Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гетерохронность развития профессионально важных качеств личности управленцев в ходе повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После целенаправленных обучающих занятий в ходе повышения квалификации складываются новые умения и компоненты способностей, внутри которых возникают новые проявления неравномерности: более выражены способности к анализу в ситуации развития привычных видов деятельности и качеств личности, выражающих отношение управленца к труду. Менее выражены (труднее осознаются, ниже оцениваются) виды… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы исследования
    • 1. 1. Профессионально важные качества личности и их изменение в ходе профессионального развития
    • 1. 2. Гетерохронность и неравномерность профессионального развития
    • 1. 3. Психологическая роль повышения квалификации в профессиональном развитии
  • Глава 2. Методы исследования
    • 2. 1. Приемы констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Содержание формирующего эксперимента
  • Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Состояние профессионально важные качеств личности управленцев при анализе различных профессиональных ситуаций
    • 3. 2. Гетерохронность и неравномерность профессионально важных качеств личности управленцев на разных этапах повышения 103 квалификации
    • 3. 3. Влияние форм повышения квалификации на гетерохронность развития профессионально важных качеств личности управленцев

Гетерохронность развития профессионально важных качеств личности управленцев в ходе повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возрастание требований к профессионализму кадров выдвигает на первый план задачу формирования личности специалиста. Формирование и стимулирование необходимых качеств личности работника, позволяющих ему осуществлять эффективную профессиональную деятельность, становится главной задачей профессионального обучения, всех направлений подготовки и повышения квалификации кадров.

В современных условиях быстро меняющегося и обновляющегося общества для работника в любой социальной сфере необходимы профессионально важные качества, включающие способность специалиста различать условия профессиональной деятельности и ситуации в ней, осознавать качества личности, которые должны быть актуализированы в специфических условиях конкретной профессиональной ситуации, а также умение оценивать значимость отдельных качеств личности для разных условий деятельности. Все эти качества личности позволяют специалисту гибко ориентироваться в меняющихся запросах общества, мобильно перестраивать способы профессиональной деятельности, включать нужные качества, умения и ресурсы личности. Аналогичные качества личности необходимы и для специалиста в сфере управления.

Особенности изменения и развития профессионально важных качеств личности управленца как способностей к анализу и учету меняющихся профессиональных ситуаций, в условиях повышения квалификации недостаточно изучены. Между тем исследование динамики этих качеств личности важно как для совершенствования программ повышения квалификации, так и для обоснования планов профессионального самосовершенствования.

Состояние проблемы исследования.

Становление личности профессионала было предметом изучения в трудах К. А. Абульхановой, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, В. Г. Асеева, А. А. Бодалева, А. А. Деркача, ЕА. Климова, P.JI. Кричевского, Н. В. Кузьминой, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищука, А. К. Марковой, К. К. Платонова, Ю. П. Поваренкова, А. А. Реана, В. Д. Шадрикова и др. В работах этих авторов описана структура личности профессионала, выявлена взаимосвязь эффективности профессиональной деятельности и зрелости качеств личности работника, показано своеобразие личностных качеств у представителей профессий типа «человек-человек».

Становление личности профессионала в сфере управления рассматривалось в работах А. А. Деркача, Т. С. Кабаченко, Л. Д. Кудряшовой,.

A.В. Филиппова и др.

Специфика профессиональной деятельности и личности управленца в условиях инноваций обсуждалась в работах В. И. Загвязинского,.

B.C. Лазарева, В. А. Мальцева, М. М. Поташника, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой и др.

Новые эвристические возможности для изучения становления личности профессионала содержатся в акмеологическом подходе к профессиональному развитию, результаты реализации которого представлены в работах А. А. Деркача, О. С. Анисимова, С. А. Анисимова, В. Г. Зазыкина, И. Н. Семенова, Ю. В. Синягина, Е. А. Яблоковой и др. В контексте акмеологического исследования осуществлялось изучение специалиста в условиях высокопродуктивной профессиональной деятельности (Н.В. Кузь-мина, А. А. Реан и др.). Акмеологические аспекты профессиональной деятельности и личности руководителей в сфере образования обсуждались Н. В. Кузьминой, Л. Н. Добряковой, Н. Т. Селезневой, О. В. Москаленко.

Профессиональное становление личности включено в контекст общего психического развития и подчинено закономерностям этого развития (преемственности, противоречивости, сензитивности и др.). В настоящей работе рассматривается проявление в ходе становления личности профессионала закономерностей гетерохронности и неравномерности развития.

Теоретические подходы к изучению закономерностей и феноменов неравномерности и гетерохронности были заложены в трудах Б.Г. Ана-ньева, П. К. Анохина, Л. И. Анцыферовой, А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, B.C. Мерлина, Е. Ф. Рыбалко, Е. И. Степановой и др. Неравномерность профессионального развития экспериментально изучалась в работах В. А. Бодрова, B.JI. Марищука, В. Д. Шадрикова, В. Л. Шкаликова и др. Проведены исследования явлений неравномерности и гетерохронности (разновременности) в развитии профессиональной деятельности (В.Д.Шад-риков) и в становлении личности профессионала (Ю.П. Поваренков). Неравномерность профессионального развития проявляется в изменчивости показателей эффективности профессиональной деятельности, немонотонности их роста на отдельных этапах освоения деятельности, в наличии периодов нарастания, стабилизации, спада (В.Д. Шадриков, В.Л. Шкаликов).

Большинство данных о неравномерности становления личностных качеств получено на материале овладения техническими профессиями. Менее изучены неравномерность изменения личностных качеств специалиста в сфере управленческой деятельности.

Психологическая сущность процесса повышения квалификации и его роль в профессиональном развитии рассматривалась в работах В. В. Краевского, Ю. Н. Кулюткина, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, А. Ю. Панасюка, А. И. Подольского, Г. С. Сухобской, Т. Н. Шамовой и др. Показаны особенности усвоения знаний, перестраивания мотивов установок!), способов деятельности в послевузовском обучении. В меньшей мере изучены проявления неравномерности психического и профессионального развития в контексте повышения квалификации. В нашей работе рассматривается динамика качеств личности и их компонентов у управленцев в условиях обучения на курсах повышения квалификации.

Цель исследования: изучить изменение характера профессионально важных качеств личности управленцев в ходе повышения квалификации.

Объект исследования: развитие профессионально важных качеств личности управленцев.

Предмет исследования: гетерохронность (неравномерность) развития профессионально важных качеств личности управленца в ходе повышения квалификации.

Гипотезы исследования:

— профессионально важные качества личности складываются неравномерно в зависимости от преобладающих в опыте управленца видов профессиональной деятельности;

— неравномерность (гетерохронность) профессионально важных качеств личности управленца сохраняется на разных этапах повышения квалификации и приобретает различное содержание за счет изменения соотношения компонентов профессионально важных качеств личности.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы становления профессионально важных качеств личности управленца и проявлений их неравномерности в ходе профессионального развития.

2. Проанализировать психологическое содержание процесса повышения квалификации и его роли в профессиональном развитии.

3. Определить совокупность профессионально важных качеств личности управленцев и выявить их своеобразие в разных видах управленческой деятельности.

4. Разработать методические приемы, выявляющие состояние профессионально важных качеств управленцев.

5. Получить в ходе констатирующего и формирующего эксперимента данные о состоянии и динамике профессионально важных качеств личности управленцев в ходе повышения квалификации.

6. Сформулировать практические рекомендации.

Методологической основой исследования являются разработанные в трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, СЛ. Рубинштейна деятельностный, личностный, системный, субъектно-акмеологический подходы к изучению психического и профессионального развития, а также положения отечественной психологии о неравномерности и гетерохронности отдельных сторон развития психики (Б.Г. Ананьев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. Д. Шадриков и др.).

Методы исследования.

В работе использовались беседа, наблюдение, опросник, ранжирование, методика «неоконченных предложений», метод экспертных оценок, эксперимент. Методы психологического исследования включались в реальный процесс повышения квалификации.

Эмпирическая база исследования.

Исследование проводилось в 1995;1996 гг. на базе института повышения квалификации работников образования (г. Москва), а также в 1997 Г.-1999 г. на курсах повышения квалификации РАГС. В констатирующем эксперименте участвовало 187 руководителей в сфере образования. В формирующем эксперименте участвовало 73 человека. Курсы повышения квалификации предусматривали 3−4 месяца занятий.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Развитие профессионально важных качеств личности управленца рассмотрено как многомерный процесс, включающий ряд компонентов и тесно связанный с умением управленца анализировать и сопоставлять разные управленческие ситуации, виды профессиональной деятельности в этих ситуациях. Показано значение для развития профессионально важных качеств управленцев наличия их способности различать профессиональные ситуации становления, ситуации стабильного функционирования, ситуации развития в жизнедеятельности организации, а также переходные ситуации. Определены психологические различия разных управленческих ситуаций (ситуаций стабильного функционирования и развития), выделены виды профессиональной деятельности и характеристики профессионально важных качеств личности, востребованных в разных ситуациях (режимах) работы организации.

Показано, что для управленцев в системе образования характерны установки на ситуации стабильного функционирования, а также трудности в выделении признаков работы организации в режиме развития.

Получены эмпирические данные о наличии неравномерности (гетерохронности) отдельных компонентов и параметров профессионально важных качеств личности на разных этапах повышения квалификации. Показана динамика неравномерности (гетерохронности) компонентов и параметров профессионально важных качеств управленцев в ходе повышения квалификации. Существенный разброс и несовпадение параметров профессионально важных качеств личности выявлен при сопоставлении и различении ситуаций стабильного функционирования организации и работы организации в режиме развития. Выявлено, что одни параметры профессионально важных качеств являются более устойчивыми и менее гетерохронными (например, установка на работу в стабильной организации, нежелание идти на риск), другие — изменяются в ходе повышения квалификации более выраженно и более неравномерно (способность к определению начала критических и переходных фаз в жизнедеятельности организации, способность к сопряженным действиям с другими людьми в ситуации перемен). Выявлены некоторые проявления внутрииндивидуальной и межиндивидуальной неравномерности гетерохронности) динамики качеств личности участников обучения.

Установлено, что на развитие профессионально важных качеств специалистов стимулирующее влияние оказывают формы обучения в ходе повышения квалификации, включающие анализ видов профессиональной деятельности и качеств личности, востребованных в ситуации развития организации. Показано влияние разных форм и видов заданий в ходе повышения квалификации на содержание неравномерности профессионально важных качеств личности.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исследования, применением комплекса взаимодополняющих методик, использованием формирующего эксперимента, сочетанием количественного и качественного анализа данных.

Практическая значимость исследования.

Разработаны практические рекомендации, направленные на совершенствование профессионального обучения в учреждениях повышения квалификации, а также на совершенствование профессионального самообразования управленцев (руководителей в сфере образования).

Намеченные и апробированные в данном исследовании в ходе формирующего эксперимента формы повышения квалификации могут быть включены в программы повышения квалификации управленческих кадров и использованы для формирования профессионально важных качеств специалистов.

Намечены и описаны акмеологически обоснованные приемы анализа специфики профессиональной деятельности в организации, работающей в режиме развития, приемы формирования качеств зрелой личности, обеспечивающие переход организации из режима стабильного функционирования в режим развития, поддерживающие жизнедеятельность организации в режиме развития, а также разумный баланс в организации между стабильностью и нововведениями.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения исследования докладывались на заседаниях и круглых столах кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, на научно-практических конференциях (г. Москва, г. Петрозаводск, г. Новгород). Практические рекомендации по формированию качеств личности управленцев в ходе анализа ими управленческих ситуаций и адекватных видов профессиональной деятельности используются на курсах повышения квалификации РАГС при Президенте РФ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Имеется неравномерность уровней развития профессионально важных качеств управленцев, проявляющаяся в различении предлагаемых нами управленческих ситуаций в жизнедеятельности организации: становление организацииисчерпанность периода становления организации и неудовлетворенность ситуацией становленияпереход от становления к функционированию организациистабильное функционированиекризис функционирования и неудовлетворенность ситуацией функционированияпереход от функционирования к развитиюисчерпанность и кризис ситуации развитияпоиск новых стратегий, разумное сочетание между стабильностью и развитиемпереход от функционирования (или развития) к остановке в развитии, к регрессу.

2. Неравномерность (гетерохронность) развития профессионально важных качеств управленцев выражается в несовпадении состояния и динамики таких компонентов и параметров профессионально важных качеств личности, как: способность к различению разных управленческих ситуацийспособность к определению и осознанию профессионально важных качеств личности, востребованных в разных управленческих ситуацияхумение оценить значимость разных профессионально важных качеств личности для управленческой деятельности.

3. Характер неравномерности профессионально важных качеств личности и их компонентов изменяется на разных этапах повышения квалификации.

До начала обучения у управленцев более развита способность к различению разделенных во времени управленческих ситуаций (становление и развитие), труднее различаются близкие ситуации (становление и функционирование, функционирование и развитие, критические и переходные ситуации). Способность к определению профессионально важных качеств, востребованных для управленческой деятельности, выражена в разной степени применительно к разным ситуациям: наиболее востребованными участники обучения называют профессиональные качества, необходимые в стабильной ситуации и менее востребованными называют качества личности, обеспечивающие работу организации в режиме развития.

На первом этапе повышения квалификации (после введения первого обучающего фактора) появляются позитивные изменения. Так, формируются новые умения по различению видов профессиональной деятельности в стабильной ситуации. Возрастает способность к определению профессионально важных качеств, востребованных в разных управленческих ситуациях. Вместе с тем появляются новые признаки неравномерности в этих возникших способностях: более полно слушатели называют профессиональные качества личности, необходимые для более привычных видов деятельности (информационно-аналитической, организационно-исполнительной, контрольной) и менее полно осознаются (или остаются на прежнем уровне) профессионально важные качества, относящиеся к мотивационно-целевой, прогностической, диагностической функции управленца.

На втором этапе повышения квалификации (после введения второго обучающего фактора) складываются компоненты новых профессиональных умений, новых качеств личности. Появляются новые умения в различении профессиональных ситуаций стабильного функционирования и ситуации развития, управленцы в ходе занятий научаются выделять признаки этих ситуаций. Вместе с тем внутри этих различий возникают новые факты несовпадения уровней умений. Так, внутри способности к выделению различий видов профессиональной деятельности в стабильной ситуации легче выделяются более очевидные признаки (стабильность кадров, стабильность планов) и труднее вычленяются признаки сохранения стабильных целей и ценностей организации. В ситуации развития организации лучше осознается наличие эксперимента, других нововведений и труднее осознается наличие специфики деятельности мотивирования, перевода сотрудников в режим самоуправления, рекламной деятельности.

Возрастает при оценивании роли профессионально важных качеств по их значимости понимание роли тех качеств личности, которые необходимы для поддержания работы организации в режиме развития. Неравномерность сохраняется в том, что в наибольшей мере возрастает значимость таких качеств личности, как прогнозирование с учетом изменяющихся ситуаций, прогнозирование с учетом запросов общества. Медленнее возрастает понимание значимости качеств личности, связанных с мотивирующими воздействиями на других людей. В ситуации развития выше оцениваются профессионально важные качества личности, связанные с отношением к труду (прогнозирование результатов деятельности, учет запросов общества и др.) и ниже оцениваются качества личности управленца, связанные с отношением к другому человеку (неформальное отношение к другому человеку, учет мотивов членов организации в новом, более трудном режиме работы и т. д.).

4. Разные компоненты (параметры) профессионально важных качеств личности управленца (способность к различению управленческих ситуацийопределение качеств личности, востребованных в разных управленческих ситуацияхумение правильно оценить степень значимости различных качеств личности для управленческой деятельности в разных ситуациях) изменяются неравномерно. Первый параметр равномерно возрастает после первого и второго этапов повышения квалификации. Второй параметр не возрастает после первого этапа, но увеличивается по своим показателям после второго этапа повышения квалификации. Третий параметр возрастает после второго этапа повышения квалификации, но продолжает оставаться менее развитым, чем первые два.

5. Развитию профессионально важных качеств личности управленца и их компонентов способствуют такие формы повышения квалификации, которые используют задания и упражнения по анализу конкретных управленческих ситуаций и степени востребованности в них различных качеств личности.

Различия в состоянии профессионально важных качеств личности на первом этапе повышения квалификации зависят от стажа работы управленцев и от характера видов профессиональной деятельности, преобладающих в опыте управленцев. В ходе повышения квалификации влияние стажа уменьшается, правильность и полнота ответов больше зависит от заинтересованности и включенности участников обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В работе предложен и реализован новый теоретический подход к анализу состояния и развития профессионально важных качеств личности управленцев в связи с анализом ими разных видов управленческих ситуаций (ситуации становления, стабильности, развития организации).

В работе показаны некоторые общие тенденции в состоянии профессионально важных качеств личности управленцев с разным стажем и опытом работы: слабое развитие способностей к различению руководителями (в сфере образования) видов профессиональной деятельности управленца и специфики профессионально важных качеств личности в разных ситуациях (режимах) работы организации, что объясняется отсутствием социального запроса практики к развитию таких способностей. В ходе повышения квалификации наблюдаются позитивные сдвиги в способностях управленцев анализировать разные виды управленческих ситуаций, выделять виды профессиональной деятельности и соответствующие качества личности. Возрастает при оценивании роль видов профессиональной деятельности, профессионально важных качеств личности, необходимых для поддержания работы организации в режиме развития.

На фоне этих общих тенденций в состоянии профессионально важных качеств личности управленцев выявлена постоянно присутствующая и различающаяся по содержанию и степени выраженности неравномерность (гетерохронность) отдельных профессионально важных качеств и их компонентов, связанных с использованием качеств личности при различении управленческих ситуаций, с осознанием и оцениванием профессионально важных качеств личности по степени значимости.

Так, на всех этапах обучения более развиты (преобладают) профессионально важные качества, связанные со стабильными управленческими ситуациями и востребованными в них качествами личности. Они легче и более полно осознаются, более высоко оцениваются (по степени развитости у себя). Менее востребованными (с трудом осознаваемыми) оказываются качества личности руководителя, обеспечивающие переход к работе организации в режиме развития.

После целенаправленных обучающих занятий в ходе повышения квалификации складываются новые умения и компоненты способностей, внутри которых возникают новые проявления неравномерности: более выражены способности к анализу в ситуации развития привычных видов деятельности и качеств личности, выражающих отношение управленца к труду. Менее выражены (труднее осознаются, ниже оцениваются) виды деятельности и качества личности, выражающие специфику ситуации развития (поиска, неопределенности, риска и т. д.) и отношения к другому человеку. Таким образом, наблюдается неравномерность (гетерохронность) в реальном состоянии профессионально важных качеств личности (по их использованию при анализе управленческих ситуаций), в степени их осознавания (по установлению связи качеств личности с видами ситуации), по уровню значимости для управленцев при оценивании.

Определенный вклад исследования в дальнейшее развитие акмеологи-ческого подхода состоит в том, что в работе апробирован один из возможных подходов к изучению становления зрелой личности профессионала и к ее формированию (через анализ специалистом качеств личности, реально востребованных в разных видах профессиональной деятельности в условиях развивающейся организации).

Перспективы исследования могут состоять в применении полученных данных для совершенствования повышения квалификации управленцев не только в сфере образования, но и при подготовке персонала в развивающихся организациях других социальных сфер.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. Под ред. А. В. Филиппова, М., 1989.
  2. Актуальные проблемы психологической работы в таможенных органах РФ. Под ред. И. Н. Колобовой, М., 1996.
  3. .Г. Избранные психологические труды. Т.1 и 2, М., 1980.
  4. .Г. Интеллектуальное развитие взрослых как характеристика обучаемости. Ж. «Советская педагогика», 1969, № 10.
  5. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.
  6. Л.И., Завалишина Д. Н., Рыбалко Я. Ф. Категория развития в психологии. В кн. Категории материалистической диалектики в психологии. Под ред. Л. И. Анцыферовой, М., 1988.
  7. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.
  8. Л.Г. Оптимизация профессионального обучения кадров государственной службы. М., 1999.
  9. В.В. Гетерохронность развития профессионально важных качеств личности в старшем юношеском возрасте. Автореф. канд. дисс. Калуга. 2000.
  10. .И. Психодиагностика профессионально важных качеств и профотбор диспетчеров пожарной службы. Ж. «Вестник МГУ». Серия 14, Психология, 1998, № 3.
  11. В.А. Психология профессиональной деятельности. В кн. Современная психология. Под ред. В. Н. Дружинина, М., 1999.
  12. В.А., Писаренко Ю. Э. Исследование структуры и динамики развития летных способностей. «Психологический журнал», 1999, № 3.
  13. И.А. Диагностика профессионально значимых качеств как фактор обеспечения безопасности труда. В кн. Тезисы докладов научнойконференции. Психологические вопросы безопасности труда. Таллин, 1981.
  14. М.К. Наука управления: новый подход. М., 1990.
  15. С.С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально важных качеств. Проблемы системогенеза деятельности. Ярославль, 1980.
  16. Т.Н. Психологические аспекты повышения работоспособности руководителя. Калининград, 1990.
  17. П.К. Структурно-алгоритмическое исследование и моделирование операторской деятельности для повышения квалификации оперативного персонала АЭС. Автореф. канд. дисс. Спб. 1993.
  18. Е.Д. Реформы образования и жизненные старты. Ж. «Педагогика», 1994, № 4.
  19. И.А. Некоторые проблемы повышения квалификации психологической компетентности преподавателя. В сб. Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж, М., 1998.
  20. И.Ф., Арташкина Т. А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знаний. Владивосток, М., 1993.
  21. Н.И. Теоретические основы интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования студентов университета. Автореф. докт. дисс., М., 1999.
  22. .Л. Последипломное образование в развитых странах. Ж. «Педагогика» 1993, № 3.
  23. В.Б. Персонологический подход в повышении квалификации учителей, Ж. «Педагогика», 1993, № 1.
  24. В.Б. Повышение квалификации учителей в США: социально-психологический подход. Ж. «Педагогика», 1992, № 7−8.
  25. А.Э. Управление персоналом в «становящейся организации» -механизмы селекции и модели взаимодействия. Автореф. канд. дисс. Р н /Д, 2000.
  26. Г. Б. Психологические факторы самореализации профессионалов высокого класса. Автореф. докт. дисс. М., 1999.
  27. JI.K. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного образования. Рязань, 2000.
  28. Д.А. Динамика целеполагания в процессе профессионализации (на материале становящейся деятельности). Автореф. канд. дисс., М., 1998.
  29. Гуманистические тенденции в непрерывном образовании взрослых в России и в США. Под ред. М. В. Кларина, И. Н. Семенова, М., 1994.
  30. Е.В. Организация повышения квалификации практических психологов в Чувашской республике. В сб. Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж, М., 1998.
  31. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований, М., 2000.
  32. А.А., Дьячков В. М. Психологические условия и факторы оптимизации личностно-профессионального развития государственных служащих регионального управления. М., 1997.
  33. Дидактические материалы к учебным курсам, изучаемым на ФППК ОНО. Под ред. Т. П. Шамовой, М., 1989.
  34. Л.Г. Проблемы современной психологии труда. «Психологический журнал», 1992, № 3.
  35. М., Ратаек 3. Система непрерывного образования учителей в Польше. Ж. «Советская педагогика», 1991, № 7.
  36. JI.H. Акмеологическая деятельность в управленческих структурах образования. Автореф. канд. дисс. Спб., 1999.
  37. М.Н. Из опыта повышения квалификации школьных психологов тренинг центра ЦСПА «Генезис». В сб. «Развивающаяся психология — основа гуманизации образования». Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж, М., 1998.
  38. В.Н., Шадриков В. Д. Динамика системы профессионально важных качеств в ходе овладения профессией. В кн. «Проблемы индустриальной психологии». ЯрГУ, 1979.
  39. В.А. Психологическая диагностика профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу по контракту. Автореф. канд. дисс. М., 2000.
  40. ЖуравковаМ.В. Профессиональный тип личности и развитие нервно-психического напряжения в педагогической деятельности. Автореф. канд. дисс. Спб. 1995.
  41. Д.Н. Деятельность оператора в условиях дефицита времени. В сб. Инженерная психология: теория, методология, практическое применение. М., 1977.
  42. Д.Н. Психологическая структура способностей. В кн. Развитие и диагностика способностей. Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М., 1991.
  43. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М., 1991.
  44. Г. М. Психологический анализ трудовой деятельности. М., 1966.
  45. Е.И. Психологические условия включения нового действия в состав сформированной деятельности. Автореф. канд. дисс. М, 1987.
  46. Г. А. Организационно-деятельностная игра в системе повышения квалификации. Ж. «Советская педагогика», 1989, № 9.
  47. Иванова 3. Некоторые профессионально важные качества токаря. Профориентация и консультация молодежи. К., 1966.
  48. Инновации в школе: характер и результаты. Ж. «Народное образование», 1993, № 6.
  49. Инновационное обучение: стратегия и практика. Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж, М., 1994.
  50. Т.С. Психология управления. М., 1997.
  51. А.И. Профессия и личность. Социально-психоло-гические характеристики профессиональных качеств личности. Л., 1987.
  52. А.Н. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности. Свердловск, 1991.
  53. А.В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности. Ярославль, 1991.
  54. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
  55. Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996.
  56. М.М. Формирование профессионально важных качеств в процессе подготовки к производственной деятельности. Вестник Ярославского университета, 1972, вып.З.
  57. А.Г. Руководителю о работнике: практический аспект изучения личности. М., 1988.
  58. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.
  59. М.В. Корпоративный тренинг от, А до Я. М., 2000.
  60. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
  61. М.Д. Организация и формы повышения квалификации медицинских работников с высшим образованием. М., 1971.
  62. Коллективные формы повышения квалификации учителей. Киев, 1986.
  63. Концепция повышения квалификации педагогических кадров в системе непрерывного образования. JL, 1988.
  64. Кос Н. И. Модель социопсихологического сопровождения труда руководителя как профессионала-соционома. В кн. Педагогика и акмеология университетского образования. Под ред. А.А. Пону-калина, Саратов, 1994.
  65. М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-опера-тора. М., 1993.
  66. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров. Ж. «Педагогика», 1992, № 7−8.
  67. P.JI. Если Вы руководитель. М., 1996.
  68. O.K. Моделирование профессиональной деятельности специалистов (на материале исследования научных работников и инженеров). Автореф. канд. дисс. JL, 1987.
  69. Л.Д. Каким быть руководителю. Психология управленческой деятельности. Л., 1986.
  70. И.А. Психология и эффективный менеджмент. М., 1994.
  71. Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990.
  72. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., 1972.
  73. В.К. Эргономические основы интенсификации учебного процесса в вузе. Под ред. П. И. Пидкасистого. Вильнюс, М., 1987.
  74. B.C. Комплексный метод психологического анализа эффективного управления. Автореф. канд. дисс. М., 1981.
  75. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М., 1993.
  76. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  77. В.А. Формирование психологических критериев оценки качеств личности педагогов сферы производства в процессе повышения их квалификации. Автореф. канд. дисс. Л., 1988.
  78. И.В. Соответствие человека его профессиональной деятельности. Автореф. канд. дисс. М., 1998.
  79. В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте. Автореф. канд. дисс. М., 1994.
  80. В.А. Госслужащий современного типа. М. Н/Новг. 1995.
  81. В.А., Холопова Г. П. Профессионализация памяти студентов. Ж. «Вопросы Психологии». 1990 № 3.
  82. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Докт. Дисс., Л., 1982.
  83. А.К. Психология профессионализма. М., 1991.
  84. А.К. Психологические вопросы повышения квалификации. Ж. «Педагогика», 1992 № 9.
  85. С.Д. Профессионалы в управлении. Л., 1991.
  86. Э.В. Психологические условия формирования эффективного руководителя в процессе повышения квалификации. Автореф. докт. дисс. М., 1991.
  87. Менеджмент в управлении школой. Под ред. Т. П. Шамовой. М., 1992.
  88. А.К., Путляева Л. В. Проблемное обучение в системе повышения квалификации. М., 1979.
  89. А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования. Ж. «Педагогика», 1994, № 3.
  90. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. Спб., 1996.
  91. Мероприятия по совершенствованию подготовки специалистов на основе квалификационных характеристик. Инструктивное письмо № 33 MB и
  92. ССО СССР от 17.11.76. «Бюллетень высшего и среднего специального образования СССР», 1982, № 1.
  93. P.O., Фролов Ю. И. К построению концепции профессиональной переподготовки практических психологов для социальных систем. В сб. Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Под ред. В .Я. Ляудис, Н. Н. Корж, М, 1998.
  94. Н.Н. Психология в системе постдипломного педагогического образования. В сб. «Развивающаяся психология основа гуманизации образования». Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж, М., 1998.
  95. А.И. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М., 1991.
  96. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1981.
  97. К.К. Динамическая функциональная структура личности. В кн. Личность и труд. М., 1965.
  98. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  99. Ю.П. Профессиональное становление личности. Автореф. докт. дисс., М., 1999.
  100. Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск, 1999.
  101. Повышение квалификации по личным творческим планам. Л., 1988.
  102. По дольский А. И. Психология подготовки специалистов для современного производства. М., 1990.
  103. Л.Н. Профессиональная компетентность персонала госслужбы. В сб. «Государственная кадровая политика и механизм ее реализации». М., 1997.
  104. Применение дидактических игр при повышении профессионально-педагогической квалификации преподавателей. Ижевск. 1989.
  105. Проблемы психологии профессиональной деятельности кадров госслужбы. Под ред. А. А. Деркача. М., 1996.
  106. Психология. Под ред. А. А. Крылова, М., 1998.
  107. Психологические тесты для деловых людей. Составитель Н. А. Литвищева. М., 1998.
  108. Психология профессиональной деятельности кадров госслужбы. Под ред. А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, М., 1996.
  109. Психология управления. Отв. ред. М. В. Удальцова, Новосибирск, 1999.
  110. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления. Под ред. А. А. Деркача, Э. А. Манушина, М., 1997.
  111. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности. Под ред. А. А. Деркача, М., 1996.
  112. Развитие и оценка компетентности. Материалы конференции. М., 1996.
  113. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. С. Степановой, М., 1972.
  114. Н.Романова Е. С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиогра-фии, М., 1990.
  115. Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Под ред. A.M. Зотова, Б. Н. Киселева, М., 1998.
  116. Пб.Рощин С. К. Экзамен на министра. «Российская федерация», 1995, № 6.
  117. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
  118. В.М. Динамика профессионального сознания курсантов высших военных авиационных инженерных учебных заведений. Автореф. канд. дисс. Ставрополь, 1999.
  119. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999.
  120. И.Г. Повышение квалификации рабочих на производстве: педагогический аспект. М., 1989.
  121. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М., 1987. s
  122. Система методов изучения профессионально важных качеств действующих специалистов для объективного выдвижения руководителей. Сост.1. A.П. Посленов. М., 1995.
  123. С.В. Альтернативное образование взрослых: проблемы и перспективы. М. «Педагогика», 1993, № 5.
  124. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
  125. Смирнова A3. Пути формирования специалиста с высшим образованием. Л., 1977.
  126. Л.А. Профессионально важные качества госслужащего как условие формирования положительного имиджа. Имидж госслужащего. По ред. Д. К. Уледова, В. Д. Попова, М., 1996.
  127. Ю.К. Психологические процессы в операторском труде. М., 1989.
  128. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. Спб. 1995.
  129. Теоретические основы непрерывного образования. Под ред.1. B.Г. Онушкина, М., 1987.
  130. Е.П. К проблеме совершенствования профессиональных умений организаторов народного образования. В сб. Теоретические основы совершенствования управленческих умений руководителей школы. М., 1988.
  131. Управление развитием школы. Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М., 1995.
  132. А.В., Ковалев С. В. Исследование мотивации повышения квалификации руководящих работников. Ж. «Вопросы психологии», 1987, № 1.
  133. Формирование профессиональных навыков анализа учителем опыта своей конструктивно-методической деятельности. Л., 1985.
  134. П.В. Пути повышения квалификации учителей. М., 1975.
  135. П.Д. Методика оценки деловых и личностных качеств руководителей среднего звена. «Психологический журнал», 1986, № 3.
  136. В.Д. Психологические аспекты расстановки кадров. М., 1974.
  137. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы. «Психологический журнал», 1980, № 3.
  138. В.Д. Системогенез профессиональной деятельности. М., 1982.
  139. В.Д. Проблемы профессиональных способностей. «Психологический журнал», 1982, № 5.
  140. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.
  141. В.Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации. В сб. Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1979.
  142. В.Д., Дружинин В. Н. Системный подход к измерению способностей. В сб. Диагностика профессиональных и познавательных способностей. Под ред. В. Д. Шадрикова, В.Н. Дружи-нина, М., 1988.
  143. Т.Н. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.
  144. Т.И. Подготовка директоров школ: опыт и перспективы. Ж. «Советская педагогика», 1990, № 3.
  145. А.И. (сост.) Социально-психологический климат первичного трудового коллектива. Диагностика и пути оптимизации. Пермь, 1986.
  146. Л.Н. Психологические условия развития профессионально важных качеств в процессе обучения. Автореф. канд. дисс., М., 1981.
  147. В.Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности. М., 1999.
  148. Г. Г. Профессионально важные психические качества следователя. Автореф. канд. дисс. Минск, 1970.
  149. B.JI. Изучение неравномерности и гетерохронности освоения деятельности в процессе профессиональной подготовки. Автореф. канд. дисс. М., 1989.
  150. В.JI. Экспериментальное исследование развития профессионально важных качеств у учеников электросварщиков на начальных этапах освоения профессии. В ст. Проблемы индустриальной психологии. Под ред. В. Д. Шадрикова, А. В. Карпова. Ярославль, 1983.
  151. Шкаликов B. JL, Шадриков В. Д. Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения профессиональной деятельности. «Психологический журнал», 1984, № 5.
  152. Р.В. Уровень профессионализации как фактор, определяющий структуру профессионально важных качеств. В ст. Проблемы системоге-неза деятельности. Ярославль, 1980.
  153. Р.В. Формирование и развитие системы профессионально важных качеств (на примере деятельности токаря-универсала). Автореф. канд. дисс., JI., 1981.
  154. Т.П. Одна из моделей повышения профессионального уровня педагогов-психологов. В сб. Развивающаяся психология основы гуманизации образования. Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж, М., 1998.
  155. В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М., 1997.
Заполнить форму текущей работой