Совершенствование анализа затрат на капитальный ремонт в условиях авторемонтных объединений
Оценка деятельности крупных хозрасчетных комплексов, к которым относятся авторемонтные промышленные объединения обуславливают необходимость более широкого использования экономико-статистических методов и современной вычислительной техники в экономическом анализе. Наиболее эффективным методом многомерного статистического анализа является современный факторный анализ (метод главных компонент… Читать ещё >
Содержание
- ВВВДЕНИЕ
- ГЛАВА I. РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОРЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА
- 1. 1. Технико-экономические особенности авторемонтного производства и их влияние на организацию и методы анализа себестоимости
- 1. 2. Роль экономического анализа в выявлении резервов снижения затрат на капитальный ремонт автомобилей
- ГЛАВА II. ДЕЙСТВУЮЩЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, Ж ОЦЕНКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
- 2. 1. Анализ динамики затрат на производство капитального ремонта автомобилей
- 2. 2. Анализ выполнения плана по затратам на производство капитального ремонта автомобилей
- ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА В АВТОРЕМОНТНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
- 3. 1. Совершенствование информационной базы анализа затрат на капитальный ремонт
- 3. 2. Анализ затрат на производство капитального ремонта по технико-экономическим факторам
- 3. 3. Совершенствование анализа себестоимости авторемонтной продукции на основе использования экономико-статистических методов
Совершенствование анализа затрат на капитальный ремонт в условиях авторемонтных объединений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На ХХУ1 съезде КПСС подчеркивалось, что главная задача пятилетки состоит в обеспечении дальнейшего роста благосостояния советских лкщей на основе устойчивого поступательного развития народного хозяйства, ускорения научно-технического прогресса и перевода экономики на интенсивный путь развития, более рационального использования производственного потенциала страны, всемерной экономии всех видов ресурсов и улучшения качества работы (9, с.38).
Основным направлением экономической политики нашего государства является повышение эффективности общественного производства.
В отчетном докладе ЦК КПСС на ХХУТ съезде отмечено: «Интенсификация экономики, повышение ее эффективности, если переложить эту формулу на язык практических дел, состоит прежде всего в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него, чтобы вовлекая в производство сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться большего. Решению этой задачи должны быть подчинены планирование, научно-техническая и структурная политика. На эффективность должны работать и методы хозяйствования, политика в области управления «(9, с.40).
Сложность и многогранность задачи повышения эффективности производства требует постоянного совершенствования хозяйственного механизма, усиления контроля за своевременным выполнением производственных планов, отлаживания методов экономического стимулирования, улучшения управления на всех уровнях народного хозяйства.
Важную роль в совершенствовании управления призван сыграть экономический анализ как один из важнейших элементов хозяйственного механизма, который располагает арсеналом методов и приемов для исследования уровня использования производственных ресурсов. Дальнейшее развитие и улучшение системы управления предусматривает совершенствование организации и методов экономического анализа, показателей деятельности предприятий и объединений.
Важнейшим стоимостным качественным показателем, применяемым в оценке хозрасчетной деятельности производственных коллективов и их экономического стимулирования является показатель себестоимости продукции, работ и услуг.
Хозяйственная практика в нашей стране показала, что превращение показателя себестоимости в расчетный, принижение его роли в оценке деятельности предприятий и фондообразования привело к некоторому ослаблению внимания на предприятиях к поиску резервов снижения себестоимости. В результате рост прибыли стал обеспечиваться не за счет снижения себестоимости, а в основном, за счет факторов объема и структуры продукции. Так, в десятой пятилетке Q2% прироста прибыли в промышленности и 100 $ в строительстве было достигнуто за счет расширения масштабов производства (88, с.31).
В докладе тов.Н. А. Тихонова ХХУ1 съезду КПСС указано: «Одна из актуальных проблем — снижение себестоимости продукции. Надо восстановить значение этого показателя в повышении рентабельности производства, в оценке хозяйственной деятельности» (9, с.126).
С 1979 года показатель себестоимости восстановлен в народнохозяйственном плане и директивно утверждается предприятиям и объединениям.
В связи с этим было принято также постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июня 1981 г. «Об усилении работы по экономии и рациональному использованию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов», направленное на повышение роли показателя себестоимости в оценке хозрасчетной деятельности предприятий и объединений.
С 1983 г. плановые задания по себестоимости устанавливаются в виде предельного уровня всех затрат на рубль товарной про-дукцииС в том числе лимита материальных затрат), снижению себестоимости сравнимой товарной продукции и себестоимости важнейших изделий. Относительная ограниченность ресурсов обусловливает необходимость ускоренного поиска путей возможного развития экономики за счет сокращения затрат на единицу стоимости продукции.
На декабрьском Пленуме ЦК КПСС (1983 г.) было отмечено: «В министерствах и ведомствах, на каждом предприятии, стройке, в каждом хозяйстве следует разработать и осуществить конкретные меры по снижению затрат труда, расхода сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов» (10, с.27−28). Эта задача была подтверждена в решениях апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС (II, с.12).
Совершенствование анализа себестоимости является актуальной задачей во всех звеньях народного хозяйства, в том числе и авторемонтном производстве.
Авторемонтные заводы осуществляют капитальный ремонт автомобилей различных модификаций. Затраты на капитальный ремонт, произведенные этими предприятиями, представляют собой объем выполненных товарных работ и услуг. Поскольку выполняемые ремонтными заводами работы по производству капитального ремонта означают частичное воспроизводство промышленной продукции, изго.
— б товляемой автомобильными заводами страны, постольку в дальнейшем изложении будет применяться термин «себестоимость (затраты) товарной продукции» наряду с «себестоимостью капитального ремонта автомобилей» .
С ростом автомобильного парка страны возрастает и усложняется авторемонтное производство. Ремонт автомобилей осуществляется в основном на специализированных ремонтных предприятиях. Деятельность авторемонтных предприятий, производящих капитальный и восстановительные ремонты автомобилей и их агрегатов, оказывает существенное влияние на техническую готовность парка автомобилей и эффективность их использования.
Планирование, учет и экономический анализ показателей деятельности ремонтных предприятий сложнее, чем на машиностроительных, в том числе и автомобильных, что обусловлено спецификой этого производства. Прежде всего это разнообразие технологических процессов в связи с разными видами износов автомобилей, универсальность оборудования, небольшие по сравнению с заводом-изготовителем размеры авторемонтных предприятий. Создание авторемонтных производственных объединений не устраняет полностью этих сложностей.
Основными задачами авторемонтного производства являются: — обеспечение полного удовлетворения потребностей автомобильного транспорта в капитальном ремонте автомобилей по количеству и номенклатуре;
— повышение качества ремонта и доведение послеремонтных ресурсов автомобилей и их составных частей до нормативных;
— сокращение времени нахождения автомобилей и их агрегатов в капитальном ремонте;
— снижение затрат на капитальный ремонт автомобилей, включая их доставку.
Основными направлениями при успешной реализации этих задач являются индустриализация ремонтного производства и интенсификация его деятельности. Ежегодно предприятия и организации расходуют на капитальный ремонт автомобилей свыше I млрд.рублей. Себестоимость капитального ремонта автомобилей достигает на некоторых предприятиях 60−70 $ стоимости их изготовления (134,с.2).
Рациональное расходование средств на ремонт является резервом снижения себестоимости авторемонтной продукции и повышения экономической эффективности промышленного производства.
Б системе мероприятий, направленных на снижение материальных и трудовых затрат на проведение капитального ремонта автомобилей большое значение приобретает проведение тщательного экономического анализа с применением рациональных форм его организации.
Важность проблемы разработки совершенных методов анализа затрат на капитальный ремонт определяется тем, что постановления партии и правительства по совершенствованию хозяйственного механизма направлены на усиление внимания к анализу использования ресурсов в условиях функционирования нового структурного звена управления — производственных промышленных объединений. В авторемонтном производстве созданы и успешно функционируют республиканские авторемонтные. промышленные объединения в Узбекской ССР, на Украине и в Белоруссии. Создание промышленных объединений выдвигает новые задачи в области совершенствования форм и методов экономического анализа затрат на капитальный ремонт, обусловливает экономическую целесообразность поиска новых путей повышения действенности анализа себестоимости ремонтных работ в системе управления промышленным производством.
Советские экономисты уделяют большое внимание решению проблем анализа производственных затрат и себестоимости продукции. Различные ее аспекты исследуют А. Ф. Аксененко, И. А. Басманов, П. С. Безруких, В. Б. Ивашкевич, Т. И. Матвеева, С. И. Полякова, А. Д. Шеремет, Н. Г. Чумаченко. В работах этих авторов основное внимание уделяется методам анализа себестоимости промышленной продукции. Исследованию проблем экономики, организации и планирования затрат на ремонтных предприятиях посвящены работы Р. З. Акбердина, А. А. Додонова, А. А. Мурзаева, А. М. Черного, В. А. Якобаса.
Вопросы анализа затрат на капитальный ремонт как специфического вида деятельности авторемонтных предприятий и объединений не получили в них достаточного освещения. Специальных работ, посвященных анализу затрат в авторемонтных объединениях и предприятиях с учетом специфики их технологии и организации производства к настоящему времени не имеется.
Рекомендованные в литературе и применяемые на практике методы анализа производственных затрат основаны на изучении функциональной зависимости факторов, определяющих ее уровень. Дальнейшее совершенствование методов анализа себестоимости предполагает изучение сложных стохастических связей производственных затрат с другими обобщающими оценочными и фондообразующими показателями деятельности авторемонтных объединений, основанных на применении экономико-статистических методов и ЭВМ,.
Целью настоящего исследования является разработка методических основ комплексного многофакторного анализа затрат на капитальный ремонт в условиях авторемонтных объединений по данным работы республиканского промышленного объединения «Узавторемонт» за 1973;1983 гг.
В соответствии с поставленной целью исследования в работе решаются следующие задачи:
— обоснование технико-экономических особенностей авторемонтного производства, влияющих на организацию и методологию анализа производственных затрат авторемонтных предприятий и объединений;
— обобщение разработанных в экономической литературе и применяемых на практике методов анализа затрат на капитальный ремонт в авторемонтном производстве и определение направлений их дальнейшего совершенствования;
— исследование состояния информационной базы анализа затрат на капитальный ремонт в авторемонтных промышленных объединениях и разработка рекомендаций по ее совершенствованию в соответствии с требованиями комплексного анализа;
— разработка рекомендаций по совершенствованию анализа затрат на капитальный ремонт по технико-экономическим факторам с учетом особенностей авторемонтного производства;
— обоснование возможности применения метода главных компонент в анализе затрат на капитальный ремонт в условиях авторемонтных объединений.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС, постановления партии и правительства по вопросам хозяйственного строительства и совершенствования хозяйственного механизма. В процессе исследования были использованы данные ЦСУ СССР, Методические и инструктивные материалы Министерства автомобильного транспорта УзССР, Госкомсельхозтехники СССР, Министерства автомобильной промышленности СССР. В работе автор опирался на труды советских ученых в области учета и экономического анализа.
Объектом исследования являются авторемонтные заводы, входящие в состав республиканского промышленного объединения «Узавторемонт» Узбекской ССР. Обобщены и проанализированы отчетные материалы по предприятиям «Узавторемонт» за 1973;1983 гг. В процессе исследования использованы также материалы, характеризующие деятельность авторемонтных предприятий Управления авторемонтных заводов Мосгорисполкома.
В основу исследования положен марксистско-ленинский диалектический метод. Применялись общенаучные методы анализа и синтеза, метод группировок, сравнений, экономико-статистические методы.
Научная новизна исследования состоит в разработке методических основ комплексного факторного анализа затрат на капитальный ремонт в условиях функционирования авторемонтных промышленных объединений. В процессе исследования были получены следующие научные и практические результаты:
— обоснованы особенности технологии и оранизации авторемонтного производства, влияющие на методологию и организацию анализа затрат на капитальный ремонт;
— определены направления дальнейшего совершенствования методов анализа затрат на производство ремонтных работ в условиях функционирования авторемонтных промышленных объединений;
— даны рекомендации по совершенствованию информационной базы анализа затрат на капитальный ремонт, позволяющие повысить аналитичность контроля за себестоимостью ремонтных работпредложена рациональная группировка затрат на производство капитального ремонта, сформулированы предложения по внедрению в ремонтном производстве элементов нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости ремонтных работ;
— определены технико-экономические факторы, влияющие на затраты по капитальному ремонту автомобилей и разработаны рекомендации по совершенствованию методики их анализа;
— разработаны рекомендации по использованию метода главных компонент в анализе затрат на производство капитального ремонта в условиях авторемонтных промышленных объединений.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты и рекомендации могут быть использованы в практике экономической работы в условиях функционирования авторемонтных промышленных объединений и предприятий, а также при создании и дальнейшем совершенствовании нормативных положений по учету и анализу затрат на производство авторемонтной продукции. Рекомендованные методы анализа позволяют более глубоко и объективно выявлять резервы снижения затрат на капитальный ремонт автомобилей при обеспечении его высокого качества.
Полученные результаты докладывались и получили одобрение на научно-практической конференции «Пути повышения эффективности транспортной системы Узбекской ССР в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» (Ташкент, 1983), на научной конференции преподавателей и аспирантов Московского института народного хозяйства им. Г. Б. Плеханова (1983 г.), на научно-практической конференции в Латвийском государственном университете им. П.Стучки (Рига, 1983 г.), Межреспубликанской научно-практической конференции «Совершенствование учета и анализа хозяйственной деятельности в народном хозяйстве», (Рига, 1984).
Предложения автора внедрены в республиканском промышленном объединении «Узавторемонт» Министерства автомобильного транспорта Узбекской ССР.
В соответствии с целями и задачами исследования материал диссертации изложен следующим образом.
В первой главе обоснована роль и значение анализа производственных затрат в повышении эффективности авторемонтного производства, рассмотрены технико-экономические особенности авторемонтного производства, оказывающие влияние на организацию и методику анализа себестоимости ремонтных работ.
Во второй главе проведено исследование динамики производственных затрат с использованием методов детерминированного анализа дана оценка выполнения плана по себестоимости промышленным объединением «Узавторемонт» за период 1973;1983 гг., выявлены резервы снижения затрат на капитальный ремонт автомобилей.
В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию информационной базы анализа себестоимости ремонтных работ, рассмотрены направления совершенствования методов анализа затрат на капитальный ремонт по технико-экономическим факторам, обоснована возможность применения методов современного факторного анализа к анализу затрат авторемонтных объединений.
— 166 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В условиях бурного развития научно-технического прогресса и повсеместной интенсификации общественного производства возрастает роль ремонта автомобилей как эффективной формы восстановления автотранспортных средств. Между тем, несмотря на огромные материальные и трудовые затраты, производимые в настоящее время в авторемонтном производстве, оно не в состоянии удовлетворить потребности народного хозяйства в автомобилях.
Одним из главных направлений повышения экономической эффективности авторемонтного производства является совершенствование планирования, учета и экономического анализа себестоимости продукции.
В условиях развитого социализма экономический анализ превратился в одну из функций управлений и элемент хозяйственного механизма. На многих предприятиях и объединениях промышленности экономический анализ организован в самостоятельную автоматизированную подсистему управления. Проведение экономического анализа показателей деятельности предприятий позволяет вскрывать внутренние резервы, укреплять хозяйственный расчет, повышать действенность экономического стимулирования.
В решениях ХХУТ съезда КПСС поставлена задача дальнейшего повышения качества учета, отчетности и экономического анализа для оценки хозяйственной деятельности предприятий и объединений и материального стимулирования цроизводственных коллективов.
I. Успешная реализация этой задачи в области анализа себестоимости требует совершенствования системы показателей ее оценки, улучшение информационной базы анализа в направлении большей ее увязки с факторами научно-технического прогресса, разработки и применения в практике экономической работы ремонтных предприятш рациональной методики экономического анализа, позволяющей полнее и всестороннее выявлять резервы использования производственных ресурсов.
Изучение теории и обобщение передовой практики состояния анализа себестоимости на авторемонтных предприятиях показало, что его организация и методология еще не полностью отвечают требованиям управления и контроля за расходованием средств при осуществлении капитального ремонта автомобилей.
Исходя из решений партии и правительства, в условиях одиннадцатой пятилетки повысилась роль себестоимости в оценке деятельности предприятий и объединений. Себестоимость продукции повсеместно стала одним из основных директивных, оценочных и фондообразующих показателей деятельности объединения в целом и его структурных подразделений. Для выявления резервов снижения затрат в авторемонтном производстве необходима четкая система аналитических показателей для всесторонней оценки уровня использования производственных ресурсов на капитальный ремонт автомобилей.
Себестоимость товарной продукции является одним из наиболее сложных показателей, характеризующих Эффективность деятельности предприятий и объединений. На методике проведения анализа себестоимости сказывается специфика ремонтного производства. Отсюда методы анализа себестоимости ремонтных работ должны характеризовать технико-экономические особенности процесса проведения ремонта.
2. В связи с тем, что предприятиям и объединениям в годовых и пятилетних планах утверждаются задания по себестоимости и в их составе — лимит Сопредельный уровень) материальных затрат, внесены существенные изменения в систему плановых и отчетных показателей себестоимости, в методы оценки выполнения установленных заданий.
Применение новых утверждаемых показателей себестоимости и расширение информационной базы для их анализа требует изменения традиционных приемов экономического анализа с учетом изменившейся роли показателя себестоимости в оценке деятельности и стимулировании производственных коллективов. Методы анализа себестоимости прежде всего должны исключать экономию, неявляющуюся заслугой предприятия, полученную за счет нарушения оптовых цен, планового ассортимента, невыполнения мероприятий по развитию и совершенствованию производства и охране природной среды, нарушения цравил технической эксплуатации предприятий и цравил использования природных ресурсов. При оценке деятельности коллектива эта экономия должна быть исключена из себестоимости.
Экономия, зависящая от усилий коллектива предприятий, должна быть изучена по экономическим факторам ее образования. Мэто-дика анализа затрат на рубль товарной продукции должна охватывать следующие показатели-. общий предельный уровент затрат, лимит материальных затрат, уровень затрат на заработную плату и уровень косвенных расходов в общих затратах на выпуск авторемонтной продукции.
3. В условиях превращения пятилетнего плана по себестоимости в основную базу планирования, оценка выполнения плана по себестоимости в промышленных объединениях и их структурных подразделениях должна производиться в динамике нарастающим итогом, а годового плана по месяцам в целях более полного выявления резервов снижения себестоимости.
Анализ себестоимости товарной продукции на авторемонтных предприятиях целесообразно производить в следующих разрезах:
— анализ динамики себестоимости всей товарной продукции и в том числе сравнимой и новой по статьям затрат;
— анализ снижения себестоимости сравнимой товарной продукции;
— анализ выполнения заданий по снижению предельного уровня всех затрат и в том числе материальных на рубль товарной продукции;
— анализ затрат на заработную плату и косвенных расходов в стоимости товарной продукции;
— анализ себестоимости по технико-экономических факторам;
— факторный анализ себестоимости в увязке с другими обобщающими показателями деятельности авторемонтных производств.
4. Создание промышленных объединений в авторемонтном производстве выдвигает новые задачи дальнейшего совершенствования методов сравнительного факторного анализа себестоимости, входящих в их состав предприятий и производственных объединений. Проведение сравнительного анализа на уровне промышленного объединения состоит в том, что появляется возможность сопоставить затраты структурных подразделений объединения, изучить причины различий в использовании производственных ресурсов, выявить резервы дальнейшего снижения себестоимости. Новое в сравнительном анализе себестоимости в условиях объединений, что он позволяет определить характер и степень влияния на себестоимость капитального ремонта структурного фактора, находящего выражение в изменении удельных весов производственных единиц в общих затратах на товарный выпуск объединения, определять вклад каждой производственной единицы в общее снижение затрат на капитальный ремонт.
5. Результативность анализа во многом обуславливается ка-честом информации о затратах на ремонт автомобилей. К содержанию экономической информации предъявляются высокие требования, основными из которых являются достоверность, полнота и оперативность.
Решение проблемы совершенствования информационной базы анализа себестоимости должно идти прежде всего по линии совершенствования оперативного учета. Основной задачей в этой области является правильная организация учета ремонтного фонда.
Ремонтный фонд выступает как исходный продукт авторемонтного производства и включает изношенные автомобили и агрегаты, поступившие на авторемонтный завод от предприятий их эксплуатирующих. Совершенствование учета ремонтного фонда должно быть достигнуто за счет рационализации методов и организации ведения таких первичных документов, как акты приема-передачи, дефектные ведомости и балансы движения деталей в процессе производста.
Главным направлением совершенствования методологии и организации учета ремонтного фонда на авторемонтных заводах является организация учета их на балансе в составе оборотных средств. Оценку ремонтного фоцда необходимо проводить по данным дефектной ведомости не только в количественном, но и в денежном выражении. Это позволило сравнивать стоимость ремонтного фонда с затратами на выпуск из цроизводства автомобилей и агрегатов и определять фактическую себестоимость продукции авторемонтного производства.
6. Возможности экономического анализа себестоимости и использование его результатов в уцравленш себестоимостью ремонтных работ могут значительно расшириться в том случае, если на авторемонтных заводах будет рационально организован учет производственных затрат и калькулирование себестоимости авторемонтной продукции. Необходимым условием для выполнения этих требований является использование на предприятиях и объединениях единой и экономически обоснованной группировки затрат на производство.
Ведомственная разобщенность авторемонтного производства привела к тому" что до настоящего времени не достигнуто единообразия в системе группировки затрат на ремонт. Обеспечение единства метода исчисления себестоимости капитального ремонта необходимо прежде всего для организации сравнительного анализа, без которого невозможно централизованное управление авторемонтным производством в объединениях. Чтобы управлять себестоимостью определенных видов продукции, она должна быть построена таким образом, чтобы ее структура позволяла вскрывать степень влияния отдельных факторов на ее образование. В калькуляции себестоимости необходимо отражать затраты, связанные с ремонтом, изготовлением и приобретением запасных частей, потреблением ремонтных материалов, расходом на заработную плату, управление и обслуживание производства.
7. Важной проблемой совершенствования калькуляции себестоимости ремонтных работ является правильное отнесение на себестоимость комплексных расходов. В настоящее время эти расходы распределяются между видами ремонтируемой продукции пропорционально суммам основной заработной платы производственных рабочих, что не обеспечивает правильности калькуляционных расчетов. В целях обеспечения точности распределения целесообразно распределять расходы на содержание и эксплуатацию оборудования с учетом его ремонтной сложности, а цеховые и общезаводские расходы пропорционально количеству часов, отработанных производственными рабочими.
8. Проведенное изучение деятельности авторемонтных заводов позволило установить, что их технико-экономические особенности создают реальные основания для применения в ремонтном цроизвод-стве элементов нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Важным и ответственным моментом при внедрении нормативного метода являются разработка нормативной калькуляции, которые целесообразно составлять по видам работ: дефектовочные, моечные, реставрационные, изготовление деталей, общая сборка изделий. Для успешного внедрения на ремонтных предприятиях нормативного метода учета затрат на производство и калькуляции себестоимости рем. работ необходимо систематизировать действующие нормы материальных и трудовых затрат и организовать документальный учет отклонений от них. Отклонение от нормы и их изменений необходимо классифицировать в разрезе технико-экономических факторов.
9. Развитие технического прогресса в авторемонтном производстве, создание крупных хозрасчетных промышленных объединений требует изучения себестоимости продукции не только по экономическим, но и по технико-экономическим факторам, т. е. не только по данным бухгалтерской отчетности о затратах на производство и себестоимости, но и на основе информации, содержащейся в отчетности о науке и технике.
Применительно к отрасли авторемонтной промышленности еще не разработана отраслевая методика анализа себестоимости по технико-экономическим факторам. Отдельные авторемонтные предприятия используют при анализе некоторых факторов технико-экономического характера методику, разработанную для предприятий автомобильной промышленности. Однако эта методика не полностью отражает особенности организации и технологии ремонта автомобилей и поэтому ее нельзя полностью перенести на условия авторемонтного производства. В диссертации разработаны методические основы анализа затрат на рубль товарной продукции для авторемонтных предприятий.
Существенную роль для получения точных данных в анализе себестоимости по технико-экономическим факторам играет качество составления отчетов, содержащих данные о техническом и организационном уровне производства.
Исследование показало наличие недостатков в информационном обеспечении экономического анализа себестоимости в разрезе технико-экономических факторов. Для этого необходимо усовершенствовать информацию, содержащуюся в формах 10-НТ, устранить различия, имеющиеся в перечне факторов плановых и отчетных форм, отразить мероприятия по совершенствованию производства и управления, повышению качества продукции, включить в состав форм годового отчета — «Сводную таблицу снижения себестоимости продукции по основным технико-экономическим факторам» .
10. Оценка деятельности крупных хозрасчетных комплексов, к которым относятся авторемонтные промышленные объединения обуславливают необходимость более широкого использования экономико-статистических методов и современной вычислительной техники в экономическом анализе. Наиболее эффективным методом многомерного статистического анализа является современный факторный анализ (метод главных компонент). Он позволяет преобразовывать набор первичных показателей в меньшее число комплексных синтетических факторов, раскрыть их внутреннюю структуру, исследовать взаимосвязи между наблюдаемыми переменными и этими факторами, дать им количественную и качественную оценку. Применение факторного анализа дает возможность отыскать скрытые, но объективно существующие закономерности, которые определяются воздействием внутренних и внешних причин на изучаемый процесс.
В работе обоснована система показателей хозяйственной деятельности авторемонтных предприятий, отражающие закономерности причинно-следственных связей в формировании себестоимости ремонтных работ. Обработка информации по системе показателей хозяйственной деятельности авторемонтных заводов объединения позволила выявить 4 важнейших закономерностей, получивших качественное и количественное отражение в главных компонентах, которые оказывают определяющее влияние на формирование себестоимости авторемонтных предприятий в условиях авторемонтных объединений. Эти главные компоненты (комплексные факторы) получили названия: «Организационно-технический уровень авторемонтного производства», «Степень использования трудовых ресурсов», «Качество ремонтного фонда», «Качество ремонтных работ» .
В процессе анализа были рассчитаны уравнения регрессии, в которых в качестве признаков использовались главные компоненты. Расчеты показали, что снижение затрат на капитальный ремонт за исследуемое десятилетие происходило в основном за счет повышения степени использования трудовых ресурсов (Яд,), а не за счет повышения организационно-технического уровня ремонтного производства (Fi). Фактор качества ремонтного фонда (F3) вызвал значительное повышение себестоимости. Для снижения затрат на производство ремонтных работ за с-чет этого фактора требуется улучшение качества разборочных, моечных и очистных работ, которые предопределяют качество ремонтного фонда. Фактор качества выполнения ремонтных работ (Fif) оказывает незначительное влияние на снижение себестоимости ремонтных работ. Именно эти факторы будут определять в двенадцатой пятилетке уровень себестоимости ремонта автомобилей.
Практическая реализация рекомендаций, сделанных в диссертации, позволит более глубоко и всесторонне выявлять резервы рационального и экономного использования материальных и трудовых ресурсов и тем самым способствовать дальнейшему повышению эффективности ремонтного производства.
Список литературы
- Маркс К. Капитал. т, 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23. — 907 с.
- Маркс К. Капитал. т.2 Кн.2. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.24.- 648 с.
- Маркс К. Капитал. т. З, — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.25. — 546 с.
- Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.24, с.1−345.
- Ленин В.И. Очередные задачи советской власти. Полн.собр.соч., т.36, с.130−208.
- Ленин В.И. Постановление о работе замов. Полн.собр.соч., т.45, с.152−159.
- Программа КПСС. М.: Политиздат, 1973. — 144 с.
- Материалы Ш съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223 с.
- Материалы Пленума ЦК КПСС. 26−27 декабря 1983 г. — М.: Политиздат, 1983. — 31 с.
- Материалы Пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984 г. — 31 с.
- Об усилении работы по экономии и рациональному использованию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июня 1981 г. Коммунист, 1981, № 10, с.7−16.
- Об основных положениях по нормативному методу учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Письмо Министерства финансов СССР от 6 ноября 1964 г.
- О мероприятиях по совершенствованию и широкому распространению нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости. Письмо Министерства финансов СССР № 48 В от 24 октября 1977 г. Бухгалтерский учет, 1978, № I, с.68−71.
- Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях. М., 1970. — 128 с.
- Народное хозяйство СССР в 1965 г.: Стат. ежегодник ЦСУ, М.: Статистика, 1966. — 910 с.
- Народное хозяйство СССР в 1980 г.: Стат. ежегодник ЦСУ", М.: Статистика, I971. — 822 с.
- Народное хозяйство СССР в 1975 г. Стат. ежегодник ЦСУ. М.:1. Статистика, 1976. 846 с.
- Народное хозяйство СССР в 1980 г.: Стат. ежегодник ЦСУ. -М.: Финансы и статистика, 1981. 583 с.
- Народное хозяйство СССР в 1982 г.: Стат. ежегодник ЦСУ. М.: Финансы и статистика, 1983. — 573 с.
- Абрамов А.И., Аксененко А. Ф., Эйдинов A.M. Себестоимость продукции в социалистическом производстве. М.: Мысль, 1977. -165 с.
- Акбердин Р.З. Сравнительный экономический анализ резервов ремонтного обслуживания. (Метод рекомендации). Свердловск, 1970.101 с.
- Актуальные проблемы совершенствования учета и экономического анализа деятельности предприятий и объединения. Сб. статей /Под ред. Поляковой С. И. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 77 с.
- Алексеев А.Н. Вопросы повышения экономической эффективности ремонтного производства. Автореф.дис.на соиск. учен, степени канд.эконом.наук. Л., 1979. 19 с.
- Амерханов Т.К. Организация и пути совершенствования хозяйственного расчета на ремонтных сельскохозяйственных предприятиях, Автореф.на соиск.учен.степени канд. с/х наук. Казань, 1975.27 с.
- Анискин Л.Г., Мензенкампф А. Г., Пешков Г. Ф. К методике анализа резервов авторемонтного производства. В кн.: Вопросы экономики и организации производства. — Челябинский политехнический институт. Машгиз, 1957, с.88−94.
- Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. -/Под ред.В. И. Рыбина. М.: Финансы, 1980. — 392 с.
- Антерс Э., Галкин Л. Хозяйственные отношения государственных предприятий в период строительства коммунизма. М.: Мысль, 1968. — 277 с.- 178
- Андрукович П.Ф. Применение метода главных компонент в практических задачах. М.: МГУ, 1973. — 122 с.
- Арьков П.Г. Некоторые вопросы совершенствования нормативного метода учета производства. Бухгалтерский учет, 1977, № I, с.32−36.
- Баканов М.И., Катаев А. Н., Шеремет А. Д. Экономический анализ (теория, история, современное состояние, перспективы). М.: Финансы, 1976. — 264 с.
- Басманов И.А. Теоретические основы учета и калькулирования себестоимости промышленной продукции. М.: Финансы, 1970. -167 с.
- Басманов И.А. Калькулирование себестоимости промышленной продукции. Шнек, Вышэйш.школа. 1973. — 295 с.
- Барнгольц С.Б., Майданчик Б. И. Проблемы организации экономического анализа в объединениях промышленности. В кн.: «Проблемы экономического анализа». Научные труды. М.- 1978, с.5−21.
- Безруких П.С. Учет и калькулирование себестоимости продукции.-М.: Финансы, 1974. 317 с.
- Болтянский А. Об анализе производственной деятельности в связи с техническим прогрессом. Вопросы экономики, 1977, № 12, с.117−122.
- Бородкин А.С. Научно-технический прогресс и учет. Вопросы экономики, 1978, № 4, C. III-II7.
- Бородкин А.С. Проблемы учета в управлении научно-техническим прогрессом. М.: Финансы, 1980. — 160 с.
- Боярский А.Я. Математика для экономистов. М.: Госторгиздат ЦСУ СССР, 1961. — 394 с.
- Бро Г. Г., Шнайдман Л. М. Математические методы экономического анализа на предприятии. М.: Экономика, 1976. — 183 с.
- Бунич П.Г. Основные фовды социалистической.промышленности, -М.: Госполитиздат, I960, 198 с.
- Бунич П.Г. Управление, экономические рычаги, хозрасчет. М.: Наука, 1976. — 294 с.
- Венецкий И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: Справочник 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статистика, 1979. — 447 с.
- Виноградов К. Проблемы рациональной организации капитального ремонта. Вопросы экономики, 1965, № 8, с.13−21.
- Власов Б.В. Индустрия ремонта. М.: Знание, 1974. — 63 с.
- Волколупов Н.С. Об учете и распределении комплексных затрат на ремонтных предприятиях. Бухгалтерский учет, 1977, № 3, с.50−51.
- Вопросы дальнейшего улучшения методологии и методики формирования себестоимости продукции для ценообразования. Вопросы ценообразования, 1977, вып. З, с.25−41.
- Ганштак В.И. Анализ резервов снижения себестоимости продукции. М.: Машиностроение, 1974. — 56 с.
- Гатовский Л.М. Научно-технический прогресс и экономика развитого социализма. М.: Наука, 1974. — 431 с.
- Гильде Э.К. Нормативный учет в промышленности. М.: Финансы, 1976. — 152 с.
- Гильде Э.К. Учет затрат и калькулирование себестоимости в условиях автоматизации производства. Бухгалтерский учет, 1978, № I, с.53−56.
- Головкин В.Ф. Вопросы экономического анализа материалоемкости продукции. В кн.: «Совершенствование деятельности предприятий и объединений», Научные труды. — М., 1979, с.28−41.
- Головкин В.Ф. Факторный анализ материалоемкости. В кн.: Факторы повышения эффективности общественного производства. Научные труды. М., 1980, с.172−181.
- Девальд А.А. Опыт применения организационной связи и технических средств в управлении авторемонтным производством. В кн.: Использование ЭВМ в управлении авторемонтным производством. — Алма-Ата, ЦНОТ, 1973, с.56−60.
- Дембинский Н.В. Анализ экономики промышленного предприятия.-Минск: Беларусь, 1979. 159 с.
- Дергачев А.Ф. Организация и планирование предприятий по ремонту автомобилей и дорожных машин. М.: Транспорт, 1969. — 296с.
- Длин A.M. Факторный анализ в производстве. М.: Статистика, 1975. — 328 с.
- Додонов А.А. Планирование, финансирование, учет и анализ затрат на ремонт основных фондов. М.: Госфиниздат, 1954. -200 с.
- Додонов А.А. Амортизация и ремонт основных средств в промышленности СССР. М.: Госфиниздат, I960. — 208 с.
- Дружинин Н.К. Математическая статистика в экономике. М.: Статистика, 1971. — 264 с.
- Дубов A.M., Турундаевский В. Б. Факторный анализ (Учебное пособие). М.: МЭСИ, 1982. — 106 с.
- Дубров A.M. Обработка статистических данных методом главных компонент, й М.: Статистика, 1978. 135 с.
- Дубровский С.А. Прикладной многомерный статистический анализ. -М.: Финансы и статистика, 1982. 216 с.
- Дугинов А. Себестоимость важнейший показатель эффективности. — Плановое хозяйство, 1979, № 8, с.96−103.
- Дьяченко И.А. Нормативный учет и перспективы его развития. -Свердловск, Урал. ин-т, 1978. 70 с.
- Дюмин И. Совершенствование и повышение эффективности ремонта автомобилей. Автомобильный транспорт, 1979, № 4, с.29−31.
- Ерина A.M. Математико-статистические методы изучения экономической эффективности производства. М.: Финансы и статистика, 1983. — 191 с.
- Е^молович Л. Л. Совершенствование экономического анализа эффективности производства. Минск: Наука и техника, 1978.- 120 с.
- Жуковская В.М., Мучник Н. Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях. М.: Статистика, 1976. — 152 с.
- Журавлева В.И., Говдя С. К. Комплексный анализ. М.: Финансы, 1974. — 160 с.
- Зейгер Е. М, Применение факторного анализа в экономико-статистическом исследовании. Автореф.дисс.на соиск.учен.степ.кацд. экон.наук. М., 1974. — 23 с.
- Иберла К. Факторный анализ. /Пер. с нем. М.: Статистика, 1980. — 398 с.
- Ипатов-М.И. и, др. Снижение себестоимости машин. М.: Машиностроение, 1978. — 254 с.
- Кавалерчик К.М. Оценочные показатели эффективности ремонтного производства. Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1978, № I, с.39−42.
- Калькуляция себестоимости в промышленности. /Под ред. Маргу-лиса А.Ш. М.: Финансы, 1980. — 288 с.
- Кантор Л.М. Себестоимость социалистической промышленности. -М.: Госфиниздат, 1958. 276 с.
- Карпова Т.П. Вопросы’совершенствования бухгалтерского учета в авторемонтном производстве. Автореферат дис. на соиск.учен, степ.кавд.экон.наук.- М., 1973. 22 с.
- Карпова Т.П. О калькулировании себестоимости авторемонтном производстве. Бухгалтерский учет, 1971, № 10, с.16−18.
- Карпова Т.П., Плешкова Л. И. Учет затрат и калькулирование себестоимости ремонтов основных средств. М.: Финансы и статистика, 1983. — 118 с.
- Катаев А.Н. Проблемы учета и анализа экономической эффективности в производственных объединениях. М.: Финансы, 1978. -224 с.
- Катаев А.Н. Учет и внутренний хозрасчет в современных условиях управления производством. Бухгалтерский учет, 1978, № 6,с.3−10.
- Колясинский З.С., Сархошьян Г. Н., Лисковец A.M. Механизацияи автоматизация авторемонтного производства. М.: Транспорт, 1982. — 160 с.
- Консон A.G. Экономическая эффективность новой техники. М.: Госполитиздат, 1958. — 316 с.
- Консон А.С. Экономика ремонта машин. Л.: Машиностроение, 1970. 216 с.
- Копачев Т.П. Сметные ставки и их использование в учете. -Бухгалтерский учет, 1975, № 4, с.12−17.
- Котов В. Плановые показатели эффективности производства. -Вопросы экономики, 1982, № 4, с.26−35.
- Крипицер М.В. Специализация авторемонтного производства. М.: Транспорт, 1968. — 105 с.
- Кужельный Н. Учет капитального ремонта. Бухгалтерский учет, 1971, № II, с.56−60.
- Кутиков Г. Технический прогресс в авторемонтном производстве. -Автомобильный транспорт, 1981, № 8, с.35−36.
- Лаптев Н.М. Резервы совершенствования организации ремонтногопроизводства в машиностроении. Автореф.дис.на соиск.учен.степ, канд.экон.наук. Свердловск, 1972. — 20 с.
- Лапухин И.В. Внутризаводской учет и экономический анализ в условиях АСУП. М.: Финансы, 1977. — 144 с.
- Левчук Г. Г., Мельникова К. И. Совершенствовать ремонтное производство. Машиностроитель, 1979, № 7, с. 28.
- Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. М.: Мир, 1967. — 144 с.
- Лукомский Я.Н. Теория корреляции и ее применение к анализу . производства. М.: Госстатиздат, 1961. — 375 с.
- Майданчик Б.И. Сравнительный анализ в машиностроении. М.: Машиностроение, 1973. — 240 с.
- Майданчик Б.И. Вопросы совершенствования экономического анализа на предприятиях и объединениях на современном этапе. -Свердловск: Урал. ун-т, 1974. 32 с.
- Маслов Н.Н. Качество ремонта автомобилей. М.: Транспорт, 1974. — 363 с.
- Маргулис А.Ш. Бухгалтерский учет в отраслях народного хозяйства. М.: Финансы, 1973. — 456 с.
- Маргулис А.Ш. Бухгалтерский учет в отраслях народного хозяйства. М.: Финансы, 1979. — 414 с.
- Матвеева Т.И. Анализ себестоимости в промышленных объединениях. М.: Финансы, 1978. — 78 с.
- Математические методы анализа экономики. /Под ред.А.Я.Боярско-го. М.: МГУ, 1983. — 152 с.
- Методика экономического анализа деятельности производственного объединения. /Под ред.А. И. Бужинского и А. Д. Шеремета. М.:1. Финансы, 1978. 224 с.
- Методика экономического анализа деятельности производственногообъединения / Под ред.А. И. Бужинского и А. Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика, 1982. — 229 с.
- Методические рекомендации по анализу снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам для предприятий автомобильной промышленности. М.: (Б.И.), 1975. — 80 с.
- Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР. М.: Экономика, 1974. — 791 с.
- ПО. Методические указания по анализу финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений и предприятий промышленности. (Мин.финансов СССР). М., 1983. — 128 с.
- Миневский А.И. Методика распределения комплексных затрат предприятия. М.: Экономика, 1971. — 146 с.
- Л^ренин К. П. Экономические вопросы ремонтного производства. -Саратов: Приволжское кн.издат., 1971. 113 с.
- ИЗ. Мутовкин В. А. Управление авторемонтным производством. М.: Транспорт, 1980. — 192 с.
- Новак В.А. Экономический анализ эффективности производства. -М.: Финансы, 1972. 96 с.
- Новиченко П.П., Ревдухов И. М. Учет затрат на производство в промышленности. М.: Финансы и статистика, 1981. — 144 с.
- Новое в планировании авторемонтных предприятий в условиях научно-технического прогресса. В кн.: Управление, организация и эффективность научно-исследовательских и проектно-конструктор-ских работ. — Киев, 1972. — 55 с.
- Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М.: Наука, 1972. — 434 с.
- Окунь Я. Факторный анализ. М.: Статистика, 1974. — 200 с.
- Организация капитального ремонта автомобилей /Под ред. Маслова Н. Н. Киев: Техн1ка, 1977. — 320 с.
- Палий В.Ф. Факторный анализ эффективности производства. М.: Финансы, 1973. — III с.
- Петрова В.И. Анализ хозяйственной деятельности машиностроительного предприятия. М.: Машиностроение, 1978. — 223 с.
- Петрова В.И. Бухгалтерский учет на машиностроительном предприятии. М.: Машиностроение, 1981. — 384 с.
- Петрова В.И. Системный анализ прибыли (на примере промышленных объединений).-.>М.: Финансы, 1978. 144 с.
- Петухов P.M. Методика экономической оценки износа и сроков службы машин. М.: Экономика, 1965. — 45 с.
- Плюта В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях (методы таксономии и факторного анализа)/Пер.с польск.- М.: Статистика, 1980. 151 с.
- Пушкарь М.С. Аналитический учет в ремонтных цехах. Бухгалтерский учет, 1978, № 3, с.37−42.
- Ремонт автомобилей. /Под ред. Румянцева С. И. М.: Транспорт, 1981. — 462 с.
- Рудин И. Совершенствование показателей плана авторемонтных предприятий. Автомобильный транспорт, 1979, № 10, с.41−42.
- Сайфулин Р.С. Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности. М.: Финансы, 1978. — 63 с.
- Салимов С, А., Газарьянц З. И., Рубинштейн А. И. Состояние и перспективы развития управления авторемонтным производством. ЦНИИНТИ Уз. ССР, Ташкент, 1972. 31 с.
- Ситников О.С., Игудесман Я. К. Совершенствование организации и повышение эффективности капитального ремонта автомобилей .-ЦНШНТИ БССР, Минск, 1972. 63 с.
- Смирницкий Е.К., Акбердин Р. Э. Повышение эффективности ремонтного производства. М.: Машиностроение, 1970. — 264 с.
- Совершенствование организации и повышение эффективности капитального ремонта автомобилей. Бел. НЙИНТИТЭИ, Экспресс — информация, Серия «Автотранспорт». — Минск, 1974. — 10 с.
- Стимулирование снижения себестоимости. Экономическая газета. 1975, Я 17.
- Сулейманов. А.Х. О позаказно-нормативном методе учета на ремонтных предприятиях. Бухгалтерский учет, 1980, № II, с.28−31.
- Сумцов А.И. Методы и формы бухгалтерского учета и проблемы их совершенствования. М.: Статистика, 1969. — 216 с.
- Типовая методика разработки пятилетнего плана производственного объединения (комбината), предприятия. М.: Экономика, 1975. — 374 с.
- Типовая методика разработки техпромфинплана производственного объединения (комбината), предприятия. М.: Экономика, 1979.448 с.
- Учет и анализ экономической эффективности новой техники на промышленных предприятиях и объединениях. УкрНИИТИ, Киев, 1979. 28 с.
- Фишбейн A.M. Исследование резервов повышения эффективности использования производственных фондов авторемонтных предприятийв условиях их специализации. Автореф.дисс.на соиск. учен, степени кавд.экон.наук. М., 1970. — 24 с.
- Формирование и использование грузового автопарка. Экономика и организация промышленного производства. — Новосибирск, 1981, № 4, с.38−40.
- Френкель А.А. Обобщенные показатели и их применение в экономике. В кн.: Экономико-математические исследования затрат и результатов. — М.: Наука, 1976, с.238−254.
- Харман А. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 1972. — 486 с.
- Черноудов И.Н., Юрьев Н. М. Планирование и калькулирование себестоимости. М.: Экономика, 1971. — 181 с.
- Черный A.M. Экономика ремонта машин и оборудования. М.: Экономика, 1971. — 151 с.
- Чечета А.П. Учет и анализ показателей материальных затрат. М.: Финансы, 1980. — 143 с.
- Чистов Л.К. К характеристике производственных затрат. Экономические науки, 1976, № I, с.45−55.
- Чистов Л.М. Экономический анализ работы машиностроительных объединений. М.: Машиностроение, 1979. — 237 с.
- Чумаченко Н.Г. Статистико-математические модели анализа в управлении производством США. М.: Статистика, 1973. — 162 с.
- Чумаченко Н.Г. Внутризаводской экономический анализ. Киев:1. Техника, 1968. 288 с.
- Шеремет А.Д. Анализ экономики промышленных предприятий. Учебник. Изд-.* 2-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1976. -272 с.
- Шеремет А.Д., Новодворский В. Д. Совершенствовать методику и организацию экономического анализа на предприятиях. Бухгалтерский учет, 1979, 8, с.3−8.
- Шеремет А.Д., Сайфулин P.O. Методы оценки эффективности хозяйственной деятельности. В кн.: Анализ и оценка результатов деятельности производственных систем. — М.: Финансы, 1978, с.132−154.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р. С. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности промышленного предприятия (объединения). М.: Экономика, 1980. — 232 с.
- Эберт X., Томас К. Анализ затрат на основе потребительской стоимости (новые методы рационализации). М.: Экономика, 1975. — 190 с.
- Экономические проблемы производства автомобилей. М.: Машиностроение, 1971. — 270 с.
- Экономический анализ работы предприятий и объединения. /Под ред.С. Б. Барнгольц и Г. М. Тация. 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 1981. 488 с,
- Экономический анализ хозяйственной деятельности социалистических предприятий. /Под ред.Е. В. Долгополова. Киев- Вища школа, 1978. — 416 с.
- Эффективность общественного производства: (Методика измерения и экономико-статистический анализ). /Под ред.В. В. Бондаренко. Киев: Наук. думка, 1978. — 223 с.
- Якобас В.А. Экономика ремонта оборудования на машиностроительных предприятиях. М.: Машиностроение, 1977. — 121 с.
- Якобас В.А. НОТ в ремонтных службах. М.: Экономика, 1971. -158 с.