Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование системы государственного регулирования инновационной сферы: Теоретико-методологические аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реформы, проведенные в России к настоящему времени, в основном были направлены на изменение отношений собственности, формирование частного бизнеса и рыночной инфраструктуры, существенного снижения роли государства в экономике. При этом инновационный потенциал был фактически исключен из числа стратегических государственных приоритетов, а проблемы формирования инновационной сферы, обеспечивающей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Система государственного регулирования инновационной сферы как предмет исследования экономической теории
    • 1. 1. Анализ теоретических подходов к сущности государственного регулирования инновационной сферы
    • 1. 2. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной сферы
    • 1. 3. Направления формирования системы государственного регулирования инновационной сферы в Российской Федерации
  • Глава 2. Формирование системы государственного регулирования инновационной сферы Республики Северная Осетия-Алания
    • 2. 1. Экономический потенциал инновационной сферы Республики Северная Осетия-Алания
    • 2. 2. Государственное регулирование инновационной сферы Республики Северная Осетия-Алания

    Глава 3. Совершенствование теоретико-методологических подходов формирования системы государственного регулирования инновационной сферы в субъекте Российской Федерации 113 3.1. Совершенствование экономических отношений, возникающих в процессе формирования системы государственного регулирования инновационной сферы

    3.2. Разработка состава и классификации основных элементов системы государственного регулирования инновационной сферы

    3.3. Разработка теоретических оснований формирования рынка инноваций

Формирование системы государственного регулирования инновационной сферы: Теоретико-методологические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность исследования теоретических основ государственного регулирования инновационной сферы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, необходимостью научного определения и обоснования направлений перехода от сырьевого к инновационному типу развития экономики страны. Во-вторых, необходимостью более полного включения интеллектуальной составляющей производства в экономический потенциал России. В-третьих, сложившимися мировыми экономическими процессами интеграции и глобализации, которые ориентированы на современные знания, науку, технологии и производства, определяющие конкурентоспособность стран и возможность их развития в динамическом мире XXI века.

Реформы, проведенные в России к настоящему времени, в основном были направлены на изменение отношений собственности, формирование частного бизнеса и рыночной инфраструктуры, существенного снижения роли государства в экономике. При этом инновационный потенциал был фактически исключен из числа стратегических государственных приоритетов, а проблемы формирования инновационной сферы, обеспечивающей обновление производства, выпуск конкурентоспособной продукции, эффективность экономики и национальную безопасность страны, органами государственного управления решались не в должной мере. Это привело к существенному сокращению отечественного научно-технического потенциала, состояние которого в настоящее время не соответствует интересам России, ее месту в мировом сообществе. В Докладе Счетной палаты РФ говорится: «Прогрессирующее отставание научного потенциала России от мирового уровня без проведения радикальных изменений неизбежно. Отсутствие стратегических приоритетов развития науки, крайне ограниченные возможности отечественной экономики порождают устойчивые негативные тенденции развития всех составляющих научного (интеллектуального) потенциала: кадровой, материально-технической, результативной, информационной и организационно-правовой».

Мировые экономические процессы интеграции и глобализации требуют срочного решения корневых проблем социально-экономического развития страны. В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» отмечена решающая роль уровня развития науки и технологий в обеспечении высокой конкурентоспособности государства и равноправной интеграции в мировую экономику. Успех государства во многом зависит от состояния инновационного потенциала, его способности генерировать научные знания и доводить их до практической реализации. В свете этого остаётся только сожалеть о том, что доля России в мировом рынке наукоемкой продукции, на сегодняшний день, составляет менее 0,5 процента.

Необходимо отметить, что в последние годы на уровень органов власти страны пришло понимание необходимости развития инновационной сферы. Состоялись заседания Государственного Совета по вопросам формирования в стране инновационной системы, предприняты шаги по созданию правовой базы инновационной деятельности, функционируют федеральные целевые программы, принято решение о создании зон инновационного развития и т. д.

Разработка теоретических подходов государственного регулирования инновационной сферы может стать важным фактором устойчивого социально-экономического развития России в XXI веке. Все вышеизложенное и предопределило актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Задача государственного регулирования инновационной сферы получила определенное развитие в трудах зарубежных и отечественных ученых.

В западной экономической теории основам инновационного развития посвящены труды И. Шумпетера, Г. Менша, Я. Ван Дейна, Я. Тинбергена,.

Р.Солоу, Д. Хикса, Дж. Гелбрэйта, С. Фримена, Ф. Найта, А. Кляйнкнехта, П. Друкера, и других.

В числе отечественных ученых актуальные проблемы научно-технического и инновационного развития рассмотрены в трудах Л. И. Абалкина, А. И. Агеева, А. И. Анчишкина, Л. С. Бляхмана, С. Ю. Глазьева, А. Г. Гранберга, В. В. Иванова, Д. С. Львова, В. Л. Макарова, К. И. Плетнева, А. Н. Фоломьева, А. Г. Фонотова, Н. М. Фонштейна, Ю. В. Яковца и других.

В целом основные положения теории государственного регулирования инновационной сферы достаточно разработаны. Можно условно выделить два подхода, на которых базируются научные основы регулирования инновационной сферы:

1) общенациональный уровень государственного регулирования инновационной сферы (Б. Лундвалл, Р. Нельсон, К. Фримен, А. А. Дынкин, Н.И.Иванова);

2) региональный уровень государственного регулирования инновационной сферы (получил развитие в работах П. Линхолма, И. Майера, Ш. Тацуно, А. Г. Гранберга, В. В. Иванова и других ученых).

Таким образом, можно говорить о том, что в мировой теории и практике государственного регулирования инновационной сферы, на сегодняшний день, получены определенные результаты: разработаны теоретические основы и обоснованы концептуальные подходыпредложены различные классификации и понятийный инструментарийв ряде стран созданы эффективные национальные инновационные системы.

В Российской Федерации к элементам государственного регулирования инновационной сферы можно отнести создание правовой базы, использование программно-целевого и конкурсного подхода к отбору проектов, определение критических технологий и приоритетов, развитие системы венчурного финансирования и т. д.

Вместе с тем, следует отметить необходимость дальнейшего совершенствования и развития теории государственного регулирования инновационной сферы. Так, имеет место неоднозначность и порой противоречивость подходов и обоснования методов государственного регулирования инновационной сферы, недостаточная проработанность некоторых теоретико-методологических аспектов (в частности, наблюдается широкое толкование понятий, признаков и функций инновационной сферы). Недостаточно разработаны механизмы формирования и развития инновационной сферы в условиях нестабильной экономики. Нуждаются в теоретической разработке состав и структура инновационной сферы, ее сопряженность с государственной политикой, особенности государственного регулирования и взаимодействия на федеральном и региональном уровнях. Нуждаются в дальнейшей проработке вопросы оптимального сочетания рыночных механизмов и государственных методов регулирования инновационной сферы, формы участия государства и бизнеса в финансовом и инвестиционном обеспечении, как всей инновационной сферы, так и отдельных субъектов инновационной деятельности.

Целью диссертации является научное обоснование экономических отношений в процессе инновационной деятельности, способствующее совершенствованию теоретических основ формирования системы государственного регулирования инновационной сферы.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач: раскрыть теоретическую сущность и значение системы государственного регулирования инновационной сферырассмотреть зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования инновационной сферы: установить специфику экономических отношений, возникающих в процессе формирования системы государственного регулирования инновационной сферы, определить роль и место государственного регулирования инновационной сферы в социально-экономической политикеуточнить содержание ряда элементов понятийного и научного инструментария, раскрывающих теоретико-методологические аспекты формирования и функционирования системы государственного регулирования инновационной сферыобосновать и предложить методы государственной поддержки инновационной сферы как необходимого условия перехода к инновационному типу экономикипровести анализ состояния, динамики и особенностей формирования системы государственного регулирования инновационной сферы в субъекте Россииразработать направления совершенствования теоретико-методологических подходов формирования системы государственного регулирования инновационной сферы в субъекте Российской Федерации, в том числе по совершенствованию экономических отношений, возникающих в процессе формирования системы государственного регулирования инновационной сферы, разработать состав и классификацию основных элементов системы государственного регулирования инновационной сферы, разработать теоретические основания формирования рынка инноваций.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования системы государственного регулирования инновационной сферы.

Объектом исследования является субъект Российской Федерации — Республика Северная Осетия-Алания, находящийся на этапе формирования системы государственного регулирования инновационной сферы.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В качестве методологической базы диссертационного исследования использована совокупность методов и принципов научного познания и исследования. В ходе исследования были использованы методы системного подхода, экономического анализа, сравнения, синтеза, статистических группировок, прогнозных оценок, корреляционный, моделирования.

Система государственного регулирования инновационной сферы рассмотрена как самостоятельная функциональная система и, одновременно, как подсистема социально-экономической системы страны.

Синтез теоретических и прикладных разработок зарубежных и отечественных ученых использован для сравнительного анализа состояния и обоснования путей развития системы государственного регулирования инновационной сферы.

Методы научного исследования использованы для диагностики и оценки состояния инновационной сферы РФ, выявления противоречий системы государственного регулирования инновационной сферы и механизмов саморегулирования в условиях рыночных отношений, процессов их взаимовлияния и взаимодополнения.

В диссертации использованы данные органов статистики Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, материалы социологических обследований и опроса респондентов, проведенных автором, оперативные и прогнозные данные органов управления, материалы периодической печати.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнены теоретико-методологические вопросы формирования системы государственного регулирования инновационной сферы. В частности, уточнены некоторые понятия (система государственного регулирования инновационной сферы, рынок инноваций, субъекты и объекты рынка инноваций, рыночная неопределенность рынка инноваций, функции рынка инноваций, инфраструктура инновационной сферы и т. д.), разработаны состав, структура, содержание, механизмы функционирования системы государственного регулирования инновационной сферы, дополняющие ранее представленные научные подходы. Проанализирован и обобщен мировой и российский опыт построения систем государственного регулирования инновационной сферы, позволяющий выделить национальные подходы к формированию систем государственного регулирования инновационной сферы, а также обобщить различительные признаки инновационных сфер по группам стран.

2. Обоснован методологический подход к формированию системы государственного регулирования инновационной сферы, рассматриваемой как подсистема общенациональной системы регулирования экономики, как институциональная основа социально-экономического развития России, ориентированная на применение современных знаний, воплощенных в конкурентоспособные продукты. В работе сделан вывод о том, что формирование инновационной сферы предполагает рациональное сочетание государственной координации и рыночных механизмов.

3. Раскрыты атрибутивные признаки системы государственного регулирования инновационной сферы, позволяющие их использование в целях формирования системы государственного регулирования инновационной сферы.

4. Выявлен характер инновационной сферы как интегрирующего звена экономики и экономических отношений. Показано, что с политэкономиче-ской точки зрения инновационная сфера охватывает этапы кругооборота капитала и смену функциональных его форм в процессе возникновения идеи и превращения ее в новый потребительский товар. Инновационная сфера выступает в качестве связующего звена между различными сферами, отраслями и этапами воспроизводственного процесса — выдвижения идеи нового товара, его изготовления и потребления. В этой связи инновационная сфера носит межотраслевой интегрирующий характер, включая в себя другие виды сфер: деятельности, компетенции, материального производства, обращения, обслуживания, производственной, социальной, услуг, которые связаны с инновационным процессом, реализуемым в этих сферах. Данное положение обусловливает соответственно интегрирующий характер системы государственного регулирования инновационной сферы.

5. Обосновано, что система государственного регулирования предполагает определенную развитость самой инновационной сферы. В этой связи разработан укрупненный элементный состав инновационной сферы, включающий: 1) рынок интеллектуального продукта (новшества, технологии и другие результаты фундаментальных и прикладных исследований, предназначенных к коммерциализации) — 2) рынок инвестиций (финансов, капитала, инвестиций) — 3) рынок интеллектуального труда, научно-технического персонала- 4) рынок основных и оборотных средств (оборудование, материалы, комплектующие и т. д.) — 5) рынок производителей инноваций (государственные и частные предприятия) — 6) потребители инноваций — юридические и физические лица, нуждающиеся в новых видах продукции, работ и услуг- 7) рынок обслуживания инноваций, включает инфраструктурное обслуживание инновационной деятельности — консалтинг, маркетинг, лизинг, строительство, и пр.- 8) рынок труда, обеспечивает потребности инновационной сферы в специалистах, рабочих кадрах и обслуживающем персонале.

6. Разработана классификация механизмов системы государственного регулирования инновационной сферы, которые обобщены в несколько групп: нормативно-правовыефинансово-экономическиеинституционально-организационныесоциальные.

7. Определены и содержательно раскрыты основные цели, принципы системы государственного регулирования инновационной сферы. Обоснованы экономические функции системы государственного регулирования инновационной сферы: стратегическаяуправленческаяпрограммно-целеваяфинансово-кредитнаямотивационнаякомпенсационнаяинституциональнаятрудоваяресурснаявоспроизводственнаяинтегративнаяэкономическаяпотребительскаясаморазвития и самоорганизацииинформационнаяинновационнаярегуляторнаяорганизационнаяправоваяобразовательнаяпризнание общественного характера труда и продуктаоперациональная.

8. Разработан состав и представлена классификация основных элементов системы государственного регулирования инновационной сферы.

9. Обоснована необходимость сосредоточения всех регулятивных функций в отношении всех профессиональных участников инновационной сферы под эгидой одного полномочного государственного органа, представлены его функции и направления деятельности.

10. Разработаны теоретические основания формирования рынка инноваций, как особой формы экономических отношений инновационной деятельности. Раскрыты отличительные особенности и основные функции рынка инноваций: посредническаяценообразующаяинформирующаярегулирующаястимулирующаяоздоравливающаякоммерциализации знаний.

Разработана классификация видов рынков инноваций. Рассмотрена инфраструктура рынка по составу основных участников.

11. Разработаны основные направления совершенствования системы государственной поддержки инновационной сферы в РСО-А.

Теоретическая значимость. Предлагаемые в диссертации разработки позволяют перейти от интуитивного к научно-обоснованному принятию решений в области государственного регулирования развития инновационной сферы. Значение диссертационной работы состоит в дальнейшем развитии теории государственного регулирования развития инновационной сферы и уточнении ряда категориальных понятий, позволяющее устранить ряд пробелов в теории проблемы.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможных направлениях ее применения: в научно-исследовательской работе при осуществлении теоретических разработок в области государственной научно-технической и инновационной политики, моделей и программ социально-экономического развития субъектов и регионов РФ, отраслей и приоритетных направлений национального хозяйствав практике законодательных и исполнительных органов власти при разработке правового обеспечения развития инновационной сферы страны и ее субъектовв учебно-образовательном процессе и учебно-методической работе вузов при изучении таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Инновационный менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» и др.

Реализация и апробация работы. Основные положения диссертации представлены автором в докладах на научных конференциях и публикациях, а также использованы Владикавказским научным центром российской академии наук и Правительства республики Северная Осетия-Алания при разработке программ развития инновационной сферы и формирования инновационной системы Республики Северная Осетия-Алания.

Материалы работы использованы при обосновании создания Владикавказского центра трансфера технологий.

Основные положения диссертационной работы опубликованы в 7 печатных работах общим объемомпечатных листа.

Структура работы. Диссертационная работа изложена на 194 страницах печатного текста, включает 5 таблиц, 27 рисунков и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, в котором 106 наименований и 10 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вопросы формирования систем государственного регулирования инновационной сферы имеют тесную связь с теоретическими разработками в области государственного развития и государственной политики, размещения производительных сил и развития отраслей, стратегического управления, антикризисного менеджмента, состояния и подготовки кадров и т. д.

В целом основные положения теории государственного регулирования инновационной сферы достаточно разработаны. Можно условно выделить два подхода, на которых базируются научные основы регулирования инновационной сферы:

1) общенациональный уровень государственного регулирования инновационной сферы;

2) региональный уровень государственного регулирования инновационной сферы.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации вывел в число актуальных роль государства в организации инновационной деятельности в стране и проблему государственного регулирования инновационной сферы.

В Российской Федерации в настоящее время в системе государственного регулирования инновационной сферы применяются следующие методы: программно-целевой, административно-хозяйственный, кооперативно-целевой, инициативный, заказной.

Формирование и функционирование системы государственного регулирования инновационной сферы предполагает обязательное наличие определенной государственной политики. Опыт экономически развитых стран с очевидностью показывает, что существование рыночной экономики не является достаточным условием быстрого технологического роста. Необходимы меры со стороны государственных органов власти для обеспечения развития инновационной сферы. В научной литературе показано, что в зависимости от формы поддержки научной и инновационной деятельности могут быть использованы 3 вида государственной стратегии:

1) стратегия активного вмешательства- 2) стратегия децентрализованного регулирования- 3) смешанная стратегия.

По мнению автора в России следует использовать смешанную стратегию формирования системы государственного регулирования инновационной сферы.

В диссертации под системой государственного регулирования инновационной сферы понимается особая форма движения экономических отношений в процессе инновационной деятельности, осуществляемая совокупностью государственных органов, механизмов и методов формирования и развития инновационной сферы, объединенных между собой государственной инновационной политикой.

Зарубежный опыт показывает, что развитие инновационной сферы связано с новыми формами экономических отношений и становлением принципиально нового технологического способа производства — инновационного, когда на этом этапе меняется его структура и, соответственно, преобразуется само общество в целом, из индустриального оно трансформируется в постиндустриальное. Базисом перестройки экономики на наукоемкой основе выступает инновационный процесс — получение новых научных знаний (открытия, изобретения) и их широкое внедрение в производство, коммерциализация. Организационной и институциональной формой воплощения экономических отношений в процессе инновационной деятельности выступает инновационная сфера.

Важнейшим условием развития и интенсификации инновационной деятельности развитых зарубежных стран является четко отлаженная система государственного регулирования инновационной сферы, которая обеспечивает: поддержание тесного взаимодействия в процессе новых экономических отношений между наукой и производствомсотрудничество между научными организациями, университетами и промышленными фирмамипрямую и косвенную поддержку и стимулирование инновационной деятельности как приоритетного направления обеспечения национальной безопасности страныправовое регулирование экономической деятельности участников инновационного процесса. Можно выделить основные направления государственного регулирования инновационной сферы развитых зарубежных стран, которые решают триединую задачу: хозяйственное использование научно-технического заделаукрепление внутренних связей в научно-техническом комплексе страны и ее отдельного регионасоздание благоприятных условий для инновационной деятельности (инновационного климата).

В числе развитых стран, наиболее богатым опытом осуществления инновационных процессов, обширным набором методов и средств научно-технической политики, следует выделить США. Другие страны мира, как развитые государства Европы и Япония, так и менее развитые, идут вслед за США, во многом перенимая и адаптируя американский опыт применительно к особенностям своих стран. В каждой стране формируются свои модели инновационных сфер, отражающие национальные особенности государственной и региональной политики.

Инновационная деятельность в Российской Федерации связана со становлением рыночных отношений и имеет в этой связи относительно небольшой исторический опыт.

Состояние государственного регулирования инновационной сферы в Российской Федерации следует рассматривать с учетом следующих элементов: во-первых, используя опыт советского периода развитияво-вторых, на общегосударственном уровнев-третьих, в региональном разрезев-четвертых, по конкретным механизмам инновационной политики.

За годы реформ при переходе к рыночным отношениям научный фактор был фактически исключен из числа стратегических государственных приоритетов. Проблемы сохранения и развития науки, инновационной сферы, обеспечивающей технологическое обновление производства, выпуск конкурентоспособной продукции и, в конечном итоге, социально-экономическое развитие России, были отодвинуты на второй план.

В настоящее время на уровне органов власти РФ сложилось понимание важности инновационного пути развития экономики. В числе положительных примеров отечественной практики можно выделить опыт разработки и применения комплексных целевых программ, конкурсов в научно-технической сфере, введения новых классификаторов (продукции, предприятий и т. д.) и стандартов, проведение централизованных выставок передовых технологий, уточнение перечня критических технологий, приоритетов науки и технологий. На общегосударственном уровне политика России в области науки и научно-технического развития за последнее время заметно сместилась в сферу организации инновационной деятельности.

В диссертации проведен анализ условий и предпосылок формирования системы государственного регулирования инновационной сферы Республики Северная Осетия-Алания. Рассмотрен экономический потенциал формирования инновационной сферы, в том числе природно-сырьевой, рекреационный, производственный, научно-технический и человеческий потенциал. Исследован процесс становления системы государственного регулирование инновационной сферы республики. Исходя из анализа сделан вывод о том, что система государственного регулирования инновационной сферы в РСО-А находится на этапе формирования и нуждается в теоретической проработке и научном обосновании.

В диссертационном исследовании предпринята попытка совершенствования теоретико-методологических подходов формирования системы государственного регулирования инновационной сферы в субъекте Российской Федерации.

Обоснованы предложения по совершенствованию экономических отношений, возникающих в процессе формирования системы государственного регулирования инновационной сферы.

Рассмотрены атрибутивные признаки системы государственного регулирования инновационной сферы:

Инновационная сфера определена как интегрирующее звено экономики и экономических отношений. Показано, что с политэкономической точки зрения инновационная сфера охватывает этапы кругооборота капитала и смену функциональных его форм в процессе возникновения и идеи и превращения ее в новый потребительский товар. Определена роль и место системы государственного регулирования инновационной сферы. Приведена классификация механизмов государственного регулирования инновационной сферы: нормативно-правовыефинансово-экономическиеинституционально-организационныесоциальные.

Осуществлена разработка состава и классификация основных элементов системы государственного регулирования инновационной сферы.

В частности определены основные цели и принципы государственного регулирования инновационной сферы, предложена классификация основных элементов системы государственного регулирования инновационной сферы, обоснована необходимость введения единого органы регулирования инновационной сферы.

В диссертации осуществлена разработка теоретических оснований формирования рынка инноваций, под которым понимается совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация инновационной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда.

Рынок инноваций рассматривается как часть всеобщих рыночных отношений в экономике. Этот рынок является формой связи между товаропроизводителями инновационной продукции. В его основе лежат экономические отношения, порожденные разделением труда и формами собственности на средства производства и интеллектуальные продукты.

Рынок инновационной продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в инновационной продукции.

В диссертации разработаны основные направления совершенствования системы государственной поддержки инновационной сферы в РСО-А.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Власть. Наука. Общество. Система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США. —М.: РАН, 1994.
  2. Авдулов А. Н, Кулькин A.M. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. -М.: РАН, 1992.
  3. А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). -М.: Наука, 1992.
  4. А.Н., Кулькин A.M. Государственная научно-техническая политика Японии: основные этапы и направления / РАН. ИНИОН, МГУ им. М. В. Ломоносова. Ин-т гос. упр. и социал. исслед.- Науч. ред. Лебедев С. А. -М.: ИНИОН. 2000.
  5. А. Наука, техника и будущее экономики // Инвестиции в России. 1999. № 9.
  6. Ю. Никакого блефа. // Эксперт. № 47, 2002.
  7. Г., Денисюк В. Государственная инновационная политика в США // Бизнесинформ. № 17−18. 1998.
  8. М. Фирма в японской экономике. Информация, стимулирование и заключение сделок в японской экономике. —СПб: Лениздат, 1995.
  9. Ф.Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия «инновация» и его классификация // Инновации. 1998. № 2−3 (13).
  10. Ю.Бляхман JI.C. Экономика научно-технического прогресса. — М.:Высшая школа, 1979.
  11. П.Богданов А. И. Стратегическое управление научно-техническим процессом на предприятии. -М ВАФ, 1991.
  12. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. —М.: Институт новой экономики, 1999.
  13. С.В. Коммерческая реализация новых технологий. С-П, 1995.
  14. М.Васин В. А., Миндели Л. Э. Национальная инновационная система: предпосылки и механизмы функционирования. -М.: ЦИСН, 2002.
  15. А. Государственная политика Японии по отношению к малым и средним предприятиям // ЭКО: экономика и организация промышленного производства. 1992. — № 6.
  16. А. Государственная политика Японии по отношению к малым и средним предприятиям // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. -1992. № 6.
  17. В.В. Япония. Производственная инфраструктура. —М.: Наука, 1991.
  18. Главный фактор экономического роста / Б. Г. Владимиров, В. Д. Камаев, Е. П. Попов, Д.Е.Сорокин- Под ред. Б. Г. Владимирова. —М.: Экономика, 1988.
  19. Государство и рынок: американская модель. Под ред. д.э.н., проф. М. А. Портного и д.э.н, проф. В. Б. Супяна. Москва: Издательство «Анкил», 1999.
  20. Государство и рынок: американская модель. Под ред. д.э.н., проф. М. А. Портного и д.э.н., проф. В. Б. Супяна. -М.: Издательство «Анкил», 1999.
  21. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1. Спб.: «Макет», 1995 .
  22. Дж. младший, О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. -М.: Экономика, 1991.
  23. А.А. Рычаги инновационного роста.//Проблемы теории и практики управления. № 5, 2000.
  24. В.Г. Проблема передачи наукоемких технологий. Вопросы экономики и конверсии. ЦНИИ ЭК, Спецвыпуск. № 1, 1994.
  25. С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. -М «Международные отношения». 2001.
  26. Ю.П. Изобретения — объект и резерв конверсии. Вопросы экономики и конверсии. Вып. 4, 1991.28.3авлин П.Н., Ипатов А. А., Кулагин А. С. Инновационная деятельность в условиях рынка. С-Пб.: Наука, 1994.
  27. В.В. Формирование инновационных систем в условиях трансформируемой экономики России. Автореферат диссертации. -М, 2003.
  28. В.В., Петров Б. И., Плетнев К. И. Территория высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС. -М СканруС, 2001.
  29. Н.И. Национальные инновационные системы. -М.: Наука, 2002.
  30. Н.И. Национальные инновационные системы. —М.: Наука, 2002.
  31. Инвестирование в инновационный бизнес: мировая практика -венчурный капитал / Сост. И общ.ред. Н. М. Фонштейн. -М Зело, 1996.
  32. Инновации плюс инвестиции. Организационный механизм поддержки инновационно-инвестиционной деятельности / В. В. Глухов, В. Г. Колосов, М. В. Попов, Г. С. Хорошилов, О. М. Юнь. СпбГТУ. СПб, 1996.
  33. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизмы) / Под ред.В.Рудаковой. -М МГУ, 1991.
  34. Инновационный процесс в странах развитого капитализма /Под ред. И. Е. Рудаковой. -М Изд-во МГУ, 1991.
  35. К.Мэтлок. Могут ли чиновники двигать науку? Европейцы в поисках новой промышленной политики и стимулов для инноваций.// Профиль. № 2, 2005.
  36. . Деловая стратегия.-М.: Экономика, 1991.
  37. Г. Д. Инновационные коммуникации. -М.: ЮНИТИ, 2000.
  38. В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент в России и за рубежом. № 1, 2002.
  39. Коммерциализация технологий. Мировой опыт — российским регионам / Сост. и общ. ред. Н. М. Фонштейн. -M.:Moscow News, 1995.
  40. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998−2000 годы. Постановление Правительства Российской Федерации № 832 от 24 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 19 авг.
  41. А. Поддержка государством малого бизнеса в Японии И Человек и труд. № 2,1994.
  42. В.К. Применение двойных технологий в радиопромышленности в условиях конверсии. Вопросы экономики и конверсии. ЦНИИ ЭК, Спецвыпуск. № 1, 1994.
  43. В.И., Никорук М. В., Пономаренко Б. Т., Фоломьев А. Н., Чалов В. И., Шишкин М. О. Экономика региона: технологии деловой активности. -М.: Универсум, 1999.
  44. В.И., Фоломьев А. Н., Хорзов С. Е. Экономическая трансформация: цели, направления, динамика. -М.: Изд-во РАГС, 1999.
  45. В.И., Фоломьев А. Н., Щербакова Л. И. Механизм научно-технологического развития экономики. -М.: Издательство «Влад.МО», 1996.
  46. А.А. Японская промышленная система: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1988.
  47. Менеджмент организации. Учебное пособие. / Под ред. Румянцевой З. П., Саломатина Н. А., Акбердин Р. З. и др. -М.: Инфра-М, 1995.
  48. А.И. Совершенствование управления народным хозяйством. -М.: Плакат, 1984.
  49. Мониторинг научно-технического состояния регионов России / В серии «Научно-техническая и инновационная деятельность регионов России». Выпуск 2. 1994.
  50. На дальних рубежах поиска. Перспективы развития информационных технологий //Бизнес уик. № 6, 1997.
  51. Наука России в цифрах: 2ООО. Стат. Сб. / ЦИСН. -М., 2ООО.
  52. Наука в регионах России. Стат сб. -М.: ЦИСН, 2004.
  53. А.В. Промышленная кооперация, создание совместных предприятий по выпуску продукции с использованием высоких технологий оборонного комплекса. Вопросы экономики и конверсии. Спец. выпуск, 1992.
  54. Основные проблемы и условия эффективного воспроизводства отечественного научного потенциала (Сводный аналитический доклад). // Концепции, 1 (13), 2004.
  55. К.И. Программно-целевые механизмы в региональной научно-технической политике / Развитие науки и технологий в условиях рыночной экономики России / НИИ регионологии при Мордов. Ун-те. — Саранск, 1999. (Прил.№ 1 к журн. «Регионология»).
  56. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: понятийный аппарат / Под редакцией А. Е. Когута. -СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
  57. Проблемы интеграции российской сферы НИОКР в мировой научно-технический комплекс /Под ред. Л. Э. Миндели, ЦИСН. -М., 1996.
  58. Развитие науки и технологий в условиях рыночной экономики России/НИИ регионологии при Мордов. Ун-те. -Саранск, 1999.
  59. Развитие науки и технологий в условиях рыночной экономики России/НИИ регионологии при Мордов. Ун-те. -Саранск, 1999.
  60. Развитие науки, технологий и техники (итоги и задачи на будущее). Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации в 2003 году. //Концепции, 1 (13), 2004.
  61. Региональное научно-техническое развитие и сотрудничество. 1992 1995 годы: опыт и проблемы. Сборник статей под ред. А. Н. Тихонова, А. Г. Фонотова, В. П. Шорина.-М.: Миннауки РФ, 1995.
  62. Региональное научно-техническое развитие и сотрудничество. Опыт и проблемы. Самара: ПО «СамВен», 1995.
  63. Рогалев Н. Д Технологические инновации в техническом университете. -М.: Изд-во МЭИ, 1997.
  64. Н.Д. Технологические инновации в техническом университете. -М Изд-во МЭИ. 1997.
  65. М.Н. Основы инновационного менеджмента (Учебное пособие) Часть 1, Сервер Методического Обеспечения ВГУЭС http://abc.vvsu.ru
  66. Ф.Ф., Коростышевская Е. М. Исследовательские университеты: новые тенденции и перспективы развития /Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Международный ежегодник. Выпуск ХУ / Под ред. С. А. Кугеля, СПб.: Изд-во «Нестор», 2000.
  67. В.Ф., Рябцев Г. И. Ценообразование коммерциализуемых технологий / Труды Международной конференции «Коммерциализация технологий: «российский и мировой опыт». -Санкт-Петербург, 7−10 июля 1997 г.-СПб., 1997.
  68. Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й. Х. Управление по результатам. Пер. с фин. / Общ. ред. и предисл. Я. А. Леймона. -М.: Дж. ИПЛа лимитед, 1992.
  69. . Инновация как средство экономического развития. -М.: «Прогресс», 1990.
  70. . Инновация как средство экономического развития. -М.: «Прогресс», 1990.
  71. Северная Осетия-Алания в цифрах. Краткий статистический сборник. -Владикавказ, 2001.
  72. С.Ю. Опыт создания негосударственной системы коммерциализации технологий. ЗАО «Техноконсалт» / Труды Международной конференции «Коммерциализация технологий: «российский и мировой опыт», Санкт-Петербург, 7−10 июля 1997 г. -СПб., 1997.
  73. Словарь-справочник предпринимателя. —М.: Издательско-производственная фирма «Зевс», 1992.
  74. А.И. Предпринимательство./Под ред. А. Ф. Шишкина. — Воронеж, ВГАУ, 1998.
  75. В. Государственная поддержка предпринимательства в США (региональный аспект) // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 3.
  76. В.Б., Данилов А. Р., Боневоленский В. Б. и др. Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство. -М.: Наука, 1993.
  77. В.Б., Данилов А. Р., Боневоленский В. Б. и др. Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство. -М Наука, 1993.
  78. Ш. Стратегия технополисы: пер с англ. -М., 1989.
  79. . Управление научно-техническими нововведениями. —М.: Экономика, 1989.
  80. Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование: Кн. 1. Теоретические основы региональной политики / JT.B. Маркин и др. -СПб.: Петрополис, 1994.
  81. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. —М АНХ, 1999.86.Труд, 3 октября, 2002.
  82. Управление исследованиями и инновациями. Под ред. А.Форти. — М.: Наука, 1994.
  83. Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм. / Пер. с англ. Общ. ред. Н. М. Фонштейн., -М.: «Дело Лтд», 1995.
  84. Э.А., Эскиндаров М. А. Финансово-промышленные группы. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 1998.
  85. А.Н., Ревазов В. Г. инновационное инвестирование. — СПб.: Наука, 2001.
  86. А. От мобилизационного к инновационному типу развития. / Вопросы экономики. № 11, 1993.
  87. А. Теоретико-экономические подходы к разработке инновационной политики. / Российский экономический журнал. № 9, 1992.
  88. В.Д. Управление проектами. С-Пб.: «ДваТри», 1996.
  89. П. Инновационный хозяйственный механизм.//Проблемы теории и практики управления. № 2, 1999.
  90. А.В. Предпринимательская деятельность. -М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2000.
  91. Й. Теория экономического развития. -М.: Прогресс, 1982.
  92. М.Б. Предпринимательство в трансформирующихся и развивающихся общественно-экономических системах. -М.: Экономическая демократия, 2000.
  93. Экономика предприятия /Л.Я.Аврашков, В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др. Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  94. Экономика предприятия. / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Е.М. Куп-рякова. -М.- Бизнес и Банки, ЮНИТИ. 1996.101. Эксперт № 41,2003.102. Эксперт, № 45, 2004.
  95. Л. И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. Учеб. пособие. -М Аспект Пресс. 1996.
  96. Некоторые федеральные программы, осуществляемые12 В инновационной сфере США
  97. Обобщенные различительные признаки развития инновационных сфер по группам стран
  98. Признак Развитые страны Америки, Европы, Юго-Восточной Азии Страны с переходной экономикой. Развивающиеся страны
  99. Темпы экономического роста Относительно устойчивые, достаточные Относительно неустойчивые, недостаточные
  100. Темпы роста производительности труда Высокие, преимущественно обеспечены достижениями научно-технологического прогресса Низкие, обеспечиваются преимущественно за счет факторов экстенсивного характера
  101. Различия в уровне доходов различных категорий населения Относительно небольшие различия, отсутствие социальной напряженности. Приток кадров в сферу НИОКР Сравнительно существенные различия, высокая социальная напряженность. Отток кадров из сферы НИОКР
  102. Сфера НИОКР Структурные пропорции сферы НИОКР сложились и отвечают потребностям экономики Структурные пропорции сферы НИОКР не оптимальны и не отвечают требованиям экономики
  103. Инновационный климат Благоприятный, обеспечивает высокую востребованность экономики в инновациях Не обеспечивает востребованность экономики в инновациях
  104. Инфляция Умеренные уровни инфляции Высокая или галопирующая инфляция
  105. Наукоемкость ВВП Стабилизация показателей общей нау коем кости ВВП Снижение или низкие уровни показателей общейна достаточном уровне (1,0−2,8 процентов) наукоемкости ВВП (менее 0,5 процентов)
  106. Доля экспорта Высокая доля экспортной наукоемкой продукции Низкая доля экспортной наукоемкой продукции
  107. Инфраструктура Обеспечивает потребности сферы НИОКР Находится в стадии становления и развития
  108. Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в РФ1. Президент РФ1. Законодательная власть
  109. Совет по научно-технической политике
  110. Отдел науки и образования аппарата Президента РФ
  111. Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию
  112. Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке1. Российская академия наук1. Отраслевые академии наук1. Правительство РФ
  113. Правительственная комиссия по научно-технической политике
  114. Администрации субъектов Федерации1. Региональные советы
  115. Организации и учреждения академической и отраслевой науки1. Государственные вузы
  116. Координационный совет (Комитет) по военно-технической политике
  117. Распределение предприятий и организаций по отраслям (единиц)961997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
  118. Основные показатели промышленности971 990 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
  119. Основные социально-экономические показатели субъектов РФ, 98входящих в Южный Федеральный округ, в январе-декабре 2004
  120. Адыгея Дагестан Ингушетия Кабар-дино-Балка-рия Калмыкия Карачаево-Черкесия РСО-А Краснодарский край Ставропольский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область
  121. Выпуск товаров и услуг пром-предприятиями, млн. руб. 5310,2 10 938,6 799,0 10 284,3 1683,8 7305,9 14 391,5 135 393,0 67 593,9 30 465,0 125 969,8 156 543,6
  122. Индекс физического объема пром. пр-ва к янв-декабрю 2003 г. в % 133,6 116,6 92,1 107,0 94,4 102,1 104,2 104,8 104,3 98,6 105,3 117,1
  123. Инвестиции в основной капитал, в янв-ноябре, млн руб. 1572,6 10 605,2 534,4 4435,3 1680,9 1892,7 2877,3 63 159,3 17 360,6 15 144,3 20 841,0 33 790,9
  124. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, к янв-ноябрю 2003 г., % 87,1 113,4 89,0 85,2 97,7 107,2 100,8 106,1 89,4 92,8 98,8 105,0
  125. Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв.м. 36,8 555,5 12,8 218,8 44,5 63,2 136,7 1719,7 634,6 629,8 502,4 1119,0
  126. Ввод в действие жиль к январю-декабрю 2003 г. % 87,1 113,4 89,0 85,2 97,7 107,2 100,8 106,1 89,4 92,8 98,8 105,0
  127. Индекс цен производителей промышленной продукции в декабре 2004 г. к уровню декабря 2003 г. % 63,2 106,8 72,9 102,1 88,6 92,3 100,5 108,8 100,2 108,2 122,0 111,4
  128. Индекс потребительских цен в декабре 2004 г. к уровню декабря 2003 г. % 113,4 109,1 109,9 113,0 114,8 112,1 112,5 122,2 113,9 111,2 111,1 113,8
  129. Продукция сельского хозяйства, млн. руб. 3671,3 21 841,0 2002,0 15 284,2 3537,0 5372,3 8123,4 103 142,4 46 280,1 5209,3 37 480,6 58 192,6до
  130. Экономика и Жизнь. № 5. февраль 2005.
  131. Индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства к январю-декабрю 2003 г. % 114,1 108,3 103,7 105,2 130,2 102,6 115,0 116,2 126,4 104,0 110,9 119,4
  132. Оборот розничной торговли по всем каналам реализации, млн. руб. 8684,4 45 852,0 2255,9 18 683,6 3010,2 9599,9 12 668,2 156 955,4 79 870,4 26 034,3 80 030,8 152 255,0
  133. Индекс физического объема розничной торговли к январю-декабрю 2003 г. % 115,9 126,7 107,3 111,2 112,1 130,9 109,5 109,9 117,8 108,6 118,1 112,7
  134. Денежные доходы в среднем на душу населения в месяц в январе-ноябре 2004 г., руб. 2874,2 2787,2 1613,9 3038,5 2161,0 3191,4 3744,1 3908,0 3707,9 4341,5 4396,9 4724,6
  135. Денежные доходы в среднем на душу населения в месяц к январю-ноябрю 2003 г. % 116,4 149,3 127,7 122,9 110,5 132,6 128,2 115,5 126,8 118,5 118,8 125,4
  136. Потребительские расходы в среднем на душу населения в месяц в январе- ноябре 2004 г. руб. 2028,6 1868,7 805,3 2204,1 1084,5 2218,8 2183,5 3413,7 3307,1 2841,1 3296,5 3655,0
  137. Потребительские расходы в среднем на душу населения в месяц к январю-ноябрю 2003 г.% 130,8 146,9 120,4 123,1 126,2 138,7 122,2 121,1 130,4 124,3 127,1 126,1
  138. Реальные денежные доходы к январю-ноябрю 2003 г. % 105,9 137,4 119,9 111,5 99,5 120,3 113,8 104,2 111,5 106,4 106,9 111,3
  139. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника в январе-ноябре 2004 г. руб. 4272,5 3019,7 4325,4 3457,6 3546,9 3599,6 3886,7 5095,2 4443,5 5596,6 4790,9 4715,3
  140. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника к январю-ноябрю 2003 г. % 131,0 130,5 105,0 123,9 125,1 122,8 137,8 124,1 127,6 128,4 122,3 125,8
  141. Реальная заработная плата к январю-ноябрю 2003 г., % 115,5 118,6 97,9 112,6 113,1 112,0 122,8 112,0 112,2 115,9 110.9 112,4
  142. Задолженность по заработной плате на 01.01.2005, млн. руб. 49,0 38,3 15,1 45,6 20,3 48,2 71,2 174,0 121,3 105,1 331,5 168,9
  143. В т.ч. из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней, млн. руб. 0,1 6,5 2,5 — 12,8 16,6 2,8 9,6 9,4 95,7 0,1
  144. В расчете на одного работника предприятий, имеющих задолженность, тыс. руб. 7,7 2,2 7,6 7,7 3,2 4,9 6,5 5,9 4,3 6,5 6,0 9,6
  145. Численность официально зарегистрированных безработных на конец периода, тыс. чел. 8,8 54,0 33,1 34,5 4,9 5,8 13,7 23,2 21,4 14,2 25,1 35,0
  146. В % к соответствующему периоду 2003 г. 117,5 100,0 135,5 175,2 107,3 в 2,1 р. в 3,0 р 138,2 154,0 134,0 150,4 137,5
  147. В % к экономически активному населению 4,8 6,2 17,2 10,4 3,5 3,1 4,3 1,0 1,7 2,8 2,0 1,6
  148. Источники финансирования инновационной сферы РСО-А
  149. Особенности системы государственного регулирования инновационной сферы
  150. Наименование классификационного признака Виды Основное содержание
  151. Закономерность инновационного цикла Линейная Нелинейная (интерактивная) Взаимосвязь этапов инновационных процессов
  152. Организация элемента Простая Сложная Организация элемента системы
  153. Функциональная и поведенческая роль по этапам инновационного процесса Генератор Разработчик Транслятор Производитель Регулятор Координатор Организатор Пользователь Потребитель Основная роль (функция) элемента в инновационном процессе
  154. Уровень организации Иерархический Неиерархический Организованный Неорганизованный (стихийный) Спорадический Характер взаимоотношений элементов инновационной сферы
  155. Основные экономические функции системы государственного регулирования инновационной сферы
  156. Функция Основное содержание функции
  157. Программно-целевая Отработка программно-целевых механизмов в условиях рыночных отношений в экономике. Обеспечение многообразия инструментов, обеспечивающих возможность применения в сложной экономике
  158. Финансово-кредитная Введение системы приоритетных централизованных капвложений и госзаказа, направленных на замещение импорта и модернизацию экономики. Доступность финансов и инвестиций для целей инновационной деятельности
  159. Институциональная Выступает как средство структурной перестройки традиционной экономики, формирования новых институциональных основ современной и конкурентоспособной экономики страны
  160. Воспроизводственная Способствует переводу экономики на интенсивный тип развития, самодостаточный для эффективного воспроизводства
  161. Интегративная Означает создание условий сопряженности экономики региона, страны с мировыми экономическими системами, обеспечивает восприятие тенденций глобального действия
  162. Экономическая Формирование экономического механизма сочетания разнообразных форм собственности, системы интересов, принципов налогообложения, методов ценообразования, финансирования и других способов хозяйствования на основе инноваций
  163. Потребительская Удовлетворения многообразных потребностей населения и хозяйствующих субъектов. Создание все новых потребностей на базе развития наукоемких производств
  164. Саморазвития и самоорганизации Развитие экономической свободы, конкуренции и необходимостью приспособления. Выражается посредством стратегий и тактик поведения, эволюцию общества, государства и предпринимательства
  165. Информационная Рост потребности в информации высокого качества, обеспечения доступа к ней. Обусловлен возрастанием масштабности и сложности рынка, скоростью реакции на информацию и ценой ошибки
  166. Инновационная Переход на инновационный тип экономического развития. Необходимость опережения конкурентов и обеспечения стратегического преимущества на основе применения новых знаний. Замещение наукоемкого импорта отечественной продукцией
  167. Регуляторная Восстановление нарушенных пропорций между производством и потреблением. Снижение уровня централизованного вмешательства, усиление рыночных регуляторов
  168. Организационная Создание механизмов осуществления государственной политики, преобразований экономики в рыночную
  169. Правовая Формирование правовой основы научно-инновационной деятельности, обеспечивающих баланс интересов всех участников и способствующая прогрессу общества
  170. Образовательная Все большее повышение роли знаний на результат экономической деятельности. Формирование «образованного общества», способного осуществлять высокоемкие НИОКР и производства
  171. Признание общественного характера труда и продукта Определяется спросом на конечный результат экономической деятельности. Стремление разработчиков и производителей продукции обеспечить востребованность общества в наукоемких и сложных видах товаров
Заполнить форму текущей работой