Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование управления качеством медицинских услуг на микроэкономическом уровне в условиях трансформации экономики: На примере медицинских учреждений стоматологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главной и наиболее ценной составляющей ресурсов и основой обеспечения качества медицинских услуг являются управленческие кадры. Основными направлениями трансформации деятельности управленческих кадров организации сегодня выступают, на наш взгляд, формирование предпринимательского стиля и лидерства преобразований. При этом управленческий стиль преобразуется по объективно-субъективной основе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования и развития экономического механизма системы управления качеством медицинского обслуживания населения
    • 1. 1. Качество медицинских услуг как условие воспроизводства населения, фактор развития и управления
    • 1. 2. Экономический механизм медицинского обслуживания и его информационно-качественный критерий развития
    • 1. 3. Опыт функционирования зарубежных моделей экономического механизма управления качеством медицинского обслуживания и организации медицинского страхования населения
  • Глава II. Основные направления развития управления качеством медицинских услуг населению в новых условиях хозяйствования
    • 2. 1. Анализ экономических отношений потребителей и производителей в системе обеспечения качества медицинских услуг
    • 2. 2. Активизация конкуренции как процесс повышения качества управления в учреждениях здравоохранения
    • 2. 3. Основные направления совершенствования управления качеством услуг медицинских учреждений стоматологической службы
  • Глава III. Базовые составляющие системы управления качеством услуг населению в медицинских учреждениях
    • 3. 1. Управление эффективностью использования персонала медицинского учреждения стоматологической службы
    • 3. 2. Сертификация, лицензирование и аккредитация как средства управления качеством в учреждениях стоматологии
    • 3. 3. Управление качеством медицинских услуг на основе применения стандарта системы менеджмента ИСО

Совершенствование управления качеством медицинских услуг на микроэкономическом уровне в условиях трансформации экономики: На примере медицинских учреждений стоматологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Развитие рыночных отношений в российской экономике предполагает переход отраслей социальной сферы к рыночным формам социально-экономических отношений. В этих условиях учреждения социальной сферы, в том числе и лечебные учреждения системы здравоохранения, должны адаптироваться к действию законов рыночной экономики и обладать в определенной степени конкурентоспособностью для вхождения и закрепления на рынке социальных услуг. Особенность развития социальной сферы в условиях рыночной экономики заключается в том, что по своей природе она относится к некоммерческому сектору экономики, и это предопределяет специфику развития конкурентных отношений на рынке социальных услуг.

В процессе реформирования российской экономики многие отрасли социальной сферы оказались в ситуации, характеризующейся двуединым процессом преобразований. Являясь частью целостной народнохозяйственной системы, социальная сфера не может рассматриваться вне национального воспроизводственного процесса, без связи с качественными социально-экономическими преобразованиями в экономике в целом. В то же время происходит трансформация внутренних потребностей в самих отраслях социальной сферы и, прежде всего, в здравоохранении. Развитие здравоохранения сдерживается ростом социальной дифференциации и социального неравенства в обществе, снижением качества человеческого капитала и качества медицинских услуг ввиду обострения проблем в области финансового, материально-технического, кадрового и информационного обеспечения лечебных учреждений. В конечном итоге это отрицательно сказывается на здоровье населения и на процессе воспроизводства рабочей силы как важнейшего стратегического экономического ресурса развития государства.

Необходимость формирования новых форм организационно-экономических отношений в лечебно-профилактических учреждениях в здравоохранении, отсутствие эффективного механизма управления качеством медицинских услуг на микроуровне в системе лечебно-профилактических учреждений, недостаточная степень разработанности этих проблем в отечественной экономической литературе обусловили выбор темы данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологические проблемы управления производством социальных услуг и управления социальной сферой рассматриваются в трудах Б. И. Бояринцева,.

B.П. Корчагина, Ю. П. Лисицина, В. К. Овчарова, М. П. Ройтмана, И. М. Шеймана, О. П. Щенина, Е. В. Егорова, Е. Н. Жильцова, И. В. Заборова,.

C.В. Киселева, А. К. Лыкова, Л. И. Якобсона, Н. А. Шведовой, А. Т. Сушкевича, Н. М. Ветровой, И. А. Захарова, Е. А. Мавриной, А. В. Решетникова.

В работах С. Г. Важенина, В. М. Рутгайзера, Д. И. Правдина социальна— сфера трактуется как инфраструктурная составляющая народного хозяйства.

В научных трудах В. И. Егорова, В. П. Корчагина, Б. Н. Хомелянского, Я. И. Якобсона ставится проблема эффективности деятельности отраслей социально-культурного комплекса и эффективности производства социальных услуг.

Вопросам конкурентоспособности и качества продукции и услуг посвящены работы Б. Л. Бенцмана, Г. Т. Булавиной, В. М. Ларина, С. Н. Семенова, М. Т. Лануан, М. Е. Кунявского, Д. С. Львова, В. И. Сиськова, Н. В. Войтоловсого, Р. А. Фатхутдинова.

В работах зарубежных экономистов Е. Гинзбурга, А. Лернера, Р. Лукаса, А. Пигу, М. Перлмана, Т. Шульца, К. Эрроу анализируются проблемы развития и управления социальной сферой за рубежом.

Проблемы становления страховой медицины и оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира рассматриваются в работах В. В. Гришина, М. Б. Мирского, Е. И. Данилина, В. Ю. Семенова, А. Милка, Ю. Джона, Ф. Н. Кадырова.

Организации платных медицинских услуг населению, развитию здравоохранения в условиях рыночной экономики и проблемам экономики лечебно-профилактического учреждения посвящены работы В. Ф. Кузина, Ш. М. Кузьменко, В. В. Баранова, Ю. В. Шиленко, В. З. Кучеренко, В. Г. Корюкина, B.JI. Морозова, Н. Г. Шамшуриной.

Тем ни менее в экономической литературе практически отсутствуют монографические исследования в области управления качеством медицинских услуг. Это определило цель и задачи данного диссертационного исследования.

Цель исследования: разработать теоретико-методологические основы управления качеством медицинских услуг на микроуровне в лечебно-профилактических учреждениях (на примере лечебно-профилактических учреждений стоматологии).

Для достижения поставленной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи: раскрыть содержание качества медицинских услугобосновать необходимость управления качеством медицинских услуг на микроуровне в лечебно-профилактическом учреждении в условиях развития рыночных отношенийисследовать современное состояние управления качеством медицинских услуг в лечебно-профилактических учрежденияхопределить основные направления развития управления качеством медицинских услуграскрыть базовые составляющие системы управления качеством медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях.

Объектом исследования является система управления качеством медицинских услуг, производимых лечебно-профилактическими учреждениями на примере стоматологических учреждений.

Предметом исследования выступает система организационно-экономических отношений, складывающихся между производителем и потребителем по поводу производства высококачественных медицинских услуг и дальнейшего повышения их качества.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют: диалектический метод познаниясистемный и процессный подходы к анализу изучаемого явления, использование элементов сравнительного и ситуационного анализа. В основе методологического обоснования теоретических положений диссертационного исследования положены фундаментальные исследования в области теории управления.

Теоретическую основу исследования определяют работы отечественных и зарубежных ученых по экономической теории и теории управления, законы и нормативные акты РФ, регулирующие отрасли социальной сферы, данные Госкомстата России и областных комитетов статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие качества медицинских услуг как совокупности свойств, обеспечивающих полное удовлетворение определенных потребностей людей в сохранении и поддержании надлежащего уровня здоровья и способствующих восстановлению трудоспособности, а также возможности включения в процесс производственной деятельности и воспроизводства рабочей силы.

2. Выделены качественные критерии медицинской услуги, характеризующие ее общественную полезность и полезность для индивида:

— социальная значимость и направленность производства медицинской услуги, определяющей качество здоровья, которое обеспечивает производительность и качество общественного труда, оказывая влияние на стабилизацию экономических процессов и развитие экономики в целом;

— безопасность и адекватность медицинской услуги, означающие, что услуга оказывается соответственно установленной и научно обоснованной потребности индивида, а возможность получения им медицинской услуги соответствует его ожиданиям и финансовому обеспечению;

— уровень материально-технического, ресурсного, кадрового и управленческого обеспечения оказания медицинской услуги, позволяющие провести качественную диагностику и установить характер оказания услуги с одной стороны и имеющийся в наличии арсенал средств для достижения поставленной задачи с другой стороны. Важной составляющей успешного решения поставленной задачи является разработка адекватных и эффективных управленческих решений;

— рациональность и экономичность производства медицинской услуги, заключающиеся в том, что при ограниченном количестве финансовых ресурсов, расходуемых в системе здравоохранения, медицинская услуга должна оказываться с учетом рационального использования финансовых средств и минимизации затрат на оказание услуги в целях реализации основополагающего принципа производства медицинских услуг населению: доступности любых видов медицинских услуг для всех граждан страны.

3. Доказана необходимость рассмотрения деятельности лечебно-профилактического учреждения как сочетания профессионально-медицинской деятельности с деятельностью его как социальноэкономической системы, направленной на реализацию принципа самоокупаемости и рентабельности в условиях развития рыночных отношений.

4. Обоснована необходимость управления качеством медицинских услуг в современных условиях:

— отсутствие стимулов у производителей медицинских услуг оказывать адекватную медицинскую помощь, что снижает качество и результативность предоставляемых услуг;

— развитие рыночных конкурентных отношений в социальной сфере, формирование рынка платных медицинских услуг, что обусловливает придание относительной финансовой самостоятельности лечебно-профилактическим учреждениям и первичным уровням медицинской помощи;

— повышение значимости контроля качества медицинской помощи в целом с использованием внутреннего ведомственного контроля и вневедомственного контроля;

— развитие медицинского страхования предопределяет расширение сферы контроля качества медицинских услуг и дифференциацию субъектов контроля. Контроль качества обеспечения медицинских услуг включает наряду с качеством лечения, контроль индивидуальных затрат на производство медицинских услуг, экспертизу счетов, адекватность предоставления пациентам услуг.

5. Уточнено понятие сущности управления качеством медицинской услуги как комплекса профессионально-медицинских, организационно-экономических, финансовых и социальных мер, направленных на совершенствование процесса оказания медицинских услуг в целях полного удовлетворения определенных потребностей пациентов, обеспечения для них доступности медицинских услуг.

Важнейшей составляющей управления качеством медицинских услуг является качество управления процессом оказания медицинской услуги, предопределяющего ответственность руководителей лечебно-профилактических учреждений за удовлетворение потребностей потребителей услуги и за увеличение спроса и повышение конкурентоспособности производителей на рынке медицинских услуг. Качество управления процессом оказания медицинских услуг ориентировано на:

— управление материально-техническими ресурсами для производства медицинских услуг с учетом их жизненного цикла с включением соответствующих инструментов управления для обеспечения анализа качества услуги и выбора путей совершенствования качества услуги;

— управление персоналом в целях повышения его качественного профессионального состава и роста профессионального мастерства, а также умения работать единой командой, ориентированной на конечный результат;

— повышение качества работы лечебно-профилактического учреждения и повышения его конкурентоспособности;

— управление организационно-экономическими отношениями, складывающихся между субъектами процесса оказания услуг, субъектами управления и потребителями по поводу повышения качества медицинских услуг и сокращение затрат на их производство в результате роста производительности труда;

— управление формированием межличностных партнерских отношений в коллективе, оказывающих непосредственное воздействие на повышение качества медицинских услуг и усилиения коллективной ответственности за конечный результат.

6. Выявлены основные направления совершенствования управления качеством медицинских услуг включающие:

— внедрение стратегического планирования и разработка стратегии развития лечебно-профилактического учреждения как социально-экономической системы;

— разработка маркетинговой стратегии выхода и закрепления на рынке медицинских услуг;

— внедрение проектирования и сертификации качества медицинских услуг;

— использование мониторинга качества медицинских услуг;

— реализация корректирующих и предупреждающих действий, направленных на сохранение высокого качества медицинских услуг, соответствующих стандартам качества;

— приведение организационной структуры лечебно-профилактического учреждения в соответствие с выработанной стратегией его развития, охватывающей производство, финансы, маркетинг.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования направлены на разработку конкретных предложений по совершенствованию управления качеством медицинских услуг. Они могут применяться при разработке стратегии лечебно-профилактических учреждений, при формировании политики лечебно-профилактических учреждений, для повышения эффективности их деятельности и конкурентоспособности на рынке медицинских услуг.

Материалы проведенного исследования могут быть использованы в научно-исследовательских разработках по аналогичным проблемам, при чтении студентам, аспирантам, слушателям повышения квалификации следующих курсов: «Межотраслевое управление качеством», «Теория управления», «Сравнительный анализ экономических систем», «Экономика социальной сферы», «Экономика и организация здравоохранения».

Выводы и предложения.

В процессе реализации мероприятий по обеспечению населения медицинской помощью государство сталкивается с необходимостью решения двух блоков взаимосвязанных проблем: финансирования производства медицинских услугобеспечения приемлемого в данный промежуток времени уровня качества этих услуг.

Имеются специфические социально-экономические особенности медицинской деятельности, затрудняющие применение традиционных методов и систем обеспечения качества:

— Медицинская услуга неотделима от процесса ее оказания. Происходит совпадение момента производства и момента потребления. Это значит, что услуги не проходят стадию обращения, ибо не накапливаются. Медицинскую помощь нельзя рассматривать абстрактно, как явление, обладающее самостоятельными свойствами.

— Медицинская услуга обладает неопределенными потребительскими свойствами. В момент оказания медицинской помощи истинная потребность, нужда пациента неизвестна, важнейшее направление деятельности врача состоит в выявлении этой потребности, диагностике патологического состояния, имеющегося у больного.

— Медицинская деятельность уникальна еще и тем, что потребитель активно участвует в процессе производства. Отношение человека к своему здоровью, адекватность исполнения им врачебных назначений и рекомендаций в огромной степени определяют качество медицинской помощи, получаемой им. Важным направлением реформ здравоохранения является не только экономическая рационализация деятельности за счет преобразований систем финансирования, но и ориентация на участие пациента (потребителя медицинских услуг) в принятии терапевтических решений.

Для российского здравоохранения вопросы обеспечения качества медицинских услуг стали еще более острыми в течение последних 10−15 лет. В качестве основных причин повышения актуальности этих вопросов можно указать ряд обстоятельств, приводящих к деформации компонентов и составляющих качество медицинской помощи. При этом следует особо подчеркнуть, что эти причины влияют и взаимно обуславливают друг друга. Указанные причины можно (довольно условно) разделить на две большие группы: причины экономического характера и организационно-управленческие причины.

Кризис и структурные изменения в экономике обусловили снижение жизненного уровня населения. Последнее предопределило хорошо известные негативные тенденции в изменении медико-демографических показателей и заболеваемости населения. Указанные изменения свидетельствуют о деформации одной из составляющих качества медицинских услуг — качества результата. Снижение жизненного уровня населения приводит к нерациональному использованию ресурсов здравоохранения. Поэтому можно говорить о деформации такого компонента качества, как оптимальность медицинской помощи. Снижение жизненного уровня, в совокупности с такими обстоятельствами, как уменьшение числа бесплатных для пациента медицинских услуг, формирование «теневого» рынка платных услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, обуславливают снижение доступности медицинской помощи — также одного из компонентов его качества.

Несоответствие между гарантиями государства в области охраны здоровья и финансовым обеспечением (недофинансирование) этих гарантий следует считать основной причиной обострения вопросов качества медицинской помощи. Во-первых, это обстоятельство самостоятельно приводит к деструкции ряда компонентов и составляющих качества медицинской помощи. Во-вторых, является пусковым механизмом для большинства других факторов, снижающих уровень качества медицинской помощи. Это нарушение безопасности медицинской помощи из-за износа оборудования, снижение уровня качества технологии, из-за недостатка медикаментов и расходных материалов. А все это вместе вызывает снижение уровня качества результата.

Качество технологии снижается и в связи с тем, что медицинские работники являются не только производителями медицинских услуг, но и активными участниками формирования потребности, спроса на них. Это может явиться почвой для нерационального использования средств здравоохранения (оптимальность медицинской помощи), что усугубляется условиями их недостатка.

Условия недостатка финансовых средств, материальных ресурсов побуждает учреждения не только к поиску дополнительных источников финансирования, но и к снижению издержек на оказание медицинских услуг. Само по себе это может расцениваться как положительная тенденция, но в совокупности с отсутствием четких механизмов контроля за выполнением необходимого объема лечебно-диагностических манипуляций оно может послужить причиной нарушения медицинских технологий и соответственно оптимальной медицинской помощи.

Формирование «теневого» рынка медицинских услуг в нелицензированных структурах также следует считать одним из факторов, повышающих актуальность обеспечения качества медицинских услуг.

В условиях обязательного медицинского страхования в регионах должна быть разработана экономическая ответственность страховщиков за непредставление ими, или представление в неполном объеме и низкого качества медицинских услуг, предусмотренных территориальной программой ОМС. При этом важная роль должна отводиться вопросам совершенствования оплаты медицинской помощи и ценообразования медицинских услуг. Исследование показало, что потенциально наиболее эффективной системой оплаты услуг следует признать подушевое финансирование. При этом необходимо предусмотреть механизмы, препятствующие необоснованному сокращению объема и ухудшению качества медицинских услуг. Для этого следует обеспечить:

— свободный выбор пациентом учреждения первичной медико-санитарной помощи для прикрепления;

— разработку системы штрафных санкций за обоснованный отказ в медицинском обслуживании;

— контроль и обеспечение качества медицинской помощи.

Изменение производственных отношений также повлекло за собой изменение модели организации российского здравоохранения. И изменение правовой среды, и изменение модели обусловили формирование многоукладности экономики здравоохранения.

Совершенно очевидно, что старая система контроля качества медицинской помощи стала неэффективной по отношению к негосударственным медицинским предприятиям. Более того, оправданный переход всех участников, задействованных в системе охраны здоровья, на договорные отношения обусловил несоответствие современным требованиям средств, механизмов контроля и обеспечения качества медицинской помощи по отношению и к государственным, и муниципальным ЛПУ. Поэтому указанный фактор следует считать одной из причин обострения вопросов обеспечения качества медицинской помощи.

Одной из особенностей развития здравоохранения страны является децентрализованная система управления. Следствием этого процесса следует считать отсутствие единых подходов в формировании средств и механизмов обеспечения качества медицинских услуг.

Последние годы характеризуются появлением значительного числа субъектов контроля качества медицинской помощи. Другим аспектом вышеупомянутого обстоятельства является отсутствие в законодательстве четкого деления полномочий между участниками системы контроля, что ведет к неоправданному дублированию их функций.

Указанные причины повышения актуальности вопросов обеспечения качества для российского здравоохранения явились предпосылками реорганизации системы контроля и обеспечения качества медицинских услугосновного источника социально-экономической эффективности и конкурентоспособности.

Несмотря на впечатляющие успехи, которые принесла нам конкуренция в деле внедрения инноваций, повышающих качество медицинского обслуживания, ее результаты в снижении издержек оказались более чем скромными. Это связано вовсе не с недостатками, присущими конкуренции, а с системой стимулов, вошедшей в противоречие с фундаментальными законами конкурентной борьбы. До недавнего времени действующая система стимулирования поощряла внедрение инноваций, которые увеличивали издержки или повышали качество, нисколько не заботясь о стоимости. Успешные реформы должны начинаться с отчетливого понимания того, как действующая система создает стимулы для непродуктивной конкуренции.

Основой управления качеством должны стать превентивные меры, позволяющие предотвратить предоставление потребителям некачественных товаров и услуг. Философия предотвращения фокусирует внимание на организационных вопросах и подразумевает, что процесс должен быть спланирован и исполнен таким образом, чтобы он обеспечивал производство продукции или услуг высокого качества с первой попытки. Система качества должна обеспечивать уверенность в том, что предоставляемые услуги будут адекватны потребителям. В наибольшей степени, по нашему мнению, этой философии соответствует стандарт ИСО 9004−2, включающий следующие элементы: маркетинг, проектирование и предоставление услуги. Именно эти три процесса имеют непосредственное воздействие на качество услуг.

Главной и наиболее ценной составляющей ресурсов и основой обеспечения качества медицинских услуг являются управленческие кадры. Основными направлениями трансформации деятельности управленческих кадров организации сегодня выступают, на наш взгляд, формирование предпринимательского стиля и лидерства преобразований. При этом управленческий стиль преобразуется по объективно-субъективной основе, в качестве которой выступает взаимодействие руководителя, обладающего характерными личностно-профессиональными чертами с внешней средой: потребителями, поставщиками и органами власти, и внутренними факторами, действующими на предприятии спецификой системы управления, особенностями трудового коллектива и состоянием производственной среды. Лидерство преобразований приобретается в ходе осознания потребности в инновационных изменениях с целью обновления потенциала организаций на более высоком качественном уровне, создание инновационного видения проблем, институциализации происходящих качественно-количественных изменений в организации.

В этих условиях сегодня актуальной становится проблема рационального распределения полномочий и функций между различными субъектами вневедомственного контроля, среди которых особое место в управлении качеством занимают профессиональные ассоциации. Они должны принимать активное участие: в разработке стандартов качествав аккредитации учреждений здравоохраненияв формировании регистра экспертовв организации и проведении экспертизы качествав работе комиссий по аттестации медицинских работников и квалификационных экзаменационных комиссий, т. е. быть полноправным и независимым субъектом гражданско-правовых отношений.

Учреждения, обеспечивающие услуги в области здравоохранения, взаимодействуют внутри общей структуры менеджмента и разделяют ответственность за обслуживание пациентов. Система менеджмента качестве, воплощенная в стандартах ИСО 9001, способна помочь в поддержании самых высоких стандартов в медицинской и технической квалификации, а также в обслуживании пациентов. Стандарт ИСО 9001: 2000 устанавливает требования, которые нужно контролировать, не предписывая, как это следует делать. Его требования дают общую основу, в рамках которой этот вопрос является прерогативой каждого поставщика услуг здравоохранения, позволяющую установить процедуры, стандарты работы и индикаторы результатов удовлетворенности пациентов. В работе впервые сделана попытка адаптировать требования стандарта к условиям медицинского учреждения стоматологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальное издание. -М: Юрид. лит., 1994. -240с.
  2. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР». // Экономика и жизнь. -январь 1991.-ЖЗ.
  3. Закон РФ «О банкротстве» // Финансовая газета 1993. — № 8. — С.2−6.
  4. Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» // Российская газета 23 июля 1991. — № 152 (191).
  5. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» // Российская газета 1 августа 1991.-№ 160−161 (206−207).
  6. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» //Российская газета 19 июля 1991. — № 150 (196).
  7. Айвазова М. В Информационное обеспечение развития обязательного медицинского страхования и реформы здравоохранения // Главный врач.-2001.-№ 5.-С. 28−32.
  8. Г., Гром В, Злобин А., Симонян К. Экономическая реформа в здравоохранении И Вопросы экономики. 1991. — № 11. — С. 89−92.
  9. Е.Н., Линд В. А., Петухова В. В. Особенности внедрения и развития обязательного медицинского страхования на территории Ленинградской области // Медицинское страхование. 1995. — № 2. — 18 с.
  10. Е.Н., Петухов В. В. Обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования // Бюллетень Санкт-Петербургского института медицинского страхования. 1997. — № 3. -С.5−35.
  11. Т. И. Социальная инфраструктура: проблемы и перспективы / Об-во: «Знание», секция пропаганды экономических знаний. М.: 0-во «Знание», 1990. — 45 с.
  12. А.В., Мельник Н. И., Вишневский В. Г. и др. Пути совершенствования амбулаторной хирургии в условиях поликлиники медико-санитарной части // Клин. хирургия,-1993.- № 1.-с. 51−52.
  13. А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики 1999.- С. 33−41.
  14. А.В. Ресурсное обеспечение муниципального здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. дисс. к.м.н. М., 1995.-25 с.
  15. С. Медицинский округ новая модель здравоохранения // МГ. -№ 66−19.08.98.-5 с.
  16. С.А., Тамазян Г. В., Вайгант A.M. Формирование медицинских округов, как способ реформирования системы предоставления медицинской помощи в Московской области. Экономика здравоохранения 2000.- № 5,6. с.13−21.
  17. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный анализ, предпосылки, проблемы, трудности. М., 1969. — 65 с.
  18. В., Фили Ф., Шейман И., Шишкин С. Расходы населения на медицинскую помощь и лекарственные средства // Вопросы экономики. -1998. № 10.-С 101−117.
  19. В.А., Шенин В. И. Медицинское страхование и использование диагностически связанных групп // Советское здравоохранение. 1991. -№ 5. — М: Медицина — С. 12−18.
  20. .И. Экономические основы хозяйствования медицинских коллективов // М: Профиздат, 1990. -27с.
  21. В.Г. Комплексное социально-гигиеническое исследование здоровья населения и построение концептуальной модели системы обязательного медицинского страхования (на примере Московской области): Автореф. дисс. д.м.н. РГМУ. —1996. 38 с.
  22. И.И. Интенсификация здравоохранения и изменение стоимости медицинского обслуживания // Сов. здравоохр. 1987. — № 10. -С. 12−17.
  23. М.М., Розенфельд Б.А Некоторые экономические проблемы новой организации здравоохранения // Экономика и математические методы М, 1988. — т.24. — № 6. — С. 1028−1036.
  24. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998. 296 с.
  25. А. Демографический потенциал России. // Вопросы экономики. 1998, — № 5. — С. 103−122.
  26. В.М. Дневной стационар и ночной профилакторий, как промежуточные звенья в системе психиатрической помощи // Невропатия и психиатрия им. С. С. Корсакова. 1977, Т. 77, вып. 11. — С. 1721 -1726.
  27. JI. Комплексный подход к решению программы «Здоровье» // Плановое хозяйство. 1990. — № 11 — С. 63−68.
  28. А.И. Создание системы национальных счетов здравоохранения в Российской Федерации. // Экономика здравоохранения. 2001.- № 7.- с.5−6.
  29. А.И. О формировании системы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощь // Экономика здравоохранения. 1998. — № 6. — С. 5−10.
  30. А.И. Теоретическое обоснование и разработка основ региональной политики и здравоохранения // Автореф. дисс. д-ра мед. наук. М., 1999.- 48с.
  31. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика. Пер. с англ. -М.: Дело, 1991. С 187.
  32. Галкин Р. А, Мальцев В. Н., Михайлов Н. Г. К вопросу о платной медицинской помощи // Советское здравоохранение. 1991. — № 11. — М-: Медицина-С. 17−20.
  33. Р.А., Мальцев В. Н., Столяров Е. А. и др. К вопросу об оценке нового хозяйственного механизма в здравоохранении (по материалам Куйбышевской области) // Сов. здравоохр. 1990. — № 8. — С.9−11.
  34. Р.А. Новый Хозяйственный механизм как этап перехода к медицинскому страхованию // Пробл. соц. гиг. и истор. мед. 1994, № 1. С.40−42.
  35. Р.А., Павлов В. В., Кузнецов С. И. Развитие стационарозамещающих форм медицинской помощи населению Самарской области // Пробл.соц. гигиены, здравоохр. и ист. мед. 2000,-№ 4. С.32−34.
  36. Р.А., Павлов В. В., Кузнецов С. И., и др. Опыт работы отделения хирургии одного дня и роль среднего медицинского персонала (г. Самара) // Главная медицинская сестра, 2001, № 1, с. 11−10.
  37. Гарантии качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Методическое пособие. / Под ред. Перепеча Н. Б., Галкина Р. А., Чавпецова В. Ф. Тольятти, 1996.
  38. Глобальная стратегия ВОЗ по достижению здоровья для всех к 2000 г. и ее реализация в различных странах мира // Сб. научных трудов ВНИИ социальной гигиены, управления и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко. 1986. — 121 с.
  39. В.В. Менеджмент: системные основы. 2-ое изд. доп. и испр. Железнодорожный Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998. С 165.
  40. М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. -М.: Дело ЛТД, 1993. С 171−172.
  41. А .Я., Проблемы реформирования здравоохранения и некоторые пути их решения в Ленинградской области // Здравоохранение. 2001. № 2.- С. 27−33.
  42. В.В. Совершенствование организации и финансирования здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования // Бюллетень НИИ СГЭ и УЗ им. Н. А. Семашко. М, 1994. — № 3. — С.97−99.
  43. В.В., Швырков Г. Ю. Проблемы развития платной медицинской помощи населению // Сов. здравоохр. 1998. № 11. — С.9−13.
  44. Г. И., Котельников Г. П., Галкин Р. А., Павлов В. В., Кузнецов С. И. Опыт работы врачей общей практики в Самарской области // Первый Всероссийский съезд врачей общей практики. Самара 2000, С. 18−23.
  45. М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации // Вопросы экономики. 1999. — № 2. — С.53−64.
  46. Драккер Питер. Управление, нацеленное на результаты / Пер. с англ, -М: Технологическая школа бизнеса, 1994. С 52.
  47. В. Саморегулирование и регулирование рыночной экономики. // Экономист, 1998. № 5. — С.40−45.
  48. А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997. С. 324.
  49. Н.Е., Токарева Л. П., Сковердяк Л. А. Некоторые проблемы и задачи внедрения медицинского страхования // Бюллетень НИИ социальной гигиены экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко. М, 1992.
  50. Г. Н. К вопросу об управлении здоровьем населения // Сов. здравоохр. 1990. № 11. — С. 16−19.
  51. В.М., Мучник И. Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях. М.: Статистика, 1976. — 152 с.
  52. П.Е. Медицина в России в период капитализма. Развитие гигиены. Вопросы общественной медицины М: Медгиз, 1956. — 160с.
  53. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2000 году. М.- 2001.- 198 с.
  54. Инновационный менеджмент: Учеб. пособ. под ред. Ильенковой С. Д. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С 150−151.
  55. А .Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом. М.: ГАУ, 1993. С 156−184. Смирнов Б. М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. — М.: ГАУ, 1996. С. 68−94.
  56. А., Телюков А., Шейман И. Страховая медицина, или новая модель фиксирования здравоохранения // Вопросы экономики. 1990. -№ 11. — С.33−40.
  57. С.В., Саляхова Л. Я., Клименко В. Е. Экономические проблемы реформирования отечественного здравоохранения. // Экономика здравоохранения. 2002. — № 9−10. — С. 8−10.
  58. Ю.М. К вопросу о стратегии и тактике развития здравоохранения в России // Здравоохр. Рос. Фед. 1991. № 9. — С.3−7.
  59. Ю.М. Основные пути выхода здравоохранения России из кризиса в 1999—2000 годах.- М., 1998. 59 с.
  60. Компьютерные технологии информации здравоохранения (региональный и учрежденческий уровень), справочно-методическое пособие, авторский коллектив: Гасников В. К., Бляхин Ю. С. и др. Ижевск. 1995.
  61. Й. Управление качеством в масштабах компании: становление и этапы развития: Пер. с англ. Н. Новгород: СМУ «Приоритет». 2002. -252 с.
  62. Контроль качества медицинской помощи. Учебно-методическое пособие. Составители: к.м.н. доцент Захаров И. А. и др. СГМУ, 1996. 81 с.
  63. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации: Одобрена постановлением Правительстра
  64. Российской Федерации 5 ноября 1997 г., № 1387 // Рос. газета. 1997. — № 223 (1833)-от 19 нояб.
  65. И.В. Сущность и значение социально-экономических нормативов в здравоохранении. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1985. — 82 с.
  66. В.И. Экономическая реформа в здравоохранении // Вопросы экономики. 1990. -№ И.-С. 13−21.
  67. В.И., Ройтман М. П., Челидзе Н. П. и др. Платные медицинские услуги населению СССР // Советское здравоохранение. М, 1989. — № 10. -С. 17−25.
  68. В.П., Минакова И. Г. Расчетный способ определения удельных расходов на содержание учреждений здравоохранения // Сов. здравоохр. 1990№ 11.-С. 7−10.
  69. Т., Россинский М. Потенциал сферы платных услуг // Плановое хозяйство. 1990. — № 3. — С.89−93.
  70. Т. И. Платные услуги в СССР. М: Экономика, 1990. — 160 с. 39.
  71. В.П. Здоровье населения и здравоохранение России / Российский экономический журнал. М., 1995. № 4. С. 34−37.
  72. В. Г. О реформах здравоохранения в России // Бюллетень НИИ СГЭ и УЗ им. Н. А. Семашко. М, 1994. — № 4. — С.41−45.
  73. П.А. Проблемы методологии потребности в ресурсах здравоохранения в условиях перехода экономики к рынку. // Экономика здравоохранения. 1996.- № 3. — С. 12−18.
  74. Н.А. Анализ финансового обеспечения населения Российской Федерации средствами ОМС и бюджета здравоохранения в 1995 году // Экономика здравоохранения. Специальный выпуск. 1998. С. 51−52.
  75. Н.А., Поляков И. В. Научное обоснование методологии прогнозирования ресурсного обеспечения здравоохранения России (История и современность) М., 1998.
  76. Кузнецова J1. J1. О механизме хозяйствования в здравоохранении и формировании его фондов // Здравоохр. Рос. Фед. 1991. № 4. — С. 6−9.
  77. А.А., Поляков И. В., Рычагов И. П. О проблемах взаиморасчетов в системе ОМС. // Бюллетень Санкт-Петербургского института медицинского страхования. 1995. — № 1. — 42 с.
  78. М.М., Баранов В. В., Ишленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики / Под ред. Э. А. Нечаева, Е. Н. Жильцова. -М.: Медицина, 1994. 304 с.
  79. В.З., Сырцова J1.E., Алексеева В. М. Социально-медицинские предпосылки и организационно-правовые основы реформы здравоохранения // Экономика и инновационные процессы в здравоохранении / Под ред. В. З. Кучеренко. М., 1994. — С. 11−32.
  80. И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М.: Перспектива, 1998. С 18−19.
  81. К. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным уровнями бюджетной системы // Вопросы экономики. -1998.-№ 10. С. 139−143.
  82. Лебедев А. А, Лисицын Ю. П. Новые подходы в моделировании взаимоотношений различных субъектов здравоохранения в условиях рыночной экономики переходного периода. // Экономика здравоохранения. 1996. — № 5.- С. 5−14.
  83. А.Л., Зволинская P.M., Голодненко В. Н. Оценка качества и эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений / Под ред. О. П. Щепина. М., 1999. — 66 с.
  84. Ю.П. Перестройка здравоохранения и задачи научных исследований ее стратегии // Здоровье человека в условиях НТР. Методические аспекты: Сб.науч.тр. / Под ред.акад. Бородина Ю. И. -Новосибирск: Наука, 1989. 216 с.
  85. Ю.П., Полунина Н. В., Отдельнова К. А. и др. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство. М.: 1998.- 698 с.
  86. Ю., Акопян А. С. Панорама охраны здоровья. Реструктуризация медицинской помощи и нерешенные вопросы приватизации в здравоохранении. М., 1998. — 228 с.
  87. Д.И., Пожидаева Н. В. К проблеме совершенствования управленческих структур здравоохранения на региональном уровне // Проблемы социальной гигиены и организации здравоохранения. Новокузнецк, 1991.- Т.2.- 68с.
  88. Н. Деловая карьера как проблема менеджмента. // Персонал -1997. № 6. С 8−12.
  89. Н.Н. Экономические проблемы здравоохранения. М.: Экономика, 1990. — 48 с.
  90. А.И. Организационное, правовое и ресурсное обеспечение реформ муниципального здравоохранения. // Автореферат. Дисс. д. м. н. -Тюмень.- 1995.-20 с.
  91. Т.Н. Об особенностях тарифов на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию. // Глав.врач. 1994. — № 1.-С. 59−63.
  92. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23. 241 с.
  93. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.24. 191−192 с. 45.
  94. Г. В., Мачульская О. В. Сущность и цели выравнивания уровней социально-экономического развития регионов России. // Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания. М. 1998.- С. 22−30.
  95. В.А. Пути совершенствования организации и управления здраво охранением региона. // Проблемы соц. Гигиены и история медицины.-1995.-2.- 35 с.
  96. И.С. Куда ведешь, Сусанин? О стратегии реформы здравоохранения. // Главный врач. 2001. — № 2. — С. 26−30.
  97. Н.Б. здравоохранение территориального уровня в условиях перехода к рыночной экономике. Кемерово: Ин. СЭПЗ, 1993. -214 с.
  98. М., Альберт М., Хедоури Ф. С 485 515. Виханский О. С., Наумова А. И. Менеджмент. Учебник. — М.: Высшая школа, 1994. С. 366 -415.
  99. Менеджмент. Учебник для вузов. / М. М. Максимцев и др. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- С 262.
  100. Ю.В., Россанов В. П., Литвиенко Н. Я. Многоуровневая система стационарной помощи. Методическое пособие. М.: 1996. -11 с.
  101. С.В. Некоторые аспекты оценки качества управления // Стандарты и качество. 2003. — № 3. — С. 29−31.
  102. О.Н. О проблемах финансирования муниципальной системы здравоохранения. Варианты решения этой проблемы // Экономика здравоохранения. 2000, — № 11−12. — С. 13−14.
  103. А., Дегтярь Л., Лыкова Л., Погребинская В., Бунчук М. Возможности и методы социального регулирования // Экономист, 1998. -№ 7-С. 57−66.
  104. А., Дегтярь Л., Лыкова Л., Погребинская В., Бунчук М. Реформы социальной сферы: федеральный и региональный аспекты // Экономист, 1998. № 5 — С. 61−70.
  105. В.А., Филониева В. В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000 : 2000. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. — 127 с.
  106. В. Вопросы методологии оценки возможностей экономики. // Экономист, 1998. № 2. — С.24−31.
  107. И.Г. Методические подходы к медико-статистическому и экономическому обоснованию территориальной программы обязательного медицинского страхования (на примере Саратовской области): Автореф. к.м.н.- С-Пб. 1996.
  108. Новые условия хозяйствования в здравоохранении: нормативная база / Под ред. В. П. Корчагина. -М, 1989. 183с.
  109. В.А., Гиляревский С. Р. Экономическая оценка эффективности лечения. // Здравоохранение Российской Федерации. 1997 — С. 13- 16.
  110. Г. и др. Ресурсное обеспечение здравоохранения // Плановое хозяйство. 1991. — № 1. — С. 104−109.
  111. Основные показатели здоровья населения РСФСР и деятельность учреждений здравоохранения в 1990—1995 гг. Данные управления информатики Министерства здравоохранения РСФСР. М: 1996.
  112. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан // Ведомости Верхов. Совета Рос. Федерации. 1993. — № 33. -Ст.318 (В ред. -Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г., № 2288).
  113. Оценка структуры и деятельности амбулаторно-поликлинической службы. Методические рекомендации для руководителей органов и учреждений здравоохранения. Барнаул. 1992.
  114. Н.В., Попов В. Ф., Шиленко Ю. В. Здоровье социальная ценность. — М: Мысль, 1989. — 236 с.
  115. И.В. Здравоохранение в условиях перехода к рыночной экономике // Проблемы социальной гигиены и история медицины. -1995.-№ 6.-С. 41−44.
  116. Проблемы перестройки хозяйственного механизма в здравоохранении: Сб.науч.тр. / Ред.кол.: Щепин О. П. и др. МЗ СССР, ВНИИ СГЭ и УЗ им. Н. А. Семашко. М., 1990. — 174 с.
  117. В.В., Бузгалин А. В. Экономика переходного периода: Учеб, пос. -М., 1995,-410с.
  118. Развитие экономических отношений в здравоохранении: Сб.научн.тр. / Редкол.: Корчагин В. П., Семенов В. Ю., ВНИИ СГЭ и УЗ им. Н. А. Семашко. -М., 1994. 108 с.
  119. Е.Н. Верно ли мы считаем экономическую эффективность оздоровительной деятельности? // Известия СО АН СССР. Серия экономики и прикладной социологии. — 1988. Вып. 1. — С. 18−21.
  120. А.В. Социальный маркетинг и ОМС. М., 1998. — 336 с.
  121. А.В. Процессное управление в социальной сфере М.: Медицина, 2002.- 503 с.
  122. Н.М., Копнина В. Г. Социально-экономические проблемы формирования здоровья населения // Экономика и математические методы. 1987.-Т. 23.-Вып. 2.-С. 1027−1058.
  123. .А. Охрана здоровья населения СССР: тенденции и проблемы развития (аналитический обзор) Международный центр научно-технической информации. 1991. — 89 с.
  124. М.П. Финансирование здравоохранения (корреляционный анализ) // Бюллетень НИИ СГЭ и УЗ им. Н. А. Семашко. М., 1992. -№ 1.-С. 78−87.
  125. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. Учеб. пособ. М.: ИНФРА-М, 1996. С 178−179.
  126. М.Н., Жиляева Е. П. О развитии концепции здоровья и его укреплении в программной деятельности ВОЗ // Сов.здравоохр. 1990. -№ 7.-С. 65−68.
  127. . и Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных тенденций: Пер. с англ: М.: Гэотар медицина, 2000. — 432 с.
  128. И.В., Ступаков И. П. От результатов клинических и аналитических исследований к формированию программы государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью. Экономика здравоохранения. 2001.- № 9- с.9−11.
  129. А.Г. Стратегическое развитие здравоохранения. // Экономика здравоохранения. 2001. — № 7−8. — С. 30−33.
  130. Т.Г., Дорофеева П. И., Джеджелава Е. И. о некоторых экономических проблемах регионального здравоохранения. // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1997. — № 2. — С. 13−18
  131. А.П. Состояние, проблемы и пути дальнейшего развития здравоохранения г. Москвы //Экономика здравоохранения. 1997. 8/9/21. -С. 5−12.
  132. Г. П. О развитии стационарозамещающих форм организации и оказания медицинской помощи населению // Здравоохранение. 2000. — № 1.- С. 5−10.
  133. Г. А., Соломахин Б. Я. Новые экономические отношения в здравоохранении // Бюллетень НИИ СГЭ и УЗ им. Н. А. Семашко. М., 1993.-№ 3.-С. 41−43.
  134. С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс // Вопросы экономики. 1999. — № 2. — С. 65−73.
  135. .Я. Опыт реализации Закона «О медицинском страховании граждан в РФ Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Воронежской области // Бюллетень НИИ СГЭ и УЗ им. Н. А. Семашко.-М., 1994. -№ 4.-С. 46−51.
  136. В. А. Методологические аспекты совершенствования экономических механизмов управления здравоохранением Московской области // Экономика здравоохранения 2000.- № 5,6. С.26−29.
  137. Справочный комплект нормативно-методических материалов по вопросам деятельности организаций и учреждений в новых условиях хозяйствования. М.: Союзмединформ, 1994. 192 с.
  138. Стародубов В. И, и др. Вопросы управления медицинским учреждением в условиях введения медицинского страхования. М., 1994. — 30 с.
  139. В.И. Научное обоснование развития здравоохранения России в условиях социально-экономических реформ: Автореф. дис.. д-ра мед. наук.- М., 1997.- 60 с.
  140. A.M. Савостина Е. А. Основные тенденции и региональные особенности развития системы ОМС в 1999 году. // Вестник ОМС. -2000.-№ 5.-С. 3−16.
  141. A.M., Климов Н. Б., Сталбов А. П., Новолодарский В. М. Стандартизация информационных технологий как элемента системы управления качеством медицинской помощи / Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2003. — № 3.
  142. Н. Стратегия развития персонала фирмы: актуальные вопросы теории и отечественной практики. // Персонал, 1997, № 5. С. 17−23.
  143. М. А. Основы финансовой системы здравоохранения // Экономика здравоохранения. 2002.- № 8.- С. 5−9.
  144. И., Деван М. А. Лидеры реорганизации. Из опыта американских корпораций / Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. С 105 -128. Ивановская Л. В. Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. — М.: ГАУ, 1995. С 96 -101.
  145. И., Деванн М. А. Лидеры реорганизации / Под ред. Н. А. Климова. -М.: Экономика, 1990. С 113.
  146. А.В. Американское здравоохранение в 80-е годы: проблемы финансирования // США: Экономика, политика, идеология. М., 1988. -№ 7.-С. 17−26.
  147. А.В. Перестройка экономики и организации в здравоохранении Вопросы экономики, 1997. — № 7.
  148. Ю.Г., Васюкова B.C. И др. К вопросу о критериях готовности территорий к проведению обязательного медицинского страхования // Бюллетень НИИ СГЭ и УЗ им. Н. А. Семашко. М., 1994. — № 4. -С. 56−59.
  149. Р.А. Система менеджмента. Учеб. прак. пособ. М.: ЗАО Бизнес шк. Интел-Синтез, 1997. С 156−157.
  150. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. -М.: Маркетинг, 2002.
  151. В.Б. Стратегия развития регионального здравоохранения: опыт реформирования. М., 1999.- 175с.
  152. А.А., Чернова Т. В., Блохин А. Б., Ползик Е. В., Колетова М. В. Анализ медицинской и экономической эффективности работылечебно-профилактических учреждений областного центра. // Экономика здравоохранения. -2002. № 5−6. С. 13−17.
  153. С.В., Христюк В. М. Экономические методы в управлении здравоохранением. // Мед. сестра. 1991. — № 11.- С.5−8.
  154. Характер труда в непроизводственной сфере и его особенности в здравоохранении / Кузьминская Н. Ф., Борбот A. JL, Каськова С. П. и др.: Ворошиловгр. мед. ин-т. Ворошиловград, 1986. — 152 с.
  155. А.Д. Основные направления реформы здравоохранения в Российской Федерации // Здравоохранение.- 1996.- № 10. С. 7.
  156. А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист, 1999. № 1. — С. 48−56.
  157. С.В., Толстова Ю. В. Система менеджмента качества. СПб.: Питер, 2004. — 192 с.
  158. М.И. Страховая медицина Запада и реформа здравоохранения в СССР // МЭ и МО. 1990. № 8. — С. 87−95.
  159. И.М. Возможные стратегии реформирования системы государственных обязательств в здравоохранении // Экономика здравоохранения. 2000. — № 5−6, С. 47−55.
  160. В.О. Динамика структурно- функциональных преобразований в системе лечебно-профилактической помощи населению Российской Федерации. // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. — № 3. -С. 12−15.
  161. О.П. и др. Фундаментальные основы политики здравоохранения. -М.: 1999. 397 с.
  162. О.П., Филатов В. Б., Чудинова М. Э., Погорелов Я. Д. О роли ценностей в формировании политики здравоохранения // Здравоохранение Российской Федерации.- 2000.- № 2.- С.9−12.
  163. О.П. Об итогах организационных экспериментов в здравоохранении // Бюллетень НИИ СГЭ и УЗ им. Н. А. Семашко. М., 1993. -№ 3. С. 7−11.
  164. О.П., Нечаев B.C. Реформа здравоохранения в РФ // Бюллетень НИИ СГЭ и УЗ им. Н. А. Семашко. -М., 1992. № 1. — С. 5−14.
  165. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении / Под.ред. Кучеренко В. З. М. — 1994.
  166. Carrol J. Health Care in Canada Seeks Effective Cure Journal of Social Policy, 1996. — vol. 5. — No 2, p. 65−76.
  167. European Health Care Reform. Analysis of Current Strategies. Copenhagen: WHO, 1997, p. 39−52.
  168. Flinn R., Pickard S. Contracts and the Quasi-market in Community Health Services // Journal of Social Policy, 1995, vol. 24, No 4, p. 129−150.
  169. Maynard A., Bloor K. Introducing a Market to the United Kindom Nationsl Health Service. New England Gournal of Medicine, 1996, February, p. 29−48.
  170. Marrel D. How general practitioner care can be achieved // Helth. Serv. Rev.- 1995. Vol. 12. № 2. — P. 34−46.
  171. M. Mitchell. Summary of studies into adult patient’s perceptions of day surgery. Ambulatory Surgery, N. 7, p. 75−100.
  172. Roland M. Markets, Bureaucrakies and clans // Journal of Social Policy, 1996, vol. 12, No 8, p. 16−37.
  173. Webb J. Primary care in the United Kingdom // Amer J. Publ. Helth Policy.- 1996.-Vol. 7. № 4. — P. 119−124.
  174. Williams G. The Effectiveness of Health Services // Health Serv. J. 1996. -Vol. 14. -№ 4.-P. 39−48.
  175. Williamson J. Britisch general practice perspectives on the home visit // Amer. J. Publ. Helth Policy. 1996. — Vol. 16. — № 8. — P. 69−78.
  176. World Bank. World Development Report Investing in Health. New York: Oxford University Press, 1993, p. 127−153.1. СЛОВАРЬ
  177. В стандарте ИСО 9000:2000 «продукт» (услуг здравоохранения) определен как «результат процесса».
  178. В настоящей работе используется термин стандарта ИСО 9001, то есть «высшее руководство».
  179. Менеджмент осуществление полномочий управления в общепринятом смысле на любом уровне организации поставщика услуг здравоохранения.
  180. Система менеджмента качества организация, структура, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для ведения менеджмента качества.
  181. В зависимости от потребностей организации руководство по качеству может изменяться как по глубине изложения так и по формату.
  182. Процедура определенный способ выполнения работы или процесса.
  183. Процесс набор взаимосвязанных или взаимодействующих работ, преобразующих входы в выходы. Входы процесса могут включать такие ресурсы, как персонал, финансы, медицинские установки (устройства), аппаратуру, методики и методы.
  184. Университеты, аспирантура, колледжи, которые заключают контракт на предоставление обучения врачам, медсестрам и другим работникам здравоохранения, также должны бы быть поставщиками таких и аналогичных работ.1. АНКЕТА
  185. Ваше отношение к качеству медицинского обслуживания и реорганизации в медицинском обслуживании1. Область2. Район3. Частный сектор4. Государственный сектор1. УВАЖАЕМЫЕ ГРАЖДАНЕ!
  186. Проблема повышения качества медицинского обслуживания очень актуальна. Ее актуальность возрастает и в связи с реализацией социальной политики.
  187. Заранее благодарим Вас за участие в опросе!
  188. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?17 практически здоров18 иногда болею19 часто болею
  189. Какие медицинские учреждения имеются на территории Вашего населенного пункта?20 ФАП21 Амбулатория22 Больница23 Не имеется
  190. Как далеко от Вашего места жительства находится:1. ФАП 24 — в вашем районе25 в городе Амбулатория — 26 — в вашем районе27 в городе Больница — 28 — в вашем районе 29 — в городе
  191. Как часто Вы посещаете медицинские учреждения?30 часто31 достаточно редко (не более 3-х раз в год)32 практически не обращаюсь
  192. Удовлетворены ли вы качеством медицинского обслуживания в вашем населенном пункте?33 удовлетворен полностью34 частично35 категорически не удовлетворен36 затрудняюсь ответить
  193. Как часто Вам приходится обращаться за помощью в районную (областную) больницу (поликлинику)?48 довольно часто49 редко (не более 3-х раз в год)50 не обращался
  194. Испытываете ли Вы трудности в получении услуг в районной (областной) больнице (поликлинике). Если да, то какие именно?51 транспортная доступность52 сложно получить направление на консультацию (госпитализацию)53 иное, напишите
  195. Удовлетворены ли Вы обслуживанием в районной (областной) поликлинике (больнице)?54.да55 нет56 затрудняюсь ответить
  196. Имеете ли Вы возможность выбора другого врача? 57-да58 нет
  197. Имеете ли Вы возможность прибегать к услугам медицинских кооперативов?59 приходилось довольно часто60 редко (не более 3-х раз)61 никогда не обращался
  198. У каких врачей Вы предпочли бы лечиться?66 у врача широкого профиля (врача общей практики)67 каждый раз обращаться к различным специалистам в той или иной области68 продолжать наблюдаться у участкового врача
  199. Насколько хорошо Вы представляете изменения, которые внесет переход к бюджетно-страховой медицине финансирования медицинских учреждений?69 представляю достаточно хорошо70 представляю в общих чертах71 не представляю
  200. Оцените, пожалуйста, Ваши доходы75 средств недостаточно76 средств достаточно только на питание77 уровень доходов позволяет делать небольшие накопления78 наша семья ни в чем себе не отказывает
  201. Как Вы оцениваете состояние здоровья других членов Вашей семьи?84 удовлетворительное85 неудовлетворительное
  202. Как часто члены Вашей семьи обращаются в медицинские учреждения?86 редко87 часто88 очень часто
  203. Удовлетворены ли члены Вашей семьи медицинским обслуживанием?89 не удовлетворены90 частично удовлетворены91 удовлетворены полностью
  204. Есть ли в Вашей семье дети в возрасте до 1 года?92 есть93 нет
  205. Как часто Вы обращаетесь в медицинские учреждения для консультаций и лечения детей?94 1 раз в месяц95 почти постоянно
  206. Как Вы можете оценить затраты семейного бюджета на охрану своего здоровья и здоровья членов Вашей семьи, в т. ч. детей?96 менее одной четвертой97 примерно одна треть98 примерно половина99 более половины
  207. Сколько человек в Вашей семье?118 только я сам119 два человека 120-три121 четыре122 пять123 шесть и более31. Сколько у Вас детей?124 до 16 лет125 нет126 все дети взрослые127 один128 двое129 трое130 четверо и более
  208. Если Вы в настоящее время не работаете, то чем занимаетесь?146 на пенсии147 учусь в Вузе, техникуме, училище148 в отпуске по уходу за ребенком149 временно не работаю150 являюсь безработным151 веду домашнее хозяйство152 другое1. Будьте здоровы!
  209. Финансовая деятельность ММУ «Стоматологическая поликлиника № 5»
  210. Бухгалтерский учет в ММУ «Стоматологическая поликлиника № 5» ведется в соответствии с Федеральным Законом от 21.11.96 г. № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете», с «Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» № 107н от 30.12.99 г.
  211. По итогам работы за 2004 год консолидированный бюджет составил -11 112,9 тыс. руб. в т. ч.:бюджет 2880,93 тыс. руб. 26% от консолидир. бюджета плат.услуги 6042 тыс. руб. 54% от консолидир. бюджета ОМС 2190 тыс. руб. 20% от консолидир. бюджета
  212. Оплата труда с начислениями составила: 3291,58 тыс. руб. 30% от консолидир. бюджета: в т. ч. бюджет 1840 тыс. руб. 56% от общего ФОТплатные услуги 1451,58 тыс. руб. 44% от общего ФОТ
  213. Медикаменты составили 846,24 тыс. руб. 2% от консолид. бюджета в т. ч. бюджет 12,9 тыс. руб. 1,5% от общих расходовплатные услуги 533,34 тыс. руб. 63% от общих расходов ОМС 300 тыс. руб. 35%о от общих расходов
  214. ТЭР и водоснабжение 369,52 тыс. руб 3% от консолидир. бюджета в т. ч. бюджет 340 тыс. руб. 40% от общих расходов платные 29,52 тыс. руб. 8%) от общих расходов
  215. Оборудование 3907,34 тыс. руб. 35% от консолидир. бюджета в т. ч. платные услуги 1916,88 тыс. руб. 49% от общих расходов ОМС 1890 тыс. руб. 23%) от общих расходов
  216. На расходные материалы и предметы снабжения, ГСМ, услуги связи и прочие текущие расходы использовано 2327,7 тыс. руб. 20,9% отконсоли д. бюджета, в т. ч. бюджет 42,4 тыс. руб. платные услуги 2285,3
  217. Смета расходов по бюджету на 2004 год с учетом внесенных изменений утверждена в сумме 2880,93 тыс. руб. Кассовые расходы составили 2818,4 тыс. руб. Фактические расходы 2806,6 тыс. руб. Фактические расходы не превышают кассовые расходы.
  218. Смета расходов по внебюджетным средствам (платные услуги) на 2004 год утверждена в сумме 6042 тыс. руб. Доходы от платных услуг в 2004 г. составили 5864,9 тыс. руб. Фактические расходы 5372,2 тыс. руб.
  219. Поликлиника включена в систему ОМС. Поступления от территориального ФОМС в 2004 г. составили 2190 тыс. руб.
  220. Оплата труда работникам поликлиники производится в соответствии с Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 14.10.92 г. № 785 «О дифференциации сумм в уровнях оплаты труда работников в бюджетной сфере» и с приказом № 377 от 15.10.99 г.
  221. Штатное расписание на 2004 г. утверждено в количестве 119,75 штатных единиц.
  222. Фактический фонд оплаты труда за 2004 г. 1691,4 тыс. руб.
  223. Фактическая численность 98 человек.
  224. Средняя зар. плата за 2004 год составила 2501 руб.
  225. Кредиторская задолженность на 01.01.05 г. по сравнению с кредиторской задолженностью на 01.01.04 г. изменилась на 44,4 тыс. руб. за счет увеличения задолженности по материалам.
  226. Число посещений за 2004 год составило 122 844 человекв т.ч. бюджет 121 049 чел. (ОМС 5988 чел.) платные услуги 1795 чел.
Заполнить форму текущей работой