, 1994. — 86 с.
- Евстафьев, Б. Г. Физические способности как вид способностей человека : материалы к лекциям (ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта) / Б. Г. Евстафьев. -Ленинград, 1987. 54 с.
- Железняк, Ю. Д. Совершенствование системы подготовки спортивного резерва в игровых видах спорта : автореф. дис.. докт. пед. наук / ГО. Д. Железняк -М., 1981.-48 с.
- Жуков, А. С. Исследование координационных способностей и методов их совершенствования у юных гимнастов : автореф. дне.. канд. пед. наук /
- A. С. Жуков. М., 1968. — 16 с.
- Иванов, Г. И. Изменение координационно-двигательных способностей в связи со спортивной подготовленностью, возрастом в условиях различной внешней среды : авторф. дис.. канд. пед. наук / Г. И. Иванов. М., 1979. — 19 с.
- Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 94−97, 117−135.
- Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. -М.: Просвещение, 1983. 220 с.
- Илыш, Е. П. Структура психомоторных способностей / Е. Г1. Ильин // Психомоторика. Ленинград: ЛГУ, 1976. — С. 4−22.
- Индлер, Г. В. Исследование методов срочной информации о длительности воздействия при обучении в гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Индлер. М., 1964. -2 1 с.
- Карпеев, А. Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа / А. Г. Карпеев /, Монография. Омск: Сиб-ГАФК, 1988. — 324 с.
- Карпенко, Л. А Характеристика компонентов спортивной подготовки в художественной гимнастике / Л. А. Карпенко — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб.: б. и., 1998. — 27 с.
- Карпенко, Л. А. Художественная гимнастика : учеб. для тренеров, преподавателей и студентов физ. культуры / Л. А. Карпенко — Всеросс. федерация худож. Гимнастики — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. М.: б. и., 2003. — 384 с.
- Кобелев, Я. К. Подготовка дзюдоистов / Я. К. Коблев, И. А. Письмепский. К. Д. Чермит. Майкоп: Краснодар, кн. изд-во, Адыгейское отделение, 1990.-446 с.
- Козлов, А. И. Возрастные особенности развития координации у детей школьного возраста и пути ее совершенствования в процессе физическоговоспитания : автореф. дне.. канд. пед. наук / А. И. Козлов. М., 1964. -16 с.
- Козловская, И. Б. Афферентный контроль произвольных движений / И. Б. Козловская. М.: Наука, 1976. — 293 с.
- Корягина, ЕО. В. Восприятие времени и пространства в спортивной деятельности / Ю. В. Корягина М.: Науч.-издат. центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. — 224 с.
- Корягина, Ю. В. Особенности временных характеристик движений у занимающихся различными видами спорта / Ю. В. Корягина, В. В. Вернер // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 12. — С. 37−38.
- Крестовников, А. Н. Учение о высшей нервной деятельности и некоторые вопросы физиологии физических упражнений / А. Н. Крестовников // Теория и практика физической культуры. — 1951. — № 1. С. 13−15.
- Крылов, Д. Н. Особенности постнатального развития близнецов : Нейрофизиологические исследования: автореф. дис.. д-ра. мед. наук / Д. Н. Крылов. М., 1975.-38 с.
- Литвинов, Е. И. Затраты окупятся с лихвой : тестирование двигательной подготовленности школьников / Е. Н. Литвинов // Физическая культура в школе. 1993. — № 6. — С. 24.
- Ляпунове, А. А. О некоторых общих вопросах кибернетики / А. А. Ляпунове // Проблемы кибернетики. Вып. I. М., 1958. — С. 5−22.
- Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития /. В. И. Лях. М.: Тера-Спорт, 2000. — 192 с.
- Лях, В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 11.-С. 16−19.
- Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. -Минск: Полымя, 1989. 159 с.
- Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 290 с.
- Лях, В. И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции H.A. Бернштейна / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 11. С. 20−25.
- Лях, В. И. Специфические координационные способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов / В. И. Лях, 3. Вигковски, В. Жмуда // Теория и практика физической культуры. 2002. -№ 4. — С. 21−25.
- Лях, В. И. Анализ свойств, раскрываемых сущность понятия «координационные способности» / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1984. — № I.-С.48−50.
- Мамедова, Э. X. Специальная двигательная подготовка в художественной гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук/Э. X. Мамедова. — М, 1989. -С. 21−30.
- Марищук, В. Л. Методики психодиагностики в спорте : учеб. пособие / В. Л. Марищук и др. М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
- Матвеев, Л. П. Общая теория и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. -4-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, 2005. — 384 с.
- Матвеев, Л. П. Воспитание двигательно-коордпнационных способностей / Л. П. Матвеев // Теория и методика физической культуры. М., 1991. — С. 158−180.
- Меньшиков, И. К. Развитие профессиональных способностей летчиков средствами физической подготовки : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. К. Меньшиков. М., 1975. — 46 с.
- Минаев, Н. А. Проблемы координационных способностей юных гимнастов / Н. А. Минаев // Гимнастика. 1973. — Вып. 1. — С. 22.
- Минаева, Н. А. Приемы определения координационных способностей юных гимнасток / П. А. Минаев // Гимнастика: ежегодник. VI., 1974. -Вып. 1 — С. 29−32.
- Москатова, А. К. Влияние генетических и средовых факторов на развитие моторных способностей : лекция / А. К. Москатова. М.: ГЦОЛИФЬС, 1983.-39 с.
- Моторин, А. Н. Об исследовании общедвигательной координации у человека / А. Н. Моторин //Теория и практика физической культуры. 1965. -№ 2.-С. 41−42.
- Мотылянская, Р. Е. Некоторые вопросы врачебно-физиологического раздела методики спортивного отбора в ДЮСШ / Р. Е. Мотылянская // Теория и практика физической культуры. 1968. — № 4. — С. 40−45.
- Мухаммедов, Е. А. О координационных отношениях, изменяющих эффективность мышечной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Мухаммедов.-М., 1953. 10 с.
- Назаренко, Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л. Д. Назаренко. М.: Теория и практика физической культуры, 2001. — С.43−46, 57−77. 332.
- Никитин, С. Н. Технико-тактическая подготовка начинающих борцов на основе целенаправленного развития ловкости : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Н. Никигин. М., 1990. — 24 с.
- Никитушкин, В. Г. Методы отбора в игровые виды спорта / В. Г. Никиту шкин, В. П. Губа. М.: ИКА, 1998. — 288 с.
- Никитюк, Б. А. Адаптация скелета спортсменов / Б. А. Никитюк, Б. И. Коган. Киев: Здоров’я, 1989. — 97 с.
- Николаева, Е. С. Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5−7 лет упражнениям с претами в художественной гимнастике : дис.. канд. пед. наук / Е. С. Николаева. Белгород, 2006. — 153 с.
- Николич, А. Отбор в баскетболе : пер. с серб.-хорв. / А. Николич, В. Па-раносич. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 144 с.
- Ночевная, Н. Н. Применение сопряженного метода физической подготовки в групповых упражнениях : автореф. дис. .канд. пед. наук /Н. Н. Но-чевная — Гос. центр, ин-т физ. культуры. — М, 1990. 22 с.
- Овчинникова, Н. А. Подготовка квалифицированных гимнасток: отбор: метод, рекомендации / Н. А. Овчинникова, Е. В. Бирюк. -Киев, 1991.-34 с.
- Озолин, Н. Г. Путь к успеху / Н. Г. Озолпн. М.: ФиС, 1985. — 111 с.
- Павлов, И. П. 20-летний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных : полн. собр. соч. Т. 3, кн. I / И. П. Павлов. М., 1951.-392 с.
- Павлов, И. П. 20-летний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных : полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2 / И. П. Павлов. М.1952.-439 с.
- Петров, П. К. Методика преподавания в школе / П. К. Петров. М.: Владос, 2000. — с. 147−149.
- Пидоря, А. М. Основы координационной подготовки спортсменов / А. М. Пидоря, М. А. Годик, А. И. Воронов. Омск, 1992. — 76 с.
- Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 138−142.
- Платонов, В. Н. Проблемы способностей / В. Н. Платонов. М.: Наука, 1972, — 182 с.
- Платонов, В. Н. Система спортивной тренировки. Современная система спортивной тренировки / В. Н. Платонов — под ред.: Ф. П. Суслова. В. Л. Сыч, Б. Н. Шустина. М, 1995. — С. 80−193.
- Платонов, В. Н. Отбор и прогнозирование перспективных спортсменов / В. Н. Платонов, В. Л. Запорожанов. Киев: Здоров’я, 1994. — 52 с.
- Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. Киев.: Вища школа, 1980.-336 с.
- Подготовка спортивного резерва / под ред. К. Г1. Сахповский. Киев: Здоровья, 1990. —149, 2. с.: ил.
- Попков, В. Н. Отбор и контроль в юношеском велоспорте / В. Н. Попков. Омск: СибГАФК, 2001.-196 с.
- Попов, В. П. Основы воспитания физических способностей / В. П. Попов, Ю. Г. Грузнов // Основы теория и методики физической культуры: учеб. для тех. физ. культуры / под ред. А. А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 1986.-С. 71−75.
- Попугаев, А. И. Возможности направленного развития вестибулярной функции / А. И. Попугаев // Теория и практика физической культуры. -1985. -№ 1.-С. 22−23.
- Правила соревнований по художественной гимнастике. М., 2003. -С.55−86.
- Правила соревновании по художественной гимнастике. М., 1991. -С. 55−86.
- Пшеничникова, Г. Н. Исследование способностей сохранения статических равновесий и методов их совершенствования у юных гимнасток : ав-тореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Пшеничникова. М., 1969. — L б с.
- Руковицина, С. JI. Программирование обучения упражнениям с обручем в художественной гимнастике гавторф. дис.. канд. пед. наук / С. JI. Руковицина. Минск, 1991. -19 с.
- Сальников, В. А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности / В. А. Сальников //Теория и практика физ." культуры. 2002. — № 4. — С. 16−20.
- Сахновский, К. П. Направления ориентации многолетней подготовки спортсменов / К. П. Сахновский, С. JI. Фесенко // Отбор, контроль и прогнозирование в спортивной тренировке. Киев: Впща школа, 1 990. — 87 с.
- Селуянов, В. Н. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте / В. Н. Селуянов, М. П. Шестаков. М.: СпортАкадемПресс, 2000. — 1 12 с.
- Семенов, JI. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психологические аспекты: учеб.-метод. пособие / Л. А. Семенов. — М.: Советские спорт, 2005. 142 с.
- Сибгатулипа, Ф. Р Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук / Ф. Р. Сибгатулина. -Малаховка, 2004. 25 с.
- Сирис, П. 3. Отбор и прогнозирование способностей в лёгкой атлетике / П. 3. Сирис, П. М. Гайдарска, К. И. Рачев. М.: ФиС, 1983. — 103 с.
- Скворцов, Д. В. Клинический анализ движений, анализ походки / Д. В. Скворцов. М., 1996. — 344 с.
- Скворцов, Д. В. Клинический анализ движений. Стабилометрия / Д. В. Скворцов. М.: АОЗТ «Антидор» 2000. — 192 с.
- Соколик, Н. Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности : автореф. дис.. докт. пед. наук / Н. Ю. Соколик. -М., 1998.-49 с.
- Соколик, И. Ю. Организация системы спортивного отбора: проблемы отбора перспективности юных спортсменов / И. Ю. Соколик // Тезисы докладов Республиканской научно-практической конференции (Минск, 23−24 мая 1995). Минск, 1995.-С. 11−13.
- Соколик, И. Ю. Современные проблемы отбора и диагностики спортивной одаренности / И. Ю. Соколик. Минск, 1998. — 110с.
- Соловьева, Е. Б. Исследование факторов, определяющих уровень физической подготовленности спортсменок, и обоснование методики ее оценки (на примере художественной гимнастики): дис.. канд. пед. наук / Е. Б. Соловьева. М, 1975. — 237 с.
- Спортивная кардиология: руководство для врачей / под ред. А. Г. Дембо, Э. В. Земцовский. Ленинград: Медицина, Ленин гр. отд-ние, 1989. — 460, 3. с.
- Станенко, С. И. Особенности развития подвижности в тазобедренных суставах и методы ее совершенствования у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой : дис.. канд. пед. наук / С. Н. Станенко. -Минск, 1981.-206 с.
- Староста, В. Современная система отбора юных спортсменов для занятий спортом / В. Староста // Физическая культура. 2003. — № 2. — С. 51−55.
- Степанова, И. Ю. Структура и динамика показателей физической подготовленности гимнасток 7−12 лет как основа управления тренировочным процессом : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Ю. Степанова. М, 2000. -23 с.
- Сулейменов, И. И. Основы воспитания координационных способностей : лекция / И. И. Сулейменов. Омск: ОГИФК, 1986. — 21 с.
- Тараканов, Б. И. Развитие ловкости у борцов : метод, указ. / Б. И. Тараканова, С. Н. Никитин. Ленинград: ГЦОИФК, 1989. — 27 с.
- Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. N4. Теплов. -М.: АПН РСФСР, 1961. 535 с.
- Теплов, Б. М. Способности и одаренность. Т. 2 / Б. М. Теплов. М.: ГНИИ психологии, 1941. -225 с.
- Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания / А. А. Тер-Ованесян. М. :Физкультура и спорт, 1978. — С. 111−119.
- Тимакова, Т. С. Значение морфофункциональных показателей и индивидуальных темпов полового развития юных пловцов для отбора и спортивной ориентации / Т. С. Тимакова // Теория и практика физической культуры. 1973. — №" 5. — С. 45−48.
- Тодоров, А. С. Контроль координации движений борцов вольного стиля. М.: ГЦОИФК, 1991. — 540 с.
- Туманян, Г. С. Моторные факторы спортивных достижений борцов : метод, разработка для слушателей ВШТ факультета переподготовки кадров, аспирантов и студентов ГЦОЛИФК / Г. С. Туманян. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 58 с.
- Туманян, Г. С. Унифицированные критерии для оценки технико-тактической подготовленности борцов : метод, разработка / Г. С. Туманян, Я. К. Коблев — ГЦОЛИФК. М, 1986. — 24 с.
- Туревский, И. М. Возрастная динамика развития ловкости у детей и подростков / И. М. Туревский, В. И. Трубенков // Физическое воспитание молодежи и профессиональная подготовка учителей физической культуры: сб. ст. Ростов-н/Д, 1977. — С. 48−61.
- Учебная программа по художественной гимнастике / Республик, науч.-метод. кабинет Мин-ва Украины по делам молодежи и спорта. Киев, 1991.-С. 22−35.
- Фарфель, В. С. Развитие движений у детей / В. С. Фарфель. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 65 с.
- Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. М.: ФиС, 1975.-208 с.
- Федоров, Е. Н. Дифференцирование амплитуды движений в процессе роста тренированности юных гимнастов / Е. Н. Федоров // Тезисы и рефераты докладов к итоговой конференции ЛНИИФК. — Ленинград: 1964. -С. 176−178.
- Фетисов, В. И. Влияние некоторых видов спорта па точность воспроизведения движений у юных спортсменов / В. И. Фетисов // Материалы конференции молодых научных работников ЦНИИФК. М., 1963. — С. 201−202.
- Филимонов, В. И. Педагогическая система физической подготовки боксёров : автореф. дис.. докт. пед. наук / В. И. Филимонов. СПб., 2003. — 60 с.
- Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта / В, П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1987. — С. 95−106, I 15−128.
- Филин, В. 11. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 255 с.
- Филин, В. П. Возрастные изменения быстроты, мышечной силы и ско-ростно-силовых качеств: скоростно-силовая подготовка юных спортсменов / В. П. Филин. М .: Физкультура и спорт, 1968. — С. 11−26.
- Филиппович, В. И. Двигательная ловкость: Н. А. Бернштейн о роли, значении ловкости / В. И. Филиппович // Легкая атлетика. 1980. — № 7.
- Фирилева, Ж. А.методика педагогического контроля и совершенствования физической подготовленности занимающихся художественной гимнасткой: метод, рекомендации / Ж. А. Фирилева. Ленинград: ЛГПИ, 1981. -С. 28,74.
- Фирилева, Ж. А. Методика педагогического контроля при занятия с юными гимнастками с учетом возрастных особенностей организма (на примере художественной гимнастки): авторф. дис.. канд. пед. наук / Ж. А. Фирилева. Ленинград, 1978. — 23 с.
- Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания / Н. А. Фомин, В. П. Филин. -М.: Физкультура и спорт, 1972. -С. 71−100,156.
- Фомин, Н. А. На пути к спортивному мастерству / Н. А. Фомин, В. Г1. Филин М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 160.
- Царькова, Н. И. Управление тренировочными нагрузками спортсменок высших разрядов в художественной гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1980. — 23 с.
- Чебураев, В. С. Методы комплексного контроля и модельные характеристики подготовленности юных гимнасток 7−10 лет : метод, рекомендации / В. С. Чебураев, Н. А. Минаев, Ю. К. Чернышенко. М., 1984. — С. 16−19.
- Чикалина, Г. А. Техника бросковых движений с обручем и методика обучения им : авторф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Чикалина. -Омск, 1988.-21 с.
- Чикалина, Г. А. Обучение бросковым упражнениям обруча в художественной гимнастике : метод, рекомендации./ Г. А. Чикалина, В. И. Ма-маин. Тбилиси, 1988. — 13 с.
- Шварц, В. Б. Медико-биологические критерии спортивной ориентации и отбора детей по данным близнецовых и лонгитудинальных исследований : автореф. дис. .докт. мед. наук / В. Б. Шварц. — Ленинград, 1991. -54 с.
- Шварц, В. Б. Методы изучения спортивной одаренности детей / В. Б. Шварц // Подросток-спортсмен: сб. науч. тр. — Смоленск: СГИФК, 1977. -С. 37−41.
- Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В. Б. Шварц, С. В. Хрущев. М.: Физкультура и спорт, 1984. -151 с.
- Шварц, В. Б. О роли наследственных и средовых факторов в развитии физической работоспособности у детей и подростков (исследование близнецов). Автореф. дис.канд. мед. наук. — Тарту: ТГУ, 1972. — 35 с.
- Шеррингтон, Ч. Интегративная деятельность нервной системы / Ч. Шеррингтон — АН СССР, Ин-т физиологии им. И. П. Павлова. М.: Наука, 1969.-391 с.
- Шишманова, Ж. Большой путь / Ж. Шишманова. М.: ФиС, 1980. -С. 12−15.
- Шлемин, А. М. Юный гимнаст / А. М. Шлемин. М.: ФиС, 1983. — 375 с.
- Яковлев, В. Л. Спортивная ориентация юных легкоатлетов в учебных группах начальной подготовки : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Л. Яковлев. Ленинград, 1990. — 24 с.
- Яковлев, Н. Н. Биохимия спорта / Н. Н. Яковлев. М.: ФиС, 1974. -228 с.
- Agaruval G. C. The muscle silend period and reciprocal inhibition in man / G. C. Agaruval, G. L. Gottlieb. J.: Neurol. Neurosung / Psychiat., 1972. — V. 35. -P. 72−76.
- Angel R. W. Silet period produced by unloading of muscle during voluntary contraction / R. W. Angel, W. Eppler, A. Jannon. J. -Physiol. (London), 1965. -V. 180.-P. 864−870.
- Blume D.D. Zu einigen wesentlichen theoretischen Grundpositijnen fur die Untersuchung der koordinativen Fahigkeiten / D. D Blume // Theorie und Praxis der Koperkultur. 1978. 1 — S. 29−36.
- Hirtz P. Coordinative Ehigkeiten im Schulsport / P. Hirtz. Berlin: Volk und Wissen, Volkseigener Verlag, 1985, — 152 s.
- Hirtz P. Untersuchunden zur Entwicklung Koordinativcr Leistung vor ans-setzungen bie Schulkindern / P. Hirtz // Forschung Teorie und Praxis der Kor-perkyltur. 1976. — № 4. — S. 283−289.
- Hirtz P. Zur Bewegungsgenschaft Jewandeheit / P. Hirtz. // Teorie und, Praxis -der Korperkyltur. 1964. — № 8. — S. 729−736.
- Hirtz P. Zur Entwicklung Koordinativer im Kinderaltez / P. Hirtz // Medizin und Sport. 1976.-№ 4−6.-S. 181−186.
- Hoshikawa T. Kinematic analysis of walking and running in twins / T. Hoshi-kawa, L. Amono, Kito, H. Natsui. // Biomechanics VIII. Human Kinetie Publishers Cempaign. — 1983. — P. 498−502.
- Sadowski J. Studies of selected element coordination in taekwon-do athletes // Rocz. Nauk. Biala Podi.: IWFIS, 1998. — № 5. — S/ 37 — 40.
- Schnabel. G. Koordinative Fahigkeiten im Sport-ihre Erfassung und Zeilgeruchtete A usbildung // Teorie und Praxis der Korperkyltur. 1974. — № 7. -S. 625−632.
- Welford A.T. Evidence of a single channel decision mechanism limiting performance in a serial reaction tcske / A. T. Welford // Quart. J. Exp. Psychool. 1959.-Vol. 11.-P. 1126−1138/
- Welford A.T. The «psychological refraction period» and the timing of highspeed performance — a reviem and a theory / A. T. Welford // Brit. J. Psychol. -1952. Vol. 43. — P. 607−625.