Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование российской модели акцизного налогообложения в процессе регулирования рынка алкогольной продукции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ свидетельствует, что в современных условиях наращивание акцизного потенциала алкогольных напитков возможно по следующим направлениям: делегирование в регионы решения вопросов лицензирования производства и оборота спирта и алкоголяустановление предельного уровня потребительских цен на крепкие алкогольные напитки (водку и ЛВИ), ниже которого продукция считается… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
    • 1. 1. Социально-экономическая природа, принципы и функции построения акцизной системы налогообложения
    • 1. 2. Ретроспективный анализ акцизной формы управления питейными сборами в Российской Империи
    • 1. 3. Генезис российских акцизов на алкоголь в постсоциалистический период и на этапе развития рыночных отношений
  • 2. НАЛОГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКЦИЗОВ В ПРОЦЕССЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
    • 2. 1. Развитие налоговой базы подакцизных алкогольных товаров
    • 2. 2. Основные тенденции развития и взаимосвязи рынка алкогольных товаров и системы обложения их акцизами
    • 2. 3. Современные методики по использованию, взиманию, уплате и внесению в бюджет акцизов на алкоголь
    • 2. 4. Организационно-акцизный механизм налоговых режимов за операциями с алкогольной продукции
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
    • 3. 1. Функциональные характеристики и концепция развития современной системы акцизного налогообложения алкогольной продукции
    • 3. 2. Основные направления повышения эффективности функционирования российской модели акцизного налогообложения
    • 3. 3. Повышение роли государственного регулирования российского алкогольного рынка

Совершенствование российской модели акцизного налогообложения в процессе регулирования рынка алкогольной продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Как эффективный компонент финансовой системы и налогообложения, акцизы применяются практически во всех странах мира, являясь одной из важнейших статей доходной части бюджета и наиболее результативным механизмом государственного регулирования алкогольного рынка. Во все времена государство стремилось организовать с помощью акцизов действенный контроль в этой сфере. Вместе с тем, при отсутствии действенной государственной национальной алкогольной политики в современной России и адекватной модели акцизного налогообложения резко обострилась экономическая и социальная ситуация в обществе.

По итогам 15-летнего опыта применения акцизной системы налогообложения можно считать общепризнанным допущенную недооценку остаточного эффекта большого исторического наследия по применению в России пяти государственных монополий на алкоголь. Поэтому попытки акцизной либерализации в 90-е годы и создания свободного алкогольного рынка в столь ранее зарегулированной отрасли привели к резкому повышению удельного веса (до 40−60%) контрафактной алкогольной продукции. По этой причине ежегодные государственные потери по сбору налогов достигают до 50 млрд. рублей. Вместе с тем, необоснованное увеличение ставок акцизов на алкогольную продукцию (ежегодно до 10−15%) не способствует росту их сбора в бюджет, но повышает потребительские цены, что приводит к смертельному отравлению нелегальным алкоголем до 40 тыс. россиян в год.

В этих условиях возникла необходимость теоретически обосновать основные направления совершенствования российской модели акцизного налогообложения алкогольной продукции, дать объективную оценку их практике и определить механизмы эффективного регулирования алкогольного рынка, что является исключительно актуальным и приоритетным по всей совокупности проблем современной финансовой науки.

Степень разработанности проблемы. Методологические подходы и основные теоретические положения акцизного регулирования алкогольного рынка, как составной части построения общей налоговой системы, были заложены в работах известных ученых: А. Вагнера, А. Лаффера, В. Пети, Д. Рикардо, А. Смита, М. Фридмана, Д. Хикса, а так же отечественных исследователей налогообложения алкогольных напитков, таких как Э. Вознесенский, А. Дадашев, Е. Евстигнеев, В. Лебедев, В. Морозов, И. Посошков, И. Пересветов, Д. Черник, Т. Юткина и др.

В изучение исторического наследия Российской Империи в части питейных сборов (госмонополии, акцизной системы), в том числе связанных с реформами С. Ю. Витте, значительный вклад внесли работы В. Дмитриева, С. Иловайского, М. Киттары, Э. Нольде, И. Прыжова, А. Рутцена, М. Смирнова, М. Фридмана, Н. Чечулина и др.

Современная теория и практика измерения и реализации акцизного потенциала алкогольного рынка анализируются в работах А. Безгуба, О. Врублевского, А. Глинкина, В. Князева, Н. Нечипорчук, В. Панскова, О. Парагульгова, Г. Посо-хина, И. Романовского, О. Самолетова, В. Семёнова, Н. Фонарева, С. Шаталова, П. Шапкина и др.

Однако, происходящие в стране коренные преобразования на алкогольном рынке требуют всестороннего изучения проблем построения российской модели акцизного налогообложения в процессе его регулирования. Требуется исследовать вопросы структурных изменений и дальнейшей реконструкции акцизной системы, совершенствования параметров акцизных ставок по видам алкогольной продукции, оптимального применения госмонополии на алкоголь, межбюджетного распределения акцизов, повышения контроля за качеством алкогольных напитков и социальной ответственности за их безопасность.

Актуальность и высокая социально-экономическая значимость названных проблем совершенствования акцизного налогообложения алкогольной продукции предопределили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит, п. 2.9 — «Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (экономические науки).

Цель и задачи исследования

Целью работы является теоретико-методологическое обоснование российской модели акцизного налогообложения алкогольной продукции и выработка практических рекомендаций по повышению уровня акцизного потенциала на алкоголь в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

— исследовать в теоретическом аспекте социально-экономическую природу акцизной системы налогообложения и обосновать концепцию регулирования алкогольного рынка;

— раскрыть содержание этапов и факторов генезиса формирования акцизов на алкоголь в Российской Империи и в советский период, а так же в рамках современной рыночно трансформируемой экономики;

— сформулировать основные принципы, функции и задачи, раскрыть сущность форм и методов государственного регулирования российского алкогольного рынка;

— систематизировать сложившиеся подходы к формированию акцизов на алкогольную продукцию и усовершенствовать методику их сбора на базе реализации государственной национальной алкогольной политики;

— разработать методику оценки налоговой базы подакцизных алкогольных товаров и параметров акцизных ставок, учитывающих интересы участников алкогольного рынка;

— обосновать механизм налоговых режимов за операциями с алкогольной продукцией, обеспечивающий повышение роли госмонополии в сборе акцизного налога и соблюдение стандартов по потреблению алкоголя.

Предметом исследования явились акцизно-налоговые отношения по поводу государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции, целенаправленные на формирование государственного бюджета.

Объектом исследования выступила национальная система акцизного налогообложения алкогольных напитков в РФ и Ставропольском крае.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных учёных по изучаемой проблеме, а также Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы по государственному регулированию взимания акцизов на алкоголь, концептуальные положения и законодательная база проводимой государственной национальной алкогольной политики. В качестве инструментарно-методического аппарата исследования применялся системный подход с использованием абстрактно-логического, графического, монографического, экономико-статистического, сравнительного, аналитического, расчетно-конструктивного,, экономико-математического и программного методов.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена монографическими и ретроспективными изданиями по системе «питейных сборов» в Российской Империи, материалами Госкомитета СССР и Федеральной службы государственной статистики России и её территориального органа по Ставропольскому краю, отчетными данными Федеральной налоговой службы РФ и Управления ФНС по Ставропольскому краю, результатами проверок Счетной Палаты РФ, а также личными наблюдениями и разработками диссертанта.

Рабочая гипотеза диссертации базируется на концепции государственной национальной алкогольной политики и научно-методических положениях по ее регулированию, выдвинутых «Национальным союзом участников алкогольного рынка», а также на принципах «Европейкой Этической Хартии по алкоголю». Это позволило сформулировать научную позицию автора, которая заключается в том, что в условиях необходимости легализации алкогольного рынка и устойчивого роста сбора акцизов на алкоголь, предлагаемые пути их количественной идентификации с бюджетом, определения оптимальных параметров налоговой базы и акцизных ставок, повышения роли государственного регулирования рынка и усиления госмонополии по сбору акцизов на алкоголь, с последующим рациональным их расщеплением между уровнями бюджетной системы, будут способствовать росту налогового потенциала и повышению эффективности его реализации.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Процесс исчисления и взимания акцизов на алкоголь, возможно, характеризовать, как многоуровневую социально-финансовую систему по поводу формирования и использования акцизного потенциала, направленного на финансовое обеспечение доходной части бюджета. В этой связи, особое значение приобретает необходимость оптимального сочетания экономических интересов государства и участников алкогольного рынка с целью доступного обеспечения потребителей высококачественными алкогольными напитками.

2. Российская модель акцизного налогообложения в процессе перехода к рынку претерпела существенные изменения. В современных условиях наблюдается усиление административных барьеров и принижение роли цивилизованного регулирования алкогольного рынка, рост акцизной нагрузки при отсутствии эффективной методики ее исчисления, что требует структурной перестройки налогообложения и выработки новых механизмов по взиманию и распределению акцизов на алкоголь.

3. Необоснованное завышение ставок акцизов и нерациональные способы их индексирования приводят к росту контрафактной алкогольной продукции и снижению сбора акцизов. Мировой опыт свидетельствует, что при росте ставок акцизов в легальном секторе на 1%, теневой рынок увеличивается на 0,25−0,5%. Решению данной проблемы может послужить формирование акцизов в зависимости от эластичности спроса на алкоголь по цене и доходам населения с учётом уравнения налоговой нагрузки по видам и брендам алкогольной продукции.

4. В процессе исследования установлено, что определяющими факторами динамики налогового потенциала выступают показатели объемов производства алкогольной продукции, параметры и структура акцизных ставок. При этом имеет место избыточное налогообложение. Например, в реализационной цене предприятий на ликероводочные изделия (ЛВИ) акцизы составляют свыше 55%, что в последующем оплачивается покупателями. В этой связи необходим эффективный поиск оптимальной формулы взимания и зачисления акцизов между бюджетами разных уровней с переходом от действующего порядка селективного характера подушевого распределения к принципам стимулирования и регулирования акцизных полномочий.

5. Одной из самых острых проблем акцизного налогообложения является обеспечение легальности алкогольного рынка и невыгодности производства алкогольных суррогатов. Это потребует восстановления госмонополии на алкоголь, но не на его производство и продажу, а на достоверную информацию о балансе спиртов и крепких алкогольных напитков. В этих целях, возможно, сформировать государственную монополию на крепкиё алкогольные напитки с рыночными элементами в составе вертикально-интегрированных компаний, а акцизы на алкоголь перечислять в территориальные бюджеты только с учетом легальной продукции.

6. Наращивание акцизного потенциала в ближайшей перспективе связано с формированием алкогольной отрасли за счет концентрации крупнейших производителей (с уставным фондом до 50 млн руб.), а так же сильных брендов алкогольных напитков. Однако, следует учитывать, что в настоящее время более половины заводов, занимающих до 10% водочного рынка, не соответствуют этим требованиям. И одновременно 10 ведущих компаний контролируют до 40% емкости алкогольного рынка крупных городов. Поэтому, в новых условиях лицензирования особое значение приобретает формирование эффективных механизмов антимонопольного регулирования предприятий.

7. Реализация вышеназванных положений возможна при построении российской модели акцизного налогообложения алкогольной продукции с введением госмонополии в совокупности с рыночными элементами саморегулирования. Выдвинутая концепция позволяет увеличить общий объем производства алкоголя до 30% и акцизного сбора на 20−25%, понизив уровень влияния теневого рынка, а так же стимулировать распределение акцизного потенциала в системе межбюджетных отношений, структурировать потребление алкоголя в сторону уменьшения крепких алкогольных напитков (до 40−45%).

Научная новизна исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию российской модели акцизного налогообложения алкогольной продукции, позволяющих повысить налоговый потенциал доходной части бюджета и усовершенствовать государственную алкогольную политику, в частности:

— уточнено представление о категориальной сущности акцизного налога на алкоголь, выявлены основные направления, методы и инструменты его совершенствования, базирующиеся на сочетании госмонополии федерального центра и свободного движения подакцизных товаров;

— представлен авторский подход к моделированию налогового потенциала и оценке идентификации параметров сбора акцизов на алкогольные напитки, позволяющий выявить основные факторы их формирования и распределения между уровнями власти;

— доказана нецелесообразность ежегодного повышения ставок акцизов на алкоголь, что не способствует реализации имманентных налогам функций регулирующего и стимулирующего характера, и значительно снижает уровень акцизного потенциала;

— выявлены резервы повышения акцизного потенциала территорий на базе разработки экономико-математических моделей по влиянию объемов производства алкогольных напитков, а также параметров ставок их налогообложения на совокупный объем по сбору акцизов;

— разработаны рекомендации по совершенствованию ценового механизма в системе акцизного регулирования алкогольного рынка, обеспечивающие оптимальное сочетание закупочных, оптовых и потребительских цен в соответствии с доступным спросом на легальную продукцию;

— предложена и апробирована методика оценки достаточности сбора акцизов на алкогольные напитки и обоснован механизм стимулирующего эффекта по их дифференцированному распределению между бюджетами различных уровней.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке конкретных направлений по совершенствованию российской модели акцизного налогообложения алкогольной продукции на основе критериев, характеризующих историческое наследие и современное состояние формирования и распределения акцизного потенциала. Непосредственное практическое значение имеют предложения по обоснованию механизма регулирования алкогольного рынка, совершенствованию процессов формирования предмета, объектов, налоговой базы, порядка исчисления, взимания и распределения акцизов на алкоголь, а также по решению смежных проблем акцизной системы налогообложения.

Содержащиеся в работе методические положения, предложения и рекомендации могут быть использованы органами налоговой инспекции при подготовке нормативных и программных документов по реформированию налоговой системы и существующей модели акцизного налогообложения алкогольной продукции в России. Рекомендации, предложенные в диссертации могут также использоваться как учебно-методический материал при изучении курсов «Налоги и налогообложение», «Финансы», «Бюджетное планирование и прогнозирование», «Акцизное налогообложение» и др.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертации получили апробацию на международной научно-практической конференции «Человек и общество: на рубеже тысячелетий» (г. Воронеж, 2005 г.), региональных научно-практических конференциях «Экономика, организация и управление региональным территориально-производственным комплексом» (г. Невинномысск, 2005 г.), «Экономические и правовые проблемы развития современного российского общества» (г. Ставрополь, 2005 г.), межрегиональных научно-практических конференциях «Питейные сборы в России: развитие законодательства, финансов, статистики и науки» (г. Ставрополь, 2005 г.), «Социально — экономическое образование» (г. Ставрополь, 2006 г.), а так же обсуждались на научных семинарах финансово-экономического факультета Невинномысского государственного гуманитарно-технического института.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 11 печатных работ (из них -1 в центральной печати перечня ВАК) общим объемом — 5,0 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из ведения, трех глав и заключения, списка использованной литературы (175 наименований) и приложений, включает 25 таблиц и 10 рисунков.

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, сформулированы цель и основные задачи диссертации, положения, выносимые на защиту, определены предмет, объект, база и методы исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические основы акцизного налогообложения алкогольной продукции» раскрыты социально-экономическое содержание, принципы и функции формирования и использования акцизов, проведен ретроспективный и современный анализ генезиса российской системы акцизного налогообложения алкогольной продукции, а также обоснованы концептуальные направления её совершенствования в процессе регулирования рынка подакцизных товаров.

Во второй главе «Налоговая характеристика российской модели формирования акцизов в процессе регулирования алкогольного рынка» осуществлён анализ действующей системы акцизного налогообложения алкогольной продукции, проведена оценка формирования налоговой базы подакцизных алкогольных товаров с использованием эмпирического материала, рассмотрены современные методики по взиманию и использованию акцизов на алкоголь, предложены концептуальные подходы к реформированию рынка алкогольных напитков.

В третьей главе «Совершенствование российской модели акцизного налогообложения алкогольной продукции» обоснованы перспективные направления формирования и использования акцизов в процессе развития государственного регулирования российского алкогольного рынка, предложены авторские модели взимания и уплаты акцизов, определены пути эффективного распределения акцизного потенциала в системе межбюджетных отношений.

В заключении обобщены основные результаты диссертационного исследования и изложены практические рекомендации по их использованию.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. На каждом этапе развития общества содержание национальной алкогольной политики, процесс исчисления и взимания налогов на алкоголь видоизменяются и дополняются новыми социально-экономическими и правовыми характеристиками. Проведенное исследование сущности принципов и роли акцизов в системе государственного регулирования алкогольного рынка позволяет их характеризовать, как сложную социально-финансовую систему, регламентируемую нормами права и налоговыми отношениями с целью нормативно-бюджетного формирования централизованных фондов денежных средств общественного назначения, повышения конкурентоспособности и легальной доступности высококачественных подакцизных товаров.

2. С переходом к рыночным отношениям и введением в 1992 г. закона РСФСР «Об акцизах» была восстановлена акцизная система налогообложения, но стало наблюдаться: насыщение рынка алкогольной продукции за счет ее ввоза без взимания акцизовпроизводство алкогольной продукции на подпольных предприятияхнеконтролируемый отпуск технических видов спиртов на более льготных условиях, чем спирт пищевойнезаконные решения местных органов власти о снижении ставок акцизов и их использовании, минуя бюджетувеличение незаконно льготируемой реализации контрафактной алкогольной продукции. Эти и другие негативные последствия явились результатом не продуманной национальной алкогольной политики и необоснованного акцизного налогообложения алкогольной продукции.

3. Наиболее острой проблемой, с начала введения (в 1992 г.) акцизной системы налогообложения алкогольной продукции в РФ остается необоснованная величина ставок акцизов и способов их индексирования в связи с инфляционными процессами, что приводит к произвольному их завышению и дает, как правило, отрицательный результат по росту контрафактной продукции, снижению объемов акцизов.

Повышению эффекта налогового потенциала может послужить формирование акцизов с учетом уравнения налоговой нагрузки по видам и брендам водки и ЛВИ, вина и пива, чтобы экономическими мерами добиваться социально-приемлемой структуры потребления алкоголя (75−100 долл. на душу населения) с понижением уровня душевого потребления до 9 литров абсолютного алкоголя и крепких спиртных напитков (до 30−49%), при уменьшении дешевых суррогатов теневого рынка.

4. Результаты анализа свидетельствуют, что ежегодное увеличение ставок акцизов стало приводить к повышению отпускных цен на выпускаемую алкогольную продукцию производителями — налогоплательщиками, что при недостаточно высокой покупательной способности населения вызывает сокращение объемов реализации, соответственно и снижение доходов государства.

Учитывая, что прибыль в отпускной цене предприятия на водку составляет 15−17%), акцизы около 55%, НДС — свыше 17% погасить задолженность за счет прибыли было невозможно. Одновременно рост ставок акцизов становится определяющей составляющей в цене алкогольных товаров.

5. В целях определения основных направлений по повышению акцизного потенциала в налоговых доходах в диссертации разработаны логико-эвристические модели. В расчетах учитывались результаты корреляционно-регрессионного анализа по сбору акцизов на алкоголь в зависимости от объема производства алкогольной продукции, изменения ставок акциза: на водку и лике-роводочные изделиявино натуральное и пиво. Полученное соотношение, с одной стороны, свидетельствует о нецелесообразности завышения ставок акцизов, а с другой — о недоборе налогов в связи с нелегальной продажей алкогольных напитков, что приводит к «выпадению» значительных доходов бюджета без соответствующего стимулирующего эффекта.

6. Современная система акцизного налогообложения алкогольной продукции должна охватывать экономические и социальные интересы, в том числе права и обязанности всех заинтересованных сторон: государства, производителей и потребителей алкогольной продукции. В основу может быть положен проект концепции регулирования российского алкогольного рынка, разработанный «Национальным союзом участников алкогольного рынка», который предполагает: высокую степень легализации алкогольного рынкавытеснение с рынка недоброкачественной алкогольной продукцииналичие социально приемлемой структуры и уровня производства и потребления алкогольной продукциисвободное движение алкогольной продукциисоблюдение стандартов социальной ответственности государства и бизнеса за последствия злоупотребления алкоголем.

7. Проведенный анализ свидетельствует, что в современных условиях наращивание акцизного потенциала алкогольных напитков возможно по следующим направлениям: делегирование в регионы решения вопросов лицензирования производства и оборота спирта и алкоголяустановление предельного уровня потребительских цен на крепкие алкогольные напитки (водку и ЛВИ), ниже которого продукция считается контрафактнойснижение акцизного бремени в условиях льготирования процессов продаж натурального вина и пивастимулирование инвестиций и высоких технологий по производству алкогольных напитковпоиск точек оптимальной формулы перераспределения акцизного потенциала между бюджетами разных уровней с переходом от действующего порядка селективного характера дестимулирующего воздействия к принципам стимулирования и регулирования налоговых полномочий.

8. В ближайшей перспективе коренным образом изменяется система налогообложения алкогольной отрасли. Ликвидируются акцизные склады, а весь акциз на алкогольную продукцию будет взимается с производителей алкоголя. Из-за сбоев в работе системы акцизных складов бюджет ежегодно терял более 14 млрд руб. Таким образом, делается попытка более легализовать алкогольный рынок и привлечь в бюджет страны дополнительно около 7 млрд долл. При этом акцизные сборы будут полностью поступать в федеральный бюджет.

Новое лицензирование производства и оборота алкоголя так же регламентирует закрытие мелких заводов (до 100 тыс. дал спиртных напитков в год). Про изводить этиловый спирт с 2006 г. смогут лишь предприятия, имеющие не менее 10 млн руб. уставного капитала, а водку — не менее 50 млн руб.

9. Современный рынок алкогольных напитков предполагает возврат к рассмотрению модели государственной фискальной монополии как инструмента, направленного на обеспечение более стабильных и полных поступлений акцизов в бюджет, и метода регулирования производства и оборота алкоголя в качестве дополнения к существующей системе акцизного налогообложения алкогольной продукции. В этих условиях, возможно, ожидать увеличения продаж отечественного алкоголя на 30−40% благодаря исчезновению дешевой нелегальной водки и прекращению регионального сепаратизма, а также за счет закрытия частных мелких заводов по производству этой продукции.

С усилением режимов госмонополии повышаются темпы производства продукции, одновременно понижается акцизная нагрузка на один литр абсолютного алкоголя и снижается спрос на алкогольные напитки. Это отражает сущностное содержание предлагаемых мероприятий по совершенствованию российской модели акцизного налогообложения алкогольной продукции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 25.12.1993, № 237.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Российская газета, 12.08.1998, № 153−154. .
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51 ФЗ (часть 1) — от 26.01.1996 г. № 14 — ФЗ (часть 2). Официальный текст. — М.: экзамен. -2001 .-304 с.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая и вторая). М.: ЮРГНИГА, 2004. — 416 с. (с изм. и доп. согласно федеральным законам № 139-Ф3, № 147-ФЗ № 148-ФЗ от 11 ноября, № 163-Ф3 от 8 декабря, № 178-ФЗ от 23 декабря 2003 г.).
  5. Налоговый кодекс РФ. Федеральный закон РФ № 146 ФЗ от 31.07.1998 г. (часть 1) — № 177 — ФЗ от 05.08.2000 г. (часть 2). Издательство ИНФРА. — М. 1998. -ч. 1- 2000. — ч. 2.
  6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // Российская газета, 03.06.2003, № 106.
  7. Федеральный закон от 07.03.1995 № 23-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // Российская газета, 30.07.2002, № 138−139.
  8. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // Российская газета, 29.11.1995, № 231.
  9. Федеральный закон от 07.03.1996 № 23-Ф3 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» //Российская газета, 13.03.1996, № 48.
  10. Ю.Федеральный закон от 08.01.199 $ г. № 5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции».
  11. Федеральный закон от 29.12.2001 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"// Российская газета, 30.12.2001, № 255.
  12. Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» // Российская газета, 30.12.2003, № 262.
  13. Федеральный закон от 28.07.20d4 № 86-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета, 31.07.2004, № 162.
  14. Федеральный закон от 21.07.2005 № 114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // Российская газета, 28.07.2005, № 163.
  15. Федеральный закон от 21.07.2Q05 № 107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» // Российская газета, 28.07.2005, № 163.
  16. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118−1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  17. Закон об акцизах Федеральный закон «Об акцизах» от 6 декабря 1991 г. № 1993−1 (в редакции Федерального закона от 7 марта 1996 года № 23-Ф3).
  18. Указ Президента Российской Федерации от 06.10.1998 № 1199 ФЗ «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // Российская газета, 07.10.1998, № 190.
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.1996 № 1132 «О Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию» // Российская газета, 30.10.1996, № 189.
  20. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1030 «О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворовиз пищевого сырья «(СЗ РФ. 1997. № 34. с. 3971- 1998. № 37. Ст. 4634- 1999. № 36. Ст. 4401- 2002. № 8. Ст. 848).
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.1999 № 1344 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей не пищевой продукции» // Российская газета, 15.12.1999, № 248.
  22. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 № 212 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца» // Российская газета, 16.04.2003, № 73.
  23. Ставропольский край. Законы. О бюджете Ставропольского края на 2005 год: Закон Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 126 // Ставропольская правда. 2005. — 6 января. — № 1−2. — с. 2−8.
  24. Акцизы // Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. / Под ред. И. В. Романовского, О. В. Врублевской. М., 2000.
  25. Акцизы // Налоговая система России / Под ред. Д. Г. Черника, А. 3. Да-дашева. М., 1999.
  26. Алкогольный портал / http://www.tatalc.ru.
  27. В. Всезнающая марка на бутылке // Капитал-Weekly. 2004. -№ 21 (471), июнь.
  28. А. А. Налоги и сборы. М., 1928.
  29. М. Ю. Состав и экономическое содержание функций налогов // Финансы и кредит. 2003. — № 19.
  30. Д.Н. В защиту трезвости (по поводу домогательств пивоваров и виноделов) Пг., 1915.
  31. А. В. Структура (элементы) налога: новое содержание в условиях Налогового кодекса // Налоговый вестник. 2000. — № 4.
  32. М. Акцизная наклейка на зеленую злодейку // Налоговый вестник. 1998. — № 8.
  33. Э. А. Концепция налоговой системы в государстве // Центр системного управления Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.geocities.corn/tebius2000/library.html.
  34. Бюджетная система РФ. / Под. ред. М. В. Романовского и О. В. Врублев-ской. М.: Юрайт, 2000.
  35. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации 2001. № 1 (37).
  36. В 2004 году цены на алкоголь и сигареты вырастут на 20% // ИА «РосАл-коголь» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rosalcohol.ru/site.php?id=2670&table=bmV3cl92aW5v.b.
  37. В. Копейка за градус // Ставропольская правда. — 2001.
  38. И. А. Питейный вопрос. Исследование в экономическом и финансовом отношении. СПб, 1876.
  39. Высочайше утвержденное положение о водках, производимых из Российских виноградных вин и винограда. 9 июля 1819 г. // Полное собрание законов Российской империи, собрание 1-е: В 45 т. Т. 36, № 17 876. Спб., 1830.
  40. Высочайше утвержденное Положение о питейном сборе. 4 июля /26 июля/ 1861 г. // Полное собрание законов Российской империи. 2-е собр. СПб., 1863. Т. 36. № 37 197.
  41. Высочайше утверждённое положение о казённой продаже питей. 6 июня 1894 Г.//ПСЗ. Собр. 3-е.-СПб., 1898. Т. 14. № 10 766.
  42. Е. А. Нормативно-правовое регулирование производства и оборота пива в Российской Федерации // Ассоциация безопасного бизнеса Электронный ресурс., Режим доступа: http://www.rosalcohol.ru/site.php?id=22&table=cHJpdl9vdHI=.
  43. А. В., Ермакова Н. Ю., Радюков Е. А. Налогообложение предпринимательской деятельности. Ставрополь, 2005.
  44. И. И. Изменения к главе 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2004. — № 6.
  45. Государственные финансы России: XIX первая четверть XX века / Под ред. Караваевой И. В. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003.
  46. М. О. Основы питейной монополии в России. Пернов, 1897.
  47. А. Н. О маркировке, алкогольной продукции Федеральными специальными марками нового образца // Главбух. 2003. — № 9.
  48. В. Н. Актуальные вопросы налогообложения и лицензирования алкогольной и табачной отрасли // АКДИ Экономика и жизнь Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.akdi.ru/MNS/new/2 0607l.htm.
  49. А. Н. Питейная монополия. СПб, 1893.
  50. И. А. О налогообложении подакцизных товаров // Налоговый вестник. 2001. — № 7.
  51. Г. И. Очерк деятельности комиссии по вопросу об алкоголизме за 15 лет (1898−1913). СПб., 1913. — 163 е.- Казённая продажа вина. — СПб., 1900.
  52. А. В. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность. «Налоговый вестник», 2002, № 3.
  53. И. И. Царский кабак Московского государства // Статьи по истории русского права. СПб., паров, скоропеч. А. Пороховщикова, 1895.
  54. В. К. Критические исследования о потреблении алкоголя в России.-М., 1911.
  55. А. Государство повышает акцизы на алкоголь и предметы роскоши // Российская газета (Федеральный выпуск). 2004. — N3539, июль.
  56. А. В. Современное российское законодательство о налогах и сборах // Финансы. 2004. — № 7.
  57. Итоги января сентября 2004 года // ИА «РосАлкоголь» Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rosalcohol.ru/ site3. php?id=448&table=YW5vbnNfZ2xhdg==.
  58. С.А. О понятии «рсэзничная торговля». «Налоговый вестник», 2004, № 4.
  59. Н.З., Тимирясов В. Г., Федулов В. Г. Региональные и местные налоги и сборы. Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2004.
  60. И. В., Архипкин И. В. Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации // Финансы. 2001.- № 8.
  61. В.А. Налоговые соглашения России // Международное налоговое планирование для предприятий. М., 1998.
  62. В. Акцизы // Человек и закон. 1993. — № 12.
  63. И. Акцизы оптом и в розницу // Российская бизнес-газета.2005. № 507.
  64. А. Если левая водка станет правой, а дешёвая дорогой, россияне перестанут закусывать // Версия. — 2003. — № 43.
  65. М.Я. Краткий очерк 50-летия акцизной системы взимания налога с крепких напитков и 50-летия деятельности учреждений, заведывающих неокладными сборами. СПб., 1913.
  66. Ю. Изменения в порядке исчисления и уплаты НДС и акцизов // Аудит и налогообложение. 2001. — № 1.
  67. В. Налог с продаж компенсируют // Деловой Петербург. -2004. № 2, январь.
  68. П. И., Трунов А. В. Финансово-промышленные группы: ихформирование и механизм действия. Краснодар: Кубанский государственныйуниверситет, 2006.
  69. Н. Е. Из истории финансов акцизного обложения: ретроспективный взгляд // Финансы. 2001. — № 4.
  70. А. А. Тенденции правового регулирования взимания акцизов в России // Сибирский Юридический Вестник. 2003. — № 4.
  71. А. Водка исчезает в полночь // Приамурские ведомости. -2003. № 247 (3123), декабрь.
  72. Методические рекомендации о порядке применения акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ. Приложение № 2 к письму ГТК РФ от 19.12.2000 г. № 01−06/36 991.
  73. И. Налог на напитки, содержащие в себе алкоголь. СПб, 1894.
  74. А. В. Налоги: принципы, функции, законодательство // Государство и право, 2002, № 9.
  75. Налоги в рыночной экономике // Экономика и право. М., 1999.
  76. Налоги и налогообложение / Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. М.: ЮНИТИ, 1998.
  77. Налоги и налогообложение. 2-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской СПб: Питер, 2001.
  78. Налоги и налогообложение: Учебник / Д. Г. Черник и др. // 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2003.
  79. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е. Н. Евстигнеева. СПб.: Питер, 2002.
  80. Налоги, сборы, пошлины России: Справочник /Под ред. Воронина Ю. М.-М., 1992.
  81. Налоги / Под. общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. Мн. БГЭУ, 2000.
  82. Налоги / Под. ред. проф. Д. Г. Черника. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  83. Налоги / Под. ред. проф. Д. Г. Черника. 3-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1997.
  84. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В. J1. Князева. М.: ЮНИТИ, 1997.
  85. Н. А. Акцизы на алкогольную продукцию: будем больше платить? // Российский налоговый курьер. 2003. — № 23.
  86. Н. А. Вопросы исчисления акцизов на товары народного потребления // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». 2000. — № 12.f
  87. Н. А. Новая декларация по акцизам на алкогольную продукцию, реализуемую с акцизных складов оптовой торговли // Российский налоговый курьер. 2004. — № 5.
  88. Н. А. Об акцизах на алкогольную продукцию // Налоговый вестник. 2002. — № 6.
  89. М., Махотаева М. Концепция реформирования налоговой системы // Экономист. 2003. — № 4.
  90. С. М. Теневая экономика и налогообложение // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 2.
  91. Новое в исчислении акцизов в 2003 г. // Финансовая газета ЭКСПО. -2003. № 3.
  92. Э. Ф. Питейное дело и акцизная система. Ч. 1−2. СПб, 18 821 883.
  93. В. Казенная винная монополия при свете статистики. Ч. I-II. -СПб., 1904−1905.
  94. А. М. Уставы об акцизных сборах. М., 1912.
  95. Полное собрание законов Российской империи, собрание 1-е: в 45 т. Т. 9, № 6607. СПб., 1830.
  96. Г. В. Осуществление государственного контроля в сфере налогообложения // Финансы. 2004. — № 1.
  97. JI. П. Социально-экономическая сущность налогов // Налоги и налогообложение в России. М., 1996.
  98. О повышении акциза на фруктовый, виноградный и коньячный спирт. 1916 г. // Собрание Узаконений и Распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. Пг., 1917. f
  99. О трактирных заведениях. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров.29 марта /30 мая / 1824 г. // Полное собрание законов Российской империи, собрание 1-е: в 45 т. Т. 39, № 29 853. СПб., 1830.
  100. О ценах на пенное и полугарное вино и спирты в продолжение 1820 года. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета. 28 ноября /8декабря/ 1819 г.// Полное собрание законов Российской империи, собрание 1-е: в 45 т. Т. 36, № 28 006. СПб., 1830.
  101. Об отдаче питейной продажи с 1767 года на откуп во всем Государстве, кроме Сибирской Губернии. 1 августа 1765. Манифест. // ПСЗ. Собр. 1-ое. -СПб., 1830. Т. 17. № 12.444.
  102. Об уничтожении пошлин с контрактов, заключенных с винными поставщиками, также и сбора с клеймения кубов и казанов. 28 июля 1766. // ПСЗ. Собр. 1-ое. СПб., 1830. Т. 17. № 12 654.f
  103. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 2001−2005 гг.: (по материалам Росстата) // Вопросы статистики. 2005. -№ 6.
  104. Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ Управления МНС России по РТ Татарстан получит весь акциз на алкоголь // Время и деньги. 2003. № 246 (1702), декабрь.
  105. В. Г. Отчет о результатах проверки эффективности действующей системы взимания акцизов на алкогольную продукцию в 2003 году и за истекший период 2004 года // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. -2004. № 26(396).
  106. В. Г. Акцизы и проблемы государственного регулирования рынка алкогольной продукции // Финансы. 2002. № 2.
  107. О. Д. Проект концепции регулирования российского алкогольного рынка // Торгово-промышленная палата Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tpprf.ru/img/uploaded/2 004 052 714 371 018.doc.
  108. Перерабатывающая промышленность Ставропольского края: статистический сборник. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю С., П, 2003 г.
  109. А.В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт-М, 2001.
  110. У. Трактат о налогах и сборах. // Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993.
  111. Питейные сборы в России: развитие законодательства, финансов, статистики, науки- Сборник научных трудов. Вып. 7 / Под науч. ред. В. М. Волкова. -Ставрополь: СГУ, 2005.
  112. Т. К. О товарах, подлежащих обложению акцизами // Налоговый вестник. 2004. — № 6.
  113. В. В. История водки (IX-XX вв.). М.: Интер-Версо, 1991. -288 е., ил.
  114. В. Г. Порядок начисления акцизов на акцизных складах // Сайт Межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю Электронный ресурс. Режим доступа: http://nalog.krd.ru/show/2572/Akciz.DOC.
  115. Принципы взимания акцизов // Союз Российских Пивоваров Дайджесты прессы Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.beemnion.m/cgi/newspaper.cgi?d=&m=&y=20&uid=122&print=L
  116. И. Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа. Изд. 2-е.-СПб., 1914.
  117. В. М. Вклад русских финансистов в решение проблемы исчисления тяжести налогообложения // Финансы. 2004. — № 2.
  118. Е. Винокурение и водочное производство // Историко-статистический обзор промышленности России. Ч. 2. Спб., 1886.
  119. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат.сб./Госкомстат России. М., 2004.
  120. А. Н. Винная монополия / Вопросы государственного хозяйства и бюджетного права. СПб, 1907.
  121. О. В. Комментарии к главе 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации // «Российский налоговый курьер». 2000. — № 9.
  122. В. Косвенные налоги и подоходный налог. СПб., 1907.
  123. Сведения о питейных сборах в России. Ч. 1−5. СПб., 1860−1861.
  124. Свод уставов об акцизных сборах // Свод законов Российской империи дополненный по продолжениям 1906, 1908, 1909 и 1910 гг. и позднейшим узаконениям 1911 и 1912 гг. / Под ред. А. А. Добровольского. 2-е изд. Кн. вторая. Т. V-IX.-СПб., 1913. Т. 5.
  125. Н. В. Акцизное налогообложение в Современной России // Финансы. 2001.-№ 12.
  126. А. Д. Теория налогов. М., 1928.
  127. Р. Г. Общая теория налогов и налогообложения. М.: Экспертное бюро, 2000.
  128. Т. Об изменениях налогообложения акцизами подакцизных товаров в 2003 г. // Финансовая газета. 2Q03. — № 7.
  129. Спад на пивном рынке // Республикаидей.ру Электронный ресурс. -Режим доступа: http://respublikaidei.ru/articles/html/article271 .html.
  130. Статистика по казенной продаже питей за 1897−1914 гг. СПб., — Пг. 1901−1916.
  131. А. Доходы государственного бюджета СССР. М: Госфиниздат, 1955.
  132. Счетная палата подозревает налоговиков в соучастии в налоговых преступлениях // Деловая пресса Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.businesspress.ru/newspaper/artjclemld36ald311419.html.
  133. Н. С. Питейные сборы и акцизная система в России. СПб., 1890.
  134. О. Ф. Налоговая система России: настоящее и будущее. Налоговый кодекс. М., 1996.
  135. А.В. Винные откупа, винный акциз и винная монополия // Финансы. 2002. — № 3.
  136. Устав о питейном сборе // Свод законов Российской империи. Изд. 1876 г. Т. 1−15.-СПб, 1857.
  137. Устав о питейном сборе и акцизе // Свод законов Российской империи, повелением государя императора Николая Павловича составленный. Изд. 1832 г. Т. 1−15.-СПб, 1832.
  138. Устав о питейном сборе и учреждение для управления питейного сбора в 29 Великороссийских губерниях, на основании устава. 2 апреля 1817 г.// ПСЗ. Собр. 1-ое. СПб, 1830. Т. 34. № 26 764.
  139. Устав об акцизных сборах // Свод законов Российской империи. Изд. 1901 г.-СПб, 1901.
  140. Федеральные налоги и сборы. Акцизы // Сайт Федеральной налоговой службы Электронный ресурс. Режим доступа: http://www2.kodeks.net:9010/manage/page/.
  141. В. Е. Организация и техника косвенного обложения. 4.2. М.: Госфиниздат, 1928.
  142. М. И. Винная монополия. Т. 1−2. Дис.. д-ра финансового права. СПб., тип. «Правда», 1914−1916. Т. 2. Винная монополия в России. 1916. -VIII, С. 144.
  143. Цены в Ставропольском крае: статистический сборник. Ставропольский краевой комитет госстатистики. Ц., Ц38, 2004 г.
  144. Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П. Основы налоговой системы / Под. ред. Д. Г. Черника. 2-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2000.
  145. Р.А. Акцизы. М: Дело, 2001.
  146. Е. Н. Акцизы в условиях действия части второй Налогового кодекса Российской Федерации // Налоговый вестник. 2001. — № 5.
  147. Е. Н. О порядке уплаты акцизов на алкогольную продукцию в условиях действия режима налогового склада // Официальные материалы. Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». 2002. — № 10.
  148. А. П. Наше земство и наша винно-акцизная системы. Спб. 1870.
  149. И. А. О проблемах госрегулирования на алкогольном рынке // Экономическая газета. 2004. — № 6.
  150. Экономика Ставропольского края за 2002 год // Ставрополье территория сотрудничества Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.stavinvest.ru/rus/economy2002.html.
  151. Экономика Ставропольского края за 2003 год // Ставрополье территория сотрудничества Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.stavinvest.ru/rus/economy2003all.html.
  152. Экономика Ставропольского края за 2004 год // Ставрополье территория сотрудничества Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.stavinvest.ru/rus/economy2004.html.
  153. Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
  154. Н.В. Проблемы формирования механизма акцизного налогообложения алкогольной продукции в современной России // Все для бухгалтера. 2003. № 24.
  155. И. И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах.- М.: «Статус», 2002.
  156. Maksumaksjate Liit Акцизы // Государственный русский интернет-портал Aktiva Электронный ресурс. Режим доступа: http: // rus.aktiva.ee/ 533y/z0zARTICLEy4083.html?PHPSESSID=7b?2al7cfbece0b62e0bd654a8bldecb.
Заполнить форму текущей работой