Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое поведение несовершеннолетних и его детерминация

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лиминальное поведение несовершеннолетних с общесоциальных позиций следует оценивать как негативное. Во-вторых, данный тип поведения широко распространен среди несовершеннолетних. В третьих, лиминальное поведение очень часто может являться предпосылкой противоправного поведения, либо ему сопутствовать (например, в случае виктимизации). В-четвертых, возможна профилактика лиминального типа правового… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические проблемы исследования правового поведения несовершеннолетних
    • 1. 1. Понятие и структура правового поведения несовершеннолетних
    • 1. 2. Характеристика внутренней формы правового поведения несовершеннолетних
    • 1. 3. Общая характеристика типов, видов и факторов, детерминирующих правовое поведение несовершеннолетних
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Реализация и оптимизация основных типов правового поведения несовершеннолетних
    • 2. 1. Специфика правомерного поведения несовершеннолетних
    • 2. 2. Противоправное поведение несовершеннолетних
    • 2. 3. Лиминальное поведение несовершеннолетних
    • 2. 4. Модель оптимального социально-правового воздействия на поведение несовершеннолетних
  • Выводы по главе 2

Правовое поведение несовершеннолетних и его детерминация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена обстоятельствами как практического, так и теоретического порядка. Двадцать лет активных реформ российского общества изменили не только наш мир, но и затронули глубинные слои сознания человека, обусловливающие его восприятие окружающего мира, в том числе и правовой реальности. Изменения в политической, экономической и духовной сферах жизнедеятельности общества, повлияли и на внешние способы взаимодействия человека с юридическими нормами — на правовое поведение людей. Правовое поведение, являясь социальным феноменом социально-правовой действительности, проявляется в различных формах и объективируется в деятельности участников общественных отношений. Характер, масштаб и направление данного поведения во многом определяется не только степенью совершенства юридических норм и их реализации, но и особенностями самой личности, ее осознанием общественных и личных перемен, самосознания и правосознания. В связи с этим, произошедшие и происходящие процессы социальной трансформации, том числе в поведении личности, требуют юридического анализа и обобщения с целью выработки механизмов, блокирующих социальную нестабильность и обеспечивающих рост доли правомерности в правовом поведении. Динамика правового поведения наиболее ярко проявляется у несовершеннолетних, которые, с одной стороны, являются наиболее активной, противоречивой и малокомпромиссной частью общества, с другой стороны, несовершеннолетние — это будущее правового регулирования, будущее государства и всего нашего общества.

Актуальность темы

обусловливается и тем обстоятельством, что в правовом поведении несовершеннолетних неуклонно возрастает доля противоправных деяний. Данная тенденция в поведении несовершеннолетних во многом детерминируется не только политическими, экономическими и духовными изменениями в российском обществе, но и их физиолого-психологическими особенностями. Например, возрастная аддикция: несформированность ориентаций, неадекватность восприятия и оценок явлений социальной действительности, недостаточная правовая информированность и т. д. Возрастные особенности несовершеннолетних проявляются в желании продемонстрировать силу, смелость, завоевать авторитет и друзей. Посредством правонарушений несовершеннолетний, проявляя изобретательность и изощренность, пытается самоутвердиться в своей среде.

К сожалению, существующая юридическая практика противодействия указанным социально-деструктивным явлениям часто не эффективна, что приводит к формированию у несовершеннолетних негативных привычек нарушать законодательство, к общему снижению детерминирующей роли авторитета правоохранительных органов и государства в целом. Недостаточная эффективность обеспечения правомерного и рост доли неправомерного поведения несовершеннолетних, помимо прочих обстоятельств, в известной степени детерминирована отсутствием должного научно-теоретического осмысления вопросов, связанных с правовым регулированием поведения несовершеннолетних. Необходимо отметить, что имеющиеся юридические исследования, касающиеся поведения несовершеннолетних, носят в основном отраслевой и прикладной характер, общеправового анализа данной проблемы за последние двадцать лет не предпринималось. Представляется, только с помощью теоретико-правого исследования можно установить детерминационные зависимости антисоциального и социально полезного поведения несовершеннолетних, а также соотношение между законодательством и реализацией его в соответствующих поступках.

Все вышесказанное и предопределило выбор темы настоящего диссертационного исследования, разработка которой, как представляется, имеет большое теоретическое и практическое значение.

Степень научной разработанности темы исследования. Научные труды, касающиеся проблематики настоящего исследования, можно разделить на три группы: первые, их условно можно обозначить как теоретико-правовые исследования, вторые — юридические отраслевые и прикладные исследования и, наконец, третьи — неюридические исследования.

К первой группе можно отнести теоретико-правовые работы, посвященные различным аспектам правового поведения личности. В разработку обозначенной проблематики существенный вклад внесли С. С. Алексеев, В. К. Бабаев, В. М. Баранов, Н. Л. Гранат, О. А. Долгополов, Н. В. Исаев, В. Н. Карташов, Н. А. Катаев, С. Н. Кожевников, В. Н. Кудрявцев, П. С. Остроумов, В. В. Оксамытный, В. П. Сальников, В. А. Сапун, и др. Эта группа авторов акцентирует внимание на том, что многообразие свойств правового поведения обусловливает разветвленную множественность факторов, его детерминирующих.

Специфика и противоречия отдельных видов правового в поведения несовершеннолетних характеризуют его сущность, содержание, а также юридическую детерминацию. Поэтому вторую группу составляют специальные работы, посвященные отдельным аспектам правового поведения несовершеннолетних. Это труды специалистов в различных отраслях права и прикладных юридических науках: С. Б. Алимова, Г. А. Аванесова, Е. Г. Бааля, Ю. М. Антоняна, И. П. Башкатова,.

A. А. Гаджиева, С. Т. Гаврилова, М. Г. Деткова, П. С. Дагеля, В. И. Игнатенко,.

B. Е. Квашиса, В. П. Коновалова, Н. Ф. Кузнецовой, В. С. Минской, В. И. Полубинского, JI. Л. Репецкой, В. Я. Рыбальской, Б. В. Сидорова, А. В. Ткаченко, Е. В. Черных, и др.

Отдельные аспекты правового поведения несовершеннолетних затрагивались и в неюридических исследованиях. Это труды: Это труды: А. Г. Амбрумовой, М. И. Буянова, Е. С. Вроно, С. А. Завражина, И. С. Кона,.

Д.В. Колесова, А. Е. Личко, А. Е. Пятницкой, Р. В. Раттер, В. А. Сластенина, B.C. Сидорова и др.

В результате анализа работ указанных авторов диссертант пришел к выводу, что комплексного междисциплинарного исследования правового поведения несовершеннолетних, направленного на выявление факторов, его обусловливающих в рамках общей теории права, не предпринималось.

Объектом диссертационного исследования является поведение личности, связанное с правом и правовыми явлениями.

Предметом диссертационного исследования выступают правовое поведение несовершеннолетних и факторы, его обусловливающие.

Цель исследования заключается в разработке теоретических предпосылок для формирования целостной концепции правового поведения несовершеннолетних и его детерминации в условиях современного российского общества, а также выработка на этой основе предложений по совершенствованию правового воздействия на данное поведение.

Задачи исследования определены с учетом особенностей предмета исследования и исходя из его цели:

— установить степень и уровень научной разработанности проблемы правового поведения несовершеннолетних;

— выявить специфику правового поведения несовершеннолетних;

— разработать детерминационную модель правового поведения несовершеннолетнихопределить закономерные и стохастические особенности формирования и обеспечения механизма правомерного поведения несовершеннолетних;

— выявить особенности противоправного поведения несовершеннолетних;

— установить особенности деяний несовершеннолетних, связанных одновременно с правонарушением и правомерным поведением;

— изучить и обобщить современное состояние государственно-правового воздействия на поведение несовершеннолетних.

— разработать предложения по совершенствованию механизмов обеспечения правомерного поведения несовершеннолетних.

Методологической основой работы избран диалектический подход, позволяющий рассматривать любые процессы в их развитии, многообразии связей, выявлять их устойчивые и изменчивые свойства, что дало возможность всесторонне изучить объект и предмет настоящего исследования. Для выявления особенностей детерминации правового воздействия на поведение несовершеннолетних различных правовых, а также иных социальных и биологических механизмов, был использован системно-структурный синтез, позволяющий отразить сложность структурно-функциональных связей между отдельными видами правового поведения и представить их структурными блоками применительно к различным звеньям системы обеспечения правомерного поведения несовершеннолетних.

При выполнении работы также применялись формально-логический, сравнительно-правовой, статистический методы, а также изучение личных дел несовершеннолетних правонарушителей, их анкетирование и интервьюирование.

Теоретическую основу диссертации составили идеи авторов, посвятивших свои работы различным аспектам правового поведения, (B.C. Афанасьева, С. Н. Братуся, Р. Б. Головкина, Р. К. Русинова, В. П. Казимирчука, В. И. Гоймана, С. Н. Кожевникова, В. В. Мамчуна, В. М. Морозова, В. В. Оксамытного, И. С. Самощенко и др.).

Существенное значение для настоящего исследования имеют также труды отечественных теоретиков, посвященные разработке философско-гносеологических и логико-методологических аспектов теории права и формированию ее понятийно-категориальных рядов (С.С. Алексеева, В. К. Бабаева, В. М. Баранова, A.M. Васильева, Д. А. Керимова, П. Е. Недбайло, Т. Н. Радько, В. М. Сырых и др.).

При исследовании специфики правового поведения несовершеннолетних диссертант опирался на разработки в области юридической социологии, юридической психологии, криминологии, виктимологии, собриологии и других наук об обществе и человеке. (А. И. Алексеева, JI. В. Бариновой, Ю. Д. Блувштейна, А. Э. Жалинского, К. Е. Игошева, И. И. Карпеца, И. С. Кона, В. Д. Малкова, Г. М. Миньковского, В. Н. Омелина, П. Н. Панченко, Д. В. Ривмана, Ф. Римана, JI. В. Франка, Г. И. Чечеля, В. Э. Эминова и др.).

Эмпирической базой исследования являются: нормы российского законодательства, регламентирующие общественные отношения, связанные с правомерным и неправомерным поведением несовершеннолетних, его профилактикой, публикации в периодической печати и данные социологических исследований, проведенных автором (статистические данные о состоянии неправомерного поведения несовершеннолетних с 1996 по 2006 г. (ГУВД г. Владимира) — результаты изучения 300 личных дел несовершеннолетних правонарушителей, результаты анкетирования 186 сотрудников подразделений милиции г. Владимира, осуществляющих работу с несовершеннолетними правонарушителямиданные опросов 274 несовершеннолетних в г. Владимире), а также опубликованные исследования других лиц, иллюстрирующих специфику правового поведения несовершеннолетних в современной России и роль детерминирующих его факторов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется оригинальным авторским подходом к анализу правового поведения несовершеннолетних, объединяющим достоинства исконно теоретико-правового подхода с юридическим отраслевым и общегуманитарным подходами, позволяющим акцентировать внимание на тех гранях исследуемого объекта, которые ранее либо не попадали в сферу исследовательского внимания, либо рассматривались дискретно. Все это позволило расширить имеющиеся научно-теоретические представления о правовом поведении несовершеннолетних, его особенностях, детерминации, способах повышения в нем степени правомерности.

Кроме того, в работе:

— предложена авторская концепция структуры и детерминации правового поведения несовершеннолетнихобоснована авторская типология правового поведения несовершеннолетнихвыявлены особенности и соотношение правомерного и противоправного поведения несовершеннолетних;

— разработана концепция лиминального правового поведениясформулированы предложения по повышению эффективности работы по превенции неправомерного поведения и формирования устойчивых стереотипов правомерного поведения.

Научная новизна работы нашла свое отражение в основных положениях, выносимых на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Авторская характеристика понятия правового поведения несовершеннолетних, которое представляется в виде совокупности опосредованных правовым регулированием, обусловленных социальными и половозрастными особенностями внешних форм проявления осознанных и неосознанных реакций несовершеннолетних на внутренние и внешние раздражители, объективированных в поведенческих актах.

2. Структура правового поведения. В структуре правового поведения несовершеннолетних выделяются в работе четыре элемента: субъекты, объекты содержание и формы. В качестве субъектов правового поведения несовершеннолетних в рамках проводимого исследования рассматриваются лица, не достигшие 18-летнего возраста, поведение которых в той или иной степени опосредуется правом. В работе выделяется несколько видов субъектов: 1-й — лица, обладающие полной деликтоспособностью (вменяемые, достигшие возраста полной юридической ответственности) — 2-й.

— лица, обладающие неполной (частичной) дееспособностью и деликтоспособностью (вменяемые лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста) — 3-й недееспособные лица. К объектам правового поведения несовершеннолетних относятся: предметы материального мира, имущественные и нематериальные блага, отношения и их результаты, и, наконец, сами субъекты (например, в случае суицидального поведения). Содержание правового поведения несовершеннолетних — это комплекс субъектно-объектных связей с учетом степени социальной полезности и необходимости поведенческих актов подростков. Форма правового поведения несовершеннолетних — это явления и способы его выражения и взаимодействия с окружающей действительностью, она подразделяется на два вида: внешнюю и внутреннюю.

3. Классификационная модель правового поведения несовершеннолетних. В работе обосновываются три типа поведения несовершеннолетних, два из которых являются основными, один вспомогательным или переходным. Все типы подразделяются на отдельные виды. Первый (основной) тип — это правомерное поведение. Второй (основной тип) противоправное поведение. Третий тип (переходный) -лиминальное правовое поведение.

4. Определение понятия лиминального правового поведения несовершеннолетних. Это пограничный (промежуточный) тип правового поведения несовершеннолетних — между правомерным поведением и правонарушением, характеризующийся социальной нейтральностью, ничтожностью, либо низким уровнем социальной деструктивности, при этом не достигающий степени противоправности.

5. Система детерминант правового поведения несовершеннолетних. В зависимости от возможности влиять самому несовершеннолетнему на факторы, обусловливающие его поведение, детерминанты подразделяются на: объективные, относительно объективные и субъективные.

6. Модель оптимального социально-правового воздействия на поведение несовершеннолетних.

7. Авторские предложения по изменению действующего законодательства, с учетом специфики правового поведения несовершеннолетних.

Теоретическая и практическая значимость исследования связана с расширением сферы теоретико-правового познания. Разработка проблем, исследуемых в настоящей работе, будет способствовать развитию комплексных элементов теории права и государства, в частности, внутринаучных концепций (теории правового регулирования поведения личности, теории юридической деятельности и теории правонарушений), развитию ее понятийно-категориального аппарата. Кроме того, отдельные выводы и положения проведенного исследования можно использовать в правотворческих и правореализующих процессах, связанных с поведением несовершеннолетних.

Дидактическое значение работы заключается в том, что ряд ее положений могут быть использованы в учебном процессе при изучении теории государства и права и специальных учебных курсов: «Актуальные проблемы теории государства», «Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов», при написании курсовых и дипломных работ по данной тематике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедр государственно-правовых дисциплин Владимирского государственного педагогического университета и государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказанийиспользуются в учебном процессе Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний и Владимирского государственного педагогического университетадокладывались на четырех международных научно-практических конференциях (Москва, 2003, 2004, 2005 гг., Филадельфия, США, 2006 г.), а также двух всероссийских научно-практических конференциях (Санкт-Петербург, 2006 г., Шуя, 2007 г.) — отражены в шести опубликованных автором работах общим, объемом 45,13 п. л.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении его результатов и состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка.

Выводы по главе 2.

1. Таким образом, мы делаем вывод, о том, что правомерное поведение несовершеннолетних, являясь разновидностью правомерного поведения людей в целом, имеет основные общие черты, ему присущие, но имеется значительная специфика, которая выражается в следующих обстоятельствах. Во-первых, правомерное поведение несовершеннолетних обусловливается неполнотой правового статуса данных лиц. Во-вторых, данное поведение регулируется не только правом, но иными социальными регуляторами в большем объеме, по сравнению с полноправными субъектами правоотношений. В-третьих, существенное влияние на объем правомерного поведения несовершеннолетних оказывает характеристики внутренней его формы, обусловливаемой семейным воспитанием и воздействием референтной группы сверстников. В-четвертых, правомерное поведение несовершеннолетних, несмотря на большую его распространенность (по сравнению с неправомерным поведением), в большей своей части, неосознанно (в связи со слабым представлением о сущем и должном в праве). Как показало проведенное исследование, правомерное поведение несовершеннолетних часто переходит в другие типы правового поведения. В-пятых, правомерное поведение несовершеннолетних может развиваться за счет повышения степени его осознанности с помощью правового воспитания.

2. В результате исследования было выявлено, что правонарушения несовершеннолетних, как и всякое другое деструктивное социальное отклонение, — это проявление различного рода социальных противоречий, развившихся до стадии конфликтности: между личными и общественными интересами, целями и средствами социальной деятельности. Эти конфликты обусловлены дисфункцией: нарушением нормального функционирования правоохранительных органов государства, семьи, школы, деформированностью общественного и индивидуального правосознания, углублением нигилистических тенденций в поведении людей.

3. Чрезвычайно важной задачей государственных и воспитательных институтов является создание таких условий, при которых индивидуальное правосознание несовершеннолетних не будет расходиться с правовыми принципами, а окажется направленным на выработку позитивных правовых установок и формирования динамических стереотипов правомочного поведения.

4. Лиминальное поведение несовершеннолетних с общесоциальных позиций следует оценивать как негативное. Во-вторых, данный тип поведения широко распространен среди несовершеннолетних. В третьих, лиминальное поведение очень часто может являться предпосылкой противоправного поведения, либо ему сопутствовать (например, в случае виктимизации). В-четвертых, возможна профилактика лиминального типа правового поведения несовершеннолетних путем выявления и коррекции неблагополучия в системе их отношений с окружающими, в том числе с педагогами и воспитателями из числа лиц ближайшего микросоциума. В-пятых, деятельность социальных институтов, ответственных за воспитание подрастающего поколения, предполагает восстановление тех позитивных качеств, которые преобладали у несовершеннолетнего до появления признаков правовой лиминальности, а также формирование у исследуемой категории лиц стремления компенсировать свое социальное неблагополучие интересующим их видом деятельности (спорт, труд, креативность и т. д.).

5. Предупреждение деструктивных проявлений у виктимных несовершеннолетних предполагает выявление неблагополучия в системе их отношений с окружающими и корректировку воспитательных позиций учителей, родителей, ближайшего микросоциума.

6. При формировании правовых предписаний законодатель должен учитывать наличие как правомерной, так и противоправной виктимизации и масштабы их соотношений, а правоприменитель — дифференцировать юридическую ответственность в юрисдикционных процессах.

7. Правовая превенция виктимизации несовершеннолетних реализуется посредством специальной деятельности по использованию правовых средств предупреждения виктимизации. Предусмотренные законодательством методы правового предупреждения включают уголовную, уголовно-процессуальную, гражданскую, административную и другие защиты, а также методы охраны нарушенных прав жертв правонарушений и преступлений, их восстановления, компенсацию полученного вреда.

8. Для повышения эффективности реализации модели оптимального социально-правового воздействия на поведение несовершеннолетних в условиях современного российского общества, мы считаем необходимым внести изменения в действующее законодательство, с тем, чтобы оно позволило осуществить следующие мероприятия. Во-первых, повысить уровень жизни в российских семьях, который позволял бы одному из супругов не работать, заниматься организацией семейной жизни, быта, воспитанием детей. Во-вторых, увеличить заработную плату учителям и работникам дошкольных учреждений и на этой основе повысить требования к кадровому составу образовательных и воспитательных учреждений. В-третьих, восстановить положительно зарекомендовавшие себя формы организации досуга несовершеннолетних, позволяющих контролировать и корректировать их поведение. Создавать новые перспективные формы. В-четвертых, создать реальные механизмы, предотвращающие домашнее и уличное насилие (создание специальных ювенальных служб по защите несовершеннолетних, в том числе, ювенальной юстиции).

Заключение

.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Правовое поведение несовершеннолетних — это непосредственный результат действия права и одновременно ближайший показатель его наличного бытия и степени эффективности правового воздействия на общественные отношения.

2. Правомерное поведение — это массовое по масштабам социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством.

Правомерному поведению присущи следующие признаки:

— правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм. Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания. Это формально — юридический критерий поведения. Нередко правомерное поведение трактуется как поведение, не нарушающее норм права. Однако такая трактовка не вполне точно отражает содержание данного явления, ибо поведение, не противоречащее правовым предписаниям, может осуществляться вне сферы правового регулирования, не быть правовым.

— Правомерное поведение обычно социально полезно. Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального функционирования общества. Положительную роль оно играет и для личности, ибо благодаря ему обеспечивается свобода, защищаются законные интересы.

3. Лиминальное поведение несовершеннолетних с общесоциальных позиций следует оценивать как негативное. Во-вторых, данный тип поведения широко распространен среди несовершеннолетних. В третьих, лиминальное поведение очень часто может являться предпосылкой противоправного поведения, либо ему сопутствовать (например, в случае виктимизации). В-четвертых, возможна профилактика лиминального типа правового поведения несовершеннолетних путем выявления и коррекции неблагополучия в системе их отношений с окружающими, в том числе с педагогами и воспитателями из числа лиц ближайшего микросоциума. В-пятых, деятельность социальных институтов, ответственных за воспитание подрастающего поколения, предполагает восстановление тех позитивных качеств, которые преобладали у несовершеннолетнего до появления признаков правовой лиминальности, а также формирование у исследуемой категории лиц стремления компенсировать свое социальное неблагополучие интересующим их видом деятельности (спорт, труд, креативность и т. д.).

4. Виктимное поведение несовершеннолетних превращается в одну из глобальных проблем современности. Учащаяся молодежь вследствие заниженного социального статуса, неустойчивости перед негативным влиянием социума, более склонна, чем какая — либо другая группа населения к виктимизации.

В связи с этим приобретает особое значение использование того положительного исторического опыта, который был накоплен в России конца 19, начала 20 веков в деле профилактики виктимизации школьников и подготовки специалистов к этой деятельности.

В исследуемый период велись серьезные научные изыскания в области детской и подростковой виктимизации. Они проводились на основе изучения богатого эмпирического материала, с использованием междисциплинарного подхода.

Наиболее цельный и завершенный характер представляли собой биологизаторская, социологизаторская, правовая биосоциальная и психологическая концепции, пытающиеся, например, объяснить природу подросткового алкоголизма и наркомании, детской виктимности доминирующим влиянием той или иной группы внешних и внутренних факторов.

Несмотря на различные методологические подходы к данной проблеме, отечественным ученым удалось в целом выработать единую точку зрения на сущность антивиктимного воспитания учащихся. Его осевой целью считалось вооружение школьников правовой информацией минимумом научных знаний об отрицательном воздействии алкоголя и наркотиков на организм человека с биологической, медицинской, гигиенической и социально — правовой точек зренияформирование в школьных коллективах и семьях учащихся нетерпимого отношения к пьянству и наркомании и психологической сопротивляемости им и другим социальным порокам. Основная задача в этой деятельности виделась в воспитании высоконравственной личности, которая руководствовалась бы в своем поведении нормами общечеловеческой морали.

5. Психологический механизм виктимизации несовершеннолетних определяется системой регуляторных факторов, обеспечивающих возникновение или прекращение виктимных реализаций. В основе возникновения и развития виктимного поведения лежат три механизма. Конвенциональный механизм является следствием аддиктивной социализации, в его формировании основную роль играют недостаточный социальный контроль, психологический инфантилизм и алкогольная семья. Формирование диссоциального механизма обусловлено негативистической ориентацией личности, информированностью о психотропном действии ПАВ, адаптацией в антисоциальной группе. Интегрирующий механизм развивается при наличии аддиктивных предпосылок — личностных образований, дезинтегрирующих психическую деятельность, среди которых основное значение имеют депрессивные расстройства.

5. Для повышения эффективности реализации модели оптимального социально-правового воздействия на поведение несовершеннолетних в условиях современного российского общества, мы считаем необходимым внести изменения в действующее законодательство, с тем, чтобы оно позволило осуществить следующие мероприятия. Во-первых, повысить уровень жизни в российских семьях, который позволял бы одному из супругов не работать, заниматься организацией семейной жизни, быта, воспитанием детей. Во-вторых, увеличить заработную плату учителям и работникам дошкольных учреждений и на этой основе повысить требования к кадровому составу образовательных и воспитательных учреждений. В-третьих, восстановить положительно зарекомендовавшие себя формы организации досуга несовершеннолетних, позволяющих контролировать и корректировать их поведение. Создавать новые перспективные формы. В-четвертых, создать реальные механизмы, предотвращающие домашнее и уличное насилие (создание специальных ювенальных служб по защите несовершеннолетних, в том числе, ювенальной юстиции).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Венская декларация 1993 г.// Международные акты о правах человека. -М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 1999.
  2. Всеобщая декларация Прав Человека и Действующее международное право в 3-х томах. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1999.
  3. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека 1997 г.// Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека» (международные документы и аналитические материалы)./ Сост. Иванов В. И., Юдин Б. Г. М., 1998.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2004.
  5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и прав человека// Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: МГУ, 1990.
  6. Конвенция содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека// Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан РФ/ Под ред. Ю. Д. Сергеева. М., 1995.
  7. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2003.
  8. Приказ Минздрава СССР от 12 июня 1986 г. № 848 «Об утверждении методических документов по определению понятий, относящихся к перинатальному периоду, и по ведению первичной медицинской документации в учреждениях родовспоможения».
  9. Проект Федерального закона «О Здравоохранении в Российской федерации» от 27. 01.99 г.
  10. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 191 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
  11. Федеральный закон от 17 июня 1999 года № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи».
  12. Хартия Европейского союза об основных правах. М.: Юриспруденция, 2001.2. Книги, брошюры
  13. Г. А. Криминология и социальная профилактика: учеб. М., 1980.
  14. Ю.В., Гилинский Я. И. Криминологический анализ преступности в регионе. Л., 1991.2.3
  15. B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М., 1990.
  16. Н.Г. Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних: Региональные проблемы борьбы и профилактики. -Казань, 1999.
  17. Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М., 2000.
  18. А.И., Васильев Ю. В., Смирнов Г. Г. Как защитить себя от преступника. М., 1990.
  19. Ю.М. Психология убийства. М., 1977.
  20. Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973.
  21. Ю.М. Личность корыстного преступника. Томск, 1989.
  22. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. -М., 1999.
  23. Е.Г. Современные тенденции преступности среди несовершеннолетних и молодежи: основные криминологические показатели, причинный комплекс, проблемы профилактики. М., 1997.
  24. Е.Г. К теории вопроса о повторной преступности несовершеннолетних. М., 2001.
  25. Е.Г. Роль субкультуры в организации преступных групп несовершеннолетних. М., 2000.
  26. Л.М. Судебная патология. Д.: Сталкер, 1988.
  27. А.И. Борьба с преступлениями против жизни и здоровья, Vсовершенными на почве кровной мести (по материалам Грузинской ССР). -Сухуми, 1965.
  28. Е. Проблемы криминологии: диалектика криминальной ситуации. М., 1983.
  29. И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М, 2002.
  30. И.П. Психология делинквентных групп несовершеннолетних в США и Англии. М., 2000.
  31. И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. -М, 2000.
  32. Безопасность и здоровье нации в аспекте преступности. М., 1996.
  33. Р.С. История отечественной криминалистики. М., 1999.
  34. Т.А., Туляков В. А. Доктрина безопасности. Одесса, 1995.
  35. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  36. Э. Энциклопедия личной безопасности. М., 1995.
  37. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  38. С.Т. Предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних: правовой, педагогический и организационный аспекты: моногр. Воронеж, 2001.
  39. П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика и систематика. М., 1933.
  40. А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М., 1996.
  41. M.I., Кучиньска О. П. Потерпший у криминальному прицеа Украши. К., 1988.
  42. Громадска программа сшвров1тництва по запобиганню носимству в ciM"i. Одесса, 1993.
  43. П.С. Потерпевший в советском уголовном праве. -Владивосток, 1974.
  44. И.Н. Введение в криминологическую науку. Харьков, 1998.
  45. И.Н. О правовом понятии насилия. Сб. научн. тр. — Мн., 1992.
  46. B.C. О некоторых аспектах обеспечения национальной безопасности: материалы Первого Международного Причерноморского социально-девиантологического симпозиума. Кишинев, 1995.
  47. А.В. Практические операции при расследовании преступлений. -Минск, 1979.
  48. А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. М., 1986.
  49. А.Ф. Криминалогия: учебное пособие. Харьков, 2000.
  50. А.Ф. Криминальная психология. Киев, 1999.
  51. Зер X. Восстановительное правосудие. М., 1998.
  52. С.М. Зарубежная криминология. М., 1997.
  53. Г. Общественное мнение об уголовном законе, виновности, наказаниях, преступниках и жертвах. Материалы советско-западногерманского симпозиума по проблемам криминалогии, уголовного права и процесса. — Киев, 1990.
  54. О.П. Особенности агентурно-оперативной работы в борьбе с преступностью несовершеннолетних. М., 1991.
  55. И.М. Криминалитические операции в досудебном производстве. Барнаул, 2002.
  56. Н.Р. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах. М., 2003.
  57. И.Т. Теоретические и прикладные проблемы допроса обвиняемого. Томск, 2001.
  58. Криминалогия. Словарь-справочник. М., 1998.
  59. Криминальная полиция советует, как не стать жертвой преступления. / Сост. В. Ковальский. Киев, 1992.
  60. Криминология. Учебник./ Под ред. А. И. Долговой. М., 1997.
  61. Криминология. Учебник/ Под ред. В. Н. Бурлакова и В. П. Сальникова. -СПб, 1998.
  62. Криминология. Учебник/ Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. -М., 1995.
  63. Криминология. Учебник/ Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М., 1994.
  64. Криминология. Учебное пособие./ Под ред. В. Е. Эминова. М., 1997.
  65. Криминология: Курс лекций./ Составители А. И. Алексеев. М., 1998.
  66. Криминология: учебник для учебных заведений МВД Украины./ Под ред. В. Г. Лихолоба, В. П. Филонова. Киев-Донецк, 1997.
  67. В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: учеб. Пособие. -М, 1998.
  68. Курс советской криминологии: предмет. Методология. Преступность и ее причины. -М., 1985.
  69. В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986.
  70. Ли Д.А. Уголовно-статистический учет: структурно-функциональные закономерности. М., 1998.
  71. А.Е. Подростковая наркология. К., 1997.
  72. Ф.А. Предупреждение преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. М., 1989.
  73. К.А. Агрессия. М., 1994.
  74. В.В. Преступность XX века. Мировой криминалинологический анализ.-М., 1997.
  75. В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997.
  76. В.В. Юридическая статистика: учебник. М., 1999.
  77. Н.А. Теоретические проблемы и тактические операции в криминалистике. Саратов, 1999.
  78. Л.И. Право и подросток: социальный, психолого-педагогический аспекты: метод, пособие. -М., 1996.
  79. Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М., 1990.
  80. А.Е. Тактические комбинации при производстве следственных действий. Саратов, 1991.
  81. Мишель Фуко. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
  82. Э. М. Джужа О.М. Проблеми кримшально! вктимологп. К., 1998.
  83. Нас убивают: документы, статьи, письма. М.: 2004.
  84. А.С. США: новый закон о контроле над насильственной преступностью. М., 1996.
  85. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 7000 слов и фразеологических выражений. М., 1997.
  86. Палкевич Я. Выживание в городе. М., 1992.
  87. Подросток и закон: материалы конф. М., 2002.
  88. В.И. Правовые основы учения о жертве преступления. -Горький, 1979.
  89. Преступления, совершаемые с особой жестокостью. Сб. научн. трудов. — Киев, 1989.
  90. P.P. Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1972.
  91. В.Ф. Раскрытие преступлений, совершаемых в условиях неочевидности. Л., 1990.
  92. В.М. Психология для юристов. М., 1997.
  93. С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2000.
  94. В.Я. Методика изучения личности потерпевшего. -Иркутск, 1975.
  95. В.Г. Агентурное обеспечение оперативно-розыскных мероприятий: учебное пособие. -М., 1983.
  96. Семейная и демографическая политика Владимирской обласи: опыт, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции (22 мая 2007 года). Владимир, 2007. — 126 с.
  97. Г. К. Правовые, информационные и тактические основы оперативно-розыскной деятельности советской милиции. М., 1975.
  98. И.Ю. Социальные и психологические экстремальные процессы: моногр. -М., 1996.
  99. Социальные отклонения. М., 1989.
  100. К.М. Предупреждение и раскрытие преступлений среди несовершеннолетних: материалы к лекции. -М., 1986.
  101. С.В. Криминалистическая характеристика лиц, совершивших преступления против личности на почве семейно-бытовых отношений// Проблемы изучения личности правонарушителя. М., 1984.
  102. А.П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних. К., 1982.
  103. Уэд К. Преступность и криминология в современной Японии. М., 1989.
  104. П. Преступность молодежи и ее предупреждение: стратегия воздействия. М., 1995.
  105. JI.B. Потерпевший от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе, 1977.
  106. Г. Ф. Криминология. Учебник, 1999.
  107. Г. А. Жестокий способ совершения преступлений против личности. Нальчик, 1991.
  108. А.Г. Криминологическая безопасность негосударственных объектов экономики.-М., 1995.
  109. В.И. Информация к тактической операции «атрибуция трупа». Иркуцк, 1976.
  110. Ю.П., Гурджи Ю. А. Внепроцессуальная активность жертвы преступления и проблемы современности в уголовном судопроизводстве// Актуальна проблеми держави та права: зборник наук, працъ. Вил. 5. — 1998. — № 5.
  111. P.JI. К вопросу о применении в процессе допроса методик определения истинности сообщаемой информации// Состояние и проблемы развития российского законодательства. 1988. — № 2.
  112. Е.Г. Социокультурный подход как основа ювенальной политики// Насилие. Личность. Общество: сб. М., 2000.
  113. Багрш-Шахматов Л.В., Туляков В. О. Виктимшсть як криминогении чинник// BicHHK Академп правових наук Украши, 1994. № 2/
  114. А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения// Этнические стереотипы поведения. 1985. — № 6.
  115. .А. Объект преступления и потерпевший в преступлениях против личности// Проблемы советского государства и права. 1970. — № 1.
  116. Г., Вовк О., Кучинска О. ютория развитку законодательства про потершлих// Право Украши. 1997. — № 7.
  117. А.Д., Квашис В. Е., Вавилова Л. В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений// Государство и право.-1997.-№ 7.
  118. В.А. Чезаре Ламбозо// Проблема преступности. 1924. — № 6.
  119. С.И. Профилактика преступлений в России (оценка, состояние и перспективы повышения эффективности)// Состояниепреступности в Российской Федерации: материалы «круглого стола». М., 2005.-С. 85−95.
  120. Е., Розовський Б., Чалий В. Криминалогия: Традиции и новации// Право Украши. 1999. — № 6.
  121. П.С. Уголовно-правовое значение поведения потерпевшего// Виктимологические проблемы борьбы с преступностью. 1982. — № 3.
  122. К.Е. Социально-психологический анализ интересов несовершеннолетнего правонарушителя// Социологические исследования. -Екатеринбург, 1967.
  123. О.М. Проблемы кримшолопчно! безпеки// Правова держава. -1999.-№ 10.
  124. Ю. Криминалогична характеристика побутових злочинив// Радянскьке право. 1983. — № 3.
  125. В.В. Выявление закономерностей правомерного поведения// Сов. Государство и право. 1983. -№ 11.
  126. В.В. Социально-правовой контроль и предупреждение преступности// Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России. М., 2002. — Вып. 1. — С. 135−141.
  127. Е.М. Криминологическая характеристика несовершеннолетних// Актуальные проблемы расследования преступлений на современном этапе. М., 2004. — С. 75−78.
  128. Г. М. Основные направления и этапы развития исследования проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних// Вопрос борьбы с преступностью. 1974. — Вып. 20.
  129. В.А. Система правовых мер по совершенствованию профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних// Проблемы социальной и криминологической практики преступлений в современной России. М., 2003. — Вып. 2. — С. 180 187.
  130. С.В. Криминологическая характиристика лиц, совершивших преступления против личности на почве семейно-бытовых отношений// Ученые записки Тартуского госуниверситета. 1987. — № 11.
  131. В. Конституционные гарантии обеспечения прав потерпевших от преступлений// Юридический вестник. 1997. — № 8.
  132. В.А. Криминологические аспекты агрессивной преступности молодежи// Радянсько право. 1989. — № 12.
  133. Е.А. Понятие стадий совершенствования преступления и их практическое значение// Совершенствование деятельности советской милиции по охране общественного порядка и профилактике преступлений. -М., 1978.-Вып. 2.
  134. JI. Пидстави визнання юридичной слаби потерпевшим у криминальному процессу// Право Украши. 2000.
  135. И.В. Криминологические аспекты преступности несовершеннолетних и лиц молодежного возраста// Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики: в 2 ч. М., 2004. — Ч. 1.
  136. Авторефераты диссертаций и диссертации
  137. В.А. Правовое регулирование посткриминального поведения несовершеннолетних: диссертация докт. юрид. наук/ В. А. Авдеев. -Екатеринбург, 2002.
  138. Д.А. Формирование нравственно-правовых качеств подростков с девиантным поведением: диссертация канд. пед. наук/ Д. А. Агапов. -Саратов, 2003.
  139. Я.И. Социологическое исследование преступности и иных антиобщественных проявлений: диссертация докт. юр. наук/ Я. И. Гилинский. -М., 1986.
  140. В.В. Специально-криминалогическое предупреждение преступлений (теория и практика): диссертация докт. юр. наук/ В. В. Голина. -Харьков, 1994.
  141. В.В. Мотивация противоправных действий у психопатических личностей. Автореф. диссертации докт. юр. наук. — М., 1985.
  142. B.C. Антиобщественная направленность личности и преступное поведение: Автореф. диссертации канд. юр. наук. Киев, 1983.
  143. А.А. Преступность и проблема ее реального измерения. -Автореферат диссертации докт. юр. наук. М., 1993.
  144. Д.А. Предупреждение тяжких преступлений против личности, совершаемых на почве бытовых конфликтов. Автореферат диссертации канд. юр. наук. — Харьков, 1980.
  145. А.В. Криминологические проблемы борьбы с некорыстной насильственной преступностью среди молодежи: диссертация докт. юр. наук/ А. В. Михайлов. Киев, 1996.
  146. Е.Г. Причины умышленных убийств и проблемы исполнения наказаний за их совершение. Автореферат диссертации докт. юр. наук.-М., 1991.
  147. И.П. Правовое поведение человека в контексте современного политического процесса: диссертация кандидата социологических наук/ И. П. Савченко. Саратов, 1995.
  148. О.В. Правовое регулирование посткриминального контроля за поведением лиц, осужденных без изоляции от общества и освобожденных из мест лишения свободы: диссертация докт. юрид. наук/ О. В. Филимонов. Томск, 1991.
Заполнить форму текущей работой