Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институт защиты прав человека: вопросы теории и практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложившаяся ситуация, естественно, требует выработки концепции по развитию системы национального законодательства РФ в области защиты прав человека. Воплощение такой концепции в жизнь, даже при условии ее официального признания, будет вызывать определенные трудности. Причиной этому служит ряд объективных факторов, главным из которых является то, что данные проблемы носят системный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Защита прав человека как предмет теоретико-правового анализа
    • 1. Институт защиты прав человека: историко-теоретические аспекты
    • 2. Современные проблемы комплексного изучения сущности и содержания института защиты прав человека
    • 3. Принципы, функции, цели и задачи института защиты прав человека
  • Глава 2. Место и роль института защиты прав человека в современной России
    • 1. Развитие национального законодательства о защите прав человека и состояние института защиты прав человека в современной
  • России
    • 2. Перспективы дальнейшего развития института защиты прав человека

Институт защиты прав человека: вопросы теории и практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В общественной жизни нашего государства до недавнего времени приоритет института прав человека по отношению к институтам государства не просматривался даже на идеолого-декларативном уровне. Только после фундаментальных изменений в государственном устройстве, связанных с прекращением существования СССР, наметился ряд определенных позитивных сдвигов в данной областиКонституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила в качестве основного приоритета деятельности вновь созданного демократического, социального государства соблюдение прав человека. Было закреплено положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью для государства. Данный шаг явил предпосылки осознания мировым сообществом и собственными гражданами, что государство признало зависимость благосостояния и процветания общества от степени защищенности прав человека. Однако в сфере воплощения в жизнь высоких гуманистических идеалов существует множество серьезных проблем, ведущих к тому, что при широком декларировании Конституцией прав человека юридическая незащищенность индивидуума осталась очевидной и болезненно воспринимаемой обществом. Несоответствие правовых норм, регламентирующих вопросы защиты прав человека в Российской Федерации международным и конституционным принципам, отсутствие перспективы стратегически стабильного развития нашего социума, нестабильное положение в сферах экономики и политики еще более усугубляет неэффективность существующего механизма защиты прав человека.

Сложившаяся ситуация, естественно, требует выработки концепции по развитию системы национального законодательства РФ в области защиты прав человека. Воплощение такой концепции в жизнь, даже при условии ее официального признания, будет вызывать определенные трудности. Причиной этому служит ряд объективных факторов, главным из которых является то, что данные проблемы носят системный общенациональный, а в ряде аспектов и наднациональный характер, в силу чего они не могут быть разрешены в ближайшем будущем, при условии использования потенциала тактического уровня, т. е. принятием мер организационно-структурного характера. Решением проблем подобного рода может стать лишь результат реализации долговременных, стратегических планов развития государства и нации в целом. Мы полагаем, что главное направление поступательного развития современной России в столь сложном, противоречивом и динамично меняющемся мире, в конечном итоге, заключается в подлинном раскрепощении ее колоссального человеческого потенциала, что, в свою очередь, невозможно без состояния полноценной защищенности прав человека. Поэтому выработка концепции развития системы национального законодательства в области защиты прав человека — вопрос необычайной важности для новой России. Он требует не только пристального изучения проблематики данного института в отечественной государственно-правовой действительности, но и более глубокого осмысления и анализа всех аспектов функционирования и развития данного института в рамках различных правовых систем. В контексте реализации основных функций общетеоретической юридической науки крайне важно провести анализ развития идеи о защите прав человека в отечественной и зарубежной правовой философии. Глубинное историческое видение проблемы позволит при выработке концепции развития не только решить актуальные вопросы в рамках настоящего отрезка времени, но и спрогнозировать как характер возможных будущих проблемы в развитии правовой системы в целом, так и основные пути наиболее эффективного их решения.

Актуальность исследования определяется, прежде всего, необычайно сильным интересом российского общества к проблеме эффективной юридической защиты прав человека.

Степень разработанности проблемы. Современное состояние исследования данной проблемы свидетельствует о том, что она изучается как в отраслевых юридических науках, так и в общей теории права. В настоящее время идет поиск оптимальных путей развития национального законодательства РФ в области защиты прав и свобод человека. За последние годы вышло значительное количество материалов политологического, социологического, отраслевого юридического характера, критических статей в органах печати правозащитного толка, однако в большинстве случаев выдвинутые их авторами предложения носят скорее частнопрактический, нежели общетеоретический характер. В области общетеоретической юридической науки вопросы института защиты прав человека рассматриваются, на наш взгляд, несколько фрагментарно и в настоящее время нет комплексных системных исследований теоретико-юридических основ института защиты прав человека, опирающихся на компромиссные подходы в понимании философско-онтологической природы прав человека в контексте выработки концепции развития системы национального законодательства РФ.

Цели и задачи диссертационного исследования. Цель проведенной работы — комплексное исследование историко-теоретических основ института защиты прав человека, наиболее важных проблем правовой защиты прав, возникших на современном этапе развития Российской Федерации, а также формирование научно-обоснованной концепции правового регулирования данного вида отношений, которая может способствовать созданию наиболее эффективной и приемлемой для современного российского общества системы защиты прав человека.

Поставленная цель требует решения следующих основных задач теоретического и практического плана: анализа категории «институт защиты прав человека» на основании как достижений философской мысли, так и выявленных юридической наукой и практикой потребностей обоснования качественного состава признаков данного понятияизучения исторического опыта международной регламентации правовой защиты прав человекавыделения основных этапов развития международного института защиты прав человекаанализа современной российской системы защиты прав человекавыявления актуальных проблем института защиты прав человека в России на современном этаперазработки путей перспективного развития системы национального законодательства в области защиты прав человека в РФ.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили традиционные методы познания, применяемые в общетеоретической юридической науке и апробированные на практике, в частности общенаучные (диалектико-материалистический, системный) и частные (историко-юридический, формально-юридический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, социологический).

Теоретические выводы и предложения диссертанта изложены с учетом освещения соответствующих проблем в работах современных отечественных и зарубежных авторов.

Использование перечисленных методов позволило выявить особенности формирования и этапы развития международных норм о правах человека в историко-теоретическом аспекте, проблемы провозглашения, соблюдения и защиты прав и свобод человека в современной России.

В процессе выполнения поставленных задач научному анализу подверглись труды отечественных и зарубежных исследователей в области философии и теории права, истории государства и права, международного права, специалистов в сфере отраслевых юридических дисциплин, рассматривающих различные аспекты защиты прав человека, в частности, А. С. Алексеева, С. С. Алексеева, П. В. Анисимова, А. Г. Бережнова, Н.С., Н. А. Бобровой, В.В. С. Н. Братуся, В. В. Бойцовой, Н. С. Бондаря, Н. В. Витрука,.

JI.Д. Воеводина, В. М. Гессена, Д. Гомьена, А. Д. Градовского, В. Ф. Гумбольта, М. Джениса, В. М. Жуйкова, В. И. Иванова, В. В. Ивановского, В. А. Карташкина, Б. А. Кистяковского, М. М. Ковалевского, С. А. Котляревского, Н. М. Коркунова, В. А. Кучинского, А. И. Лепёшкина, Е. А. Лукашевой, П. И. Люблинского, Ф. Люшера, И. И. Лукашука, B.C. Нерсесянца, С. А. Муромцева, Н. И. Матузова, А. С. Мордовца, Б. Л. Назарова, П. И. Новгородцева, Р. Рисдала, Ф. М. Рудинского, В. М. Савицкого, И. Н. Сенякина, В. И. Синюкова, Б. Н. Топорнина, Н. Ю. Хаманёвой, И. Е. Фарбера, Э. Цоллера., Д. М. Чечота, Т. Б. Шубина, Б. С. Эбзеева.

Объектом диссертационного исследования является защита прав человека как элемент государственно-правовой действительности.

Предметом диссертационного исследования являются юридические свойства института защиты прав человека, рассматриваемые через призму особенностей правового регулирования защиты прав человека в контексте выявления общих закономерностей возникновения, функционирования и развития данного института.

Научная новизна работы выражается в комплексном подходе к исследованию проблемы теоретико-исторических оснований выделения института защиты прав человека на основе симбиоза различных типов правопонимания, позволившего использовать конструктивный вариант сочетания объективного и субъективного начал в праве, а также правозащитного подхода к пониманию прав человека, обусловившего новые подходы к рассмотрению юридических свойств института защиты прав человека, что до настоящего времени не было реализовано в отечественной юридической науке. В результате проведенного исследования диссертантом выработаны пути перспективного развития системы национального законодательства РФ в области защиты прав и свобод человека.

На защиту выносятся следующие теоретические выводы и практические предложения:

1. Жесткое противопоставление естественного и позитивного права является излишне острым и не вполне позволяет использовать конструктивный потенциал как позитивистской доктрины, так и самого естественного права. Сближение естественно-правового и позитивистского правопонимания диалектически обусловило формирование такого нового и безусловно значимого как для теории, так и для практики подхода к пониманию прав человека, как особый способ правового регулирования общественных отношений.

2. В русле слияния правозащитного и регулятивного направлений понимания прав человека находится правозащитный метод правового регулирования, позволяющий выделить особое образование — институт защиты прав человека.

3. Право человека на правовую защиту выступает по отношению к институту защиты прав человека проявляющимся основанием, и поэтому его правомерно рассматривать в качестве сущности данного института.

4. Неотъемлемые права человека — это особое явление, имеющее юридический характер, который проявляется в регулятивном, правозащитном свойстве данных прав. И хотя определенный политико-философский, идеологический характер таких прав отрицать нельзя, но, прежде всего доминирующим свойством этих прав является их юридический характер. Этот юридический характер и правозащитные свойства основаны на том, что основные права человека, будучи признанные международным сообществом и государством, привносят и в международно-правовую, и в национально-правовую системы соответствующие режимы, порядки и алгоритмы их правового осуществления и, что самое главное, — их защиты юридическими средствами.

5. Иные права человека — есть явление, не обладающее свойствами универсальности, а потому и не имеющее фундаментальной функциональной первичности по отношению к позитивному праву, национальной правовой политике, механизму правового регулирования и защите прав человека.

6. Институт защиты прав человека — это обладающий элементами межгосударственности комплексный межотраслевой правовой институт, регулирующий правоотношения, возникающие в результате реализации права человека на правовую защиту, выражающуюся преимущественно в судебном разрешении конфликта, возникшего в связи с нарушением неотъемлемых (основных) прав человека, с целью их восстановления, компенсации, а также устранения препятствий для их дальнейшего использования.

7. Институту защиты прав человека присущи специфические правовые принципы:

• принцип гуманизма;

• принцип правозаконности;

• принцип разделения властей;

• принцип правосудности;

• принцип общеобязательности;

• принцип интеграции в международную систему защиты прав человека;

• принцип универсальной юрисдикции (надгосударственности).

8. Институту защиты прав человека присущи специфические функции. Под функциями института защиты прав человека следует понимать обусловленные сущностью прав человека, необходимостью реализации и правового регулирования защиты прав человека относительно стабильные по содержанию и форме направления общеотраслевого, а также межотраслевого правового воздействия на общественные отношения, возникающие и изменяющиеся в связи с нарушениями прав человека, с целью обеспечения состояния наиболее полной защищенности прав человека.

Правоохранительная функция института защиты прав человека — это направление правового воздействия на общественные отношения, обусловленное социальным назначением института, заключающееся в судебной или иной правоохранительной юрисдикционной, а также проактивной и превентивной защите прав человека. Правоохранительная функция института защиты прав человека является сложной юридической конструкцией, где можно выделить четыре подфункции:

1) превентивную;

2) карательную;

3) компенсационную;

4) правовосстановительную.

Регулятивная функция института защиты прав человека — это обусловленное его социальным назначением правовое воздействие, выражающееся в закреплении прав человека, подлежащих правовой защите, формировании общего режима, принципов и нормативно-правовой основы защиты прав человека, установлении конкретных механизмов разрешения конфликтных правоотношений, связанных с защитой прав человека.

Внешние функции института защиты прав человека:

1) политическая функция;

2) воспитательная функция, включающая информационную подфункцию;

9. Целью института защиты прав человека, как конечным желаемым результатом волевой разноуровневой деятельности соответствующих заинтересованных субъектов в рамках функционирования института защиты прав человека, является обеспечение полномасштабного и эффективного осуществления прав человека, отражающих соответствующие международные стандарты, при условии применения мер государственного принуждения для пресечения нарушения прав человека, юридической ответственности к виновным субъектам, а также восстановления нарушенных прав человека, и (или) компенсации за причиненный вред его правам.

10. Задачами института защиты прав человека, по нашему мнению, являются:

— закрепление совокупности основных прав человека, подлежащих правовой защите, при условии соответствия перечня прав минимальным международным стандартам в области прав человека;

— установление принципов института защиты прав человека;

— определение типа правового регулирования и правового способа разрешения конфликтных ситуаций в области защиты прав человека;

— формирование общей нормативно-правовой базы правовой защиты прав человека с определением правовых способов и средств защиты прав человека в сфере различных видов правоохранительной деятельности;

— защита прав человека через осуществление политики профилактики, а также общей и частной превенции противоправного поведения;

— защита прав человека посредством пресечения посягательств на права человека через применение мер государственного принуждениязащита прав человека через применение мер юридической ответственности за их нарушение;

— восстановление нарушенных прав;

— компенсация за нарушение прав;

— формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры на основе формирования правосознания свободного человека, четко представляющего пределы реализации своей свободы, уважающего свободу других лиц и готового нести ответственность за выход из данных пределов, осознания обществом и государством ценности основных прав человека и их реализации как высшей гуманитарно-юридической ценности.

— формирование гуманитарно-правовой стратегии в политике России возможно лишь на основе решения задач защиты прав человека органами государственной власти и местного самоуправления совместно с правозащитными организациями на основе учета таких объективных факторов, как конституционное признание человека и его прав в качестве высшей ценности, приоритет соответствующих международно-правовых стандартов, неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения фундаментальных прав и свобод, предопределённость правами и свободами человека и гражданина законодательной, правоприменительной и других видов юридической деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и предложения, полученные диссертантом в результате анализа законодательства, научных подходов и идей российских и зарубежных ученых, международно-правовых норм, обобщения юридической практики:

— могут быть положены в основу выявления и научного осмысления сущности, содержания, принципов, функций, целей, задач развития института защиты прав человека, его месту и роли в механизме правового регулирования вообще и в правозащитном регулировании в частности в рамках как общетеоретических, так и отраслевых, специально-прикладных юридических, а также комплексных междисциплинарных исследований, связанных с изучением проблемы защиты прав человека;

— могут быть положены в основу анализа правозащитной деятельности государственных и негосударственных структур с целью выявления назревших проблем в её осуществлении и выработки отдельных рекомендаций по совершенствованию защиты прав человека в рамках всех видов юридической деятельности;

— могут быть положены в основу оптимальной модели правового регулирования защиты прав человека в Российской Федерации;

— могут быть использованы в процессе правового воспитания с целью формирования гуманистического юридического мировоззрения, повышения уровня правового сознания и правовой культуры обучающихся;

— могут быть использованы в процессе преподавания общего курса по дисциплине «Теория государства и права», специальных учебных курсов, посвященных вопросам истории, теории и практики прав человека, а также специальных курсов по защите и обеспечению прав человека.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в опубликованных диссертантом статьях:

1. Права человека и христианство // Вопросы права и социологии. Волгоград, 2003. № 12.

2. Первоначальный этап становления прав человека в США (историко-правовой аспект) // Вопросы права и социологии. Волгоград. 2003. № 12.

3. Функции, цели и задачи института защиты прав человека // «Черные дыры» в Российском законодательстве. Москва, 2004. № 1. (В соавторстве).

4. Защита прав человека как правовой институт // «Черные дыры» в Российском законодательстве. Москва, 2004. № 2. (В соавторстве).

5. Защита прав человека по Конституции Российской Федерации // Современные гуманитарные проблемы. Волгоград, ВА МВД России, 2007. Выпуск 6.

6. Принципы института защиты прав человека // Современные гуманитарные проблемы. Волгоград, ВА МВД России, 2007. Выпуск 6.

7. Судебная защита прав человека // Современные гуманитарные проблемы. Волгоград, ВА МВД России, 2007. Выпуск 7.

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав (включающих 5 параграфов), заключения и библиографии. Объем диссертации — 225 страниц.

Заключение

.

Задача защиты прав человека по своему характеру является задачей глобальной. В историческом аспекте данная проблема давно вышла за пределы отдельного государства — уже на протяжении многих лет под эгидой ООН, а затем и Совета Европы развивается международное сотрудничество в этой области: разрабатываются международные нормы по правам человека, составляющие, в частности, механизмы защиты провозглашенных прав.

Прозвучавшее на международном уровне провозглашение основных прав неотчуждаемыми и присущими каждому человеку в равной степени от рождения закрепило восприятие современной цивилизацией человека как существа, обладающего непреходящей ценностью вне зависимости от национальных границ, культур и политических режимов.

Однако факт декларации и навечного закрепления за человеком неотчуждаемых прав был лишь первым шагом на предстоящем тернистом пути претворения гарантий указанных прав в жизнь и их защиты. Именно на этом этапе основная ответственность за решение вопросов о создании надлежащих политических и правовых институтов, способных реально защитить человека, особенно в его общении с верховной властью, легла на национальные правовые системы. Россия в этом отношении не является исключением. Однако для нашей страны на сегодняшний день проблема практической защиты прав человека, закрепленных в международных правовых источниках и Конституции РФ, является актуальной не только с правовой точки зрения, но также и с политической, экономической, социальной и духовной.

Таким образом, создание условий, позволяющих осуществлять защиту прав человека на должном социально-правовом уровне — задача комплексная и долгосрочная, особенно в условиях современных российских реалий. На пути к указанной цели особую актуальность приобретает вопрос правильной постановки проблемы, чем уже впоследствии будет определяться характер самой стратегии ее решения.

Так, в проведенном исследовании было показано, что хотя на сегодняшний день действенность механизмов защиты прав человека и гражданина в России предопределяется многими факторами, юридическая составляющая этих детерминант исключительно важна, и это, прежде всего, вопрос совершенствования не только юридической деятельности, но и всего юридического механизма защиты прав человека, ядром которого является институт защиты прав человека. В данном контексте постановка проблемы должна заключаться в выявлении наиболее сложных областей в данной сфере, которыми, в свою очередь, и будут определяться основные направления последующей модернизации. Причем нельзя забывать, что именно сфера правоприменения наиболее подвержена влиянию факторов неправового характера (экономических, социальных, политических и др.). Ввиду необходимости применения многофакторного подхода к решению проблемы совершенствования национального механизма защиты основных прав человека, говорить о разработке строго детерминированной долгосрочной стратегии развития указанного механизма нельзя, ведь как говорил Гераклит, «все течет, все покоится в изменении», и в любой, даже самый просчитанный сценарий действий жизнь может внести свои самые неожиданные коррективы. Поэтому, в первую очередь, необходимо среди наиболее проблемных областей российской правовой системы, препятствующих эффективному осуществлению защиты прав человека, выбрать приоритетные области воздействия, модернизация которых не терпит отлагательства и возможна уже на основе частных, краткосрочных линий реализации правовой политики.

В то же время необходимо отметить, что сегодня общепризнанные права человека нарушаются во всех странах мира и проблема обеспечения должного уровня защиты прав не является исключительной особенностью российских правовых механизмов. Со всей уверенностью можно утверждать, что в XX — XXI вв. большинство национальных правовых систем стран мира столкнулось с аналогичной проблемой. Использование более богатого опыта зарубежных государств в решении собственных проблем, связанных с организацией эффективной защиты прав человека, должно стать одним из приоритетных направлений в разработке стратегий модернизации.

В то же время необходимо, опираясь на стандарты в области защиты прав человека, заложенные на международном уровне, учитывать особенности собственно российской социальной действительности. Вместе с тем в результате широкого признания определенной части международного права элементом национального российского законодательства права человека, наряду с внутригосударственным регулированием, получили возможность и международного регулирования, а это позволяет существенно дополнить национальные механизмы национальной защиты на уровне относительной стабильности, неизменяемости и надгосударственной гарантированности.

Задача совершенствования законодательных механизмов защиты основных прав человека, как и проблема совершенствования иных видов юридической деятельности, должна решаться не только на основе изучения сложившейся в стране современной социально-экономической ситуации, но и на базе исторического опыта всего человечества, а также научных исследований данной проблематики, причем опирающейся на компромиссные подходы в понимании философско-онтологической природы прав человека.

Многие исследователи в разных областях науки и в разные исторические периоды посвящали свои труды изучению происхождения, сущности и проблемы защиты прав человека. Благодаря этому формировались определенные понятия, терминология, классификация прав человека, сохранились и дошли до нас первые и ранние правовые акты, которые провозгласили отдельные и важные для того времени правовые, религиозные, моральные предписания и правовые нормы, что, в конечном счете, определяло форму и содержание нормативно-правовых регуляторов процесса защиты прав человека.

На сегодняшний день в международных документах и соглашениях, касающихся прав человека, указывается, что права человека «проистекают из достоинства, органически присущего человеческой личности"1. Однако следует помнить, что за человеческое достоинство и свободную личность как на религиозно-философском, так и на общественно-политическом фронте велась многовековая борьба, восходящая к самим истокам человеческой цивилизации.

В столкновениях и конфликтах, на длительном и жертвенном пути человек отстаивал свои права, прежде чем в XX веке на международном уровне в качестве приоритетной задачи было провозглашено построение многополярного мира на принципах международного права в интересах всех народов и государств. Новый мировой порядок на планете должен стать порядком всеобщей безопасности, безопасности человека, народа, государства. Поэтому необходимо активизировать усовершенствование структур международных правозащитных организаций, норм международного права в области прав человека и международную систему регулирования провозглашенных прав, ускорить модернизацию правовой системы России с учетом сложившейся ситуации и требований времени, что позволит отстоять нашей стране некогда неоспоримый статус великой державы.

Положения диссертации, по мнению автора, образуют основу для дальнейших научных разработок предложенного вниманию актуального вопроса и на общетеоретическом, и отраслевом, и специально-прикладном уровнях. В частности, проведённое исследование института защиты прав человека способствует:

— выявлению и научному осмыслению сущности, содержания, принципов, функций, целей, задач развития института защиты прав.

1 Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990. С. 32. человека, его месту и роли в механизме правового регулирования вообще и в правозащитном регулировании в частностианализу правозащитной деятельности государственных и негосударственных структур и выявлению назревших проблем в её осуществлении;

— выработке отдельных рекомендаций по совершенствованию защиты прав человека.

Безусловно, проведенное нами исследование института защиты прав человека нельзя признать исчерпывающим. Но мы надеемся, что оно привлечет к себе внимание и послужит базой для дальнейших научных исследований реального состояния защиты прав человека в условиях коренных преобразований российского общества.

В настоящее время необходимо, чтобы все государственные органы начали работать как на благо государства, так и отдельного человека, взаимодействуя с институтами гражданского общества. Права и свободы человека должны стать главным ориентиром их деятельности, чтобы юридическое провозглашение их высшей ценности и гарантированности не остались очередной декларацией, не реализованной в жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека// Права человека: Сборник международных документов. М., 1986.
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.//Права человека: Сборник международных документов. М., 1986.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.//Права человека: Сборник международных документов. М., 1986.
  4. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах//Права человека: Сборник международных документов. М., 1986.
  5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод// СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989.
  6. Европейская социальная хартия// СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989.
  7. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания// СССР имеждународное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989.
  8. Конвенция Содружества Независимых Государств «О правах и основных свободах человека"// Российская газета. 1995.
  9. Основные принципы обращения с заключенными: Резолюция 45/111 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.// Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: ООН. Нью-Йорк, 1992.
  10. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными: Резолюция 663 (XXIУ) ЭКОСОС ООН от 31 июля 1957 г. // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: ООН. Нью-Йорк, 1992.
  11. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  12. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации».
  13. Конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
  14. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». 20.0сновы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462−1.
  15. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции». 22.3акон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации».
  16. Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
  17. Федеральный закон 29 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом.
  18. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
  19. Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации» (принят ГД ФС РФ 25.01.1995).
  20. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  21. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
  22. Федеральный закон от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах РФ».
  23. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
  24. Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
  25. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006.
  26. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
  27. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
  28. Указ Президента от 25.09.04 г. № 1237 «О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации».
  29. Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении концепции государственной национальной политики Российской Федерации».
  30. Указ Президента РФ от 28.06.93 г. № 966 «О концепции правовой информатизации России».
  31. Указ Президента РФ от 18 ноября 1998 г. № 1418 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации».
  32. Указ Президента РФ от 6 ноября 2004 г. № 1417 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека».
  33. Указ Президента РФ от 29 марта 1998 г. № 310 «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека».
  34. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 июня 1994 г. № 141−1 ГД «О защите конституционных прав и свобод граждан при осуществлении мер по борьбе с преступностью».
  35. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 1994 г. № 149−1 ГД «О заявлении Государственной Думы о соблюдении Российской Федерацией стандартов в области прав человека».
  36. Доклад ООН A/CONF.157/DC/I/Add.I.1993, 24 June, Р.2.
  37. Доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в 2000—2006 гг.
  38. Доклад о соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации за 1993 год // Права человека в России международное измерение: Сб. документов ООН. М., 1995.
  39. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: Пер. с англ. / Центр информ. и документации Совета Европы в Российской Федерации. М., 1996.
  40. Международные акты о правах человека: Сборник документов / Составитель В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. 2-е изд. М., 2002.
  41. Права человека: изложение фактов. № 1: Механизм в области прав человека. Женева: Центр по правам человека при отделении ООН в Женеве, 1990.
  42. Права человека: изложение фактов. № 2: Международный билль о правах человека. Женева: Центр по правам человека при отделении ООН в Женеве, 1991.
  43. Права человека: изложение фактов. № 3: Консультативное обслуживание и техническая помощь в области прав человека. Женева: Центр по правам человека при отделении ООН в Женеве, 1991.
  44. Права человека: изложение фактов. № 19: Национальные учреждения, занимающиеся поощрением и защитой прав человека при отделении ООН в Женеве, 1993.
  45. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.
  46. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 20.
  47. Монографии, учебники, пособия5А. Абдулаев М. И. Права человека и государство. СПб., 1999.
  48. М.Г. Предмет и система курса «Нотариат в СССР» // Нотариат в СССР / Под ред. М. Г. Авдюкова. М., 1974.
  49. Е.В. Формирование рынков России и защита прав гражданина // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994.
  50. А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: Российские и международные механизмы. М., 2000
  51. Актуальные проблемы теории права. Уфа, 1995.
  52. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.
  53. С.С. Всеобщность знаний о правах человека условие их гарантии // Права человека: история, теория и практика / Отв. ред. Б. Л. Назаров. М., 1995.
  54. С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М, 1989.
  55. С.С. Право на пороге нового тысячелетия: некоторые тенденции мирового правового развития надежда и драма современной эпохи. М., 2000.
  56. С.С. Право: опыт комплексного исследования. М., 1999.64Алексеев С. С. Теория права. М., 1995.
  57. Я.В., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практ. пособие. М., 1996.66Анисимов П. В. Права человека и правозащитное регулирование. Волгоград, 2004.
  58. П.В., Папичев Н. В. Правовое регулирование защиты прав человека. Волгоград, 2003.
  59. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.
  60. М.В. Дорога к свободе. — М., 1994.
  61. Батыр К. И, Филиппова Т. П., Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права / Под. ред. Батыра К. И. М., 19 931. Бекназар-Юзбашев Т. Б. Права человека и международное право. М., 1996.
  62. М.Ю. Адвокатская этика. М., 2000.
  63. Белая книга России (Наблюдения и предложения в области прав человека). Франкфурт-на-Майне: Междунар. общество прав человека, 1994.
  64. А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.
  65. С.Г. Нормы прокурорского надзора и их место в системе советского права//Вопросы прокурорского надзора. М., 1972.
  66. П.Н. Международное право. М., 1998.
  67. Благож И Формы правления и права человека в буржуазных государствах. М., 1985.
  68. В.В. Механизм правовой защиты и Конституция Российской Федерации//Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации. М., 2000.
  69. В.В. Служба защиты прав человека и гражданина: Мировой опыт. М., 1996.
  70. Бутрос-Гали Б. Организация Объединенных Наций и права человека. -М, 1995.81 .Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.
  71. Вне конфронтации: Международное право в период после холодной войны/ Американская ассоциация международного права. М., 1996.
  72. Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  73. Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. М., 2001.
  74. А.Я. Вопросы международного права и международной политики. М., 1950.
  75. Гай С. Г-Г. Статус беженца в международном праве. Пер. с англ. под ред. М. И. Левиной. М., 1997.
  76. С. А., Петренко Е. Г. Права человека и их защита в Европейском Суде. Краснодар, 2000.
  77. Л. И. Типология прав человека // Право и права человека. Кн. 4 / Под ред. Д. А. Ростиславлева. М., 2001.
  78. В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992.
  79. Д., Харрие Д., ЗваакЛ. Европейская конвенция о правах человека и Европейская Социальная Хартия: право и практика. М., 1998.91 .Градовскич А. Д. Собр. соч. Т.6. Спб., 1903.
  80. Гражданин и аппарат управления в СССР. М., 1982.9Ъ.Гросс Б. Парадокс с правами человека накануне XXI века // Права человека накануне XXI века / Под ред. Калямин Г. П. М., 1994.
  81. С. А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2001.
  82. В.Е., Рудинский Ф. М. Демократия и достоинство личности. М., 1983.
  83. Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.
  84. В.Н. Декларация прав и реальности: К 200-летию Декларации прав человека и гражданина. М., 1992 г. 98Демин В. Н. Принципы материалистической диалектики в научном познании. М., 1979.
  85. И.Ф. Проблема прав человека в российском уголовном процессе (Концептуальные положения). М., 1995.
  86. М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарий). М., 1997.
  87. Н. Природа и пределы гражданских свобод в США // Права человека накануне XXI века / Под ред. Г. П. Калямина М., 1994.
  88. И. Я. Гражданин и закон (о защите прав и законных интересов граждан). М., 1989.
  89. Защита прав личности в социалистическом гражданском процессе / Под общ. ред. А. А. Мельникова. М., 1986.
  90. В.К. Конституционное закрепление прокурорского надзора как самостоятельной формы государственной деятельности // Становление и развитие прокурорского надзора в СССР. Торжество ленинских идей. М., 1976.
  91. Изензее К, Кирхофф 77. Государственное право Германии. Т. 1. М., 1994.
  92. В.А. Права человека и развитие международного права // Общая теория прав человека. М., 1996.
  93. Д. А. Философские проблемы права. М., 1972.
  94. Конституционное право России / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1999.
  95. Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации. М., 2000.
  96. Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.
  97. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М., 1995.
  98. И. И. Международное гуманитарное право. М., 2003.
  99. С. А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1905.
  100. Э. В. Философия права в России. М., 1989.
  101. Р. О. международно-правовой ответственности за нарушение прав человека. М., 1979.
  102. В. А. Личность, свобода, право. М., 1978.
  103. В. В. Применение советского права. Казань, 1972.
  104. Д.Б. История международного права. М., 1962.
  105. Л. Права человека: Вопросы и ответы. М., 1997.
  106. Л.Ф. Советский нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов. Законодательство о государственном нотариате // Нотариат в СССР / Под ред. Л. Ф. Лесницкой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.
  107. Е.А. Права человека как критерий нравственности измерения политики и государственности власти (Права человека и политическое реформирование). М., 1997.
  108. Е.А. Права человека: проблемы посттоталитарного общества // Права человека накануне XXI века / Ред. Калямина Г. П. М., 1994.
  109. И.И. Норма международного права в международной нормативной системе. М., 1997.
  110. И.И. Функционирование международного права. М., 1992.
  111. Е.Г. Теория процессуального права. М., 2003.
  112. Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.
  113. Н. С. Охрана прав личности советским законодательством / Отв. ред. А. И. Масляев. М., 1985.
  114. A.B. Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики. Тольятти, 1999.
  115. Г. В. Права и свободы человека. Теория права и государства. М., 1995.
  116. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т.1. СПб, 1898.
  117. Т.Д. Международные и национальные инструменты и механизмы защиты прав человека. М., 1993.
  118. Т.Д. По зову сердца, а не по долгу службы. / Неправительственные организации в защите прав человека: международная практика и опыт России. М., 1998.
  119. Н. И. Личность. Права. Демократия: теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972.
  120. М. Н. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
  121. Механизм защиты прав человека в России: Докл. Кол. адвокатов по правам человека/Отв.ред. Л. М. Архипова. М., 1996.
  122. И.Б. и др. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России. М., 1997.
  123. А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина/ Под ред. Н. И. Матузова. Саратов, 1996.
  124. В.Я. Важнейшая проблема прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.
  125. . Л. Социалистическое право в системе социальных связей. М., 1976.
  126. . Л. и др. Права человека: история, теория и практика. М., 1995.
  127. В. С. Право и закон: из истории правовых учений. М., 1983.
  128. Л. А. Прокуратура и законность в советском государственном управлении. Л., 1978.
  129. С.Г. Прокурорская система в СССР. М., 1997.
  130. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  131. ИЛ. Сущность и система конституционных принципов правосудия // Конституционные основы правосудия в СССР. М., 1987.
  132. И.Л., Батуров Г. П., Морщакова Т. Г. Теоретические основы эффективности правосудия. М., 1979.
  133. . Развитие и принципы международного гуманитарного права. М., 1994.
  134. И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.
  135. Права и свободы личности: Международные документы, комментарии. М., 1995.
  136. Права и свободы человека в программных документах основных политических партий и объединений России (XX в.) / Под ред. А. Н. Аршипа. М., 2002.
  137. Права человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2002.
  138. Права человека: История, теория, практика/ Под редакцией Назарова Б. Л., М., 1995.
  139. Права человека: Итоги века, тенденции, перспективы/Под ред. Е. А. Лукашовой. М, 2002.
  140. Права человека международное измерение: Сб. документов ООН. М., 1995.
  141. Права человека в истории человечества и в современном мире / Редкол.: Е. В. Аграновская, О. А. Лапинь, Е. А. Лукашева. М., 1989.
  142. Права человека и межнациональные отношения. М., 1994.
  143. Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990.
  144. Э.А. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные отношения. М., 1986.
  145. П.М. Упрочение законности закономерность социализма. Львов, 1974.
  146. Т. Н. Основные функции социалистического права. Волгоград, 1970.
  147. B.C. Настольная книга нотариуса: Теория и практика. М., 1994.
  148. И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1995.
  149. Ф.М. Личность и социалистическая законность. Волгоград, 1976.
  150. Ф. М. Социалистическая демократия и личные права. М., 1984.
  151. Ф. М. Универсальная концепция прав человека и современная Россия // Право и права человека. Кн. 1 / Отв. ред. Л. И. Глухарева. М., 1998.
  152. В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. М., 1982.
  153. И. Н. Специальные нормы советского права / Под ред. М. И. Байтина. Саратов, 1987.
  154. И.А. Нотариат, арбитраж, юридическая служба // Организация суда и прокуратуры в СССР. М., 1984.
  155. В.Я. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994.
  156. К.Ф. Новая советская Конституция и развитие законодательства о прокурорском надзоре // Совершенствование правового регулирования прокурорского надзора в СССР / Под ред. Н. В. Жогина, К. Ф. Скворцова, М. Ю. Рагинского и др. М., 1978.
  157. Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность. Нормы и действительность. М., 2000.
  158. Ю. И. Адвокат в уголовном судопроизводстве. М., 1972.
  159. А. В. Правовая защита человека: теоретические проблемы. СПб., 2001.
  160. М. С. Избранные труды: В 3 т. Т. 1: Проблемы общей теории права. М.: Наука, 1990.
  161. Ю.А. Действие закона. М., 1992.
  162. ТиуноваЛ. Б. Конституция и правовое государство. СПб., 1992.
  163. В.А. Учение о праве. Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород, 1993.
  164. Г. И. Международное право: наследство XX века // Российский ежегодник международного права. СПб., 1994.
  165. Ю.В. Права человека: Нарушения и защита прав человека и прессы. М., 1997.
  166. Теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., Правой закон, 2002.
  167. В.Ф. Нотариат // Гражданский процесс / Под ред. М. С. Шакарян. М., 1993.
  168. И. Е. Конституционное обеспечение прав человека // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979
  169. Л. Введение в американское право / Пер. с англ. М., 1992.
  170. Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997.
  171. С.О. Международно-правовые стандарты в области прав и свобод человека. М., 1998.
  172. ЧечотД. М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968.
  173. В.М. Гуманизм, мир, личность. М., 1981.
  174. Шейх Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе. М., 2004.
  175. ДД. На руинах великой державы. М., 2004.
  176. .С. Советское государство и права человека. Конституционные вопросы. Саратов, 1986.
  177. А. И. Интересы и право в социалистическом обществе. JL, 1984.
  178. ЯвичЛ.С. Социализм: право и общественный прогресс. М., 1990.
  179. К. Б. Жизнь и здоровье под охраной закона: гражданско-правовая защита личных неимущественных прав граждан. М., 1990.1. Статьи
  180. Ю. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации. Обзор проблематики в цифрах и фактах// Правозащитник. 2001. № 1.
  181. С.А. Зачем лукавить мы идем к капитализму//Российская газета, 1994, 18 марта.
  182. Н.В. Отражение в законе принципов правосудия//Право и демократия: Межведомственный сборник науч. тр. Вып. 1. Минск, 1998.
  183. Т.Х. Европейская конвенция о правах человека: время инкорпорации// Правозащитник. 1996. № 3.
  184. Л.В. Гражданин против государства?// Общественные науки и современность. 1994. № 4.
  185. . Вступление России в Совет Европы // Государство и право. 2001. № 2., С. 21−26.
  186. Виг И. Соотношение прав и обязанностей человека и проблем преступности // Государство и право, 1995. № 7.
  187. Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту прав человека, 20−21 января 2002 года // Правозащитник, 2001. № 1.
  188. Государство, гражданин, общество // Государство и право, 1994. № 10.
  189. Ю. А., Черемных Т. Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.
  190. В.П. Проблемы реализации прав и свобод личности в России // Права человека в России и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: Материалы международ, науч.-практ. конф. 29−30 окт. 1996 г. Ч. И. Саратов, 1997.
  191. Индикатор свобод на биржевой курс // Человек и закон. 1995. № 1.
  192. В.А. Россия и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Московский журнал междунар. права, 1996. № 3.
  193. В.А. Россия и Всеобщая декларация прав человека// Московский журнал междунар. права, 1998. № 2.
  194. В. П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. 1998. № 2.
  195. В.Н., Васильев A.M. Право: развитие общего понятия// Советское государство и право, 1985. № 7.
  196. Т.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследования понятия правовой системы общества // Правоведение, 1998.
  197. Г. Международный пакт и Европейская конвенция как две системы защиты прав человека // Правозащитник. М., 1997.
  198. Н. И. Теория и практика прав человека в России // Известия вузов. Правоведение. СПб., 1998. № 4.
  199. А.В. Международно-правовая культура прав человека и проблема развития российской государственности//Моск. журнал междунар. права. М., 1996. № 2.
  200. О. О. Права человека под защиту закона//Российская Федерация сегодня. М., 1999.
  201. Папа Иоанн-Павел //. Права человека// Российский Бюллетень по правам человека. Вып. 7. М., 1995.
  202. И. Оговорки и заявления РФ при ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Российский бюллетень по правам человека. М. 1998. Вып. 10.
  203. Правовой путь в третье тысячелетие // Российская юстиция. 1999. № 7.
  204. B.C. Информационные аспекты деятельности нотариата в России // Юридическая защита прав граждан и предпринимательских структур на базе правовой информатизации: Матер, научно-практ. конференций.
  205. Ф.М. Советские конституции: права человека и гражданина // Сов. государство и право. 1991. № 9.
  206. Ф. М. Понятие и содержание прав человека // Право и жизнь. Независимый научно-популярный журнал. М., 2000. № 27.
  207. М. От социологического знания к признанию прав человека// Российский Бюллетень по правам человека. Вып. 3. М., 1994.
  208. О. И. О решениях Конституционного Суда РФ в связи с жалобами граждан на нарушения их конституционных прав и свобод // Российский юридический журнал. Екатеринбург, 1996. № 2(10).
  209. Э. Защита прав человека во Франции.//Государство и право. 1992. № 12
  210. Диссертации и авторефераты
  211. В.В. Правовой институт омбудсмена в системе взаимодействия государства и гражданского общества.: Автореф. дисс.. док. юр. наук. М. 1985.
  212. Е.В. Влияние Великой французской революции на развитие международного права: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Казань, 1992.
  213. А.В. Гарантии прав личности при реализации юридической ответственности (вопросы теории и практики). Дисс. канд. юрид. наук. Коломна, 1999.
  214. Кулиев М-П.Р. Гражданское общество и право: Опыт теоретического исследования: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. М., 1997.
  215. Т.Д. Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод человека: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. М., 1998.
  216. Н.В. Защита прав человека и проблема метода правового регулирования. Дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2002.
  217. И.В. Теоретические проблемы российской правовой системы. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1996.
  218. А.В. Правовая защита человека (теоретический аспект): Дисс. д-ра юрид. наук. СПб., 1996.
  219. Энциклопедии, словари, справочники:
  220. З.Е. Словарь русского языка / Под. ред. Чешко Л. А. Изд. 4-е репродуцирован. М., 1975.
  221. Всемирная энциклопедия: Философия. М., 2001.
  222. В. Толковый словарь живого русского языка. Т. 1. М., 1965.
  223. Новейший философский словарь/Сост. А. А. Грицанов. Минск, 1998.
  224. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. М., 2001.
  225. Словарь международного права. М., 1986.
  226. Современный словарь иностранных слов. М., 1999.
  227. Толковый словарь русского языка / Под ред. Ожегова С. И., Шведовой Н. Ю. М., 2000.
  228. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2001.
  229. Энциклопедический юридический словарь. 2-е издание / Под ред. Крутских В. Е. М., 2000.
  230. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О. Е. Кутафина М., 2002 г.
Заполнить форму текущей работой