Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегия и механизмы инновационного развития регионального агропромышленного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация и апробация результатов работы. Основные положения, теоретические выводы и практические рекомендации диссертации докладывались и обсуждались на российских и международных научных, научно — методических и научно — практических конференциях, в частности на: Международной научно — практической конференции «Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ
    • 1. 1. Объективная необходимость и проблемы инновационного развития агропромышленного комплекса России
    • 1. 2. Экономическая сущность и основные стадии инновационного процесса в агропромышленном комплексе
    • 1. 3. Организационные формы субъектов инновационной деятельности в агропромышленном комплексе
  • 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
    • 2. 1. Современное состояние регионального агропромышленного производства
    • 2. 2. Зарубежный опыт управления инновационным развитием агропромышленного комплекса на региональном уровне
    • 2. 3. Научно — инновационный потенциал регионального агропромышленного комплекса
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО — ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
    • 3. 1. Система управления инновационно — инвестиционной деятельностью в региональном агропромышленном комплексе
    • 3. 2. Активизация инновационной деятельности на основе введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности
    • 3. 3. Целевая программа «Лечащее продовольствие» — приоритетное направление развития регионального агропромышленного комплекса

Стратегия и механизмы инновационного развития регионального агропромышленного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Стратегия реформирования экономики страны, проводившаяся в начале 90-х годов XX века, основным лейтмотивом которой являлась либерализация экономических отношений в расчете на автоматическое включение механизмов рыночного саморегулирования, привела к глубокому экономическому кризису. Кризис затронул практически все отрасли народного хозяйства, в том числе и агропромышленный комплекс (АПК).

В АПК страны за последнее десятилетие наблюдается резкий спад производства, существенное сокращение производственного потенциала. Данные негативные явления происходят на фоне устойчивой тенденции (вплоть до 1998) увеличения доли импорта в общем объёме потребления продуктов питания. Девальвация рубля в 1998 году существенно ограничила импорт, поддержав тем самым отечественных товаропроизводителей. Однако в настоящее время эффект от девальвации практически полностью исчерпан, поскольку цены на отечественные товары (в т.ч. и на продовольственные) вновь приблизились к мировым.

В этих условиях необходим пересмотр стратегии развития АПК страны и механизмов её реализации. Новая стратегия должна сочетать в себе как активное государственное регулирование, так и рыночные механизмы саморегуляции. Основным фактором преодоления экономического кризиса и выхода на траекторию устойчивого экономического роста в современных условиях должен стать научно — технический прогресс, который невозможен без проведения активной инновационной политики.

В такой огромной стране как Россия унифицированный подход при проведении инновационной политики в АПК не будет эффективен ввиду наличия особенностей каждого из регионов страны. Поэтому в современных Зг/ условиях весьма актуальна проблема формирования и реализации региональной инновационной политики.

Основные теоретические и методологические положения, связанные с раскрытием сущности и содержания инновационной деятельности, изложены в работах отечественных и зарубежных ученых: С. Ю. Глазьева, И. С. Санду, Д. С. Львова, А. Г. Поршнева, P.A. Фатхутдинова, P.A. Яковца, И. Шумпетера, Э. Роджеррса, Б. Твисса, Р. Фостера, Н. Мончева, И. Перлаки, В. Хартмана, Б. Санто и других.

Условия инновационного развития АПК страны в целом и АПК Орловской области в частности крайне неблагоприятны. Это и резкое сокращений финансирования науки, и неразвитость инновационной инфраструктуры, и отсутствие стимулов для крупных предприятий к осуществлению собственных НИОКР и (или) внедрению технологических и продуктовых инновации, и отсутствие условий для становления и развития малых инновационных предприятий. Инновационное развитие сдерживается также неразвитостью венчурного финансирования, отсутствием экономических механизмов привлечения средств банков, страховых и иных финансовых компаний для финансирования инновационной деятельности и другими причинами. Наличие данных проблем, требующих своего решения, а также недостаточная степень изученности региональной составляющей инновационной деятельности определили направление научного исследования.

Объектом исследования является АПК России, ЦентральноЧернозёмного экономического района и Орловской области, являющийся участником инновационно — инвестиционного рынка.

Предметом исследования являются инновационные процессы происходящие в агропромышленном комплексе.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретико — методических рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития регионального АПК и механизмов её реализации.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) выявить и систематизировать основные проблемы развития АПК России, предложить меры по их решению, спрогнозировать сценарии будущего развития АПК России в зависимости от экономической политики государства;

2) разработать методику оценки степени инновационности развития АПК, четко выделяющую уровни измерения степени инновационности и позволяющую оценить конечные результаты эффективности инновационных процессов;

3) изучить зарубежный опыт управления инновационным развитием АПК на региональном уровне;

4) разработать модель и организационные формы управления инновационно — инвестиционной деятельностью в АПК на региональном уровне;

5) разработать предложения по архитектонике системы мониторинга научно — инновационного потенциала регионального АПК;

6) проанализировать основные источники финансирования инновационной деятельности в АПК и разработать механизм финансирования инновационной деятельности на основе включения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.

Теоретической и методологической основой исследования послужили диалектический подход, системный анализ, теоретические положения и выводы, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых — экономистов, федеральные и региональные нормативно — правовые документы, статистическая информация, публикации в прессе по изучаемой проблематике.

Достижение конечных результатов работы обусловило использование общенаучных методов исследования: логического, сравнительного, статистического анализа, системного подхода, монографического и других.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке методов формирования стратегии инновационного развития регионального агропромышленного комплекса и механизмов её реализации на основе совершенствования организационно — экономических основ и информационной базы инновационной деятельности и методов мобилизации финансовых ресурсов на инновационные цели.

Научная новизна подтверждается следующими научными результатами:

1) выявлены и систематизированы наиболее существенные проблемы развития АПК России и предложены меры агропромышленной политики, направленные на их решение, спрогнозированы сценарии будущего развития АПК России в зависимости от проводимой государством политики;

2) разработан методический подход оценки степени инновационное&tradeразвития АПК, четко выделяющий уровни измерения степени инновационности и позволяющий оценить конечные результаты эффективности инновационных процессов;

3) разработана модель и организационные формы управления инновационно — инвестиционными процессами в региональном АПК;

4) разработаны предложения по архитектонике системы мониторинга научно — инновационного потенциала регионального агропромышленного комплекса;

5) предложены к освоению на промышленных предприятиях Орловской области продуктовые инновации в рамках региональной целевой программы «Лечащее продовольствие»;

6) предложен механизм мобилизации финансовых ресурсов для инновационного развития на основе вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.

На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования: системный анализ проблем развития АПК России и меры по их решению, сценарии будущего развития АПК России в зависимости от политики государстваметодика оценки степени инновационное&tradeразвития АПКмодель и организационные формы управления инновационноинвестиционными процессами в сфере агропромышленного производства на региональном уровнеархитектоника системы мониторинга научно — инновационного потенциала регионального АПКмеханизм привлечения финансовых ресурсов на основе вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.

Практическая значимость работы состоит в том, что: основные положения и выводы могут быть использованы в процессе разработки базовых положений региональной инновационноинвестиционной политики в агропромышленной сфереразработанные научно — методические рекомендации по вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности позволят мобилизировать дополнительные финансовые ресурсы на финансирование инновационной деятельностипредложенные к внедрению продуктовые инновации принесут предприятиям дополнительный доход, создадут новые рабочие места и увеличат налоговые доходы регионального и муниципальных бюджетов.

Реализация и апробация результатов работы. Основные положения, теоретические выводы и практические рекомендации диссертации докладывались и обсуждались на российских и международных научных, научно — методических и научно — практических конференциях, в частности на: Международной научно — практической конференции «Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах России» (г.Орел, 2001 г.), Межрегиональной научной конференции молодых ученых «Модели хозяйственного развития АПК: проблемы, поиски, решения» (г.Орел, 2002 г.), Международной научно практической конференции «Управление инновационно инвестиционными процессами на основе вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и качеством подготовки специалистов в регионах России» (г.Орел, 2002 г.), Международной научнопрактической конференции «Проблемы и перспективы государственноправового регулирования экономических отношений» (г.Пенза, 2003 г.), Международной научно — методической конференции «Проблемы и практика функционирования рынка ценных бумаг» (г.Орел, 2003 г.), Международной научно — практической интернет — конференции «Системная модель российского общества XXI века и корректировка реформ: общество, которое мы выбираем» (г.Орел, 2003 г.), Международной научно — практической конференции «Экономика природопользования и природоохраны» (г.Пенза, 2003 г.). Методические рекомендации диссертационного исследования использованы в работе Администрации Орловской области, ряда промышленных предприятий Орловской области.

Кроме того, основные положения и выводы могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин, как «Менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Стратегическое управление», «Государственное регулирование экономики», изучающихся студентами и слушателями экономических специальностей.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 статей общим объёмом 1,8 п.л., из них авторских 1,7 п.л., отражающих основное содержание работы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 186 научных источников. Рукопись содержит 191 страницу основного текста, в том числе 4 таблицы, 8 рисунков и 6 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проводившаяся в начале 90-х г. г. XX века стратегия реформирования АПК России, предусматривающая самоустранение государства от управления экономическими процессами, привела к глубокому кризису. Основными тенденциями середины 90 — х годов в АПК России являлись: сокращение производства продукции как в сельском хозяйстве, так и в отраслях, производящих и поставляющих сельскому хозяйству материально — технические ресурсы и перерабатывающих сельскохозяйственную продукциюдеградация производственного потенциала агропромышленного комплекса, определяющего в будущем объёмы производства. Обозначенные тенденции развивались на фоне все возрастающего потока импортных продуктов питания далеко не лучшего качества. Доля импорта в общем объёме потребления по многим видам продукции превысила предельно допустимую величину, за которой уже идет потеря продовольственной безопасности.

Обозначенные негативные тенденции в сельском хозяйстве и в АПК в целом явились следствием нарушения закона развития сельского хозяйства. Весь многовековой опыт мирового развития свидетельствует о том, что в силу специфики продовольствия как особого товара и сельскохозяйственного производства как столь же особой отрасли материального производства продовольственный рынок и сельское хозяйство не могут быть саморегулирующимися структурами в системе всего народного хозяйства. Именно поэтому современное сельское хозяйство должно находиться в сфере государственной покровительственной политики, центральное место в которой должна занять государственная инновационная политика.

2. Системный анализ проблем развития АПК России, позволил выявить внешние (т.е. относящиеся к внешней для системы — АПК среде) и внутренние (т.е. относящиеся к самой системе — АПК) ключевые проблемы, препятствующие целенаправленному, устойчивому и эффективному развитию АПК.

К внешним проблемам относятся: диспаритет цен на средства производства и услуги для села и цен на сельскохозяйственную продукциюсокращение дотаций и компенсаций, выплачиваемых сельскому хозяйству из бюджетавысокая налоговая нагрузка в сельском хозяйственедоступность кредита для сельского хозяйства из — за его дороговизныотсутствие действенной системы государственной защиты отечественных рынков продовольствия от импортанизкий платежеспособный спрос населения.

К внутренним проблемам относятся: неразвитость социальной инфраструктуры на селе, низкий уровень доходов работников сферы АПКналичие структурных диспропорций в развитии различных сфер АПК, и в частности неразвитость III сферы АПКзначительная отсталость сельского хозяйства и всего АПК в технико-технологическом развитии от других отраслей экономики.

Сегодняшнюю кризисную ситуацию в агропромышленном комплексе в большей степени определили внешние факторы, т. е. факторы (или условия), не зависящие от системы — АПК. Поэтому без коренных изменений в аграрной политике государства, направленных на улучшение внешних условий развития АПК, говорить о преодолении кризиса не приходится.

Однако, ослабление негативного воздействия на АПК внешних факторов является необходимым, но недостаточным условием для улучшения ситуации. Необходимы также мероприятия по преодолению внутренних проблем развития АПК: технико — технологическое переоснащение предприятий АПК, развитие социальной и производственной инфраструктуры, устранение диспропорций в развитии различных сфер АПК. И только на основе всего этого комплекса мер можно преодолеть сегодняшний кризис.

3. В зависимости от состояния экономики и экономической политики государства можно представить несколько сценариев развития агропромышленного сектора России:

1) если экономическая политика не изменится, то в ближайшие годы кризисные явления в АПК еще более усилятся, произойдет увеличение продовольственной зависимости от импорта и в конечном итоге потеря продовольственной безопасности страны;

2) если произойдет изменение экономической политики государства в плане ослабления налогового давления на сельское хозяйство, введения таможенных ограничений на импортные продукты питания, то возможна стабилизация производства. Однако высокие цены на сельскохозяйственную продукцию на внутреннем рынке, из — за высоких издержек производства, практически не уменьшат долю натуральных хозяйств, в связи с низкой покупательной способности большей части населения. Таким образом, будет наблюдаться стабилизация кризисного состояния без обеспечения устойчивого развития.

3) третий вариант, по нашему мнению, наиболее предпочтительный. Суть его состоит в том, что государство будет проводить активную агропромышленную политику, сердцевину которой должна составлять инновационная политика. Снижение издержек производства за счет применения системы новых технологий, выпуск новой высококачественной продукции позволит преодолеть кризис в агропромышленном производстве.

4. К основным субъектам инновационной деятельности в АПК относятся научно — производственные объединения, научно — производственные (производственные) системы, центры научного обеспечения, информационно — консультативные центры и пункты, агротехнопарковые формирования.

5. Управление инновационным развитием агропромышленного комплекса в экономически развитых зарубежных странах обязательно предусматривает участие государства. Государственное регулирование инновационного развития связано с высокими издержками НИОКР, значительным риском при выборе приоритетных направлений, с необходимостью увязки деятельности многих участников научных исследований — университетов, частных фирм, государственных институтов, с решением задачи поддержки национальных участников международной конкуренции и т. п. Огромна роль государства и в создании инфраструктур, способствующих динамическому и широкому развитию инновационного процесса (системы финансового обслуживания, распространения информации и т. п.).

В большинстве экономически развитых стран последние десятилетия характеризуются активным развитием малого инновационного предпринимательства. Многочисленные мелкие инновационные предприятия стали своеобразным дополнением к традиционным научно-исследовательским и конструкторским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным организациям, государственным лабораториям, различным целевым (временным) структурам (межфирменные и университетско — промышленные центры, консорциумы и т. д.).

Малые и крупные инновационные предприятия в странах с рыночной экономикой не отделены друг от друга. В инновационной сфере они образуют жизнеспособный симбиоз.

Таким образом, в современный период в инновационной сфере экономически развитых стран сложилась система, опирающаяся на высокую концентрацию научных ресурсов у крупных компаний, широкое участие в этой деятельности мелких компаний и гибкое сочетание деятельности тех и других.

Развитие малого инновационного предпринимательства в экономически развитых странах активно поддерживается со стороны государства. Главным в государственной политике в этой области является создание своего рода «инновационного климата», т. е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для стимулирования появления и развития новых фирм и в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений.

Важно также отметить, что в 80-е гг. в зарубежных странах заметно активизировалась деятельность региональных властей по поддержке мелкого инновационного бизнеса. Например, в США на уровне штатов образуются фонды, комиссии, комитеты, располагающие средствами для поддержки программ, которые решают региональные проблемы. Финансируются такие штатные программы из бюджетов самих штатов, а также федеральным правительством, частично местными органами власти, крупными корпорациями, университетами. Основной их частью являются региональные венчурные фонды.

Широко распространенной в развитых странах формой поддержки малых инновационных предприятий является создание так называемых региональных технопарковых структур. Они создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий, важных для данного региона.

6. Агропромышленный комплекс Центрально — Черноземного района и Орловской области в период реформ столкнулся в целом, с теми же проблемами, которые характерны для всего АПК России. Как следствиесокращение объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции и её промышленной переработки. Однако, как показал анализ, спад агропромышленного производства в областях ЦентральноЧерноземного района и Орловской области неодинаков — наименьший спад объёмов агропромышленного производства за период 1990 — 2000 г. г. наблюдается в Белгородской и Орловской областях, а наибольший в Тамбовской области.

Различие в спаде объемов производства объясняется рядом факторов, главным из которых является агропромышленная политика, проводимая региональными органами власти. Несмотря на положительные результаты реализации стратегии реформирования АПК Орловской области в настоящее время еще не удалось выйти на объёмы агропромышленного производства 90 — го года XX века. Поэтому с целью преодоления кризиса агропромышленный комплекс Орловской области должен перейти на инновационный режим развития.

7. Методика оценки инновационного режима развития экономики должна позволять оценить конечные результаты эффективности инновационных процессов. Сущность предлагаемой методики заключается в сравнении уровня ресурсоёмкости валового внутреннего продукта (на общенациональном уровне), валового регионального продукта (на регионом уровне), единицы добавленной стоимости (на уровне предприятия) в базовом и анализируемом периоде. При этом ресурсоемкость определяется как отношение потребляемых материальных и «фондовых» ресурсов, а также затрат на использование трудовых ресурсов к валовому внутреннему продукту, валовому региональному продукту или к добавленной стоимости в зависимости от уровня исследуемой системы.

Если уровни ресурсоемкости в базовом и анализируемом периоде равны, то уровень инновационности экономики будет равным нулю. При увеличении ресурсоемкости в анализируемом периоде по сравнению с базисным уровень инновационности будет иметь отрицательное значение. Соответственно, уменьшение ресурсоемкости в анализируемом периоде по сравнению с базовым периодом — покажет наличие уровня инновационности. Шкала измерения уровня инновационности экономики подобрана в процентах по аналогии со шкалой измерения уровней рентабельности.

Уровень инновационности экономики АПК Орловской области (без учета потребления материальных ресурсов), согласно предложенной методики, в 2000 г. по отношению к 1999 г. составил +43%, а в 2001 г. по отношению к 2000 г. +11%, т. е. экономика АПК Орловской области в 2000 г. и в 2001 г. шла по инновационному пути развития, однако темпы инновационности замедляются.

Основными проблемами, сдерживающими инновационное развитие АПК Орловской области, являются: резкое сокращение финансирования науки, в условиях неразвитости рыночных институтов, аккумулирующих частный капитал и направляющих его на финансирование инновационной деятельности (венчурные фонды), отсутствие экономических механизмов привлечения средств банков, страховых и иных финансовых компаний для финансирования инновационной деятельности, неразвитость инновационной инфраструктуры, отсутствие стимулов для крупных предприятий к осуществлению собственных НИР и (или) к внедрению технологических и продуктовых инноваций, отсутствие стимулов для становления и развития малых и средних инновационных предприятий.

8. Орловская область располагает значительным научно инновационным потенциалом в сфере АПК, однако следует отметить весьма незначительное использование этого потенциала для целей решения проблем развития регионального АПК.

9. В современных условиях оживить инновационную деятельность чрезвычайно трудно. Внутренние побудительные мотивы к инновациям, обусловленные необходимостью замены устаревшего оборудования и освоения новых технологий с целью повышения конкурентоспособности продукции в условиях монополизации экономики и неразвитости рыночных отношений действуют слабо. Даже при самом интенсивном внедрении рыночных структур инновационная активность в ближайшее время повысится незначительно. Относительно слабое их воздействие на инновационный процесс будет сохраняться до устойчивого проявления внутренних мотиваций к изменениям структуры их производства, адекватным рыночному спросу. В этих условиях решающую роль приобретают внешние стимулы, вытекающие из экономической политики государства.

Централизованная организация инновационной деятельности в стране, характерная для плановой экономики и проводившаяся в целях сохранения единой научно — технической политики, как показала практика, была неэффективной. В настоящее время, наиболее приемлемой представляется организация инновационной деятельности с ориентацией, в первую очередь, на региональные особенности и потребности в инновациях.

Стратегической целью региональной инновационной политики является создание благоприятной инновационной среды, обеспечивающей превращение научных идей и разработок в рыночные продукты международного уровня, внедрение этих продуктов в производство, а также сохранение и развитие научно — инновационного потенциала региона.

Основа стратегии инновационного развития АПК Орловской области эффективное использование имеющегося научно — инновационного потенциала, переориентация этого потенциала на решение социальноэкономических проблем региона, а также развитие малого инновационного предпринимательства.

Поставленная стратегическая цель может быть достигнута на основе объединения научно — образовательного, производственного и финансового потенциала региона в единый интегрированный инновационно агропромышленный комплекс, а также создания экономических условий для стимулирования инновационной деятельности в регионе.

Региональный интегрированный инновационно — агропромышленный комплекс — это комплекс состоящий из учебных, научных и финансовых организаций, малых, средних и крупных производственных формирований, организаций инновационной инфраструктуры, способный быстро и адекватно реагировать на изменения внешней среды и выпускать конкурентоспособную (как по — цене так и по — качеству) продукцию.

Формирование интегрированного инновационно — агропромышленного комплекса должно осуществляться по следующим направлениям:

1) совершенствование инновационной инфраструктуры регионального АПК;

2) формирование крупных интегрированных научнопроизводственно — финансовых и учебно — научно — производственнофинансовых групп;

3) становление и развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в региональном АПК.

Необходимо также создание в АПК Орловской области венчурного агрофонда — организации, трансформирующей частный капитал в инновационные инвестиции.

Основой информационного обеспечения системы управления научно-инновационными процессами в АПК Орловской области должен стать мониторинг научно-инновационного потенциала региона.

10. Основными способами финансирования инновационной деятельности в АПК в условиях рыночной экономики должны стать: использование средств банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондоввенчурное финансированиелизинг.

11. Для того, чтобы объекты интеллектуальной собственности приносили реальный экономический, социальный или экологический эффект они должны быть включены в хозяйственный оборот.

На практике представляется возможным использование следующих форм и методов вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности:

— вложение интеллектуального капитала в уставные капиталы отечественных и совместных предприятий;

— выпуск в обращение акций собственниками интеллектуальной собственности в соответствии с ее стоимостной оценкой;

— продажа патентов, лицензий, авторских прав;

— выпуск и продажа государственных интеллектуальных облигаций на фондовых рынках России и зарубежных стран;

— выпуск и продажу корпоративных интеллектуальных облигаций на фондовых рынках России и зарубежных стран;

— выпуск и продажу индивидуально-частных интеллектуальных ценных бумаг на фондовом рынке;

— предоставление кредитов Центральным Банком Российской Федерации под залог оцененной интеллектуальной собственности;

— передача в доверительное управление интеллектуальной собственности эффективным менеджерам, имеющим достойную «кредитную историю»;

— предоставление кредитов коммерческими банками под залог оцененной интеллектуальной собственности.

12. В рамках реализации региональной целевой программы «Лечащее продовольствие» нами предложены к освоению на промышленных предприятиях Орловской области продуктовые инновации: витаминизированное молоко, витаминизированный кефир, кисломолочный напиток «Ацидофилин», молочный сокосодержащий витаминизированный напиток.

В целом по итогам исследования получены следующие результаты: в теоретическом аспекте — предложен комплекс научнометодических положений по формированию и экономическим механизмам реализации стратегии инновационного развития регионального агропромышленного комплексав прикладном аспекте — подготовлен пакет практических рекомендаций по переводу регионального агропромышленного комплекса на инновационный путь развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 23.01.96. № 127 ФЗ «О науке и государственной научно — технической политике».
  2. Постановление Правительства РФ от 17.09.01. г. № 676 «Об университетских комплексах».
  3. Постановление Правительства РФ от 02.09.99. № 982 «Об использовании результатов научно технической деятельности «.
  4. Постановление Правительства РФ от 31.03.98. № 3742 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу».
  5. Постановление Правительства РФ от 24. 07.98. № 832 «О концепции инновационной политики РФ на 1998 2000 г.».
  6. Постановление Правительства РФ от 10.08.98 № 917 «О концепции государственной политики в области здорового питания населения РФна период до 2005 года».
  7. Совместный приказ Министерства сельского хозяйства РФ и Российской академии сельскохозяйственных наук «Об аграрных университетских комплексах» от 25.01.02. № 36/2.
  8. Закон Орловской области «Об инвестиционной в Орловской области» № 53 -ОЗ от 01.09.97.
  9. Закон Орловской области «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области» № 215- ОЗ от 04.10.01. (с изменениями и дополнениями от 10.12.01. и от 25.03.02.).
  10. Закон Белгородской области «О продовольственном налоге с сельхозтоваропроизводителей» № 69 от 22.07.96.
  11. И., Марченко Г., Магульская О. Активная инновационная политика — приоритетный путь развития экономики региона // Инновации, 2002, № 3. С. 28 -31.
  12. М.С., Батдалов М. М., Гамидов Г. С. и др. Региональные проблемы развития инновационной деятельности // Инновации, 2001, № 1−2, — С.55−58.
  13. П.А. Инновационные процессы в сельском хозяйстве. — М.: Arpo Вестник, 2000. — 182 с.
  14. Н.Ю. Меры по активизации инновационной деятельности в регионах членах Ассоциации «Большая Волга» // Инновации, 2000, № 7−8. — С.74−76.
  15. В. А., Темердашев З. А., Ратнер C.B. Фундаментальные исследования экспериментальная разработка — коммерциализация инновации.замыкание петли // Инновации, 2002, № 5.
  16. В.И. Интеллектуальная собственность: собственность или права по распоряжению результатами интеллектуальной деятельности? // Инновации, 2002, № 7. С. 57 — 59.
  17. Г., Скрыльникова Н. Инновационная модель развития региона (на примере Томской области) // Экономист, 2002, № 11. С. 67 — 75.
  18. Баутин В, Веселовский М. Этапы развития информационно консультационной деятельности в АПК // Международный сельскохозяйственный журнал, 2002, № 1. С. 10 — 14.
  19. В. М., Веселовский М. Я., Санду И. С. Формирование и функционирование информационно консультационной службы АПК // Доклады Российской академии сельскохозяйственных наук, 2002, № 4. -С.54 -56.
  20. В. Об информационном обеспечении систем управления в АПК // Экономика сельского хозяйства России, 2000, № 12. С. 26.
  21. В. Организация сельскохозяйственного консультирования в Польше // Международный сельскохозяйственный журнал, 1996, № 3. -С.9−12.
  22. В.М. Инновационно информационная деятельность в рамках ИКС // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций, 1999, № 4. — С. 26 — 29, № 6. — С. 14 — 19.
  23. В.М., Буклагин Д. С., Демимов Д. Д. Базы данных АПК: состояние, проблемы, решения // Техника и оборудование для села, 2001, апрель. С. 30 — 32.
  24. В.М., Веселовский М. Я., Эйдис А. Л. Методические подходы при формировании банка инновационных предложений // Аграрная наука, 2000, № 11. С. 5 — 7.
  25. Ф.Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации, 1998, № 2−3.
  26. В.В., Виталиев Т. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. — М.: ИНФРА-М, 2000.-425с.
  27. А.П. Анализ нормативно правового содержания понятий «инновационная деятельность» и «государственная инновационная политика» // Инновации, 1999, № 7 — 8. — С.28 — 30.
  28. Г. Механизмы стабилизации и развития АПК //Экономика сельского хозяйства России, 1999, № 11. С. 5.
  29. В., Дубровская В. От интеллектуальной собственности к нематериальным активам предприятия // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, 2002, № 9.
  30. С.А. Факторы инновационной активности // Инновации, 2001, № 6. С. 19 — 26.
  31. К. Инновации и проблема качества // Вопросы экономики, 2001, № 7. С. 33 — 47.
  32. А. Стратегия инновационного развития региона // Экономист, 1998, № 6.-С.59−63.
  33. К.Е., Коваленко В. В. О проблеме преодоления инновационного застоя в российской экономике // Инновации, 2001, № 4−5. С.48−50.34.
Заполнить форму текущей работой